53. Государство как кредитор и гарант: Государственная гарантия – способ обеспечения гражданско-правовых

4. Государственный кредит / Финансы и кредит. Учебное пособие

53. Государство как кредитор и гарант: Государственная гарантия – способ обеспечения гражданско-правовых

  • 4.1. Сущность и функции государственного кредита
  • 4.2. Государство в качестве заемщика
  • 4.3. Государство в качестве гаранта
  • 4.4.

    Государство как кредитор

  • Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления и физическими и юридическими лицами, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

    В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т. е.

    когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже.

    В случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

    При заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество в его собственности или в собственности территориальной единицы.

    Основой государственного кредита является его возвратность и платность (внесенная сумма возвращается с процентами). Однако государственный кредит отличают более низкие процентные ставки, обусловленные социально-экономической значимостью кредитуемого проекта (развитие малого бизнеса, стратегических и социально значимых производств, экспорта).

    Как финансовая категория государственный кредит выполняет распределительную и контрольную функции.

    Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Население через налоги оплачивает обслуживание государственного долга, а кредиторы государства получают доход в виде процентов.

    Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, производство и занятость.

    Возможны следующие варианты воздействия на денежное обращение:

    1) абсолютное сокращение наличной денежной массы происходит, если деньги занимают у физических лиц и используют для кредитования инвестиционных проектов юридических лиц;

    2) объем наличной денежной массы не изменяется, если заем у физических лиц расходуют на оплату труда в бюджетной сфере, трансферты населению;

    3) объем наличной денежной массы возрастает, если государство занимает у юридических лиц и направляет средства на выплаты населению.

    В общеэкономическом плане государственный кредит является действенным инструментом структурной перестройки промышленности, конверсии производства, поддержки отечественных производителей.

    В зависимости от целей, инструментов, методов осуществления государственный кредит может оказывать положительное или отрицательное влияние на социально-экономическое развитие страны.

    Контрольная функция государственного кредита осуществляется финансовыми структурами, кредитными институтами, государственными органами власти и управления.

    В законе о бюджете на соответствующий финансовый год устанавливаются предельные размеры внешнего и внутреннего долга и государственных гарантий.

    РФ мобилизует заемные средства в основном двумя путями:

    1) размещением долговых ценных бумаг;

    2) получением кредитов в специализированных финансово-кредитных институтах.

    В зависимости от места размещения различают внутренние и внешние займы.

    По субъектам заемных отношений – займы, размещаемые центральными и территориальными органами управления. На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера. На территориальном уровне заимствование средств часто имеет целевую направленность, например строительство дороги или жилого массива.

    По срокам: краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (1–5 лет); долгосрочные (свыше 5 лет).

    По обеспеченности: закладные (обеспечиваются конкретным имуществом) и беззакладные;

    По характеру выплачиваемого дохода: процентные, с нулевым купоном (дисконтные, продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу), выигрышные.

    По характеру дохода: с твердым и плавающим доходом.

    По возможности досрочного погашения: с правом досрочного погашения и без такового.

    По виду погашения: с единовременным погашением и с погашением по частям.

    Внутренние займы обычно выпускаются в национальной валюте и кредиторами по ним преимущественно выступают резиденты данного государства (физические и юридические лица).

    По возможности обращения на рынке внутренние долговые обязательства делятся на:

    1. рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг (свободно продаются и покупаются). В 2005 г. Министерство финансов РФ разместило облигации федерального займа (ОФЗ) и государственные сберегательные облигации (ГСО).

    2. нерыночные, выпущенные в счет финансирования задолженности бюджета (векселя Министерства финансов РФ, задолженность перед ЦБ РФ и др.)

    Субъекты РФ имеют право заимствовать средства из иных бюджетов, у коммерческих банков или выпускать займы на инвестиционные цели. В основном выпускаются среднесрочные и краткосрочные субфедеральные ценные бумаги.

    Внешние займы РФ можно разделить на 4 категории.

    1) Задолженность перед коммерческими банками западных стран, которые предоставляют средства взаймы под гарантии правительств или при условии страхования кредитов в госструктурах (основная сумма долга РФ (50 млрд. долл.)). Эта задолженность приходится на Парижский клуб, который состоит из официальных представителей основных стран-кредиторов (около 2 десятков государств).

    2) Кредиты, предоставляемые коммерческими банками западных стран самостоятельно, без государственных гарантий. Эту задолженность регулирует Лондонский клуб, который объединяет банкиров-кредиторов на неформальной основе (более 600 коммерческих банков).

    3) Задолженность различным коммерческим структурам по фирменным кредитам, связанным с поставкой товаров и оплатой услуг.

    4) Долги международным валютно-финансовым организациям.

    Внешние займы могут использоваться в трех формах:

    1) финансирование инвестиционных проектов и развитие экономики (финансовое размещение – самый эффективный способ);

    2) финансирование текущих бюджетных расходов и дефицита государственного бюджета, в т. ч. обслуживание внешнего долга (бюджетное использование – самый неэффективный способ использования внешнего долга. Используется в РФ);

    3) смешанное бюджетно-финансовое размещение.

    Основным методом регулирования внешнего долга РФ является его реструктуризация на приемлемых для России условиях – т. е. составление нового графика выплаты долга по сравнению с первоначальными схемами (замена коротких и дорогих долгов на длинные и дешевые).

    РФ размещает на международных рынках капиталов внешние облигационные займы в виде российских еврооблигаций. Выпуск еврооблигаций позволяет перевести внутренний долг во внешний. Расходы по обслуживанию внешнего долга меньше (в худшем случае 25 % годовых), чем внутреннего.

    Субъекты РФ не имеют права прибегать к внешним кредитам и займам. До кризиса 1998 года Москва, Санкт-Петербург и Нижегородская область успели разместить внешние валютные займы.

    В результате заемной деятельности образуется государственный долг.

    Государственный долг – это совокупность дефицитов государственного бюджета за определенный период времени. В этом заключается экономическая сущность госдолга.

    С юридической точки зрения государственный долг РФ – долговые обязательства РФ перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Внутренний долг – обязательства органов госуправления перед резидентами, внешний – перед нерезидентами.

    По уровню управления государственный долг делится на государственный долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный государственный долг.

    Россия не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований.

    Во всех оценках ситуации с государственными заимствованиями фигурирует бюджетная задолженность федерального правительства, хотя говоря о государственном долге, следовало бы включать задолженность региональных и муниципальных органов власти.

    Государственный долг возникает в результате заимствования в денежной форме и выпуска долговых обязательств. Погашение долга может осуществляться денежными выплатами, обменом долгового обязательства на налоговые освобождения, отказом от уплаты, аннулированием задолженности, принятием задолженности другим органом.

    При управлении государственным долгом между кредиторами и заемщиком могут быть достигнуты соглашения о: 1) замене обязательств по долгу другими обязательствами; 2) объединении нескольких размещенных ранее долговых обязательств (унификации); 3) изменении доходности займов; 4) увеличении срока действия займа (консолидации) Государство может отсрочить или аннулировать погашение займа.

    Государственная гарантия – способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого гарант (РФ или её субъект) дает письменное обязательство отвечать за исполнение должником обязательства перед третьими лицами. Гарант по государственной гарантии несет субсидиарную ответственность с должником по гарантированному им обязательству.

    Государство в качестве гаранта:

    Источник: http://www.xliby.ru/delovaja_literatura/finansy_i_kredit_uchebnoe_posobie/p5.php

    Государственные гарантии

    53. Государство как кредитор и гарант: Государственная гарантия – способ обеспечения гражданско-правовых

    какформа государственного долга

    Государственные(муниципальные) гарантии являютсяспецифическим видом государственного(муниципального) долга.

    В отличие отиных видов долговых обязательствпосредством предоставления гарантийгосударство (муниципальное образование)не привлекает в бюджеты различныхуровней денежные средства и, соответственно,не возлагает на себя обязанностьвозвратить полученные средства, а лишьдает гарантию исполнить в определенныхслучаях обязательство третьего лицапри неисполнении или ненадлежащемисполнении его последним или возместитьущерб, образовавшийся при наступлениигарантийного случая некоммерческогохарактера.

    Инымисловами, при государственных имуниципальных гарантиях исполнениегарантированных обязательств имеетлишь вероятностный характер, в отличиеот отношений, где государство илимуниципальное образование выступаетзаемщиком и, безусловно, должно исполнитьдолговое обязательство.

    Государственная(муниципальная) гарантия -вид долгового обязательства, оформленногов письменной форме, в силу которогосоответственно Российская Федерация,субъект Российской Федерации, муниципальноеобразование (гарант) обязаны принаступлении предусмотренного в гарантиисобытия (гарантийного случая) уплатитьлицу, в пользу которого предоставленагарантия (бенефициару), по его письменномутребованию определенную в обязательстведенежную сумму за счет средствсоответствующего бюджета в соответствиис условиями даваемого гарантомобязательства отвечать за исполнениетретьим лицом (принципалом) егообязательств перед бенефициаром.

    Государственная(муниципальная) гарантия выдается вписьменной форме.

    Государственная(муниципальная) гарантия являетсяотзывной, только если основания для ееотзыва прямо указаны в текстегосударственной (муниципальной) гарантии.

    Государственная(муниципальная) гарантия должна содержатьряд обязательных реквизитов:

    -наименование гаранта и наименованиеоргана, выдавшего гарантию от именигаранта;

    -обязательство, в обеспечение котороговыдается гарантия;

    -объем обязательств гаранта по гарантиии предельная сумма гарантии;

    -определение гарантийного случая;

    -наименование принципала;

    -безотзывность гарантии или условия ееотзыва;

    -основания для выдачи гарантии;

    -вступление в силу (дата выдачи) гарантии;

    -срок действия гарантии;

    -порядок исполнения гарантом обязательствпо гарантии, в том числе вид ответственностигаранта (субсидиарная или солидарная);

    -порядок и условия сокращения предельнойсуммы гарантии при исполнении гарантиии (или) исполнении обязательств принципала,обеспеченных гарантией;

    -наличие или отсутствие права требованиягаранта к принципалу о возмещении сумм,уплаченных гарантом бенефициару погосударственной или муниципальнойгарантии (регрессное требование гарантак принципалу, регресс);

    -иные сведения, которые могут бытьопределены законодательными актамиили правовыми актами гаранта, актамиоргана, выдающего гарантию от именигаранта.

    Государственная(муниципальная) гарантия также можетбыть выдана не бенефициару, а принципалуна основании договора о предоставлениигарантии, в случае если невозможноустановить бенефициара в моментпредоставления гарантии или бенефициаромявляется неопределенный круг лиц.

    Вслучае если договором о предоставлениигарантии и гарантией установлен срокпринятия бенефициаром (бенефициарами)гарантии и со стороны бенефициара(бенефициаров) в установленный срок небыли предприняты действия, необходимыедля принятия гарантии, гарантия считаетсянепредоставленной и подлежит возвратугаранту.

    Государственная(муниципальная) гарантия как долговоеобязательство прекращает свое действиев следующих случаях:

    -уплаты гарантом бенефициару суммы,определенной гарантией;

    -истечения определенного в гарантиисрока, на который она выдана;

    -исполнения в полном объеме принципаломили третьими лицами обязательствпринципала, обеспеченных гарантией;

    -вследствие отказа бенефициара от своихправ по гарантии путем возвращения еегаранту или письменного заявления обосвобождении гаранта от его обязательств;

    -если обязательство принципала, вобеспечение которого предоставленагарантия, не возникло;

    -в иных случаях, установленных гарантией.

    Смомента прекращения действия гарантиибенефициар лишается каких-либо прав погарантии независимо от того, возвращенали гарантия гаранту или нет.

    Предоставлениегосударственных и муниципальных гарантийпроизводится на основании обязательнойпредварительной проверки финансовогосостояния получателя гарантии, ипреимущественно на конкурсной основе.

    Опыт 90-х гг. XX в. показал, что отсутствиепредварительного финансово-экономическогоанализа инвестиционных проектов сталопричиной увеличения государственныхрасходов на выполнение гарантийныхобязательств.

    Исполнениегарантийных обязательств, предусматривающихвозникновение права регрессноготребования гаранта к принципалу либообусловленных уступкой гаранту правтребования бенефициара к принципалу,учитывается в источниках финансированиядефицита соответствующего бюджета какпредоставление бюджетного кредита. Впротивном случае исполнение гарантийныхобязательств подлежит отражению всоставе расходов соответствующегобюджета.

    Предоставлениегосударственных (муниципальных) гарантийосуществляется уполномоченнымгосударственным (муниципальным) органомвласти на основании:

    -федерального закона, закона субъектаРоссийской Федерации, решенияпредставительного органа муниципальногообразования о бюджете на очереднойфинансовый год (очередной финансовыйгод и плановый период), решенийПравительства РФ, высшего исполнительногооргана государственной власти субъектаРоссийской Федерации и местнойадминистрации муниципального образования,а также договора о предоставлениигосударственной или муниципальнойгарантии при условии проведения анализафинансового состояния принципала;

    -предоставления принципалом обеспеченияисполнения обязательств принципала поудовлетворению регрессного требованияк принципалу, отсутствия у принципала,его поручителей (гарантов) просроченнойзадолженности по денежным обязательствамперед гарантом по обязательным платежамв бюджетную систему Российской Федерации,а также неурегулированных обязательствпо гарантиям, ранее предоставленнымРоссийской Федерации, субъекту РоссийскойФедерации, муниципальному образованию.

    МинфинРоссии либо другой орган исполнительнойвласти, уполномоченный ПравительствомРФ, ведет учет выданных гарантий,исполнения получателями указанныхгарантий своих обязательств, обеспеченныхгосударственными гарантиями РоссийскойФедерации, а также случаев осуществлениягосударством платежей по выданнымгарантиям.

    Предоставлениеи исполнение государственной(муниципальной) гарантии подлежатотражению в государственной (муниципальной)долговой книге.

    Вотношении государственных гарантийРоссийской Федерации решение об ихпредоставлении принимается в формеакта Правительства РФ в соответствиис федеральным законом о федеральномбюджете на соответствующий год и плановыйпериод.

    В акте Правительства РФ опредоставлении государственной гарантииРоссийской Федерации указываются лицо,в обеспечение исполнения обязательствкоторого предоставляется гарантия,предел гарантийных обязательств, атакже основные условия гарантии.

    Всвою очередь, Минфин России, в соответствиис актом Правительства РФ, от имениРоссийской Федерации заключает договорыо предоставлении государственныхгарантий Российской Федерации, обобеспечении исполнения принципаломего возможных будущих обязательств порегрессным обязательствам, о переуступкегаранту прав требования бенефициара кпринципалу, иные договоры (соглашения),в соответствии с актом ПравительстваРФ, и выдает государственные гарантииРоссийской Федерации.

    Взаключение отметим, что потенциалпредоставления государственных(муниципальных) гарантий огромен.

    Содной стороны, их выдача не увеличиваетреальных государственных расходов (принадлежащем исполнении должником своихобязательств) в отличие от других формгосударственного долга, а с другой -позволяет развивать наиболее перспективныеотрасли народного хозяйства, нуждающиесяв дополнительном коммерческомфинансировании.

    Помимо прямыхдолгов правительства РФ в составвнутреннего государственногодолга включаются государственныегарантии,по которым Правительство РФ гарантируетоплату отдельных инвестиционныхпроспектов или выпуск ценных бумагместных органов власти или субъектовхозяйствования.

    Государственныегарантии включаютсяв состав текущего государственногодолга, но на практике они представляютсобой не текущую, а потенциальнуюзадолженность государства,поскольку эти долги становятся реальнымитолько в случае, когда заемщик в лицеместного органа власти или субъектахозяйствования оказывается не в состояниипогасить свои долговые обязательства.

    Государственныегарантии представляютсобой форму внутреннего или внешнегогосударственного долга, посколькупредставляют собой гарантированноепогашение инвестиционных капиталов,направленных не на финансированиебюджетного дефицита, а имеющих целевойхарактер и конкретный целевой проект(программу).

    Государственнаяи муниципальная гарантия являетсяодним из способовобеспечения правовых обязательств,в силу которых государство, его субъектили муниципальное образование какгарант дает письменное обязательствоотвечать полностью или частично заисполнение лицом, которому даетсягарантия, обязательства перед третьимилицами. Срокгарантии определяетсясроком исполнения обязательств.

    Гарант, исполнившийобязательство получателягарантии,имеет право требовать от последнеговозмещения в полном объеме сумм,уплаченных третьему лицу по гарантии.

    Всоответствии с федеральным законом офедеральном бюджете установлен верхнийпредел общей суммы государственныхгарантий РФ,предоставляемых в национальнойвалюте,и верхнийпредел государственных гарантий РФ,предоставляемых для обеспеченияобязательств в иностраннойвалюте.

    Федеральнымзаконом о федеральном бюджетеутверждаются государственныегарантии РФ,выдаваемые отдельному субъекту РФ,муниципальному образованию илиюридическому лицу на сумму, превышающуюв миллион раз минимальный размер оплатытруда. Отдельно утверждаются государственныегарантии РФ насумму, превышающую 10 млн долл. США.

    Государственныегарантии РФ предоставляютсяПравительством РФ, органом властисубъекта РФ или муниципального образованиядля обеспечения исполнения их обязательствперед третьими лицами.

    Закономо бюджете наочередной финансовый год устанавливаетсяперечень предоставляемых отдельнымсубъектам РФ, муниципальным образованиями юридическим лицам гарантий насумму, превышающую 0,01% расходовсоответствующего  бюджета.

    Общаясумма предоставленных государственныхгарантий РФ дляобеспечения обязательств включаетсяв составгосударственного долга РФ каквид долгового обязательства.

    Государственныеи муниципальные гарантии предоставляются,как правило, на конкурсной основе засчет средств бюджета развития РФ иявляются поручительством ПравительстваРФ. Гарантии предоставляютсяроссийским инвесторам под заемныесредства для реализации инвестиционныхпроектов.

    Основнойцелью таких гарантий являетсястимулирование инвестиционных активови привлечение средств инвесторов винтересах развития экономики по ключевымнаправлениям или в развитие проектовсоциальной сферы. К рассмотрениюпринимаются инвестиционныепроекты претендентов,имеющих устойчивое финансовое положениеи способных вернуть кредит с начисленнымина него процентами в срок и в полномобъеме.

    Причем проекты должныиметь положительную величину чистогодисконтированного дохода в расчетныйпериод.

    Критериемотбора инвестиционных проектов дляоказания государственной поддержки служитвеличина дохода, который получилогосударство в результате реализациипроекта. 

    Источник: https://studfile.net/preview/6702552/page:63/

    Studio-pravo
    Добавить комментарий