45. Понятие и виды административных наказаний.: Административное наказание является установленной госу- дарством

Административное наказание, понятие и виды

45. Понятие и виды административных наказаний.: Административное наказание является установленной госу- дарством

Административные наказания являются одним из видов административно-принудительных мер. Статья 3.

1 КоАП устанавливает, что административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и другими лицами (общая превенция) Кодекс РФ об административных правонарушениях [Текст]: от 30 декабря 2001 г. № 195 — ФЗ. // Российская газета, — N 256. — 31.12.2001..

административных наказаний определяется характером управленческих отношений, регулируемых и охраняемых нормами административного права, спецификой посягательств (правонарушений) на эти отношения.

В то же время особенность правонарушений в сфере государственного управления состоит в том, что ими причиняется, не всегда, нематериальный вред (ущерб), восполнить или загладить который часто невозможно.

Вот почему содержание административно-правовых санкций, охраняющих общественные отношения в сфере реализации исполнительной власти, носит показательный характер, т.е. они содержат обязанность виновного понести наказание, претерпеть определенные лишения, существенно затрагивающие личность, ущемляющие ее права и блага.

административных наказаний состоит в ограничении, лишении субъективных прав или благ лица, к которому они применяются. Так, применение административного ареста влечет краткосрочное лишение свободы, штраф и конфискация связаны с материальными потерями Бахрах, Д.Н. Административное право. [Текст]: Д.Н. Бахрах — М.: Бек, 2007. — С.343..

Разумеется, административным, как и уголовным, наказаниям присущ карательный характер. Однако суть и тех, и других санкций состоит в принудительном воздействии на правонарушителей со стороны компетентных органов государства.

Добровольное исполнение правонарушителем наложенного на него наказания (например, уплата штрафа в установленный срок) не меняет принудительной сущности этой меры, так как государство всегда оставляет за собой право принудить виновного претерпеть правоограничения, вытекающие из применения к нему соответствующего наказания (например, при неуплате штрафа он принудительно взыскивается из заработной платы, стипендии или пенсии нарушителя, либо взыскание обращается на его имущество).

Являясь правовым следствием правонарушения, административное наказание причиняет нарушителю менее тяжкие отрицательные последствия, чем уголовное наказание.

Вместе с тем признак меньшей суровости может быть принят лишь с оговоркой, поскольку содержание целого ряда административных наказаний (лишение специальных прав, административный арест, крупные штрафы, конфискация) отнюдь не свидетельствуют о мягкости этих мер.

Вид и объем ограничений, составляющих содержание административных наказаний, определяются полномочными органами государства, их должностными лицами с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины и имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. При этом индивидуализации ответственности способствует то обстоятельство, что административно-правовые санкции, как правило, являются относительно-определенными.

Согласно действующему законодательству административные наказания характеризуются той особенностью, что их назначает широкий круг государственных органов и должностных лиц.

При этом административные наказания применяются как в единоличном, так и в коллегиальном порядке: должностными лицами органов исполнительной власти — единолично; комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, административными комиссиями, созданными при соответствующих органах местного самоуправления, — коллегиально; судами (судьями) — коллегиально и единолично.

С рассмотренной особенностью административного наказания тесно связан и другой признак этой санкции.

Она применяется в процессе специальной деятельности соответствующих юрисдикционных органов и их должностных лиц по разбирательству и разрешению дела об административном правонарушении.

Причем осуществляется это разбирательство в ряде случаев в относительно простом порядке, что обусловливается самой сущностью административного правонарушения.

Очевидно, что одно и то же должностное лицо согласно закону и констатирует факт нарушения, и принимает решение о назначении наказания, и даже тут же приводит его в исполнение (например, взимая штраф на месте).

Но, несмотря на относительную простоту, порядок производства по делам об административных правонарушениях призван обеспечить достижение истины по каждому делу, законное и справедливое его решение.

Применительно к административному наказанию этот порядок его назначения является административно-процессуальным, в рамках которого административные наказания могут быть назначены полномочным органом виновному в совершении административного правонарушения лицу (физическому или юридическому), не находящемуся в его непосредственном подчинении.

Применение административного наказания влечет для лица состояние административной наказанности. КоАП Кодекс РФ об административных правонарушениях [Текст]: от 30 декабря 2001 г. № 195 — ФЗ. // Российская газета, — N 256. — 31.12.2001. — ст. 4.

6 устанавливает, что состояние административной наказанности продолжается в течение года со дня окончания исполнения наказания и аннулируется по его истечении автоматически, т.е. без специального решения или санкционирования какого-либо государственного органа или должностного лица.

Лицо после истечения этого срока считается не подвергавшимся административному наказанию.

Глава 4 КоАП посвящена основным правилам назначения административных наказаний Кодекс РФ об административных правонарушениях [Текст]: от 30 декабря 2001 г. № 195 — ФЗ. // Российская газета, — N 256. — 31.12.2001..

Кроме общих правил назначения административных наказаний, регламентируются обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения; исчисление сроков административного наказания и сроков давности привлечения к административной ответственности; порядок возмещения причиненного административным правонарушением имущественного ущерба и морального вреда.

Общие правила наложения административных наказаний конкретизируют принципы равенства перед законом, презумпции невиновности, законности, индивидуализации ответственности с учетом характера правонарушения и личности нарушителя.

Правила назначения административных наказаний предусматривают обязательность для правонарушителя возместить причиненный или имущественный ущерб и моральный вред.

Административные наказания оказывают значительное влияние на состояние правопорядка в стране, способствуют предупреждению преступлений. Розенфельд, В.Г. Административная ответственность. Учебное пособие. [Текст]: В.Г. Розенфельд — Воронеж: Издательство «Истоки», 2003. — С. 221..

Теоретически можно определить следующие цели рассматриваемых наказаний (ст. 3.1 КоАП исключает воспитание из целей административного наказания, с чем вряд ли можно согласиться): воспитание нарушителя, частное и общее предупреждение правонарушений Кодекс РФ об административных правонарушениях [Текст]: от 30 декабря 2001 г. № 195 — ФЗ. // Российская газета, — N 256. — 31.12.2001..

Административные наказания являются одним из видов административно-принудительных мер. Статья 3.

1 КоАП устанавливает, что административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и другими лицами (общая превенция) Кодекс РФ об административных правонарушениях [Текст]: от 30 декабря 2001 г. № 195 — ФЗ. // Российская газета, — N 256. — 31.12.2001..

Данная система административных наказаний характеризуется рядом особенностей.

Во-первых, эта система является единственным законодательно установленным перечнем административных наказаний, что позволяет обеспечить единообразное понимание и применение данных средств правоохраны.

Во-вторых, иные виды административных наказаний, кроме указанных выше, могут быть установлены только законодательными актами РФ и лишь в соответствии с общими положениями и принципами законодательства об административных правонарушениях.

В-третьих, она дифференцирует административные наказания на основные и дополнительные (возмездное изъятие, конфискация, административное выдворение), причем последние могут устанавливаться и применяться в качестве, как основного, так и дополнительного наказания; другие административные наказания могут устанавливаться и применяться только в качестве основных.

Дополнительные наказания не могут назначаться самостоятельно, а могут только присоединяться к основным мерам наказания. За конкретное административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и одно из дополнительных наказаний, указанных в санкции применяемой статьи КоАП.

Одновременное применение двух основных либо двух дополнительных наказаний не допускается.

В-четвертых, эта система включает наказания морального характера (предупреждение), денежные и имущественные наказания (штраф, конфискация) и наказания, обращенные на личность нарушителя (административный арест, лишение специальных прав, выдворение) Бахрах, Д.Н. Административное право. [Текст]: Д.Н. Бахрах — М.: Бек, 2007. — С. 233..

Статья 3.2 КоАП устанавливает следующие виды административных наказаний:

  • 1) предупреждение;
  • 2) административный штраф;
  • 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • 6) административный арест;
  • 7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • 7) дисквалификация;
  • 8) административное приостановление деятельности Кодекс РФ об административных правонарушениях [Текст]: от 30 декабря 2001 г. № 195 — ФЗ. // Российская газета, — N 256. — 31.12.2001..

Предупреждение и административный штраф могут вводиться и применяться на основании законов субъектов РФ об административной ответственности.

Предупреждение применяется в отношении физических и юридических лиц, совершивших незначительные нарушения установленных правил, когда они не носят резко выраженного антиобщественного характера.

Предупреждение может налагаться, если оно предусмотрено соответствующей статьей КоАП или нормативного акта субъекта РФ, устанавливающего административную ответственность.

Применение предупреждения к правонарушителю влечет для него наступление определенных отрицательных последствий, обычно морального характера.

Вместе с тем КоАП Кодекс РФ об административных правонарушениях [Текст]: от 30 декабря 2001 г. № 195 — ФЗ. // Российская газета, — N 256. — 31.12.2001. — ст. 4.

3 связывает с фактом повторного или неоднократного применения к нарушителю предупреждения привлечение его к более строгой ответственности.

Предупреждение является административным наказанием и может повлечь наступление определенных правовых последствий только тогда, когда оно вынесено в письменной форме или зафиксировано иным установленным способом в решении должностного лица, привлекающего нарушителя к административной ответственности (например, путем компостерной просечки талона к удостоверению на право управления маломерным судном).

От предупреждения как меры административного наказания нужно отличать устные замечания, которые представляют собой средства убеждения и, естественно, не являются административными наказаниями.

Административный штраф — денежное наказание, назначаемое нарушителям административно-правовых норм юрисдикционными органами или их полномочными представителями в пределах, предусмотренных законодательством. Он выражается в получении с нарушителя в доход государства определенной суммы денежных средств.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения. этого вида административного наказания состоит в:

  • а) принудительном изъятии орудия или предмета административного правонарушения у правонарушителя; б) последующей его реализации;
  • в) передаче вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.

Возмездное изъятие предмета может применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Эта мера административного наказания состоит в принудительном безвозмездном обращении не изъятых из оборота вещей в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ. При этом конфисковано может быть лишь имущество, находящееся в личной собственности правонарушителя.

От конфискации как вида административного наказания за совершенное административное правонарушение, приводящего к лишению собственника права на определенное имущество, отличается изъятие (арест) материальных объектов собственности из незаконного владения виновного лица как мера пресечения или процессуальная мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемая, в том числе, для обеспечения возможной последующей конфискации. Такое изъятие (арест) имущества, осуществляемое органами исполнительной власти, в определенной степени ограничивает право собственника пользоваться и распоряжаться им, но не порождает перехода права собственности к государству. Поэтому оно производится без судебного решения, что не препятствует обжалованию такого изъятия (ареста) в суде.

Лишение специального права, ранее предоставленного данному гражданину, применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП. Срок лишения такого права не может быть менее одного месяца и более двух лет.

Лишение специального права применяется чаще всего в отношении водителей транспортных средств.

Административное наказание в виде лишения специальных прав связано со значительными правоограничениями, так как влечет запрет на занятие определенной деятельностью в течение срока, определенного в постановлении о применении данного наказания: для водителя-профессионала запрет на определенный срок работать по специальности, а для водителя-любителя — в течение установленного срока управлять принадлежащим ему транспортным средством (автомобилем, мотоциклом, маломерным судном и др.).

Административный арест, т.е. содержание нарушителя в условиях изоляции от общества, устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до тридцати суток. Административный арест назначается только судьей.

Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений. Он не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.

Административный арест является самым суровым административным наказанием и применяется за правонарушения, граничащие по своей общественной опасности с преступлениями, либо за злостное совершение административных правонарушений.

Арест заключается в лишении виновного свободы на период, установленный постановлением по делу о совершенном правонарушении. Условия отбывания этого наказания весьма строгие.

Лица, подвергнутые административному аресту, содержатся в специальных приемниках или изоляторах временного содержания органов внутренних дел.

Источник: https://vuzlit.ru/125370/administrativnoe_nakazanie_ponyatie_vidy

Понятие и виды административных наказаний

45. Понятие и виды административных наказаний.: Административное наказание является установленной госу- дарством

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административные наказания как разновидность мер административного принуждения носят профилактический характер, но одновременно являются карательными санкциями, которые заключается в лишении или ограничении прав, благ виновного и выражаются либо в моральном, либо материальном воздействии на правонарушителя, причиняя тем самым последнему определенные страдания.

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Административные наказания образуют систему, признаками которой являются общность правовой природы, оснований и целей их применения.

КОАП РФ закрепляет следующие виды наказаний (ст. 3.2.):

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация.

Возмездное изъятие и конфискация предметов, административное выдворение могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных наказаний; другие административные наказания могут применяться только в качестве основных.

За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное наказание.

Административные наказания в КОАП РФ перечисляются, от менее суровых к более суровым.

Административные наказания, указанные в пунктах 3-8, устанавливаются только КОАП РФ.

Краткая характеристика административных наказаний.

Предупреждение (ст. 3.4.) выносится в письменной форме.

Предупреждение, хотя и носит моральный характер, влечет за собой такие же юридические последствия, как и все другие основные административные наказания.

Административный штраф (ст. 3.5.) есть денежное взыскание, налагаемое за административное правонарушение в случаях и в пределах, предусмотренных КОАП.

Штраф предусмотрен за большинство административных правонарушений. Его могут устанавливать законы и нормативные акты России и субъектов РФ.

Способы установления размеров штрафа многообразны.

Во-первых, это наказание, выражающееся в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда, установленному законодательством России на момент окончания или пресечения правонарушения.

Во-вторых, размер штрафа может выражаться в величине, кратной стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения.

В-третьих, размер штрафа устанавливается в соответствии с величиной кратной сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

Размер штрафа не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда.

Размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать двадцать пять минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц – пятьдесят минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц – одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.

В установленных законодательством случаях (например, нарушение антимонопольного, таможенного, валютного законодательства) административный штраф может превышать указанные выше размеры. При этом он не может превышать для должностных лиц двести минимальных размеров оплаты труда, для юридических лиц – пять тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов, не может превышать трехкратный размер стоимости соответствующего предмета, суммы неуплаченных налогов, сборов.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.6.) состоит в принудительном изъятии предмета и последующей его реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.

Возмездное изъятие охотничьего оружия и боевых припасов и других дозволенных орудий охоты и рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота и рыболовство являются основным законным источником средств к существованию. Порядок применения возмездного изъятия и виды предметов, подлежащих изъятию, устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, (ст. 3.7.) состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательством. Конфискация назначается судьей.

Конфискация охотничьего оружия и боевых припасов, других дозволенных орудий охоты и рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота и рыболовство является основным источником средств к существованию. Порядок применения конфискации, перечень предметов, не подлежащих конфискации, устанавливаются законодательством РФ.

Лишение специального права, (ст. 3.8.) применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Срок лишения такого права не может быть менее одного месяца и более двух лет, если иное не установлено законом, и назначается судьей.

Лишение права управления транспортными средствами не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии опьянения, оставления в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого они являются, уклонение от прохождения в установленном порядке освидетельствования на состояние опьянения.

Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

Административный арест (ст. 3.

9) устанавливается и применяется лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима проведения контртеррористической операции до тридцати суток. Административный арест назначается судьей. Он не может применяться к беременным женщинам, женщинам имеющих детей в возрасте до четырнадцати лет, и к лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, к инвалидам первой и второй групп.

Административное выдворение за пределы РФ иностранногогражданина или лица без гражданства (ст. 3.10) заключается в принудительном и контролируемом их перемещении через государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из РФ. Назначается судьей.

Дисквалификация (ст. 3.

11) заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет и назначается судьей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/4_68114_ponyatie-i-vidi-administrativnih-nakazaniy.html

Административное право России

45. Понятие и виды административных наказаний.: Административное наказание является установленной госу- дарством

Административное наказание — установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения.

Применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушении как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Оно не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Административные наказания выполняют в известной мере функцию предупреждения преступлений.

Административные наказания имеют сходство и различие с мерами административного пресечения. Их объединяет часто общность оснований применения (административное правонарушение), а также их целевое назначение — предупреждение правонарушений.

Однако меры административного пресечения не являются мерами административной ответственности. Они направлены на прекращение правонарушения и привлечение нарушителя к ответственности в соответствии с характером совершенного им правонарушения.

Меры пресечения могут предшествовать применению административных наказаний и не влияют на их выбор органом, судьей, должностным лицом, решающим дело.

При наличии обстоятельств, указанных в законе, меры административного пресечения могут предшествовать применению уголовно-процессуальных мер, если в действии (бездействии) будут установлены признаки преступления.

Административные наказания выражаются, как правило, либо в моральном, либо в материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые административные взыскания сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав нарушителя (например, административный арест, лишение специальных прав и др.).

Административные наказания образуют стройную систему, определяемую общностью природы, оснований и целей их применения, возможностью их взаимозаменяемости.

Основными видами административных наказаний являются:

  1. предупреждение;
  2. административный штраф;
  3. возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  4. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  5. лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  6. административный арест;
  7. административное выдворение из пределов РФ иностранного гражданина и лица без гражданства;
  8. дисквалификация;
  9. административное приостановление деятельности.

В отношении юридических лиц могут применяться предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие, конфискация, административное приостановление деятельности.

Административные наказания, кроме предупреждения, административного штрафа, устанавливаются только КоАП РФ.

КоАП РФ подразделяет административные наказания на основные и основные и дополнительные.

В качестве только основных административных наказаний устанавливаться и применяться могут лишь предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности, а все другие могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания: возмездное изъятие, конфискация, административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.

Предупреждение — мера административного наказания. Она выражается в официальном порицании физического или юридического лица; выносится в письменной форме. Устное предупреждение не является административным наказанием.

Предупреждение как наказание влечет за собой те же юридические последствия, как и все другие основные административные наказания, в частности, оно может иметь значение для определения правонарушения повторным, влекущим соответствующие последствия.

Следует также учитывать, что в форме предупреждения могут устанавливаться меры административного пресечения. В

каких случаях оно является административным наказанием, устанавливается КоАП РФ, законами субъектов РФ, предусматривающими административную ответственность за те или иные правонарушения.

Административный штраф — денежное взыскание, выражающееся в рублях и устанавливаемое для граждан в размере, не превышающем пять тысяч рублей; для должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей: для юридических лиц — одного миллиона рублей. Он не может быть менее ста рублей.

Административный штраф за определенные материальные (неформальные) административные правонарушения может выражаться в величине, кратной стоимости, сумме, выручки, т.е. в зависимости от характера административных правонарушений, выраженных в денежной (стоимостной) форме.

Предусмотрены две разновидности исчисляемого таким образом штрафа: он не может превышать: а) трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения; суммы неуплаченных налогов, сборов или таможенных пошлин, либо суммы незаконной валютной операции, либо суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо суммы денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию; б) одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.

Штраф за мелкое хищение не может превышать пятикратный размер похищенного имущества. Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения состоит в их принудительном изъятии и последующей реализации с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета.

КоАП РФ установил возмездное изъятие в качестве единственного, т.е. безальтернативного другим дополнительным, наказания за нарушение правил: хранения, ношения или уничтожения оружия и боеприпасов; коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему (ст. 20.

8); перевозки, транспортирования оружия и патронов к нему; использования оружия и патронов к нему (ст. 20.12). В этих случаях применение возмездного изъятия не является обязательным, а правом субъекта, рассматривающим дело о соответствующем административном правонарушении.

КоАП РФ пока не предусмотрел случаи применения данной меры в качестве основного наказания.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения состоит в принудительном безвозмездном обращении в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей.

Конфискация предусмотрена за многие административные правонарушения, причем в качестве меры, которая а) может применяться в качестве меры дополнительного наказания по усмотрению субъекта, рассматривающего дело о соответствующем административном правонарушении; б) подлежит обязательному применению (ст. 13.10; 13.15; 14.10; 14.

16 и др.); в) в качестве основного административного наказания, альтернативного административному штрафу и конфискации как дополнительного наказания. Например, недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных ст. 16.

2 Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административною правонарушения.

с их конфискацией или без таковой, либо конфискацию предметов административного правонарушения (ст. 16.1, 16.2).

Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения: подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику; изъятые из оборота либо находившиеся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение; по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению (ст. 3.7).

Следует иметь в виду, что конфискуются именно орудие совершения и предмет административного правонарушения, а не имущество вообще, что отличает эту административную меру от меры уголовного наказания.

Возмездное изъятие, конфискация охотничьего оружия, боеприпасов и других дозволенных орудий и средств охоты и рыболовства не могут применяться к лицам, для которых охота и рыболовство являются основным законным источником средств к существованию.

КоАП РФ, в отличие от КоАП РСФСР, не предусматривает возможность применения данных мер в качестве альтернативных, т.е. взаимозаменяемых, дополнительных административных наказаний.

Лишение специального права, ранее предоставленного физическому лицу, применяется за совершение административного правонарушения. Данная мера устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ.

Срок лишения таких прав не может быть менее одного месяца и более трех лет. Сроки лишения специальных прав предусматриваются статьями Особенной части, устанавливающими ответственность за соответствующие конкретные правонарушения (см. ст.п.5; 11.9; 11.17; 12.8; 12.9; 12.15; 12.26; 12.27).

Лишение специального права в виде: а) права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 12.8, ст. 12.6, ч. 2 ст. 12.

27 случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого оно является1Указанные статьи КоАП РФ предусматривают административную ответственность за: управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (ч. 1 ст. 12.8); управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами (ч. 3 ст. 12.8); невыполнение водителем законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, невыполнение водителем, не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 12.26); оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся (ч. 2 ст. 12.27).; б) права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

Административный арест устанавливается и применяется в исключительных случаях. Он заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества.

По общему правилу, устанавливается на срок до 15 суток, а до 30 суток — лишь за нарушение требовании режима в зоне проведения контртеррористической операции.

Не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, к инвалидам I и II групп.

Административный арест предусматривается в основном за правонарушения против порядка управления, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.

В соответствии с КоАП РФ он может применяться за неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы (ст. 19.

3); невыполнение лицом, освобожденным из мест отбывания лишения свободы, обязанностей, связанных с соблюдением ограничений, установленных в отношении него судом в соответствии с федеральным законом (ст. 19.24); мелкое хулиганство (ст. 20.

1); демонстрирование фашистской атрибутики или символики (ст. 20.3); блокирование транспортных коммуникаций (ст. 20.18); появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21); самовольное оставление места отбывания административного ареста (ст. 20.25).

Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных лиц через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из РФ. Выдворение за пределы РФ как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в РФ — соответствующим должностным лицом.

Строго говоря, выдворение является мерой административного принуждения, близкой по своей природе к мерам административного пресечения, но не к административным наказаниям. Ибо данная мера не влечет за собой всех правовых последствий, вызываемых применением административных наказаний, не применение регламентируется не общими, а специальными нормативными правовыми актами.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим — иностранным гражданам.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управлять юридическим лицом в других случаях, предусмотренных законодательством РФ. Данная мера может быть применена к лицам, осуществляемым организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. КоАП РФ дисквалификация предусмотрена за нарушение законодательства о труде от одного года до трех лет (ст. 5.27); ненадлежащее управление юридическим лицом — до трех лет (ст. 14.

21); фиктивное или преднамеренное банкротство — до трех лет (ст. 14.12); неправомерные действия при банкротстве — до трех лет (ст. 14.

14); нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц — до трех лет, если такое действие не содержит признаки уголовно наказуемого деяния (ст. 14.25).

Административное приостановление деятельности — временное прекращение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их структурных подразделений, а также эксплуатации агрегатов, объектов, осуществления отдельных видов деятельности работ.

Основаниями его применения являются: а) угроза жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

Его цель в этих случаях предотвратить наступление указанных последствий; б) либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров: противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем: финансирования терроризма; установления в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности; правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), а также в градостроительной деятельности.

Административное приостановление деятельности предусмотрено за разнородные административные правонарушения, имея в конечном счете целью соответственно охрану здоровья и жизни граждан, обеспечение общественных и государственных интересов.

Оно устанавливается на девяносто суток (минимальный срок законом не определен), назначается судьей только в случаях, предусмотренных КоАП РФ при условии, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Источник: https://isfic.info/alehin/kargol93.htm

Административное наказание: понятие и виды

45. Понятие и виды административных наказаний.: Административное наказание является установленной госу- дарством

Административное наказание является разновидностью мер административного принуждения. Однако оно заметно выделяется среди других подобных мер. В качестве его отличительных деталей выделяют:

  • карательный характер,
  • специфические цели,
  • использование в строго урегулированном процессуальном порядке.

Таким образом, можно вывести понятие административного наказания.

Определение 1

Административное наказание – это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, используемая в целях предупреждения совершения новых нарушений закона как лично правонарушителем, так и прочими лицами.

В качестве действующих административных наказаний признаются только те, которые установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, он же регулирует порядок их назначения.

Так, например, воспрещение эксплуатации транспортных средств по причине несоответствующего технического состояния, отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения глав муниципальных организаций из-за ненадлежащего исполнения ими собственных обязанностей, отзыв лицензии и другие подобные принудительные меры, предусмотренные разными федеральными законами, не являются административными наказаниями, поскольку КоАП РФ не регулирует порядок использования данных мер.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Административные наказания используются за несоблюдение норм административного, конституционного, трудового, экономического, гражданского, уголовно-процессуального и прочих отраслей права.

Суть назначения данного наказания в том, что оно наносит нарушителю правовой урон, усугубляет его правовое положение, ограничивая тем самым некоторые права и накладывая дополнительные обязанности.

Кроме того, создается состояние наказанности, которое прекращается, если виновный не совершил нового административного правонарушения на протяжении года.

Административные наказания практически постоянно выражаются государством в лице уполномоченных органов и их должностных лиц официально и гласно. Наказание по сути не является конечной самоцелью, оно призвано воспитать не только нарушителя, но и общество в целом. Воспитание это построено в духе почтения к закону и правопорядку, во избежание совершения новых правонарушений.

Конечной же, целью практики использования административных санкций считается частная и общественная превенция административных и других правонарушений. Таким образом, в некой мере административные наказания предупреждают правонарушения.

Виды административных наказаний

Замечание 1

Как уже отмечалось, административными наказаниями признаются те меры административного принуждения, нормы которых регулирует КоАП РФ.

Итак, за совершение административных правонарушений он предусматривает следующие виды административные наказания:

  1. Предупреждение — официально воплощенная отрицательная оценка поведения нарушителя со стороны государства в лице уполномоченных органов и их должностных лиц. Оно также является и своеобразным предостережением о недопустимости совершения противоправных поступков в дальнейшем. Обычно предупреждение выносится лицам, совершившим малозначительное административное правонарушение и впервые. Однако не следует путать предупреждение с устным замечанием, которое выносится на месте нарушения работником органов внутренних дел в адрес, например, нарушителей правил дорожного движения.
  2. Административный штраф — валютное взыскание, налагаемое за административные нарушения закона. Он может выражаться в различной величине, например, кратной минимальному объему оплаты труда, сумме неуплаченных налогов, сумме преступной денежной операции и т. д.
  3. Возмездное изъятие орудия либо предмета совершения административного правонарушения — это принудительное изъятие отмеченных объектов. Затем они реализуются с передачей полученной суммы бывшему владельцу за минусом затрат по реализации изъятого предмета. Такой вид административной санкции назначается только судьей.
  4. Конфискация орудия либо предмета совершения административного нарушения закона у правонарушителя. Сущность конфискации состоит в том, что право принадлежности на имущество принудительно и бескорыстно переходит от нарушителя к государству. Данное наказание также назначается судьей.
  5. Лишение специального права. К их числу относятся, например, право управления транспортными средствами, право охоты, право на использование радиоэлектронных средств и другие. Такой вид административного наказания назначается, если лицо злоупотребляет предоставленными специальными правами и ошибочно пользуются ими. Срок лишения может составлять от одного месяца до двух лет и назначается судьей.
  6. Административный арест – это кратковременная изоляция от общества на срок менее 15 суток за совершение административных правонарушений близких к преступлениям. В ситуации несоблюдения требований режима чрезвычайного положения либо режима в зоне проведения контртеррористической операции арест может быть назначен сроком до 30 суток. Он назначается судьей и считается самой жесткой мерой административного принуждения.
  7. Административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства — принудительное и контролируемое движение предписанных лиц через государственную границу РФ, за ее пределы. Этот вид административного наказания назначается судьей или соответствующими должностными лицами (если нарушение закона совершено при заезде в РФ).
  8. Дисквалификация — лишение физического лица права занимать управляющие должности в исполнительном органе управления, права входить в совет директоров, права заниматься предпринимательской деятельностью. Дисквалификация назначается исключительно в судебном порядке на срок от шести месяцев до трех лет.
  9. Административное приостановление деятельности – это временное прекращение работы лиц, например, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица . Оно используется в случае угрозы жизни либо здоровью людей, возникновения эпидемии, техногенной катастрофы, причинения большого ущерба состоянию окружающей среды и т. д.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/otvetstvennost_po_administrativnomu_pravu/administrativnoe_nakazanie_ponyatie_i_vidy/

Административное наказание: понятие, цели и виды. Назначение наказания

45. Понятие и виды административных наказаний.: Административное наказание является установленной госу- дарством

Предыдущая23242526272829303132333435363738Следующая

Административное наказание (ответственность) является разновидностью (одним из видов) юридической ответственности, которая является результатом неправомерного поведения лица и выражается в применении к нему полномочными органами и их должностными лицами в установленном законом порядке соответствующих юридических санкций.

Т.о санкцией за совершение административного правонарушения является административное наказание (ответственность).

Административным наказанием является установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяемая в целях предупреждения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП).

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания (виды):

1) предупреждение – официальное порицание в письменной форме физического или юридического лица (основной);

2) административный штраф – денежное взыскание, назначаемое в определенной сумме, которая устанавливается в рублях.

Штраф устанавливается для граждан в размере не менее 100 и не более пяти тысяч рублей; для должностных лиц не более 50 тыс. руб.; для юридических лиц не более 1 млн. руб. (основной).

Штраф является наиболее часто применяемой мерой ответственности за административные правонарушения, причем почти за все.

Остальные виды наказаний только по суду:

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения – принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета (как основным, так и дополнительным);

4) конфискация орудия или предмета административного правонарушения – принудительное безвозмездное обращение в собственность государства не изъятых из оборота вещей (как основным, так и дополнительным);

5) лишение специального права, ранее ему предоставленного – срок лишение не менее 1 месяца до 3-х лет (основным);

6) административный арест – изоляция от общества до 15 суток (до 30 в условиях чрезвычайного положения ст. 3.9). Не применяется к беременным женщинам, женщинам, имеющих детей в возрасте до 14 лет, лицам не достигшим 18 лет, инвалидам 1 и 2 группы (основным);

7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства – принудительное и контролируемое перемещение указанных граждан и лиц из РФ (при въезде и соответствующими д. л.);

8. дисквалификация – лишение ф. л. права занимать руководящие должности, сроком от шести месяцев до 3-х лет (как основным, так и дополнительным);

9) приостановление деятельности индивидуального предпринимателя, ю. л, сроком до 90 суток (основным)

КоАП и закон Белгородской области определяют должностных лиц уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, а также органы и д. л. правомочные рассматривать правонарушения и применять к нарушителям меры административного наказания. Четко проведено разграничение компетенции этих органов (т. е. кто и по каким ст.). К таковым:

— судьи (м/с);

— административные комиссии;

— комиссии по делам н/св. и защите их прав;

— органы исполнительной власти и их структурные подразделения (например, МВД, налоговые органы и др. таковых около 60).

Административное наказание за совершение административное правонарушения назначается в пределах, установленных законами, предусматривающими ответственность за данное правонарушение в соответствии с КоАП.

При назначении наказания учитывается характер правонарушения, личность виновного, его имущественное и финансовое положение, обстоятельства смягчающие ответственность (раскаяние, н/св, беременной женщиной ст. 4.

2), и обстоятельства, отягчающие ответственность (повтор, в состоянии опьянения ст. 4.3).

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 2-х месяцев со дня совершения правонарушения (а по некоторым, например, налогам, валютного законодательства 1-го года ст. 4.5). Срок действия наказания 1 год.

Имущественный ущерб может быть удовлетворен судьей только при отсутствии спора одновременно с рассмотрением дела, в остальных случаях судом в порядке гражданского судопроизводства, в том числе и о возмещении морального вреда.

Виды (группы) административных правонарушений и ответственность за их нарушения предусмотрены разделом 2 (главами 5 – 21) Особенной части Кодекса РФ об административных нарушениях главами 5 – 21 и закона Белгородской области «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области» главами 2 – 7.

Например, виды административных правонарушений в области предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов рынка ценных бумаг и ответственность за них предусмотрены главами 14 и 15 КоАП РФ и главой 7 закона Белгородской области.

Предыдущая23242526272829303132333435363738Следующая .

Источник: https://mylektsii.ru/1-26190.html

46. Административные наказания: понятия и виды

45. Понятие и виды административных наказаний.: Административное наказание является установленной госу- дарством

Административноенаказание является установленнойгосударством мерой ответственности засовершение административногоправонарушения и применяется в целяхпредупреждения совершения новыхправонарушений как самим правонарушителем,так и другими лицами. От иных мерадминистративного принуждения ониотличаются тем, что являются карательнымисанкциями, преследуют специфическиецели, применяются в строго урегулированномпроцессуальном порядке.

Административныенаказания применяются за нарушениенорм административного, конституционного,трудового, финансового, гражданского,гражданско-процессуального,уголовно-процессуального и другихотраслей права.

Их назначение наноситвиновному правовой урон, временноухудшает его правовое положение(ограничивает права и возлагаетдополнительные обязанности), а такжесоздает состояние наказанности, котороепрекращается, если лицо в течение одногогода не совершило нового административногоправонарушения.

К тому же административноенаказание всегда выражает официальнои гласно данную государством отрицательнуюоценку совершенного правонарушения.

Внастоящее время КоАП РФ установленыдевять видов административных наказаний.За совершение административныхправонарушений могут устанавливатьсяи применяться следующие административныенаказания:

-предупреждение;

-административныйштраф;

-возмездноеизъятие орудия совершения или предметаадминистративного правонарушения;

-конфискация орудия совершения илипредмета административного правонарушения;

-лишениеспециального права, предоставленногофизическому лицу;

-административный арест;

-административноевыдворение за пределы РоссийскойФедерации иностранного гражданина либолица без гражданства;

-дисквалификация;

-административное приостановлениедеятельности.

Вотношении физических лиц могут применятьсявсе эти виды административных наказаний;в отношении юридических лиц — толькопредупреждение, административный штраф,возмездное изъятие орудия совершенияили предмета административногоправонарушения, конфискация орудиясовершения или предмета административногоправонарушения, административноеприостановление деятельности.Административные наказания в видепредупреждения и административногоштрафа предусматриваются как КоАП РФ,так и законами субъектов РФ обадминистративных правонарушениях.

КодексРФ об административных правонарушенияхподразделяет административные наказанияна основные и дополнительные. Дополнительноенаказание назначается в качестве второгонаказания к основному. Например, всоответствии с ч. 1 ст. 14.

16 этого Кодексарозничная продажа этилового спиртавлечет наложение административногоштрафа (основное наказание) с конфискациейэтилового спирта (дополнительноенаказание).

Предупреждение, административныйштраф, лишение специального права,предоставленного физическому лицу,административный арест, дисквалификацияи административное приостановлениедеятельности могут устанавливаться иприменяться только в качестве основныхадминистративных наказаний.

Предупреждение— мера административного наказания,выраженная в официальном порицаниифизического или юридического лица.Предупреждение выносится в письменнойформе.

Предупреждение как мераадминистративного наказания всегданазначается путем вынесения соответствующегописьменного постановления и вручения(либо направления) копии постановлениялицу, привлеченному к административнойответственности, или его законномупредставителю.

Административныйштраф — это денежный начет на физическоеили юридическое лицо, совершившееадминистративное правонарушение. Суммаадминистративного штрафа подлежитзачислению в бюджет в полном объеме всоответствии с законодательствомРоссийской Федерации.

Возмезднымизъятием орудия совершения или предметаадминистративного правонарушенияявляется их принудительное изъятие ипоследующая реализация с передачейбывшему собственнику вырученной суммыза вычетом расходов на реализациюизъятого предмета. Возмездное изъятиеможет быть назначено только судьей.

Конфискациейорудия совершения или предметаадминистративного правонарушенияявляется принудительное безвозмездноеобращение в федеральную собственностьили в собственность субъекта РФ неизъятых из оборота вещей. Конфискацияорудия совершения или предметаадминистративного правонарушения, каки возмездное изъятие, назначается толькосудьей.

Следующийвид административных наказаний — лишениеспециального права, предоставленногофизическому лицу. Лишение физическоголица, совершившего административноеправонарушение, ранее предоставленногоему специального права устанавливаетсяза грубое или систематическое нарушениепорядка пользования этим правом вслучаях, предусмотренных статьямиОсобенной части КоАП РФ.

Административныйарест заключается в содержании нарушителяв условиях изоляции от общества.

Этоодин из наиболее строгих видовадминистративных наказаний, которыйустанавливается и назначается лишь висключительных случаях за отдельныевиды административных правонарушений.

Административный арест устанавливаетсяна срок до 15 суток, а за нарушениетребований режима чрезвычайногоположения или режима в зоне проведенияконтртеррористической операции — до30 суток

Дисквалификациязаключается в лишении физического лицаправа занимать руководящие должностив исполнительном органе управленияюридического лица, входить в советдиректоров (наблюдательный совет),осуществлять предпринимательскуюдеятельность по управлению юридическимлицом, а также осуществлять управлениеюридическим лицом в иных случаях,предусмотренных законодательством РФ.Дисквалификация устанавливается насрок от шести месяцев до трех лет.

Административноеприостановление деятельности заключаетсяво временном прекращении деятельностилиц, осуществляющих предпринимательскуюдеятельность без образования юридическоголица, юридических лиц, их филиалов,представительств, структурныхподразделений, производственныхучастков, а также эксплуатации агрегатов,объектов, зданий или сооружений,осуществления отдельных видов деятельности(работ), оказания услуг.

Источник: https://studfile.net/preview/6196310/page:36/

Studio-pravo
Добавить комментарий