8.1. Понятие и классификация стандартов аудиторской деятельности

Стандарты аудиторской деятельности

8.1. Понятие и классификация стандартов аудиторской деятельности

Прежде чем рассмотреть классификацию стандартов, отметим, что процессы стандартизации, разработки и применения стандар­тов носят универсальный характер.

Стандарт (от англ. standard — норма, образец, мерило) в ши­роком смысле слова — образец, модель, принимаемая за исход­ные для сопоставления с ними других объектов; нормативно- технический документ по стандартизации, устанавливающий ком­плекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и ут­вержденный компетентным органом.

Стандарты распространяются на различные сферы деятель­ности: науку, технику, промышленность и сельское хозяйство, про­изводство, строительство, здравоохранение, транспорт и др. Кос­нулась стандартизация и сферы бухгалтерского учета и финансового контроля, включая и аудит.

Термин «стандарт» в России (ранее в СССР) традиционно имеет техническую окраску, а произошедшее за последнее время расширение его смысла не настолько велико, чтобы охватить еще бухгалтерский учет и аудиторскую деятельность и подвести их под сферу компетенции Государственного комитета по стан­дартизации.

Иначе говоря, с позиции, распространенной в Рос­сии, это все-таки правила (положения, предписания, нормы).

Вме­сте с тем это аналог того, что в странах с развитой рыночной экономикой принято называть стандартами отчетности (учета) применительно к бухгалтерскому учету и стандартами аудита — применительно к аудиторской деятельности.

В этой связи в качестве определения национального (россий­ского) бухгалтерского стандарта был выбран термин «положение по бухгалтерскому учету» (ПБУ), а для аудиторской деятельно­сти — двойной термин «правило (стандарт)».

Это разъяснение важно, поскольку в адрес России могут выдвигаться обвинения в отсутствии стандартов по бухгалтерскому учету и аудиту и в том, что бухгалтерский учет не ориентирован на современную тех­нологию, поэтому заключениям российских аудиторов дове­рять нельзя.

Аудиторские стандарты подразделяются на международные и национальные.

Международные стандарты аудита (МСА) разрабатываются Международной федерацией бухгалтеров (МФБ).

В предисловии к МСА отмечается, что их следует применять только к существенным аспектам, что свидетельствует о воз­можности использования национальных нормативных актов, ре­гулирующих аудит финансовой или иной информации в каждой отдельной стране.

В этой связи целесообразно разрабатывать национальные стандарты аудита и сопутствующих услуг для бо­лее полного учета особенностей национальных систем законо­дательства, налогообложения, бухгалтерского учета и других ас­пектов финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий.

В предисловии к Международным стандартам аудита и со­путствующих услуг отмечено, что страны — члены МФБ могут применять МСА в качестве своих национальных стандартов.

С этой целью Комитет по международной аудиторской практике (КМАП) подготовил текст заявления, который может быть использован для определения юридической силы принимаемых стандартов и возможности их использования в конкретной стране.

Возможны несколько вариантов использования МСА и на­циональных стандартов. Первый вариант предусматри­вает применение только МСА. Второй — создание и исполь­зование национальных стандартов аудита.

И наконец, третий, так называемый комбинированный, вариант предусматривает как разработку национальных (по основным направлениям), так и использование международных стандартов (по общим про­блемам).

Россия в области как бухгалтерского учета, так и аудита вы­брала второй вариант, предусматривающий разработку полной гам­мы национальных стандартов.

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской дея­тельности» национальные правила (стандарты) определены сле­дующим образом (ст. 9).

1. Правила (стандарты) аудиторской деятельности представля­ют единые требования к порядку осуществления аудиторской дея­тельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствую­щих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

2. Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразде­ляются на: федеральные правила (стандарты) аудиторской деятель­ности; внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельно­сти, действующие в профессиональных аудиторских объединениях; правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских ор­ганизаций и индивидуальных аудиторов.

3. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельно­сти обязательны для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением поло­жений, в отношении которых указано, что они имеют рекомен­дательный характер.

4. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельно­сти утверждаются Правительством РФ.

5.

Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, ко­торые не могут противоречить федеральным правилам (стандар­там) аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ни­же требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

6. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы впра­ве устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным пра­вилам (стандартам) аудиторской деятельности.

Требования пра­вил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организа­ций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и внут­ренних правил (стандартов) аудиторской деятельности профес­сионального аудиторского объединения, членами которого они являются.

7.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в со­ответствии с требованиями законодательных и иных норматив­ных правовых актов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением пла­нирования и документирования аудита, составления рабочей доку­ментации аудитора, аудиторского заключения, которые осущест­вляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Закон предусматривает три вида правил (стандартов):

  • федеральные;
  • внутренние правила (стандарты) аккредитованных профес­сиональных объединений;
  • внутренние стандарты аудиторских организаций и индиви­дуальных аудиторов.

Федеральные стандарты являются внешними и носят универ­сальный характер.

Правила (стандарты) в основном имеют единую структуру по­строения и содержат обычно следующие разделы:

  • Общие принципы правила (стандарта)»;
  • Основные понятия и определения (если необходимо), ис­пользуемые в стандарте»;
  • Сущность стандарта»;
  • Практические приложения».

В разделе «Общие принципы правила (стандарта)» отража­ются:

  • цель и необходимость разработки данного стандарта;
  • объект стандартизации;
  • сфера применения стандарта;
  • взаимосвязь с другими стандартами.

Раздел «Основные понятия и определения, используемые в стандарте» охватывает новые термины и их краткую характе­ристику.

В разделе «Сущность стандарта» формулируется проблема, требующая описания, проводится ее анализ и приводятся методы решения.

Раздел «Практические приложения» включает различные при­ложения — схемы, таблицы, образцы документов и др.

Стандарт, так же как и другие нормативные документы, должен содержать такие непременные реквизиты: номер стандарта, дату ввода в действие, цель разработки, сферу применения стандарта, анализ проблемы, возможные процедуры решения проблемы.

Структура документа для оформления стандарта следующая: титульный лист, содержание, собственно текст стандарта, при­ложения к документу (по необходимости).

Международные стандарты аудиторской деятельности

В настоящее время разработкой Международных стандартов аудита занимается Международная федерация бухгалтеров (МФБ), которая является международным объединением лиц, имеющих профессию бухгалтера. Эта международная организация была ос­нована в октябре 1977 г.

в целях координации на мировом уров­не деятельности профессиональных организаций в области учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудита. Членами МФБ являются более 150 профессиональных организаций из 130 стран.

Российская Федерация в МФБ представлена полноправным чле­ном — Институтом профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБиА) и членом-наблюдателем — общественной ор­ганизацией «Российская коллегия аудиторов» (РУФ-аудит).

За 2001—2005 гг. Международные стандарты были частично переработаны, и новые МСА издания 2005 г. появились на сайте Международной федерации бухгалтеров в марте 2005 г.

В табл. 8.1 приведен перечень Международных стандартов ауди­та и положений по международной аудиторской практике изда­ния 2005 г.

Из содержания таблицы можно сделать некоторые выводы.

Изменения МСА связаны с тем, что в начале 2000-х годов за­падную экономику потрясли корпоративные скандалы. Были об­наружены факты существенного искажения рядом крупнейших международных корпораций своей отчетности (как правило, в сто­рону завышения прибыли и стоимости активов), и это ста­ло возможным при прямом попустительстве некоторых аудитор­ских фирм.
 

Таблица 8.1. Международные стандарты аудита и положения по международной аудиторской практике (издание 2005 г.)

Код документаНазвание документа на английском языкеПеревод названия

Источник: http://be5.biz/ekonomika/a018/8.html

Понятие и классификация стандартов аудиторской деятельности

8.1. Понятие и классификация стандартов аудиторской деятельности

В настоящее время для регулирования аудиторской деятельности широко применяются как международные, так и национальные стандарты аудиторской деятельности.

Аудиторские стандарты включают в себя четыре основных вида:

Общие стандарты аудита (свод профессиональных требований относительно квалификации аудитора, независимости точки зрения)

Рабочие стандарты аудита (положения о необходимости планирования работы аудитора, изучения и оценки систем бухгалтерского учета и средств внутреннего контроля, получения доказательств)

Стандарты отчетности (предусматривается указание на то, какая именно бухгалтерская отчетность проверялась при аудите, разграничение функций между аудитором и администрацией, порядок составления и представления заключения)

Специфические стандарты, используемые для аудита в отдельных областях деятельности.

Международные стандарты аудита выпускает Международный комитет аудиторской практики, действующей в рамках Международной федерации бухгалтеров, которая создана в 1977 г.

Международные стандарты аудита в настоящее время включают 46 стандартов. Они структурированы и сгруппированы по следующим темам:

Стандарты по вводным положениям (ISА 100-199) выполняют функцию по определению общих условий МСА или рамок аудиторской деятельности (рамочная концепция). Они определяют логику развития МСА, являются основой для разработки новых стандартов, содержат список терминов, общие указания, как по аудиторской деятельности, так и по другим услугам, связанным с аудитом.

Стандарты, распределяющие обязанности в рамках аудиторской деятельности (ISА 200-299), определяют условия заказа на аудит, примерное содержание договора на выполнение аудиторских услуг, а также условия, при которых аудиторский риск (риск положительного аудиторского заключения вопреки существенным ошибкам в отчетности) должен быть снижен до приемлемого минимума.

Стандарты по планированию аудиторской деятельности (ISА 300-399) требуют, что при планировании аудиторской проверки следует четко определить круг проверяемых вопросов, состав сотрудников, которые будут участвовать в проверке (имеется ли достаточное количество сотрудников, достаточно ли они компетентны в вопросах, связанных с заказом), необходимость привлечения внешних экспертов, специалистов других аудиторских фирм

Стандарты по использованию результатов внутреннего контроля (ISА 400-499) исходят из принципа необходимости оценки в рамках внешнего контроля эффективности внутреннего контроля. В ходе планирования аудиторской проверки обязательно следует изучить общее отношение, осведомленность и практические действия руководства предприятия по отношению к системе внутреннего контроля.

Стандарты, определяющие аудиторские доказательства (ISА 500-599), устанавливают, что аудитор должен получить достаточное количество соответствующих доказательств, позволяющих сделать обоснованное аудиторское заключение, при этом для получения аудиторских доказательств могут использоваться также внешние данные, подтверждающие те или иные элементы проверки. В этих стандартах приведены примеры процедур проверки.

Стандарты, предусматривающие работу аудитора с информацией третьих лиц (ISА 600-699), регулируют вопросы использования информации других аудиторов, взаимодействие со службой внутреннего аудита, использования работы экспертов.

Стандарты, посвященные итоговым аудиторским заключениям и отчетности (ISА 700-799), устанавливают, что заключения могут быть безусловно положительными, условно положительными и отрицательными. МСА также предусматривают возможность отказа от составления аудиторского заключения.

Стандарты, регулирующие специальные вопросы (ISА 800-899), определяют вопросы проверки информации, ориентированной на будущее (финансовой информации, служащей основой для прогнозирования возможных событий в будущем).

Стандарты, регулирующие сопутствующие аудиту услуги (18А 900-999).

Стандарты, дополняющие положения по вопросам международной практики аудита (IАРS 1000-1100).

Международные стандарты аудита (МСА) предназначены для применения при аудите финансовой отчетности. Кроме того, МСА применяются при аудите иной информации и предоставлении сопутствующих услуг. Их также целесообразно использовать для создания национальных стандартов аудита и сопутствующих услуг.

В предисловии к МСА отмечается, что их следует применять только к существенным аспектам, что свидетельствует о возможности использования национальных нормативных актов, регулирующих аудит финансовой или иной информации в каждой отдельной стране.

В этой связи целесообразно разрабатывать национальные стандарты аудита и сопутствующих услуг для более полного учета особенностей национальных систем законодательства, налогообложения, бухгалтерского учета и других аспектов финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий.

Национальные правила (стандарты) определены в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» следующим образом:

Правила (стандарты) аудиторской деятельности представляют единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на: федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности; внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях; правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности обязательны для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положении, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.

Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

Требования правил (стандартов аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Российские правила (стандарты) включают 11 групп, 10 из которых соответствуют группам международных стандартов:

Первая группа «Вводные замечания» включает 3 стандарта и содержит перечень терминов по аудиторской деятельности, требования к внутренним стандартам аудиторских организаций, состав и содержание сопутствующих услуг.

Вторая группа «Ответственность»состоит из 9-ти стандартов, посвященных ответственности аудиторов и аудиторских фирм. В них рассмотрены вопросы внутреннего и внешнего контроля аудиторской деятельности, проверки соблюдения нормативных актов при проведении аудита, права и обязанности лиц, осуществляющих аудит, письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита.

Третья группа «Планирование» представлена 3-мя стандартами, относящимися к планированию аудиторской проверки.

Четвертая группа «Внутренний контроль» содержит 2 стандарта, которые имеют отношение к процедурам внутреннего контроля, в том числе к условиям компьютерной обработки данных у клиента.

Пятая группа «Аудиторские доказательства» охватывает 9 стандартов, посвященных важнейшим аспектам аудита: методам сбора аудиторских доказательств, аналитическим процедурам, аудиторской выборке, использованию оценочных показателей в бухгалтерском учете и др.

Шестая группа «Использование работы третьих лиц» включает 3 стандарта, в которых рассматриваются вопросы: использования для проведения аудита экспертов; работы внутреннего аудитора и другой аудиторской фирмы.

Седьмая группа «Выводы и отчеты в аудите»- это 3 стандарта, посвященные вопросам составления отчетов и выводов, разработки заключения, а также порядку оформления письменной информации аудитора руководству экономического субъекта.

Восьмая группа «Специализированные области»,состоящая из 2-х стандартов, содержит материалы, посвященные проведению аудита по специальным аудиторским заданиям, изучению прогнозной финансовой информации.

В девятой группе «Задания» готовится новый стандарт.

Десятая группа «Положения по международной практике аудита» включает 4 стандарта. Здесь рассмотрены вопросы использования компьютеров, общения с налоговыми органами.

Одиннадцатая группа «Образование и подготовка кадров» включает один стандарт, посвященный вопросам образования аудиторов.

Слово «внедрение» в русском языке часто означает проникновение чего-то в среду, которая активно сопротивляется этому проникновению. Такая картина хорошо отражает попытки внедрить МСА в работу российских аудиторов. Вот уже много лет не прекращаются споры о том, что внедрять, как внедрять и, что самое главное, нужно ли внедрять. Обсудим эти вопросы.

Итак, следует ли внедрять международные подходы к аудиту в России? Вопрос отчасти риторический. Ни для кого не секрет, что российская экономика нуждается в западных инвестициях. Инвестиции в конкретные предприятия подразумевают, получение прибыли на вложенные средства.

Объективным документом, отражающим положение предприятия и результаты его хозяйственной деятельности, должна служить бухгалтерская отчетность. Сторонние инвесторы заинтересованы в том, чтобы бухгалтерскую отчетность можно было назвать достоверной.

Для этого отчетность следует составлять, пользуясь понятными для западных инвесторов правилами, и подтверждать достоверность такой отчетности, т.е. проводить аудит, с использованием тех же процедур, что и на Западе.

В то же время не только иностранные, но и российские инвесторы должны быть заинтересованы в достоверной отчетности российских предприятий и в добросовестном ее аудите. Таким образом, необходимость единых подходов к аудиту у нас и за рубежом на первый взгляд представляется очевидной.

Тем не менее, у данной точки зрения есть противники, которые считают, что специфика России и нынешний уровень ее экономического развития делают нецелесообразным или невозможным применение в нашей стране МСА или местных стандартов, основанных на МСА.

В этом есть много верного: большинство клиентов гораздо сильнее заинтересовано в налоговых проверках и оптимизации налогов, чем в абстрактном «подтверждении достоверности», тем более, что для экономии на налогах куда как выгоднее иметь заведомо недостоверную отчетность.

Квалифицированных инвесторов, которые действительно анализировали бы баланс и данные о прежних прибылях предприятия, чтобы принять решение об инвестировании в него, у нас практически нет.

Даже клиенты, не связывающиеся с «черными» (заведомо недобросовестными) аудиторами, зачастую не готовы платить им те реальные денежные суммы, в которые может обойтись аудит по стандартам.

Со всем этим нельзя не согласиться, но, по нашему мнению, дилемма на самом деле такова. Либо мы и впрямь подтверждаем достоверность бухгалтерской отчетности в тех случаях, когда пользователи такой отчетности в этом нуждаются, соблюдаем набор необходимых формальных требований (планируем, документируем, собираем аудиторские доказательства, контролируем качество и пр.

) и тогда с полным основанием называем это аудитом. Либо мы выполняем сиюминутные требования клиентов по налоговым проверкам и бухгалтерским консультациям, но тогда мы обязаны называть это специальным аудитом, согласованными процедурами, оказанием сопутствующих услуг и др.

Соответственно, в последнем случае аудитор не имеет права выдавать по результатам работы аудиторское заключение, которое предусмотрено Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации и Порядком составления аудиторского заключения.

Аудитор в этой ситуации должен, напротив, указать в заключении, что мнение о достоверности отчетности в целом он высказать не вправе, а заключение должен готовить в соответствии со стандартом о специальных аудиторских задания.

Умышленно создавать в глазах мирового сообщества видимость того, что определенная часть российских аудиторов занимается аудитом, тогда как нет гарантий соблюдения ими общепризнанных стандартов, было бы, на наш взгляд, неправильно.

Многим российским предприятиям, аудит которых обязателен, но на самом деле в классическом понимании не нужен, поэтому честнее будет изменить критерии обязательного аудита, уменьшив круг предприятий, подлежащих ему.

Однако ни в коем случае нельзя снижать требования к аудиту, ссылаясь на российские условия.

Ключевой проблемой при внедрении МСА является контроль выполнения стандартов аудиторскими фирмами. Кто именно должен осуществлять такой контроль: государственные органы или общественные организации аудиторов?

Каждый из двух вариантов имеет свои достоинства и недостатки.

С одной стороны, можно ожидать, что сотрудники государственных органов в ходе проверок качества будут отстаивать государственные интересы и не будут заинтересованы в отстаивании чести мундира того или иного аудиторского объединения.

С другой стороны, на сегодня квалификация работников государственных контрольно-ревизионных органов не всегда позволяет им разбираться в тонкостях методики аудита.

Не в состоянии государство и ассигновать сколько-нибудь значительные средства на рост штата таких государственных проверяющих. У некоторых аудиторов возникают опасения, что конфиденциальная информация, полученная проверяющими в процессе работы, может быть использована во вред клиентам аудиторов, например сведения об обнаруженных нарушениях могут быть сообщены органам налогового контроля.

Источник: https://studbooks.net/1309001/buhgalterskiy_uchet_i_audit/ponyatie_klassifikatsiya_standartov_auditorskoy_deyatelnosti

Studio-pravo
Добавить комментарий