65. Сущность, содержание дефицита федерального бюджета, источники его

Сущность, содержание дефицита федерального бюджета, источники его финансирования

65. Сущность, содержание дефицита федерального бюджета, источники его

Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами.

Дефицит бюджета — категория денежного хозяйства, которая выражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов.

Из этого следует, что основная причина возникновения бюджетного дефицита кроется в отставании темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов.

Конкретные причины такого отставания могут быть различными, в частности:

  • * кризисные явления в экономике;
  • * неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране;
  • * чрезвычайные обстоятельства (войны, крупные стихийные бедствия);
  • * милитаризация экономики в мирное время;
  • * осуществление крупных централизованных вложений в развитие производства и изменение его структуры;
  • * чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта.

Выделяют также активный и пассивный дефициты. Активный дефицит возникает в результате превышения расходов над доходами, а пассивный — в результате снижения налоговых ставок и прочих поступлений, что является следствием замедления темпов экономического роста, недоплат и т.п.

В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом необходимо определить источники финансирования дефицита бюджета. Источники финансирования дефицита различаются по уровням бюджетной системы. Так, источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

  • 1) внутренние источники:
    • * кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ;
    • * государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
    • * бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
    • * поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности и др.;
  • 2) внешние источники:
    • * государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
    • * кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставляемые в иностранной валюте.

В большинстве стран, в том числе и в России, используются следующие основные способы финансирования бюджетного дефицита [7]:

  • 1) кредитно-денежная эмиссия (монетизация);
  • 2) долговое финансирование (внутреннее и внешнее);
  • 3) увеличение налоговых поступлений в госбюджет, а также доходов от приватизации, продажи госимущества.

Последний, третий способ вряд ли можно отнести к способам, используемым исключительно для финансирования дефицита бюджета. Он широко применяется и просто в целях пополнения доходов бюджета. Поэтому к собственно источникам финансирования дефицита бюджета в большей степени относятся первый и второй способы.

Монетизация как способ сокращения дефицита бюджета представляет собой увеличение количества денег в обращении (в том числе за счет банковского финансирования).

При монетизации увеличивается количество денег в обращении, темпы роста денежной массы существенно превосходят темпы роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен.

При этом все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

Государственный долг представляет собой сумму задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам, полученным кредитам, включая начисление по ним процентов, и выданные государственные гарантии [4].

Собственно, государственный долг представляет собой долговые обязательства перед юридическими и физическими лицами, иностранными и международными организациями, другими субъектами права.

Государственный долг обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Долговые обязательства Российской Федерации существуют в форме:

  • · кредитных соглашений, подписанных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • · государственных ценных бумаг;
  • · договоров о предоставлении государственных гарантий;
  • · переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг.

Государственный долг может быть краткосрочным (до одного года), среднесрочным (от одного года до пяти лет) и долгосрочным (от пяти до тридцати лет). Государственный долг погашается в сроки, установленные условиями займов, но эти займы не могут превышать 30 лет.

Управление государственным долгом — это совокупность финансовых операций государства по обеспечению единства планирования и учета всех операций по привлечению, погашению и обслуживанию внешних и внутренних государственных заимствований, а также относительно предоставления государственных гарантий.

Основными методами регулирования государственного долга являются: реструктуризация, конверсия, пролонгация и уступка права требования, а также некоторые другие.

Реструктуризация означает основанное на соглашении сторон прекращение долговых обязательств, составляющих государственный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения. В процессе реструктуризации может быть осуществлено частичное списание суммы основного долга.

Конверсия государственного долга означает совокупность финансово-правовых механизмов, направленных на сокращение долга. В результате конверсии происходит замена внешнего долга на другие виды обязательств, как финансово-правовые, так и гражданско-правовые.

Так, возможен перевод государственного долга в инвестиции промышленности государства-кредитора, погашение долга товарными поставками, выкуп собственного долга на особых условиях, обмен долга на долговые обязательства государств, не являющихся первоначальными сторонами в кредитном договоре, и др.

В отличие от реструктуризации конверсия направлена не на отсрочку платежей, а на сокращение денежного объема государственного долга.

Новация государственного долга означает прекращение обязательства соглашением сторон о замене первоначального кредитного договора другим обязательством.

Пролонгация государственного долга означает продление срока действия долгового обязательства.

Уступка права требования представляет собой замену одного кредитора другим. Данный метод регулирования государственного долга может выражаться в продаже государством своей дебиторской задолженности третьим лицам.

Секьюритизация — переоформление нерыночных займов в ценные бумаги, свободно обращающиеся на финансовых рынках.

Аннулирование — отказ от всех обязательств по ранее выпущенным займам. Но применение этого метода ведет к нанесению непоправимого ущерба репутации государства как заемщика среди потенциальных инвесторов и кредиторов.

Page 3

Бюджетный процесс — деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Участники бюджетного процесса:

  • 1. Президент;
  • 2. Совет федераций;
  • 3. Гос Дума;
  • 4. Правительство РФ
  • 5. МинФин
  • 6. Фед казначейство
  • 7. Счетная палата
  • 8. Фед служба по фин-бюджет надзору
  • 9. Центральный банк и т.д.

Бюджетный процесс включается в себя 4 стадии: составление проекта бюджета, рассмотрение и утверждение бюджета, исполнение бюджета, внешняя проверка и контроль за исполнением.

Составление бюджета — начальный этап бюджетного процесса. На этом этапе решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные методы и направления покрытия бюджетного дефицита, а также распределение расходов между звеньями бюджетной системы.

Рассмотрение бюджета начинается за полгода до его законодательного утверждения. В процессе рассмотрения участвуют: правительство, финансовые и кредитно-банковские органы, местные органы власти. Законодательный орган рассматривает бюджет в нескольких чтениях, результатом чего становится согласование всех спорных вопросов. Принятый законодательно бюджет становится общегосударственным законом.

В процессе рассмотрения бюджета происходит согласование интересов всех уровней власти по доходам и по расходам. Исполнение бюджета — сложный процесс, в котором участвует множество ведомств, властных структур, организаций. После сбора доходов в процессе исполнения бюджета начинается второй этап — осуществление расходов.

Поскольку сам госбюджет ничего не тратит, а распределяет деньги между конкретными организациями — получателями бюджетных средств, то важно правильно распределить средства госбюджета

Исполнение бюджета распадается на два этапа: сбор доходов и осуществление расходов.

Источник: https://studwood.ru/1442422/finansy/suschnost_soderzhanie_defitsita_federalnogo_byudzheta_istochniki_finansirovaniya

26. Сущность, содержание дефицита бюджета, источники его финансирования

65. Сущность, содержание дефицита федерального бюджета, источники его

Бюджетныйдефицит — это превышение расходовбюджета над его доходами. Важнойхарактеристикой государственногобюджета является соотношение дохо­дови расходов. Периоду классическогокапитализма была присуща тенденция ких сбалансированию (установлениюравновесия между поступлениями изатратами).

На­пример, бюджеты такихстран, как Великобритания и США, отличалисьвысокой ус­тойчивостью, что объясняетсяотносительно высокими темпамиэкономического роста и небольшимудельным весом непроизводительныхвоенных расходов.

Но резкое воз­растаниеэкономической роли государства иогромное увеличение его расходовпри­вели к хроническому бюджетномудефициту (превышению затрат надпоступле­ниями). Этот дефицит сталзлободневной национальной проблемой.

Причинойпоявлений бюджетного дефицита, каквидно из определения, является превышениерасходов над доходами.

Объясняется этопрежде всего возрастанием роли государствав разных сферах жизни общества, увеличениемчисленности государственных служащих,умножением расходов на военно-промыш­ленныйкомплекс и др.

В результате темпы затратгосударства зачастую значительнопревышают скорость увеличения ВНП.

Однако увеличение государственныхдоходов (происходящее в основном засчет налогов) имеет свои пределы. Отсюда– хронический дефицит, который растетне только в абсолютных размерах, но иотносительно.

Напервый взгляд, очевидно, что нормальнымсостоянием всех видов бюджетов являетсяравенство доходов и расходов. Долженли государственный бюджет быть ежегодносбалансированным? Как это ни покажетсяпарадоксальным, ответ будет отрицательным.Объясняется это тем, что государственныйбюджет должен отражать циклическоедвижение экономики.

Проводимаягосударством антициклическая фискальнаяпо­литика имеет два разных результатав соотношении доходов и расходов вбюджете. Во время производственногоспада бюджет, естественно, имеетотрицательное сальдо.

То есть прибухгалтерском приравнивании доходови рас­ходов бюджет сводится с дефицитом– расходы значительно возрастают, чтоважно для преодоления кризиса, и превышаютдоходы. В период спекулятивного бумабюджет имеет положительное сальдо.

Существен­ное превышение доходов надрасходами является следствием большогопоступления налоговых платежей во времяподъема производства. Изъятие значительнойчасти до­ходов на фазе бума способствуетснижению «перегрева» экономики.

Отсюдавидно, что если бюджет будет ежегоднострого сбалансирован, то государствоне сможет проводить стабилизирующую,антикризисную политику, кото­раяпризвана «гасить» экономическиеколебания. Более того, ежегодноуравновешен­ное соотношениегосударственных доходов и расходовусилит циклические колебания экономики.

Так, во время кризиса совокупный спросбудет меньше требуемого. В пе­риодспекулятивного бума инфляция усилится.Значит, очевидно: ежегодно сбалансированныйбюджет не является «нейтральным» поотношению к экономическим колебаниям;государственный бюджет целесообразнобалансировать на циклической основе,то есть с положительным сальдо при бумеи отрицательным – при спаде производства.

Междутем типичен бюджет с отрицательнымсальдо. Объясняется это прежде всеговозрастанием роли государства в разныхсферах жизни общества, увеличениемчисленности государственных служащих,умножением расходов на военно-промыш­ленныйкомплекс и др. В результате темпы затратгосударства зачастую значительнопревышают скорость увеличения ВНП.

Однакоувеличение государственных доходов(происходящее в основном за счет налогов)имеет свои пределы. Отсюда – хроническийдефицит, который растет не только вабсолютных размерах, но и относительно.

Неозначает ли это, что государство сбюджетным дефицитом попадает в положе­ниебанкрота, не способного оплатить своирасходы? Нет, потому что оно имеетне­сколько источников для покрытиясвоего дефицита. К их числу относятся:

печатаниеновых денег, что, разумеется, порождаетинфляцию;

неналоговыепоступления, например, доходы отиностранного туризма (в мире в целомони составляют 6 % ВНП, в России менее 1%);

внешнийдолг – международный кредит, получившийв современных условиях очень широкоеразвитие. Крупными должниками являютсяне только слабораз­витые, но и развитыестраны;

внутреннийдолг – государственные ценные бумаги,продаваемые фирмам и на­селению.

К ихчислу относятся государственныеоблигации (обязательство вы­платитьвладельцу заимствованную у него суммуденег в будущем) и казначей­скиеобязательства (краткосрочные – доодного года – казначейские векселя).

Они обычно продаются со скидкой посравнению с номинальной (обозначеннойна бумаге) ценой, что образует доходвладельца векселя, когда государствовы­купает его обратно.

Причинабюджетного дефицита в превышениирасходов над доходами.

Объясняется этопрежде всего возрастанием роли государствав разных сферах жизни общества, увеличениемчисленности государственных служащих,умножением расходов на военно-промыш­ленныйкомплекс и др.

В результате темпы затратгосударства зачастую значительнопревышают скорость увеличения ВНП.

Однако увеличение государственныхдоходов (происходящее в основном засчет налогов) имеет свои пределы.

Последствиембюджетного дефицита, зачастую, являетсягосударственный кредит. Государственныйкредит — совокупность экономическихот­ношений между государством в лицеего органов власти и управления, с однойстороны, и физическими и юридиче­скимилицами — с другой, при которых государствовысту­пает в качестве заемщика,кредитора и гаранта.

Источник: https://studfile.net/preview/3610946/page:25/

Дефицит бюджета и источники его финансирования

65. Сущность, содержание дефицита федерального бюджета, источники его

Если принятый бюджет имеет дефицит, т.е. превышение расходов бюджета над его доходами, то в нем и в законе (решении) об этом бюджете определяются источники его покрытия (ст. 6 БК РФ).

Бюджетный кодекс РФ предусматривает различные требования к предельному размеру дефицита бюджетов разных уровней бюджетной системы.

Дефицит федерального бюджета утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Он не может превышать размера нефтегазового дефицита федерального бюджета, определенного в соответствии со ст. 96.7 БК РФ.

Дефицит бюджета субъекта РФ не должен превышать 15% утвержденного законом о бюджете субъекта РФ общего объема доходов бюджета субъекта РФ.

Дефицит местного бюджета не должен превышать 10% утвержденного законом о бюджете общего годового объема доходов местного бюджета (без учета объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений).

Дефициты бюджетов покрываются за счет источников финансирования дефицитов бюджетов. Последние являются одной из самостоятельных частей каждого бюджета как финансового плана наряду с доходами и расходами.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета и дефицитов бюджетов субъектов РФ подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние источники финансирования дефицитов этих бюджетов однотипны. К их числу относятся:

  • – средства от размещения государственных ценных бумаг;
  • – кредиты кредитных организаций;
  • – бюджетные кредиты;
  • – кредиты международных финансовых организаций;
  • – изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета;
  • – иные источники внутреннего финансирования дефицита.

Кредиты ЦБ РФ, а также приобретение ЦБ РФ государственных ценных бумаг Российской Федерации при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета (ст. 92 БК РФ).

Источниками внешнего финансирования дефицитов бюджетов являются:

  • – средства от размещения государственных займов в иностранной валюте;
  • – кредиты иностранных банков в иностранной валюте;
  • – иные источники внешнего финансирования.

Что касается источников финансирования дефицита местного бюджета, то они складываются только за счет источников внутреннего финансирования дефицита местного бюджета. Последние однотипны с источниками внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, за исключением такого источника, как кредиты международных финансовых организаций.

Бюджетные кредиты как источники финансирования дефицитов бюджетов выделяются на условиях, предусмотренных ст. 93.2 БК РФ. К их числу относятся следующие:

  • а) бюджетный кредит предоставляется субъекту РФ, муниципальному образованию, которые не имеют просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием);
  • б) бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности, если иное не предусмотрено БК РФ или соответствующим законом о бюджете, и возвратности;
  • в) в том случае, если заемщиком является Российская Федерация или субъект РФ, бюджетный кредит не требует обеспечения;
  • г) бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета и бюджетам муниципальных образований из бюджетов субъектов РФ бюджетные кредиты могут предоставляться на срок до одного года.

Источники финансирования дефицита бюджета субъекта РФ и местного бюджета однотипны (ст. 95, 96 БК РФ). Ими являются:

  • – государственные или, соответственно, муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг;
  • – бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
  • – кредиты, полученные от кредитных организаций;
  • – поступления от продажи имущества, находящегося в государственной или, соответственно, муниципальной собственности;
  • – изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ или, соответственно, местного бюджета.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета подразделяются на внутренние и внешние.

К внутренним источникам относятся:

  • – кредиты, полученные от кредитных организаций в валюте РФ;
  • – государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг;
  • – бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
  • – поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
  • – сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
  • – изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета.

К внешним источникам финансирования дефицита бюджета относятся:

  • – государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска бумаг от имени Российской Федерации;
  • – кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.

Кредиты ЦБ РФ, а также долговые обязательства Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, приобретенные ЦБ РФ, не могут быть источником финансирования дефицита бюджета при их первичном размещении (п. 5 ст. 92.1 БК РФ).

Источник: https://studme.org/69996/pravo/defitsit_byudzheta_istochniki_finansirovaniya

Бюджетный дефицит и источники его финансирования

65. Сущность, содержание дефицита федерального бюджета, источники его

Определение 1

Бюджетный дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами.

Пожалуй, все без исключения страны мира неизбежно сталкивались с ним. Безусловно, бюджетный дефицит — это в целом негативное явление.

Если финансировать его за счет денежной эмиссии, то это приведет к инфляции, а если посредством неэмиссионных методов – то скорее всего это послужит причиной роста государственного долга.

Однако, во всяком случае, дефицит бюджета не стоит однозначно относить к категории катастрофических и чрезвычайных событий, поскольку сама природа, причины и качество дефицита могут существенно различаться между собой.

Так, к примеру, бюджетный дефицит может возникнуть вследствие необходимости осуществления масштабных государственных инвестиций в развитие национальной экономики и ее инфраструктуры. В данном случае дефицит бюджета будет являться отражением стремления правительства заложить фундамент для осуществления прогрессивных сдвигов в структуре общественного воспроизводства.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Кейнсианская политика дефицитного финансирования

Знаменитый экономист, нобелевский лауреат и основоположник макроэкономического анализа Джон Мейнард Кейнс считал, что в целях обеспечения полной занятости, а также оживления экономического роста следует прибегать к политике дефицитного финансирования.

С другой стороны, значительный бюджетный дефицит могут вызвать чрезвычайные обстоятельства, такие как, например, войны, стихийные бедствия. В подобного рода случаях бюджетный дефицит является неизбежным явлением.

Считается нормальным дефицит, который примерно соответствует уровню инфляции в экономике. В нормальных условиях бюджетный дефицит может покрываться за счет низкопроцентных или беспроцентных кредитов Центрального банка страны.

Согласно международным стандартам, вполне нормальным считается бюджетный дефицит на уровне 2-3% от размера ВВП страны. Если дефицит бюджета незначителен, то в современной экономике в большинстве случаев он будет финансироваться за счет эмиссии государственных облигаций, доходность которых, как правило, является очень низкой.

Причины образования дефицита бюджета

Основными причинами возникновения дефицита бюджета могут являться следующие:

  • значительный рост расходов государственного бюджета, связанных со структурной перестройкой экономической системы
  • чрезвычайные обстоятельства (массовые беспорядки, войны, стихийные бедствия крупные катастрофы и т. д.)
  • снижение доходов бюджета в время экономического кризиса
  • неэффективность финансовой системы страны
  • политический популизм (который чаще всего выражается в «опережающем росте» объемов финансирования социальных программ)
  • высокий уровень коррупции
  • неэффективность налоговой системы (которая, в частности, способствует росту «теневой экономики»

Вопросы, связанные с сокращением дефицита бюджета, имеют большое значение по целому ряду причин. Так, во-первых, для его покрытия необходимы значительные государственные расходы. Во-вторых, хронический дефицит бюджета служит причиной роста государственного долга.

В-третьих, для снижения дефицита бюджета, государство может прибегать к «урезанию» (секвестру) расходов бюджета, что всегда является «непопулярной» мерой, которая вызывает социальное недовольство и снижение доверия к правительству.

В-четвертых, часто бывает довольно сложно отыскать новые источники пополнения государственного бюджета.

В-пятых, необходимость обслуживания государственного долга и финансирования дефицита госбюджета может послужить причиной роста налоговой нагрузки на бизнес, что отрицательно сказывается на деловой активности и способствует «тенизации» экономики и т. д.

Источники финансирования бюджетного дефицита

Согласно статье 94 Бюджетного кодекса Российской Федерации, основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета могут являться:

  1. Внутренние:

    • кредиты РФ от кредитных организаций в национальной валюте;
    • государственные займы (которые осуществляются посредством выпуска ценных бумаг);
    • бюджетные ссуды (получаемые от бюджетов различных уровней).
  2. Внешние:

    • государственные займы (в иностранной валюте);
    • кредиты правительств других стран, фирм, банков, международных финансовых институтов.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/byudzhetnyy_deficit_i_istochniki_ego_finansirovaniya/

Studio-pravo
Добавить комментарий