69. Контроль в государственном управлении.: Государственный контроль осуществляется органами законодательных,

Государственный контроль и государственный надзор в сфере исполнительной власти

69. Контроль в государственном управлении.: Государственный контроль осуществляется органами законодательных,

Соотношение контроля и надзора в государственном управлении.

Государственный контроль – деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за функционированием подконтрольного объекта с целью установления его отклонений от заданных параметров.

В зависимости от объема и содержания государственный контроль делится на общий (охватывает все направления деятельности подконтрольного объекта) и специальный (осуществляется по какому-либо конкретному направлению деятельности, какому-либо конкретному вопросу– финансовый, таможенный, санитарный, экологический и др.).

В зависимости от направленности и организационно-правовых форм государственный контроль делится на внешний (осуществляется в отношении объектов, непосредственно не подчиненных контролирующему органу) и внутренний (осуществляется в пределах системы данного органа исполнительной власти или иного органа).

В зависимости от стадий осуществления деятельности контроль может быть: предварительным, текущим, последующим.

В зависимости от временного режима контрольной деятельности — постоянным (систематическим) и временным (периодическим).

В зависимости от субъекта деятельности существует контроль Президента РФ, контроль органов представительной (законодательной) власти и контроль органов исполнительной власти.

Контроль Президента РФ может быть непосредственным и опосредованным.

Контрольные полномочия Президента РФ:

• назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

• назначает на должность и освобождает от должности по предложению Председателя Правительства РФ его заместителей и федеральных министров;

• имеет право приостанавливать постановления и распоряжения Правительства РФ;

• имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и международным договорам РФ;

• назначает на должность и освобождает от должности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах;

• назначает на должность и освобождает от должности высшее командование Вооруженными Силами РФ;

• осуществляет иные контрольные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ.

Опосредованный президентский контроль осуществляют: Администрация Президента РФ (Контрольное управление Президента РФ, Главное государственно-правовое управление Президента РФ, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах).

Контроль в сфере государственного управления осуществляют Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Счетная палата РФ, органы представительной (законодательной) власти субъектов РФ.

В зависимости от объема и содержания органы исполнительной власти осуществляют: общий, межотраслевой (надведомственный) и отраслевой (внутриведомственный) контроль.

Общий контроль органов исполнительной власти включает контроль за исполнением и соблюдением Конституции, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ; консолидацию, объединение подведомственных (подконтрольных) органов по направлениям деятельности; заслушивание докладов и отчетов полномочных представителей подконтрольных органов о результатах и состоянии их деятельности (Правительство РФ, правительства республик в составе РФ, администрации (правительства) иных субъектов РФ.)

Межотраслевой контроль органов исполнительной власти осуществляется в целях обеспечения единообразного решения комплексных задач, относящихся к ряду отраслей управления, органами исполнительной власти надведомственной компетенции; между субъектами и объектами контрольной деятельности отсутствует организационная подчиненность.

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие межотраслевой контроль: Министерство внутренних дел РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство природных ресурсов РФ и др.

Отраслевой контроль органов исполнительной власти осуществляется органами как отраслевой, так и исполнительной власти межотраслевой компетенции, по определенным вопросам внутриведомственного характера, между субъектами и объектами этого контроля существует организационная подчиненность.

69. Административный надзор: понятие, виды, субъекты.

Административный надзор – разновидность государственного контроля за соблюдением норм и общеобязательных правил, закреплённых в законах и подзаконных актах, осуществляемый в отношении органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан.

Характерные черты:

— субъект административного надзора является субъектом исполнительной власти;

— основной целью является обеспечение безопасности граждан, общества, государства (а судебного и прокурорского — обеспечение законности в стране);

— специализированный характер, то есть он направлен на соблюдение специальных правил (санитарных, пожарных, ветеринарных, таможенных и др.);

— проводится систематически за конкретным объектом;

— осуществляется, как правило, субъектами исполнительной власти, наделенными надведомственными полномочиями;

— связан с применением административного принуждения.

Административный надзор осуществляется с целью охраны соответствующих общественных отношений, как от правонарушений, так и от объективно-противоправных действий и стихийных явлений.

административного надзора:

1) участие в правотворчестве;

2) организационно-массовая работа;

3) контроль предварительный, текущий, последующий;

4) пресечение правонарушений;

5) привлечение виновных к ответственности.

В административной науке выделяют такие виды административного надзора:

— государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

— надзор за соблюдением законодательства о труде;

— государственный геодезический надзор;

— государственный надзор за безопасностью дорожного движения;

— государственный пожарный надзор;

— административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;

Источник: https://studopedia.su/17_64338_gosudarstvenniy-kontrol-i-gosudarstvenniy-nadzor-v-sfere-ispolnitelnoy-vlasti.html

Понятие и виды контроля в гос.управлении

69. Контроль в государственном управлении.: Государственный контроль осуществляется органами законодательных,

Контроль как способ обеспечения законности состоит в том, что уполномоченные государственные (общественные) органы (должностные лица), используя определенные приемы и способы, выясняют, не допущены ли подконтрольными органами (должностными лицами) в их деятельности нарушения законности и целесообразности. При наличии таких нарушений контрольные органы принимают меры к их устранению, восстановлению нарушенных прав, привлечению виновных должностных лиц к ответственности.

Контроль подразделяется на общий, когда охватывается вся деятельность проверяемого органа, и специальный, когда проверка осуществляется по определенным вопросам. Принципами контроля являются: законность, объективность, независимость, гласность, экономичность, сохранение государственной и иной охраняемой законом тайны.

Сущность государственного контроля состоит в проверке соблюдения органами исполнительной власти и их должностными лицами законности, а также обеспечения целесообразности и эффективности в своей деятельности.

В государственном управлении осуществляются следующие виды контроля:

контроль, осуществляемый Президентом РФ (президентский контроль);

контроль, осуществляемый органами представительной власти;

контроль, осуществляемый органами исполнительной власти;

судебный контроль; общественный контроль.

Президентский контроль в государственном управлении состоит, прежде всего, в том, что в соответствии с полномочиями, предоставленными ему Конституцией и федеральными законами, Президент РФ осуществляет контрольные полномочия при формировании Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, Совета Безопасности, Администрации Президента, а также при назначении и освобождении высшего командования Вооруженных Сил РФ, назначении и отзыве дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

Кроме того, Президент РФ осуществляет функции контроля в процессе обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия Правительства РФ и других органов государственной власти.

Контрольные полномочия в сфере обеспечения безопасности Президент РФ осуществляет через Совет Безопасности РФ. Важную роль в реализации контрольных полномочий Президента РФ играют полномочные представители Президента в федеральных округах.

Полномочный представитель обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа.

Контроль, осуществляемый органами представительной власти, осуществляется палатами Федерального Собрания РФ (парламента РФ), являющегося представительным и законодательным органом РФ. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации может осуществлять контроль при осуществлении таких функций, как:

утверждение федеральных законов, в том числе федерального закона о федеральном бюджете;

утверждение изменения границ между субъектами РФ;

утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;

утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;

решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;

отрешение Президента РФ от должности;

назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.

Государственная Дума может осуществлять контроль при решении следующих вопросов, отнесенных к ее ведению Конституцией:

принятие федеральных законов, в том числе федерального закона о федеральном бюджете;

дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

решение вопроса о доверии Правительству РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

объявление амнистии;

выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

формами контрольной деятельности палат Федерального Собрания РФ являются следующие:

подготовка и принятие парламентского запроса;

проведение парламентских слушаний;

заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

заслушивание на заседаниях палат членов Правительства РФ (парламентский час);

рассмотрение вопросов, отнесенных к ведению палат, на заседаниях их комитетов и комиссий;

приглашение на заседание комитета представителей органов исполнительной власти;

запрос комиссией и комитетом необходимых документов и материалов;

парламентское расследование.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату,

Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему.

Контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, включает в себя контроль, осуществляемый Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, а также органами исполнительной власти субъектов РФ.

Правительство РФ в соответствии с Конституцией и Законом о Правительстве РФ осуществляет систематический контроль за исполнением Конституции и федеральных законов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ в процессе руководства работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.

Правительство РФ также осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Федеральные органы исполнительной власти осуществляют отраслевой и межотраслевой контроль.

Отраслевой (внутриведомственный) контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти в отношении подведомственных федеральных органов исполнительной власти и организаций в отраслях и сферах своей деятельности.

Межотраслевой (подведомственный контроль) осуществляется за определенными сферами (вопросами) не подчиненных им органов и должностных лиц. Такой контроль касается только определенных функций или отдельной стороны деятельности подконтрольных органов, независимо от ведомственной подчиненности.

Судебный контроль в государственном управлении осуществляется Конституционным Судом РФ, судами общей юрисдикции, в том числе военными судами, а также арбитражными судами.

Основной формой общественного контроля в государственном управлении в Российской Федерации является контрольная деятельность Общественной палаты РФ в соответствии с Федеральным законом от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации».

Общественная палата РФ обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Общественная палата формируется на основе добровольного участия в ее деятельности граждан Российской Федерации, общественных объединений и объединений некоммерческих организаций.

Сущность государственного контроля:

1) деятельность специально уполномоченных органов и должностных лиц в пределах установленной компетенции;

2) наблюдение за функционированием подконтрольного объекта, находящегося в состоянии подчиненности по отношению к субъекту контрольной деятельности;

3) получение полной, достоверной информации о состоянии законности в подконтрольном объекте;

4) соотнесение деятельности подконтрольного объекта с точки зрения как законности, так и целесообразности;

5) принятие мер по предупреждению правонарушений и недопущению вредных последствий;

6) выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, их нейтрализация и устранение;

7) применение мер ответственности (дисциплинарной и материально-правовой);

8) организация наиболее рационального (эффективного) режима функционирования подконтрольного объекта.

В зависимости от объема и содержания государственный контроль делится на общий (охватывает все направления деятельности подконтрольного объекта) и специальный (осуществляется по какому-либо конкретному направлению деятельности, какому-либо конкретному вопросу– финансовый, таможенный, санитарный, экологический и др.).

В зависимости от направленности и организационно-правовых форм государственный контроль делится на внешний (осуществляется в отношении объектов, непосредственно не подчиненных контролирующему органу) и внутренний (осуществляется в пределах системы данного органа исполнительной власти или иного органа).

В зависимости от стадий осуществления деятельности контроль может быть: предварительным, текущим, последующим.

В зависимости от временного режима контрольной деятельности – постоянным (систематическим) и временным (периодическим).

В зависимости от субъекта деятельности существует контроль Президента РФ, контроль органов представительной (законодательной) власти и контроль органов исполнительной власти.

Общий контрольорганов исполнительной власти включает контроль за исполнением и соблюдением Конституции, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ; консолидацию, объединение подведомственных (подконтрольных) органов по направлениям деятельности; заслушивание докладов и отчетов полномочных представителей подконтрольных органов о результатах и состоянии их деятельности.

Общий контроль осуществляют: Правительство РФ, правительства республик в составе РФ, администрации (правительства) иных субъектов РФ.

Межотраслевой контроль органов исполнительной власти осуществляется в целях обеспечения единообразного решения комплексных задач, относящихся к ряду отраслей управления, органами исполнительной власти надведомственной компетенции; между субъектами и объектами контрольной деятельности отсутствует организационная подчиненность.

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие межотраслевой контроль: Министерство внутренних дел РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство природных ресурсов РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство транспорта РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство юстиции РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и др.

Отраслевой контрольорганов исполнительной власти осуществляется органами как отраслевой, так и исполнительной власти межотраслевой компетенции, по определенным вопросам внутриведомственного характера, между субъектами и объектами этого контроля существует организационная подчиненность.

Источник: https://studopedia.net/9_54325_ponyatie-i-vidi-kontrolya-v-gosupravlenii.html

4. Контроль и надзор в государственном управлении

69. Контроль в государственном управлении.: Государственный контроль осуществляется органами законодательных,

Одним из важныхпринципов государственного управленияявляется принцип законности. Этот принципзакреплен в ст. 15 Конституции РФ иего сущность состоит в строгом инеуклонном соблюдении законов и иныхнормативных актов всеми государственнымиорганами, должностными лицами,общественными организациями игражданами.

 К принципам законностиотносятся: верховенство закона; единствозаконности; недопустимость противопостовлениязаконности и целесобразности; реальностьзаконности; гласность законности.Государствообеспечивает гарантии соблюдениязаконности (политические, правовые,организационные). Однако гарантии невсегда способны сами по себе обеспечитьтот или иной закон.

Закон только тогдаживёт, когда он выполняется. Следовательно,кроме гарантий необходимо установлениегосударственно-правового режима, с тем,чтобы каждый орган государства,должностное лицо, гражданин неуклоннособлюдали законы.

Для этого государствоиспользует ряд способов обеспечениязаконности и образовало специальныеорганы, которые следят за точностьюисполнения законов.Рассмотримнекоторые из них:

Средиспособов обеспечения законности идисциплины в государственном управленииважное место принадлежит контролю.Вцелях обеспечения нормальной и законнойдеятельности аппарата государственногоуправления применяются следующие видыконтроля:

-государственный контроль;

— общественныйконтроль;

— судебный контроль.

Государственныйконтроль, исходя из принципа разделениявластей, осуществляется органамизаконодательной и исполнительнойвластей с учетом разграничения полномочиймежду Российской Федерацией и еесубъектами.

Взависимости от субъектов, егоосуществляющих, и характера их полномочийможно выделить:

1.Контроль Президента Российской Федерации.

2.Контроль органов законодательнойвласти.

3. Контроль органовисполнительной власти.

Общественныйконтроль.

Согласност. 32 Конституции граждане России имеютправо участвовать в управлении деламигосударства. И теоретически и практическиэто предполагает общественный контрольнад органами государственного управления,за деятельностью государственногоаппарата и их должностных лиц.

Субъектами такогоконтроля являются общественныеобъединения граждан, политическиепартии, профессиональные союзы, молодежныеорганизации, трудовые коллективы, атакже граждане как частные лица.

Всеэти субъекты выступают от имениобщественности, а не государства. Поэтомуих полномочия, как правило, лишеныюридически властного характера.

Дляданного контроля характерно предупреждениенарушений законности, поэтому решенияобщественных организаций по результатампроверок носят, как правило, рекомендательныйхарактер.

Судебный контроль.

Основнойфункцией всей системы судебных органовявляется реализация задач правосудия.Оно осуществляется субъектами судебнойвласти в процессе конституционного,гражданского, административного иуголовного судопроизводства (ст. 118Конституции Российской Федерации).

Осуществляяправосудие, суды обеспечивают охрануправ и законных интересов граждан,предприятий, учреждений, организаций,государственных и общественных интересов,тем самым способствуя укреплениюзаконности.

Основноесодержание судебного контроля какспособа обеспечения законности вуправлении состоит в его правовой оценкедействий и решений органов исполнительнойвласти, их должностных лиц, в выявлениинарушений законности, прав и законныхинтересов граждан, предприятий, учрежденийи организаций, условий и причин ихпорождающих, принятии мер по восстановлениюнарушенных прав и законных интересовграждан, в привлечении виновных лиц кответственности.

Субъектами судебногоконтроля являются Конституционный СудРоссийской Федерации, суды общейюрисдикции, арбитражные суды.

КонституционныйСуд Российской Федерации. Его правовойстатус определен ст. 125 КонституциейРФ, Законом Российской Фтерацим от24.06.94 «О Конституционном Суде РоссийскойФедерации».

Конституционный СудРоссийской Федерации разрешает дела всоответствии Конституции РоссийскойФедерации федеральных законов, нормативныхактов Президента Российской Федерации,обеих палат Федерального Собрания,Правительства Российской Федерации,конституций республик, уставов, а такжезаконов и иных нормативных актовсубъектов Российской Федерации.

Государственныморганам, судам, общественным организациямпринадлежит важная роль в обеспечениизаконности в государственном управлении,которая осуществляется путем восстановлениянарушенного права и наказания виновного.

Источник: https://studfile.net/preview/2211945/page:32/

58.Контроль в государственном управлении: понятие, содержание, виды

69. Контроль в государственном управлении.: Государственный контроль осуществляется органами законодательных,

Государственныйконтроль –деятельность специально уполномоченныхгосударственных органов, их должностныхлиц и иных уполномоченных субъектов понаблюдению за функционированиемподконтрольного объекта с цельюустановления его отклонений от заданныхпараметров.

Сущностьгосударственного контроля:

  1. деятельность специально уполномоченных органов и должностных лиц в пределах установленной компетенции;

  2. наблюдение за функционированием подконтрольного объекта, находящегося в состоянии подчиненности по отношению к субъекту контрольной деятельности;

  3. получение полной, достоверной информации о состоянии законности в подконтрольном объекте;

  4. соотнесение деятельности подконтрольного объекта с точки зрения как законности, так и целесообразности;

  5. принятие мер по предупреждению правонарушений и недопущению вредных последствий;

  6. выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, их нейтрализация и устранение;

  7. применение мер ответственности (дисциплинарной и материально-правовой);

  8. организация наиболее рационального (эффективного) режима функционирования подконтрольного объекта.

В зависимостиот объема и содержаниягосударственный контроль делится наобщий (охватывает все направлениядеятельности подконтрольного объекта)и специальный (осуществляется покакому-либо конкретному направлениюдеятельности, какому-либо конкретномувопросу– финансовый, таможенный,санитарный, экологический и др.).

В зависимостиот направленности и организационно-правовыхформгосударственный контроль делится навнешний (осуществляется в отношенииобъектов, непосредственно не подчиненныхконтролирующему органу) и внутренний(осуществляется в пределах системыданного органа исполнительной властиили иного органа).

В зависимостиот стадий осуществления деятельностиконтроль может быть: предварительным,текущим, последующим.

В зависимостиот временного режима контрольнойдеятельности— постоянным (систематическим) и временным(периодическим).

В зависимостиот субъекта деятельностисуществует контроль Президента РФ,контроль органов представительной(законодательной) власти и контрольорганов исполнительной власти.

Контроль ПрезидентаРФ можетбыть непосредственным и опосредованным.

Контрольныеполномочия Президента РФ:

  1. назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

  2. назначает на должность и освобождает от должности по предложению Председателя Правительства РФ его заместителей и федеральных министров;

  3. имеет право приостанавливать постановления и распоряжения Правительства РФ;

  4. имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и международным договорам РФ;

  5. назначает на должность и освобождает от должности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах;

  6. назначает на должность и освобождает от должности высшее командование Вооруженными Силами РФ;

  7. осуществляет иные контрольные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ.

Опосредованныйпрезидентский контроль осуществляют:Администрация Президента РФ (Контрольноеуправление Президента РФ, Главноегосударственно-правовое управлениеПрезидента РФ, полномочные представителиПрезидента РФ в федеральных округах).

Полномочныйпредставитель Президента РФ в федеральномокруге -должностное лицо, представляющееПрезидента РФ в пределах соответствующегофедерального округа, вправе:

  1. запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления в пределах федерального округа;

  2. направлять своих заместителей и сотрудников своего аппарата для участия в работе (п. 7 Указа Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»).

Переченьфедеральных округов:Центральный федеральный округ;Северо-Западный федеральный округ;Южный федеральный округ; Приволжскийфедеральный округ; Уральский федеральныйокруг; Сибирский федеральный округ;Дальневосточный федеральный округ.

Контроль в сферегосударственного управления осуществляютСовет Федерации Федерального СобранияРФ, Государственная Дума ФедеральногоСобрания РФ, Счетная палата РФ, органыпредставительной (законодательной)власти субъектов РФ.

Контрольныеполномочия Совета Федерации ФедеральногоСобрания РФ реализуются:

  • при утверждении указа Президента РФ о введении военного положения;
  • утверждении указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;
  • решении вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;
  • отрешении Президента РФ от должности;
  • назначении на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • назначении на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;
  • назначении на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Контрольныеполномочия Государственной ДумыФедерального Собрания РФ реализуются:

  • при даче согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
  • решении вопроса о доверии Правительству РФ;
  • назначении на должность и освобождении от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
  • назначении на должность и освобождении от должности Уполномоченного по правам человека;
  • объявлении амнистии;
  • выдвижении обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности;
  • выражении недоверия Правительству РФ.

Задачи Счетнойпалаты РФ:

  1. организация и осуществление контроля за своевременным использованием доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению;

  2. определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

  3. оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федеральных бюджетов и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

  4. финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти;

  5. анализ отклонений от показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений по их устранению и совершенствованию бюджетного процесса в целом;

  6. контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке России и иных финансово-кредитных учреждениях;

  7. регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе о ходе исполнения федерального бюджета.

В зависимостиот объема и содержанияорганы исполнительной власти осуществляют:общий, межотраслевой (надведомственный)и отраслевой (внутриведомственный)контроль.

Общий контрольорганов исполнительной власти включаетконтроль за исполнением и соблюдениемКонституции, федеральных законов, указовПрезидента РФ, постановлений и распоряженийПравительства РФ, нормативных правовыхактов федеральных органов исполнительнойвласти, законов и иных нормативныхправовых актов субъектов РФ; консолидацию,объединение подведомственных(подконтрольных) органов по направлениямдеятельности; заслушивание докладов иотчетов полномочных представителейподконтрольных органов о результатахи состоянии их деятельности.

Общий контрольосуществляют: Правительство РФ,правительства республик в составе РФ,администрации (правительства) иныхсубъектов РФ.

Межотраслевойконтроль органов исполнительной властиосуществляется в целях обеспеченияединообразного решения комплексныхзадач, относящихся к ряду отраслейуправления, органами исполнительнойвласти надведомственной компетенции;между субъектами и объектами контрольнойдеятельности отсутствует организационнаяподчиненность.

Федеральные органыисполнительной власти, осуществляющиемежотраслевой контроль: Министерствовнутренних дел РФ, Министерство РФ поделам гражданской обороны, чрезвычайнымситуациям и ликвидации последствийстихийных бедствий, Министерствоприродных ресурсов РФ, Министерствопромышленности и энергетики РФ,Министерство здравоохранения исоциального развития РФ, Министерствотранспорта РФ, Министерство финансовРФ, Министерство экономического развитияи торговли РФ, Министерство юстиции РФ,Федеральная служба безопасности РФ,Федеральная антимонопольная служба,Федеральная налоговая служба, Федеральнаятаможенная служба, Федеральное агентствопо управлению федеральным имуществом,Федеральное агентство по техническомурегулированию и метрологии и др.

Отраслевойконтрольорганов исполнительной властиосуществляется органами как отраслевой,так и исполнительной власти межотраслевойкомпетенции, по определенным вопросамвнутриведомственного характера, междусубъектами и объектами этого контролясуществует организационная подчиненность.

Источник: https://studfile.net/preview/5797173/page:49/

Контроль в государственном управлении

69. Контроль в государственном управлении.: Государственный контроль осуществляется органами законодательных,

Среди способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении важное место принадлежит контолю. Высокая требовательность, систематический и действенный контроль и проверка исполнения являются эффективным средством укрепления дисциплины и законности, воспитания у работников органов исполнительной власти чувства ответственности

Контроль осуществляется всеми государственными органами повседневно в ходе исполнения поставленных перед ними и подчиненными им объектами (лицами) задач. Он называется государственным, т.к.

осуществляется от имени государства с использованием государственно-властных полномочий.

Контроль является составной частью государственного управления, одной из функций, методом реализации управленческой компетенции.

Органы исполнительной, власти, осуществляя управление сферами и отраслями жизнедеятельности, широко пользуются предоставленными им контрольными полномочиями. Они руководят деятельностью подчиненных им звеньев управления, контролируют выполнение ими поставленных задач, проверяют исполнение решений вышестоящих органов.

Государственный контроль подразделяется на два вида: общий и специальный.

Общий контроль охватывает всю деятельность подконтрольных объектов. Специальный контроль осуществляется по какому-либо конкретному вопросу, направлению деятельности подконтрольного объекта (скажем, проверка исполнения конкретного управленческого решения).

Контроль может быть внешним, когда он осуществляется органом, не входящим в систему проверяемого ведомства, и !внутренним, когда проверка осуществляется собственными силами министерства, ведомства, учреждения.

В зависимости от субъекта контроля, объема и характера полномочий государственных органов выделяются следующие виды госконтроля, осуществляемые органами:

  • — представительной власти;
  • — исполнительной власти (общей, межотраслевой и отраслевой (внутриведомственной) компетенции).

Контроль, осуществляемый органами представительной власти.

Органы представительной (законодательной) власти (Федеральное Собрание Парламент Российской Федерации), законодательные органы субъектов федерации, соответственно, осуществляют контроль за исполнением федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетные палаты. Государственная Дума рассматривает отчет Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета. Она же решает вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.

Контроль, осуществляемый органами исполнительной власти. Важными контрольными полномочиями обладает Президент Российской Федерации. Он является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

В установленном Конституцией порядке принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Контроль от имени и по поручению Президента Российской Федерации осуществляют Контрольное управление Президента Российской Федерации и его территориальные подразделения (окружные инспекции). Основной задачей данного Управления является подготовка для Президента информации о деятельности:

  • — федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц по исполнению Конституции, указов и распоряжений Президента России;
  • — Администрации Президента Российской Федерации, Правительства России, федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц по исполнению поручений Президента;
  • — федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов федерации, а также предприятий, учреждений и организаций по реализации социально-экономической политики;
  • — дипломатических, торговых представительств и других учреждений России за рубежом.

Для выполнения указанных задач Контрольное управление Президента Российской Федерации наделено соответствующими полномочиями, которые указаны в Положении о нем.

Субъектом рассматриваемого контроля является также Правительство Российской Федерации. Оно осуществляет систематический контроль за деятельностью подведомственных ему органов — министерств, государственных комитетов, ведомств и служб Российской Федерации.

Правительство заслушивает на своих заседаниях отчеты, доклады, информацию руководителей министерств, государственных комитетов, и других федеральных ведомств о выполнении экономических реформ, укреплении кредитно-денежной системы, развитии отраслей государственного управления и др.

Правительство может привлекать руководителей федеральных органов и служб к дисциплинарной ответственности.

Соответствующими контрольными полномочиями в управлении обладают представительные и исполнительные органы субъектов федерации.

Межотраслевой (надведомственный) контроль осуществляется в целях обеспечения единообразного решения комплексных задач, касающихся ряда отраслей управления.

Межотраслевые государственные комитеты и иные федеральные ведомства России и их региональные органы осуществляют надведомственный контроль, координируют и регулируют по тем или иным сферам управления деятельность отраслевых органов управления, организационно им не подчиненных.

Органы, осуществляющие надведомственный контроль, наделены соответствующими полномочиями. Они вправе производить проверки и обследования работы предприятий, учреждений и организаций по вопросам, относящимся к их компетенции.

По результатам проверок органы надведомственного контроля могут давать подконтрольным органам, предприятиям, учреждениям и организациям обязательные указания об устранении обнаруженных нарушений.

К органам, осуществляющим надведомственный контроль, относятся: Министерство финансов Российской Федерации, Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по статистике и др.

Отраслевой (внутриведомственный) контроль осуществляется органами отраслевой компетенции за органами одной системы в пределах подведомственности и представляет собой систематическую проверку разными методами — руководителем лично или с помощью специального аппарата (например, инспекцией, контрольно-ревизионной службой) деятельности подчиненных данному органу государственного управления органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц.

Контроль проводится в процессе повседневного отраслевого руководства работой подчиненных органов, учреждений, предприятий и организаций. В процессе внутриведомственного контроля разрешаются все основные вопросы деятельности подконтрольного объекта, включая и оценку целесообразности расстановки кадров, методов руководства и др.

Внутриведомственный контроль с точки зрения его содержания подразделяется на контроль общий (проверка всей работы того или иного органа, учреждения, предприятия, организации) и специальный (проверка отдельного направления работы указанных объектов контроля).

Контрольные полномочия соответствующих органов и должностных лиц регламентируются, как правило, актами, определяющими их компетенцию. Внутриведомственный контроль — неотъемлемая часть руководства.

Он связан с государственно-властными полномочиями лиц, организовавших проверку или непосредственно осуществляющих ее, поэтому вопрос об отмене, изменении или приостановлении акта управления проверяемого органа, учреждения и т.п. (или иного действия) решается в ходе проверки.

Источник: https://vuzlit.ru/1251215/kontrol_gosudarstvennom_upravlenii

Studio-pravo
Добавить комментарий