6.1. Лицензирование аудиторской деятельности как метод контроля

Подлежит ли лицензированию аудиторская деятельность?

6.1. Лицензирование аудиторской деятельности как метод контроля

Под аудиторской деятельностью понимается профессиональная независимая проверка финансовой или бухгалтерской отчетности субъектов предпринимательской деятельности для подтверждения ее достоверности. На протяжении почти 20 лет каждая компания аудиторов получала право заниматься профильной деятельностью только при выдаче специального разрешительного документа — лицензии.

Как образом осуществляется лицензирование аудиторской деятельности в 2017 году, и требуется ли оформление этого документа для проведения назначенного аудита? Рассмотрим нюансы легального оформления допуска специалистов-аудиторов к проведению проверочных финансовых мероприятий.

Аттестация и лицензирование аудиторской деятельности

Профильным Федеральным законом от 30.12.

2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон № 307-ФЗ) регламентировано, что аудиторская деятельность подлежит лицензированию, однако с начала 2010 года в Российской Федерации вместо лицензионного бланка аудиторам требуется оформить другой документ — допуск профильной саморегулируемой организации (СРО). Такой формат разрешения характеризуется следующими нюансами:

  • для законного проведения аудиторской деятельности и получения допуска в СРО требуется оформить членство в одной из профильных саморегулируемых организаций;
  • в составе СРО может состоять как аудиторские компании, так и отдельные специалисты;
  • для получения допуска необходимо соблюсти требования, предусмотренные уставом и иными актами указанного партнерства, в том числе провести аттестацию каждого специалиста-аудитора.

В процессе деятельности проверяемой компании может причиняться ущерб (например, в результате нарушений определенных правил проведения аудита будет сформирован недостоверный отчет). Наличие членства в СРО подразумевает гарантию возмещения причиненного вреда за счет компенсационных и страховых фондов, в которые каждый участник обязан своевременно перечислять взносы.

Помощь в получении лицензии (допуска) позволит быстро вступить в состав одной из СРО, а также включить специалистов в список претендентов на сдачу экзамена. Указанные услуги в Санкт-Петербурге предусматривают полное соблюдение всех требований выбранной саморегулируемой организации.

Хотя СРО выступают в качестве некоммерческих независимых сообществ, они находятся под косвенным контролем со стороны государства. В частности, они обязаны вести реестры своих членов и выданных допусков. При помощи указанных баз данных заказчики могут самостоятельно осуществлять выбор профессионального аудитора или фирмы для своих нужд.

Аттестация и лицензирование аудиторской деятельности в РФ осуществляется для компаний, отвечающих следующим требованиям:

  • количество специалистов, находящихся в постоянном штате, не может быть менее трех человек;
  • форма аудиторской компании может быть любой, кроме ГУПа, МУПа или ПАО;
  • в уставном капитале фирмы доля самих участников не может быть менее 51%, а число аудиторов в руководящих составах — не менее 50%.

Помимо указанных условий, в ст. 18 Закона № 307-ФЗ регламентирован перечень особых требований к деловым навыкам и квалификации профессиональных специалистов-аудиторов:

  • прохождение профессиональной аттестации;
  • наличие безупречной профессиональной репутации;
  • своевременная уплата членских взносов в СРО, в том числе в компенсационный фонд.

Для получения допуска необходимо подтвердить наличие у каждого аудитора квалификационного аттестата. Аттестация проводится единой комиссией, которую формируют все профильные СРО.

Для прохождения соискатель должен иметь высшее профильное образование, а также стаж трудовой профессиональной деятельности не менее трех лет (из них не менее двух лет — непосредственно по аудиторской деятельности в соответствующей компании). Сдача экзамена и выдача аттестата осуществляется на возмездной основе, а порядок проведения регламентируется уполномоченным федеральным органом.

По итогам аттестационной проверки, подтверждения стажа и профильного образования, соискатель получает профильный квалификационный документ, после чего возникает право на обращение за лицензией (допуском СРО). Сведения о каждом таком документе вносятся в единый федеральный реестр.

Утрата аудиторской компанией допуска может осуществляться при нарушении требовании профессионального и делового характера, несоблюдении правил СРО, а также при лишении аудитора аттестационного звания. Также нужно учитывать, что каждая компания может состоять членом только в одной профильной СРО, однако закон не запрещает осуществлять переход между различными организациями.

Источник: https://law21century.com/articles/licenzirovanie/podlezhit-li-licenzirovaniyu-auditorskaya-deyateln/

Лицензирование аудиторской деятельности: документы и требования для получения лицензии на аудит

6.1. Лицензирование аудиторской деятельности как метод контроля

Сегодня в стране насчитывается более тридцати тысяч специалистов, занимающихся предоставлением аудиторских услуг. Хотя этот рынок и является относительно новым для Российской Федерации, он стремительно развивается. Причины этого явления кроются в большом спросе на аудит и его дороговизне.

Между тем, чтобы работать в качестве аудитора, необходимо получить специальный документ. Следует разобраться, как происходит лицензирование аудиторской деятельности.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28 

Это быстро и бесплатно!

Аудит – определение термина

Граждан, желающих заниматься аудиторской деятельностью, все больше.

Эта перспективная профессия приносит большой доход, однако требует специального образования, опыта работы и наличия определенных умений.

Несмотря на такие требования, количество аудиторов постоянно растет. Между тем, прежде чем делать шаги на пути аудиторской карьеры, необходимо сначала разобраться в терминологии.

Так, под аудиторской деятельностью подразумеваются операции, связанные с проверкой бухгалтерской отчетности предприятий и анализом правильности произведения расчетных операций. К компетенции аудиторов относится проверка:

  1. Деклараций, подаваемых в налоговую службу.
  2. Платежно-расчетных документов.
  3. Финансовой отчетности и других бумаг, связанных с финансовой деятельностью.

Внимание! Аудиторы проверяют не только правильность заполнения документации, но и производят проверку на осуществление денежных махинаций.

Это независимые специалисты, не числящиеся в штате предприятия. Учитывая важность подобных проверок для государства, аудитор – ответственная профессия, требующая высокой квалификации.

СРО вместо лицензии

Ранее необходимо было получать лицензию на аудиторскую деятельность. Без получения этого документа нельзя было проводить проверки и, соответственно, зарабатывать средства. Однако в 2009 году произошли существенные изменения. Лицензии были отменены (уже полученные документы аннулировались в 2010 году). Теперь вместо получения лицензии необходимо являться членами СРО.

СРО (саморегулируемые организации) – это специальные организации, внесенные в государственный реестр. Они некоммерческие. Каждый аудитор обязан быть членом СРО. Для этого необходимо подать заявку и оплатить членский взнос. Цель создания подобных организаций – обеспечение высокого качества аудиторских услуг.

Законодательная регулировка

Аудиторская деятельность регулируется на законодательном уровне. Сегодня в стране действуют сразу несколько законов, посвященных этой проблеме. Можно выделить следующие ФЗ:

  1. № 119. Первый нормативный акт, в котором рассматривается эта проблема. Был принят в 2001 году. В документ постоянно вносятся правки. Последние изменения вступили в силу в 2008 году (ФЗ №307).
  2. № 128. Действовал до 2006 года. Был посвящен лицензируемой деятельности.
  3. № 315. Один из наиболее новых нормативных актов. Ввел понятие СРО.

Поскольку теперь все аудиторы должны быть членами СРО, а подобные организации являются некоммерческими, аудиторская деятельность также контролируется ФЗ под номером 7, принятом еще в 1996 году и посвященным некоммерческим организациям.

Кто может получить лицензию

Получить лицензию может как частное лицо, так и компания (то есть, юридическое лицо). Не могут претендовать на получение лицензии юридические лица, которые:

  1. Зарегистрированы в качество ООО.
  2. Обладают уставным капиталом, не превышающим 100 МРОТов.
  3. Имеют в штате менее 51% аттестованных сотрудников.
  4. Имеют в штате менее двух лицензированных аудиторов (то есть специалистов, получивших специальный сертификат).

Индивидуальные предприниматели обязаны иметь аттестаты аудиторов. Выделяют несколько сфер аудиторской деятельности: аудит бирж, страховых компаний, банков, иных предприятий, зарегистрированных в качестве юридических лиц. Для каждой сферы необходимо получать отдельный аттестат.

Требования и условия

Проводить проверку могут только те аудиторы, которые получили высшее образование. Ранее для этого необходимо было учиться на экономическом или юридическом факультете. Сегодня получить аттестат может специалист любого профиля (даже филолог или журналист).

Важно! Единственное требование, выдвигаемое к диплому – он должен быть выдан аккредитованным учебным заведением.

Кроме высшего образования к аудиторам выдвигаются следующие требования:

  1. Не менее трех лет опыта работы в экономической сфере (бухгалтером, ревизором, экономистом либо преподавателем соответствующего профиля).
  2. Общий стаж работы – не менее пяти лет.
  3. Обучение в специальном аудиторском учебном заведении.

Кроме этого, гражданину, желающему стать аудитором, необходимо свободно владеть деловым этикетом и языком, а также пройти специальное тестирование.

По результатам (в случае его успешной сдачи) претенденту выдается аттестат. Этот документ позволяет выполнять проверку предприятий. Однако прежде чем приступить к выполнению своих обязанностей, аудитор обязан вступить в СРО.

Для этого необходимо подать заявку и оплатить членский взнос в размере 3 000 рублей.

Лицензирование

Для проведения аудита лицензия не нужна. Требование о ее получении было отменено еще в 2009 году. Однако необходимо стать членом СРО. Для этого юридическому лицу необходимо соответствовать требованиям, описанным выше.

Физические лица также могут стать членами данной организации. Для этого необходимо соответствовать условиям (по образованию, стажу работы, специальному обучению). Обязательным является получение сертификата (аттестата). Для его получения сдается специальный экзамен.

Документы

К сдаче экзамена допускаются только те граждане, которые подготовили определенный пакет документов. Для прохождения процедуры и получения квалификационного аттестата необходимо подготовить:

  1. Заявление (по установленной форме).
  2. Личный паспорт.
  3. Диплом.
  4. Трудовую книжку.

Необязательно представлять оригиналы документов, можно подготовить заверенные у нотариуса копии (кроме заявления).

Поскольку услуга по сдаче экзамена является платной, потребуется также предоставить квитанцию, свидетельствующую о факте внесения средств в счет уплаты государственной пошлины.

Читайте о том, нужна ли лицензия на квадрокоптер в России.

А здесь информация о том, как получить лицензию на маркшейдерские работы.

Полезная статья «Порядок лицензирования ПО».

Заключение

Таким образом, заняться аудиторской деятельностью могут и юридические, и физические лица. Как получить лицензию аудитора? Требование о получении лицензии было отменено в 2009 году. Вместо этого необходимо стать членом СРО.

К лицам, желающим стать аудиторами, выдвигаются строгие требования. Обязательным является получение специального аттестата, подтверждающего наличие квалификации.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
 
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28 

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://prava.expert/litsenzii/poryadok-litsenzirovaniya-auditorskoj-deyatelnosti.html

4. Лицензирование аудиторской деятельности

6.1. Лицензирование аудиторской деятельности как метод контроля

4.1. Лицензированиеаудиторской деятельности как методконтроля государства за соблюдением законодательства в области аудита.

4.2. Порядок выдачилицензийнаправо заниматься аудиторской деятельностью.

4.3. Основания ипорядок аннулирования лицензий направо заниматься аудиторской деятельностью.

Лицензированиеаудиторской деятельности как методконтроля государства за соблюдением законодательства в области аудита.

Всоответствии со ст. 17 Федеральногозакона № 128-ФЗ от 8 августа 2001г. «Олицензировании отдельных видовдеятельности» (в ред. Федеральных законовот 13 марта 2002 г. № 28-ФЗ, от 21 марта 2002 г.№ 31-ФЗ) аудиторская деятельностьотносится к ви­дам деятельности, наосуществление которых требуютсялицензии.

Всоответствии со ст. 17 Федеральногозакона «Об аудиторской деятельности»лицензирование аудиторской деятельности,в том числе порядок выдачи лицензий,приостановления и аннулированиялицен­зии, осуществляется в соответствиис законодательством Российской Федерациио лицензировании отдельных видовдеятельности.

Датойполучения аудиторской организациейили индивидуаль­ным аудитором лицензиина ведение аудиторской деятельностисчи­тается дата принятия решения овыдаче соответствующей лицензии.

Еслив соответствии с законодательствомРоссийской Федера­ции оказаниеотдельных видов сопутствующих аудитууслуг требует получения соответствующейлицензии, аудиторские организации ииндивидуальные аудиторы не вправеоказывать такие услуги без получениятакой лицензии.

Лицензированиеаудиторской деятельности осуществляетсяМинистерством финансов РоссийскойФедерации.

Лицензияна осуществление аудиторской деятельностивыдается на срок пять лет, который поза­явлению лицензиата может продлеватьсятакже на пять лет неогра­ниченноеколичество раз.

Лицензионнымитребованиями и условиями при осуществленииаудиторской деятельности являются:

а)наличие у индивидуального аудитораили у аудиторов аудитор­ской организациисоответствующих профилю аудиторскойпроверки типов квалификационныхаттестатов аудитора;

б)наличие в штате аудиторской организациине менее 5 аудито­ров, имеющихквалификационные аттестаты аудитора;

в)осуществление предпринимательскойдеятельности только в виде проведенияаудита и оказания сопутствующих аудитууслуг в соответствии с нормативнымиправовыми актами Российской Фе­дерации,в том числе федеральными правилами(стандартами) ауди­торской деятельности,и органов, регулирующих деятельностьаудируемых организаций;

г)соблюдение правил внутреннего контролякачества проводи­мых лицензиатамиаудиторских проверок и обеспечениевозможно­сти проведения внешнихпроверок качества их деятельности спре­доставлением в установленномпорядке всей необходимой для этогодокументации и информации в соответствиис законодательством Российской Федерации;

д)обеспечение сохранности сведений,составляющих аудиторскую тайну, кромеслучаев, предусмотренных законодательствомРоссийской Федерации;

е)предоставление аудируемым лицаминформации об обстоятель­ствах,исключающих возможность проведения ихаудиторской провер­ки;

ж)участие в обязательном аудите кредитныхорганизаций, банков­ских групп ибанковских холдингов не менее двухаудиторов, имею­щих квалификационныеаттестаты аудитора на право осуществленияаудита кредитных организаций (начинаяс отчетности за 2002 г.);

з)наличие у аудиторской организации припроведении обяза­тельного аудитакредитных организаций, банковских группи банковских холдингов стажа аудиторскойдея­тельности по проверкам кредитныхорганизаций не менее двух лет (начинаяс отчетности за 2002 г.);

Порядоквыдачи лицензий на право заниматьсяаудиторской деятельностью

Дляполучения лицензии соискатель лицензиипредставляет в лицензирующий орган:

а)заявление о выдаче лицензии с указанием:

• фамилии,имени, отчества, места жительства, данныхдо­кумента, удостоверяющего личность- для индивидуального предпринимателя;

• наименования,организационно-правовой формы и местанахождения для юридического лица;

б)копию свидетельства о постановкесоискателя лицензии на учет в налоговоморгане с указанием идентификационногономера налогоплательщика;

в)документ, подтверждающий уплатулицензионного сбора за рассмотрениелицензирующим органом заявления овыдаче лицензии;

г)копию свидетельства о государственнойрегистрации гражда­нина в качествеиндивидуального предпринимателя;

д)копию учредительных документов и копиюсвидетельства о государственнойрегистрации соискателя лицензии вкачестве юри­дического лица;

е)копию всех имеющихся у соискателялицензии квалификаци­онных аттестатоваудитора;

ж)сведения о фамилии, имени, отчестверуководителей органи­зации, ихзаместителей и состоящих в штатеорганизации аттесто­ванных аудиторов- при наличии в штате организации толькопо­стоянно проживающих на территорииРоссийской Федерации граж­данРоссийской Федерации;

з)сведения о фамилии, имени, отчестве,занимаемой должности, гражданстве истране постоянного проживанияруководителей орга­низации, ихзаместителей, аттестованных аудиторови иных штатных работников организации- при наличии в штате организацииино­странных граждан и (или) непроживающих постоянно на террито­рииРоссийской Федерации граждан РоссийскойФедерации.

Есликопии указанных в настоящем пунктедокументов не заве­рены нотариусом,они представляются с предъявлениеморигинала.

Лицензирующийорган принимает решение о выдаче илиоб от­казе в выдаче лицензии в срок,не превышающий 60 дней со дня поступлениязаявления со всеми необходимымидокументами.

С цельюконтроля за соблюдением лицензиатамилицензионных требований и условийлицензирующий орган проводит проверкиих деятельности.

Основаниемдля проведения проверки являются:

а)распоряжение уполномоченного должностноголица лицензи­рующего органа;

б) планпроверок, утвержденный лицензирующиморганом;

в)нарушения лицензиатом законодательства,регулирующего аудиторскую деятельностьв Российской Федерации;

г)обращения и жалобы заказчиков аудиторскихуслуг в правоохранительные органы надопущенные лицензиатом при осуществ­ленииим аудиторской деятельности нарушениязаконодательства, регулирующегоаудиторскую деятельность в РоссийскойФедерации.

Порезультатам проверки составляется актв 2-х экземплярах, один из которыхпередается лицензиату.

Вслучае выявления при проведении проверкинарушений ли­цензиатом лицензионныхтребований и условий лицензирующийорган обязан в месячный срок по окончаниипроверки направить лицензиатупредупреждение с указанием выявленныхнарушений и сроков их устранения.

Лицензиатобязан проинформировать в 15-дневныйсрок (в пись­менной форме) лицензирующийорган об изменении своего почто­вогоадреса и (или) адресов используемых имдля осуществления аудиторской деятельностизданий и помещений, а также обеспечи­ватьусловия для проведения проверок.

Лицензирующийорган ведет реестр лицензий

Индивидуальныеаудиторы и аудиторские организацииобязаны в 15-дневный срок сообщать влицензирующий орган об изменени­яхданных, внесенных в реестр лицензий.

Основанияи порядок аннулирования лицензий направо заниматься аудиторской деятельностью

Всоответствии с Федеральным законом «Обаудиторской дея­тельности» предусмотренаответственность индивидуальныхаудито­ров или аудиторских организацийв виде аннулирования лицензии наосуществление аудиторской деятельностив следующих случаях.

1. Засоставление заведомо ложного аудиторскогозаключения (ст. 11). Для лица, подписавшеготакое заключение, предусмотрена такжеответственность в виде аннулированияквалификационного аттестата аудитораи привлечения его к уголовнойответственности в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.

2. Зауклонение от проведения внешней проверкикачества рабо­ты или непредставлениепроверяющим всей необходимой дляпро­верки документации или инойтребуемой информации (ст. 14 п. 3).

3. Засистематическое нарушение требованийнормативных пра­вовых актов илифедеральных правил (стандартов)аудиторской дея­тельности (статья 14п. 4).

Согласност. 20 Федерального закона «Об аудиторскойдеятель­ности» аккредитованныепрофессиональные аудиторские объединенияимеют право ходатайствовать передУполномоченным федеральным органом оприостановлении действия и аннулированиилицензии в отношении своих членов.

Прианнулировании лицензии на осуществлениеаудиторской деятельности аудиторскойорганизации или индивидуальногоаудитора, данная аудиторская организацияили индивидуальный аудитор исклю­чаютсяиз состава всех аккредитованныхпрофессиональных аудитор­скихобъединений, членами которых они состоят,без права повтор­ного вступления какв эти аккредитованные профессиональныеауди­торские объединения, так и вдругие аккредитованные объединения насрок, установленный Уполномоченнымфедеральным органом, но не более трехлет со дня аннулирования лицензии уданной аудиторской организации илиданного индивидуального аудитора.

Источник: https://studfile.net/preview/2045146/page:9/

2.6 Лицензирование аудиторской деятельности

6.1. Лицензирование аудиторской деятельности как метод контроля

В настоящее время вопросы лицензирования аудиторской деятельно­сти регулируются ст. 17 закона «Об аудиторской деятельности», а также федеральным законом от 8 августа 2001 г.

№ 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и положением о лицензировании ауди­торской деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 г.

№ 190 (далее – Положение о лицензировании аудитор­ской деятельности).

Лицензирование аудиторской деятельности осуществляется Минфи­ном России. Лицензия на осуществление аудиторской деятельности вы­дается на срок 5 лет, который по заявлению лицензиата может продле­ваться на 5 лет неограниченное количество раз. Форма бланка лицен­зии утверждается лицензирующим органом, то есть Минфином России.

Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении ауди­торской деятельности являются следующие:

1) наличие у индивидуального аудитора или у аудиторов аудиторской организации квалификационных аттестатов аудитора, соответствующих профилю аудиторской проверки;

2) наличие в штате аудиторской организации не менее 5 аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора;

3) осуществление предпринимательской деятельности только в виде про­ведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг в соответ­ствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе федеральными правилами (стандартами) аудиторской дея­тельности, и органов, регулирующих деятельность аудируемых орга­низаций;

4) соблюдение правил внутреннего контроля качества проводимых ли­цензиатами аудиторских проверок и обеспечение возможности про­ведения внешних проверок качества их деятельности с предоставле­нием в установленном порядке всей необходимой для этого доку­ментации и информации в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации;

5) обеспечение сохранности сведений, составляющих аудиторскую тай­ну, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

6) предоставление аудируемым лицам информации об обстоятельствах, исключающих возможность проведения их аудиторской проверки;

1) участие в обязательном аудите кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов не менее двух аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора на право осуществления аудита кредитных организаций;

2) наличие у аудиторской организации при проведении обязательного аудита банковских групп и банковских холдингов стажа аудиторской деятельности по проверкам кредитных организаций не менее 2 лет.

Выдача лицензии аудиторской организации, получающей ее впервые, осуществляется при соблюдении следующих лицензионных требований и условий:

· аудиторская организация не может иметь форму открытого акцио­нерного общества;

· уставный капитал, заявленный в учредительных документах, должен составлять не менее 100-кратного установленного законодательством МРОТ (на дату государственной регистрации аудиторской организа­ции);

· в уставном капитале аудиторской организации доля, принадлежащая аттестованным аудиторам и (или) получившим лицензии аудиторским организациям, должна составлять не менее 51 %.

Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе о выдаче лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня поступле­ния заявления со всеми необходимыми документами.

Основанием для отказа в выдаче лицензии является наличие в до­кументах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или ис­каженной информации и несоответствие соискателя лицензии лицензион­ным требованиям.

Лицензия теряет юридическую силу и считается анну­лированной в случае:

· неуплаты соискателем лицензии лицензионного сбора в течение трех месяцев после принятия лицензирующим органом решения о выдаче лицензии;

· ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности (с момента ликвидации или реорганизации юридического лица);

· прекращения действия свидетельства о государственной регистра­ции гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с момента прекращения действия свидетельства);

· вынесения решения судом на основании соответствующего заявле­ния лицензирующего органа или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией.

Одновременно с подачей заявле­ния в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда. Лицензирующий орган с целью контроля за соблюдением лицензиа­тами лицензионных требований и условий проводит проверки их дея­тельности. Основанием для проведения проверки является:

· распоряжение уполномоченного должностного лица лицензирующего органа;

· план проверок, утвержденный лицензирующим органом;

· нарушения лицензиатом законодательства, регулирующего аудиторс­кую деятельность в Российской Федерации;

· обращения и жалобы заказчиков аудиторских услуг, правоохрани­тельных органов на допущенные лицензиатом при осуществлении им аудиторской деятельности нарушения законодательства, регулирую­щего аудиторскую деятельность в Российской Федерации.

https://www.youtube.com/watch?v=c7UkurmhDCo

При проведении проверки лицензиат обязан предоставлять документы, необходимые для проведения проверки, в том числе аудиторские заклю­чения и рабочую документацию, составление которой предусмотрено фе­деральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, а также другие необходимые при проверке сведения, объяснения и документы.

Проверка проводится в соответствии с программой проверки, утвер­жденной уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа.

Срок проведения, состав группы проверяющих и ее руководитель определяются уполномоченным должностным лицом лицензирующего ор­гана. Срок проведения проверки, как правило, не должен превышать 45 календарных дней.

Лицензирующий орган не вправе проводить в течение одного ка­лендарного года более одной проверки аудиторской организации или индивидуального аудитора по одним и тем же вопросам (основаниям), за исключением случаев, когда проверка проводится в связи с обраще­ниями и жалобами заказчиков аудиторских услуг и (или) правоохрани­тельных органов.

По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, один из которых передается лицензиату.

В случае выявления при проведении проверки нарушений лицензиа­том лицензионных требований и условий лицензирующий орган обязан в месячный срок по окончании проверки направить лицензиату предуп­реждение с указанием выявленных нарушений и сроков их устранения. Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:

· наименование лицензирующего органа;

· лицензируемая деятельность;

· сведения о лицензиате с указанием идентификационного номера налогоплательщика.

Лицензирующий орган руководствуется при проведении лицензиро­вания и предоставлении информации из реестра лицензий федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Положе­нием о лицензировании аудиторской деятельности.

Сведения о выдаче (аннулировании) лицензий аудиторам и аудитор­ским фирмам, включенным в единый государственный реестр, публику­ются в центральной печати и местных печатных органах тех регионов, на территории которых функционируют данные аудиторы и фирмы.

Источник: http://libraryno.ru/2-6-licenzirovanie-auditorskoy-deyatel-nosti-audit/

Лицензирование аудиторской деятельности

6.1. Лицензирование аудиторской деятельности как метод контроля

В Российской Федерации для осуществления специальных видов деятельности необходимо получить специальное разрешение — лицензию.

Основываясь на нормах права, аудиторская деятельность на территории нашей страны также подлежит лицензированию, о чем указано в ст.17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ (далее — Закон № 99-ФЗ).

Порядок и выдача лицензии

Правила осуществления аудиторской деятельности, а также порядок и выдача лицензии на ее осуществление, правила приостановления деятельности, прописаны в Законе № 99-ФЗ.

Лицензию выдают различные государственные службы и ведомства, осуществляющие контроль за определенными видами деятельности. Для осуществление аудиторской деятельности оформление лицензии, а, соответственно, и контроль возложен на Министерство финансов Российской Федерации.

Разрешительный документ на ведение аудиторской деятельности выдается сроком на пять лет. Далее есть возможность на продление лицензии. Датой получения аудиторской организацией или аудитором, осуществляющим данный вид деятельности в частном порядке, лицензии на ведение аудиторской деятельности принято считать дату принятия решения о выдаче разрешительного документа (лицензии).

Требования для получения лицензии

Требования предъявляемые к организациям и индивидуальным аудиторам, осуществляющих аудиторскую деятельность, включают в себя:

  • наличие у частного аудитора или у аудиторов, аудитор­ской организации соответствующих профилю аудиторской проверки типов квалификационных аттестатов;
  • наличие в штате аудиторской организации не менее 5 аудито­ров, имеющих квалификационные аттестаты аудитора;
  • осуществление предпринимательской деятельности только в виде проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, в том числе, в соответствии с установленными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696;
  • обязательное соблюдение правил внутреннего контроля качества проводимых лицензиатами аудиторских проверок и обеспечение допустимости проведения внешнего контроля качества за их деятельностью (с предоставлением всей документации и информации в соответствии с действующим законодательством РФ);
  • обеспечение сохранности сведений, составляющих аудиторскую тайну, кроме предусмотренных законодательством РФ случаев;
  • предоставление аудируемым лицам информации о тех обстоятельствах, исключающих возможность проведения их аудиторского контроля;
  • обязательное участие в аудите кредитных и финансовых организаций, имеющих в штате не менее двух аудиторов с действующими квалификационными аттестатами на право осуществления аудита кредитных и финансовых организаций.

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности

В законе об аудиторской деятельности в Российской Федерации отмечается, что аттестация на право осуществления аудиторской деятельности — это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься данным видом работ. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, которые сдали квалификационный экзамен успешно, выдается аттестат аудитора. Срок действия указанного аттестата — бессрочный.

Обязательные требования к лицам, желающим получить аттестат аудитора, следующие:

  • наличие высшего экономического и (или) юридического образования, полученное в российских образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию;
  • стаж работы по специализации в экономике или в юриспруденции должен составлять не менее трех лет.

Существуют также и дополнительные требования, предъявляемые к претендентам на получение аттестата аудитора.

Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом. Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лицами, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности.

В Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ в РФ предусмотрен порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора.

Аттестация проводится с целью проверки квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, в форме квалификационного экзамена, по результатам которого выдаются квалификационные аттестаты аудиторов.

Обязательно ли лицензировать аудиторскую деятельность

Если в соответствии с законодательством РФ предусмотрено получение соответствующей лицензии для оказания отдельных видов сопутствующих аудиту услуг, то аудиторские организации и аудиторы, работающие частным образом, без получения специального разрешительного документа (лицензии) не могут оказывать такие услуги.

Законодательством РФ предусмотрены наказания для организации и частных лиц, осуществляющих аудиторскую деятельность без лицензии, которая влечет за собой уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность.

Чтобы получить разрешение на осуществление аудиторской деятельности в краткие сроки, лучше обратиться за помощью к опытным юристам. Специалисты нашей фирмы в кратчайшие сроки окажут вам всестороннюю помощь при оформлении лицензии для ведения аудиторской деятельности, независимо от того, проживаете ли вы в Москве или другом регионе России.

Источник: https://pravo21vek.ru/articles/licenzirovanie/licenzirovanie-auditorskoj-deyatelnosti/

Лицензирование аудиторской деятельности — Audit-it.ru

6.1. Лицензирование аудиторской деятельности как метод контроля

Журнал «Финансовый директор»
www.fd.ru
ссылка на оригинал статьи на сайте fd.ru

Cотникова Наталья (Журналист)

Несмотря на то что рынок аудиторских услуг сравнительно молод в России, он развивается быстрыми темпами. Сегодня это самостоятельный сегмент бизнеса с большим годовым оборотом и множеством занятых в нем специалистов (порядка 30000 человек по данным ЦАЛАК Минфина РФ).

Развитие аудиторской деятельности в России можно разделить на три этапа:

-первый этап продолжался с начала 90-х годов XX века до принятия Федерального закона от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
-второй этап наступил с вступлением в силу Закона № 119-ФЗ в сентябре 2001 года; -третий этап начался с рассмотрением и обсуждением проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности».

1 этап. Первые шаги в рыночной экономике

Появление и развитие аудита было обусловлено переходом России к новым экономическим отношениям, к рыночной экономике, одной из составляющих которой и является аудиторская деятельность.

В конце 1980-х годов, в период перестройки, в Советском Союзе уже начали появляться предприятия с иностранными инвестициями, которые отличались самостоятельностью принятия управленческих решений и требовали учета интересов предпринимателей в области контроля и аудита. Именно тогда и появились предпосылки для формирования как рынка аудиторских услуг в целом, так и разделения рынка на 2 сегмента – внешний и внутренний.

До 1994 года российские аудиторские организации в основном создавались как обыкновенные коммерческие структуры и функционировали на основе Закона РСФСР от 25 декабря 1990 года N 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Специального законодательства о лицензировании аудиторской деятельности, как во всех странах с рыночной экономикой, в России не было.

Однако клиенты стали требовать от аудиторов и аудиторских организаций документы, подтверждающие их компетентность в сфере аудита.

Именно в это время самостоятельно возникают организации по подготовке аудиторов и выдаче им соответствующих сертификатов, удостоверений, аттестатов и лицензий: аудиторские палаты Москвы и Санкт-Петербурга, ассоциации бухгалтеров и аудиторов России, СНГ. Лицензии выдавались и местными советами, и Правительством Москвы, и финансовым комитетом мэрии Санкт-Петербурга и др.

Однако все эти аттестаты и лицензии были нелегитимны. Эти «лицензии» (за исключением лицензии Центрального банка России) фактически носили лишь рекомендательный характер, т.к. ни одному из этих органов законодатель не давал право их выдавать.

Нормативность аудиторской деятельности была установлена Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», который утвердил Временные правила аудиторской деятельности и запретил проведение аудиторской деятельности без аттестации и без получения лицензий.

Совету Министров Правительства РФ было поручено в срок до 1 февраля 1994 года утвердить представленный Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ порядок получения лицензии на осуществление аудиторской деятельности (в дополнение к порядку аттестации).

Юридические лица (аудиторские организации) и физические лица (аудиторы), индивидуально занимающиеся аудиторской деятельностью, были обязаны до 1 января 1995 года получить соответствующие лицензии на право осуществлять аудиторскую деятельность. Срок перехода был сильно жестким и практически не реализуемым.

Именно с этой целью Правительство РФ расширило с 1995 года состав экономических субъектов обязательного аудита, тем самым в официальном порядке отодвинув срок получения лицензий на более поздний.

Главной проблемой аудиторского движения во второй половине 90-х годов были значительные размеры лицензионного сбора на получение лицензии на осуществление аудиторской деятельности. Лицензионный сбор был установлен исходя из минимального размера оплаты труда, причем из расчета для аудитора — 30 МРОТ, для аудиторских организаций — 150 МРОТ, выплачивавшихся ежегодно.

При этом при выдаче лицензии на срок более одного года размер сбора увеличивался пропорционально и лишь на один тип лицензии.

В случае если администрация аудиторской организации решила осуществлять все виды аудиторских услуг на протяжении 5 лет, то она несла не только весьма существенные расходы на аттестацию специалистов различного профиля, но и расходы на выплату лицензионного сбора в размере 3000 МРОТ.

Кроме того, за попытку осуществлять аудиторскую деятельность без лицензии (в том числе и в результате ее аннулирования) действовали большие санкции, сохранившиеся и по Федеральному закону от 7 августа 2001 г. «Об аудиторской деятельности» (ст. 11, 14, 16, 17, 20 и 21).

За счет таких размеров лицензионных сборов и санкций во второй половине 90-х годов рынок аудиторских услуг был существенно деформирован законодателем.

На рынке могли выжить преимущественно крупные организации, причем зачастую не отечественные, а иностранные аудиторы.
В этот период лицензирование осуществляли центральные аттестационно-лицензионные аудиторские комиссии.

Эти органы устанавливали свои, особые условия выдачи лицензий. Такие условия отличались разве что в сторону ужесточения общепринятого порядка.

2 этап. Лицензирование

Регулирование деятельности аудиторов в соответствие с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации осуществлялось в течение более 7 с половиной лет.

Однако законодательное обеспечение аудиторской деятельности требовало совершенствования, поскольку Временные правила, сыграв важную роль в становлении аудита в России, полностью уже не отражали современного состояния на рынке, не соответствовали действительности и нуждались в реформировании.

Проект Федерального Закона «Об аудиторской деятельности» был подготовлен на базе четырех ранее разработанных проектов.

В нем также были использованы положительные позиции Временных правил, а также были учтены особенности перехода России к рыночной экономике, практика российских аудиторских компаний и в некоторой степени зарубежный опыт осуществления аудиторской деятельности.

Подготовленный законопроект, с учетом поправок в первом чтении, расширил полномочия профессиональных аудиторских объединений в решении отдельных вопросов, определил основные понятия аудита, а также общероссийские правила (стандарты) аудиторской деятельности.

Закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ вступил в силу 9 сентября 2001 года, обозначив новый этап аудиторской деятельности в Российской Федерации. Условия и правила аудиторской деятельности, требования, предъявляемые к аудиторам и аудируемым лицам, приобрели силу закона.

Лицензирование аудиторской деятельности (до исключения данного пункта с 1 января 2006 года) также регулировал Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», который предоставлял уполномоченному федеральному органу государственного регулирования аудиторской деятельности большие полномочия в области лицензирования аудиторской деятельности.

Среди этих правомочий можно выделить:

-предоставление лицензий; -переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий; -приостановление действия лицензий; возобновление действия лицензий; -аннулирование лицензий без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора; ведение реестра лицензий;

-контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Законом о лицензировании отдельных видов деятельности установлен стандартный (при подаче документов на лицензирование любого вида деятельности) набор необходимых документов:

-заявление в произвольной форме (с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица или фамилии, имени, отчества индивидуального предпринимателя; -места нахождения юридического лица (в заявлении необходимо указывать либо почтовый адрес, либо адреса используемых юридическим лицом для осуществления аудиторской деятельности зданий и помещений) или домашнего адреса по месту регистрации в паспорте предпринимателя и данных документа, удостоверяющего личность предпринимателя);

-нотариально заверенная копия учредительных документов (устав и учредительный договор);

-нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (свидетельства о регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя);

-нотариально заверенная копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение заявления (платежное поручение с отметкой банка заявителя об исполнении, оригинал квитанции Сбербанка России с печатью отделения, в котором производилась оплата).

Кроме того, юридические лица — соискатели лицензии должны представить в лицензирующий орган один из документов, касающихся кадрового состава организации, указанных в п. 4 ст. 4 Закона об аудиторской деятельности и подп. «ж», «з» п. 5 Положения о лицензировании аудиторской деятельности

При этом под кадровым составом аудиторской организации понимаются все штатные сотрудники организации, за исключением хозяйственного и обслуживающего персонала.

Решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии уполномоченный федеральный орган принимает решение в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами.

За рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии взимается лицензионный сбор в размере 300 рублей, а за предоставление лицензии — в размере 1000 рублей.

Осуществление аудиторской деятельности без лицензии влечет за собой уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством России.

3 этап. Новый виток в развитии аудиторской деятельности

Такой порядок предоставления лицензии будет действовать до 1 июля 2008 года, когда вступят в силу положения Федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» ужесточил требования к саморегулируемым аудиторским объединениям (САО).

Для приобретения статуса САО требуется не менее 3000 аудиторов (вместо 1000 по Закону № 119-ФЗ), в том числе индивидуальных аудиторов, или не менее 1500 аудиторских организаций (вместо 1000).

Подобные требования позволят сформировать в России 4-5 саморегулируемых аудиторских объединений, имеющих многолетний практический опыт работы в данной области, что кажется оптимальным.

Данный проект Федерального закона значительно расширяет функции саморегулируемых аудиторских объединений. По ст.

21 проекта САО даны полномочия разрабатывать и устанавливать требования к вступлению в такое объединение, а также исключению из него, привлечения к ответственности членов саморегулируемого аудиторского объединения за нарушение устава этого объединения, а также федеральных стандартов аудиторской деятельности.

Проект предполагает передачу большей части функций по регулированию аудиторской деятельности аудиторскому сообществу, что и отвечает задаче перехода на международную практику регулирования аудиторской деятельности.

Государство в лице Минфина России будет лишь вырабатывать государственную политику, нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, анализировать отчеты саморегулируемых аудиторских объединений об исполнении ими и их членами законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, вести государственный реестр таких объединений, а также осуществлять надзор за их деятельностью.

Организация саморегулирования аудиторской деятельности в России отличается и будет отличаться от международного опыта. Сегодня в России, в отличие от большинства стран мирового сообщества с продолжительной историей аудита, действует 5 саморегулируемых объединений, а не одно, как это зачастую рекомендуется.

Хотя сегодня и наблюдается укрупнение аудиторских объединений посредством слияния и поглощения, в России вероятнее всего будет существовать несколько саморегулируемых аудиторских объединений, согласно выводам Программных рекомендаций для организации деятельности профессиональных аудиторских объединений в Российской Федерации (разработаны в 2006 г.

в рамках проекта ТАСИС «Осуществление реформы аудита в Российской Федерации»).

В настоящее время в Российской Федерации аккредитовано 5 профессиональных аудиторских объединений:

-некоммерческое партнерство «Аудиторская палата России», созданное в 2000 году и дважды аккредитованное в Минфине России насчитывает сегодня свыше 2000 членов; -некоммерческое партнерство «Московская аудиторская палата» была создана в 1992 году и насчитывает сегодня более 1600 членов; -некоммерческое партнерство «Институт профессиональных аудиторов», учрежденное в 2000 году 36 компаниями, сегодня насчитывает 942 действительных члена, а также 24 ассоциированных и 9 аффилированных; -некоммерческое партнерство «Российская коллегия аудиторов», учрежденное в 2002 году и «поглотившее» в 2004 году Национальную Федерацию Консультантов и Аудиторов, сегодня насчитывает 1864 аудитора и 497 аудиторских организаций;

-некоммерческое партнерство «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России», созданный в 1997 году и насчитывающий около 1000 членов в лице аудиторских фирм.

Федеральный Закон «О саморегулируемых организациях» вступил в действие лишь 7 декабря 2007 года.

Этот закон, наконец, создал законодательную базу функционирования саморегулируемых организаций, но его эффективность, de facto, можно будет оценить лишь по истечении нескольких лет.

В данном Законе так и не было законодательно определено ограничение числа саморегулируемых организаций, которое, как преобладает мнение, и не должно иметь место, поскольку приведет к существенной концентрации рынка и доминированию нескольких игроков.

Зарубежный опыт саморегулирования сегодня оценивается зачастую как положительный, но сегодняшние саморегулируемые организации не обладают достаточным весом и недостаточно независимы в своей деятельности.

На сегодняшний момент ни одна из организаций не отвечает требованиям проекта Федерального закона, который, после переноса срока вступления в действие на 2 года, должен вступить в силу 1 июля 2008 года.

Профессиональные объединения пока очень молоды и слабы и делают лишь первые шаги в осуществлении проверок качества аудита.

К тому же, осуществление некоторых видов аудиторской деятельности (аудит кредитных организаций) зачастую связано с наличием определенного «стажа», что и проверялось при получении лицензии. Саморегулируемые же аудиторские объединения выполнять необходимые для этого юридические процедуры пока не способны.

https://www.youtube.com/watch?v=87-qEK115-c

Введение нового порядка регулирования аудиторской деятельности, прежде всего, вызовет рост цен на услуги аудиторов, т.к. с переходом к САО затраты компаний возрастут (надо будет выплачивать членские взносы и отчисления в компенсационный фонд), а также спровоцирует уход с рынка небольших компаний, прежде всего, региональных.

Изменится качественный состав участников рынка аудиторских услуг: произойдет укрупнение и концентрация компаний, появятся новые игроки рынка за счет распада одних и объединения других компаний.

Возможно, в краткосрочной перспективе увеличится количество фирм, желающих заниматься аудитом, однако, они, скорее всего, быстро и исчезнут.

Изменения окажут положительное воздействие на рынок «черного аудита» — он постепенно начнет исчезать. Демпингующим компаниям станет не выгодно содержать определенное количество сотрудников, в соответствие с требованиями САО, при низком уровне цен на их услуги.

Лицензия и сегодня необременительна, поскольку является минимальной гарантией профессионализма аудитора.

Однако присутствие в России в условиях саморегулирования аудиторской деятельности нескольких сильных профессиональных аудиторских объединений создаст основу для конкуренции среди них и в целом будет способствовать повышению эффективности их деятельности и росту авторитета профессии аудитора.

К тому же, при условии введении обязательного членства в САО, все аудиторские организации попадут в единый реестр Минфина России, следовательно, в его зону контроля. А это значит, что отнюдь не только саморегулируемые организации будут преимущественно определять дальнейшее развитие рынка аудиторских услуг.

Профессионалы рынка аудиторских услуг, в общем, ратуют за новый порядок, который должен вступить в силу с 1 июля 2008 года, но, опять же, с некоторыми оговорками.

Давид Левин, директор по работе с аудиторами Института Профессиональных Бухгалтеров России:

То, какое место займут профобъединения, в системе после принятия поправок к Закону, зависит от того, какой вариант пройдет.

Если будут приняты предложения Минфина (1500 организаций и/или 3000 аудиторов), то мы будем иметь, скорее всего, 3 достаточно мощных и самостоятельных профессиональных объединения, располагающих достаточными ресурсами для саморегулирования (стандартизация, контроль качества, обучение и повышение квалификации)

Если пройдет вариант комитета по собственности Госдумы (100 организаций и /или 300 аудиторов), то будут десятки (а может сотни) «семейных» профобъединений, имитирующих саморегулирование.

После изменения порядка лицензирования принципиально новым будет то, что все аудиторы должны будут вступить в профобъединения, а будет ли это реальный контроль за аудиторами или имитация, см.выше.

После введения нового порядка лицензирования принципиальных изменений в деятельности ИПБ России, думаю, не будет, т.к.

уже сегодня наш институт де-факто выполняет все функции саморегулирования: объединяет наибольшее в России количество профессионалов — бухгалтеров (более 100000), аудиторских организаций (около 1000), аудиторов (более 5000); является действительным членом международной федерации бухгалтеров (IFAC); ведет реестр своих членов; разрабатывает внутрифирменные стандарты и кодекс этики для своих членов; переводит на русский язык международные стандарты аудита и готовит проекты национальных стандартов, соответствующих международным; осуществляет большой комплекс мероприятий по организации контроля качества работы аудиторских организаций; проводит обучение и повышение квалификации (пока только для бухгалтеров). Скорее всего, значительно (в разы!) возрастут объемы работы.

Изменения, с моей точки зрения, произойдут в работе аудиторов и аудиторских организаций, поскольку в силу обязательного членства все они будут обязаны вступить в саморегулируемые организации и, следовательно, качество их работы кем-то будет контролироваться.

Сергей Шапигузов, президент аудиторско-консалтинговой компании ФБК:

Это почти аксиома: отмены лицензирования не произойдет, пока не будут приняты поправки к закону «Об аудиторской деятельности». Если эти поправки не будут приняты до лета, то и после 1 июля мы будем жить по-старому.

Какими будут эти поправки трудно сказать. Если курировать этот законопроект по-прежнему будет известный думский мечтатель Виктор Плескачевский, я надеюсь, ситуация с принятием поправок останется патовой.

Мягко говоря, спорных моментов в проекте Закона много.

Напомню, что предполагается заменить лицензирование аудиторов на их обязательное членство в саморегулируемых организациях — СРО, которым и должны быть переданы контрольные функции, что само по себе неплохо.

Но проектом Закона устанавливаются такие нормы, что, скорее всего, будет создано более 30 СРО. На наш взгляд, чем меньше таких организаций будет – тем лучше.

Практика показывает: чем меньше профессиональное объединение, тем больше по своей идеологии оно напоминает организованную преступную группировку.

Мы против создания института круговой поруки среди аудиторов – а фактически сейчас предполагается именно это. Мелкие СРО должны создать фонд, из которого – если аудитор провинился – будет покрываться ущерб. Провинившийся аудитор будет прятаться за СРО, которая его приняла.

А коллеги будут защищать его, чтобы не платить! Иными словами, это стимулирует аудиторов не защищать общественный интерес, а защищать интерес своего кармана. Это неправильно.

Совсем не такого результата мы хотим достичь – нам бы хотелось, чтобы профессиональное сообщество принципиально оценивало работу аудитора.

Еще один момент – способ взаимодействия аудиторов с клиентами. Плескачевский предлагает по существу индивидуальную ответственность аудиторов за свою работу. И это, в принципе, необходимая вещь. Но… Такая практика была хороша сто лет назад.

Сегодня во всем мире от этого ушли! Просто это никак не ложится на аудит крупных компаний. И дело даже не в том, что будет написано, например, аудитор «Газпрома» — иван иванов. Просто такие крупные компании чисто технически не могут «аудироваться» одним физическим лицом.

Они «аудируются», как правило, крупными аудиторскими компаниями.

Есть ощущение, что Дума пытается поставить некий эксперимент над рынком профессиональных консультантов. Кстати, г-н Плескачевский уже творчески подошел к закону «Об оценочной деятельности».

Теперь мы имеем закон, который уже все хотят поменять. Очень не хотелось бы, чтобы аудиторов ждала судьба оценщиков.

В этом смысле можно только аплодировать Минфину, который упорно не соглашается с теми идеями, которые генерируются думскими мыслителями в отношении аудиторов.

Геннадий Николаевич Иванов, председатель совета директоров ЗАО «СВ Аудит»:

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/audit/a105/113081.html

Studio-pravo
Добавить комментарий