9.2. Валютные ограничения, принципы их организации, их уровень и

Бухгалтерские и аудиторские термины — Audit-it.ru

9.2. Валютные ограничения, принципы их организации, их уровень и

Валютные операции – это действия, направленные исполнение или иное прекращение обязательств с валютными ценностями и использование их в качестве средств платежа, а также в иных случаях, предполагающих переход прав собственности.

Так к валютным операциям относятся:

  • операции продажи или купли иностранной валюты;
  • использование иностранной валюты как средства платежа;
  • оплата внешнеэкономических обязательств национальной валютой;
  • вывоз, пересылка валютных ценностей за рубеж и ввоз из-за рубежа.

В каких случаях появляются валютные операции

Валютные операции появляются:

1) при конвертировании юридическими или физическими лицами денежных средств из одной валюты в другую;

2) при их использовании в международном обращении валютных ценностей в качестве средств платежа;

3) при ввозе, пересылке, перевозе на территории этой страны валютных ценностей и за ее границы.

Правовое регулирование валютных операций

Регулирование валютных операций осуществляется в соответствии с принципами, определенными в ст. 3 закона № 173-ФЗ «О валютном госрегулировании и контроле».

Среди них можно выделить следующие:

  1. невмешательство госорганов в валютные операции, совершаемые нерезидентами и резидентами, без наличия веских оснований;

  2. установление приоритетности за экономическими способами при реализации валютного регулирования;

  3. одновекторность развития как внутренней, так и внешней валютной политики России;

  4. единая политика в госрегулировании и контроле валютных операций;

  5. госзащита прав и интересов субъектов при их совершении.

Нормативно-правовые акты, регулирующие совершение валютных операций, — это:

  • Закон о валютном госрегулировании и контроле от 10.12.2003 № 173-ФЗ ;
  • международные соглашения РФ;
  • опубликованные акты госрегулятора и иные законодательные акты, дополняющие или уточняющие нормы действия указанных выше закона и международных договоров.

Регуляторами, в полномочиях которых прописан в том числе и контроль за проведением валютных операций, являются Центробанк и Правительство РФ (ст. 5 закона № 173-ФЗ).

Что относится к валютным операциям на законодательном уровне

Закон «О валютном госрегулировании и контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ определяет валютные операции путем перечисления их видов.

В статье 1 173-го Закона раскрываются основные понятия и термины, используемые в Законе, в том числе и понятие валютных операций.

В соответствии с законодательством РФ к валютным операциям относятся:

  • приобретение либо отчуждение валютных ценностей резидентами между собой (купля-продажа, дарение, наследование и так далее) либо их использование для осуществления оплаты;
  • приобретение либо отчуждение резидентом у нерезидента и наоборот валюты или ценных бумаг, в том числе в российской валюте, либо их использование для осуществления оплаты;
  • приобретение либо отчуждение между нерезидентами валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте, либо их использование для оплаты;
  • ввоз и вывоз в Россию и из России валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте;
  • перевод валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте, со счета в России на счет того же лица за рубежом и наоборот;
  • перевод нерезидентом ценных бумаг, российской валюты со счета в России на счет за рубежом;
  • перевод российской валюты резидентом на счет другого резидента из России за рубеж и наоборот, а также совершение такого перевода со счета на счет, как на свой собственный, так и другого резидента, за пределами России.

Классификация валютных операций

Исходя из положений действующего валютного закона классификация валютных операций может быть проведена по различным критериям.

По объекту можно выделить операции с российской валютой, иностранной валютой, российскими и иностранными ценными бумагами.

По субъекту операций их можно разделить на операции между:

  • валютными резидентами,
  • нерезидентами,
  • валютными резидентами и нерезидентами.

Также валютные операции можно классифицировать:

  • По срокам выполнения. Валютные операции можно разделить на капитальные валютные операции, текущие и кассовые валютные операции.
  • В зависимости от субъектов, принимающих участие в валютных операциях. Валютные операции могут совершаться резидентами и нерезидентами.
  • Валютные операции могут иметь различное назначение и быть направлены на достижение разных целей. К примеру, валютные операции могут совершаться в интересах клиентов или в собственных интересах.
  • В соответствии с особенностями ведения бухгалтерского учета и характером валютных операций валютные операции можно разделить на активные операции и пассивные операции.

Также валютные операции могут быть классифицированы по характеру сделки.

В этом случае можно выделить:

  • операции с валютой по банковскому валютному счету клиента банка;
  • осуществление экспортно-импортных операций;
  • торговлю иностранной валютой;
  • приобретение инвалюты страной;
  • операции по кредитованию на международном уровне.

Также можно выделить конверсионные операции с валютой, осуществляемые с целью обмена одной инвалюты на другую с учетом разницы курсов, например торговля Forex.

Текущие валютные операции

К текущим валютным операциям причислены следующие действия:

  • перевод в Россию и из России денежных средств в иностранной валюте для осуществления  экспортных и импортных операций;
  • выдача и получение ссуд в иностранной валюте;
  • перевод в Россию и из России процентов и других выплат, которые связаны с получением доходов;
  • перевод в Россию и из России денежных средств в виде заработной платы, премий, пенсий и прочих выплат;
  • инвестирование, которое осуществляется в виде  приобретения долей в уставном капитале компаний или через покупку ценных бумаг;
  • перевод денежных средств с целью  покупки имущественных объектов и неимущественных прав.

При этом, все операции, которые не вошли в этот список не являются текущими валютными операциями.

Валютные операции на валютном рынке

 Такие операции совершают банки, физические лица и компании.

С 01.07.2016 порядок совершения таких операций значительно упростился в связи с утратой силы ряда положений валютного закона № 173-ФЗ.

На данный момент остается требование о совершении операций по покупке иностранной валюты (валютных чеков) через уполномоченные банки – банки, имеющие лицензию на совершение валютных операций.

Физические лица совершают на внутреннем рынке валютно-обменные операции, покупая валюту или чеки для собственных нужд.

При совершении таких сделок с целью противодействия легализации незаконных доходов могут устанавливаться требования об идентификации личности.

Ограничений по количеству покупаемой таким образом валюты закон не содержит.

Кто контролирует валютные операции

Валютные операции в России контролируются агентами и государственными органами валютного контроля.

В целом, контроль за проведением валютных операций осуществляется правительством.

Отметим, что к контролирующим органам относятся Центробанк и Министерство финансов.

А агентами, которые осуществляют контроль за осуществлением валютных операций операций, являются уполномоченные банки, а также брокеры и дилеры, госкорпорация «Внешэкономбанк» и фискальные органы.

Валютные операции: подробности для бухгалтера

  • Выручка от иностранного контрагента в рублях: как правильно отразить в учете … данным Законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами (или ИП … юридическими лицами — резидентами расчетов по валютным операциям:
    расчеты осуществляются только через банковские …
  • Порядок уплаты НДС при импорте товаров из Беспублики Беларусь … резидентами и нерезидентами относится к валютным операциям (п. 9 ч. 1 ст … уполномоченном банке, через который совершаются валютные операции. Такая обязанность возникает, если сумма … документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и … отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления …
  • Правовой статус криптовалюты … 1027.
    Согласно этому закону к валютным операциям относятся:
    приобретение резидентом у … и (или) валюты РФ, являются валютными операциями, порядок проведения которых установлен Законом … ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ … одновременно двум признакам: признавалась валютной операцией в соответствии с Законом о … использованием виртуальной валюты не считается валютной операцией по смыслу рассматриваемого закона …
  • Наиболее частые нарушения выявляемые ФНС … и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, … порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их … форм учета и отчетности по валютным операциям, представления подтверждающих документов и … информации при осуществлении валютных операций.
    Федеральный закон от 10 … Нарушения, связанные с осуществлением незаконных валютных операций и несоблюдением требования о репатриации …
  • Неожиданные последствия неуведомления о счете в иностранном банке … напомним, ответственность за осуществление незаконных валютных операций предусмотрена ч. 1 ст. … позиции ФНС России.
    Законность валютной операции определяется на основании положений … административную ответственность за осуществление незаконных валютных операций, определяет такие операции исключительно … РФ не устанавливает).
    Соответственно, валютная операция может либо соответствовать валютному законодательству … или запретов, ограничивающих совершение валютных операций с использованием счетов в …
  • Изменения валютного законодательства 2017 — 2018 года … должен предоставлять только справку о валютных операциях
    . Другие документы обязательными не … на резидентов при совершении ими валютных операций”.
    Действие документа распространяется на резидентов … резидентами уполномоченным банкам справок о валютных операциях отменено
    . Сохранено требование о … документов, являющихся основанием для проведения валютных операций;
    4. при зачислении на транзитный … уполномоченных банков отказывать в проведении валютной операции еще на нескольких основаниях
    (пока …
  • Изменения в валютном законодательстве в 2018 году … документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и … контроля : паспорт сделки, справка о валютной операции;
    установлен порядок постановки на учет … контрактов; При этом, при осуществлении валютных операций по договорам , заключенным с нерезидентом … уполномоченным банком в данных по валютным операциям сведений, на основании предоставленных документов … размеры административного штрафа за незаконные валютные операции, невыполнение резидентом обязанности по получению …
  • Изменения в валютном регулировании с 2018 года … на осуществление валютных операций между резидентами и нерезидентами, за исключением валютных операций, предусмотренных ст … -резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции с использованием средств, зачисленных в … территории РФ, за исключением запрещенных валютных операций между резидентами».
    Иным изменением является … ограничения по валютным счетам и валютным операциям.
  • Анализ taxCOACH®: амнистия капиталов. Сообщать ли о своих активах за границей до 28 февраля 2019 г.? … освобождаются от ответственности по незаконным валютным операциям и/ или незаконному зачислению денежных … на зарубежные счета признается незаконной валютной операцией. Ссылка № 2. О том, как …
  • Бухгалтерские и налоговые последствия изменения цены сделки … сделки
    Для ведения контроля над валютными операциями между резидентами и нерезидентами банки … с принятием новой Инструкции по валютным операциям.
    2
    При этом первоначально отмена … документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и … отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления … документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и … отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их …
  • Валютный и налоговый контроль физических лиц … случае совершения физическим лицом резидентом валютной операции прямо не разрешенной ст. 12 …
  • Длительное пребывание граждан РФ за границей как основание для освобождения от некоторых «валютных» ограничений/запретов … свободно совершать за пределами РФ (!) валютные операции с другими физическими лицами – валютными …
  • Обзор правовых позиций по вопросам налогообложения, отраженных в судебных актах КС и ВС РФ в I кв. 2018 г. … (форм учета, отчетности, информации) по валютным операциям является исполнимой, то есть рабочие … и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а … также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением … форм учета и отчетности по валютным операциям более чем на тридцать дней …
  • ГИД по налоговым поправкам для среднего бизнеса. Зима 2018 года … акты Российской Федерации» Валютные операции Паспорта сделок при осуществлении валютных операций отменены. Теперь, вместо … порядке предоставления документов при осуществления валютных операций. IT-Безопасность Грядущее усиление за …
  • Что нужно знать о работниках-нерезидентах … от ¾ до 1 размера валютной операции (выплаты), а для должностных лиц …

Источник: https://www.audit-it.ru/terms/accounting/valyutnye_operatsii.html

Валютные ограничения

9.2. Валютные ограничения, принципы их организации, их уровень и

В качестве основного элемента валютного регулирования могут выступать валютные ограничения. Их в комплексе регулирует финансовое и административное законодательство в рамках ограничений прав резидентов и нерезидентов, которые осуществляют валютные операции на территории РФ и за ее пределами.

Определение 1

Понятие «валютное ограничение» включает меру финансово-правового регулирования. Такая мера создает препятствия появлению, изменению или прекращению валютных отношений в области права. В качестве объектов подобных отношений выступает национальная (иностранная) валюта и ценные бумаги.

Валютные ограничения и регулирование валюты находят широкое использование в мировом масштабе.

В соответствии с данными МВФ уже в конце 2002 году в мире не было ни одного государства, в котором не действовали бы валютные ограничения, в 2003 году единственное такое государство было представлено Панамой.

Сегодня затянувшийся финансовый кризис способствовал вводу всеми мировыми государствами различных валютных ограничений.

Мировая практика использует валютные ограничения для того, чтобы уравновесить платежный баланс, поддержать курс национальной валюты и концентрировать валютные ресурсы в руках государства.

В соответствии с экономической теорией в состав валютных ограничений следует включить:

  • обязательная реализация экспортерами государству зарубежной валюты, которая обменивается на национальную валюту в зависимости от официального курса;
  • запрет на свободную куплю-продажу иностранной валюты;
  • регулирование платежей и переводов за границу, вывоза капитала, ценных бумаг, золота, денежных знаков;
  • ограничение права на владение и распоряжение иностранной валютой физическими лицами;
  • контроль получения внешнего займа.

В рамках развивающихся государств валютные ограничения охватывают более широкий спектр внешних операций в экономике, поэтому их можно характеризовать жесткими административными запретами.

Любое валютное ограничение, которое применяет мировая практика, действует в отношении операций, связанных с движением капиталов и текущими операциями платежного баланса. В состав первой группы следует включить несколько ограничений:

  • контроль зарубежных инвестиций и вывоза капитала и прибыли, которые производит государство;
  • централизованное привлечение займов из внешних источников национальными организациями, включая государственные и частные;
  • обязательное получение разрешения, выдаваемого валютными органами, для привлечения внешнего займа (там, где это разрешается осуществлять самостоятельно хозяйствующим субъектам);
  • депонирование некоторой доли зарубежных кредитов на специальные счета в центробанке. Часто суммы данных депозитов дифференцируются в соответствии с назначением займов. Это определяет для государства возможность создать препятствия вложению полученных средств в проекты, не соответствующие общему направлению государственной стратегии в области экономики;
  • льготы зарубежным инвесторам, которые призваны стимулировать притока иностранного капитала в страну (гарантия перевода за рубеж всей или части прибыли на протяжении установленного периода; привлечение займов из внешних источников без специального разрешения валютного органа и др.).

Во вторую группу ограничений (в зависимости от текущих операций платежного баланса) включены:

  • продажа всей (определенной доли) валютной выручки, осуществляемая уполномоченными банками по официальному курсу;
  • запрет на ввоз и вывоз валютных ценностей без наличия специального разрешения;
  • ограничение прав граждан на владение и распоряжение средствами в зарубежной валюте, перевод за рубеж личных доходов и осуществление платежей;
  • лимиты на обмен национальной валюты на зарубежную при поездках за рубеж.

В число самых распространенных валютных ограничений можно включить: специальные положения, касающиеся валютных операций в банках (160 государств); контроль прямых инвестиций, осуществляемых нерезидентами (149 государств); контроль покупки недвижимости резидентами за границей и (или) нерезидентами на территории государства (137 стран); контроль операций резидентов со среднесрочными и долгосрочными ценными бумагами в зарубежной валюте и (или) за операциями нерезидентов с внутренними ценными бумагами (128 государств); контроль финансовых кредитов в зарубежной валюте (112 государств); контроль операций резидентов с краткосрочными ценными бумагами и платежными документами в зарубежной валюте и (или) за операциями нерезидентов с внутренними ценными бумагами (107 государств); контроль коммерческих кредитов нерезидентов (104 государства); непременная репатриация экспортной валютной выручки (101 государство); обязательная реализация экспортной валютной выручки (79 государств).

Чаще всего валютные ограничения и валютный контроль предусматривают регулирование мировых платежей и переводов капиталов, репатриацию экспортной суммы выручки, прибыли, движения денежных знаков, золота; запрет на свободную покупку и продажу зарубежной валюты; концентрацию в государственных руках зарубежной валюты и прочих валютных ценностей. Помимо перечисленного, использование валютных ограничений характерно для развивающихся государств как меры регулирования состояния платежного баланса. Они помогают решить проблемы возврата долга по международным кредитам.

Международный опыт показал, что почти все страны использовали валютные ограничения по части мирового движения платежей и капиталов.

Пример 1

США в 1966-1974 гг. использовали уравнительный налог (interest equalisation tax) для покупки зарубежных ценных бумаг своими гражданами для ограничения такого приобретения. Очень активно ограничения использовались и в промежутки между двумя мировыми войнами и после Второй мировой войны до середины XX в.

Следующие 30 лет характеризовались постепенной их отменой в рамках международного движения платежей и капиталов. Это происходило, главным образом, в государствах Западной Европы, США и Японии и связано с их переходом к свободной конвертации национальной валюты, развитием внутренних финансовых рынков, укреплением государственных связей и международных валютно-финансовых структур.

Эти же страны проводили осуществление важных реформ денежной и кредитной политики.

Сегодня страны существенно расширили права резидентов и сняли основные ограничения на операции, которые проводят нерезиденты. Регулирование движения капитала может быть обеспечено, главным образом, с помощью использования рыночного механизма и инструментов денежно-кредитной политики.

Особую роль в промышленно развитых государствах приобретает экспортный контроль. В первую очередь это касается вывоза стратегически важной продукции, товаров двойного назначения.

Такое положение связано с интернационализацией движения капитала и распространением процесса «отмывания» денег в международном масштабе.

Принципы валютных ограничений

Существует несколько принципов ограничений в области валюты, которые позволил выявить анализ валютного законодательства мировых государств:

  • принцип централизации валютных операций в центральных и уполномоченных (девизных) банках;
  • лицензирование валютных операций, которое предполагает получение импортерами (должниками) предварительного разрешения со стороны органов валютного контроля на покупку зарубежной валюты;
  • частичное или полное блокирование счетов с валютой;
  • ограничение обратимости валют.

Валютные ограничения в рамках МВФ по своей природе представляют собой национальный институт. Они получили гарантию экстерриториальности в соответствии с разд. 2 (b) ст. VIII Статей Соглашения Международного валютного фонда. Такая гарантия также распространяется на ограничения, которые установило законодательство РФ.

Замечание 1

В нашем государстве ввод валютных ограничений обусловлен потребностью в защите экономической безопасности страны. Такое положение регулируется президентским Указом № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях)».

Законом о валютном регулировании определяются несколько целей ввода валютных ограничений: предотвратить значительное сокращение золотовалютных резервов, резких колебаний валютных курсов; поддержать устойчивость платежного баланса России. Эти цели совпадают с принципами валютного регулирования и валютного контроля.

Ограничения в области валюты, которые установило отечественное законодательство, обладают не дискриминационным характером. Их отмену может осуществлять орган валютного регулирования для устранения обстоятельств, которые вызвали их установку.

Указание ст. 6 Закона, касающееся недискриминационного характера ограничений, отражает выполнение Россией принятых на себя обязательств. Их предусматривают Статьи Соглашения МВФ (например, обязательство избегать дискриминационную валютную практику. В соответствии с разд. 3 ст.

VIII ни одна страна-участница не может принимать участие и не позволяет никому из своих фискальных агентств (центробанк, казначейство, стабилизационный фонд и др.) участвовать в определенных дискриминационных валютных соглашениях. Также они не могут применять практику множественного обменного курса, вне зависимости от того, попадают или нет подобные действия в рамки, предусмотренные ст.

IV («Обязательства в отношении валютного режима»), и являются ли они предписанными с помощью Дополнения С («Паритеты валют»).

Особенности реализации валютных ограничений

Реализация валютных ограничений производится с помощью прямых или косвенных мер. В число мер финансово-правового регулирования, которые напрямую влияют на валютные отношения, включены запреты. В состав косвенных мер могут быть включены лицензирование, ввод института уполномоченных банков, лимит на ввоз и вывоз наличности в иностранной валюте и т.д.

Осуществление валютного регулирования происходит посредством принудительно-властных способов. По этой причине в качестве инструментов валютных ограничений могут выступать законодательные (административные) запреты или лимиты на объем иностранной валюты в собственности резидентов, включая использование собственности любой формы с целью получить прибыль за рубежом.

Замечание 2

В рамках отечественного законодательства валютные ограничения не имеют законченного перечня. В соответствии со своей правовой природой здесь они представлены административно-финансовыми запретами.

Закон о валютном регулировании рассматривает 4 группы валютных операций. Их правовой режим состоит в различных типах сочетания запрета, дозволения, позитивного обязывания. Это могут быть валютные операции резидентов и нерезидентов; операции с валютой резидентов; операции между нерезидентами; ввоз в нашу страну и вывоз из нее валютных ценностей, валюты России и внутренних ценных бумаг.

В число валютных ограничений, которые предусматривает Закон о валютном регулировании, входит несколько базовых мер: прямое запрещение на проведение операций с валютой (9 и 14 статьи); проведение купли-продажи зарубежной валюты и чеков с помощью уполномоченных банков (11 статья); ограничение в отношении открытия и ведения счетов резидентов за рубежом (12 статья); ограничение, действующее для нерезидентов, в отношении открытия банковских счетов на территории России (13 статья); репатриация валютной выручки (19 статья); ограничения по валюте расчета в области операций с ценными бумагами; количественное валютное ограничение (14 и 15 статьи); необходимость получения лицензий на валютные операции коммерческих банков; другие меры валютного контроля (23 статья).

Закон о валютном регулировании в 9 статье определяет запрет на осуществление валютных операций между резидентами. Тем не менее, часть 1 этой же статьи формирует достаточно широкий перечень исключений из данного запрета.

Помимо этого, в нее были включены некоторые изменения. Так, Федеральный закон № 90 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» дополняет 1 часть статьи 8–15 пунктами.

В соответствии с ними резиденты между друг другом могут совершать следующие операции:

  • операции по выплатам, связанным с внешними ценными бумагами (включая закладные и исключая векселя);
  • операции, касающиеся оплаты (возмещения) расходов физических лиц, которые связаны со служебными командировками за пределы территории России, с погашением неизрасходованных авансов, которые выдаются по причине служебных командировок;
  • операции по расчетам и переводам зарубежной валюты в ходе исполнения бюджетов бюджетной системы России в зависимости от бюджетного законодательства страны;
  • операции, которые предусматривают расчеты и переводы зарубежной валюты для работы дипломатических представительств, консульств России, других официальных представительств страны, которые находятся за пределами ее территории, постоянных представительств страны, работающих в рамках межгосударственных или межправительственных организаций;
  • переводы физическими лицами (резидентами) зарубежной валюты из нашей страны в пользу других физических лиц на их счета за ее пределами. Такие суммы не должны превышать в течение 1 операционного дня с помощью одного уполномоченного банка сумму, равную 5 000 долларов США по официальному курсу;
  • переводы физическими лицами (резидентами) иностранной валюты в России со счетов, которые открыты в банках, находящихся за пределами страны, в пользу других резидентов на их счета в уполномоченном банке;
  • операции оплаты (возмещения) расходов, которые связаны со служебными поездками за границу сотрудников. Их постоянная работа осуществляется в пути (обладает разъездным характером);
  • операции, перечисленные в 1 и 3 части 9 статьи (совершает доверительный управляющий).

Рассмотренные дополнения отражают поступательную либерализацию в области регулирования отношений, связанных с валютой.

Тем не менее, вне зависимости от указанных изменений, Закон о валютном регулировании сохранил общий принцип на запрет валютных операций резидентов. Это обусловлено потребностью сохранить приоритет использования национальной валюты в ходе ведения расчетов.

Следующим валютным ограничением может являться то, что покупка и реализация иностранной валюты и чеков (включая дорожные чеки), номинальная стоимость которых формируется в зарубежной валюте, в рамках нашей страны производится только посредством уполномоченных банков.

Аналогичное ограничение Центрального Банка РФ представлено требованием, которое включено в 11 статью Закона о валютном регулировании. Оно предусмотрено для кредитных организаций в области оформления документов при покупке и продаже наличной зарубежной валюты и чеков.

Резидент может продать зарубежную валюту при наличии поручения и с помощью обслуживающего уполномоченного банка. Это происходит на:

  • межбанковской валютной бирже;
  • внебиржевом валютном рынке;
  • в рамках Банка России;
  • непосредственно обслуживающему резидента уполномоченному банку.

Следующая мера валютного ограничения рассматривается в 12 статье Закона о валютном регулировании. в ее состав входят определенные запреты в отношении открытия и ведения счетов резидентов в банках, которые находятся за пределами российской территории.

Замечание 3

Правовой режим открытия банковских счетов за пределами российской территории в первую очередь зависит от страны, в которой будет происходит открытие данного счета. В банках, которые располагаются на территории стран-участниц ОЭСР или ФАТФ, банковские счета (вклады) могут быть открыты без ограничений.

Еще одно валютное ограничение устанавливается для нерезидентов в отношении открытия счетов в банках на территории России. Статья 13 Закона гласит, что нерезиденты могут открывать на территории РФ банковские счета (производить банковские вклады) в зарубежной и российской валюте лишь в уполномоченных банках.

Порядок, в соответствии с которым открываются счета нерезидентов в российской валюте, включает возможность открыть в уполномоченных банках установленные виды счетов, что должно быть определено законодательно.

Детальное определение процедуры открытия счетов, как и порядок их ведения и правовой режим производится с помощью подзаконных нормативных правовых актов (Положение о порядке переоформления уполномоченными банками счетов типа «С» нерезидентов, которые открыты в уполномоченных банках, в связи с принятием инструкции Банка России № 116-И, «О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов» № 260-П).

В качестве меры валютных ограничений также выступает требование, которое регулирует 19 статья Закона. Оно состоит в репатриации зарубежной и российской валюты в процессе осуществления внешней торговли. Ее обеспечение представляет собой важнейшую составляющую валютной политики нашей страны, чем страна препятствует оттоку капитала за границу.

Норма, касающаяся репатриации, представляет собой существенное условие внешнеторговых контрактов. Законодатель сформулировал ее в качестве обязанности, а не права резидента. Она формируется из двух составляющих юридического статуса резидентов.

Первая составляющая может быть сведена к перечислению в РФ сумм, которые причитаются резидентам по внешнеторговым контрактам, вторая составляющая относится к возврату в страну сумм, которые нерезиденты уплатили по неисполненным внешнеторговым контрактам.

В число мер валютного ограничения также можно включить некоторые запреты по валюте расчетов в сфере осуществления валютных операций с ценными бумагами.

К примеру, денежные расчеты нерезидентов и резидентов в области внутренних операций с ценными бумагами производят в валюте России, а с внешними ценными бумагами они могут производиться в валюте другой страны.

Тем не менее, Банк России в отношении валютных операций с внутренними и внешними ценными бумагами вводит другой порядок расчетов в общем или к отдельным видам ценных бумаг.

Замечание 4

Любые трансграничные перемещения, включая пересылку, ввоз и вывоз валюты РФ и внутренних ценных бумаг документарной формы, производятся резидентами и нерезидентами. Их порядок устанавливает Правительство страны в соответствии с согласованием Банка России. По этой причине подобные операции относятся к разрешительному правовому режиму.

Существенный элемент совокупности мер, относящихся к валютным ограничениям, представлен обязательной продажей некоторой части валютной выручки.

В состав субъектов, которые имеют обязанность производить обязательную реализацию этой части выручки, включены резиденты (граждане и предприятия, а также индивидуальные предприниматели).

Инструкция Банка России № 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ», принятая весной 2004, гласит, что продаже должна подвергаться выручка лишь в зарубежной валюте, включенной в перечень Банка России.

Сегодня данный список значительно сокращен.

В его состав включен австралийский доллар, датская крона, доллар США, евро, исландская крона, иена, канадский доллар, норвежская крона, сингапурский доллар, турецкая лира, фунт стерлингов, шведская крона, швейцарский франк.

Также инструкция регулирует обязательную продажу части валютной выручки, которую можно произвести любым из 4 способов: продажа непосредственно уполномоченным банкам; реализация с помощью уполномоченного банка на валютных биржах; с помощью уполномоченного банка на внебиржевых валютных рынках; посредством уполномоченного банка Банка России.

Еще одна мера ограничительного (принудительного) механизма валютных отношений заключена в ограничению по количеству.

На основе указания Банка России № 1412-У «Об установлении суммы перевода физическим лицом – резидентом из РФ без открытия банковских счетов», осуществляя валютные операции, физическое лицо вправе сделать перевод из РФ без открытия банковского счета в уполномоченном банке российскую или иностранную валюту. Эта сумма не должна быть больше 5000 долл. США и определяется при использовании официального курса валюты другой страны к рублю. Этот курс устанавливает Банк России на дату, когда уполномоченный банк получает поручение на осуществление указанного перевода. В этом случае общий размер переводов в рамках одного операционного дня не должен быть больше, чем указанная сумма.

Важным видом валютного ограничения, регулированием которого занимается законодательство РФ, является получение лицензий на валютные операции коммерческих банков. Это ограничение представляет собой административный инструмент в виде юридического запрета на ведение банковских операций в области валюты без получения специального разрешения.

Такая мера может являться базовым правовым средством в индивидуально-правовом регулировании работы банков. Она выражена в разрешении, которое предоставляет право вести банковские операции в случае соответствия кредитной компании требованиям действующих законов.

В этом процессе расширяется (ограничивается перечень выполняемых операций, запрещается их совершение.

Для лицензирования валютных операций коммерческих банков Банком России предусмотрено несколько целей:

  1. первоначальный контроль работы коммерческих банков, которые проводят подобные операции;
  2. защита имущества и интересов, предусмотренных для кредиторов и вкладчиков;
  3. поддержка стабильности отечественной банковской системы;
  4. поддержка, обеспечение и защита национальной валюты.

Помимо рассмотренных ограничений, следует дополнить список еще несколькими ограничениями:

  • прав на совершение сделок по покупке и продаже иностранной валюты от своего имени и за свой счет;
  • прав на проведение сделок в области покупки и реализации иностранной валюты в соответствии с поручением своих клиентов (в том числе кредитные организации).

Валютные ограничения позволяют перераспределять валютные ценности в целом в пользу страны.

В некоторых случаях место прямого валютного ограничения может занять скрытое валютное ограничение. Они не обладают характером административно-правовых запретов и могут иметь в основании регулирующие и стимулирующие валютные нормы права.

Замечание 5

Ограничения в области валюты являются инструментом публичной финансовой политики, поэтому они носят не только административно-принудительную направленность, но и обладают выраженным фискальным характером.

Фискальный характер проявляется как использование ограничения в налоговых целях. В состав таких ограничений следует включить:

  1. соблюдение законов в области налогов в качестве условия получения разрешения на осуществление операции с валютой;
  2. постановка на учет в налоговой как условие совершения валютной операции;
  3. уведомление налогового органа, в котором содержится информация об открытии счета (вклада) в банковской организации за рубежом (условие совершения операции с валютой).

Все указанное выше дает возможность заметить, что валютные ограничения обладают специфической юридической природой, которая определяется применением в механизме действия финансовых норм права средств административного (властного) характера.

По этой причине валютные ограничения, которые представляют собой основной инструмент валютного регулирования, обладают характером односторонних юридически властных предписаний. Все они характеризуются признаками принуждения со стороны государства.

Вывод 1

Система валютных ограничений — это элемент системы валютного регулирования.

Она прямым образом оказывает воздействие на систему денежного обращения в государстве, включая стоимость рубля, которая напрямую зависит от этой системы.

По этой причине потребность в применении соответствующих ограничений базируется на общей экономической ситуации в государстве, особенностях функционирования валютного рынка.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/valjutnoe-pravo/valjutnye-ogranichenija/

Понятие и сферы применения валютных ограничений

9.2. Валютные ограничения, принципы их организации, их уровень и

Являясь одной из форм государственного регулирования валютно-кредитных отношений, валютные ограничения представляют собой систему государственных мер по ограничению порядка проведения валютных операций. Они устанавливаются на законодательном, административном и организационном уровнях.

По своему характеру валютные ограничения могут быть запретительными, лимитирующими и регламентирующими, т.е. устанавливающими определенный порядок проведения валютных операций резидентами и нерезидентами.

Основными причинами введения валютных ограничений являются нехватка иностранной валюты в стране, возникающая в результате ее утечки за рубеж, а также нарушение равновесия платежного баланса, падение курса национальной валюты, внешняя задолженность государства.

Цели валютных ограничений:

— выравнивание платежного баланса страны путем сокращения валютных платежей и увеличения валютных поступлений;

— поддержание курса национальной валюты;

— концентрация в руках государства иностранной валюты и других валютных ценностей для решения текущих и стратегических задач.

Указанные цели определяют сферы применения валютных ограничении и их формы.

Различают две основные сферы применения валютных ограничений — текущие и финансовые операции платежного баланса.

Ограничения текущих операций

В мировой практике по текущим операциям используются следующие формы валютных ограничений:

— вводится обязательная продажа валютной выручки экспортеров полностью или частично; при этом продажа должна осуществляться центральным банкам стран и уполномоченным банкам, имеющим лицензию центрального банка;

— запрещается экспорт товаров за национальную валюту; выручка иностранных экспортеров от продажи товаров в данной стране блокируется, ограничиваются возможности распоряжаться этими средствами;

— для сокращения оттока валюты за рубеж ограничивается продажа иностранной валюты импортерам: она осуществляется только при наличии разрешения органа валютного контроля; в некоторых странах для получения импортной лицензии требуется внесение импортером на депозит в банке определенной суммы национальной валюты;

— запрещается оплата некоторых импортных товаров иностранной валютой;

— устанавливаются ограничения для импортеров на форвардные покупки иностранной валюты;

— для ограничения возможностей экспортеров и импортеров использовать валютные ресурсы в спекулятивных операциях против национальной валюты устанавливаются ограниченные сроки продажи иностранной валюты экспортерами и контроль за авансовыми платежами импортеров иностранным поставщикам;

— одной из форм валютных ограничений по текущим операциям является регулирование сроков платежей по экспортным и импортным сделкам. В условиях колебания валютных курсов экспортеры и импортеры манипулируют сроками международных расчетов. Ожидая снижения курса национальной валюты, импортеры ускоряют платежи и покупают на срок иностранную валюту.

Экспортеры в этой ситуации, наоборот, стремятся задержать получение иностранной валюты и не продавать на срок будущие валютные поступления. Такая тактика и получила название «лидз энд лэгз».

Так как даже небольшой разрыв в сроках международных расчетов может вызвать значительный отлив капитала из страны, в целях ограничения операций «лидз энд лэгз» вводится регулирование сроков платежей по экспорту и импорту;

— многие страны практикуют множественность валютных курсов, т.е. применение дифференцированных валютных курсов по различным видам операций, по разным товарным группам.

Для поощрения экспорта устанавливается надбавка к официальному курсу при обмене экспортерами экспортной выручки в иностранной валюте на национальную валюту.

Для удешевления импорта определенных товаров завышается курс национальной валюты по отношению к официальному. Эта же мера применяется и для сокращения экспорта определенных товаров.

Для достижения противоположных целей курс национальной валюты занижается;

— в целях экономии иностранной валюты вводятся ограничения на ее обмен для резидентов, выезжающих за рубеж, а также на «невидимые» операции платежного баланса — лицензионные платежи, страхование, перевод прибыли и процентов, гонорары, комиссионные вознаграждения и др.

Ограничения финансовых операций. По финансовым операциям формы валютных ограничений устанавливаются в зависимости от того, как складывается платежный баланс страны.

При пассивном платежном балансе применяются ограничения по вывозу капитала из страны и меры по стимулированию его ввоза. К таковым относятся следующие валютные ограничения:

— устанавливаются лимиты на вывоз иностранной и национальной валюты, ценных бумаг, на предоставление кредитов;

— осуществляется контроль за операциями на кредитном и денежном рынках. На их проведение нужно получить разрешение Министерства финансов, а на привлечение иностранных кредитов требуется предварительное разрешение органов валютного контроля;

— в сложных ситуациях (например, перед войной, во время и после войны) прибегают к принудительному изъятию иностранных ценных бумаг, принадлежащих резидентам, и их продаже за валюту;

— полностью или частично прекращается погашение внешней задолженности, либо оплата ее производится национальной валютой без права перевода за рубеж: национальная валюта зачисляется на блокированные счета без права распоряжения ею и обмена на иностранную валюту;

— при чрезвычайных обстоятельствах валютные ограничения применяются в отношении золота: запрещаются операции с золотом для юридических и физических лиц, в некоторых странах рынки золота закрываются. Так было во время Второй мировой войны.

При активном платежном балансе валютные ограничения по финансовым операциям направлены на сдерживание притока капиталов и повышение курса национальной валюты. В этих целях применяются следующие формы валютных ограничений:

— вводится запрет на инвестиции нерезидентов и на продажу им национальных ценных бумаг;

— ограничивается ввоз иностранной валюты в страну;

— устанавливаются ограничения на форвардные продажи национальной валюты нерезидентам;

— новые международные обязательства банков депонируются на беспроцентном счете в центральном банке. В некоторых странах минимальные резервы кредитных учреждений, которые они обязаны хранить в центральном банке, достигали в отдельные периоды времени 100% прироста иностранных обязательств банков;

— аналогичная мера применяется в отношении привлеченных зарубежных кредитов, ставки по которым ниже, чем в стране заем- шика. В этом случае используется схема принудительных депозитов: фирмы-заемщики должны часть привлеченных капиталов помещать на беспроцентный счет;

— запрещается выплачивать нерезидентам проценты по вкладам в национальной валюте.

Таким образом, валютные ограничения весьма разнообразны по своему характеру, содержанию, целям применения. Эволюция валютных ограничений отражает их связь с валютно-экономическим положением отдельных стран и мировой экономики в целом.

Впервые валютные ограничения стали применяться воюющими странами в период Первой мировой войны. Затем наступил кратковременный период относительной стабилизации. А с началом мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. валютные ограничения получили широкое распространение.

Это было связано с необходимостью концентрации валютных ресурсов в руках государства в условиях крушения золотого стандарта, ухудшения платежных балансов многих стран и обесценения их валют. С начатом Второй мировой войны валютные ограничения были введены почти во всех странах.

В большинстве стран они сохранялись длительное время и после войны.

Валютные ограничения способствуют временному выравниванию платежных балансов стран и укреплению курса национальных валют. Как временная мера они могут применяться в целях защиты экономики от кризисных явлений.

Но валютные ограничения не позволяют использовать национальные валюты в международных расчетах, свободно обменивать их на иностранные валюты. В результате в условиях валютных ограничений сокращаются объемы внешней торговли.

Поэтому к началу 60-х годов, когда в целом экономическое положение в странах стабилизировалось, все экономически развитые страны отменили валютные ограничения. Сделали это и многие развивающиеся страны.

При этом в одних странах отмена распространялась только на текущие операции (платежи по внешнеторговым контрактам, за транспортные и другие услуги), а в других — и на движение капитала.

В дальнейшем полная или частичная отмена валютных ограничений происходила и в других странах по мере улучшения их экономического и финансового положения. И в настоящее время только в наименее развитых странах Африки, Азии и Латинской Америки они продолжают действовать.

Снятие валютных ограничений свидетельствует о том, что государство в области регулирования валютных отношений устанавливает приоритет экономических мер перед административными. Но либерализация не означает отсутствие государственного регулирования. Меняется только соотношение экономических и государственных мер.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/9_200233_ponyatie-i-sferi-primeneniya-valyutnih-ogranicheniy.html

Валютные ограничения, принципы их организации, их уровень и влияние на вид валюты. Практика применения валютных ограничений в рф

9.2. Валютные ограничения, принципы их организации, их уровень и

Валютный контроль и ограничения рассматриваются как важнейшее средство сохранения государственной независимости в области денежно-кредитной и валютной политики страны.

Экономический смысл валютных ограничений заключается, например, в регулировании банковской ликвидности, в защите от нежелательных краткосрочных, часто спекулятивных, переливов капиталов, которые могут негативно воздействовать на валютный курс и требовать проведения валютной интервенции. С помощью валютного контроля удается получать точную информацию о движении капиталов. Однако ограничения имеют тенденцию к изоляции экономики, тем самым снижая ее конкурентоспособность, и ставят контрагентов в более выгодные условия.

Валютные ограничения (от англ. foreign exchange restrictions) — система нормативных правил, устанавливаемых в административном либо законодательном порядке.

Они направлены на ограничение операций с иностранной валютой и другими валютными ценностями: государственный контроль над валютными операциями, ограничение валютных переводов за границу, блокирование валютной выручки.

Предусматривается организация и осуществление валютного контроля главным образом в целях уравновешивания платежных балансов и поддержания курсов национальных валют.

Введение валютных ограничений вызвано истощением валютных и золотых резервов, пассивностью платежных балансов. Впервые валютные ограничения были введены в период первой мировой войны 1914-1918 гг. В период второй мировой войны они были введены почти всеми государствами мира, кроме США, Швейцарии и ряда стран Латинской Америки.

В 50-е гг. ХХ в. валютные ограничения во многих странах Европы были смягчены. С 1958 г. была введена обратимость в доллары французского франка и английского фунта стерлингов. Расширили обратимость своих валют также Бельгия, Италия, Нидерланды. ФРГ в 50-е гг. ввела сначала частичную, а затем полную обратимость немецкой марки.

Формирование валютного рынка в России началось в условиях монополии государства на международную торговлю, неудовлетворительного потребительского спроса, в т. ч. и на импорт, отсутствия законодательной базы в области операций с иностранной валютой.

Поэтому с учетом экономической ситуации, складывающейся в РФ, предложение иностранной валюты на валютном рынке формируется в основном за счет обязательной продажи валюты предприятиями-экспортерами и в меньшей степени игроками валютного рынка, а спрос — за счет предприятий-импортеров и участников рынка, желающих увеличились свои валютные активы.

В целом валютные ограничения во всех странах мира могут возобновиться в период обострения валютного кризиса и здесь государство берет на себя функции регулирования валютных операций.

Валютные ограничения — предусмотренные валютным законодательством запреты и правила проведения валютных операций, установленные государством в целях защиты национальной валюты. Установление валютных ограничений является необходимым компонентом правового режима валютного регулирования.

Российское законодательство предусматривает валютных ограничений — следующих видов: а) сосредоточение всех операций с иностранной валютой в уполномоченных банках, наделенных функциями агентов валютного контроля; б) учет и накопление органами и агентами валютного контроля информации о текущих валютных операциях и валютных операциях, связанных с движением капитала и совершаемых в регистрационном порядке; в) ограничение экспорта капиталов и пр. операций, связанных с движением капитала, разрешительный порядок их совершения (за исключениями, определяемыми Банком России); г) ограничение права резидентов распоряжаться экспортной выручкой в иностранной валюте: установление обязанности ее зачисления на счет в уполномоченном банке на территории России и обязательной продажи 75% валютной выручки за рубли; д) наблюдение за обоснованностью валютных платежей в пользу нерезидентов по внешнеторговым импортным сделкам; е) ограничение расчетов в национальной валюте с участием нерезидентов, включая особый режим рублевых счетов, открываемых нерезидентами в России; ж) установление ограничений на обращение иностранной валюты на территории РФ; з) ограничения на перемещение наличной иностранной и национальной валюты и валютных ценностей через государственную границу.

От воздействия на валютные отношения с помощью юридических инструментов – валютных ограничений — следует отличать проведение экономических мероприятий по реализации валютной политики государства.

Экономические меры не ограничивают прав и не устанавливают обязанностей участников валютных отношений, а также не предполагают применения государственного принуждения.

Для проведения подобных мер нет необходимости издавать нормативные акты.

Характеристику российского законодательства валютного регулирования и ограничения следует начать с Конституции РФ. В сфере валютного регулирования особое значение имеют статьи 8, 34, 35, 71, 74-76 . Так, ст.

8 Конституции РФ устанавливает принцип единства экономического пространства Российской Федерации, гарантирует свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности, в том числе внешнеэкономической деятельности, которая практически невозможна без права хозяйствующих субъектов на определенную степень свободы при осуществлении валютных операций. Статье 8 корреспондируют ст. 34 и 35 Конституции РФ, закрепляющие право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательский деятельности и право иметь в частной собственности имущество. Устанавливается невозможность лишения имущества иначе как по решению суда. В области валютного регулирования данные положения имеют огромное значение, так как, во-первых, значительно расширяют круг субъектов валютных отношений и, во-вторых, определяют право граждан иметь в своей собственности валютные ценности, владеть, пользоваться и распоряжаться ими.

Пункт «ж» ст. 71 Конституции РФ относит валютное регулирование к ведению Российской Федерации, что означает возможность правового регулирования валютных отношений только на федеральном уровне. При этом ст. 76 Конституции устанавливает, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России..

Часть 4 ст. 15 Конституции РФ, признавая международные договоры составной частью правовой системы РФ, устанавливает приматнорм таких договоров перед законодательными актами России.

В этой связи в качестве одного из важнейших источников валютного регулирования необходимо отметить Договор о Международном валютном фонде, заключенный на валютно-финансовой конференции ООН 22 июля 1944 г. в г. Бреттон-Вудсе, США (Россия — член МВФ с 1993 г.).

Данный договор содержит основные принципы и правила, которых обязаны придерживаться государства — члены МВФ при осуществлении своей валютной политики, при принятии мер валютного регулирования.

Федеральные законы о валютном регулировании принимаются Государственной Думой (ст. 105 Конституции РФ). Они подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации (ст. 106 Конституции РФ).

В числе основных следует также назвать нормы кодифицированных актов.

Статьи 191,192,193 УК РФ установили уголовную ответственность за незаконный оборот драгоценных металлов и драгоценных камней, а также за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте.

Статьи КоАП предусматривают административную ответственность за незаконные операции с иностранной валютой и платежными документами в иностранной валюте в небольших размерах.

Кроме того, с принятием в 2003 г. ТК РФ валютное законодательство дополнено нормами, касающимися наделения ГТК России статусом органа валютного контроля, а иных таможенных органов — статусом агентов валютного контроля. Статьи ТК РФ определяют компетенцию таможенных органов в области валютного контроля.

Важную роль в применении валютного законодательства играет Гражданский кодекс Российской Федерации. Например, такие понятия, как акция, вексель, облигация, имеющие существенное значение для определения характера валютных операций, определены в ГК РФ и иных актах гражданского законодательства.

К основополагающим актам в области банковской деятельности, соприкасающейся с валютным рынком, можно отнести:

    Закон РФ «О Центральном банке Российской Федерации (БанкеРоссии)», ст. 4 которого устанавливает, что в функции Банка России, в частности, входит осуществление валютного регулирования, включая операции по покупке иностранной валюты, организация и осуществление валютного контроля как непосредственно, так и через уполномоченные банки согласно российскому законодательству;

    Закон РФ «О банках и банковской деятельности», который в ст. 5в числе банковских операций называет открытие и ведение валютныхсчетов физических и юридических лиц, куплю-продажу иностраннойвалюты в наличной и безналичной формах, осуществление расчетов попоручению клиентов и т.д.;

Источник: https://mofree.ru/finish/valyutnye-ogranicheniya-principy-ih-organizacii-ih-uroven-i-vliyanie-na.html

Studio-pravo
Добавить комментарий