62. Основные методы получения знаний о деятельности предприятия

ЕГЭ. Человек. Тема 6. Деятельность

62. Основные методы получения знаний о деятельности предприятия

Человек, человеческое общество не могут существовать без деятельности.  Именно она формирует человека как личность, способствует тому, что он удовлетворяет свои потребности. Что такое деятельность, какие виды деятельности существуют? Рассмотрим это.

Что такое деятельность?

Деятельность – процесс активного преобразования человеком действительности и познание мира, включая общество  и самого себя, с целью  удовлетворения своих потребностей.

Структура деятельности

  • Субъекты деятельности, то есть кто совершает деятельность ( человек, группы людей, государственные органы, организации)
  • Объекты – на кого или на что направлена деятельность (природа, природные материалы, предметы, явления и процессы в обществе, люди, группы, общество в целом, сферы общественной жизни, внутреннее состояние человека.)
  • Мотив деятельности, то есть что побуждает человека совершать действия (потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции,  влечения, социальные установки).
  • Цель деятельности – наличие осознанного образа результата деятельности, на достижение которого она направлена.
  • Средства — то есть методы, способы, предметы, которые используются для достижения цели.
  • Процесс деятельности действия, поступки, направленные на достижение результата.
  • Итог деятельности – результат, продукт деятельности, ради которого она совершалась.

Таким образом, структура деятельности такова:

Объект-субъект-мотив – цель — средства- процесс( действия) – результат

Вся деятельность человека — это череда постоянных действий.

Действие – это процесс, который направлен на то, чтобы добиться желаемого результата.

По мотивам действия  бывают ( по Веберу М):

  • Целенаправленные, имеющие чётко продуманную и рационально поставленную цель.
  • Ценностно- рациональные, характеризуются тем, что человек верит в ценность, нужность своей деятельности.
  • Аффективные – обусловлены эмоциональным состоянием человека, когда чувства преобладают над разумом.
  • Традиционные – в их основе лежат длительные привычки.

Виды деятельности

1.Материальная (практическая):

  • Материально-производственная (преобразование природы, создание материальных благ)
  • Социально-преобразовательная (деятельность по преобразованию общества)

2.Духовная

  • Познавательная (познание мира, общества, человека)
  • Ценностно-ориентировочная (формирование мировоззрения, отношение людей к явлениям, происходящим в окружающем мире, идеалы, ценности, смысл жизни)
  • Прогностическая (предвидение, планирование будущего)

Формы деятельности

1.Труд

Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества.

Характерные черты труда как вида деятельности

  • Целесообразность ( нужность, необходимость)
  • Наличие целей, направленных на достижение определённого результата.
  • Наличие знаний, умений, навыков, позволяющих выполнить те или иные действия.
  • Полезность (то есть результаты деятельности действительно должны удовлетворять потребности)
  • Развитие личности (труд преобразовывает и самого человека, формирует нравственные качества личности)
  • Нацеленность на результат и получение его.
  • Преобразование мира, общества и самого человека.

Виды труда

  • Физический – характеризуется тем, что происходит нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат .

Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.

  • Умственный – связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.
  • Смешанный – труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.

Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.

Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра для взрослых- это и отдых, развлечение, и в то же время деловые игры помогают смоделировать тип поведения в той или иной ситуации, например, при приёме на работу.

Характерные черты игры как вида деятельности

  • Условная ситуация
  • Наличие определённых правил для той или иной игры
  • Использование предметов, замещающих реальные (например, для ребёнка кукла — это её дочка)
  • Своеобразные цели (удовлетворение потребности в отдыхе, общении, формирование определённых навыков деловой беседы и другие)
  • Игра способствует развитию нравственных качеств личности, формированию определённых умений и навыков.

Учение — вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности.

Виды учения

  • Организованное (оно осуществляется в учебных учреждениях: школе, вузе и др.)
  • Неорганизованное (оно осуществляется как побочный результат основного вида деятельности)
  • Самообразование (самостоятельное приобретение человеком знаний и учений, в основе которого лежит личный интерес).

Характерные черты учения как вида деятельности

  • Способствует развитию личности, формированию его мировоззрения.
  • В основе учения — освоение опыта предыдущих поколений.
  • Формирует профессиональные знания и умения, позволяющие успешно выполнять деятельность.
  • Способствует усвоению ценностей и норм национальной и мировой культуры.

Человеческая деятельность имеет  особенности:

  • Целенаправленный, осознанный характер, то есть она всегда имеет цель и направлена на достижение результата.
  • Плановый характер деятельности, то есть представляет и з себя определённую структуру.
  • Систематичность, то есть деятельность – это длительный, ежедневный процесс.
  • Продуктивность – направленность деятельности на получение результата.
  • Преобразующий характер — деятельность изменяет окружающий мир, общество и человека.
  • Общественный характер, то есть деятельность является результатом многовекового труда человечества, это продукт истории.

Следует отметить, что деятельность может носить творческий характер.

Что такое творчество?

Творчество — это любая деятельность человека (духовная или материальная),  в результате которой  появляется что-то качественно новое, раньше не существовавшее и имеющее ценность для всего общества. Основной критерий творческой деятельности — уникальность её результата.

Механизм творческой деятельности:

  • Комбинирование уже имеющихся способов и методов деятельности в другом варианте.
  • Наличие воображения, то есть способность человека создавать чувственные и мыслительные образы в своём сознании.
  • Фантазия, способная создавать яркие, необычные образы.
  • Интуиция — знание, предвидение ,появление которого невозможно объяснить.

Отличие деятельности человека от активности животного

Черты деятельности человекаЧерты активности животного
Наличие цели, осознанных мотивов, использование необходимых средств и методов, рациональный их выбор для достижения цели.В основе активности животного лежат потребности, основанные на инстинктах, нет поставленной цели, нет выбора средств и методов, только использование природного материала, все действия запрограммированы природой, животные не создают, не производят нового, только пользуется то, что дала природа.
Деятельность характеризуется систематичностью, набором специальных операций.Только движения, отсутствие действий. Нет систематической деятельности.
Деятельность человека носит продуктивный характер, человек  не только использует, что создаёт природа, но и сам творит, преобразует мир, общество и самого себя.Активность животных всегда носит потребительский характер, они ничего нового не создают, не меняют вокруг себя и в себе самих.
Деятельность человека — результат развития общества, усвоения опыта предшествующих поколений.Активность животных — это результат их биологической эволюции.
Человек приобщается к деятельности в результате социализации, с рождения способность к ней человеку не дана.Активность животных предопределена генетически, заложена  в них от природы.

Общение

В науке нет единого мнения по поводу того, является ли общение отдельной формой деятельности или сопутствует остальным видам. Но в любом случае, общение — это тоже деятельность, которая позволяет человеку стать личностью, помогает в освоении знаний, умений, навыков, облегчает любые виды деятельности.

Общение – это особая форма взаимодействия людей, установления между ними отношений, контактов, связей.

Важным средством общения является язык, речь (вербальное общение), хотя большое место занимают жесты, мимика, поза (невербальное общение).

Функции общения

  • Социализирующая — формирование личностных качеств.
  • Трансляционная —  в процессе общения человек  получает информацию, происходит передаются знаний и опыт из поколения в поколение
  • Эмоциональная — через общение можно понять чувства, эмоции человека, его отношение к собеседнику.
  • Идентификационная —  причисление человека к той или иной группе людей, отождествление с ними или, наоборот, противопоставление)
  • Интегративная, то есть общение объединяет людей.

Виды общения

  • Между двумя реальными субъектами (человек-человек, человек — группа)
  • Между реальным субъектом и иллюзорным (человек – животное, человек разговаривает с животным, думая, что оно понимает смысл его слов)
  • Между реальным и воображаемым партнёром (внутренний диалог человека с кем-либо, например, с начальником)
  • Между двумя воображаемыми героями ( например, беседа литературных героев, она лишь воображается читателем в процессе чтения книги)

Следует отличать общение от коммуникации.

Коммуникация – это многозначное слово. Оно образовано от лат. «делаю общим, связываю, общаюсь). Поэтому в некоторых ситуациях коммуникация — это синим слова «общения»(например, в школе развивают коммуникативные умения и навыки школьников).

Однако  в курсе «Обществознания» смысл слова несколько иной — передача информации в одностороннем порядке, без обратной связи (например, СМИ).

  Поэтому  при ответе на вопросы ЕГЭ это имейте в виду: при общении возможна сразу обратная связь, обмен эмоциями, оценка информации, а при коммуникации, то есть получении информации, например, в период просмотра телепередачи «Сегодня», зритель только воспринимает информацию, но в данную мину не имеет возможности высказать мнение, например, диктору. Поэтому обратной связи при коммуникации нет.

Такова тема «Деятельность». Как видим, она объёмная, много терминологии, часто на ЕГЭ бывают вопросы, связанные с данной темой.

Закончить лекцию я хочу словами великого русского писателя Л.Н.Толстого: « Чтобы добитьсяцели, надо хотя бы идти». Так что идите к своей цели, действуйте, используйте все возможные средства и методы, но добейтесь своей цели — сдайте успешно ЕГЭ. Этого я всем вам искренне желаю!

Мельникова Вера Александровна

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%B5%D0%B3%D1%8D-%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0-6-%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C/

12. Методы получения знаний о деятельности экономического субъекта

62. Основные методы получения знаний о деятельности предприятия

Основными методами получения знанийпо стандарту являются:

– знакомство с организацией системывнутреннего контроля;

– изучение общеэкономических условийдеятельности (например, национальнаяэкономическая политика, системаналогообложения и таможенного контроля,установление лимитов и квот);

– анализ региональных особенностей,влияющих на деятельность экономическогосубъекта (например, географическоеположение, экономические и налоговыеусловия региона);

– учет отраслевых особенностей сферыдеятельности;

– знакомство с организацией итехнологией производства;

– сбор информации о персоналеэкономического субъекта, ассортиментевыпускаемой продукции, применяемыхметодах ведения бухгалтерского учета(форма, учетная политика, степеньавтоматизации);

– сбор информации об организационнойи производственной структурах; проводимоймаркетинговой политике; основныхпоставщиках и покупателях;

– анализ деятельности экономическогосубъекта на рынке ценных бумаг (например,выдача векселей, операции с финансовымивекселями, покупка и продажа акций);

– учет наличия взаимоотношений сфилиалами и дочерними (зависимыми)обществами и методов консолидациифинансовой отчетности, порядкараспределения прибыли, остающейся враспоряжении организации.

При выявлении аспектов деятельностиэкономического субъекта, которые требуютспециальных знаний, аудитор должениметь достаточно глубокое пониманиеего деятельности, чтобы установить,насколько ему нужна консультация тогоили иного специалиста или привлечениеэксперта.

В целях получения глубоких знаний одеятельности экономического субъектааудитор применяет аналитическиепроцедуры, выявляющие существенныеотклонения от различного рода базовыхпоказателей. Порядок их применениярегламентируется Правилом аудиторскойдеятельности «Аналитические процедуры».

В зависимости от поставленной целиаудита, полноты охвата проверяемыхобъектов и необходимости полученияразнообразной доказательной информациио хозяйственно-финансовой деятельностипроверяемого субъекта аудиторы припроведении проверок могут использоватьразличные методологические приемы итехнические способы аудирования.

Так, например, аудиторы при выполнениипроцедур контроля могут пользоватьсяприемами фактического контроля, ккоторым относятся инвентаризация,лабораторный анализ, экспертная оценка,контрольные проверки и устный опрос.

Таким образом, использование в практикепроведения аудита различных методологическихприемов и технических способов илипроцедур зависит в основном от действующихорганизационных, методологических итехнических аспектов бухгалтерскогоучета в проверяемом экономическомсубъекте. В отдельных случаях припроведении аудита могут быть использованы:статистико-экономический, монографический,расчетно-конструктивный, балансовый иэкономико-математический методыисследования.

13. Источники получения знаний о деятельности экономического субъекта

Стандартом предусмотрены следующиеисточники:

– официальные публикации в юридическихизданиях, профессиональных, отраслевыхи региональных журналах и монографиях;

– статистические данные, официальныеотчеты экономических субъектов,банковские отчеты;

– нормативные и законодательныеакты, регламентирующие деятельностьпроверяемого экономического субъекта;

– результаты посещения специальныхсеминаров, конференций, других аналогичныхмероприятий;

– разъяснения и подтверждения,полученные от персонала проверяемогосубъекта, беседы с внутренним аудитором,который проводил аудит в предыдущиепериоды;

– учредительные документы, протоколысобраний Совета директоров и акционеров,контракты и договоры, бухгалтерскаяотчетность прошлых периодов, планы ибюджеты, положение о бухгалтерии, учетнойполитике, документообороте; рабочийплан счетов и бухгалтерских записей;схема организационной и производственнойструктур;

– осмотр цехов, складов и служб, атакже опрос персонала, непосредственноне связанного со сферой учета;

– результаты проведения аналитическихпроцедур; выявление необычных хозяйственныхопераций, порядок оформления которыхнеоднозначно трактуется действующимзаконодательством;

– идентификация филиалов и структурныхподразделений, выделенных на отдельныйбаланс; хозяйственных операций, методовучета и налогообложения в них;

– результаты работы с привлеченнымиспециалистами-экспертами;

– знакомство с реестром акционеров;

– материалы налоговых проверок исудебных процессов.

Перед аудиторской проверкой и в ходеее проведения все производственныепроцедуры и полученная информацияотражаются в рабочих документах аудитора.

Знание сущности деятельности экономическогосубъекта должно быть использованоаудиторской организацией на всех стадияхпроведения аудита в целях:квалифицированного выбора экономическогосубъекта для проведения аудита;рационального планирования аудита;эффективного проведения аудита;определения аудиторского риска и егосоставляющих, а также уточнения уровнясущественности; оценки системы внутреннегоконтроля; выбора видов и методоввыполнения аналитических процедур;оценки и обоснованности получаемыхдоказательств; оценки допущениянепрерывности деятельности экономическогосубъекта; определения областей, гдемогут потребоваться специальныеаудиторские знания; определения третьихсторон и операций, связанных с ними;выявления противоречивой информации;достижения высокой степени профессионализмапри опросах и обслуживания экономическогосубъекта.

Аудиторская организация можетдокументировать и систематизироватьзнания о деятельности экономическогосубъекта в виде постоянных файлов, втом числе в автоматизированном виде. Всостав постоянного файла могут входить:

– история развития экономическогосубъекта;

– перечень осуществляемых видовдеятельности;

– положения учетной политики и еепоследовательные изменения;

– другая информация, имеющая значениене только для настоящего аудитапроверяемого в настоящий моментэкономического субъекта, но и для будущихаудиторских проверок.

При комплектации постоянного файлааудиторская организация должна следитьза его периодическим пополнением иобновлением по итогам аудиторскихпроверок данного экономическогосубъекта.

Источник: https://studfile.net/preview/2553686/page:10/

Шпаргалка по аудиту | Страница 5 | Онлайн-библиотека

62. Основные методы получения знаний о деятельности предприятия

Факторами, определяющими необходимость понимания деятельности экономического субъекта, являются:

– экономическая политика субъекта в отчетный период, ее стратегия и тактика;

– проводимая учетная политика и ее соответствие направлениям финансовой политики;

– идентификация хозяйственных операций, возможность качественного проведения аудита;

– правильность применения нормативно-правовых актов, регулирующих операции, проводимые экономическим субъектом;

– обоснованность выводов о достоверности бухгалтерской отчетности клиента.

Областями деятельности экономического субъекта, понимание которых существенно для аудита, являются:

– основная деятельность;

– инвестиционная деятельность;

– прочие операции, в том числе внереализационные. Понимание деятельности экономического субъекта включает знание экономической ситуации в стране и в отрасли, в которой действует экономический субъект, а также более подробное знание того, как он действует.

Факторы, влияющие на финансово-хозяйственную деятельность экономического субъекта, можно разделить на следующие:

– внешние – общие экономические и отраслевые факторы;

– внутренние, связанные с индивидуальными особенностями экономического субъекта.

До проведения проверки аудиторская организация должна получить первоначальные знания особенностей отрасли, права собственности, управления и операций экономического субъекта, подлежащего аудиту, и оценить их достаточность для его проведения. Полученные знания она обязана использовать при планировании аудита.

При повторных проверках экономического субъекта аудиторская организация может откорректировать и переоценить информацию, собранную ранее. Она должна также выполнить процедуры для выявления существенных изменений, произошедших со времени проведения последней аудиторской проверки в тех явлениях и процессах, которые отражаются этой информацией.

12. МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА

Основными методами получения знаний по стандарту являются:

– знакомство с организацией системы внутреннего контроля;

– изучение общеэкономических условий деятельности (например, национальная экономическая политика, система налогообложения и таможенного контроля, установление лимитов и квот);

– анализ региональных особенностей, влияющих на деятельность экономического субъекта (например, географическое положение, экономические и налоговые условия региона);

– учет отраслевых особенностей сферы деятельности;

– знакомство с организацией и технологией производства;

– сбор информации о персонале экономического субъекта, ассортименте выпускаемой продукции, применяемых методах ведения бухгалтерского учета (форма, учетная политика, степень автоматизации);

– сбор информации об организационной и производственной структурах; проводимой маркетинговой политике; основных поставщиках и покупателях;

– анализ деятельности экономического субъекта на рынке ценных бумаг (например, выдача векселей, операции с финансовыми векселями, покупка и продажа акций);

– учет наличия взаимоотношений с филиалами и дочерними (зависимыми) обществами и методов консолидации финансовой отчетности, порядка распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации.

При выявлении аспектов деятельности экономического субъекта, которые требуют специальных знаний, аудитор должен иметь достаточно глубокое понимание его деятельности, чтобы установить, насколько ему нужна консультация того или иного специалиста или привлечение эксперта.

В целях получения глубоких знаний о деятельности экономического субъекта аудитор применяет аналитические процедуры, выявляющие существенные отклонения от различного рода базовых показателей. Порядок их применения регламентируется Правилом аудиторской деятельности «Аналитические процедуры».

В зависимости от поставленной цели аудита, полноты охвата проверяемых объектов и необходимости получения разнообразной доказательной информации о хозяйственно-финансовой деятельности проверяемого субъекта аудиторы при проведении проверок могут использовать различные методологические приемы и технические способы аудирования.

Так, например, аудиторы при выполнении процедур контроля могут пользоваться приемами фактического контроля, к которым относятся инвентаризация, лабораторный анализ, экспертная оценка, контрольные проверки и устный опрос.

Таким образом, использование в практике проведения аудита различных методологических приемов и технических способов или процедур зависит в основном от действующих организационных, методологических и технических аспектов бухгалтерского учета в проверяемом экономическом субъекте. В отдельных случаях при проведении аудита могут быть использованы: статистико-экономический, монографический, расчетно-конструктивный, балансовый и экономико-математический методы исследования.

13. ИСТОЧНИКИ ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА

Стандартом предусмотрены следующие источники:

– официальные публикации в юридических изданиях, профессиональных, отраслевых и региональных журналах и монографиях;

– статистические данные, официальные отчеты экономических субъектов, банковские отчеты;

– нормативные и законодательные акты, регламентирующие деятельность проверяемого экономического субъекта;

– результаты посещения специальных семинаров, конференций, других аналогичных мероприятий;

– разъяснения и подтверждения, полученные от персонала проверяемого субъекта, беседы с внутренним аудитором, который проводил аудит в предыдущие периоды;

– учредительные документы, протоколы собраний Совета директоров и акционеров, контракты и договоры, бухгалтерская отчетность прошлых периодов, планы и бюджеты, положение о бухгалтерии, учетной политике, документообороте; рабочий план счетов и бухгалтерских записей; схема организационной и производственной структур;

– осмотр цехов, складов и служб, а также опрос персонала, непосредственно не связанного со сферой учета;

– результаты проведения аналитических процедур; выявление необычных хозяйственных операций, порядок оформления которых неоднозначно трактуется действующим законодательством;

– идентификация филиалов и структурных подразделений, выделенных на отдельный баланс; хозяйственных операций, методов учета и налогообложения в них;

– результаты работы с привлеченными специалистами-экспертами;

– знакомство с реестром акционеров;

– материалы налоговых проверок и судебных процессов.

Перед аудиторской проверкой и в ходе ее проведения все производственные процедуры и полученная информация отражаются в рабочих документах аудитора.

Знание сущности деятельности экономического субъекта должно быть использовано аудиторской организацией на всех стадиях проведения аудита в целях: квалифицированного выбора экономического субъекта для проведения аудита; рационального планирования аудита; эффективного проведения аудита; определения аудиторского риска и его составляющих, а также уточнения уровня существенности; оценки системы внутреннего контроля; выбора видов и методов выполнения аналитических процедур; оценки и обоснованности получаемых доказательств; оценки допущения непрерывности деятельности экономического субъекта; определения областей, где могут потребоваться специальные аудиторские знания; определения третьих сторон и операций, связанных с ними; выявления противоречивой информации; достижения высокой степени профессионализма при опросах и обслуживания экономического субъекта.

Аудиторская организация может документировать и систематизировать знания о деятельности экономического субъекта в виде постоянных файлов, в том числе в автоматизированном виде. В состав постоянного файла могут входить:

– история развития экономического субъекта;

– перечень осуществляемых видов деятельности;

– положения учетной политики и ее последовательные изменения;

– другая информация, имеющая значение не только для настоящего аудита проверяемого в настоящий момент экономического субъекта, но и для будущих аудиторских проверок.

5

Источник: http://litrus.net/book/read/169226?p=5

Studio-pravo
Добавить комментарий