5.2. Финансовое оздоровление кредитной организации

Финансовое оздоровление кредитной организации

5.2. Финансовое оздоровление кредитной организации

Финансовое оздоровление является одной из важнейших мер по предупреждению банкротства кредитной организации.

Финансовое оздоровление представляет собой комплекс форм моделей и методов приведения финансовых обязательств юридического лица в состояние, которое позволяет своевременно и в полном объеме исполнять денежные обязательства и платежи, обеспечивать надлежащий оборот потоков финансовых ресурсов, исключающий их дисбаланс и проявление признаков неплатежеспособности.

Финансовое оздоровление кредитной организации направлено на восстановление собственного капитала кредитной организации до величины, при которой будут выполняться обязательные экономические нормативы, и возврат кредитной организации к нормальной устойчивой работе.

Отечественная практика санации проблемных кредитных учреждений выделяет четыре основных пути их финансового оздоровления, а именно: • ЦБ РФ имеет право направить предписание о замене руководителей и главного бухгалтера банка с целью коренного пересмотра общей политики банка; • ЦБ РФ может стимулировать мероприятия по реорганизации банка; • ЦБ РФ вправе ввести в банк временную администрацию с целью проведения политики финансового оздоровления либо, наоборот, с целью подготовки к реализации программы банкротства; • ЦБ РФ дает возможность администрации банка разработать и реализовать программу финансового оздоровления кредитного учреждения.

Меры финансового оздоровления кредитной организации:

1. Оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями и иными лицами (размещения денежных средств на депозите в банке; предоставления поручительств по кредитам для банка, отсрочки или рассрочки платежа; прощения долга кредитной организации).

2. Изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации: сокращение расходов банка; увеличение собственного капитала; снижение размера и удельного веса краткосрочных обязательств в общей структуре пассивов.

3. Изменение организационной структуры банка: изменение состава и численности сотрудников; сокращение и ликвидация обособленных и иных подразделений кредитной организации.

Временная администрация является специальным органом управления кредитной организацией, назначаемым Банком России.

Задачей временной администрации является сохранение или восстановление платежеспособности банка в интересах его кредиторов и вкладчиков, а также акционеров (пайщиков) и создание работоспособного управленческого механизма, обеспечивающего устранение выявленных нарушений и осуществление других мер по финансовому оздоровлению банка.

Временная администрация осуществляет следующие функции: • проводит обследование кредитной организации; • устанавливает наличие оснований для отзыва лицензии • участвует в разработке кредитной организацией мероприятий по ее финансовому оздоровлению и контролирует их реализацию; • контролирует распоряжение имуществом кредитной организации; • иные функции в соответствии с федеральными законами.

Реорганизация – прекращение или иное изменение правового положения юридического лица, влекущее отношения правопреемства юридических лиц, в результате которого происходит одновременное создание одного, либо нескольких новых, и/или прекращение одного, либо нескольких прежних (реорганизуемых) юридических лиц. Осуществляется в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования.

С целью предупреждения несостоятельности и восстановления платежеспособности Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» рекомендует использовать лишь две формы реорганизации – слияние и присоединение.

Банк, его участники и Банк России обязываются прибегать к названным мерам, а именно, когда банк: • на протяжении последних шести месяцев неоднократно не смог удовлетворить денежные требования кредиторов; •  в связи с отсутствием или недостаточностью средств на его корреспондентских счетах не удовлетворяет требования кредиторов; • допустил абсолютное снижение собственного капитала по сравнению с  его максимальной величиной,  достигнутой за последние двенадцать месяцев, более чем на двадцать процентов.

Выделение кредитной организации – это процесс преобразования кредитной организации, при котором: • из состава кредитной организации отпочковываются одна или несколько кредитных организаций; • права и обязанности реорганизованной кредитной организации переходят ко вновь созданным кредитным организациям в соответствии с разделительным балансом. Поглощение – это процесс, характеризуемый тем, что банк (объект поглощения) прекращает свое существование, а банк-покупатель приобретает его активы и обязательства. Слияние процесс, характеризуемый объединением двух или более юридических лиц (банков, компаний) в одно юридическое лицо. При этом объединяющиеся банки прекращают свое существование, а их активы и обязательства переходят на баланс нового создаваемого юридического лица. Существуют три основные причины слияний: стремление получить синергетический  эффект, минимизация налогов, выгоды от операций на рынке ценных бумаг.


Источник: https://students-library.com/library/read/11973-finansovoe-ozdorovlenie-kreditnoj-organizacii

5.2. План финансового оздоровления кредитной организации

5.2. Финансовое оздоровление кредитной организации
План финансового оздоровления банка составляется по установленной форме. Он должен учитывать рекомендации территориального учреждения ЦБ РФ и совета директоров кредитной организации относительно форм и сроков реализации мер с целью финансового оздоровления кредитной организации.

План финансового оздоровления должен быть ориентирован на устранение причин, которые привели к ухудшению финансового состояния кредитной организации. Общий срок реализации плана санационных мер зависит от ситуации, которая сложилась в банке, и характера предлагаемых мероприятий.

План санации включает три раздела.

Первый раздел содержит перечень и оценку причин возникновения кризисной ситуации в банке. Во втором разделе представлены сведения о гфедполагаемых результатах его выполнения, а именно: значения обязательных нормативов, динамика величины собственного капитала банка, сроки восстановления уровня достаточности собственного капитала и текущей ликвидности.

Третий раздел включает необходимые приложения к плану. Все мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организации должны быть обоснованы и подтверждены документами. К подтверждающим документам относятся:

• выписки из решений органов государственной власти субъектов РФ и иные документы, подтверждающие участие кредитной организации в тех или иных программах, либо оказание органами го-

88

Финансовое оздоровление кредитной организации

сударственной власти субъектов РФ поддержки в финансовом оздоровлении кредитной организации;

• выписки из решений совета директоров кредитной организации;

• договоры, контракты, свидетельства о праве собственности;

• документы, подтверждающие намерения участников, кредиторов и других лиц внести дополнительные денежные средства в уставный капитал кредитной организации;

• иные документы.

Меры финансового оздоровления кредитной организации

1. Оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями и иными лицами. Такая помощь может быть оказана в виде:

• размещения денежных средств на депозите в банке;

• предоставления поручительств по кредитам для банка, отсрочки или рассрочки платежа;

• перевода долга банка в качестве дивидендов и направления ее (помощи) на осуществление мер по финансовому оздоровлению банка;

• дополнительного взноса в уставный капитал банка;

• прощения долга кредитной организации;

• новации.

2. Изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации может предусматривать: улучшение качества ее кредитного портфеля;

• сокращение расходов банка;

• увеличение собственного капитала;

снижение размера и удельного веса текущих и краткосрочных обязательств в общей структуре пассивов.

3. Приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств.

4. Изменение организационной структуры банка, например:

• изменение состава и численности сотрудников;

• сокращение и ликвидация обособленных и иных подразделений кредитной организации.

89

Антикризисное управление кредитными организациями

План финансового оздоровления кредитная организация направляет в территориальное учреждение ЦБ РФ.

Территориальное учреждение ЦБ РФ устанавливает реальное финансовое положение кредитной организации, оценивает мероприятия, предусмотренные планом санации, и на этой основе определяет возможность восстановления платежеспособности, ликвидности и дальнейшего развития кредитной организации в результате выполнения мероприятий по ее финансовому оздоровлению.

Для установления реального финансового положения кредитной организации выясняется, имеется ли у нее недостаток собственных средств (капитала) и ликвидных активов, а также определяется их размер.

Для определения недостатка собственных средств (капитала) рассчитывается, прежде всего, сумма, необходимая для покрытия возможных и имеющихся потерь (обесценения) активов, и устанавливается сумма обязательств, которая не была учтена в балансе (неначисленная задолженность перед бюджетом, внебюджетными фондами, кредиторами и вкладчиками, в том числе по процентам, штрафам, пеням и неустойкам), а также сумма внебалансовых обязательств (гарантии, поручительства), по которым наступил момент платежа, но он не был совершен из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации.

Сумма, которая требуется для покрытия возможных и имеющихся потерь активов, определяется путем оценки стоимости всех активов кредитной организации.

Недостаток капитала определяется как разница между суммой собственных средств (капитала), которая минимально необходима для выполнения экономических нормативов, пересчитанных на основе показателей расчетного баланса, и суммой собственных средств (капитала).

Для определения недостатка у кредитной организации ликвидных средств следует оценить разницу между обязательствами до востребования и на срок до 30 дней и ликвидными активами.

При оценке возможности восстановления платежеспособности и ликвидности кредитной организации в результате выполнения мероприятий по ее финансовому оздоровлению проверяется, прежде всего, соответствие этих мероприятий требованиям действующего законодательства и нормативных актов Банка России.

Затем мероприятия оцениваются с точки зрения сроков их выполнения и способности реально обеспечить восстановление платежеспособности и ликвидности кредитной организации.

При оценке мероприятий по сокращению административно-хозяйственных расходов кредитной организации выясняется, насколь-

90

Финансовое оздоровление кредитной организации

ко они будут обеспечивать нормальное ее функционирование и выполнение ею намеченных мероприятий по финансовому оздоровлению при снижении расходов. Для этого следует, в частности, сравнить по структуре и динамике планируемые и ранее произведенные расходы. Это позволит определить реальность планируемого снижения тех или иных расходов.

При оценке реальности мероприятий, предусматривающих повышение доходности операций кредитной организации, определяется, в какой степени кредитная организация имеет технические и финансовые возможности развивать операции, которые могут принести доход, и позволяет ли ситуация на финансовых и других рынках развивать эти направления бизнеса, возможности направлять свободные денежные средства в какие-либо активные рентабельные операции. Признанные реальными мероприятия следует оценивать с точки зрения их влияния на финансовое оздоровление кредитной организации, имея в виду, что выполнение всех этих мероприятий должно обеспечить восстановление платежеспособности и ликвидности, то есть покрыть недостаток капитала и ликвидных средств. В этих целях мероприятия, направленные на восстановление ликвидности кредитной организации, анализируются в первую очередь, так как обеспечение своевременных расчетов по текущим обязательствам является одним из основных условий выполнения данной кредитной организацией мероприятий по финансовому оздоровлению.

При оценке влияния указанных мероприятий на восстановление платежеспособности и ликвидности кредитной организации следует исходить из того, что в период проведения санационных мероприятий кредитная организация будет осуществлять все присущие ей операции, в том числе формирование различных резервов, включая резервы под возможные потери стоимости активов, обязательные резервы, депонируемые в Банке России, и резервный фонд.

Важным моментом в работе с банками, имеющими внешние признаки банкротства, является направление в них рабочих групп для оценки возможностей санирования и установления непосредственно на месте реального финансового состояния, в случае когда бухгалтерская отчетность банка вызывает сомнения в возможности реализации плана санации.

План финансового оздоровления банк может разработать с участием временной администрации, назначенной в него ЦБ РФ (если полномочия исполнительных органов ограничены), или только временной администрацией, в случае если полномочия исполни-

91

Антикризисное управление кредитными организациями

тельных органов и главного бухгалтера банка приостановлены. Временная администрация также обязана предоставить в банк план санации кредитного учреждения и, в случае одобрения ЦБ РФ, пытаться на практике его реализовать.

Если ЦБ РФ сомневается в компетентности действующего руководства банка и предвидит грядущие проблемы, связанные с этим, он вправе рекомендовать акционерам (или пайщикам) заменить действующий руководящий состав (управляющего, главного бухгалтера и т.д.). В основном, рекомендации носят директивный характер.

Источник: https://economy-ru.com/antikrizisnoe-upravlenie-besplatno/plan-finansovogo-ozdorovleniya-kreditnoy.html

4.2. ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

5.2. Финансовое оздоровление кредитной организации
Банки, испытывающие финансовые затруднения, — источник проблем для органов банковского надзора во всех странах, по­этому органы банковского надзора предпринимают предусмот­ренные национальным законодательством меры, препятству­ющие распространению проблемных банков. Финансовая неустой- кредитных организаций обусловлена:

■ плохим качеством активов;

■ высокими операционными расходами, неадекватными реальному состоянию бизнеса;

■ скрытыми убытками, не нашедшими отражения в отчет­ности.

Неудовлетворительное качество активов зачастую связано с чрезмерным наращиванием операций по предоставлению ссуд различным категориям заемщиков и отсутствием стимулов для выявления проблемной задолженности на ранних стадиях, не­своевременным принятием мер по улучшению ситуации, кон­центрацией кредитного риска в одном регионе или отрасли. Не ме­нее значимые причины возникновения подобных ситуаций — несоблюдение менеджментом кредитной организации требований и процедур, закрепленных в кредитной политике и внутренних ин­струкциях, неэффективность работы служб внутреннего контроля и аудита.

Снижение уровня финансовой устойчивости кредитной орга­низации побуждает органы надзора принимать меры с учетом си­туации и норм банковского законодательства. При этом собствен­ники и менеджмент обязаны проводить мероприятия по выводу кредитной организации из кризиса.

Проблемный банк — банк, состояние ликвидности и пла­тежеспособности которого подвержено реальной угрозе, финан­совая неустойчивость которого носит фундаментальный харак­тер.

Финансово неустойчивый банк — банк, ликвидность и платежеспособность которого потенциально уязвима, пробле­мы в деятельности которого носят временный характер и могут быть преодолены при помощи оздоровительных мероприятий.

Задачи органов банковского надзора заключаются в выяв­лении финансово неустойчивых банков на ранней стадии, в обес­печении условий для принятия превентивных или оздоровитель­ных мер, в разработке стратегии разрешения проблем, если меры превентивного характера не возымеют действия. Органы бан­ковского надзора при работе с проблемными банками должны применять следующие руководящие принципы.

Оперативность. Промедление в принятии мер может усу­губить проблемы, повысить затраты по их разрешению, превра­тить их в более масштабные и системные.

Эффективность. При выборе альтернативных действий, направленных на достижение целей, необходимо руководство­ваться критерием наименьших затрат.

Гибкость. Этот принцип предполагает применение всего арсенала имеющихся средств и властных полномочий с учетом конкретных условий.

Последовательность. Действия органов банковского над­зора не должны приводить к деформации конкурентной среды. Эти органы должны применять одинаковый подход в отноше­нии крупных и мелких, частных и государственных банков.

Учет морального риска. Мероприятия органов банковского надзора должны создавать стимулы для собственников и менед-

жмента финансово неустойчивых банков и не должны способ­ствовать защите интересов служащих проблемного банка.

Прозрачность и сотрудничество. Неадекватная или не­корректная информация, предоставляемая банком, увеличива­ет неопределенность для каждого участника, находящегося во взаимоотношениях с ним.

Согласно исследованиям банковских кризисов экспертами Мирового банка недостатки в регулировании и надзоре в боль­шинстве стран были одной из главных причин развития кризи­са (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Факторы банковских кризисов Фактор банковского кризиса[3]__________ | %[4]

Недостатки судебной системы ______ _ ______________________________ j.____________

Активное изъятие вкладчиками депозитов из банков_____________________________ i_„„___ Z______

При определении стратегии и тактики работы с финансово неустойчивыми банками или слабой банковской системой важ­но правильно понимать сущность и место финансового оздо­ровления, для характеристики которого чаще всего используют понятие «санация» («санирование») (от лат. ьапайо — лечение, оздоровление). В зарубежной экономической литературе поня­тия «рекапитализация» и «санация» взаимосвязаны'.

Рекапитализация банка означает доведение достаточности капитала банка до уровня, установленного надзорным органом, что позволяет возродить доверие к нему после кризиса.

Санацией банка как элемента банковской системы назы­вается процесс улучшения работы банка, при необходимости на основе его реорганизации, включая изменение структуры капитала или переход прав собственности на акции (доли) бан­ка от неэффективных собственников к эффективным. Санацию невозможно осуществить без рекапитализации, а рекапитали­зация должна стать результатом или целью санации.

Санация направлена на улучшение ведения дел в банке до уровня, позволяющего выполнить пруденциальные нормы (раз­мер капитала, его достаточность и др.).

С этой целью преду­сматриваются устранение недостатков во внутренней организа­ции банка, смещение или отстранение прежнего руководства, улучшение порядка рассмотрения и взыскания ссуд, списание безнадежных ссуд, совершенствование информационно-управ­ляющих систем, отказ от нерентабельных или специализиро­ванных подразделений и дорогостоящих инвестиций, сокраще­ние числа работающих и т.д.

Планы рекапитализации и санации разрабатывают сами банки, желательно уже под новым руководством. Орган бан­ковского надзора оценивает качество представленных пла­нов.

Если санация и рекапитализация невозможны, у банка отзывают лицензию на осуществление банковских операций.

Ликвидация банка, конкурсная продажа его активов и распре­деление поступлений от их реализации среди кредиторов, вклю­чая вкладчиков, должны выполняться независимыми профес­сионалами — ликвидаторами, которых назначает суд.

Идентификация Основная задача органов надзора — выявление финансово неус- проблемных тойчивых банков на ранних стадиях. Идентификация потенци- банков ально уязвимых банков относится к числу наиболее трудно

решаемых задач, однако органы банковского надзора разрабо­тали инструменты, позволяющие достигать цели.

1 Найберг П. Системные структурные преобразования в банковской сфере (по материалам семинара, проведенного Банком России и МВФ 17_19 апреля 1996 г.) // Деньги и кредит. 1996. № 5. С. 54—58.

3-26718

Эффективность мероприятий по своевременному выявле­нию слабых банков зависит от информации, поступающей из внешних и внутренних источников (табл. 4.2).

Таблица 4.2

Источники информации, используемые для идентификации слабых банков Внутренние источники ; Внешние источники

Финансовая отчетность кредитных организаций ; Макроэкономическая ситуация, состояние

! финансовых рынков

овые системы опенки, используемые : овые оценки независимых агентств органом надзора

Результаты мониторинга финансового ; Контакты с менеджментом банков

состояния кредитных организаций ■

Результаты проверок банков на местах ! Мнение внешних аудиторов

Информация, поступающая от кураторов ; Информация, полученная службами

кредитных организаций : внутреннего контроля и аудита банка

Органы банковского надзора в проведении такой работы опираются на финансовую информацию, поступающую от кре­дитных организаций. Ее обрабатывают и оценивают на осно­ве определенного набора финансовых коэффициентов.

Эти ин- ! дикаторы формируют базу для анализа и оценки финансового состояния банка.

Подобный анализ предполагает сопоставле- | ние финансовых индикаторов отдельного банка с индикатора- ; ми группы аналогичных банков и изучение тенденций в пове- 1 дении индикаторов.

Потенциальные дефекты данных инструментов обусловлены: I

■ степенью обоснованности анализа (его результаты зави- ! сят от качества полученной информации);

■ статичностью анализа (используемые коэффициенты ха- [ рактеризуютположение банка в конкретный момент вре- мени в исторической ретроспективе);

■ запаздыванием информации (индикаторы экономической ; активности отстают с определенным лагом от делового ;■ цикла);

■ разрозненностью (финансовые индикаторы не должны ' | использоваться изолированно от оценки качественных ; аспектов — корпоративного управления, системы риск- j менеджмента и др.).

Указанные недостатки в некоторой степени устраняются путем внедрения органами надзора систем раннего оповеще­ния о проблемах в деятельности кредитной организации. В ос­нове подобных систем лежат статистические модели, базирую-

щиеся на.финансовых индикаторах (они поддаются реальной оценке и измерению), устанавливающие вероятность банкрот­ства или финансовых затруднений. Альтернатива таким моде­лям — системы раннего оповещения, позволяющие выявлять будущую несостоятельность посредством прогнозирования по­тенциальных потерь.

Располагая информацией о финансовой устойчивости кре­дитной организации, орган надзора осуществляет постоянный мониторинг; систематическое наблюдение за изменением фи­нансового состояния помогает идентифицировать негативные тенденции и предпринимать меры по их устранению.

Правовые и экономические основы финансового оздоровления кредитных организаций в Российской Федерации

Работа с финансовой отчетностью, ее анализ, оценка и ин тер­претация занимают должное место в идентификации признаков проблем. Данная информация может быть расширена за счет све­дений, полученных от менеджмента кредитных организаций.

Контакты между органами банковского надзора и менеджментом банка не должны быть формальными и ограничиваться лишь выс­шим руководством. Частые контакты и диалог с менеджментом банка, советом директоров — важные составляющие эффектив­ного банковского надзора.

В России развитие этого направле­ния связано с введением института кураторов.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кре­дитных организаций» поднял организацию финансового оздо­ровления банков России на качественно новый уровень:

1) кредитным организациям было предоставлено право самостоятельно принимать решения об осуществлении мер по финансовому оздоровлению при наличии четко определенных Законом критериев и при одновременном ужесточении ответст­венности менеджмента кредитной организации, ее учредителей (участников) за принятие необходимых и своевременных мер;

2) были расширены полномочия надзорных органов по при­менению мер воздействия к кредитным организациям на ран­них стадиях возникновения у них проблем.

В соответствии с законодательством к мерам по финансо­вому оздоровлению относятся:

■ оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами;

■ изменение структуры-активов и (или) структуры пасси­вов кредитной организации;

■ изменение структуры кредитной организации;

■ иные меры.

Основания для проведения мероприятий по предупрежде­нию банкротства кредитной организации, относи тельно которых она вправе самостоятельно принимать решение (или территори­альное учреждение Банка России вправе потребовать осуще­
ствления таких мер от кредитной организации), предусмотрены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кре­дитных организаций».

Если кредитная организация устранила причины возник­новения оснований для применения мер по предупреждению бан­кротства в течение 10 дней с момента их возникновения, орган надзора вправе не применять к ней санкции. Если банк не реали­зует меры по предупреждению банкротства самостоятельно, над­зорный орган в обязательном порядке применяет меры воздей­ствия.

Банк России вправе предъявить требование об осуществ­лении мер по финансовому оздоровлению кредитной организа­ции с момента возникновения хотя бы одного из оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства, а также при наличии указанных оснований в течение пяти рабочих дней с момента возникновения следующих обстоятельств:

■ непоступление или несвоевременное направление в Банк России извещений о самостоятельном принятии мер по финансовому оздоровлению и (или) реорганизации в установленные сроки;

■ поступление в Банк России ходатайства руководителя кредитной организации об осуществлении мер по пре­дупреждению ее банкротства;

■ получение заявлений лиц, установленных законодатель­ством.

Меры по финансовому оздоровлению должны обеспечить устранение причин финансовой неустойчивости, а также пер­спективы деятельности кредитной организации на период не менее 12 месяцев.

Порядок рассмотрения плана мер по финансовому оздоров­лению кредитной организации и подготовки заключения по нему регламентирован инструкциями Банка России, который учитывает ряд обязательных требований.

1. План должен опираться на данные анализа финансового состояния кредитной организации (на дату рассмотре­ния плана), оценку достоверности оценочного баланса, результаты инспекционной проверки деятельности кре­дитной организации.

«2. Орган надзора вправе сделать дополнительные' коррек­тировки в представленный план.

3. Территориальное учреждение Банка России после под­готовки заключения о реальности (либо необходимости доработки) плана мер по финансовому оздоровлению кредитной организации должно направить кредитной организации требование об осуществлении плана мер по финансовому оздоровлению.

Одобренные планы финансового оздоровления кредитной организации подвергаются контролю на уровне:

■ руководства кредитной организации или органов ее управ­ления, ответственных за принятие необходимых и свое­временных мер;

■ территориального учреждения Банка России, осуществ­ляющего непосредственный надзор за деятельностью кредитной организации и ответственного за результаты организации указанной работы в регионе;

■ Банка России (его Департамента лицензирования дея­тельности и финансового оздоровления кредитных орга­низаций).

Можно выделить два этапа контроля за исполнением пла­на мер по финансовому оздоровлению кредитной организации:

1) контроль изменения финансового состояния кредитной организации;

2) оценка хода выполнения его плана мер по финансовому оздоровлению.

Контроль осуществляется с использованием количествен­ных и качественных показателей: оценка выполнения кредитной организацией ежемесячных показателей деятельности, достижение которых планируется (ожидается) в результате проведения ме­роприятий по ее финансовому оздоровлению; доведение пруден­циальных норм деятельности до уровня, установленного норма­тивными актами Банка России; выполнение (невыполнение) мероприятий, предусмотренных планом мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.

При ухудшении финансового состояния, невыполнении плана мер по финансовому оздоровлению или нарушении уста­новленных сроков Банк России вправе предъявить кредитной организации требование о доработке либо о выполнении плана.

Временная администрация — форма предупреждения банкротства, орган управления кредитной организацией, назна­чаемый Банком России. На период ее деятельности полномочия исполнительных органов кредитной организации ограничивают­ся либо приостанавливаются и в зависимости от этого диффе­ренцируются ее функции.

Независимо от формы деятельности временной админи­страции кредитная организация реализует следующие главные задачи:

■ защита законных интересов кредиторов и вкладчиков;

■ анализ своего финансового состояния и подготовка за­ключения о результатах;

■ подготовка предложений о перспективах деятельности.

Для обеспечения защиты интересов кредиторов и вкладчи­ков после отзыва лицензии у кредитной организации деятель­ность временной администрации может быть продлена прика­зом Банка России на срок более шести месяцев до момента на­значения арбитражного управляющего. Общий срок действия временной администрации не может превышать 18 месяцев.

Банк России вправе назначить временную администрацию при наличии оснований, предусмотренных Федеральным зако­ном «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организа­ций», т.е. если кредитная организация:

1) не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязан­ность по уплате обязательных платежей в сроки, превы­шающие семь дней с момента наступления даты их удов­летворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондент­ских счетах кредитной организации;

2) допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достиг­нутой за последние 12 месяцев, более чем на 30% при одновременном нарушении одного из обязательных нор­мативов, установленных Банком России;

3) нарушает норматив текущей ликвидности, установлен­ный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20%;

4) не исполняет требования Банка России о замене руко­водителя, об осуществлении мер по финансовому оздо­ровлению или реорганизации в установленный срок.

К числу важнейших аспектов работы временной админист­рации относятся:

1) организация и контроль территориальным учреждением Банка России деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией как при огра­ничении, так и при приостановлении полномочий ее ис­полнительных органов;

2) установление порядка и разделение полномочий по со­гласованию сделок временной администрацией и орга­нами управления кредитной организации;

3) требования к обеспечению необходимых условий и техни­ческому оснащению работы временной администрации;

4) порядок реализации процедур, связанных с началом дея­тельности временной администрации, при передаче ей

, той или иной части полномочий исполнительного орга­на по управлению кредитной организацией;

5) предоставление права составления акта о противодействии временной администрации по управлению кредитной орга­низацией и установление последствий его составления для противодействующих лиц;

6) порядок назначения представителя временной админист­рации по местонахождению филиала кредитной органи­зации;

7) требования к оформлению карточек с образцами подпи­сей и оттиска печати, особенности подписания и приня­тия к исполнению расчетных документов кредитной организации в период деятельности временной админи­страции, а также порядок оформления документов на осу­ществление операций в рамках профессиональной дея­тельности кредитной организации на рынке ценных бумаг и операций в сфере вексельного обращения;

8) порядок определения, утверждения и источники расхо­дов временной администрации по управлению кредит­ной организацией.

При назначении временной администрации с приостанов­лением полномочий исполнительного органа кредитной органи­зации возможно введение моратория на удовлетворение требова­ний ее кредиторов. Решение о введении моратория, как и решение о назначении временной администрации но управлению кредит­ной организацией, оформляется приказом Банка России.

Решение о прекращении деятельности временной админи­страции Банк России принимает в случаях устранения причин, послуживших основанием для ее назначения, передачи дел ар­битражному управляющему и др.

Прекращение деятельности временной администрации при устранении причин, послуживших основанием для се назначения, означает восстановление полномочий исполнительных органов кредитной организации.

Источник: https://all-sci.net/bankovskoe-delo_784/finansovoe-ozdorovlenie-kreditnyih-180443.html

Studio-pravo
Добавить комментарий