45. Инструменты и методы денежно-кредитной политики

45. Инструментыи методы денежно-кредитной политики

45. Инструменты и методы денежно-кредитной политики
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 

Подинструментами денежно-кредитной политики экономисты понимают операции и способы,при помощи которых ЦБ может изменять банковские резервы, денежную массу и объемыкредитования экономики.

Инструменты:1)Операции на открытом рынке. Они представляют собой покупку и продажу центральнымбанком ценных бумаг. Продажа поведет за собой сокращение денежной массы. Считаетсясамым эффективным инструментом денежно-кредитной политики. Используют 2 вида операций:прямые сделки (т.е.

с немедленной поставкой) и сделки репо (означают покупку ценныхбумаг с обязательством выкупить их обратно через определенный срок).

По типам операцииоткрытого рынка делятся на динамические (направлены на изменение уровня банковскихрезервов и денежной базы) и защитные (направлены на поддержание стабильности финансовойсистемы в случае неожиданного отклонения).

2)Рефинансирование банков. Прирост объемов рефинансирования увеличивает объем заимствованныхрезервов в банковской системе, денежную базу и предложение денег. ЦБ может влиятьна объем рефинансирования двумя способами: – воздействуя на величину процентнойставки по кредитам (растет ставка – растет стоимость кредитов ЦБ – сокращается объемзаимствований);

–воздействуя на величину кредитов при данной процентной ставке при помощи политикирефинансирования. Политика рефинансирования воздействует на объемы кредитованияпутем выдачи ссуд и предполагает определение центральным банком целей. Условий исроков кредитования.

Рефинансированиеиспользуется как инструмент стабилизации банковской системы (предоставление дополнительныхрезервов в кризисный период). Политика рефинансирования обладает меньшим прямымвоздействием на денежную сферу

3)Резервные требования.ЦБ имеет право требовать от банков хранить резервы в определенной пропорции к депозитам.Снижение нормы резервов увеличивает мультипликатор и соответственной денежную массу(и наоборот). Повышение нормы обязательных резервов ограничивает возможности банковв кредитовании экономики, поскольку требует держать больший объем ликвидных средствотносительно депозитов.

4)Депозитные операции–привлечение свободных денежных средств банков в срочные депозиты банка России. Предназначеныдля стерилизации свободной банковской ликвидности. Они проводятся 2 способами: нафиксированных условиях или на условиях аукциона. Такие операции «связывают» избыточныерезервы банков, сдерживая рост денежной массы.

5)Прямые количественные ограничения– установление лимитов на рефинансированиебанков и других кредитных организаций и проведение отдельных банковских операций.

Подинструментами денежно-кредитной политики экономисты понимают операции и способы,при помощи которых ЦБ может изменять банковские резервы, денежную массу и объемыкредитования экономики.

Инструменты:1)Операции на открытом рынке. Они представляют собой покупку и продажу центральнымбанком ценных бумаг. Продажа поведет за собой сокращение денежной массы. Считаетсясамым эффективным инструментом денежно-кредитной политики. Используют 2 вида операций:прямые сделки (т.е.

с немедленной поставкой) и сделки репо (означают покупку ценныхбумаг с обязательством выкупить их обратно через определенный срок).

По типам операцииоткрытого рынка делятся на динамические (направлены на изменение уровня банковскихрезервов и денежной базы) и защитные (направлены на поддержание стабильности финансовойсистемы в случае неожиданного отклонения).

2)Рефинансирование банков. Прирост объемов рефинансирования увеличивает объем заимствованныхрезервов в банковской системе, денежную базу и предложение денег. ЦБ может влиятьна объем рефинансирования двумя способами: – воздействуя на величину процентнойставки по кредитам (растет ставка – растет стоимость кредитов ЦБ – сокращается объемзаимствований);

–воздействуя на величину кредитов при данной процентной ставке при помощи политикирефинансирования. Политика рефинансирования воздействует на объемы кредитованияпутем выдачи ссуд и предполагает определение центральным банком целей. Условий исроков кредитования.

Рефинансированиеиспользуется как инструмент стабилизации банковской системы (предоставление дополнительныхрезервов в кризисный период). Политика рефинансирования обладает меньшим прямымвоздействием на денежную сферу

3)Резервные требования.ЦБ имеет право требовать от банков хранить резервы в определенной пропорции к депозитам.Снижение нормы резервов увеличивает мультипликатор и соответственной денежную массу(и наоборот). Повышение нормы обязательных резервов ограничивает возможности банковв кредитовании экономики, поскольку требует держать больший объем ликвидных средствотносительно депозитов.

4)Депозитные операции–привлечение свободных денежных средств банков в срочные депозиты банка России. Предназначеныдля стерилизации свободной банковской ликвидности. Они проводятся 2 способами: нафиксированных условиях или на условиях аукциона. Такие операции «связывают» избыточныерезервы банков, сдерживая рост денежной массы.

5)Прямые количественные ограничения– установление лимитов на рефинансированиебанков и других кредитных организаций и проведение отдельных банковских операций.

Источник: http://5rik.ru/free/freedock_1516_chapter_65_45._Instrumentyi_metody_denezhno-kreditnojj_politiki.php

Инструменты и методы денежно-кредитной политики

45. Инструменты и методы денежно-кредитной политики

Основные инструменты и методы, которыми может пользо­ваться Банк России, определены Законом «О Центральном банке РФ (Банке России)».

Методы контроля и регулирования денежной массы включают:

— установление процентных ставок по операциям ЦБ РФ;

— определение нормативов обязательных резервов, депонируемых коммерческими банками в ЦБ РФ (резервные требования);

— операции на открытом рынке;

— рефинансирование банков и кредиты правительству;

— валютные интервенции;

— операции с государственными ценными бумагами в рамках обслужи­ва­ния государственного долга;

— установление целевых ориентиров роста денежной массы;

— количественные кредитные ограничения;

— эмиссию облигаций от своего имени (от имени Банка России).

Официальная процентная ставка предполагает регулирование рынка ссудных капиталов путем установления и пересмотра официальной (базовой) процентной ставки. В зарубежной банковской практике она существует в двух формах:

1) ставка учетного процента – условия, на которых ЦБ покупает (пере­учитывает) коммерческие векселя у коммерческих банков. Переучет векселей носит характер кредита для коммерческих банков, т.к.

вексе­ля покупаются до наступления срока платежа по ним.

Поскольку век­селя выкупаются со скидкой от вексельной суммы – эти кредиты на­зывают дисконтными, а операцию по переучету – редисконтированием;

2) процентная ставка по ломбардным операциям – кредитам под залог ценных бумаг. Такой кредит, как правило, краткосрочный (3-6 меся­цев); объект регулирования в данном случае – не только уровень процента, но и перечень ценных бумаг, которые могут стать предме­том залога, а также минимальный размер покрытия предоставлен­ного кредита (в процентах от стоимости ценных бумаг).

Значение этого инструмента состоит в следующем:

– регулируя уровень процентных ставок по своим операциям, ЦБ влияет на величину денежной массы через управление депозитной базой коммерческих банков, их спросом на кредит;

– официальная процентная ставка оказывает косвенное влияние на рыночные процентные ставки, устанавливаемые коммерческими банками самостоятельно в соответствии с рынком кредитных ресурсов. При этом официальная процентная ставка может отклоняться от рыночных в ту или иную сторону.

В отечественной практике официальная ставка ЦБ как метод денежно-кредитного регулирования начала использоваться с 1988 г. одновременно с началом децентрализации банковской системы.

Но поскольку отсутствовал механизм коммерческого кредитования и, следовательно, обращение коммерческих векселей, не был развит рынок ценных бумаг, базовой стала процентная ставка по прямым кредитам коммерческим банкам.

Ставка рефинансирования – это инструмент денежно-кредитного регулирования, используемый Центральным банком РФ для установления верхней границы процентных ставок на денежном рынке.

Реформирование банковской системы, развитие межбанковс­кого кредитного рынка, самостоятельность банков в проведении кредитной политики привели к отказу от административных методов регулирования процентных ставок.

Развитие рынка ценных бумаг и вексельного обращения позво­ли­ли расширить понятие официальной процентной ставки в российской пра­ктике денежно-кредитного регулирования.

В частности, в новом законо­да­тельстве о Банке России зафиксировано, что под рефинансиро­ванием ком­мерческих банков понимаются как прямые кредиты, так и учет и переучет векселей. К инструментам денежно-кредитного регулирования отнесены и процентные ставки по операциям Банка России, в том числе по кратко­срочным кредитам под обеспечение ценными бумагами. Списки ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов, определяются Советом директоров Банка России.

Центральным банком разработан порядок представления пере­учетных и ломбардных кредитов.

Переучетный кредит – это предо­ставление Банком России кредита коммерческому банку путем покупки у него векселей предприятий-поставщиков по установленной ставке переучетного кредита.

Кредит предоставляется на основании договора о вексельном кредитовании, заключенного с коммерческим банком. Тре­бования к векселям, предъявленным к переучету, состоят в следующем:

– это должны быть простые векселя предприятий-поставщиков, составленные по единой форме;

– вексельная сумма (номинал векселя) должен быть не менее 100 млн. рублей;

– векселями должны быть платежеспособные предприятия имеющие расчетный счет в данном коммерческом банке;

– вексель должен быть выписан под реально произведенную отгрузку то­варов или оказание услуг, то есть должен быть товарным.

По тре­бова­нию Банка России коммерческий банк должен представлять информа­цию о товарной основе векселя: договор поставки продук­ции, оказания услуг, отгрузочные документы.

Цель данного условия состоит в огра­ни­чении возможности эмиссии денег под финансовые долговые обяза­тель­ства, во взаимосвязи эмиссии кредитных денег и потребностей товарооборота.

Кредиты предоставляются на условиях обратного выкупа векселей. Срок, на который Банк России покупает векселя у коммерчес­ких банков, составляет от 10 до 90 дней. Операция обратного выкупа векселей коммерческим банком проводится не позднее, чем за два рабочих дня до наступления срока платежа по векселю.

С 1996 г. Банк России предоставляет коммерческим банкам ломбардные кредиты с целью регулирования их ликвидности. Ломбардный кредит предоставляется под залог государственных ценных бумаг в двух вариантах:

– путем удовлетворения заявок банков по фиксированной ломбардной процентной ставке;

– через проведение аукциона заявок банков по сложившейся на аукционе ставке отсечения.

Кредит предоставляется банком на срок до 30 календарных дней. Банк России обеспечивает учет ценных бумаг, принимаемых в за­лог в качестве обеспечения ломбардного кредита в специальном депозитарии (депозитарий – это специальная организация, обеспечи­вающая хранение ценных бумаг и учет прав собственности на них). Ценные бумаги, передаваемые в залог, должны отвечать следующим требованиям:

– это должны быть государственные ценные бумаги, включенные в Ломбардный список Банка России;

– должны принадлежать банку, испрашивающему кредит, на праве собст­венности и не могут быть обременены другими обязательст­вами банка;

– должны иметь срок погашения не ранее, чем через 10 дней после наступления срока погашения ломбардного кредита.

Испрашиваемая банком сумма ломбардного кредита (в том числе и процента за весь срок кредитования) не должна превышать ры­ночную цену заложенных ценных бумаг, сложившуюся на момент предостав­ле­ния кредита. При этом учитывается риск изменения рыночных цен.

Для этого используется специальный поправочный коэффициент, устанавли­ваемый Банком России. Проверка достаточ­ности обеспечения ломбардных креди­тов проводится при рассмотрении заявления банка на получение кредита.

Рыночная стоимость ценных бумаг определяется на основе биржевой информации на соответствующую дату. Если банк не исполняет обязательства по погашению кредита, то заложенные ценные бумаги реализуются по сложившимся рыноч­ным ценам.

Если выручки от реализации недостаточно, то разница взыски­вается с банка-заемщика по мере поступления денежных средств на его корреспондентский счет в расчетно-кассовом центре Банка России.

Важной особенностью процесса регулирования ставок про­цента в экономике является использование косвенных методов воз­действия. Влияние Банка России на уровень ставок процента осущест­вляется путем регулирования денежного предложения. Ставка рефина­нсирования (в любом из ее вариантов) является лишь ориентиром для определения ставок по операциям коммерческих банков.

Резервные требования. Обязательные резервы являются отчислениями кредитных организаций от объема привлеченных ресурсов в соответствии с принятыми правилами.

Обязательные резервы представляют собой механизм регули­рования общей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора.

Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержание на определенном уровне денежной массы в обращении.

Исторически отчисления в централизованный фонд возникли как добровольные взносы и служили страховым резервом банковской системы. Впервые резервы, как обязательные вклады банков, были использованы в США в 1863 г. задолго до создания Федеральной резервной системы.

В соответствии с банковским законодательством норма резервирования для банков Нью-Йорка равнялась 25% вкла­дов. Резервы депонировались на счетах самих банков. Для кредитных организаций других шестнадцати крупных го родов США действовали такие же резервные требования.

Половину из них региональные банки должны были хранить на счетах в нью-йоркских банках. Для других банков норма резервирования составляла 15%. Требования резервирования были распространения на все банки США в 1913 г. с созданием Федеральной резервной системы.

До первой мировой войны функции обязательных резервов состояли из обеспечения ликвидности банков и сохранности депозитов. Впоследствии определяющим стало значение обязательных резервов как инструмента денежно-кредитного регулирования.

Резервные требования выполняют несколько функций, среди которых главными являются следующие:[94]

денежный буфер –в случае резкого дефицита ликвидности на межбанковском рынке краткосрочная процентная ставка взмывает вверх.

Чтобы стабилизировать или сгладить ее колебание, центральный банк снижает ре­зервный коэффициент и тем самым обеспечивает бан­кам дополнительный приток денежных средств. Кроме того, усреднение резервов позволяет банкам получать доступ к ресурсам в случае их экстренной нехватки.

Манипулирование нормой резервирования позволяет обеспечить своеобразный буфер, смягчающий конъюн­ктуру денежного рынка. Наиболее активно буферную функцию используют в промышленно развитых стра­нах;

управление ликвидностью –резервные обязательства вы­ступают одной из главных детерминант денежной по­зиции коммерческих банков и спроса на заемные ре­зервы центрального банка. Изменение резервного ко­эффициента позволяет регулировать ликвидность банковской системы в краткосрочном периоде;

– регулирование денежного предложения –обязательные ре­зервы играют роль ограничителя кредитной эмиссии банков. Уменьшение нормы резервирования расширяет кредитную активность банков, а сокращение резерв­ного коэффициента, соответственно, ее снижает.

Тем самым посредством резервных требований центральный банк может регулировать предложение денег в эконо­мике.

В настоящее время промышленно развитые стра­ны не используют эту функцию резервных требований, однако ее активно продолжают эксплуатировать разви­вающиеся страны.

налогообложение –резервные требования представляет собой некоторый аналог налога на банки. Принуди­тельное привлечение центральным банком дешевых ресурсов позволяет извлекать ему доход монопольного характера. Иными словами, резервные обязательства являются источником сеньоража[95] государства;

второстепенные регулирующие функциив ряде случаев резервные требования выполняют функции, нехарак­терные для большинства центральных банков. Напри­мер, они могут играть пруденциальную роль, использоваться как средство страхования депозитов и регулирования международного потока капитала.

В настоящее время резервные требования в промышленно развитых странах используются для краткосрочного управления ликвидностью финансового сектора.

Резервные требования, определяемые на основе усреднения суммы банковских вкладов за определенный промежуток времени, могут изменить ежедневную стабильность процентных ставок.

Усреднение резервов позволяет банкам получать автоматический доступ к денежным средствам на счетах в центральном банке на ежедневной основе до тех пор, пока средний уровень резервов за отчетный период равняется резервным требованиям.

Применение этого инструмента денежно-кредитного регулирования основано на нескольких правилах:

– норматив обязательных резервов находится на минимальном уровне, необходимом для эффективной реализации денежно-кредитной политики;

– резервные требования не применяются к межбанковским депозитам во избежание их двойного налогообложения и препятствия в развитии межбанковского денежного рынка;

– обязательные резервы равномерно распространяются на все виды кредитных учреждений и обязательств, чтобы исключить возможность проведения арбитражных операций;[96]

– государственные ценные бумаги не рассматриваются как часть резервов во избежание неэффективного применения операций на открытом рынке.

Центральные банки многих стран в течение 1990-х гг. снижали или полностью отказывались от резервных требований. Тем не менее, многие центральные банки сохраняют резервные требования, поскольку резервирование обеспечивает прямой и качественный контроль над предложением денег.

В России впервые резервные требования используются в качестве инструмента регулирования с появлением в кредитной системе коммерческих структур.

В фонд регулирования кредитных ресурсов подлежали зачис­лению минимальные резервы вновь созданных акционерных (паевых, кооперативных) банков.

Величина остатков средств, подлежащих резервированию, определялась в соответствии с нормативами ЦБ, уста­навливаемыми в процентах к объему привлеченных банками средств.

В законе о ЦБ РФ определен верхний предел резервных требова­ний (20%), предусмотрена возможность дифференциации резервных требований для различных кредитных организаций.

Размер обязательных резервов, а также порядок их депониро­вания устанавливается Советом директоров Банка России. С 1 марта 2013 г. норма обязательных резервов установлена на уровне 4,25%.

Изменение уровня обязательных резервов – наиболее действен­ный инструмент денежно-кредитного регулирования, поскольку непо­средственно воздействуют на депозитную базу банков.

Операции на открытом рынке ценных бумаг – это метод заключается в покупке или продаже ЦБ ценных бумаг, используемый для сокращения или увеличения депозитной базы коммерческих банков, воздействия на уровень рыночных процентных ставок, регулирования курса государственных ценных бумаг.

Основной объем таких операций проводится на вторичном рынке ценных бумаг. Объектом операций выступают рыночные ценные бумаги: государственные долговые обязательства, бумаги крупнейших национальных корпораций и банков.

По техническим процедурам проведения может быть составлена классификация операций на открытом рынке (рис. 11.1).

В промышленно развитых стран операции на открытом рынке выступают главным инструментом денежно-кредитной политики. Если ценные бумаги продаются ЦБ по заранее обусловленному курсу, то этот курс, как правило, несколько ниже рыночного.

Цель – привлечение банков как покупателей и соответствующий отток кредитных ресурсов со ссудного рынка. Разница между курсом продажи и рыночным курсом зависит от того, какую цель преследует ЦБ.

ЦБ покупает ценные бумаги, если необходимо поддержать ликвидность коммерческих банков, увеличить свободные резервы для кредитования.

Рис. 11.1. Типология операций на открытом рынке ценных бумаг

Для практики проведения Банком России операций на откры­том рынке важно определить список ценных бумаг, операции с которыми позволят достичь поставленных целей. Эти бумаги должны соответствовать трем основным критериям:

– низкий кредитный риск;

– высокая ликвидность;

– обращение на организованном рынке.

Банк России использует в настоящее время для операций на откры­том рынке исключительно ГКО–ОФЗ, а также собственные облигации. Наибольший интерес представляет классификация операций по условиям сделок.

В ихсоставе наиболее гибким инструментом считается сделка РЕПО (REPO, RP – repurchase agreement) – это соглаше­ние о покупке ценных бумаг с последующим выкупом по обусловлен­ной цене. Такие сделки возникли на базе рынка государственных бумаг. По этим соглашениям ЦБ занимает позицию покупателя ценных бумаг у коммерческих банков.

Коммерческие банки обязуются через определенное время осуществить обратную сделку. Определяющими в сделках РЕПО являются следующие характеристики:

– цена покупки;

– цена обратной продажи;

– временной лаг (промежуток времени) между прямой и обратной сделками.

С целью сделать операцию привлекательной для ком­мерческих банков, ЦБ покупает ценные бумаги по более высоким ценам, чем цена обратной продажи, т.е. со скидкой. Такая скидка может быть фиксированной или плавающей.

Соглашения РЕПО заключаются на краткосрочный период, сроки сделок стандартизированы (1-3 недели, 2-6 месяцев). В мировой практике сделки РЕПО являются наиболее действенным инструментом достижения оперативных целей ДКП.

Рефинансирование коммерческих банков – это кредитование Банком России кредитных организаций для пополнения их ликвидности. Как было указано выше, к таким кредитам относятся прямые кредиты, переучетный и ломбардный кредиты. Виды кредитов, используемых для рефинансирования коммерческих банков, представлены в табл. 11.1.

Система рефинансирования коммерческих банков по своим функциональным задачам выходит за пределы сугубо прагматических целей денежно-кредитной политики и выступает одним из факторов стимулирования наращивания кредитного потенциала банковской системы России.

Не смотря на поступательное развитие банковского сектора, его роль в развитии реального сектора экономики остается недостаточной.

Активы банковского сектора по отношению к ВВП составляют только 45%, тогда как в Великобритании, например, – около 400%, в Германии – 317%.[97]

Для стимулирования наращивания кредитного потенциала возможно увеличение предоставления ломбардных кредитов за счет расширения ломбардного списка ценных бумаг, снижения процентных ставок по таким кредитам, разработка системы долгосрочного кредитования коммерческих банков с целью расширения проектного кредитования предприятий и возрастания роли банков в модернизации экономики.

Составная часть проводимой Банком России политики регулирования ликвидности кредитных организаций – депозитные операции с кредитными организация­ми. Цель таких операций – изъятие излишней ликвидности банковской системы путем привлечения на депозитные счета в Банке России сво­бодных денежных средств кредитных организаций.

Для проведения этих операций используются следующие механизмы:

– проведение депозитных аукционов;

– проведение депозитных операций по фиксированной ставке процента;

– прием на депозит средств банков, заключивших с ЦБ Генеральное соглашение о проведении депозитных операций с использованием системы «Рейтерс-дилинг» (осуществляется на стандартных условиях, предлагаемых ЦБ);

– прием на депозит средств банков на основе отдельного соглашения, определяющего условия депозита.

Таблица 11.1

Виды кредитов для рефинансирования коммерческих банков

Виды кредитовСрокСтавка (в % годовых)Вид обеспечения
Внутридневные Блокировка ценных бумаг из ломбардного списка банка России
Векселя, права требования по кредитным договорам
Слитки золота, находящиеся в хранилище Банка России
Овернайт 1 рабочий день 8,25% Залог ценных бумаг из ломбардного списка банка России
Залог векселей, прав требования по кредитным договорам
Залог слитков золота, находящихся в хранилище Банка России
Ломбардные кредиты 1 календ. день 6,5% Залог ценных бумаг из ломбардного списка банка России
7 календ. дней определяется на аукционе Залог ценных бумаг из ломбардного списка банка России
3 месяца
12 месяцев
Кредиты, обеспеченные нерыночными активами до 90 календ. дней 7% Залог векселей и прав требования по кредитным договорам или поручительства кредитных организаций
от 91 до 180 календ. дней 7,5%
от 181 до 365 календ. дней 8%
Кредиты, обеспеченные залогом золота до 90 календ. дней 6,75% Залог слитков золота, находящихся в хранилище Банка России

Внутридневные кредиты – кредиты Банка России, предоставляемые кредитной организации путем осуществления платежа с ее банковского счета (основного счета) сверх остатка денежных средств на данном счете в пределах установленного лимита кредитования.

Кредиты овернайт – кредиты Банка России, предоставляемые кредитной организации в конце дня в сумме непогашенного внутридневного кредита путем зачисления суммы кредита на соответствующий основной счет – корреспондентский счет (субсчет) кредитной организации.

Ломбардные кредиты, обеспеченные залогом ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России, предоставляемые кредитной организации на основании заявки/заявления путем зачисления денежных средств на корреспондентский счет/корреспондентский субсчет кредитной организации, открытый в Банке России.

Кредиты Банка России, обеспеченные нерыночными активами или поручительствами, предоставляемые кредитной организации на основе заявления путем зачисления денежных средств на корреспондентский счет/корреспондентский субсчет кредитной организации, открытый в Банке России.

Кредиты Банка России, обеспеченные залогом золота и предоставляемые на корреспондентские счета, открытые в уполномоченных территориальных учреждениях Банка России.

Валютные интервенции – это операции Банка России по покуп­ке или продаже иностранной валюты на биржевом и межбанковском рынках для воздействия на курс рубля, суммарный спрос и предложение денег, снижения волатильности валютного рынка.[98]

Таргетирование в широком смысле –это применение доступного спектра экономической политики для ответственного достижения количественных ориентиров целевой переменной.

Предметом таргетирования могут выступать валютные курсы, темпы инфляции, денежные агрегаты. Таргетирование денежной массы в настоящее время основано на определении целевых параметров агрегата М2.

Это показатель слу­жит монетарным индикатором, который с определенным краткосроч­ным временным лагом оказывает влияние на инфляцию.

Прямые количественные ограничения могут применяться ЦБ в исключительных случаях. К ним относятся такие административные методы, как:

– установление лимитов на предоставление кредитов и привлечение средств;

– определение видов обеспечения активных операций;

– введение предельных размеров ставок процента по предоставляемым банками кредитам;

– прямое ограничение кредитной маржи.

В настоящее время прямые количественные ограничения ЦБ не применяются.

Контрольные вопросы

1. Назовите объект, предмет и цели денежно-кредитной политики эмиссионного банка.

2. Охарактеризуйте типы и методы денежно-кредитного регулирования.

3. Каков порядок разработки денежно-кредитной политики Банка России?

4. Проведите анализ системы инструментов денежно-кредитной политики.

5. Как влияет на денежное предложение использования отдельных инструментов ДКП?

6. Охарактеризуйте систему рефинансирования коммерческих банков.

7. В чем состоят особенности применения резервных требований как инструмента денежно-кредитного регулирования?

8. Проанализируйте основы проведения операций на открытом рынке и их влияние на кредитный потенциал коммерческих банков.

9. Какова роль депозитных операций Банка России в регулировании ликвидности коммерческих банков?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/6_26612_instrumenti-i-metodi-denezhno-kreditnoy-politiki.html

ЦЕЛИ, МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

45. Инструменты и методы денежно-кредитной политики

В современных условиях денежно-кредитная политика является наиболее значимой формой государственного регулирования экономики. Денежно-кредитную политику можно рассматривать в широком и в узком смысле.

С позиции расширенного подхода под денежно-кредитной политикой понимается часть единой государственной макроэкономической политики, предполагающей целенаправленное воздействие на денежно-кредитную систему путем применения преимущественно рыночных инструментов с целью создания условий для экономического роста в стране.

В узком понимании денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мероприятий Центрального банка в области денежного обращения и кредита, направленных на поддержание темпов экономического роста, сдерживание уровня инфляции и уровня безработицы.

Правовой основой проведения денежно-кредитной политики в России является Конституция РФ и Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В данном Законе определены полномочия Банка России по разработке и проведению единой государственной денежно-кредитной политики во взаимодействии с Правительством РФ.

Совет директоров Банка России во взаимодействии с Правительством РФ ежегодно разрабатывает проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и ее основные направления на предстоящий год. Эти документы представляются для рассмотрения в Национальный банковский совет, в Правительство РФ, а также Президенту РФ и затем они поступают в Государственную Думу.

В развитой экономике выделяют две группы институтов, осуществляющих на практике реализацию денежно-кредитной политики:

  • • институты, основным назначением которых и является проведение денежно-кредитной политики от имени государства (почти во всех странах мира это центральный банк, в том числе и в России);
  • • институты, косвенно участвующие в процессе проведения денежно-кредитной политики (лишь в случаях сочетания выполнения своих прямых обязанностей с элементами денежно-кредитной политики — Министерство финансов, Казначейство, Федеральная служба по финансовым рынкам, Агентство по страхованию вкладов и др.).

Основное место среди названных институтов занимает Центральный банк, так как именно он является координатором практической реализации государственной денежно-кредитной политики.

К основным факторам, определяющим формирование и постановку целей денежно-кредитной политики, относятся:

  • • макроэкономические условия;
  • • внешнеэкономические факторы;
  • • социально-экономическая политика страны;
  • • структурные изменения в экономике;
  • • состояние бюджетной сферы;
  • • информационная неопределенность;
  • • уровень развития (глубина) и степень либерализации финансового рынка, его вовлеченность в процессы глобализации. Следует отметить, что развитие и рост национальной экономики

во многом зависят от эффективности проводимой центральным банком денежно-кредитной политики. В свою очередь, эффективность денежно-кредитной политики зависит от правильной постановки цели и выбора соответствующих инструментов для ее реализации.

Под эффективностью денежно-кредитной политики понимается результативность управления сферой денежно-кредитных отношений, которая характеризуется результатами точного и быстрого достижения монетарными властями поставленных целей, действенностью и целесообразностью предпринятых мер, адекватностью принятых управленческих и финансовых решений.

Существующие подходы повышения эффективности денежно-кредитной политики являются предметом больших споров, поскольку сама денежно-кредитная политика может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на состояние национальной экономики. Большинство экономистов рассматривают ее в качестве неотъемлемой части стабилизационной политики государства. Об этом свидетельствуют достоинства денежно-кредитной политики, к которым относятся:

  • • гибкость и быстрота. По сравнению с фискальной денежно-кредитная политика может быстро меняться. Применение соответствующей фискальной политики может надолго отложиться из-за обсуждений и утверждения ее в парламенте. Иначе дело обстоит с денежно-кредитной политикой. Центральный банк ежедневно принимает решения об операциях на открытом рынке и о других инструментах и тем самым влияет на предложение денег и процентные ставки;
  • • независимость от политического давления. Данное положение позволяет центральному банку легче, чем правительству, принимать непопулярные решения, которые необходимы для оздоровления экономики в долгосрочном периоде. Кроме того, денежно- кредитная политика мягче и консервативнее в политическом отношении, чем фискальная. Изменения в государственных расходах непосредственно влияют на распределение ресурсов, а налоговые изменения могут иметь и политические последствия. Денежно-кредитная политика действует тоньше и поэтому представляется более приемлемой в политическом отношении. Денежно-кредитное регулирование выступает инструментом проведения денежно-кредитной политики. Под денежно-кредитным регулированием понимается процесс прямого или косвенного воздействия Центрального банка на денежно-кредитную систему (количество денег в обращении, ликвидность банковской системы) с целью достижения поставленных целей.

Конечные цели денежно-кредитной политики:

  • • обеспечение стабильности цен;
  • • полная занятость трудоспособного населения;
  • • рост реального объема производства;
  • • устойчивый платежный баланс страны.

Для достижения поставленных целей центральные банки могут использовать разные виды и стратегии денежно-кредитной политики.

Выделяют структурную и конъюнктурную денежно-кредитные политики. Структурная денежно-кредитная политика направлена на развитие государством определенных отраслей (например, в условиях кризисной или послевоенной экономик).

Современная практика денежно-кредитного регулирования подразумевает воздействие не на конкретных участников рынка, а на рынок в целом — на его конъюнктуру.

Конъюнктурная денежно-кредитная политика предусматривает использование в основном рыночных инструментов: процентных ставок (ставка рефинансирования, учетная ставка), операций на открытом рынке, депозитных операций и т.д. Характер применения указанных инструментов определяется выбранной стратегией денежно-кредитного регулирования.

Для достижения стратегических целей Центрального банка выделяют следующие направления денежно-кредитной политики:

  • • политика денежно-кредитной рестрикции;
  • • политика денежно-кредитной экспансии.

Политика денежно-кредитной рестрикции (ограничительная денежно-кредитная политика, политика «дорогих денег») направлена, как правило, на сжатие денежной массы и рассматривается как один из основных компонентов антиинфляционного регулирования экономики. При этом выделяют два варианта такой политики.

Денежно- кредитная рестрикция, во-первых, может осуществляться путем непосредственного воздействия на величину денежной массы и кредитного оборота, а во-вторых, является косвенным регулированием масштабов безналичного оборота денег, осуществляемым прежде всего посредством повышения процентных ставок.

Речь идет о повышении норм обязательных резервов, учетной ставки и ставки рефинансирования, что закономерно приводит к удорожанию кредита и снижению спроса на заемные ресурсы.

Данная политика имеет как положительное, так и отрицательное влияние на состояние экономики.

С одной стороны, она является одним из вариантов антиинфляционного регулирования экономики, а с другой — может оказывать крайне негативное воздействие на экономическое развитие страны: повышение ставки процента в краткосрочном периоде приводит к снижению совокупного спроса и, соответственно, к спаду производственной активности. В этом случае следствием денежно-кредитной рестрикции могут стать падение инвестиций и чистого национального продукта, снижение спроса на деньги и ограничение эффективности стимулирующей денежно-кредитной политики.

Существенным недостатком денежно-кредитной рестрикции является увеличение стоимости обслуживания внешнего и внутреннего долга, а также дефицита бюджета вследствие роста реального процента. Кроме того, в условиях высокой инфляции реализация политики денежно-кредитной рестрикции практически невозможна, поскольку она приводит к кризису ликвидности.

Таким образом, анализ негативных последствий денежно-кредитной рестрикции для экономики позволяет сделать вывод о возможности ее использования только в исключительных случаях.

Политика денежно-кредитной экспансии проводится с целью оживления конъюнктуры рынка (увеличения темпов экономического роста, стимулирования деловой активности, достижения оптимального уровня занятости, сглаживания колебаний нормы процента, предотвращения нарастания социальной напряженности и политической нестабильности, предотвращения паники вкладчиков и оттока сбережений из банков). Центральный банк способствует расширению кредитных возможностей банков и снижению процентных ставок в экономике, что обеспечивает расширение денежной массы и повышение инвестиционной привлекательности экономики.

Несмотря на стимулирующий характер воздействия на экономику политики денежно-кредитной экспансии, ее реализация в долгосрочном периоде может оказать и негативное влияние посредством возможности усиления инфляционных процессов в экономике.

Следовательно, как рестрикция, так и экспансия могут иметь негативные последствия. В связи с этим основная задача Центрального банка — выбор оптимальной модели денежно-кредитного регулирования, обеспечивающей достижение конечных целей и не оказывающей разрушительное влияние на экономику.

Выделяют следующие цели денежно-кредитного регулирования:

  • • долгосрочные (стратегические) — снижение уровня инфляции, безработицы, равновесие платежного баланса или достижение определенного уровня ВВП;
  • • среднесрочные — достижение оптимального объема денежной массы в экономике, поддержание уровня золотовалютных резервов и управление величиной процентной ставки;
  • • краткосрочные — сглаживание колебаний ликвидности рынка. Поставленные цели денежно-кредитной политики могут быть

достигнуты при эффективном использовании административных и рыночных инструментов денежно-кредитного регулирования.

К административным методам регулирования экономических процессов относятся такие способы перераспределения денежных средств, которые реализуются путем прямого вмешательства органов государственного управления (как правило, это прямые количественные ограничения кредитной деятельности, установление ориентира роста денежной массы).

Могут применяться и иные ограничения, вызванные потребностями проведения сбалансированной денежно-кредитной политики, направленной на достижение общенациональных задач макроэкономической стабильности.

Экономические методы регулирования экономики предполагают создание таких условий, которые бы стимулировали предпринимательскую деятельность.

При этом государством может использоваться широкий набор средств и методов регулирования экономики: от регулирования экономического законодательства, устанавливая тем самым правила поведения экономических агентов, до воздействия на денежный рынок с помощью политики учетной ставки.

В современных условиях среди экономистов не существует единого мнения по поводу эффективности административных и рыночных методов денежно-кредитного регулирования.

Одни ученые считают административные методы регулирования более эффективными, обосновывая свою позицию тем, что в условиях, когда многие рыночные механизмы работают недостаточно эффективно или вообще не работают, административное воздействие на экономику осуществляется быстрее, чем косвенное, экономическое.

Сторонники рыночного подхода, анализируя эффективность и направление денежно-кредитного регулирования экономики, в первую очередь рассматривают экономическую составляющую данного процесса.

Реализация денежно-кредитной политики осуществляется с помощью ее инструментов и методов.

Под инструментами денежно- кредитной политики понимают средство, способ воздействия центрального банка на объекты денежно-кредитной политики.

Под методами — совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.

Различают рыночные и нерыночные инструменты денежно-кредитной политики с позиции их влияния на экономику.

Крыночным инструментам относятся: учетная ставка и ставка рефинансирования, нормы обязательного резервирования, операции на открытом рынке, депозитные операции. Использование этих инструментов предполагает создание условий для стимулирования предпринимательской активности.

Нерыночные инструменты подразумевают прямое административное воздействие Центрального банка на отдельные параметры деятельности банковской системы. Это означает, что Центральный банк директивным путем регулирует объем денежного предложения и цены на финансовом рынке, что может выражаться в ограничении объемов кредитования, регламентации процентных ставок, отдельных видов ссуд.

По срокам воздействия инструменты денежно-кредитной политики подразделяются на долгосрочные и краткосрочные.

Под долгосрочными инструментами подразумеваются такие способы воздействия на объекты денежно-кредитной политики, реализация которых может осуществляться в период от одного года до нескольких десятилетий. К краткосрочным, т.е. реализуемым в срок менее года, относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются среднесрочные цели денежно-кредитного регулирования.

В соответствии со ст. 35 Федерального закона «О Центральном банке (Банке России)» к основным инструментам и методам денежно-кредитной политики ЦБ РФ относятся:

  • • процентные ставки по операциям Банка России;
  • • нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
  • • операции на открытом рынке;
  • • рефинансирование кредитных организаций;
  • • валютные интервенции;
  • • установление ориентиров роста денежной массы;
  • • прямые количественные ограничения;
  • • эмиссия облигаций от своего имени.

Вместе с тем в данном Законе в перечень инструментов денежно- кредитной политики не включены депозитные операции Банка России, которые являются действенным инструментом абсорбирования (поглощения) свободной ликвидности банков.

Преимущества и недостатки отдельных инструментов денежно- кредитной политики представлены в табл. 11.1, а закономерности их изменения при проведении мероприятий денежно-кредитной политики — в табл. 11.2.

Таблица 11.1

Преимущества и недостатки отдельных инструментов денежно-кредитной политики

Вид

инструмента

Достоинства

Недостатки

Регулирование процентных ставок

Обеспечение расширения (сужения) доступа к кредитам Центрального банка

Индикативная роль. Отражает сложившиеся рыночные нормы процента

Рефинансирование

банков

Повышение привлекательности кредитования банками реального сектора. Содействие бесперебойному функционированию системы безналичных расчетов

Отсутствие надежного механизма сбора финансовой отчетности заемщиков Центрального банка

Вид

инструмента

Достоинства

Недостатки

Обязательное резервирование

Воздействие на денежную базу и объем денег, поставляемых банками в процессе кредитования. Стерилизация избыточной рублевой массы. Ограничение давления ее на валютный и товарный рынки

Внеэкономическое вмешательство в оперативную деятельность банков, форма дополнительного налога (повышение стоимости ресурсов, затруднение равноправной конкуренции — уменьшение конкурентоспособности банков по сравнению с другими финансовыми посредниками)

Операции с ценными бумагами

Покрытие внутригодовых разрывов между текущими доходами и расходами федерального бюджета. Финансирование погашения внутреннего госдол- га. Сглаживание конъюнктурных избытков ликвидности

Альтернатива вложению денег в реальный сектор экономики

Депозитные

операции

Мгновенная нейтрализация возможного давления свободных средств на валютный рынок

Невыполнимость из-за высокой ликвидности инструмента

Покупка

иностранной

валюты

Пополнение валютных резервов, сохраннее относительно стабильного курса национальной валюты

Осуществляется за счет необеспеченных денег — создание избыточной ликвидности

Таблица 11.2

Источник: Федорова Л.Е. Организация деятельности Центрального банка Российской Федерации: Учеб, пособие. Екатеринбург: АМБ, 2009.

Закономерности изменения ряда индикаторов при проведении мероприятий денежно-кредитной политики

Индикатор

Достигнутый результат вследствие изменения индикатора

Взаимосвязь

Рост (снижение) ставки рефинансирования

Снижение (рост) кредитования реального сектора экономики

Оценивается взаимосвязь между данными показателями. Очевидно наличие обратно пропорциональной связи. Две величины полностью противоположны. При росте индикатора (ставки рефинансирования) уменьшается значение результата (снижается объем кредитования экономики)

Увеличение (снижение) резервных требований

Снижение (рост) кредитования реального сектора экономики

Между показателями наличие обратно пропорциональной связи. Когда величина резервных требований идет вверх, то объем кредитования реального сектора экономики — вниз

Индикатор

Достигнутый результат вследствие изменения индикатора

Взаимосвязь

Увеличение (сокращение) объема денежной массы

Рост (сокращение) инвестиций, рост (снижение) национального дохода

Отмечается наличие сильной прямо пропорциональной связи. При увеличении объема денежной массы происходит рост объема инвестиций и национального дохода

Рост (снижение) процентных ставок

Снижение (рост) спроса на кредиты

Между этими показателями обратно пропорциональная связь. В условиях роста процентных ставок деньги становятся дорогими, спрос на кредиты падает

Повышение (снижение) ликвидности кредитных институтов

Повышение (снижение) предложения кредитов

Между этими показателями довольно сильная прямо пропорциональная связь: при росте ликвидности кредитных организаций, предложение кредитов увеличивается

Рост (сокращение) объемов кредитования

Увеличение (снижение) величины денежной массы в обращении

Наличие сильной прямо пропорциональной связи между этими двумя величинами, т.е. значение объемов кредитования движется почти синхронно в одном направлении со значением величины денежной массы в обращении. При увеличении объемов кредитования увеличивается величина денежной массы в обращении

Одним из наиболее эффективных инструментов денежно-кредитной политики в странах с развитой рыночной экономикой является рефинансирование. Кредитование Банком России кредитных организаций осуществляется на уровне ставки рефинансирования. Изменяя ее величину, ЦБ РФ может влиять на ликвидность банковской системы и денежное предложение в целом.

Сегодня ставка рефинансирования ЦБ РФ является инструментом, с помощью которого Банк России воздействует на стимулирование кредитной активности банков, на процентные ставки по депозитам юридических и физических лиц, а также на замедление годовой инфляции в среднесрочной перспективе.

Серьезным инструментом денежно-кредитной политики ЦБ РФ являются операции на открытом рынке, которые включают в себя приобретение и продажу ценных бумаг с целью увеличения или сокращения объемов средств, находящихся в распоряжении финансовых институтов. Этот инструмент позволяет регулировать экономические отношения хозяйствующих субъектов.

Операции Центрального банка на открытом рынке в настоящее время являются в мировой экономической практике основным инструментом в рамках применяемых косвенных методов денежно-кредитной политики.

Центральный банк продает или покупает по заранее установленному курсу высоколиквидные ценные бумаги, в том числе государственные, формирующие внутренний долг страны, за свой счет на открытом рынке.

Этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.

Особенность операций на открытом рынке заключается в том, что Центральный банк может оказывать рыночное воздействие на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое воздействие осуществляется посредством изменения Центральным банком цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг на открытом рынке.

В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» «под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки».

Источник: https://studref.com/390572/finansy/tseli_metody_instrumenty_denezhno_kreditnoy_politiki

Studio-pravo
Добавить комментарий