49. Понятие гос. тайны. Режим, степени, порядок засекр-ния и

Содержание
  1. Степени секретности сведений, составляющих государственную тайну: форма допуска, правила хранения, использования и охраны
  2. Определяющее понятие
  3. Защита гостайны
  4. Законодательное регулирование
  5. Уровни и грифы
  6. Система классификации
  7. Особо важные данные
  8. Совершенно секретные данные
  9. Секретные данные
  10. Что не может быть гостайной?
  11. Рассекречивание информации
  12. Допуск к информации
  13. Ограничение
  14. 29. Понятие и содержание государственной тайны
  15. 30.Правовой режим государственной тайны
  16. Порядок засекречивания и рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну и носителей государственной тайны
  17. Государственная тайна
  18. Законодательное обеспечение и состав секретных сведений в РФ
  19. Понятие о степени секретности и грифах документов
  20. Зашита информации, составляющей гостайну
  21. Обеспечение сохранности государственной тайны и IT – технологии
  22. Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-I
  23. Понятие государственной тайны. Режим, степени, сроки секретности, порядок засекречивания

Степени секретности сведений, составляющих государственную тайну: форма допуска, правила хранения, использования и охраны

49. Понятие гос. тайны. Режим, степени, порядок засекр-ния и

Государственная тайна — это важная информация, разглашение которой может привести к большому ущербу для страны, деятельности государственных органов, и, в конечном счете, для общества. Кроме того, выделяются и степени секретности сведений, составляющих государственную тайну. Они закреплены в российском законодательстве. Рассмотрим важные положения в этой нише.

Определяющее понятие

Прежде чем подробно разобрать правила допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, рассмотрим, что именно является ею.

Обратимся к трактовке термина, принятой российским правительством. Это защищаемая государством информация в следующих сферах его деятельности: внешнеполитической, экономической, военной, розыскной, разведке и контрразведке. Разглашение таких данных может теоретически навредить государству.

Защита гостайны

Как осуществляется защита сведений, составляющих государственную тайну? Само собой разумеется, что данную информацию охраняет закон:

  1. Конституция РФ.
  2. ФЗ «О государственной тайне» (в частности, ст.3).
  3. ФЗ «О госбезопасности».

Перечень сведений государственной тайны определяется самостоятельным ФЗ — «О государственной тайне» (в частности, второй раздел). На основании этого акта межведомственной комиссией по защите гостайны и формируется перечень секретной государственно важной информации.

На распространение подобных сведений государство устанавливает строгие ограничения.

Притом они (ограничения) начинают действовать как заблаговременно, так и с момента возникновения (создания, разработки) таковых данных.

С целью упорядочивания работы с подобной секретной информацией тем же государством формируются соответствующие нормативные акты. Это так называемая перечневая система засекречивания информации.

Те органы госвласти, руководство которых наделено исключительным правом по отнесению той или иной информации именно к государственной тайне, разрабатывают в рамках своих полномочий развернутые списки сведений государственной тайны. То есть данных, которые в дальнейшем обязательно должны подлежать засекречиванию.

Именно руководствуясь таковыми перечнями, исполнителями определяются степени секретности данных, составляющих гостайну, имеющихся в создаваемой ими документации, носителях.

Законодательное регулирование

Информация по степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну, закреплена в Законе «О государственной тайне» №5485-1 (1993), ст. 8.

Что сказано в статье? Рассмотрим ее главные положения:

  • Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, соответствует уровню ущерба, который теоретически может быть нанесен безопасности РФ в результате распространения данной информации.
  • Порядок определения объема ущерба, который теоретически может быть нанесен российской безопасности вследствие распространения подобных секретных сведений, определяется правительством РФ.
  • В отечественном законодательстве выделяется три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну. Им соответствуют три грифа для носителей таковой информации: «особая важность», «совершенно секретно» и просто «секретно».
  • Отнесение той или иной информации к одной из степеней секретности сведений, составляющих государственную тайну, непосредственно устанавливается российским правительством.
  • Использование вышеобозначенных грифов секретности для засекречивания информации, которая вовсе не относится к гостайне, не допускается законом.

Уровни и грифы

Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что в РФ применяются три грифа секретности сведений, составляющих государственную тайну:

  • «Особая важность».
  • «Совершенно секретно».
  • «Секретно».

Что касается времен СССР, в тот исторический период уровней секретности государственных документов было несколько больше:

  • «Совершенно секретно. Информация в особой папке».
  • «Особая папка».
  • «Особая важность».
  • «Совершенно секретно».
  • «Секретно».
  • «Данные только для служебного использования».

Система классификации

Вышеобозначенная классификация информации, составляющей гостайну, утверждена законом «О гостайне». Он выполняет сразу несколько функций:

  • Установка классификации секретных данных государственной важности.
  • Круг сведений, которые подлежат/не подлежат таковому засекречиванию.
  • Порядки как засекречивания, так и рассекречивания информации.
  • Допуск отдельных лиц к государственной тайне.
  • Меры, которые принимаются для защиты этих секретных данных.

Отнесение той или иной информации к определенному уровню секретности регулируется Постановлением Правительства РФ №870 (1995). Рассмотрим, как классифицируется тут информация.

Особо важные данные

Тут важно выделять следующие сведения:

  • Военные.
  • Внешнеполитические.
  • Научно-технические.
  • Разведывательные.
  • Экономические.
  • Контрразведывательные.
  • Оперативно-розыскные.

Это те данные, которые могут теоретически нанести ущерб РФ в одной или нескольких вышеобозначенных областях деятельности.

Совершенно секретные данные

К ним относится информация по тем же сферам деятельности:

  • Военная.
  • Контрразведывательная.
  • Внешнеполитическая.
  • Научно-техническая.
  • Экономическая.
  • Разведывательная.
  • Оперативно-розыскная.
  • Контрразведывательная.

Распространение подобных данных может нанести ущерб отраслям экономики РФ, министерствам, ведомствам государства в одной из обозначенных областей деятельности.

Секретные данные

Это все сведения, составляющие собой гостайну, но не относящиеся к особо важным и совершенно секретным. Тут ущербом, нанесенным РФ, будет считаться ущерб, который нанесен одному или нескольким предприятиям, организациям в сферах деятельности:

  • Контрразведывательная.
  • Экономическая.
  • Научно-техническая.
  • Оперативно-розыскная.
  • Военная.
  • Разведывательная
  • Внешнеполитическая.

Что не может быть гостайной?

К сведениям, составляющими государственную тайну, может быть отнесена далеко не вся информация. Так, в ст. 7 ФЗ «О гостайне» указан список информации, которая не может подлежать засекречиванию:

  • Катастрофы, чрезвычайные происшествия, которые могут угрожать жизни, безопасности, здоровью граждан. А также последствия аварий, ЧС, стихийные бедствия, официальные прогнозы их возникновения и ожидаемого ущерба.
  • Состояние сферы здравоохранения, экологии, санитарии, образования, демографии. сельского хозяйства, культуры, данные по уровню преступности в обществе.
  • Компенсации, социальные гарантии, иного рода привилегии и преференции, которые государство предоставляет гражданам, предприятиям, отдельным должностным лицам, организациям и учреждениям.
  • Факты нарушения свобод и прав гражданина и человека.
  • Размеры валютных государственных резервов и золотого запаса России.
  • Состояние здоровья высших ответственных руководителей в структуре российской госвласти.
  • Факты нарушения закона должностными лицами-представителями отечественной государственной власти.

Рассекречивание информации

Государственная тайна в некоторых случаях может быть рассекречена. Как это понимать? Снимается ограничение на распространение таковой информации. Однако для рассекречивания этих данных должны быть достаточные основания:

  • Взятие РФ на себя ряда межгосударственных обязательств по открытому обмену информацией, которая содержит в себе факты, составляющие в России гостайну.
  • Изменение объективной группы обстоятельств, из-за чего дальнейшая защита информации, являющейся государственной тайной, является нецелесообразной.

Есть и еще одно предписание. Срок засекречивания данных, которые составляют гостайну, не может превышать 30 лет. Только в порядке исключения этот период может быть продлен по соответствующему решению межведомственного комитета по защите гостайны.

Допуск к информации

Формы допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, также определяются российским законодательством. В частности, существует список ответственных должностей, при замещении которых отдельные лица получают допуск к российским гостайнам. Он утвержден Распоряжением Президента РФ №24-рп (210).

Доступ к секретной информации государственной важности имеют:

  • Председатель российского правительства.
  • Генпрокурор РФ.
  • Руководитель Администрации президента.
  • Секретарь Совбеза РФ.
  • Первый зам. председателя правительства.
  • Заместитель председателя российского правительства.
  • Министр финансов РФ.
  • Руководитель аппарата правительства государства.
  • Первый зам. Генпрокурора — председатель следственного комитета, действующего при прокуратуре.
  • Председатель российского Следственного комитета.
  • Федеральный министр.
  • Председатель Центризбиркома РФ.
  • Председатель российской Счетной палаты.
  • Председатель Центробанка страны.
  • Президент РАН.
  • Директор федеральной службы.
  • Руководитель федерального агентства.
  • Руководитель высшего госоргана исполнительной власти уровня субъекта РФ.
  • Уполномоченный по правам человека в России.
  • Руководитель учреждения, которое, согласно российскому законодательству, правомочно осуществлять государственное управление в определенных областях деятельности.

К сведениям, относящимся к государственной тайне, без проведения каких-либо проверочных мероприятий в РФ также могут допускаться следующие лица:

  • Депутаты Госдумы.
  • Члены Совета Федерации.
  • Судьи (на время исполнения своих служебных полномочий).
  • Адвокаты, выступающими защитниками при проведении уголовного судопроизводства по тем делам, что непосредственно связаны с информацией, составляющей гостайну.

Ограничение

Лица, что допущены к информации, составляющей государственную тайну, могут быть ограничены в некоторых своих конституционных правах. В частности, это касается следующего:

  • Свободный выезд за границы России.
  • Право на распространение данных (только той информации, что составляет гостайну).
  • Право на использование конкретных открытий и изобретений, засекреченных государством.
  • Право на неприкосновенность своей частной жизни.

В РФ подобные ограничения накладываются органами безопасности. Основанием для этого выступает заключение об осведомленности гражданина в данных, составляющих гостайну.

В нашем государстве действуют специальные акты, положения которых относят ту или иную информацию к государственной тайне, устанавливают для нее степень секретности, возможность рассекречивания. Также они определяют правила работы с подобной информацией, допуск к ней конкретных ответственных лиц.

Источник

Источник: https://zakon.temaretik.com/1637825146528205518/stepeni-sekretnosti-svedenij-sostavlyayuschih-gosudarstvennuyu-tajnu-forma-dopuska-pravila-hraneniya-ispolzovaniya-i-ohrany/

29. Понятие и содержание государственной тайны

49. Понятие гос. тайны. Режим, степени, порядок засекр-ния и

Государственнаятайна — защищаемые государством сведенияв области его военной, внешнеполитической,экономической, разведывательной,контрразведывательной и оперативно-розыскнойдеятельности, распространение которыхможет нанести ущерб безопасностиРоссийской Федерации. Сведения могутсчитаться государственной тайной (могутбыть засекречены), если они отвечаютследующим требованиям:

соответствуютперечню сведений, составляющих гос.тайну, перечню сведений, не подлежащихзасекречиванию, и законодательству РФо гос.тайне (принцип законности);

-целесообразность засекречиванияконкретных сведений установлена путемэкспертной оценки вероятных экономическихи иных последствий, возможности нанесенияущерба безопасности РФ, исходя из балансажизненно важных интересов государства,общества и личности (принцип обоснованности);

-ограничения на распространение этихсведений и на доступ к ним установленыс момента их получения (разработки) илизаблаговременно (принцип своевременности);

-компетентные органы и их должностныелица приняли в отношении конкретныхсведений решение об отнесении их кгосударственной тайне и засекречиваниии установили в отношении их соответствующийрежим правовой охраны и защиты (принципобязательной защиты).

Встатье 5 Закона РФ «О государственнойтайне» приведен перечень.государственнуютайну могут составлять:

1.Сведения в военной области 2. Сведенияв области экономики, науки и техники

3.Сведения в области внешней политики иэк.: 4. Сведения в области разведывательной,контрразвед. и операти.-розыскнойдеят-ти, Косновным субъектам правоот-ий в этойсфере относятся государство (, органовзащиты государственной тайны) ипредприятия, учреждения, организации,а также граждане, допущенные к гостайне.

30.Правовой режим государственной тайны

Правовоерегулирование государственной тайныв РФ осуществляется в соответствии сКонституцией РФ, Законом РФ «Огосударственной тайне» от 21 июля 1993года №5485-1, Законом РФ «О безопасности».

Государственнаятайна – это защищаемые государствомсведения в области его военной,внешнеполитической, экономической,разведывательной, контрразведывательнойи оперативно-розыскной деятельности,распространение которых может нанестиущерб Российской Федерации.

Государственнуютайну составляют:

сведенияв военной области (о проведениивоенных операций, стратегическомуразвертыванию ВС РФ, научно-исследовательскихработ по созданию и модернизации образцоввооружения, о разработке ядерныхбоеприпасов, дислокации, наименованиях,организационной структуре войск);

сведенияв области экономики (планы подготовкик возможным вооруженным действиям, обиспользовании инфраструктуры РФ в целяхобеспечения обороноспособностигосударства, о силах и средствахгражданской обороны, об объемахгосударственного оборонного заказа, одостижениях науки и техники, имеющихважное оборонное или экономическоезначение, о запасах платины, природныхалмазов в Государственном фондедрагоценных металлов);

сведенияв области внешней политики (овнешнеполитической, внешнеэкономическойдеятельности РФ, преждевременноераспространение которых может нанестиурон безопасности РФ, о финансовойполитики в отношении иностранныхгосударств);

сведенияв области разведывательной,контрразведывательной и оперативно-розыскнойдеятельности, а также в областипротиводействия терроризму (о силах,средствах, источниках, планах и результатахтакой деятельности, о лицах, сотрудничающихили сотрудничавших на конфиденциальнойоснове, о системе президентской,правительственной, шифрованной связи,о защите Государственной границы).

Отнесениесведений к государственной тайне изасекречивание этих сведений осуществляетсяна основе принципов:

1) законности;

2) обоснованности (наоснове оценки целесообразностизасекречивания конкретных сведений,вероятных экономических и иных последствийэтого акта исходя из баланса жизненноважных интересов государства, обществаи граждан);

3) своевременности отнесениясведений к государственной тайне(установление ограничений на распространениеэтих сведений с момента их полученияили заблаговременно).

Неподлежат отнесению к государственнойтайне и засекречиванию сведения о:

-о чрезвычайных происшествиях, катастрофах;-о состоянии экологии, здравоохранении,санитарии, демографии, образования,культуры, сельского хозяйства,

-о состоянии преступности;- о привилегиях,компенсациях, социальных гарантиях,

-о размерах золотого запаса и государственныхвалютных резервах;- о фактах нарушенияправ и свобод граждан;

-о состоянии здоровья высших должностныхлиц;- о фактах нарушения законностиорганами государственной власти и ихдолжностными лицами.

Степеньсекретности сведений, составляющихгосударственную тайну, должнасоответствовать степени тяжести ущерба,который может быть нанесен безопасностиРФ вследствие распространения такихсведений. При засекречивании сведенийим устанавливается три степени секретностии соответствующие этим степеням грифысекретности для носителей такихсведений:

-«особой важности»- «совершенно секретно»-«секретно».

Основаниемдля рассекречивания сведений являются:взятие РФ на себя международныхобязательств по открытому обменусведениями, составляющими государственнуютайну; и изменение объективныхобстоятельств, вследствие которогодальнейшая защита таких сведенийявляется нецелесообразной.

Срокзасекречивания сведений, составляющихгосударственную тайну, не долженпревышать 30 лет. В исключительных случаяхэтот срок может быть продлен межведомственнойкомиссией по защите государственнойтайны.

Системазащиты гос. тайны – это совокупностьорганов защиты государственной тайны,используемых ими средств и методовзащиты сведений, составляющихгосударственную тайну и их носителей,а также мероприятия, проводимые в этихцелях.

Корганам защиты государственной тайныотносят:

-межведомственную комиссию по защитегосударственной тайны (коллегиальныйорган, координирующий работу всехостальных органов)

-федеральную службу безопасности, -министерство обороны

-федеральную службу внешней разведки,- органы государственной власти,предприятия, учреждения, организациии их структурные подразделения по защитегосударственной тайны.

Контрольза обеспечением защиты государственнойтайны осуществляют Президент РФ иПравительство РФ. Надзор за соблюдениемзаконодательства при обеспечении защитыгосударственной тайны и законностьюпринимаемых при этом решений осуществляетГенеральный прокурор РФ и подчиненныеему прокуроры.

Допускдолжностных лиц и граждан РФ кгосударственной тайне осуществляетсяв добровольном порядке. Допускпредусматривает, что лицо:

-приняло на себя обязательства передгосударством о нераспространениисведений;

-согласилось на частичные, временныеограничения в правах (права выезда заграницу на срок, оговоренный в трудовомдоговоре; права на распространениесведений и на использование открытийи изобретений, содержащих такие сведения;права на неприкосновенность частнойжизни при проведении проверочныхмероприятий);

-письменно согласилось на проведение вотношении него проверочных мероприятий(их объем зависит от степени секретностисведений, к которым оно допускается);

-ознакомлено с законодательством обответственности за нарушение правил;

-в отношении него определены виды, размерыи порядок предоставления социальныхгарантий (для допущенных к государственнойтайне на постоянной основе устанавливаютсяпроцентные надбавки к заработной платев зависимости от степени секретностисведений; преимущественное правооставления на работе штатных мероприятиях).

Устанавливаютсятри формы допуска к государственнойтайне должностных лиц и граждан,соответствующие трем степеням секретности:к сведениям особой важности, совершенносекретным и секретным. Наличие у лицадопуска к сведениям более высокойстепени секретности является основаниямдля доступа их к сведениям более низкойстепени секретности.

Основаниямидля отказа должностному лицу илигражданину в допуске к государственнойтайне могут являться:

-признание его судом недееспособным,ограниченно дееспособным,

-признание его рецидивистом,

-нахождение его под судом или следствиемза государственные или иные тяжкиепреступления, наличие у него неснятойсудимости,

-наличие у него медицинских противопоказанийдля работы с использованием сведений,составляющих государственную тайну,

-постоянное проживание его самого и(или) его близких родственников заграницей или оформление указаннымилицами документов для выезда на постоянноеместо жительства в другие страны,

-выявление в результате проверочныхмероприятий действий оформляемоголица, создающих угрозу безопасностиРФ,

-уклонение его от проверочных мероприятийи (или) сообщение им заведомо ложныханкетных данных.

Допусклица к государственной тайне может бытьпрекращен по решению руководителяоргана власти, предприятия, организациив случаях:

1)расторжения трудового договора в связис проведением организационных илиштатных мероприятий; 2) однократногонарушения им взятых на себя обязательств,связанных с защитой государственнойтайны;3) возникновения обстоятельств,предусмотренных законом (признаниенедееспособным, судимость и т.п.).

Прекращениедопуска к государственной тайне неосвобождает гражданина от взятых имобязательств по неразглашению сведений,составляющих государственную тайну.

31.Понятиеи содержание коммерческой тайны.

коммерческая тайна- режим конфиденциальности информации,позволяющий ее обладателю при существующихили возможных обстоятельствах увеличитьдоходы, избежать неоправданных расходов,сохранить положение на рынке товаров,работ, услуг или получить иную коммерческуювыгодуинформация,составляющая коммерческую тайну, -сведения любого характера (производственные,технические, экономические, организационныеи другие), в том числе о результатахинтеллектуальной деятельности внаучно-технической сфере, а такжесведения о способах осуществленияпрофессиональнойдеятельности, которыеимеют действительную или потенциальнуюкоммерческую ценность в силу неизвестностиих третьим лицам, к которым у третьихлиц нет свободного доступа на законномосновании и в отношении кот.обладателемтаких сведений введен режим комм. тайны;Однако не вся информация, которойрасполагает предприниматель, можетбыть отнесена к категории коммерческойтайны. Существует официально утвержденныйперечень сведений, которые не могутсоставлять коммерческую тайну в РФ(4).К ним относятся:учредительные документы(устав, учредительный договор); документы,дающие право заниматься предприним.деятельностью (регистрационноеудостоверение, свид-во о регистрации,лицензии, сертификаты, патенты);документыо платежеспособности; о численностиработающих, их составе, заработнойплате, наличии свободных рабочихмест;документы об уплате налогов иобязательных платежей; о соблюденииустановленных правил охраны труда;особлюдении установленных норм охраныокружающей среды;о нарушенииантимонопольного законодательства;ореализации продукции, причинившей вредздоровью населения;

Нои эти сведения не предназначаются дляоткрытого доступа – всем желающим.

Пофункционально-целевому признакувыделяются следующие составляющиекоммерческой тайны:

1.Деловая информация, : сведения оконтрагентах;о конкурентах;опотребителях;о деловых переговорах;коммерческаяпереписка;сведения о закл. и план.контрактах.

2.Научно-техническая информация:содержаниеи планы научно-исследовательскихработ;“ноу-хау”;

3.Производственная информация:технология;планывыпуска продукции;объем незавершенногопроизводства и запасов;планы инвестиционнойдеятельности.

4.Организационно-управленческаяинформация:сведения о структуреуправления фирмой не содержащиеся вуставе;оригинальные методы организацииуправления;

5.Маркетинговая информация:рыночнаястратегия;планы рекламной деятельности;методыработы на рынках;планы сбыта продукции;.

6.Финансовая информация:планированиеприбыли, себестоимости;ценообразование– методы расчета, структура цен,скидки;возможные источники финансирования;

7.Информация о персонале фирмы:личныедела сотрудников;планы увеличения(сокращения) персонала;содержание тестовдля проверки вновь принимаемых наработу.

8.Программное обеспечение: пароли, кодыдоступа к конфиденциальной информации,расположенной на электронных носителях.

Какправило, именно перечисленная вышеинформация в наибольшей степениинтересует конкурентов, партнеров, банки,криминальныеструктуры.

Информация,составляющая коммерческую тайну, можетсуществовать в бумажной форме, надискетах и лазерных дисках, на “жестком”диске компьютера, в памяти сотрудников.

Регулированиеотношений, связанных с использованиемконфиденциальной информацией должноначинаться с основного документа –устава, в котором дается понятиекоммерческой тайны и устанавливаетсяответственность за ее несоблюдение.

Источник: https://studfile.net/preview/3568419/page:9/

Порядок засекречивания и рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну и носителей государственной тайны

49. Понятие гос. тайны. Режим, степени, порядок засекр-ния и

Тема № 9. Правовой режим государственной тайны.

Понятие государственной тайны. Порядок отнесения сведений к государственной тайне.

Государственная тайна — это информация, сведения, несанкционированный доступ к которым может причинить вред интересам страны, государства.

В Законе «О государственной тайне» дано такое определение: «государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации».

Информация тесно связана с ее носителями – материальными объектами, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

Правовой основой режима секретности являются Конституция, законы Российской Федерации «О безопасности», «О государственной тайне», а также принятые на основе последнего закона акты Президента и Правительства*. Нужно отметить, что Закон «О государственной тайне» – первый в российской истории акт такого уровня по этому вопросу.

Можно назвать такие признаки государственной тайны:

1) это очень важные сведения;

2) их разглашение может причинить ущерб государственным интересам;

3) перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, закрепляется федеральным законом;

4) она охраняется мерами уголовной ответственности (ст. 275, 276, 283 УК РФ) и иными принудительными средствами;

5) для ее охраны создан специальный административно-правовой режим – режим секретности.

Отнесены к государственной тайне и засекречены могут быть названные в законе сведения в военной области, о внешней политике, экономике, научно-исследовательских и проектных работах, технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, о разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности.

Секретность – важное средство обеспечения государственной безопасности. С другой стороны, засекречивание сведений – это предусмотренное Конституцией ограничение закрепленного ее ст. 27 права граждан «свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом».

Порядок засекречивания и рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну и носителей государственной тайны.

Режим секретности является постоянным, общегосударственным. Его требования обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Главные элементы режима секретности: правила засекречивания, защиты государственной тайны, рассекречивания.

Не подлежат засекречиванию сведения о:

• чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях;

• состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельскогохозяйства, преступности;

• привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

• фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами;

• размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

• состоянии здоровья высших должностных лиц России.

Должностные лица, засекретившие такие сведения, могут быть привлечены к ответственности, а граждане вправе обжаловать такие акты в суд.

Засекречивание сведений и их носителей состоит в установлении ограничений на их распространение и на доступ к их носителям. Установлены три степени секретности и соответствующие им грифы (реквизиты), проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительном документе на него: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать размеру ущерба, который может быть причинен безопасности страны в случае их распространения. Правила отнесения информации к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Рассекречивание сведений и их носителей — снятие ранее введенных ограничений на распространение информации и на доступ к ее носителям. Как правило, оно, как и засекречивание, производится в административном порядке, по решению тех должностных лиц, которые признали, что сведения относятся к государственной тайне.

По общему правилу срок засекречивания не должен превышать тридцати лет, и носители государственной тайны рассекречиваются не позднее сроков, установленных при их засекречивании. В исключительных случаях срок рассекречивания может быть продлен путем принятия специального решения.

Необходимо отметить, что некоторые сведения: об оперативно-розыскной, разведывательной деятельности и др. никогда не должны рассекречиваться.

Рассекречивание может производиться досрочно. Во-первых, в связи с международными обязательствами России. Во-вторых, из-за изменения объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.

Закон обязал органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, периодически, но не реже чем через каждые 5 лет, пересматривать содержание действующих перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности.

Досрочное рассекречивание может быть осуществлено руководителями органов государственной власти, предприятия, организаций, если они установят, что их подчиненные необоснованно засекретили носители информации.

Граждане вправе обращаться с запросами о рассекречивании в архивы и другие организации. Кроме того, обоснованность отнесения сведений к государственной тайне может быть обжалована в суд.

Сведения могут быть рассекречены по просьбе гражданина или на основании решения суда.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/19_308280_poryadok-zasekrechivaniya-i-rassekrechivaniya-svedeniy-sostavlyayushchih-gosudarstvennuyu-taynu-i-nositeley-gosudarstvennoy-tayni.html

Государственная тайна

49. Понятие гос. тайны. Режим, степени, порядок засекр-ния и

Государственная тайна – установленный законодательством круг сведений, разглашение которых может привести к снижению обороноспособности страны или причинить существенный вред национальной безопасности, экономическим или политическим интересам. Защите от несанкционированного распространения подлежит информация, относящаяся к следующим сферам:

  • Вооруженные силы государства.
  • Сведения о внешнеполитической деятельности государства.
  • Информация о научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках, данные об экономических показателях по отдельным направлениям.
  • Сведения, относящиеся к деятельности органов национальной безопасности, внешней разведки и оперативно-розыскных мероприятий, проводимых правоохранительными структурами.

Для сохранения государственной тайны законодательством страны вводится особый административно-правовой порядок в данной сфере — режим секретности.

Для его обеспечения разрабатывается комплекс мер по защите таких сведений от разглашения и противодействия шпионажу и разведке иностранных государств.

С этой целью вводится уголовная ответственность за передачу секретной информации третьим лицам или незаконного ее распространения.

Важность сведений, относящихся к государственной тайне различна, часть из них может носить стратегический, оперативный или локальный характер. Соответственно этому и вводится понятие о степени секретности для каждого из перечисленных уровней. В каждой из стран устанавливается своя система обозначений в указанной области, которая закрепляется законом или иными нормативно-правовыми актами.

Любая информация, в том числе и относящаяся к секретной, существует на носителях разных видов.

Это могут быть и материальные объекты: бумага и виртуальные — компьютерные файлы на жестких и лазерных дисках, картах памяти и тому подобное. Носителем информации признается и человек, обладающий секретными сведениями.

Доступ к государственной тайне производится на основании допуска, который оформляется компетентными органами после проверок.

Законодательное обеспечение и состав секретных сведений в РФ

В Российской Федерации правовое регулирование в данной области осуществляется на самом высоком уровне.

В 1997 году 6 октября Государственной Думой принят Федеральный закон, который получил наименование «О государственной тайне». Впоследствии отдельные положения данного нормативного акта редактировались и в них вносились изменения.

Документ такого высокого уровня, регламентирующий вопросы сохранения государственной тайны в нашей стране, принят впервые.

Этим законом уточняется состав секретной информации в соответствующих разделах. В частности, в военной сфере государственной тайной считаются:

  • Стратегические, оперативные и мобилизационные планы, а также документы по управлению, строительству и развертыванию армии и флота.
  • Перспективные разработки в сфере НИОКР, проектирования новых и модернизации существующих образцов боевой техники и вооружений.
  • Технология производства, хранения и утилизации боевых частей ядерного оружия и их компонентов и способы их применения.
  • Тактико-технические данные оружия и техники.
  • Дислокация воинских частей, оборонных объектов их назначение и состояние.

В сфере экономики и перспективных научно-технических исследований секретными являются сведения о планах подготовки страны или отдельных областей к войне и мобилизационных ресурсах.

Кроме того, не подлежат разглашению данные об объектах гражданской обороны, размерах и составе оборонного заказа. Государственной тайной является информация о запасах драгоценных металлов и камней, а также стратегических материалов.

Список их определяется Постановлением Правительства.

В области внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности к категории секретных отнесены сведения, неконтролируемое распространение которых может нанести вред безопасности или интересам страны. Не подлежит разглашению также и информация о политика в сфере финансов по отношению к иностранным государствам.

В области внешней разведки и обеспечения национальной безопасности государственную тайну составляют данные о составе и задачах соответствующих органов и их финансировании. Секретными являются сведения об оперативно-розыскных мероприятиях, которые ими проводятся. Тайну составляют также данные о защите информационных систем и средств правительственной связи.

Понятие о степени секретности и грифах документов

Степень секретности сведений устанавливается исходя из важности информации для безопасности страны. Для ее определения производится оценка возможного ущерба, который может быть нанесен в случае их разглашения. В РФ установлены следующие степени секретности:

  • Особой важности;
  • Совершенно секретно;
  • Секретно.

Указанные обозначения используются в качестве грифов секретности на официальных документах. Для доступа к данной информации лицо должно имеет допуск соответствующего уровня, который оформляется после проверки органами национальной безопасности. Использование перечисленных грифов для засекречивания сведений, прямо не отнесенных законом к государственной тайне, строго запрещается.

В иностранных государствах существуют свои собственные системы, направленные на обеспечение сохранности секретов. Так, в Соединенных Штатах Америки не существует специального закона о государственной тайне. Деятельность правительственных органов в этой сфере регулируется Указом Президента № 13526. Степени и грифы секретности в госорганах США аналогичны тем, что установлены в нашей стране:

  • Top Secret – совершенно секретно, особой важности.
  • Secret – совершенно секретно.
  • Confidential – секретно.

Отсутствие единого закона, впрочем, не означает отсутствия уголовной ответственности за разглашение сведений, относящихся к государственной тайне. Для этого приняты ряд законов «О шпионаже» и другие.

Свои особенности имеет система защиты государственных тайн в Великобритании. Уровней секретности здесь больше всего их пять, в дополнении к трем вышеназванным введены такие грифы, как Restricted (ограниченный доступ) и Protect (защищенная информация). Помимо степени секретности имеются ограничения связанные с гражданством лица:

  • «UK eyes only» — только для подданных Великобритании.
  • «Canukus eyes only» — только для британских подданных, а также граждан Канады и США.
  • «Auscannzukus» — для граждан государств участников договора о РЭБ.

В Китайской Народной Республике режим секретности обеспечивается специальной организацией, которая имеет статус национальной администрации. В стране установлено три уровня важности сведений, составляющих гостайну:

  • Совершенно секретно.
  • Высокая секретность.
  • Секретно.

Помимо государственных систем охраны информации существуют и такие что созданы в рамках международных организаций и военных союзов: НАТО, Европейская комиссия и других. Они имеют определенные особенности, связанные с необходимостью организации доступа к секретной информации граждан участников этих альянсов.

Зашита информации, составляющей гостайну

Каждая страна тщательно оберегает свои секреты от внимания потенциальных противников и конкурентов.

Для этих целей в государстве создаются специальные органы в компетенции, которых разработка порядка и правил обращения со сведениями ограниченного доступа, организации проверок и допуска лиц к ним.

В РФ координация деятельности всех служб, работающих в указанной сфере, осуществляется соответствующей межведомственной комиссией.

Данный орган действует на основании Положения, утвержденного Президентом страны. Режим секретности в органах власти обеспечивается специальными отделами, которые осуществляют хранение документации, защиту информационных систем и средств связи. Органы с подобными функциями имеются также на предприятиях и в учреждениях, выполняющих государственные оборонные заказы и тому подобное.

За нарушения законодательства в области защиты государственной тайны установлена уголовная ответственность. Выявление каналов утечки и лиц, причастных к такого рода деятельности, осуществляется Федеральной службой безопасности. В Вооруженных силах задачи по защите гостайны решаются особыми отделами военной контрразведки, которые имеются во всех воинских частях и гарнизонах.

В США такими вопросами занимаются несколько организаций: Федеральное бюро расследований, Агентство национальной безопасности и Министерство внутренней безопасности. Каждое из названных ведомств решает свой круг задач, свои структуры имеют также Армия, Военно-морские силы, Корпус морской пехоты, предприятия Министерства энергетики и другие учреждения.

Обеспечение сохранности государственной тайны и IT – технологии

С развитием средств связи и появлением информационных сетей вопросы защиты режима секретности приобретают особое значение. В нашей стране создана государственная система, в задачи которой входит обеспечение сохранности сведений ограниченного доступа. В рамках этой системы формируются соответствующие структуры, ориентированные на решение следующих задач:

  • Противодействие технической разведке иностранных государств.
  • Формирование и реализация единой технической политике в сфере защиты государственной тайны.
  • Координация усилий и деятельности всех структур в данной сфере.

Государственной системе защиты информации предоставлено право издавать нормативные акты, а также контрольные функции по проверке полноты выполнения мероприятий. В структуру данной организации входит ФАПСИ, которое обеспечивает правительственную связь, а также обеспечение безопасности систем хранения и обработки информации.

Понятие государственной тайны возникло одновременно с появлением первых устойчивых общественных образований.

Защита секретов от разглашения является одной из важнейших функций органов власти в каждой стране.

Информация об обороноспособности страны, экономические показатели, мобилизационный потенциал и внешняя политика — важнейшие сферы от которых нередко зависит существование самого государства.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/9098-gosudarstvennaya-tayna

Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-I

49. Понятие гос. тайны. Режим, степени, порядок засекр-ния и

Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ.

Положения Закона обязательны для исполнения на территории РФ и за ее пределами органами представительной, исполнительной и судебной властей, МСУ, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами РФ, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства РФ о государственной тайне.

Под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Определены полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты. Самостоятельный раздел Закона закрепляет перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне.

Засекречивание сведений и их носителей — это введение для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям.

Оно осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности.

Определены сведения, не подлежащие засекречиванию (о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, преступности и др.).

Устанавливаются три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом РФ. Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.

Рассмотрены вопросы ограничения прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан РФ на информацию в связи с ее засекречиванием, порядка засекречивания сведений и их носителей, реквизитов носителей сведений, составляющих государственную тайну.

Законом регламентирован и порядок рассекречивания сведений и их носителей — снятия ранее введенных ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям.

Основаниями для рассекречивания сведений являются: взятие на себя РФ международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в РФ государственную тайну; изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной. Закреплены положения о распоряжения сведениями, составляющими государственную тайну.

Определены органы защиты государственной тайны. Допуск должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Устанавливается три формы допуска к государственной тайне: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.

Определены основания для отказа в допуске к государственной тайне, условия прекращения допуска. Рассмотрены вопросы ограничения прав лиц, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне, организации доступа к таким сведениям и ответственности за нарушение законодательства о государственной тайне.

Средства защиты информации должны иметь сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности. Координация работ по организации сертификации средств защиты информации возлагается на межведомственную комиссию по защите государственной тайны.

Финансирование деятельности органов государственной власти, бюджетных предприятий, учреждений и организаций и их структурных подразделений по защите государственной тайны осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, а остальных предприятий, учреждений и организаций — за счет средств, получаемых от их основной деятельности при выполнении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

За обеспечением защиты государственной тайны предусмотрены парламентский, межведомственный и ведомственный контроль, а также прокурорский надзор.

Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I «О государственной тайне»

Настоящий Закон вводится в действие с момента его опубликования, за исключением положений части первой статьи 17 и части первой статьи 27 настоящего Закона о предоставлении предприятиям, учреждениям и организациям лицензий на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, которые вводятся в действие не позднее 1 января 1995 г.

Текст Закона опубликован в «Российской газете» от 21 сентября 1993 г. N 182, в газете «Российские вести» от 30 сентября 1993 г. N 189, в «Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации» от 21 сентября 1993 г. N 38 ст. 1480

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 256-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2018 г.

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 193-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 377-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 15 ноября 2010 г. N 299-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 180-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 294-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 153-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении трех месяцев со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г

Федеральный закон от 6 октября 1997 г. N 131-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Источник: https://base.garant.ru/10102673/

Понятие государственной тайны. Режим, степени, сроки секретности, порядок засекречивания

49. Понятие гос. тайны. Режим, степени, порядок засекр-ния и

⇐ Предыдущая25262728293031323334Следующая ⇒

Закон РФ от 21.07.1993 №5485-1 «О государственной тайне»

Государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Режим секретности –

установленный нормами права единый порядок в нашей стране обращения со сведениями, составляющими гос. и служебную тайны.

Назначение: предотвращение утечки закрытой информации по агентурным каналам.

Режим секретности имеет ряд особенностей: единый для всех министерств, ведомств, предприятий,

учреждений, организаций порядок обращения с государственными секретами, которые определяются высшими органами гос.власти и управления; обязательный для всех гос.органов и должностных лиц порядок обращения с гос.

секретами; персональная ответственность руководителей всех рангов за организацию режима секретности в их учреждениях, организациях и предприятиях, за проведение необходимого комплекса мероприятий, предотвращающих утечку закрытой информации; контроль за деятельностью по обеспечению сохранности государственных секретов, соблюдение требований установленного режима секретности, который осуществляется органами гос.безопасности;

уг.ответственность лиц, виновных в разглашении секретных

сведений, в утрате секретных документов и изделий.

Режим секретности по содержанию включает в себя:
порядок установления степени секретности сведений,

содержащихся в работах, документах и изделиях; порядок допуска граждан к работам, документам и изделиям, которые содержат закрытую информацию; порядок выполнения должностными лицами своих должностных обязанностей по сохранению государственных и служебных тайн, по соблюдению режима секретности; порядок обеспечения секретности при проведении в учреждениях и на предприятиях работ закрытого характера; порядок обеспечения секретности при ведении секретного делопроизводства; порядок обеспечения секретности при использовании технических средств, передаче, обработке и хранении информации закрытого характера; порядок обеспечения секретности при осуществлении предприятиями, учреждениями и организациями, где ведутся закрытые работы, контактов с зарубежными фирмами;

порядок проведения служебных расследований по фактам разглашения секретных сведений.

Степень секретности сведений, составляющих гос.тайну, соответствует степени тяжести ущерба, который может быть нанесён гос.безопасности вследствие распространения указанных сведений. Устанавливаются 3 степени секретности сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Органы гос.власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к гос.тайне, обязаны периодически, но не реже чем через каждые 5 лет, пересматривать содержание действующих в органах гос.

власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности.

Срок засекречивания сведений, составляющих гос.тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите гос.тайны.

Порядок засекречивания сведений и их носителей.

Основанием для засекречивания сведений, полученных (разработанных) в результате управленческой, производственной, научной и иных видов деятельности органов гос.

власти, предприятий, учреждений и организаций, является их соответствие действующим в данных органах, на данных предприятиях, в данных учреждениях и организациях перечням сведений, подлежащих засекречиванию.

При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности.

При невозможности идентификации полученных (разработанных) сведений со сведениями, содержащимися в действующем перечне, должностные лица органов гос.

власти, предприятий, учреждений и организаций обязаны обеспечить предварительное засекречивание полученных (разработанных) сведений в соответствии с предполагаемой степенью секретности и в месячный срок направить в адрес должностного лица, утвердившего указанный перечень, предложения по его дополнению (изменению).

Должностные лица, утвердившие действующий перечень, обязаны в течение 3 месяцев организовать экспертную оценку поступивших предложений и принять решение по дополнению (изменению) действующего перечня или снятию предварительно присвоенного сведениям грифа секретности.

⇐ Предыдущая25262728293031323334Следующая ⇒

Дата добавления: 2015-05-08; просмотров: 3532 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник: https://lektsii.org/1-43874.html

Studio-pravo
Добавить комментарий