57. Роль НДС в налоговой системе РФ. Плательщики налога, объекты

Место и роль НДС в налоговой системе России

57. Роль НДС в налоговой системе РФ. Плательщики налога, объекты

Министерство образования и науки Российской Федерации

Байкальский Государственный Университет Экономики и Права

Кафедра налогов и таможенного дела

Курсовая работа

По дисциплине: » Налоги и таможенные платежи»

На тему: » Место и роль НДС в налоговой системе России»

                                                              Выполнил: Портнягин П.В.

УТД/3-10

Проверил: к.э.н., доцент Орлова Е.Н

Иркутск 2013

Оглавление

1.2 Место налога на добавленную стоимость в действующей системе налогообложения ………………………….………………………………………9

Глава 2. Порядок исчисления и уплаты налога…….. ………………………….15

2.1. Общая характеристика порядка взимания налога на добавленную стоимость: субъекты и объекты налогообложения, налоговая база, ставки, вычеты…………………………………………………………………………….15

2.2 Порядок исчисления налога на добавленную стоимость, вносимого в бюджет и сроки его уплаты……………………………………………………..19

Глава 3. Пути совершенствования налога на добавленную стоимость..…….24

Заключение ………………………………………………………………………29

Список литературы………………………………………………………………31

Введение

В  настоящее  время  налог на добавленную стоимость — является одним из  важнейших федеральных налогов.  Основой его взимания,  является  добавленная стоимость,  создаваемая на  всех  стадиях производства  и обращения товаров.

  Это налог    относят к   категории универсальных косвенных налогов,  которые в виде  своеобразных  надбавок  взимаются путем включения в цену  товаров,  перенося  основную  тяжесть налогообложения на  конечных  потребителей  продукции,  работ,  услуг. 

Тема курсовой работы представляется актуальной, так  как изучение порядка  исчисления  и  уплаты НДС позволяет  понять  механизм  его воздействия на хозяйствующие  субъекты, оценить методы  государства,  которые путем  применения налоговых льгот,  стремятся   стимулировать или стабилизировать деятельность  ряда  хозяйствующих субъектов,  создать преимущества  при осуществлении отдельных видов предпринимательства. За  период  существования  налога  на  добавленную  стоимость  действующий  механизм  его  исчисления  и  взимания  претерпел  существенные  изменения.  В  связи  с  этим  у  налогоплательщиков  возникает  множество  вопросов  по  толкованию  и  разъяснению  порядка  обложения,  данным  налогом. 

Объектом курсовой работы является налог на добавленную стоимость.  Предметом являются его экономическая природа, роль и функции, порядок исчисления и уплаты и его характеристика.

Цель данной курсовой работы – рассмотреть особенности налога на добавленную стоимость. Достижение поставленной цели осуществляется через решение следующих задач:                       

1. Изучить экономическое содержание налога на добавленную стоимость, его роль и место в действующей системе налогообложения

2. Рассмотреть общую характеристику порядка взимания налога на добавленную стоимость.

3. Выявить пути совершенствования налога на добавленную стоимость

В работе были использованы законодательная литература, труды отечественных авторов, учебные пособия, периодические издания,  а также статистические материалы.

Глава 1. Экономическая природа налога на добавленную стоимость

    1. Экономическое содержание, роль и функции налога на добавленную стоимость

Налоги являются неотъемлемой составной частью общих налоговых поступлений в бюджет.

Законодательство  о  налогах  и  сборах основывается  на признании всеобщности и равенстве налогообложения.

Специальные правовые нормы, при помощи которых в Российской Федерации происходит регулирование доходной и расходной части государственного бюджета, взимание налогов и других государственных платежей, разработаны на основании Конституции Российской Федерации, принятой на референдуме 12 декабря 1993 года. В ней заложены юридические первоосновы налоговой системы России.  В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Налоговый платеж с экономической точки зрения представляет собой форму отчуждения принадлежащего ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований. Налоги  должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными. На организации не может быть возложена уплата налогов и сборов, не предусмотренных Налоговым Кодексом РФ.

Налог на добавленную стоимость (НДС) является федеральным налогом, взимающимся на всей территории РФ, является основным и наиболее стабильным источником налоговых поступлений, формирующих федеральный бюджет и обязательным для уплаты всем участникам рынка, за исключением выделенных в особые группы освобождающихся и льготников.

Устанавливается Главой 21 Налогового Кодекса Российской Федерации, вступившей в законную силу с 1 января 2001 года, и представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Для понимания сущности экономической природы НДС выделяют «НДС горизонтальный» и «НДС вертикальный». Горизонтальный НДС – это налог по конкретной (единичной) гражданско-правовой сделке.

Вертикальный НДС – это итоговая сумма налога за некоторый период времени, определяемый по совокупности гражданско-правовых сделок. Вертикальный НДС и горизонтальный НДС тесно связаны между собой.

Рассмотрим более подробно каждый из них

Горизонтальный НДС. Взимание налога осуществляется методом частичных платежей. На каждой стадии движения товара плательщик компенсирует свои затраты и добавляет налог на вновь созданную стоимость. При этом на стадии движения товара налог перечисляется одним плательщиком другому сверх цены.

В конечном итоге вся сумма горизонтального НДС входит в цену товара, покупаемого конечным потребителем (фактическим плательщиком). Расчетный показатель налога при продаже называется «выходным НДС». Налог, уплаченный при покупке, носит название «входной НДС». Этот налог подлежит зачету.

В бюджет перечисляется разница между двумя этими величинами.

Вертикальный НДС формируется на основе горизонтального налога. По результатам налогового периода налогоплательщики определяют вертикальный НДС, как совокупность горизонтального налога по всем операциям купли-продажи товаров. Таким образом, вертикальный НДС может быть трех видов: «входной НДС», «выходной НДС», и НДС, подлежащий уплате в бюджет.

Значительное распространение НДС обусловлено многочисленными преимуществами данного налога по сравнению с другими. Известно, что этим налогом облагается доход, идущий на конечное потребление. Однако доход, идущий на накопление и инвестирование, освобождается от налога, что косвенно стимулирует эти процессы.

Преимуществом НДС является и то, что он позволяет значительно увеличить доходы государства от доходов, идущих на потребление, поскольку имеет более широкую, чем у других налогов, базу обложения.  В отличие от прочих разновидностей косвенных налогов и налогов с оборота, позволяет государству получать часть дохода на каждой стадии производственного и распределительного цикла.

При этом конечный доход государства от этого налога не зависит от количества промежуточных производителей.

Активность налоговой системы в основном проявляется в выполнении ее функций. Как любой налог, НДС выполняет следующие функции:

Фискальная функция НДС заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. Реализация этой функции позволяет государству осуществить наиболее важные собственные функции – оказывать государственные услуги (в области национальной обороны и правоохранительной деятельности, социальные услуги и др.).

На нынешнем этапе развития экономики России НДС остается более предпочтительным, чем прямые налоги: во-первых, от него труднее уклониться плательщику, так как выручку всегда сложнее скрыть или занизить, нежели прибыль; во-вторых, процесс взимания НДС не вызывает больших затруднений, что сокращает расходы на данную процедуру; и, в-третьих, НДС не зависит от результатов хозяйственно – экономической деятельности субъектов, и поступления от него достаточно стабильны.

Несмотря на огромное фискальное значение данного налога, нельзя отрицать его регулирующее влияние на экономику. Через механизм обложения НДС и, в частности, через систему построения ставок он влияет на ценообразование и инфляцию, так как фактически увеличивает цену товара на сумму налога.

Безусловно, открытым остается вопрос о положительной стороне этого влияния, так как увеличение цены способствует развитию инфляционных процессов.

С другой стороны НДС не сильно препятствует развитию производства, поскольку действительным его плательщиком становится не производитель, а потребитель .

 С психологической точки зрения этот налог, в отличие от подоходного, в меньшей степени влияет на стимулы к труду, затрагивая расходы населения, а не доходы. Таким образом, конечный потребитель, уплачивая цену за товар, не замечает ее завышения на сумму налога, тогда как вычет из доходов подоходного налога более ощутим.

Посредством применения льгот на отдельные виды продукции или конкретные операции, а также льгот, предоставляемых тем или иным плательщикам, государство имеет возможность стимулировать развитие и осуществлять поддержку социально значимых видов деятельности (образование, здравоохранение, наука, культура и др.

), стимулирование экспорта отечественных товаров за границу.

Наконец, посредством многократного обложения НДС всех стадий производства продукции, работ и услуг достигается равенство всех участников рынка, а государство получает возможность осуществлять более полный контроль и оперативное управление финансово – хозяйственной деятельностью субъектов.

Располагая полной и точной информацией, получаемой из бухгалтерской отчетности, государственные финансовые и налоговые органы могут осуществлять более точное планирование доходов бюджета.

Распределительная функция НДС заключается в том, что путем налогообложения и через государственный бюджет осуществляется перераспределение ВВП.

Посредством налогового механизма через установления ставок и льгот по НДС, а так же порядка применения налоговых вычетов в бюджет может изыматься часть доходов от высокорентабельных видов деятельности и через бюджетную систему направляться в убыточные, но необходимые для жизни общества сферы.

Стимулирующая функция является в значительной мере производной первых двух функций налогов. Налог на добавленную стоимость по существу дестимулирует облагаемые виды деятельности и стимулирует необлагаемые виды деятельности.

Например, взимание НДС по ненулевой налоговой ставке ведет к искажению оценки эффективности размещения ресурсов в частном секторе экономики.

Наиболее выражено стимулирующая функция реализуется через систему налоговых льгот и преференций.

В рамках сбалансированной и отлаженной налоговой системы происходит увязка в единое целое перечисленных основных функций.

Так, фискальная функция реализуется настолько, насколько этого требует распределительная функция, но при этом стимулирующая функция не создает препятствий на пути реализации всех функций в будущем.

То есть, фискальная функция обеспечивает формирование доходов, необходимых для финансирования государственных расходов и при этом не подрывает возможностей самого производства и формирования доходов в дальнейшем.

Таким образом, налог на добавленную стоимость играет ведущую роль в налогообложении. А поступления от него занимают значительное место в доходной части бюджета нашего государства.

Совокупность налогов, соборов, пошлин и других   платежей,  взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему (установлено Законом «Об основах налоговой системы в РФ»).

  Все налоги  группируются  на  федеральные,  региональные  и  местные.  НДС  относится  к  федеральным  налогам  и  действует  на  всей  территории  РФ.

  Ставки  установлены  Законом  и  едины  для  всех  субъектов  РФ. 

Из всех налогов, формирующих современные налоговые системы развитых стран мира, налог на добавленную стоимость является, самым молодым. Его модель была разработана французским экономистом М. Лоре в 1954 г., и он впервые был введен во Франции в 1958 г.

В 50-е годы НДС взимался только во Франции, сейчас – в большинстве европейских стран. В апреле 1967 г. Совет ЕЭС объявил НДС основным косвенным налогом стран – членов ЕЭС.

В настоящее время абсолютное большинство стран – членов Организации экономического сотрудничества и развития приняли НДС как основной налог на потребление .

В Российской Федерации НДС действует с 1 января 1992 года.

Введение НДС в нашей стране обусловлено началом проведения масштабной экономической реформы, внедрении в экономику рыночных отношений, переходом к свободным рыночным ценам на большинство товаров, работ и услуг.

НДС, введенный вместе с акцизами на отдельные товары, фактически заменил прежние налог с оборота и налог с продаж, намного превзойдя их по своему влиянию на формирование доходов бюджета, экономику, формирование ценовых пропорций и финансы предприятий и организаций.

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_82/mesto-i-rol-nds-v/290704.2334588.page1.html

Глава 1. Общая характеристика ндс и его роль в налоговой системе рф

57. Роль НДС в налоговой системе РФ. Плательщики налога, объекты

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика НДС и его роль в налоговой системе РФ…………………………………………………………………………….5
1.1 Основная сущность и назначение НДС………………………………..5
1.2 Порядок взимания НДС………………………………………………..6
1.3 Способы уклонения от уплаты НДС………………………………………………………………………………………………….7
1.4. Роль НДС в налоговой системе РФ…………………………………..9
Глава 2. Анализ собираемости НДС в Консолидированный бюджет РФ……………………………………………………………………………10
2.1 Поступление НДС в Консолидированный бюджет РФ………………10
2.2 Задолженность НДС в Консолидированный бюджет РФ……………..12
Глава 3. Основные направления совершенствования НДС………………17
3.1 Предлагавшиеся ранее способы решения проблем……………………17
3.2 Идеи решения проблем Центром экономического анализа и краткосрочного прогнозирования…………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………………..24
Список используемой литературы…………………………………………25

Введение

Наиболеесущественную роль как в составе налогови сборов, так и в составе доходныхисточников бюджетов всех уровней играетНДС. Обложение данным налогом охватываеткак товарооборот на внутреннем рынке,так и оборот, складывающийся приосуществлении внешнеторговой деятельностиРоссии со странами ближнего и дальнегозарубежья.

Цельюданной работы является изучениетеоретических аспектов вопроса о налогена добавленную стоимость, анализ егопоступления и задолженности вконсолидированный бюджет РоссийскойФедерации, а также рассмотрение рядамер по совершенствованию НДС.

Длядостижения цели исследования необходиморешить следующие задачи:

  1. изучить сущность НДС, его роль в налоговой системе РФ и порядок взимания;

  2. проанализировать собираемость НДС в консолидированный бюджет РФ;

  3. рассмотреть ряд предложений по совершенствованию НДС;

Непосредственноналог на добавленную стоимость относитсяк объекту исследования.

Предметисследования — это современное положениеданного налога и возможные пути егосовершенствования

Вовведении определены цели и задачи,объект и предмет исследования, методическаяи информационная база, а также краткоеописание работы. Обозначен кругиспользуемых источников.

Вработе изложен теоретический базисНДС; проанализировано поступление изадолженность данного налога вконсолидированный бюджет РоссийскойФедерации; рассмотрены возможныеизменения налоговой системы РоссийскойФедерации в части, касающейся НДС.

Взаключении рассматриваются основныевыводы по работе и степень достиженияпоставленной во введении цели и выполненияпоставленных во введении задач.

Методологическуюбазу исследования составляютсравнительный, описательный и аналитическийметоды, в основе которых послужили трудыследующих учёных: КазаковаМ.В., КапустяникА.А., ФилинаФ.Н.

https://www.youtube.com/watch?v=jNWAI0s5fTM

Информационнуюбазу исследования составляют: учебникии монографии отечественных и зарубежныхспециалистов в налогообложения, докладЦентра макроэкономического анализа икраткосрочного прогнозирования,материалы интернет-источников ипериодической печати по наиболеезначимым особенностям, касающимся НДСна современном этапе в России.

    1. Основная сущность и назначение НДС.

Основнымзаконодательным актом, регулирующимобложение налогом на добавленнуюстоимость, является 21 глава НалоговогоКодекса Российской Федерации.

Данныйналог относится к группе косвенныхналогов и является федеральным налогом,взимающимся на всей территории РФ. Онобязателен для уплаты всем участникамрынка, за исключением выделенных вособые группы освобождающихся ильготников.

НДСохватывает все стадии производства ипродажи продукции. Налог на добавленнуюстоимость на стадии оптовой торговли— это промежуточный этап распространенияего на последующие стадии движениятоваров.

НДС в сфере обрабатывающейпромышленности и импорта — наиболеераспространенное явление, позволяющееразвивающейся экономике взимать налогпо принципу возрастающей стоимости испособствовать приспособлению торговойсферы к системе зачета.

Поскольку вбольшинстве случаев мелкий бизнесосвобождается от налога, то НДС становитсяналогом в основном на импорт и крупныйбизнес в промышленности.

ПлательщикамиНДС признаются организации, индивидуальныепредприниматели, а также лица, признаваемыеплательщиками НДС в связи с перемещениемтоваров через таможенную границу РФ,определяемые в соответствии с Таможеннымкодексом РФ. Такое определение даетстатьи 143 Налогового кодекса РФ. [6, 47]

СборщикомНДС является каждый продавец на протяжениивсей цепи движения товара до моментаакта продажи (НДС добавляется к продажнойцене товара, но указывается отдельно).Из выручки он вычитает НДС, который былуплачен при покупке товаров.

Разницамежду этими налогами выплачиваетсягосударству. Смысл компенсации (зачета)НДС состоит в том, чтобы на каждой стадиипроизводства облагать данным налогомсумму заработной платы, процентов,ренты, прибыли и других факторовпроизводства.

Продавецне несет никакого экономического бременипри покупке товаров для своегопроизводства, так как он получаетвозмещение от государства на любуюсумму налога, которая была уплачена импоставщикам (система зачета).

Смыслэтого механизма состоит в том, чтобыпереложить налог на конечного потребителя.Последний выплачивает этот налог вформе части конечной продажной ценытовара или услуги и не имеет возможностикомпенсировать его.

Такимобразом, можно судить о том, что сущностьи назначение НДС сводятся к следующему.Во-первых, стремление увеличитьгосударственные доходы от налогов напотребление. Во-вторых, предпочтениеоблагать расходы конечных потребителей,а не затраты производителей по производствутоваров и услуг (плательщик НДС –конечный потребитель товаров и услуг).

Вразличных странах существуют разныеподходы к установлению ставок НДС. В тоже время их средний уровень колеблетсяот 15 до 25 %.В некоторых странах применяетсяшкала ставок в зависимости от видатовара и его социально-экономическойзначимости.

Всоответствии со статьей 164 части 2 НК РФв России применяются несколько видовставок: 0%, 10%, 18%. [4,72-77]

УплатаНДС по операциям, признаваемым объектомналогообложения, на территории РоссийскойФедерации производится по итогам каждогоналогового периода исходя из фактическойреализации (передачи) товаров (выполнения,в том числе для собственных нужд, работ,оказания, в том числе для собственныхнужд, услуг) за истекший налоговый периодне позднее 20-го числа месяца, следующегоза истекшим налоговым периодом.

Приввозе товаров на таможенную территориюРоссийской Федерации сумма НДС, подлежащаяуплате в бюджет, уплачивается всоответствии с таможенным законодательством.

Сумманалога, подлежащая уплате в бюджет, пооперациям реализации (передачи,выполнения, оказания для собственныхнужд) товаров (работ, услуг) на территорииРоссийской Федерации, уплачивается поместу учета налогоплательщика в налоговыхорганах.

Налоговые агенты (организациии индивидуальные предприниматели)производят уплату суммы НДС по местусвоего нахождения.

В случаях реализацииработ (услуг), местом реализации которыхявляется территория Российской Федерации,налогоплательщиками — иностраннымилицами, не состоящими на учете в налоговыхорганах в качестве налогоплательщиков,уплата НДС производится налоговымиагентами одновременно с выплатой(перечислением) денежных средств такимналогоплательщикам.Банк, обслуживающийналогового агента, не вправе приниматьот него поручение на перевод денежныхсредств в пользу указанных налогоплательщиков,если налоговый агент не представил вбанк также поручение на уплату НДС соткрытого в этом банке счета придостаточности денежных средств дляуплаты всей суммы налога.

Налогоплательщики(налоговые агенты) обязаны представитьв налоговые органы по месту своего учетасоответствующую налоговую декларациюв срок не позднее 20-го числа месяца,следующего за истекшим налоговымпериодом, если иное не предусмотренонастоящей главой.

    1. Способы уклонения от уплаты НДС.

Основныеспособы уклонения от налога можноразделить на несколько групп:

  1. Разрыв цепочек начисления и возмещения НДС при помощи фирм-«однодневок», концентрирующих у себя назначенный НДС и исчезающих, не заплати налог;

  2. Полный вывод цепочек создания добавленной стоимости из сферы налогового контроля, прежде всего с использованием налично-денежных расчётов.

Поимеющимся оценкам, в розничной торговлеуровень теневого оборота, обслуживаемыйналично-денежными расчётами, составляетоколо 80%, в жилищном строительстве –порядка 50%;

  1. Ложное осуществление видов предпринимательской деятельности, связные с применением 0 ставки НДС или льготной ставки НДС (10%). Наиболее распространённым из них является так называемый «лжеэкспорт».

  2. Манипуляции с ценами товаров или их сортностью. Этот способ, восходящий к классической «пересортице» широко применяется для уклонения от налогообложения, как при импорте товаров через таможенную границу, так и при внутреннем производстве и при экспорте.

  • Занижение таможенной стоимости импорта. По оценкам , за счёт этого стоимость импортируемых товаров в целом (по данным Федеральной таможенной службы) занижается на 20-25%. В сочетании с отнесением товара к другой (облагаемой пошлинами по меньшим ставкам) товарной группе это даёт возможность существенно понизить уровень налогообложения;
  • Схема «многократного экспорта-импорта» — когда один и тот же товар (по документам или физически) неоднократно вывозится из страны, а потом ввозится обратно — но уже в качестве малоценного, с соответственно низкой стоимостью и налоговой базой. Федеральной таможенной службой отмечался случай, когда один и тот же объект пересекал границу России 14 раз (!). Экспортировался он как «научное оборудование» (соответственно, дорогостоящее с высоким возмещением несуществующего в реальности входящего НДС), а импортировался – как металлолом;
  • Отнесение к продукции, облагаемой по ставке 10% товаров, не относящихся к льготной категории. [7]
    1. Роль НДС в налоговой системе Российской Федерации.

Внастоящее время данный налог взимают135 стран мира. Из развитых стран НДСотсутствует в США и Австралии, где вместонего действует налог с продаж по ставкеот 2 % до 11 %.

Обширнаягеография распространения НДСсвидетельствует о его жизнеспособностии соответствии требованиям рыночнойэкономики.

Однимиз наиболее часто упоминаемых преимуществналога на добавленную стоимость являетсято, что этот налог собирается на протяжениивсей производственной цепочки.

НДСсчитается налогом, от которого трудноуклониться, так как для фискальныхорганов достаточно легко выявить ценупокупки промежуточного товара и ценупродажи товара конечного пользования,для которого этот промежуточный товарбыл использован как сырье.

Тем не менее,несмотря на то, что проконтролироватьсбор НДС проще, чем, например, сборподоходного налога, он не являетсяпанацеей: требуются ресурсы на сбор иобработку информации, на выявление иштрафование агентов, недоплатившихопределенную сумму и т.д.

Таким образом,ожидается, что эффективность сборовНДС будет возрастать, если увеличиваютсязатраты на контроль за сбором налогов,растет эффективность мониторинга, сбораи обработки информации. [3]

Источник: https://studfile.net/preview/379483/

Экономическая роль налога на добавленную стоимость

57. Роль НДС в налоговой системе РФ. Плательщики налога, объекты

Основное место в российской налоговой системе занимают косвенные налоги, к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенная пошлина. В составе доходов бюджета они играют определяющую роль.

Такое количество косвенных налогов неизбежно приводит к неоднократному обложению одного и того же объекта, способствует росту цен на потребительские товары и услуги.

Наиболее существенным из косвенных налогов, применяемых в Российской Федерации, является налог на добавленную стоимость.

Схема взимания налога на добавленную стоимость (НДС) была предложена французским экономистом М. Лоре в 1954 г. Это самый молодой из налогов, формирующих основную часть доходов бюджетов большинства развитых стран. Во Франции он стал применяться с 1958 г.

Однако показатель добавленной стоимости значительно раньше использовался в статистических целях. Например, в США он применялся с 1870 г. для характеристики объемов промышленной продукции.

В нашей стране показатель добавленной стоимости использовался в аналитических целях в период НЭП.

Необходимость применения добавленной стоимости как объекта налогообложения для европейских стран была обусловлена построением общего рынка, так как Римский договор 1957 г. осоздании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) предусматривал с этой целью меры гармонизации систем косвенного налогообложения (т. е.

стремление к выравниванию ставок и унификации налогообложения). Наличие НДС в налоговой системе было обязательным условием вступления в члены ЕЭС. Шестая директива Совета ЕЭС от 17.05.1997 г.

стала основой современной европейской системы НДС, так как была принята в целях унификации базы НДС во всех странах ЕЭС, поскольку отчисления от поступлений.

НДС в бюджеты стран — членов Европейского сообщества в определенном проценте направляются на формирование общего бюджета ЕЭС. По состоянию на июнь 1992 г., по данным ОЭСР, НДС применялся в 82 странах мира.

При решении задачи развития рыночных отношений в России возникла необходимость реорганизации налога с оборота, действовавшего до 1992 г., который более чем на 80% мобилизовался в бюджет в виде разницы между фиксированными государством розничными и оптовыми ценами.

В новых условиях, предполагающих свободное ценообразование на основе спроса и предложения, исключалась возможность формирования бюджета посредством налога с оборота в том его виде, в котором он применялся в СССР.

В то же время государство должно иметь стабильный источник доходов бюджета, что и предопределило введение в Российской Федерации с 1 января 1992 г. налога на добавленную стоимость.

Тем самым обеспечивался равный подход к вовлечению в процесс формирования бюджета всех хозяйствующих субъектов независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Налог на добавленную стоимость — косвенныйналог, влияющий на процесс ценообразования и структуру потребления. В моделях западных экономических систем он выполняет важную роль в регулировании товарного спроса.

Переход к косвенному налогообложению в нашей стране обусловлен необходимостью решения след„, них задач: ориентации на гармонизацию налоговых систем стран Европы; обеспечения стабильного источника доходов в бюджет; систематизации доходов.

Основная функция НДС — фискальная. Доля НДС в бюджетах отдельных страх существенно различается. Так, во Франции НДС составляет 45% налоговых поступлений в бюджет, в Нидерландах — 24%.

Для функционирования НДС необходимы соответствующие информационная база, система учета и контроля.

В отечественных бухгалтерских регистрах не предусмотрен порядок отражения величины добавленной стоимости, что не позволяет достоверно определить налогооблагаемый оборот и одновременно усложняет методику исчисления налога.

Теоретически этот налог определяется как форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости.

Добавленная стоимость создается на всех стадиях производства и обращения и определяется и виде разницы между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения. В то же время методические положения относительно базы налогообложения НДС, которыми руководствуются на практике, не совпадают с понятием «добавленная стоимость», что приводит к значительному расширению объекта налогообложения.

Круг плательщиков НДС очень широк.

Ими выступают все организации (государственные и муниципальные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, учреждения) независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридического лица, согласно законодательству Российской Федерации, и осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность-. В соответствии со ст. 143 НК РФ плательщиками НДС являются также лица, признаваемые таковыми в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. При условии осуществления производственной и иной коммерческой деятельности плательщиками НДС могут быть: предприятия с иностранными инвестициями; международные объединения и иностранные юридические лица. С 1 января 2001 г. в число плательщиков НДС вошли индивидуальные предприниматели, которые теперь уравнены с организациями в отношении исчисления и уплаты НДС.

Расширив круг налогоплательщиков, НК РФ дает право получить освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика организациям и индивидуальным предпринимателям.

Условием для этого является размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) без НДС — в течение предшествующих 3 месяцев она не должна превышать в совокупности 2 млн. руб.

Следующее условие для освобождения — за 3 предшествующих последовательных календарных месяца налогоплательщик не реализовывал подакцизные товары.

Для освобождения от НДС налогоплательщик должен представить в налоговый орган письменное уведомление и выписки из: бухгалтерского баланса, книги продаж за 3 предшествующих месяца, книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций, а также копии журнала, полученных и выставленных счетов-фактур не позднее 20-го числа того месяца, начиная с которого он претендует на освобождение. Освобождение предоставляется с любого месяца не менее чем на один год и должно продлеваться по истечении этого срока.

Налог на добавленную стоимость включается поставщиком (продавцом) в цену продукции, реализуемой потребителям (покупателям). Для упрощения расчетов объектом налогообложения у предприятий, производящих продукцию, является не добавленная стоимость, а весь оборот по реализации ими товаров (работ, услуг).

С целью исключения двойного налогообложения и взимания налога с добавленной стоимости введен механизм исчисления налога, позволяющий уплачивать в бюджет разность между НДС, полученным от покупателей продукции, и НДС, уплаченным поставщикам материальных ресурсов (работ, услуг), израсходованных в производственном процессе.

06ьектами обложенияналогом на добавленную стоимость являются: обороты по реализации на территории РФ товаров, выполненных работ и оказанных услуг, в том числе передача права собственности на товары (результаты работ, услуги, за исключением поставок, длительность производительного цикла которых составляет более шести месяцев) на безвозмездной основе, по соглашению о предоставлении отступного и новации; товары, ввозимые на территорию РФ в соответствии с таможенным режимом, передача имущественных прав.

Налогом облагается реализация товаров не только собственного производства, но и приобретенных на стороне. При этом товаром считаются: продукция (предмет, изделие), здания, сооружения, другие виды недвижимого имущества, электро- и теплоэнергия, газ, вода.

работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и/или физического лица.

При реализации работ НДСоблагаются объемы выполненных строительно-монтажных, ремонтных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических, проектно-изыскательных, реставрационных и других работ. Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения и потребляются впроцессе ее осуществления.

Налогом на добавленную стоимость облагается реализация следующих видов услуг:

1) пассажирского, грузового транспорта, транспортировки газа, нефти, нефтепродуктов, электрической и тепловой энергии, услуг по перевозке, разгрузке, перегрузке товаров и их хранению;

2) по сдаче в аренду имущества и объектов недвижимости, в том числе по лизингу;

3) посреднических;

4) связи, бытовых, жилищно-коммунальных;

5) физической культуры и спорта;

6) рекламных;

7) инновационных, по обработке данных и информационному обеспечению;

8) других платных услуг.

Кроме того, объектом налогообложения являются:

1) передача товаров (работ, услуг) внутри предприятия для собственного потребления, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль;

2) обмен товаров (работ, услуг) без оплаты их стоимости;

3) обороты по реализации предметов залога и их передаче залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства.

Воблагаемый оборот включаются любые полученные организацией денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), в том числе суммы авансовых и иных платежей, полученных в счет предстоящих — ставок товаров или выполнения работ (услуг), суммы, полученные в порядке частичной оплаты за реализованные товары (работы, услуги), в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения.

Не являются объектом обложения, так как не признаются реализацией товаров (работ, услуг), операции, перечисленные в п. 3 ст.

39 Налогового кодекса: передача основных средств, нематериальных активов и/или иного имущества организации ее правопреемнику при реорганизации этого учреждения, а также некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не иной с предпринимательской деятельностью; передача имущества, если она инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов) и другие операции.

Этот перечень дополняется ст. 146 (п. 2 пп. 2 — 6) НК РФ. На основании указанной статьи с 1 января 2005 г. не признаются объектом налогообложения операции по реализации земельных участков и долей в них.

объектом обложения НДС, как мы выяснили, являются обороты по реализации товаров (работ, услуг) на территории России, и важно знать условия, при ых местом реализации является названная территория.

Для подтверждения факта необходимо наличие одного или нескольких таких условий, сгруппированных в табл. 2.1, составленной на основании ст. 147, 148 НК РФ.

Таблица 2.1 – Определение объекта обложения НДС

Объекты налогообложения Условия, при которых местом реализации признается территория РФ
Товары а) Товар находится на территории РФ, не отгружается и не транспортируется или б) Товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ
Работы (услуги), связанные.с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов, судов внутреннего плавания, а также космических объектов) Недвижимое имущество находится на территории РФ
Работы (услуги), связанные с движимым имуществом Движимое имущество находится на территории РФ
Передача в собственность или переуступка патентов, лицензий, торговых марок, авторских или иных аналогичных прав, бухгалтерские, инжиниринговых, рекламные услуги, услуги по обработке информации, НИОКР; услуги по предоставлению персонала, если персонал работает в месте деятельности покупателя; консультационные, юридические услуги; услуги по сдаче в аренду движимого имущества (за исключением наземных автотранспортных средств).   Место осуществления деятельности покупателя на территории РФ
Услуги в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта Фактическое оказание услуг на территории РФ
Иные работы (услуги), не перечисленные выше Место осуществления деятельности исполнителя. Если местом осуществления деятельности исполнителя является территория РФ, то местом реализации работ (услуг) также признается территория России вне зависимости от места их фактического оказания и потребления
Работы (услуги), имеющие вспомогательный характер по отношению к реализации основных (других) работ (услуг) Местом вспомогательной реализации признается место реализации основных- работ (услуг)

Налоговая база

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения (ст. 53 НК РФ). Соответственно для НДС это будет стоимостной показатель облагаемых налогом операций.

При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) устанавливается исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и/или натуральной формах, в том числе оплата ценными бумагами. Выручка, полученная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

При реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) налоговая база исчисляется как стоимость этих товаров (работ, услуг) исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 Налогового кодекса РФ с учетом акцизов (по подакцизным товарам), но без включения в них НДС.

Контроль осуществляется также при совершении внешнеторговых сделок. При ввозе товаров на таможенную территорию РФ налоговая база определяется как сумма таможенной стоимости этих товаров, таможенной пошлины и акцизов (по подакцизным товарам).

При реализации имущества, подлежащего учету по стоимости вместе с уплаченным налогом, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества согласно положениям ст.

40 НК РФ (с учетом НДС, акцизов) и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).

Следует учитывать, что налоговая база определяется в зависимости от особенностей реализации товаров (работ, услуг).



Источник: https://infopedia.su/13x6229.html

Studio-pravo
Добавить комментарий