66. Исполнение постановлений о наложении административных наказаний:

Исполнение постановлений о наложении административных наказаний

66. Исполнение постановлений о наложении административных наказаний:

Заключительная стадия административно-юрисдикционного процесса состоит в исполнении постановления об административном правонарушении. [1] [2]

Совершенно очевидно, что «оперативное и полное исполнение административных наказаний играет важную роль в общественной жизни. Без исполнения назначенных наказаний административное законодательство не может эффективно решать задачи, закрепленные за этой отраслью права.

В результате лица, совершившие административные правонарушения, останутся безнаказанными, а законные интересы физических и юридических лиц, общества и государства будут незащищенными.

Можно сколь угодно ужесточать ответственность за совершенные правонарушения, однако без эффективного механизма исполнения назначенных наказаний эти меры не будут оказывать должного воздействия на сложившиеся общественные отношения и обеспечение общественной безопасности» .

Спецификой исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях является то, что «в ходе исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях процессуальные документы, принимаемые в ходе производства по делам об административном правонарушении не имеют прямого действия на процесс исполнения постановлений» . И даже отмена постановления по делу об административном правонарушении, которое уже принято к исполнению, не ведет априори к отмене его исполнения.

Другие особенности исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях рассмотрены в гл. 5 учебного пособия. [3]

Исполнительное производство — последняя стадия производства по делам об административных правонарушениях.

Исполнительное производство по делам об административных правонарушениях регулируется не только КоАП РФ, но и специальным ФЗ «Об исполнительном производстве».

Указанным законом устанавливаются правила принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым предоставлено право возлагать на физических и юридических лиц, Российскую Федерацию, ее субъекты, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

Данный закон содержит перечень видов исполнительных документов, требования, к ним предъявляемые, порядок возбуждения исполнительного производства, порядок совершения исполнительных действий, окончание или прекращение исполнительного производства, права и обязанности участников исполнительного производства и другие правила.

Исполнительное производство регулируется также ФЗ от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» в части, касающейся их прав и обязанностей.

Согласно нормам КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу или решения по жалобе (протесту), а также немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе (протесту). Исключение составляют случаи, когда решением вышестоящего органа отменяется решение предыдущей инстанции .

С момента вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу, оно подлежит исполнению.

1

В силу ч. 1 ст. 31.2 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами.

На судью, орган, должностное лицо, вынесших постановление, ложится бремя обращения постановления по делу к исполнению.

В течение трех суток со дня его вступления в законную силу, а в случае рассмотрения жалобы (протеста) — со дня поступления решения по жалобе (протесту), постановление по делу направляется в орган, должностному лицу, уполномоченным приводить его в исполнение. При этом на постановлении делается отметка о дате его вступления в законную силу.

Если постановлением по делу об административном правонарушении было назначено основное и дополнительное административные наказания, приняты (или отменены) меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в орган, должностному лицу, уполномоченным приводить в исполнение назначенные наказания, применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении или освобождать от применения таких мер, направляются заверенные в установленном порядке копии постановления, в которых указывается, в какой части постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению соответствующими органом, должностным лицом.

В случае вынесения нескольких постановлений о назначении административного наказания в отношении одного лица каждое постановление приводится в исполнение самостоятельно .

Исполнение постановления может быть отсрочено на срок до одного месяца, а уплата административного штрафа рассрочена на срок до трех месяцев при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки.

Исполнение постановления по делу может быть приостановлено в случае принесения протеста на него до рассмотрения протеста. Исключение составляют постановления об административном аресте, обязательных работах или административном приостановлении деятельности.

Статьей 31.7 КоАП РФ установлены случаи прекращения исполнения постановления о назначении административного наказания. Такими случаями названы:

  • • издание акта амнистии, если он устраняет применение административного наказания;
  • • отмена или признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающего административную ответственность за содеянное;
  • • смерть лица, привлеченного к административной ответственности, или объявление его умершим;
  • • истечение сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания;
  • • отмена постановления;
  • • вынесение постановления о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания.

Постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

Следует отметить, что ФЗ от 21.04.2011 № 71-ФЗ «О внесении изменений в ст. 17.15 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ст.

21 Федерального закона “Об исполнительном производстве”» указанный срок был увеличен вдвое.

Если постановление о назначении административного наказания исполнено полностью, оно возвращается судье, органу, должностному лицу, вынесшим постановление, с отметкой об исполненном административном наказании.

Если по адресу, указанному судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, не проживает, не работает или не учится привлеченное к административной ответственности физическое лицо, не находится привлеченное к административной ответственности юридическое лицо либо не находится имущество указанных лиц, на которое может быть обращено административное взыскание; если у лица, привлеченного к административной ответственности, отсутствуют имущество или доходы, на которые может быть обращено административное взыскание, и меры по отысканию имущества такого лица оказались безрезультатными; если истек срок давности исполнения постановления о назначении административного наказания, постановление о назначении административного наказания возвращается неисполненным. В случае устранения указанных причин в пределах срока в два года, постановление может быть вновь обращено к исполнению.

Page 3

Главой 32 КоАП РФ установлен порядок исполнения отдельных видов административных наказаний.

Так, постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, путем вручения или направления копии постановления. Согласно ст. 29.

11 КоАП РФ копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

В силу ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней (до апреля 2013 г.

действовал 30-дневный срок уплаты административного штрафа) со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.

При этом в случае неуплаты административного штрафа в установленный законом срок лицо, совершившее административное правонарушение, может быть подвергнуто административному наказанию в виде административного ареста.

Источник: https://studref.com/679920/pravo/ispolnenie_postanovleniy_nalozhenii_administrativnyh_nakazaniy

Исполнение административного наказания

66. Исполнение постановлений о наложении административных наказаний:

Головко В., кандидат юридических наук, Омская академия МВД России.

Бражников В., заместитель прокурора г. Омска.

Исполнение постановлений — заключительная стадия производства по делам об административных правонарушениях. Выделение норм об исполнительном производстве в специальном разделе КоАП обусловлено особенностями этой стадии.

При исполнении постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения судьей, органом, должностным лицом, вынесшими решение по делу, вручается копия постановления, т.е. совершается одно, а не несколько действий.

Таким образом реализуется этап фактического приведения постановления в исполнение. Кроме того, этот этап может реализоваться не только благодаря действиям субъектов, но благодаря наступлению определенных правовых последствий.

Например, постановление, не вступившее в законную силу, как правило, не может быть обращено к исполнению.

На стадии исполнения завершается производство, исполняются принятые по делам постановления, решения. Появляется достаточное количество этапов, в которых участвуют новые субъекты производства, действуют особые принципы. Стадию исполнения постановления можно разделить на четыре этапа:

  • возбуждение дела и доведение постановления до сведения нарушителя, если в деле нет документа, подтверждающего ознакомление нарушителя с принятым постановлением или решением, разрешение вопросов, связанных с исполнением постановления (отсрочка, рассрочка, приостановление или прекращение исполнения постановления);
  • обращение постановления к исполнению (возбуждение дела об исполнительном производстве и направление постановления в орган, должностному лицу, которые уполномочены приводить постановления, решения в исполнение);
  • приведение в исполнение постановления (решения);
  • окончание исполнения постановления (решения).

По мнению некоторых авторов, такие суждения не совсем верны, поскольку исполнение постановления по делу указанной категории начинается с этапа вступления постановления в законную силу, который завершает стадию рассмотрения дела. И только после этого начинается стадия исполнения постановления.

Следовательно, такой этап к стадии исполнения не относится, тем более что в Кодексе указано, что еще на стадии рассмотрения возможен пересмотр вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов (ст. 30.11 КоАП).

Возникает вопрос: как исполнить постановление о назначении наказания в виде предупреждения, административного штрафа, взыскиваемого на месте совершения правонарушения, административного ареста, дисквалификации, административного приостановления деятельности немедленно без вступления постановления в законную силу? Ответ на него дают ст. ст. 32.1, 32.3, 32.8, 32.11, 32.

12 КоАП, регламентирующие порядок исполнения этих видов наказаний. В статьях оговариваются исключения, при которых постановление по делу об административном правонарушении исполняется немедленно после его вынесения. О том, что иногда в сфере государственного управления могут действовать правоприменительные акты, не вступившие в законную силу, писал, например, И. Дюрягин .

Многие ученые считают, что административное право носит прежде всего управленческий, императивный характер, использует метод власти и подчинения, возможность административного принуждения, усмотрения должностных лиц в рамках закона. Эту позицию ученых подтверждают положения ч. 1 ст. 32.8 КоАП.

Например, такое наказание, как административный арест, может применяться без обжалования или протеста в порядке исключения. Но насколько это исключение оправданно? Институт обжалования служит надежной системой сдержек и противовесов практически на всех стадиях производства по делам об административных правонарушениях, в том числе и в области дорожного движения.

Стадии исполнения и пересмотра постановлений не следуют в процессе одна за другой, а могут существовать одновременно. Постановление по делу об административном правонарушении как акт управления может вступать в силу немедленно после вынесения и подлежит исполнению именно с этого момента, т.е. отсюда и начинается стадия исполнения.

Стадия же пересмотра постановлений, как факультативная, может возникнуть в любой момент: не только в течение установленного законодателем 10-дневного срока, но и позже. Появившись, она «включается» в стадию исполнения, что выражается в правовых последствиях — от приостановления стадии исполнения до завершения стадии пересмотра.

Это первая из существенных особенностей стадий производства по делам об административных правонарушениях. Вступая в законную силу, постановление о назначении наказания дает правовую основу началу разрешения вопросов, связанных не только с его рассмотрением, но и исполнением. Вторая особенность исполнения постановлений состоит в том, что они, будучи исполненными сразу же после вынесения без вступления в законную силу, могут быть опротестованы прокурором или обжалованы в соответствующий суд.

Дюрягин И.Я. Право и управление. М., 1981. С. 114.

Представляется, ч. 2 ст. 31.

2 КоАП может быть изменена и сформулирована следующим образом: «Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, предусмотренных законом, в случае если лицо, подлежащее административной ответственности, согласно с принятым решением. Если указанное лицо оспаривает принятое решение и ходатайствует о его пересмотре, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, приостанавливают немедленное исполнение наказания в виде административного ареста, выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации, дисквалификации, административного приостановления деятельности». Аналогичные изменения необходимо внести в ст. 31.6 КоАП, в которой регламентируется порядок приостановления исполнения постановления о наказании.

Законодатель предусмотрел процедуру приостановления исполнения административного наказания только в том случае, когда протест на вступившее в законную силу постановление по делу выносят прокуроры (их заместители) субъектов Федерации, Генеральный прокурор России и его заместители.

Последнее, как это ни странно, не распространяется на исполнение наказания в виде административного ареста. Что же касается жалобы иных заинтересованных лиц, то такого основания для приостановления исполнения постановления в действующем законе нет. Ранее аналогичная норма КоАП РСФСР предусматривала такую возможность.

Возникает очевидное противоречие. С одной стороны, согласно ст. 31.3 КоАП постановление подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу, а с другой — постановление необходимо исполнить немедленно (ст. 32.8), без предоставления гражданину права на обжалование. Если буквально понимать смысл ст. 31.

1 КоАП, то постановление вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования, если постановление или решение по жалобе, протесту не было обжаловано или опротестовано; после истечения срока, установленного для обжалования, или немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту.

Постановление мирового судьи или районного суда (судьи) под последнее требование не подпадает. Очевидно, что указание статьи Кодекса — исполнить постановление немедленно — противоречит как Конституции РФ, так и уголовно-процессуальному, гражданско-процессуальному, арбитражно-процессуальному законодательству.

По общему правилу в целях защиты прав и законных интересов лица, привлеченного к ответственности, в срок назначенного административного ареста надлежит засчитывать срок фактического административного задержания.

Однако в деятельности органов внутренних дел бывают ситуации, когда правоприменитель не учитывает срок, в некоторых случаях значительный, примененного к правонарушителям административного задержания. Следовательно, срок нахождения правонарушителя под арестом может быть необоснованно продлен.

В определенной степени немедленное исполнение наказания, находило свое объяснение, когда административный арест применялся в основном за мелкое хулиганство, бродяжничество, к лицам, злостно нарушающим общественный порядок. Сегодня вряд ли следует применять подобное наказание за нарушение Правил дорожного движения.

Кроме того, по ранее действующему законодательству постановления, выносимые судьями районных судов, были окончательными и не подлежали обжалованию. Сегодня закон до окончания установленного срока или рассмотрения жалобы считает постановления не вступившими в законную силу.

Следовательно, исполнение подобных постановлений нельзя признать правомерным.

Справедливо отмечают некоторые ученые, что для обеспечения качества и своевременности исполнения постановлений о привлечении к административной ответственности некоторые ученые считают необходимым разработать самостоятельный Административно-исполнительный кодекс или Административно-процессуальный кодекс РФ.

Возможность исполнить наказание немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения возникает, если решение по жалобе или протесту принял Высший Арбитражный Суд РФ, так как решение вступает в законную силу немедленно, с момента его принятия. Моментом принятия решения следует считать объявление его судом лицам, участвующим в деле.

Если же решение принято арбитражным судом субъекта Федерации, то момент вступления его в законную силу зависит от того, было оно обжаловано в апелляционном порядке или нет. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено, вступает в законную силу с момента, когда вынесено постановление апелляционной инстанции.

Решение второй судебной инстанции также считается окончательным, и после его вынесения постановление по делу вступает в законную силу немедленно. Не подлежат кассационному обжалованию или опротестованию и решения Верховного Суда РФ, поэтому они вступают в законную силу немедленно после провозглашения.

В дальнейшем постановление по делу может быть опротестовано в порядке надзора Генеральным прокурором РФ или его заместителями, а также прокурором субъекта Федерации или его заместителями. Такая процедура создает немало проблем.

Должностные лица лишены права обжаловать подобные решения и вынуждены, как и другие заинтересованные лица, обращаться с жалобой в прокуратуру. В итоге увеличивается объем работы должностных лиц и затрудняется возможность обжаловать решения и реализовать право на защиту.

Дополнительным барьером в осуществлении права граждан на обжалование действий и решений должностных лиц стало разъяснение Пленума Верховного Суда, данное им в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2003 г. В нем, в частности, оговаривается порядок применения ст. 30.9 КоАП.

Согласно разъяснению, жалоба на решение мирового судьи может быть рассмотрена только вышестоящим районным судом. Решение последнего — окончательное. При обжаловании решения районного суда гражданин или юридическое лицо вправе обратиться в областной суд.

Решения районного или областного судов считаются окончательными и могут быть пересмотрены только после их вступления в законную силу. В дальнейшем постановление по делу может быть опротестовано прокурором субъекта РФ или его заместителями, что не облегчает, а, наоборот, усложняет работу правоохранительных органов, защиту законных прав и интересов граждан.

Полагаем, что повысить эффективность действующего законодательства можно, если в ст. 30.11 КоАП «Пересмотр вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб и протестов» внести изменения и дополнения.

В частности, предоставить право приносить протест на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении районным и городским прокурорам и их заместителям.

Полномочия прокуратуры по вынесению протеста на решения по результатам рассмотрения жалобы или протеста можно оставить без изменений.

К сожалению, КоАП не устанавливает, какие именно постановления или определения судей, органов, должностных лиц и какие решения по жалобе или протесту не подлежат обжалованию. Такие нормы предусмотрены гражданским, арбитражным и уголовно-процессуальным законодательством.

Так, при подаче апелляционной жалобы, если решением районного суда отменено или изменено решение мирового судьи и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно (ст. 209 ГПК). Согласно ст. ст.

142, 329, 367, 391 ГПК определение суда об обеспечении иска, определение об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре, вынесенное судом апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, обжалованию не подлежат и вступают в законную силу со дня принятия.

В настоящее время защита прав граждан сводится законодательством в основном к их обращению с жалобами в прокуратуру, так как закон позволяет приостановить исполнение принятого решения, вступившего в законную силу, в отношении граждан и юридических лиц только на основании протеста.

Возможность самостоятельно или с помощью защитника, адвоката, законного представителя реализовать конституционные права и свободы в части защиты от предусмотренного законом немедленного исполнения наказания без своевременного обжалования КоАП не предусмотрена.

Исключение из правил при исполнении наказания по постановлению, не вступившему в законную силу, с нашей точки зрения, возможно лишь при чрезвычайных обстоятельствах (контртеррористическая операция, режим чрезвычайного или военного положения).

Следовательно, действующее законодательство пока не дает четкого ответа на вопрос: в каком случае соблюдается законность — при исполнении наказания немедленно или после вступления постановления в законную силу?

Представляется, разд. V КоАП требует совершенствования. В его статьях все-таки необходимо предусмотреть возможность обжалования или опротестования принимаемых постановлений, связанных с немедленным исполнением наказания.

Следует изменить процедуру помещения в специальный приемник правонарушителей, чтобы граждане на свое усмотрение могли обжаловать в суд или прокуратуру принятое постановление об административном аресте. Часть 1 ст. 32.

8 КоАП изложить в следующей редакции: «В связи с особым порядком исполнения наказания, постановление судьи об административном аресте вступает в законную силу после его вынесения, исполняется немедленно исключительно в режиме чрезвычайной ситуации, чрезвычайного или военного положения.

В остальных случаях административный арест исполняется после вступления постановления в законную силу в соответствии с настоящим Кодексом». В качестве альтернативного варианта можно изменить редакцию ч. 1 ст. 31.6 КоАП.

Ее содержание следует дополнить словами «судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, приостанавливают исполнение постановления в случае вынесения протеста или наличия жалобы на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста или жалобы». Часть 2 ст. 31.6 необходимо отменить.

Источник: https://WiseLawyer.ru/poleznoe/34567-ispolnenie-administrativnogo-nakazaniya

О некоторых проблемах исполнения постановлений о наложении административного штрафа

66. Исполнение постановлений о наложении административных наказаний:


В статье автор исследует некоторые недостатки и проблемы, возникающие на стадии исполнения постановлений о наложении административного штрафа. Вносятся соответствующие предложения по совершенствованию исполнения наказания в виде административного штрафа.

Ключевые слова: административный штраф, законодательство об административных правонарушениях, исполнительное производство, судебный пристав-исполнитель.

За многовековую историю в России сложилось так, что именно на судебных приставах лежала и лежит обязанность по принудительному исполнению судебных актов и правоприменительных актов других органов, и лиц.

Впервые исполнительное производство в том смысле, который понимается сейчас, появилось лишь в XII веке. Именно в памятнике Древнерусского права — Русской правде указаны должностные лица и их функции, которые осуществляли принудительные исполнительные функции [20, с. 86].

В ст. 42 Русской правды в краткой редакции указано, что представители государства (вирники) осуществляли взыскание виры (штрафа, пени) в пользу государства [5].

По истечении практически двадцати веков функции судебных приставов остались неизменными.

В науке и у юридического сообщества до настоящего времени нет единого мнения в определении понятия «исполнительное производство» [12, с. 109–112].

Изучив определения понятия «исполнительное производство», которые даются О. В. Исаенковой [10], А. О. Парфенчиковым [14], В. М. Шерстюком [22], М. К. Юковым [23], В. В. Ярковым [24, с.

22–26], и проанализировав положения законодательства об исполнительном производстве можно сформулировать понятие следующим образом, исполнительное производство — это урегулированное законодательством Российской Федерации, совокупность действий, которые осуществляются судебными приставами-исполнителями в целях своевременного исполнения судебного решения и иных правоприменительных актов.

Именно на стадии исполнительного производства окончательно реализуется право на судебную защиту, осуществляется защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

В настоящее время сформировано устойчивое понимание того, что стадия исполнительного производства является неотъемлемым этапом реализации конституционного права на судебную защиту [11, с. 15].

Исходя из п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в обязанности судебных приставов-исполнителей входит принудительное исполнение судебных актов, актов других органов, а также должностных лиц по делам об административных правонарушениях [2].

Исследователи А. С. Дугенец и М. Я.

Масленников в своей научной статье на тему «Исполнение постановления по делу об административном правонарушении: содержание и социально-правовое значение стадии» отдельно подчеркнули то, что исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях имеет особое процессуально-правовое значение исполнения санкционных актов, неисполнение этих актов ведет к отрицанию социальной важности правоохранительной деятельности, подрывает веру в силу и авторитет закона, способствует игнорированию достаточно трудоемкой и довольно длительной работы органов административной юрисдикции, в том числе службы судебных приставов, снижает эффективность правоохраны общественных отношений [6, с. 2–11].

Согласно Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судебные приставы-исполнители осуществляют исполнение следующих постановлений об административных правонарушениях: о наложении административного штрафа (ст. 32.2.

КоАП РФ); о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения (ст. 32.4. КоАП РФ); об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства (п. 2 ст. 32.9. КоАП РФ); об административном приостановлении деятельности (ст.

32.12. КоАП РФ); о назначении обязательных работ (ст. 32.13. КоАП РФ) [1].

На стадии исполнительного производства вышеуказанных постановлений об административных правонарушениях возникают различные препятствия и проблемы, которые не позволяют исполнить правоприменительный акт.

Ярким примером, иллюстрирующим сложности в исполнении административного наказания, является постановление о наложении административного штрафа.

В настоящее время штраф наиболее распространённый вид административного наказания, которое используется в борьбе с правонарушителями. Штраф как мера воздействия, помимо превентивных и иных свойств, примечателен еще таким качеством как пополнение бюджета [13, с 29].

В 2016 г.

на исполнении у судебных приставов-исполнителей находилось 40 715 694 исполнительных производств, возбужденных на основании постановлений о наложении административного штрафа, которые были выданы судами и уполномоченными органами. В связи с фактическим исполнением окончено 20 201 791 исполнительных производств. Фактически взыскано — 27,269 млрд. рублей, из 304,42 млрд. рублей [15].

За январь — ноябрь 2017 г. на исполнении у судебных приставов-исполнителей находилось 43 032 754 исполнительных производств, возбужденных на основании постановлений о наложении административного штрафа. В связи с фактическим исполнением окончено 21 251 839 исполнительных производств. Фактически взыскано — 29,508 млрд. рублей, из 258,91 млрд. рублей [16].

В 2018 г. на исполнении у судебных приставов-исполнителей находилось 36 485 206 исполнительных производств, возбужденных на основании постановлений о наложении административного штрафа. В связи с фактическим исполнением окончено 16 950 439 исполнительных производств. Фактически взыскано — 26,392 млрд. рублей, из 298,44 млрд. рублей [17].

В целом, наиболее явными проблемами, возникающими на стадии исполнения постановлений о назначении наказания в виде административного штрафа являются организационные.

К организационным проблемам исполнения постановлений об административных правонарушениях судебными приставами-исполнителями относится недостаточное количество судебных приставов-исполнителей.

В 2018 г. на судебных приставов-исполнителей пришлось 87 584 813 исполнительных производств. Фактически на весь объем работы с исполнительными производствами в России пришлось только на 22 145 судебных приставов-исполнителей [18]. То есть на одного судебного пристава-исполнителя в 2018 г. пришлось 3 955,06 исполнительных производств.

Еще в 2008 г. Н. А. Винниченко, директор Федеральной службы судебных приставов России — главный судебный пристав Российской Федерации рассказывал о том, что служба испытывает нехватку в специалистах [9].

Вопрос нехватки кадров в Федеральной службе судебных приставов России поднимался различными авторами, например, такими как В. В. Ткаченко [21, с. 28–34] и С. П. Соколовым [19].

Источник: https://moluch.ru/archive/259/59646/

Исполнение административных наказаний

66. Исполнение постановлений о наложении административных наказаний:
Вернуться назад на Административные наказания

Исполнение постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения:

Постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, путем вручения или направления копии постановления в соответствии со статьей 29.11 КоАП.

Исполнение постановления о наложении административного штрафа:

1. Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

2. При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей. 3. Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию, за исключением случаев, предусмотренных 1 частью 1 статьи 32.3 КоАП. 4. При неуплате административного штрафа в срок, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, копия постановления о наложении административного штрафа направляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление:

— в отношении физического лица — в организацию, в которой лицо, привлеченное к административной ответственности, работает, учится, либо получает пенсию, для удержания суммы административного штрафа из его заработной платы, вознаграждения, стипендии, пенсии или из иных доходов;

— в отношении юридического лица — в банк или в иную кредитную организацию для взыскания суммы административного штрафа из денежных средств или из доходов юридического лица. 5. Очередность взыскания административного штрафа устанавливается в соответствии с федеральным законодательством.

6.

В случае увольнения физического лица, привлеченного к административной ответственности, либо невозможности взыскания суммы административного штрафа из его заработной платы или из иных доходов администрация организации в трехдневный срок со дня увольнения указанного лица или наступления события, влекущего невозможность взыскания суммы штрафа, возвращает копию постановления о наложении административного штрафа судье, в орган, должностному лицу, вынесшим постановление, с указанием нового места работы (если оно известно) физического лица, привлеченного к административной ответственности, причины невозможности произвести административное взыскание, а также с отметкой об удержаниях в случае, если такие удержания производились.

7. В случае, если физическое лицо, подвергнутое административному штрафу, не работает либо взыскание суммы административного штрафа из его заработной платы или из иных доходов невозможно, а также в случае отсутствия денежных средств на счетах юридического лица, подвергнутого административному штрафу, постановление о наложении административного штрафа направляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, судебному приставу-исполнителю для обращения административного взыскания на имущество, принадлежащее физическому или юридическому лицу, в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Исполнение постановления о наложении административного штрафа, взыскиваемого на месте совершения административного правонарушения:

1. В случае, если административный штраф взимается на месте совершения физическим лицом административного правонарушения, такому лицу выдается постановление-квитанция установленного образца. В постановлении-квитанции указываются дата ее выдачи, должность, фамилия, инициалы должностного лица, назначившего административное наказание, сведения о лице, привлеченном к административной ответственности, статья КоАП либо соответствующего закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение, время и место совершения административного правонарушения, сумма взыскиваемого административного штрафа. 2. Постановление-квитанция составляется в двух экземплярах и подписывается должностным лицом, назначившим административное наказание, и лицом, привлеченным к административной ответственности. 3. В случае неуплаты физическим лицом административного штрафа на месте совершения административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении осуществляется в порядке, предусмотренном КоАП.

Органы, исполняющие постановления о лишении специального права:

1. Постановление судьи о лишении права управления транспортным средством, за исключением трактора, самоходной машины и других видов техники, исполняется должностными лицами органов внутренних дел. 2. Постановление судьи о лишении права управления трактором, самоходной машиной или другими видами техники исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием тракторов, самоходных машин и других видов техники. 3. Постановление судьи о лишении права управления судном, в том числе маломерным) исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил пользования судами (в том числе маломерными). 4. Постановление судьи о лишении права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за связью. 5. Постановление судьи о лишении права охоты исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты.

Порядок исполнения постановления о лишении специального права:

1. Исполнение постановления о лишении права управления транспортным средством соответствующего вида или другими видами техники осуществляется путем изъятия соответственно водительского удостоверения, удостоверения на право управления судами (в том числе маломерными) или удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), если водитель, судоводитель или тракторист-машинист (тракторист) лишен права управления всеми видами транспортных средств, судов (в том числе маломерных) и другой техники. 2. Исполнение постановления о лишении права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств осуществляется путем изъятия специального разрешения на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств. Порядок изъятия специального разрешения на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный надзор за связью в Российской Федерации. 3. Исполнение постановления о лишении права охоты осуществляется путем изъятия охотничьего билета. 4. По истечении срока лишения специального права документы, изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания, подлежат возврату.

Исчисление срока лишения специального права:

1. Течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права. 2. В случае уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов срок лишения специального права прерывается. Течение срока лишения специального права начинается со дня сдачи лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов. 3. Течение срока лишения специального права в случае назначения лицу, лишенному специального права, административного наказания в виде лишения того же специального права начинается со дня, следующего за днем окончания срока административного наказания, примененного ранее.

Исполнение постановления об административном аресте:

1. Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления. 2. Лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел. При исполнении постановления об административном аресте осуществляется личный досмотр лица, подвергнутого административному аресту. 3. Срок административного задержания засчитывается в срок административного ареста. 4. Отбывание административного ареста осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Состав преступления

Уголовная ответственность
Судебная власть
Мировое соглашение

Назад | | Вверх

Источник: https://center-yf.ru/data/Yuristu/Ispolnenie-administrativnyh-nakazanii.php

Исполнение постановлений о назначенииадминистративного наказания

66. Исполнение постановлений о наложении административных наказаний:

Исполнение постановления о назначении административного наказания должностными лицами органов внутренних дел. Постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется должностным лицом вынесшими постановление, путем вручения или направления копии постановления.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.

При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.

В случае, если административный штраф взимается должностным лицом органа внутренних дел на месте совершения физическим лицом административного правонарушения, такому лицу выдается постановление — квитанция установленного образца.

В постановлении — квитанции указываются дата ее, выдачи, должность, фамилия, инициалы должностного лица, назначившего административное наказание, сведения о лице, привлеченном к административной ответственности, статья настоящего Кодекса либо соответствующего закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение, время и место совершения административного правонарушения, сумма взыскиваемого административного штрафа.

Постановление — квитанция составляется в двух экземплярах и подписывается должностным лицом, назначившим административное наказание, и лицом, привлеченным к административной ответственности.

Постановление судьи о возмездном изъятии или о конфискации вещи, явившейся орудием совершения административного правонарушения исполняется судебным приставом — исполнителем в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, а постановление о возмездном изъятии или о конфискации оружия и боевых припасов — органами внутренних дел.

Постановление судьи о лишении права управления транспортным средством, за исключением трактора, самоходной машины и других видов техники, исполняется должностными лицами органов внутренних дел.

Постановление судьи о лишении права управления судном (в том числе маломерным) исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил пользования судами (в том числе маломерными). Исполнение постановления о лишении права управления транспортным средством соответствующего вида или другими видами техники осуществляется путем изъятия соответственно водительского удостоверения.

По истечении срока лишения специального права документы, изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания, подлежат возврату.

Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления.

Лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел. При исполнении постановления об административном аресте осуществляется личный досмотр лица, подвергнутого административному аресту.

Срок административного задержания засчитывается в срок административного ареста.

Отбывание административного ареста осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановление об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства исполняется:

— органами внутренних дел — при совершении административных правонарушений, предусмотренных статьей 18.8, частью 2 статьи 18.10, статьей 18.11. КоАП России.

Итак, производство по делам об административных правонарушениях представляет собой деятельность уполномоченных субъектов, связанную с привлечением виновных лиц к административной ответственности и наложением на них административных взысканий. По сути дела производство – это составная часть административно – юрисдикционного[66] процесса, когда дается оценка лицу, преступившему запреты, предписания административных норм.

Известно, что административная юрисдикция является специфической исполнительно-распорядительной деятельностью по применению установленных государством нормативных предписаний к конкретным случаям разрешения конфликтных правовых ситуаций при возникновении спора о праве или нарушения установленных правил.

Административно-юрисдикционная деятельность должностных лиц ОВД по применению мер административного принуждения имеет некоторые сходства с процессуальной деятельностью органов правосудия. Кодекс РФ об административных правонарушениях значительно этому способствует.

Вопросы для самопроверки:

1. Административный процесс (сущность, стадии).

2. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (понятие, виды, характеристика, порядок применения).

3. Производство по делам об административных правонарушениях (задачи, участники, стадии).

4. Протокол об административных правонарушениях (понятие, содержание).

5. Предмет доказывания, оценка доказательств в производстве по делам об административных правонарушениях.

6. Возбуждение дела об административном правонарушении.

7. Рассмотрение дела об административном правонарушении.

8. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.

9. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

10. Постановления, определения по делам об административных правонарушениях (понятие, виды). протокола об административном правонарушении.

11. Судьи, органы исполнительной власти и должностные лица уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

Темы рефератов:

Литература:

1. В.С. Кисин Административное правонарушение: понятие, состав, квалификация, МВШМ, М. 91, Учебное пособие.

2. Д.Н. Бахрах Административная ответственность: Учебное пособие — М.:, 99, изд. «Юриспруденция», с. 54-75

3. Административная ответственность: вопросы теории и практики (восьмые «Лазаревские чтения»). Государство и право, 2005, № 1 с. 5-27.

4. Бахрах Д.Н., Ренов Э.Н. Производство по делам об административных правонарушениях. М., 1989.

5. Болотников В.Т. Обеспечение разрешительной системы /Учеб. пособие. 1996.

6. Болотников В.Т., Гракович О.И. и др. Административная деятельность органов внутренних дел. Курс лекций. М.: Академия МВД РБ, 1996.

7. Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П. Российское административное право. М., 1998.

8. Козлов ЮМ. Административные правоотношения. Мн. 1976.

9. Козлов Ю.М., Попов Л.Л. Административное право. М., 1999.

10. Козлов ЮМ., Попов Л.Л. Государственная служба. М., 1993.

11. Коренев А. П. Административное право. М., 1996. — Ч. 1.

12. Лазарев Б.М. Государственная служба. М., 1993.

13. Лазарев Б.М. Государственное управление на этапе перестройки. М., 1998.

14. Масленников М.Я. Порядок применения административных взысканий.

15. Салищева Н.Г. Гражданин и административная юрисдикция в СССР. М, 1970.

16. Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право. М., 1972.

17. Сухаркова А.И. Административно-юрисдикционная деятельность

18. Шергин А.П. Административная юрисдикция. М., 1979.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/9_189715_ispolnenie-postanovleniy-o-naznacheniiadministrativnogo-nakazaniya.html

Studio-pravo
Добавить комментарий