5. Механизм исполнительной власти.: 1. Исполнительная власть – относительно самостоятельная ветвь единой

Особенности исполнительной власти как самостоятельной ветви государственной власти в Российской Федерации

5. Механизм исполнительной власти.: 1. Исполнительная власть – относительно самостоятельная ветвь единой


В статье рассматриваются особенности исполнительной власти как самостоятельной ветви государственной власти в Российской Федерации, уделено внимание особенностям механизма исполнительной власти, раскрыты основные признаки исполнительной власти, а также функции органов исполнительной власти, кратко проанализирована структура федеральных органов исполнительной власти и функциональное предназначение каждого из органов, входящих в её состав.

Ключевые слова: разделение властей, исполнительная власть, органы исполнительной власти, правительство, министерство, служба, агентство, структура органов исполнительной власти.

The article discusses the features of the executive branch as an independent branch of state power in the Russian Federation, pays attention to the features of the executive branch mechanism, discloses the main features of the executive branch, as well as the functions of the executive branch, briefly analyzes the structure of the federal executive branch and the functional purpose of each of the constituent bodies in its composition.

Keywords: separation of powers, executive branch, executive bodies, government, ministry, service, agency, structure of executive bodies.

Исполнительная власть является одной из трёх традиционных ветвей власти. В рамках реализации своих законных полномочий в соответствии с компетенцией, установленной Конституцией и иными законами, исполнительная ветвь власти самостоятельна и независима.

Фактически, исполнительная власть представляет собой подсистему, ветвь государственной власти, которая осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность в целях управления в определенных сферах (предметах) ведения путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного права [9, с. 51].

Исполнительная власть предполагает достаточно широкий спектр видов государственной деятельности, которая не относится к законодательной и судебной власти, и являет собой достаточно широкую совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих властно-политические и властно-управленческие функции в соответствующих сферах. Также одна из задач исполнительной власти — обеспечивать реализацию принятых нормативных актов на всей территории государства. С точки зрения концепции разделения властей исполнительная власть предназначена для организации условий для исполнения законов, используя все законные методы, в том числе, принуждение.

Именно исполнительная власть, возглавляемая Правительством РФ, обладает неизмеримо большими финансовыми, материально-техническими, технико-технологическими, организационными, людскими и иными ресурсами по сравнению с другими ветвями государственной власти. Кроме того, у органов исполнительной власти есть доступ к наиболее полной и исчерпывающей информации о процессах, происходящих во всех сферах жизни общества и государства.

Исполнительная власть может полностью реализовать свою миссию только при иерархичной организации её институтов и соблюдение четких правил функционирования органов исполнительной власти как системы.

Именно таким образом исполнительная власть материализуется в деятельности специальных субъектов, которые составляют систему ее органов, функционирующих на центральном и местном уровнях, и которые представляют собой механизм исследуемой власти.

Кроме того, от характера организации взаимодействия правительства и иных органов власти будет зависеть форма правления той и иной страны.

Особенностью механизма исполнительной власти является то, что он создает исполнительную вертикаль.

В отличие от законодательных и судебных органов государства, где господствует соответствующая субординация, органы власти исполнительной связаны строгой иерархией, которая основывается на подчинении.

Вышестоящие органы имеют право непосредственно обязывать подчиненные органы, определяя, каким образом им необходимо действовать, каким образом разрешить тот или иной вопрос.

К признакам исполнительной власти относятся следующие:

1) является самостоятельной ветвью государственной власти;

2) подчинена требованиям федерального законодательства;

3) отличается высокой степенью организованности и структурированности;

4) деятельность носит исполнительно-распорядительный, постоянный, непрерывный во времени характер;

5) является исключительным обладателем властных полномочий принудительного характера и ряда материальных ресурсов.

Обращаясь к функциям исполнительной власти, отметим, что зачастую их сводят к двум основным направлениям: политического руководства (политическая) и административного управления (административная).

м функции политического руководства является определение круга вопросов, которые требуют первоочередного внимания, сосредоточение максимальных усилий и направление всех необходимых средств для их разрешения.

Также данная функция предполагает разработку государственной политики, подготовку предложений и принятие соответствующих решений, имеющих обязательное значение, определение путей дальнейшего развития государства, осуществление кадровых назначений на ключевые должности.

м административной функции является воплощение в жизнь государственной политики путем административно-государственного управления, то есть деятельности органов и учреждений исполнительной власти, в состав которых входят профессиональные государственные служащие. Она предусматривает иерархию и ответственность за выполнение государственных решений низших органов перед высшими.

Также можно выделить такие функции исполнительной власти как:

1) функция по принятию нормативных правовых актов (нормотворчество органов исполнительной власти Российской Федерации позволяет наиболее оперативно осуществлять правовое регулирование общественных отношений, разрешать возникающие сложности и проблемы; к примеру, введение режима чрезвычайной ситуации, когда для её ликвидации необходимо объединение нескольких регионов);

2) функция по оказанию государственных услуг (предполагает предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами);

3) функция по управлению государственным имуществом;

4) функция по контролю и надзору (контроль и надзор за исполнением законодательства, лицензирование отдельных видов деятельности, государственная регистрация актов, документов и пр.).

Согласно статье 1 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» [1] Правительство РФ является органом государственной власти РФ, а также коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти Российской Федерации.

В этом же законе достаточно детально регламентируются порядок формирования Правительства РФ, его полномочия, организация деятельности и взаимоотношения его с Президентом, палатами Федерального Собрания, органами судебной власти, а также с органами государственной власти субъектов РФ.

Реализуя задачи высшего органа исполнительной власти Правительство РФ обеспечивает единство исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов [4, с. 144].

В соответствии со ст. 12 Закона «О Правительстве РФ» одна из его основных задач — руководить работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролировать их деятельность.

В соответствии с Указом Президента РФ от 15 мая 2018 г. № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [2] можно выделить три группы государственных органов исполнительной ветви власти:

1) федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;

2) федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;

3) федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ.

Федеральные министерства являются федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политике и нормативно-правовому регулированию, а также по координации и контролю в отношении подчиненных органов.

Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью и пр.

Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору; в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты; не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, установленных в нормативных документах.

Особенную актуальность как с практической, так и с теоретической точки зрения имеют проблемы взаимоотношений федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам передачи осуществления отдельных полномочий. Вопрос о выборе формы, посредством которой оформляется передача осуществления части полномочий, решен законодателем в пользу такой формы, как соглашение.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/281/63387/

Исполнительная ветвь власти РФ

5. Механизм исполнительной власти.: 1. Исполнительная власть – относительно самостоятельная ветвь единой

Определение 1

Исполнительная ветвь власти РФ – это независимый и самостоятельный вид публичной, государственной власти, который выполняет комплекс функций по управлению государственными делами.

Усложнение общественных отношений и развитие общества привели к постепенному выделению прослойки людей, которые стремились к власти и управлению обществом. Власть отделилась от народа, появились законы, суды, армия.

Возникло государство — общность людей, проживающая на одной территории, во главе которой стояла организованная власть (если власть сосредотачивалась в одних руках, то государство было авторитарным или тоталитарным).

Еще Аристотель говорил, что власть надо делить между разными сферами по направлению деятельности. Французский просветитель Шарль-Луи Монтескье подчеркивал необходимость разделения власти между законодательной, судебной и исполнительной ветвями. Благодаря такому разделению можно ограничить любую тиранию или диктатуру.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Одно из условий существования демократического государства – это разделение власти на три независимые друг от друга, но и в достаточной мере друг друга контролирующие ветви:

  • законодательную,
  • исполнительную,
  • судебную.

Замечание 1

Законодательная власть принимает законы, исполнительная – их выполняет, а судебная осуществляет правосудие. Система разделения власти существует для того, чтобы ни одна из ветвей не возвышалась над другой.

Форма государственно-территориального устройства России – федерация, где есть определенная самостоятельность у каждого ее субъекта, и есть общий федеральный центр, который создает законы, подчиняющие своей юридической силе деятельность всех субъектов федерации, каждого гражданина в отдельности. Все субъекты РФ скреплены договором, который был подписан в 1992 г.

В любом государстве власть издает законы, следит за их исполнением, а также судит тех людей, которые нарушают эти законы. В рамках РФ исполнительную власть олицетворяет правительство, законодательную – федеральное собрание и судебная ветка власти – система судов РФ.

Замечание 2

Исполнительная власть в России принадлежит Правительству РФ. Правовой основой его деятельности является Конституция РФ и федеральный конституционный закон о Правительстве РФ.

Согласно части второй, статьи 110 Конституции, Правительство состоит из:

  • Председателя Правительства РФ,
  • заместителей Председателя Правительства РФ,
  • федеральных министров,
  • государственных комитетов, которые имеют нижестоящие структуры на местах.

Правительство возглавляет Председатель Правительства РФ, он назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Президент подает кандидатуру будущего Председателя Правительства в Государственную Думу на рассмотрение. Она либо утверждает, либо отклоняет кандидатуру.

После утверждения кандидатуры, в течение 7 дней назначенный Председатель Правительства РФ предлагает кандидатуры на пост заместителя Председателя Правительства РФ и министров. Срок полномочия Правительства РФ связан со сроком полномочия президента. В отставку оно идет вместе с президентом.

Всего за время существования современной России было 15 правительств.

Признаки исполнительной власти:

  • относительно самостоятельная и ограниченная ветвь государственной власти;
  • подчинена законодательной власти, то есть подзаконна ей по своим задачам и характеру;
  • структурирована в виде четко организованной системы органов исполнительной власти на разных уровнях;
  • деятельность исполнительно-распорядительного характера, непрерывная и постоянная во времени;
  • исключительный обладатель властных полномочий, носящих принудительный характер и материальных ресурсов.

Структура исполнительной власти

В построении исполнительной власти важную роль играет принцип федерализма, в соответствии с которым выделяют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ.

Структура исполнительной власти:

  • Высший исполнительный орган РФ — Председатель Правительства (высшее должностное лицо), министры.
  • Федеральные органы исполнительной власти – МВД (Министерство внутренних дел), ФСЮ (Федеральная служба безопасности), министерство обороны, министерство юстиции, министерство по делам гражданской обороны, чс и ликвидации последствий стихийных бедствий, министерство здравоохранения, министерство образования.
  • Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации – Президент РФ, правительство на уровне субъекта Российской Федерации (министерства, гос. комитеты, управления).
  • Органы муниципальной власти — мэрия или администрация, департаменты, главные управления, управления, комитеты.

Министерства, подчиняющиеся непосредственно президенту РФ: МВД, МИД, министерство обороны, министерство юстиции, министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Полномочия и функции исполнительной власти

Замечание 3

Исполнительная власть – это власть, которая исполняет те законы и законодательные акты, которые пишут законодатели. Чиновники, которые входят в состав исполнительной власти занимаются тем, что определяют, как конкретными мерами исполнить тот или иной написанный законодателем закон или исполнительный акт.

Исполнительная власть должна действовать эффективно и исполнять все пожелания общества, но при этом чиновники не имеют права расходовать средства по своему усмотрению. Например, срочно нужно отремонтировать дорогу, мост или построить новую школу, поликлинику, детский садик, завод.

Эти расходы должны быть прописаны в законе, то есть в бюджете, потому что это деньги не чиновника, а налогоплательщика. За работу исполнительной власти отвечает правительство. Если Правительство РФ не справляется с обязательствами, Президент выражает ему недоверие и отправляет его в отставку.

Полномочия исполнительной власти записаны в ст. 114 Конституции.

Согласно Конституции РФ, есть два типа полномочий исполнительной власти:

  1. полномочия власти Российской Федерации;
  2. полномочия власти субъекта Российской Федерации.

Также, к функциям исполнительной власти относится: подзаконное регулирование; административное правоприменение; управленческая деятельность, ориентированная на контроль за исполнением законов, реализацию в разные сферы общественной жизни государственной политики; реализации политики государства по лицензированию, сертификации, регистрации; административный контроль за соблюдением общеобязательных правил и правовых норм; обеспечение безопасности общества и граждан, охрана правопорядка; информационное обеспечение.

Полномочия федеральной исполнительной власти:

  1. Разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думе федеральный бюджет, следит за его исполнением.
  2. Обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области науки, культуры, образования, социального обеспечения и здравоохранения.
  3. Управляет федеральной собственностью.
  4. Реализует меры по реализации внешней политики, по обеспечению государственной безопасности и обороноспособности страны.

Полномочия исполнительной власти субъектов РФ:

  • разрабатывает бюджет субъекта РФ, обеспечивает его исполнение;
  • формирует органы исполнительной власти субъекта РФ;
  • осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка;
  • управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ; осуществляет реализацию социальных программ.

На сайте Правительства РФ можно посмотреть отчеты о деятельности министров и Председателя Правительства РФ. Также на нем есть обратная связь, благодаря которой можно написать электронное письмо или записаться на прием.

Источник: https://spravochnick.ru/politologiya/ispolnitelnaya_vetv_vlasti_rf/

Исполнительная власть: механизм, соотношение с государственным управлением

5. Механизм исполнительной власти.: 1. Исполнительная власть – относительно самостоятельная ветвь единой

Государственная власть всегда едина в своих основных прояв­лениях: законодательство, исполнителъство, правосудие.

Теория «разделения властей» (условность данной формулы очевидна) исходит из следующих принципиальных позиций. Госу­дарственная власть не может принадлежать одному лицу или одно­му государственному органу, ибо это создает угрозу появления то­талитарного, антидемократического режима. Не может она также

6 Раздел I. Административное право в правовой системе РФ

ограничиваться лишь законодательством. Соответственно государ­ ственная власть должна строиться на определенной функциональ- но-компетенционной специализации, не нарушающей, однако, ее принципиального единства.

Это означает, что именно власть в ее государственно-правовом выражении (юридически-властные пол­ номочия) служит единой основой функционирования субъектов, олицетворяющих ту или иную ее ветвь. Все они — ветви единого «дерева».

Но раздел властных функций между ними необходим, а потому и появились три ветви государственной власти, отличаю­ щиеся определенной степенью самостоятельности. Каждой ветви со­ ответствуют субъекты (органы государственной власти), ее выра­

жающие. ,

Все это в принципе было характерно и для организации госу­дарственно-властного механизма в советский период на основе «раз­деления труда» внутри него.

Не тождественны ли в таком случае «разделение труда» и «разделение властей»? Имеются достаточные основания для положительного ответа на данный вопрос, так как «ветвь» власти и «вид труда» по ее осуществлению связываются с практической деятельностью государственных органов, функцио­нально и компетенционно отличающихся друг от друга. Кроме того, государственная власть рассматривается в обоих случаях как еди­ный механизм с чисто внутренним распределением функций меж­ду его элементами (частями, ветвями, видами работ и т. п.). Нако­нец, в обоих случаях главный акцент делается на соотношении вет­вей власти или «видов работ». Налицо, следовательно, отсутствие сущностных различий между «разделением властей» и «разделени­ем труда». Что же в такой ситуации характерно для исполнитель­ной власти?

1. Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь (вид, разновидность) единой государствен­ной власти РФ, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной ее ветвями.

Разделение властей нельзя абсолютизировать, доводя дело до признания полной независимости каждой ветви.

Все они взаимосвязаны, что, однако, не должно приводить к подмене одной ветви власти другой, к вторжению законодательной власти в сферу исполнительной власти и наоборот.

2. Исполнительная власть самостоятельна, но только в фун-кционально-компетенционном смысле. Ее функции связаны с прак­тической реализацией законов в общегосударственном масштабе (исполнительство), для чего используется определенная часть го­сударственно-властных полномочий.

Другая часть таких полномо­чий приходится на долю законодательной и судебной властей. Сле­довательно, исполнительную власть можно характеризовать в ка­честве подсистемы в рамках системы единой государственной вла­сти или же ее механизма.

Однако необходимо учитывать, что дей­ствующим законодательством фиксируются функции и компетенция

Глава 1. Государственное управление, исполнительная власть 7

не самой исполнительной власти как государственно-правового института, а лишь субъектов, реализующих ее на том или ином уровне государственной организации (например, статус федераль­ных и региональных органов исполнительной власти).

3. Исполнительная власть — непременный атрибут государ­ственно-властного механизма, построенного на началах разделения властей. Она всегда существует наряду с законодательной и судеб­ной властями. До принятия Конституции РФ 1993 г.

законодатель­ная власть осуществлялась только на федеральном и республикан­ском уровнях. Разделение властей в буквальном смысле имело из­вестные формальные ограничения.

Сейчас таковые отсутствуют, так как все субъекты Федерации вправе осуществлять собственное пра­вовое регулирование, включая принятие законов (ст. 76 Конститу­ции РФ). Естественно, что на указанных уровнях осуществляется исполнительная и судебная власть.

Там же, где отсутствуют три ветви государственной власти, исполнительная власть в ее государ­ственно-правовом (конституционном) значении не функционирует. Например, ее нет на уровне отдельных государственных предпри­ятий и учреждений, негосударственных формирований.

4. Исполнительная власть, как и любое другое проявление властных полномочий, есть способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение, право и возможность подчинять других своей воле.

Ее отличительным при­знаком является то, что власть реализуется в отношении к различ­ным (коллективным или индивидуальным) элементам государствен­но-организованного общества, то есть в общегосударственном мас­штабе и в качестве специфической государственной функции, пра-воприменителъного (правоисполнительного) характера. Данное ка­чество исполнительной власти наиболее существенно, так как рас­крывает ее особую государственно-правовую природу, позволяет отграничить исполнительство такого характера от исполнительства (исполнения), присущего любой организованной ячейке человечес­кого коллектива или общества в качестве средства управления соб­ственными делами (самоорганизация).

5. Исполнительная власть, являясь ветвью единой государ­ственной власти, не может отождествляться с видом государ­ственной деятельности. Соответствующий вид такой деятельно­сти — не сама власть, а лишь форма ее практической реализации. Следовательно, исполнительная власть не тождественна испол­нительной деятельности.

Власть — сущностное выражение тако­вой деятельности, ее функциональной направленности и компетен-ционной определенности, то есть категория базового характера.

В силу этого исполнительная власть не тождественна и государствен­ному управлению, которое всегда характеризовалось как определен­ный вид государственно-властной деятельности.

Раздел I. Административное право в правовой системе РФ

Глава 1. Государственное управление, исполнительная власть

6. Исполнительная власть, выражающаяся в особом виде го­сударственной деятельности, по своей сути правоприменительна. Это — ее принципиальное качество и назначение. Однако имеется в виду правоприменение особого рода.

Так, судебная власть также является правоприменительной, но применение (исполнение) тре­бований законодательства осуществляется ею преимущественно в негативных случаях, то есть когда эти требования нарушаются и возникает необходимость в судебном принуждении либо в судебной правоохране. Для исполнительной же власти характерно в основ­ном правоприменение позитивного характера, то есть прямое ис­полнение требований законодательства прежде всего в целях нор­мальной и эффективной работы всех находящихся под ее воздей­ствием объектов экономики, культуры и т. п.

7. Исполнительная власть имеет определенное субъектное выражение. Это значит, что она олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенци­ей — органами исполнительной власти. Естественно, что ими не могут быть ни законодательные, ни судебные органы государствен­ной власти.

Исполнительная власть приобретает динамические качества через деятельность этих государственных органов.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в РФ (ст. 77 Конституции РФ).

Таковы четко определенные конституционные границы, необходимые для понимания субъектной характеристики исполнительной власти.

8. Исполнительная власть, имея субъектное выражение, не может пониматься как система органов государственной власти, призванных осуществлять исполнительную деятельность. Из ст. 77 Конституции РФ вовсе не вытекает вывод о том, что единая сис­тема органов исполнительной власти и есть сама исполнительная власть. Она получает свое выражение в их практической деятель­ности.

9. Исполнительная власть в соответствии с Конституцией РФ организуется и осуществляется на началах федерализма. Это озна­чает, что конституционным или законодательным путем проводит­ся разграничение предметов ведения и полномочий (т. е.

компетен­ции) между федеральными исполнительными органами и аналогич­ными органами субъектов Федерации. Важная роль при этом при­надлежит Федеративному договору и иным договорам о разграни­чении предметов ведения и полномочий (ст. 11 Конституции РФ).

10. Исполнительная власть характерна тем, что в непосред­ственном распоряжении ее субъектов находятся все наиболее су­щественные атрибуты государственной власти, как-то: финансы; важнейшие средства коммуникации; армия и иные воинские фор-

мирования (например, внутренние, железнодорожные войска), ми­лиция, службы внутренней и внешней безопасности и т. п.

Изложенные положения дают необходимую основу для реше­ния вопроса о соотношении исполнительной власти и государствен­ного управления.

Право на жизнь имеют обе эти государственно-правовые ка­тегории. Государственное управление — реальность, без которой не может работать государственно-властный механизм. По своему на­значению оно представляет собой не что иное, как вид государ­ственной деятельности, в рамках которого практически реали­зуется исполнителгмая власть.

Следовательно, государственное управление практически осу­ществляется и в рамках государственной власти, базирующейся на началах разделения властей.

Исполнительная власть как проявле­ние единой государственной власти приобретает реальный харак­тер в деятельности особых звеньев государственного аппарата, в настоящее время именуемых исполнительными органами, а по существу являющихся органами государственного управления.

Го­сударственное управление, понимаемое как исполнительно-распо­рядительная деятельность, не противопоставляется реализации исполнительной власти, понимаемой как деятельность субъектов этой ветви власти.

В этом смысле интерес представляет, например, раздел III Лесного кодекса РФ — «Государственное управление в области ис­пользования, охраны, защиты … лесов», в главе 8 которого говорится об «органах исполнительной власти, осуществляющих государствен­ное управление» в регулируемой кодексом области1.

Следует, однако, иметь в виду, что понятие «государственное управление» — более широкое по сравнению с исполнительной вла­стью. Последняя в известном смысле производна от государствен­ного управления.

Она призвана определить объем и характер го­сударственно-властных полномочий, реализуемых в процессе го­сударственно-управленческой деятельности. С другой стороны, го­сударственное управление — это и есть тот вид деятельности, ко­торый направлен на практическую реализацию исполнительной власти.

Исполнительная власть по существу составляет содержа­ние деятельности по государственному управлению, выражая преж­де всего ее функциональную (исполнительную) направленность.

Соответственно, все субъекты исполнительной власти одновре­менно являются звеньями системы, государственного управления. Однако далеко не все такого рода звенья могут быть субъектами исполнительной власти в ее конституционном смысле. В противном

См. СЗ РФ. 1997. № 5. Ст. 610.

Раздел I. Административное право в правовой системе РФ

Глава 1. Государственное управление, исполнительная власть

случае придется признать в качестве таковых, например, админи­страцию государственного предприятия или учреждения и т. п., таких звеньев системы государственного управления, которые на­ходятся за пределами действия принципа разделения властей.

Изложенные позиции нуждаются в определенных уточнениях, суть которых состоит в следующем.

Государственное управление — синоним государственно-управ­ленческой деятельности в широком смысле и форма практической реализации исполнительной власти в ее собственном смысле.

Сфера государственного управления — понятие, границы ко­торого в современных условиях определяются не только практичес­кой деятельностью по реализации исполнительной власти, то есть собственно работой субъектов этой ветви государственной власти, но и всеми иными проявлениями государственно-управленческой деятельности (например, деятельность управленческих по своему характеру звеньев, не являющихся непосредственными субъекта­ми исполнительной власти).

Государственно-управленческая деятельность — это функци­онирование субъектов исполнительной власти и иных звеньев го­сударственного управления по реализации их задач и функций.

Органы государственного управления — субъекты исполни-' тельной власти и иные звенья, осуществляющие в том или ином объеме государственно-управленческую деятельность.

Исполнительные органы — собирательный термин, который может быть использован для обозначения всех субъектов государ­ственно-управленческой деятельности, включая субъекты исполни­тельной власти, а также органы управления, действующие за пре­делами практической реализации исполнительной власти (напри­мер, исполнительные органы системы местного самоуправления, органы управления предприятий, учреждений, общественных объе­динений, коммерческих структур). При этом налицо тождествен­ность понятий «субъект исполнительной власти» и «орган исполни­тельной власти».

Исполнительная власть в ее государственно-управленческом понимании в известной мере «отказывается» от функций непосред­ственного управления прежде всего экономикой, социально-куль­турной сферой), столь характерного для условий безраздельного господства государственной собственности, то есть почти полного обобществления всех сфер жизни.

На этой основе проявляется тен­денция становления системы государственного регулирования.

Если государственное управление всегда исходило из необходимости по­стоянного и непосредственного (прямого) вмешательства аппарата управления в жизнь объектов, то сейчас главные ориентиры уп­равляющего воздействия связываются с самостоятельностью тех или иных структур, с их известным обособлением. Об этом, в част-

ности, свидетельствует проводимый курс на реальное обеспечение их оперативной хозяйственной самостоятельности на региональном и местном уровнях, на концентрацию внимания федеральных цен­тров исполнительной власти на выработке экономической полити­ки и установлении организационно-правовых основ зарождающе­гося рынка, на стимулирование предпринимательства и т. п. Все это потребовало решительного пересмотра тех начал, которые отож­дествлялись с так называемой «административно-командной сис­темой».

Однако между государственным управлением и государствен­ным регулированием нет принципиальных различий по целевому назначению. Мало того, по своей сути регулирование — непремен­ный элемент государственно-управленческой деятельности, одна из ее функций.

В самом обыденном смысле регулирование выражает­ся в подчинении определенному порядку, в упорядочении тех или иных действий. Налицо полное совпадение признаков регулирова­ния и управления.

Фактически речь может идти о различном (боль­шем или меньшем) удельном весе участия государства в экономи­ческих и иных процессах: либо оно непосредственно управляет объ­ектами, либо выступает в роли регулятора наиболее важных в об-щественном смысле управленческих связей.

Тем не менее все это в значительной степени условно, ибо, управляя, государство регу­лирует, а регулируя — управляет.

С определенной долей условно­сти можно утверждать, что государственное управление традици­онно связывается с наличием у его субъектов подчиненных объек­тов, а государственное регулирование — с воздействием преиму­щественно на организационно неподчиненные объекты. Но и в том, и в другом случае налицо наиболее обобщенные варианты практи­ческой реализации исполнительной власти.

По существу государственное управление — понятие более широкое по сравнению с государственным регулированием. С дру­гой стороны, государственное регулирование в значительной мере связано с использованием косвенных средств управляющего воздей­ствия, то есть налоговых, льготных и т. п., обобщенно характеризу­емых в качестве экономических методов управления.

В настоящее время центральное место в государственно-управ­ленческой деятельности занимают:

а) разработка и реализация политики, выражающейся в госу­дарственных программах общефедерального и регионального мас­штабов (например, приватизации, демонополизации, инвестицион­ная, жилищная, энергетическая и т. п.);

б) установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ хозяйственной жизни (например, государ­ственное стимулирование предпринимательства, обеспечение рав­ноправия всех форм собственности, защита прав собственника, ох-

Раздел I. Административное право в правовой системе РФ

рана прав потребителей, пресечение монополизма и недобросовес­тной конкуренции и т. п.);

в) управление предприятиями и учреждениями государствен­ного сектора;

г) регулирование функционирования различных объектов не­государственного сектора;

д) координация функционирования национализированного и денационализированного секторов хозяйственного, социально-куль­турного и административно-политического строительства;

е) обеспечение реализации прав (включая их охрану) и обязан­ностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления;

ж) осуществление государственного контроля и надзора за ра­ботой управляемой и регулируемой сфер.

По существу это — основные функции исполнительной влас­ти, то есть ведущие направления государственно-управленческой деятельности. В них находит свое прямое выражение приоритет публичных интересов в сфере государственного управления.

Глава 2

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/5_82685_ispolnitelnaya-vlast-mehanizm-sootnoshenie-s-gosudarstvennim-upravleniem.html

Вопрос № 2. Исполнительная власть: понятие, характерные черты, соотношение с государственным управлением

5. Механизм исполнительной власти.: 1. Исполнительная власть – относительно самостоятельная ветвь единой

Понятие исполнительной власти в учебной литературе раскрывается через перечисление основных черт, но нигде не предлагается какого-либо определения:

® Конституция РФ не содержит определения.

® В литературе внимание акцентируется на разделении властей, на взаимоотношениях ветвей государственной власти, о сущности же говорится, что ее предназначение – это исполнение законов (то есть, прямо исходя из буквального толкования названия), указывается также на подзаконный характер деятельности. Так, например, одно из определений:

Исполнительная власть — в соответствии с теорией разделения властей ветвь власти, которая осуществляет функции управления на основе действующих законов и нормативных актов.

® В литературе исследуется преимущественно системно-структурный аспект – органы, их система, полномочия и т.д. Этот подход и отражен в Конституции РФ, где в главе об исполнительной власти закрепляется статус Правительства РФ.

Особая точка зрения. К.С. Бельский предлагает в качестве отправной точки в исследовании данной проблемы использовать понятие функций как основных, ведущих направлений этого вида деятельности

1 группа – это функции-цели (то есть, для чего государству нужна исполнительная власть);

2 группа – это функции-направления деятельности и правовые средства их осуществления.

1 группа – функция охраны общественного порядка и общественной безопасности, регулятивно-управленческая, защита прав и свобод граждан.

2 группа – нормотворческая, применение норм права, юрисдикционная.

.

Характерные черты исполнительной власти:

1) Исполнительная власть – относительно самостоятельная ветвь единой государственной власти.

Относительная самостоятельность может рассматриваться в двух аспектах:

организационном аспекте(как формируется)

функциональном аспекте (как функционирует).

Это означает также, что никакой орган иной ветви власти не вправе принимать на себя функции и полномочия исполнительной власти, а орган исполнительной власти не вправе передавать их другому.

2) Исполнительная власть – вид государственной власти.

Это означает:

— акты обязательны для всех;

— их исполнение обеспечивается государственным принуждением;

— осуществляется уполномоченными субъектами государства;

— в формах, опосредованных правом и установленных государством.

3) Главное предназначение, цель – это исполнение (реализация) законов, иных нормативных актов.

Некоторые авторы называют это качество организационным содержанием деятельности. Для этого исполнительная власть осуществляет: нормотворчество, применение (исполнение), принуждение (юрисдикция).

4) Универсальный характер деятельности во времени и в пространстве.

5) Исполнительная власть распространяется почти на все сферы и уровни общественной жизни. Некоторые авторы называют это масштабностью деятельности.

6) Непрерывность функционирования.

7) Предметный характер деятельности – наличие ресурсов, объектов управления, всего, что требуется для организации исполнения законов.

8) Подзаконный характер.

9) Наличие внутриорганизационной управленческой деятельности.

10) Специальные формы и методы деятельности (процедуры, акты).

11) Наличие специального профессионального аппарата – государственных служащих.

12) исполнительной власти образует система определенных функций:

® Прогнозирование – научное предвидение изменений в развитии каких-либо событий, процессов на основе полученных данных.

® Планирование – определение направлений, целей, пропорций, темпов и конкретных количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов.

® Организация – формирование управляющей и управляемой системы, упорядочение структуры, определение строения чего-либо, взаимодействия и связи частей.

® Регулирование – установление режима какой-либо деятельности без прямого влияния на ее содержание.

® Руководство – определение общего направления поведения объектов, постановка целей.

® Оперативное распорядительство– издание ненормативных распоряжений, влияющих на оперативную деятельность управляемых объектов.

® Координация – согласование деятельности различных объектов.

® Контроль – установление соответствия или несоответствия фактического состояния объекта заданному.

® Учет – выработка и фиксация выраженных в количественной форме данных о деятельности объекта.

Соотношение с гос. управлением:

Конституция РФ 1993 г. не использует термин «государственное управление». В законодательстве после 1993 г. термин «органы государственного управления» был заменен на термин «органы исполнительной власти». Это породило дискуссии о соотношении понятий «исполнительная власть» и «государственное управление».

Итог дискуссии: конституционный принцип разделения властей предполагает не только терминологическую замену, но и сущностное реформирование.

Козлов Ю.М.: исполнительная власть – это категория политико-правовая, а государственное управление – категория организационно-правовая.

Более того, государственное управление – понятие более широкое, чем понятие «исполнительная власть», в него входит деятельность и других субъектов, осуществляющих государственное управление (иные органы государства, администрация государственных организаций).

Тихомиров Ю.А.: также акцентирует внимание на том, что понятие государственного управления шире, чем деятельность исполнительной власти. Кроме управления автор добавляет новые понятия: публичный интерес, регулирование, участие и защита.

Гос. управление в узком смысле понимается как организующая деятельность специальной группы органов – органов исполнительной власти.

Вопрос № 3. Предмет и система административного права. Место административного права в системе права Российской Федерации. Метод административно-правового регулирования.

Источник: https://studopedia.su/15_103311_vopros---ispolnitelnaya-vlast-ponyatie-harakternie-cherti-sootnoshenie-s-gosudarstvennim-upravleniem.html

25. Исполнительная власть (ив): понятие, соотношение с государственным управлением

5. Механизм исполнительной власти.: 1. Исполнительная власть – относительно самостоятельная ветвь единой

ИВ– этодеятельность по управлению государствоми обществом, подчиненная контролю состороны других ветвей власти(законодательной и судебной) и состоящаяв осуществлении специально созданнымиорганами государственной власти особыхфункций в установленной закономкомпетенции. ПризнакиИВ:

  • относительно самостоятельная ветвь государственной власти РФ, тесно взаимодействующая с законодательной и судебной.

  • подконтрольность законодательной и судебной ветвям государственной власти.

  • осуществляется специальными госорганами и органами МСУ.

  • подзаконная власть – ее организация и функции должны основываться на нормах КРФ, ФЗ и иных НПА.

  • организующая деятельность и реализация властных полномочий.

  • применение норм административного принуждения.

  • подготовка и издание правовых актов управления.

  • правоприменительная и охранительная деятельность спец. органов и должностных лиц (гос. и муницип. служащих).

Функции ИВ:

  • Исполнительная – исполнение законов (органы ИВ имеют право издавать подзаконные акты).

  • Прогнозирование – предвидение изменений в развитии каких-либо событий или процессов на основе наличной информации, в т. ч. научной.

  • Планирование – определение направлений, целей, задач и ожидаемых результатов той или иной управляемой деятельности.

  • Организация – создание органов управления, определение их функций и т.д.

  • Правовое регулирование деятельности и функционирования соответствующих структур.

  • Общее руководство и оперативно-распорядительная работа.

  • Координация (согласование) действий различных органов управления, должностных лиц и организаций.

  • Контроль – проверка фактического положения дел для выявления и устранения нарушений законов.

  • Учет людских, материальных, денежных и иных средств для осуществления исполнительно-распорядительной деят-ти.

  • Информационное обеспечение и информационно-аналитическая работа.

  • Методическое руководство.

  • Кадровое, МТО, финансирование и т.д.

Соотношение ИВс государственным управлением:

ИВ– категория политико-правовая, в товремя как государственноеуправление– категория организационно-правовая.

Соответственно,государственноеуправление– реальность, без которойгосударственно-властный механизмработать практически не может.

По своемуназначению оно представляет собой нечто иное, как государственнуюдеятельность, в рамках которой практическиреализуется ИВ.

Иначе говоря, государственное управлениепрактически осуществляется и в рамкахсистемы государственной власти,базирующейся на началах разделениявластей.

Свой реальныйхарактер ИВ приобретаетв деятельности особых звеньевгосударственного аппарата, в настоящеевремя именуемых исполнительнымиорганами, а посуществу являющимися органамигосударственного управления.

Государственноеуправление– конкретный вид деятельностиисполнительно-распорядительногохарактера по осуществлению единойгосударственной власти.

Принципы ИВ– общиеположения, идеи, требования, которыехарактеризуют сущность управленческойдеятельности:

1. Принципфедерализма— это конституционное начало, котороево многом обусловливает характер испецифику всего организационно-правовогостроения современ­ного Российскогогосударства в целом, а не только органовИВ.

2. Принципправового регулирования(правовой основы) орга­на ИВ, — как ився система ИВ РФ, так и ее отдельныечасти, и орга­ны требуют соответствующегои эффективного правового регули­рования– наличия правовой основы. Исходные,фундаментальные положения содер­жатсяв КРФ, остальное (текущее, динамичноерегулирование органов ИВ), — в ФЗ, вомножестве других НПА.

3. Принципсистемности органов ИВ.Стремясь укрепить исполнительнуювертикаль, КРФ ввела термин «система»,установив при этом определенныеобъяснения и ограничения, отражающиеновые характер и условия, в част­ности,построения и функционирования органовИВ.

Статья 77 часть 2, которая предусматриваетследую­щие особенности:пределы ведения РФ и полномочий РФ попред­метам совместного ведения РФ исубъектов РФ. Учитывая указанный объеми определенные данной частью ст.

77 рамки,КРФ уста­навливает: федеральные органыИВ, и органы ИВ субъектов РФ образуютединую систему ИВ в РФ.

4. Принципцентрализации и децентрализации.Чтобы эффективно управлять общественнымипроцессами (экономическими, политическими,со­циальными), необходимо, в организацииуправления применять элементы, какцентрализации, так и децентрализации,что позво­лит обеспечить в целомэффективность управления органов ИВ.

Принципцентрализациив системе ИВ – подчиненность нижестоящихорганов вышестоящим ис­ходя из единствасистемы, руководство нижестоящимиорганами из единого центра.

Децентрализация– закрепление в законодательном порядкепредметов ведения и полномочий за темили иным орга­ном (видом), которые он(они) должен осуществлять самостоятель­но,без вмешательства со стороны вышестоящихорганов.

5.Принципдифференциации и фиксирования функцийи полномочий.Каждый орган ИВ наделён определёнными,свойственными только ему полномочиями.И в то же время его компетенция должнабыть чётко зафиксирована, закрепленав определённых НПА. Каждый орган ИВимеет свой правовой статус, в которомфиксируются задачи, функции, полномочия.

6. Принциппрофессионализма и компетентности.Хотя дан­ный принцип можно считатьвсеобщим для любой из подсистем органовили ветвей государственной власти, дляорганов ИВ в силу их характера,особенностей, функций, це­левогопредназначения и других моментов, данныйпринцип име­ет особое значение.

7. Принципзаконностипронизывает всю систему органовго­сударственной власти, в том числеи органов исполнительной вла­сти.Каждый из них действует на основе К.,ФЗ, актов Президента и ПравительстваРФ.

8. Принципгласности,обусловленный содержанием и духомКонституции, распространяется с известнойспецификой на орга­ны всех трех ветвейгосударственной власти, в том числе ина органы ИВ. Собственно, без открытости,глас­ности нельзя серьезно говоритьо демократизме и правовом госу­дарстве.

9.Принцип чередования функций и полномочийи передачи от одной части (подсистемы)органов ИВ другой ее части (подсистеме)определенной части своих полно­мочий.Этот принцип юридически закреплен вст. 78 ч. 1, 2, 3 КРФ.

10.Принципвзаимодействия и согласованногофункциониро­вания органов ИВ с органамизаконодатель­ной и судебной власти.Этот принцип — следствие действияприн­ципа разделения властей и рядадругих статей КРФ — ст. 71 п. «г», ст. 72 п.«н», ст. 73, 77 ч. 1, 2, ст. 80 ч. 2, раздел второйч. 1 и др.

11.Принципучастия граждан в формировании (избрании)органов ИВ.В сущности, данный принцип закреплен вст. 32 КРФ и в теку­щем законодательстве.В частности, он проявляется при выборахглав администраций, краев и областей(губернаторов).

12. Принципконтроля в процессе организации ифункциони­рования органов ИВ.Контроль — всеобщее начало, котороепронизывает все звенья механизмаисполнитель­ной власти. Эта проблематребует отдельного анализа.

Источник: https://studfile.net/preview/6331949/page:22/

Studio-pravo
Добавить комментарий