44. Понятие, компетенция и виды милиции.: Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод

Полиция, ее задачи, структура и функции

44. Понятие, компетенция и виды милиции.: Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод

Важнейшей составной частью ОВД является полиция, организация деятельности которой регламентируется специальным федеральным законом. Именно деятельность полиции в наибольшей степени связана с осуществлением правоохранительной функции.

Необходимо отметить, что большая часть подразделений ОВД является именно подразделениями полиции. Среди них подразделения:

  • — уголовного розыска;
  • — экономической безопасности и противодействия коррупции;
  • — но противодействию экстремизму;
  • — вневедомственной охраны;
  • — по обеспечению безопасности дорожного движения;
  • — охраны общественного порядка;
  • — национального центрального бюро Интерпола;
  • — но обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите;
  • — специального назначения;
  • — оперативно-разыскной информации;
  • — дознания;
  • — лицензионно-разрешительной работы;
  • — экспертно-криминалистические подразделения и ряд других.

Кроме того, подавляющее большинство сотрудников ОВД являются

сотрудниками полиции. Этими обстоятельствами и обусловлено, что большая часть полномочий ОВД в целом относится к специальной компетенции полиции. На сотрудников полиции, как и в целом на всех сотрудников ОВД, в полном объеме распространяется действие Федерального закона о службе в ОВД.

В соответствии с Федеральным законом о полиции последняя предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Законом провозглашено, что полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств, а также в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям независимо от форм собственности, должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав.

К основным направлениям деятельности полиции Федеральный закон о полиции относит:

  • 1) защиту личности, общества и государства от противоправных посягательств;
  • 2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
  • 3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
  • 4) розыск лиц;
  • 5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
  • 6) обеспечение правопорядка в общественных местах;
  • 7) обеспечение безопасности дорожного движения;
  • 8) контроль за соблюдением законодательства в области оборота оружия;
  • 9) контроль за соблюдением законодательства в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
  • 10) охрану имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
  • 11) государственную защиту потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
  • 12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

Кроме того, но решению Президента РФ сотрудники полиции могут

участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, федеральные конституционные законы, Федеральный закон о полиции, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ и МВД России. Кроме того, по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности полиция руководствуется также законами субъектов РФ.

Руководство деятельностью полиции осуществляют министр внутренних дел РФ, руководители территориальных органов МВД России и руководители подразделений полиции. В территориальных органах МВД России на окружном, региональном и районном уровнях начальник полиции по должности является заместителем начальника соответствующего территориального органа.

В своей деятельности полиция руководствуется следующими принципами.

  • 1. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.
  • 2. Законность. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.
  • 3. Беспристрастность. Полиция защищает нрава, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально их поддерживать и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций.
  • 4. Открытость и публичность. Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об ОРД, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций. Полиция регулярно информирует государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности.
  • 5. Общественное доверие и поддержка граждан. Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции. Полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан. Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан. В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или нрав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. Полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции.
  • 6. Взаимодействие и сотрудничество. Полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами. При этом, с одной стороны, полиция может использовать их возможности, с другой — оказывает им содействие в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка.
  • 7. Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем. Полиция в своей деятельности обязана использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру. Полиция в установленном законом порядке применяет электронные формы приема и регистрации документов, уведомления о ходе предоставления государственных услуг, взаимодействия с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями и организациями. Полиция использует технические средства, включая средства аудио-, фото- и видеофиксации, при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности.

Глава 3 Федерального закона о полиции закрепляет ее обязанности и права. К основным обязанностям полиции относятся:

  • — принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях, осуществлять их проверку и принимать по ним предусмотренные законодательством меры;
  • — незамедлительно прибывать на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;
  • — оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь нс может быть получена ими своевременно или отсутствует;
  • — выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу; участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участвовать в пропаганде правовых знаний;
  • — обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах;
  • — в соответствии с установленной уголовно-процессуальным законодательством подследственностью возбуждать уголовные дела, производить дознание по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым необязательно; выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно;
  • — исполнять в пределах своих полномочий решения суда, письменные поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания о производстве отдельных следственных действий, проведении ОРМ, задержании лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений, о производстве иных процессуальных действий, оказывать содействие в их осуществлении;
  • — осуществлять ОРД в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности, а также в иных предусмотренных федеральным законом целях;
  • — пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к подведомственности полиции;
  • — осуществлять розыск лиц, совершивших преступления или подозреваемых (обвиняемых) в их совершении; осуществлять розыск похищенного имущества;
  • — содержать, охранять, конвоировать задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста;
  • — проводить экспертизы по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, а также исследования по материалам ОРД;
  • — осуществлять государственный контроль за соблюдением правил в области обеспечения безопасности дорожного движения; регулировать дорожное движение; оформлять документы о ДТП; принимать экзамены на право управления автомототранспортными средствами и выдавать водительские удостоверения; регистрировать автомототранспортные средства;
  • — выдавать гражданам и организациям лицензии на приобретение гражданского и служебного оружия; разрешения на хранение и ношение оружия;
  • — контролировать оборот гражданского, служебного и наградного оружия;
  • — выдавать лицензии на осуществление частной детективной (сыскной) и охранной деятельности, а также осуществлять контроль за деятельностью частных детективов и частных охранных организаций;
  • — охранять на договорной основе имущество граждан и организаций, а также объекты, подлежащие обязательной охране полицией;
  • — осуществлять контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Это лишь основные, по нашему мнению, обязанности полиции. Их исчерпывающий перечень приведен в ст. 12 Федерального закона о полиции. Иные обязанности могут быть возложены на полицию только путем внесения изменений в указанный федеральный закон.

Статья 13 Федерального закона о полиции предоставляет ей следующие основные права:

  • — требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;
  • — проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске;
  • — вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям необходимые объяснения, справки, документы; подвергать приводу в полицию граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;
  • — патрулировать населенные пункты и общественные места, оборудовать при необходимости контрольные и контрольно-пропускные пункты, выставлять посты и заслоны, использовать другие формы охраны общественного порядка;
  • — требовать от граждан покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия;
  • — составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;
  • — производить в случаях и порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством РФ, следственные и иные процессуальные действия;
  • — проводить ОРМ;

вносить руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений;

  • — осуществлять личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе запрещенные к обороту предметы и вещества;
  • — производить регистрацию, фотографирование, аудио-, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления;
  • — останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы;
  • — проводить проверки мест производства, хранения, торговли, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, мест производства патронов к оружию и составных частей патронов, а также проверки объектов, где они обращаются, мест утилизации боеприпасов;
  • — привлекать граждан с их согласия к внештатному сотрудничеству; устанавливать негласное сотрудничество с гражданами, изъявившими желание конфиденциально оказывать содействие полиции на безвозмездной или возмездной основе;
  • — использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям, а в исключительных случаях — транспортные средства, принадлежащие гражданам, для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для отбуксировки с места ДТП поврежденных транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия, отстраняя при необходимости водителей от управления этими транспортными средствами, с возмещением в установленном федеральным законом порядке по требованию владельцев транспортных средств понесенных ими расходов либо причиненного им материального ущерба.

Источник: https://studme.org/256771/pravo/politsiya_zadachi_struktura_funktsii

Роль полиции в защите прав и свобод человека и гражданина

44. Понятие, компетенция и виды милиции.: Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод

Исследование работы полиции в обеспечении и защиты прав и свобод человека и гражданина на основании анализа законов Российской Федерации и общественного мнения.

Полиция как орган правопорядка имеет большое значение в защите прав и свобод граждан и государства.

Роль полиции получает свое проявление в различных сферах деятельности общества, таких, например, как охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, исполнение судебных приговоров и многих других.

Есть много факторов в обеспечении прав и свобод человека и гражданина, влияющих на деятельность полиции в целом.

Цель работы – исследование работы полиции в обеспечении и защиты прав и свобод человека и гражданина на основании анализа законов Российской Федерации.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» основным предназначением полиции определил защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Существующая в Законе новая социальная модель органов правопорядка основывается на выполнении профессиональных полицейских функций. Во главу угла поставлена безопасность личности, защита ее прав и законных интересов от противоправных посягательств. А основным направлением деятельности становится предупреждение и профилактика преступлений и административных правонарушений [2].

Возвращение взаимного доверия между органами внутренних дел и населением – одна из самых главных задач. Полиция традиционно была и остается силовым ведомством, наиболее часто, если не сказать постоянно, взаимодействующим с населением.

Потому сегодня, в рамках реформы, делается акцент на формировании партнерской модели взаимоотношений между обществом и полицией. Федеральный закон «О полиции» разрабатывался в условиях высокой общественной потребности в изменении подходов к организации деятельности сил правопорядка в Российской Федерации.

Закон подвел итог многомесячного общественно-политического обсуждения будущего российских органов внутренних дел, закрепив законодательную основу организации деятельности полиции в России.

Закон был принят после масштабного общественного обсуждения, в ходе которого от граждан поступило около 40 тысяч откликов и конкретных предложений по совершенствованию текста законопроекта. В результате многие положения законопроекта переработаны[4-8].

Реформы МВД России обусловлены насущной потребностью руководства Российской Федерации, всего гражданского общества в повышении доверия к полиции и качественном улучшении их деятельности.

Основаниями реформирования послужили:

  • грубые нарушения сотрудниками полиции законности и служебной дисциплины;
  • недовольство граждан, негативные оценки в средствах массовой информации, коррумпированность определенной части личного состава;
  • осложнение криминогенной обстановки в отдельных регионах страны и слабые результаты оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел (по мнению граждан);
  • некомпетентность в среде сотрудников органов внутренних дел, размывание профессионального ядра, слабая социальная защищенность сотрудников и членов их семей;
  • напряжение в обществе, нарастающее в связи с участившимися проявлениями экстремизма и терроризма, новыми угрозы и вызовы национальной безопасности Российской Федерации [6-10].

Анализ общественного мнения показывает, что базовые потребности населения России в безопасности и защите от преступных посягательств в настоящее время остаются в значительной степени неудовлетворенными.

Как свидетельствуют результаты опросов населения, проводимых различными социологическими центрами и службами, уровень доверия населения к правоохранительным органам, в том числе и к органам внутренних дел, на протяжении длительного времени остается низким [8-11].

В целом предполагается, что реализация положений закона обеспечит условия для решения широкого круга текущих политико-правовых проблем, касающихся деятельности системы МВД России, а также вопросов социально-экономического развития страны, связанных со снижением уровня преступности, действенностью системы профилактики преступлений и правонарушений, повышением уровня защищенности личности и качества услуг, оказываемых населению правоохранительными органами.

В результате проведенного анализа можно сделать вывод о том, что реформа органов внутренних дел должна обеспечить реальное внедрение в правоохранительную практику самых передовых достижений науки и техники, в том числе новейших информационных технологий.

Обязательными условиями организации работы полиции станут открытость, опора на население, эффективное управление и оптимизация правоохранительной деятельности, обеспечение надлежащего внутреннего и внешнего взаимодействия, разумная экономия ресурсов.

Полиция обязана оперативно реагировать на все заявления и сообщения о преступлениях и иных правонарушениях, быстро и качественно решать иные вопросы в пределах своей компетенции, реализуя весь комплекс правоохранительных услуг [5-9].

Только так можно получить и удержать доверие и уважение широкой общественности.

Предлагаемые ориентиры не претендуют на исчерпывающее решение всех проблем, стоящих перед системой МВД России, в том числе в сфере обеспечения и защиты прав и свобод граждан, однако поддержка, опора на население, качественное исполнение служебных обязанностей, строжайшее соблюдение законности и дисциплины должны стать приоритетными в деятельности сотрудников полиции.

Источник: https://novainfo.ru/article/4923

42. Полиция в рф, ее задачи, организация и полномочия

44. Понятие, компетенция и виды милиции.: Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод

Полиция– составная часть централизованнойсистемы федерального органа исполнительнойвласти в сфере внутренних дел.

Системагосударственных органов исполнительнойвласти, призванных защищать жизнь,здоровье, права и свободы гражданина,собственность, интересы общества игосударства от преступных и иныхпротивоправных посягательств и наделенныхправом применять меры принуждения впределах, установленных законами.

Предназначенадля защиты жизни, здоровья, прав и свободграждан РФ, иностранных граждан, лицбез гражданства, для противодействияпреступности, охраны общественногопорядка, собственности и для обеспеченияобщественной безопасности.

Деятельностьполиции осуществляется по следующимосновным направлениям:

1)защита личности, общества, государстваот противоправных посягательств;

2)предупреждение и пресечение преступленийи административных правонарушений;

3)выявление и раскрытие преступлений,производство дознания по уголовнымделам;

4)розыск лиц;

5)производство по делам об административныхправонарушениях, исполнение административныхнаказаний;

6)обеспечение правопорядка в общественныхместах;

7)обеспечение безопасности дорожногодвижения;

8)контроль за соблюдением законодательстваРоссийской Федерации в области оборотаоружия;

9)контроль за соблюдением законодательстваРоссийской Федерации в области частнойдетективной (сыскной) и охраннойдеятельности;

10)охрана имущества и объектов, в том числена договорной основе;

11)государственная защита потерпевших,свидетелей и иных участников уголовногосудопроизводства, судей, прокуроров,следователей, должностных лицправоохранительных и контролирующихорганов, а также других защищаемых лиц;

12)осуществление экспертно-криминалистическойдеятельности.

13)По решению Президента РФ все сотрудникиполиции могут участвовать в деятельностипо поддержанию или восстановлениюмеждународного мира и безопасности.

Полномочия

Полициидля выполнения возложенных на нееобязанностей предоставляются следующиеправа:

1)требовать от граждан и должностных лицпрекращения противоправных действий,а равно действий, препятствующих законнойдеятельности государственных имуниципальных органов, депутатовзаконодательных (представительных)органов государственной власти, депутатовпредставительных органов муниципальныхобразований, членов избирательныхкомиссий, комиссий референдума, а такжедеятельности общественных объединений;

2)проверять документы, удостоверяющиеличность граждан, если имеются данные,дающие основания подозревать их всовершении преступления или полагать,что они находятся в розыске, либо еслиимеется повод к возбуждению в отношенииэтих граждан дела об административномправонарушении, а равно если имеютсяоснования для их задержания в случаях,предусмотренных федеральным законом;проверять у граждан, должностных лиц,общественных объединений и организацийразрешения (лицензии) и иные документына совершение определенных действийили на осуществление определенноговида деятельности, контроль (надзор) закоторыми возложен на полицию в соответствиис законодательством Российской Федерации;

3)вызывать в полицию граждан и должностныхлиц по расследуемым уголовным делам инаходящимся в производстве делам обадминистративных правонарушениях, атакже в связи с проверкой зарегистрированныхв установленном порядке заявлений исообщений о преступлениях, обадминистративных правонарушениях, опроисшествиях, разрешение которыхотнесено к компетенции полиции; получатьпо таким делам, материалам, заявлениями сообщениям, в том числе по поручениямследователя и дознавателя, необходимыеобъяснения, справки, документы (ихкопии); подвергать приводу в полицию вслучаях и порядке, предусмотренныхфедеральным законом, граждан и должностныхлиц, уклоняющихся без уважительныхпричин от явки по вызову;

4)в связи с расследуемыми уголовнымиделами и находящимися в производстведелами об административных правонарушениях,а также в связи с проверкой зарегистрированныхв установленном порядке заявлений исообщений о преступлениях, обадминистративных правонарушениях, опроисшествиях, разрешение которыхотнесено к компетенции полиции,запрашивать и получать на безвозмезднойоснове по мотивированному запросууполномоченных должностных лиц полицииот государственных и муниципальныхорганов, общественных объединений,организаций, должностных лиц и граждансведения, справки, документы (их копии),иную необходимую информацию, в том числеперсональные данные граждан, заисключением случаев, когда федеральнымзаконом установлен специальный порядокполучения информации, в порядке,определяемом федеральным органомисполнительной власти в сфере внутреннихдел и федеральным органом исполнительнойвласти, осуществляющим функции повыработке государственной политики инормативно-правовому регулированию всфере здравоохранения, запрашивать иполучать от медицинских организацийсведения о гражданах, поступивших сранениями и телесными поврежденияминасильственного характера либо сранениями и телесными повреждениями,полученными в результате дорожно-транспортныхпроисшествий, а также о гражданах,имеющих медицинские противопоказанияили ограничения к водительскойдеятельности;

(п.4 в ред. Федерального закона от 28.06.2013 N134-ФЗ)

(см.текст в предыдущей редакции)

5)беспрепятственно по предъявлениислужебного удостоверения посещать всвязи с расследуемыми уголовными деламии находящимися в производстве деламиоб административных правонарушениях,а также в связи с проверкой зарегистрированныхв установленном порядке заявлений исообщений о преступлениях, обадминистративных правонарушениях, опроисшествиях, разрешение которыхотнесено к компетенции полиции,государственные и муниципальные органы,общественные объединения и организации,знакомиться с необходимыми документамии материалами, в том числе с персональнымиданными граждан, имеющими отношение красследованию уголовных дел, производствупо делам об административныхправонарушениях, проверке заявлений исообщений о преступлениях, обадминистративных правонарушениях, опроисшествиях;

6)патрулировать населенные пункты иобщественные места, оборудовать принеобходимости контрольные иконтрольно-пропускные пункты, выставлятьпосты, в том числе стационарные, изаслоны, использовать другие формыохраны общественного порядка;

7)требовать от граждан (групп граждан)покинуть место совершения преступления,административного правонарушения,место происшествия, если это необходимодля проведения следственных действий,оперативно-разыскных мероприятий,документирования обстоятельствсовершения преступления, административногоправонарушения, обстоятельствпроисшествия, для сохранения следовпреступления, административногоправонарушения, происшествия, дляобеспечения безопасности граждан; вцелях защиты жизни, здоровья и имуществаграждан не допускать их на отдельныеучастки местности и объекты либообязывать оставаться на соответствующихучастках местности и объектах илипокинуть их; обращаться к группамграждан, нахождение которых в общественныхместах не связано с проводимыми назаконных основаниях публичными имассовыми мероприятиями, с требованиемразойтись или перейти в другое место,если возникшее скопление граждан создаетугрозу их жизни и здоровью, жизни издоровью других граждан, объектамсобственности, нарушает работуорганизаций, препятствует движениютранспорта и пешеходов;

8)составлять протоколы об административныхправонарушениях, собирать доказательства,применять меры обеспечения производствапо делам об административныхправонарушениях, применять иные меры,предусмотренные законодательством обадминистративных правонарушениях;

9)производить в случаях и порядке,предусмотренных уголовно-процессуальнымзаконодательством Российской Федерации,следственные и иные процессуальныедействия;

10)проводить оперативно-разыскныемероприятия; производить при осуществленииоперативно-разыскной деятельностиизъятие документов, предметов, материалови сообщений и иные предусмотренныефедеральным законом действия; объявлятьрозыск и принимать меры по розыску лиц,совершивших преступления или подозреваемыхи обвиняемых в их совершении, лиц,пропавших без вести, иных лиц, розысккоторых возложен на полицию настоящимФедеральным законом, а также объявлятьрозыск и принимать меры по розыскупохищенных или угнанных транспортныхсредств, похищенного имущества, имущества,подлежащего конфискации и др.

Наполицию возлагаются следующие обязанности:

1)принимать и регистрировать (в том числев электронной форме) заявления и сообщенияо преступлениях, об административныхправонарушениях, о происшествиях;выдавать заявителям на основании личныхобращений уведомления о приеме ирегистрации их письменных заявлений опреступлениях, об административныхправонарушениях, о происшествиях;осуществлять в соответствии сподведомственностью проверку заявленийи сообщений о преступлениях, обадминистративных правонарушениях, опроисшествиях и принимать по такимзаявлениям и сообщениям меры,предусмотренные законодательствомРоссийской Федерации, информироватьзаявителей о ходе рассмотрения такихзаявлений и сообщений в сроки, установленныезаконодательством Российской Федерации,но не реже одного раза в месяц; передавать(направлять) заявления и сообщения опреступлениях, об административныхправонарушениях, о происшествиях вгосударственные и муниципальные органы,организации или должностному лицу, ккомпетенции которых относится решениесоответствующих вопросов, с уведомлениемоб этом в течение 24 часов заявителя;информировать соответствующиегосударственные и муниципальные органы,организации и должностных лиц этихорганов и организаций о ставших известнымиполиции фактах, требующих их оперативногореагирования;

2)прибывать незамедлительно на местосовершения преступления, административногоправонарушения, место происшествия,пресекать противоправные деяния,устранять угрозы безопасности граждани общественной безопасности, документироватьобстоятельства совершения преступления,административного правонарушения,обстоятельства происшествия, обеспечиватьсохранность следов преступления,административного правонарушения,происшествия;

3)оказывать первую помощь лицам, пострадавшимот преступлений, административныхправонарушений и несчастных случаев,а также лицам, находящимся в беспомощномсостоянии либо в состоянии, опасном дляих жизни и здоровья, если специализированнаяпомощь не может быть получена имисвоевременно или отсутствует;

4)выявлять причины преступлений иадминистративных правонарушений иусловия, способствующие их совершению,принимать в пределах своих полномочиймеры по их устранению; выявлять лиц,имеющих намерение совершить преступление,и проводить с ними индивидуальнуюпрофилактическую работу; участвоватьв профилактике безнадзорности иправонарушений несовершеннолетних;участвовать в пропаганде правовыхзнаний;

5)обеспечивать безопасность граждан иобщественный порядок на улицах, площадях,стадионах, в скверах, парках, натранспортных магистралях, вокзалах, ваэропортах, морских и речных портах идругих общественных местах;

6)обеспечивать совместно с представителямиорганов исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации, органов местногосамоуправления и организаторамисобраний, митингов, демонстраций, шествийи других публичных мероприятий (далее- публичные мероприятия) безопасностьграждан и общественный порядок, оказыватьв соответствии с законодательствомРоссийской Федерации содействиеорганизаторам спортивных, зрелищных ииных массовых мероприятий (далее -массовые мероприятия) в обеспечениибезопасности граждан и общественногопорядка в местах проведения этихмероприятий;

7)принимать при чрезвычайных ситуацияхнеотложные меры по спасению граждан,охране имущества, оставшегося безприсмотра, содействовать в этих условияхбесперебойной работе спасательныхслужб; обеспечивать общественный порядокпри проведении карантинных мероприятийво время эпидемий и эпизоотий;

8)в соответствии с подследственностью,установленной уголовно-процессуальнымзаконодательством Российской Федерации,возбуждать уголовные дела, производитьдознание по уголовным делам, производствопредварительного следствия по которымнеобязательно; выполнять неотложныеследственные действия по уголовнымделам, производство предварительногоследствия по которым обязательно;

9)исполнять в пределах своих полномочийрешения суда (судьи), письменные порученияследователя, руководителя следственногооргана, органа дознания о производствеотдельных следственных действий,проведении оперативно-разыскныхмероприятий, задержании лиц, подозреваемыхи обвиняемых в совершении преступлений,о производстве иных процессуальныхдействий, оказывать содействие в ихосуществлении;

10)осуществлять оперативно-разыскнуюдеятельность в целях выявления,предупреждения, пресечения и раскрытияпреступлений, обеспечения собственнойбезопасности, а также в иных целях,предусмотренных федеральным законом;

11)пресекать административные правонарушенияи осуществлять производство по деламоб административных правонарушениях,отнесенных законодательством обадминистративных правонарушениях кподведомственности полиции;

12)осуществлять розыск лиц, совершившихпреступления или подозреваемых иобвиняемых в их совершении; лиц, скрывшихсяот органов дознания, следствия или суда;несовершеннолетних, самовольно ушедшихиз семей или специализированныхучреждений для несовершеннолетних,нуждающихся в социальной реабилитации;несовершеннолетних, самовольно ушедшихиз специальных учебно-воспитательныхучреждений закрытого типа; лиц,уклоняющихся от исполнения назначенныхим судом принудительных мер медицинскогохарактера или принудительных мервоспитательного воздействия; лиц,уклоняющихся от недобровольнойгоспитализации, назначенной судом всвязи с наличием психического расстройства;лиц, пропавших без вести; осуществлятьрозыск похищенного имущества; устанавливатьимущество, подлежащее конфискации;обеспечивать участие в судебном заседаниилица, в отношении которого решаетсявопрос об установлении или о продленииадминистративного надзора либо одополнении ранее установленныхадминистративных ограничений, в случаеподачи административного исковогозаявления территориальным органом идр.

Источник: https://studfile.net/preview/5662267/page:18/

А.В. Краснянский. Ошибки в статье 1 Федерального закона № 3-ФЗ о полиции

44. Понятие, компетенция и виды милиции.: Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод
1. Введение В системном анализе юридических документов можно выделить следующие основные  операции: лингвистический анализ,  логический анализ,  юридический анализ и педагогический анализ (если документ касается несовершеннолетних).

Между этими операциями не всегда можно  провести четкие границы,  но это и не нужно. цель – наиболее полно  исследовать документ. Ранее был проведен системный анализ нескольких статей Конвенции о правах ребенка и Указа Президента Российской Федерации от 28 сентября 2010 г.

№ 1183 «О досрочном прекращении полномочий мэра Москвы» (смотрите сайт www.arasn.ru/). 

В данной  работе  проведен системный анализ статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции».Статья 1. Назначение полиции
1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также — граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. 2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

3.

Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также — государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также — муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее — организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее — должностные лица) в защите их прав.

Статья 1 является множеством  (совокупностью) суждений. Кроме суждений, которые входят в это множество, есть суждения, которые  следуют из этой статьи, не присутствуя явно в исходном тексте.  Поэтому проводится анализ  как суждений, входящих в статью, так и суждений, которые логически следуют из статьи.

4. Анализ пункта 1статьи 1

4.1. Анализ суждения:   «Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации».
4.1.1. Права граждан включают, наряду с другими, право на жизнь (статья 20 Конституции РФ, далее – Конституция) и право на защиту (охрану) здоровья (статья 41).  Невозможно защищать жизнь и здоровье граждан, не защищая право граждан на жизнь и право граждан на здоровье. Невозможно защищать право  граждан на жизнь и право граждан на здоровье, не защищая жизнь и здоровье граждан. Следовательно, слова «жизни, здоровья» являются лишними словами.  Суждение: «Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации»  содержит логическую ошибку, которая называется «тавтология».  Тавтология – повторение того, что уже было сказано. [2].  Тавтологии нет в суждении: «Полиция предназначена для защиты  прав и свобод граждан Российской Федерации».

4.1.2.  Из пункта 1 статьи 1 следует, что полиция защищает  права и свободы граждан, в частности:

1) право на защиту от безработицы – статья 37 Конституции; 2) право на отдых –  статья 37 Конституции, пункт 5); 3) право на пенсию – статья 39 Конституции; 4) право на медицинскую помощь – статья 41 Конституции; право на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования – статья 43 Конституции;  5) свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. 

Этот перечень можно продолжить.Здравомыслящим людям  ясно,  что всем этим полиция не в состоянии  заниматься. Следовательно, из пункта 1 статьи 1 Закона о полиции следует множество ложных суждений.

  В чем ошибка авторов Закона? Обратимся к Закону о Милиции № 1026-1 от 18 апреля 1991 года:  «Милиция в Российской Федерации –  система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных настоящим Законом и другими федеральными законами».

Авторы Закона о полиции забыли в пункте 1 статьи 1 добавить: «от преступных и иных противоправных посягательств» и, в сущности, приписали полиции почти все функции государства. 

 

Статья 2 Конституции гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».  В статье 18 Конституции утверждается, что «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».  Назначение полиции – защитить права и свободы  гражданина, а также любого лица, находящегося на территории России,  от  от преступных и иных противоправных посягательств.  Например, согласно Конституции  «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» – статья 37, пункт 1.  «Принудительный труд запрещен» –  статья 37, пункт 2.  Полиция обязана выявлять лиц, использующих рабский труд (статья 127.2. УК РФ). Это и есть защита полицией права на свободный труд от преступных посягательств.

4.2. Анализ суждения:   «Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья,  прав и свобод иностранных граждан, лиц без гражданства».

Иностранные граждане и лица без гражданства могут находиться на территории России и за ее пределами. Неясно, обязана или нет российская полиция защищать жизнь и здоровье иностранцев и лиц без гражданства за пределами России. Например, имеет ли право президент РФ отправить полицейских защищать жизнь и здоровье, например, граждан США, находящихся в составе оккупационных войск НАТО в Афганистане?  В рассматриваемом суждении есть логическая ошибка –  «амфиболия». Существо этой ошибки заключается в следующем: выражение (совокупность нескольких слов) допускает его двоякое толкование. [2]. Пример. «Казнить нельзя помиловать».

5. Анализ пункта 2 статьи 1

Анализ суждения: «Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств». Это суждение содержит не всегда выполнимые на практике условия.  Например, в больших городах  часто бывают пробки. Помощь полиции может понадобиться находящемуся в тайге, далеко от населенных пунктов.  Человек может нуждаться в помощи, но  полиция об этом может не знать. Здесь авторы закона используют язык рекламы –  язык, неприемлемый для юридического документа. Правильно: «Полиция обязана без промедления защищать каждого от преступных и иных противоправных посягательств». «Промедлить» –  пробыть какое-то время в бездействии, запоздать с выполнением какого-нибудь дела. [3]. Человеку не всегда удается сделать то, что он  обязан сделать,  даже если он этому отдает все силы и способности.

6. Анализ пункта 3 статьи 1

В состав пункта 3 статьи 1 (совокупность суждений) входит суждение: «Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие должностным лицам этих органов и организаций  в защите их прав».

В пункте 1 статьи 1 утверждается, что «полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства». Следовательно,  Закон о полиции выделяет должностных лиц, которым полиция оказывает содействие (помощь, поддержку [3]) в защите их прав,  от всех остальных.  Это противоречит пункту 2 статьи 19 Конституции.

В этот пункт (совокупность суждений) входит суждение: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от должностного положения». Следовательно, пункт 3 статьи 1 Закона о полиции  противоречит Конституции.  Это и есть фатальная юридическая ошибка.

(Здесь не приводится строгое доказательство тезиса: «Пункт 3 статьи 1 Закона «О полиции»  противоречит пункту 2 статьи 19 Конституции, в будущем это доказательство опубликую).

1. Статья 1  Федерального закона Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции»  содержит  две логические ошибки. Из этой статьи логически следует множество ложных суждений. 2. Пункт 3  статья 1 Закона о полиции противоречит статье  19 Конституции Российской Федерации (фатальная юридическая ошибка). 3. Статья 1 Закона о полиции не может использоваться по прямому назначению, то есть не может регулировать общественные отношения (следствие из пункта 2). 4. Статью 1 следует использовать в учебных целях в качестве задания для студентов юридических специальностей в следующей формулировке: «Найти ошибки в статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»».

8. Источники информации

[1]  Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» (http://www.rg.ru/2011/02/07/police-dok.html). [2]  А.А. Ивин, А.Л. Никифоров. Словарь по логике. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. Москва. 1998. [3] Сергей Иванович Ожегов. Словарь русского языка. Около 50 000 слов. Издание 5, стереотипное. Государственное издательство иностранных и национальных словарей. Москва. 1963.

Источник: https://pravorub.ru/articles/13284.html

Studio-pravo
Добавить комментарий