8.3. Бюджетная классификация  Российской  Федерации

8.3. Бюджетная классификация

8.3. Бюджетная классификация  Российской  Федерации

После получения заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета и в соответствии со ст. 26411 БК РФ заслушивает:

доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета;

доклад председателя Счетной палаты РФ о заключении Счетной палаты РФ на годовой отчет об исполнении федерального бюджета.

По предложению председателя Государственной Думы либо по собственной инициативе Генеральный прокурор Российской Федерации, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации могут выступить или представить доклады с анализом рассмотренных в течение отчетного финансового года дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства Российской Федерации.

По результатам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума принимает одно из следующих решений:

об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета;

об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

В случае отклонения законодательным (представительным) органом закона (решения) об исполнении бюджета он возвращается для устранения фактов недостоверного или неполного отражения данных и повторного представления в срок, не превышающий один месяц.

Единая бюджетная классификация представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная

классификация обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с действующим законодательством бюджетная классификация включает:

классификацию доходов бюджетов;классификацию расходов бюджетов;

классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

классификацию операций публично-правовых образований (далее — классификация операций сектора государственного управления).

Классификация доходов бюджетов является группировкой доходов бюджетов бюджетной системы РФ и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, и закреплении главных администраторов за конкретными видами (подвидами) доходов бюджета.

Классифицируют доходы бюджетов по четырем группам в зависимости от закрепления доходов за администраторами доходов, по видам и подвидам доходов, а также по операциям сектора государственного управления, относящимся к доходам бюджетов.

Перечень и коды главных администраторов доходов бюджета, закрепленные за ними виды (подвиды) доходов бюджета утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете.

Вид доходов и его код включают группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода. Единые для бюджетов бюджетной системы группы и подгруппы доходов бюджетов, относящиеся к налоговым, неналоговым доходам и безвозмездным поступлениям предусмотрены п. 4 ст. 20 БК РФ.

Единый перечень статей и подстатей доходов бюджетов утверждается Минфином РФ.

Для детализации поступлений доходов выделяются подвид доходов и его код. Перечень кодов подвидов по видам доходов и главным их администраторам утверждают соответственно Минфин РФ, финансовый орган субъекта РФ, финансовый орган муниципального образования.

Расходы бюджетов классифицируются (кодируются) по главным распорядителям бюджетных средств, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов. Код классификации расходов бюджетов включает также код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

Перечень главных распорядителей средств бюджетов устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов. Единые для бюджетов бюджетной системы РФ разделы (одиннадцать) и подразделы классификации расходов бюджетов предусмотрены п. 3 ст. 21 БК РФ.

Перечень и коды целевых статей и видов расходов бюджета утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо в установленных БК РФ случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов состоит из: кода главного администратора дефицитов бюджетов (утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете); кода группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов; кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов.

Единые для бюджетов бюджетной системы РФ группы и подгруппы источников внутреннего и внешнего финансирования дефицитов бюджетов предусмотрены п. 3 ст. 22 БК РФ.

Перечень статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете при утверждении источников финансирования дефицита бюджета.

Классификация операций сектора государственного управления состоит из кода группы, статьи и подстатьи операций. Единые для бюджетной системы РФ группы и статьи операций сектора государственного управления предусмотрены п. 2 ст. 231 БК РФ.

Единый для бюджетов бюджетной системы РФ перечень подстатей сектора государственного управления, а также порядок применения классификации операций сектора государственного управления устанавливаются Министерством финансов РФ.

Контрольные вопросы

1.Охарактеризуйте бюджетное устройство Российской Федерации.

2.На каких принципах основывается бюджетное устройство Российской Федерации?

3.Рассмотрите основные направления совершенствования межбюджетных отношений.

4.В чем заключается экономическая сущность бюджетного планирования?

5.Что представляет собой бюджетный процесс? Каковы основные стадии (этапы)?

6.Охарактеризуйте задачи и принципы бюджетного процесса в Российской Федерации.

7.Дайте характеристику основных этапов бюджетного процесса.

8.Опишите порядок составления проектов бюджетов в Российской Федерации.

9.Какова процедура рассмотрения и утверждения проекта федерального бюджета Федеральным Собранием?

10.Охарактеризуйте порядок организации исполнения федерального бюджета в Российской Федерации.

11.В чем заключается необходимость и сущность казначейской системы кассового исполнения бюджетов?

12.Опишите роль Федерального казначейства в бюджетном процессе.

13.Охарактеризуйте необходимость и сущность бюджетной классификации.

Источник: https://studfile.net/preview/6147455/page:24/

2.3. Бюджетная классификация Российской Федерации

8.3. Бюджетная классификация  Российской  Федерации

Бюджетнаяклассификация, как было отмечено ранее,является одним из трех элементовбюджетного устройства РФ наряду сбюджетной системой РФ и принципамибюджетной системы.

Составбюджетной классификации РоссийскойФедерации определен в ст. 19 БК РФ ивключает классификацию:

а)доходов бюджетов;

б)расходов бюджетов;

в)источников финансирования дефицитовбюджетов;

г)операций публично-правовых образований(далее — классификация операций секторагосударственного управления).

Бюджетнаяклассификация Российской Федерацииявляется группировкой доходов, расходови источников финансирования дефицитовбюджетов бюджетной системы РоссийскойФедерации, используемой для составленияи исполнения бюджетов, составлениябюджетной отчетности, обеспечивающейсопоставимость показателей бюджетовбюджетной системы.

Классификациядоходов бюджетов.

Кодклассификации доходов бюджетов РоссийскойФедерации состоит из кодов:

а)главного администратора доходов бюджета;

б)вида доходов;

в)подвида доходов;

г)классификации операций секторагосударственного управления, относящихсяк доходам бюджетов.

Переченьи коды главных администраторов доходовбюджета, закрепляемые за ними виды(подвиды) доходов бюджета утверждаютсязаконом (решением) о соответствующембюджете.

Кодвида доходов включает группу, подгруппу,статью, подстатью и элемент дохода.

Единымидля бюджетов бюджетной системы РоссийскойФедерации группами и подгруппами доходовбюджетов являются:

а)налоговые и неналоговые доходы:

б)безвозмездные поступления:

Единыйдля бюджетов бюджетной системы РоссийскойФедерации перечень статей и подстатейдоходов бюджетов утверждаетсяМинистерством финансов РФ.

Кодэлемента доходов устанавливается взависимости от полномочия на установлениеи нормативное правовое регулированиеналогов, сборов и иных обязательныхплатежей, других доходов бюджетовбюджетной системы Российской Федерации,а также в зависимости от наличия правтребования к плательщикам по неналоговымдоходам и безвозмездным поступлениями соответствует бюджету бюджетнойсистемы Российской Федерации.

Единымидля бюджетов бюджетной системы РоссийскойФедерации элементами доходов являются:федеральный бюджет, бюджеты субъектовРоссийской Федерации, муниципальныхрайонов, городских округов, внутригородскихмуниципальных образований городовфедерального значения Москвы иСанкт-Петербурга, городских и сельскихпоселений, бюджеты Пенсионного фондаРоссийской Федерации, Фонда социальногострахования Российской Федерации,Федерального фонда обязательногомедицинского страхования, бюджетытерриториальных фондов обязательногомедицинского страхования.

Длядетализации поступлений по кодамклассификации доходов применяется кодподвида доходов.

Министерствофинансов Российской Федерации утверждаетперечень кодов подвидов по видам доходов,главными администраторами которыхявляются органы государственной власти,Центральный банк Российской Федерации,органы управления государственнымивнебюджетными фондами и (или) находящиесяв их ведении бюджетные учреждения.

Финансовыйорган субъекта Российской Федерацииутверждает перечень кодов подвидов повидам доходов, главными администраторамикоторых являются органы государственнойвласти субъектов Российской Федерации,органы управления территориальнымигосударственными внебюджетными фондамии (или) находящиеся в их ведении бюджетныеучреждения.

Финансовыйорган муниципального образованияутверждает перечень кодов подвидов повидам доходов, главными администраторамикоторых являются органы местногосамоуправления и (или) находящиеся в ихведении бюджетные учреждения.

Следуетотметить, что законодатель не определяетпонятие классификации доходов бюджетов.

Классификациярасходов бюджетов.Код классификации расходов бюджетовсостоит из кодов:

а)главного распорядителя бюджетныхсредств;

б)раздела, подраздела, целевой статьи ивида расходов;

в)классификации операций секторагосударственного управления, относящихсяк расходам бюджетов.

Переченьглавных распорядителей средствфедерального бюджета, бюджета субъектаРоссийской Федерации, бюджетовгосударственных внебюджетных фондов,местного бюджета устанавливаетсязаконом (решением) о соответствующембюджете в составе ведомственной структурырасходов.

Единымидля бюджетов бюджетной системы РоссийскойФедерации разделами и подразделамиклассификации расходов бюджетовявляются:

а)общегосударственные вопросы (например,функционирование Президента РоссийскойФедерации, высшего должностного лицасубъекта Российской Федерации имуниципального образования, законодательных(представительных) органов государственнойвласти и представительных органовмуниципальных образований);

б)национальная оборона (например,Вооруженные Силы Российской Федерации,модернизация Вооруженных Сил РоссийскойФедерации и воинских формирований,мобилизационная и вневойсковаяподготовка, мобилизационная подготовкаэкономики);

в)национальная безопасность иправоохранительная деятельность(например, органы прокуратуры, внутреннихдел, юстиции, безопасности, внутренниевойска, система исполнения наказаний);

г)национальная экономика (например,общеэкономические вопросы,топливно-энергетический комплекс,исследование и использование космическогопространства, воспроизводствоминерально-сырьевой базы, сельскоехозяйство и рыболовство);

д)жилищно-коммунальное хозяйство (например,жилищное и коммунальное хозяйство,благоустройство);

е)охрана окружающей среды;

ж)образование;

з)культура, кинематография, средствамассовой информации;

и)здравоохранение, физическая культураи спорт;

к)социальная политика;

л)межбюджетные трансферты.

Целевыестатьи и виды расходов бюджетовформируются в соответствии с расходнымиобязательствами, подлежащими исполнениюза счет средств соответствующих бюджетов.

Каждомупубличному нормативному обязательству,долгосрочной целевой программе(подпрограмме), обособленной функции(сфере, направлению) деятельности органовгосударственной власти (органов местногосамоуправления), проекту осуществлениябюджетных инвестиций, подпадающему подустановленные в соответствии с Бюджетнымкодексом РФ критерии, присваиваютсяуникальные коды целевых статей и (или)видов расходов того или иного бюджета.

Порядокформирования перечня и кодов целевыхстатей и видов расходов бюджетов вчасти, относящейся к публичным нормативнымобязательствам, обеспечению деятельности(выполнению полномочий) органовгосударственной власти (государственныхорганов) и органов местного самоуправления,устанавливает Министерство финансовРоссийской Федерации.

Переченьи коды целевых статей и (или) видоврасходов бюджетов, финансовое обеспечениекоторых осуществляется за счет субвенцийили межбюджетных субсидий, определяютсяв порядке, установленном финансовыморганом, осуществляющим составление иорганизацию исполнения бюджета, изкоторого предоставляются указанныесубвенции и межбюджетные субсидии.

Переченьи коды целевых статей и (или) видоврасходов федерального бюджета в части,касающейся финансового обеспечениядеятельности федеральных органовисполнительной власти, в которыхзаконодательством Российской Федерациипредусмотрено прохождение военной иправоохранительной службы, должныобеспечивать сопоставимость и соблюдениеединых принципов отражения расходов.

Подобнопредыдущему виду классификации,законодатель также не дает определенияпонятия и классификации расходовбюджетов.

Классификацияисточников финансирования дефицитовбюджетов.Код классификации источников финансированиядефицитов бюджетов состоит из трехэлементов — кодов:

а)главного администратора источниковфинансирования дефицитов бюджетов;

б)группы, подгруппы, статьи и вида источникафинансирования дефицитов бюджетов;

в)классификации операций секторагосударственного управления, относящихсяк источникам финансирования дефицитовбюджетов.

Переченьглавных администраторов источниковфинансирования дефицитов бюджетовутверждается законом (решением) осоответствующем бюджете.

Единымидля бюджетов бюджетной системы РоссийскойФедерации группами и подгруппамиисточников финансирования дефицитовбюджетов являются источники:

а)внутреннего финансирования дефицитовбюджетов — государственные (муниципальные)ценные бумаги, номинальная стоимостькоторых указана в валюте РоссийскойФедерации; кредиты кредитных организацийв валюте Российской Федерации; бюджетныекредиты от других бюджетов бюджетнойсистемы Российской Федерации; кредитымеждународных финансовых организацийв валюте Российской Федерации; изменениеостатков средств на счетах по учетусредств бюджета; иные источникивнутреннего финансирования дефицитовбюджетов;

б)внешнего финансирования дефицитовбюджетов — государственные ценныебумаги, номинальная стоимость которыхуказана в иностранной валюте; кредитыиностранных государств, включая целевыеиностранные кредиты (заимствования),международных финансовых организаций,иных субъектов международного права,иностранных юридических лиц в иностраннойвалюте; кредиты кредитных организацийв иностранной валюте; иные источникивнешнего финансирования дефицитовбюджетов.

Переченьстатей и видов источников финансированиядефицитов бюджетов утверждается законом(решением) о соответствующем бюджетепри утверждении источников финансированиядефицита бюджета.

Действующаяредакция Бюджетного кодекса РФ несодержит определения понятия классификацииисточников финансирования дефицитовбюджетов, в отличие от ранее действовавшейредакции, где под классификациейисточников финансирования дефицитовбюджетов РФ понималась группировказаемных средств, привлекаемых РоссийскойФедерацией, ее субъектами и муниципальнымиобразованиями для покрытия дефицитовбюджетов.

Классификацияопераций сектора государственногоуправления.Код классификации операций секторагосударственного управления состоитиз кода группы, статьи и подстатьиопераций сектора государственногоуправления.

Единымидля бюджетов бюджетной системы РоссийскойФедерации группами и статьями операцийсектора государственного управленияявляются:

а)доходы — налоговые доходы, доходы отсобственности, доходы от оказанияплатных услуг, суммы принудительногоизъятия, безвозмездные поступления отбюджетов, взносы на социальные нужды,доходы от операций с активами, прочиедоходы;

б)расходы — оплата труда и начисления навыплаты по оплате труда, оплата работи услуг, обслуживание государственного(муниципального) долга, безвозмездныеперечисления организациям и бюджетам,социальное обеспечение, расходы пооперациям с активами, прочие расходы;

в)поступление нефинансовых активов -увеличение стоимости основных средств,нематериальных активов и материальныхзапасов;

г)выбытие нефинансовых активов — уменьшениестоимости основных средств, нематериальныхи непроизведенных активов, материальныхзапасов;

д)поступление финансовых активов -поступление на счета бюджетов; увеличениестоимости ценных бумаг, кроме акций ииных форм участия в капитале; увеличениестоимости акций и иных форм участия вкапитале; увеличение задолженности побюджетным кредитам; увеличение стоимостииных финансовых активов; увеличениепрочей дебиторской задолженности;

е)выбытие финансовых активов — выбытиесо счетов бюджетов; уменьшение стоимостиценных бумаг, кроме акций и иных формучастия в капитале; уменьшение стоимостиакций и иных форм участия в капитале;уменьшение задолженности по бюджетнымссудам и кредитам; уменьшение стоимостииных финансовых активов; уменьшениепрочей дебиторской задолженности;

ж)увеличение обязательств — увеличениезадолженности по внутреннемугосударственному (муниципальному) долгуи по внешнему государственному долгу,увеличение прочей кредиторскойзадолженности;

з)уменьшение обязательств — уменьшениезадолженности по внутреннемугосударственному (муниципальному)долгу, по внешнему государственномудолгу, уменьшение прочей кредиторскойзадолженности.

Единыйдля бюджетов бюджетной системы РоссийскойФедерации перечень подстатей операцийсектора государственного управленияустанавливается Министерством финансовРоссийской Федерации.

Порядокприменения классификации операцийсектора государственного управленияустанавливается Министерством финансовРоссийской Федерации.

До1 января 2008 г. в составе бюджетнойклассификации не предусматривалоськлассификации операций секторагосударственного управления.

Определенияпонятий «классификация операцийсектора государственного управления»и «сектор государственного управления»в Бюджетном кодексе Российской Федерациине закреплены.

Вопросыдля самоконтроля

1.Сформулируйте определение понятиябюджетной системы Российской Федерации.

2.Назовите элементы бюджетной системы.

3.Назовите обстоятельства, обусловившиесуществование действующей бюджетнойсистемы.

4.Дайте характеристику каждому уровнюбюджетной системы.

5.Сформулируйте определение бюджетногоустройства РФ.

6.Сформулируйте определение понятияпринципов бюджетной системы РФ.

7.Приведите примеры реализации принциповбюджетной системы РФ.

8.Определите взаимодействие принциповбюджетной системы РФ.

9.Сформулируйте определение понятиябюджетной классификации РФ.

Источник: https://studfile.net/preview/4171966/page:8/

Бюджетная классификация

8.3. Бюджетная классификация  Российской  Федерации

Код главногоадминистратора

доходов бюджета

000 Код вида доходов бюджетов Группа
доходов 0 Подгруппа
доходов 00 Статья
доходов 00 Подстатья
доходов 000 Элемент
доходов 00 Код подвида доходов бюджетов Группа подвида
доходов бюджетов 0000 Аналитическаягруппа подвида

доходов бюджетов

000

Код главного администратора доходов бюджетов

Код главного администратора доходов бюджетов (1 — 3 знаки кода классификации доходов бюджетов) состоит из 3-х знаков и соответствует номеру, присвоенному главному администратору доходов бюджета, в соответствии с законодательством города Москвы.

Администраторами доходов бюджетов являются органы государственной власти города Москвы, осуществляющие контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджета города Москвы.

Код вида доходов бюджетов

Код является единым для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, состоит из 10-ти знаков и включает:

– группу доходов (4 знак кода классификации доходов бюджета);

– подгруппу доходов (5 — 6 знаки кода классификации доходов бюджета);

– статью доходов (7 — 8 знаки кода классификации доходов бюджета);

– подстатью доходов (9 — 11 знаки кода классификации доходов бюджета);

– элемент доходов (12 — 13 знаки кода классификации доходов бюджета).

Код подвида доходов бюджетов

Код подвида доходов бюджетов (14 — 20 разряды кода классификации доходов бюджетов) включает:

— группу подвида доходов бюджетов (14 — 17 разряды кода классификации доходов бюджетов);

— аналитическую группу подвида доходов бюджетов (18 — 20 разряды кода классификации доходов бюджетов).

Группа подвида доходов бюджетов

Группа подвида доходов бюджета (14 — 17 знаки кода классификации доходов бюджетов) состоит из четырех знаков.

Департамент финансов города Москвы утверждает перечень кодов подвидов доходов бюджета по видам доходов бюджета, главными администраторами которых являются органы государственной власти города Москвы, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения.

Аналитическая группа подвида доходов бюджетов

Аналитическая группа подвида доходов бюджета определяется трехзначным кодом (18 — 20 знаки кода классификации доходов) и является группировкой доходов по виду финансовых операций, относящихся к доходам, состоит из следующих групп:

100 — Доходы;

400 — Выбытие нефинансовых активов.

Код классификации операций сектора государственного управления

Классификация операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов определяется трехзначным кодом (18 — 20 знаки кода классификации доходов), предусматривающим группировку операций по их экономическому содержанию, и представлена следующими позициями:

110 — налоговые доходы;

120 — доходы от собственности;

130 — доходы от оказания платных услуг;

140 — суммы принудительного изъятия;

150 — безвозмездные поступления от бюджетов;

151 — поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

152 — поступления от наднациональных организаций и правительств иностранных государств;

153 — поступления от международных финансовых организаций;

160 — страховые взносы на обязательное социальное страхование;

170 — доходы от операций с активами;

180 — прочие доходы;

410 — уменьшение стоимости основных средств;

420 — уменьшение стоимости нематериальных активов;

430 — уменьшение стоимости непроизведенных активов;

440 — уменьшение стоимости материальных запасов.

Группа доходов

Код является 4-м знаком кода классификации доходов.

Код вида доходов предусматривает следующие группы:

1 — налоговые и неналоговые доходы;

2 — безвозмездные поступления.

Подгруппа доходов

Пятый и шестой знаки кода классификации доходов.

Код вида доходов предусматривает следующие подгруппы:

01 — налоги на прибыль, доходы;

02 — страховые взносы на обязательное социальное страхование;

03 — налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;

04 — налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;

05 — налоги на совокупный доход;

06 — налоги на имущество;

07 — налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;

08 — государственная пошлина;

09 — задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;

10 — доходы от внешнеэкономической деятельности;

11 — доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

12 — платежи при пользовании природными ресурсами;

13 — доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства;

14 — доходы от продажи материальных и нематериальных активов;

15 — административные платежи и сборы;

16 — штрафы, санкции, возмещение ущерба;

17 — прочие неналоговые доходы;

18 — поступления (перечисления) по урегулированию расчетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Статья доходов

Седьмой и восьмой знаки кода классификации доходов. Код статьи вида доходов производит дальнейшую детализацию кода подгрупп вида доходов.

Подстатья доходов

Девятый, десятый и одиннадцатый знаки кода классификации доходов. Код подстатьи вида доходов производит дальнейшую детализацию кода статьи вида доходов.

Элемент доходов

Двенадцатый и тринадцатый знаки кода классификации доходов.

Для налоговых доходов код элемента доходов соответствует бюджету бюджетной системы Российской Федерации в зависимости от полномочий по установлению ставок налога федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами власти муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Для неналоговых доходов код элемента доходов определяется в зависимости от полномочий по установлению размеров платежей федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами власти муниципальных образований, органами управления государственных внебюджетных фондов.

Для безвозмездных поступлений код элемента доходов определяется исходя из принадлежности трансферта его получателю.

Источник: https://budget.mos.ru/classification

Studio-pravo
Добавить комментарий