8.2. АУДИТ МЕТОДОВ УЧЕТА ЗАТРАТ: На основе изучения учетной политики и особенностей производства на

Аудит учетной политики организации

8.2. АУДИТ МЕТОДОВ УЧЕТА ЗАТРАТ:  На основе изучения учетной политики и особенностей производства на

Замечание 1

Изучение аудитором правовых основ функционирования хозяйственного субъекта осуществляется с одновременной проверкой соблюдения последним принципа неизменности методологии отображения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества в учете, что является учетной политикой. Это дает возможность быстро определить особенности учета этого субъекта аудита, составить точный план проверки с учетом специфики деятельности предприятия.

Возможность стабильного эффективного функционирования предприятия во внешней рыночной среде и его дальнейшее социально — экономический развитие во многих аспектах зависит от концептуальных основ, заложенных в основу организации бухгалтерского учета на этом предприятии.

Одной из концепций является решение задач бухгалтерской службой исключительно информационного направления, то есть учет в основном нацелен на наблюдение и отображение движения и состояния активов и пассивов и предоставление отчетности.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В современных условиях хозяйствования большое значение, а следовательно, воплощение приобретает другая концепция, согласно которой учет как функция является неотъемлемой составляющей целостной системы управления деятельностью предприятия.

В этом случае учет является основой бизнеса, поскольку учетная информация готовится в такой форме и показателях, которые могут активно влиять на процессы принятия управленческих решений и способствовать совершенствованию не только самой системы управления, а и работы всего предприятия.

Реализация этой или другой концепции организации учета на предприятии воплощается в принятой учетной политике.

Определение 1

Учетная политика предприятия представляет собой совокупность принципов, методик и учетных процедур, которые применяет организация для формирования и представления финансовой отчетности. Учетная политика предприятия регламентирована внутренним локальным актом организации – приказом об учетной политике предприятия.

Приказ об учетной политике формируется и утверждается на каждый следующий отчетный год. В разработке учетной политики, как правило, принимают участие руководитель организации и главный бухгалтер.

При аудиторской проверке учетной политики предприятия, аудитор должен знать нормативно-правовую базу, регулирующую формирование и содержание учетной политики.

Целью аудита учетной политики предприятия является установление ее соответствия действующим нормативно-правовым актам, а также отраслевых особенностей и масштаба деятельности организации и деятельности предприятия.

Источниками информации в аудите учетной политики предприятия являются все внутрифирменные документы, что охватывают вопрос организации и ведения бухгалтерского учета в организации.

Задания аудита учетной политики следующие (Рис.1):

Рисунок 1. Задания аудита учетной политики предприятия

Методика аудита учетной политики предприятия

Методические приемы аудита учетной политики предприятия применяется те же, что и при аудите учредительных документов. В общем, проверка осуществляется в два основных этапа:

  • 1 Этап — проверка соответствия учетной политики предприятия действующему законодательству и характеру и масштабу деятельности предприятия.
  • 2 Этап — на данном этапе проверяется соответствие отражения фактам хозяйственной деятельности организации, принятым в учетной политике правилам.

Замечание 2

Важно обратить внимание на то, соблюдаются ли принципы и методы ведения бухгалтерского учета в течение текущего года. Кроме того, нужно обратить внимание на внесение изменений в учетную политику.

Если организация не соблюдает законодательно регламентированного утверждения и функционирования учетной политики, даже при несущественном влиянии на финансовые результаты деятельности предприятия, и достоверности финансовой отчетности может привести к негативным последствиям со стороны уполномоченных контролирующих органов.

Следующим важным элементом методики аудита учетной политики есть выделение соответствующих направлений проверки.

Проводить аудит учетной политики предприятия необходимо по следующим направлениям:

  1. Проверка внедрение функций учета в центре принятия решений.
  2. Выяснение делегирования полномочий и ответственности.
  3. Проверяется взаимосвязь бухгалтерского учета с другими функциями организации.
  4. Проверяется взаимосвязь между бухгалтерским и управленческим видами учета.
  5. Проверяется уровень оперативности учетной информации.
  6. Проверяется уровень достоверности информации.

Кроме того, аудитор выясняет, насколько принятая в организации учетная политика положительно влияет для эффективной работы организации, насколько принятые методы оценки, амортизации и пр. соответствуют типу хозяйствующего субъекта.

На завершающем этапе проверки учетной политики аудитор подготавливает аудиторское заключение, которое содержит профессиональное мнение аудитора.

В данном заключении отражаются все обнаруженные недостатки относительно имеющейся в организации учетной политики и правил ее выполнения.

Также аудитор можно дать рекомендации по устранению недочетов в принятой учетной политике и порядке ее исполнения.

Источник: https://spravochnick.ru/buhgalterskiy_uchet_i_audit/audit/audit_uchetnoy_politiki_organizacii/

Глава 8 АУДИТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО / Практический аудит: учебное пособие

8.2. АУДИТ МЕТОДОВ УЧЕТА ЗАТРАТ:  На основе изучения учетной политики и особенностей производства на

  • 8.1. ЦЕЛИ АУДИТА
  • 8.2. АУДИТ МЕТОДОВ УЧЕТА ЗАТРАТ
  • 8.3. АУДИТ КЛАССИФИКАЦИИ И ПРАВИЛЬНОСТИ УЧЕТА ЗАТРАТ
  • 8.4. АУДИТ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ
  • ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
  • ТЕСТЫ
  • Цель аудита учета затрат на производство – установление обоснованности формирования и правильности учета издержек производства.

    Задачами проверки учета затрат на производство являются:

    • оценка обоснованности применяемого метода учета затрат, варианта сводного учета затрат, методов распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов;

    • подтверждение достоверности оформления и отражения в учете прямых и накладных (косвенных) расходов;

    • подтверждение правильности включения в себестоимость отдельных видов затрат, в том числе нормируемых;

    • оценка качества инвентаризаций незавершенного производства;

    • арифметический контроль показателей себестоимости по данным сводного учета.

    Источниками информации для проведения аудита учета затрат на производство продукции являются учетные регистры аналитического и синтетического учета: карточки (ведомости) по заказам; разработочные таблицы (по распределению заработной платы, отчислений ни социальные нужды, услуг вспомогательных производств, расчета амортизации основных средств); ведомости распределения общепроизводственных, общехозяйственных расходов, расходов на содержание и эксплуатацию оборудования; листки-расшифровки, справки-расчеты о распределении расходов будущих периодов; акты (ведомости) по инвентаризации незавершенного производства; ведомость сводного учета затрат на производство; журналы-ордера, машинограммы по счетам 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 96, 97 и т. д., книга и др.

    Аудиторская проверка производственных затрат является трудоемким процессом, требующим от аудитора знания множества нормативных и инструктивных материалов, а также особенностей исчисления себестоимости продукции в отдельных отраслях и видах хозяйственной деятельности.

    Поэтому до начала документальной проверки аудитору необходимо изучить организационные и технологические особенности предприятия, специализацию, масштабы и структуру каждого вида его производственной деятельности. Следует также проанализировать сильные и слабые стороны внутреннего контроля производства и затрат.

    Для этого целесообразно использовать специальные вопросы для проверки состояния системы внутреннего контроля:

    • проверяются ли требования на материалы и табели учета рабочего времени после их подготовки специалистами подразделений;

    • проводится ли предварительная нумерация накладных, лимитно-заборных карт, нарядов и др. и используется ли для выявления отсутствующих или фиктивных документов;

    • проверяется ли соответствие данных первичных документов на отпуск материалов учету труда и производственных отчетов;

    • установлены ли нормативные затраты и как регулярно осуществляется их пересмотр;

    • соблюдается ли график документооборота по учету затрат на производство;

    • проводится ли инвентаризация незавершенного производства;

    • составляются ли и как контролируются сметы общепроизводственных, общехозяйственных расходов.

    Вопросы для оценки системы бухгалтерского учета:

    • правильно ли классифицируются затраты на производство по элементам и по статьям калькуляции;

    • соответствует ли выбранный метод учета затрат на производство особенностям производства и как он соблюдается на практике;

    • обеспечивает ли применяемая методика учета нормируемых расходов их правильное налогообложение;

    • организован ли учет потерь от брака;

    • установлены ли и как соблюдаются методы общепроизводственных и общехозяйственных расходов;

    • разработана ли схема сводного учета затрат на производство;

    • проверяются ли данные по сегментам затрат и данные сводного учета;

    • отвечает ли учет затрат принципу «временной определенности фактов»;

    • с какой периодичностью сверяются данные аналитического учета затрат на производство и т.д.

    По результатам тестирования формируется программа проверки затрат на производство (табл. 8.1).

    Таблица 8.1

    Программа аудиторской проверки затрат на производство

    На основе изучения учетной политики и особенностей производства на предприятии аудитор выясняет обоснованность применяемого на практике метода учета производственных затрат и варианта калькулирования продукции. При этом он должен помнить, что используемые методы учета затрат с точки зрения способа предварительного контроля делятся на нормативные и ненормативные.

    К ненормативным методам учета затрат можно отнести:

    попередельный метод, применяемый в производствах, в которых сырье последовательно проходит несколько отдельных самостоятельных фаз обработки – переделов (металлургия, текстильная промышленность и др.).

    Затраты на изготовление продукции учитываются по видам однородных изделий, статьям калькуляции и переделам.

    В зависимости от особенностей предприятия используется полуфабрикатный или бесполуфабрикатный вариант метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции;

    позаказный (пообъектный) метод, применяемый в индивидуальных и мелкосерийных производствах с механической сборкой деталей, узлов и изделий в целом. Объектом учета и калькулирования является отдельный заказ, открываемый на определенное количество продукции. В аналитическом учете производственные затраты группируются по заказу в разрезе установленных статей калькуляции;

    попроцессный метод, используемый на предприятиях отраслей, имеющих сравнительно непродолжительный технологический процесс выпуска однородной продукции, остатки незавершенного производства которой отсутствуют или незначительны (угольная, железорудная, нефтяная промышленность, электроэнергетика и др.). Себестоимость единицы продукции определяется, как правило, прямым методом, т.е. делением всех производственных затрат на количество произведенной продукции за период.

    Нормативный метод учета затрат базируется на технически обоснованных нормах расхода рабочего времени, материальных и денежных ресурсов на единицу продукции. Периодически плановые нормы должны пересматриваться с учетом эффективности от внедрения организационно-технических мероприятий. Используются плановые, нормативные и отчетные калькуляции.

    При сопоставлении фактически произведенных затрат с утвержденными текущими нормативами выявляются внутрихозяйственные резервы, намечаются пути их рационального использования. Тем самым появляется возможность текущего и предварительного контроля за издержками.

    Это способствует рациональному расходованию различных ресурсов, повышению эффективности работы предприятия.

    Если в процессе проверки установлено, что в учетной политике обоснован метод учета затрат, отвечающий требованиям технологического процесса, а фактически использование элементов этого метода не осуществляется, аудитор фиксирует данное отклонение в рабочих документах и определяет его влияние на формирование себестоимости продукции. Если описанный в учетной политике метод учета затрат не соответствует особенностям технологического процесса, то аудитор может порекомендовать клиенту ряд изменений, которые позволят организовать производственный учет в соответствии с требованиями нормативных документов.

    При изучении затрат аудитору важно документально установить правильность исчисления себестоимости продукции. Первичные документы, подтверждающие учет каждого вида затрат, должны быть правильно оформлены и содержать все обязательные реквизиты.

    Проверяя, обоснованно ли отнесены затраты на себестоимость продукции, аудитору необходимо знать, что они группируются по следующим элементам:

    • материальные затраты;

    • затраты на оплату труда;

    • отчисления на социальные нужды;

    • амортизация основных средств;

    • прочие затраты.

    Порядок отнесения затрат на себестоимость продукции определен Положением по бухгалтерскому учету (ПБУ 10/99), в котором подробно рассмотрено, какие затраты могут быть отнесены к себестоимости продукции.

    Для целей налогообложения структура затрат установлена в главе 25 Налогового кодекса и несколько отлична от расходов, предусмотренных ПБУ.

    В настоящее время Министерство финансов и Федеральная налоговая служба России ведут работу по гармонизации этого учета.

    В этой связи аудитор проводит проверку правильности учета затрат с позиции как бухгалтерского учета, так и налоговых требований.

    Особую проблему составляет учет расходов, нормируемых для целей налогообложения. Например, суточные, выплачиваемые за дни нахождения работника в командировке, в состав бухгалтерских расходов включаются полностью, а в состав налоговых расходов – только по утвержденным нормативам.

    Некоторые бухгалтеры пытаются максимально сблизить данные бухгалтерского и налогового учета для упрощения своей работы, поэтому в нарушение правил бухгалтерского учета в состав бухгалтерских расходов относят только ту же сумму, что принимается для целей налогообложения, а сумму сверх норматива относят за счет чистой прибыли организации.

    Такой подход является типичной ошибкой ведения бухгалтерского учета, так как искажает данные о реальной величине и структуре затрат.

    Аудитор должен выяснить правильность разграничения производственных затрат по отчетным периодам; соблюдение выбранного метода и точность оценки материальных ресурсов, списываемых на затраты производства; правильность включения в себестоимость амортизации основных средств и других видов расходов, в том числе связанных с управлением производством; обоснованность распределения общепроизводственных расходов по объектам калькуляции; организацию учета возвратных отходов и брака; правильность применяемой корреспонденции счетов и др.

    В ходе аудита проверяется также состояние учета незавершенного производства, своевременность и правильность его инвентаризации и оценки, безошибочность отражения результатов инвентаризации в учете.

    Прежде всего аудитор анализирует периодичность и порядок проведения инвентаризаций незавершенного производства, изучает представленные инвентаризационные и сличительные ведомости.

    Если в представленных документах не выявлены отклонения, то возможен вывод о формальном характере инвентаризаций или о хорошей организации оперативного и бухгалтерского учета полуфабрикатов собственного производства.

    Для подтверждения своего мнения аудитор может провести выборочную инвентаризацию незавершенного производства. Однако использование такой процедуры контроля возможно, если на предприятии применяется полуфабрикатный вариант сводного учета затрат на производство.

    Только в рамках этого варианта учета формируются показатели, отражающие движение незавершенного производства на всех этапах изготовления продукции. Номенклатура проверяемых полуфабрикатов определяется с учетом технологических особенностей производства. Как правило, проверяются наиболее дорогостоящие полуфабрикаты.

    Если в ходе выборочной проверки выявлены значительные отклонения (например, свыше 10% от проверяемой номенклатуры), то можно сделать вывод о формальном характере проводимых инвентаризаций.

    Если же выборочная инвентаризация незавершенного производства не выявит отклонений, то подтверждаются объемы незавершенного производства, указанные в данных оперативного учета движения полуфабрикатов собственного производства или аналитического учета.

    Подтверждая достоверность оценки незавершенного производства, аудитор проверяет правильность применяемых норм (если такие установлены на предприятии) и осуществляет арифметический контроль рассчитываемых показателей.

    При этом следует учитывать, что на предприятиях с индивидуальным и мелкосерийным производством, применяющих позаказный метод учета затрат, стоимость незавершенного производства определяется затратами на незаконченные заказы.

    В крупносерийных и массовых производствах стоимость незавершенного производства складывается из суммы прямых затрат (материалы и основная заработная плата), исчисляемых по нормам по каждому калькуляционному объекту (изделию, детали и т.д.), и суммы прочих (косвенных) затрат, определяемых в процентах к прямым затратам.

    Аудитору следует внимательно проанализировать состав и распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов, которые учитываются соответственно на счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».

    Накопленные на данных счетах суммы могут списываться непосредственно в дебет счета 90 «Продажи» (метод формирования частичной себестоимости продукции) либо включаться в себестоимость продукции (метод формирования полной себестоимости продукции). В последнем случае, как правило, используются следующие базы для распределения накладных расходов:

    • сумма прямых расходов материалов;

    • сумма расходов на заработную плату;

    • сумма прямых расходов материалов и на заработную плату;

    • сумма всех прямых расходов.

    Реже в качестве базы распределения используется показатель выручки от реализации (реализация каждого продукта должна быть стабильной), торговая площадь и т.д. Ограничений на выбор базы распределения нет, главное, она должна быть экономически обоснованной.

    Аудитор подтверждает также правильность распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов в соответствии с положениями учетной политики.

    В первую очередь на основании первичных документов нужно проверить правильность распределения по конкретным счетам расходов на отопление, освещение, содержание и аренду помещений, заработную плату административно-управленческого персонала подразделений и предприятия в целом и начислений на нее, расходов на оплату информационных, консультативных и аудиторских услуг, компенсации за использование личных автомобилей в служебных целях и т.п.

    Значительная доля перечисленных расходов приходится на оплату коммунальных услуг.

    Изучая первичные документы и знакомясь с организацией на предприятии учета расхода тепловой, электрической энергии, аудитор должен установить обоснованность списания таких затрат на производственные и непроизводственные нужды.

    Оправданность включения расходов на оплату услуг консультантов и аудиторов, на участие работников предприятия в различных учебных семинарах в издержки устанавливается аудитором путем изучения содержания заключенных договоров, актов сдачи-приемки выполненных работ и др.

    Оценка правильности исчисления себестоимости продукции выполняется путем арифметического контроля данных ведомости сводного учета затрат.

    Причем при нормативном методе учета затрат себестоимость продукции определяется как алгебраическая сумма нормативной себестоимости, учтенных изменений норм и учтенных отклонений от норм.

    При ненормативных методах себестоимость исчисляется как сумма остатка незавершенного производства на начало месяца и затрат за месяц минус остаток незавершенного производства на конец месяца.

    Выявленные в ходе проверки отклонения фиксируются в рабочих документах аудитора.

    Типичные ошибки, выявляемые при аудите учета затрат на производство:

    • неправильное отражение в учете нормируемых расходов;

    • неправильная оценка остатков незавершенного производства;

    • неправильное разграничение расходов по отчетным периодам;

    • несоответствие применяемого метода учета затрат методу, зафиксированному в учетной политике;

    • необоснованное включение в себестоимость отдельных видов затрат.

    1. Задачи аудита затрат на производство.

    2. Методы классификации затрат на производство.

    3. Нормативное регулирование учета затрат для целей бухгалтерского учета и налогообложения.

    4. Методы учета затрат.

    5. Понятие прямых и косвенных затрат.

    6. Аудит прямых затрат.

    7. Аудит косвенных затрат.

    8. Аудит калькулирования себестоимости отдельных видов продукции.

    1. При проверке затрат на производство аудитор руководствуется документом:

    а) Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ));

    б) Налоговым кодексом РФ;

    в) постановлением Правительства о составе затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).

    2. Расходы на оплату командировочных расходов сотрудников включаются в состав общехозяйственных расходов:

    а) в пределах установленного в организации лимита;

    б) в полном объеме;

    в) в пределах установленного норматива.

    3. В качестве базы для распределения косвенных расходов обычно используется показатель:

    а) заработная плата основных производственных рабочих;

    б) цена на отдельные виды продукции;

    в) производственная мощность подразделений предприятия.

    4. Методы учета затрат с точки зрения способа предварительного контроля делятся:

    а) на оперативные и текущие;

    б) нормативные и ненормативные);

    в) плановые и фактические.

    5. Метод учет затрат, при котором себестоимость единицы продукции определяется путем деления всех производственных затрат на количество произведенной продукции за период, называется:

    а) позаказный;

    б) попроцессный;

    в) попередельный;

    6. Назовите виды калькуляций, применяемых на промышленном предприятии:

    а) плановые, нормативные и отчетные);

    б) сметные, фактические и исполнительные;

    в) месячные, квартальные и годовые.

    7. Если в ходе проверки аудитор выявит несоблюдение при отражении операций в бухгалтерском учете закрепленного в учетной политике метода учета затрат, он должен:

    а) определить влияние данного нарушения на формирование себестоимости продукции;

    б) выдать отрицательное аудиторское заключение;

    в) модифицировать аудиторское заключение с привлечением внимания пользователей к факту несоблюдения учетной политики.

    8. Расходы организации в соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету группируются по следующим элементам:

    а) расходы на НИОКР;

    б) амортизация;

    в) операционные расходы;

    г) расходы на оплату труда;

    д) расходы на рекламу.

    9. Выборочная инвентаризация незавершенного производства в ходе аудиторской проверки возможна только в случае применения:

    а) бесполуфабрикатного метода учета;

    б) полуфабрикатного метода учета;

    в) позаказного метода учета.

    10. При каком методе учета затрат себестоимость исчисляется как сумма остатка незавершенного производства на начало месяца и затрат за месяц минус остаток незавершенного производства на конец месяца:

    а) ненормативном;

    б) позаказном;

    в) попроцессном.

    Источник: http://www.nnre.ru/delovaja_literatura/prakticheskii_audit_uchebnoe_posobie/p10.php

    Особенности методики проведения аудита учетной политики организации

    8.2. АУДИТ МЕТОДОВ УЧЕТА ЗАТРАТ:  На основе изучения учетной политики и особенностей производства на

    Аудит учетной политики является одним из важнейших разделов аудита, результаты которого могут повлиять на выражение мнения аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.

    Аудиторскую проверку учетной политики целесообразно разделить на два этапа:

    На первом этапе оценивается система внутреннего контроля по организации учетной политики. Для проведения такой оценки удобно использовать разработанные тесты или вопросники с приложением к ним соответствующих ответов опрашиваемого и примечаний аудитора. На втором этапе проводится анализ учетной политики организации для целей бухгалтерского и налогового учета.

    На первом этапе аудитор определяет систему внутреннего контроля и порядок документооборота в организации. Общая оценка системы внутреннего контроля проводится в соответствии с утвержденной во внутрифирменных стандартах методикой оценки (например, можно использовать балльную систему оценки) Парушина Н.В., Кыштымова Е.А. Аудит. Основы аудита, технология и методика проведения аудиторских проверок.

    — М.: Форум, 2009. — с. 143..

    На втором этапе проверки учетной политики для целей бухгалтерского учета рекомендуется заполнить таблицу, сопроводив каждый элемент учетной политики ответами на поставленные вопросы и примечаниями аудитора.

    Аудит для целей бухгалтерского учета

    В ходе проверки аудитору необходимо тщательно изучить и проанализировать учетную политику аудируемого лица.

    Целью проверки является не только подтверждение факта наличия утвержденной учетной политики и отражения в ней способов ведения учета организации, но и оценка правильности и рациональности выбранных методов и форм, регламентирующих методические и организационные основы ведения бухгалтерского учета и порядка налогообложения.

    Аудит для целей налогового учета

    Понятие учетной политики для целей налогового учета приведено в п. 12 ст. 167 НК РФ.

    Учетная политика для целей налогообложения утверждается приказом (распоряжением руководителя организации) и применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации.

    Аудит учетной политики для целей налогового учета включает организационно-технический и методологический разделы Лебедева Е.М. Аудит. — М.: Академия, 2009. — с. 89..

    В рамках аудиторской проверки аудитор должен ответить на ряд вопросов, выяснить организационно-технические моменты ведения налогового учета на аудируемом предприятии и проанализировать следующие вопросы:

    • 1. Кем осуществляется налоговый учет в организации:
      • · главным бухгалтером;
      • · бухгалтерской службой;
      • · структурным подразделением и др.
    • 2. Как составлены формы первичной учетной документации:
      • · на основе первичных документов бухгалтерского учета;
      • · на основе самостоятельно разработанных документов для налогового учета.
    • 3. Какова технология обработки информации для налогового учета:
      • · ручная;
      • · автоматизированная.
    • 4. Как составлены формы аналитических регистров налогового учета:
      • · на основе первичных документов бухгалтерского учета;
      • · на основе самостоятельно разработанных документов для налогового учета.
    • 5. Установлен ли перечень лиц, имеющих право подписи налоговых регистров.
    • 6. Утвержден ли график документооборота.

    В рамках методологического раздела проверяется правильность исчисления налога на прибыль и НДС Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит. — М.: Инфра-М, 2009. — с. 157..

    Например, при проверке исчисления налога на прибыль анализируются следующие вопросы, которые обязательно должны быть освещены в рабочих бумагах аудитора:

    • 1. Какой метод начисления амортизации используется для объектов основных средств (ОС):
      • · линейный метод;
      • · нелинейный метод;
      • · с применением понижающих коэффициентов;
      • · без применения понижающих коэффициентов.
    • 2. Определен ли метод начисления амортизации ОС, используемых для работы в условиях агрессивной среды и повышенной сменности.
    • 3. Определен ли порядок признания расходов на ремонт основных средств:
      • · признаются в отчетном периоде, в котором они были осуществлены в сумме фактических затрат;
      • · создается резерв на предстоящие расходы по ремонту ОС.
    • 4. Какой метод оценки сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров, выполнении работ, оказании услуг выбран:
      • · по себестоимости единицы запасов;
      • · по средней себестоимости;
      • · по себестоимости первых во времени приобретений (ФИФО);
      • · по себестоимости последних во времени приобретений (ЛИФО).
    • 5. Отражен ли порядок распределения прямых расходов на остатки незавершенного производства, остатки готовой продукции, остатки отгруженной продукции.
    • 6. Определен ли порядок уплаты налога и авансовых платежей по обособленным подразделениям организации при наличии обособленных подразделений:
      • · среднесписочная численность работников;
      • · сумма расходов на оплату труда.
    • 7. Какой метод признания доходов и расходов используется:
      • · кассовый метод;
      • · метод начисления.
    • 8. Создается ли резерв под обесценение ценных бумаг профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими дилерскую деятельность и ведущими налоговый учет по методу начисления.
    • 9. Создается ли резерв предстоящих расходов на оплату отпусков.

    При проверке исчисления НДС анализируются следующие вопросы.

    • 1. Определена ли дата возникновения обязанности по уплате НДС.
    • 2. Каков налоговый период уплаты НДС:
      • · календарный месяц;
      • · квартал.
    • 3. Определен ли порядок уплаты налога и авансовых платежей по обособленным подразделениям организации.
    • 4. Определен ли показатель для расчета сумм НДС, подлежащих уплате по месту нахождения обособленных подразделений.
    • 5. Ведется ли в организации раздельный учет НДС (облагаемых и не облагаемых НДС видов деятельности).
    • 6. Определен ли порядок раздельного учета облагаемых и не облагаемых НДС видов деятельности Литвин Д.В., Богданова Е.П. Аудит. — М.: Маркет ДС, 2008. — с. 109..

    Данный документ по оценке учетной политики организации можно использовать как программу (методику) проведения аудита по разделу «Учетная политика» и как рабочий документ аудитора, содержащий подробный анализ и выявленные нарушения по итогам проверки. Такой документ с рекомендациями аудитора можно включить в письменную информацию (отчет аудитора).

    Источник: https://vuzlit.ru/652274/osobennosti_metodiki_provedeniya_audita_uchetnoy_politiki_organizatsii

    Методика аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики

    8.2. АУДИТ МЕТОДОВ УЧЕТА ЗАТРАТ:  На основе изучения учетной политики и особенностей производства на

    В условиях рынка хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций.

    Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информации, формируемую в системе бухгалтерского учета.

    Достоверность такой информации подтверждается независимым аудитором.

    Ключевые слова:бухгалтерский учет, учетная политика, аудиторская проверка

    Собственники, и прежде всего, коллективные собственники — акционеры, пайщики, а также кредиторы, лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия, зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как обычно не имеют доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в услугах аудиторов. Аудиторские проверки необходимы государственным органам, судам, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.

    https://www.youtube.com/watch?v=bTrXUu6zl0U

    Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:

    1) возможность необъективной информации со стороны администрации в случаях конфликта между ней и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);

    2) зависимость последствий принятых решений (а они могут быть весьма значительны) от качества информации;

    3) необходимость специальных знаний для проверки информации;

    4) частое отсутствие у пользователей информации доступа для оценки ее качества.

    Все эти предпосылки привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующие подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг.

    Наличие достоверной информации, подтвержденной независимыми аудиторами, позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений.

    Следует отметить, что к значимым областям аудита, оказывающим существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности, относятся оценка соответствия бухгалтерского учета и учетной политики предприятия действующему законодательству. В связи с этим, проверка организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия  является объектом проверки на всех этапах аудита бухгалтерской отчетности — от планирования до формирования заключения.

    Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики предусматривает:

    1. рассмотрение основ организации бухгалтерского учета на предприятии и их оценка;

    2. изучение методики аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики.

    При разработке плана аудиторской проверки системы бухгалтерского учета необходимо учитывать:

    общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность предприятия;

    особенности деятельности предприятия, его финансовое состояние, требования к финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности;

    общий уровень компетентности руководства;

    учетную политику, принятую предприятием, и ее изменения;

    влияние нормативно-правовых актов на организацию бухгалтерского учета;

    ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля;

    существование подразделения внутреннего аудита и возможное влияние результатов его работы на процедуры внешнего аудита и т.д.

    Заключительным этапом процесса планирования является разработка и документальное оформление программы аудита системы бухгалтерского учета, которая более детально определяет характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для выполнения плана аудита.

    Таким образом, программа является более подробным развитием плана аудиторской проверки для полного сбора информации, достаточно для составления обоснованного и объективного заключения о системе бухгалтерского учета предприятия.

    Программа аудита включает набор инструкций для аудитора, выполняющего проверку системы бухгалтерского учета, и должна быть подробно проработана с тем, чтобы одновременно являться руководством при выполнении задания, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы.

    Аудиторскую программу целесообразно составлять в виде программы тестов и аудиторских процедур по существу. Программа тестов представляет собой перечень вопросов для сбора информации о функционировании системы бухгалтерского учета. Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку достоверности отражения в учете оборотов и сальдо по счетам.

     Аудитор в ходе планирования и непосредственного проведения аудиторской проверки обязан достичь понимания системы бухгалтерского учета проверяемого предприятия.

    С этой целью уже на стадии планирования аудитору необходимо предварительно оценить систему бухгалтерского учета, для этого изучению, анализу и оценке подвергаются самые существенные стороны деятельности предприятия и факторы, определяющие условия его функционирования (таблица 1).

    И основываясь на том, как осуществляется учет и контроль на этих самых больших и ответственных участках, аудитор формирует свое мнение о состоянии системы бухгалтерского учета в целом.

    Таблица 1

    Примерный перечень вопросов, подлежащих рассмотрению для получения информации о деятельности аудируемого лица

    Факторы, влияющие на построение системы бухгалтерского учетаКритерии оценки факторов
    1. Общие экономические факторыобщий уровень развития экономики;процентные ставки и наличие финансовых ресурсов;инфляция, девальвация или ревальвация национальной валюты;политика Правительства Российской Федерации или органов исполнительной власти иностранного государства, на территории которого аудируемое лицо, его филиалы и представительства ведут деятельность;курс иностранной валюты и механизмы валютного контроля.
    2. Особенности отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лицарынок и конкуренция в отрасли;цикличная или сезонная деятельность;изменения в технологии производства;коммерческий риск;сокращение или расширение деятельности;неблагоприятные условия деятельности;экономические показатели в отрасли;проблемы отрасли и отраслевые особенности бухгалтерского учета;экологические требования и проблемы;требования нормативных правовых актов, в том числе регулирующих сферу деятельности аудируемого лица;доступность и стоимость энергоресурсов;особенности деятельности.
    3. Управление и структура собственности аудируемого лицакорпоративная и организационная структура;акционеры и их аффилированные;структура капитала;цели, принципы, стратегические планы руководства;приобретения организаций, реорганизация аудируемого лица или ликвидация отдельных видов деятельности;источники и методы финансирования;совет директоров;руководители;наличие и качество работы подразделения внутреннего аудита;отношение руководства аудируемого лица к системе внутреннего контроля.
    4. Продукция, рынки, поставщики, расходы, производственная деятельность аудируемого лицахарактер деятельности;местонахождение производственных помещений, складов, служебных помещений;характеристика персонала;рынки сбыта продукции или предоставления услуг;поставщики товаров и услуг;товарно-материальные запасы;лицензии, патенты;основные виды расходов;научные исследования и разработки;активы, обязательства и операции в иностранной валюте — по типам валюты;действующие информационные системы;особенности полученных займов.
    5. Особенности законодательстватребования нормативных правовых актов, применяемых в процессе деятельности аудируемого лица, в том числе в сфере налогообложения;требования раскрытия информации, характерные для данного вида деятельности;требования к аудиторскому заключению;возможные пользователи финансовой (бухгалтерской) отчетности.

    На стадии планирования руководитель аудиторской проверки разрабатывает аудиторские процедуры, позволяющие провести анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и других показателей (особенно их необычных отклонений от ожидаемых значений), а также выяснить причины их искажений.

    В таблице 2 представлены аудиторские  процедуры по трем рассмотренным источникам: ФСПАД № 5 [2], учебник «Аудит» Р.П. Булыги [3] и статья С.М. Бычковой [4].

    Таблица 2

    Аудиторские процедуры

    Наименование  аудиторской процедурыФПСАД № 5Точка зрения Р.П. БулыгиТочка зрения С.М. Бычковой
    Тесты средств внутреннего контроля++
    Инспектирование+++
    Наблюдение++
    Запрос+++
    Подтверждение+++
    Пересчет+++
    Аналитические                                процедуры+++
    Инвентаризация+
    Проверка  соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций+
    Устный  опрос +
    Проверка  документов (сканирование)+
    Прослеживание+
    Подготовка  альтернативного баланса+
    Повторное проведение+

    Как видно из таблицы 2, авторы вносят некую  неопределенность в понимании аудиторских процедур. Так, Р.П. Булыга не выделяет такую аудиторскую процедуру как наблюдение, а С.М. Бычкова такую как тесты средств внутреннего контроля, хотя эти процедуры предусмотрены в ФПСАД № 5. Кроме того авторы приводят разновидности аудиторских процедур неуказанных в Стандарте.

    При аудите системы бухгалтерского учета необходимо проверять:

    имеются ли должностные инструкции на каждого работника бухгалтерии;

    есть ли график работ всех подразделений бухгалтерии с указанием сроков выполнения работ;

    назначены ли приказом материально-ответственные лица и заключены ли с ними договоры о полной индивидуальной и материальной ответственности;

    соответствие методических вопросов учетной политики действующему законодательству;

    соблюдается ли в течение отчетного года принятая учетная политика отражения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации;

    полноту отражения в учете за отчетный период (месяц, квартал, год) всех хозяйственных операций, осуществленных в этот период;

    проведена ли инвентаризация имущества и обязательств, правильно ли оформлены ее результаты;

    правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;

    наличие приказа об учетной политике и ее соответствие действующему законодательству и специфике деятельности предприятия;

    применяемую форму бухгалтерского учета, ее соответствие форме учета, утвержденной в установленном порядке;

    соответствие структуры и штата бухгалтерии объему совершаемых операций.

    Аудит организации бухгалтерского учета начинается с того, что проверяется функционирование фактической формы учета и степень ее полноты и достаточности. Проверяется наличие должностных инструкций для всех работников бухгалтерии, рабочего плана счетов, приказов о назначении материально-ответственных лиц, порядок проведения инвентаризаций.

    Целью ознакомления с учетной политикой является изучение и оценка основных принципов организации бухгалтерского учета и документооборота, закрепленных в принятой организацией учетной политике.

    Информационной базой для ознакомления с содержанием организации бухгалтерского учета и учетной политики на предприятии являются:

    · приказ (распоряжение и т.п.) об учетной политике проверяемой организации;

    · рабочий план счетов бухгалтерского учета;

    · перечень утвержденных форм первичных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

    · правила документооборота и технологии обработки учетной информации;

    · утвержденные методики учета отдельных показателей и другие приложения к приказу об учетной политике проверяемой организации;

    · пояснительная записка, которая раскрывает сведения, относящиеся к учетной политике организации, избранные при формировании учетной политике отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета;

    · изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным;

    · дополнительные данные о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности, прекращении операций, аффилированных лицах, прибыли, приходящейся на одну акцию.

    При проведении проверки необходимо установить:

    · наличие и состав распорядительных документов по учетной политике;

    · соответствие формы и сроков принятия документов по учетной политике требованиям нормативных актов;

    · последовательность применения учетной политики;

    · наличие способов учета, отличных от установленных нормативными документами, но позволяющих организации достоверно отразить ее имущественное состояние и финансовые результаты;

    · полностью ли раскрыты избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности;

    · соблюдение учетной политики.

    По результатам проверки организации бухгалтерского учета и учетной политики формулируется вывод о соответствии системы бухгалтерского учета масштабам деятельности организации и адекватности отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций и достоверности формирования показателей бухгалтерской (финансовой) отчетностями.

    Литература:

    1. Российская Федерация. Законы. Об аудиторской деятельности [Электронный ресурс]: федер. закон №307-ФЗ: принят ФС ГД РФ  30 декабря 2008 г. // «КонсультантПлюс».
    2. Российская Федерация. Постановления. Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» правило (стандарт) «Аудиторские доказательства» [Электронный ресурс]: № 5: утв. Правительством РФ от 23 сентября 2002 г. N 696.
    3. Булыга, Р.П. Аудит [Текст]:  учебник / Р.П. Булыга. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.- 431 с.
    4. Бычкова, С.М. Стандарты, устанавливающие методы получения аудиторских доказательств [Электронный ресурс] /С.М. Бычкова, Е.Ю. Итыгилова // МСФО и МСА в кредитной организации. – 2010. ‒ № 2 // «КонсультантПлюс».

    Источник: https://moluch.ru/archive/63/10153/

    Аудит методов учета затрат

    8.2. АУДИТ МЕТОДОВ УЧЕТА ЗАТРАТ:  На основе изучения учетной политики и особенностей производства на

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    «Брянский государственный технический университет»

    Кафедра «Экономика, организация производства, управление»

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по дисциплине: «Аудит»

    f

    Введение

    1. История возникновения аудита

    1.1 История возникновения и этапы развития аудита в мире

    1.2 Основные аспекты проведение аудиторской деятельности

    2. Аудит учета затрат на производство

    2.1 Цели аудита

    2.2 Аудит методов учета затрат

    2.3 Аудит классификации и правильности учета затрат

    3. Практическое задание

    Заключение

    Список литературы

    fВведение

    Потребность в услугах аудитора возникла в связи с обособлением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), кто вкладывает средства в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы), а также государства как потребителя информации о результатах деятельности предприятий.

    Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдение ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.

    Аудиторские проверки необходимы и государственным органам, судьям, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.

    Вместе с тем аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку рекомендаций по повышению эффективности хозяйственной деятельности экономического субъекта.

    f1. История возникновения аудита

    1.1 История возникновения и этапы развития аудита в мире

    Первые независимые аудиторы появились еще в XIX в. в акционерных компаниях Европы. Слово «аудит» в разных переводах означает «он слышит» или «слушающий».

    Так в духовных учебных заведениях называли отлично успевающего ученика, который по поручению учителя производил доверительную проверку других учащихся на предмет усвоения ими пройденного материала. Такие доверительные отношения существуют и в аудиторской деятельности.

    Аудиторская деятельность — процесс проверки аудиторами (аудиторскими фирмами) правильности ведения бухгалтерского учета, осуществляемого экономическими субъектами.

    Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы).

    Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятия. Достаточно частые банкротства предприятий, обман со стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений.

    Акционеры хотели быть уверены в том, что их не обманывают, что отчетность, представленная администрацией, полностью отражает действительное финансовое положение предприятия. Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались люди, которым, по мнению акционеров, можно было доверять.

    Главными требованиями, предъявляемыми к аудитору, были его безупречная честность и независимость. Знание бухгалтерского учета не имело сначала основного значения, однако с усложнением бухгалтерского учета необходимым условием становится и хорошая профессиональная подготовка аудитора.

    Исторической родиной аудита считается Англия, где с 1844 г. выходит серия законов о компаниях, согласно которым правления акционерных компаний обязаны приглашать не реже одного раза в год специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами.

    В России звание аудитора было введено Петром 1. Должность аудитора совмещала в себе некоторые обязанности делопроизводителя, секретаря и прокурора. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами. Все три попытки организации института аудита (в 1889, 1912и 1928 г.) оказались неудачными.

    Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. усилил потребность в услугах бухгалтеров-аудиторов. В это время резко ожесточаются требования к качеству аудиторской проверки и ее обязательности, увеличивается рыночная потребность в такого рода услугах.

    После окончания кризиса практически все страны начинают вводить обязательные требования к объему информации, содержащейся в годовых отчетах, и обязательности публикации этих отчетов и заключений аудиторов.

    Аудит становится мощным оружием против мошенничества.

    До конца 40-х гг. аудит в основном заключался в проверке документации, подтверждающей записанные денежные операции, и правильной группировке этих операций в финансовых отчетах. Это был так называемый подтверждающий аудит. После 1949 г.

    независимые аудиторы стали больше внимания уделять вопросам внутреннего контроля в компаниях, полагая, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна и финансовые данные достаточно полны и точны.

    Аудиторские фирмы начали заниматься больше консультационной деятельностью, чем непосредственно аудиторскими проверками. Такой аудит получил название системно-ориентированного.

    f1.2 Основные аспекты проведение аудиторской деятельности

    Аудит — это лицензируемая предпринимательская деятельность аттестованных независимых юридических и физических лиц (аудиторских компаний и отдельных аудиторов) — законных участников экономической деятельности, направленная на подтверждения достоверности финансовой, бухгалтерской и налоговой отчетности, для уменьшения, до приемлемого уровня информационного риска для заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности, представляемой предприятием (организацией) собственникам, а также другим юридическим и физическим лицам.

    Данное определение отражает:

    — Единую цель проведения аудита — подтверждение достоверности отчетности, снижение риска использования ее в экономической деятельности;

    — Единые требования ведения аудита — наличие аттестатов и лицензий;

    — Единые и обязательные условия — аудит проводится независимыми субъектами.

    Основная цель аудита может дополняться обусловленными договором с клиентом задачами выявления резервов лучшего использования финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения предприятия, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов. Для достижения основной цели и представления заключения аудитор должен составить мнение по следующим вопросам.

    1. Общая приемлемость отчетности: соответствует ли отчетность в целом всем требованиям, предъявленным к ней, и не содержит ли противоречивой информации

    2. Обоснованность: существуют ли основания для включения в отчетность указанных там сумм?

    3. Законченность: все ли суммы, которые должны быть включены в отчетность, действительно входят туда? В частности, все ли активы и пассивы принадлежат компании?

    4. все ли статьи правильно оценены и безошибочно подсчитаны?

    5. Классификация: есть ли основания относить сумму на тот счет, на который она записана?

    6. Разделение: отнесены ли операции, проводимые незадолго до или непосредственно после даты составления баланса, к тому периоду, в котором были произведены?

    7. Аккуратность: соответствуют ли суммы отдельных операций данным, приведенным в книгах и журналах аналитического учета, правильно ли они просуммированы, соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в Главной книге?

    8. Раскрытие: все ли статьи занесены в финансовую отчетность и правильно описаны в самих отчетах и приложениях к ним?

    Для реализации этих целей аудитор может использовать различные способы накопления необходимой информации.

    Применительно к проверке отдельных групп операций, например для аудиторской проверки товарно-материальных запасов, структура промежуточных целей и положительное (подтверждающее) мнение аудитора будут выглядеть следующим образом:

    — общая приемлемость: общая сумма товарно-материальных запасов является приемлемой и в принципе соответствует реальным потребностям предприятия;

    — обоснованность: все товарно-материальные запасы, отраженные в отчетности, существуют на дату составления баланса;

    — законченность: все существующие товарно-материальные запасы подсчитаны и внесены в баланс; все товарно-материальные запасы являются собственностью предприятия;

    — оценка: количество товарно-материальных запасов в учете совпадает с имеющимися в наличии; цены, используемые для оценки товарно-материальных запасов, правильны; период применения указанных цен является верным;

    — классификация: товарно-материальные запасы правильно классифицированы как материалы, незавершенное производство и готовая продукция;

    — разделение: сумма покупки и продажи товарно-материальных запасов правильно разделена между двумя периодами;

    — аккуратность: общие суммы в книгах аналитического учета товарно-материальных запасов соответствуют приведенным в Главной книге;

    — раскрытие: основные категории товарно-материальных запасов, методы их оценки правильно отражены в отчетности.

    Аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей деятельности решают ряд задач, связанных с оказанием аудиторских услуг:

    * проверка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, законности хозяйственных операций;

    * помощь в организации бухгалтерского учета;

    * помощь в восстановлении и ведении учета, составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности;

    * помощь в налоговом планировании и расчете налогов;

    * консультирование по отдельным вопросам ведения учета и составления отчетности;

    * экспертные оценки и анализ результатов хозяйственной деятельности;

    * консультирование по широкому кругу финансовых и правовых вопросов, маркетингу, менеджменту, технологическое и экологическое консультирование и др.;

    * разработка учредительных документов и др.;

    * предоставление информации о будущих партнерах;

    * информационное обслуживание клиентов;

    * другие услуги.

    2. Аудит учета затрат на производство

    2.1. Цели аудита

    Цель аудита учета затрат на производство — установление обоснованности формирования и правильности учета издержек производства.

    Задачами проверки учета затрат на производство являются:

    оценка обоснованности применяемого метода учета затрат, варианта сводного учета затрат, методов распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов;

    подтверждение достоверности оформления и отражения в учете прямых и накладных (косвенных) расходов;

    подтверждение правильности включения в себестоимость отдельных видов затрат, в том числе нормируемых;

    оценка качества инвентаризаций незавершенного производства;

    арифметический контроль показателей себестоимости по данным сводного учета.

    Источниками информации для проведения аудита учета затрат на производство продукции являются учетные регистры аналитического и синтетического учета: карточки (ведомости) по заказам; разработочные таблицы (по распределению заработной платы, отчислений на социальные нужды, услуг вспомогательных производств, расчета амортизации основных средств); ведомости распределения общепроизводственных, общехозяйственных расходов, расходов на содержание и эксплуатацию оборудования; листки-расшифровки, справки-расчеты о распределении расходов будущих периодов; акты (ведомости) по инвентаризации незавершенного производства; ведомость сводного учета затрат на производство; журналы-ордера, машинограммы по счетам 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 96,97 и т. д., книга и др.

    Аудиторская проверка производственных затрат является трудоемким процессом, требующим от аудитора знания множества нормативных и инструктивных материалов, а также особенностей исчисления себестоимости продукции в отдельных отраслях и видах хозяйственной деятельности.

    Поэтому до начала документальной проверки аудитору необходимо изучить организационные и технологические особенности предприятия, специализацию, масштабы и структуру каждого вида его производственной деятельности. Следует также проанализировать сильные и слабые стороны внутреннего контроля производства и затрат.

    Для этого целесообразно использовать специальные вопросы для проверки состояния системы внутреннего контроля:

    * проверяются ли требования на материалы и табели учета рабочего времени после их подготовки специалистами подразделений;

    * проводится ли предварительная нумерация накладных, лимитно-заборных карт, нарядов и др. и используется ли для выявления отсутствующих или фиктивных документов;

    * проверяется ли соответствие данных первичных документов
    на отпуск материалов учету труда и производственных отчетов;

    * установлены ли нормативные затраты и как регулярно осуществляется их пересмотр;

    соблюдается ли график документооборота по учету затрат на производство;

    проводится ли инвентаризация незавершенного производства;

    составляются ли и как контролируются сметы общепроизводственных, общехозяйственных расходов.

    2.2. Аудит методов учета затрат

    На основе изучения учетной политики и особенностей производства на предприятии аудитор выясняет обоснованность применяемого на практике метода учета производственных затрат и варианта калькулирования продукции. При этом он должен помнить, что используемые методы учета затрат с точки зрения способа предварительного контроля делятся на нормативные и ненормативные.

    К ненормативным методам учета затрат можно отнести:

    * попередельный метод, применяемый в производствах, в которых сырье последовательно проходит несколько отдельных самостоятельных фаз обработки — переделов (металлургия, текстильная промышленность и др.).

    Затраты на изготовление продукции учитываются по видам однородных изделий, статьям калькуляции и переделам.

    В зависимости от особенностей предприятия используется полуфабрикатный или бесполу-фабрикатный вариант метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции;

    позаказный (пообъектный) метод, применяемый в индивидуальных и мелкосерийных производствах с механической сборкой деталей, узлов и изделий в целом. Объектом учета и калькулирования является отдельный заказ, открываемый на определенное количество продукции. В аналитическом учете производственные затраты группируются по заказу в разрезе установленных статей калькуляции;

    попроцессный метод, используемый на предприятиях отраслей, имеющих сравнительно непродолжительный технологический процесс выпуска однородной продукции, остатки незавершенного производства которой отсутствуют или незначительны (угольная, железорудная, нефтяная промышленность, электроэнергетика и др.). Себестоимость единицы продукции определяется, как правило, прямым методом, т.е. делением всех производственных затрат на количество произведенной продукции за период.

    https://www.youtube.com/watch?v=-7PO9CTJyhM

    Нормативный метод учета затрат базируется на технически обоснованных нормах расхода рабочего времени, материальных и денежных ресурсов на единицу продукции. Периодически плановые нормы должны пересматриваться с учетом эффективности от внедрения организационно-технических мероприятий. Используются плановые, нормативные и отчетные калькуляции.

    При сопоставлении фактически произведенных затрат с утвержденными текущими нормативами выявляются внутрихозяйственные резервы, намечаются пути их рационального использования. Тем самым появляется возможность текущего и предварительного контроля за издержками.

    Это способствует рациональному расходованию различных ресурсов, повышению эффективности работы предприятия.

    Если в процессе проверки установлено, что в учетной политике обоснован метод учета затрат, отвечающий требованиям технологического процесса, а фактически использование элементов этого метода не осуществляется, аудитор фиксирует данное отклонение в рабочих документах и определяет его влияние на формирование себестоимости продукции. Если описанный в учетной политике метод учета затрат не соответствует особенностям технологического процесса, то аудитор может порекомендовать клиенту ряд изменений, которые позволят организовать производственный учет в соответствии с требованиями нормативных документов.

    2.3. Аудит классификации и правильности учета затрат

    При изучении затрат аудитору важно документально установить правильность исчисления себестоимости продукции. Первичные документы, подтверждающие учет каждого вида затрат, должны быть правильно оформлены и содержать все обязательные реквизиты.

    Проверяя, обоснованно ли отнесены затраты на себестоимость продукции, аудитору необходимо знать, что они группируются по следующим элементам:

    материальные затраты;

    затраты на оплату труда;

    отчисления на социальные нужды;

    амортизация основных средств;

    прочие затраты.

    Порядок отнесения затрат на себестоимость продукции определен Положением по бухгалтерскому учету (ПБУ 10/99), в котором подробно рассмотрено, какие затраты могут быть отнесены к себестоимости продукции.

    Для целей налогообложения структура затрат установлена в главе 25 Налогового кодекса и несколько отлична от расходов, предусмотренных ПБУ.

    В настоящее время Министерство финансов и Федеральная налоговая служба России ведут работу по гармонизации этого учета.

    Аудитор должен выяснить правильность разграничения производственных затрат по отчетным периодам; соблюдение выбранного метода и точность оценки материальных ресурсов, списываемых на затраты производства; правильность включения в себестоимость амортизации основных средств и других видов расходов, в том числе связанных с управлением производством; обоснованность распределения общепроизводственных расходов по объектам калькуляции; организацию учета возвратных отходов и брака; правильность применяемой корреспонденции счетов и др.

    В ходе аудита проверяется также состояние учета незавершенного производства, своевременность и правильность его инвентаризации и оценки, безошибочность отражения результатов инвентаризации в учете. Прежде всего аудитор анализирует периодичность и порядок проведения инвентаризаций незавершенного производства, изучает представленные инвентаризационные и сличительные ведомости.

    Для подтверждения своего мнения аудитор может провести выборочную инвентаризацию незавершенного производства.

    Однако использование такой процедуры контроля возможно, если на предприятии применяется полуфабрикатный вариант сводного учета затрат на производство.

    Только в рамках этого варианта учета формируются показатели, отражающие движение незавершенного производства на всех этапах изготовления продукции.

    Подтверждая достоверность оценки незавершенного производства, аудитор проверяет правильность применяемых норм (если

    — такие установлены на предприятии) и осуществляет арифметический контроль рассчитываемых показателей.

    При этом следует учитывать, что на предприятиях с индивидуальным и мелкосерийным производством, применяющих позаказный метод учета затрат, стоимость незавершенного производства определяется затратами на незаконченные заказы.

    В крупносерийных и массовых производствах стоимость незавершенного производства складывается из суммы прямых затрат (материалы и основная заработная плата), исчисляемых по нормам по каждому калькуляционному объекту (изделию, детали и т.д.), и суммы прочих (косвенных) затрат, определяемых в процентах к прямым затратам.

    Аудитору следует внимательно проанализировать состав и распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов, которые учитываются соответственно на счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».

    Накопленные на данных счетах суммы могут списываться непосредственно в дебет счета 90 «Продажи» (метод формирования частичной себестоимости продукции) либо включаться в себестоимость продукции (метод формирования полной себестоимости продукции). В последнем случае, как правило, используются следующие базы для распределения накладных расходов:

    сумма прямых расходов материалов;

    сумма расходов на заработную плату;

    сумма прямых расходов материалов и на заработную плату;

    сумма всех прямых расходов.

    Реже в качестве базы распределения используется показатель выручки от реализации (реализация каждого продукта должна быть стабильной), торговая площадь и т.д. Ограничений на выбор базы распределения нет, главное, она должна быть экономически обоснованной.

    Аудитор подтверждает также правильность распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов в соответствии с положениями учетной политики.

    В первую очередь на основании первичных документов нужно проверить правильность распределения по конкретным счетам расходов на отопление, освещение, содержание и аренду помещений, заработную плату административно-управленческого персонала подразделений и предприятия в целом и начислений на нее, расходов на оплату информационных, консультативных и аудиторских услуг, компенсации за использование личных автомобилей в служебных целях и т.п.

    Значительная доля перечисленных расходов приходится на оплату коммунальных услуг.

    Изучая первичные документы и знакомясь с организацией на предприятии учета расхода тепловой, электрической энергии, аудитор должен установить обоснованность списания таких затрат на производственные и непроизводственные нужды.

    Оправданность включения расходов на оплату услуг консультантов и аудиторов, на участие работников предприятия в различных учебных семинарах в издержки устанавливается аудитором путем изучения содержания заключенных договоров, актов сдачи-приемки выполненных работ и др.

    f3. Практическое задание

    Задание №8

    Аудитор оценил неотъемлемый риск на уровне 40%, а риск средств контроля — на уровне 30%. Каково максимально допустимое значение риска не обнаружения, если общий аудиторский риск запланирован на уровне 8%?

    Решение:

    Аудиторский риск включает следующие составные части:

    1) неотъемлемый риск (HP);

    2) риск средств контроля (КР);

    3) риск не обнаружения (РН).

    Формулу определения общей величины аудиторского риска можно представить как произведение всех видов рисков:

    АР=НРхКРхРН (1)

    где АР — общая величина аудиторского риска.

    Максимально допустимое значение риска не обнаружения:

    затраты аудиторский учет информация

    fЗаключение

    Объективная необходимость развития аудита в современной России обусловлено потребностью внешних пользователей информацией качественных данных о деятельности предприятия.

    Многие отечественные аудиторские фирмы, пришедшие на рынок всерьез и надолго, испытывают недостаток знаний в этой новой для российской экономики сфере деятельности.

    Их сотрудники — это, как правило, весьма опытные контролеры-ревизоры и бухгалтера, управленцы и юристы; они отлично сознают, на что они тратят свою энергию, как им конкретно использовать в работе свое знание российской специфики.

    Но и им надо упорно наверстывать упущенное, знакомиться с подробной международной технологией аудита, активно применять ее на практике.

    Проблема управления затратами всегда находилась в центре внимания отечественных и зарубежных специалистов. Динамично меняющиеся условия рыночного хозяйствования требуют разработки и внедрения новых методов управления издержками, ориентированных на эффективное использование ресурсов предприятия, повышения его конкурентоспособности.

    В рыночных условиях затраты на производство продукции являются важнейшим фактором, определяющим величину прибыли организации. Чем ниже себестоимость продукции, тем больше экономится труд, лучше используются основные фонды, материалы, топливо, тем дешевле производство продукции обходится как предприятию, так и всему обществу.

    Снижение себестоимости обеспечивает как непосредственный рост прибыли, так и ее увеличение за счет повышения объемов продаж, вследствие возможности применения системы гибкого ценообразования.

    fСписок литературы

    1. Богатая, И.Н., Аудит: Учебное пособие. / И.Н. Богатая, Н.Т. Лабынцев, Н.Н. Хахонова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ОАО «Московские учебники»; Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 475 с. — (высш. обр.).

    2. Ерофеева, В.А. Аудит: Учебное пособие. / Ерофеева В.А., Пискунов В.А., Битюкова Т. А. — М.: Высш. образование, 2005. — 447 с.

    3. Данилевский, Ю.А. Аудит: Учебное пособие. / Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Ремизов Н.А., Старовойтова Е.В. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. — 544 с.

    4. Кочинев, Ю.Ю. Аудит. — Спб.: Питер, 2002. — 304 с.: ил. — («Серия бухгалтеру и аудитору»).

    Размещено на Allbest.ru

    Источник: https://knowledge.allbest.ru/audit/2c0b65635a2bd78a5d53a88421306d36_0.html

    Studio-pravo
    Добавить комментарий