56. Принципы и стороны, участвующие в административном процессе.

Принципы административного процесса

56. Принципы и стороны, участвующие в административном процессе.

Будучи правовой формой управленческой деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, административный процесс естественно и неизбежно базируется на принципах государственного управления, закрепленных в Конституции РФ.

Однако как специфическая деятельность названных органов государственной власти, связанная с юридическим разрешением индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления, административный процесс в целом и все составляющие его производства базируются на основе принципов, определяющих основы именно процессуальной деятельности.

Поэтому есть основания говорить о системе процессуальных принципов, которые в своей основе характерны для любого вида процесса — гражданского, административного, уголовного и других, хотя, разумеется, существуют и некоторые различия, присущие данному виду процесса либо соответствующему производству, входящему в этот процесс.

Основу административного процесса составляют следующие принципы:

  • законности;
  • заинтересованности масс;
  • быстроты процесса;
  • охраны интересов личности и государства;
  • гласности;
  • материальной истины;
  • равенства сторон;
  • национального языка;
  • уполномоченности;
  • самостоятельности в принятии решения.

Принцип законности. Универсальный принцип, распространяющийся на все без исключения стороны общественной и государственной жизни, в том числе на административный процесс.

Статья 15 Конституции РФ установила, что «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».

Принцип законности состоит также в требовании надлежащего применения соответствующих законов и иных нормативных юридических актов.

Принцип заинтересованности граждан России в надлежащем осуществлении и результатах административного процесса. Представляет собой отражение ряда положений Конституции РФ. Так, ч. 1 ст. 32 закрепляет право граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Согласно ст. 25.

5 КоАП РФ для оказания юридической помощи потерпевшему при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях может допускаться представитель, который вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, пользоваться иными процессуальными правами.

Принцип быстроты процесса. Является следствием свойства динамичности государственной управленческой деятельности, реализуемой органами исполнительной власти. С другой стороны, этот принцип выступает в качестве определенной юридической гарантии реализации гражданами их прав и охраняемых законом интересов.

Поэтому действующее законодательство в необходимых случаях устанавливает сроки, в течение которых должны быть совершены процессуальные действия по административному делу.

Так, например, законодательство, регулирующее порядок рассмотрения жалоб граждан в сфере государственного управления, закрепляет сроки рассмотрения этих видов обращений граждан надлежащими органами исполнительной власти и местного самоуправления.

Принцип охраны интересов личности и государства. В административном процессе опирается на конституционное положение, согласно которому «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2 Конституции РФ).

Принцип гласности.

Традиционный процессуальный принцип. Он означает, что рассмотрение индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления происходит публично, открыто, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Лица, участвующие в процессе, вправе свободно знакомиться с материалами дела, необходимыми документами. В соответствии с Законом от 27 апреля 1993 г.

«Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» «каждый гражданин имеет право получать, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах» (ст. 2).

Принцип материальной истины.

Означает, что орган исполнительной власти, должностное лицо, государственный служащий, рассматривающий дело, обязаны использовать все имеющиеся возможности для сбора и привлечения доказательств, относящихся к данному производству, должным образом их оценить, полностью исключив односторонний, а тем более предвзятый подход к оценке доказательств и принятию решения. Таким образом, принцип материальной истины возлагает ряд важных обязанностей на субъектов, рассматривающих административные дела.

https://www.youtube.com/watch?v=EXHy298U5G0

Принцип равенства сторон.

В административном процессе вытекает из более общего положения, согласно которому «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности» (ст. 19 Конституции РФ).

Названный принцип административного процесса находит реализацию в закреплении определенного правового статуса сторон, установлении их административно-процессуальных прав и обязанностей.

Принцип осуществления процесса на языке коренного населения. Обусловлен конституционным правом каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения (ст. 26 Конституции РФ).

Лицу, участвующему в административном процессе и не владеющему языком, на котором ведется производство по данному делу, обеспечивается право выступать, заявлять ходатайства и т.д.

на родном языке, беспрепятственно пользоваться услугами переводчика.

Принцип уполномоченности.

В процессе осуществления своих полномочий субъекты управления, как государственные органы, так и их должностные лица в процессе исполнения государственных функций или предоставления государственных или муниципальных услуг осуществляют свою деятельность только в пределах своих компетенций (полномочий).

Эти же особенности присутствуют и в процессе реализации законов об административной ответственности (составление, протокола, совершение отдельных процессуальных действий (осмотр, экспертиза, изъятие и т.д., доставление, рассмотрение дела об административном правонарушении и др.).

Принцип самостоятельности принятия решения. При рассмотрении административного дела в сфере государственного управления органами исполнительной власти — необходимое условие осуществления компетенции соответствующего органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего.

Задачи законодательства об административных правонарушениях. Основные принципы производства по делам об административных правонарушениях

В соответствии со ст. 1.

2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются: защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Все административные правоприменительные процессы должны проходить в установленные сроки КоАП РФ (см. ст. 4.8 КоАП РФ).

Основными принципами производства по делам об административных правонарушениях являются следующие:

  • всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела об административном правонарушении;
  • разрешение его в соответствии с законом;
  • презумпции невиновности;
  • обеспечение исполнения вынесенного постановления;
  • выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Принцип объективности. Выражается в обязанности государственных органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, выяснить все необходимые обстоятельства без пристрастности и предвзятости к рассмотрению дела.

https://www.youtube.com/watch?v=EXHy298U5G0

Принцип гласности.

Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, когда это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а также когда этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, защиты чести и достоинства указанных лиц.

Принцип законности. Никто не может быть привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения иначе как на основании и в порядке, предусмотренных законом.

Презумпция невиновности.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Принцип обеспечения исполнения вынесенного постановления. Неисполнение постановления о привлечении к административной ответственности или исполнение его не полностью снижает эффективность борьбы с административными правонарушениями, обусловливает неисполнение принципа законности.

Превентивно-предупредительный принцип призван выявить причины и условия, способствующие совершению административных проступков. Органы и должностные лица, выполняющие юрисдикционные функции, обязаны не только выявлять эти причины и условия, но и вносить в соответствующие организации, их должностным лицам представления о принятии мер по устранению этих причин и условий.

Принцип возможности всем участникам производства по делам об административных правонарушениях выступать на родном языке.

Наряду с государственным языком Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях может вестись на государственном языке республики, на территории которой находятся судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

Источник: http://be5.biz/pravo/a014/5.html

Page 3

Судьи судов общей юрисдикции и судьи арбитражных судов наделяются полномочиями субъектов административной юрисдикции по делам, возникающим из публичных, в том числе административных, правонарушений (см. под-разд. III, гл. 23–26.2 ГПК РФ; разд. III, гл. 22–26 АПК РФ).

Судьи указанных судов выступают также в качестве субъектов административной юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях, влекущих наиболее значимые административные наказания и их последствия (см. ст. 823.

1 КоАП РФ). Административно-процессуальная компетенция судей определена в разд. IV КоАП Российской Федерации (Производство по делам об административных правонарушениях). Особенности производства по этим делам определены также в гл.

25 АПК РФ.

В качестве субъектов административно-процессуальных отношений выступают органы исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, а также исполнительные органы местного самоуправления.

Они имеют административно-процессуальные права и несут соответствующие обязанности в административных процедурах и их конкретных производствах, а также в административно-юрисдикционном процессе и производствах в рамках этого процесса.

Процессуальные права и обязанности органов исполнительной власти закреплены в ряде федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, в законодательстве субъектов РФ.

Органы публичной власти и их должностные лица с учетом их статуса участвуют в административно-процессуальных отношениях либо в качестве стороны процесса (когда, например, обжалуется решение или действие органа управления), либо в качестве органов, разрешающих административные дела.

В сфере государственного управления все чаще возникают такие правоотношения, которые связаны с процессом урегулирования деятельности различных по компетенции, а иногда и по уровню подчиненности управленческих структур в решении конкретных проблем управления.

Имеется в виду урегулирование взаимодействия органов исполнительной власти по совместному решению конкретных вопросов (координация), подготовке нормативных правовых актов (согласование), принятию совместных решений, осуществлению взаимных обязательств (административных договоров) и т.п.

В сфере административно-юрисдикционного процесса различаются два вида органов публичной власти и их должностных лиц, выполняющих функции государственного принуждения. Одни в силу материальных административных норм имеют статус субъектов административной юрисдикции (см.

, например, гл. 22 и 23 КоАП РФ), другие выполняют функции, связанные с возбуждением соответствующих дел и применением административно-пресекательных мер (см., например, гл. 27 и 28 КоАП РФ).

Вместе с тем нередко органы публичной власти и особенно их должностные лица рассматриваются законом как субъекты административной ответственности, статус которых в административном процессе определяется в качестве юридических лиц и должностных лиц, привлекаемых к ответственности (см., например, ст. 5.39, 5.57, 5.59,13.14, 13.27, 13.28, 14.9 и другие статьи КоАП РФ).

Например, должностное лицо полиции в пределах, установленных для него КоАП РФ и подзаконным нормативным правовым актом МВД России, вправе составить протокол по делу об административном правонарушении, объективная сторона которого представляет мелкое хулиганство. Тем самым должностное лицо полиции выступает в качестве субъекта административно-процессуальных отношений, возбуждающего дело об административном правонарушении.

Рассматривать такое дело в случае, если необходимо решать вопрос об административном аресте, вправе только судья, который является органом административной юрисдикции.

Должностное лицо органа исполнительной власти наделено функциями приема и регистрации обращения граждан, но рассматривать обращение и, следовательно, выступать субъектом административной юрисдикции обязан руководитель данного органа либо по его указанию иное ответственное за работу с обращениями должностное лицо.

Отметим в связи с этим, что в качестве обязательной стороны административно-юрисдикционного отношения может быть один из многочисленных органов публичной администрации (должностное лицо) в отличие от гражданских процессуальных отношений, в которых в качестве властного субъекта всегда выступает суд.

Проиллюстрировать множество органов и должностных лиц, являющихся субъектами административно-процессуальных отношений (рис. 1.7), может анализ норм гл. 28 и 29 КоАП РФ.

Иная ситуация складывается в административном судопроизводстве, где единственным субъектом, разрешающим дело, является суд, а процессуальные полномочия судьи в зависимости от его положения в судебной системе определяются ГПК РФ либо АПК РФ.

Источник: https://studme.org/31453/pravo/printsipy_administrativnogo_protsessa

Читать

56. Принципы и стороны, участвующие в административном процессе.
sh: 1: —format=html: not found

Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации (постатейный, научно-практический)

Авторский коллектив

Д.Б. Абушенко, д.ю.н., профессор кафедры гражданского процесса УрГЮУ (гл. 4 (кроме ст. 39, 40, 42), 12);

К.Л. Брановицкий, к.ю.н., доцент кафедры гражданского процесса УрГЮУ (гл. 10);

С.Л. Дегтярев, д.ю.н., профессор кафедры гражданского процесса УрГЮУ (гл. 16–18);

С.К. Загайнова, д.ю.н., профессор кафедры гражданского процесса и директор Центра медиации УрГЮУ, член Научно-консультативного совета при ВС РФ (гл. 8, 9, 13 (ст. 137), 15, 19);

Д.В. Конев, к.ю.н., доцент кафедры гражданского процесса УрГЮУ (гл. 24 (в соавторстве с А.Н. Мочаловым));

Е.Н. Кузнецов, к.ю.н., доцент кафедры гражданского процесса УрГЮУ, приглашенный доцент Университета Западный Париж – Нантер-ля-Дефанс (гл. 26);

М.А. Куликова, к.ю.н., доцент кафедры гражданского процесса УрГЮУ (гл. 21, 22, 25, 28, 29, 37);

К.А. Малюшин, к.ю.н., доцент кафедры гражданского процесса УрГЮУ (гл. 38);

А.Н. Мочалов, к.ю.н., доцент кафедры конституционного права УрГЮУ (гл. 24 (в соавторстве с Д.В. Коневым));

К.О. Огнева, к.ю.н. (гл. 23 (ст. 229–233), 32);

Р.О. Опалев, к.ю.н., доцент (гл. 2, 11, 36);

Н.А. Панкратова, доцент кафедры гражданского процесса УрГЮУ (гл. 34 (кроме ст. 306), 35);

А.Г. Плешанов, к.ю.н., доцент кафедры гражданского процесса УрГЮУ (гл. 13 (кроме ст. 137), 14);

И.В. Решетникова, д.ю.н., профессор кафедры гражданского процесса УрГЮУ, заслуженный юрист РФ (гл. 3, 5, 6);

С.В. Сидоркин, к.ю.н. (гл. 34 (ст. 306));

Е.А. Соломеина, доцент кафедры гражданского процесса УрГЮУ (гл. 33);

И.Н. Спицин , к.ю.н., доцент кафедры гражданского процесса УрГЮУ (гл. 20);

О.А. Степанова, к.ю.н. (гл. 23 (ст. 234–238));

И.Н. Тарасов , к.ю.н., доцент кафедры гражданского процесса УрГЮУ (гл. 27);

Е.А. Царегородцева, к.ю.н., доцент кафедры гражданского процесса УрГЮУ (гл. 30, 31);

В.В. Ярков, д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой гражданского процесса УрГЮУ, заслуженный деятель науки РФ, член Научно-консультативного совета при ВС РФ, приглашенный профессор Университета Западный Париж – Нантер-ля-Дефанс (гл. 1, 4 (ст. 39, 40, 42), 7, 39).

Список сокращений

АПК – Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации

БК – Бюджетный кодекс Российской Федерации

ВАС РФ – Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

ВС РФ – Верховный Суд Российской Федерации

ГК – Гражданский кодекс Российской Федерации

ГПК – Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

ЕСПЧ – Европейский Суд по правам человека

Закон о введении в действие КАС – Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»

Закон о Верховном Суде РФ – Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»

Закон о военных судах – Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»

Закон о государственной гражданской службе – Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Закон о государственной судебно-экспертной деятельности – Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»

Закон о компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок – Федеральный закон от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»

Закон о Конституционном Суде РФ – Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»

Закон о праве граждан на свободу передвижения – Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»

Закон о предупреждении распространения туберкулеза – Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»

Закон о прокуратуре – Федеральный закон от 17 января 1992 г. 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации»

Закон о психиатрической помощи – Федеральный закон от 2 июля 1992 г. № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»

Закон о свободе совести и о религиозных объединениях – Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Закон о статусе судей – Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации»

Закон о страховых взносах – Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

Закон о судах общей юрисдикции – Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»

Закон о судебной системе – Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»

Закон об адвокатуре – Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»

Закон об административном надзоре – Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»

Закон об арбитражных судах – Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»

Закон об исполнительном производстве – Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»

Закон об органах судейского сообщества – Федеральный закон от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»

Закон об основных гарантиях избирательных прав – Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

Закон об оценочной деятельности – Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

ЗК – Земельный кодекс Российской Федерации

КАС – Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации

КоАП – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

КС РФ – Конституционный Суд Российской Федерации

НК – Налоговый кодекс Российской Федерации

Основы законодательства РФ о нотариате – Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, утв. Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г. № 4462-I

Правила оказания услуг почтовой связи – Правила оказания услуг почтовой связи, утв. приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31 июля 2014 г. № 234

УИК – Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации

УПК – Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации

Принят

Государственной Думой

20 февраля 2015 г.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=626630&p=56

Принципы административного судопроизводства

56. Принципы и стороны, участвующие в административном процессе.

Принципы административного судопроизводства — это основные правовые положения, выражающие природу и сущность организации и деятельности федеральных судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению административных дел.

Принципами административного судопроизводства являются:

  1. независимость судей;
  2. равенство всех перед законом и судом;
  3. законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел;
  4. осуществление административного судопроизводства в разумный срок и исполнение судебных актов по административным делам в разумный срок;
  5. гласность и открытость судебного разбирательства;
  6. непосредственность судебного разбирательства;
  7. состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда.

Сущность принципа независимости судей, о котором идет речь в ст. 7 КАС, заключается в создании для них условий, при которых они имеют возможность свободно формировать свои оценки по поводу собранных доказательств, обстоятельств дела, квалификации спорных правоотношений безотносительно к каким-либо интересам, внутренним и внешним влияниям.

При осуществлении административного судопроизводства судьи независимы, подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Любое вмешательство со стороны органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан в деятельность суда по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой ответственность, установленную федеральным законом.

Гарантии независимости судей устанавливаются Конституцией РФ и федеральным законом.

Осуществление правосудия по административным делам на началах равенства всех перед законом и судом как принцип административного судопроизводства является отражением одноименного конституционного принципа (ст. 8 КАС, ст. 19 Конституции РФ).

Согласно ч. 1 ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом.

Правосудие по административным делам осуществляется на основе принципа равенства всех перед законом и судом: граждан — независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств; организаций — независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, подчиненности, места нахождения и других обстоятельств.

Суд обеспечивает равную судебную защиту прав, свобод и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.

Законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод.

Сущность принципа осуществления административного судопроизводства в разумный срок заключается в недопущении проволочек и затягивания судебного процесса (ст. 10 КАС). Аналогичная норма содержится в ГПК РФ и АПК РФ.

Для этого в административном судопроизводстве предусмотрены институт ускорения рассмотрения административного дела, закреплены права лиц, участвующих в деле, на направление, представление и получение электронных документов по административному делу, а также закреплено право при необходимости участвовать в судебном заседании посредством использования систем видеоконференцсвязи (ст. 10, 45, 125, 142 и др.).

Сущность и формы реализации принципа гласности в административном судопроизводстве определены в ст. 11 КАС. Гласность обеспечивается проведением открытого судебного заседания.

Проведение закрытых судебных заседаний в административном судопроизводстве является исключением из общего правила открытого его осуществления (ч. 2 ст. 11 КАС). Дела в закрытом судебном заседании рассматриваются и разрешаются с соблюдением всех правил административного судопроизводства.

Гласность и открытость административного судопроизводства предполагают право лиц, участвующих в деле, заинтересованных лиц получать информацию о дате, времени и месте рассмотрения административного дела, о результатах рассмотрения административного дела и принятых по нему судебных актах (ч. 3 ст. 11 КАС).

Лица, участвующие в деле, и иные лица, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право фиксировать ход судебного разбирательства письменно и с помощью средств аудиозаписи.

Фотосъемка судебного заседания, его видеозапись, радио- и телетрансляция, трансляция с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет допускаются с разрешения суда.

принципа непосредственности в административном судопроизводстве раскрывается в ст. 13 КАС посредством указания на обязанность суда при рассмотрении административного дела непосредственно исследовать доказательства.

Суд лично заслушивает объяснения сторон, показания свидетелей, оглашает письменные доказательства, осматривает вещественные доказательства, воспроизводит аудио- и видеозаписи и др. (ст. 159, 161, 164, 166 — 168 КАС).

Проявлением принципа непосредственности является правило, по которому суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (ч. 2 ст. 176 КАС).

Административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения сторонами процессуальных действий, оказывает им содействие в реализации их прав, создает условия и принимает предусмотренные Кодексом административного судопроизводства меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела.

Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав, предусмотренных КАС.

Сторонам обеспечивается право представлять доказательства суду и другой стороне по административному делу, заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения административного дела вопросам, связанным с представлением доказательств.

Административное судопроизводство. Принципы и особенности процесса:

Загрузка…

Источник: https://legalquest.ru/administrativnyj-process/principy-administrativnogo-sudoproizvodstva.html

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-24899.html

Studio-pravo
Добавить комментарий