50. Административно предупредительные меры: их назначение и виды.

Административно-предупредительные меры, их назначение и порядок применение

50. Административно предупредительные меры: их назначение и виды.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

На практике приостановление действия лицензии может выражаться в конкретных действиях лицензиата, в частности, в соответствии с Положением о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.08.2002 г.

№ 600, установлено, что в случае принятия лицензирующим органом решения о приостановлении действия лицензии, ликвидации юридического лица или добровольного отказа лицензиата от лицензии лицензиат обязан в 5-дневный срок после получения уведомления о приостановлении действия лицензии, принятии решения о ликвидации юридического лица или добровольного отказа от лицензии сдать в лицензирующий орган лицензию и удостоверения охранника. В случае принятия решения о возобновлении действия лицензии указанные документы подлежат возврату в течение 3 дней после принятия такого решения (п. 13). По общему правилу приостановление действия лицензии лишает лицензиата возможности осуществлять тот вид предпринимательской деятельности, на который ему выдана лицензия, и в случае, если предприниматель продолжает осуществлять соответствующую предпринимательскую деятельность, игнорируя требования лицензирующего органа, он может быть привлечен к другим видам ответственности, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации.

Таков порядок приостановления действия лицензии в случае назначения судом лицензиату наказания в виде административного приостановления деятельности.

Если же судья не применяет вышеназванную меру наказания к лицензиату, то у лицензирующего органа возникает право по собственной инициативе приостановить действие лицензиата в связи с совершенным им административным правонарушением.

Лицензирующий орган решает вопрос о приостановлении действия лицензии по своему усмотрению, учитывая при этом потенциальную вредоносность выявленных нарушений либо общественную опасность ущерба общегосударственным или частноправовым интересам, причиненного деяниями лицензиата.

При этом, очень важно соблюдение порядка проведения лицензионного контроля (выявление нарушения, составление протокола и т.п.), предшествующего решению о приостановлении действия лицензии, поскольку несоблюдение указанной процедуры может повлечь за собой отмену решения о приостановлении действия лицензии.

Вопрос, на какой период должно быть приостановлено действие лицензии, также решается самостоятельно лицензирующим органом, исходя из положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

Согласно п. 4 ст. 4.1. КоАП РФ, назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

В силу этого, лицензиат обязан устранить в определенные судом сроки, допущенные им нарушения, в результате которых он был привлечен к административной ответственности, и сообщить об этом в письменной форме лицензирующему органу.

Важным моментом является тот факт, что срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

Это является своего рода мерой воздействия на лицензиата, предупреждающей возможность нарушения лицензионных требований и условий под страхом сокращения срока осуществляемого вида лицензируемой деятельности, поскольку часть срока действия лицензии растрачивается на период ее приостановления.

Таким образом, делаем вывод, что, несмотря на ярко выраженный профилактический характер, меры связанные с предупреждением правонарушений осуществляются в принудительном порядке, т.е. в процессе односторонней реализации юридически-властных полномочий компетентных исполнительных органов (должностных лиц).

fЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что проблемы государственного принуждения никогда не потеряют своей актуальности в условиях современной социальной организации, а правовое принуждение — это один из факторов, определяющих качество государственной власти.

Принуждение, осуществляемое на законных основаниях органами публичной власти, исследуется практически всеми отраслевыми юридическими науками. Органической частью такого принуждения являются различные меры превентивного характера.

Очевидно, что все сформулированные отраслевыми (специальными) юридическими науками категории, принципы, направления исследования правовой действительности находят свою логическую опору в общей теории права.

Административно-предупредительные меры занимают особое место в системе мер административного принуждения в силу применения их, как правило, в особых, исключительных обстоятельствах.

При их применении могут существенно ограничиваться права и свободы личности, уже закрепленные в законодательстве и являющиеся незыблемыми в обычных условиях. Основным признаком, определяющим специфику этой группы мер административного принуждения, является то, что их реализация не связана с противоправным поведением лица.

Административно-предупредительные меры — это меры принудительного характера, которые применяются, как это следует из их названия, в целях предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления, которые могут привести к нарушениям общественного порядка и общественной безопасности, другим явлениям, вредным для режима управления государством. Они применяются, например, для предотвращения аварий на производстве, дорожно-транспортных происшествий, пожаров; обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, безопасности пассажиров воздушных судов; защиты жизни, здоровья и безопасности граждан при стихийных бедствиях, катастрофах, чрезвычайных событиях.

Меры административного принуждения имеют профилактическую направленность, являются средством предупреждения преступности, так как применяются к лицам, не имеющим устоявшихся антиобщественных установок, совершающим малозначительные отклонения от правовых предписаний. Именно это и обуславливает множественность и многочисленность применяющихся различными субъектами правоприменения административно-правовых средств воздействия.

Административное принуждение — широкое понятие, формы его конкретного выражения очень разнообразны, что обуславливается разнообразием задач органов государственного управления и условий, в которых они действуют. Административное принуждение служит целям обеспечения государственной дисциплины, законности и правопорядка.

fБИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативно — правовые акты:

Источник: https://revolution.allbest.ru/law/00368893_1.html

Административно-предупредительные меры, применяемые сотрудниками полиции, их правовая характеристика

50. Административно предупредительные меры: их назначение и виды.

Под мерами административного предупреждения понимаются при­меняемые сотрудниками полиции способы и средства, направленные на предупреждение правонарушений и недопущение их отрицательных, вредных последствий, а также наступления обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан.

Данные меры по целям применения можно подразделить на две под­группы:

1). Применяемые в целях предотвращения угрозы общественной без­опасности и безопасности личности;

2). Применяемые в отношении лиц, совершивших противоправное де­яние, в целях предупреждения совершения ими новых правонарушений.

1). Меры применяемые в целях предотвращения угрозы общественной без­опасности и безопасности личности.

Применение мер чаще всего связано не с фактом правонарушения, а с возникновением угрозы о бщественным или личным интересам, причинения вреда в результате стихийного бедствия, действий психически больных и т. д. и направлено на обеспечение общественной безопасности и безопасности личности. Применение принудительных мер административного предупреждения рассчитано, как правило, на неопре­деленный круг лиц.

В состав этой подгруппы входят следующие меры:

1. Оцепление (блокирование) участков местности. В соответствии с п. 2 ст.

16 Федерального закона РФ «О полиции» ей предоставлено право производить по решению руководителя территориального органа или ли­ца, его замещающего, оцепление (блокирование) участков местности при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и (или) эпизоотий, проведении меропри­ятий по пресечению массовых беспорядков и иных действий, нарушаю­щих движение транспорта, работу средств связи и организаций, при ро­зыске лиц, совершивших побег из-под стражи, и лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, при проведении контртеррористической опе­рации, проверке сведений об обнаружении взрывчатых веществ или взрывных устройств либо ядовитых или радиоактивных веществ.

При осуществлении указанных действий полиция принимает меры по обеспечению нормальной жизнедеятельности населения, разъясняет гражданам наиболее удобные в создавшейся обстановке маршруты пере­движения

2. Временное ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов. В соответствии с. п. 20 ст.

13 Федерального Закона РФ «О по­лиции» ей предоставлено право «временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог при проведении публичных и массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения; временно ограничивать или запрещать дорожное движение на железнодо­рожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии»

3. Удаление граждан с места совершения преступления, администра­тивного правонарушения или происшествия осуществляется в соответ­ствии с п. 7 ч. 1 ст. 13 Федерального закона РФ «О полиции». Речь в дан­ном случае идет как о правонарушителях, так и иных гражданах, оказав­шихся на месте правонарушения или происшествия.

Данная мера приме­няется для того, чтобы обеспечить проведение следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоя­тельств происшествия, для сохранения следов преступления, администра­тивного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан.

Кроме того сотрудники полиции могут «в целях защиты жизни, здоро­вья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязьюать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их» (п. 7 ч. 1 ст. 13 ФЗ РФ «О полиции»)

4. Удаление с места проведения массового мероприятия лиц, нахо­дящихся в состоянии опьянения и других нарушителей общественного порядка.

Нарушения, в связи с которыми применяется данная мера воз­действия, могут и не являться административными правонарушениями, однако их совершение мешает нормальному проведению массового меро­приятия. Так, например, согласно п. 7 ч. 1 ст.

13 Федерального Закона РФ «О полиции» полицейские имеют право «обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с тре­бованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопле­ние граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью дру­гих граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, пре­пятствует движению транспорта и пешеходов».

5. Личный досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа на железно­дорожном, водном или воздушном транспорте (предполетный досмотр), метрополитене производится в целях обеспечения безопасности пассажиров, членов экипажей, авиаперсонала и др.

; предотвращения незаконного провоза взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся, радиоактивных ве­ществ, сильнодействующих ядов, оружия, боеприпасов и других опасных предметов, грузов и веществ (п. 16 ч. 1 ст. 13 Федерального закона РФ «О полиции», п. 27 ч. 1 ст.

13 Федерального закона РФ «О полиции»),

В настоящее время осуществление предполетного и послеполетного досмотров регулируется приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 июля 2007 г. № 104 «Об утверждении правил проведения предполетного и послеполетного досмотров».

Правила определяют де­тальный порядок досмотра ручной клади, багажа, а также личного до­смотра пассажиров, предоставляет право конкретным лицам, в том числе и органов внутренних дел, применять эту меру как в присутствии пасса­жиров, так и в отсутствии их.

Основной задачей производства досмотра является своевременное предупреждение и пресечение попыток проникновения на борт граждан­ских воздушных судов лиц с оружием, боеприпасами, веществами и пред­метами, которые могут быть использованы в качестве орудия нападения на экипаж и пассажиров этих судов в целях их захвата (угона) или могут явиться причиной чрезвычайного происшествия (авиационного).

Предполетный досмотр пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, проводится в аэропорту или на воздушном судне уполномоченными лицами служб авиационной безопасности. К участию в предполетном досмотре могут привлекаться сотрудники орга­нов внутренних дел на транспорте (см. абз.1 ч. 2 ст. 85 Воздушного кодек­са Российской Федерации).

При отказе пассажира воздушного судна от предполетного досмотра договор воздушной перевозки пассажира считается расторгнутым (ч. 3 ст. 85 Воздушного кодекса РФ).

6. Изъятие предметов, средств и веществ при отсутствии данных о наличии законных оснований для их ношения и хранения.

Сотрудники полиции имеют право «при наличии данных о том, что эти граждане име­ют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые веще­ства, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные веще­ства или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии закон­ных оснований для их ношения или хранения» (п. 16 4.1 ст. 13 ФЗ РФ «О полиции»), Кроме того закон предусматривает обязанность сотрудни­ков полиции «изымать у граждан и должностных лиц документы, имею­щие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у них без специального разрешения, с составлением протокола и вручением его копии указанным гражданам и должностным лицам» (п. 37 ч. 1 чт. 12 ФЗ «О полиции»).

Об изъятии оружия и патронов составляется протокол, в котором указываются вид, тип, марка, модель, калибр, серия, номер и иные моди- фикационные признаки изымаемого оружия, а также вид и количество бо­евых припасов (патронов).

7. Вхождение в жилые и служебные помещения. Конституция РФ закрепляет право на неприкосновенность жилища. «Никто не вправе про­никать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случа­ях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения», — говорится в ст. 25 Основного закона Российской Федерации.

Статьей 15 Федерального Закона РФ «О полиции» сотрудникам по­лиции предоставлено право проникновения «в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в поме­щения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий диплома­тических представительств и консульских учреждений иностранных госу­дарств, представительств международных организаций)… в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:

1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых бес­порядках и чрезвычайных ситуациях;

2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

3) для пресечения преступления;

4) для установления обстоятельств несчастного случая.

Поводами для применения данной меры могут служить заявления и

просьбы граждан, управляющих домами, комендантов общежитий, предста­вителей общественности, а также личные наблюдения сотрудников полиции.

Уполномоченные сотрудники полиции имеют право входить в жи­лые помещения граждан Российской Федерации для проверки условий хранения зарегистрированного ими оружия.

Сотрудники органов внутренних дел, в функциональные обязанно­сти которых входит контроль за оборотом оружия, при осуществлении проверок объектов и мест хранения оружия и патронов должны иметь письменные предписания.

Сотрудник полиции, осуществляющий вхождение (проникновение) в жилое помещение, обязан соблюдать ряд правил, установленных ФЗ «О полиции»:

1) перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граж­дан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия;

2) при проникновении в жилое помещение помимо воли находящих­ся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;

3) не разглашать ставшие известными ему в связи с вхождением (проникновением) в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан;

4) сообщить непосредственному начальнику и в течение 24 часов пред­ставить рапорт о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение.

О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое по­мещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществле­но в их отсутствие (ч. 6 ст. 15 ФЗ «О полиции»)

О каждом случае вхождения сотрудника полиции в жилое помеще­ние помимо воли находящихся там граждан письменно уведомляется про­курор в течение 24 часов (ч. 7 ст. 15 ФЗ «О полиции»),

8. Использование транспортных средств и средств связи в служеб­ных целях.

Данные меры применяется в соответствии с пунктами 36 и 37 статьи 13 Федерального Закона «О полиции», в которых закреплено право со­трудников полиции:

— использовать в случаях, ие терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям (за исключением транс­портных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, представитель­ствам международных организаций), а в исключительных случаях — транспортные средства, принадлежащие гражданам:

— для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении;

— для доставления в медицинские организации граждан, нуждаю­щихся в срочной медицинской помощи;

— для отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия поврежденных транспортных средств;

— для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия, отстраняя при необходимости водителей от управления этими транспортными средствами, с возмещени­ем в установленном федеральным законом порядке по требованию вла­дельцев транспортных средств понесенных ими расходов либо причинен­ного им материального ущерба (п. 37 ч .1 ст. 13 ФЗ «О полиции»);

— беспрепятственно пользоваться в служебных целях средствами связи, принадлежащими государственным предприятиям, учреждениям и организациям, а в случаях, не терпящих отлагательства, средствами связи, принадлежащими негосударственным предприятиям, учреждениям и ор­ганизациям, а также общественным объединениям и гражданам (п. 36 ч .1 ст. 13 ФЗ «О полиции»).

2). Меры применяемые в отношении лиц, совершивших противоправное де­яние, в целях предупреждения совершения ими новых правонарушений.

Это меры, которые применяются в связи с совершением конкретным ли­цом противоправных деяний, и имеют целью предупредить или исклю­чить возможность совершения подобных правонарушений в будущем, им присуща четко выраженная профилактическая направленность. Они при­меняются в отношении определенного законом круга лиц после соверше­ния ими противоправных деяний в целях предупреждения, недопущения совершения ими новых правонарушений, а также обеспечения безопасно­сти сотрудников полиции и окружающих.

Административно-предупредительными меры:

1. Наружный осмотр одежды лица, задерживаемого по подозрению в совершении преступления. Он производится для обнаружения оружия и других предметов, которые могут быть использованы для оказания сопро­тивления, нападения на наряд или побега, и немедленного их изъятия.

2. Изъятие у граждан и должностных лиц документов, имеющих признаки подделки (п. 37 4.1 ст. 12 Федерального закона «О полиции»). Данная мера применяется с целью предупредить возможность использо­вания поддельных документов их владельцами для реализации предостав­ляемых этими документами прав и полномочий в последующем.

3. Контроль (надзор) за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Полиция осуществляет контроль (надзор) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений; участвовать в осуществлении контроля за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно (п. 26 ч. 1 ст.

12 ФЗ РФ «О полиции»). В процессе осу­ществления такого контроля (надзора) сотрудники полиции в соответствии с п. 11 чЛ ст. 13 ФЗ РФ «О полиции» вправе применять предусмотренные фе­деральным законом меры наблюдения за ходом социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

4. Официальное предостережение лиц, в отношении которых имеют­ся достаточные основания полагать, что они занимаются проституцией о недопустимости антиобщественного поведения.

Лица, подвергнутые ад­министративному взысканию за занятие проституцией, в целях выявления и лечения венерических заболеваний подлежат направлению на медицин­ское освидетельствование в порядке установленном законом.

5. Принятие решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Феде­рации.

Если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов дру­гих лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без граждан­ства в Российской Федерации. К числу федеральных органов исполни­тельной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без граж­данства в Российской Федерации, относятся: МВД России, ФСБ России, Минобороны России, Минздрав России, КФМ России, СВР России, Ми­нюст России, МИД России.

Кроме того, к административно-предупредительным мерам, применя­емым полицией относятся проверка объектов лицензионно-разрешигельной системы; государственный технический осмотр транспортных средств; про­верка у физических и юридических лиц разрешений (лицензий) на соверше­ние определенных действий или занятие определенной деятельностью, кон­троль за которыми возложен на ОВД; внесение в государственные органы, предприятия и учреждения, организации представлений и предложений об устранении обстоятельств, способствующих совершению правонарушений.



Источник: https://infopedia.su/17x4ba2.html

Понятие и виды административно-предупредительных мер

50. Административно предупредительные меры: их назначение и виды.
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 24Следующая ⇒

Поощрение – это способ воздействия через интерес, сознание, ко-торые направляют волю людей на совершение полезных с точки зрения поощрения дел . Поощрительное воздействие способствует возникновению интере-са, совершению определенных дел, получению моральных, материальных и иного одобрения.

Поощрение может быть моральным (грамота, благодарность), — материальным (премия, ценный подарок). — статусным, изменяющим правовой статус гражданина. Например, присвоение почетного звания «Заслуженный юрист РФ» – смешанное, содержащее моральное и материальное поощрение, поощре-ние знака Герой РФ.

Принуждение заключается в применении субъектами исполни-тельной власти установленных административно-правовыми нормами принудительных мер в связи с неправомерными действиями. (штраф) По характеру воздействия на волю и сознание людей различаются экономические и административные меры. Экономические – это методы косвенного воздействия на объект управления.

С их помощью орган исполнительной власти достигает же-лаемого поведения объекта управления, воздействуя на его материальные интересы. Для этого используют цены, налоги, проценты, премии, льготы и т.д.

К методам административного прямого воздействия со стороны органов исполнительной власти на соответствующие объекты управления относятся общие и непосредственные руководства, регулирования, кон-троль и т.д. Орган исполнительной власти в пределах своей компетенции принимает управленческое решение, юридически обязательное для объек-та управления.

Административно-предупредительные меры — это меры принудительного характера, которые применяются, как это следует из их названия, в целях предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления, которые могут привести к нарушениям общественного порядка и общественной безопасности, другим явлениям, вредным для режима управления государством.

Они применяются, например, для предотвращения аварий на производстве, дорожно-транспортных происшествий, пожаров; обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, безопасности пассажиров воздушных судов; защиты жизни, здоровья и безопасности граждан при стихийных бедствиях, катастрофах, чрезвычайных событиях.

Несмотря на ярко выраженный профилактический характер, подобные меры осуществляются в принудительном порядке в процессе односторонней реализации юридически властных полномочий органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Выражаются административно-предупредительные меры, как правило, в виде определенных ограничений и запретов, что, в свою очередь, также характеризует их принудительную природу.

Административно-предупредительные меры не связаны с совершением правонарушений, а направлены на их предотвращение, эти меры предшествуют применению других мер административного принуждения, реализуемых в случаях совершения административных правонарушений.

Административно-предупредительные меры достаточно многообразны, они применяются различными субъектами системы исполнительной власти во многих сферах государственного управления. Наиболее типичные из них связаны с:

осуществлением надзорных проверок;

дачей обязательных для исполнения предписаний о проведении профилактических мероприятий;

досмотром вещей и личным досмотром граждан;

проверкой документов, удостоверяющих личность;

введением карантина;

прекращением движения транспорта и пешеходов (при возникновении угрозы общественной безопасности);

освидетельствованием медицинского состояния лиц и др.

Так, например, в соответствии с Законом РФ «О милиции» ей предоставляется право применять следующие административно-предупредительные меры:

проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность (при наличии к тому достаточных оснований);

осуществлять надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также осужденными к лишению свободы, в отношении которых исполнение приговора отсрочено;

производить досмотр ручной клади и багажа пассажиров гражданских воздушных судов, а при необходимости — личный досмотр пассажиров;

при возникновении угрозы общественной безопасности временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах;

в целях защиты здоровья, жизни и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты, обязывать оставаться там или, наоборот, покинуть эти участки и объекты;

осматривать места хранения и использования огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов, а также любые другие объекты, где они обращаются;

останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз;

с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осуществлять осмотр транспортных средств и грузов;

производить досмотр транспортных средств (при подозрении, что они используются в противоправных целях) и др.

Понятие и виды мер административного пресечения.

Меры административного пресечения- Под мерами адм. пресечения понимаются способы и средствава принудительного воздействия, применяемые уполномоченными органами гос. управления (долж. лицами) в целях прекращения адм. проступка и предотвращения его вредных последствий, а также создания возможности для последующего привлечения правонарушителя к адм. ответ-ти.

Цель мер административного пресечения:

1. предотвращение противоправного действия. Могут применяться и после завершения противоправных действий с целью привлечения лица к ответственности.

Черты мер административного пресечения:

1. отличительная черта – для применения мер пресечения всегда должно иметь место противоправное действие, выражающееся в правонарушении (вне зависимости от отраслевой принадлежности).

2. Как правило, силовые меры, предполагающие ограничение личных прав.

3. Применяются в условиях ограниченности времени и неочевидности всех обстоятельств.

4. Применяются к самому широкому кругу субъектов.

Основания применения мер пресечения:

1. совершение правонарушения или объективно противоправного деяния.

Виды мер пресечения:

1.общие меры пресечения

— требование прекратить противоправное поведение

— требование устранить допущенные нарушения

Могут применяться в самом широком перечне ситуаций. Специфика мер: связаны с наименьшим ограничением прав и свобод, имеют наиболее простой порядок применения, применяются ко всем – самый широкий круг субъектов.

2. специальные меры пресечения.

— применение физической силы

— применение специальных средств

— применение огнестрельного оружия

Чем значимее ограничиваемое право и чем более неблагоприятным последствиям могут привести применение меры – тем больше требований к данным мерам пресечения, тем больше обстоятельств, при которых конкретная мера специального пресечения не может быть применена в принципе.

Регламентация применения осуществляется в отношении каждого специального средства или в отношении оружия.

3. процессуальные меры пресечения.

Применяются в рамках того или иного производства/процедуры. Не связаны с применением физической силы, специальных средств и как правило являются результатом контрольно-надзорной деятельности. =>приостановление действия лицензии и т.д.

Понятие и назначение административно-восстановительных мер.

Административные правовосстановительные меры это вид мер административного принуждения, применяемых в целях восстановления нарушенного правового состояния путем понуждения субъекта к исполнению ранее возложенной, но не исполненной юридической обязанности.

1) возмещение причиненного вреда. Оно состоит в замене причиненного урона чем-нибудь другим.

Вопрос о возмещении материального ущерба, причиненного административным правонарушением, решается одновременно с решением вопроса об ответственности виновного лица и отражается в постановлении по делу об административном правонарушении.

Однако возмещение материального ущерба не должно увязываться с наложением или не наложением административного взыскания (так как освобождение от административной ответственности допускается с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность, одним из которых является добровольное возмещение или устранение причиненного вреда);

2) взыскание задолженности – мера принудительного воздействия, выражающаяся в принятии компетентными органами действий, направленных на выполнение обязательств, образовавшихся долгов. Такие долги в основном связаны с неисполнением налоговых обязательств и образовавшихся пеней.

Право о взыскании названных задолженностей предоставлено инспекциям Министерства по налогам и сборам и таможенным органам.

Принудительное исполнение налога, сбора (пошлины), пени осуществляется тогда, когда плательщик не исполнил или ненадлежащим образом исполнил в установленный срок налоговое обязательство, не уплатил (не полностью уплатил) пеню;

3) возврат завышенных сумм осуществляется подрядчиком (субподрядчиком) в связи с завышением объемов и (или) стоимости строительно-монтажных и других работ, произведенных затрат при строительстве (реконструкции, ремонте), выполненных за счет средств бюджета и некоторых иных фондов;

4) исправление существующего противоправного положения выражается в выдаче уполномоченными должностными лицами предписаний об устранении выявленных нарушений.

Предписание адресуется неподчиненным по службе лицам (органам) и направлено на восстановление нарушенного положения. Оно выдается органами (должностными лицами), уполномоченными осуществлять контроль (надзор).

Ими, как правило, являются работники государственных инспекций или приравненных к ним государственных органов;

5) демонтаж или снос самовольно возведенных строений и сооружений. Под самовольным строительством понимается строительство, а также пристройка, надстройка к дому, другого строения, сооружения или создание иного недвижимого имущества, если этот объект:

ü возведен на земельном участке, самовольно занятом застройщиком;

ü возведен без получения разрешения на производство строительно-монтажных работ;

ü возведен с существенными отступлениями от проектной документации на строительство;

ü не соответствует утвержденной градостроительной документации;

ü имеет дефекты, которые угрожают жизни и здоровью граждан либо не соответствуют требованиям экологической безопасности;

6) изъятие незаконно полученного состоит во взыскании в доход государства (в соответствующий бюджет) сумм, полученных субъектом хозяйствования в результате нарушения законодательства. Такое изъятие может производиться в связи:

· с нарушением законодательства о ценах;

· с реализацией нестандартной продукции;

· с нарушением норм о защите конкуренции на рынке ценных бумаг;

· с нахождением во владении имущества и предметов, исключенных из гражданского оборота.

7) отбуксировка транспортных средств преследует двойную цель: пресечение правонарушения и восстановление нарушенного положения.

Отбуксировка транспортных средств как восстановительная мера состоит в том, что отбуксировкой восстанавливается нормальное положение для движения транспортных средств, приводится в прежнее состояние проезжая часть дороги или другие запрещенные для остановки или стоянки места;

8) исполнение обязанности, неисполнение которой образует состав административного правонарушения, сводится к тому, что лицо, привлеченное к административной ответственности за это совершенное правонарушение, обязано исполнить и названную свою обязанность. То есть наложение административного взыскания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было наложено указанное взыскание.

⇐ Предыдущая567891011121314Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/5x3bd.html

Основание и цели применение административно-предупредительных мер

50. Административно предупредительные меры: их назначение и виды.

Принудительные меры административного предупреждения занимают особое место в механизме правоохраны, имеют достаточно широкое применение в качестве правоохранительных средств, урегулированы нормами административного права и составляют содержание института административно-правового предупреждения. Отличительные черты принудительных мер административного предупреждения связаны с основаниями, целями их применения и особенностями принудительного характера воздействия.

Говоря об основаниях применения мер административного предупреждения, стоит сделать анализ всей совокупности данных мер.

Это позволяет определить то, что применяются рассматриваемые меры в связи с правовыми отклонениями, содержащими возможную или действительную угрозу интересам общества или отдельных граждан, независимо от того, что лежит в их основе, правонарушение или событие. Основанием применения принудительных мер административного предупреждения является не

конкретное правонарушение, а наступление особых, установленных законодательством условий, как связанных, так и не связанных с противоправным поведением лица, к которому применяются данные меры.

Особое значение это приобретает в сфере общественной безопасности и общественного порядка в силу их специфичности как объектов административно-юридической защиты.

Так, основанием применения отдельных предупредительных мер является неоднократное нарушение лицом установленных законом правил, которое влечет, к примеру, приостановление или аннулирование лицензии на занятие частной детективной и охранной деятельностью, аннулирование разрешения на хранение и ношение

огнестрельного оружия. Эти меры применяются к лицам в связи с ранее совершенными ими правонарушениями в указанных областях Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.Я. Кикоть, С.Я. Лебедева, Н.В. Румянцева. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.С. 213..

Наиболее распространенным основанием, применения этих мер являются юридические презумпции, то есть реальные предположения о возможности совершения тем или инымсубъектом правонарушения, в отношении которого такие меры и применяются.

Анализ действующего административного законодательства позволяет сделать вывод о том, что основанием для применения таких мер являются не спекулятивные рассуждения, а реальные ситуации, следствием которых выступают как противозаконные действия, так и причинение вреда, вызванного ими Саркисян Л.Р.

Юридические презумпции и фикции как приёмы правотворческой техники: теоретико-методологические аспекты // Юридическая техника. 2010. № 4. С. 482..

Предупредительные меры обеспечивают на основе юридических презумпций возможность предотвращения правонарушений или иных вредных последствий, которые вызываются стечением определенных обстоятельств, представляющих угрозу общественной безопасности и общественному порядку.

Итак, основанием для применения принудительных мер административного предупреждения является наличие потенциальной или реально существующей угрозы безопасности отдельных лиц, угрозы общественной безопасности, а также наличие потенциальной угрозы нарушения общественного порядка.

Иными словами, должны наступить особые, установленные законодательством условия, как связанные, так и не связанные с противоправным поведением лица, к которому применяются данные меры принужденияАдминистративное право / под ред. П. М Ершова, Д. П Звоненко, М.В Иванов, А.Ю Малубова. Г.

Ю Малубова. — М.: Юстицинформ, 2011. С. 264..

Другим признаком предупредительных мер административного принуждения является цель ее применения.

К числу целей применения мер, входящих в состав рассматриваемой группы, относят также «выявление возможных угроз безопасности личности, общества и государства, возможных правонарушений, а также обеспечение оперативной защиты населения, отдельных граждан и юридических лиц при возникновении реальной угрозы их жизни, здоровью, системам жизнедеятельности».

Предупредительные меры направлены главным образом на выявление и устранение конкретных угроз, обеспечение безопасности личности и общества от этих угроз Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.Я. Кикоть, С.Я. Лебедева, Н.В. Румянцева. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. С. 215.

.

Меры, осуществляемые в целях предупреждения правонарушений, имеют профилактическую направленность. Такими мерами являются, в частности, проверка документов, личный досмотр, контрольные и надзорные проверки, приостановление лицензии др.

Отсюда вытекает, что принудительные меры административного предупреждения правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, применяются в целях:

1) выявления и устранение нарушений нормправа, регламентирующих общественные отношения в сфере общественного порядка и общественной безопасности;

2) обеспечения безопасности личности;

3) охраны общественного порядка;

4) обеспечения общественной безопасности;

5) исключения возможности совершения правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность;

6) минимизации вреда, который может быть причинен в результате противоправного деяния человека, опасного поведения животного или врезультате природной стихииМакарейко Н. В, Никифоров М. В., Скляров И. А. Административное принуждение в России: Учебное пособие. — Нижний Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2007. С. 216..

Отмечая общность всех административно-предупредительных мер, нельзя не заметить различий между отдельными предупредительными мерами по их непосредственному назначению и характеру право ограничений.

По этому критерию среди административно-предупредительных мер можно выделить четыре группы:

1) меры, применяемые в целях предотвращения угрозы наступления возможных вредных, опасных, а нередко и тяжких последствий, например, введение карантина в местностях, пораженных эпидемией или эпизоотией, закрытие участков Государственной границы при вспышке опасных инфекционных заболеваний на сопредельной территории и др.;

2) меры, направленные на предупреждение правонарушений, причем не только административных правонарушений, но и преступлений (таможенный досмотр, проверка документов, удостоверяющих личность);

3) меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения ими обязанностей (реквизиция, принудительное медицинское освидетельствование и проч.);

4) особую группу составляют так называемые лечебно-предупредительные меры принуждения, назначение которых не только обеспечение общественной безопасности, но и лечение опасных душевнобольных, наркоманов, инфекционных больных и т.д. Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2010. С. 352.

Необходимость рассмотрения характера воздействия принудительных мер обусловлена тем, что среди сторонников выделения данной правовой формы государственного принуждения и разновидности административного принуждения нет единства во мнении о перечне мер, входящих в ее состав.

К числу принудительных мер административного предупреждения правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность относят, в частности, такие, как прохождение обязательного медицинского осмотра, обязательные профилактические прививки, контроль и надзорные проверки (проверка соблюдения правил); технический осмотр транспортных средств; постановка на специальный учет; проверка технического состояния объектов и механизмов; регистрация (перерегистрация) оружия, транспортных средств, посещение и осмотр подконтрольных объектов, осмотр мест хранения и использования оружия и боеприпасов, остановка транспортных средств и проверка документов на право пользования и управления ими, а также документов на транспортные средства и перевозимые грузы Агапов А.Б. Административное право: учеб. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и К, 2005. С. 355..

Следовательно из приведенного выше анализа, присущих принудительным мерам административного предупреждения правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, можно сформулировать следующее их определение — установленные законом способы, приемы и действия, состоящие во вторжении в сферу прав и свобод конкретного лица, направленные на выявление и устранение нарушений норм права, регламентирующих общественные отношения в сфере общественного порядка и безопасности, предупреждение правонарушений, недопущение их отрицательных, вредных последствий, или предотвращение обстоятельств, угрожающих безопасности личности и общественной безопасности.

Следуя, из выше сказанных, рассмотрим некоторые особенности мер, связанных с предупреждением правонарушений на примере рассмотрение административно-правовых средств предупреждения нарушения законности, а также средств, обеспечивающих законность контрольно-надзорной деятельности сотрудников ГИБДД, является актуальным и необходимым.

Несмотря на то, что в юридической литературе имеют место исследования административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции, актуальность анализа административно-правовых средств обеспечения законности контрольно-надзорной деятельности ГИБДД, на наш, взгляд определяется тем, что ГИБДД является органом исполнительной власти с очень специальными полномочиями и функциями Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.Я. Кикоть, С.Я. Лебедева, Н.В. Румянцева. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. С. 217 с.. В свою очередь в юридической литературе неоднократно подчеркивалось, что контроль как организационно-правовой способ обеспечения законности и служебной дисциплины и специфическая форма деятельности соответствующих государственных органов по систематическом наблюдению за деятельностью субъектов управленческих административно-правовых отношений с целью проверки соответствия их решений и действий требованиям законности и служебной дисциплины включает в себя три обязательных элемента:

1) проверка фактического результата деятельности подконтрольных субъектов (физических и юридических лиц) в сравнении с ожидаемыми, намеченными, прогнозируемыми показателями;

2) проверка путей и средств достижения этого результата, соответствие использованных при этом методов требованиям права, морали, нравственности, деловой и служебной этики, хозяйственной целесообразности;

3) принятие по результатам контроля соответствующих мер как позитивного организационно-побудительного характера, так и негативного свойства.

Следовательно, функции и полномочия ГИБДД можно ограничить сферой безопасности дорожного движения, в то время как на службу ГИБДД возлагается «задача обеспечения соблюдения соответствующими субъектами законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения»Смирнов С.В. Административная ответственность за нарушение правил дорожного движения по новому Кодексу об административных правонарушениях // Законодательство. 2002. № 9 // СПС «Гарант». 2014..

Производство по делам об административных правонарушениях в области обеспечения безопасности дорожного движения представляет собой урегулированную административно-процессуальными нормами деятельность компетентных должностных лиц органов ГИБДД МВД РФ, а также судей по разрешению подведомственных им дел об административных правонарушениях, совершаемых в области дорожного движения Соколов А.Ю. Административная ответственность в Российской Федерации: учеб. пособие. — Саратов: Изд-во СГЮА, 2013. С. 98..

Под правонарушениями в области обеспечения безопасности дорожного движения, нами понимается не только правонарушения, указанные в главе 12 КоАП РФ, но и иные правонарушения, связанные с эксплуатацией транспортных средств, дорог и дорожных сооружений, предусмотренные, в частности, дела о которых разрешаются полностью или частично органами ГИБДД. В силу части 4 статьи 28.1. КоАП РФ дело об административном правонарушении в области обеспечения безопасности дорожного движения может быть возбуждено должностным лицом ГИБДД посредством:

а) составления первого протокола о применении одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, из числа предусмотренных частью 1 статьи 27.1. КоАП РФ.

б) составления протокола о соответствующем административном правонарушении в порядке, предусмотренном статьей 28.2. КоАП РФ;

в) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7. КоАП РФ;

г) оформления предупреждения или наложения административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если в соответствии с частью 1 статьи 28.6.

КоАП РФ протокол об административном правонарушении не составляетсяОлейник В.И. Правовые основы борьбы с административными правонарушениями // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России.

2009. № 2 (17). С. 83.

Источник: https://studbooks.net/993400/pravo/osnovanie_tseli_primenenie_administrativno_predupreditelnyh

Вопрос №31 административно-предупредительные меры: назначение, виды, правовые основы их использования

50. Административно предупредительные меры: их назначение и виды.

Административно-предупредительные меры являются самостоятельным видом мер принуждения, назначением которых является предупреждение правонарушений и обеспечение общественной безопасности.

Административно-предупредительные меры имеют строго целевой профилактической характер и направлены на предотвращение создания противоправных и иных, представляющих общественную опасность, ситуаций. Основанием для применения административно-предупредительных мер является не правонарушение, а наступление особых установленных законодательством условий.

Админиистраттивно-предупредупредитальным мерам присущи следующие признакиим:

— Административно-предупредительные меры являются средством охраны общественного порядкка и безопасности .

-Административно-предупредительные меры применяются с целью предупредить возможность совершения правонарушения

-Как правило административно-предупредительные меры не связаны с совершением административного правонарушения.

— Административно-предупредительные меры предшествуют применению иных мер.

К административно-предупредительным мерам относят:

-административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;

— личный досмотр и досмотр вещей ;

— введения карантина;

— прекращения движения транспортных средств и пешеходов при возникновении угрозы общественной безопасности;

— проверка документов и административный досмотр (при обеспечении паспортного режима, у водителей автотранспортных средств, в погран-зоне и др.);

— уничтожение недоброкачественных продуктов питания;

— ограничение права водопользования и т.п.

Администратино-предупредительные меры выступают в виде административных ограничений (например, введение карантина при эпидемиях и эпизоотиях и т.д.) или в виде определенных административных действий в отношении той или иной категории организаций и лиц (например досмотр).

В первую очередь хотелось бы рассмотреть особенности личного досмотра и досмотра вещей . Он проводится уполномоченным на то должностным лицом ( ОВД, таможни ,и т.д.

) как правило в присутствии двух понятых и досматриваемого одного и того же пола (исходя из морально – этических соображений), однако закон разрешает досмотр и без досматриваемого “ в случаях не терпящих отлагательства”.

Акт досмотра необходимо в соответствии с законодательством закрепить протоколом либо соответствующей записью .

Более подробно необходимо остановиться на такой предупредительной мере, как надзор за лицами освободившихся из мест лишения свободы. Эта мера возложена на Органы Внутренних Дел (ОВД) (в соответствии со ст. 11 Закона о Милиции), и регламентируется Указом Президиума Верховного Суда СССР от 26.07.1966 года.

Контроль осуществляется с целью наблюдения за поведением ранее привлекавшихся к уголовной ответственности лиц и оказания на них необходимого воспитательного воздействия с целью предупреждения совершения ими новых правонарушений .

Административный надзор может применятся отношении следующих лиц :

-особо опасных рецидивисты,

-судимых за тяжкие преступления ,

-судимых два и более раза либо условно досрочно освобождённых и вновь совершивших преступление, если их поведение свидетельствуето намерении совершать правонарушения и в дальнейшем,

-если после освобождения лицо систематически нарушает общественный порядок .

Сроки административного надзора могут быть установлены на срок от шести месяцев до одного года , а при определённых условиях можгут быть продлены ОВД с уведомления прокурора на срок шесть месяцев каждый раз .

Административный надзор связан с ограничением административного статуса поднадзорных лиц и возложение на них определённых обязанностей:

— поднадзорные лица обязаны являться в органы внутренних дел в указанный срок и время .

— уведомлять о перемени места жительства , работы и т.д.

При наличии опасности совершения лицом дальнейших правонарушений к нему могут применяться и особые меры принуждения:

— запрещение ухода из дома в определённое время ,

— запрещение пребывания в определённых местах ,

— запрещение выезда по личным делам за пределы города,

— обязанность являться в органы внутренних дел .

Постановление об установлении административного надзора вручается поднадзорному лицу под роспись.

Административный надзор может быть прекращен по следующим основаниям:

— по окончании срока,

— досрочно ,

— в случае погашения или снятия судимости.

О прекращении административного надзора выносится специальное постановление.

Меры административного предупреждения являются разновидностью административно-принудительных средств воздействия.

Их главной особенностью является четко выраженный профилактический характер, что позволяет использовать эти меры для предупреждения правонарушений, обеспечения общественной безопасности в специфических условиях, когда интересам общества создается известная угроза, в то же время, меры административного предупреждения применяются при отсутствии правонарушений, в особых или чрезвычайных обстоятельствах. Реальных правонарушений при этом нет, но они могут появиться, если не будут применены меры административного предупреждения, что позволяет им быть важнейшим средством профилактики административных и иных правонарушений.

Источник: https://cyberpedia.su/17x6cc3.html

Studio-pravo
Добавить комментарий