7. Инструменты денежно-кредитной политики и операции Европейской

Денежно-кредитная и валютная политика Европейской системы центральных банков

7. Инструменты денежно-кредитной политики и операции Европейской

Денежные власти воздействуют на сферу денежного обращения не только инструментами эмиссии денег, но и собственно инструментами денежно-кредитной и валютной политики.

Для применения этих инструментов и в целом для реализации денежного суверенитета необходимы финансовые ресурсы.

Причем представляется, что именно необходимостью концентрации существенных финансовых ресурсов обуславливается роль центрального банка в регулировании денежного обращения и фактическая невозможность широкомасштабной организации в настоящее время эмиссии частных денег.

Исходя из сказанного основной целью статьи является завершение характеристики финансово-правовых основ денежно-кредитной и валютной политики Европейского Союза путем описания основных инструментов денежно-кредитной и валютной политики ЕСЦБ и ее финансовых основ.

В ст. 18 и 19 Устава ЕСЦБ и ЕЦБ определяются основные инструменты денежно-кредитной и валютной политики ЕСЦБ. Важно отметить, что при разработке ст.

18, 19 Устава ЕСЦБ и ЕЦБ, то есть при определении основ применения инструментов денежно-кредитной и валютной политики явно учитывалась специфика финансового рынка, связанная с постоянным изменением инструментов, используемых на этом рынке.

Это проявилось не только в формулировках указанных норм, но и в том, что в соответствии со ст. 41.1 Устава ЕСЦБ и ЕЦБ предусмотрена упрощенная процедура внесения поправок в эти статьи.

Порядок применения инструментов денежно-кредитной и валютной политики очень подробно описан ЕЦБ в Основных ориентирах ЕЦБ от 31.08.2000 № ЕСВ/2000/7 об инструментах и методике осуществления денежно-кредитной и валютной политики Евросистемы, применяемых с учетом внесенных изменений и дополнений (далее также — Основные ориентиры № 2000/7).

Среди инструментов денежно-кредитной и валютной политики ЕСЦБ на основании ст. 18 и 19 Устава ЕСЦБ и ЕЦБ можно выделить следующие:

1) Операции на открытом рынке.

Операции на открытых рынках, совершаемые центральным банками, представляют собой операции по купле-продаже ценных бумаг и иных финансовых инструментов и являются косвенными инструментами денежно-кредитной и валютной политики (ст. 18.1 Устава ЕСЦБ и ЕЦБ). В соответствии со ст. 18 Устава ЕСЦБ и ЕЦБ операции на открытом рынке могут применяться в качестве инструментов денежно-кредитной и валютной политики как ЕЦБ, так и НЦБ.

В ст. 18.1 Устава ЕСЦБ и ЕЦБ прямо не упоминается возможность выпуска ЕЦБ и НЦБ собственных ценных бумаг для целей осуществления денежно-кредитной и валютной политики. Однако такой выпуск представляется возможным хотя бы на основании ст.

20 Устава ЕСЦБ и ЕЦБ, которая предусматривает порядок использования методов денежно-кредитной и валютной политики, которые прямо не установлены Уставом ЕСЦБ и ЕЦБ. Более того, видится вполне корректным для решения этой проблемы исходить из самой ст. 18.

1 Устава ЕСЦБ и ЕЦБ, которая не ограничивает круг эмитентов ценных бумаг, операции с которыми могут осуществляться ЕЦБ и НЦБ.

В рамках операций на открытых рынках могут осуществляться как прямые сделки купли-продажи ценных бумаг, а также сделки с иными финансовым инструментами. Операции могут осуществляться не только в евро, но и в валютах третьих стран. Так же могут осуществляться сделки с драгоценными металлами.

В соответствии с Основными ориентирами № 2000/7 выделяются следующие группы операций на открытых рынках:

— инструменты регулярного рефинансирования (main refinancing operations) -осуществляемые НЦБ операции (со сроком «один день»), направленные на постоянное обеспечение ликвидностью, которые обеспечивают основной объем рефинансирования финансового сектора;

— инструменты долгосрочного рефинансирования (longer-term refinancing operations) — осуществляемые НЦБ операции сроком до трех месяцев, обеспечивающие дополнительное долговременное рефинансирование;

— инструменты «тонкой настройки» (fine-tuning operations) — инструменты, предназначенные для решения конкретных проблем с ликвидностью или процентными ставками;

— структурные инструменты (structural operations) — инструменты, направленные на регулирование структурных расхождений Евросистемы и финансового сектора.

2) Кредитные операции ЕЦБ и НЦБ.

Полномочия по кредитованию кредитных институтов и участников рынка ст. 18.1 Устава ЕСЦБ и ЕЦБ предоставлены как ЕЦБ, так и НЦБ. Причем состав возможных заемщиков сформулирован так широко, что дает основание включить в него любого участника рынка, кроме, конечно, публично-правовых институтов, указанных в ст. 12.

1 Устава ЕСЦБ и ЕЦБ (правительств, региональных или местных органов власти, иных публично-правовых образований, а также государственных). В последнем случае запрещено как прямое кредитование, так и покупка ЕЦБ и НЦБ долговых обязательств указанных публично-правовых институтов.

Вместе с тем этот запрет не распространяется на государственные кредитные институты.

Кредитные операции ЕЦБ и НЦБ используются для регулирования денежной массы и для стабилизации рынка межбанковских кредитов, то есть для поддержания ликвидности банковской системы. И хотя функция поддержания ликвидности банковской системы прямо не указана в Уставе ЕСЦБ и ЕЦБ, она следует из основной цели денежно-кредитной и валютной политики ЕСЦБ -поддержания стабильности цен.

Кредитные операции ЕЦБ и НЦБ допускаются в соответствии со ст. 18.1 Устава ЕСЦБ и ЕЦБ только при условии предоставления достаточного обеспечения.

Это требование предотвращает использование фондов, находящихся в распоряжении ЕЦБ и НЦБ, для осуществления рискованных операций.

Устав ЕСЦБ и ЕЦБ не определяет вид обеспечения, следовательно, это может быть любое обеспечение, которое соответствует общим правилам, применимым к данным кредитным операциям.

Говоря о применении указанных выше инструментов денежно-кредитной и валютной политики, необходимо отметить, что одним из основных вопросов правового регулирования осуществления денежно-кредитной и валютной политики Евросистемой является вопрос о контрагентах ЕЦБ и НЦБ при осуществлении операций на открытых рынках и кредитных операций. Статья 18 Устава ЕСЦБ и ЕЦБ содержит указание на кредитные институты и иных участников рынка. При этом принцип доступа не обусловлен территориальным признаком. То есть НЦБ не обязаны осуществлять операции, составляющие инструменты денежно-кредитной и валютной политики только на территории соответствующего государства-члена. Такое положение вещей привело к возникновению концепции «удаленного доступа» («remote access») к средствам центральных банков. Изначально это концепция была связана с доступом к платежным системам и означала прямой доступ кредитного института к платежной системе государства-члена, в котором этот кредитный институт не имеет физического присутствия. В целом же она основана на едином рынке Европейского Сообщества: при осуществлении денежно-кредитной и валютной политики принцип единого рынка должен соблюдаться. Вместе с тем это не означает возможность применения соответствующих инструментов в отношении государств-членов с изъятиями.

Условия отбора приемлемых контрагентов Евросистемы установлены в главе 3 Основных ориентиров № 2000/7.

3) Минимальные резервы.

Требование о внесении кредитными институтами определенных резервов по возможным потерям в депозит ЕЦБ или НЦБ в отличие от двух указанных выше инструментов денежно-кредитной и валютной политики является требованием принудительного характера. В случае его невыполнения ЕЦБ предоставлены полномочия по применению санкций (ст. 19 Устава ЕСЦБ и ЕЦБ).

Порядок исчисления и определения минимальных резервов устанавливается Советом Европейского Союза. Конкретные базы минимальных резервов, а также максимально возможные коэффициенты между этими резервами и их базами определяются ЕЦБ.

Минимальные резервы используются, прежде всего, для уменьшения эффекта банковской мультипликации.

Кроме указанных выше инструментов денежно-кредитной и валютной политики, в распоряжении Евросистемы имеются так называемые «иные инструменты и методы денежно-кредитного и валютного контроля» (ст. 20 Устава ЕСЦБ и ЕЦБ).

Решение о применении этих инструментов и методов принимается квалифицированным большинством (2/3 ) Управляющего совета, причем в этом случае Совет Европейского Союза должен определить сферу использования таких инструментов и методов.

В ЕЦБ компетенция в сфере формирования и осуществления денежно-кредитной и валютной политики между руководящими органами распределяется следующим образом: Управляющий совет определяет ориентиры и принимает решения, необходимые для выполнения задач, стоящих перед ЕСЦБ, формирует денежно-кредитную и валютную политику Европейского Союза; Дирекция непосредственно применяет инструменты денежно-кредитной и валютной политики, в соответствии с ориентирами и решениями, принятыми Управляющим советом (ст. 12.1 Устава ЕСЦБ и ЕЦБ). Общий совет практически не обладает компетенцией в сфере формирования и осуществления денежно-кредитной и валютной политики. Правда, у него имеются полномочия в сфере установления обменных курсов (ст. 47.3 Устава ЕСЦБ и ЕЦБ), но они имеют несколько иную природу.

Таким образом, в распоряжении Евросистемы находится довольно обширный состав методов воздействия на денежную систему, более подробный анализ применения которых, должен быть предметом самостоятельного, причем преимущественно экономического исследования.

Для целей настоящей работы важно отметить, что полномочиями по применению инструментов денежно-кредитной и валютной политики обладают и ЕЦБ, и НЦБ участвующих государств-членов.

Причем для деятельности ЕСЦБ характерен принцип децентрализации: ЕЦБ должен обращаться за помощью к НЦБ в осуществлении операций, необходимых для решения задач ЕСЦБ (статьи 9.2 и 12.1 Устава ЕСЦБ и ЕЦБ).

Кроме того, характеризуя статус Евросистемы с точки зрения осуществления денежно-кредитной и валютной политики, необходимо остановиться на достаточно проработанной современной наукой концепции независимости ЕЦБ и НЦБ, характеризующей, прежде всего, конституционно-правовой статус указанных институтов.

В связи с этой концепцией следует обратить внимание на отмечаемую в исследованиях зависимость, характерную для развитых экономик: увеличение независимости центрального банка от политического контроля обратно пропорционально средней инфляции, то есть чем выше независимость, тем ниже инфляция. Представляется, что здесь речь не идет о каком-то особом инструменте управления инфляционными процессами. Просто чем больше зависимость субъекта, осуществляющего эмиссию денег и выпуск их в обращение, от субъекта, у которого есть постоянная нехватка денежных средств, да еще и есть властные полномочия (то есть от органов государственной власти), тем меньше доверие общества к таким деньгам. А в условиях недоверия общества к денежному обращению становится очень сложно бороться с инфляционными процессами.

Подобные идеи лежат в основе концепций частной эмиссии, по сути, обосновывающей, а иногда и постулирующей неэффективность деятельности любых центральных банков или даже вредность этой деятельности для денежного хозяйства.

Не останавливаясь подробно на полемике с положениями этих концепций, можно лишь отметить, что в современной организации общества любая институциональная структура имеет свои недостатки. Деньги существуют для всего общества, то есть как общественная польза.

Их функционирование в этой связи должно так или иначе санкционироваться каким-либо авторитетом для данного общества. В государственной форме организации общества таким авторитетом по своей природе является государственная власть.

То есть представляется, что как при публичной, так и при частной эмиссии все в конечном итоге упрется в доверие к институту, осуществляющему публичные функции -организующему денежное обращение.

Государства Европы, объединившись в валютный союз, не стали ломать логику развития современного общества и не понизили уровень его организации, а повысили — вышли на наднациональный уровень.

И для целей повышения доверия общества к денежно-кредитной и валютной политике валютного союза пошли не по пути децентрализации эмиссионных функций, а по пути максимального обеспечения независимости денежных властей. Правильный это путь, или он заведет в тупик — покажет время.

В настоящее же время опыт Европейского Союза по созданию независимой системы центральных банков (системы денежных властей) весьма поучителен.

Существуют различные подходы к понятию и содержанию (компонентам) независимости ЕЦБ и ЕСЦБ. Так, например, Смите Р. выделяет следующие компоненты независимости ЕЦБ:

1. Организационная независимость — компонент, который означает юридическую автономию денежной власти от правительства: центральные банки обладают статусом самостоятельного юридического лица.

2. Личная независимость — компонент, который характеризует порядок назначения должностных лиц и порядок принятия ими решений.

3. Функциональная независимость — компонент, который характеризует автономию в принятии решений по вопросам использования инструментов для достижения целей, стоящих перед центральным банком.

4. Финансовая независимость — компонент, который характеризует наличие собственных средств центрального банка и исключение их из состава бюджетных средств.

5. Другие элементы независимости. Среди других аспектов независимости центральных банков выделяют, в частности, возможность непредоставления (точнее, запрет на предоставление) ими кредитов государственным органам.

В российской науке существенный вклад в анализ независимости ЕЦБ и ЕСЦБ внес Чегринец Е.А., который на основе различных подходов к этой категории выделил несколько иной состав компонентов независимости : целевая автономия; функциональная автономия; институционально-финансовая автономия; личная автономия; юридическая автономия.

Не анализируя подробно эти компоненты, но осознавая значение в целом концепции независимости центральных банков для эффективного осуществления ими полномочий денежных властей (полномочий по реализации денежного суверенитета), представляется целесообразным подробнее остановиться на финансовом аспекте независимости ЕСЦБ. Анализ этого аспекта позволяет не только раскрыть важнейший компонент независимости ЕСЦБ, но и, что более существенно для настоящей работы, раскрыть собственно финансовую основу денежно-кредитной и валютной политики Евросистемы.

Финансовая независимость означает наличие собственных ресурсов, необходимых для выполнения поставленных перед субъектом целей. Финансовые ресурсы Евросистемы состоят главным образом из собственных капиталов ЕЦБ и НЦБ, валютных резервов и так называемого денежного (эмиссионного) дохода (monetary income) Евросистемы.

В связи с внутренними финансовыми отношениями Евросистемы необходимо отметить, что НЦБ обладают финансовой автономией и выполняют свои функции на свой страх и риск. В этой связи у НЦБ имеется свой капитал, который не подлежит распределению в рамках Евросистемы.

НЦБ являются подписчиками и держателями капитала ЕЦБ (ст. 28.2 Устава ЕСЦБ и ЕЦБ). То есть от прямого участия в капитале ЕЦБ устранены как частные лица (физические и юридические лица, в том числе кредитные учреждения), так и публично-правовые институты.

Статьей 29 Устава ЕСЦБ и ЕЦБ определяются условия («критерий», «кеу») подписки на капитал ЕЦБ, в соответствии с которыми доля каждого НЦБ, в том числе государства-члена с изъятиями, определяется исходя из численности населения и доли в валовом внутреннем продукте ЕС за последние 5 лет. В этой связи доля должна пересматриваться каждые 5 лет. В последний раз она была пересмотрена по состоянию на 1.01.2004 и уточнена в связи с расширением

Источник: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=1575

Лекция 16. Методы и инструменты денежно-кредитной политики цб рф

7. Инструменты денежно-кредитной политики и операции Европейской

1.Методы денежно-кредитной политики ЦБРФ.

2.Инструменты денежно-кредитной политикиЦБ РФ.

1. Методы денежно-кредитной политики цб рф

Основнымиметодамиденежно-кредитной политики ЦБ РФявляются:

  • Административные методы. К ним относятся прямые ограничения и лимиты, такие как:
  • квотирование отдельных видов активных и пассив­ных операций;
  • введение лимитов на выдачу ссуд разных категорий;
  • ограничение на открытие различных филиалов и от­делений;
  • лимитирование процентных ставок, тарифов за ока­зание различных видов услуг.
  • Экономические методы. К ним относятся мероприя­тия, использование которых не предполагает установление прямых запретов, например, такие:
  • налоговые;
  • нормативные (отчисления в фонд регулирования кредитных ресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала, а также другие виды отчислений).
  • Нормативные методы. К ним относятся:
  • коэффициенты ликвидности и достаточности бан­ковского капитала;
  • нормативы отчисления в фонды кредитных органи­заций.

2. Инструменты денежно-кредитной политики цб рф

Основнымиинструментами денежно-кредитнойполити­киБанка России в соответствии со ст. 35 ФЗ«О Централь­ном банке (Банка России)»являются:

  • процентные ставки по операциям Банка России;
  • нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
  • операции на открытом рынке;
  • рефинансирование кредитных организаций;
  • валютные интервенции;
  • установление ориентиров роста денежной массы;
  • прямые количественные ограничения;
  • эмиссия облигаций от своего имени.

1.Процентныеставки по операциям.Банк России может устанавливать однуили несколько процентных ставок поразличным видам операций или проводитьпроцентную политику без фиксациипроцентной ставки.

Процентные ставкиБанка России представляют собойминимальные ставки, по которым БанкРоссии осуществ­ляет свои операции.В зависимости от величины учетногопроцента строится система процентныхставок коммерче­ских банков, чтовлияет на удешевление или удорожаниекредита.

Центральный банкрегулирует уровень процентных ста­вокдвояким образом:

  • через фиксацию ставок по предоставлению коммер­ческим банкам кредитов;
  • через контроль над ставками кредитных учреждений.

Банк Россиииспользует процентную политику длявоз­действия на рыночные процентныеставки в целях регули­рования денежноймассы в обращении.

2.Нормативыобязательных резервов.Сущность этой политики заключается вустановлении Центральным бан­комнорм обязательных минимальных резервовкредит­ным институтам в видеопределенного процента от суммы ихдепозитов, которые хранятся набеспроцентном счете в Центральномбанке.

Как инструментденежной политики минимальные ре­зервывыполняют двоякую роль: служат текущемурегули­рованию ликвидности на денежномрынке и одновременно играют роль тормозаэмиссии кредитных денег коммерче­скимбанкам.

Нормативыобязательных резервов не могут превышать20% обязательств кредитной организациии могут быть дифференцированными дляразличных кредитных органи­заций.Нормативы обязательных резервов немогут быть единовременно изменены болеечем на пять пунктов.

Механизм обязательныхрезервов используется как ин­струменткредитной политики практически во всехразви­тых странах.

При нарушениинормативов обязательных резервов БанкРоссии имеет право списать в бесспорномпорядке с корреспондентского счетакредитной организации, откры­того вБанке России, сумму недовнесенныхсредств, а так­же взыскать с кредитнойорганизации в судебном порядке штрафв размере, установленном Банком России.

3.Операции на открытом рынке— купля-продажа Бан­ком Россииказначейских векселей, государственныхоб­лигаций, прочих государственныхценных бумаг, облига­ций Банка России,а также краткосрочные операции суказанными ценными бумагами с совершениемпозднее обратной сделки.

Если Центральныйбанкпродаетценные бумаги на от­крытом рынкекоммерческим банкам, т-е остатки средствна корреспондентских счетах, открытыхэтими банками в Центральном банке,уменьшаются на величину купленныхсредств. Как следствие, сокращаютсявозможности ком­мерческих банков попредоставлению кредитов своим клиентам,что приводит к сокращению денежноймассы в обращении.

Если Центральныйбанкпокупаетценные бумаги у ком­мерческих банков,то он зачисляет соответствующие сум­мына их корреспондентские счета. Укоммерческих бан­ков появляетсявозможность расширить свои операциипо предоставлению кредитов.

ВоздействиеЦентрального банка заключается в том,что, изменяя процентные ставки наоткрытом рынке, банк создает выгодныеусловия кредитным институтам по по­купкеили продаже государственных ценныхбумаг для увеличения своей ликвидности.

Операции на открытомрынке — это наиболее гибкий методрегулирования ликвидности и кредитныхвозмож­ностей банков, а также денежногорынка.

4.Рефинансирование кредитных организаций— кредито­вание Банком России кредитныхорганизаций. В совре­менных условияхрефинансирование используется какин­струмент оказания финансовойпомощи коммерческим банкам, что позволяетим свести до минимума запас лик­видныхсредств.

Кредитырефинансирования различаются следующимобразом:

  • по формам обеспечения (учетные и ломбардные);
  • по срокам использования (краткосрочные — на один или несколько дней; среднесрочные до 1 года).

Учетныекредиты— ссуды, предоставляемые Цент­ральнымбанком коммерческим банкам под учетвекселей до истечения их срока. Центральныйбанк предъявляет оп­ределенныетребования к векселям, предоставляемымк учету. Это касается видов, сроковдействия, наличия, ха­рактерапоручительства и т. д.

Ломбардныекредиты— ссуды под залог депонирован­ных вбанке ценных бумаг. В качестве залогапринимаются коммерческие и казначейскиевекселя, государственные облигации, т.е. те виды ценных бумаг, которыедопускают­ся к учету в Центральномбанке. Стоимость залогового обес­печениядолжна превышать сумму ломбардныхкредитов.

Если заемщик невозвращает кредит, право собственно­стина ценные бумаги переходит к Центральномубанку.

Ломбардные кредитыпредоставляются на платной основе,сроком от 1 дня до 4 месяцев.

5.Валютныеинтервенции— купля-продажа Банком России иностраннойвалюты на валютном рынке для воз­действияна курс рубля и на суммарный спрос ипредложе­ние денег.

Покупка иностраннойвалюты приводит к ее увеличению внациональной валюте, а продажа — ксокра­щению.

Одновременно валютныеинтервенции оказывают определенноевоздействие на курс национальной валютыпо отношению к иностранной, посколькупроисходит из­менение рыночногоспроса и предложения последней навалютном рынке.

Влияние валютнойполитики Центрального банка в фор­мепроведения операций на валютном рынкепроявляется в стимулировании либоэкспорта, либо импорта капитала.

6.Прямыеколичественные ограничения— установление лимитов на рефинансированиекредитных организаций и проведениекредитными организациями отдельныхбан­ковских операций.

Банк России вправеприменять количественные огра­ничения,в равной степени касающиеся всехкредитных организаций, в исключительныхслучаях в целях проведе­ния единойгосударственной денежно-кредитнойполити­ки только после консультацийс Правительством Россий­ской Федерации

7.Установлениеориентиров роста денежной массы — БанкРоссии может устанавливать ориентирыроста одно­го или нескольких показателейденежной массы, исходя из основныхнаправлений единой государственнойденежно- кредитной политики.

Определениеоптимальных ориентиров роста денежноймассы исходит из предпосылки, что онарастет из года в год по мере увеличениявалового внутреннего продукта, в этомслучае ориентиры роста денежной массыустанавлива­ются в соответствии спрогнозируемым ростом объема про­изводствас учетом предполагаемого увеличенияцен.

8.Эмиссия облигаций от своего имени —Банк России вправе осуществлять эмиссию.

Предельный размер общей номинальнойстоимости облигаций Банка России всехвы­пусков, не погашенных на датупринятия советом дирек­торов решенияоб очередном выпуске облигаций,устанав­ливается как разница междумаксимально возможной суммой обязательныхрезервов кредитных организаций и суммойобязательных резервов кредитныхорганизаций, определяемых исходя издействующего норматива обяза­тельныхрезервов.

Источник: https://studfile.net/preview/5611557/page:15/

Система инструментов денежно-кредитной политики

7. Инструменты денежно-кредитной политики и операции Европейской

С помощью системы инструментов денежно-кредитной политики Банк России управляет однодневными процентными ставками, по которым банки совершают операции друг с другом на денежном рынке. Удерживая ставки денежного рынка в границах процентного коридора, Банк России стремится приблизить их к уровню ключевой ставки, определяющей направленность денежно-кредитной политики.

Обязательные резервные требования формируют у кредитных организаций потребность поддерживать определенные остатки средств на корреспондентских счетах в Банке России (определенный объем ликвидности).

Далее Банк России либо путем предоставления дополнительной ликвидности либо абсорбирования избыточной ликвидности добивается соответствия фактических средств на корсчетах указанной потребности и, тем самым, создает условия для нахождения ставок денежного рынка вблизи ключевой ставки.

Тип операций Цель Форма проведения Срок Частота проведения
Основные аукционыУправление объемом ликвидности и уровнем ставок денежного рынкаАукционы репо/депозитные аукционы1 неделяеженедельно
Операции постоянного действия на срок 1 деньОграничение диапазона колебаний ставок денежного рынка границами процентного коридораКредиты «овернайт»; валютный своп; ломбардные кредиты; репо; кредиты, обеспеченные нерыночными активами / депозитные операции1 деньежедневно
Аукционы «тонкой настройки»Предотвращение чрезмерных колебаний ставок денежного рынка внутри процентного коридораАукционы репо и валютный своп / депозитные аукционыот 1 до 6 дней1в отдельные дни
Аукционы на длительные срокиУлучшение условий проведения основных операций:
абсорбирование среднесрочного избытка ликвидностиАукционы по размещению облигаций Банка России3, 6, 12 месяцев нерегулярно
удовлетворение среднесрочной потребности в ликвидностиАукционы по предоставлению кредитов, обеспеченных нерыночными активами3 месяца
Операции постоянного действия на длительные срокиУлучшение условий проведения основных операций, ограничение влияния структурного дефицита ликвидности на срочность пассивов кредитных организацийКредиты, обеспеченные нерыночными активамиот 2 до 549 днейежедневно

Основным инструментом денежно-кредитной политики, который используется для приведения фактических остатков на корсчетах в соответствие с потребностью в ликвидности и управления уровнем процентных ставок денежного рынка, являются аукционы на срок 1 неделя.

Данные операции проводятся Банком России один раз в неделю в форме аукционов по предоставлению ликвидности (аукционы репо) либо аукционов по изъятию ликвидности (депозитные аукционы).

Банк России определяет направление основных операций, а также максимальный объем предоставления (изъятия) средств на основе прогноза ликвидности банковского сектора.

В настоящее время наблюдается структурный профицит (избыток) ликвидности, поэтому Банк России абсорбирует избыточную ликвидность, используя в качестве основного инструмента депозитные аукционы.

Минимальная (максимальная) ставка, по которой банки могут подавать заявки на аукционах по предоставлению (изъятию) ликвидности на срок 1 неделя, является ключевой ставкой Банка России. При этом процентные ставки, по которым банки получают (размещают) средства, определяются по итогам аукциона.

Операции постоянного действия на срок 1 день применяются в целях ограничения колебаний ставок денежного рынка.

В качестве инструмента постоянного действия по изъятию ликвидности выступают депозитные операции, в то время как для предоставления средств используется набор инструментов, разнообразных как по форме операций (обеспеченные кредиты, РЕПО, сделки своп), так и по видам обеспечения (облигации, иностранная валюта, кредитные требования к нефинансовым организациям).

В отличие от основных аукционов, проводимых в определенные дни по решению Банка России, который определяет максимальный объем предоставления (изъятия) средств, операции постоянного действия проводятся по обращению банков, могут быть использованы ими ежедневно, при этом поданные ими заявки удовлетворяются полностью. Объем предоставления (изъятия) средств по данным операциям ограничен только лимитами, связанными с управлением рисками Банка России.

Поскольку Банк России удовлетворяет потребность банковского сектора в привлечении (размещении) средств преимущественно с помощью аукционов, объемы операций постоянного действия на срок 1 день сравнительно невелики.

Как правило, эти инструменты становятся востребованными в случае возникновения у отдельных банков краткосрочных дисбалансов, которые не могут быть устранены посредством совершения операций на межбанковском рынке.

Процентные ставки по операциям постоянного действия по предоставлению и изъятию ликвидности на срок 1 день являются фиксированными и формируют соответственно верхнюю и нижнюю границу коридора процентных ставок Банка России.

Его границы симметричны относительно ключевой ставки и в случае ее изменения автоматически сдвигаются на аналогичную величину.

Ширина процентного коридора задает допустимый диапазон колебаний ставок денежного рынка и в настоящее время составляет 2 процентных пункта.

В отдельные дни, когда спрос банковского сектора на ликвидность существенно отклоняется от ее предложения, Банк России может проводить аукционы «тонкой настройки» на сроки от 1 до 6 дней в целях предотвращения чрезмерных колебаний ставок денежного рынка внутри процентного коридора.

Данные операции проводятся в форме аукционов репо на срок от 1 до 6 дней, аукционов репо и валютный своп по покупке долларов США и евро за рубли на срок от 1 до 2 дней либо депозитных аукционов на срок от 1 до 6 дней.

Каждое утро Банк России обновляет оценку состояния ликвидности банковского сектора и в случае необходимости принимает решение и объявляет о проведении аукциона «тонкой настройки», а также о его сроке и максимальном объеме предоставления (изъятия) средств.

Аукционы валютный своп «тонкой настройки» могут проводиться только в дополнение к аукциону репо «тонкой настройки».

Решение о дополнении аукциона репо «тонкой настройки» сроком от 1 до 2 дней аукционом валютный своп «тонкой настройки» по покупке долларов США и евро за рубли на аналогичный срок принимается с учетом ситуации на денежном рынке, в том числе степени использования кредитными организациями рыночного обеспечения. Минимальная (максимальная) ставка по операциям «тонкой настройки» по предоставлению (изъятию) ликвидности равна ключевой ставке Банка России.

Помимо краткосрочных операций, система инструментов Банка России также включает операции по предоставлению или абсорбированию ликвидности на длительные сроки.

В условиях структурного профицита ликвидности Банк России только абсорбирует средства кредитных организаций на длительные сроки с помощью аукционов по размещению облигаций Банка России (ОБР). Облигации выпускаются на срок 3, 6, 12 месяцев, купонный период установлен равным 3 месяцам.

Купонный доход начисляется за каждый день купонного периода по ключевой ставке, действующей в этот день. Выпуск ОБР позволяет Банку России абсорбировать среднесрочный избыток ликвидности и повысить воздействие основных операций на процентные ставки денежного рынка.

Кроме того, в случае, если у кредитной организации потребность в дополнительной ликвидности возникнет раньше, чем наступит срок погашения облигаций, она имеет возможность продать эти облигации на вторичном рынке или использовать их в качестве обеспечения по операциям на денежном рынке и/или для привлечения рефинансирования у Банка России.

В условиях структурного дефицита Банк России может проводить аукционы по предоставлению кредитов под залог нерыночных активов на срок 3 месяца.

Более подробная информация об отдельных инструментах Банка России, а также об управлении ликвидностью банковского сектора представлена на сайте Банка России в следующих материалах:

Источник: https://cbr.ru/DKP/about_monetary_policy/monetary_policy_framework/

Инструменты денежно-кредитной политики и операции Европейской системы центральных банков

7. Инструменты денежно-кредитной политики и операции Европейской

В Уставе ЕСЦБ (статьи с 17 по 24) определены инструменты денежной политики и операции, осуществление которых позволит системе решить возложенные на нее задачи.

Основные инструменты денежной политики ЕСЦБ: проведение операций на открытом рынке, регулирование дисконтной ставки путем проведения депозитно-ссудных сделок и установление минимальных резервных требований для кредитных институтов.

Основной объект регулирования при проведении этих операций — ликвидность кредитных учреждений, которая непосредственно влияет на спрос и предложение денег в экономике, тем самым существенно воздействуя на темпы инфляции.

Одинаковые для всех стран — участников «зоны евро» условия проведения этих операций дают информацию участникам денежного рынка об основных направлениях денежно-кредитной политики Европейского экономического и валютного союза и обеспечивают ее единство.

К операциям ЕЭВС допускаются кредитные учреждения, отвечающие следующим квалификационным требованиям: устойчивость, эффективное управление, широкие операционные возможности.

В список кредитных институтов, которые должны выполнять минимальные резервные требования, входят более 8 тысяч кредитных организаций еврозоны, причем свыше 4 тысяч из них имеют доступ к депозитно-ссудным операциям, а около 3 тысяч участвуют в операциях по рефинансированию.

Проведение операций на открытом рынке играет важную роль в денежно-кредитной политике ЕСЦБ с целью влияния на величину процентной ставки, управления общей ликвидностью денежного рынка и прогнозирования возможных трудностей в проведении денежной политики.

Для проведения операций на открытом рынке в распоряжении ЕСЦБ находятся четыре финансовых инструмента. Самым важным из них являются операции по рефинансированию, применяемые на основе соответствующих соглашений о перепродаже кредитов или заложенных займов.

ЕСЦБ может также осуществлять эмиссию долговых сертификатов, операции по обмену иностранной валюты и привлечение депозитов на ограниченный срок.

Возможно также проведение операций на основе стандартных тендеров, срочных тендеров или двусторонних процедур. В зависимости от цели, повторяемости и принимаемых шагов, операции на открытом рынке, осуществляемые ЕСЦБ, можно подразделить на четыре основные категории.

1. Главные операции рефинансирования играют центральную роль в регулировании процентных ставок, управлении объемом ликвидности на рынке и разъяснении смысла проводимой ЕЦБ кредитно-денежной политики.

Именно эти операции обеспечивают основную часть рефинансирования частного сектора. Смыслов Д. Куда идет мировая валютная система // МЭиМО. 2009

Отличительные черты главных операций рефинансирования состоят в следующем:

— «работают» лишь в одном направлении, в сторону передачи частному сектору дополнительных ликвидных средств;

— проводятся регулярно, каждую неделю;

— имеют обычно срок погашения, составляющий две недели;

— операции осуществляются децентрализованно, через Национальные центральные банки;

— доступ к ним предоставляется на основе стандартных тендеров;

— все контрагенты, отвечающие общим критериям участия в тендерах, могут представлять заявки на участие в них;

— в качестве залога принимаются активы как первой так и второй категории.

2. Долговременные операции рефинансирования призваны обеспечить требуемый уровень рефинансирования долгосрочных операций. Они не служат средством регулирования процентных ставок и предоставляются на основе текущих рыночных ставок, поэтому обычно проводятся тендеры на основе варьируемых процентных ставок.

Лишь при исключительных обстоятельствах ЕСЦБ может проводить тендеры на основе фиксированных процентных ставок. Используя эти операции, ЕСЦБ не намерен оказывать какое-либо давление на денежный рынок, и будет выступать как обычный получатель ссудного процента.

Объем этих операций ограничен и относительно невелик.

Отметим отличительные черты долговременных операций рефинансирования:

— служат средством предоставления ликвидности;

— проводятся регулярно, каждый месяц;

— имеют обычно срок погашения, составляющий три месяца;

— осуществляются децентрализованно, через Национальные центральные банки;

— проводятся на основе стандартных тендеров;

— все контрагенты, отвечающие общим критериям участия в тендерах, могут подавать заявки на участие в них;

— в качестве залога, в принципе, могут приниматься активы и первой, и второй категорий. Однако с согласия Совета Управляющих ЕЦБ Национальные центральные банки имеют право накладывать определенные ограничения, касающиеся как размера, так и состава залога.

3. Обратные операции «точной настройки» проводятся с использованием инструмента обратных трансакций (путем проведения дополнительных обратных сделок, продажи и покупки активов на условиях простых форвардных сделок), кроме того, ЕСЦБ может принимать вклады и проводить валютные операции «своп».

Цель данных операций — оказать воздействие на положение с ликвидностью на рынке и процентные ставки, в частности, чтобы сгладить влияние неожиданных изменений в объеме ликвидности на рынке на процентные ставки.

Потенциальная важность быстрых действий обусловливает стремление ЕСЦБ сохранить высокую степень гибкости в выборе процедур и конкретных форм данного типа операций.

Обратные операции «точной настройки» имеют следующие особенности:

— могут применяться как для предоставления, так и для изъятия ликвидных средств;

— могут быть как регулярными, так и не регулярными;

— имеют срок погашения априори, который не регламентируется;

— операции, имеющие целью предоставление ликвидности, обычно проводятся на основе быстрых тендеров, хотя при этом не исключена и возможность применения двусторонних процедур;

— операции, имеющие целью поглощение ликвидности, как правило, проводятся через двусторонние процедуры;

— обычно осуществляются децентрализованно, через Национальные центральные банки (при исключительных обстоятельствах Совет Управляющих ЕЦБ может принять решение о проведении двусторонних обменных операций непосредственно ЕЦБ);

— ЕСЦБ может отобрать ограниченное число контрагентов для проведения данного типа операций;

— в качестве залога принимаются активы как первой, так и второй категории.

4. Структурные обратные операции относятся к прерогативе ЕСЦБ и осуществляются путем эмиссии долговых сертификатов, обратных сделок, покупки и продажи активов на условиях простого форварда. Эти операции проводятся на открытом рынке с целью корректировки структурного положения ЕСЦБ в отношении частного сектора. Черковец О. Европейский союз: уроки интеграции. Экономист, №10, 2008.;

Они характеризуются следующими моментами:

— осуществляются с целью предоставления ликвидности;

— проводятся регулярно или не регулярно;

— имеют срок погашения, который априори не регламентируется;

— проводятся на основе стандартных тендеров;

— осуществляются децентрализованно, через Национальные центральные банки;

— все контрагенты, отвечающие общим критериям, могут подавать заявки на участие в данном типе операций;

— в качестве залога принимаются активы как первой, так и второй категории.

При проведении антиинфляционной политики ЕСЦБ опирается и на такой инструмент, как минимальные резервные требования к кредитным учреждениям.

Эти требования выполняют две взаимосвязанные функции: стабилизации процентных ставок денежного рынка и оказания влияния на структуру ликвидности банковской системы.

Механизм минимальных резервных требований оставляет значительные возможности для регулирования ликвидной позиции банков рыночными методами на ежедневной основе, позволяет проводить краткосрочные арбитражные операции и поддерживать необходимый уровень прибыльности.

Это достигается тем, что резервные требования ЕСЦБ к кредитным учреждениям должны быть выполнены исходя из средней за месяц, а не ежедневной позиции. При этом соответствующий месяц начинается с 24-го календарного дня каждого месяца и заканчивается на 23-й день следующего месяца.

Система минимальных резервных требований, функционирующая в странах «зоны евро», опирается на следующие принципы:

Во-первых, резервные требования применяются ко всем кредитным институтам.

Во-вторых, резервное требование к каждому конкретному кредитному институту устанавливается путем применения резервной ставки (в настоящее время — 2%) к обязательствам в формах:

1) депозитов овернайт;

2) депозитов с согласованными сроками погашения или погашаемых при уведомлении со сроком до двух лет;

3) аналогичных в смысле срока погашения долговых ценных бумаг;

4) ценных бумаг денежного рынка.

В-третьих, при установлении суммы резервных требований предусмотрен следующий порядок расчетов.

Если кредитное учреждение не в состоянии представить подтверждение по сумме обязательств в форме долговых ценных бумаг со сроком до двух лет и ценных бумаг денежного рынка, разрешается применять стандартный расчет исходя из 10% от суммы вышеуказанных обязательств.

При исчислении конечного резервного требования каждый кредитный институт может сделать вычет из полученного по закону результата в размере 100 тысяч евро. На хранящиеся на счетах ЕСЦБ обязательные резервы начисляются проценты на уровне средней ставки для основных операций по рефинансированию, — т. е. в соответствии с рыночными условиями.

В-четвертых, кредитный институт вправе обратиться к Национальному центральному банку страны — члена ЕСЦБ, для которой он является резидентом, за разрешением выполнять резервные требования через посредника.

Проведение ЕСЦБ комплексной антиинфляционной политики позволило обеспечить стабильность цен при переходе к единой валюте.

Источник: https://studbooks.net/780391/bankovskoe_delo/instrumenty_denezhno_kreditnoy_politiki_operatsii_evropeyskoy_sistemy_tsentralnyh_bankov

Инструменты денежно-кредитной политики банка России

7. Инструменты денежно-кредитной политики и операции Европейской

Данная статья посвящена обзору системы инструментов денежно-кредитной политики.

Суть денежно-кредитной политики как части экономической политики государства состоит в достижении поставленных конечных целей, которые обычно совпадают с целями экономической политики, посредством применения специфических инструментов и методов, имеющихся в распоряжении Банка России и воздействующих на структуру и количество находящихся в обращении денег, курс рубля по отношению к иностранным валютам, банковскую ликвидность. В соответствии с требованиями растущей экономики меняются сам Банк России, его функции и используемые инструменты.

Под инструментами денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия центрального банка на объекты денежно-кредитной политики. [4; с. 53-54]

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» содержит перечень основных инструментов денежно-кредитной политики Банка России (рисунок 1).

Рисунок 1. Инструменты, применяемые Банком России при проведении денежно-кредитной политики

Процентные ставки по операциям Банка России

Центральный банк РФ использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки. Он может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

Повышая ставки по учетно-ссудным операциям, Банк России уменьшает в коммерческих банков и их клиентов получить кредит, что в свою очередь приводит к сокращению денежной массы и повышает уровень рыночного процента.

Ставки по депозитам Банка России отражают цену привлечения денежных ресурсов кредитных организаций Банком России, который производит операции по привлечению временно свободных денежных средств кредитных организаций в депозиты в целях регулирования ликвидности банковской системы.

Депозитные операции производятся в соответствии с положением Банка России от 9 августа 2013г. №404 – П «О проведении Банком России депозитных операций с кредитными организациями».

В настоящее время Банк России привлекает средства кредитных организаций в валюте Российской Федерации. [5; с.140-150]

Обязательные резервные требования

Обязанность по выполнению обязательных резервов возникает со дня получения лицензии на осуществление банковских операций.

Размер обязательных резервов устанавливается в процентном отношении к обязательствам кредитной организации. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% от обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций.

Резервные требования являются, с одной стороны, механизмом регулирования общей ликвидности банковской системы, с другой стороны, резервные требования могут рассматриваться как «подушка безопасности», которая может быть использована кредитной организацией для погашения своих обязательств в случае ее ликвидации.

Банк России, изменяя нормативы обязательных резервов, воздействует на объем и структуру (в случае если устанавливаются разные значения норматива для различных групп обязательств) привлеченных кредитными организациями ресурсов и тем самым оказывает влияние на их депозитную и кредитную политику.

Так, уменьшая нормы резервирования, Банк России позволяет коммерческим банкам шире использовать привлеченные ресурсы.[2; с.111]

Депонирование обязательных резервов в Банке России осуществляют все кредитные организации в соответствии с положением Банка России от 7 августа 2009г. № 342-П «Об обязательных резервах кредитной организаций». Депонирование осуществляется в валюте Российской Федерации. На денежные средства кредитных организаций, хранящихся в Банке России в виде обязательных резервов, проценты не начисляются.

Операции на открытом рынке – один из самых мощных и гибких инструментов политики Центрального банка РФ.

Покупая у коммерческих банков ценные бумаги, Центральный банк РФ высвобождает их ликвидность и расширяет возможности для кредитования.

При продаже ценных бумаг, наоборот, происходит сокращение свободных резервов банковской системы и уменьшается потенциал для кредитования экономики.

Важной особенностью операций Банка России на открытом рынке является быстрая реакция на краткосрочные тенденции развития рынка ценных бумаг и банковской системы, что обеспечивает стабилизирующее воздействие на состояние денежного обращения и экономики в целом.

Операции на открытом рынке позволяют оперативно регулировать общую массу денег в обращении, влиять на качество портфеля ценных бумаг коммерческих банков, осуществлять временное заимствование денежных средств населения и юридических лиц для государства.

В практике Банка России операции по покупке и продаже ценных бумаг на открытом рынке используются в относительно небольших масштабах в качестве дополнительного инструмента регулирования банковской ликвидности. Основным фактором, снижающим потенциал использования данного инструмента, является относительная узость и низкая ликвидность российского рынка государственных ценных бумаг.[5; с.151-155]

Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций. Банк России, являясь кредитором последней инстанции, организует систему рефинансирования (кредитования) кредитных организаций, в том числе устанавливает порядок и условия рефинансирования.

Банк России осуществляет операции рефинансирования, обеспечивая:

  • регулирование ликвидности банковской системы;
  • право кредитных организаций при недостатке средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств обращаться за получением кредитов в Банк России на определяемых им условиях.

Положение Банка России от 4 августа 2003г. №236-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг», положение Банка России от 12 ноября 2007г.

№312-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами» и положение Банка России от 16 октября 2008г.

№323-П «О предоставлении Банком России российским кредитным организациям кредитов без обеспечения» — нормативные акты, регулирующие порядок рефинансирования.

Регулирование процентных ставок по кредитам, как и ставок по депозитам, относится к политике процентных ставок Банка России по кредитам Банка России. .[1; с.115]

13 сентября 2013г. совет директоров Банка России в рамках перехода к режиму таргетирования инфляции принял решение о реализации комплекса мер по совершенствованию системы инструментов денежно-кредитной политики.

Данные меры включают в себя:

  1. Введение ключевой ставки Банка России путем унификации процентных ставок по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности на аукционной основе на срок 1 неделя;
  2. Формирование коридора процентных ставок Банка России и оптимизацию системы инструментов по регулированию ликвидности банковского сектора;
  3. Изменение роли ставки рефинансирования в системе инструментов Банка России.

До этого основным индикатором политики Банка России в сфере сдерживания инфляции являлась ставка рефинансирования.

Но после того как Банк России объявил ключевой ставкой денежно-кредитной политики процентную ставку по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности на аукционной основе на срок до 7 дней, данная ставка стала использоваться в качестве основного индикатора направленности денежно-кредитной политики. [5; с.156]

С 14 сентября 2012г. по 31 декабря 2015г. ставка рефинансирования составляла 8,25% годовых.

С 1 января 2016г. значение ставки рефинансирования Банка России приравнено к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату и которое составляла 11,00% годовых. С 14 июля 2016г. – 10,50% годовых и с 19 сентября 2016г. ключевая ставка составляет 10,00% годовых. [6]

Под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение в отношении денег.

Осуществление интервенции может преследовать различные цели:

  • удержание курса на заданном уровне (в заданном диапазоне);
  • сглаживание его резких колебаний;
  • обеспечение требуемой динамики курса;
  • пополнение валютных резервов Банка России;
  • поддержание ликвидности банковской системы.

Банк России производит валютные интервенции на биржевом и межбиржевом рынках.

С 10 ноября 2014г. Банк России упразднил действовавший механизм курсовой политики, отменив интервал допустимых значений стоимости бивалютной корзины и регулярные интервенции на границах указанного интервала и за его пределами.

При этом новый подход Банка России к проведению операций на внутреннем рынке не предполагает полного отказа от валютных интервенций, их проведению возможно в случае возникновения угроз для финансовой стабильности.

Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Сейчас Банк России устанавливает ориентиры роста денежной массы на основе денежных агрегатов (М0, М1, М2).

Банк России осуществляет выпуск собственных облигаций (облигаций Банка России — ОБР), размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций на регулярной основе в целях регулирования ликвидности банковского сектора.

Размещение новых выпусков ОБР осуществляется на аукционной основе. Аукционы по размещению соответствующего выпуска ОБР на первичном рынке проводятся на еженедельной основе в течение всего срока размещения выпуска, составляющего, как правило, 1 месяц.

Последний состоявшийся аукцион по размещению ОБР Банк России проводил 1 сентября 2011 г. со сроком выкупа 42 дня по ставке 3,55% годовых. [5; с.156-158]

Банк России предусматривает сохранение структурного дефицита ликвидности банковского сектора в 2016-2018 годах.

При этом в течение рассматриваемого периода ожидается сокращение потребности кредитных организаций в рублевом рефинансировании Банка России, что будет обусловлено главным образом притоком ликвидности в банковский сектор за счет использования средств суверенных фондов в связи с необходимостью финансирования расходов федерального бюджета. При этом увеличение объема наличных денег в обращении на фоне восстановления российской экономики приведет к незначительному оттоку ликвидности из банковского сектора. По прогнозу Банка России, задолженность кредитных организаций по операциям рефинансирования будет в основном зависеть от объема потребности в использовании или накоплении средств Резервного фонда в ближайшие три года. В базовом сценарии задолженность кредитных организаций к 2018 году может составить 1,0 трлн рублей, а в оптимистичном – увеличиться до 5,3 трлн рублей.

Банк России будет по-прежнему управлять ликвидностью банковского сектора с помощью системы инструментов денежно-кредитной политики. В целом процесс ее формирования завершен, и в дальнейшем не предполагается значительных изменений.

По мере постепенной адаптации кредитных организаций к сделанным ранее и указанным выше изменениям в системе инструментов и повышения ими качества управления собственной рублевой ликвидностью ожидается сокращение частоты использования кредитными организациями операций постоянного действия и необходимости проведения Банком России аукционов «тонкой настройки».

В конечном итоге это приведет к снижению уровня волатильности краткосрочных процентных ставок денежного рынка и будет способствовать повышению эффективности трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.

Другим направлением работы Банка России в 2016-2018 годах будет совершенствование технологических аспектов проведения операций. В частности, будет организован доступ к трехсторонним сервисам управления обеспечением по операциям РЕПО с корзиной обеспечения через биржевые и внебиржевые каналы предоставления ликвидности.

Банк России также планирует развивать электронный документооборот с кредитными организациями при проведении операций по предоставлению кредитов, обеспеченных нерыночными активами.

Кроме того, Банк России усовершенствует договорную базу, регламентирующую проведение операций РЕПО на российском финансовом рынке, путем перехода к единому генеральному соглашению Банка России по всем видам операций РЕПО на условиях единого ликвидационного неттинга. [7]

Источник: https://novainfo.ru/article/8049

Политика Европейского Центрального Банка (ЕЦБ)

7. Инструменты денежно-кредитной политики и операции Европейской

В Уставе ЕСЦБ определены инструменты валютной политики и операции, воплощение которых разрешит системе решить возложенные на нее задачи. Ключевые инструменты валютной политики ЕСЦБ: проведение операций на открытом рынке, регулировку дисконтной ставки методом проведения депозитно-ссудных сделок и установление наименьших резервных притязаний для кредитных институтов.

Операции на открытом рынке.

Под операциями на открытом рынке следует сознавать не обыкновенные для всех операции ЦБ на рынке ценных бумаг (в первую очередь муниципальных), а более широкий набор приспособлений денежно-кредитного регулировки, главной чертой которых считается инициатива, идущая от центрального банка.

Главный инструмент рефинансирования.

С его поддержкой ЕЦБ дает кредитным институтам существенные суммы капитала (приблизительно 70 — 80 % совместного размера рефинансирования). Главный инструмент рефинансирования работает методом проведения недельных количественных тендеров (аукционов) на срок 14 дней по зафиксированной ставке процента.

Размер предложения выставляемых на аукцион капитала рынку безызвестен. Малая сумма заявки кредитного института — соучастника аукциона составляет 1 млн евро (сверх данной суммы предложения воспринимаются долями, составляющими более Сто тысячи евро), наибольший размер заказы, а еще их число не ограничиваются.

Долговременный инструмент рефинансирования.

Целью его введения ЕЦБ была подмена раньше применяемых во множистве государств — участниц ЕЭВС специализированных приспособлений кредитования, и для начала переучета векселей, которые были упразднены с начала 1999 г.

Главный чертой этих устройств считался их количественно ограниченный характер, также льготная (немножко ниже рыночной) ставка процента.

Долговременный инструмент рефинансирования срабатывает на ежемесячной основе в аукционной форме, при всем при этом дата проведения операции посвящена 1 неделе периода укрепления обязательных запасов. Срок предоставления кредитов равен трем месяцам.

Операции тонкой  опции и структурные операции.

В различие от главного и долговременного инструментов рефинансирования данные операции, исполняемые ЕЦБ на открытом рынке, имеют 5 отличительных черт:

  • — веская своевременность проведения операций, обусловленная потребностью моментальной инъекции или стерилизации ликвидности валютного рынка евро;
  • — нерегулярный график и нестандартизированная операция проведения операций, зависящие от спонтанных и структурных потрясений ликвидности;
  • — ограниченный круг кредитных институтов-контрагентов, в большинстве случаев, являющихся маркет-мейкерами на явных денежных рынках;
  • — в исключительных вариантах вероятность прямого (в отсутствии посредничества 11 государственных ЦБ ЕСЦБ) участия ЕЦБ в операциях с европейскими кредитными институтами;
  • — непрозрачность отмеченных операций для денежных рынков, потому что информация про их проведении и итогах считается как правило замкнутой.

Обязательные запасы.

Вопрос о потребности подключения обязательных резервных притязаний в состав инструментов денежно-кредитной политики ЕЦБ исконно вызвал достаточно бурную дискуссию меж адептами ЦБ государств — участниц ЕЭВС.

Как знаменито, основная масса ЦБ экономически развитых государств склоняется раз не к абсолютной отмене, то, как минимум, к минимизации роли устройств обязательных запасов, доказывая это сильно административным, налоговым нравом этого инструмента, значительно повышающим потери кредитных институтов.

Многократно действующие механизмы.

Под многократно действующими механизмами следует сознавать совокупность кратковременных операций ЕЦБ по предоставлению или изъятию ликвидности на валютном рынке евро, проводимых только лишь по инициативе кредитных институтов.

Ставка процента по многократно работающим кредитным механизмам характеризует верхнюю границу ставок рынка однодневных межбанковских кредитов евро и имеет штрафной характер. Тогда как внутридневной кредит (овердрафт) предоставляется государственными центральными банками ЕСЦБ кредитным институтам безвозмездно.

Денежно-кредитная политика Европейского ЦБ во время масштабного мирового кризиса

1-ый период: адаптация операционного приспособления к кризисной ситуации. 1 реакцией банковской системы еврозоны на августовские действия 2007 г.

стало снижение кредитной активности и, как последствие, подъем рыночных процентных ставок и повышение спреда между ставками по обеспеченным и необеспеченным кредитам.

Ответные воздействия ЕЦБ выразились в адаптации операционного приспособления к кризисной ситуации и предоставлении вспомогательного размера ликвидности имея цель стабилизации короткосрочных ставок межбанковского рынка и их сближения с официальной ставкой.

С учетом особенности обязательных запасов, одной из первых антикризисных мер ЕЦБ стало изменение расклада к распределению ликвидности при помощи ключевых операций рефинансирования. Данная мера разрешила сгладить лишние потрясения рыночных процентных ставок и ужать спред между ими и малой ставкой привлечения (MBR) на кредитных аукционах центрального банка.

Иной весомой мерой стало проведение добавочных долговременных операций по рефинансированию со сроком закрытия 3, а после этого и 6 месяцев.

В следствии доля долговременных операций в целом объеме операций рефинансирования повысилась практически вдвое.

В соответствии с этим, центральный срок закрытия по операциям рефинансирования значимо возрос, что разрешило ослабить напряженность на валютном рынке.

2-ой период: переход к специфическим методам регулировки. Новейший виток напряженности на экономических рынках мотивировался банкротством Lehman Brothers.

Провал кого-то из ведущих крупных экономических институтов явился предлогом для серьезнейшего упадка доверия в финансовом секторе.

Ослабление мировой торговли, падение потребительской убежденности и неразбериха сравнительно стойкости экономических институтов стали характеризующими факторами финансового развития. Как можно быстрее кардинальным образом поменялись возможности экономики.

Европейский ЦБ откликнулся на сложившуюся ситуацию агрессивным снижением основных процентных ставок, трансформацией механизма управления ликвидностью и переходом к политике кредитного смягчения.

Очередным ощутимым эффектом майского заседания стало получение Европейским инвестиционным банком статуса контрагента в операциях рефинансирования, проводимых Евросистемой. Данная мера была ориентирована на то, дабы обеспечить Европейскому инвестиционному банку вероятность роста размеров кредитования настоящего сектора.

3 период: поиск стратегий выхода из программ стимулирования. С учетом экстраординарного масштаба принятых антикризисных мер и формирования значительного навеса ликвидности в экономике основных государств в середине 2009 г. принципиальное значение получили вопросы, связанные с исследованием стратегии выхода из программ стимулирования.

В отношении денежно-кредитной политики в послекризисный период встает 2 основных вопроса: окажется ли набор инструментов достаточным чтобы обеспечить эффективное изъятие лишней ликвидности из экономики, и получится ли центральным банкам правильно квалифицировать эпизод выхода из программ стимулирования. Выбор времени осложняется разнонаправленным движением финансовых индикаторов: в перспективе выходы в свет показателей оживления финансовой активности сохраняются высочайшая безработица и невысокая кредитная активность.и низкая кредитная активность.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/7636-politika-evropeyskogo-centralnogo-banka-ecb

Studio-pravo
Добавить комментарий