61. Процессуальный порядок возбуждения дел об административных

1 Стадия. Возбуждение дела об административном правонарушении

61. Процессуальный порядок возбуждения дел об административных

Возбуждение дела обадминистративном правонарушении —представляет собойсовокупность процессуальных действий,направленных на установление фактаадминистративного правонарушения, атакже определения подведомственности(подсудности).

На стадии возбуждения дела обадминистративном правонарушении разрешается целый ряд вопросов:

— является ли сообщение об административномправонарушении поводом к возбуждениюдела;

— содержатся ли в источнике информациисведения о событии административногоправонарушения;

— нет ли обстоятельств, исключающихпроизводство по делу;

— уточняется, по какой статьеквалифицируется данное административноеправонарушение;

— возникает ли необходимостьадминистративного расследования;

— подлежат ли материалы дела передачепо подведомственности или подсудности.

Материальное основаниевозбуждения дела об административномправонарушении – этоналичие юридического факта, содержащегов себе признаки административногоправонарушения.

Процессуальное основаниевозбуждения дела об административномправонарушении — этоповоды возбуждения дела об административномправонарушении.

Поводы — источники,из которых полномочные органы государстваили должностные лица получают информацию,о совершенном административномправонарушении обязывающую их принятьрешение приступить к производству поделу об административном правонарушении.

Поводами к возбуждению дела обадминистративном правонарушенииявляются:

1) непосредственное обнаружениедолжностными лицами, уполномоченнымисоставлять протоколы об административныхправонарушениях, достаточных данных,указывающих на наличие событияадминистративного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительныхорганов, а также из других государственныхорганов, органов местного самоуправления,от общественных объединений материалы,содержащие данные, указывающие наналичие события административногоправонарушения;

3) сообщения и заявленияфизических и юридических лиц, а такжесообщения в СМИ, содержащие данные,указывающие на наличие событияадминистративного правонарушения (заисключением административныхправонарушений, предусмотренных ч. 2ст. 5.27(нарушениезаконодательства об охране труда),ст. 14.12 (фиктивное ипреднамеренное банкротство),14.13 (неправомерныедействия при банкротстве) КоАП РФ).

4) фиксация административногоправонарушения в области дорожногодвижения работающими в автоматическомрежиме специальными техническимисредствами имеющими функции фото- икиносъемки, видеозаписи, или средствами,фото- и киносъемки, видеозаписи;

5) подтверждение содержащихся всообщении или заявлении собственника(владельца) транспортного средстваданных о том, что в случаях, предусмотренныхпунктом 4, транспортное средствонаходилось во владении или в пользованиидругого лица.

Поводами к возбуждениюдел об административных правонарушениях,предусмотренных статьями 14.12, 14.13, 14.

23(осуществлениедисквалифицированным лицом деятельностипо управлению юридическим лицом)КоАП РФ, являются поводы, указанные впунктах 1 и 2, а также сообщения и заявлениясобственника имущества унитарногопредприятия, органов управленияюридического лица, арбитражногоуправляющего, а при рассмотрении делао банкротстве — собрания (комитета)кредиторов.

Необходимо отметить, что они являютсяхарактерными источники полученияинформации об административномправонарушении. При этом особое значениеотводится информации, полученной принепосредственном обнаруженииуполномоченными на то должностнымилицами.

Непосредственное обнаружениефакта нарушения является информацией,полученной по существу из первых рук.

Как правило, ее получение связано сосуществлением контрольно-надзорнойдеятельности, по результатам которойуполномоченными должностными лицамисоставляется акт, протокол, рапорт,отчет, что позволяет получить болееобъективную и обоснованную информацию,исключающую фактические неточности.

Примером могут служить камеральные ивыездные налоговые проверки, порезультатам которых составляется актналоговой проверки, где отражаются всесущественные обстоятельства, относящиесяк выявленным правонарушениям, в томчисле сведения о непредставленных вналоговый орган декларациях, правильностьи полнота отражения финансово-хозяйственныхопераций в бухгалтерском учете, источникипроизводственных затрат и т.д.

Обращения, заявления граждан являютсявесьма распространенным поводом квозбуждению дела об административномправонарушении. Заявления граждан могутбыть как письменными, так и устными. Неявляются поводами к возбуждению делаоб административном правонарушениианонимные письма и заявления. Вместе стем информация, содержащаяся в такомзаявлении, может быть проверена.

Привыявлении административного правонарушенияповодом к возбуждению дела в такомслучае будет не заявление, а непосредственноеобнаружение противоправного деяниядолжностным лицом.

Сообщения, заметки,статьи могут стать поводом к возбуждениюдела об административном правонарушении,если они опубликованы в средствахмассовой информации, зарегистрированныхв установленном законом порядке.

Сообщения коммерческих и некоммерческихорганизаций должны быть оформленывыпиской из протокола общего собранияв соответствии с уставом.

Дело об административном правонарушенииможет быть возбуждено д.л., уполномоченнымсоставлять протоколы об административныхправонарушениях, только при наличиихотя бы одного из поводов, предусмотренныхч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных,указывающих на наличие событияадминистративного правонарушения.

Дело об административном правонарушенииможет быть возбуждено д. л., уполномоченнымсоставлять протоколы об административныхправонарушениях, при наличии следующихусловий:

1) если для этого имеетсяхотя бы один из перечисленных поводов,;

2) достаточно данных, указывающих наналичие события административногоправонарушения.

Дело об административном правонарушениисчитается возбужденным с момента:

1) составления протокола осмотра местасовершения административногоправонарушения;

2) составления первого протокола оприменении мер обеспечения производствапо делу об административном правонарушении,предусмотренных ст.27.1. КоАП РФ;

3) составления протокола об административномправонарушении или вынесения прокуроромпостановления о возбуждении дела обадминистративном правонарушении;

4) вынесения определения о возбуждениидела об административном правонарушениипри необходимости проведенияадминистративного расследования;

5) оформления предупреждения или смомента назначения (взимания)административного штрафа на местесовершения административногоправонарушения;

6) вынесения постановления по делу обадминистративном правонарушении вслучае, предусмотренном частью 3 статьи28.6 КоАП РФ.

В случае отказа в возбуждении дела обадминистративном правонарушении приналичии материалов, сообщений, заявлений,указанных в пунктах 2 и 3 части 1 статьи28.1. д.л., рассмотревшим указанныематериалы, сообщения, заявления, выноситсямотивированное определение об отказев возбуждении дела об административномправонарушении.

В случае совершения административногоправонарушения, предусмотренногостатьей 12.24 КоАП РФ(нарушение ПДД илиправил эксплуатации транспортногосредства, повлекшее причинение легкогоили средней тяжести вреда здоровьюпотерпевшего) иличастью 2 статьи12.

30 КоАП РФ(нарушение ПДД пешеходом,пассажиром транспортного средства илииным участником дорожного движения (заисключением водителя транспортногосредства), повлекшее по неосторожностипричинение легкого или средней тяжестивреда здоровью потерпевшего),составляетсяпротокол осмотра места совершенияадминистративного правонарушения.

Протокол осмотра места совершенияадминистративного правонарушениясоставляется немедленно после выявлениясовершения административногоправонарушения.

Осмотр места совершения административногоправонарушения осуществляется лицами,уполномоченными составлять протоколыоб административном правонарушении всоответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАПРФ (т.е. д.л. органов, уполномоченныхрассматривать дел об административномправонарушении в соответствии с главой23 КоАП РФ), в присутствии двух понятых.

В протоколе осмотра места совершенияадминистративного правонарушенияописываются:

1) действия должностных лиц, указанныхв части 3 статьи 28.1* КоАП РФ, том порядке,в каком они производились;

2) состояние и качество дорожногополотна, наличие или отсутствие дорожнойразметки, степень освещенности участкадороги, на котором совершено административноеправонарушение;

3) тип перекрестка (регулируемый инерегулируемый), на котором совершеноадминистративное правонарушение,исправность или неисправность светофора,наличие или отсутствие знаков приоритета;

4) другие существенные для данногодела обстоятельств.

— протокол подписывается д.л., егосоставившим, а также лицами, участвующимив производстве осмотра.

— копия протоколаосмотра места совершения административногоправонарушения, вручается лицам,непосредственно управляющим транспортнымсредствами в момент совершенияадминистративного правонарушения.

— в протоколе осмотра места совершенияадминистративного правонарушения,делается запись о применении фото- икиносъемки, видеозаписи, иных установленныхспособов фиксации вещественныхдоказательств,материалы об этом,прилагаются к соответствующему протоколу.

Протокол об административномправонарушении.

Особое значение на стадии возбуждениядела об административном правонарушенииотводится протоколу.

Протокол об административномправонарушении — этопроцессуальный документ, в которомотражаются сведения, связанные с фактомпротивоправного деяния и характеризующиеличность нарушителя.

В связи с тем, что протоколом не толькоосуществляется фиксация стадиивозбуждения дела об административномправонарушении, но и определяетсяпринятие решения по делу, действующимзаконодательством предъявляютсяопределенные требования к его составлениюи содержанию.

О совершении административногоправонарушения составляется протокол.Исключение, когда дело возбуждаетсяпрокурором и когда назначается наказаниебез составления протокола.

В протоколеоб административном правонарушенииуказываются:

дата и место его составления(фиксация временисовершения административногоправонарушения предполагает точноеуказание числа, месяца, года, фиксация места совершения административногоправонарушения обусловлена определениемподведомственности дела об административномправонарушении);

должность, фамилия иинициалы лица, составившего протокол(важное значение имеетуказание должности лица, составившегопротокол об административномправонарушении.

В случае, если протоколоб административном правонарушениисоставлен неправомочным лицом, а такжев иных случаях, предусмотренных КоАПРФ, недостатки протокола и другихматериалов дела об административномправонарушении устраняются в срок неболее трех суток со дня их поступления(получения) от судьи, органа, должностноголица, рассматривающих дело обадминистративном правонарушении.

Материалы дела об административномправонарушении с внесенными изменениямивозвращаются указанным судье, органу,должностному лицу в течение суток содня устранения соответствующихнедостатков (ст.28.8));

сведения о лице, в отношениикоторого возбуждено дело об административномправонарушении (ФИО,год рождения, гражданство, местожительства, место работы) заносятся впротокол на основании документа,удостоверяющего личность);

ФИО, адреса места жительства свидетелейи потерпевших, если они имеются;

место, время совершенияи событие административного правонарушения(подробное описание существа совершенногоправонарушения заключается в определенииего юридической квалификации в точномсоответствии с нормами Особеннойчасти КоАП РФ или законасубъекта РФ, иного нормативного акта,которым предусмотрена административнаяответственность за совершениепротивоправного деяния);

ст. КоАП РФ или закона субъекта РФ,предусматривающая административнуюответственность за данное административноеправонарушение;

объяснение физического лица илизаконного представителя юридическоголица, в отношении которых возбужденодело;

иные сведения, необходимые дляразрешения дела.

При составлении протокола обадминистративном правонарушениифизическому лицу или законномупредставителю юридического лица, вотношении которых возбуждено дело обадминистративном правонарушении, атакже иным участникам производства поделу разъясняются их права и обязанности,предусмотренные КоАП РФ, о чем делаетсязапись в протоколе.

Физическое лицо или законный представительюридического лица, в отношении которыхвозбуждено дело об административномправонарушении, должен быть ознакомленс протоколом об административномправонарушении. Указанные лица вправепредставить объяснения и замечания посодержанию протокола, которые прилагаютсяк протоколу.

Протокол об административном правонарушенииподписывается должностным лицом, егосоставившим, физическим лицом илизаконным представителем юридическоголица, в отношении которых возбужденодело об административном правонарушении.В случае отказа указанных лиц отподписания протокола в нем делаетсясоответствующая запись.

Физическому лицу или законномупредставителю юридического лица, вотношении которых возбуждено дело обадминистративном правонарушении, атакже потерпевшему по их просьбевручается под расписку копия протоколаоб административном правонарушении.

Лица, имеющие право составлять протоколаоб административном правонарушенииуказаны в главе 23 КоАП:

Сроки составления протокола обадминистративном правонарушении:

1) составляетсянемедленно послевыявления совершения административногоправонарушения.

2) составляетсяв течение 2-х сутокс момента выявления административногоправонарушения. (если требуетсядополнительное выяснение обстоятельствдела либо данных о физическом лице илисведений о юридическом лице, в отношениикоторых возбуждается дело обадминистративном правонарушении).

3) составляетсяв течении 1 месяца(может быть продлено на 1 месяц, а принарушении таможенных правил до 6 месяцев)- в случае проведения административногорасследования.

Назначение административного наказаниябез составления протокола.

Если при совершении административногоправонарушения назначается административноенаказание в виде предупреждения илиадминистративного штрафа в размере 100рублей, а при нарушении таможенныхправил — в размере, не превышающем 1000рублей, протокол об административномправонарушении не составляется, ауполномоченное д.л. на месте совершенияадминистративного правонарушенияоформляется предупреждение либо налагаети взимает административный штраф.

Исключение составляет совершениеадминистративного правонарушения вобласти дорожного движения.

В этомслучае постановление о назначенииадминистративного штрафа оформляетсяпостановлением-квитанцией установленногообразца, а сумма административногоштрафа вносится или перечисляетсялицом, привлеченным к административнойответственности, в банк или иную кредитнуюорганизацию в течение тридцати дней смомента назначения административногонаказания.

В случае совершения административныхправонарушений, предусмотренных частями1 и 3 статьи 17.14 и статьей 17.15 КоАП РФ,протокол об административном правонарушениине составляется.

Если лицо, в отношении которого возбужденодело об административном правонарушении,оспаривает наличие события административногоправонарушения и (или) назначенное емуадминистративное наказание либоотказывается от уплаты административногоштрафа на месте совершения административногоправонарушения, составляется протоколоб административном правонарушении.

В случае выявления административногоправонарушения, предусмотренного главой12 КоАП РФ и зафиксированного с применениемработающих в автоматическом режимеспециальных технических средств, имеющихфункции фото- и киносъемки, видеозаписи,или средств фото- и киносъемки, видеозаписи,протокол об административном правонарушениине составляется, а постановление поделу об административном правонарушениивыносится без участия лица, в отношениикоторого возбуждено дело об административномправонарушении, и оформляется в порядкепредусмотренном статей 29.10 КоАП РФ.Копии постановления по делу обадминистративном правонарушении иматериалов полученных с применениемработающих в автоматическом режимеспециальных технических средств, имеющихфункции фото- и киносъемки, видеозаписи,или средств фото- и киносъемки, видеозаписинаправляются лицу, в отношении котороговозбуждено дело об административномправонарушении в течении трех дней содня вынесения указанного постановления

Источник: https://studfile.net/preview/2477601/page:2/

Стадия возбуждения дела об административном правонарушении: общая характеристика

61. Процессуальный порядок возбуждения дел об административных

⇐ ПредыдущаяСтр 64 из 75Следующая ⇒

Возбуждение дела об административном правонарушении — начальная стадия производства.

Применительно к производству по делам об административных правонарушениях данная стадия имеет специфическое процессуальное оформление.

Суть его состоит в составлении особого процессуального документа, а именно — протокола об административном правонарушении.

Назначение данной стадии обусловлено общими задачами производства по делам об административных правонарушениях. На этой стадии создаются предпосылки для своевременного, всестороннего, полного, объективного, выяснения обстоятельств дела и разрешения его в точном соответствии с законодательством по делам об административных правонарушениях.

стадии возбуждения дела об административном правонарушении:

1. упрощенная (назначение административного наказания без составления протокола –ст. 28.6 КоАП);

2. обычная (составление протокола об административном правонарушении – ст. 28.2 – 28.5 КоАП);

3. сложная (административное расследование – ст. 28.7 КоАП).

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

  • непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  • поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  • сообщения и заявления физических и юридических лиц, сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Эти материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. В случае если рассмотревшее их должностное лицо отказало в возбуждении дела, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

  • составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;
  • составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
  • вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования;
  • оформления предупреждения или с момента назначения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если протокол об административном правонарушении не составлялся.

О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев возбуждения дела прокурором, а также случаев назначения административного наказания без составления протокола.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, либо прокурором немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Такое решение принимается должностным лицом в виде определения, а прокурором — в виде постановления.

В случаях когда после выявления административного правонарушения возникает потребность в осуществлении экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, проводится административное расследование (например, правонарушения в области антимонопольного законодательства, налогов и сборов, таможенного дела, дорожного движения и т.п.), являющееся самостоятельной стадией производства.

При наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

67. Протокол об административном правонарушении: понятие, структура, содержание, должностные лица, уполномоченные на составление протокола.

В случае совершения административного правонарушения, а также в случае совершения должностными лицами определенных действий должен быть составлен соответствующий протокол. От того, что в нем содержится, зависит весь исход дела.

Протокол об административном правонарушении — это процессуальный документ, который служит основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, в данном документе фиксируется факт совершения нарушения. Любой протокол является главным средством фиксации доказательств по делу. Поэтому необходимо запомнить его обязательные составляющие.

Протокол об административном правонарушении. Положения о данном виде протокола содержатся в ст. 28.2 КоАП РФ. Он составляется в случае совершения лицом административного правонарушения. В протоколе об административном правонарушении обязательно указываются:

— дата и место его составления; — должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; — сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении; — фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие; — место, время совершения и событие административного правонарушения; — статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение; — объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;

— иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Неправильное составление протокола об административном правонарушении может повлечь правовые последствия.Для того чтобы определить правовые последствия, необходимо установить, какие недостатки имеет составленный протокол. Недостатки протокола делятся на две группы: существенные и несущественные.

Несущественными являются такие недостатки, которые не препятствуют рассмотрению административного дела и могут быть восполнены. Если же протокол имеет существенные недостатки, то это влечет невозможность рассмотрения административного дела. Такой протокол суд возвращает должностному лицу, которое его составило, с целью устранения недостатков.

Всегда существенным недостатком протокола являетсяотсутствие в нем сведений, которые обязательно должен содержать протокол. Эти сведения были перечислены выше.

Кроме того, существенным недостатком протокола может быть признано и отсутствие в нем иных сведений в зависимости от их значимости для конкретного дела (например, отсутствие в протоколе данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело, языком, на котором ведется производство.). Перечень существенных недостатков не является исчерпывающим.

⇐ Предыдущая59606162636465666768Следующая ⇒

Date: 2016-05-14; view: 1380; Нарушение авторских прав

Источник: https://mydocx.ru/11-7914.html

Порядок возбуждения дела об административном правонарушении

61. Процессуальный порядок возбуждения дел об административных

Возбуждение административного дела — первоначальная стадия административного производства. Следует различать его поводы и основания.

Поводами к возбуждению дела являются: непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта совершения административного правонарушения; материалы, поступающие из правоохранительных органов, а также от других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений; сообщения и заявления физических и юридических лиц; сообщения в средствах массовой информации.

Основанием для возбуждения дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола о его совершении или вынесении прокурором постановления о возбуждении административного производства.

Протокол об административном правонарушении — процессуальный документ, свидетельствующий о совершении данного противоправного деяния (конечно, предположительно). Его составляют уполномоченные должностные лица — представители тех органов, которые правомочны рассматривать дела об административных правонарушениях (например, должностные лица милиции, контрольно-надзорных органов и т.п.).

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

  • 1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;
  • 2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса;
  • 3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
  • 4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса;
  • 6) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

Формы стадии возбуждения дела об административном правонарушении:

  • · упрощенная (назначение административного наказания без составления протокола)
  • · обычная (составление протокола об административном правонарушении -);
  • · сложная (административное расследование — ст. 28.7 КоАП).

Стадия возбуждения дела об административном правонарушении завершается:

передачей протокола об административном правонарушении с другими материалами на рассмотрение по подведомственности;

вынесением постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении (при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении — ст. 24.5 КоАП);

передачей протокола об административном правонарушении и других материалов дела по месту службы лица, совершившего административное правонарушение, для решения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности (ст. 2.5 КоАП);

прекращением производства по делу и передачей материалов прокурору, в орган предварительного следствия или дознания при наличии в деянии лица признаков преступления.

  • 1. При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья, орган, должностное лицо выясняют следующие вопросы:
    • * относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
    • * имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дан ного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;
    • * правильно ли составлены протокол об административном праволару шении и другие протоколы, правильно ли оформлены иные материаль дела;
    • * имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
    • * достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
    • * имеются ли ходатайства и отводы.
  • 2. Судья, член коллегиального органа, должностное лицо, на рассмотрение которых передано дело об административном правонарушении, не могут рассматривать данное дело в случае, если это лицо:
    • * является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя;
    • * лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела.
  • 3. Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также о некоторых других правонарушениях рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

По месту учета транспортного средства может быть рассмотрено дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством.

  • 4. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:
    • * о назначении административного наказания;
    • * прекращении производства по делу об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение:

  • * о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством;
  • * передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

  • * должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление;
  • * дата и место рассмотрения дела;
  • * сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
  • * обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
  • * статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
  • * мотивированное решение по делу;
  • * срок и порядок обжалования постановления.

Если при решении вопроса о назначении судьей административного наказания за административное правонарушение одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении по делу указываются:

* размер ущерба, подлежащего возмещению; сроки и порядок его возмещения.

В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также, вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия. Постановление по делу подписывают судья, председательствующий в заседании коллегиального органа или должностное лицо, вынесшее постановление.

5. Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

Копия постановления по делу об административном правонарушение вручается под расписку физическому лицу, или его законному представителю, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесение указанного постановления.

Page 3

  • 1. Право на обжалование постановления.
  • 2. Порядок подачи жалобы на постановление.
  • 3. Подготовка к рассмотрению жалобы на постановление.
  • 4. Решение по жалобе на постановление.
  • 1. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу; потерпевшим;
  • * законными представителями физического лица;
  • * законными представителями юридического лица;
  • * защитником и представителем. Постановление обжалуется:
  • * вынесенное судьей — в вышестоящий суд;
  • * вынесенное коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;
  • * вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
  • * вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, — в районный суд по месту рассмотрения дела.

В случае если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.

  • 2. Порядок подачи жалобы состоит в следующем:
    • * жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу;
    • * жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы. Можно подать жалобу непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать;
    • * если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трое суток;
    • * постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпри нимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд;
    • * жалоба на постановление по делу об административном правонарушении нии государственной пошлиной не облагается.

При подготовке к рассмотрению жалобы на постановление судья или должностное лицо выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данными судьей, должностным лицом, а также обстоятельства, исключающие производство по делу;

  • * разрешают ходатайства, при необходимости назначают экспертизу, ис требуют дополнительные материалы, вызывают лиц, участие которых признано необходимым при рассмотрении жалобы;
  • * направляют жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение По подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции соответствующих судьи, должностного лица.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушс нии подлежит рассмотрению в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу.

Жалоба на постановление об административном аресте подлежит рас смотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, при влеченное к административной ответственности, отбывает админист ративный арест.

Судья, должностное лицо рассматривают жалобу на постановление п делу единолично.

По результатам рассмотрения жалобы на постановление выносится одн1 из следующих решений:

об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетво рения;

изменении постановления, если при этом не усиливается администра тивное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, отношении которого вынесено постановление;

отмене постановления и о прекращении производства по делу при на личии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

отмене постановления и возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания (если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания);

отмене постановления и направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

При рассмотрении жалобы на постановление по делу выносится определение о передаче жалобы на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что ее рассмотрение не относится к компетенции данных судьи, должностного лица.

Решение по жалобе на постановление по делу оглашается немедленно после его вынесения.

Копия решения в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление по делу, а также потерпевшему в случае подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

Page 4

  • 1. Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:
    • * после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;
    • * после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;
    • * немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

Постановление по делу обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами.

2. Обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, орган, должностное лицо, вынесших постановление.

В случае рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу или на последующее решение по жалобе вступившее в законную силу постановление направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным обращать его к исполнению.

Если постановление по делу не было обжаловано или опротестовано в установленные сроки, оно направляется в орган, должностному лицу, уполномоченным обращать его к исполнению.

Постановление по делу приводится в исполнение уполномоченными на то органом, должностным лицом.

В случае вынесения нескольких постановлений о назначении административного наказания в отношении одного лица каждое постановление приводится в исполнение самостоятельно.

3.

При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа (за исключением взыскания административного штрафа на месте совершения административного правонарушения) невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.

С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.

4.

Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, приостанавливают исполнение постановления в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу до рассмотрения протеста. О приостановлении исполнения постановления выносится определение, которое при необходимости немедленно направляется в орган, должностному лицу, приводящим это определение в исполнение.

Принесение протеста на постановление об административном аресте не приостанавливает исполнения этого постановления.

  • 5. Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае:
    • * издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
    • * отмены или признания утратившими силу закона или его положений, устанавливающих административную ответственность за содеянное;
    • * смерти лица, привлеченного к административной ответственности, или объявления его в установленном законом порядке умершим;
    • * истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания;
    • * отмены постановления.

Page 5

Порядок исполнения наиболее широко применяемого административного наказания — штрафа — регулирует ст. 32.2 КоАП РФ. Специфика этой санкции имущественного характера состоит в том, что она предполагает взыскание определенной денежной суммы.

Эта сумма может быть внесена самостоятельно лицом, привлеченным к ответственности, сразу полностью или по частям, наличными или путем перечисления на банковский счет.

Штраф может быть взыскан и принудительно, тоже полностью и по частям, из регулярно получаемых сумм или со счетов, а также путем обращения административного взыскания на имущество физического или юридического лица.

Закон обязывает лицо, привлеченное к ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу уплатить соответствующую сумму.

КоАП РФ устанавливает три варианта добровольной уплаты штрафа:

  • а) если штраф взимается на месте, то виновное физическое лицо передает соответствующую сумму должностному лицу, что оформляется постановлением-квитанцией;
  • б) физическим лицом сумма административного штрафа по частям или полностью вносится или перечисляется в банк или иную уполномоченную организацию;
  • в) сумма административного штрафа перечисляется с расчетного счета юридического лица в банк или иную уполномоченную кредитную организацию.

Если оштрафованное лицо в течение установленного законом срока не выполнит обязанность уплатить штраф, то судья (орган, должностное лицо), вынесший постановление, обращает постановление к принудительному исполнению.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.

25 КоАП РФ за неуплату административного штрафа в срок.

За данное правонарушение наступает наказание в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административного ареста на срок до 15 суток.

Источник: https://vuzlit.ru/800158/poryadok_vozbuzhdeniya_dela_administrativnom_pravonarushenii

Стадия возбуждения дела об административном правонарушении

61. Процессуальный порядок возбуждения дел об административных

Данная стадия имеет важное значение в производстве по делам об административных правонарушениях. В КоАП РФ стадии посвящена самостоятельная глава 28.

До его принятия стадия возбуждения дела об административном правонарушении являлась, скорее, теоретической, а не правовой конструкцией.

Именно об этом свидетельствует тот факт, что в КоАП РСФСР отсутствовала отдельная глава, посвященная рассматриваемой стадии.

Следует иметь в виду, что стадия является своего рода «пусковым механизмом» процесса реализации административной ответственности. В этой связи очень важно правильное понимание и применение норм, регламентирующих отношения, возникающие на стадии возбуждения дела об административном правонарушении.

Прежде всего, следует помнить, что возбуждение дела об административном правонарушении является юридическим фактом, влекущим предусмотренные законом правовые последствия (оно является основанием для возникновения прав участников производства по делам об административных правонарушениях, необходимым условием для развития производства в рамках последующих стадий и др.).

Возбуждение дела об административном правонарушении предполагает наличие основания и поводов, предусмотренных ст. 28.1 КоАП России.

Основание – фактически данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. Событие административного правонарушения характеризуется объективной стороной (внешним проявлением) проступка.

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьями 14.12, 14.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях);

4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

При наличии основания и поводов решение о возбуждении дела об административных правонарушениях принимают должностные лица органов внутренних дел, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях. Перечень правонарушений, по которым должностные лица органов внутренних дел имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, закреплен пунктом 1 части 2 статьи 28.3.

В случаях обнаружения сотрудниками органов внутренних дел события правонарушения, по которому они не правомочны возбуждать дело об административном правонарушении, необходимо оформление полученной информации рапортом, который должен быть направлен в орган, полномочный возбудить дело об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;

2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 КоАП РФ;

3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 КоАП РФ;

5) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 КоАП РФ.

Иными словами, в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 КоАП РФ. Копии постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Возбуждение дела об административном правонарушении путем составления различных видов протоколов осуществляется с обязательным учетом требований, предъявляемых и форме этих процессуальных документов, а также к срокам их составления. Такие требования закреплены в главе 27, а также в статьях 28.2 и 28.5 КоАП РФ.

В предусмотренных статьей 28.7 Кодекса случаях одновременно принимаются два решения: о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Для принятия решения о проведении административного расследования необходимо наличие двух признаков:

а) предметный (административное расследование возможно только по строго определенному частью 1 статьи 28.7 кругу дел);

б) временной (необходимость проведения процессуальных действий, требующих значительных временных затрат).

Под значительными временными затратами необходимо понимать период времени, превышающий двое суток. Такой вывод вытекает из требования части 2 статьи 28.

5, в соответствии с которой протокол об административном правонарушении (в котором фиксируются помимо общих сведений также обстоятельства правонарушения, подтвержденные результатом необходимой в ряде случаев проверки) составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения постановления).

Следует иметь в виду, что по подведомственности для рассмотрения и принятия решения направляются не все виды процессуальных документов, признаваемых в качестве решений о возбуждении дела об административном правонарушении, а только протоколы об административном правонарушении либо соответствующее постановление прокурора.

Протоколы о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении хотя и являются формой возбуждения дела об административном правонарушении, не могут направляться по подведомственности для рассмотрения и принятия решения.

Обращает внимание, что составление протокола об административном правонарушении или вынесение соответствующего постановления прокурором является обязательным во всех случаях.

На стадии возбуждения дела об административном правонарушении необходимо обеспечить соблюдение всех требований, предъявляемых к процессуальным документам, и, в первую очередь, протоколу об административном правонарушении.

Одинаково важными при этом являются и формальные требования, и требования содержательного характера. Эти требования закреплены в части 3 статьи 28.8 и пункте 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ.

В их числе: необходимость составления протокола правомочным лицом, правильного составления и оформления протокола (требования к протоколу предусмотрены статьей 28.2 КоАП России), полноты представленных материалов и др.

КоАП РФ предусматривает возможность прекращения производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение компетентного органа (должностного лица). Основанием для принятия такого решения является наличие хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 КоАП России.

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события административного правонарушения;

2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

3) действия лица в состоянии крайней необходимости;

4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

5) отмена закона, установившего административную ответственность;

6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение принимается лицом, правомочным возбуждать дело об административном правонарушении путем составления протокола об этом или вынесения соответствующего постановления.

Такое решение оформляется постановлением о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предъявляемых к форме и содержанию постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 29.10 КоАП России.

Источник: https://magref.ru/stadiya-vozbuzhdeniya-dela-ob-administrativnom-pravonarushenii/

Studio-pravo
Добавить комментарий