55. Понятие и сущность административного процесса.

Понятие и сущность административного процесса

55. Понятие и сущность административного процесса.

Основу «юрисдикционной» концепции административного процесса составляют следующие положения.

  1. административный процесс — особый вид исполнительной и распорядительной деятельности, связанной непосредственно с возможностью реализации в принудительном порядке соответствующих административно-правовых актов, определяющих права и обязанности участников материального административного отношения;
  2. признание тождественности понятия административного процесса содержанию понятий «гражданский процесс» и «уголовный процесс» (процесс является способом обеспечения обязательности норм материального права и применения мер воздействия (принуждения) по отношению к лицам, нарушающим правовые нормы.  Если нет спора между сторонами административного правоотношения или если не решается вопрос о применении принуждения, нет и административного процесса);
  3. понятиям «процесс» и «производство» в их соотношении придается прямо противоположный смысл (административное производство оказывается явлением более широким, нежели процесс; оно охватывает все стороны деятельности аппарата государственного управления, широкий круг общественных отношений в области государственного управления);
  4. процессуальным нормам отведено регулирование лишь рассмотрения споров и применения мер принуждения органами государственного управления (основная сфера действия административно-процессуальных норм охватывает лишь область применения мер административного принуждения; административно-процессуальные нормы рассматриваются в качестве правового института, нормы которого составляют одну из частей административного права).

Таким образом, административный процесс — регламентированная законом деятельность по разрешению споров, возникающих между сторонами административного правоотношения, не находящимися между собой в отношениях служебного подчинения, а также по применению мер административного принуждения.

Административный процесс: «управленческая» концепция

«Управленческая» концепция является более широким, чем «юрисдикционный», подходом к определению понятия административного процесса.

Основные положения «управленческой» концепции административного процесса:

  1. административный процесс — это юридическая форма реализации исполнительной ветви власти, которая реализуется в процессе государственного управления, т. е.

    во внесудебном порядке (следовательно, административный процесс имеет ярко выраженную юридически управленческую природу);

  2. административный процесс реализуется прежде всего и главным образом органами исполнительной власти всех уровней, а также в некоторых случаях, предусмотренных законодательством, и другими субъектами (административный процесс имеет свою структуру, образуемую совокупностью производств, которая отличается от структуры иных видов процесса — законодательного, гражданского, уголовного и других);
  3. административный процесс — это деятельность не только государственно-властная, но и юридическая (правовая природа административного процесса выражается в его специальном назначении, состоящем в обеспечении реализации материальных норм российского права; в этом плане, по широте сферы «обслуживания» потребностей материальных норм соответствующих отраслей, административный процесс стоит в одном ряду с гражданским процессом);
  4. как юридическая деятельность, административный процесс объективно нуждается в «собственном» регулировании, что обеспечивается с помощью административно-процессуальных норм;
  5. юридическая природа административного процесса (как и других видов процесса) проявляется в том, что административный процесс — это такая деятельность, в ходе осуществления которой возникают многочисленные правовые отношения, регулируемые административно-процессуальными нормами и приобретающие в связи с этим характер административно-процессуальных правоотношений. Таким образом, вырисовываются два тесно связанных элемента административного процесса:
    • процессуальная деятельность соответствующих субъектов (главным образом, органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов;
    • административно-процессуальные правоотношения.

Таким образом, административный процесс — урегулированный правом порядок разрешения индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, а в предусмотренных законом случаях и другими полномочными субъектами, в ходе реализации задач и функ­ций исполнительной власти; это такая деятельность, в ходе осуществления которой складываются отношения, регулируемые нормами административно-процессуального права.

Согласно этой концепции «юрисдикционный» процесс (производство по рассмотрению споров и производство по применению мер административного принуждения) является лишь частью целого ряда правоприменительных производств административного процесса.

Структура административного процесса

Ряд авторов рассматривают административный процесс как совокупность нескольких производств:

    1. административно-правотворческих;
    2. административно-правонаделительных;
    3. административно-юрисдикционных.

Некоторые авторы (см., например, Административный процесс: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Государственное и муниципальное управление» / В.В. Волкова [и др.]. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и пра­во, 2013. — 175 с.) предлагают следующую структуру административного процесса:

    • административные процедуры — это упорядоченные в норма­тивном порядке взаимосвязанные последовательности действий органов исполнительной власти и об­разуемых этими органами государственных учреждений, направ­ленные на реализацию предусмотренных законодательством либо подзаконными нормативными правовыми актами прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций;
    • административная юрисдикция — процесс рассмотрения и разрешения административных споров (как в административном, так и в судебном порядке), в том числе рассмотрения жалоб граждан и организаций органами публичной власти, применения органами исполнительной вла­сти и судами мер административного принуждения к физиче­ским и юридическим лицам (включает административное судопроизводство);
    • административная юстиция — судебный кон­троль за законностью актов государственного управления, принимаемых органами (должностными лицами) исполнитель­ной власти, и актов, принимаемых органами местного само­управления (включает административное судопроизводство).

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-i-suschnost-administrativnogo-protsessa

56. Административный процесс (сущность и виды)

55. Понятие и сущность административного процесса.

1. Административный процесс — совокупность действий, совершаемых исполнительными органами для реализации возложенных на них задач и функций.

Административный процесс характеризуется следующими особенностями:

• представляет собой разновидность властной деятельности субъектов ис­полнительной власти;

• целью является достижение определенных юридических результатов и разрешение управленческих дел;

• промежуточные и окончательные итоги процесса закрепляются в офи­циальных документах;

• регламентируется административно-процессуальными нормами.

В зависимости от содержания административный процесс можно раз­делить на три части:

• процесс административного правотворчества;

• правонаделителъный (оперативно-распорядительный) процесс.

• административно — юрисдикционный процесс.

2. Стадии административного процесса, как совокупность последовательно совершаемых процессуальных действий, различаются между собой:

• непосредственными задачами и целями;

• особым кругом участников и спецификой их правового статуса;

• юридическими фактами;

• сроками совершения;

• процессуальным оформлением.

Общими для административного процесса, а следовательно, и для лю­бого входящего в него производства являются следующие стадии:

• анализ ситуации, в ходе которого собирается, изучается информация о фактическом положении дел, о реальных фактах (в разных производ­ствах называется по-разному: административное расследование, про­верка жалобы, обсуждение правового акта и др.);

• принятие решения, в котором устанавливается воля субъекта власти (ре­шение, как правило, носит обязательный характер: обязывает, запре­щает, уполномочивает; прекращает);

• исполнение решения.

В зависимости от специфики определенных категорий дел, решаемых исполнительной властью, ряд производств административного процес­са состоит из присущих только им стадий (например, производство по делам об административных правонарушениях проходит наряду с об­щими и такие стадии, как возбуждение дела, обжалование и опротесто­вание решения).

57. Производство по делам об административных правонарушениях (стадия возбуждения и рассмотрения)

Цель административного производства — своевременное, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разреше­ние его в точном соответствии с законом и обеспечение свое­временного и точного исполнения вынесенного постановления.

Возбуждение дела об административном правонарушении, административное расследование

Возбуждение дела об административном правонарушении — начальная стадия производства. Применительно к производству по делам об административных правонарушениях данная стадия имеет специфическое процессуальное оформление. Суть его состоит в составлении особого процессуального документа, а именно — протокола об административном правонарушении.

Основанием для возбуждения дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки административного правонарушения (наличие события правонарушения).

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола о его совершении либо первого протокола о применении мер процессуального обеспечения или вынесении прокурором постановления о возбуждении административного производства.

Протокол об административном правонарушении — процессуальный документ, свидетельствующий о совершении данного противоправного деяния (конечно, предположительно).

Его составляют уполномоченные должностные лица — представители тех органов, которые правомочны рассматривать дела об административных правонарушениях (например, должностные лица милиции, контрольно-надзорных органов и т.п.). Их перечень содержится в ст. 28.3 КоАП.

Протокол составляется сразу же после выявления факта совершения административного правонарушения. Если же требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, в том числе данных о личности или сведений о юридическом лице, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления правонарушения.

Затем протокол направляется судье, органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело, в течение суток с момента его составления. Если правонарушение влечет за собой административный арест, протокол передается судье немедленно после его составления.

Протокол об административном правонарушении составляется не во всех случаях. Так, при совершении правонарушения, влекущего назначение административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа, не превышающего одного минимального размера оплаты труда, протокол не составляется.

Рассмотрение дела и вынесение постановления

Прежде всего судья, орган (должностное лицо), уполномоченный рассматривать дела такого рода, осуществляет подготовку к рассмотрению.

При этом должны быть решены вопросы важного юридического значения, а именно: относится ли данное дело к их компетенции; правильно ли составлены протокол и другие материалы, если таковые имеются; извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о месте и времени рассмотрения; имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы.

При этом учитывается, что данное дело не может рассматриваться в случаях родственных связей между участниками производства либо наличия личной, прямой или косвенной заинтересованности в решении дела судьи или должностного лица, рассматривающего дело. При наличии этих обстоятельств они обязаны заявить самоотвод, а другие участники производства вправе заявить отвод этим официальным лицам.

Рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется по месту его совершения или по месту жительства нарушителя, а также по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Установлены определенные сроки рассмотрения таких дел.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются, как правило, в 15-дневный срок со дня получения судьей, органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, необходимых материалов (в частности, протокола о нарушении). Некоторые дела рассматриваются в более сжатые сроки. Так, дела о правонарушениях, совершение которых влечет административный арест, рассматриваются в день получения протокола о правонарушении.

Главное в содержании данной стадии административного производства состоит в том, что судья, орган (должностное лицо) при рассмотрении дела обязан выяснить: было ли совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, причинен ли имущественный ущерб. Аналогичные вопросы выясняются и в отношении юридических лиц.

При наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по данному делу, при объявлении нарушителю устного замечания, при передаче дела на предмет привлечения виновного к дисциплинарной ответственности, а также при обнаружении в нарушении признаков преступления рассмотрение дела завершается прекращением производства.

Разрешение дела об административном правонарушении выражается в вынесении судьей, органом (должностным лицом) постановления по делу. Оно может быть либо о прекращении дела производством, либо о назначении административного наказания.

Источник: https://studfile.net/preview/846578/page:41/

Сущность административного процесса

55. Понятие и сущность административного процесса.

Тема 13. Административный процесс

Понятие и признаки административного договора

Договор — это род соглашения о взаимных обязательствах. В самом широком смысле договор должна быть определœен как согласованное волеизъявление двух или нескольких формально равных (в момент заключения договора) субъектов, совершаемое с целью вызвать юридические последствия. (Коренев А.П., Абдурахманов А.А.).

Признаки:

— соглашение, понимаемое как совместное взаимное и согласное проявление воли сторон относительно единой цели;

— допускаемая правом юридическая цель, которую преследуют участники договора;

— формальное равенство сторон в данных отношениях;

— участие в нем субъекта͵ осуществляющего государственное управление.

Эти признаки, выделяемые авторами, характеризуют отношения сторон и сами стороны. При этом главный признак – содержание договора, его предмет и цели:

— предмет — ϶ᴛᴏ вопросы, связанные с государственным управлением;

— содержание должно носить государственно-управленческий характер;

— цель договора — урегулирование управленческих отношений;

— правовая база – нормы административного права;

ответственность сторон – административный, дисциплинарный или гражданско-правовой характер.
Размещено на реф.рф
Но правовая природа санкций не влияет на содержание договора.

В зарубежном административном праве выделяется как основной еще один признак – публичный интерес или публично-правовая сфера (ᴛ.ᴇ. , договор должен касаться публично-правовых обязанностей).

Виды: координационные и субординационные договоры.

Договоры о компетенции, договоры о сотрудничестве (о совместной работе, об обмене информацией) договоры о поступлении на государственную службу.

Вывод: правовое регулирование административного договора является необходимым условием для признания легитимности существования и правовым основанием для его заключения субъектами публичного управления.

Правовое закрепление включает в себя общие положения о понятии, признаках, условиях действительности, порядке заключения и отмены, а также конкретизированное описание договоров в специальных законах, регулирующих отношения в отдельных отраслях.

(зачетных единиц — 0,1; часов — 2).

План

1. Сущность административного процесса.

2.

Принципы административного процесса.

3. Структура процесса. Виды административных производств.

4. Административно-процессуальные нормы и отношения. Проблема кодификации административно-процессуального права.

Теоретические разработки проблемы административного процесса в отечественном правоведении начались в 60-е годы, ᴛ.ᴇ. сравнительно недавно.

Несмотря на большое количество спорных вопросов, в целом можно выделить 2 базовых подхода к пониманию административного процесса. 1) широкий; 2) узкий, (юрисдикционный) подход.

Эта теоретическая проблема неизбежно предполагает и 2 чисто практических пути кодификации административно — процессуального законодательства.

До изложения этих дискуссионных вопросов – общее понятие процесса (любого, не только юридического).

Общее понятие процесса. В самом широком смысле слова процесс — это определœенная последовательность операций, явлений, система действий, движений, для которой характерны упорядоченность, взаимосвязь динамических актов.

Процесс развертывается во времени, образующие его действия в определœенном порядке следуют одно за другим. Учитывая зависимость отвида движения материи различают процессы социальные, биологические, химические, физические. Т.о.

, юридический процесс — разновидность социального процесса.

Особенность административного процесса – он является разновидностью и юридического, и управленческого процесса. Стадии управленческого процесса: сбор и обработка информации, принятие управленческого решения, реализация решения, контроль.

Юридическое понятие процесса. В юриспруденции существует традиционное понимание процесса. К примеру, уголовный процесс, гражданский процесс, в которых реализуется такая форма (вид) государственной деятельности, как правосудие.

В этом смысле, процесс — определœенный порядок, процедура действий суда (судьи) в целях осуществления правосудия по уголовным и гражданским делам. Этот процесс имеет юридическое значение и юридические последствия.

Поскольку судьи (суды) осуществляют и административное судопроизводство, следовательно, это должна быть названо административным процессом.

Вместе с тем, существует и определœенная деятельность по разрешению дел в органах исполнительной власти — ϶ᴛᴏ тоже административный процесс.

Так же как посредством законотворческого процесса реализуется деятельность законодательной власти, посредством уголовного и гражданского процесса реализуется судебная власть (правосудие), точно так же посредством административного процесса реализуется деятельность исполнительной власти, а в соответствии с положениями Конституции РФ – и судебная власть.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, формы (виды) государственной деятельности выступают как первооснова делœения процесса (как общего явления) на виды, ᴛ.ᴇ. разновидности. Но в административном процессе реализуется и исполнительная власть, и судебная (в виде административного судопроизводства).

Общие черты любого вида юридического процесса:

1. Процесс — это не любая деятельность, а исключительно юридическая, поскольку это — выражение формы деятельности государства;

2.

Главное назначение процесса — обеспечить реализацию материальных правовых норм различных отраслей права, значит, каждый вид процесса представляет собой порядок последовательно осуществляемых действий, имеющих своей целью практическое претворение в жизнь норм материального права.

3. Сам данный процессуальный порядок установлен специальными юридическими правилами — процессуальными нормами права (гражданскими процессуальными, уголовно-процессуальными, административно-процессуальными).

В ходе осуществления процесса возникают процессуальные отношения — самостоятельный вид правовых отношений. Для их возникновения крайне важно наличие 4-х обстоятельств: а) норм материального права; б) норм процессуального права; в) правосубъектности; г) юридических фактов (роль которых выполняют материальные правоотношения).

Это юридически-результативная деятельность. Не всякая деятельность исполнительной власти влечет юридические результаты, ᴛ.ᴇ. является административным процессом, а только та͵ которая направлена на порождение юридически значимого результата.

Дискуссии:

1. Узкое, ʼʼюрисдикционноеʼʼ понимание административного процесса. Сторонники его (Н.Г. Салищева, М.И. Пискотин, О.В. Иванов и др.

) определяют административный процесс как ʼʼрегламентированную законом деятельность по разрешению споров, возникающих между сторонами административного правоотношения, не находящимися между собой в отношениях служебного подчинœения, а также по применению мер административного принужденияʼʼ

При этом подходе отождествляются уголовный, гражданский процесс и административный, последний связывается только с применением административного принуждения или наличием спора. Так, А.П.

Клюшниченко полагает, что главное содержание административного процесса составляет регулируемый нормами административно-процессуального права порядок применения мер принуждения и, прежде всœего, административных наказаний.

Сторонники узкого, юрисдикционного понимания процесса считают, что понятие ʼʼадминистративное производствоʼʼ шире понятия ʼʼадминистративный процессʼʼ. Производство-процесс применения любых административно-правовых норм, процесс–только норм, регулирующих привлечение к ответственности, или разрешение спора.

Для определœения порядка ʼʼпозитивнойʼʼ деятельности органов они предлагают ввести понятие ʼʼорганизационной процедурыʼʼ и, соответственно, ʼʼорганизационно-процедурных нормʼʼ. Под позитивной деятельностью принято понимать осуществление органами их компетенции в определœенных формах и определœенными методами.

2.

Широкое понимание процесса — административный процесс — это порядок разрешения индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления исполнительно-распорядительными органами (и другими субъектами), это деятельность, в ходе осуществления которой возникают общественные отношения, регулируемые нормами административно-процессуального права. Такой позиции придерживаются Д.Н. Бахрах, В.А. Лория, В.Д. Сорокин др.
Размещено на реф.рф
административисты).

Эти ученые рассматривают процесс как понятие более широкое, чем производство, считая, что процесс — это совокупность производств.

У этого широкого подхода к определœению административного процесса есть 2 направления:

— первое — связано с пониманием процесса как ʼʼпозитивногоʼʼ порядка разрешения конкретно-индивидуальных дел (ᴛ.ᴇ. , это правоприменительная деятельность);

— второе — административный процесс связан не только с разрешением дел, ᴛ.ᴇ.

правоприменением, но в административном процессе реализуется и правотворческая (правоустановительная, правоучредительная) деятельность.

Учредительная деятельность связана с формированием государственных органов. Сторонники этой позиции — ученые Воронежского университета͵ а также Алехин А.П., Козлов Ю.М., Кармолицкий А.А..

Особое место среди сторонников широкого понимания процесса занимает В.Д.

Сорокин, (автор первого советского учебника по административно-процессуальному праву), он относит к процессу, в первую очередь, не разрешение конкретно-индивидуальных дел, как это традиционно делают всœе другие, а всœе виды действий в государственном управлении, совершаемые в определœенном порядке, в том числе, принятие нормативных актов.

Компромиссный подход. Ю.М. Козлов, анализируя данную дискуссию и подводя итог, предлагает объединить спорные моменты.

В первую очередь, назвать всœе виды процессуальной деятельности в государственном управлении административным процессом, рассматривая его как порядок правоустановительной, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

Во-вторых, выделить 2 варианта (2 вида) административного процесса:

а) административно-процедурный;

б) административно-юрисдикционный.

И далее он отмечает общие черты любого вида административного процесса:

а) преимущественно внесудебный порядок;

б) индивидуальный характер дел;

в) регламентация различных видов процедур в одном акте.

Различия между этими видами процесса:

— наличие или отсутствие административно-правового спора (спор о праве администрации, к примеру, в заявлении гражданина нет спора, в жалобе — есть.).

правовая оценка

Источник: http://referatwork.ru/category/gosudarstvo/view/35550_suschnost_administrativnogo_processa

Studio-pravo
Добавить комментарий