7.5. Права, обязанности и юридическая ответственность проверяемого

Права, обязанности и юридическая ответственность проверяемого экономического субъекта

7.5. Права, обязанности и юридическая ответственность проверяемого

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                             

ГЛАВА 1. ИНСТРУМЕНТЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА АУДИТА

Внешние и внутренние проверки качества аудита

Структура управления аудиторской организации  

Внутрифирменная система контроля качества работы                             

ГЛАВА 2. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АУДИТОРОВ И АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 

2.1. Права и обязанности аудиторских организаций

2.2. Ответственность аудиторов и аудиторских организаций

2.3. Страхование профессиональной ответственности аудитора

2.4.Права, обязанности и юридическая ответственность проверяемого экономического субъекта

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В России аудит – новое направление контроля за хозяйственной деятельностью организаций.

Развитие рыночных отношений обусловило необходимость принятия большого количества новых нормативных документов, регламентирующих правовые вопросы деятельности предприятий (организаций), организации и постановки бухгалтерского учета и отчетности, налогообложения, порядка формирования себестоимости продукции (работ, услуг).

В принятые нормативные документы часто вносятся различные изменения и дополнения (особенно в части ведения бухгалтерского учета и налогообложения), которые в силу различных обстоятельств не всегда в полной мере доводятся до налогоплательщиков.

В связи с этим возникла необходимость создания новой формы негосударственного контроля за деятельностью предприятий, который бы включал в себя консультирование по вопросам организации и ведения бухгалтерского учета, правильности исчисления налогов, правовой помощи и другие виды услуг, оказываемых с целью улучшения бухгалтерского учета и отчетности на предприятиях, повышения эффективности их коммерческой деятельности.

Понятие аудита намного шире, чем понятие ревизии или других форм контроля, так как включает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предложений по улучшению хозяйственной деятельности предприятий с целью рационализации расходов и оптимизации налогов на законной основе.

Каждый аудитор должен по отношению к экономическому субъекту проявлять честность, объективность и независимость. Только соблюдая эти этнические нормы и безукоризненную требовательность к себе, добросовестность к работе можно качественно провести любую аудиторскую проверку, результаты которой положительно скажутся на деятельность заказчика и принесут удовлетворение аудитору.

К сожалению, не все аудиторы выполняют эти требования, а в отдельных случаях проявляют небрежность в работе, показывают слабые знания действующих нормативных документов по проверяемым вопросам.

Последующие проверки, проводимые налоговыми инспекциями и другими контролирующими органами на предприятиях, выявляют порой серьезные нарушения в учете хозяйственных операций, которые в свою очередь впоследствии приводят к существенному изменению показателей бухгалтерской отчетности, уже подтвержденных аудитором.

Поэтому целью работы является рассмотрение системы контроля качества аудиторской деятельности в Российской Федерации и выявление негативных факторов, влияющих на качество аудита.

 Задачи работы состоят из определения:

— инструментов контроля качества аудита;

— прав и обязанностей аудиторских организаций;

— прав и обязанностей проверяемого экономического субъекта;

— страхования профессиональной ответственности аудитора.

ГЛАВА 1. ИНСТРУМЕНТЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА АУДИТА

1.1. Внешние и внутренние проверки качества аудита                                  

Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»  от 07.08.2001 №119-ФЗ предусмотрены три уровня контроля качества аудита, два из которых являются внешними, а третий – внутренним.

Внешние проверки контроля качества аудита могут выполняться:

— Уполномоченным федеральным органом по государственному регулированию аудиторской деятельности, основными функциями которого являются:

1. Организация и планирование:

1.1. Издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;

1.2.Организация разработки и предоставление на утверждение Правительству Российской Федерации федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

1.3.Организация в установленном законодательством Российской Федерации порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации;

1.4.Лицензирование аудиторской деятельности;

1.5.Аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

2. Надзор и контроль:

2.1.Организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;

2.2.Контроль за соблюдением аудиторскими организациями и  индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

3. Учет и отчетность:

3.1.Ведение государственных реестров в соответствии с положением о ведении реестров, утверждаемым Уполномоченным федеральным органом аттестованных аудиторов, аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений, учебно-методических центров;

3.2.Предоставление информации, содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам;

3.3.Определение объема и разработка порядка предоставления Уполномоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

-Аккредитованными профессиональными аудиторскими объединениями, если право таких проверок делегировано им Уполномоченным федеральным органом по регулированию аудиторской деятельности. К правам относятся:

1. Общие:

1.1.Обращаться в Совет по аудиторской деятельности с предложениями по регулированию аудиторской деятельности;

1.2.Содействовать развитию профессии аудитора и повышению эффективности аудиторской деятельности в Российской Федерации;

1.3.Защищать профессиональные интересы аудиторов в органах государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, судах и правоохранительных органах.

2. По предоставлению своих интересов:

2.1.Участвовать через своих представителей в работе Совета по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации;

2.2.Предоставлять интересы аудиторов в международных профессиональных организациях аудиторов.

3. При проведении аттестации:

3.1.Участвовать в аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, проводимой Уполномоченным федеральным органом;

3.2.Разрабатывать учебные программы и планы в соответствии с квалификационными требованиями Уполномоченного федерального органа;

3.3.Осуществлять профессиональную подготовку аудиторов;

3.4.Ходатайствовать перед Уполномоченным федеральным органом о выдаче претендентам квалификационных аттестатов аудитора;

3.5.Ходатайствовать перед Уполномоченным федеральным органом о приостановлении действия и аннулирования квалификационного аттестата аудитора в отношении своих членов.

4. При лицензировании:

4.1. Ходатайствовать перед Уполномоченным федеральным органом о выдаче лицензии в отношении своих членов;

4.2. Ходатайствовать перед Уполномоченным федеральным органом о приостановлении действия и аннулирования лицензии в отношении своих членов.

5. При осуществлении контроля:

5.1.Самостоятельно проводить проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов, являющихся их членами;

5.2.По поручению Уполномоченного федерального органа проводить проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов, являющихся их членами;

5.3.По итогам проведенных проверок применять меры воздействия к виновным лицам;

5.4.Обращаться в Уполномоченный федеральный орган с мотивированным ходатайством о наложении взыскания на виновных лиц.

6. По предоставлению информации:

6.1.Разрабатывать и издавать литературу и периодические издания по аудиту и сопутствующим ему услугам.

Однако аккредитованные профессиональные аудиторские объединения могут проводить проверки только в отношении членов своих объединений.

Система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций внешними проверяющими устанавливается Уполномоченным федеральным органом.

Согласно статье 14 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» «Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов» аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимых ими аудиторских проверок.

Требования, предъявляемые к указанным правилам, регламентируются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Уклонение от проведения внешней проверки качества работы или непредставление проверяющим всей необходимой для проверки документации или иной требуемой информации может служить основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организацией или индивидуальным аудитором.

В случае выявления в ходе внешней проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов фактов систематического нарушения аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами требований нормативных правовых актов иди федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности проверяющие обязаны сообщить о таких фактах в Уполномоченный федеральный орган.

Виновные в таких нарушениях лица могут быть привлечены к ответственности, установленной настоящим Федеральным законом, вплоть до аннулирования  у них квалификационного аттестата аудитора, а также аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

Внешний и внутренний уровни контроля качества аудита обеспечивается контролем за уровнем профессионализма аудиторов.

Предварительный внешний контроль качества аудита осуществляется путем сдачи претендентами квалификационных экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью.

Текущий и последующий внешний контроль качества аудита осуществляется путем организации постоянного надзора за деятельностью аудиторов и аудиторских организаций.

Требования к организации и функционированию внутренней системы контроля качества аудита, которая должна существовать в аудиторских организациях и у аудиторов-предпринимателей, для того чтобы работа их соответствовала стандартам аудиторской деятельности.

Внутрифирменный контроль качества обеспечивается:

— порядком распределения обязанностей сотрудников аудиторской организации в ходе осуществления аудита;

— установлением требований, предъявляемых к внутрифирменной системе контроля качества аудита;

—  установлением порядка контроля качества работы в ходе проведения аудита.

1.2.Структура управления аудиторской организации  

Руководителем аудиторской организации является сотрудник, входящий в состав администрации и (или) собственников аудиторской организации, имеющий право подписи аудиторских заключений от имени этой организации. Руководитель аудиторской организации выполняет следующие обязанности:

— ведет переговоры с руководителем экономического субъекта;

— назначает руководителя аудиторской проверки и комплектует бригаду специалистов, направляемую на аудит экономического субъекта;

— выражает мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности проверенного экономического субъекта, отраженное в аудиторском заключении.

Руководитель аудиторской организации должен быть осведомлен о всех существенных причинах, определивших содержание выданной этой организации аудиторского заключения. Руководителем аудиторской организации может быть, как правило, лицо, аттестованное на право осуществления аудиторской деятельности по одной из аудиторских специализаций.

На руководителя аудиторской проверки возложена обязанность руководить персоналом, занятым в аудиторской проверке конкретного экономического субъекта. Руководитель проверки назначается руководителем аудиторской организации и подотчетен ему.

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_81/prava-obyazannosti-i-juridicheskaya-otvetstvennost/342135.2501239.page1.html

Тема 1.4 Права , обязанности и ответственность аудитора

7.5. Права, обязанности и юридическая ответственность проверяемого

 1.  Права, обязанности и ответственность аудитора.

 2.  Этические нормы аудиторской деятельности.

 3. Аттестация аудиторских кадров и лицензирование аудиторской деятельности.

1. При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе:

1. самостоятельно определять формы и методы проведения аудита,

2. проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие имущества, учтенного в этой документации,

3. получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам,

4. отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в аудиторском заключении в случаях:

а) непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации,

б) выявлении в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих, либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица,

При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:

1. осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством РФ .                                                   

2. предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства РФ, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах РФ, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора.

3. в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу или лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг.

4. обеспечить сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица или лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

 Ответственность аудиторских организаций возникает при нарушении принятых на себя по договору об аудите обязательств.                                           

Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности).Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

За  неквалифицированное проведение аудиторской проверки, приведшей к  убыткам для государства или для экономического субъекта, с аудиторской организации могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску, предъявляемому органом, выдавшим лицензию: понесенные убытки в полном объеме, расходы на проведение перепроверки, штраф в сумме от 100- до 500 – кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда.

За нарушение этических норм аудиторской деятельности могут быть аннулированы лицензии на осуществление  аудиторской деятельности

Осуществление юридическим лицом аудиторской деятельности без лицензии влечет взыскание с указанных лиц на основании решения суда по искам, предъявляемым прокурором, органами федерального казначейства, органами федеральной налоговой службы штрафа от500 – до 1000 – кратного размера минимальной оплаты труда.

Аудиторы несут уголовную, административную и гражданско – правовую ответственность за нарушение законодательства РФ об аудите.

2. Одной из важнейших задач становления аудиторской профессии в нашей стране является разработка этических норм для аудиторской деятельности. Такие нормы, сложившиеся в аудиторской практике на протяжении многих лет, закреплены в этических кодексах аудита.

Нарушение этических норм влечет за собой осуждение со стороны коллег, а также со стороны специально созданных судов при аудиторских палатах. В некоторых случаях к провинившимся могут быть применены меры наказания, как денежный штраф и отстранение от работы временно или навсегда.

                                      

Если сравнивать профессию аудитора с профессией врача, то объектом благотворного воздействия аудитора является предприятие, а врача – человек.

Аудитор доброжелательно знакомится с положением дел у клиента, выявляет пробелы и уязвимые места в финансовой деятельности, в организации учета и дает рекомендации, как улучшить учет и устранить недостатки и ошибки. Главное правило аудитора – не нанести клиенту вреда.

  Одной из этических норм является соблюдение общепринятых моральных норм и принципов в своих поступках и решениях, жить и работать по совести, правдивость и честность, самостоятельность и объективность в суждениях и выводах, непримиримость к несправедливости, нарушениям моральных и нравственных, а также  правовых норм во всех их проявлениях.

Аудиторы должны внимательно и серьезно относиться к своим                                   

обязанностям, соблюдать аудиторские правила ( стандарты).

 Этическими нормами аудита предусмотрены независимость суждений и заключений аудиторов, объективность и честность их выводов.

Независимость аудитора обеспечивается тем, что он не находится на государственной службе, не является штатным сотрудником неаудиторских организаций и потому должен выполнять свои обязанности.

Аудиторы не должны быть материально заинтересованы в деятельности проверяемого предприятия, т.е. ни они сами, ни их близкие родственники не могут быть собственниками, пайщиками или акционерами проверяемых предприятий.

Для достижения профессиональных целей аудитор обязан соблюдать следующие фундаментальные принципы:

— Честность. При предоставлении профессиональных услуг аудитор должен действовать открыто и честно.

— Независимость. При предоставлении профессиональных услуг аудитор должен  быть не зависимым от аудируемых лиц и от третьих лиц.

— Объективность. Аудитор должен быть справедливым, на его объективность не должны влиять ни предубеждения, ни пристрастия, ни конфликт интересов, ни другие лица, ни иные факторы.

— Профессиональная компетентность и должная тщательность. Аудитор предоставляет профессиональные услуги с должной тщательностью, компетентностью и старанием.

В его обязанности входит постоянное поддержание профессиональных знаний и навыков на высоком уровне с тем, чтобы аудируемые организации могли пользоваться преимуществами компетентных профессиональных услуг, основанных на новейших разработках в области практики, законодательства.

— Конфиденциальность. Аудитор должен соблюдать конфиденциальность информации, полученной в процессе предоставления профессиональных услуг, и не должен использовать или раскрывать такую информацию без согласия собственника экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

— Профессиональное поведение. Аудитор должен действовать таким образом, чтобы это соответствовало хорошей репутации профессии, и должен воздерживаться от какого-либо поведения, которое бы могло её дискредитировать.

3. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности – это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена.

Лицам, успешно сдавшим экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора без ограничения срока его действия.

Обязательными требованиями к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора являются: наличие документа о высшем экономическом или юридическом образовании, наличие стажа                                               

работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет. Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого года проходить обучение по программам повышения квалификации.

 Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы без лицензии на осуществление аудиторской деятельности не имеют право заниматься аудиторской деятельностью в РФ.

Лицензирование аудиторской деятельности, в том числе порядок выдачи, приостановления и аннулирования лицензии, осуществляется в соответствии с законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности.

Датой получения лицензии считается дата принятия решения о выдаче лицензии Министерством финансов РФ.

 Для получения впервые лицензии на право заниматься аудиторской деятельностью в РФ установлены следующие требования:

1)аудиторская организация не может иметь форму открытого акционерного общества.

2) уставный капитал, заявленный в учредительных документах, должен составлять не менее 100-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законом.

3) в уставном капитале аудиторской организации доля, принадлежащая аттестованным аудиторам и получившим лицензии аудиторским организациям, должна составлять не менее 51%.

4) в штате аудиторской организации должно состоять не менее двух аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора.

  Выдача лицензии индивидуальному предпринимателю, получающему её впервые, осуществляется при наличии у него квалификационного аттестата аудитора.

  Лицензии выдаются отдельно на осуществление следующих видов аудиторской деятельности: аудит страховых организаций и обществ,  аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов,  общий аудит.

  Лицензии выдаются по заявлению соискателя лицензии на три, два или один год. По истечении срока действия лицензии по заявлению соискателя лицензии может быть выдана новая лицензия.

Для получения лицензии представляются в лицензирующий орган следующие документы:

1) заявление с указанием вида деятельности, места нахождения организации, наименование банка и номера расчетного счета в банке.

2)копии учредительных документов, свидетельства о государственной регистрации заверенные нотариально.

3) справка о постановке на  учет в налоговом органе.

4) документ , подтверждающий внесение платы за рассмотрение заявления.

5)сведения о руководителях аудиторской организации, их заместителях и работающих аттестованных аудиторах.

Тесты для контроля знаний по разделу 1 «Основы аудита»

1. Дайте понятие об аудите и аудиторской деятельности.

2. Назовите другие виды аудиторских услуг.

3. Дайте понятие аудиторским правилам ( стандартам).

4. Назовите требования для получения впервые лицензии на право заниматься аудиторской деятельностью в РФ для аудиторской организации.

5. Какова цель аудита?

6. Дайте понятие аудиту по заданию государственных органов.

7. Дайте понятие «аудиторская организация» и ее правового статуса.

8. Дайте понятие этической норме аудитора — «объективность».

9. С чем связано появление аудиторской службы?

10.Дайте понятие внешнему аудиту.

11.Дайте понятие «аудитор» и его правовой статус.

12.Назовите документы, которые необходимо представить аудиторской организации для получения лицензии.

13. История развития аудита в Англии.

14. Дайте понятие обязательному аудиту.

15. Назовите права аудиторов.

16. Каков порядок аттестации на право осуществления аудиторской                      деятельности?

17.  История развития аудита во Франции.

18. Дайте понятие внутреннему аудиту.

19.  Назовите функции Министерства Финансов РФ по аудиторской деятельности.

20.  Дайте понятие этической норме аудитора — «конфиденциальность».

21.  История развития аудита в России.

22.  Значение аудита в условиях рыночной экономики.

23.  Назовите обязанности аудиторов.

24.  Дайте понятие этической норме аудитора — «независимость».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/20_7278_tema--prava--obyazannosti-i-otvetstvennost-auditora.html

2. Права, обязанности и ответственность проверяющих

7.5. Права, обязанности и юридическая ответственность проверяемого

Общиетребования по правам и обязанностямсторон проверки определены Положениемо порядке организации и проведенияпроверок, утвержденного Указом № 510 .

Контролирующие(надзорные) органы и проверяющие впределах своей компетенции вправе:

• припредъявлении служебных удостоверенийи предписания на проведение проверкисвободно входить в служебные,производственные и иные помещения(объекты), территории проверяемогосубъекта для проведения проверки;

• припроведении проверки проверять упредставителей проверяемого субъектадокументы, удостоверяющие личность, и(или) документы, подтверждающие полномочия,а также в случаях и порядке, установленныхзаконодательными актами, производитьличный досмотр (обыск) и досмотрнаходящихся при них вещей, документов,ценностей и транспортных средств;

• врамках вопросов, подлежащих проверке,требовать и получать от проверяемогосубъекта, участников контрольногообмера необходимые для проверки документы(их копии), в том числе в электронномвиде, иную информацию, касающуюся егодеятельности и имущества. Если такиедокументы (их копии) в соответствии сзаконодательством не должны находитьсяв месте проверки, проверяющий обязанустановить разумный срок (не менее 2рабочих дней) для представления документов(их копий);

• истребоватьпосредством направления письменныхзапросов от контрагентов проверяемогосубъекта копии документов и инуюинформацию по операциям и расчетам,проводимым с проверяемым субъектом илис третьими лицами, имеющими отношениек проверяемым финансово-хозяйственнымоперациям, а при необходимости — проводитьвстречныепроверки;

• истребоватьв пределах своей компетенции набезвозмездной основе у государственныхорганов, иных организаций и физическихлиц, обладающих информацией и (или)документами, имеющими отношение кдеятельности и (или) имуществу проверяемогосубъекта, необходимую для проверкиинформацию и (или) документы;

• привлекатьэкспертов, специалистов;

• получатьдоступ в пределах своей компетенции кбазам и банкам данных проверяемогосубъекта с учетом требованийзаконодательства об информации и защитеинформации;

• вызыватьв контролирующий (надзорный) органпредставителей проверяемого субъекта,участников контрольного обмера, а такжедругих лиц, имеющих документы и (или)информацию о деятельности проверяемогосубъекта;

• припроведении проверки использоватьтехнические средства, в том числеаппаратуру, осуществляющую звуко- ивидеозапись, кино- и фотосъемку,ксерокопирование, устройства длясканирования документов, идентификаторыскрытых изображений, для контроля(надзора) за соблюдением законодательства,сбора и фиксации доказательств,подтверждающих факты правонарушений;

• изыматьу проверяемого субъекта подлинникидокументов (иные носители информации),имеющих отношение к выявленным нарушениям,а также для проведения экспертизы(исследования) документов, иных носителейинформации в целях установления ихподлинности на срок, не превышающийсрок проведения проверки (кроме случаевпередачи подлинников документов (иныхносителей информации) в органы уголовногопреследования и суды или использованияих в качестве источников доказательствпо делу об административном правонарушении)либо требовать представления выписокиз них или копий;

• проводитьв порядке, определяемом Советом МинистровРеспублики Беларусь, контрольные закупкитоварно-материальных ценностей иконтрольные оформления заказов навыполнение работ, оказание услуг;

• изыматьв случаях и порядке, установленныхзаконодательством, на срок, не превышающийсрок проведения проверки, для направленияна техническое освидетельствованиекассовое оборудование;

• вслучаях и порядке, установленныхзаконодательством, при про-ведениипроверки на срок, не превышающий срокее проведения, направлять с изъятиемили без изъятия игровые автоматы натехническое освидетельствование;

• требоватьписьменные и устные объяснения отпредставителей проверяемого субъекта,иных лиц по вопросам, возникающим в ходепроведения проверки;

• вслучаях, предусмотренных законодательнымиактами, получать в банках, небанковскихкредитно-финансовых организациях (далее- банки) сведения о счетах и вкладах(депозитах) проверяемого субъекта, втом числе о наличии счета в банке, инуюинформацию, составляющую банковскуютайну, необходимую для проведенияпроверки;

• вслучаях предусмотренных актамизаконодательства, знакомиться втерриториальных органах государственногоказначейства Министерства финансов сподлинными документами и счетами, в томчисле валютными, получать сведения,справки и копии документов, связанныхс операциями проверяемых субъектов, подругим вопросам, возникающим в ходепроверки;

• проводитьпроверки фактического наличия документови (или) Имущества в кассах, помещениях,иных местах их хранения, контрольныеобмеры, контрольные запуски в производствосырья и материалов, требовать отпредставителей проверяемого субъектапроведения инвентаризации, а такжепроверять ее результаты;

• осуществлятьиные полномочия, предусмотренныезаконодательными актами.

Проверяющийне имеет права участвовать в проверкеесли:

-является учредителем (акционером,участником, членом) либо работникомпроверяемого субъекта;

-является близким родственникомпроверяемого субъекта — физическоголица, в том числе индивидуальногопредпринимателя, учредителя (участника,собственника имущества, члена) илируководителя проверяемого субъекта,лица, осуществляющего руководствобухгалтерским учетом проверяемогосубъекта (при проверках по вопросам,связанным с осуществлением проверяемымсубъектом финансово-хозяйственныхопераций), или другого должностноголица, чья деятельность будет проверяться,либо является лицом, находящимся суказанными лицами в отношениях свойстваили состоящим с одним из них в браке;

-являлся работником проверяемого субъектав течение срока менее трех лет до дняначала проверки;

-имеются другие обстоятельства, которыемогут вызвать прямую или косвеннуюзаинтересованность в результатахпроверки.

Контролирующие(надзорные) органы и проверяющие обязаны:

-проводить проверку в соответствии спредписанием на ее проведение изаконодательством;

-предъявить проверяемому субъектуслужебное удостоверение и предписаниена проведение проверки;

-внести определенные законодательствомсведения о проведении проверки в книгуучета проверок (при их представлении);

-проводить проверки в рабочее времяпроверяемых субъектов; требовать упроверяемых субъектов только те сведенияи документы, которые относятся к вопросам,подлежащим проверке;

производитьотбор образцов (проб) в количестве (понормам), установленном (установленным)Советом Министров Республики Беларусьи (или) нормативными правовыми актамиГосударственного комитета постандартизации, Министерстваздравоохранения;

-соблюдать законодательство, права изаконные интересы проверяемых субъектов;

-при проведении проверки соблюдатьслужебную этику;

-ознакомить представителей проверяемогосубъекта с результатами проверки;

-заблаговременно путем направленияуведомления, содержащего указаниенацели, время вызова, адрес, по которомуследует явиться, вы­зывать вконтролирующий (надзорный) органпредставителей прове­ряемого субъекта,иных лиц. Уведомление вручается лицупод роспись либо другим способом,обеспечивающим его надлежащее извещение;

-требовать от представителей проверяемогосубъекта, участников контрольногообмера устранения выявленных нарушенийзаконода­тельства и контролироватьисполнение этих требований;

-соблюдать охраняемую законодательнымиактами тайну;

-принимать необходимые меры по пресечениюи предупреждению фактов нарушениязаконодательства, привлечению кответственности лиц, действия (бездействие)которых повлекли нарушения законода­тельства;

-принимать необходимые меры по возмещениювреда, причиненно­го государству,иным лицам;

-передавать, материа­лы проверок ворганы уголовного преследования и суды;

-вносить предложения о применении мердисциплинарного взыска­ния к лицам,действия (бездействие) которых повлеклинарушения;

-осуществлять иные полномочия,предусмотренные законодатель­нымиактами.

Проверяющийнесет ответственность за достоверностьфактов и сведений о выявленных нарушениях,а также установленных сумм вреда.

Налоговыеи таможенные органы несутответственность заубыт­ки, причиненные плательщикам(иным обязанным лицам) вследствие своихнезаконных решений, неправомерныхдействий (бездействия), а равно незаконныхрешений, неправомерных действий(бездействия) своих должностных лиц приисполнении ими служебных обязанно­стей.

Причиненные убытки возмещаются впорядке, предусмотренном законодательством.За незаконные решения, неправомерныедействия (бездействие) должностные лицаналоговых и таможенных органов несутдисциплинарную, административную,уголовную и (или) иную Ответственностьв соответствии с законодательством(ст. 84 Налогово­го кодекса).

Источник: https://studfile.net/preview/5906066/page:7/

Права, обязанности и юридическая ответственность проверяемых экономических субъектов

7.5. Права, обязанности и юридическая ответственность проверяемого

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

При проведении аудиторской проверке аудируемое лицо имеет право:

1)получать от аудитора информацию о нормативных актах, на которых основываются выводы аудитора; 2)получить от аудитора аудиторское заключение в срок, установленный договором;

3)иные права установленные договором.

При проведении аудиторской проверке аудируемые лица обязаны:

1)заключать договоры на проведение обязательного аудита в сроки, установленные законодат-вом(аудитор д. приступать к проверке, когда подписана бух. отч-ть. Нормативно дата не установлена);

2)создавать аудитору условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверке; 3)осуществлять содействие в проведении своевременной и полной проверки;

4)предоставлять информацию и документацию, необходимую для проверки;

5)давать исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной формах;

6)запрашивать необходимые для проверки сведения у 3х лиц;

7)не предпринимать каких бы то ни было действий в целях определения круга вопросов, подлежащих проверке;

8)оперативно устранять выявленные аудиторами нарушения правил ведения бух.учёта и составления отч-ти;

9)своевременно оплачивать услуги аудиторов в соответствии с договором, в том числе в случаях, когда выводы аудиторского заключения не согласуются с позицией работников, клиента, а так же в случае неполного выполнения аудиторами работы по независящим от них причинам.

Уклонение организации или индивидуального предпринимателя, подлежащих обязательному аудиту, от его проведения или препятствование его проведению, влекут взысканию штраф с организации и индивидуального предпринимателя в размере от 500 до 1000 МРОТ, установленного ФЗ-ом.

В случае обнаружения неквалифицир-го проведения аудиторской проверки, приведший к убыткам, обратиться в орган, выдавший лицензию, для предъявления претензий к аудитору или АФ. На основании решения суда или арбитражного суда по иску, предьявленному органом, выдавшему лиц-зию АФ м/б взысказаны в пользу экон субъекта:

1) понесенные уб-ки в полн объеме

2) расходы на провед-е перепроверки.

Кр того, с а-ра (АФ) взыскив-ся штраф, зачисл-мый в д-д республик-го бю-та в сумме 100 МРОТ (с а-ра, осущ-го свою дея-ть сам-но), 100 – 500 МРОТ (с АФ).

7. Аудиторское заключение(АЗ) – результат аудиторской проверки. Порядок составления.

АЗ явл-ся официальным док-ом, предназначенным для пользователей фин-ой(бух) отч-ти аудируемых лиц,.

Под достоверностью понимается – степень точности данных фин-ой отч-ти, которая позволяет пользователям этой отч-ти делать правельные выводы о результатах хоз-ой деят-ти, фин-вом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Применяются следующие виды АЗ: 1) безоговорочно положительное мнение д.б.

выражено тогда, когда аудитор приходит к заключению о том, что фин-вая отч-ть даёт достоверное представление о фин-вом положении и результатах фин-во – хоз-ой деят-ти аудируемого лица в соответствии с установленными принципами и методами ведения бухучёта и подготовки фин-ой отч-ти в РФ. 2) мнение с оговоркой д.б.

выражено в том случае, если аудитор приходит к выводу о том, что невозможно выразить безоговорочно положительное мнение, но влияние разногласий с руководством или ограничения объёма аудита не настолько существенно глубоко, чтобы выразить отрицательное мнение или отказаться от выражения мнения.

3) отказ от выражения мнения имеет место в тех случаях, когда ограничение объёма аудита настолько существенно и глубоко, что аудитор не может получить достаточные доказательства и, следовательно, не в состоянии выразить мнение о достоверности фин-ой отч-ти.

4) отрицательное мнение следует выражать только тогда, когда влияние к-либо разногласия с руководством настолько существенно для фин-ой отч-ти, что аудитор приходит к выводу, что внесение оговорки в аудиторское заключение не является адекватным для того, чтобы раскрыть вводящий в заблуждение или не полный характер фин-ой отч-ти.

АЗ считается модифицированным, если возникли: — факторы, не влияющие на аудиторское мнение, но описываемые в аудиторском заключении с целью привлечения внимания пользователей к к-либо ситуации, сложившейся у аудируемого лица и раскрытой в фин-ой отч-ти; — факторы, влияющие на аудиторское мнение, которые могут привести к мнению с оговоркой, отказу от выражения мнения или отрицательному мнению. Аудитор может оказаться не в состоянии выразит безоговорочно положительное мнение, если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств и в соответствии с суждением аудитора данное обстоятельство оказывает или может оказать существенное влияние на достоверность фин-ой отч-ти: 1)имеется ограничение объёма работы аудитора ( эти обстоятельства могут привести к выражению мнения с оговоркой или к отказу от выражения мнения). 2)имеется разногласия с руководством относительно: — допустимости выбранной учётной политики; — метода её применения; — адекватности раскрытия информации в фин-ой отч-ти (эти обстоятельства могут привести к выражению мнения с оговоркой или к отрицательному мнению).

АЗ включает в себя: 1) наименование; 2) адресата; 3) следующие сведения об аудиторе: организационно – правовая форма и наименование, для индивидуального аудитора – фамилия, имя, отчество и указание на осуществление им своей деятельности без образования юр.

лица; место нахождения; номер и дата свидетельства о гос-ой регистрации; номер, дата предоставления лицензии на осуществление аудиторской деят-ти и наименование органа, предоставившего лицензию, а так же срок действия лицензии; членство в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении; 4) следующие сведения об аудируемом лице: организационно – правовая форма и наименование; место нахождения; номер и дата свидетельства о гос-ой регистрации; сведения о лицензиях на осуществляемые виды деят-ти; 5) вводную часть; 6) часть, описывающую объём аудита; 7) часть, содержащую мнение аудитора; 8) дату АЗ; 9) подпись аудитора.

Необходимо соблюдать единство формы и содержания АЗ, чтобы облегчить его понимание пользователем и помочь обнаружить необычные обстоятельства в случае их появления. АЗ д.иметь наименование «АЗ по фин-ой(бух) отч-ти» для того, чтобы отличать АЗ от заключений, составленных другими лицами, например, должностными лицами аудируемого лица, советом директоров.

АЗ должно содержать перечень проверенной фин-ой отч-ти аудируемого лица с указанием отч-го периода и её состава.

АЗ должно включать заявление о том, что ответственность за ведение бухучёта, подготовку и предоставление фин-ой отч-ти возложена на аудируемое лицо, и заявление о том, что ответственность аудитора заключается только в выражении на основании проведенного аудита мнения о достоверности этой фин-ой отч-ти во всех существенных отношениях и соответствии порядка ведения бухучёта законодательству РФ. В АЗ д.б. указано, что аудит проводился на выборочной основе и включал в себя: — изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих значение и раскрытие в фин-ой отч-ти информации о фин-во – хоз-ой деят-ти аудируемого лица; — оценку принципов и методов бухучёта, а также правил подготовки фин-ой отч-ти; — определение главных оценочных значений, полученных руководством аудируемого лица при подготовке фин-ой отч-ти; — оценку общего представления о фин-ой отч-ти.

АЗ д. содержать заявление аудитора относительно того, что аудит предоставляет достаточные основания для выражения мнения о достоверности во всех существенных отношениях фин-ой отч-ти. В АЗ д.б. чётко указаны основные принципы и методы ведения бухучёта и подготовки фин-ой отч-ти аудируемого лица.

Аудитор д. указать в АЗ дату, когда был завершён аудит. АЗ д.б. подписано руководителем аудитора или уполномоченным руководителем лицом и лицом, проводившим аудит, с указанием номера и срока действия его квалификационного аттестата. Эти подписи д.б. скреплены печатью. Если аудит осуществляется индивидуальным аудитором, то аудиторское заключение м.б. подписано только этим аудитором.

К АЗ прилагается фин-вая отч-ть, в отношении которой выражается мнение и которая датирована, подписана и скреплена печатью аудируемого лица в соответствии с требованиями законодательства РФ.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-10-27; просмотров: 441 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник: https://lektsii.org/8-6683.html

Права, обязанности и юридическая ответственность проверяемого

7.5. Права, обязанности и юридическая ответственность проверяемого
Права и обязанности аудируемых лиц и лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг, в основном определены ст. 6 «Права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов» Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

Положения этой статьи распространяются только на осуще­ствление деятельности, связанной с аудиторскими проверками, но не на сопутствующие аудиту услуги. Согласно ст.

6 при прове­дении аудиторской проверки аудируемые лица и (или) лица, за­ключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:

1) получать от аудиторской организации или индивидуального аудитора информацию о законодательных и нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются выводы ауди­торской организации или индивидуального аудитора;

2) получить от аудиторской организации или индивидуаль­ного аудитора аудиторское заключение в срок, определенный до­говором оказания аудиторских услуг;

3) осуществлять иные права, вытекающие из существа пра­воотношений, определенных договором оказания аудиторских ус­луг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

В договорах оказания аудиторских услуг могут быть оговоре­ны в том числе следующие права аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг:

• получить письменную информацию (отчет) по результатам аудита;

• получить аудиторское заключение в оговоренном количест­ве экземпляров;

• в случае необходимости (например, в случае утраты части бухгалтерских документов вследствие чрезвычайных обстоя­тельств) обратиться к аудиторской организации для получе­ния части рабочих документов или выдержек из них;

• обратиться к аудиторской организации в последующие от­четные периоды за информацией и (или) разъяснениями по запросу новой аудиторской организации и т.д.

https://www.youtube.com/watch?v=9kr5U8YZmdY

При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано:

1) заключать договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями в сроки, установленные законо­дательством Российской Федерации;

2) создавать аудиторской организации (индивидуальному ауди­тору) условия для своевременного и полного проведения аудитор­ской проверки, осуществлять содействие аудиторским организа­циям (индивидуальным аудиторам) в своевременном и полном проведении аудиторской проверки, предоставлять им информа­цию и документацию, необходимую для осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу аудиторов или ауди­торских организаций исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной формах, а также запрашивать необходимые для проведения аудиторской проверки сведения у третьих лиц;

3) не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при про­ведении аудиторской проверки;

4) оперативно устранять выявленные аудиторами в ходе ауди­торской проверки нарушения правил ведения бухгалтерского уче­та и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;

5) своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) в соответствии с договором на про­ведение аудита, в том числе в случаях, когда выводы аудитор­ского заключения не согласуются с позицией работников ауди­руемой организации, а также в случае неполного выполнения аудиторами работы по не зависящим от них причинам;

6) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа пра­воотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

В договорах оказания аудиторских услуг могут быть оговорены в том числе следующие обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг:

• обязанность содействовать в направлении запросов кредитным организациям и контрагентам аудируемого лица в целях по­лучения информации, необходимой для проведения аудита;

• обязанность обеспечить присутствие сотрудников аудитор­ской организации при проведении инвентаризации имуще­ства аудируемого лица;

• обязанность привлечь к совместной работе внутренних ауди­торов, а также других сотрудников аудируемого лица;

• обязанность организовать взаимодействие с предшествующи­ми аудиторами аудируемого лица (при их наличии) и т.д.

Кроме того, исходя из положений п.

23 ФПСАД № 6 «Ауди­торское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности», аудируемые лица обязаны предоставить аудиторской организации не менее двух экземпляров бухгалтерской (финансовой) отчетно­сти, в отношении которой выражается мнение, которая должна быть датирована, подписана и скреплена печатью аудируемого ли­ца в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации относительно подготовки такой отчетности.

Вопросы юридической ответственности аудируемых лиц ус­тановлены ст. 21 «Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите» Федерального закона «Об ауди­торской деятельности».

Согласно положениям этой статьи ауди­руемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уго­ловную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Фе­деральным законом «Об аудиторской деятельности».

В редакции до 1 июля 2002 г. данная статья предусматривала штраф за уклонение организации или индивидуального предпри­нимателя, подлежащих обязательному аудиту, от его проведения или препятствование его проведению, в размере от 500 до 1000 минимальных размеров оплаты труда, установленного федераль­ным законом.

С 1 июля 2002 г. в связи с вступлением в силу нового Кодек­са РФ об административных правонарушениях этот штраф был отменен. На момент подготовки настоящего учебника к печати законодательство РФ не предусматривает специальных штрафов за уклонение от проведения обязательного аудита.

Вопросы для самопроверки

1. Перечислите основные права аудиторов.

2. В чем состоят основные обязанности аудиторских организаций?

3. Какую ответственность может нести аудиторская организация за неквалифицированное проведение аудиторской проверки?

4. Каковы последствия осуществления аудиторской деятельности без лицензии?

5. Перечислите права и обязанности аудируемого лица при прове­дении у него аудиторской проверки.

6. Что понимается под ответственностью экономических субъектов за уклонение от проведения обязательного аудита?

Источник: https://all-sci.net/audit/prava-obyazannosti-yuridicheskaya-60129.html

Понятия «право», «обязанность» и «»ответственность»

7.5. Права, обязанности и юридическая ответственность проверяемого

Понятия «право», «обязанность» и «»ответственность» тесно взаимосвязаны между собой. Ответственность наступает в результате невыполнения какой-либо обязанности или нарушения чьего — либо права. Для того, чтобы точнее подойти к раскрытию темы ответственности в целом и юридической ответственности в частности, рассмотрим такое понятие как правонарушение

Правонарушение, есть нарушение права, акт, противный праву, его нормам, закону. Совершить правонарушение — значит «преступить» право.

Состав правонарушения — это система объективных и субъективных элементов и признаков, их характеризующих, необходимых и достаточных для признания содеянного правонарушением.

Каждое отдельное правонарушение конкретно: оно совершается конкретным лицом, в определённом месте и времени, противоречит действующему правовому предписанию, характеризуется точно определёнными признаками. Вместе с тем все антисоциальные явления, имеют общие черты.

Социальные явления, обуславливающие правонарушения, называются причинами и условиями. Под причиной понимается явление (или их совокупность), порождающее другое явление, рассматриваемое, как следствие. Связь между причиной и следствием носит закономерный характер, означающий, что данная причина, в соответствующих условиях вызывает определённое следствие.

Таким образом, правонарушение — это сознательный, волевой акт общественно опасного противоправного поведения.

Всякое правонарушение — это деяние, т.е. действие или бездействие. Действие — акт активного поведения (кража, драка, взятка, пьянство в рабочее время и т.п.).

Оно может состоять в произнесении определенных слов (клевета, оскорбление, призыв к насильственным антиобщественным деяниям, пропаганда национальной вражды и розни и т.п.).

Бездействие признается деянием, если по служебному долгу или по ситуации нужно было что-то сделать, но сделано не было (прогул, халатность должностного лица, бесхозяйственность руководителя госпредприятия, проезд без билета в общественном транспорте, оставление человека в опасном состоянии без помощи, скрытие с места происшествия и т.п.). Любое правонарушение противоправно, представляет собой нарушение запрета, указанного в законе или в подзаконных актах, либо невыполнение обязанности, вытекающей из нормативно-правового акта или заключенного на его основе трудового или иного договора.

В зависимости от характера правонарушений и санкций за их совершение, правонарушения делятся на преступления и проступки. В основе классификации лежит представление законодателя о степени общественной опасности деяния для общества, государства и личности

Согласно ст. 14 УК РФ преступлением в Российской Федерации признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания.

Таким образом, степень общественной опасности противоправных деяний определяет законодатель с учетом состояния преступности, политического режима, научных достижений в области уголовного права и других отраслей права, идеологических представлений о преступности и способах борьбы с ней, а также других социальных, политических и юридических обстоятельств.

Преступлениями называются — виновные общественно опасные деяния, запрещенные уголовным законодательством (нормами уголовного права) под угрозой наказания. Общественная опасность преступлений состоит в том, что они наносят ущерб самим условиям существования общества, основным правам и свободам граждан, государственной власти и т.д.

Как особый вид правонарушений преступления характеризуются следующими признаками:

Общественная опасность преступления выражается, прежде всего, в том, что оно посягает на наиболее значительные общественные ценности, какими являются жизнь, здоровье и свобода личности, конституционные права и свободы человека и гражданина, собственность и экономические основы общества и государства, государственная власть, правосудие, порядок государственного управления и воинская служба. Значительная часть преступлений причиняет также существенный вред животному и растительному миру, природным ресурсам.

По степени общественной опасности все преступления классифицируются на четыре вида: небольшой тяжести, менее тяжкие, тяжкие и особо тяжкие. К преступлениям небольшой тяжести относятся деяния, наказание за которые не превышает двух лет лишения свободы.

Наказание за преступление средней тяжести не превышает пяти лет лишения свободы, а тяжкого преступления — десяти.

УК РФ относит к категории особо тяжких преступлений деяния, за которые предусматривается наказание на срок свыше десяти лет, смертную казнь или пожизненное лишение свободы.

Субъектом преступления могут быть только физические лица: граждане и должностные лица.

Государственные органы, учреждения, политические партии, коммерческие и некоммерческие организации не привлекаются к уголовной ответственности.

За их противоправные деяния ответственность, в том числе и уголовную, несут виновные лица, по инициативе под руководством и при непосредственном участии которых были осуществлены подобные деяния.

Исчерпывающий перечень деяний, признаваемых преступлением, содержится только в одном федеральном законе — Уголовном кодексе РФ. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, принимаются в форме изменений или дополнений к УК РФ и подлежат включению в него.

Проступками называются виновные противоправные деяния, не являющиеся общественно опасными, влекущие применение не наказаний, а взысканий.

Проступки различаются по видам отношений, в которые они вносят беспорядок, и по видам взысканий, которые за них применяются.

Составы проступков закрепляются в гражданском, административном, финансовом, трудовом, земельном, экологическом праве и других отраслях права. Проступки подразделяется на три вида — административные, дисциплинарные и гражданско-правовые.

В основе деления лежат виды общественных отношений, нарушаемые соответствующими проступками, а также способы применения за них санкций. Так, административные проступки, которыми причиняется значительный ущерб гражданам, иным лицам, являются одновременно и гражданскими деликтами.

При этом споры, связанные с его возмещением, рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства, тогда как ответственность за совершение административных проступков применяется в административном порядке.

В соответствии со ст.

10 Кодекса об административном правонарушении «административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, государственную или общественную собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность». К административным правонарушениям относятся проступки в области охраны труда и здоровья, окружающей среды, памятников истории и культуры, нарушения ветеринарно-санитарных правил, правил, действующих на транспорте, нарушения общественного порядка и др..

Характерная особенность административных проступков заключается в том, что правонарушитель не состоит в трудовых или служебных отношениях с органами или должностными лицами, которые принимают решение о применении к нему санкций.

Субъектами административных проступков могут быть граждане и должностные лица.

Последние подлежат административной ответственности за административные проступки, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности. В настоящее время административную ответственность могут нести и юридические лица — предприятия, организации, учреждения — за допущенные ими нарушения законодательства об охране окружающей природной среды.

Дисциплинарный проступок представляет собой нарушение трудовой воинской, учебной или иной дисциплины. Субъектом дисциплинарного проступка может быть только лицо, которое в силу своего положения обязано соблюдать правила, устанавливающие тот или иной режим деятельности.

Совершение дисциплинарного проступка влечет за собой применение дисциплинарного взыскания руководителем соответствующего предприятия, организации, учреждения.

В случаях, когда дисциплинарный проступок совершает руководитель предприятия, организации учреждения, вопрос о его привлечении к дисциплинарной ответственности решает вышестоящее должностное лицо или орган, которому подчинено данное предприятие, организация, учреждение.

Специфика гражданских правонарушений состоит в том, что их составы не перечисляются в гражданском законодательстве. И в этом нет необходимости.

Правонарушениями в гражданском праве признаются любые виновные противоправные деяния, наносящие вред имуществу других лиц либо их личным неимущественным благам: чести и достоинству человека, его деловой репутации, авторским, изобретательским и иным правам.

Ведущим принципом гражданского права является требование полностью возместить убытки, причиненные гражданским правонарушением. Поэтому в зависимости от оснований, влекущих обязанность возместить причиненный вред, выделяют правонарушения, связанные с неисполнением гражданских договоров, и правонарушения, вытекающие из причинения вреда другим лицам.

В гражданском праве вред понимается как любое умаление личного или имущественного блага. Материальный вред связан с имущественными потерями для потерпевшего (утратой или порчей вещи, несением дополнительных денежных расходов, выполнением каких-либо дополнительных действий и др.).

Моральный вред может и не влечь материальных утрат, как, например, в случае распространения каких-либо позорящих человека сведений, унижающих его честь и достоинство. Однако современное гражданское законодательство Российской Федерации признает возможным возмещать его в денежной форме.

Такое возмещение часто носит чисто символический характер и служит больше целям наказания правонарушителя, нежели реального возмещения морального вреда.

Правонарушение имеет сложное строение, структуру. Оно состоит из четырех элементов, образуется только при наличии

  • 1. субъекта правонарушения;
  • 2. субъективной стороны правонарушения;
  • 3. объекта правонарушения;
  • 4. объективной стороны правонарушения.

При отсутствии хотя бы одного из них деяние меняет свое качество и может быть чем угодно, но не правонарушением. Это положение является общепризнанным в юридической литературе и правоприменительной деятельности.

Субъектами правонарушения выступают деликтоспособные граждане, должностные лица, а также коллективные образования.

Хозяйственные организации, учреждения и общественные объединения могут быть субъектами гражданско-правовых нарушений, но в отдельных случаях несут ответственность за совершенные административные проступки.

В Российской Федерации названные субъекты не признаются субъектами преступлений, хотя в других странах, и в частности, в США, могут выступать и в этом качестве.

Субъективную сторону правонарушения образует психическое отношение правонарушителя к совершенному им противоправному деянию. Для признания противоправного деяния правонарушением, как уже говорилось ранее, необходимо наличие вины, т.е.

осознание субъектом общественной опасности своего деяния. Вина характеризует также психическое отношение субъекта к ожидаемым результатам и последствиям противоправного деяния и выражается в двух формах — умысле или легкомысленность.

Умысел характеризует крайнюю форму негативного отношения правонарушителя к обществу, государству, правам других лиц. Деяние признается умышленным, если лицо, его совершившее, сознавало вредоносный, общественно-опасный характер своего действия, предвидело его вредные последствия и желало либо сознательно допускало наступление этих последствий.

Значительная часть правонарушений может совершаться только умышленно. Например, нельзя осуществить по неосторожности, грабеж, разбой или изнасилование.

Однако имеются и правонарушения, совершаемые без целей причинить кому-либо вред. Лицо действует так, что причиняет его вопреки своим желаниям и воле. Такая вина правонарушителя называется легкомысленностью.

При этом выделяют две формы легкомысленности: небрежность и самонадеянность.

Небрежность выражается в том, что лицо не предвидеть возможности наступления общественно-опасных последствий своего действия или бездействия хотя оно должно было и могло их предвидеть.

При самонадеянности лицо предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно надеется их предотвратить.

Объектом противоправного деяния являются охраняемые государством общественные отношения и, следовательно, нормы, правоотношения, правопорядок, демократического общества.

Объективная сторона правонарушения — внешнее проявление противоправного деяния, его общественно вредные последствия.

Именно по такому проявлению можно судить о том, что произошло, где, когда и какой вред причинен.

Объективная сторона правонарушения — очень сложный элемент состава правонарушения, требующий для его установления много сил и внимания суда или другого правоприменительного органа.

Элементами объективной стороны правонарушения являются:

  • а) деяние (действие или бездействие);
  • б) противоправность, т.е. противоречие его предписаниям правовых норм;
  • в) вред, причиненный деянием, т.е. неблагоприятные и потому нежелательные последствия, наступающие в результате правонарушения (утрата здоровья, имущества, умаление чести и достоинства, уменьшение доходов государства и др.);
  • г) причинная связь между деянием и наступившим вредом, т.е. такая связь между ними, в силу которой деяние с необходимостью порождает вред. Именно на выяснение причинной связи направлены действия, допустим, следователя, устанавливающего, предшествовало ли по времени то или иное поведение наступившему результату или нет.

Источник: https://studwood.ru/602968/pravo/ponyatiya_pravo_obyazannost_otvetstvennost

Studio-pravo
Добавить комментарий