- Билет №4. 1. Финансовая политика, управление финансами, финансовое планирование и прогнозирование, финансовый контроль
- Финансовый контроль в бюджетном планировании и прогнозировании
- Финансовый контроль. Финансовое планирование и прогнозирование жизненно важны для успешной деятельности корпорации, но результаты планирования сводятся на нет при отсутствии
- Финансовое планирование и прогнозирование
- Методы финансового прогнозирования
- 9.2. Финансовый контроль: Финансовое планирование и прогнозирование жизненно важны для успешной
Билет №4. 1. Финансовая политика, управление финансами, финансовое планирование и прогнозирование, финансовый контроль
1. Финансовая политика, управление финансами, финансовое планирование и прогнозирование, финансовый контроль
Финансовая политика и управление финансами. Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также ее отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т. п.
финансовой политики охватывает широкий комплекс мероприятий:
1) разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;
2) управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
Основу финансовой политики составляют:
1) стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны;
2) осуществление государством выбора текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений.
Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством, в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики.
Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны.
Управление финансами предполагает деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами.
Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.
Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства; определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования; разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.
При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать:
1) специфику внутренней и международной обстановки;
2) реальные экономические нефинансовые возможности страны.
Учет текущих особенностей должен дополняться изучением опыта использования экономического и финансового механизма, новых тенденций развития, а также мирового опыта.
Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование финансовой политики связано с особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства.
Финансовое планирование
Финансовое планирование – продукт финансовых исследований, которыми занимается наука. Планирование как элемент управления есть лучшее средство финансовой политики. Оно позволяет плавно и незаметно совершать крупные хозяйственные перемены.
Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом – составление финансовых планов, начиная от смет отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства.
В каждом плане определяются доходы и расходы на определенный период, связи со звеньями финансовой и кредитной систем. Задачи финансового планирования определяются финансовой политикой.
Это определение объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резервов роста доходов, экономии в расходах; установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами и др.
Методы финансового планирования:
1) автоматический. Этот метод является примитивным методом и, как правило, используется при нехватке времени;
2) статистический (складываются расходы за предыдущие годы и делятся на количество предыдущих лет);
3) нулевой базы (все позиции должны рассчитываться с самого начала. Метод учитывает реальные потребности и увязывает их с возможностями). Рыночная экономика опирается на сферу обмена, через которую осуществляются реализация товаров и услуг и признание общественно необходимых затрат, произведенных при их производстве и реализации.
Господствующим и определяющим способом связи в процессе производства и реализации товаров и услуг выступает рынок со своим механизмом, включающим деньги, цену, закон стоимости, закон спроса и предложения. Такая природа рыночного механизма определяет функционирование в нем прогнозного метода определения результатов производства и обмена, но с элементами планирования.
Финансовый план – системная совокупность мероприятий материального опосредования функционирования государства. Он составляется на срок от 1 до 5 лет и входит в бюджет.
По форме финансовый план представляет собой изложение целей, цифр и организационных предложений на планируемый период.
На предприятии планирование основывается на учете закона стоимости, при этом планирование выступает как экономическая категория.
Важнейшим принципом планирования является принцип непрерывности, который применяется в том смысле, что планировщик вносит коррективы в план ежегодно.
Гибкость планов должна обеспечивать их жизнеспособность, а финансовая техника придумала принцип «скользящего бюджета». Этот принцип применяется для большинства расходов, особенно при расчете государственных ассигнований.
В этих бюджетах (составляемых на 5 лет) есть определенные понятия в виде цифр по годам:
1) цифра второго года – твердая;
2) цифра третьего года – относительно твердая;
3) цифра четвертого года – предварительная;
4) цифра пятого года – приблизительная.
Методы планирования:
1) экстраполяция;
2) нормативный;
3) математического моделирования;
4) балансовый.
Финансовое прогнозирование
Основными задачами финансового прогнозирования являются установление объема финансовых ресурсов в предстоящем периоде, источников их формирования и путей наиболее эффективного использования. Разработка прогноза дает возможность ответить на вопрос: что ожидает предприятие в обозримом будущем – укрепление или утрата платежеспособности.
В мировой практике для прогнозирования устойчивости предприятия, выбора его финансовой стратегии, определения риска банкротства используются различные экономико-математические методы. В нашей стране для прогнозирования возможного банкротства предприятий предусматривается двухфакторная система.
Целью проведения анализа является обоснование решения о признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а самого предприятия – неплатежеспособным.
Неудовлетворительная структура баланса характеризуется таким состоянием имущества и долговых прав предприятия-должника, при котором в связи с недостаточной степенью ликвидности его активов не может быть обеспечено своевременное выполнение обязательств перед банками, поставщиками и кредиторами.
В соответствии с методикой анализ степени удовлетворительности структуры баланса предприятия проводится на основе следующих показателей:
1) коэффициент текущей ликвидности (покрытия) (Кп);
2) (коэффициент обеспеченности собственными средствами (Кс).
Основанием для признания структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия – неплатежеспособным является наличие одной из ситуаций: 1) коэффициент текущей ликвидности (покрытия) на конец отчетного периода имеет значение менее 200 %;
2) коэффициент обеспеченности собственными средствам на конец отчетного периода имеет значение менее 10 %.
Если предприятие не обеспечивает устойчивые темпы роста основных показателей хозяйственной деятельности, то для восстановления платежеспособности оно вынуждено прибегнуть к чрезвычайным мерам:
1) к продаже части недвижимого имущества;
2) к увеличению уставного капитала путем дополнительной эмиссии акций;
3) к получению долгосрочных ссуд или займа на дополнение оборотных средств;
4) к целевому финансированию и поступлению средств из бюджета, из отраслевых внебюджетных фондов. К платежеспособному относится предприятие, у которого сумма текущих активов (запасов, денежных средств, дебиторской задолженности и других активов) больше или равна его внешней задолженности (обязательствам).
Внешняя задолженность предприятия определяется по данным II и III разделов пассива баланса. К ней относятся кратко-, средне– и долгосрочные кредиты, а также кредиторская задолженность.
Сравнивая текущие активы с внешними обязательствами, делаем вывод, что предприятие является платежеспособным.
Однако необходимо учитывать, что наличие запасов на предприятии не определяет реальную платежеспособность, потому что в условиях рыночной экономики запасы незавершенного производства, готовой продукции и других товарно-материальных ценностей при банкротстве предприятия могут оказаться нереализуемыми для погашения внешних долгов (часть их неликвидная, а на балансе они числятся как запасы).
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Финансовый контроль – это:
1) контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов;
2) стоимостный контроль, осуществляемый во всех сферах общественного производства и сопровождающий весь процесс движения денежных фондов и стадию осмысления финансовых результатов. Классификация видов финансового контроля:
1) по времени проведения:
а) предварительный;
б) текущий;
в) последующий;
2) по субъектам контроля:
а) президентский;
б) органов представительной власти и местного самоуправления;
в) органов исполнительной власти;
г) финансово-кредитных органов;
д) ведомственный;
е) внутрихозяйственный;
ж) аудиторский;
3) по сферам финансовой деятельности: бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой;
4) по форме проведения: обязательный; инициативный;
5) по методам проведения: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение, ревизии.
Основными органами финансового контроля при представительных органах власти – Совете Федерации и Государственной Думе – действуют:
1) Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам и его подкомитеты;
2) Счетная палата РФ.
Коллегия Счетной палаты, кроме Председателя и его заместителей, включает 12 аудиторов (по 6 от каж-i дой палаты Федерального Собрания);
3) текущую работу ведут инспектора Счетной палаты, создаваемой в субъектах РФ. Сфера полномочий Счетной палаты – контроль за федеральной собственностью, федеральными денежными средствами, государственным внутренним и внешним долгом, деятельностью ЦБ, эффективностью использования иностранных кредитов, а также выдачей государством кредитов и займов.
Основные формы контроля – тематические проверки и ревизии.
Меры воздействия: предписание; предписание, обязательное для исполнения; приостановление всех операций по счетам.
Президентский контроль осуществляется путем издания указов, подписания законов, назначения министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидата на должность председателя ЦБ.
Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита, деятельность министерств и ведомств.
При правительстве действует Контрольно-наблюдательный совет.
Министерство финансов и все его структурные подразделения осуществляют финансовый контроль по долгу службы: посредством разработки федерального бюджета, контроля поступления и расходования бюджетных средств и государственных внебюджетных фондов, контроля направлений и использования государственных инвестиций, методического руководства организацией бухучета.
Оперативный финансовый контроль в рамках Минфина осуществляет Контрольно-ревизионное управление (КРУ) и органы федерального казначейства.
Федеральное казначейство включает Главное управление, казначейства субъектов РФ, городов, районов и районов в городах.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источник: https://studopedia.ru/6_147556_bilet-.html
Финансовый контроль в бюджетном планировании и прогнозировании
Поскольку в подсистеме государственных финансов различают государственный кредит, государственное страхование, пенсионное обеспечение, бюджетное финансирование, налогообложение, формирование общенациональных страховых резервов и фондов, то и финансовый контроль в зависимости от ведомства, к компетенции которого относится управление этими финансовыми отношениями, то есть в соответствии со сферой финансовой деятельности, делится на:
а) бюджетный;
б) налоговый;
в) валютный;
г) банковский;
д) за страховой деятельностью [15].
В зависимости от того, кто осуществляет финансовый контроль (субъект контроля) различают:
- государственный финансовый контроль, осуществляемый органами государственной власти. Он обеспечивает интересы государства и общества, проверяет выполнение налогоплательщиками обязательств перед бюджетом и целевое использование бюджетных ассигнований;
- ведомственный контроль, проводимый контрольно-ревизионными управлениями министерств и ведомств. При этом проверяется расходование бюджетных средств, выделенных по ведомственному признаку бюджетной классификации, а также использование бюджетных ссуд, субсидий, субвенций;
- Общественный контроль – осуществляется неправительственными организациями и учреждениями;
- Независимый контроль проводится специализированными аудиторскими фирмами и службами;
- Внутрихозяйственный контроль осуществляется финансово-экономическими службами предприятий, организаций и учреждений;
- Правовой контроль – проводится правоохранительными органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерской экспертизы;
- Гражданский контроль осуществляется физическими лицами при их налогообложении налоговыми органами, а так же при получении средств из бюджета (заработной платы, пенсий, пособий и прочего).
Бюджетный контроль – составная часть государственного бюджетного контроля.
Он рассматривается как совокупность мероприятий, проводимых государственными органами при проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов РФ, субъектов РФ и местных органов самоуправления, выявления резервов увеличения поступлений доходов в бюджет, улучшения бюджетной дисциплины.
В условиях рыночной экономики всегда усложняются межбюджетные отношения, усиливается роль налогов как основного источника формирования доходной базы бюджета, многократно возрастает значимость бюджетного контроля. Его предназначение состоит в содействии успешной реализации бюджетной политики государства, обеспечения процесса формирования и эффективного использования средств общегосударственного денежного фонда.
Задачи бюджетного контроля:
- Обеспечение правильности составления и исполнения бюджета;
- Соблюдение бюджетного и налогового законодательства;
- Контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;
- Проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;
- Улучшение бюджетной и налоговой дисциплины;
- Выявление резервов роста доходной базы бюджетов разных уровней;
- Контроль за функционированием системы межбюджетных отношений;
- Проверка обращения средств бюджетов и внебюджетных фондов в банках и других кредитных организациях;
- Контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов.
Государственный бюджетный контроль охватывает не только общественный сектор экономики, но и, как видно из перечня его задач, распространяется на предпринимательскую деятельность при:
- Проверке правильности составления налоговых расчетов и деклараций;
- Выполнениями предприятиями государственных заказов финансируемых из бюджета;
- Предоставлении предприятиям различных форм собственности субсидий, дотаций, кредитов, налоговых льгот.
Следовательно объектом бюджетного контроля является н6е только бюджетно-налоговая сфера и бюджетный процесс, но и весь процесс финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений.
Успешное выполнение сложных задач бюджетного контроля в различных сферах финансово-экономической жизни общества зависит от соответствующей организации его проведения [http://market-pages.ru/budsyst/21.html].
Номера литературы из курсовой по финн-м бюджет. Учер-й
- ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ПРОЦЕССЕ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В РФ
Для того что бы раскрыть организацию контроля в процессе бюджетного планирования и прогнозирования представим вначале организацию бюджетного планирования и прогнозирования в РФ.
Планирование на общегосударственном и территориальных уровнях обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении. Каждый финансовый план решает задачи организации и управления финансами в конкретном звене управления.
В систему финансовых планов входят:
- перспективные финансовые планы;
- сводные финансовые балансы, составляемые на общегосударственном и территориальных уровнях управления.
Перспективное финансовое планирование на всех уровнях власти осуществляется в целях:
- обеспечения координации экономического и социального развития и финансовой политики;
- прогнозирования объемов финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения планируемых мероприятий;
- прогнозирования финансовых последствий реформ, программ;
- определения возможности реализации различных мер в области финансов.
Перспективный финансовый план разрабатывается на основе показателей прогноза экономического и социального развития.
В нем содержатся данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию расходных статей бюджета. Этот план составляется на три года по укрупненным показателям бюджета.
План ежегодно корректируется на показатели уточненного прогноза социально-экономического развития.
Сводный финансовый баланс — это баланс финансовых ресурсов, созданных и использованных на определенной территории. Сводный финансовый баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, расположенных на соответствующей территории.
Необходимость разработки территориальных сводных финансовых балансов обусловлена рядом факторов:
1) разработкой программ, предусматривающих объединение усилий территориальных органов власти и предприятий, расположенных на их территории, по экономическому и социальному развитию;
2) значительными финансовыми затратами на осуществление таких программ. Для обеспечения финансовыми ресурсами мероприятий, намеченных этими программами, необходимы координация и концентрация денежных средств бюджетной системы, средств ведомств и предприятий. Это, в свою очередь, требует разработки в регионе сводного финансового баланса;
3) необходимостью сведения воедино различных видов финансовых планов: финансовых планов хозяйственных предприятий и организаций, территориального бюджета, внебюджетных фондов и др.
, отражающих отдельные стороны и этапы распределения и перераспределения национального дохода, созданного и используемого на данной территории.
Это позволяет иметь полную картину образования и использования всех финансовых ресурсов административно-территориальной единицы;
Основная задача территориального сводного финансового баланса — определение объемов финансовых ресурсов, созданных, поступивших и использованных в регионе (как централизованных, аккумулированных и перераспределяемых территориальными бюджетами, так и децентрализованных, то есть ресурсов предприятий, организаций и внебюджетных фондов).
Планирование финансовых ресурсов сопровождается анализом достигнутого уровня мобилизации и использования финансовых ресурсов региона, выявлением степени соответствия этого уровня потребностям развития региона.
Информационной базой при разработке сводного финансового баланса региона являются:
- данные территориальных экономических, финансовых, статистических органов, функциональных подразделений территориальных органов власти;
- экономические нормативы и лимиты по основным показателям развития региона;
- показатели проектов планов экономического и социального развития территории;
- данные территориального бюджета;
- внебюджетных фондов;
- балансов доходов и расходов всех предприятий и организаций, расположенных на территории независимо от их ведомственной подчиненности.
Составление территориального сводного финансового баланса позволяет:
- достигнуть единства в экономическом и социальном развитии территории;
- точнее определить объемы финансовых ресурсов, имеющихся в регионе и необходимых для выполнения мероприятий, предусмотренных территориальной программой;
- сбалансировать материальные и финансовые ресурсы, используемые в регионе;
- повысить качество бюджетного планирования;
- скоординировать использование финансовых ресурсов как территориальных органов, так и предприятий, расположенных в регионе;
- концентрировать финансовые ресурсы на наиболее важных в каждый конкретных период направлениях экономического и социального развития территории;
- изыскать внутрирегиональные резервы для финансирования мероприятий, намеченных территориальными программами;
- наиболее эффективно использовать денежные средства, выделяемые государством для развития производства, социальной и производственной инфраструктуры в регионе;
- осуществлять действенный контроль за мобилизацией и использованием финансовых ресурсов;
- активнее воздействовать на формирование всех разделов территориальной программы;
- добиваться сочетания территориальных и ведомственных интересов.
Координация и концентрация средств в регионе, повышение эффективности их использования положительно отражаются на финансовом планировании, содействуют уменьшению потребности в финансовых ресурсах, выделяемых из бюджета.
Со сводным финансовым планированием тесно связано бюджетное прогнозирование.
Важнейшее условие успешного ведения хозяйства — постоянное совершенствование методов его управления. Управлять — значит предвидеть.
В связи с этим возрастает роль перспективного планирования, а значит и научного прогнозирования.
Прогнозирование параметров натуральных показателей должно сопровождаться прогнозом финансовых ресурсов, так как невозможно качественное прогнозирование развития хозяйства без учета перспективы роста этих ресурсов.
В отличие от сводного финансового планирования осуществляемого, как правило, на более длительный период, бюджетное прогнозирование является адресным и рассчитано на бюджетный период, то есть не более чем на год.
Но так как основная подавляющая часть показателей сводного финансового баланса включает ряд бюджетных показателей, то при составлении перспективного сводного финансового баланса необходимо проводить прогнозные расчеты основных бюджетных показателей.
Под прогнозом развития бюджета подразумевается комплекс вероятностных оценок возможных путей развития его доходной и расходной частей.
Цель бюджетного прогнозирования — на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению. Своевременный учет результатов такого прогнозирования является важным условием для принятия наиболее эффективных мер в финансовой политике региона.
Расчет прогнозируемых бюджетных показателей основан на иных методологических подходах, нежели расчеты показателей годового бюджета.
Если показатели годовых и квартальных бюджетов определяются на базе прямых расчетов экономических и финансовых параметров, то при определении прогнозных бюджетных показателей, как правило, такой возможности нет из-за отсутствия необходимых статистических и отчетных данных.
Прогнозирование развития территориальных бюджетов основывается на ряде показателей. Так как рост населения и изменения его структуры оказывают непосредственное влияние на развитие всех отраслей местного хозяйства, а, следовательно, на развитие территориальных бюджетов, большое внимание в прогнозировании уделяется анализу перспектив демографических изменений.
Источник: https://www.stud24.ru/budget/finansovyj-kontrol-v-bjudzhetnom-planirovanii/95446-286709-page2.html
Финансовый контроль. Финансовое планирование и прогнозирование жизненно важны для успешной деятельности корпорации, но результаты планирования сводятся на нет при отсутствии
Финансовое планирование и прогнозирование жизненно важны для успешной деятельности корпорации, но результаты планирования сводятся на нет при отсутствии надлежащей системы контроля, которая осуществляет мониторинг выполнения запланированной политики и обеспечивает поступление информации в системе обратной связи, позволяющей оперативно реагировать на отклонение реальных рыночных условий от тех, на которых основан план. Для системы финансового контроля ключевым является не вопрос типа «Как идут дела у фирмы в 1993 г. по сравнению с 1992 г.?», а вопрос «Как идут дела у фирмы в 1993 г. по сравнению с нашими прогнозами, и если реальные результаты деятельности отличаются от предусмотренных бюджетом, то что мы можем сделать для того, чтобы вернуться на заданную траекторию?».
Основными инструментами финансового контроля являются сметы и прогнозная финансовая отчетность. Эти документы предусматривают ожидаемое развитие и, выражают, следовательно, цели корпорации.
Затем эти целевые установки сравниваются с реалиями деятельности корпорации (ежедневно, еженедельно или ежемесячно), для того чтобы выявить отклонения, которые мы здесь определяем как разницу между реальными и целевыми значениями показателей.
Таким образом, система контроля выявляет и очерчивает те сферы деятельности, функционирование которых не удовлетворяет целевым значениям. Если показатели реального положения некоторого подразделения
123десь уместно напомнить основную аксиому компьютерного моделирования: GIGO, что означает «garbage in, garbage out» (мусор ввел, мусор вывел; т. е. при вводе бессмысленных данных получаются бессмысленные результаты).
Иначе говоря, результаты компьютерных расчетов по финансовой модели не лучше исходных предположений и других входных параметров, использованных для построения модели. Таким образом, разрабатывая свои модели, делайте это тщательно.
Хотя заметим, что одним из преимуществ компьютерного моделирования как раз является то, что оно действительно выводит наружу суть ключевых предпосылок и приводит их к явной форме, позволяющей проверить степень реальности.
Один ярый поборник моделей заявил: «Критики наших моделей обычно подвергают сомнению справедливость принимаемых нами предпосылок и допущений, забывая при этом, что в своих собственных прогнозах они просто декларируют результат».
лучше намеченных, то это может означать, что его менеджеру следует дать прибавку к жалованью, хотя это же может означать, что целевые значения показателей в процессе планирования были занижены и поэтому в будущем нужно их увеличить.
И наоборот, неспособность выхода на уровень достижения финансовых целей может означать и изменение рыночных условий, и несоответствие руководителей занимаемой должности, и установку целевых значений показателей на завышенном, нереалистичном, недостижимом уровне.
В любом случае следует предпринять какие-то действия, возможно в срочном порядке, если ситуация ухудшается быстро.
Сосредоточивая свое внимание на отклонениях, менеджеры могут «управлять отклонениями», занимаясь именно теми показателями, которые больше всего нуждаются в улучшении, и не заботясь о гладко идущих аспектах деятельности компании.13
Вопросы для самопроверки
Какие цели преследует система финансового контроля?
Что является основными инструментами финансового контроля и как они работают?
Резюме
В этой главе дан широкий обзор вопросов, связанных с тем, как фирмы прогнозируют показатели своей финансовой отчетности и определяют потребность в капитале. Ниже перечислены рассмотренные в главе ключевые положения.
• Исходными документами планирования являются стратегические, производственные и финансовые планы.
• Перспективное финансовое прогнозирование обычно начинается с построения прогноза объема реализации фирмы на некоторый будущий промежуток времени как в натуральном, так и в стоимостном выражении.
• Гипотетический, или прогнозный, вариант финансовой отчетности разрабатывается для того, чтобы определить размер потребности фирмы в финансовых средствах.
• Метод пропорциональной зависимости показателей от объема реализации основан на предположениях о том, что: 1) значения большинства статей баланса находятся в прямо пропорциональной зависимости от объема реализации, 2) существующие у фирмы уровни пропорционально меняющихся статей активов и пассивов и соотношения между ними оптимальны с точки зрения объема реализации.
• Фирма может определить величину потребности во внешнем финансировании (EFN), оценивая сумму активов, необходимых для поддержания прогнозного объема реализации, и затем вычитая из него сумму реально мобилизуемых источников средств. Фирма может затем планировать, удовлетворять ли ей потребность во внешних финансовых источниках за счет кредита в банке, эмиссии ценных бумаг или комбинации этих источников средств.
• Привлечение дополнительных финансовых средств извне означает дополнительные проценты и/или дивиденды, снижающие прогнозную оценку прибыли. Таким образом, увеличение объема средств, привлекаемых из внешних источников, создает эффект финансовой обратной связи, который следует учитывать в процессе составления прогнозов.
13Разумеется, по финансовому контролю написаны целые учебники; в значительной степени они имеют много общего с учебниками по управленческому учету или учету затрат.
Здесь мы хотим только подчеркнуть, что финансовый контроль для успешной деятельности вообще имеет столь же решающее значение, как и финансовое планирование или прогнозирование. Мы должны также добавить, что система финансового контроля не бесплатна — она требует затрат.
Следовательно, система контроля обязана покрывать свои затраты за счет той экономии, для получения которой она создана.
• Чем выше темп прироста объема реализации фирмы, тем больше будет ее потребность во внешнем финансировании. Аналогично чем больше норма выплачиваемых фирмой дивидендов, тем выше потребность в привлечении средств извне.
• Величину приемлемого темпа роста фирмы, являющегося таким темпом роста, который можно поддерживать без дополнительной эмиссии акций, можно рассчитать по специальной формуле.
• Простой метод пропорциональной зависимости показателей от объема реализации нельзя использовать, если имеется возможность отдачи от масштаба, существуют незадействованные производственные мощности, либо в случае, когда величину активов приходится увеличивать не плавно, а ступенчато — крупными единовременными поступлениями.
• Линейная, криволинейная и множественная регрессия, а также специализированные модели прогнозирования показателей могут использоваться для оценки перспективной потребности в активах в тех случаях, когда не подходит метод пропорциональной зависимости показателей.
• В настоящее время даже небольшие фирмы применяют автоматизированные модели финансового планирования как для построения прогнозной финансовой отчетности, так и для определения потребности во внешнем финансировании.
Тот тип прогнозирования, который описан в данной главе, важен по нескольким причинам.
Во-первых, если прогноз перспективных результатов производства неудовлетворителен, руководство может вернуться «к чертежной доске», изменить свои плановые формулировки и выработать более реалистичные целевые установки на следующий год.
Во-вторых, возможно, что средства в таком объеме, который необходим для достижения прогнозного значения объема реализации, просто недоступны; если это действительно так, то об этом, очевидно, лучше узнать заранее и своевременно уменьшить перспективный уровень интенсивности ведения производственной деятельности, чем внезапно оказаться в ситуации, когда все наличные средства истрачены, из-за чего придется вообще остановить производство. В-третьих, даже если есть возможность изыскать необходимые средства, желательно запланировать их получение заблаговременно.
Вопросы
19.1. Дайте определение следующих понятий:
а) производственный план, 5-летний план;
б) финансовый план;
в) прогноз объема реализации;
г) метод пропорциональной зависимости показателей от объема реализации;
д) пропорционально наращиваемые источники средств; е) норма выплаты дивидендов, уровень реинвестирования; ж) прогнозная финансовая отчетность; з) потребность во внешнем финансировании (EFN); и) капиталоемкость; к) ступенчатый рост активов; л) приемлемый рост;
м) простая линейная регрессия, криволинейная регрессия; н) множественная регрессия, специальные модели прогнозирования; о) компьютеризированная модель финансового планирования.
19.2. Некоторые статьи баланса обычно изменяются прямо пропорционально увеличению объема реализации. Отметьте соответствующие статьи:
Дебиторская задолженность Векселя к оплате в банках Задолженность по оплате труда Отложенные к выплате налоги Ипотечные облигации Обыкновенные акции Нераспределенная прибыль Ликвидные ценные бумаги | —— —— —— —— —— —— —— —— |
19.3. Предположим, что фирма, занимающаяся поставкой оборудования для офисов, имеет рентабельность продукции в посленалоговом исчислении 6%, 40%-ную долю заемных средств, коэффициент ресурсоотдачи 2 и норму выплаты дивидендов 40%.
Справедливо ли утверждение о том, что если фирма планирует наращивать производство с любым положительным темпом (g > 0), то ей придется изыскивать средства из внешних источников либо эмитировать акции (т. е.
она будет испытывать потребность в некотором внешнем финансировании даже при очень малом значении g)?
19.4. Верно ли то, что фирмы лишь «забавлялись» компьютеризированными моделями финансового планирования в 1970-х гг., но затем большинство фирм от них отказалось из-за необходимости придания большей гибкости процессу корпоративного планирования?
19.5. Представим себе, что некоторая фирма вносит перечисленные ниже изменения в свою финансовую политику.
Если такие изменения вызывают увеличение потребности во внешнем финансировании при любом значении темпа роста реализации, то отметьте это плюсом; если уменьшение — поставьте минус, и обозначьте нулем случаи неопределенности и/или отсутствия подобного эффекта. Обоснуйте свои ответы с позиций немедленного, краткосрочного влияния изменений на потребность в средствах.
а. Растет норма выплаты дивидендов б. Фирма заключает контракты на покупку некоторых компонентов для производства своей продукции, вместо того чтобы самой производить их в. Фирма решает проводить расчеты со своими поставщиками в момент доставки сырья и материалов, а не с отсрочкой платежа на 30 дней, имея в виду уменьшение платежа на величину предоставленной поставщиком скидки за досрочную оплату г. Фирма переходит на продажу продукции в кредит (ранее продажа осуществлялась только за наличный расчет) д. Уровень рентабельности продукции фирмы подрывается усилением конкуренции; объем реализации по-прежнему стабилен е. Растут расходы на рекламу ж. Принято решение о замене долгосрочных ипотечных облигаций краткосрочными банковскими кредитами з. Фирма начинает платить заработную плату работникам ежедневно (раньше они получали ее в конце месяца) | —— —— —— —— —— —— —— —— |
Задачи
19.1. Метод пропорциональной зависимости показателей от объема реализации.
Объем реализации компании «Strassburg» в 1992 г. составил 72 млн. дол. Ниже приведены (в % к объему реализации) данные статей баланса, зависящих от изменения объема реализации (векселя к оплате, ипотечные облигации и обыкновенные акции к таковым статьям не относятся):
Денежные средства ……………………………………………..……………………………………… Дебиторская задолженность ……………………………………..…………………………………. Запасы ……………………………………………………….……………………………………………. Основные средства (остаточная стоимость)………………………….…………………………. Кредиторская задолженность за товары и услуги …………………………………………….. Задолженность по оплате труда и перед бюджетом …………………..……………………… Рентабельность продукции ……………………………………….…………………………………. |
Норма выплаты дивидендов равна 60%; по состоянию на 31 декабря 1991 г. величина нераспределенной прибыли была равна 41.8 млн дол.; ипотечные облигации и обыкновенные акции сохраняются в прежнем объеме, равном указанному ниже в балансе.
а. Заполните баланс фирмы на 31 декабря 1992 г. (в тыс. дол.):
Актив | Пассив | ||
Денежные средства Дебиторская задолженность Запасы Всего оборотных средств Основные средства (остаточная стоимость) | —— —— —— —— —— | Кредиторская задолженность Векселя к оплате Задолженность по оплате труда Всего краткосрочных пассивов Ипотечные облигации Обыкновенные акции Нераспределенная прибыль | —— —— —— —— |
Баланс | —— | Баланс | —— |
б. Предположим, что в 1992 г. фирма использовала на полную мощность все факторы производства, кроме основных средств. Если бы основные средства использовались на полную мощность, то ресурсоемкость в 1992 г. составила бы 40% . На сколько процентов может вырасти объем реализации в 1993 г. по сравнению с 1992 г. без наращивания объема основных средств?
в. Теперь представим себе, что прирост объема реализации в 1993 г. по сравнению с 1992 г. равен 20%. Какие дополнительные внешние источники финансирования для этого потребуются? Решите задачу при сохранении условий пункта «б» и предположении о том, что вся потребность во внешнем финансировании будет удовлетворена за счет кредита в форме векселей.
г. Предположим, что в среднем по отрасли дебиторская задолженность и запасы составляют 20 и 25% объема реализации соответственно и что в 1993 г.
фирма вышла на эти среднеотраслевые показатели, благодаря чему удалось уменьшить величину собственных оборотных средств. (Фирма смогла выплатить дополнительные дивиденды за счет нераспределенной прибыли).
Что произойдет в результате этого с уровнем рентабельности собственного капитала на конец 1993 г.? (Решите задачу в предположении сохранения условий предыдущего пункта «в»).
19.2. Прогнозный баланс. Группа инвесторов планирует учредить компанию по производству и реализации нового типа спортивной обуви.
Вас попросили помочь определить плановую потребность производства в финансовых средствах с помощью построения прогнозного баланса на 31 декабря 1993 г. — дату окончания первого года после начала производства. Выручка от реализации на 1993 г.
запланирована на уровне 20 млн. дол., а ниже приводятся среднеотраслевые финансовые соотношения между показателями для компаний-производителей легкоатлетической обуви:
Выручка от реализации к собственному капиталу ………………………………………… Краткосрочные пассивы к собственному капиталу ………………..……………………. Все заемные средства к собственному капиталу …………………..……………………… Коэффициент текущей ликвидности …………………………….………………………….. Коэффициент оборачиваемости запасов ………………………….…………………………. Дебиторская задолженность к выручке от реализации ……………..…………………… Основные средства к собственному капиталу ……………………..………………………. Рентабельность реализованной продукции ……………………….………………………… Норма выплаты дивидендов ……………………………………………………………………. | 50% 80% 2.2 10% 70% 3% 30% |
а. Составить прогнозный баланс, считая, что фирма поддерживает среднеотраслевые значения финансовых коэффициентов:
Актив | Пассив | ||
Денежные средства Дебиторская задолженность Запасы Всего оборотных средств Основные средства (остаточная стоимость | —— —— —— —— —— | Краткосрочные пассивы Долгосрочные пассивы Всего заемных средств Собственный капитал | —— —— —— —— |
Баланс | —— | Баланс | —— |
б. Если группа инвесторов полностью предоставляет средства для создания собственного капитала, то какой объем средств им потребуется внести в 1993 г.?
19.3. Прогнозная отчетность. Ниже приведена отчетность фирмы «Welch Industries» за 1992 г. (в тыс. дол.):
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 |
116
| 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 | 217 | 218 | 219 | 220 | 221 | 222 | 223 | 224 | 225 | 226 | 227 | 228 | 229 | 230 | 231 | 232 | 233 | 234 | 235 | 236 | 237 | 238 | 239 | 240 | 241 | 242 | 243 | 244 | 245 | 246 | 247 | 248 | 249 | 250 | 251 | 252 | 253 | 254 | 255 | 256 | 257 | 258 | 259 | 260 | 261 | 262 | 263 | 264 | 265 | 266 | 267 | 268 | 269 | 270 | 271 | 272 | 273 | 274 | 275 | 276 | 277 | 278 | 279 | 280 | 281 | 282 | 283 | 284 | 285 | 286 | 287 | 288 | 289 | 290 | 291 | 292 | 293 | 294 | 295 | 296 | 297 | 298 | 299 | 300 | 301 | 302 | 303 | 304 | 305 |
Источник: https://studall.org/all-189082.html
Финансовое планирование и прогнозирование
Данная статья включает в себя понятия финансового планирования и финансирования. Приведены задачи, методы и этапы финансового планирования. Также указаны методы финансового прогнозирования.
Финансовое планирование- это процесс обоснования финансовых отношений и движения соответствующих финансовых ресурсов на определенный период. Финансовое планирование является составной частью управления финансами.
В ходе финансового планирования государственные органы и субъекты хозяйствования оценивают свое финансовое состояние, объемы финансовых ресурсов, выявляют возможности их увеличения, направления их эффективного использования.
Задачи финансового планирования:
- выявление резервов увеличения доходов организации и способов их мобилизации;
- эффективное использование финансовых ресурсов, определение наиболее рациональных направлений развития организации, обеспечивающих в планируемом периоде наибольшую прибыль;
- увязка финансовых ресурсов с показателями производственного плана организации;
- обеспечение оптимальных финансовых взаимоотношений с бюджетом, банками и другими финансовыми структурами.
Этапы финансового планирования:
- Анализ выполнения финансового плана в предыдущих и текущем плановых периодах. На этом этапе финансового планирования применяется метод экономического анализа. Он позволяет определить степень выполнения плановых показателей за истекший период путем сравнения их с фактическими данными. При этом упор делается на выявление резервов увеличения доходов, определение мероприятий по повышению эффективности использования финансовых ресурсов, расчете ожидаемого исполнения плана. В рамках финансового планирования применяются следующие виды экономического анализа:
- горизонтальный анализ, в ходе которого сравниваются текущие показатели плана с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;
- вертикальный анализ, в результате за которого определяются структура плана, доля отдельных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;
- трендовый анализ, проводимый в целях выявления тенденций изменения динамики финансовых показателей за ряд лет (на основе ретроспективного анализа можно прогнозировать финансовые показатели на будущее);
- факторный анализ, который заключается в выявлении влияния отдельных факторов на финансовые показатели.
На данном этапе финансового планирования экономический анализ позволяет: выявить факторы и причины, оказавшие влияние на выполнение плановых заданий в предыдущем и текущих годах, а также резервы роста финансовых ресурсов; обосновать основные параметры финансового плана; определить недостатки в работе органов управления финансами в ходе составления и исполнения финансовых планов, подготовить предложения по их устранению.
- Составление финансового плана как документа
На данном этапе осуществляется расчет плановых показателей числовых величин, выражающих конкретное задание по формированию и использованию финансовых ресурсов.
- Составляется финансовый план как документ
На этом этапе используется балансовый метод, позволяющий увязать финансовые ресурсы субъектов планирования с потребностями в них, вытекающими из прогноза социально-экономического развития; расходы органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций и их доходами; установить пропорции распределения средств по направлениям использования, получателям и т.п.; распределить по кварталам доходы и расходы. Его применение способствует обеспечению устойчивости субъектов хозяйствования, бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления.
Кроме того, в рамках третьего этапа финансового планирования в современных условиях широко применяется метод оптимизации плановых решений, сущность которого заключается в разработке нескольких вариантов финансового плана, из которых выбирается один, наиболее оптимальный.
Финансовое прогнозирование – предвидение возможного финансового положения государства, обоснование показателей финансовых планов.
Для изучения и разработки возможных путей развития предприятия в условиях рыночной экономики возникает необходимость в финансовом прогнозировании. Основные его задачи – установить объем финансовых ресурсов в предстоящем периоде, источники их формирования и направления наиболее эффективного использования.
Прогнозирование позволяет рассмотреть складывающиеся тенденции в проведении финансовой политики с учетом воздействия на нее внутренних и внешних условий и на основе анализа определить перспективы финансовой стратегии, обеспечивающей предприятию стабильное финансовое и рыночное положение.
Разработка прогноза дает возможность ответить на жизненно важный вопрос, что ожидает предприятие в обозримом будущем – укрепление или утрата платежеспособности (банкротство).
Основное отличие прогноза от плана состоит в том, что прогнозируются те показатели, которыми компания не может управлять в полной мере: риски или действия конкурентов.
Планироваться может то, что полностью находится в сфере влияния, например, расходы.
Основная цель прогнозирования состоит в том, чтобы получить возможность оценивать работу компании как «удачную» или «неудачную» не по тем показателям (прибыли, рынкам, дивидендам), которые есть, а по тем, которые потенциально могли быть.
Методы финансового прогнозирования
К числу наиболее распространенных методов бюджетного прогнозирования относят:
- Индексный метод (от достигнутого);
- Нормативный метод;
- Балансовый метод;
- Метод бюджетирования ориентированного на результат;
- Программно — целевой метод;
- Метод экспертного прогнозирования;
- Метод экстраполяции;
- Метод моделирования;
- Метод экономического анализа.
Жизнедеятельность фирмы невозможна без планирования, «слепое» стремление к получению прибыли приведет к быстрому краху. При создание любого предприятия необходимо определить цели и задачи его деятельности, что и обуславливает долгосрочное планирование.
Долгосрочное планирование определяет среднесрочное и краткосрочное планирование, которые рассчитаны на меньший срок и поэтому подразумевают большую детализацию и конкретику.
Планирование должно осуществляться по жесткой схеме, использовать расчеты многих количественных показателей.
Планирование и моделирование дальнейшей деятельности, конечно же, носит несколько абстрактный характер из-за непредсказуемости ряда внешних факторов, но дает возможность учесть те изменения, которые не всегда очевидны на первый взгляд.
В настоящее время стратегический анализ является одной из основополагающих дисциплин, которые необходимо знать любому менеджеру. Процесс стратегического планирования включает в себя ряд важных операций: планирование издержек, планирование производства, планирование сбыта и финансовое планирование (планирование прибыли).
Источник: https://novainfo.ru/article/8203
9.2. Финансовый контроль: Финансовое планирование и прогнозирование жизненно важны для успешной
Финансовое планирование и прогнозирование жизненно важны для успешной деятельности организации. Однако результаты финансового планирования сводятся на нет при отсутствии надлежащей системы финансового контроля.
На любой стадии процесса финансового менеджмента неизбежны отклонения фактического состояния объекта управления от планируемого. Для своевременной информации о качестве и содержании таких отклонений необходим внутренний финансовый контроль.
Для системы финансового контроля ключевым является не вопрос типа «Как идут дела у организации в 2X11 г. по сравнению с 2X10 г.?», а вопрос «Как идут дела у организации в 2X11 г. по сравнению с нашими планами и прогнозами?».
Если реальные результаты деятельности отличаются от предусмотренных финансовым планом (бюджетом), то что мы можем сделать для того, чтобы вернуться на заданную траекторию?
Наличие вышеперечисленных проблем требует применения системы внутреннего финансового контроля в процессе управления организацией.
Внутренний финансовый контроль — это одна из наиважнейших функций управления и процесс, который осуществляется по инициативе собственников компании.
Он проводится силами внутреннего персонала организации для того, чтобы обеспечить достаточную уверенность в достижении целей с точки зрения надежности информационного обеспечения управления финансами, эффективности и результативности финансово- хозяйственных операций.
Это контроль, осуществляемый компанией в целях соблюдения финансового законодательства и подзаконных нормативно-правовых актов; стандартов саморегулируемых организаций (для профессиональных участников рынка ценных бумаг); учредительных и внутренних документов компании.
Цель внутреннего финансового контроля — информационное обеспечение менеджмента компании для получения возможности принятия эффективных финансовых решений с учетом факторов неопределенности и рисков.
Это означает, что организация системы внутреннего финансового контроля и ее функционирование должны быть направлены на устранение каких-либо рисков деятельности хозяйствующего субъекта, которые угрожают благосостоянию собственников компании.
В настоящее время в российском деловом сообществе наблюдается постепенное принятие концепции риск-ориентированного контроля и адаптирование ее к имеющимся бизнес-реалиям. Так, постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2008 г.
№ 863 в действующий федеральный стандарт аудиторской деятельности ПС АД № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» введены элементы риск-ориентированного подхода к аудиту, реализованного в действующих международных стандартах аудита.
Однако создание системы эффективно функционирующего внутреннего контроля в компании является пока еще недостаточно осмысленной как в научном отношении, так и в плане практической реализации.
Поскольку организация системы внутреннего контроля законодательно регламентирована в РФ только для финансово-кредитных учреждений (положения «О службе главного аудитора Банка России», утвержденное приказом ЦБ РФ от 31 марта 1997 г. № 02-140, и «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах», утвержденное приказом ЦБ РФ от 16 декабря 2003 г.
№ 242-П), вопросы внутрифирменного управления являются прерогативой самой организации и каждая компания вправе самостоятельно определять состав и цели субъектов системы внутреннего финансового контроля.
Построение и поддержание системы внутреннего финансового контроля требуют определенных усилий, а, следовательно, и привлечения дополнительных ресурсов, то контроль ради контроля не эффективен. Внутренний финансовый контроль должен экономически оправдывать свое существование в рамках организации, и выгоды от его функционирования должны превышать затраты на его построение и поддержание.
Между тем применительно к внутреннему финансовому контролю принцип экономической эффективности в российских компаниях не всегда соблюдается. Во-первых, зачастую проводится сплошной контроль всех хозяйственных операций без его ориентации на области повышенного риска.
Во-вторых, сам контроль проводится не регулярно, а периодически, в установленные периоды (как правило, по результатам года) или в зависимости от наступления заранее установленной ситуации (например, при смене акционеров/менеджмента). В итоге внутренний финансовый контроль становится излишне трудоемким и/или малоэффективным, поскольку ликвидировать последствия наступивших отклонений намного дороже, чем их предупредить. Как же лучше организовать внутренний финансовый контроль, чтобы он стал и менее трудоемким, и более эффективным?
Представляет интерес международный опыт и разработки в области внутреннего риск-ориентированного контроля, который постоянно совершенствуется.
Современный этап истории единых требований к системе внутреннего контроля компаний, основанный на концепции риска, начался в 1985 г. в США.
Пять профессиональных саморегулируемых организаций — Американский институт по сертификации бухгалтеров (AICPA, American Institute of Certified Public Accountants), Американская ассоциация по учету и отчетности (American Accounting Association), Институт финансовых директоров (FEI, Financial Executives Institute), Институт внутренних аудиторов (Institute of Internal Auditors, IIA) и Институт специалистов управленческого учета (Institute of Management Accountants) — создали национальную комиссию по борьбе с недостоверной финансовой отчетностью. Первым председателем этой организации стал Джеймс С. Тредуэй (James С. Treadway). Поэтому в литературных источниках она значится как Комиссия Тредуэя.
Результатом работы данной комиссии стал документ 1992 г. под названием «Интегрированная концепция внутреннего контроля» (Internal Control — Integrated Framework).
Кратко его принято называть по наименованию комитета-организатора концепцией COSO, моделью COSO, или просто COSO.
Данное руководство до сих пор считается краеугольным камнем теории и практики внутреннего контроля в рамках любой организации — большой и маленькой, частной и государственной, коммерческой и благотворительной. Главные заслуги этого документа заключаются в следующем.
Первое — сформулировано классическое определение внутреннего контроля как процесса, который:
• осуществляется всеми руководителями и сотрудниками организации;
• развернут в целях достижения разумной или достаточной (но не абсолютной!) уверенности в том, что обеспечивается решение задач: по проведению операций согласно принципам эффективности и результативности; созданию достоверной финансовой отчетности; соблюдению требований нормативно-правовых актов;
• закреплен в специальном внутреннем документе организации, утвержденном ее высшим коллегиальным руководящим органом.
Второе — подробно описаны пять взаимосвязанных компонентов внутреннего контроля (контрольная среда, оценка рисков, контрольные действия, обмен информацией, мониторинг).
Третье — в документе отмечается, что внутренний контроль является наиболее действенным, когда средства контроля встроены в инфраструктуру организации и являются частью самой организации. Это позволяет избежать неоправданных затрат и быстро реагировать на изменение условий и среды деятельности.
В начале нового столетия в законодательстве США произошли существенные, поистине революционные изменения, серьезно затронувшие ситуацию в сфере внутреннего контроля.
В результате громких скандалов, начало которым положила крупная компания по торговле электроэнергией Enron, когда обнаружились многочисленные случаи фальсификаций финансовой отчетности, а фирмы — внешние аудиторы оказались неспособными вовремя их выявить, в 2002 г. был принят Закон Сарбейнса-Оксли (англ.
Sarbanes-Oxley Act). Ключевую роль в обеспечении выполнения компаниями нормативов требований Закона Сарбэйнс-Оксли играет американская Комиссия по ценным бумагам и биржам (англ. Securities and Exchange Commission — SEC). В разд.
404 Закона Сарбэйнса-Оксли, посвященном оценке систем внутреннего контроля, указано, что SEC устанавливает правила, требующие, чтобы компании, зарегистрированные на фондовой бирже, включали в годовой отчет описание системы внутреннего контроля, в котором:
• определяется ответственность руководства за создание и поддержание адекватной системы внутреннего контроля и выполнение определенных процедур для составления финансовой отчетности;
• содержится оценка эффективности системы внутреннего контроля и процедур финансовой отчетности по состоянию на конец последнего финансового года.
SEC включила требования разд. 404 в собственное правило 33-8238 «Оценка руководством компании системы внутреннего контроля и процедур финансовой отчетности должна быть основана на соответствующих общепризнанных критериях». В качестве одной из основ оценки указаны Единые принципы COSO.
Эти нововведения привели к резкому усилению роли внутреннего контроля в корпоративном секторе и оказали значительное влияние на всю мировую практику. Сходные требования были установлены практически во всех развитых странах.
В сентябре 2004 г. руководство COSO по внутреннему контролю получило дальнейшее развитие: был опубликован новый документ — «Концепция управления рисками предприятия» (Enterprise Risk Management Framework), в научных изданиях часто применяется сокращенное название — модель COSO-ERM.
Суть концепции COSO-ERM — это риск-ориентированный контроль по бизнес-процессам. В новом документе внутренний контроль рассматривается как неотъемлемая составная часть процесса управления рисками, осуществляемого в любой компании.
Такой подход к сфере внутреннего контроля в настоящее время является общепризнанным для обоих секторов (и частного, и государственного) и активно разрабатывается регулирующими органами.
Компании, зарегистрированные на фондовых биржах США (NYSE, NASDAQ) обязаны применять единые принципы COSO-ERM к оценке эффективности внутреннего контроля своих компаний, определяющие соотношение между целями и элементами управления рисками, которое проиллюстрировано трехмерной матрицей в форме куба (рисунок 9.2).
Четыре категории целей — стратегические, операционные, в области подготовки отчетности и соблюдения установленных требований законодательства — представлены вертикальными колонками, восемь элементов управления рисками — горизонтальными рядами, а организационные единицы — третьим измерением. Такое представление описывает общее управление рисками компании или управление по категориям целей, отдельным организационным единицам или подгруппам единиц.
С учетом задач или планов компании ее правление определяет стратегические цели, выбирает стратегию и определяет скоординированные цели для всех уровней организационной структуры компании:
• стратегические цели — цели высокого уровня, скоординированные и обеспечивающие решение задач, стоящих перед компанией;
X у />
Внутренняя среда
Постановка целей Определение событий
Оценка рисков Реагирование на риск Средства контроля Информация и коммуникации Мониторинг
Рисунок 9.2 — Единые принципы внутреннего контроля СОБО-ЕИМ
• операционные цели — эффективное и экономичное использование ресурсов;
• цели подготовки отчетности — надежностью и достоверность системы отчетности;
• цели соблюдения требований законодательства — соблюдение действующих законодательных и нормативных актов.
Единые принципы определяют восемь взаимосвязанных элементов управления рисками:
1. Внутренняя среда представляет собой атмосферу в организации и определяет, каким образом риск воспринимается сотрудниками организации, и как они на него реагируют. Внутренняя среда включает философию управления рисками и «риск-аппетит» (ориентированность на риски), честность и приверженность этическим принципам, а также условия работы.
2. Постановка целей. Цели должны быть определены до того, как руководство начнет выявлять события, которые потенциально могут оказать влияние на их достижение.
Процесс управления рисками предоставляет «разумную» гарантию того, что руководство компании имеет правильно организованный процесс выбора и формирования целей, и эти цели соответствуют миссии организации и ее толерантности к риску.
3 Определение событий. Внутренние и внешние события, оказывающие влияние на достижение целей организации, должны определяться с учетом их разделения на риски или возможности. Возможности должны учитываться руководством в процессе формирования стратегии и постановки целей.
4. Оценка рисков. Выявленным рискам должны присваиваться приоритеты в порядке уменьшения их значения с целью сосредоточить время и ресурсы на рисках, которые считаются существенными, т. е. имеющими наибольшее значение для деятельности организации. Должна производиться как качественная, так и количественная оценка выявленных рисков и их влияния на эффективность деятельности организации.
5. Реагирование на риск. Руководство выбирает метод реагирования на риск — уклонение от риска, принятие, сокращение или перераспределение риска — разрабатывая ряд мероприятий, которые позволяют привести выявленный риск в соответствие с допустимым уровнем риска (толерантность к риску) и риск-аппетитом организации.
6. Средства контроля. Политики и процедуры разработаны и установлены таким образом, чтобы обеспечивать «разумную» гарантию того, что реагирование на возникающий риск происходит эффективно и своевременно.
7. Информация и коммуникации. Необходимая информация определяется, фиксируется и передается в такой форме и в такие сроки, которые позволяют сотрудникам выполнять их функциональные обязанности. Также осуществляется эффективный обмен информацией в рамках организации как по вертикали сверху вниз и снизу вверх, так и по горизонтали.
8. Мониторинг. Весь процесс управления рисками организации отслеживается и по необходимости корректируется. Мониторинг осуществляется в рамках текущей деятельности руководства или путем проведения периодических оценок.
Гибкость и быстрота реакции на изменения среды и большая эффективность являются основными преимуществами риск- ориентированного контроля по сравнению с идеей тотального контроля.
Следовательно, при определении эффективности и адекватности системы внутреннего финансового контроля должны в первую очередь учитываться не конкретные формы, методы и технологии контроля, не количество людей, занятых контролем, количество проведенных ими проверок или выявленных ошибок, а действия (или бездействие) менеджмента и собственников компании, направленные на встраивание внутреннего контроля во все бизнес-процессы, своевременную оценку рисков и эффективности мер контроля, применяемых для смягчения их воздействия. В этом смысле выявление недостатков или нарушений может являться сигналом о возможной проблеме, связанной с отсутствием или неправильной работой контроля, и этот сигнал требует глубокого анализа причин и понимания бизнес-процесса.
Для собственников и менеджмента важно установить такие правила разработки процедур, которые не позволят выпустить на рынок новые услуги без учета всех неотъемлемых рисков и встраивания в процессы адекватных рискам мер контроля.
Нужно определить такую линию подчинения службы внутреннего контроля, порядок и периодичность проведения им проверок и информирования о полученных результатах, чтобы обеспечить в рамках конкретной организации приемлемый уровень ее независимости и при необходимости поддержать ее действия своим авторитетом.
Только при таком подходе к внутреннему контролю можно добиться эффективного функционирования всей компании.
Таким образом, инновационный ориентир в системе внутреннего финансового контроля — риск-ориентированный подход. После начала мирового финансового кризиса в 2008 г. значимость риск-ориентированного подхода только возросла.
Источник: https://finances.social/finansovyiy-menedjment_733/finansovyiy-kontrol-93641.html