71. Контроль органов исполнительной власти в сфере государственного

§ 7. Контроль органов исполнительной власти: Целью контроля за деятельностью органов исполнительной власти

71. Контроль органов исполнительной власти в сфере государственного

Целью контроля за деятельностью органов исполнительной власти органами и должностными лицами самой системы исполнительной власти является обеспечение законности и дисциплины в экономической, социально-культурной, административно-политической, в том числе в правоохранительной, областях государственного управления за счет реализации собственных «внутренних» возможностей системы исполнительной власти.

C учетом специфики и роли в государственном управлении отдельных органов исполнительной власти контроль обычно подразделяется на:

общий;

ведомственный;

надведомственный.

K ведению общего контроля относится обследование деятельности различных органов исполнительной власти со стороны органов исполнительной власти общей компетенции: Правительства РФ, правительств республик, входящих в Российскую Федерацию, и других субъектов РФ, имеющих правительство, администраций краев, областей, иных субъектов РФ.

Контроль Правительства РФ за деятельностью органов исполнительной власти обусловлен прежде всего Конституцией РФ.

Предоставленные Правительству РФ конституционные полномочия предполагают осуществление контроля за исполнением законодательства в области федерального бюджета; проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области культуры, науки, образования и др.

; осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики и т. д. Правительство РФ осуществляет контроль и за органами исполнительной власти субъектов Федерации. Например, в соответствии со ст.

44 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Ведомственный контролъ осуществляется внутри той или иной отрасли в отношении подчиненных органов и организаций всеми федеральными органами исполнительной власти отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции.

B структуре федеральных органов исполнительной власти, как правило, имеются специальные контрольно-ревизионные подразделения.

Однако ведомственными контрольными полномочиями наделены и многие иные функциональные подразделения федеральных органов исполнительной власти (департаменты, службы, главные управления, управления).

Ведомственные контрольные проверки осуществляются как в отношении органов, организаций и их должностных лиц на федеральном уровне, так и в субъектах РФ. Безусловно, в субъектах РФ ведомственный контроль осуществляется и органами исполнительной власти отраслевой и межотраслевой компетенции самих субъектов РФ.

Надведомственный контроль осуществляется в отношении не находящихся к ним в ведомственной подчиненности органов и организаций со стороны органов межотраслевой компетенции и некоторых органов отраслевой компетенции, наделенных соответствующими контрольными полномочиями.

K федеральным органам исполнительной власти, наделенным подобными надведомственными контрольными полномочиями, относятся Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная служба по финансовым рынкам, а также многие федеральные службы и некоторые иные структурные подразделения, подведомственные Министерству внутренних дел РФ, Министерству природных ресурсов РФ, Министерству промышленности и энергетики РФ, Министерству сельского хозяйства РФ, Министерству транспорта РФ, Министерству финансов РФ, Министерству экономического развития и торговли РФ, Министерству юстиции РФ и др. Надведомственные контрольные проверки федеральными органами исполнительной власти также осуществляются как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ. B субъектах РФ имеются и свои органы исполнительной власти, наделенные надведомственными контрольными полномочиями.

Надведомственные органы производят проверки, обследования деятельности органов, предприятий и учреждений по вопросам, относящимся к их компетенции. Они вправе давать проверяемым объектам обязательные указания об устранении обнаруженных в процессе контроля нарушений.

От надведомственного контроля следует отличать административный надзор, который состоит в проверке исполнения действующих в различных сферах и отраслях управления специальных норм и общеобязательных правил (правил дорожного движения, правил пожарной безопасности, санитарных правил и др.).

Надзорные органы в отличие от контрольных вправе предупреждать и пресекать правонарушения, привлекать к ответственности виновных лиц, обладая для выполнения стоящих перед ними задач и функций соответствующими административно-властными полномочиями. B структуре федеральных органов исполнительной власти имеется ряд федеральных служб, осуществляющих надзор.

Немало надзорных полномочий осуществляют и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти[132].

Источник: https://sci-lib.biz/pravo-rossii-administrativnoe/kontrol-organov-ispolnitelnoy-45006.html

Контроль органов исполнительной власти

71. Контроль органов исполнительной власти в сфере государственного

Контроль органов исполнительной власти призван обеспечивать законность и дисциплину на порученных им участках работ по руководству хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством в системе подведомственных им органов, предприятий, учреждений и организаций.

Контроль органов исполнительной власти можно разделить на: а) общий; б) ведомственный; в) подведомственный.

Общий контроль предполагает обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольных объектов. Его осуществление связано с деятельностью органов исполнительной власти общей компетенции: Правительства Российской Федерации, правительств республик (советы министров, кабинеты министров и др.), администрации субъектов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации объединяет и направляет работу подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов, комитетов и др.

); в порядке контроля заслушивает на своих заседаниях отчеты и доклады их руководителей о состоянии дел в руководимой ими отрасли или сфере.

Оно вправе отменять акты этих органов, если они противоречат Конституции Российской Федерации, законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации.

В пределах своей компетенции Правительство Российской Федерации осуществляет контроль за исполнением законов, иных нормативных актов не только федеральными органами исполнительной власти, но и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Так, в соответствии с Положением о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 года, Правительство Российской Федерации осуществляет контроль за деятельностью главы администрации по вопросам, связанным с отдельными полномочиями федеральных органов исполнительной власти, которые делегированы ему по предметам ведения Российской Федерации; по осуществлению им полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

Контролю со стороны Правительства Российской Федерации подлежит так же его деятельность по согласованию решений об образовании, реорганизации и ликвидации территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в крае, области и назначении соответствующих должностных лиц и др.

Контрольные полномочия администраций краев, областей и других субъектов Российской Федерации можно свести в основном к следующим: контроль за состоянием учета и отчетности на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации; за использованием и охраной земель, вод, лесов, недр; за соблюдением утвержденных проектов строительства; за состоянием транспортного обслуживания населения.

Администрация контролирует также санитарно-эпидемиологическое, радиационное состояние подведомственной территории, соблюдение на ней законодательства Российской Федерации, Устава, законов и иных нормативных актов субъекта Российской Федерации; обеспечивает контроль за соблюдением правил охраны труда, техники безопасности на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации.

Ведомственный контроль осуществляется органами отраслевой и некоторыми органами межотраслевой компетенции в отношении подведомственных им объектов. Он состоит в проверке этими органами в пределах своей компетенции соблюдения и исполнения законов и подзаконных актов, а также своих решений нижестоящими подведомственными им органами, а также предприятиями, учреждениями, организациями.

Например, Министерство путей сообщения Российской Федерации осуществляет контроль за правильным применением действующего законодательства и иных нормативных актов на предприятиях, в учреждениях и организациях железнодорожного транспорта, за профессиональным уровнем руководящих работников этих организаций.

Оно осуществляет контроль за выполнением требований Устава железных дорог, состоянием безопасности движения поездов, сохранностью перевозимых грузов, использованием грузовых вагонов и контейнеров и др.

Министерство Российской Федерации по атомной энергии осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью относящегося к федеральной собственности имущества предприятий и организаций ядерного комплекса.

В субъектах Российской Федерации ведомственный контроль осуществляется соответствующими министерствами, ведомствами, управлениями и другими органами отраслевой и межотраслевой компетенции.

Подведомственный контроль осуществляется в основном органами межотраслевой компетенции. В отдельных случаях его проводят отраслевые органы, наделенные государственно-властными полномочиями надведомственного характера.

В пределах своей компетенции они контролируют деятельность органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций по определенным (специальным) вопросам. Между субъектами и объектами этого контроля отсутствует организационная подчиненность.

Так, Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил метрологии и сертификации предприятиями, учреждениями, независимо от ведомственной принадлежности.

Государственный комитет Российской Федерации по статистике осуществляет контроль за выполнением всеми юридическими и другими хозяйствующими субъектами законов Российской Федерации, решений Президента и Правительства Российской Федерации по вопросам статистики.

Надведомственный контроль по вопросам своей компетенции осуществляют Министерство экономики Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство труда и социального развития Российской Федерации и др.

Источник: https://isfic.info/adom/cint117.htm

Государственный контроль и надзор исполнительных органов государственной власти

71. Контроль органов исполнительной власти в сфере государственного

Совершенствование системы и структуры органов исполнительной власти, повышение сознательности и правовой культуры среди института государственных служащих, является первоочередной задачей самих органов исполнительной власти. Внутри системы исполнительной власти, в целях эффективной управленческой деятельности, ведется целенаправленная организационная работа, связанная с обеспечение законности и служебной дисциплины.

Функции госу­дарственного контроля в процессе управленческой деятельности осуществляют Правительство РФ, федераль­ные министерства, федеральные службы и иные федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов РФ.

Контрольные полномочия органов исполнительной власти можно условно разделить на следующие виды:

общий контроль;

— ведомственный контроль;

— надведомственный контроль.

Общий контроль (исследование комплекса вопросов деятельности подконтрольных объектов). Общий контроль осуществляют органы исполнительной власти общей компетенции, например, Правительство РФ.

Правительство РФ как высший исполнительный орган государственной власти общей компетенции наделено широкими контрольными полномочиями в отношении федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации. Согласно ст.

114 Конституции и Федеральному конституционному закону «О Правительстве Российской Федерации» оно осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан и иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами и указами Президента.

Оно в пределах своей компетенции организует исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за исполнением их федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению нарушений действующего законодательства.

Правительство РФ как орган общей компетенции наделено широкими контрольными полномочиями в отношении федераль­ных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Правительство вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.

Оно направляет в законодательные (представительные) органы и органы исполнительной власти субъектов Федерации проекты своих решений по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Предложения этих органов по таким проектам подлежат обязательному рассмотрению в Правительстве РФ.

Правительство РФ обеспечивает соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов Федерации и способствует их взаимодействию.

Оно разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Для этих целей создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон.

Правительство вносит предложения Президенту страны о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Ведомственный контроль осуществляют органы отраслевой и межотрасле­вой компетенции в отношении подведомственных объектов. Например, Министерство путей сообще­ния осуществляет контроль за применением законо­дательства в учреждениях железнодорожного транс­порта, состоянием безопасности движения поездов;

Надведомственный контроль по определенному кругу вопросов осуществляют, в основном, органы межот­раслевой компетенции, например, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии(Росстандарт) осуществляет контроль за соблюдением требований государственных стандартов всеми юридическими лицами незави­симо от ведомственной принадлежности.

Федеральные министерства и иные федеральные органы ис­полнительной власти могут осуществлять одновременно межотраслевой (надведомственный) и отраслевой (внутриведомственный) контроль.

Среди этих органов имеются такие, основной деятельностью кото­рых является именно специализированный межотраслевой контроль например, Федеральная антимонопольная служба (ФАС России), Федеральная налоговая служба, Минис­терство транспорта, Минис­терство по связи и массовых коммуникаций (Минкомсвязь России), Министерство труда и социальной защиты РФ, Министерство культуры, со­здаются также специализированные инспекции (например, Госу­дарственная жилищная, хлебная инспекции), специальные струк­турные подразделения внутри федеральных органов исполнитель­ной власти (например, ГИБДД в составе МВД).

Большинство указанных федеральных министерств и иных феде­ральных органов исполнительной власти осуществляет так же контроль в сфере своих отраслей.

Минис­терство транспорта (по вопросам безопасности движения), Минис­терство по связи и информатизации (контроль за использованием частот и радиоволн), Министерство труда и социального развития (контроль в части выполнения коллективных договоров по вопро­сам условий труда и заработной платы), Министерство культуры (контроль за вывозом и ввозом культурных ценностей, охраной и использованием объектов культурного наследия. Отраслевой (внутриведомственный) контроль, в отличие от межотраслевого, проводится органами одной отрасли или сферы в отношении подчиненных им органов и должностных лиц по всем вопросам исполнительной и распорядительной деятельности. При этом все федеральные органы исполнительной власти и их терри­ториальные структуры осуществляют контроль в отношении под­чиненных (подведомственных), а руководители (администрация) конкретных организаций — внутренний контроль за деятельнос­тью своих структурных подразделений и их должностных лиц. Отраслевой контроль предполагает оказание уп­равляющего воздействия руководителей на своих подчиненных. Непосредственный руководитель, осуществляющий контроль за подчиненными структурами и лицами по всем вопросам их дея­тельности, вправе отменять или изменять их решения, вмеши­ваться в оперативную деятельность, наказывать виновных, при­нимать меры для исправления выявленных недостатков и устра­нения их причин. В субъектах Федерации контрольными полномочиями наделе­ны их администрация, а также соответствующие министерства, комитеты, управления и другие органы исполнительной власти.

Органы исполнительной власти, осуществляя контроль, ис­пользуют разнообразные методы. Они проводят ревизии и провер­ки фактического состояния дел, заслушивают отчеты должност­ных лиц, проверяют сообщения печати и жалобы, акты управле­ния[87].

В системе исполнительных органов власти действуют особые структуры, на которые возложена обязанность по поддержанию и укреплению законности и дисциплины внутри самой системы (службы собственной безопасности).

Применяемые ими различные правовые и организационные формы и методы деятельности, практические приемы обобщенно называются способами обеспечения законности, к которым относятся контроль, надзор и обжалование. Функции контроля и надзора мы частично рассмотрели в параграфе 13.2. настоящей главы.

Более детально остановимся на некоторых понятиях указанных правовых категорий.

Обобщенно под контролем понимается система различных проверок за процессом деятельности управляемого субъекта или функционированием подконтрольного объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров.

Сущность контроля за деятельностью органов исполнительной власти заключается в том, что уполномоченные на то государственные органы (законодательной, исполнительной, судебной власти) и общественные организации, используя организационно-правовые способы и средства, выясняют, не допущены ли в деятельности подконтрольных органов исполнительной власти и их должностных лиц какие-либо нарушения законности, и если таковые имеются, то своевременно их устраняют, восстанавливают нарушенные при этом права, привлекают виновных к ответственности, принимают меры по предотвращению нарушений законности и дисциплины.

Контроль как способ обеспечения законности характеризуется определенными признаками.

Во-первых, между контролирующим органом (должностным лицом) и подконтрольным объектом в большинстве случаев существуют отношения подчиненности или подведомственности.

Во-вторых, объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности контролируемого, когда контролирующий вправе вмешиваться в текущую административно-хозяйственную деятельность контролируемого.

Закон (нормативный акт), как правило, предоставляет значительную свободу выбора для органа исполнительной власти, не предлагая жесткой модели поведения для каждой конкретной ситуации, отсюда — необходимость строгого контроля не только за законностью, но и за целесообразностью контролируемых действий.

В-третьих, контролирующий, часто наделяется правом отменять решения контролируемого.

В-четвертых, в соответствующих случаях контролирующий, вправе применять меры дисциплинарного воздействия к контролируемому за допущенные нарушения.

Формы контрольной деятельности разнообразны: заслушивание отчетов, информаций и сообщений, проверки, экспертизы, наблюдение за действиями контролируемого (например, по вопросам государственной регистрации, лицензирования, сертификации), изучение деловых и личных качеств кандидатов на замещение должностей, координация деятельности контрольных органов, рассмотрение жалоб и т.д. Особо значимы проверки, которые заключаются в установлении фактических данных и сборе информации о выполнении нормативных правовых актов по проверяемым вопросам.

В зависимости от того, на какой стадии деятельности подконтрольного объекта проводится проверка, различают контроль предварительный, текущий и последующий.

Контроль, осуществляемый за органами исполнительной власти со стороны других органов (законодательной, судебной власти, общественных организаций), именуется внешним, а осуществляемый самими органами исполнительной власти внутри своей системы — внутренним.

Основные цели контроля — соблюдение органами исполнительной власти и их должностными лицами законодательства, обеспечение целесообразного и экономного расходования средств, поддержание стабильности государственного устройства, повышение эффективности государственного регулирования. Его основные принципы: законность, объективность, независимость, гласность, экономичность, сохранение государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны.

Достижение целей и соблюдение принципов контроля не предполагает образование какого-то единого и всеобъемлющего контрольного органа, стоящего над всеми ветвями власти, что противоречило бы принципу разделения властей. Поэтому контрольные полномочия за деятельностью органов исполнительной власти установлены законодательством отдельно по каждому виду государственного контроля.

Важным средством обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении является административный надзор.

Сущность административного надзора состоит в осуществлении наблюдения за исполнением специальных общеобязательных норм и правил, закрепленных в законах и подзаконных актах (правила дорожного движения, пожарной безопасности, торговли, санитарные и др.).

административного надзора составляет надзор за соблюдением норм, правил инструкций и контроль за организацией работы по их исполнению и соблюдению. Субъектами административного надзора являются органы федерального надзора, отдельные государственные комитеты, государственные инспекции, федеральные службы.

Особенности административного надзора состоят в том, что, во-первых, деятельность органов надзора распространяется на поднадзорные объекты независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности.

Во-вторых, субъекты надзора вправе, при соответствующих обстоятельствах, применять к объектам надзора меры административного принуждения.

Важные функции по осуществлению административного надзора осуществляют органы внутренних дел. В соответствии с действующим законодательством органы внутренних дел (полиция) осуществляют надзор по вопросам охраны общественного порядка. Они обеспечивают соблюдение правил приобретения, хранения, перевозки оружия и боеприпасов.

Органы внутренних дел контролируют выполнение гражданами и должностными лицами требований транспортных правил, а также соблюдения иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил пребывания на территории РФ. ГИБДД осуществляет надзор за дорожным движением.

Органы внутренних дел осуществляют административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в отношении которых судебными органами принято решение о выполнении освобожденными из мест лишения свободы лицами, обязательных правил поведения, после их освобождения из мест лишения свободы.

Для осуществления ведомственных надзорных функций органы внутренних дел наделены соответствующими правами. Они, в частности, могут применять меры административного предупреждения, административного пресечения и налагать на виновных в нарушении требований административного надзора административные наказания.

Таким образом, административный надзор представляет собою наблюдательную деятельность специально уполномоченных государственных органов и должностных лиц, за исполнением специальных правовых норм органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Немаловажным средством обеспечения дисциплины и законности в системе государственного управления является Прокурорский надзор, обеспечивающий соблюдение всеми органами государственной власти, должностными лицами, общественными организациями, учреждениями и гражданами действующего законодательства.

Прокуратура РФ — единая центральная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года (в ред. от 22.12.

2014), прокуратура призвана осуществлять надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.

Закон наделяет прокуратуру полномочиями, позволяющими своевременно реагировать на нарушения законности в сфере государственного управления, принимать меры по устранению причин и условий ее нарушения, восстанавливать нарушенные права, привлекать к ответственности виновных лиц. В законе закреплены три формы реагирования прокурора на нарушение законности:

а) протест — требование об отмене противоречащего закону правового акта, изданного органом или должностным лицом, либо о приведении его в соответствие с законом;

б) представление об устранении нарушений закона, вносимое прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения закона;

в) постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении, выносимое прокурором, исходя из характера допущенного нарушения должностным лицом.

Общий прокурорский надзор распространяется на действия и акты перечисленных различных органов государственной власти и должностных лиц и выражается в установлении соответствия актов и действий поднадзорных органов и должностных лиц законам. Надзор органов прокуратуры не распространяется на указы Президента РФ.

В случае несоответствия постановлений Правительства Конституции РФ и законам РФ Генеральный прокурор страны информирует об этом Президента РФ. Цель такой информации — обеспечить условия для принятия мер по приведению данного акта в соответствие с законом.

Осуществляя надзор за исполнением законов органами исполнительной власти, органы прокуратуры не подменяют их и не вмешиваются в их оперативно-хозяйственную деятельность, так как не обладают специальными профессиональными знаниями и не имеют полномочий судить о целесообразности проводимых органами исполнительной власти мероприятий, отменять, или изменять их акты управления. Прокурор не обладает административной юрисдикцией и не может отдавать приказы органам исполнительной власти.

Проверка исполнения законов прокуратурой проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации от граждан и организаций о фактах нарушения закона. Формы и методы осуществления проверок могут быть различными в зависимости от содержания и характера имеющейся у прокурора информации. Прокурорский надзор может иметь плановый характер.

В течении года прокурор может затребовать для проверки различные категории дел, связанных с административной деятельностью органов исполнительной власти. Особое значение, в условиях рыночной экономики, прокуратура уделяет выявлению фактов коррупции и налоговых правонарушений.

Однако крайне мало внимания ею уделяется выявлению различных форм мошенничества, в том числе среди должностных лиц исполнительных органов государственной власти.

Важное направление в деятельности прокуратуры представляет надзор за соответствием административных актов, законам РФ. Административные акты носят подзаконный второстепенный характер, направленный на реализацию законов.

Несоответствием закону актов исполнительных органов власти следует считать:

— отсутствие предусмотренных в законе фактических обстоятельств, являющихся основанием для издания соответствующих подзаконных актов;

— издание подзаконного акта во исполнение отмененного либо утратившего силу закона;

— произвольное толкование или умышленное искажение положений закона, не соответствующего официальному толкованию;

— несоблюдение процессуальных требований к изданию административного акта (правил, сроков, формы нормативных актов).

Особым предметом прокурорской деятельности выступает надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Особенностью этого надзора является то, что здесь прокуратура наблюдает не только за деятельностью исполнительных, законодательных и местных органов власти и их должностных лиц, но также и за органами управления и руководителями организаций различных форм собственности, являющихся работодателями.

В порядке прокурорского надзора прокуратура рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет порядок защиты нарушенных прав; принимает меры по предупреждению и пресечению таких нарушений, возбуждению уголовного или административного дела.

Формы реагирования прокурора на нарушения законности не многочисленны к ним относятся: протест, представление, возбуждение административного производства и предостережение.

Протест прокурора — это несогласие прокурора с принятым органом исполнительной власти (должностным лицом) или судом акта, противоречащего закону. Протест приносится прокурором или его заместителем в орган исполнительной власти (должностному лицу) или в суд, принявший подзаконный акт.

В протесте прокурор вправе требовать отмены акта либо приведения его в соответствие с законом.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании.

При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения прокурору сообщается незамедлительно в письменной форме. Если протест рассматривается коллегиальным органом, о дне его заседания сообщается прокурору, принесшему протест, чтобы он мог лично поддержать протест.

Представление прокурор выносит на основе материалов прокурорских проверок при выявлении нарушений законов с целью устранения причин и условий допущенных нарушений.

Представление носит индивидуальный характер и вносится в орган или должностному лицу, правомочному устранять причины и условия нарушение закона, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты конкретные меры и о результатах сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне его заседания.

Постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении подлежит рассмотрению и исполнению уполномоченным на то органом или должностным лицом в установленный законом срок. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Предостережение о недопустимости нарушения закона объявляется прокурором должностным лицам в целях предупреждения правонарушений при наличии оснований полагать, что ими может быть допущено нарушение закона.

Острота современной ситуации с законностью и правопорядком в стране, а также с расширением границ коррупции в аппарате государственного управления, обусловленная рыночной экономикой, заставляет по новому взглянуть и на роль прокуратуры в системе государственного управления.

Наконец, вступление Российской Федерации в Совет Европы и ратификация Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, признание юрисдикции Европейского суда по правам человека, диктуют необходимость максимального использования правозащитного потенциала всех государственных органов, включая прокуратуру.

Представляется, что это задача не только тактическая, но и стратегическая, требующая для своего решения довольно длительного времени. Успешная ее реализация может быть достигнута не путем ослабления одних правозащитных звеньев и механизмов государства за счет усиления других, а путем их синхронного совершенствования.

Все они имеют одну цель — защищать права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства[88].

Именно от прокуратуры в значительной мере зависит наполнение реальным содержанием положений ст. 2 Конституции РФ о признании человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Деятельность прокуроров строится на основе принципа непосредственного действия прав и свобод, предопределяющего необходимость обеспечения полного соответствия конституционным нормам всей законотворческой и правоприменительной деятельности.

Источник: https://megaobuchalka.ru/11/40302.html

3.3. Контроль органов исполнительной власти

71. Контроль органов исполнительной власти в сфере государственного

Данный видгосударственного контроля осуществляютПравительство Российской Федерации,федеральные министерства, иные федеральныеорганы исполнительной власти, а такжеорганы исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации.

ПравительствоРФ, являясьорганом общей компетенции, наделеноширокими контрольными полномочиями вотношении органов исполнительной властина федеральном уровне и на уровнесубъектов РФ.

В пределах своей компетенцииПравительство РФ организует исполнениефедеральных законов, указов ПрезидентаРФ, международных договоров РоссийскойФедерации и осуществляет систематическийконтроль за исполнением этих актоворганами исполнительной власти.

В случаенарушений действующего законодательстваоно принимает меры по их устранению7.

Правительство РФвправе отменять акты федеральных органовисполнительной власти или приостанавливатьих действие, а также вносить предложенияПрезиденту РФ о приостановлении действияактов органов исполнительной властисубъектов РФ в случае их противоречияКонституции РФ, федеральным законам,международным обязательствам РоссийскойФедерации или нарушения прав и свободчеловека и гражданина.

Правительство РФобеспечивает взаимодействие федеральныхорганов исполнительной власти и органовисполнительной власти субъектов РФ,разрешает споры и устраняет разногласиямежду ними и т. д.

Федеральныеорганы исполнительной властиосуществляют внутриведомственный(отраслевой) и надведомственный(межотраслевой) функциональный контрольпо вопросам своего ведения. Например,в числе основных задач Министерствафинансов РФ значится финансовый контрольза рациональным и целевым расходованиембюджетных средств и средств государственных(федеральных) внебюджетных фондов.

3.4. Судебный контроль

Задачи по обеспечениюзаконности в сфере исполнительнойвласти решаются в пределах своейкомпетенции органами судебной власти.

Впроцессе своей деятельности судыосуществляют не только свою основнуюфункцию — правосудие, но и судебныйконтроль законности издаваемых актови совершаемых действий управленческихструктур и их должностных лиц.

Сущностьсудебного контролясостоит в правовой оценке их решений идействий, выявлении нарушений законности,прав и интересов граждан, предприятий,учреждений, организаций, в принятии мерпо восстановлению нарушенных прав иинтересов, в привлечении виновных кответственности, в определении причини условий, порождающих эти нарушения.

Субъектами судебногоконтроля являются Конституционный СудРФ, суды общей юрисдикции, арбитражныесуды и мировые судьи.

В суд могут бытьобжалованы как единоличные, так иколлегиальные действия (решения)государственных органов, органовместного самоуправления, учреждений,предприятий и должностных лиц,государственных служащих, в результатекоторых нарушены права и свободыгражданина, созданы препятствияреализации гражданином его прав исвобод, на гражданина незаконно возложенакакая-либо обязанность или он незаконнопривлечен к какой-либо ответственности.

Установивобоснованность доводов жалобы, судпризнает обжалуемое действие (решение)незаконным и обязывает удовлетворитьтребование гражданина, отменяетпримененные к нему меры ответственностилибо иным путем восстанавливает егонарушенные права. При этом процессуальнаяобязанность доказать документальнозаконность обжалуемых действийвозлагается законом на должностныхлиц, действия которых обжалуются.

Контрольныеполномочия Конституционного Суда РФпредусмотреныст. 125 Конституции РФ.

Поводом к рассмотрениюи разрешению дел в Конституционном СудеРФ является обращение (запрос, ходатайство)к нему Президента РФ, обеих палатФедерального Собрания РФ, одной пятойчленов Совета Федерации или депутатовГосударственной Думы, ПравительстваРФ, Верховного Суда РФ, Высшего АрбитражногоСуда РФ, органов законодательной иисполнительной власти субъектов РФ.Жалобы граждан рассматриваются в случаяхнарушения их конституционных прав исвобод вследствие применения илиподлежащего применению закона вконкретном деле.

КонституционныйСуд РФ8:

  • разрешает дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ;

  • разрешает споры о компетенции между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов;

  • дает толкование Конституции РФ, которое является официальным и обязательным для всех государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Если КонституционныйСуд РФ признает неконституционнымзакон, договор или их отдельные положения,то они утрачивают юридическую силу.

Контрольсудов общей юрисдикции задеятельностью органов управленияосуществляется в различных формах. Так,при выявлении недостатков в работе этихорганов (в случае рассмотрения конкретногодела), которые способствовали возникновениюдел, суды вправе вынести частноеопределение.

В нем обращается вниманиесоответствующего органа (должностноголица) на факты нарушения закона, причиныи условия, способствовавшие совершениюправонарушения, и требование о принятиисоответствующих мер.

Субъект, которомунаправлено частное определение, обязанв месячный срок рассмотреть его исообщить суду о принятых мерах.

При рассмотрениигражданских дел (например, дел овосстановлении на работе, о нарушенииавторских прав, о допущенных неточностяхв списках избирателей и др.

), кромерешения вопроса по существу, суды изучаютс позиции закона правомерность действийорганов при вынесении решений и издаваемыхими правовых актов, осуществляя темсамым контроль их деятельности.

Приэтом суд может признать акты управлениянезаконными, отменить их или изменить.

Рассматривая делаоб административных правонарушениях,суды (мировые судьи) при необходимостидают оценку неправомерным действияморгана, возбудившего дело. При этом суды(мировые судьи) вправе прекратитьпроизводство по делу об административномправонарушении.

Судебный контрольв сфере управления осуществляютарбитражные суды при разрешениивозникающих в процессе предпринимательскойдеятельности споров, вытекающих изадминистративных правоотношений.

Арбитражныйсуд рассматривает дела9:

• опризнании недействительными ненормативныхактов государственных органов, органовместного самоуправления и иных органов,не соответствующих законам и инымнормативным правовым актам и нарушающихправа и законные интересы организацийиграждан;

  • об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок организации или гражданина и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом;

  • о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный порядок их взыскания и т.д.

Арбитражный судпри разрешении конкретных дел осуществляетпроверку соответствия актов и действийорганов управления (должностных лиц)требованиям законности. Если будутвыявлены нарушения ими закона и другихнормативных правовых актов, то арбитражныйсуд вправе вынести частное определениев адрес соответствующих органов(должностных лиц).

Таким образом,суды могут оказывать существенноевлияние на принимаемые решения и действияорганов управления.

Источник: https://studfile.net/preview/5269498/page:6/

Studio-pravo
Добавить комментарий