7.1. Понятие финансового контроля. Классификация видов финансового

Классификация видов финансового контроля

7.1. Понятие финансового контроля. Классификация видов финансового

1. По формам проявления:

а) обязательный контроль за финансовой деятельностью физических и юридических лиц осуществляется на основе закона.

Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций и т. д., осуществляемым в основном внешними, независимыми контролерами.

б) инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.

2. По субъектам проведения контроля:

а) внешний – проводится привлеченными аудиторами, налоговыми органами, министерствами, которым подотчетно данное предприятие, проверки ОБЭП и прокуратуры и т.п.

б) внутренний – проводится руководством организации в составе утвержденной комиссии.

3. По времени проведения:

а) предварительный финансовый контроль — проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств.

Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэномических показателей развития экономики страны.

На микроуровне это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, договоров о совместной деятельности и т. д.

б) текущий (оперативный) финансовый контроль — проводится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д.

Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов.

Его выполняют бухгалтерские службы, контролируя правильность документов первичного учета по каждой совершаемой операции.

в) последующий финансовый контроль — проводится путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д.

4. По содержанию:

а) комплексный – охватывает все сферы деятельности предприятия;

б) некомплексный – выборочный контроль отдельных звеньев работы предприятия, подразделений или операций.

5. По методам проведения:

а) проверка — на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

б) обследование — в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

в) надзор — производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.

Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Росстрахнадзора за страховыми фирмами.

Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

г) анализ финансовой деятельности — предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

д) наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию долгосрочного возврата ссуды.

е) ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.

Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные и тематические; плановые и внеплановые; документальные и фактические (т.е. проверка не только документов, но и наличия денег и товарно-материальных ценностей).

Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (Контрольно-ревизионное управление Минфина РФ, Казначейство, Центральный банк, аудиторские службы).

Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

Органы финансового контроля.

Счетная палата РФ — это независимый от Правительства РФ, постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ.

Перед должностными лицами Счетной палаты поставлены следующие задачи:

— организация контроля за исполнением федерального бюджета и внебюджетных фондов;

— подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и улучшению бюджетного процесса;

— оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств, в том числе предоставленных на возвратной основе, и использования федеральной собственности; определение степени обоснованности статей проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов;

— оценка состояния государственного внутреннего и внешнего долга РФ, а также деятельности Центрального Банка России по обслуживанию государственного долга; эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а также предоставление Россией средств в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

Для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению виновных к ответственности, в том числе уголовной, должностных лиц, виновных в нарушении законодательства и бесхозяйственности, Счетная палата направляет представление руководителю проверяемого предприятия, учреждения или организации, которое должно быть рассмотрено в указанный в нем срок. При выявлении фактов грубых нарушений законности и финансовой дисциплины, наносящих государству прямой ущерб или при несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, она имеет право давать предписания, обязательные для исполнения. В том случае, если предписания не исполняются, Коллегия Счетной палаты по согласованию с Государственной Думой может принять решение о приостановлении финансовых, платежных и расчетных операций по счетам проверяемого юридического лица. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке. Деятельность Счетной палаты по закону является гласной: результаты должны освещаться в средствах массовой информации.

Министерство финансов РФ — не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Все структурные подразделения Минфина в той или иной форме контролируют финансовые отношения.

Прежде всего Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ.

Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Минфином методическое руководство организацией бухгалтерского учета в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности.

Оперативный финансовый контроль в рамках Министерства финансов РФ осуществляют Контрольно-ревизионное управление (КРУ) и органы Федерального казначейства.

Контрольно-ревизионное управление Минфина и его органы на местах осуществляют контроль за бюджетными средствами на государственных предприятиях и в коммерческих структурах, получающих средства из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов; проверяют финансовую деятельность предприятий, находящихся в муниципальной собственности, а также исполнение смет и соблюдение финансовой дисциплины местными администрациями. Кроме того, органы КРУ проводят проверки по заданиям правоохранительных органов.

Органы Казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств. На Казначейство возложены следующие задачи:

— контроль за доходной и расходной частью федерального бюджета в процессе его исполнения;

— контроль за состоянием государственных финансов в целом и представление высшим органам законодательной и исполнительной власти отчетов о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы;

— контроль совместно с Банком России за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

— контроль за государственными федеральными внебюджетными фондами и финансовыми отношениями между ними и федеральным бюджетом.

Федеральная налоговая служба в соответствии с налоговым законодательством проверяет любые денежные документы у юридических и физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных граждан и лиц без гражданства; контролировать соблюдение хозяйствующими субъектами налогового законодательства и правильность исчисления налогов; обследовать любые используемые для извлечения доходов производственные, складские и торговые помещения; применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая изъятие соответствующих документов и приостановление операций по счетам в банках. Налоговые инспекции также имеют право наложения административных штрафов и принудительного взыскания недоимок по налогам в бюджет.

Центральный Банк РФ осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение — Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных ЦБ нормативов банковской деятельности.

При установлении фактов нарушений или при предоставлении банками неполной или недостоверной информации ЦБ в зависимости от вида нарушения вправе прибегнуть к определенным методам воздействия: штраф, реорганизация, замена руководства коммерческого банка; запрет на проведение отдельных операций, крайняя мера — отзыв лицензии и ликвидация банка.

Ведомственный финансовый контроль осуществляется структурными подразделениями министерств, ведомств, государственных комитетов и других органов государственного управления за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных им предприятий, учреждений, организаций. Сфера ведомственного финансового контроля — сохранность и использование материальных и финансовых ресурсов; пресечение фактов расточительства, бесхозяйственности, приписок; состояние бухгалтерского учета и отчетности.

Аудиторский финансовый контроль — установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации; проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов. Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах финансово-хозяйственного законодательства; проработка рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок. Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/4_53486_klassifikatsiya-vidov-finansovogo-kontrolya.html

Лекция № 3. финансовый контроль / контроль и ревизия: конспект лекций

7.1. Понятие финансового контроля. Классификация видов финансового

  • 1. Понятие финансового контроля
  • 2. Функции финансового контроля
  • 3. Составляющие финансового контроля
  • 4. Основные задачи и направления внутреннего финансового контроля
  • 5. Контроль над финансовыми вложениями
  • 6.

     Основные требования, предъявляемые к организации внутрифирменного финансового контроля

  • 7. Виды и система контролирующих органов финансового контроля
  • 8. Принципы организации финансового контроля и его классификация
  • 9. Организация и задачи финансового контроля в РФ
  • 10.

     Классификация финансового контроля

  • Государство реализует финансовую политику, воздействуя на:

    1) сферу финансовых отношений через налоговую политику;

    2) регламентацию кредитных отношений;

    3) регулирование финансового рынка;

    4) формирование амортизационного фонда и систему государственной поддержки.

    В зависимости от изменений и целей финансовой политики государство ослабляет или усиливает свое вмешательство в регулирование тех или иных сторон экономических и социальных процессов.

    В сферу непосредственного государственного управления финансами входят лишь государственные финансы. Управление государственными финансами регулируется высшими законодательными органами.

    Наиболее важной частью финансовой системы страны выступает государственный бюджет.

    В соответствии со ст. 10 «Структура бюджетной системы РФ» Бюджетного кодекса РФ бюджетная система состоит из бюджетов трех уровней:

    1) Федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

    2) бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных внебюджетных фондов;

    3) местных бюджетов.

    Бюджетным кодексом РФ установлена единая бюджетная система. Наряду с единством она основана на принципах разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, а также самостоятельности бюджетов. В соответствии с этим на каждом бюджетном уровне действуют системы органов, обладающие бюджетными полномочиями.

    Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и воспроизводственных функций предприятий в обеспечении условий расширенного воспроизводства.

    Являясь инструментом формирования и использования денежных доходов, финансы выполняют функции:

    1) распределительную;

    2) регулирующую;

    3) контрольную;

    4) отражают ход распределительного процесса.

    Понятно, что они имеют большое значение в процессе воспроизводства, решения социальных задач государства.

    Финансовый контроль – это один из видов управленческой деятельности.

    Таким образом финансовый контроль представляет систему наблюдения и проверки финансовой деятельности управляемого объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принятых решений, выявления отклонений от утвержденных нормативов и принятия мер по их устранению.

    Задачи финансового контроля можно выразить в обеспечении:

    1) роста эффективности производства и расходования средств;

    2) соблюдения действующего законодательства в области налогообложения;

    3) правильности ведения бухгалтерского учета;

    4) правильности составления и исполнения бюджета;

    5) проверки состояния и эффективности использования ресурсов предприятий;

    6) выявление резервов роста финансовых ресурсов;

    7) правильность валютных операций.

    В настоящее время формируется Единая международная система стандартизации финансового контроля. Ее принципы нашли отражение в организации контрольных систем, сложившихся в европейских государствах. В основе международных правил финансового контроля лежат принципы независимости, гласности, законности, объективности, ответственности, сбалансированности, системности.

    Органы финансового контроля должны обладать независимостью (организационной, функциональной, материальной и др.) от юридических или физических лиц, чью деятельность они проверяют. Независимость должна быть формально закреплена в законодательстве, регулирующем их деятельность.

    На уровне каждого предприятия функции контроля заключаются главным образом в осуществлении мер, нацеленных на наиболее эффективное выполнение всеми работниками своих обязанностей.

    Контроль в любой сфере деятельности позволяет всем системам правильно и четко функционировать.

    Финансовый контроль позволяет четко функционировать финансовой системе, вовремя выявляет ее недостатки и корректирует последствия обнаруженных нарушений, повышает финансовую дисциплину и пресекает злоупотребления в сфере финансов.

    Основу процесса финансового контроля составляет анализ предмета или явления с целью изучения закономерностей его возникновения, развития и преобразования, эффективности использования во всех сферах хозяйственной деятельности.

    Государственный финансовый контроль охватывает и общественный сектор экономики, и предпринимательскую деятельность и функционирует посредством проверок налоговых расчетов, выполнения организациями госзаказов, порядок предоставления и возврата субсидий, дотаций, кредитов, а также применяемых налоговых льгот.

    Объектом контроля выступает процесс финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений, т. е. сфера денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, сфера бюджетного процесса, перераспределения доходов и поступлений и эффективного использования.

    К функциям финансового контроля относятся:

    1) анализ – включает в себя спектр действий по анализу, изучению исполнения действующего законодательства в части использования средств государственного бюджета; выявление отклонений в формировании доходов и расходов субъекта финансовой деятельности; отклонения в сфере финансовой деятельности государственных институтов (министерств, ведомств, других органов); анализ причин отклонений (исследование фактов, повлекших то или иное отклонение, выявление виновных лиц);

    2) корректировка – включает разработку предложений по устранению выявленных нарушений финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, других субъектов контроля;

    3) предупредительная функция – состоит в разработке мероприятий по предотвращению нарушений, укреплению финансовой дисциплины, повышению эффективности финансового контроля, совершенствованию контрольной работы, разработке новых методов и способов контроля на основании материалов обобщения результатов проверок.

    В современных условиях приоритетным направлением является предупредительная функция, направленная на профилактику нарушений и злоупотреблений, совершенствование средств предупреждения нарушений, оперативное реагирование на неправомерное поведение с целью предотвращения возможных нарушений и злоупотреблений, пресечение этих действий, выявление виновных.

    Осуществление финансового контроля на предприятии также связано с обнаружением отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии.

    Это позволяет принять корректирующие меры, привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб, осуществить мероприятия, направленные на предотвращение таких нарушений в будущем.

    Таким образом, обобщая все вышесказанное, необходимо отметить, что финансовый контроль, выполняет функцию управления и регулирования всех финансовых взаимоотношений в государстве между его институтами, органами, субъектами финансовой деятельности.

    Такие его элементы, как субъект контроля, объект контроля, предмет контроля, принципы контроля, метод (методика) контроля, техника и технология контроля, принятие решения по результатам контроля, оценка эффективности контроля, определяют механизм финансового контроля.

    Система финансового контроля включает в себя систему бухгалтерского учета, контрольную среду, отдельные средства контроля.

    Система бухгалтерского учета состоит из учетной политики предприятия, структурного подразделения, ответственного за ведение учета и подготовку бухгалтерской отчетности, распределения обязанностей и полномочий между учетными работниками, организации подготовки, оборота, хранения документов, регистров, отражающих хозяйственные операции, порядка отражения этих операций, форм и методов обобщения данных регистров, средств автоматизации в ведении учета и подготовки отчетности.

    Контрольная среда – это осведомленность и практические действия контролеров, направленные на установление и поддержание системы финансового контроля; включает в себя распределение ответственности и полномочий, порядок осуществления финансового контроля, внешние факторы.

    Правильное распределение полномочий даст оправданное и целесообразное разделение труда, сэкономит ресурсы, исключит дублирование функций, позволит полнее и тщательнее провести контроль.

    Внешние факторы – случаи оказания давления на процесс проведения финансового контроля, злоупотребления.

    Средства контроля – методы и правила, разработанные для получения уверенности, что совершенные операции зарегистрированы полностью, точно в соответствии с действующим законодательством, что все нарушения обнаруживаются быстро и ясны последствия данных нарушений – их влияние на достоверность данных учета и отчетности.

    В систему финансового контроля входят:

    1) управленческо-финансовый контроль, осуществляемый всеми структурными подразделениями предприятия;

    2) отдельные независимые от учетно-финансовой службы специализированные подразделения внутреннего аудита.

    На промышленных предприятиях центрами ответственности являются отдельные цеха, участки, бригады, возглавляемые их руководителями, которые несут ответственность за результаты их работы.

    Важнейшим условием реализации внутреннего финансового контроля являются финансовая информация, содержащаяся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности, а также обобщенные финансовые показатели, отражающие различные стороны хозяйственной деятельности. Финансовая информация одновременно служит и информационной базой для управленческого учета, но, очевидно, не ограничивается ею.

    Внутренний контроль:

    1) проводится внутри предприятия (или структуры управления) его служащими, которых обычно называют внутренними контролерами или внутренними аудиторами;

    2) организуется по решению руководства предприятия;

    3) содержится на средства предприятия.

    В обязанности внутренних контролеров могут быть включены:

    1) проверка эффективности системы контроля;

    2) оценка эффективности предприятия;

    3) определение уровня достижения программных целей. Заметим, что организация служб внутреннего контроля необязательна для субъектов хозяйствования.

    В случаях, когда информация, полученная зависимыми от руководства управляемого объекта органами внутреннего контроля, не вызывает доверия у собственников, возникает потребность в проведении внешнего финансового контроля.

    Как правило, основная цель внешнего контроля заключается в составлении мнения о достоверности финансового положения, представленного в финансовых отчетах, соответствии результатов операций и движения денежных средств субъекта хозяйствования общепринятым принципам бухгалтерского учета и законодательным нормам.

    В общем случае речь идет о достоверности финансового состояния объекта контроля, рациональности и эффективности его деятельности. Таким образом, внутренний и внешний финансовый контроль во многом дополняют друг друга.

    Внутренний финансовый контроль – составная часть общей системы управленческого контроля.

    В широком смысле под целью функционирования системы внутреннего контроля следует понимать сохранение и эффективное использование разнообразных ресурсов и потенциалов коммерческой организации, обеспечение ее эффективного функционирования, а также устойчивости и максимального развития в условиях многоплановой конкуренции. Задачами внутреннего финансового контроля являются:

    1) помощь в учетной работе, т. е. проведение контроля специалистов с целью эффективного выполнения ими своих обязанностей;

    2) проверка бухгалтерской информации, ее достоверности;

    3) контроль сохранности собственности организации;

    4) обеспечение органов управления необходимой информацией по всем интересующим вопросам;

    5) защита от ошибок, нарушений, злоупотреблений, искажений через осуществление предупредительных мер;

    6) повышение дисциплины учетной работы.

    В зависимости от масштабов деятельности предприятия, его индивидуальных особенностей работы, целей и задач, поставленных руководителем перед службой внутреннего финансового контроля, направлениями контроля могут быть:

    1) контроль за финансово-экономической деятельностью субъекта;

    2) контроль над соблюдением направлений развития субъекта;

    3) контроль и обеспечение эффективной деятельности субъекта;

    4) контроль за расчетно-платежными операциями, затратами на производство, поступлениями выручки за реализованную продукцию;

    5) контроль над формированием финансовых результатов;

    6) выявление, предотвращение и исправление искажений в учете;

    7) контроль над соблюдением законодательства, своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

    8) контроль над своевременностью и правильностью, а также полнотой отражения в учете всех хозяйственных операций;

    9) контроль над корректностью бухгалтерских проводок;

    10) анализ деятельности предприятия;

    11) контроль над выполнением инвестиционных и прочих проектов;

    12) контроль надежности информации, представляемой системе управления;

    13) организация взаимодействия с внешними контролерами, представителями проверяющих и контролирующих органов, организация внутренних расследований, создание контрольных комиссий по расследованию каких-либо обстоятельств. Кроме того, к данным направлениям следует прибавить контрольные мероприятия по всем интересующим руководителя субъекта вопросам.

    Достижение общей цели системы внутреннего контроля обеспечивается взаимодействием различных ее элементов для достижения следующих показателей, по которым можно судить об эффективности управления и развития организации:

    1) соответствие деятельности организации принятому курсу действий и стратегии;

    2) устойчивость организации с финансово-экономической, рыночной и правовой точек зрения;

    3) упорядоченность и эффективность текущей финансово-хозяйственной деятельности;

    4) сохранность имущества;

    5) должный уровень полноты и точности первичных документов и качества первичной информации для успешного руководства и принятия эффективных управленческих решений;

    6) показатели эффективности системы бухгалтерского учета;

    7) рост производительности труда, снижение издержек производства и обращения, улучшение финансово-экономических результатов деятельности;

    8) рациональное и экономное использование всех видов ресурсов;

    9) соблюдение должностными лицами и иными работниками организации установленных администрацией требований, правил;

    10) соблюдение требований федеральных законов и подзаконных актов, изданных органами власти Российской Федерации и ее субъектов, а также полномочными органами местного самоуправления.

    Эти и многие другие задачи обуславливают создание в организации эффективной системы внутреннего контроля.

    Финансовые вложения – передача предприятием в собственность, временное пользование или управление своего имущества или денежных средств в целях получения дохода. Они могут быть краткосрочными или долгосрочными. К финансовым вложениям также относят инвестиции в ценные бумаги, уставный фонд других предприятий, предоставление кредитов и займов.

    Контролю подвергается порядок бухгалтерского учета таких вложений на соответствие действующему законодательству и принятой на предприятии учетной политике.

    Также анализируются договоры купли-продажи ценных бумаг (уставы, учредительные документы в случае вложения в уставный фонд других предприятий), выписки из реестра акционеров, платежные документы, сертификаты, наличие ценных бумаг.

    В случае наличия ценных бумаг на ответственном хранении, нахождения в управлении проверяются соответствующие договоры и реестры переданных ценных бумаг (в них должны быть указаны номер, серия, номинальная стоимость, количество, вид ценных бумаг).

    При контроле платежных документов проверяются порядок оплаты (выше или ниже номинальной стоимости), порядок выплаты дивидендов.

    Проверяются: корреспонденция по операциям с финансовыми вложениями, порядок ведения аналитического и синтетического учета, порядок учета расходов на хранение ценных бумаг в депозитарии банка, порядок налогообложения выплат по дивидендам (удержание налога на доходы с физических лиц).

    Проверяется порядок отражения доходов, полученных от операций с финансовыми вложениями, порядок отражения превышения покупной стоимости ценных бумаг над их номиналом и наоборот. Необходимо проверить порядок погашения ценных бумаг, проконтролировать, чтобы на дату погашения их стоимость в балансе была равна их номинальной стоимости.

    Особое внимание при контроле над операциями по финансовым вложениям уделяют экономической эффективности проводимых вложений, т. е. изучают критерии, повлиявшие на принятие решения о финансовых вложениях.

    Необходимо знать специфику финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в деятельность которого вкладываются инвестиции, т. е.

    должностные лица организации обязаны тщательно проработать вопросы финансовых вложений, ожидаемой величины прибыли и величины участия в других предприятиях, проработать все договорные вопросы.

    Контролер должен убедиться, что данными операциями не прикрывались другие сделки и мотивы, т. е. не было искусственного отвлечения средств предприятия с целью получения доходов нелегальным путем отдельными лицами через другую фирму.

    При контроле финансовых вложений в другие организации необходимо проверить договоры о совместной деятельности, цели создания такой деятельности, порядок учета совместных операций (кто ведет, организован ли раздельный учет общих дел и операций участника, которому поручено ведение учета операций по совместной деятельности), порядок уплаты налогов на доход от операций по финансовым вложениям.

    При проверке операций по предоставленным займам контролю подвергаются бухгалтерские справки и другие расчеты по оценке их дисконтированной стоимости согласно ПБУ 19/02, проверяется расчет первоначальной стоимости выбывающего объекта в порядке уступки права требования.

    Контролируется порядок создания резерва под обесценивание ценных бумаг и порядок переоценки ценных бумаг, котирующихся на биржах регулярно.

    Данная переоценка должна соответствовать действующему законодательству (Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 27 ноября 1997 г.

    № 40 «Об утверждении Правил отражения профессиональными участниками рынка ценных бумаг и инвестиционными фондами в бухгалтерском учете отдельных операций с ценными бумагами»).

    Проверяют порядок операций с векселями, облигациями, сертификатами, фьючерсами, опционами и т. д.

    Все ценные бумаги должны быть учтены на забалансовом счете 004 «Бланки строгой отчетности» по номинальной стоимости и зарегистрированы по видам в специальном журнале.

    Основными принципами внутрифирменного финансового контроля являются:

    1) разделение обязанностей;

    2) разрешение и одобрение;

    3) физический контроль;

    4) важность свидетельства.

    Для снижения риска неудовлетворительной работы проверяющих лиц руководство обязано регулярно проверять их с целью определения эффективности работы и точности исправления ошибок.

    В крупных компаниях потенциальное преимущество регулярного финансового контроля часто окупают расходы на создание отдела внутреннего аудита.

    Важным критерием контроля является снижение потенциальных убытков. Система контроля предназначена для помощи руководителям предприятий в вопросах:

    1) выбора между различными альтернативными действиями, планирования действий, которые должны быть предприняты в течение определенного периода времени;

    2) выявления ошибок конкретных исполнителей. Они могут заключаться в установлении нереальных планов при наличии точных прогнозов или в невыполнении тех действий, которые должны быть предприняты для реализации конкретных маркетинговых, инвестиционных и иных решений;

    3) осуществления действий, которые могли бы исправить ошибки и закрепить успех.

    Ключевыми элементами системы контроля являются:

    1) объекты контроля – бюджеты структурных подразделений;

    2) предметы контроля – отдельные показатели бюджетов (соблюдение лимитов фонда оплаты труда, расходов сырья и материалов, энергии и т. д.);

    3) субъекты контроля – структурные подразделения и экономические службы предприятия;

    4) методы контроля бюджетов – осуществление процедур, необходимых для определения отклонений фактических показателей бюджетов от плановых в абсолютных суммах. Контроль над выполнением доходной части сводного бюджета предприятия призван обеспечить бесперебойность финансирования его операционной (текущей) и инвестиционной деятельности. Осуществляет такой контроль финансовая служба.

    Контроль над соблюдением расходной части консолидированного бюджета предприятия является важной проблемой, от решения которой зависит эффективность хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. Для успешного решения данной проблемы рекомендуется установить четкий порядок проведения управленческих процедур, который обеспечивает:

    1) оперативный анализ фактических отклонений от плановых функциональных и сводного бюджетов (за месяц, квартал);

    2) разработку мероприятий по устранению непроизводительных расходов и потерь, а также удорожающих факторов, выявленных в ходе анализа;

    3) оформление и предоставление дирекции предприятия аналитических материалов по исполнению комплексного и функциональных бюджетов в целях корректировки их доходной и расходной частей.

    Целесообразно на каждом предприятии создавать и внедрять комплектующую автоматизированную систему бюджетного планирования (на базе локальной компьютерной сети), что поможет оперативно (ежедневно) получать информацию об исполнении бюджетов и своевременно вносить коррективы в доходную и расходную части в целях повышения эффективности управления финансами хозяйствующих субъектов.

    Важным элементом внутрифирменного контроля наряду с бюджетным является финансовый анализ бухгалтерской отчетности предприятия, который включает:

    1) горизонтальный анализ баланса; вертикальный анализ; трендовый анализ;

    2) анализ финансовых коэффициентов (ликвидности, платежеспособности и рентабельности).

    После перехода на качественно иной уровень планирования и контроля предприятия должны стать более привлекательными и открытыми для инвесторов, кредиторов и других партнеров, что расширит их финансовые возможности для расширения производства.

    Финансовый контроль можно разделить на государственный и негосударственный. Государственный финансовый контроль – это комплексная система контрольных действий органов власти и управления, базирующихся на Конституции РФ и других законах.

    Его назначение – отслеживать стоимостные пропорции распределения налогового национального продукта, контролируя все каналы движения денежных потоков, так или иначе связанные с формированием государственных финансовых ресурсов (полнотой и своевременностью их поступления, а также с их целевым использованием).

    Источник: http://www.libma.ru/delovaja_literatura/kontrol_i_revizija_konspekt_lekcii/p3.php

    7.1. Понятие финансового контроля. Классификация видов финансового

    7.1. Понятие финансового контроля. Классификация видов финансового

    Банковское дело / Доходы и расходы / Лизинг / Финансовая статистика / Финансовый анализ / Финансовый менеджмент / Финансы / Финансы и кредит / Финансы предприятий / Шпаргалки Финансы Финансы и кредит

    Левин Д.Н.. Финансы и кредит, 2005
    Финансовый контрольконтроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных подразделений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов.Финансовый контроль — стоимостной контроль имеет место во всех сферах общественного производства, является многоуровневым и всесторонним, сопровождает весь процесс движения денежных фондов и стадию осмысления финансовых результатов.Финансовый контроль можно классифицировать:По времени проведения:предварительный (составление бюджетов, финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, договоров);текущий;последующий.По субъектам контроля:президентский;органов представительной власти и местного самоуправления;органов исполнительной власти;финансово — кредитных органов;ведомственный;внутрихозяйственный;аудиторский.По сферам финансовой деятельности:бюджетный;налоговый;валютный;кредитный;страховой;инвестиционный;контроль за денежной массой.По форме проведения:обязательный (внешний);инициативный (внутренний).1. По методам проведения:проверки;обследования;надзор;анализ финансовой деятельности;наблюдение (мониторинг);ревизии.
    >
    = К содержанию =
    1. 9.3. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ, ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ И ИНВЕСТИЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬпонятие линвестиционная деятельность трактуется следующим образом: линвестиционная деятельность — вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Это официальная трактовка понятия линвестиционная деятельность. В научной литературе приводятся и другие определения этого понятия. На наш взгляд, под инвестиционной
    2. 9.5.2. Методы финансирования инвестицийпонятия листочники финансирования инвестиций и лметоды финансирования инвестиций. Источники финансирования инвестиций — это денежные средства, которые могут использоваться в качестве инвестиционных ресурсов. Метод финансирования инвестиций — это механизм привлечения инвестиционных ресурсов с целью финансирования инвестици-онного процесса. В научной и учебной литературе встречается такое
    3. 29.4 Снижение затрат на производство продукциипонятно значение экономии этих ресурсов, рационального их использования. На первый план здесь выступает применение ресурсосберегающих технологических процессов. Немаловажно и повышение требовательности и повсе местное применение входного контроля за качеством поступающих от поставщиков сырья и материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов. Сокращения расходов по амортизации основных
    4. 4.1. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ,ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВАпонятие более широко, нежели понятие произ водительности труда. Автор труда Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение амери канский ученый Д. Скотт Синк пишет: Производительность — это, попросту говоря, отношение между продукцией, произведенной си- стемой, и затратами на производство этой продукции. В систему | вводятся затраты в форме труда
    5. 22.2. Структура и развитие международных финансовых рынков как экономической среды для бизнесапонятия лмеждународный финансовый рынок вплоть до упро щенных, когда он определяется только как рынок срочных финансовых инструментов или фондовый рынок. Попробуем уточнить понятие лмежду народный финансовый рынок исходя из следующих общеметодологиче ских соображений. Во-первых, финансовый рынок есть взаимодействие продавцов и покупателей, т.е. различных институциональных единиц (субъектов
    6. Кредитная системапонятием двухъярусной системы, подразумевающим, что первый ярус образует центральный банк страны, а второй — коммерческие банки и другие кредитные учреждения. Первый уровень кредитно-банковской системы в нашей стране представлен центральным банком — ЦБ. Центральный банк Российской Федерации (Банк России) создан в 1990 г. Его деятельность регулируется Федеральным законом О Центральном банке
    7. Налоги и налоговая системапонятия: Налог Сбор Фискальная функция налога Распределительная и контрольная функция налогов Элементы налога Налоговая норма Субъект налогообложения Объект налогообложения Налоговая база Единица измерения налоговой базы Налоговая ставка Налоговой период Налоговые льготы Налоговый оклад Срок уплаты налога Источник налога Порядок уплаты налога Прямые налоги Косвенные налоги
    8. Алфавитно-предметный указательпонятие апелляционного производства в арбитражном процессе 18-1-2; порядок рассмотрения дела в апелляционной инстанции 18-3; право апелляционного обжалования и его реализация 18-2 Арбитраж см. Ведомственный арбитраж; Государственный арбитраж Арбитраж «ad hoc» 23-1; см. Третейский суд Арбитражная оговорка см. Третейская (арбитражная) оговорка; Третейское соглашение Арбитражная процессуальная
    9. 2.2. Экономические системы и их классификацияпонятия и категории: система, экономическая система, товар, силовая экономика, раздаточная экономика, денежная экономика, институциональная экономика, командная экономика, рыночная экономика, смешанная экономика. Люди в своей жизни очень часто используют термин лсистема, а экономисты соответственно — лэкономическая система, однако мало кто достаточно четко понимает, о чем в данном случае идет
    10. з 1. ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯфинансовых, народного образования, прокуратуры), специально предназначенных для определенной деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом. Сказанное не умаляет значения отдельных органов в осуществлении определенных функций госу дарства, поскольку иногда эти органы играют ведущую роль в решении основных задач государства (например, ведущая роль вооруженных сил в

    Источник: http://geum.ru/finansy/finansyi-kredit_738/ponyatie-finansovogo-kontrolya-klassifikatsiya.php

    Вопрос 22. Виды финансового контроля: понятие, краткая характеристика

    7.1. Понятие финансового контроля. Классификация видов финансового

    Финансовый контроль — проверка законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований.

    Виды финансового контроля:

    По содержанию:

    а) бюджетный — проводимый такими органами, как парламент, Счетная палата РФ, Правительство РФ, Федеральное казначейство и т.д.;

    б) налоговый — осуществляют налоговые и другие органы;

    в) банковский — проводится ЦБ РФ

    г) валютный — осуществляют Правительство РФ, ЦБ РФ, иные органы и агенты валютного контроля;

    д) контроль за страховой деятельностью — осуществляется Министерством финансов РФ;

    е) таможенный

    в зависимости от времени осуществления:

    а) предварительный — осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и других нормативных расчетов, открытии кредитов и перечислении бюджетных средств; (пример: заключение о проекте бюджета)

    б) текущий — проводится непосредственно в процессе операций по расходованию и поступлению денежных средств. На основе данных оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения текущий контроль помогает предотвратить совершение финансовых правонарушений, а также регулировать финансовые риски; (Пример: казна)

    в) последующий — проводится после совершения денежных операций с целью дополнительной проверки их законности и обоснованности. Эта форма контроля осуществляется путем анализа отчетов и балансов, а также методом проверок и ревизий непосредственно на месте, на предприятиях, в учреждениях и организациях; (Пример: аудит, анализ исполнения бюджета и др)

    в зависимости от оснований проведения:

    а) обязательный;

    б) инициативный;

    в зависимости от органов, осуществляющих финансовый контроль:

    а) контроль представительных органов власти:

    б) президентский контроль

    в) контроль исполнительных органов власти общей компетенции.

    Г) ведомственный контроль

    Д) аудиторский контроль

    Е) общественный финансовый контроль.

    В зависимости от сферы бюджетных правоотношений:

    *Внешний (контрольная деятельность счетной палаты РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

    *внутренний (контрольная деятельность федеральной службы бюджетного надзора, органов государственного и муниципального контроля, и т.д.

    Вопрос 23. Формы и методы финансового контроля: понятие и краткая характеристика.

    — это способы выражения содержания финансового контроля, которые модифицируются с изменением содержания финансового контроля

    — это способ конкретного выражения и организации конкретных действий, направленная на выполнение функций финансового контроля.

    Условия выбора:

    1 Правовое положение проверяющей и проверяемой стороны

    2. Объект и цель контроля

    3. Полномочия органов и особенности их деятельности

    4. Основания возникновения контрольных правоотношений.

    Формы финансового контроля:

    Наблюдение – форма финансового контроля, направленная на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого субъекта.

    Обследование – форма финансового контроля, при проведении которой используются такие приемы как анкетирование и опрос.

    Проверка – форма финансового контроля, в ходе которой используются балансовые, отчетные и расходные документы, в целях выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения последствий.

    Анализ – форма финансового контроля, направленная на выявление нарушений финансовой дисциплины, с помощью аналитических приемов и методов.

    Ревизия – форма финансового контроля, которая проводится в целях установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте.

    Формы и методы осуществления государственного и муниципального контроля в бюджетной сфере

    Ревизия

    Проверка

    Обследование

    + с 2013 новая форма – Санкционирование операций – совершение разрешительной надписи после проверки документов, представляемых в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и на соответствие указанно1 в них информации требованиям законодательства.

    Методы осуществления конкретной деятельности Счетной палаты

    Проверка

    Ревизия

    Анализ

    Обследование

    Мониторинг.

    Вопрос 24. Ревизия и проверка как метод финансового контроля. Понятие, особенности, виды.

    Ревизия – это система конкретных действий по документальной и фактической проверке обоснованности совершаемых организаций хозяйственных и финансовых операций, в ревизуемом периоде и достигнутых результатов его финансово-хозяйственной деятельности.

    Черты ревизии:

    · Назначается уполномоченным государственным органом

    · Проводят только уполномоченные органы и субъекты

    · Проводится комиссионно

    · Результат – акт

    Ревизии могут проводить:

    · Счетная палата

    · ФС по финансово-бюджетному надзору

    · Контрольно-ревизионные подразделения министерств и ведомств

    Классификация:

    1. По содержанию:

    · Документальная (различные финансовые документы)

    · Фактическая (деньги, ценные бумаги, материальные ценности).

    2. По времени осуществления:

    · Плановые

    · Внеплановые

    3. По обследуемому периоду:

    · Фронтальная (проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период)

    · Выборочная (проверка за короткий период времени)

    4. По объему деятельности:

    Комплексные (в различных областях)

    Тематические (обследование какой-то одной сферы финансовой деятельности).

    Акт ревизии – документ, который подписывается лицами, проводившими ревизию, руководителем, главным бухгалтером проверяемого юридического лица, и имеющий важное юридическое значение.

    акта:

    · Цель

    · Результаты

    · Факты нарушения финансовой дисциплины

    · Причины нарушений

    · Лица, виновные в нарушениях.

    Вопрос 25. Счетная палата РФ как орган государственного финансового контроля.

    Счетная палата является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля), образуемым в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и подотчетным Федеральному Собранию.

    Задачами Счетной палаты являются:

    1) организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

    2) аудит реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации;

    3) определение эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, в том числе для целей стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации;

    4) анализ выявленных недостатков и нарушений в процессе формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, выработка предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом в пределах компетенции;

    5) развитие возможностей и методов аудита (контроля) эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, включая выбор и оценку ключевых национальных показателей и индикаторов социально-экономического развития Российской Федерации;

    6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет федеральных и иных ресурсов, в пределах компетенции Счетной палаты;

    7) определение достоверности бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и годового отчета об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

    8) контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных кредитных организациях Российской Федерации;

    9) обеспечение в пределах своей компетенции мер по противодействию коррупции.

    Счетная палата образуется в составе Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты, аппарата Счетной палаты.

    Счетная палата обладает следующими полномочиями:

    1) осуществляет контрольную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности;

    2) направляет по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий соответственно представления, предписания, уведомления о применении бюджетных мер принуждения, информационные письма, а также при выявлении данных, указывающих на признаки составов преступлений, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы;

    3) получает в сроки, установленные для осуществления своих функций, информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления внешнего государственного аудита (контроля), включая действующую государственную и ведомственную статистическую или иную отчетность, а также осуществляет формирование предложений к плану статистических работ и запрос данных государственной статистики;

    4) получает постоянный доступ к федеральным государственным информационным системам, необходимый для осуществления внешнего государственного аудита (контроля);

    5) запрашивает сведения о составе данных ведомственных информационных систем объектов аудита (контроля);

    6) привлекает к участию в проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий государственные контрольные, правоохранительные и иные органы и их представителей, а также на договорной основе аудиторские, научно-исследовательские, экспертные и иные учреждения и организации, отдельных специалистов, экспертов, переводчиков;

    7) осуществляет по обращениям контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований или законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления оценку (анализ) деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, дает заключения о соответствии деятельности этих органов законодательству о внешнем государственном (муниципальном) финансовом контроле и рекомендации по повышению ее эффективности;

    8) организовывает взаимодействие с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе по вопросам планирования и проведения на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований совместных и параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

    9) оказывает контрольно-счетным органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований организационную, правовую, информационную, методическую и иную помощь, содействует в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

    10) анализирует и формирует предложения по составу макроэкономических и других ключевых показателей (индикаторов) социально-экономического развития Российской Федерации, а также критериев и методов их оценки;

    11) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

    

    Источник: https://infopedia.su/9xc381.html

    9. Финансовый контроль: понятие, виды, формы и методы

    7.1. Понятие финансового контроля. Классификация видов финансового

    Финансовыйконтроль эторегламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных,общественных и иных хо­зяйствующихсубъектов по проверке своевременностии точности фи­нансового планирования,обоснованности и полноты поступлениядоходов в соответствующие фонды денежныхсредств, правильности и эффективностиих использования.

    Виды финансового контроля

    Поконтролирующим субъектам финансовыйконт­роль можетбытьгосударственным,внутрихозяйственным, финансо­во-кредитныхорганов, общественным и неза­висимым(аудиторским).

    По направлениям(объектам) финансового контроля онподразделяется на: бюджетный, налоговый,страховой, банковский, инвестиционный,таможенный, валютный и др.

    Финансовыйконтроль является важнейшимсредством обеспеченияза­конности в финансовой и хозяйственнойдеятельности. Он призван пре­дупреждатьбесхозяйственность и расточительность,выявлять факты злоупотреблений и хищенийтоварно-материальных ценностей иденеж­ных средств, определятьцеленаправленность и эффективностьиспользования фондов финансовыхресурсов.

    Действенностьфинансовогоконтроля, осуществляемого различнымисубъектами (органами государственнойвласти, местного самоуправления,аудиторами, аудиторскими фирмами), взначительной степени зависит от степениорганизации контрольно-ревизионнойработы.

    Подформойфинансового контроля понимаютспособы конкретного вы­ражения иорганизации контрольных действий. Взависимости от време­ни совершенияконтроля выделяют три основные формыфинансового контроля — предварительный,текущий и последующий, которыеосуществляются в соответствующихформах.

    Предварительныйфинансовый контроль производитсядо совершения финансово-хозяйственныхопераций в форме: проверки финансово-плановыхдокументов, проверки приходно-расходныхдокументов при их подписании руководителеми главным бухгалтером (оформления 1 и 2подписи), регистрации и утвержденияштатных расписаний, проверки и визированиядоговоров, проверки авансовых отчетови др.

    Кроме того, предварительный контрольосуществляется вышестоящими органамихозяйственного управления и учреждениямифинансово-кредитной си­стемы прирассмотрении финансовых (кредитных,кассовых) планов, смет и других нормативныхрасчетов, открытии лимитов бюджетныхназначений и перечисле­нии бюджетныхсредств, оплаты расходных документовчерез территориальные органы федеральногоказначейства.

    Последующийконтроль проводитсяпосле совершения финансово-хозяйственныхопераций с целью дополнительной проверкиих законности и обоснованности,целесообразности и экономическойэффективности.

    Эта форма контроляосуществляется в форме: ревизии,разнообразных проверок (тематических,оперативных, углубленных, кустовых идр.

    ), анализаотчетов и балансов,атакже с использованием других форм непосредственнона местенапред­приятиях, в учреждениях иорганизациях.

    Текущий(оперативный) контроль проводитсянепосредственно в про­цессе операцийпо расходованию и поступлению денежныхсредств, является разновидностьюуправленческого финансового контроля,осуществляемого на всех стадияхуправленческого решения, связанного собразованием, распределением ииспользованием фондов финансовыхресурсов и осуществляется формемониторинга (наблюдения). На основеданных оперативного и бухгалтерскогоучета, инвентаризаций и визуальногонаблюдения текущийконтроль помогаетпредотвратитьсовер­шение финансовых правонарушений,а также регулировать финансовые риски,обеспечивает достижение целей управления.Объектомтекущегоконтроля является документация,непосредственно связанная с уплатойили получением денежных средств,исполнением бюджетов и смет. Фактическиезатраты регулярно сопоставляются сдействующими нормами по расхо­дованиюсредств с целью оперативного выявленияотклонений.

    Подметодамиконтроля понимаютприемы и способы его осуществле­ния.Основные методы финансового контроляобъединяются в 4 группы:

    Методыдокументального контроля,которые основываются на проверкедокументов, подтверждающих совершениефинансово-хозяйственных операций(проверка существа операции, ее счетнаяпроверка и др.).

    Методыфактического контроляосновываются на проверке фактическогоналичия денежных, материальных и иныхсредств (активов), установления ихсоответствия данным бухгалтерскогоучета (инвентаризация, контрольнаязакупка, контрольный обмер или вскрытиеи др.).

    Расчетно-аналитическиеметоды,которые основываются на причинно-следственныхвзаимосвязях между событиями и явлениями,а также плановыми, учетными и отчетнымиданными (логическая оценка сведений,анализ бухгалтерской отчетности, выборкаи группировка данных и др.)

    Информативныеметоды -получение дополнительной информации,подтверждающей вид и размер финансовогонарушения, причины и виновных лиц,обстоятельства и иные факты его совершений(письменные объяснения, справки и др.).

    Основнымметодом финансового контроля являетсяревизия, котораяпро­водится с целью установлениязаконности, целесообразности иэкономической эффективности каждойфинансовой операции и деятельностидолжностных лиц по их совершению, оценкесостояния финансовой дисциплины наконкретном объекте.

    Законодательствозакрепляет обязательный и регулярныйхарактер ре­визий. Они проводится наместе и основывается на проверкепервичных документов, учетных регистров,бухгалтерской и статистическойотчет­ности, фактического наличияденежных средств.

    Как правило, ревизиипроводятся на основе заранее составленнойпро­граммы работы ревизоров,которыенаделены широкими правами:

    • проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгал­терскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, цен­ных бумаг, товарно-материальных ценностей и основных фондов;

    • проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать скла­ды, кассы, кладовые;

    • привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии;

    • получать от должностных и материально-ответственных лиц письмен­ные разъяснения по возникающим в ходе ревизии вопросам и др.

    Ревизиипроводятся всоответствии с планом, которыйсоставляется в вышестоящих органах:министерствах, федеральных службах иагентствах. Пла­новые ревизииорганизаций, совершающих кассовыеоперации, проводятся не реже одногораза в год, а — не совершающих кассовыеоперации, — не реже двух раз в год.

    Источник: https://studfile.net/preview/5255685/page:8/

    Studio-pravo
    Добавить комментарий