8.3. Внутренние аудиторские стандарты: Внутренние аудиторские стандарты, как было отмечено, подраз- |

Федеральные и внутренние стандарты аудиторской деятельности

8.3. Внутренние аудиторские стандарты: Внутренние аудиторские стандарты, как было отмечено, подраз- |

Федеральные стандарты аудиторской деятельности

Если российские правила (стандарты) первой очереди создавались как оригинальные, то при разработке федеральных стандартов Департаментом организации аудиторской деятельности Минфина РФ при поддержке аудиторской общественности было принято решение максимально приблизить их содержание к МСА.

На основе международных стандартов аудита были разработаны и утверждены Правительством РФ 16 федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (ПСАД):

1. Цель и основные принципы аудита бухгалтерской отчетности.

2. Документирование аудита.

3. Планирование аудита.

4. Существенность в аудите.

5. Аудиторские доказательства.

6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности.

7. Оценка рисков и внутренний контроль.

8. Внутрифирменный контроль качества работы в аудите.

9. Аффилированные лица.

10. События после отчетной даты.

11. Применимость допущения непрерывности деятельности.

12. Согласование условий проведения аудита.

13. Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита.

14. Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита.

15. Понимание деятельности аудируемого лица.

16. Аудиторская выборка.

В течение 2005 г. предполагается закончить работу по разработке и утверждению полной гаммы федеральных стандартов аудита, количество которых должно составлять 38–40 правил (стандартов).

До окончания работ по созданию и утверждению всех федеральных правил (стандартов) можно использовать российские правила (стандарты).

Внутренние стандарты аудиторской деятельности

Внутренние аудиторские стандарты, как было отмечено, подразделяются на:

• внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в аккредитованных профессиональных аудиторских объединениях;

• внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Первую группу правил (стандартов) разрабатывают аккредитованные профессиональные аудиторские объединения, в частности, Аудиторская палата России, Институт профессиональных бухгалтеров России и др. Например, ИПБ России и АПР России разработали для своих членов несколько правил (стандартов), уточняющих положения федеральных стандартов.

Внутренние стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов представляют собой документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к организации работы аудиторских организаций, осуществлению и оформлению аудиторских услуг. Эти документы, как правило, должны быть приняты и утверждены аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности принятым российским правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

Применение внутренних стандартов в аудиторских организациях способствует:

• соблюдению требований внешних аудиторских правил (стандартов);

• уменьшению трудоемкости аудиторских проверок;

• использованию для проведения аудита аудиторов-ассистентов;

• увеличению объема выполняемых аудиторских услуг.

Использование внутренних стандартов позволяет сформулировать единые базовые требования к сотрудникам аудиторской организации при проведении аудита и выполнении сопутствующих аудиту услуг.

Внутренние (внутрифирменные) стандарты включают следующие блоки:

1) структура фирмы, технология организации, выполняемые функции и другие особенности ее функционирования;

2) стандарты, расшифровывающие, дополняющие и уточняющие положения российских правил (стандартов);

3) методики проведения аудиторских проверок по разделам и счетам бухгалтерского учета;

4) организация сопутствующих аудиту услуг.

В первый блок входят стандарты, определяющие организационно-экономические аспекты деятельности аудиторской фирмы, права и обязанности сотрудников, оплату труда, организацию планирования, порядок заключения договоров по видам работ и др.

Второй блок внутренних стандартов дополняет и расшифровывает положения федеральных или внутренних стандартов аккредитованных профессиональных аудиторских организаций. Они могут быть классифицированы по таким группам, как:

• ответственность аудиторов;

• планирование аудита;

• изучение и оценка системы внутреннего контроля экономического субъекта;

• получение аудиторских доказательств;

• использование работы третьих лиц;

• порядок формирования выводов и заключений в аудите;

• специализированные внутренние стандарты.

К специализированным относятся внутренние стандарты, отражающие: специфические аспекты проведения аудита кредитных учреждений; специфические вопросы проведения аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования; специфические аспекты проведения аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов; специфические особенности проведения аудита других экономических субъектов.

Третий блок стандартов посвящен методикам проведения аудиторских проверок по разделам и счетам бухгалтерского учета.

Такие стандарты включают конкретные методики, процедуры, рабочие таблицы, макеты, классификаторы, инструкции. Особенно полезны эти методики для начинающих аудиторов и аудиторов-ассистентов.

Они помогают застраховаться от грубых ошибок и примерно в 80% случаев принять правильное решение.

Четвертый блок стандартов разрабатывается в тех случаях, когда аудиторские фирмы выполняют сопутствующие аудиту виды услуг. Такие стандарты составляются по организации бухгалтерского учета, принципам восстановления учета, автоматизации учета и др.

Аудиторские внутрифирменные стандарты должны удовлетворять таким требованиям, как:

• целесообразность – при разработке стандартов следует учитывать их практическую значимость, актуальность и приоритетность;

• преемственность и непротиворечивость, т.е. обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными внутренними стандартами;

• полнота и детализация – внутренние стандарты должны комплексно охватывать все вопросы исследуемой проблемы и детально их освещать;

единство терминологической базы – обеспечение единства трактовки терминов во всех стандартах и документах.

Разработка и внедрение внутрифирменных стандартов – трудоемкая и продолжительная работа, нацеленная на перспективу. Рекомендации по созданию внутренних аудиторских стандартов приведены в российском правиле (стандарте) «Требования к внутренним аудиторским стандартам аудиторских организаций».

Внутренние стандарты – часть организационно-распорядительной документации и системы внутреннего контроля аудиторской организации.

Источник: https://3ys.ru/metodologicheskie-osnovy-auditorskoj-deyatelnosti/federalnye-i-vnutrennie-standarty-auditorskoj-deyatelnosti.html

Вопрос 3. Внутренние аудиторские стандарты

8.3. Внутренние аудиторские стандарты: Внутренние аудиторские стандарты, как было отмечено, подраз- |

Внутренниеаудиторские стандарты, как было отмечено,подраз­деляются на:

  1. внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в аккредитованных профессиональных аудиторских объединениях;

  2. внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Первую группуправил (стандартов) разрабатываютаккредитован­ные профессиональныеаудиторские объединения, в частностиАуди­торская палата России (АПР),Институт профессиональных бухгал­теров(ИПБ) России и др.

Внутренние правила(стандарты) аудиторской деятельностиаккреди­тованных профессиональныхаудиторских объединений пока не имеютчетко выраженной методологии иклассификации. Среди них, по на­шемумнению, прежде всего следует выделитьдве основные группы:

  • правила (стандарты), расшифровывающие и конкретизирующие положения федеральных правил (стандартов);
  • правила (стандарты) — методики проведения аудита.

В основномаккредитованные профессиональныеаудиторские объединения приступили кразработке для своих членов правил(стан­дартов) первой группы.

Передовыепозиции в этой работе занимают объединения:АПР и Институт профессиональныхбухгалтеров России, каждое из которыхразработало более 10 внутренних правил(стандартов).

В приложении № 1 приведенвнутренний стандарт, раз­работанный.Некоммерческим партнерством «Институтпрофессио­нальных бухгалтеров России».

Внутренние стандартыаудиторских организаций и индивидуальныхаудиторов представляют собой документы,детализирующие и регла­ментирующиеединые требования к организации работыаудиторских организаций, осуществлениюи оформлению аудиторских услуг. Этидокументы, как правило, должны бытьприняты и утверждены ау­диторскойорганизацией с целью обеспеченияэффективности прак­тической работыи ее адекватности принятым российскимправилам (стандартам) аудиторскойдеятельности.

Применениевнутренних стандартов в аудиторскихорганизациях способствует:

  • соблюдению требований внешних аудиторских правил (стан­дартов);
  • уменьшению трудоемкости аудиторских проверок;
  • использованию для проведения аудита аудиторов-ассистентов;
  • увеличению объема выполняемых аудиторских услуг.

Использованиевнутренних стандартов позволяетсформулировать единые базовые требованияк сотрудникам аудиторской организациипри проведении аудита и выполнениисопутствующих аудиту услуг.

Внутренние(внутрифирменные) стандарты включаюттакие бло­ки, как:

  1. структура фирмы, технология организации, выполняемые функ­ции и другие особенности ее функционирования;

  2. стандарты, расшифровывающие, дополняющие и уточняющие положения федеральных и российских правил (стандартов);

  3. методики проведения аудиторских проверок по разделам и сче­там бухгалтерского учета;

  4. организация сопутствующих аудиту услуг.

В первый блоквходят стандарты, определяющиеорганизацион­но-экономические аспектыдеятельности аудиторской фирмы, пра­ваи обязанности сотрудников, оплату труда,организацию планиро­вания, порядокзаключения договоров по видам работ идр.

Второй блоквнутренних стандартов дополняет ирасшифровывает положения федеральныхили российских стандартов. Они могутбыть классифицированы по таким группам:

  • ответственность аудиторов;
  • планирование аудита;
  • изучение и оценка системы внутреннего контроля экономиче­ского субъекта;
  • получение аудиторских доказательств;
  • использование работы третьих лиц;
  • порядок формирования выводов и заключений в аудите;
  • специализированные внутренние стандарты.

К специализированнымотносятся внутренние стандарты,отра­жающие: специфические аспектыпроведения аудита кредитных уч­реждений;специфические вопросы проведения аудитастраховых организаций и обществ взаимногострахования; специфические ас­пектыпроведения аудита бирж, внебюджетныхфондов и инвести­ционных институтов;специфические особенности проведенияаудита других экономических субъектов(например, унитарных предприятий).

Третий блокстандартов посвящен методикам проведенияауди­торских проверок по разделам исчетам бухгалтерского учета.

Такиестандарты включают конкретные методики,процедуры, рабочие таб­лицы, макеты,классификаторы, инструкции. Особеннополезны эти методики для начинающихаудиторов и аудиторов-ассистентов.

Онипомогают им застраховаться от грубыхошибок и примерно в 80% случаев принятьправильные решения.

Четвертый блокстандартов разрабатывается в случаях,когда ауди­торские фирмы выполняютсопутствующие аудиту виды услуг. Такие

стандартысоставляются по организации бухгалтерскогоучета, прин­ципам восстановленияучета, автоматизации учета и др.

Аудиторскиевнутрифирменные стандарты должныудовлетворять таким требованиям, как:

  • целесообразность — при разработке стандартов следует учиты­вать их практическую значимость, актуальность и приоритетность;
  • преемственность и непротиворечивость, т.е. обеспечивать согла­сованность и взаимосвязь с остальными внутренними стандартами;
  • полнота и детализация — внутренние стандарты должны ком­плексно охватывать все вопросы исследуемой проблемы и детально их освещать;
  • единство терминологической базы — обеспечение единства трактовки терминов во всех стандартах и документах.

Разработка ивнедрение внутрифирменных стандартов— трудоем­кая и продолжительнаяработа, нацеленная на перспективу.Рекомен­дации по созданию внутреннихаудиторских стандартов приведены вроссийском правиле (стандарте) «Требованияк внутренним аудитор­ским стандартамаудиторских организаций».

Внутренние стандарты— часть организационно-распорядитель­нойдокументации и системы внутреннегоконтроля аудиторской организации.Подробно вопросы классификации внутреннихстан­дартов будут изучены на следующихзанятиях.

Вопросы длясамопроверки

  1. Приведите классификацию стандартов аудиторской деятельности.

  2. Дайте общую характеристику Международных стандартов аудита.

  3. Кратко охарактеризуйте российские правила (стандарты) аудиторской деятельности.

  4. Дайте характеристику федеральным правилам (стандартам) аудитор­ской деятельности.

  5. Сформулируйте определение и рассмотрите классификацию внут­ренних правил (стандартов) аудиторской деятельности.

АвторДоцент кафедры, доцент,полковник запаса А.С. Барсуков

Источник: https://studfile.net/preview/4172031/page:4/

Стандарты внутреннего аудита — Audit-it.ru

8.3. Внутренние аудиторские стандарты: Внутренние аудиторские стандарты, как было отмечено, подраз- |

Подготовила: Ирина Барыкина, член Ассоциации «Институт внутренних аудиторов»

Источник: https://global.theiia.org/standards-guidance

Читайте предыдущие статьи цикла «Введение во внутренний аудит»:

Внутренний аудитор при осуществлении своей деятельности руководствуется Международными основами профессиональной практики.

Международные основы профессиональной практики внутреннего аудита (International Professional Practices Framework (IPPF)) (далее — Международные основы) – это концептуальная модель, объединяющая руководства, публикуемые международным Институтом внутренних аудиторов (The IIA).

Международные основы являются базой для межгосударственных и национальных законодательных и нормативных актов в области внутреннего аудита.

В настоящее время Международные основы включают в себя 7 компонентов:

1. Миссия

Обязательные для применения руководства (Mandatory Guidance):

2. Основные принципы

3. Определение внутреннего аудита

4. Кодекс этики

5. Стандарты

Рекомендуемые руководства (Recommended Guidance)

6. Руководства по применению (Implementation Guides)

7. Дополнительные руководства (Supplemental Guidance)

Миссия внутреннего аудита – это сохранение и повышение стоимости организации посредством проведения объективных внутренних аудиторских проверок на основе риск-ориентированного подхода, предоставления рекомендаций и обмена знаниями. 

Основные принципы формулируют критерии эффективности внутреннего аудита и характеризуют подход внутреннего аудитора к работе. Итак, внутренний аудитор:

  • является образцом честности;
  • проявляет компетентность и профессиональное отношение к работе;
  • объективен и не подвержен ненадлежащему воздействию (независим);
  • выстраивает свою работу в соответствии со стратегией, целями и рисками организации;
  • обладает соответствующим статусом и необходимыми ресурсами;
  • качественно выполняет работу и постоянно совершенствуется;
  • выстраивает эффективные отношения с заинтересованными сторонами;
  • основывает работу на риск-ориентированном подходе;
  • проницателен, рассматривает вопросы в перспективе и нацелен на будущее;
  • способствует развитию организации.

Определение внутреннего аудита

Внутренний аудит является деятельностью по предоставлению независимых и объективных гарантий (уверенности) и консультаций, направленной на повышение эффективности деятельности компании.

Внутренний аудит помогает компании достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления.

Кодекс этики устанавливает принципы и ожидания, определяющие поведение сотрудников и компаний при проведении внутреннего аудита. Кодекс этики не содержит описания конкретных действий, а формулирует минимальные требования к поведению и ожидания в отношении поведения в определенных ситуациях.

Международные стандарты профессиональной практики внутреннего аудита (Стандарты)

Стандарты основаны на принципах (см. выше Основные принципы) и представляют собой основу для проведения внутреннего аудита. Стандарты включают набор требований, сформулированных в виде принципов, и состоят из:

  • Утверждений (Основного текста) — определения ключевых норм, используемых для организации профессиональной деятельности внутреннего аудита и для оценки ее эффективности, которые могут применяться на уровне компаний и уровне отдельных сотрудников;
  • Интерпретаций, уточняющих термины или концептуальные подходы, используемые в Стандартах;
  • Глоссария (Словарь терминов).

Руководства по применению (Implementation Guides) включают 52 руководства и описывают подходы и методологию внутреннего аудита, но не содержат детального описания процессов и процедур.

Дополнительные руководства (Supplemental Guidance) содержат подробные руководства по проведению мероприятий внутреннего аудита (тематические области, отраслевые вопросы, процессы и процедуры, инструменты и техники, программы, пошаговые методики и примеры результатов) и состоят из:

  • 26 Практических руководств (Practice Guides — General)
  • 2 Практических руководства для гос. сектора (Practice Guides — Public Sector)
  • 20 Глобальных руководств по аудиту технологий (Global Technology Audit Guides (GTAGs))
  • 3 Руководства по оценке рисков ИТ (Guides to the Assessment of IT Risks (GAIT))

Целями Стандартов являются:

  • Предоставление руководства по соблюдению обязательных для применения элементов Международных основ профессиональной практики внутреннего аудита;
  • Предоставление методической основы для выполнения и продвижения широкого спектра услуг внутреннего аудита, приносящих пользу организации;
  • Определение принципов оценки эффективности деятельности внутреннего аудита;
  • Содействие совершенствованию процессов и операций, осуществляемых организацией.

Стандарты применяются и к работникам внутреннего аудита индивидуально, и к подразделениям внутреннего аудита. Все внутренние аудиторы несут ответственность за соблюдение Стандартов, а руководитель внутреннего аудита дополнительно несет ответственность за соблюдение Стандартов всем подразделением внутреннего аудита.

Типы Стандартов

Профессиональные Стандарты состоят из двух типов:

  1. Стандарты качественных характеристик (Attribute Standards);

  2. Стандарты деятельности (Performance Standards).

1. Стандарты качественных характеристик (Attribute Standards)

Стандарты качественных характеристик относятся к характеристикам организации и лиц, осуществляющих аудиторскую деятельность.

Основные тезисы данных Стандартов:

  • Цели, полномочия и ответственность внутреннего аудита должны быть определены во внутреннем документе организации (Положении о внутреннем аудите), соответствующем Миссии внутреннего аудита и обязательным для применения элементам Международных основ профессиональной практики (Основные принципы внутреннего аудита, Кодекс этики, Стандарты и Определение внутреннего аудита). Руководитель внутреннего аудита должен периодически рассматривать вопрос о необходимости внесения изменений в Положение о внутреннем аудите и представлять Положение на одобрение высшему исполнительному руководству и Совету директоров.
  • Независимость и объективность: Внутренний аудит должен быть независимым, а внутренние аудиторы должны быть объективными при выполнении своих обязанностей.
  • Профессионализм и профессиональное отношение к работе: Внутренние аудиторы должны выполнять аудиторские задания на должном профессиональном уровне.
  • Программа гарантии и повышения качества внутреннего аудита: Руководитель внутреннего аудита должен разработать и поддерживать программу гарантии и повышения качества, охватывающую все виды деятельности внутреннего аудита и направленной на оценку эффективности и результативности внутреннего аудита. Программа гарантии и повышения качества должна включать как внутренние, так и внешние оценки, а также текущий мониторинг деятельности внутреннего аудита. Каждый компонент программы должен быть нацелен на то, чтобы помогать внутреннему аудиту приносить пользу организации и повышать эффективность ее процессов. Программа должна предоставлять гарантии того, что деятельность внутреннего аудита соответствует Международным основам профессиональной практики.

2. Стандарты деятельности (Performance Standards)

Стандарты деятельности определяют деятельность функции внутреннего аудита и критерии, по которым оценивается ее эффективность.

Основные компоненты данных стандартов включают:

  • Управление внутренним аудитом: Руководитель внутреннего аудита должен эффективно управлять подразделением внутреннего аудита таким образом, чтобы обеспечить его полезность для компании.
  • Сущность работы внутреннего аудита: Внутренний аудит должен проводить оценку и способствовать совершенствованию процессов корпоративного управления, управления рисками и контроля, используя систематизированный и последовательный подход.
  • Планирование аудиторского задания: Внутренние аудиторы должны составлять и документировать план выполнения каждого аудиторского задания, включающий цели, объем задания, его сроки и распределение ресурсов. В плане должны учитываться стратегия, задачи организации и риски, присущие заданию.
  • Выполнение задания: Внутренние аудиторы должны собирать, анализировать, оценивать и оформлять документально информацию в объеме, достаточном для достижения целей задания.
  • Информирование о результатах: Внутренние аудиторы должны сообщать о результатах выполнения задания.
  • Мониторинг действий по результатам задания: Руководитель внутреннего аудита должен разработать и поддерживать систему мониторинга решения проблемных вопросов, выявленных по итогам выполнения задания, после ознакомления менеджмента с результатами задания.

Информирование о принятых рисках: Если руководитель внутреннего аудита приходит к выводу о том, что уровень риска, принятого менеджментом, не может быть приемлемым для организации, руководитель внутреннего аудита должен обсудить этот вопрос с высшим исполнительным руководством. Если руководитель внутреннего аудита приходит к выводу, что проблема по-прежнему осталась нерешенной, он должен проинформировать Совет директоров по данному вопросу.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/audit/a104/979299.html

Внутренние аудиторские стандарты

8.3. Внутренние аудиторские стандарты: Внутренние аудиторские стандарты, как было отмечено, подраз- |

Внутренние аудиторские стандарты подразделяются:

  • — на внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельнос-ти, действующие в аккредитованных профессиональных аудитор-ских объединениях;
  • — внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Первую группу стандартов разрабатывают аккредитованные профессиональные аудиторские объединения. Наиболее крупные из них: Аудиторская палата России, Институт профессиональных бухгалтеров России и др. Так, ИПБ РФ разработал первые шесть внутренних правил (стандартов) применительно к одноименным федеральным правилам (стандартам).

Внутренние стандарты аудиторских организаций и индивидуаль-ных аудиторов представляют собой документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к организации работы аудиторских организаций, осуществлению и оформлению ауди-торских услуг. Эти документы, как правило, должны быть приня-ты и утверждены аудиторской организацией для обеспечения эф-фективности практической работы и ее адекватности принятым российским правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

Применение внутренних стандартов в аудиторских организа-циях способствует:

  • — соблюдению требований внешних аудиторских правил (стан-дартов);
  • — уменьшению трудоемкости аудиторских проверок;
  • — использованию для проведения аудита аудиторов-ассистентов;
  • — увеличению объема выполняемых аудиторских услуг.

Использование внутренних стандартов позволяет сформулиро-вать единые базовые требования к сотрудникам аудиторской орга-низации при проведении аудита и выполнении сопутствующих аудиту услуг.

Внутренние (внутрифирменные) стандарты целесообразно раз-работать в виде следующих блоков:

  • — по структуре фирмы, технологии организации, выполняе-мым функциям и другим особенностям ее функционирования;
  • — стандарты, расшифровывающие, дополняющие и уточняю-щие положения российских правил (стандартов);
  • — методики проведения аудиторских проверок по разделам и счетам бухгалтерского учета;
  • — по организации сопутствующих аудиту услуг.

В первый блок входят стандарты, определяющие организацион-но-экономические аспекты деятельности аудиторской фирмы, права и обязанностей сотрудников, оплату труда, организацию планирования, заключение договоров по видам работ и др.

Второй блок внутренних стандартов дополняет и расшифровы-вает положения федеральных или внутренних стандартов аккре-дитованных профессиональных аудиторских организаций правил (стандартов). Они могут быть классифицированы по следующим группам:

ответственность аудиторов;

планирование аудита;

изучение и оценка системы внутреннего контроля экономи-ческого субъекта;

получение аудиторских доказательств;

использование работы третьих лиц;

порядок формирования выводов и заключений в аудите;

специализированные внутренние стандарты.

К специализированным относятся внутренние стандарты, ото-бражающие: специфические аспекты проведения аудита кредит-ных учреждений; специфические вопросы проведения аудита стра-ховых организаций и обществ взаимного страхования; специфи-ческие аспекты проведения аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов; специфические особенности про-ведения аудита других экономических субъектов.

Третий блок стандартов посвящен методикам проведения ауди-торских проверок по разделам и счетам бухгалтерского учета.

Та-кие стандарты включают в себя: конкретные методики, процеду-ры, рабочие таблицы, макеты, классификаторы, инструкции.

Осо-бенно полезны такие методики для начинающих аудиторов и ауди-торов-ассистентов, помогая им застраховаться от грубых ошибок и примерно в 80 % случаев принять правильное решение.

Четвертый блок стандартов разрабатывается в тех случаях, когда аудиторские фирмы выполняют сопутствующие аудиту виды услуг. Такие стандарты составляются по организации бухгалтерского уче-та, принципам восстановления учета, автоматизации учета и др.

Аудиторские внутрифирменные стандарты должны удовлетво-рять следующим требованиям:

целесообразность — при разработке стандартов следует учиты-вать их практическую значимость, актуальность и приоритетность;

преемственность и непротиворечивость — стандарты должны обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными внут-ренними стандартами;

полнота и детализация — внутренние стандарты должны ком-плексно охватывать все вопросы исследуемой проблемы и деталь-но их освещать;

единство терминологической базы — обеспечение единства трактовки терминов во всех стандартах и документах.

Разработка и внедрение внутрифирменных стандартов — это трудоемкая и продолжительная работа, нацеленная на перспек-тиву. Рекомендации по созданию внутренних аудиторских стандартов приведены в российском стандарте «Требования к внутренним аудиторским стандартам аудиторских организаций».

Внутренние стандарты являются частью организационно-распорядительной документации и системы внутреннего контроля аудиторской организации. Внутренние стандарты должны содержать такие реквизиты, как порядковый номер стандарта, дата ввода в эксплуатацию, название и цель стандарта, сфера применения.

Наличие системы внутренних стандартов и ее методологического сопровождения служит показателем профессионализма деятельности аудиторской организации.

Внутренние стандарты интеллектуальная собственность аудиторской организации, ее ноу-хау. Сотрудники не должны разглашать их вне деятельности своей организации.

Внутренние стандарты могут предусматривать регламентирование ответственности за невыполнение их специалистами аудиторской организации.

Однако, важно, чтобы стандарты были признаны и воспринимались, как только один из нескольких компонентов, влияющих на качество аудита.

Другие компоненты, в том числе восприятие пользователей, навыки и компетентность аудиторов, действия других людей в цепочке процессов, обеспечивающих составление, представление и использование финансовой отчетности, а также правовая, нормативная и деловая среда, в свою очередь играют важную роль при обсуждении качества аудита.

Поскольку среда, в которой проводится аудит, непрерывно меняется, то для того, чтобы идти в ногу с изменениями, стандартах финансовой отчетности, регулировании и технологиях, аудит также развивается с течением времени.

Стремление к качеству аудита, следовательно, не является программой с окончательным результатом.

Скорее, это процесс, который гарантирует, что путем постоянного улучшения своих элементов, качество аудита развивается вместе со средой, в которой проводятся проверки.

Это означает, что улучшение одного элемента качества аудита не должны исключать усилия по поиску дальнейших улучшений в других элементах.

аудит стандарт бухгалтерский

Создание системы международных хозяйственных связей обусловило необходимость гармонизации стандартов аудита на международном уровне, что позволило расширить круг пользователей финансовой отчетности, облегчило сопоставление финансовых показателей деятельности компаний разных стран и дало возможность оценивать компетентность и профессионализм аудиторских фирм.

Международные стандарты аудита (МСА) (англ. International Standards on Auditing (ISA)) — международные профессиональные стандарты для осуществления аудиторской деятельности.

Они издаются Международной федерацией бухгалтеров через Комитет по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации. На основе международных стандартов в Российской Федерации разработана часть Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, регламентирующих аудиторскую деятельность на её территории. [7.с,142]

В наиболее развитых странах, имеющих свои специфические национальные стандарты аудита (Канада, Великобритания, Ирландия, США), международные стандарты просто принимаются к сведению профессиональными организациями.

Помимо общих аудиторских стандартов существуют и специальные стандарты и нормы, регулирующие этапы и сферы аудиторской деятельности, — стандарты и нормы прогнозов и планов, стандарты этики и т.д.

Международный комитет по аудиторской практике от имени Совета Международной федерации бухгалтеров издал стандарты проведения аудита, состоящие из международных стандартов проведения аудита и стандартов по оказанию сопутствующих услуг.

Аудиторские стандарты формулируют единые международные основополагающие предписания, определяющие нормативы качества и надежности аудита и обеспечивающие определенные гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении. [5,с.117]

МСА применяются при проведении независимого аудита, а также в случае необходимости осуществления сопутствующей прочей деятельности аудиторов. Следует отметить, что МСА не превалируют над местными стандартами, регламентирующими аудит и оказание иных сопутствующих услуг в отношении финансовой отчетности.

Международный комитет по аудиторской практике издал стандарты проведения аудита, состоящие из международных стандартов и стандартов по оказанию сопутствующих услуг. (Приложение А)

Международные стандарты аудита (МСА) призваны унифицировать подход к аудиту в международном масштабе и содействовать развитию аудита в странах, где уровень профессионализма ниже общемирового.

На развитие международных стандартов аудита влияют внешние и внутренние факторы.

К внешним факторам раз вития следует отнести: развитие и углубление мирохозяйственных связей, создание транснациональных компаний, что приводит к унификации принципов учета и отчетности; динамичное развитие фондового рынка, при этом фондовые биржи выдвигают достаточно жесткие требования для включения акций компаний в листинг.

Поэтому Международная организация комитетов фондовых бирж разрабатывает унифицированные требования к отчетности компаний, чьи акции допускаются к котировке, аудит, который относится к сфере услуг.

Традиционно развивался как международные услуги, поэтому на рынке аудиторских услуг, также отмечаются процессы глобализации, что приводит к созданию мультинациональных компаний в этой области и появлению профессиональных международных организаций.

Внутренние факторы развития международных стандартов аудиторской деятельности обусловлены потребностями самих аудиторских организаций: процесс концентрации капитала в сфере аудита и консалтинга, где более 90% этого рынка принадлежит 10-12 фирмам-лидерам, причем процесс слияния продолжается.

Объединение должно помочь фирмам улучшить качество предоставляемых аудиторских услуг, а для этого необходимо разрабатывать единую стратегию и методологию аудита и консалтинга, а также единых стандартов качества.

Создание, развитие и работа различных международных организаций в области учета и аудита, среди которых следует выделить такие, как Международная федерация бухгалтеров (МФБ), Комитет по международной аудиторской практике (КМАП), Комитет по международным бухгалтерским стандартам (ГАТС, IASS), Экономический и социальный совет при ООН, Комиссия по транснациональным компаниям, Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности при ООН, Организация по экономическому сотрудничеству и развитию ЕС, Комиссия по ценным бумагам и биржам, профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов.

Основная роль в разработке нормативов аудита принадлежит Международной федерации бухгалтеров. Международная федерация бухгалтеров как международная организация имеет свой устав и конституцию.

Согласно уставу МФБ ставит своей основной задачей, «развитие и усиление координации во всемирном масштабе бухгалтерской профессии и унифицированных стандартов учета» (параграф 2).

При Совете МФБ существует Комитет по международной аудиторской практике (КМАП), на который возложена обязанность выпуска нормативов аудита и сопутствующих услуг, работ.

Комитет по международной аудиторской практике при поддержке Совета МФБ уделяет особое внимание изучению национальных стандартов аудита и сопутствующих услуг — их форме, содержанию и различиям.

После изучения и обобщения полученной информации КМАП готовит и публикует международные стандарты аудита, предназначенные для принятия на международном уровне. Таким образом, значение МСА заключается в том, что они способствуют интеграции национального аудита в международные экономические отношения, обеспечивают развитие аудиторской профессии в соответствии с профессиональными требованиями мирового уровня, а также единый подход к проведению и пониманию аудита и его качеству.

Назначение международных аудиторских стандартов, как и национальных стандартов, заключается в следующем:

  • *они обеспечивают определенные гарантии качества подготовки аудиторов, проведения аудита и определенный уровень надежности результатов аудиторской проверки;
  • *стандарты способствуют внедрению в практику работы аудиторов новых научных достижений и создают достойный общественный имидж профессии аудитора;
  • *с их помощью обеспечивается связь отдельных элементов процесса аудиторской проверки и создается возможность контроля качества работы аудитора;
  • *их последовательное применение является решающим доказательством и аргументом в пользу аудитора при возникновении претензионных дел, судебных разбирательств на основе исков клиента.

Page 3

Рекомендации аудиторам в отношении формы и содержания аудиторского заключения содержатся в стандарте 700 «Аудиторское заключение по финансовой отчетности». Стандарт включает следующие разделы: введение, основные элементы аудиторского заключения, типы аудиторских заключений, обстоятельства, которые могут привести к выражению мнения, отличного от безусловно-положительного.

Аудиторское заключение предоставляется по результатам аудиторской проверки финансовой отчетности субъекта, проведенной независимым аудитором. Требования стандарта могут использоваться при подготовке аудиторских заключений по финансовой информации, отличной от финансовой отчетности.

Аудитор выражает мнение о финансовой отчетности на основе изучения и оценки выводов, сделанных по полученным в процессе проверки аудиторским доказательствам. При этом аудитор должен определить соответствие финансовой отчетности:

  • *требованиям международных стандартов финансовой отчетности, национальных стандартов или правил;
  • *законодательным требованиям.

Стандарт указывает на необходимость соблюдения единообразия формы и содержания аудиторского заключения, что облегчает его понимание со стороны пользователей.

В соответствии с международной практикой в названииаудиторского заключения принято использовать слова «независимый аудитор». Это позволяет отличать аудиторское заключение от других отчетов, например, составленных должностными лицами предприятия или советом директоров.

Согласно требованиям МСА ответственность за финансовую отчетность несет руководство экономического субъекта.

Подготовка финансовой отчетности требует от руководства предприятия определения существенных оценочных значений, принципов и методов ведения бухгалтерского учета, которые используются при составлении данной отчетности.

Обязанность аудитора заключается только в выражении мнения о финансовой отчетности клиента на основе проведенной аудиторской проверки.

МСА 800 «Отчет аудитора по специальному заданию» определяет требования и рекомендации при составлении отчетов аудитора по специальным аудиторским заданиям.

Стандарт включает следующие параграфы: введение, общие требования, правила составления отчетов о финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с основами бухгалтерского учета, отличными от международных стандартов финансовой отчетности или национальных стандартов, требования к отчетам по компонентам финансовой отчетности, отчетам о соответствии условиям договора и отчетам об обобщенной финансовой отчетности, а также приложения.

К специальным аудиторским заданиям относятся проверки:

  • 1)финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с основами бухгалтерского учета, отличными от международных стандартов финансовой отчетности или национальных стандартов;
  • 2)определенных счетов, элементов счетов или деталей финансовой отчетности (именуемых в стандарте компонентами финансовой отчетности);
  • 3)на соответствие условиям договора;
  • 4)обобщенной финансовой отчетности.

Данный стандарт не применяется в рамках заданий, предусматривающих оказание сопутствующих аудиту услуг:

  • *проведения обзора;
  • *проведения согласованных процедур;
  • *подготовки финансовой информации.

Отчет по специальному аудиторскому заданию составляется письменной форме и должен содержать ясно выраженное мнение аудитора. В качестве базы для выражения мнения аудитор должен рассмотреть и оценить выводы, сделанные на основе аудиторских доказательств, полученных в ходе выполнения специального аудиторского задания.

МСА 800 устанавливает структуру отчета по специальному аудиторскому заданию (кроме отчета об обобщенной финансовой отчетности, для которого предусмотрена своя форма). Стандарт рекомендует соблюдать единообразие формы и содержания аудиторского отчета, поскольку это способствует лучшему пониманию его пользователем.

После общих положений в МСА 800 изложены требования к подготовке отчетов по каждому виду специальных аудиторских заданий.

Правила составления отчетов о финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с основами бухгалтерского учета, отличными от международных стандартов финансовой отчетности или национальных стандартов.

Цель МСА 500 — установление стандартов и предоставление руководства в отношении количества и качества аудиторских доказательств, необходимых в ходе аудита финансовой отчетности.

Аудиторские доказательства должны быть достаточными для формулирования разумных выводов, на которых основывается мнение аудитора. Доказательства собираются по каждому утверждению, нередко одно доказательство может подтвердить несколько утверждений

В ходе получения аудиторских доказательств могут использоваться тесты средств контроля, а также проводиться аудиторские проверки по существу.

Тесты средств контроля — тесты, проводимые с целью получения аудиторских доказательств, характеризующих эффективность функционирования систем бухгалтерского учета и систем внутреннего контроля.

Процедуры проверки по существу — это процедуры, которые выполняются с целью получения достаточных аудиторских доказательств для обнаружения существенных искажений в финансовой отчетности. Эти процедуры могут осуществляться в виде детальных тестов хозяйственных операций и аналитических процедур (МСА 520).

МСА 500 «Аудиторские доказательства» устанавливает следующие процедуры получения доказательств:

  • 1. Инспектирование — проверка записей, документов или материальных активов. В ходе инспектирования можно получить аудиторские документальные доказательства разной степени надежности:
    • *созданные третьими сторонами и находящиеся у них;
    • *созданные третьими сторонами, но находящиеся у субъекта;
    • *созданные субъектом и находящиеся у него.
  • 2. Наблюдение — изучение процессов или процедур, выполняемых другими лицами.
  • 3. Запрос и подтверждение — поиск и получение информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами субъекта. Запросы могут быть письменными или устными.
  • 4. Подсчет — проверка точности арифметических расчетов либо выполнение самостоятельных расчетов.
  • 5. Аналитические процедуры — анализ значимых показателей и тенденций.

В соответствии с разделом «Оценка результатов аудиторских процедур» МСА 540 аудитор должен дать окончательную оценку обоснованности оценочных значений, основываясь на знании бизнеса клиента, а также на согласованности оценки с другими аудиторскими доказательствами, полученными в ходе аудита.

Если существуют различия между оценочным значением, определенным аудиторской организацией на основании имеющихся аудиторских доказательств, и аналогичным показателем, отраженным в бухгалтерской отчетности, то аудиторская организация решает вопрос о необходимости внесения исправлений в отчетность.

Если различие не существенно, например, когда сумма, показанная в бухгалтерской отчетности, лежит в пределах допустимых отклонений, исправление может не требоваться.

Если аудиторская организация считает различие существенным, она может предложить руководству экономического субъекта пересмотреть оценочное значение. Если руководство экономического субъекта отказывается от такого пересмотра, то различие будет считаться ошибкой и рассматриваться вместе со всеми остальными искажениями при оценке существенности воздействия на бухгалтерскую отчетность.

Аудиторская организация также определяет, насколько различия в оценках отдельных показателей, признанных существенными, имеют сходный характер, вследствие чего они, накапливаясь, могут оказывать существенное воздействие на бухгалтерскую отчетность.

Аудитор также должен оценить тенденции к завышению или занижению отдельных величин разницы, которая может существенно отразиться на достоверность финансовой отчетности. В таких случаях аудитор должен оценить оценочные значения в совокупности.

Page 4

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Перейти к загрузке файла

Подводя итоги курсовой работы, хотелось бы отметить, что цель работы достигнута, т.е. раскрыта сущность аудиторской деятельности и реализованы все основные задачи, поставленные для ее достижения.

На основании проведенного исследования нами получены нижеследующие выводы:

  • 1. Стандарты аудита регулируют профессиональную деятельность аудиторов и широко признаны во всем мире, поскольку позволяют достичь наибольшей объективности в выражении аудиторскою мнения по поводу соответствия финансовой отчетности общепринятым принципам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, а также устанавливают единые качественные критерии сравнения результатов аудиторской деятельности. Единообразие аудиторской деятельности является необходимым ее условием ввиду многообразия методик, применяемых в аудиторской практике, и сложности их сопоставления.
  • 2. Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования, определяющие нормативы по качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантия результатов аудиторской проверки при соблюдении этих требований. Они устанавливают единые требования к процедуре аудирования, аудиторскому заключению и самому аудитору. С изменением экономической ситуации аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру в целях максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.
  • 3. На базе аудиторских стандартов формируются программы для подготовки аудиторов, а также требования для проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью. Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.
  • 4. Любая аудиторская проверка, как правило, начинается с разработки общего плана и программы аудита. Начиная эту разработку, аудиторы должны основываться на предварительных знаниях об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур. С помощью таких аналитических процедур аудиторы выявляют области, значимые для аудита.
  • 5. В процессе подготовки общего плана и программы аудита оценивается эффективность системы внутреннего контроля, действующей у экономического субъекта, и производят оценку ее риска. Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, а также выявляет недостоверную информацию. Кроме того, при подготовке общего плана и программы аудита аудиторам следует установить также приемлемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной.

  Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Источник: https://studwood.ru/1974324/buhgalterskiy_uchet_i_audit/vnutrennie_auditorskie_standarty

Studio-pravo
Добавить комментарий