74. Контроль органов законодательной власти в сфере государственного

Контроль органов законодательной власти

74. Контроль органов законодательной власти в сфере государственного

Контроль Президента Российской Федерации

Государственный контроль и его виды

Контроль призван обеспечить строгое и неуклонное исполнение законов и подзаконных актов, соблюдение дисциплины органами исполнительной власти, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами.

Сущность и назначение контроля:

1) объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности подконтрольного объекта;

2) наблюдение за функционированием соответствующего подконтрольного объекта;

3) получение объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины в подконтрольном объекте;

4) принятие мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины;

5) выявление причин и условий, способствующих правонарушениям;

6) принятие мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины.

В зависимости от субъектов, его осуществляющих, и характера их полномочий можно выделить:

— контроль Президента РФ;

— контроль органов законодательной власти;

— контроль органов исполнительной власти;

— контроль органов судебной власти.

Президентский контроль в сфере управления осуществляется в двух основных формах:

1) непосредственный контроль Президента РФ.

Он осуществляется в области подбора и расстановки кадров на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ (представление кандидатуры Председателя Правительства РФ на рассмотрение и утверждение Государственной Думой, назначение на должность руководителей министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, высшего командования Вооруженных Сил России; высших должностных лиц субъектов РФ и др.).

Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ, что позволяет участвовать в обсуждении различных вопросов, вносить предложения, непосредственно контролировать правильность, целесообразность и необходимость принятия соответствующих решений; он также вправе отменять постановления и распоряжения Правительства РФ, противоречащие Конституции РФ; принимать решение об отставке Правительства;

2) президентский контроль через соответствующие президентские структуры:

— Администрацию Президента РФ1. Ее важнейшая задача – обеспечение контроля Президента РФ за деятельностью органов исполнительной власти РФ;

— Контрольное управление Президента РФ2.

Являясь структурным подразделением Администрации Президента РФ, управление осуществляет свои функции и полномочия в соответствии с планами контрольных проверок или на основании отдельных поручений Президента РФ и руководителя его Администрации.

Основными задачами Управления являются:

1) контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также организациями федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, распоряжений и иных решений Президента;

2) контроль за реализацией общенациональных проектов;

3) контроль и проверка исполнения поручений Президента РФ и Руководителя его Администрации;

4) контроль за реализацией ежегодных посланий Президента Федеральному Собранию, бюджетных посланий и иных программных документов Президента.

Для осуществления своих полномочий Управление вправе создавать комиссии с привлечением работников аппаратов полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, работников федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, сотрудников правоохранительных и контролирующих органов.

По результатам проверок Управление вправе вносить на рассмотрение Президента РФ свои предложения, направлять соответствующие материалы в Прокуратуру РФ и в различные контрольные органы РФ.

Должностные лица Управления имеют право присутствовать на заседаниях Правительства РФ, его Президиума, коллегий федеральных органов исполнительной власти, а также на совещаниях по вопросам контроля, проводимых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Контрольное управление имеет право вносить предложения Президенту, в Правительство, руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ о привлечении к дисциплинарной ответственности государственных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и иных решений Президента, а также о временном отстранении государственных служащих, допустивших должностной проступок, от исполнения должностных обязанностей;

— полномочных представителей Президента в федеральных округах1.

Полномочные представители Президента РФ назначаются на должность по представлению руководителя Администрации Президента РФ главой государства, подчиняются ему и представляют его на территории федерального округа.

Полномочный представитель вправе осуществлять контроль за деятельностью органов исполнительной власти по выполнению решений федеральных органов государственной власти, за реализацией федеральных программ в федеральном округе; по результатам контроля он готовит и представляет Президенту РФ аналитические и иные материалы об экономических, социальных и политических процессах на территории соответствующего федерального округа и вносит свои предложения; вносит Президенту РФ предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, находящихся в пределах федерального округа, в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Объем контрольных полномочий палат Федерального Собрания по отношению к органам федеральной исполнительной власти невелик (в основном они принадлежат Государственной Думе).

Это проявляется в том, что Государственная Дума дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решает вопрос о доверии Правительству РФ, осуществляет контроль за деятельностью Правительства РФ по разработке федерального бюджета; заслушивает отчет о его исполнении (Счетная палата Российской Федерации – постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием РФ и подотчетный ему1).

Контрольные полномочия Федерального Собрания проявляются в назначении и освобождении от должности дипломатических представителей РФ в иностранных государствах, для чего требуется согласование с соответствующими комитетами и комиссиями обеих палат.

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»2 наделяет законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации контрольными полномочиями в области соблюдения и исполнения законов субъекта, исполнения бюджета субъекта, соблюдения установленного порядка распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации. Особую группу его контрольных полномочий составляют полномочия участия в назначении на должность высшего должностного лица, в формировании высшего исполнительного органа, в утверждении или согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа субъекта РФ.

Источник: https://studopedia.su/16_101195_kontrol-organov-zakonodatelnoy-vlasti.html

44. Контроль органов законодательной власти. Финансовый контроль — Костылева

74. Контроль органов законодательной власти в сфере государственного

Контрольныеполномочия органов законодательной(представительной) власти закрепленыв Конституции РФ, конституциях республик,уставах других субъектов РФ. Соответственноконтроль органов представительнойвласти осуществляется на уровне РФ, еесубъектов.

Объемконтрольных полномочий палат ФедеральногоСобрания по отношению к органамфедеральной исполнительной властиневелик. При этом они принадлежат восновном Государственной Думе.

Контрольныеполномочия ГосударственнойДумыпроявляются в том, что она дает согласиеПрезиденту РФ на назначение ПредседателяПравительства РФ; решает вопрос о доверииПравительству РФ; назначает и освобождаетот должности Председателя Центральногобанка РФ.

Контрольныеполномочия ФедеральногоСобранияпроявляются в том, что назначение иосвобождение от должности дипломатическихпредставителей РФ в иностранныхгосударствах осуществляется ПрезидентомРФ после согласования с соответствующимикомитетами и комиссиями обеих палатФедерального Собрания.

Формойконтроляявляется запрос членов Совета Федерации,,депутата или группы депутатовГосударственной Думы ПравительствуРФ, руководителям федеральных органовисполнительной власти, руководителяморганов исполнительной власти субъектовРФ и органов местного самоуправленияпо вопросам, входящим в компетенциюперечисленных органов1.

Контрольныеполномочия законодательного(представительного) органа субъекта РФпо отношению к исполнительной властизакреплены в Федеральном законе «Обобщих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительныхорганов государственной власти субъектовРФ», а также в конституциях (уставах)и иных законах этих субъектов.

Законодательный(представительный) орган осуществляетнаряду с другими уполномоченными на тоорганами контроль за соблюдением иисполнением законов субъектов РФ,выполнением бюджета, соблюдениемустановленного порядка распоряжениясобственностью субъекта РФ.

Указанныйорган утверждает бюджет, программысоциально-экономического развитиясубъекта РФ, отчеты об их исполнении,разрабатываемые высшим органомисполнительной власти; определяетструктуру высшего исполнительногооргана государственной власти субъектаРФ. Реализация данных полномочий включаетв себя контроль деятельности высшегодолжностного лица (руководителя) высшегоисполнительного органа государственнойвласти субъекта РФ.

Законодательный(представительный) орган вправе: а)обратиться к указанным должностнымлицам и органам исполнительной властис предложением о внесении изменений,дополнений в эти акты; б) об их отмене;в) обжаловать их в судебном порядке илив установленном порядке обратиться вКонституционный Суд РФ с запросом осоответствии Конституции указанныхнормативных правовых актов.

Законодательный(представительный) орган вправе выразитьнедоверие высшему должностному лицу(руководителю) по основаниям и приусловиях, установленных Федеральнымзаконом об общих принципах организацииорганов государственной власти…

(издание актов, противоречащих КонституцииРФ, федеральным законам и др. — см. ст.19).

Решение о недоверии влечёт за собойнемедленную отставку высшего должностноголица (руководителя) и возглавляемогоим высшего исполнительного органагосударственной власти субъекта РФ.

Важнойформой финансовогоконтроляв России и за рубежом является парламентскийконтроль. В соответствии с Бюджетнымкодексом законодательные (представительные)органы власти осуществляют:

предварительныйконтроль – в ходе обсуждения и утвержденияпроектов законов о бюджете и другихнормативных актов, посвященных финансовымвопросам;

текущийконтроль – при рассмотрении отдельныхвопросов исполнения бюджета на заседанияхпарламентских комитетов, комиссий,рабочих групп в ходе парламентскихслушаний и в связи с депутатскимизапросами;

последующийконтроль – при рассмотрении и утвержденииотчетов об исполнении бюджета,подготовленных исполнительной властью.

Вобеих палатах Федерального Собранияимеются специальные комитеты, отвечающиеза рассмотрение вопросов, связанных сгосударственными финансами. К их функциямотносится проверка доходов и расходов,предусмотренных законопроектом обюджете на очередной год, подготовказаключения на проект бюджета, контрольза рациональным использованиемгосударственных средств.

Дляосуществления контрольных полномочийпарламент наделяется следующими правами:получать от органов исполнительнойвласти и местного самоуправлениясопроводительные материалы, необходимыепри утверждении бюджета; получать отгосударственных финансовых органовоперативную информацию о ходе исполнениябюджета; выносить оценку деятельностиорганов, исполняющих бюджет, и др.

ГосударственнаяДума осуществляет контроль задеятельностью Правительства РФпо разработке федерального бюджета,который оно представляет на рассмотрениеГосударственной Думы.

Контроль заисполнением федерального бюджетаотносится к совместному ведению обеихпалат Федерального Собрания.

Длярегулярного контроля за его исполнениемФедеральное Собрание имеет постояннодействующий орган финансового контроля— Счетную палату.

Всоответствии с Законом РФ от 11 января1995 г.

«О Счетной палате РоссийскойФедерации» на нее возложены функциипо организации и проведению оперативногоконтроля за исполнением федеральногобюджета в отчетном году; проведениекомплексных ревизий и тематическихпроверок по отдельным разделам и статьямфедерального бюджета, бюджетов федеральныхвнебюджетных фондов; контроль зазаконностью и своевременностью движениясредств федерального бюджета в Центральномбанке РФ и др.

45.Президентский контроль.

ПрезидентРФ, не будучи главой исполнительнойвласти, играет тем не менее весьмазначительную роль в сфере ее организации.Полномочия:

1)гарантирует права и свободы человекаи гражданина, которые реализуются чащевсего в области организации ифункционирования государственногоуправления;

2)формирует Правительство РФ;

3)предлагает для одобрения ГосударственнойДуме Феде­рального Собрания кандидатуруПредседателя Правительства РФ. (Вконечном счете Президент РФ можетназначить на эту должность своюкандидатуру.);

4)обеспечивает согласованное функционированиеи взаимодействие органов государственнойвласти РФ;

5)вправе принимать или отклонять отставкуПравительства РФ;

6)определяет внутреннюю и внешнюю политикуРоссийской Федерации;

7)вправе приостанавливать действие актоворганов исполнительной власти субъектовРФ в случае противоречия этих актовКонституции РФ, федеральным законам,международным обязательствам Россииили нарушения прав и свобод человека игражданина, но только до решения данноговопроса соответствующим судом. Поэтомутакое право ограничивается во времении контролируется по содержанию;

8)вправе использовать согласительныепроцедуры для разрешения разногласиймежду органами исполнительной властиРоссийской Федерации и органамиисполнительной власти субъектов РФ какпо своей инициативе, так и по инициативеоргана исполнительной власти. В случаенедостижения согласованного решенияПрезидент РФ может передавать разрешениеспора на рассмотрение соответствующегосуда.

9)представляет Государственной ДумеФедерального Собрания кандидатуру дляназначения на должность ПредседателяЦентрального банка РФ; ставит передГосударственной Думой вопрос обосвобождении его от должности;

10)по предложению Председателя ПравительстваРФ назначает на должность и освобождаетот должности заместителей ПредседателяПравительства РФ, федеральных министров;

11)представляет Совету Федерации ФедеральногоСобрания кандидатуры для назначенияна высшие судебные должности, а такжекандидатуру Генерального прокурораРФ;

12)формирует и возглавляет Совет БезопасностиРФ;

13)формирует и осуществляет руководствоАдминистрацией Президента РФ;

14)утверждает военную доктрину РоссийскойФедерации;

15)назначает и освобождает от должностиполномочных представителей ПрезидентаРФ в российских регионах;

16)назначает и отзывает дипломатическихпредставителей РФ в иностранныхгосударствах и международных организациях.

Попредставлению Председателя ПравительстваРФ Президент РФ утверждает систему иструктуру федеральных органовисполнительной власти, вносит в нихизменения и дополнения. Он имеет правовносить изменения в состав ПравительстваРФ, упразднять, объединять илипреобразовывать федеральные органыисполнительной власти.

ПрезидентРФ может вводить военное и чрезвычайноеположение.

Реализуясвои полномочия, Президент РФ издаетуказы и распоряжения, обязательные дляисполнения на всей территории РФ.

Высшиедолжностные лица субъектов РФ подчиняютсяПрезиденту РФ по предметам веденияРоссийской Федерации.

Важныефункции исполнительной власти игосударственного управления выполняетАдминистрация Президента РФ, котораяявляется государственным органом,координирующим деятельность всехорганов и структурных образований,подчиненных Президенту РФ.

Окаждом структурном подразделенииАдминистрации Президента РФ указомПрезидента РФ утверждается соответствующееположение, которое включает в себя, какправило, следующие основные части: общиеположения; основные функции управления;основные задачи управления; обеспечениедеятельности управления; руководствоуправления. Администрация ПрезидентаРФ в целях обеспечения его деятельностиосуществляет следующие функции:

организацияподготовки законопроектов для внесенияих Президентом РФ в ГосударственнуюДуму Федерального Собрания РФ в порядкезаконодательной инициативы; подготовкапроектов заключений на законопроекты,принятые Государственной Думой;подготовка предложений о подписанииПрезидентом РФ федеральных законовлибо об их отклонении; подготовка,согласование и представление ПрезидентуРФ проектов указов, распоряжений,поручений и обращений Президента РФ, атакже аналитических докладов, справоки иных необходимых Президенту документов;обеспечение деятельности СоветаБезопасности РФ, Государственногосовета РФ и других совещательных иконсультативных органов при ПрезидентеРФ; осуществление контроля за исполнениемфедеральных законов (в части, касающейсяполномочий Президента РФ, в том числепо обеспечению прав и свобод человекаи гражданина), указов, других решенийПрезидента РФ; подготовка предложенийПрезиденту РФ об обеспечении согласованногофункционирования и взаимодействияорганов государственной власти;обеспечение взаимодействия ПрезидентаРФ с политическими партиями, общественнымии религиозными объединениями,профессиональными союзами, организациямипредпринимателей и торгово-промышленнымипалатами; обеспечение диалога соструктурами гражданского общества,содействие их развитию и укреплению;обеспечение взаимодействия ПрезидентаРФ с государственными органами иностранныхгосударств и их должностными лицами, сроссийскими и зарубежными политическимии общественными деятелями, с международнымии иностранными организациями; содействиеПрезиденту РФ в реализации его полномочийпо кадровым вопросам; сбор, обработкаи анализ информации о социально-экономическихи политических процессах в стране и зарубежом; учет и анализ обращений граждан,предложений общественных объединенийи органов местного самоуправления,представление соответствующих докладовПрезиденту РФ.

Общееруководство Администрацией осуществляетПрезидент РФ.

Президенту РФ в Администрациинепосредственно подчиняются: РуководительАдминистрации, Секретарь СоветаБезопасности РФ, заместители РуководителяАдминистрации, помощники ПрезидентаРФ, пресс-секретарь, руководительпротокола Президента РФ, полномочныепредставители Президента РФ в федеральныхокругах, советники Президента РФ,полномочные представители ПрезидентаРФ в Совете Федерации ФедеральногоСобрания РФ, Государственной ДумеФедерального Собрания РФ, КонституционномСуде РФ, старшие референты и референтыПрезидента РФ.

УказомПрезидента РФ от 1 сентября 2000 г. № 1602было утверждено Положение о Государственномсовете Российской Федерации, которыйявляется совещательным органом,содействующим реализации полномочийглавы государства по вопросам обеспечениясогласованного функционирования ивзаимодействия органов государственнойвласти.

УказомПрезидента РФ от 21 октября 2005 г. № 1226было утверждено Положение о Совете приПрезиденте Российской Федерации пореализации приоритетных национальныхпроектов..

Попредложению президента в стране созданаОбщественная палата, которая осуществляетобщественный контроль за деятельностьюфедеральных органов исполнительнойвласти, органов исполнительной властисубъектов РФ и органов местногосамоуправления, а также обеспечиваетобщественную экспертизу важнейшихзаконопроектов и подзаконных актов.

  1. Административный контроль и надзор, их особенности (1)

Контрольосуществляется всеми государственнымиорганами повседневно в ходе исполненияпоставленных перед ними и подчиненнымиим объектами (лицами) задач. Он называетсягосударственным, т.к. осуществляетсяот имени государства с использованиемгосударственно-властных полномочий.

Государственныйконтроль подразделяется на два вида:общий и специальный.

Общийконтроль охватывает всю деятельностьподконтрольных объектов. Специальныйконтроль осуществляется по какому-либоконкретному вопросу, направлениюдеятельности подконтрольного объекта(скажем, проверка исполнения конкретногоуправленческого решения).

Взависимости от субъекта контроля, объемаи характера полномочий государственныхорганов выделяются следующие видыгосконтроля, осуществляемые органами:

— представительнойвласти;

— исполнительнойвласти (общей, межотраслевой и отраслевой(внутриведомственной) компетенции).

Важнымиконтрольными полномочиями обладаетПрезидент Российской Федерации. Онявляется гарантом Конституции, прав исвобод человека и гражданина.

Президентвправе приостановить действие актоворганов исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации в случае противоречияэтих актов Конституции и федеральнымзаконам, международным обязательствамРоссии или нарушения прав и свободчеловека и гражданина до решения этоговопроса соответствующим судом.

Субъектомрассматриваемого контроля являетсятакже Правительство Российской Федерации.Оно осуществляет систематическийконтроль за деятельностью подведомственныхему органов — министерств, государственныхкомитетов, ведомств и служб РоссийскойФедерации.

Правительство заслушиваетна своих заседаниях отчеты, доклады,информацию руководителей министерств,государственных комитетов, и другихфедеральных ведомств о выполненииэкономических реформ, укреплениикредитно-денежной системы, развитииотраслей государственного управленияи др.

Правительство может привлекатьруководителей федеральных органов ислужб к дисциплинарной ответственности.

Существуетмеханизм контроля со стороны Федерально­гоСобрания засоответствием указов Президента РФКонсти­туции и федеральным законамРоссии.

Так, Совет Федерации осуществляетконтроль при утверждении указовПре­зидента РФ о введении военногоположения, чрезвычайного положения, атакже за решением Президента РФ вопросао возможности использования ВооруженныхСил за пределами территории России (ст.102 Конституции).

Кчислу контрольных полномочийГосударственной Думы всфере исполнительной власти, указанныхв ст. 103 Консти­туции.

ГосударственнаяДума осуществляет контроль задеятель­ностью Правительства РФ поразработке федерального бюдже­та,который она представляет на рассмотрениеГД ФС РФ.

Контрольорганов исполнительной власти. Кчислу орга­нов исполнительной власти,осуществляющих функции государственногоконтроля, относятся Правительство РФ,фе­деральные министерства и иныефедеральные органы испол­нительнойвласти.

Контрольныефункции возложены на все федеральныеми­нистерства и иные ФОИВ. Срединих имеются органы, основ­нойдеятельностью которых является именноспециализиро­ванный контроль, например,Комитет РФ по финансовому мо­ниторингу;Государственный таможенный комитет.

Межотраслевой(надведомственный) контроль осуществляетсяв целях обеспечения единообразногорешения комплексных задач, касающихсяряда отраслей управления.

Межотраслевыегосударственные комитеты и иныефедеральные ведомства России и ихрегиональные органы осуществляютнадведомственный контроль, координируюти регулируют по тем или иным сферамуправления деятельность отраслевыхорганов управления, организационно имне подчиненных.

Органы,осуществляющие надведомственныйконтроль, наделены соответствующимиполномочиями. Они вправе производитьпроверки и обследования работыпредприятий, учреждений и организацийпо вопросам, относящимся к их компетенции.

По результатам проверок органынадведомственного контроля могут даватьподконтрольным органам, предприятиям,учреждениям и организациям обязательныеуказания об устранении обнаруженныхнарушений.

К органам, осуществляющимнадведомственный контроль, относятся:Министерство финансов РоссийскойФедерации, Министерство охраны окружающейсреды и природных ресурсов РоссийскойФедерации, Государственный комитетРоссийской Федерации по статистике идр.

Отраслевой(внутриведомственный ) контрольосуществляется органами отраслевойкомпетенции за органами одной системыв пределах подведомственности ипредставляет собой систематическуюпроверку разными методами — руководителемлично или с помощью специального аппарата(например, инспекцией, контрольно-ревизионнойслужбой) деятельности подчиненныхданному органу государственногоуправления органов, предприятий,учреждений, организаций, должностныхлиц.

Административныйнадзор— специальный вид правоохранительнойдеятельности ряда органов государственногоуправления. Контроль включает в себянаблюдение за законностью и целесообразностьюдеятельности, ее оценку с позицийправовых, научных, социально-политических,организационно-технических.

Но во многихслучаях ради обеспечения свободыграждан, государственной опеки контрольныеполномочия субъектов власти ограничиваются— им предоставляется возможностьосуществлять только надзор.

В тех жеслучаях, когда между проверяющими ипроверяемыми нет организационнойподчиненности, сведение контроля кнадзору необходимо для предотвращениявмешательства в оперативную деятельностьсубъектов власти, не несущих ответственностиза ее последствия.

Различаютсядве организационные формы надзора всфере управления.

Первая форма — этонадзорная деятельность руководителейорганов, а также создаваемых ими комиссий,не являющаяся для них основным видомработы и осуществляемая эпизодически,чаще всего не по инициативе субъектауправления, а на основе поступивших кнему заявлений, жалоб, дел. Это преждевсего проверка законности формированияи деятельности предприятий, коммерческихбанков, кооперативов.

Втораяформа управленческого надзора —административный надзор. Он осуществляетсяспециальными ведомствами и службами,органами, для которых такая функцияявляется важнейшей и даже главной. Егосубъекты наделены функциональнойвластью, широкими надведомственнымиполномочиями.

В связи с этим административныйнадзор, как правило, носит подведомственныйхарактер, он распространяется как нагосударственные, так и на общественные,религиозные и иные негосударственныеорганизации, а также на граждан.

Важнойособенностью такого надзора являетсято, что он, как правило, связан с применениемадминистративного принуждения.

Существуетбольшое число государственных структур,занимающихся общим административнымнадзором. Среди них немало специализированных.Это — системы санитарно-эпидемиологическогонадзора.

Во многих ведомственных системахимеются специализированные надзорныеслужбы, большинство которых называетсягосударственными инспекциями, а некоторыеносят названия регистров, служб,управлений.

Государственные инспекцииимеют право приостанавливать деятельностьпредприятий, учреждений и организаций,запрещать выполнение определенныхработ, если нарушаются установленныеправила их проведения, применять квиновным меры административноговзыскания.

Выделяютсядва вида государственных надзорныхорганов: организационно-самостоятельныеи являющиеся структурными подразделениямидругих органов. К органам, самостоятельнофункционирующим, относятся Федеральнаяавиационная служба Российской Федерации,Федеральный горный и промышленныйнадзор России, Федеральный надзор Россиипо ядерной и радиационной безопасностии др.

Особенностьадминистративного надзора заключаетсяв том, что между субъектом и объектаминадзора отсутствует организационнаясоподчиненность, и субъекты надзорамогут применять к объектам, в случаенарушений, меры админист­ративногопринуждения.

Действующеезаконодательство определяет несколькогрупп полномочий органов, осуществляемыхадминистративный над­зор: 1) полномочияпо предупреждению правонарушений; 2)полномочия по пресечению правонарушений;3) полномо­чия по нормотворчеству; 4)полномочия по привлечению к от­ветственностиза правонарушения.

Ипоследний наиболее распространенныйспособ обеспече­ния законности идисциплины в государственном управлении— это правограждан на подачу жалобы на действиялибо без­действие государственныхорганов и их должностных лиц, ущемляющихправа и свободы граждан.

Источник: https://studfile.net/preview/3019365/page:29/

Контроль органов законодательной (представительной) власти

74. Контроль органов законодательной власти в сфере государственного

Контрольные полномочия органов законодательной (представи­тельной) власти закреплены в Конституции РФ, конституциях рес­публик, уставах других субъектов РФ. Соответственно контроль органов представительной власти осуществляется на уровне РФ, ее субъектов.

Контроль органов представительной власти осуществляется с соблюдением ст. 10 Конституции РФ о самостоятельности органов всех трех ветвей власти, в частности, органов исполнительной вла­сти.

Объем контрольных полномочий палат Федерального Собрания по отношению к органам федеральной исполнительной власти неве­лик. При этом они принадлежат в основном Государственной Думе.

Контрольные полномочия Государственной Думы проявляют­ся в том, что она дает согласие Президенту РФ на назначение Пред­седателя Правительства РФ; решает вопрос о доверии Правитель­ству РФ; назначает и освобождает от должности Председателя Центрального банка РФ.

Государственная Дума осуществляет контроль за деятельнос­тью Правительства РФ по разработке федерального бюджета, ко­торый оно представляет на рассмотрение Государственной Думы.

Контроль за исполнением федерального бюджета относится к совместному ведению обеих палат Федерального Собрания. Для регулярного контроля за его исполнением Федеральное Собрание имеет постоянно действующий орган финансового контроля — Счет­ную палату.

В соответствии с Законом РФ от 11 января 1995 г. «О Счетной палате Российской Федерации»1 на нее возложены функции по орга­низации и проведению оперативного контроля за исполнением фе­дерального бюджета в отчетном году; проведение комплексных ре­визий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных

СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 167.

фондов; контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета в Центральном банке РФ и др.

Контрольные полномочия Федерального Собрания проявляются также в том, что назначение и освобождение от должности дипло­матических представителей РФ в иностранных государствах осуще­ствляется Президентом РФ после согласования с соответствующи­ми комитетами и комиссиями обеих палат Федерального Собрания.

Формой контроля является запрос членов Совета Федерации,, депутата или группы депутатов Государственной Думы Правитель­ству РФ, руководителям федеральных органов исполнительной вла­сти, руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в ком­петенцию перечисленных органов1.

С принятием в последнее время ряда федеральных законов контрольные полномочия Федерального Собрания несколько расши­рились. Так, например, Закон РФ от 3 апреля 1995 г.

«Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации»2 и Закон Российской Федерации от 10 января 1996 г.

«О внешней раз­ведке»3 закрепили полномочия Федерального Собрания по осуще­ствлению контроля за деятельностью органов Федеральной служ­бы безопасности и органов внешней разведки РФ.

Контрольные полномочия законодательного (представительного) органа субъекта РФ по отношению к исполнительной власти закреп­лены в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов го­сударственной власти субъектов РФ», а также в конституциях (ус­тавах) и иных законах этих субъектов.

Законодательный (представительный) орган осуществляет на­ряду с другими уполномоченными на то органами контроль за со­блюдением и исполнением законов субъектов РФ, выполнением бюджета, соблюдением установленного порядка распоряжения соб­ственностью субъекта РФ.

Указанный орган утверждает бюджет, программы социально-экономического развития субъекта РФ, отчеты об их исполнении, разрабатываемые высшим органом исполнительной власти; опреде­ляет структуру высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Реализация данных полномочий включает в себя контроль деятельности высшего должностного лица (руково­дителя) высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Контрольной деятельностью законодательного (представитель­ного) органа охватываются правовые акты высшего должностного

1 СЗ РФ. 1994. № 2. Ст. 74.

2 СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269.

3 СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 143.

Раздел VI. Административное право и законность в управлении

лица (руководителя), нормативные правовые акты органов испол­нительной власти субъекта РФ, которые должны направляться в законодательный (представительный) орган в сроки, установленные конституцией (уставом), законом субъекта РФ.

Законодательный (представительный) орган вправе: а) обра­титься к указанным должностным лицам и органам исполнитель­ной власти с предложением о внесении изменений, дополнений в эти акты; б) об их отмене; в) обжаловать их в судебном порядке или в установленном порядке обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции указанных нормативных пра­вовых актов.

Законодательный (представительный) орган принимает учас­тие в формировании высшего исполнительного органа государствен­ной власти, в утверждении или согласовании назначения на долж­ность его отдельных должностных лиц.

Он вправе выразить недо­верие руководителям органов исполнительной власти, в назначении которых на должность принимал участие, если иное не предусмот­рено конституцией (уставом субъекта РФ).

Принятие решения о недоверии влечет немедленное освобождение их от должности или иные последствия, установленные конституцией (уставом), законом субъекта РФ.

Законодательный (представительный) орган вправе выразить недоверие высшему должностному лицу (руководителю) по основа­ниям и при условиях, установленных Федеральным законом об об­щих принципах организации органов государственной власти…

(из­дание актов, противоречащих Конституции РФ, федеральным за­конам и др. — см. ст. 19).

Решение о недоверии влечёт за собой не­медленную отставку высшего должностного лица (руководителя) и возглавляемого им высшего исполнительного органа государствен­ной власти субъекта РФ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/5_82755_kontrol-organov-zakonodatelnoy-predstavitelnoy-vlasti.html

Контроль органов законодательной власти в административно-публичной сфере

74. Контроль органов законодательной власти в сфере государственного

Контрольные полномочия органов законодательной (или представительной) власти закреплены в Конституции РФ, конституциях республик, уставах других субъектов Российской Федерации. Соответственно, контроль органов законодательной власти осуществляется на уровне как Российской Федерации, так и ее субъектов.

Контрольные полномочия Государственной Думы проявляются в том, что она дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, решает вопрос о доверии Правительству РФ, назначает и освобождает от должности Председателя Центрального банка РФ.

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ (Правительству в целом, а не его отдельным членам — министрам, руководителям федеральных служб и агентств). В то же время решение об отставке Правительства принимает Президент РФ (ст. 83 п. «в» Конституции РФ), т.е. он вправе согласиться либо не согласиться с решением Государственной Думы.

В целях контроля используется также институт депутатского запроса, «поддерживаемый» ст. 287 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ.

Запрос депутата или группы депутатов Совета Федерации, Государственной Думы может быть направлен Правительству РФ, руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию перечисленных органов.

Государственная Дума осуществляет контроль за деятельностью Правительства РФ при разработке им проекта федерального бюджета, который оно представляет на рассмотрение Государственной Думы.

Контроль за исполнением федерального бюджета относится к совместному ведению обеих палат Федерального Собрания РФ. В соответствии со ст. 101 Конституции РФ Совет Федерации и Государственная Дума специально для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета образуют Счетную палату РФ.

В соответствии с Законом РФ «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г.

ее задачами являются:

  • организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
  • определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
  • оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
  • контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
  • регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

С принятием в последние годы ряда федеральных законов контрольные полномочия Федерального Собрания несколько расширились, в частности, в отношении спецслужб.

Так, например, Федеральные законы «О Федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 г. и «О внешней разведке» от 10 января 1996 г.

впервые закрепили полномочия Федерального Собрания по осуществлению контроля за деятельностью соответствующих органов.

В соответствии со ст.

24 Федерального закона «О внешней разведке» парламентский контроль за деятельностью органов внешней разведки осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральными законами, а также путем проверки Счетной палатой РФ исполнения утвержденных Государственной Думой и Советом Федерации смет расходов на содержание этих органов. В этих целях в Счетной палате создается специальная группа из числа ее членов.

Указанная группа вправе запрашивать из органов внешней разведки документы по вопросам исполнения смет расходов, заслушивать на своих закрытых заседаниях отчеты руководителей разведки по этим вопросам.

Взаимоотношения палат Федерального Собрания с органами внешней разведки осуществляются через соответствующие комитеты (подкомитеты), создаваемые каждой из палат.

Члены указанных комитетов (подкомитетов) и специальной группы Счетной палаты РФ, сотрудники их аппаратов вправе приступать к исполнению своих обязанностей по осуществлению соответствующих контрольных функций только после оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, в порядке, установленном Законом РФ «О государственной тайне».

В субъектах Российской Федерации, как правило, представительные органы власти обладают аналогичным объемом контрольных полномочий.

Так, в соответствии со ст. 41 Закона Омской области «О вступлении в силу Устава Омской области» от 26 декабря 1995 г.

Законодательное Собрание Омской области:

  • осуществляет контроль за соблюдением и исполнением областных законов, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Омской области, соблюдением установленного порядка распоряжения областной собственностью;
  • утверждает областной бюджет и отчет об его исполнении, осуществляет контроль за исполнением областного бюджета;
  • назначает на должность и освобождает от должности членов Контрольно-счетной палаты Омской области;
  • по представлению Генерального прокурора РФ согласовывает назначение прокурора Омской области;
  • в соответствии с федеральным законодательством участвует в решении кадровых вопросов при назначении руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, федеральных предприятий, учреждений и организаций, действующих на территории области.

Источник: http://www.konspekt.biz/index.php?text=34846

Контроль органов законодательной власти за органами-исполнительной власти

74. Контроль органов законодательной власти в сфере государственного

Предыдущая58596061626364656667686970717273Следующая

Федеральное Собрание РФ вправе контролировать федераль­ные исполнительные органы, а законодательные органы субъек­тов Федерации — исполнительные органы соответствующих рес­публик, краев, областей, округов, городов. Контрольные полномочия законодательных органов закреплены соответствующими консти­туциями.

Конституция РФ предоставила Федеральному Собранию Рос­сийской Федерации довольно ограниченные возможности для кон­троля за федеральными органами исполнительной власти. Глав­ным образом они принадлежат Государственной Думе, которая дает согласие Президенту на назначение Председателя Прави­тельства. Отрицательную оценку деятельности Правительства

242 Глава 12. Режим законности в деятельности исполнительной власти

Государственная Дума вправе выразить в постановлении о не­доверии ему.

В основном Государственная Дума может влиять на исполни­тельную власть с помощью бюджета. Она дает оценку проекту федерального бюджета, выносимому на ее рассмотрение Прави­тельством, которое обязано ежегодно представлять Государствен­ной Думе отчеты об исполнении федерального бюджета за про­шедший год.

На паритетных началах Государственная Дума и Совет Феде­рации формируют Счетную Палату. Она должна выполнять сле­дующие задачи:

— осуществление контроля за своевременным исполнением до­ходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

— определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собствен­ности;

— оценка обоснованности доходных и расходных статей проек­тов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджет­ных фондов;

— финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов госу­дарственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на фор­мирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов фе­деральных внебюджетных фондов;

— анализ выявленных отклонений от установленных показа­телей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюд­жетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

— контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюд­жетных фондов в Центральном Банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учрежде­ниях Российской Федерации;

— регулярное представление Совету Федерации и Государ­ственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюд­жета и результатах проводимых контрольных мероприятий'.

' См.: Федеральный закон о Счетной палате Российской Федерации от II янва­ря 1995 г. (СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 167).

§ 4. Контроль органов законодательной власти 243

Государственная Дума оказывает влияние на финансовую дея­тельность, назначая и освобождая от должности Председателя Центрального Банка РФ.

Еще одна форма парламентского контроля за правительствен­ными учреждениями — деятельность назначаемого Государствен­ной Думой Уполномоченного по правам человека, который прове­ряет реализацию конституционных норм о правах и свободах личности.

Статья 103 Конституции РФ предусматривает, что Уполномо­ченный по правам человека действует в соответствии с феде­ральным конституционным законом. Указом Президента РФ от 4 августа 1994 г. с целью обеспечения его работы установлено, что до принятия такого закона органы государственной власти и мест­ного самоуправления:

— представляют по запросам Уполномоченного по правам че­ловека информацию, необходимую для осуществления его полно­мочий;

— дают ответы на его обращения в связи с нарушениями прав конкретных лиц;

— направляют ему все принимаемые акты, содержащие нор­мы, относящиеся к сфере прав и свобод человека и гражданина'.

Плодотворная, как свидетельствует опыт многих парламентов, но пока не использованная в Федеральном Собрании форма пар­ламентского контроля — депутатский запрос. .

Депутат, группа депутатов Совета Федерации или Государствен­ной Думы вправе обращаться с запросом к Правительству, Гене­ральному прокурору, председателю Центрального Банка, руково­дителям федеральных органов исполнительной власти, исполни­тельных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов самоуправления по кругу вопросов, входя­щих в компетенцию этих органов.

Запрос вносится на заседании соответствующей палаты в пись­менной форме.

Адресат обязан дать ответ на него в устной (на заседании соответствующей палаты) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня его получения или в иной, уста­новленный палатой, срок.

Запрос, внесенный в письменной фор­ме, и письменный ответ на него оглашаются председательствую­щим на заседании палаты или доводятся до сведения депутатов данной палаты иным путем.

СЗ РФ. 1994. № 15. Ст. 1713. ' СЗ РФ. 1994. № 2. Ст. 74.

244 Глава 12. Режим законности в деятельности исполнительной власти

Депутаты Государственной Думы кроме того вправе на ее засе­дании обращаться с вопросом к любому члену Правительства. Вопрос в письменной форме заблаговременно передается депута­том, группой депутатов в соответствующий орган палаты, что является основанием для приглашения на заседание Думы члена Правительства.

Если член Правительства не имеет возможности прибыть на заседание Государственной Думы, он в обязательном порядке дает письменный ответ на предварительно заданный вопрос. В этом случае ответ доводится до сведения депутатов председательству­ющим на заседании палаты.

Конституции и Уставы субъектов федерации тоже содержат положения о парламентском контроле за исполнительной властью. Они закрепили такие формы воздействия, как необходимость по­лучения согласия законодательного органа на назначение главы правительства, отчеты об исполнении бюджета.

Многие субъекты Федерации предоставили своим представительным органам бо­лее широкие контрольные полномочия, чем их имеет Федераль­ное Собрание Российской Федерации.

Так, Уставом Свердловской области предусмотрено, что Областная Дума дает согласие на на­значение руководителей областных органов внутренних дел, фи­нансов, социальной защиты и комитета по управлению имущест­вом.

В ряде республик конституции закрепляют подотчетность правительств представительным органам, в частности, такую форму контроля, как депутатский запрос к правительству, его главе, отдельным министрам и руководителям других органов.

Предыдущая58596061626364656667686970717273Следующая .

Источник: https://mylektsii.ru/11-56723.html

Контрольные полномочия органов законодательной власти в сфере государственного управления

74. Контроль органов законодательной власти в сфере государственного

Парламентский контроль как правовой институт в РФ не предусмотрен КонституциейРФ.

Тем не менее, в силу своей первичности законодательная власть имеет возможность существенно влиять на организацию и деятельность органов исполнительной власти, поскольку они действуют на началах под законности. В чем проявляются контрольные полномочия представительных органов государственной власти?

На федеральном уровне они могут быть обнаружены во взаимоотношениях между Федеральным Собранием РФ и Правительством РФ. Так, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении. В процессе их обсуждения Дума и осуществляет контроль за работой Правительства.

Вторичной стадией такого контроля является рассмотрение федерального закона о бюджете Советом Федерации. В принципе можно признать, что контроль осуществляется при рассмотрении Государственной Думой любых законопроектов, вносимых в нее Правительством в порядке законодательной инициативы.

Особо следует подчеркнуть, что порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Проявлением контроля является обязательное согласование с Государственной Думой вопроса о назначении Председателя Правительства, отнесение к ведению Думы решения вопроса о доверии Правительству (Дума может выразить недоверие либо отказать в таковом).

Предусмотрена обязанность членов Правительства присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания по их приглашению и отвечать на поставленные вопросы.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы направляют Правительству запросы по различным аспектам его деятельности, а комиссии и комитеты палат Федерального Собрания – письменные обращения.

В качестве неофициального проявления контроля за деятельностью субъектов федеральной исполнительной власти можно рассматривать также парламентские слушания.

Проявлением контрольных полномочий Федерального Собрания является деятельность Счетной палаты РФ – постоянно действующего органа государственного финансового контроля.

Палата осуществляет контрольно-ревизионную и экспортно-аналитическую деятельность, по организации и проведению оперативного контроле за исполнением федерального бюджета, по финансовой экспертизе проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и т.д. Должностными лицами Палаты являются аудиторы, которые проводят комплексные ревизии и проверки.

По результатам контрольной деятельности Палата направляет исполнительным органам, руководителям проверяемых предприятий и учреждений представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности виновных должностных лиц.

Проверяемым объектам (предприятий, учреждений), наносящим прямой непосредственный ущерб, даются обязательные для исполнения предписания. Неоднократность неисполнения или ненадлежащее исполнение предписаний может повлечь приостановление всех видов финансовых операций по их счетам.

Таким образом, Счетная палата контролирует финансовую деятельность не только органов исполнительной власти, но и функционирующих в сфере государственного управления юридических лиц.

Аналогично изложенному регламентированы контрольные функции и полномочия органов представительной власти субъектов РФ. В некоторых случаях они в определенной степени даже шире, чем на федеральном уровне. Это характерно, например, для Республики Дагестан, где Государственный Совет является не только высшим законодательным, но и исполнительным органом власти.

Московская городская Дума осуществляет контроль за исполнением законов города. Органы исполнительной власти обязаны в двухнедельный срок по обращению Думы, депутатской комиссии, рабочей группы или фракции, а также депутата предоставлять запрашиваемую информацию и незамедлительно принимать меры для устранения нарушений и привлечения виновных к ответственности (ст. 48 Устава).

Заключение

Таким образом, административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы госаппарата – исполнительной власти.

Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан и иных невластных субъектов в отношениях с представителями исполнительной власти, организационные основы, систему госадминистрации, полномочия её структурных единиц, принципы, методы, формы их деятельности.

Административное право – самостоятельная отрасль правовой системы России и несет свои отличительные признаки с учетом своей направленности и стоящих перед ней задач

Административное право – одна из самых больших и сложных отраслей правовой системы России. Это определяется разнообразием задач, стоящих перед ней. Для каждой из сфер общества необходимы свои административно – правовые нормы, охватывающие их деятельность.

Нет ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы государственная администрация.

А в ряде сфер – в обороне, государственной безопасности, охране общественного порядка, здравоохранении, народном образовании, транспорте, связи, энергетике – ее роль является решающей.

Административное право – очень важная отрасль права, так как роль государственной администрации в России очень велика. От нее зависит эффективность управления и реализация гражданами многих прав.

Литература

Источник: https://megaobuchalka.ru/13/7386.html

Studio-pravo
Добавить комментарий