46. Государственная служба. Понятие, система и виды. Принципы

Понятие, система и принципы государственной службы РФ. Виды государственной службы

46. Государственная служба. Понятие, система и виды. Принципы

⇐ Предыдущая45678910111213Следующая ⇒

Гос.службой считается исполнение гос.служащим своих полномочий и должностных обязанностей при условии, что он занимает должность только в гос.органах и иных организациях с государственно-властными полномочиями (исключая учреждения, предприятия, объединения и т. д.).

Система: гос. гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.

Виды гос. службы: 1) федеральная гос.служба и 2) гос.служба субъектов РФ. Фед. гос.служба представляет собой проф.служебную деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий РФ, а также полномочий фед.гос.органов и лиц, замещающих гос.должности РФ.

Гос.гражданская служба РФ — представляет собой проф.служебную деятельность граждан, занимающих должности гос.гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий фед.гос.органов, гос.органов субъектов РФ, лиц, замещающих гос.должности РФ и ее субъектов.

Гос.гражданская служба — это служебная деятельность, направленная на обеспечение полномочий органов, которые осуществляют государственно-управленческие функции для разрешения экономических и социальных задач.

Военная и правоохранительная служба — это виды гос.службы, связанной с охранительной деятельностью государства, обеспечением личной безопасности граждан, внутренней и внешней безопасности общества и государства в целом, а также с обеспечением правопорядка.

Принципы государствен­ной службы.

1. Принцип верховенства Конституции России и фед.законовнад иными НПА, должностными ин­струкциями при исполнении гос.служащими долж­ностных обязанностей и обеспечении их прав (Высшей юридической силой обладает главный закон государст­ва —Конституция, а все остальные нормативные правовые акты должны ей соответствовать).

2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, непо­средственность их действия (гос.служащие призваны, со­блюдать и защищать права и свободы человека и гражданина).

3. Принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между РФ и ее субъектами (субъекты Федерации вправе издавать свои акты по вопросам гос.службы, учитывающие мест­ные условия, включая национальные особенности).

4. Принцип разделения властей — законодательной, исполнительной и судебной (самостоятельность каждой из этих ветвей власти, их независимость в установленных пределах при осуществлении своих функций. Гос.служащий не вправе быть депутатом законодательного (представитель­ного) органа. И наоборот: депутаты не могут находиться на государст­венной службе).

5. Принцип равного доступа граждан к гос.службе (при приеме на гос.службу не допускаются какие бы то ни было прямые или косвенные ограничения в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должност­ного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям).

6. Принцип обязательности для гос.служащих решений, принятых вышестоящими гос.органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством, явля­ется одним из краеугольных устоев российской государственности (бла­годаря этому создаются реальные условия для исполнительской дис­циплины во всех звеньях государственного механизма).

7. Принцип единства основных требований, предъявляемых к гос.службе (в отношении всех гос.служащих фед.гос.службы и гос.службы субъектов Федерации должны использоваться общероссийская система гос.

должностей и квалификационных разрядов (званий, рангов), единый порядок прохождения гос.службы, общие перечни прав и обязанностей, ограничений и гарантий, общие системы подготовки кадров и контроля их компетентности).

8. Принцип профессионализма и компетентности используется при отборе кандидатов на вакантную госу­дарственную должность гос.службы.

9. Принцип гласностипредполагает открытость законодательства о гос.службе, доступность гос.органов и ре­шение ими вопросов о судьбе, правовом положении государственного служащего с его ведома и согласия.

10. Принцип ответственностигос.служащих за подготавливаемые и принимаемые решения.

11. Принцип внепартийности и внеконфессиональности гос.службы (задачи и функции, выполняе­мые гос.служащими, требуют от них политической и религиозной беспристрастности).

12. Принцип стабильности кадров в гос.органах (постоянство кадров, минимизацию их текучести при стабильном штатном составе).

⇐ Предыдущая45678910111213Следующая ⇒

Дата добавления: 2015-05-08; просмотров: 1997 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник: https://lektsii.org/1-43853.html

Государственная служба: понятие, система и виды. Принципы построения и функционирования системы государственной службы

46. Государственная служба. Понятие, система и виды. Принципы

Должности государственной службы Государственные должностные лица
Обязательно прописаны в перечнях. Полномочия – возможность чего то, для осуществления. 1. Представляет тот орган, в котором он работает. 2. В законе указаны общие для всех. А полномочия закреплены в подзаконных актах, касающихся определенного служащего. 3. Обеспечивают функционирование лиц, замещающих госдолжности. (Аппарат, секретариат и т.д.) Представители государства, инспектор ГИБДД. Президент, депутаты, судьи, прокуроры, губернатор, министры, председатель ЦБ, Счетной палаты, члены Правительства и т.д. 1. Они представляют сами себя. 2. Лица нормативно обеспечены законодательными актами.  

Отличия должности гос службы от гос должностей: лица, находящиеся на гос должности осущ свои полномочия, представляя самого себя. Гос служащий представляет тот орган, в котором он работает. Лицо, замещающее гос должность, нормативно обеспечен законодательными актами.

У гос служащих законы есть, но они общие. Значимость лиц, замещающих гос должности, индивидуализирована. Гос служащие обеспечивают функционирование лиц, замещ гос дожности. Гос служащий – тот, кто может применять принуждение.

Гос служба позволяет функционировать государству. ФЗ *О системе госслужбы РФ*. Этот ФЗ является базовым, он регулирует гос. службу, основу и принципы гос службы. Строится на нем. Включая и подзаконные акты. Основы взаимодействия (между ними, между ним и органов). Госслжба институт административного права, но не трудовым правом.

Государственная служба – это профессиональная служебная деятельность граждан рф, осуществляемая на основе специальных навыков и знаний по обеспечению полномочий: рф, федеральных органов гос власти и иных федеральных органов, полномочия субъектов рф, органов исполнительной власти субъектов РФ.

Полномочия лиц замещаемых конституцией и иным законодательством, лица замещ должности по уставу и конст субъектов(здесь о госслужащих речь не идет) госслужащие это не гос. должностные лица (президент, судейский корпус, депутатский корпус, правительство, прокуратура), госслужащие – например, о прокуратуре, о судах, о депутатах и т.д. РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗНОЕ.

Госслужащие обеспечивают их деятельность

Что такое система госслужбы? 3 вида госслужбы.

1 – государственная гражданская служба (2 уровня) – профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению полномочий РФ или субъекта, а также по обеспечению полномочий лиц замещающих государственные должности на федеральном уровне или субъекта. Гос служащими м.б. только граждане.

— на федеральном

— на уровне субъектов

2 – военная служба –призыву или контракту. Специализированные полномочия. Есть они в уставе. М.б. не гр-не, р-не др гос-в или лица без гр-ва по контракту с ограничениями – легкий путь приобретения гражданства.

3 — правоохранительная (нет закона о ней)

Принципы:

1) Конституционные.

приоритет прав личности человека и гражданина, единство правовых и организационных основ федеральной службы и службы субъектов, равные условия доступа к государственной гражданской службе и равные условия ее прохождения, от пола, расы, национальности и т.д., ограничение – здоровье, нужен определенный уровень, компетентность (знание вопроса, которым ведаешь. Компетентность – совокупность прав и обязанностей.

Госслужащие отличаются от рабочего, он воздействует на общественные отношения, в то время кАк рабочий воздействует на мат предметы.

2) ввластные полномочия от государства

3)информированность, доступность информации

4) взаимодействие с гражданами

5)Защищенность гос служащих от неправомерного воздействия

6) получают деньги из бюджета

7) доп. деятельность запрещена.

Должность – это объем полномочий. Должности (категории )подразделяются на руководителей, помощники (советники), специалистов и обеспечивающие специалисты.

Помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей; Специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий; обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности подраз на след группы: высшие должности гражданской службы; главные должности гражданской службы; ведущие должности гражданской службы; старшие должности гражданской службы; младшие должности гражданской службы.

Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Имеется реестр должностей федеральной гражданской службы, утвержден указом (президента на фед уровне, губернатора, главы администрации – на уровне субъектов). Наличие классных чинов. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы высшей группы, присваивается классный чин гражданской службы — действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы главной группы, присваивается классный чин гражданской службы — государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы ведущей группы, присваивается классный чин гражданской службы — советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы старшей группы, присваивается классный чин гражданской службы — референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы младшей группы, присваивается классный чин государственной гражданской службы — секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса. Классный чин гражданской службы — действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается Президентом Российской Федерации. В федеральных органах исполнительной власти классный чин федеральной гражданской службы — государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается Правительством Российской Федерации.

Квалификационные требования к должностям гражданской службы

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

Квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности для федеральных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации, для гражданских служащих субъекта Российской Федерации — законом субъекта Российской Федерации.

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего (далее — должностной регламент).

Постановление на гос службу:

Заключается контракт. Возрастной критерий. До 65 лет. Исключение разные советники и т.д. проводят испытание. Можно обжаловать в суд или вышестоящую инстанцию решение. Оплата труда, соц гарантии и т.д.

Аттестация – может быть уволен, переведен выше или ниже. Могут потребовать переквалификацию. Сокращение должностей. Могут реорганизовать. В течение 1 месяца публикуется акт. И решение в нем.

Некоторые права и обязанности : надлежащее техническое условие своей работы, на отдых, отпуск (оплачиваемый), основной и дополнительный, премии, медицинское страхование.

Обязанности: соблюдение конституции и законов, права и свободы граждан и организаций, не разглашать гостайну, уровень квалификации, соблюдать ограничения с госслужбой, не нарушать запреты ( недееспособный, под следствие, судимость не погашенную, оформить доступ к сведения о гостайне, болезнь, свойство или родство, ложные документы, предпринимательскую деятельность.

Дисциплина. Взыскание и поощрение

Поощрение(материальные, моральные и смешанные) и взыскание (дисциплинарное взыскание(не позднее 1 месяца со дня обнаружения)(обязательно письменное заявление) освобождение от замещаемой должности, увольнение).

Имеется возможность проводить служебные проверки. Не позднее 1 месяца со дня его проведения можно дисциплинарную ответственность применять.

Включает в себя: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соотвестсвии, освобождение от должности, увольнение.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_259089_gosudarstvennaya-sluzhba-ponyatie-sistema-i-vidi-printsipi-postroeniya-i-funktsionirovaniya-sistemi-gosudarstvennoy-sluzhbi.html

Понятие, система, принципы государственной службы в Российской Федерации

46. Государственная служба. Понятие, система и виды. Принципы

Служба – вид общественно полезной деятельности по отправлению определенных полномочий.

Широкое понятие: дано профессором В.М. Манохиным. По его мнению, служба – это часть или одна из сторон организационной деятельности государства по комплектованию личного состава и правовое регулирование этой деятельности госслужащих.

Таким образом, выделяются объективный и субъективный моменты службы – деятельность государства и деятельность людей – служащих.

При этом широкое определение (которого придерживалось большинство ученых советского периода) включает деятельность служащих во всех государственных организациях.

Государственная служба РФ – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий РФ; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Таким образом, государственная служба осуществляется только в таких организациях, которые называются государственными органами или службами, формированиями и учреждениями, реализующими функции государственных органов.

Государственный орган представляет собой учрежденное в системе государственной администрации структурное организационно-правовое образование, имеющее специальные цели и задачи, а также наделенное в нормативном порядке функциями, задачами и специальной компетенцией. Каждый государственный орган имеет свои структурные особенности. В отличие от других организаций государственные органы:

  • наделены государственно-властными полномочиями как внешнего, так и внутреннего характера;
  • они могут принимать нормативные правовые акты,
  • осуществлять правоприменительную, правоохранительную, административно-юрисдикционную деятельность.

Вопросы государственной службы субъектов РФ регулируются в настоящее время федеральным законодательством о государственной службе, а также законами и иными нормативными актами, принимаемыми соответствующими субъектами РФ.

Государственная служба в Российской Федерации регулируется федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ, специальными законами субъектов РФ, определяющими государственную службу и правовое положение государственных служащих субъектов РФ. Например, каждая область принимает собственный закон о государственной службе. Правовыми источниками государственной службы являются также правовые нормы различных отраслей права, содержащиеся в законодательных и иных нормативных правовых актах.

Отличительные признаки государственной службы:

 1. Профессионализм. Государственная служба является основным родом занятий для государственного служащего. Государственная служба по совместительству не допускается.

2. Компетентность. Государственный служащий должен соответствовать выполняемым функциям государственной службы по уровню образования, стажу и знаниям. Данные требования являются формализованными условиями.

 3. Прохождение службы только на должностях государственной службы, включенных в Сводный реестр должностей государственной службы Российской Федерации. Статус государственного служащего приобретается только путем назначения на должность государственной службы

 4. Прохождение службы, как правило, в государственных органах. По определению, государственная служба — это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности.

В некоторых случаях государственная служба предусматривается не в государственных органах, а на государственных унитарных предприятиях или в государственных учреждениях.

Например, в отделах вневедомственной охраны (ОВО) при органах внутренних дел городов и районов предусмотрено прохождение службы в органах внутренних дел, хотя ОВО по статусу является государственным учреждением, а не государственным органом.

Аналогичный пример можно привести с учреждениями уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний, которые не признаются государственными органами, но в которых предусмотрена правоохранительная служба.

 Нужно сказать и о том, что не все граждане, работающие в государственных органах, являются государственными служащими. С некоторыми лицами обеспечивающего персонала заключаются трудовые договоры, и статус государственных служащих на них не распространяется.

 5. Оплата государственной службы осуществляется из государственных бюджетов.

Систему государственной службы образуют государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба.

 Виды государственной службы многочисленны, и ее можно классифицировать по различным основаниям.

 По ветвям власти, в которых предусмотрено прохождение государственной службы, государственная служба подразделяется на:

  • государственную службу в органах законодательной власти (в аппаратах Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, а также в аппаратах органов законодательной власти субъектов РФ);
  • государственную службу в органах исполнительной власти;
  • государственную службу в органах судебной власти (в аппаратах Конституционного Суда РФ, арбитражных судов, конституционных (уставных) судов субъектов РФ и мировых судей);
  • государственную службу в иных государственных органах, не входящих в систему трех ветвей власти.

 К иным государственным органам, в которых предусмотрена государственная служба, относятся:

  • Администрация Президента РФ, включающая в свой состав, помимо прочих структурных подразделений, Аппарат Совета Безопасности РФ;
  • органы прокуратуры;
  • аппарат Центральной избирательной комиссии РФ и аппараты других избирательных комиссий государственного уровня;
  • рабочий аппарат Уполномоченного по правам человека в РФ и аппараты уполномоченных по правам человека в субъектах РФ;
  • аппарат Счетной палаты РФ и аппараты контрольно-бюджетных органов субъектов РФ, создаваемых органами законодательной власти субъектов РФ;
  • Судебный департамент при Верховном Суде РФ, в котором проходят государственную службу государственные служащие аппаратов Верховного Суда РФ и других судов общей юрисдикции.

 По федеративному признаку государственная служба подразделяется на федеральную государственную службу и государственную службу субъектов РФ.

 По функциональному назначению в системе государственной службы выделяются следующие виды:

  • государственная гражданская служба — вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации;
  • военная служба — вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства;
  • правоохранительная служба — вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

 Виды по особенностям правового статуса государственных служащих и условий прохождения государственной службы выделяют два основных вида государственной службы: государственная гражданская служба и милитаризованная государственная служба, включающая военную и правоохранительную службу.

 Важнейшими отличиями милитаризованной службы от гражданской государственной службы являются:

  • наличие в качестве общей задачи милитаризованной службы обеспечения национальной безопасности и правопорядка;
  • наличие специального статуса милитаризованных служащих (наряду с общим и должностным статусом) в связи с нахождением на дежурстве, в наряде, боевом походе, ликвидацией последствий стихийных бедствий и другими особыми и чрезвычайными обстоятельствами;
  • наличие особых средств деятельности, к которым относятся оружие, специальные средства и физическая сила;
  • наличие особых методов деятельности (боевые, оперативно-розыскные, специально-технические, негласные и другие методы);
  • наличие особых условий службы (режима службы, денежного содержания, гарантий и компенсаций, социально-бытового и пенсионного обеспечения);
  • прохождение службы в соответствии с дисциплинарными уставами и специальными положениями о дисциплине;
  • особые условия, основания и порядок привлечения к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.

Виды военной службы могут быть определены по организационным структурам, в которых предусмотрена военная служба: военная служба в Вооруженных Силах РФ; военная служба в органах Службы внешней разведки РФ; военная служба в органах Федеральной службы безопасности РФ; военная служба во Внутренних войсках МВД России; военная служба в органах Федеральной службы охраны РФ; военная служба в органах и воинских формированиях Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (кроме федеральной противопожарной службы); военная служба в Службе специальных объектов при Президенте РФ; военная служба в органах и войсках Федеральной службы специального строительства РФ.

 Аналогично определяются виды правоохранительной службы: служба в органах внутренних дел; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний; служба в федеральной противопожарной службе МЧС России; служба в таможенных органах; служба в органах Государственной фельдъегерской службы РФ; служба в органах Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков; служба в органах прокуратуры.

   Принципы гражданской службы:

   1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

   2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ;

   3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком РФ, к гражданской службе и равные условия прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

   4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;

   5) стабильность гражданской службы;

   6) доступность информации о гражданской службе;

   7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

   8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Государственная служба вместе с муниципальной службой образуют публичную службу. Муниципальной службой называется профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должности муниципальной службы, замещаемой путём заключения трудового договора (контракта).

Отличия муниципальной службы от государственной службы:

— направлена на решение вопросов местного значения;

— состоит в обеспечении исполнения полномочий органов местного самоуправления, муниципальных избирательных комиссий, лиц, замещающих муниципальные должности;

— осуществляется на должностях муниципальной службы.

Общие черты государственной и муниципальной службы:

— публичный характер деятельности;

— управленческий характер деятельности;

— осуществляются на должностях в публичных органах – государственных органах и органах местного самоуправления.

Источник: https://students-library.com/library/read/66995-ponatie-sistema-principy-gosudarstvennoj-sluzby-v-rossijskoj-federacii

Studio-pravo
Добавить комментарий