59. Лица, участвующие в производстве по делам об административных

Лица, участвующие в производстве по делам об административных правонарушениях

59. Лица, участвующие в производстве по делам об административных

Производство по делу об административном правонарушении ведут субъекты процесса: лицо, уполномоченное возбуждать дело об административном правонарушении (статьи 27.2, 27.3, 28.3, 28.4 КоАП); лицо, уполномоченное рассматривать дело (ст. 22.

1, глава 23 КоАП); лицо, уполномоченное пересматривать постановление по делу (ст.30.1 КоАП).

Это те уполномоченные лица, которые наделены правом принятия решений в производстве по делу (решений о возбуждении дела или отказе в возбуждении дела, о назначении наказания или прекращения производства и т.д.).

Кроме субъектов процесса в производстве участвуют и другие лица, статус которых определяется нормами главы 25 КоАП.

Классификация.

Все лица, участвующие в производстве по делам об административных правонарушениях, могут быть разделены на две группы.

1. Лица, участвующие в производстве. Это те лица, которые имеют собственный или представляемый интерес в отношении исхода дела, чьи права затрагиваются принятым постановлением. Это лицо, в отношении которого производство ведется, потерпевший, их законные представители, защитник и представитель.

2. Лица, содействующие производству. Эти лица не имеют своего интереса в исходе производства, они содействуют его осуществлению в силу своих профессиональных обязанностей или в процессе выполнения гражданского долга. Это эксперты, специалисты, переводчики и свидетели и понятые.

Лица, участвующие в производстве.

Права лица, в отношении которого ведется производство по делу, указаны в статье 25.1 КоАП РФ. Важнейшим правом является право знать о том, что в отношении этого лица возбуждено дело об административном правонарушении и о времени и месте его рассмотрения. Присутствие лица на рассмотрении дела является его обязанностью. В случае неявки лицо может быть подвергнуто приводу.

Потерпевший – это лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Его права перечислены в ст. 25.2 КоАП.

Они совпадают с правами лица, в отношении которого ведется производство.

Основным материальным (не процессуальным) правом потерпевшего является право требовать возмещения имущественного вреда в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении.

КоАП Российской Федерации разделяет представительство, основанное на законе, и представительство, основанное на договоре.

О законных представителях речь идет в статьях 25.3 и 25.4 КоАП. В зависимости от того, чьи интересы надо представлять – физического или юридического лица, законными представителями могут быть разные лица.

Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители. Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.

На практике в качестве законного представителя юридических лиц выступают их руководители.

Большое внимание в деятельности органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, уделяется вопросам подтверждения полномочий лица, выступающего представителем.

Говоря о защитнике и представителе, мы ведем речь о договорном представительстве. Защитник оказывает помощь лицу, привлекаемому к ответственности, а представитель – потерпевшему. В этих качествах могут выступать любые лица, не только адвокаты. Права и обязанности защитника и представителя являются равными, в этом воплощается принцип равноправия сторон.

Лица, содействующие производству.

В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.

Основной обязанностью свидетеля является обязанность явиться по вызову и дать правдивые показания, а главным правом – право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников.

Свидетель предупреждается об ответственности за отказ от дачи показаний или дачу ложных показаний.

В качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Понятой обязан засвидетельствовать своей подписью факт совершения процессуальных действий, при которых он присутствует. В некоторых случаях понятой может быть вызван на рассмотрение дела об административном правонарушении и опрошен в качестве свидетеля.

В качестве специалиста может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств. В отличие от эксперта, специалист не дает заключения (заключение эксперта является источником доказательств), а поясняет все устно, или письменно, но вне рамок проведения экспертизы.

В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения. Эксперт проводит экспертизу, после чего составляет заключение. Эксперт несет ответственность за отказ от проведения экспертизы или дачу ложного заключения. Работа эксперта, как и работа специалиста, оплачивается.

В качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении. Переводчик обязан переводить полно и точно, в противном случае он несет ответственность.

Потерпевшему, его законным представителям, свидетелю, специалисту, эксперту, переводчику и понятому возмещаются расходы, понесенные ими в связи с явкой в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.

Возмещение расходов производится в соответствии с правилами, содержащимися в постановлении Правительства РФ от 4 марта 2003 г. «О порядке и размерах возмещения расходов некоторых участников производства по делам об административных нарушениях и оплате их труда».

Прокурор.

Отдельного внимания заслуживает статус прокурора в производстве по делу об административном правонарушении. Прокурор обладает широкими полномочиями:

1) он вправе возбудить дело об административном правонарушении;

2) он обязательно извещается о времени и месте рассмотрения дела о привлечении к ответственности несовершеннолетнего;

3) он осуществляет надзор за соблюдением законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда. Для этого прокурор наделяется правом участвовать в этих делах;

4) он вправе приносить протесты на вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях (ст. 30.11 КоАП), то есть уже после того, как участники производства утратили право на обжалование.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/2_34089_litsa-uchastvuyushchie-v-proizvodstve-po-delam-ob-administrativnih-pravonarusheniyah.html

Лица, участвующие в производстве по делам об админ правонарушениях

59. Лица, участвующие в производстве по делам об административных

К их числу КоАП относит: лиц, в отношении которых ведется производство; потерпевших; законных представителей физических и юридических лиц; защитников и представителей потерпевшего; свидетелей; понятых; специалистов; экспертов; переводчиков.

Так, лицо, которому инкриминируется совершение админ правонарушения, вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, пользоваться юридической помощью адвоката или иного лица, приглашенного им по выбору, выступать на родном языке и пользоваться при необходимости услугами переводчика, обжаловать вынесенное по делу постановление. Дело рассматривается в его присутствии. Если имеются данные о его своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, оно может быть рассмотрено в его отсутствие. По некоторым делам присутствие привлекаемого к административной ответственности является обязательным (например, при рассмотрении дел, влекущих административный арест или админ выдворение).

На время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на несовершеннолетнее лицо, последнее может быть удалено на время рассмотрения таких обстоятельств.

Потерпевшим признается физическое или юридическое лицо, которому админ правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред.

Законные представители физического лица — родители, усыновители, опекуны, попечители несовершеннолетних нарушителей или потерпевших, а также лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свои права по делам об административных правонарушениях.

При рассмотрении дел о правонарушении, совершенном лицом в возрасте до 18 лет, присутствие законного представителя может быть признано обязательным.

Законные представители юридического лица осуществляют защиту его прав и законных интересов, если в отношении его ведется производство или оно является потерпевшим.

В таком качестве выступают руководитель юридического лица, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом и учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство, может участвовать защитник, а для оказания такой же помощи потерпевшему — представитель.

В качестве защитника или представителя к участию в производстве допускаются адвокат или иное лицо.

Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным юридической консультацией, а полномочия представителя — официальной доверенностью.

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве с момента составления протокола об админ правонарушении, а защитник также с момента админ задержания физического лица.

Свидетель — любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу.

Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. За отказ или уклонение от исполнения своих обязанностей он может нести административную ответственность.

При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего 14 лет, обязательно присутствие педагога или психолога.

Свидетель вправе не свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников.

Понятой — привлекаемое к участию в производстве любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Присутствие понятых обязательно при применении мер обеспечения производства. Число понятых должно быть не менее двух.

Специалист — любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.

Эксперт — любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

Переводчик — лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода.

Участники производства вправе знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства, делать заявления и замечания, приносить жалобы на постановление по делу.

В производстве по делам об административных правонарушениях вправе участвовать прокурор (возбуждать производство, участвовать в рассмотрении дел, заявлять ходатайства, давать заключения по возникающим вопросам). Независимо от участия в деле он может принести протест на постановление по делу.

О месте и времени рассмотрения дела об админ правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела, возбужденного по его инициативе, извещается прокурор.

К участию в производстве не допускаются в качестве защитника или представителя сотрудники государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, а специалисты, эксперты — если состоят в родственных отношениях с другими участниками производства. При этих обстоятельствах названные лица подлежат отводу (самоотводу). Потерпевшему, свидетелю, эксперту, специалисту, переводчику возмещаются расходы, понесенные ими в связи с участием в производстве.

57) Основания освобождение от админ ответственностиЗаконодательство предусм. возможность освобождения лиц, совершивших правонарушения, от того или иного вида юрид ответственности.

КоАП (ст. 2.9) устанавливает основания, условия и последствия освобождения от административной ответственности лиц, совершивших админ правонарушения, при малозначительности проступка. Освобождение от админ ответственности может также проявляться и в замене ее другим видом ответственности (например, дисциплинарной).

Своеобразным «освобождением» от административной ответственности является пропуск юрисдикционным органом и его должностными лицами по тем или иным причинам давностного срока назначения административного наказания, т.е. привлечения виновного к админ ответственности.

Статьей 4.

5 КоАП установлен давностный срок назначения админ наказания — постановление по делу об админ правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения, а если правонарушение было длящимся (нарушение правил воинского учета, проживание без регистрации, уклонение от перерегистрации охотничьего ружья и т.д.), то не позднее двух месяцев со дня его обнаружения.

Названной статьей предусмотрен и иной срок давности привлечения к админ ответственности за нарушение законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, антимонопольного, таможенного, налогового, валютного, экологического и ряда других законодательных актов. Он составляет один год со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении — один год со дня его обнаружения.

При малозначительности совершения админ правонарушения судья, орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может вообще освободить нарушителя от админответственности и ограничиться устным замечанием.

Главное состоит в том, чтобы при решении вопроса об освобождении нарушителя от админ ответств. были тщательно учтены все объективные и субъективные стороны состава правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

В ряде случаев админ правонарушение влечет в порядке исключения не админ, а дисциплинарную ответственность.

Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, несут ответственность за админ правонарушения, как правило, по дисциплинарным уставам (положениям), кроме правонарушений, за совершение которых ответственность наступает на общих основаниях (ст. 2.5 КоАП).

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем админправонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо также может быть освобождено от админ ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (ст. 2.3 КоАП).

Специфическим временным освобождением от административной ответственности является предусмотренная ст. 31.5 КоАП отсрочка исполнения постановления о назначении админ наказания.

При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении админ наказания в виде административного ареста, лишения спец права или в виде админ штрафа (за исключением взыскания админ штрафа на месте совершения админ правонарушения) невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.



Источник: https://infopedia.su/16x188f.html

§ 2. Лица, участвующие в производстве по делам об административных правонарушениях

59. Лица, участвующие в производстве по делам об административных

Классификация.

Все лица, участвующие в производствепо делам об административныхправонарушениях, могут быть разделенына две группы.

1. Лица, участвующие в производстве. Этоте лица, которые имеют свой интерес вотношении исхода дела, чьи правазатрагиваются принятым постановлением.Это лицо, в отношении которого производствоведется, потерпевший, их законныепредставители, защитник и представитель.

2. Лица, содействующие производству. Этилица не имеют своего интереса к исходупроизводства, они содействуют егоосуществлению в силу своих профессиональныхобязанностей или в процессе выполнениягражданского долга. Это эксперты,специалисты, переводчики и свидетелии понятые.

Лица, участвующие в производстве.

Права лица, в отношении котороговедется производство по делу,указаныв статье 25.1 КоАП РФ. Важнейшим правомявляется право знать о том, что в отношенииэтого лица возбуждено дело обадминистративном правонарушении и овремени и месте его рассмотрения.Присутствие лица на рассмотрении делаявляется его обязанностью. В случаенеявки лицо может быть подвергнутоприводу.

Потерпевший– это лицо, которомуадминистративным правонарушениемпричинен физический, имущественный илиморальный вред. Его права перечисленыв ст. 25.2.

Они совпадают с правами лица,в отношении которого ведется производство.

Основным правом потерпевшего из неуказанных в данной статье являетсяправо требовать возмещения имущественноговреда в рамках рассмотрения дела обадминистративном правонарушении.

КоАП Российской Федерации разделяетзаконное и договорное представительно.О законных представителях речь идет встатьях 25.3 и 25.4 КоАП. В зависимости оттого, чьи интересы надо представлять –физического или юридического лица,законными представителями могут бытьразные лица.

Законными представителями физическоголицаявляются его родители, усыновители,опекуны или попечители.

Законными представителями юридическоголицаявляются его руководитель, атакже иное лицо, признанное в соответствиис законом или учредительными документамиорганом юридического лица. На практикев качестве законного представителяюридических лиц выступают их руководители.

Большое внимание в деятельности органов,рассматривающих дела об административныхправонарушениях, уделяется вопросамподтверждения полномочий лица,выступающего представителем.

Говоря о защитнике и представителе, мыведем речь о договорном представительстве.Защитникоказывает помощь лицу,привлекаемому к ответственности, апредставитель – потерпевшему. Вэтих качествах могут выступать любыелица, не только адвокаты. Их права иобязанности являются равными, в этомвоплощается принцип равноправия сторон.

Лица, содействующие производству.

В качестве свидетеляпо делу обадминистративном правонарушении можетбыть вызвано лицо, которому могут бытьизвестны обстоятельства дела, подлежащиеустановлению.

Основной обязанностьюсвидетеля является обязанность явитьсяпо вызову и дать правдивые показания,а главным правом – право не свидетельствоватьпротив себя самого, своего супруга иблизких родственников.

Свидетельпредупреждается об ответственности заотказ от дачи показаний или дачу ложныхпоказаний.

В качестве понятогоможет бытьпривлечено любое не заинтересованноев исходе дела совершеннолетнее лицо.Понятой обязан засвидетельствоватьсвоей подписью факт совершенияпроцессуальных действий, при которыхон присутствует. В некоторых случаяхпонятой может быть вызван на рассмотрениедела об административном правонарушениии опрошен в качестве свидетеля.

В качестве специалистадля участияв производстве по делу об административномправонарушении может быть привлеченолюбое не заинтересованное в исходе деласовершеннолетнее лицо, обладающеепознаниями, необходимыми для оказаниясодействия в обнаружении, закреплениии изъятии доказательств, а также вприменении технических средств. Вотличие от эксперта, специалист не даетзаключения, а поясняет все устно, илиписьменно, но вне рамок проведенияэкспертизы.

В качестве экспертаможет бытьпривлечено любое, не заинтересованноев исходе дела совершеннолетнее лицо,обладающее специальными познаниями внауке, технике, искусстве или ремесле,достаточными для проведения экспертизыи дачи экспертного заключения. Экспертпроводит экспертизу, после чего составляетзаключение. Эксперт несет ответственностьза отказ от проведения экспертизы илидачу ложного заключения. Работа эксперта,как и работа специалиста, оплачивается.

В качестве переводчикаможет бытьпривлечено любое, не заинтересованноев исходе дела совершеннолетнее лицо,владеющее языками или навыкамисурдоперевода (понимающее знаки немогоили глухого), необходимыми для переводаили сурдоперевода при производстве поделу об административном правонарушении.Переводчик обязан переводить полно иточно, в противном случае он несетответственность.

Потерпевшему, его законным представителям,свидетелю, специалисту, эксперту,переводчику и понятому возмещаютсярасходы, понесенные ими в связи с явкойв суд, орган, к должностному лицу, впроизводстве которых находится делооб административном правонарушении.

Возмещение расходов производится всоответствии с правилами, содержащимисяв Постановлении Правительства РФ от04.03.2003 № 140 «О порядке и размерах возмещениярасходов некоторых участников производствапо делам об административных нарушенияхи оплате их труда».

Прокурор.

Отдельного внимания заслуживает статуспрокурора в производстве по делу обадминистративном правонарушении.Прокурор обладает широкими полномочиями:

  1. он вправе возбудить дело об административном правонарушении;

  2. он обязательно извещается о времени и месте рассмотрения дела о привлечении к ответственности несовершеннолетнего;

  3. он осуществляет надзор за соблюдением законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда. Для этого прокурор наделяется правом участвовать в этих делах;

  4. он вправе приносить протесты на вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях (ст. 30.11), то есть уже после того, как участники производства утратили право на обжалование.

Источник: https://studfile.net/preview/5269471/page:41/

Studio-pravo
Добавить комментарий