7.1. Понятие банковского надзора: В соответствии с п. 9 ст. 4 «О Центральном банке РФ» Банк России

Содержание
  1. Краткое содержание федерального закона о Центральном Банке России
  2. Правовое положение ЦБ РФ
  3. закона
  4. Глава 1. Общие положения
  5. Глава 2. Капитал Банка России
  6. Глава 3. Национальный финансовый совет и органы управления Банком России
  7. Глава 4. Взаимоотношения БР с органами государственной власти и органами местного самоуправления
  8. Глава 5. Отчетность БР
  9. Глава 6. Организация наличного денежного обращения
  10. Глава 7. Денежно-кредитная политика
  11. Глава 8. Банковские операции, сделки и услуги БР
  12. Глава 9. Международная и внешнеэкономическая деятельность
  13. Глава 10. Банковское регулирование и банковский контроль
  14. Глава 11. Взаимоотношения с кредитными организациями
  15. Глава 12. Организация безналичных расчетов
  16. Глава 13. Принципы организации
  17. Глава 14. Служащие Банка
  18. Глава 15. Аудит отчетности
  19. Глава 16. Заключительные положения
  20. 9. Банковский надзор. Цели деятельности и функции Банка России
  21. Центральный банк российской федерации как орган банковского регулирования и банковского надзора

Краткое содержание федерального закона о Центральном Банке России

7.1. Понятие банковского надзора:  В соответствии с п. 9 ст. 4 «О Центральном банке РФ» Банк России

Федеральный закон от 10 июля 2002 года №86 «О Банке России» — это ключевой документ, регламентирующий деятельность ЦБ РФ. Действующая редакция от 23.04.2018 г.

внесла изменения касательно влияния Банка России на страховой сектор: теперь предусмотрена возможность выдачи кредита без обеспечения Управляющей компании на срок до 5 лет в качестве предупредительных мер против банкротства в отношении активов страховых компаний.

Согласно этой же редакции Банк России имеет право отозвать лицензию у страховой компании, если последняя инвестирует свыше 20% собственного капитала и страховых резервов в активы, не соответствующие требованиям регулятора.

Правовое положение ЦБ РФ

Правовое положение о ЦБ РФ прописано Конституцией РФ. Ст. 75 определяет особый статус Банка России как главного банка первого уровня.

Он наделен исключительным правом эмиссии денежных знаков, защищает и обеспечивает устойчивость российского рубля.

Являясь органом экономического управления, он координирует и регулирует всю кредитную систему страны, наделен правом лицензировать кредитные организации и лишать их права осуществлять банковские услуги населению.

Федеральный закон «О Банке России» определяет последний, как юридическое лицо. Все имущество и уставной капитал является федеральной собственностью. При этом ЦБ РФ вправе распоряжаться ими на свое усмотрение в порядке и целях, установленных в рамках государственной кредитно-денежной политикой. Последняя разрабатывается и реализуется БР совместно с Правительством РФ.

Помимо вышеперечисленных, на ЦБ РФ возложена функция выплат средств по вкладам физических лиц – клиентов банков, признанных банкротами.

закона

На сайте Консультант Плюс публикуется полный текст закона с внесенными изменениями согласно последней редакции. ФЗ №86 состоит из 16 глав. Краткое содержание каждой из них описано ниже.

Глава 1. Общие положения

Определены понятия о статусе ЦБ РФ как самостоятельного юридического лица. Прописаны цели создания главного финансового института страны – обеспечение бесперебойной работы платежной и банковской систем, защита и упрочнение позиций национальной валюты.

Здесь же прописаны основные функции БР, перечисленные выше. Являясь основным регулятором банковской системы в целом и каждого банка по отдельности, а также управляя валютными резервами страны и осуществляя валютный контроль, на БР возложены полномочия предоставления банковских услуг для бюджета РФ и бюджетных организаций.

Несмотря на то, что уставный капитал Банка России – федеральная собственность, Банк не несет ответственности по долгам государства.

Глава 2. Капитал Банка России

В уставе определен размер капитала Банка – 3 млрд. рублей. В ней также содержится определение понятия прибыли, которую может получить БР в результате своей деятельности.

Глава 3. Национальный финансовый совет и органы управления Банком России

Коллегиальным органом управления является Национальный финансовый совет. Помимо Председателя Банка в него входит 12 человек, представители которых направляются Советом Федерации, Государственной Думой, Президентом РФ, Правительством РФ. Из их числа в ходе общего ания определяется Председатель Национального финансового совета. В функционал коллегиального органа входит:

  • Рассмотрение и утверждение общих расходов на содержание служащего состава Банка, другие административно-хозяйственные расходы, размер капитальных вложений;
  • Анализ годового отчета по результатам деятельности банка;
  • Вопросы по совершенствованию финансового рынка, направлению денежно-кредитной политики и т.д.

Глава 4. Взаимоотношения БР с органами государственной власти и органами местного самоуправления

Прописывается участие Банка в разработке единой экономической политики в рамках своей компетенции. Подтверждает право БР финансировать дефицит федерального бюджета в размерах, и способами, предусмотренными законодательством.

Глава 5. Отчетность БР

Отчетный год БР приравнен к календарному году. Ежегодно не позднее 15 мая он обязан предоставлять годовой отчет о результатах своей деятельности, включающий:

  • мероприятия, проводимые в рамках денежно-кредитной политики;
  • экономический анализ РФ, состоящий из данных денежного обращения, кредита, финансового рынка и платежного баланса;
  • финансовую отчетность;
  • аудиторское заключение по результатам финансовой деятельности.

Глава 6. Организация наличного денежного обращения

Прописана монопольное право ЦБ РФ на эмиссию наличности. Здесь же прописаны права БР в части организации, контроля и регулирования кассовых операций.

Глава 7. Денежно-кредитная политика

Описывается роль БР в денежно-кредитной политике. В качестве регулятора БР:

  • устанавливает уровень процентной ставки по операциям;
  • определяет размер нормативов обязательных резервов;
  • осуществляет операции на открытом рынке;
  • рефинансирует коммерческие банки и другие кредитные организации;
  • проводит валютные интервенции;
  • определяет цель роста денежной массы.

Глава 8. Банковские операции, сделки и услуги БР

Описывается право ЦБ РФ оказывать банковские услуги по кредитованию, покупке и продаже ценных бумаг, драгоценных металлов и валюты, РКО, выдаче банковских гарантий и поручительств. Роль банка, главный финансовый институт, осуществляет исключительно для банковских организаций с действующей лицензией и государственных органов.

Глава 9. Международная и внешнеэкономическая деятельность

Прописаны полномочия БР выступать от имени государства во взаимоотношениях с центральными банками других государств. Описаны функции и обязанности регулятора, отвечающие за валютный контроль.

Глава 10. Банковское регулирование и банковский контроль

Определены права Банка, как регулятора финансовой системы страны, в том числе в части регистрации кредитных организаций и дальнейшего контролю за их деятельностью. Описаны мероприятия и права по отношению к нарушителям действующего законодательства.

Глава 11. Взаимоотношения с кредитными организациями

Ключевым моментом является норма, согласно которой, БР не отвечает по долгам коммерческих банков, а те, в свою очередь, по долгам ЦБ РФ.

Глава 12. Организация безналичных расчетов

Прописывает полномочия Банка по выдаче лицензии коммерческим организациям на осуществление безналичных расчетов и контролю за ними.

Глава 13. Принципы организации

Описана структура ЦБ, состоящая из центрального аппарата, территориальных учреждений, расчетно-кассовых центров, полевых учреждений, вычислительных центров, и других организаций, в том числе Российского объединения инкассации.

Глава 14. Служащие Банка

Определение их статуса, а также запрет на работу в иных кредитных организациях или совместительство, способное привести к конфликту интересов.

Глава 15. Аудит отчетности

Прописаны обязанности Банка проходить аудиторскую проверку на ежегодной основе.

Глава 16. Заключительные положения

Глава определяет ключевую роль ФЗ№86 «О Банке России» и необходимость приведения иных законодательных актов к действующей редакции. Прописаны полномочия Счетной палаты на проверку деятельности только в случае о вынесении решения Национальным банковским комитетом. Здесь же прописывают законы и нормативные акты, утратившие силу.

Источник: https://finansy.guru/banki/tsentralnyj-bank-rf/fz-o-tsb.html

9. Банковский надзор. Цели деятельности и функции Банка России

7.1. Понятие банковского надзора:  В соответствии с п. 9 ст. 4 «О Центральном банке РФ» Банк России

В соответствии с действующимзаконодательством важнейшим субъектом,осуществляющим банковское регулирование,является ЦБ РФ. Согласно ст. 3 Федеральногозакона от 10 июля 2002 г. «О Центральномбанке РФ (Банке России)» основными целямиЦБ РФ являются:

— защита и обеспечение устойчивостирубля;

— развитие и укрепление банковскойсистемы РФ;

— обеспечение эффективного и бесперебойногофункционирования платежной системы.

Согласно ст. 56 Федерального закона «ОЦентральном банке РФ» Банк Россииосуществляет постоянный надзор засоблюдением кредитными организациямибанковского законодательства, нормативныхактов ЦБ РФ, в частности, установленныхими обязательных экономическихнормативов.

Главные цели банковскогорегулирования и надзора — поддержаниестабильности банковской системы изащита интересов вкладчиков и кредиторов.

Банковский надзор наряду со своиминепосредственными задачами, а точнее— в рамках решения этих задач, одновременноспособствует решению конституционной— и ключевой для Банка России — задачиобеспечения стабильности денежнойединицы, а отсюда и денежной системы.

Необходимость банковского надзораопределяется особенностями деятельностикоммерческих банков, которые работаютглавным образом на основе привлеченныхсредств, в том числе денежных средствнаселения. Поэтому важно завоеватьдоверие населения к банковскойдеятельности и защитить средствавкладчиков.

Особого контроля требуетведение бухгалтерского учета для того,чтобы он отражал реальное финансовоесостояние банков, так как банкротствобанковской сферы может привести ксоциальным волнениям, подрыву доверияк кредитной системе.

В ряде случаев всебанковское дело страны подвергаетсяопасности системного риска, что требуетстрогого контроля за уязвимыми банками.

Банковское регулирование обычнопредполагает формирование, применениеи контроль за соблюдением специальныхправил и инструкций по осуществлениюбанковской деятельности. Банковскийнадзор за финансовым состоянием банковобеспечивает соблюдение этих правил иинструкций и оценивает финансовуюустойчивость кредитных организаций.

Система банковского надзора любогогосударства включает в себя следующиеэлементы:

— регистрацию и лицензирование;

— дистанционный надзор;

— инспектирование;

— работу с проблемными банками;

— ликвидационные процедуры.

На любой из этих стадий существуютвозможности для ущемления интересовклиентов банков.

Процесс надзора начинается до того, какбанк приступит к выполнению своихопераций. При выдаче лицензии набанковскую деятельность контрольныйорган вправе поинтересоваться, откудапоступит первоначальный инвестируемыйкапитал.

Предпочтение отдается средствам,которые не являются заемными. Проверяютсякомпетентность и честность руководства.Необходимо также на стадии лицензированиярассмотреть круг будущих операций истратегию банка.

Процесс лицензированияиногда называют антиконкурентнымиправилами, ограничивающими доступ всферу банковской деятельности.

Наряду с выдачей банковской лицензииданный элемент банковского надзоравключает также регистрацию кредитнойорганизации в качестве юридическоголица при ее создании, регистрациюизменений в уставе кредитной организации,регистрацию изменений в территориальнойструктуре банка (создание и ликвидациюфилиалов).

Банковский надзор может осуществлятьсябез выхода в банк. Такой надзор ещеназывают дистанционным, или документальным,надзором. Наиболее распространеннойформой этого надзора является получениеи анализ банковской отчетности.

Центральный банк РФ с участием специалистовмирового рынка разработал и ввелфинансовую отчетность, приближенную кмировым стандартам. Она идет параллельнос той отчетностью, которую банкипредставляют по существующим правилам.

Анализ отчетности дает более полноепредставление об их деятельности.Качественный надзор за деятельностьюкоммерческих банков и их филиаловвозможен только при наличии достоверныхотчетов, своевременно и в полном объемепредставленных в ЦБ РФ.

Затруднения ворганизации полноценного надзора взначительной степени связаны с практикойбанков по «приукрашиванию» своейдеятельности, что ведет к искажениям вотчетности.

Серьезные нарекания вызывает качествопредставляемых отчетов. Их анализсвидетельствует о нарушении коммерческимибанками и их филиалами правил веденияучета и проведения операций по счетам.Так, в отчетах коммерческих банковимеются нарушения в части неполногоначисления износа на основные средства,малоценные и быстроизнашивающиесяпредметы.

Большинство банков нарушаюттребования о ежемесячном начислениипроцентов по выданным кредитам согласноположению, разработанному ЦБ РФ. Имеютсянарушения, когда фонды, созданныебанками, используются не по целевомуназначению.

Обо всех этих и другихнарушениях, допущенных в деятельностикредитных организаций, сообщалось врекламационных письмах ЦБ РФ порезультатам сдачи годовых отчетовкоммерческими банками.

Банковский надзор осуществляется такженепосредственно в банке.

Наиболеераспространенной формой такого надзораявляется проведение инспекционныхпроверок банков, которые осуществляютсяв соответствии с Инструкцией ЦБ РФ от25 августа 2003 г.

N 105-И «О порядке проведенияпроверок кредитных организаций (ихфилиалов) уполномоченными представителямиЦБ РФ» и Инструкцией от 1 декабря 2003 г.N 108-И «Об организации инспекционнойдеятельности ЦБ РФ (Банка России)».

Основной целью проведения ЦБ РФ провероккредитных организаций (их филиалов)является оценка на месте общего состояниякредитной организации либо отдельныхнаправлений ее деятельности, в томчисле:

— оценка соблюдения законодательстваРФ и нормативных актов ЦБ РФ; оценкадостоверности учета (отчетности)кредитной организации (ее филиала);

— определение размера рисков, активов,пассивов, оценка качества активовкредитной организации (ее филиала),величины и достаточности собственныхсредств (капитала) кредитной организации;

— оценка систем управления рисками иорганизации внутреннего контролякредитной организации (ее филиала),финансового состояния и перспективдеятельности кредитной организации;

— выявление действий, угрожающихинтересам кредиторов и вкладчиковкредитной организации.

Проверки кредитных организаций (ихфилиалов), проводимые ЦБ РФ, не выполняютзадач проверок, проводимых аудиторскимиорганами, и документальных ревизий (п.1.3 Инструкции N 108-И).

Проверки кредитных организаций могутосуществляться:

— без предварительного уведомлениякредитной организации (ее филиала);

— с предварительным уведомлениемкредитной организации (ее филиала).

Проверки могут осуществлятьсяуполномоченными представителями(служащими) ЦБ РФ в порядке, установленномсоветом директоров, или по поручениюсовета директоров аудиторскимиорганизациями.

Уполномоченныепредставители (служащие) ЦБ РФ имеютправо получать и проверять отчетностьи другие документы кредитных организаций(их филиалов), при необходимости сниматькопии с соответствующих документов дляприобщения к материалам проверки.

Порядок проведения проверок кредитныхорганизаций (их филиалов), в том числеопределение обязанностей кредитныхорганизаций (их филиалов) по содействиюв проведении проверок, определяетсясоветом директоров.

При осуществлении функций банковскогорегулирования и банковского надзораЦБ РФ не вправе проводить более однойпроверки кредитной организации (еефилиала) по одним и тем же вопросам заодин и тот же отчетный период деятельностикредитной организации (ее филиала), заисключением случаев, предусмотренныхдействующим законодательством. Приэтом проверкой может быть охваченотолько пять календарных лет деятельностикредитной организации (ее филиала),предшествующих году проведения проверки.

Проведение ЦБ РФ повторной проверкикредитной организации (ее филиала) поодним и тем же вопросам за один и тот жеотчетный период деятельности кредитнойорганизации (ее филиала) за уже проверенныйпериод разрешается по следующимоснованиям:

— если такая проверка проводится всвязи с реорганизацией или ликвидациейкредитной организации;

— в порядке контроля за деятельностьютерриториального учреждения ЦБ РФ,проводившего проверку. Повторнаяпроверка кредитной организации (еефилиала) в порядке указанного контроляпроводится ЦБ РФ на основаниимотивированного решения советадиректоров;

— по иным основаниям, предусмотреннымзаконодательством Российской Федерации.

Элементом банковского надзора являетсяработа по выявлению проблемных банковв рамках системы раннего реагирования,которая позволит определять проблемныебанки на ранней стадии, а не тогда, когдафинансовые трудности приобретутнеобратимый характер и единственноймерой останется только отзыв лицензииу банка. Проблемный банк — это банк, вдеятельности которого содержитсяпотенциальная или реальная угрозаинтересам его кредиторов. О реальнойугрозе могут говорить такие показатели,как наличие неоплаченных документовклиентов в связи с недостаточностьюили отсутствием средств на корреспондентскомсчете кредитной организации, систематическоенесоблюдение обязательных экономическихнормативов и т.д. Потенциальную угрозупредставляют действия кредитнойорганизации, направленные на принятиедополнительных рисков банком.

При выявлении проблемных банков надзорныйорган должен определить уровеньпроблемности кредитной организации иприменение к ней мер воздействия взависимости от выявленной проблемы.

Впрактике развитых стран такая системавоплотилась в механизме регулярной(как правило, по результатам отчетногопериода) классификации банков по группампроблемности.

Цель такой классификациине только в статистическом обобщении,но и в выработке мер воздействия взависимости от группы проблемности, вкоторой оказалась кредитная организация.

Целями деятельности Банка Россииявляются:

  • защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
  • обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является цельюдеятельности Банка России.

Банк России выполняет следующиефункции:

  1. во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

  2. монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

  3. является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

  4. устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

  5. устанавливает правила проведения банковских операций;

  6. осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

  7. осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

  8. принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

  9. осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

  10. регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

  11. осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

  12. организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  13. определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

  14. устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

  15. устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

  16. принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

  17. устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

  18. проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

  19. осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Банк России подотчетен ГосударственнойДуме Федерального Собрания РоссийскойФедерации.

В соответствии с законодательствомЦентральный банк РФ ежегодно представляетв Государственную Думу свой годовойотчет, который включает в годовуюфинансовую отчетность.

Центральный банк представляет собойединую централизованную систему свертикальной структурой управления. Всистему Банка России входят:

  • центральный аппарат;
  • территориальные учреждения;
  • расчетно-кассовые центры;
  • вычислительные центры;
  • полевые учреждения;
  • учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.

Функциональная структура предполагаетсуществование в банке обособленныхподразделений (Департаменты, управления),реализующих функции Банка России всоответствии с делением его деятельностина отдельные направления.

Центральный банк по существу являетсяпосредником между государством иэкономикой. Осуществляя свою деятельностьна макроуровне, он отражает общенациональныеинтересы, проводит политику не в интересахтого или иного региона, той или инойгруппы отраслей народного хозяйства,а в интересах государства в целом.

Источник: https://studfile.net/preview/5719220/page:12/

Центральный банк российской федерации как орган банковского регулирования и банковского надзора

7.1. Понятие банковского надзора:  В соответствии с п. 9 ст. 4 «О Центральном банке РФ» Банк России
в рамках:Выходные данные сборника:

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ  БАНК  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ  КАК  ОРГАН  БАНКОВСКОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ  И  БАНКОВСКОГО  НАДЗОРА

Рукосуева  Александра  Андреевна

помощник  конкурсного  управляющего,  г.  Владивосток

E-mail: 

Пономарев  Олег  Владимирович

преподаватель  Дальневосточного  федерального  университета,  г.  Владивосток

E-mail: 

THE  CENTRAL  BANK  OF  THE  RUSSIAN  FEDERATION  AS  AN  ORGAN  OF  BANKING  REGULATIONS  AND  BANKING  SUPERVISION

Rukosueva  Aleksandra

Assistant  of  bankruptcy  manager,  Vladivostok

Ponomarev  Oleg

Teacher  of  Far  Eastern  Federal  University,  Vladivostok

АННОТАЦИЯ

В  данной  статье  рассматриваются  важные  функции  Центрального  банка  Российской  Федерации:  банковское  регулирование  и  банковский  надзор.  Путем  анализа  научной  литературы  и  источников  финансового  права  выявлено  отсутствие  единого  понимания  изучаемых  понятий.

  На  основе  проведенного  исследования  в  статье  представлены  и  раскрыты  элементы  банковского  регулирования  и  надзора.

  В  заключение  приводится  информация  о  том,  какие  перспективы  развития  ожидают  банковский  сектор  в  области  регулирования  и  надзора  деятельности  кредитных  организаций.

ABSTRACT

In  this  article  there  are  examined  such  important  functions  of  the  Central  Bank  of  the  Russian  Federation  as  banking  regulations  and  banking  supervision.  By  means  of  analyzing  scientifical  literature  and  financial  law  sources  there  is  elicited  the  absence  of  a  uniform  understanding  of  studying  notions.

  On  the  basis  of  the  undertaken  study  elements  of  banking  regulations  and  supervision  are  highlighted  and  releasedin  the  article.

  In  conclusion  there  is  given  information  about  development  prospects  that  are  to  be  waited  for  banking  sector  in  the  field  of  regulations  and  supervision  of  credit  institutions’  inspections. 

Ключевые  слова:  Центральный  банк  Российской  Федерации;  банковское  регулирование;  банковский  надзор;  проверки  кредитных  организаций;  дистанционный  (пруденциальный)  надзор;  инспекционная  деятельность  Банка  России.

Keywords:  the  Central  Bank  of  the  Russian  Federation;  banking  regulation;  banking  supervision;  checks  of  crediting  organizations;  documentary  (prudential)  supervision;  inspection  by  the  Bank  of  Russia.

Согласно  п.  9  ст.  4  Федерального  закона  №  86-ФЗ  «О  Центральном  Банке  Российской  Федерации  (Банке  России)  от  10.07.2002  г.  одной  из  функций  главного  банка  страны  является  осуществление  надзора  за  деятельностью  кредитных  организаций  и  банковских  групп  (далее  —  банковский  надзор)  [4].

  Ни  один  нормативно-правовой  акт  Российской  Федерации  не  содержит  конкретного  определения  термина  «банковский  надзор».

  Вдобавок,  анализируя  нормы  действующего  российского  законодательства  и  научную  литературу,  можно  столкнуться  с  отождествлением  «надзора»  с  такими  понятиями,  как  «регулирование»  и  «контроль»  [7]. 

Путем  систематизации  различных  подходов  А.В.  Аксеничев  пришел  к  выводу,  что  банковский  надзор  и  контроль  являются  частью  более  широкого  понятия  «банковское  регулирование».  По  его  мнению,  банковский  надзор  и  контроль,  в  целом,  представляют  собой  совокупность  мер,  позволяющих  осуществлять  банковское  регулирование  [1].

При  изучении  вопроса  о  понятии  банковского  надзора  А.А.

  Пономарева  отметила,  что  рассматриваемый  термин  является  разновидностью  государственного  финансового  контроля,  и  определила  банковский  надзор  как  «обязательное  звено  в  замкнутой  системе  управления  государственными  финансами»,  которое  позволяет  достичь  стабильности  банковской  системы  «посредством  активных  упорядочивающих  действий  Банка  России»,  направленных  на  соблюдение  кредитными  организациями  банковского  законодательства,  нормативных  актов  Банка  России  и  установленных  ими  обязательных  нормативов  [8]. 

Заслуживает  внимания  определение  банковского  надзора,  сформулированное  Т.Э.  Рождественской.

  Банковский  надзор  —  это  вид  публично-правовой  деятельности,  основной  целью  которой  является  поддержание  стабильности  и  развитие  банковской  системы  страны  и  защита  интересов  вкладчиков  и  кредиторов  [10].

  В  статье  56  Федерального  закона  «О  Центральном  Банке  РФ»  вышеназванные  цели  относятся  не  только  к  банковскому  надзору,  но  и  к  банковскому  регулированию.

  Согласно  данной  статье,  Центральный  банк  РФ  является  органом  и  банковского  регулирования,  и  банковского  надзора  [4].  Таким  образом,  отсутствие  единой  трактовки  рассматриваемых  понятий,  в  особенности,  на  уровне  банковского  законодательства,  существенно  затрудняет  их  понимание  и  практическое  применение.

Следует  согласиться  с  мнением  С.Л.

  Ермакова,  который  рассматривает  банковское  регулирование  как  систему  мер,  с  помощью  которых  государство  через  Банк  России  или  иной  надзорный  орган  обеспечивает  стабильное  и  безопасное  функционирование  банковской  системы.

  Под  системой  мер  подразумевается  разработка  и  издание  конкретных  правил  или  инструкций,  основанных  на  действующем  законодательстве  и  определяющих  структуру  и  способы  осуществления  банковского  дела  в  стране  [3].

В  соответствии  со  ст.  57  Федерального  закона  №  86-ФЗ  Банк  России  устанавливает  обязательные  для  кредитных  организаций  и  банковских  групп  правила:

·проведения  банковских  операций,  бухгалтерского  учета  и  отчетности;

·организации  внутреннего  контроля;

·составления  и  представления  бухгалтерской  и  статистической  отчетности;

·составления  и  представления  другой  информации,  предусмотренной  федеральными  законами  Российской  Федерации  [4].

В  свою  очередь,  банковский  надзор  С.Л.

  Ермаков  представляет  как  систему  норм  государственно-властного  характера,  имеющую  целью  обеспечение  стабильного  функционирования  банковской  системы  в  целом,  а  также  защиту  интересов  вкладчиков  с  помощью  государственной  регистрации  и  лицензирования  банковской  деятельности,  юридического  установления  экономических  нормативов  функционирования  банков  и  осуществления  иных  мер  банковского  надзора,  главным  инструментом  которого  выступает  применение  мер  воздействия  от  имени  государства  [3].

Регулирующие  и  надзорные  функции  Центрального  Банка  Российской  Федерации  осуществляются  через  действующий  на  постоянной  основе  орган  —  Комитет  банковского  надзора  [4],  в  состав  которого  входят:

·     Председатель  Комитета  и  его  заместители;

·     Департамент  банковского  надзора;

·     Департамент  банковского  регулирования;

·     Департамент  лицензирования  деятельности  и  финансового  оздоровления  кредитных  организаций;

·       инспекция  кредитных  организаций;

·     Департамент  финансового  мониторинга  и  валютного  контроля;

·     Департамент  финансовой  стабильности;

·     Юридический  департамент;

·     Главное  управление  безопасности  и  защиты  информации;

·     Московское  главное  территориальное  управление  Центрального  банка  Российской  Федерации  [6].

Для  осуществления  своих  функций  Банк  России  в  соответствии  с  перечнем,  установленным  Советом  директоров,  имеет  право  запрашивать  и  получать  у  кредитных  организаций  необходимую  информацию  об  их  деятельности,  которая  необходима  для  составления  консолидированной  отчетности.

Для  составления  банковской  и  денежной  статистики,  платежного  баланса  Российской  Федерации,  для  анализа  экономической  ситуации  Банк  России  имеет  право  запрашивать  и  получать  необходимую  информацию  на  безвозмездной  основе  у  федеральных  органов  исполнительной  власти,  их  территориальных  органов,  юридических  лиц.  При  этом  поступившая  от  юридических  лиц  информация  по  конкретным  операциям  не  подлежит  разглашению  без  согласия  соответствующего  юридического  лица,  за  исключением  случаев,  предусмотренных  федеральными  законами  Российской  Федерации.

Банк  России,  осуществляя  банковское  регулирование  и  банковский  надзор,  публикует  сводную  статистическую  и  аналитическую  информацию  о  банковской  системе  Российской  Федерации.

В  случае  выявления  нарушений  или  предоставления  кредитными  организациями  неполной  и  недостоверной  информации,  Банк  России  в  зависимости  от  вида  нарушения  имеет  право:

·взыскать  штраф;

·ограничить  проведение  кредитной  организацией  отдельных  банковских  операций,  предусмотренных  выданной  ей  лицензией;

·ограничить  открытие  кредитной  организацией  филиалов;

·потребовать  от  кредитной  организации  осуществления  мероприятий  по  ее  финансовому  оздоровлению,  замены  ее  руководителей  и  осуществления  реорганизации  банка  и  др.  [4,  9]

Согласно  формулировке  А.З.  Арсланбековой,  банковский  надзор  и  банковское  регулирование  как  система  состоят  из:

·     регистрации  и  лицензирования;

·     дистанционного  (документарного)  надзора;

·     инспектирования;

·     работы  с  проблемными  банками;

·     ликвидационных  процедур  [2]. 

Согласно  статье  59  Федерального  закона  №  86-ФЗ  Банк  России  принимает  решение  о  государственной  регистрации  кредитных  организаций  и  в  целях  осуществления  им  контрольных  и  надзорных  функций  ведет  Книгу  государственной  регистрации  кредитных  организаций,  выдает  кредитным  организациям  лицензии  на  осуществление  банковских  операций,  приостанавливает  действие  указанных  лицензий  и  отзывает  их  [4].  Согласно  официальному  отчету  Центрального  Банка  РФ  о  развитии  банковского  сектора  и  банковского  надзора  1  января  2013  г.  лицензией  на  осуществление  банковских  операций  обладало  956  кредитных  организаций  [5].

Дистанционный  или  документарный  надзор  по-другому  называют  пруденциальным  (от  англ.  «prudential»  —  осторожный,  мягкий,  благоразумный).

  Он  подразумевает  проверку  форм  отчетности,  которые  предоставляет  кредитная  организация  в  Центральный  Банк  РФ,  об  осуществляемой  деятельности  за  определенный  период  времени.

  Если  отчеты  заполняются  достоверно,  в  полном  объеме  и  своевременно,  то  пруденциальный  надзор  может  быть  использован  «как  система  раннего  предупреждения  сбоев  в  работке  банковского  сектора».

  При  проведении  на  постоянной  основе  анализа  достаточности  уровня  капитала  и  положительных,  отрицательных  тенденций  в  деятельности  конкретного  банка  можно  заранее  выявить  проблемы,  способные  привести  к  неплатежеспособности  и,  возможно,  к  банкротству  кредитной  организации  [3]. 

Третий  элемент  системы  банковского  надзора  —  проведение  инспекционных  проверок  кредитных  организаций  —  предусматривает  оценку  общего  состояния  банков  или  отдельных  направлений  их  деятельности  непосредственно  на  месте.

  Контроль  над  деятельностью  банков  с  выездом  на  место  осуществляется  сотрудниками  Главной  инспекции  кредитных  организаций.

  Перед  надзорно-инспекционным  блоком  Центрального  Банка  России  поставлены  такие  важнейшие  задачи  как  определение  фактического  финансового  состояния  банка,  выявление  ситуаций,  угрожающих  интересам  кредиторов  и  вкладчиков,  а  также  проверка  соблюдения  кредитной  организацией  действующего  банковского  законодательства  и  нормативных  актов  ЦБ  РФ  [3].  Проверки  осуществляются  либо  с  уведомлением  кредитной  организации,  либо  без  предварительного  уведомления  [2].  В  2012  году  уполномоченными  представителями  Банка  России  были  проведены  1118  проверок  в  692  банках:  757  плановых  проверок  и  361  проверка  на  внеплановой  основе  [5].

Работа  с  проблемными  банками  в  свою  очередь  подразделяется  на:  выявление  финансовых  трудностей,  изучение  особенностей  возникновения  проблем,  формирование  политики  их  решения,  а  также  применение  мер  воздействия.

  Необходимо  отметить,  что  банковский  надзор  «не  должен  и  не  может  ставить  целью  применение  карательных  мер».  Напротив,  вследствие  своевременного  выявления  ошибок,  допущенных  кредитной  организацией,  выявляются  возможности  банка  в  дальнейшем  обеспечивать  принятые  на  себя  обязательства  перед  вкладчиками.

  Если  таковые  возможности  не  обнаружены,  то  применяется  крайняя  мера  —  отзыв  лицензии  и  последующая  ликвидация  [3].

  Согласно  отчету,  представленному  Центральным  Банком  РФ,  в  2012  году  Банком  России  отозваны  лицензии  на  осуществление  банковских  операций  22  кредитных  организаций,  причем,  половина  из  них  (10  банков  и  1  небанковская  кредитная  организация)  зарегистрированы  в  Московском  регионе  [5].

Перспективы  развития  системы  банковского  регулирования  и  банковского  надзора  в  Российской  Федерации  направлены  на  повышение  «прозрачности»  деятельности,  т.  е.

  осуществление  публикаций  финансовых  отчетов;  разработку  и  внедрение  системы  раннего  реагирования;  разработку  действенного  механизма  предупреждения  банкротства  кредитных  организаций  и  их  ликвидации  в  рамках  банкротства  [3,  5].

Таким  образом,  Центральный  Банк  Российской  Федерации  играет  ключевую  роль  в  системе  регулирования  и  надзора  за  деятельностью  кредитных  организаций.

Список  литературы:

  1. Аксеничев  А.В.  Банковский  контроль  и  надзор  в  России:  современное  состояние  и  перспективы  развития:  автореф.  дис.  к.э.н.  /  Аксеничев  А.В.  —  СПб.,  2010.  —  24  с.
  2. Арсланбекова  А.З.  Организация  банковского  надзора  в  Российской  Федерации  //  Российский  Юридический  журнал.  —  2008.  —  №  4.  —  С.  95—99.
  3. Ермаков  С.Л.  Основные  вопросы  банковского  регулирования  и  банковского  надзора  //  Известия  Иркутской  государственной  экономической  академии  (Байкальский  государственный  университет  экономики  и  права).  —  2012.  —  №  3.  —  С.  30—41.
  4. О  Центральном  Банке  Российской  Федерации  (Банке  России):  Федеральный  закон  от  10.07.2002  №  86-ФЗ  (ред.  от  07.05.2013)  //  Парламентская  газета.  —  2002.  —  №  131—132.  —  13  июля.

Источник: https://sibac.info/conf/law/xxv/33147

Studio-pravo
Добавить комментарий