47. Правовые акты управления: понятие, юридическое значение

Понятие, классификация и юридическое значение правовых актов управления

47. Правовые акты управления: понятие, юридическое значение

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Все виды государственной власти обеспечены соответствующими правовыми актами. Законодательная власть принимает законы; судебная власть — акты правосудия; Конституционный Суд — заключения; органы прокуратуры — акты прокурорского надзора; исполнительная власть — акты государственного управления.

Правовыми актами управления регулируются общественные отношения, определяются права и обязанности их участников. В этих актах властные волеизъявления закрепляются на продолжительный срок. Тем самым государственному управлению придаётся необходимая стабильность, предоставляется возможность контроля за выполнением актов.

f1. Понятие,классификация и юридическое значениеправовых актов управления

Акты управления являются правовыми, так как с их помощью достигается правовой результат, то есть осуществляется установление, изменение или отмена правовых норм, возникновение, изменение или прекращение определённых правоотношений, либо то и другое одновременно.

1. Административный акт (правовой акт управления) — важное средство практической реализации целей и функций административной власти, основная форма её исполнительно-распорядительной деятельности.

Они являются решениями, которые субъекты исполнительной власти принимают в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственной, социально-культурной, административно-политической областями жизни страны.

Управление — это искусство принимать хорошие решения и умение претворять их в жизнь.

2. Правовой акт — это самая большая по объему и разнообразию разновидность юридических актов. Как и представительные органы, субъекты исполнительной власти могут издавать нормативные акты. Наряду с судами, они принимают юрисдикционные акты.

Правовые акты управления составляют важнейшую правовую форму реализации управленческих действий по достижению целей и решению задач публичного управления.

Акты управления издаются органами исполнительной власти, однако они также принимаются и государственными органами, относящимися к другим ветвям государственной власти,- органами законодательной и судебной властей.

В последнем случае акты управления (приказы, распоряжения, регламенты) направлены на разрешение внутриорганизационных проблем и вопросов в системе самих этих органов Кононова П.И. Административное право России. Общая часть: учебник для высших учебных заведений. М.: 2006 г. стр. 286..

Под правовыми актами органов исполнительной власти и местной администрации понимаются односторонние юридически властные предписания, влекущие юридически значимые последствия и обязательные к исполнению.

Правовые акты управления являются наиболее распространённой юридической (административно-правовой) формой реализации задач, целей и функций исполнительной власти, публичного управления (государственного управления и местного самоуправления).

Важнейшими нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок подготовки и принятия нормативных правовых актов органами публичного управления, являются Консультант Плюс (программа).

Конституция Российской Федерации СПб., ООО «Виктория плюс», 2008. — стр. 48.:

— Конституция РФ;

— ФКЗ от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации»;

— ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

— Регламент Правительство РФ, утверждённый постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260;

— Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»;

— Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452;

— Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утверждённый постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30;

— Правила подготовки нормативных актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утверждённые постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 соответствующие нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти в субъектах РФ.

Правовому акту управления (административному акту) присущи следующие характерные признаки Козлов Ю.М., Попов Л.Л. Административное право. 2002 г. — стр. 296.:

1. Правовой акт представляет собой управленческое решение, подготовленное и принятое (утверждённое) по установленным правилам управленческого процесса для решения конкретных задач управления и реализации управленческих функций.

2. Правовой акт издаётся уполномоченным субъектом публичного управления (органом государственного управления, органом местного самоуправления, должностными лицами) в пределах предоставленной законом и иными нормативными актами компетенции.

3. Правовой акт управления принимается в одностороннем порядке, то есть, специальным органом публичного управления или должностным лицом, которые также контролируют его исполнение. Может быть в установленном законодательством административном и судебном порядке оспорен или признан недействительным, то есть, незаконным или недействительным.

4. Правовой акт управления — юридически властное волеизъявление органа публичного управления, в котором проявляются его государственно-властные полномочия. Волеизъявление субъекта обнаруживается в акте управления как юридическом документе, который служит формой данного волеизъявления. Носит государственно-властный характер.

5. Правовой акт управления определяет обязательные правила поведения, нормы права в сфере публичного управления либо регламентирует конкретные (единичные) управленческие отношения. Содержит обязательное юридически властное предписание, подлежит безусловному исполнению, он императивен.

6. Правовой акт управления определяет границы должного поведения субъектов в сфере государственного управления.

7. Законность (правомерность или подзаконность) правового акта управления.

8.

Правовой акт управления представляет собой разновидность юридически значимых документов, используемых в процессе деятельности органов управления (должностных лиц) и представляющих собой справки, заключения, протоколы и т.д., которые фиксируют определённые обстоятельства, имеют юридическую значимость, но не содержат односторонние государственно-властные обязательные к исполнению предписания.

9. Правовой акт управления имеет специальную форму и порядок принятия (утверждения).

Юридическое значение административных актов заключается в том, чтобы показать их правовую роль в юридической практике не только органов государственного управления и местного самоуправления, но и органов законодательной (представительной) и судебной властей.

В условиях огромного разнообразия рассматриваемых правовых актов существует множество критериев, позволяющих сгруппировать их по юридически значимым признакам и лучше познать их юридические особенности.

По юридическому содержанию следует различать несколько категорий актов:

1.Нормативные акты. Они устанавливают, изменяют или отменяют юридические нормы, то есть, содержат общие правила, не имеющие конкретного адресата, не обращённые к конкретным лицам, рассчитанные на многократное применение в случаях, предусмотренных их гипотезами.

Нормативные акты государственной администрации являются важнейшими источниками права.

В зависимости от отраслевой принадлежности содержащихся в них норм они могут быть моноотраслевыми (административно-правовыми, гражданско-правовыми, источниками трудового, земельного права и т.д.

) и полиотраслевыми, в которых имеются нормы различных правовых отраслей, но в них не может быть норм уголовного, уголовно-процессуального, конституционного права.

По кругу лиц, на которых распространяются нормы, их источники можно поделить на:

а). Акты общего значения (федеральные, республиканские, областные, краевые, окружные, городские, районные, поселковые, сельские);

б).

Межведомственные акты;

в). Внутриведомственные (в том числе локальные).

2.Индивидуальные акты — это решения субъектов административной власти по конкретным вопросам, обращённые к конкретным лицам. Будучи в своей основной массе правоприменительными актами, они порождают, изменяют, прекращают правоотношения.

Среди них больше всего правонаделительных, оперативно-распорядительных, а другой разновидностью индивидуальных актов являются правоохранительные, юрисдикционные решения (по спорам, жалобам, использованию принудительных средств).

По юридическим последствиям индивидуальные акты могут быть обязывающими, запрещающими, управомочивающими, содержащими отказы.

3.Общие акты содержат либо общие кратковременные предписания (о переносе выходного дня, об очередном призыве на военную службу и т. д.), либо общие требования (усилить внимание к определённым категориям дел, экономить ресурсы, больше внимания уделять многодетным семьям и т. д.).

4.Всмешанных актах одновременно содержатся нормы права и правоприменительные решения, либо даже ещё и общие требования.

По субъектам, принявшим административные акты, их можно поделить на три неравные группы Кононова П.И. Административное право России. Общая часть: учебник для высших учебных заведений. М.: 2006 г. стр. 286..

1. Акты органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Эта самая большая группа включает:

а). Указы и распоряжения Президента РФ;

б).

Постановления и распоряжения Правительства РФ;

в). Приказы, постановления и другие акты центральных органов РФ;

г). Акты территориальных федеральных органов;

д). Постановления и иные акты мэров, губернаторов;

е). Акты органов исполнительной власти субъектов Федерации;

ж). Приказы и иные акты руководителей местных государственных органов.

2. Акты субъектов власти, которые не находятся в системе аппарата исполнительной власти:

а). Постановления судей по делам об административных правонарушениях;

б).

Приказы председателей судов, прокуроров, председателей представительных органов, имеющие внутриаппаратное значение, акты Центробанка РФ.

5.Акты общественных организаций, которым делегированы государством властные полномочия.

По форме различают акты письменные, устные, конклюдентные. Письменные акты являются разновидностью служебных документов.

Устные акты широко используются при непосредственном руководстве производственной деятельностью, для обеспечения общественной безопасности, на транспорте, в воинских частях.

Конклюдентные акты находят внешнее выражение в жестах работника милиции, регулирующего уличное движение, в световых и звуковых сигналах, знаках.

По функциональной роли можно различать акты плановые, по финансовым вопросам, методического характера, по кадровым делам, по учёту, снабжению и иным общим функциям управления. Довольно часто решения исполнительной власти связаны сразу с несколькими управленческими функциями, то есть, полифункциональны.

В зависимости от объёма полномочий субъекта власти, его правовой связанности различаются:

а). Дискреционные акты, принимаемые в условиях свободы усмотрения, широкой самостоятельности органа, должностного лица (например, при решении вопросов об использовании актов губернатора области).

Свободное усмотрение означает возможность выбора в широких пределах, установленных правовыми нормами.

В силу недостаточной полноты или конкретности правовых норм, наличия в них оценочных понятий, у правоприменителя существует возможность принимать во внимание разнообразные факторы, а, следовательно, выбирать решение из большого числа возможных и законных вариантов;

б).

Акты, принимаемые на основе альтернативных полномочий, предоставляющих субъекту возможность выбора одного из нескольких названных в норме права вариантов (например, при рассмотрении дела о мелком хулиганстве начальник РОВД вправе оштрафовать виновного, направить дело в суд, передать на рассмотрение администрации, общественных организаций по месту работы, прекратить дело и ограничиться устным замечанием);

в). Акты «связанной администрации», принимаемые при отсутствии возможности выбора (приём в вузы по результатам конкурса, назначение пенсий, применение абсолютных санкций и т. д.).

Полезно различать акты, изданные на основе постоянных и временных (в том числе делегированных) полномочий.

По степени сложности решения могут быть простыми (рутинными), сложными и уникальными (например, о строительстве атомной электростанции).

В зависимости от даты начала действия нужно различать акты, вступающие в силу:

а). Немедленно (по общему правилу), с даты подписания, принятия;

б).

С даты, указанной в самом акте;

в). В срок, указанный в другом акте. Так, Указом Президента РФ от 26 марта 1992 г. установлено, что указы Президента, имеющие нормативный характер, вступают в силу по истечении семи дней после их официального опубликования;

г). После государственной регистрации и официального опубликования. С этой даты вступают в силу нормативные акты центральных органов РФ, затрагивающие права граждан или носящие межведомственный характер, принятые после 1 марта 1993 г.

В зависимости от порядка принятия различают акты коллегиальные, принимаемые простым или квалифицированным большинством от общего числа членов коллегиального органа или от числа присутствующих на заседании, и единоличные. Последних намного больше, но чаще всего единоличные акты оформляют, придают властный характер мнению большой группы лиц, которые готовили, согласовывали, визировали, предварительно обсуждали проект.

Если анализировать акты в зависимости от объекта организационного воздействия, то полезно учесть решения по сельскому хозяйству, обороне, охране общественного порядка, здравоохранению, административной опеке и другим вопросам.

Отличие актов государственного управления от иных указанных актов определяется спецификой назначения органов исполнительной власти в общей системе управленческой деятельности.

Согласно Конституции РФ государственная власть осуществляется на началах её разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных Конституцией пределах и в соответствии с законами Российской Федерации. Следовательно, акт государственного управления отличается от закона тем, что:

— В системе правовых актов закон имеет высшую юридическую силу;

— Любой акт государственного управления должен быть издан на основе закона (непосредственно или опосредованно);

— Никакой акт государственного управления не может отменить или изменить закон;

— Закон может отменить или приостановить действие акта управления;

— В случае, если акт государственного управления противоречит закону, действует закон.

Акты управления по смыслу, юридическим свойствам, порядку принятия, отмены, обжалования, исполнения отличаются от судебных актов (решений, приговоров, постановлений). Судебные акты — это правовая форма проявления правосудия. Судебные акты всегда индивидуальны. Это акты применения норм права в отношении отдельных лиц, которые являются участниками процесса.

Такие акты не содержат в себе норм права. Акты же управления включают не только конкретные предписания, но и новые правовые нормы. Судебные акты принимаются только на основании закона, а судьи при осуществлении ими правосудия независимы и подчиняются только закону. Акты управления принимаются на основании как закона, так и указаний вышестоящих органов управления.

Акты управления отличаются от гражданско-правовых актов по юридической природе и основаниям принятия.

Гражданско-правовые акты (двусторонние или односторонние) всегда являются результатом взаимного волеизъявления участников правоотношений, тогда как акты управления — это односторонние властные волеизъявления, которые не требуют согласия другой стороны.

В случае незаконного соглашения ответственность перед государством несут обе стороны, а за незаконное принятие акта государственного управления ответственность несёт тот, кто его принял.

От актов общественных организаций, объединений граждан (движение, конгресс, ассоциация, фонд, союз и т.д.) акты государственного управления отличаются по своей юридической природе.

Объединение граждан — негосударственные организации, действие их актов распространяется только на членов этой организации, а их выполнение обеспечивается возможностями самой организации. Акты общественных организаций не имеют государственно-властного характера.

Если же нарушаются акты управления, то применяются меры государственного принуждения.

Но когда выполнение государственных функций возлагается на общественную организацию (например, на общество защиты прав потребителей), то акты общественных организаций по своей юридической природе аналогичны актам органов государственной исполнительной власти.

2.Требования,предъявляемые к правовым актам управления

Главный критерий, которому должна удовлетворять вся деятельность и структура исполнительной власти, а значит, и её решения, — эффективность.

Государственная администрация, её правовые акты призваны своевременно и с наименьшими затратами добиваться наиболее полезных для граждан, общества и государства результатов, приносить стране пользу, оправдывающую те материальные и нематериальные затраты, которые вызваны её существованием.

Эффективность управленческих решений зависит от многих факторов их качества, организации исполнения, стабильности обстановки, квалификации кадров и многого другого. Качество самих актов зависит от соблюдения их авторами ряда требований, которым должны соответствовать издаваемые ими административные акты.

Первое требование — целесообразность, полезность с точки зрения не личных, не аппаратных, а публичных интересов. В основе акта должно лежать общественное благо, а не каприз руководителя. Чтобы акт был целесообразным, он должен быть научно обоснован, соответствовать реальной обстановке, своевременно принят.

В акте следует учесть и права человека, и уровень сознания, культуры масс, и плюрализм интересов, мнений, возможностей решения проблем, и существование механизмов саморегуляции. Очень важно также обеспечить комплексность в решении вопросов, учитывать ранее принятые акты.

Одна из основных трудностей в управленческой деятельности состоит в необходимости принимать решения в условиях не определённости или при неполных знаниях о возможных последствиях предпринимаемых действий.

Принимая сложные и, тем более, уникальные решения, субъекты административной власти часто не имеют ни времени, ни возможности получить, обработать всю необходимую информацию, просчитать все возможные варианты действий и последствий.

В ряде случаев решения принимаются в условиях дефицита информации, большей или меньшей неопределённости, связаны с управленческим риском. Поэтому огромное значение имеют квалификация, профессионализм должностных лиц, их знания, опыт, интуиция, мастерство.

Источник: https://otherreferats.allbest.ru/law/00149126_0.html

Российское административное право

47. Правовые акты управления: понятие, юридическое значение

В теории административного права институт правового акта управления (административного акта) является одним из центральных, ибо в его рамках осуществляются все важнейшие функции государственного управления (или публичного управления вообще). Решения и действия соответствующих органов и должностных лиц оформляются, как правило, в виде правовых актов, которые могут носить нормативный или ненормативный характер.

Правовые акты управления составляют важнейшую правовую форму реализации управленческих действий по достижению целей и решению задач публичного управления. Акты управления издаются органами исполнительной власти, однако они также принимаются и государственными органами, относящимися к другим ветвям государственной власти, — органами законодательной и судебной властей.

В последнем случае акты управления (приказы, распоряжения, регламенты) направлены на разрешение внутриорганизационных проблем и вопросов в системе самих этих органов. К ним относятся акты руководителей органов законодательной власти, прокуроров, председателей судов. Судьи выносят также постановления по делам об административных правонарушениях.

В настоящее время назрела необходимость создания в высших учебных заведениях специального учебного курса по проблеме административных правовых актов. Традиционно в учебниках отечественного административного права используется термин «правовые акты управления», реже — «административные акты».

Правовой акт управления в настоящее время получил широкую нормативную основу, т.е. порядок издания таких актов установлен в законодательных и иных нормативных актах. Например, Конституция РФ определяет, что Правительство РФ издает постановления и распоряжения.

В ст.

7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяется, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам местного значения принимают муниципальные правовые акты, под которыми законодатель понимает решения по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, принятые населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

Глава 7 указанного Закона устанавливает систему муниципальных правовых актов, порядок их подготовки, вступления в силу, отмены и приостановления их действия. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Под правовыми актами органов исполнительной власти и местной администрации понимаются односторонние юридически властные предписания, влекущие юридически значимые последствия и обязательные к исполнению.

Правовые акты управления являются наиболее распространенной юридической (административно-правовой) формой реализации задач, целей и функций исполнительной власти, публичного управления (государственного управления и местного самоуправления).

Административный акт (правовой акт управления) — правовой акт, регулирующий управленческие отношения или разрешающий конкретное управленческое дело (спор), устанавливающий новый правовой статус субъектов права, обладающий государственно-властным характером, издаваемый субъектами публичного управления в одностороннем административном порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами в соответствии с установленной процедурой (в рамках управленческого процесса) в целях достижения целей управления, решения его задач и осуществления управленческих функций.

Важнейшими нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок подготовки и принятия нормативных правовых актов органами публичного управления, являются: Конституция РФ; Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации»; Федеральный закон от 6 октября 2003 г.

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Регламент Правительства РФ, утвержденный постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260; Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г.

№ 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»; Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452; Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30; Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 соответствующие нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти в субъектах Российской Федерации.

Правовому акту управления (административному акту) присущи следующие характерные признаки.

1. Правовой акт представляет собой управленческое решение, подготовленное и принятое (утвержденное) по установленным правилам управленческого процесса для решения конкретных задач управления и реализации управленческих функций. Само управленческое решение является результатом спланированных и предпринятых действий со стороны уполномоченных субъектов публичного управления.

2. Правовой акт издается уполномоченным субъектом публичного управления (органом государственного управления, органом местного самоуправления, должностными лицами) в пределах предоставленной законом и иными нормативными актами компетенции.

3. Правовой акт управления принимается в одностороннем порядке, т.е. специальным органом публичного управления или должностным лицом, которые также контролируют его исполнение. Те субъекты, которым адресован правовой акт управления, не имеют возможности воздействовать на волеизъявление властвующего субъекта.

Вместе с тем лица или организации, в отношении которых был вынесен акт, могут в процессе его действия пытаться выяснить степень его обоснованности и законности (например, путем оспаривания в суде). Правовой акт управления может быть в установленном законодательством административном и судебном порядке оспорен или признан недействующим, т.е.

незаконным или недействительным.

4. Правовой акт управления — юридически властное волеизъявление органа публичного управления, в котором проявляются его государственно-властные полномочия. Волеизъявление субъекта обнаруживается в акте управления как юридическом документе, который служит формой данного волеизъявления. Правовой акт управления носит государственно-властный характер.

Это означает, что его появление обусловлено общественными и государственными интересами (публичными интересами) и направлено на урегулирование конкретных отношений, установление общеобязательных правил поведения или решение единичного вопроса, а также спора, возникающего в системе функционирования исполнительной власти и всего публичного управления.

5. Правовой акт управления определяет обязательные правила поведения, нормы права в сфере публичного управления либо регламентирует конкретные (единичные) управленческие отношения. Правовой акт содержит обязательное юридически властное предписание, подлежит безусловному исполнению, он императивен.

Таким образом, с одной стороны, административный акт может регламентировать абстрактные правовые отношения, т.е.

вводить общеобязательные правила поведения для неограниченного круга физических и юридических лиц (так называемое абстрактное правовое регулирование), а с другой — разрешать возникший в управленческой практике спор или административное дело (так называемое индивидуальное правовое регулирование).

В последнем случае путем издания административного акта орган исполнительной власти или должностное лицо решает общий либо конкретный вопрос, возникающий в процессе его деятельности по осуществлению исполнительно-распорядительных властных полномочий.

6. Правовой акт управления определяет границы должного поведения субъектов в сфере государственного управления. Он создает юридическую основу для возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений либо служит юридическим фактом, который непосредственно порождает, изменяет, прекращает такие правоотношения.

7. Законность (правомерность или подзаконность) правового акта управления. Правовой акт управления подзаконен, т.е.

он может быть издан полномочным субъектом исполнительной власти в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, международными договорами и другими законодательными актами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, законодательными и иными нормативными актами субъектов РФ (уставами субъектов РФ, их законами), нормативными актами вышестоящих звеньев исполнительной власти в интересах обеспечения и исполнения содержащихся в них предписаний. Административный акт принимается на основе законов в порядке, установленном нормативными актами (управленческий процесс), и для исполнения или применения законов.

8.

Правовой акт управления представляет собой разновидность юридически значимых документов, используемых в процессе деятельности органов управления (должностных лиц) и представляющих собой справки, заключения, докладные записки, протоколы, акты ревизий, инвентаризаций, проверок и т.д., которые фиксируют определенные обстоятельства, имеют юридическую значимость, но не содержат (в отличие от правовых актов) односторонние государственно-властные обязательные к исполнению предписания;

9. Правовой акт управления имеет специальную форму и порядок принятия (утверждения).

Обычно он издается в письменной форме с соблюдением официально установленных процедур, предусматривающих порядок подготовки, согласования, обсуждения, экспертизы проекта акта управления, его утверждения, регистрации и опубликования.

Для некоторых актов управления (например, актов федеральных органов исполнительной власти) установлены правила подготовки, принятия, государственной регистрации и опубликования.

Отдельные положения порядка принятия актов управления содержатся, например, в регламенте заседаний Правительства РФ, в регламентах проведения заседания администраций субъектов РФ, ведомственных инструкциях отдельных министерств, государственных комитетов, федеральных служб и других органах федеральной исполнительной власти. Однако общие правила подготовки и утверждения правового акта пока не получили законодательного установления.

Юридическое значение административных актов заключается в том, чтобы показать их правовую роль в юридической практике не только органов государственного управления и местного самоуправления, но и органов законодательной (представительной) и судебной властей.

Раскрытие юридического значения актов управления позволит ответить, например, на вопросы о том, для чего нужны акты управления в системе практического управления, могут ли они содействовать улучшению механизма правового регулирования и др. В результате можно будет выделить следующие аспекты юридического значения административных актов, которые:

1) выступают в качестве юридических фактов, т.е.

являются фактическими основаниями для формирования новых правоотношений, изменения или отмены старых отношений, создания нового правового статуса различных субъектов права (издание приказа о назначении на должность государственной службы представляет собой реальное основание для формирования нового статуса — правового статуса государственного служащего);

2) будучи нормативными актами, устанавливают, изменяют или отменяют нормы права, регулируют одинаковым образом для неограниченного круга лиц общественные отношения, определяют порядок управления, возможность назначения административных наказаний. Нормативные или индивидуальные акты управления могут регламентировать поведение того или иного субъекта, причем часто возлагая на него конкретные обязанности или предоставляя определенные права (или же устанавливая и то и другое);

3) могут служить правовым и фактическим основанием для подготовки и издания других административных актов (постановление Правительства РФ является основанием для издания федеральным министерством или различными ведомствами конкретизирующих административных актов);

4) могут выступать и в качестве юридических документов — доказательств в юридическом процессе (при возбуждении или рассмотрении судом гражданского, уголовного или иного другого дела);

5) могут стать важнейшим условием для осуществления тех или иных действий, а также для реального действия других правовых актов и реализации прав и свобод физических и юридических лиц (например, выдача местной администрацией решения о государственной регистрации юридического лица дает возможность ему участвовать в различных гражданско-правовых и административно-правовых отношениях);

6) являются правовыми средствами: осуществления современной правовой политики в административно-правовой сфере; проведения административной реформы; достижения целей государственного управления; осуществления позитивного функционирования органов исполнительной власти, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; юридической защиты прав и свобод граждан; улучшения качества многообразной российской правовой жизни.

Источник: https://isfic.info/admis/nelis89.htm

Правовые акты управления: понятие, юридическое значение и виды

47. Правовые акты управления: понятие, юридическое значение

Объективированным выражением правовой формы деятельности субъектов государственного управления является юридический (правовой) акт управления.

Правовой акт управления – это основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функций государственно-управленческой деятельности.

Юридическое значение правовых актов управления проявляется через их соотношение с другими актами государственных органов и общественных организаций.

1. Соотношение правового акта управления и закона.

И закон, и любой правовой акт управления являются юридическими актами, регулирующими общественные отношения. Однако в отличие от закона, правовой акт управления может быть не только нормативным, но и правоприменительным.

И при этом он имеет юридическую силу лишь в том случае, если издан в соответствии с законом, на основе и во исполнение закона, т. е. в целях его реализации. Если акт управления противоречит закону, то он признается ничтожным.

Таким образом, закон является источником для актов государственного управления (правовых актов управления).

2. Соотношение правового акта управления и судебного акта.

Судебные акты – это всегда процессуальный результат конкретного дела; это индивидуальные акты, имеющие целью урегулирование определенного жизненного случая, факта.

Судебный орган в установленном законом порядке решает вопрос о применении права, закона к конкретному действию (бездействию), факту, отношению или спору.

Таким образом, судебный акт – это всегда акт применения нормы права (правоприменительный акт), он не может содержать нового правила поведения. Тогда как правовой акт управления может иметь и нормативную силу.

3. Соотношение правовых актов управления и акта прокурорского надзора.

Акты прокурорского надзора являются формой реагирования прокурора на нарушения законности, они не содержат в себе новых норм права, а также предписаний управленческого, исполнительно-распорядительного характера, присущих правовых актам управления.

4. Соотношение правового акта управления и договора.

Любой договор (как гражданско-правовой, так и административный) – это всегда результат взаимного волеизъявления двух и более субъектов, обладающих равными возможностями по его разработке и заключению (диспозитив). Правовой же акт управления – это всегда одностороннее волеизъявление полномочного субъекта, наделенного властными полномочиями (императив).

5. Соотношение правового акта управления и акта общественных организаций.

Акты, издаваемые общественными организациями, обязательны к исполнению только в пределах этих организаций и имеют силу только для их членов. Правовые же акты управления исходят от государства, наделившего субъекта, их издавших, определенным кругом прав и обязанностей.

Поэтому предписания, содержащиеся в правовых актах управления, носят характер государственных предписаний и обязательны для всех субъектов, в отношении которых они изданы, вне зависимости от их принадлежности к тем или иным объединениям граждан.

Невыполнение акта управления влечет силу государственного принуждения, в отличие от актов общественных организаций, такового обеспечения не имеющих.

6. Соотношение правового акта управления и документа, имеющего юридическое значение, а также от обычного служебного документа.

Документы, имеющие юридическое значение (например, акты ревизии, дипломы, аттестаты, свидетельства о рождении и пр.) сами по себе не устанавливают, не изменяют и не прекращают каких либо конкретных правовых отношений в отличие от правовых актов управления, обладающих таким признаком.

Такие документы призваны лишь удостоверить в установленном для этого порядке тот или иной юридический факт или юридическое состояние, поэтому как таковыми юридическими актами они не являются (являются актами, имеющими юридическое значение), хотя могут послужить основанием для издания того или иного правового акта управления.

Служебные же документы (всевозможные справки, отчеты, докладные записки, стенограммы совещаний и пр.) юридического значения вообще не имеют (в отличие от правовых актов управления), а служат лишь источником необходимой информации, на основе которой (т.е. по сути – на основе самих этих документов) могут быть изданы правовые акты управления.

Правовые акты управления подразделяются (классифицируются) на соответствующие виды по следующим основным критериям:

1) по юридическим свойствам;

2) по сроку действия;

3) по территории действия;

4) по характеру компетенции органов, их издающих;

5) по органам и должностным лицам, их издающим;

6) по форме выражения этих актов.

По юридическим свойствам правовые акты управления подразделяются на нормативные акты, индивидуальные акты и акты смешанного характера.

По сроку действия правовые акты управления подразделяются на срочные, бессрочные и временные.

По территории действия правовые акты управления делятся на акты, действующие на всей территории Российской Федерации; акты, действующие на территории субъекта Российской Федерации; акты, действующие на части этой территории (на территории района, города).

По характеру компетенции органов, их издающих, акты делятся на общие, отраслевые и специальные (межотраслевые).

По органам, их издающим, правовые акты управления делятся на издаваемые Президентом РФ (указы и распоряжения), Правительством РФ (постановления и распоряжения), министерствами и другими органами исполнительной власти (приказы, инструкции, распоряжения и др.).

По форме выражения правовые акты управления делятся на письменные, устные и на конклюдентные.



Источник: https://infopedia.su/14x29b.html

Понятие и юридическое значение правового акта управления

47. Правовые акты управления: понятие, юридическое значение

Правовое обеспечение государственного управления – это установление правового регламента функциональной деятельности органов государственного управления.

В процессе осуществления своей функциональной исполнительно-распорядительной деятельности государство наделяет все институты государственного управления возможностью самостоятельного издания правовых актов управления различного характера, содержания и свойства.

Такая возможность представляет собою важный элемент административной юрисдикции исполнительной ветви государственной власти.

Если исходить из того, что вся деятельность органов исполнительной власти строго регламентирована и основана на законе, то и акты органов исполнительной власти будут так же носить подзаконный характер.

Термин «Акт», получил свое происхождение от латинского actus и имеет несколько значений, таких как: действие, официальный документ, официальная запись.

В юридической литературе часто многие правоведы словосочетание «Правовой акт государственного управления» заменяют такими выражениями как: «Акт государственной администрации» (Д.Н. Бахрах и С.Д. Хазанов); «Акт органа исполнительной власти» (В.М.

Манохин), в принципе, от этого сущность данного термина не изменяется, в любом случае речь здесь идет об одном и том же.

Под правовым актом управления в теории права понимается основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти по вопросам компетенции данного органа, направленное на возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений в целях реализации задач и функций государственного управления. Через правовые акты управления органы исполнительной власти выражают свои властные волеизъявления, реализуют свой правовой статус. Акты управления носят, в большей мере, предписывающий характер, за неисполнение актов управления установлена юридическая ответственность, являющаяся гарантией их воплощения в общественной жизни. Как правило, акты государственного управления являются результатом деятельного волеизъявления органов исполнительной власти, но и акты Президента РФ также являются актами государственного управления, имеющими высшую юридическую силу после законов РФ. Принятие административного акта влечёт юридические последствия, направленные на возникновение, изменение, или прекращение общественных отношений в сфере государственного управления, исполнение требования, содержащегося в акте, обязательно для тех, кому оно адресовано.

Сущность и особенности акта государственного управления:

1. Это правовой документ, содержащий в себе словесно выраженное решение органа исполнительной власти, или его должностного лица. Словесно выраженными являются даже конклюдентные действия управляющего субъекта (например, регулировщика дорожного движения), ибо они изложены в правилах дорожного движения.

2. Издание акта управления представляет собою правовую форму, отражающую волю государства, реализуемую через управляющего субъекта, которому предоставлены государством полномочия по изданию правовых актов.

3. Акт управления носит публичный властный односторонний характер.

4. Неисполнение акта управления управляемым субъектом влечет юридическую ответственность.

5. Акты управления являются результатом принятия управленческого решения органом исполнительной власти, или представляющим его лицом.

6. В основе издания правового акта управления лежит закон, потому акт управления является подзаконным.

7. Акты управления выступают в форме правоустановлений и/или правоприменения.

8. Акты управления направлены на установление, изменение или прекращение определенных правоотношений.

9. Акты управления – это разновидность государственных правовых норм, содержащихся в указах, постановлениях, распоряжениях, указаниях, приказах, должностных инструкциях, правилах, уставах, решениях, протоколах, административных договорах.

10. Большинство актов управления выражены в письменном виде и имеют свою установленную структуру, но могут быть выражены и устно (например, требование сотрудника правоохранительного органа, обращенное к правонарушителю о прекращении противоправного поведения).

11. Акты управления являются основным инструментом реализации органами исполнительной власти своих многообразных функций.

12. Акты управления издаются только полномочными органами государства, от имени и в интересах государства, а потому носят официальный публичный характер.

Государство, наделяя административные органы управления широким спектром прав и должностных обязанностей, создает огромный массив правовых актов, которые имеют свою видовую классификацию.

Основанием для классификации являются юридические свойства актов.

В соответствии с этими свойствами все правовые акты можно разделить на нормативные (общеобязательные), индивидуальные (адресованные определенной группе лиц, или одному лицу) и смешанные.

Нормативные акты управления устанавливают правила поведения для широкого круга лиц, рассчитанные на длительное применение, регулируют однотипные отношения и имеют общий характер.

Нормативные акты могут издавать как законодательные, так и исполнительные органы власти различного уровня.

Применительно к конкретному органу исполнительной власти, возможность издания ими нормативных актов управления чаще всего регулируется Положением об этом органе, утверждаемым Постановлением Правительства РФ, или законом субъекта РФ для исполнительных органов власти субъекта РФ.

Индивидуальные акты управления могут издавать органы исполнительной власти различного уровня.

Они являются юридическими фактами, направленными на возникновение, изменение и прекращение административных правоотношений, носят правоприменительный характер, издаются в отношении определенных, указанных в акте лиц и решают конкретные административные дела (например, приказ о назначении на должность, постановление о наложении административного взыскания и т.д.).

Смешанные акты управления — это такие акты, в которых переплетаются нормы и индивидуальные установления.

Каждый вид органа исполнительной власти издает (принимает) акт определенного вида. Правительство в рамках своей деятельности коллегиально принимает постановления, распоряжения.

Руководители центральных органов управления издают, приказы, указания, постановления, наставления и инструкции.

Руководители структурных подразделений правомочны издавать приказы, распоряжения, постановления, акты, протоколы.

В сфере государственного управления действует презумпция действительности правовых актов управления, под которой следует понимать продолжение действительности акта, до того времени, пока он не прекратит своего действия в установленном законом порядке.

Основания прекращения действия акта управления:

1. Отмена акта управления по решению правомочного вышестоящего органа или должностного лица, при несоответствии принятого акта закону или подзаконному акту, имеющему высшую юридическую силу.

2. При вынесении судебного решения о несоответствии акта управления закону, или подзаконному акту, имеющему высшую юридическую силу. Суд, принявший такое решение не обладает полномочиями по отмене акта управления, принятый акт управления подлежит отмене самостоятельно тем лицом, которым он был принят.

3. При издании нового акта управления, направленного на отмену ранее принятого.

4. В случае истечения срока действия акта управления, если такой срок указывается в самом акте.

5. При прекращении действия закона, на основании которого принят акт управления.

6. В случае полной реализации управленческого решения, указанного в акте (например, уплата штрафа предусмотренного в постановлении об административном наказании).

7. При прекращении действия обстоятельства, или изменении ситуации, послужившего основанием принятия акта управления (например, приказ о введении карантина по гриппу прекращает свое действие при улучшении эпидемиологической ситуации).

8. При полной ликвидации, или существенной реорганизации территориального органа управления, которым был принят акт управления, если правопреемство органа управления не установлено.

При несоответствии акта управления правовым нормам Конституции РФ, международным правовым актам, ратифицированным Российской Федерацией, либо нормам федерального законодательства, акт управления не может считаться легитимным.

Акты управления должны издаваться в пределах компетенции соответствующих органов государственного управления и не нарушать права и свободы человека и гражданина.

Специфика юридического характера актов управления заключается в следующем:

· в них содержатся государственно-властные правовые организационные вопросы, отнесенные к управленческой деятельности;

· все акты управления носят подзаконный характер, основываясь на нормах Конституцией РФ и федеральных законов, в них конкретизируются законодательно установленные правовые нормы, или нормы подзаконных актов, имеющих высшую юридическую силу;

· акты управления носят регулятивный характер, ими регулируются различные общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления (возникновение, изменение и прекращение правоотношений);

· в них устанавливаются определенные запреты, ограничения, дозволения, предписания, рекомендации, наказания, поощрения, а так же устанавливаются субъективные права и обязанности;

· принимаются акты управления в одностороннем порядке, исходят от компетентного органа исполнительной власти, должностного лица или Президента РФ. Причем это качество актов управления сохраняется и при принятии его несколькими субъектами управления по соглашению. В этом случае речь идет о выражении коллективной воли субъектов управления в одностороннем порядке;

· в акте управления выражен творческий характер управляющих субъектов, поскольку они направлены на оптимальное разрешение задач и вопросов, стоящих перед управляющим субъектом.

От управляющего субъекта, при решении поставленных задач, требуется изучение и анализ сложившейся ситуации, прогнозирование ее возможного развития, осмотрительность и творческий научный подход в правильном разрешении проблемных вопросов;

· акты управления принимаются только по тем вопросам, которые находятся в родовой и территориальной подведомственности управляющего субъекта, и в порядке, установленном административно-процессуальными правовыми нормами, например, постановление Правительства принимается только в коллегиальном порядке и при наличии кворума;

· издается акт управления, как правило, в письменном виде как документ, имеющий юридическое государственно-властное значение.

В некоторых случаях акты управления могут быть выражены и устно, например, как требование сотрудника полиции к правонарушителю, направленное на прекращение правонарушения, или устное распоряжение начальника подчиненному, направленное на выполнение какого-либо действия в соответствии с его функциональными обязанностями;

Таким образом, под правовым актом управления понимается подзаконное официальное решение, принятое органом исполнительной власти в односторонне-властном порядке и с соблюдением установленной процедуры по тому или иному вопросу, отнесенному к его компетенции, облеченное в предусмотренную законом форму и порождающее юридические последствия.

С точки зрения социального содержания, правовые акты управления (административные акты) — это управленческие решения, в которых непосредственно выражены цели, задачи, функции и методы деятельности субъектов государственного управления. Посредством акта управления решаются разнообразные управленческие дела (вопросы, ситуации).

Акты управления выступают в качестве юридических фактов, т.е. оснований для возникновения, изменения или прекращения отношений в сфере государственного управления (например, приказ начальника органа о зачислении в штат на государственную службу служит юридическим фактом, порождающим соответствующие служебные отношения).

Особенностями актов управления является и то, что они могут быть:

— основанием для издания других актов управления (например, на основании акта вышестоящего органа исполнительной власти издается акт нижестоящим органом исполнительной власти);

— доказательством для суда, основанием для возбуждения судебного дела (об увольнении работника, о признании недействительности ордера на жилую площадь и др.);

— условием действительности других актов (например, выдача органами внутренних дел разрешения на приобретение огнестрельного оружия и др.).

Источник: https://megaobuchalka.ru/11/40272.html

Правовые акты управления: понятие, юридическое значение

47. Правовые акты управления: понятие, юридическое значение
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 14Следующая ⇒

Правовые акты управления являются основной юридической (административно-правовой) формой реализации задач и функций исполнительной власти.

Характерные качества(черты) правового акта управления:

а) представляет собой юридический вариант управленческого решения. Путем его издания исполнительный орган (должностное лицо) решает тот или иной вопрос (общий или индивидуальный), возникающий в процессе его деятельности, в интересах реализации функций исполнительной власти;

б) издается только полномочным субъектом исполнительной власти или государственно-управленческой деятельности в пределах его полномочий, определенной действующим законодательством либо административно-правовыми нормами;

в) это юридически властное волеизъявление соответствующего субъекта исполнительной власти, в котором находит свое выражение властная природа государственно-управленческой деятельности;

г) представляет одностороннее волеизъявление указанного субъекта, предопределенное началами, характеризующими исполнительную власть в целом;

д) содержит в себе юридически властное предписание субъекта исполнительной власти, обязательное для адресата; он императивен;

е) определяет правила должного поведения в сфере государствен­ного управления;

ж) может либо создавать юридическую основу для возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений (административно-правовые нормы), либо служит юридическим фактом, непосредственно порождающим, изменяющим или прекра­щающим конкретные правовые отношения подобного типа;

а) он подзаконен, т. е. может быть издан полномочным субъектом исполнительной власти в соответствии с Конституцией РФ, другими законодательными актами в интересах обеспечения их исполнения;

и) занимает определенное место в иерархической системе такого рода актов,то есть каждый акт должен соответствовать актам вышестоящих органов;

к) представляет собой юридическую разновидность служебных документов, постоянно используемых в процессе деятельности ис­полнительных органов (должностных лиц).

л) как правило издается в качестве письменного юридического документа, но может быть выражен и устно (например в системе военного управления между руководителем и подчиненным, то есть устный приказ (называются «конклюдентные акты гос. управления»));

м) издается с соблюдением определенной официальн6о установленной процедуры. Общая процедура отсутствует, но есть отдельные нормативные акты, закрепляющие порядок издания управленческих актов. (Н-р Регламент Правительства РФ «Положение о подготовкепроэктов его постановлений и распоряжений»)

н) может быть в установленном действующим законодательством или подзаконными административно-правовыми нормами порядке опротестован или обжалован;

Таким образом, правовой акт управления есть основанное на за коне одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление адми нистративно-правовых норм или возникновение, изменение и прекраще­ние административно-правовых отношений в целях реализации задач и функций исполнительной власти.

В таком понимании этот вид юридических актов опосредуем взаимоотношения между сторонами управленческих отношений, точнее — между управляющей и управляемой сторонами, между субъектами и объектами управления.

В правовых актах управления решаются многие вопросы дета лизации и конкретизации общих правовых норм, содержащихся в правовых актах законодательных (представительных) органов го­сударственной власти.

Правовые акты управления по масштабности их действия не огра­ничиваются сферой государственного управления.

В ряде случаен с их помощью регламентируются отдельные стороны общественных отношений, составляющих предмет не административного, а иных от­раслей российского права.

В наибольшей степени это касается финан­совых отношений, частично трудовых, земельных и др. В частности, именно на их основе возникают налоговые, природоохранительные правоотношения.

Правовые акты управления отличаются от актов судебных органон государственной власти своим преимущественно позитивным харак­тером, выражающимся втом, что с их помощью организуется процесс функционирования механизма исполнительной власти с целью упорядочивающего воздействия на различные стороны государственной и общественной жизни.

Судебные акты имеют ярко выраженный и >|!исдикционный характер; для управленческих актов юрисдикция не ■пишется приоритетной. Кроме того, правовые акты управления не мо- I у I отменить либо изменить судебные акты, в то время как последние |.11 у ю возможность в отношении их имеют.

Наконец, правовые акты нередко играют роль доказательств в судебном процессе (например, по жилищным, трудовым, административным делам).

§ 4. Виды правовых актов управления

Цели, задачи и функции исполнительной власти практически реализуются в правовых управленческих актах различного харак- к ра и содержания. Соответственно имеются условия, необходимые пня классификации этого вида юридических актов по различным критериям.

Основной критерий их классификации — юридические свойства мк тов.

В соответствии с ним правовые акты управления подразделяют ни нормативные и индивидуальные.

Нормативные акты непосредственно выражают регулятивную Функцию административного права.

В них содержатся администра- I нвно-правовые нормы, регулирующие однотипные управленче- ■ кие общественные отношения путем установления определенных правил должного поведения в сфере государственного управления, рассчитанных на длительное применение (исполнение) и не имею­щих конкретного, т. е.

персонифицированного, адресата (например, нормы, содержащиеся в правилах дорожного движения, в санитарно- I игиенических правилах и т. п., распространяются на всех, кто так нлии наче совершает определенные действия в названных областях).

Нормативные акты управления являются наиболее емким вы­ражением процесса реализации исполнительной власти. Это — юри­дические акты подзаконного административного нормотворчества и ни правоустановительные акты. Их подзаконность — свидетельство и юричности такого нормотворчества. Тем не менее рольуправленче- екпх нормативных актов существенна, что находит свое выражение и их содержании.

Такого рода правовыми актами:

а) обеспечивается механизм реализации конституционного | гатуса граждан и общественных объединений (например, о свободе совести и вероисповеданий, об образовании и т. п.);

б) конкретизируются нормы высшей юридической силы, т. е. со­держащиеся в законодательных актах. Например, на основании Фе­дерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» последним был утвержден Регламент Правительства, конкретизирующий и детализирующий общие нормы, содержащиеся в названном Законе;

в) определяются типовые правила поведения в сфере государ­ственного управления. Например, таможенные правила, правила при­ватизации государственных и муниципальных предприятий и т. п.;

г) проводятся в жизнь различного рода социально-экономические программы. Например, программы приватизации, демонополизации и т. п.;

д) определяется организационно-правовой статус звеньев ис­полнительного аппарата, непосредственно подведомственных Пре­зиденту или Правительству РФ (аналогичные акты принимаются на нижестоящих уровнях государственной организации России). На­пример, положения о министерствах и федеральных службах России;

е) устанавливаются необходимые ограничения и запреты, возла­гаются специальные обязанности или предоставляются специальные права, реализуемые в сфере государственного управления. Напри­мер, о чрезвычайном положении, о въезде в Российскую Федерацию и выезде из нее;

ж) определяется порядок совершения определенных действий (процедур) исполнительно-распорядительного характера. Например, о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций; о про­ведении государственного ветеринарного надзора; о планировании и финансировании деятельности казенных заводов; о лицензирова­нии; о порядке подготовки правовых актов и т. п.;

з) формируются основные линии взаимодействия различных участников управленческих отношений. Напри мер, о взаи моотноше- ниях исполнительных органов различных субъектов Федерации и т. п.;

и) осуществляется охрана установленного в сфере государствен­ного управления порядка отношений. Например, о дисциплинарной и административной ответственности.

Нормативные акты управления являются одним из источников российского административного права. Они служат правовой основой для возникновения, изменения и прекращения конкретных админи­стративно-правовых отношений, но сами их не создают.

Нормативные акты могут иметь общефедеральное, республи­канское, краевое, областное и т. п. значение, т. е. издаваться ис­полнительными органами всех субъектов Федерации и действовать и соответствующих границах.

Вместе с тем нормативные акты могут п (даваться исполнительными органами различного уровня, наде­ленными отраслевой (ведомственной) или межотраслевой компетен­цией.

В специально предусмотренных административно-правовыми нормами случаях нормативные акты отраслевого характера могут Г)ыть юридически обязательными и за пределами данной отраслевой системы.

Например, Правительством РФ установлено, что Федераль­ная антимонопольная служба по вопросам своей компетенции вправе принимать постановления, обязательные для исполнения всеми министерствами, другими органами исполнительной власти, орга­низациями независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. Аналогичную юридическую силу имеют нормативные пкты некоторых других исполнительных органов с межотраслевой и отраслевой компетенцией.

Индивидуальные акты в отличие от нормативных носят ярко вы­раженный правоисполнительный (правоприменительный) характер. 11о своему юридическому содержанию это — распорядительные право­вые акты. В них всегда получают свое прямое выражение конкретные юридически властные волеизъявления соответствующих субъектов исполнительной власти.

Конкретность таких волеизъявлений (пред­писаний) проявляется втом, что, во-первых, с их помощью решаются индивидуальные административные дела или вопросы, возникающие в сфере государственного управления; во-вторых, они персонифи­цированы, т. е.

являются юридическими фактами, вызывающими возникновение конкретных административно-правовых отношений.

В качестве показательного примера индивидуального административ­но-правового акта может служить приказ о назначении того или иного лица на ту или иную должность в аппарате управления, постановление полномочного органа (должностного лица) о назначении виновному в совершении административного правонарушения административ­ного наказания.

Индивидуальные акты распространены в практике государствен­но-управленческой деятельности, так как они в наибольшей степени отвечают ее исполнительному назначению и являются важнейшим средством оперативного решения текущих вопросов управления. Кроме того, именно индивидуальные акты обеспечивают реализацию юрисдикционной (правоохранительной) функции административно­го права и исполнительной власти.

Индивидуальные акты всегда являются актами применения административно-правовых норм. Но этим их служебная роль не исчерпывается. Они используются также и для реализации норм ряда других отраслей права (например, финансового, земельного, трудового).

Тем не менее главным требованием, предъявляемым к их изданию, является их соответствие нормативным административно- правовым актам. В противном случае они не могут быть признаны действительными.

Например, индивидуальные акты, издаваемые по конкретным вопросам государственно-служебных отношений, должны основываться на нормах, содержащихся в Федеральном за­коне «О системе государственной службы Российской Федерации».

Иногда по юридическим последствиям издание индивидуальных правовых актов связывают с установлением обязанностей, запре­тов, разрешений и дозволений. В нормативных актах прежде всего формулируются административно-правовые предписания, запре­ты и дозволения, а также условия их использования, в то время как в индивидуальных актах они непосредственно применяются к кон­кретным лицам.

Правовые акты управления могут классифицироваться и по дру­гим основаниям (критериям).

Интерес представляет классификация административно-право- вых актов по их наименованию.

Каждый вид исполнительных органов вправе издавать правовые акты определенного наименования, уста­новленного либо конституционными и законодательными нормами, либо подзаконными нормами административного права.

Последние, как правило, содержатся в положениях о соответствующих органах (например, в положениях о министерствах).

В настоящее время используются следующие официальные наи­менования правовых актов управления:

1) указы и распоряжения Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ);

2) постановления и распоряжения Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ);

3) постановления, приказы, распоряжения, инструкции, правила, положения, уставы, издающиеся федеральными органами исполни­тельной власти;

4) указы (постановления) и распоряжения высшего должностного лица субъекта РФ.

В зависимости от способа охраны правовых актов управления от нарушений (например, неисполнение, недобросовестное исполнение и т. п.) можно выделить акты, охраняемые мерами дисциплинарной либо административной ответственности.

К числу первых относятся правовые акты, адресуемые нижесто­ящим исполнительным органам, а также подчиненным управлен­ческим работникам, на которых распространяется дисциплинарная власть руководителя.

Ко второй группе относятся правовые акты, содержащие общеобя­зательные правила поведения в сфере государственного управления, действие которых распространяется на лиц и организации независимо от их служебной или ведомственной подчиненности, т. е. на третьих лиц.

Это — правовые акты управления с административной санкцией. Перечень вопросов, по которым могут устанавливаться такого рода правила, определяются в Кодексе РФ об административных право­нарушениях.

Право на их издание принадлежит органам исполни­тельной власти общей компетенции (правительства, администрации).

Правовые акты управления (нормативные и индивидуальные) издаются исполнительными органами (должностными лицами) в соответствии с закрепленной за ними компетенцией.

Практика государственно-управленческой деятельности не исключает возмож­ность издания совместных правовых актов двух (или более) органов или должностных лиц.

Например, это — совместные приказы двух или нескольких федеральных или республиканских министерств, двух или нескольких глав краевой, областной администрации и т. п.

Предусмотрено коллегиальное и единоличное принятие управлен­ческих правовых актов. Применительно к актам Правительства РФ принятые соответствующие нормы — это коллегиальное принятие решений. В других же случаях — не всегда.

Например, министерство действует на основе единоначалия, а его руководитель несет пер­сональную ответственность за состояние порученной отрасли.

Но в министерствах есть коллегии и советы, роль которых в принятии управленческих решений велика.

Административно-правовой договор

В процессе функционирования исполнительных органов госу­дарственной власти возникают договорные связи между отдельными субъектами управления, между ними и общественными объедине­ниями.

Договорные связи в сфере государственного управления пока еще не получили как своего четкого определения, так и должного юридического оформления. Можно обнаружить лишь отдельные элементы, свидетельствующие о наличии некоторых признаков ад- м инистративных договоров.

Очевидно, что исполнительные органы, будучи органами госу­дарственной власти, не исключены из договорного процесса по раз­граничению и передаче полномочий в рамках, например, предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Именно на договорных началах определяются, в частности, исключительные предметы ведения и полномочия федеральных, в том числе и испол­нительных, органов, а также предметы совместного ведения. В первом случае имеется в виду, например, управление федеральной собствен­ностью, а во втором — разграничение государственной собственности.

По взаимной договоренности федеральные и республиканские органы определяют статус федеральных природных ресурсов; для решения ряда вопросов на федеральном уровне требуется предварительное согласие (договорный элемент) республиканских органов.

Особенно­стью такого рода отношений является то, что их административно- правовые аспекты сформулированы в рамках государственно-право­вых отношений; реализуются же они в связях между конкретными органами исполнительной власти.

Федеральный конституционный закон «О Правительстве Россий­ской Федерации» предусматривает, что на его заседаниях принима­ются решения о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов Федерации, что Правительство по соглашению с органами исполнительной власти субъектов может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции, а также законодательству. Специально подчеркивает­ся, что Правительство осуществляет переданные ему полномочия на основании соответствующих соглашений, которые можно считать правовой формой реализации исполнительной власти.

Примечательно, что во всех приведенных случаях говорится не о собственно административных договорах, а об их косвенном или опосредованном характере. Тем не менее четко вырисовывается от­личительный признак рассматриваемых соглашений: в них речь идет о полномочиях по реализации исполнительной власти.

В столь же опосредованной форме элементы административно- правовых договоров обнаруживаются при анализе ряда законода­тельных актов (например, о налогах, об управлении федеральным имуществом). Определенные элементы такого рода имеют место и в трудовом законодательстве (например, предварительное соглаше­ние об условиях поступления на государственную службу).

В настоящее время такого рода соглашения заложены в основание контрактной системы замещения должностей в Вооруженных Силах, при формировании администрации государственных объединений и организаций.

При этом контракт содержит не только обычные для трудовых отношений элементы, но и определяет объем исполнитель­ных функций и соответствующих им полномочий, что весьма важно с административно-правовых позиций.

В силу этого конкретная си­стема заполнения вакантных должностей (государственная служба) требует после достигнутого предварительного соглашения сторон по­следующего одностороннего юридически властного решения полно­мочного исполнительного органа (должностного лица).

Оценивая проблему административно-правовых договоров (со­глашений) в целом, можно утверждать, что они чаще всего и наиболее отчетливо выступают в роли юридических фактов особого рода, вы­зывающих возникновение административно-правовых отношений. Однако они предшествуют собственно юридически властной форме реализации исполнительной власти.

В случае заключения контрактов они требуют последующего юридически властного волеизъявления полномочного исполнительного органа (должностного лица); дости­жение соглашения между различными субъектами государственно- управленческой деятельности также затем требует соответствующего юридически властного оформления.

В силу этого само соглашение непосредственно не порождает конкретные административные правоотношения, но способствует формированию сложного состава юридического факта: соглашение плюс последующее (как результат) правомерное действие властного субъекта управления в виде издания индивидуального правового акта (например, приказа о назначении на ту или и ную должность).

Можно говорить о нескольких вариантах подхода к пониманию сути рассматриваемой проблемы.

1. Договоры (соглашения) смешанного типа, в рамках которых ад- министративно-правовые элементы проявляются частично и наряду с юридическими инструментами, используемыми иными отраслями российского права.

2. Договоры (соглашения) исполнительных органов с негосудар­ственными субъектами по поводу реализации их субъективных прав (например, контракты по поводу службы), представляющие собой предшествующие принятию одностороннего юридически властного решения отношения типично горизонтального варианта.

Исполни­тельный орган в такого рода соглашениях, тем не менее, в опреде­ленном объеме проявляет себя в качестве государственно-властного субъекта, т. е. он вправе в одностороннем порядке изменить условия договора или даже расторгнуть его, т. е.

действовать в «вертикальном» варианте, что, однако, не изменяет саму природу договора, а, скорее, имеет отношение к его реализации.

3. Договоры (соглашения) между различными субъектами испол­нительной власти по поводу объема полномочий по ее практической реализации. Это — собственно административно-правовые согла­шения. Но они не порождают конкретных правоотношений, не под­меняют собой правовые акты исполнительных органов, не являются собственно средством управления.

Тема 5. (4 часа)

Административный процесс

1. Понятие, сущность и характерные черты административного процесса.

2. Принципы административного процесса.

3. Структура административного процесса. Виды административных производств.

4. Неюрисдикционные производства.

5. Юрисдикционные производства.

⇐ Предыдущая45678910111213Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/1x3e5b.html

47. Правовые акты управления: понятие, юридическое значение

47. Правовые акты управления: понятие, юридическое значение

Правовые актыуправления являются основной юридической(административно-правовой) формойреализации задач и функций исполнительнойвласти. Наиболее значимые качества,определяющие юридическую природуправового акта управления, следующие:

а) представляетсобой юридический вариант управленческогорешения. Путем его издания исполнительныйорган (должностное лицо) решает тот илииной вопрос (общий или индивидуальный),возникающий в процессе его деятельности,в интересах реализации задач и функцийисполнительной власти;

б) издается толькополномочным субъектом исполнительнойвласти или государственно-управленческойдеятельности в пределах его компетенции,определенной действующим законодательствомлибо административно-правовыми нормами;

в) это юридическивластное волеизъявление соответствующегосубъекта исполнительной власти, вкотором находит свое выражение властнаяприрода государственно-управленческойдеятельности;

г) представляетодностороннее волеизъявление указанногосубъекта, предопределенное началами,характеризующими исполнительную властьв целом;

д) содержит в себеюридически властное предписание субъектаисполнительной власти, обязательноедля адресата; он императивен;

е) определяетправила должного поведения в сферегосударственного управления;

ж) может либосоздавать юридическую основу длявозникновения, изменения или прекращенияадминистративно-правовых отношений(административно-правовые нормы), либослужит юридическим фактом, непосредственнопорождающим, изменяющим или прекращающимконкретные правовые отношения подобноготипа;

з) он подзаконен,т.е. может быть издан полномочнымсубъектом исполнительной власти всоответствии с Конституцией РФ, другимизаконодательными актами в интересахобеспечения их исполнения;

и) занимаетопределенное место в иерархическойсистеме такого рода актов, что означаетсоответствие акта данного органаисполнительной власти (должностноголица) актам вышестоящих звеньев системыисполнительной власти;

к) представляетсобой юридическую разновидностьслужебных документов, постоянноиспользуемых в процессе деятельностиисполнительных органов (должностныхлиц).

Эти документы (различного родасправки, отчетные материалы, докладныезаписки, удостоверения, протоколы, актыревизий и проверок и т.п.

) выражаютопределенные обстоятельства, имеющиеюридическое значение, но не превращаютсятем самым в правовые акты управлениясо всеми присущими им юридическимикачествами;

л) как правило,издается в качестве письменногоюридического документа, но может бытьвыражен и устно (например, в системевоенного управления, в рамках служебныхотношений между руководителем инепосредственно подчиненными емуработниками аппарата управления;

м) с учетом ранееизложенных его качеств издается ссоблюдением определенных, официальноустановленных правил (процедур),предусматривающих порядок подготовкипроекта, его обсуждения, экспертизы,утверждения и проч.

Общие правила такогорода, к сожалению, отсутствуют; существуютправила ведомственного характера либопредусматривающие процедуру подготовкии утверждения управленческих актовприменительно к отдельным органамисполнительной власти (например, онисодержатся в Регламенте ПравительстваРФ, в Положении о подготовке проектовего постановлений и распоряжений);

н) может быть вустановленном действующим законодательствомили подзаконными административно-правовыминормами порядке опротестован илиобжалован;

о) в случаенесоблюдения содержащихся в немюридически властных предписаний вызываетособое юридическое последствиеправоохранительного характера, а именнонаступление ответственности виновнойстороны (как правило, наступаетдисциплинарная или административнаяответственность).

Правовой актуправления есть основанное на законеодностороннее юридически властноеволеизъявление полномочного субъектаисполнительной власти, направленноена установление административно-правовыхнорм или возникновение, изменение ипрекращение административно-правовыхотношений в целях реализации задач ифункций исполнительной власти.

В таком пониманииэтот вид юридических актов опосредуетвзаимоотношения между сторонамиуправленческих отношений, точнее — междууправляющей и управляемой сторонами,между субъектами и объектами управления.

В правовых актахуправления решаются многие вопросыдетализации и конкретизации общихправовых норм, содержащихся в правовыхактах законодательных (представительных)органов государственной власти.

Правовые актыуправления по масштабности их действияне ограничиваются сферой государственногоуправления.

В ряде случаев с их помощьюрегламентируются отдельные стороныобщественных отношений, составляющихпредмет не административного, а иныхотраслей российского права.

В наибольшейстепени это касается финансовыхотношений, частично трудовых, земельныхи др. В частности, именно на их основевозникают налоговые, природоохранительныеправоотношения.

Правовые актыуправления отличаются от актов судебныхорганов государственной власти своимпреимущественно позитивным характером,выражающимся в том, что с их помощьюорганизуется процесс функционированиямеханизма исполнительной власти с цельюупорядочивающего воздействия наразличные стороны государственной иобщественной жизни. Правовые актыуправления не могут отменить либоизменить судебные акты. Наконец, правовыеакты нередко играют роль доказательствв судебном процессе (например, пожилищным, трудовым, административнымделам).

Источник: https://studfile.net/preview/7016262/page:38/

Studio-pravo
Добавить комментарий