43. Административное принуждение: его сущность и виды.

Административное принуждение: сущность, виды

43. Административное принуждение: его сущность и виды.

В числе административно-правовых методов были упомянуты и средства принудительного характера, используя которые исполнительные органы (должностные лица) обеспечивают необходимое упорядочивающее воздействие на регулируемые общественные отношения.

В своей совокупности меры принудительного обеспечения должного поведения управляемых составляют институт административного принуждения. Естественно, что в первую очередь имеются в виду административно-правовые нормы, регулирующие применение такого рода средств.

Что характерно для административного принуждения?

Оно, прежде всего, не самоцель. Являясь разновидностью государственного принуждения, административное принуждение используется главным образом как крайнее средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления, т.е. выполняет карательную функцию. Однако его значение не исчерпывается только этим.

Одновременно в целях правоохраны административно-принудительные меры выполняют и иного рода функции, т.е.

применяются не только в качестве наказания за правонарушения, (дисциплинарные и административные), но и для их предупреждения, а также пресечения.

Это означает, что их следует понимать значительно шире, чем реализация санкций административно-правовых норм. В таком понимании они обеспечивают общественный порядок и общественную безопасность.

В самом широком смысле административное принуждение призвано обеспечивать исполнение правил поведения, выраженных в административно-правовых нормах.

Само наименование данных принудительных мер свидетельствует о том, что для их применения характерен внесудебный порядок, т.е. их использование отнесено к компетенции соответствующих исполнительных органов (должностных лиц), непосредственно их реализующих в процессе своей деятельности без обращения в суд.

Однако в предусмотренных действующим российским законодательством случаях отдельные меры административного принуждения применяются народными судами (народными судьями). В частности, это относится к случаям наложения наиболее строгих административных взысканий за совершение административных правонарушений.

Для административного принуждения характерно следующее:

как правило, внесудебное применение предусмотренных законом или подзаконными административно-правовыми нормами принудительных мер властью уполномоченных на то исполнительных органов (должностных лиц);

применение принудительных мер не всеми без исключения исполнительными органами (должностными лицами), а лишь теми, которые наделены специальными полномочиями по осуществлению административной власти. Эта особенность связана с тем, что меры административного принуждения применяются к третьим лицам, т.е.

к тем, кто не находится в непосредственном подчинении (ведении) у полномочных исполнительных органов (должностных лиц). В качестве третьих лиц выступают, как правило, граждане, а в некоторых случаях и юридические лица (например, в области охраны окружающей природной среды, борьбы с монополизмом и т.п.).

Исключается применение таких мер руководителями в отношении подчиненных им работников;

меры административного принуждения применяются в целях обеспечения соблюдения не всех административно-правовых норм, а только тех, которые формулируют общеобязательные правила поведения в сфере государственного управления, не имеющие ведомственных границ (например, правила безопасности дорожного движения, обеспечения санитарной безопасности, правила разрешительной системы, природоохранные правила и т.п.);

как правило, меры административного принуждения применяются исполнительными органами (должностными лицами), уполномоченными на осуществление правоохранительных функций в сфере государственного управления (например, органы внутренних дел, контрольно-надзорные органы и т.п.).

Особое место отводится мерам дисциплинарного принуждения, реализуемым в рамках государственно-служебных отношений.

Лишь в широком смысле их можно отнести к административному принуждению, поскольку соответствующие меры, в которых выражается дисциплинарная власть руководителя, применяются в административном порядке.

Но непосредственными мерами административного принуждения они не являются, так как не каждый руководитель наделен полномочиями административной власти.

Меры административного принуждения разнообразны. По их целевому назначению они могут быть подразделены на три группы: административно-предупредительные меры; административно-пресекательные меры; меры административной ответственности.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КАП) выделяет также меры процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Однако они самостоятельного юридического значение не имеют, так как поглощаются названными видами мер административного принуждения.

Вместе с тем, такая мера как, например, административное задержание одновременно используется как в целях пресечения административных нарушений, так и обеспечения административного производства.

Иногда упоминаются административно-правовые восстановительные меры принудительного характера. Но они не зафиксированы в действующих административно-правовых норах. Кроме того, названные уже виды административно-принудительных мер в большей или меньшей степени выполняют правовосстановительную функцию (особенно пресекательные и наказательные меры).

Административно-предупредительные меры принудительного характера применяются, как это вытекает из их наименования, с целью предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления, предотвращения иных, вредных для режима общественной безопасности, явлений. Например, они применяются при стихийных бедствиях, несчастных случаях для того, чтобы обеспечить безопасность здоровья и жизни граждан, нормальные условия работы предприятий и учреждений.

Несмотря на ярко выраженный профилактический характер, меры подобного рода осуществляются в принудительном порядке, т.е. в процессе односторонней реализации юридически-властных полномочий компетентных исполнительных органов (должностных лиц).

Поэтому безосновательны попытки представить их в качестве мер, лишенных элементов административного принуждения. Выражаются они, как правило, в виде определенных ограничений и запретов, что достаточно показательно характеризует их принудительную природу.

Административно-предупредительные меры не связаны с совершением правонарушений. Они их предотвращают и, в этом смысле, предшествуют применению иных мер принуждения, направленных против виновных в совершении административных правонарушений.

Меры такого рода многообразны, применяются в различных областях общественной жизни и различными субъектами с компетенцией контрольно-надзорного характера (специальные государственные инспекции и т.п.). В основном они носят отраслевой (ведомственный) профиль, но могут осуществляться и органами с общей управленческой компетенцией.

Наиболее типичными являются следующие административно-предупредительные меры:

  • контроль и надзорные проверки;
  • досмотр вещей и личный досмотр (таможенный, милицейский);
  • проверка документов, удостоверяющих личность;
  • введение карантина (при эпидемиях и эпизоотиях);
  • прекращение движения транспорта и пешеходов при возникновении угрозы общественной безопасности;
  • освидетельствование медицинского состояния лиц и санитарного состояния предприятий общественного питания;
  • реквизиция имущества;
  • закрытие участков государственной границы и т.п.

Страницы: 1 2

Источник: https://isfic.info/adom/cint81.htm

Административное принуждение: сущность и виды мер

43. Административное принуждение: его сущность и виды.

К числу административных методов управления относятся способы и средства правового принуждения, которые гарантируют, а при необходимости и обеспечивают соблюдение и исполнение правил поведения, содержащихся в административно-правовых и иных нормах права

Административное принуждение — разновидность государственного правового принуждения. Поэтому ему присущи все признаки последнего (государственно-властный характер, направлено на обеспечение правопорядка и др.). Вместе с тем административное принуждение имеет присущие ему особенности.

1)Административное принуждение является гарантией и средством защиты общественных отношений в сфере государственного управления от противоправных посягательств, а также средством обеспечения общественной безопасности. Оно используется в целях предупреждения и пресечения правонарушений, привлечения правонарушителей к административной ответственности, наказания виновных, обеспечения общественной безопасности.

2)Рассматриваемое принуждение регулируется нормами административного права и является административно-правовым принуждением.

3)Административное принуждение (в отличие от судебного) характеризуется множественностью субъектов его использования.

Его уполномочены применять многочисленные органы исполнительной власти и их должностные лица, в предусмотренных законодательством случаях суды и судьи, а также негосударственные организации и их представители (например, члены некоторых общественных формирований по охране правопорядка).

4)Реализация мер административного принуждения не связана (в отличие от дисциплинарного принуждения) со служебными отношениями сторон правоотношения. Принуждение применяется к тем, кто не находится в непосредственном служебном подчинении у субъекта применения административного принуждения. Оно может применяться к физическим, должностным и юридическим лицам.

5)Меры административного принуждения используются в целях обеспечения соблюдения и защиты тех административно-правовых и иных норм права (финансового, природоохранитель-ного и др.).

которые содержат общие правила поведения в сфере государственного управления, например норм законов, предусматривающих административную ответственность.

За нарушение норм актов, имеющих ведомственное значение, меры административного принуждения не применяются.

Административное принуждение как метод управления состоит в психическом, материальном или физическом воздействии на сознание и поведение людей.

Психическое принуждение воздействует на волю, эмоции, разум, т.е.

на психику личности, формирует ее волю, склоняет к требуемому общественному поведению путем угрозы применения насилия или каких-либо других мер воздействия, могущих повлечь невыгодные последствия для личности.

К психическому принуждению относятся, например, официальное требование сотрудника милиции о недопустимости противоправного поведения; предупреждение, вынесенное в установленной форме, за совершение административного правонарушения гражданином или должностным лицом и др.

Материальное принуждение воздействует на поведение личности, на должностных и юридических лиц через принадлежащие им денежные средства и имущество. Оно выражается в определенных ограничениях владения, распоряжения и пользования имуществом; в лишении некоторых материальных благ, имеющихся в распоряжении владельца; во взыскании с правонарушителя денежных сумм — штрафа и др.

К физическому принуждению относятся такие меры, которые непосредственно воздействуют на личность, ограничивая ее свободу действий, пресекая противоправное поведение.

Так, скажем, производя задержание лица, совершившего административное правонарушение, сотрудник милиции лишает его в течение установленного законом срока свободы передвижения; посредством применения к нарушителю боевых приемов, наручников и других специальных средств, а также оружия работником милиции пресекаются противоправные действия нарушителя и т.п.

Административное принуждение, применяемое в управленческой деятельности, не имеет цели причинить личности физические страдания или унизить ее достоинство. Вместе с тем оно не лишено устрашающего и карательного свойств.

Меры административного принуждения могут применяться как в отношении правонарушителей, так и к лицам, не совершившим правонарушений (в целях предупреждения правонарушений, наступления общественно опасных последствий при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях).

По характеру и специфике правонарушения выделяют меры психического воздействия, меры физического воздействия, меры материального (имущественного) воздействия, меры организационного воздействия.

По субъекту применения существуют меры, применяемые индивидуальными субъектами и применяемые коллективными субъектами.

По нормативным основаниям меры принуждения могут основываться на законах и подзаконных актах.

Применяются меры либо в административном (внесудебном), либо в судебном порядке.

Меры принуждения могут быть основаны на правонарушениях, на иных фактах (аномалии с правовым содержанием).

По сфере воздействия выделяют внутриорганизационные и внеш-невластные меры.

По способу обеспечения общественного порядка и целевому предназначению существуют меры административного предупреждения, административного пресечения, административно-процессуального обеспечения, административные правовосстановительные меры (меры защиты), меры административного наказания.

Исходя из целей использования, способов обеспечения правопорядка и общественной безопасности, специфики возникающих при этом правоотношений и особенностей применяемых мер административного принуждения, последние подразделяются на четыре группы: меры административного предупреждения (административно-предупредительные меры); меры административного пресечения (административно-пресека-тельные меры); меры административно-процессуального обеспечения; меры административного взыскания. Выделяются также в качестве особого вида принуждения административно-правовые восстановительные меры принуждения, которые применяются в целях возмещения причиненного ущерба, восстановления прежнего положения вещей.

Источник: https://studopedia.net/10_41958_administrativnoe-prinuzhdenie-sushchnost-i-vidi-mer.html

52Административное принуждение, его сущность и виды

43. Административное принуждение: его сущность и виды.

Админ.принуждение-особ. вид гос. принужд., кот. сост-т в примен-ии суб'-ом. админ вл. мер принужден.,устан-х н. АП, в связи с админ. правонар-еми в связи с создавш-ся ситуац., кот.угрожа-ет жизни и здор-ю граждан ибезоп-ти гос-ву.

Особ-тиАдм.Прин.:·применяется в связи с админ. правонар.,т.е. с виновным антиобществ. деян., кот.наруш-т прав-е н.;

·прим.д.л. в отнош-ии виновн. л.,кот. им неподчинены[внеслуж-eподчин.];

·множест-венностьсуб'. админ. вл-ти, кот. имеют право сост-тьпроток. о нару-шен. или примен. меры адм.воздейств.;

·прим-сяв целях обес-печения соблюдения общеобяз-хправил поведен. в сфере гос. управлен.,кот. не имеет ведомственных границ[ПДД].

Адм.принужд. какметод управл-я состоит в психич.,материальном или физич. воздействии насознание и поведение людей.

Принуждениеэто воздействие управляю­щего наповедение управляемого помимо воли последнего.

Выделяютсянесколько форм принуждения, в том числеэкономическое, физическое, психологическоеи государственное.

Формыгосударственного принуждения: 1)уголовно-правовое; 2) граждански правовое;3. дисциплинарное, 4.административное.

Особенностиадминистративного принуж­дения:

1) основаниямиприменения мер административ­ногопринуждения являются:

а) административноеправонарушение;

б) общественнаяили государственная необходимость;

2) субьектами,имеющими право применять адми­нистративноепринуждение, являются субьектыуправленческой деятельности,наделенныевластнымиполномочиями;

3}административное принуждение можетприме­няться к гражданам и юридическимлицам, непо­средственно не подчиненнымсубьектам управ ленческой деятельности;4) порядок применения мер административногопринуждения закреплен в административно-правовыхактах.

Видымер администрагивноюпринуждения:

I)меры, принимаемые за совершенияправонару­шения, меры административнойответственности, которые моту гприменяться строго при соверше­ниисубьекгом правоотношений административ­ногопроступка, составы которых предусмотренывКоАП;

2}меры,применяемые при отсутствии правона­рушения(объективное принуждение), которые, всвою очередь, подразделяются на:

а) предупредительныемеры, применяемые в силу общественнойили государственной необходи­мости,например реквизиция;

б) контрольно-предупредительныемеры —меры, применяемые для предупреждениянаступления возможных нет ативныхпослед­ствий (лицензирование,регистрация транс­портных средств,проверка документов и т.д.);

3) мерыадминистративного пресечения, в томчисле меры административного обеспечения:

а) доставление;

б) административноезадержание;

в) личныйдосмотр;

г) досмотрвещей;

д) досмотртранспортного средства, находя­щегосяпри физическом лице и др.;

4) восстановительныемеры — меры, применяе­мые с цельювосстановления первоначального порядкаи возмещения причиненного ущерба(например, взыскание ущерба, сноссамоволь­но возведенного строения ит.д.).

Адм.принужд. присущи следующие признаки:

а)применяетсяна основе закона. Нормамиправа регулируется, какие меры, прикаких усл-ях, в каком порядке, кем могутприменяться. четкая регламентацияпринуд. мер необходима для соблюд-япринципов неприкосновенности личности,жилища и личн. собственности граждан;

б)осущ-сяпосредством юрисдикционных,правоприменительных актов;

в)персонифицировано,т.е.применяется только к конкретным субъектамправа, нарушившим адм.-правовые нормы;

г)внесудебн.порядок применения. Использованиеадм.-принуд. мер отнесено к компетенциисоотв. исполнит. органов (должн. лиц),кот. непосредств. реализуют их безобращения в суд. Однако в соотв. с рос.зак-вом отд. меры адм. принужденияиспользуются нар. судами – это относитсяк случаям наложения наиболее строгихадм. наказаний за соверш. адм. правонарушений.

д)прмен-ся в целях обеспеч. адм.-правовыхнорм, кот. формулируют общеобязат.правила поведения в сфере гос. упр-я, неимеющие ведомственных границ (правилабезоп-сти дор. движения, обеспеч.санитарной безоп-сти).

Адм.принужд. применяют:

а)исп. органы, уполномоченные на осущ.правоохранительных функций в сферегос. упр-я (ОВД, контрольно-надзорныеорганы);

б)исполн. органы, кот. наделены спец.полномоч. по осущ-ю адм. власти;

Посубъекту принуждения различают:

а)гос.-правовое принуждение;

б)общ.-правовое принуждение.

Назначениепринуждения состоит в восстановлениисоциальной справедливости, воспитанииправонарушителей, предупреждении новыхправонарушений.

Источник: https://studfile.net/preview/6323474/page:37/

Административное принуждение. Сущность, виды

43. Административное принуждение: его сущность и виды.

Админист­ративное принуждение является разновидностью государствен­ного принуждения,

Это один из методов государственной деятель­ности.

Оно представляет собой применение системы админис­тративно-правовых мер воздействия в отношении физических лиц и коллективных образований во внесудебном и судебном порядке в целях обеспечения правопорядка и общественной бе­зопасности, стимулирования добровольного выполнения ими правовых предписаний.

Его цели достигаются путем предупреж­дения и пресечения правонарушений, привлечения виновных лиц к ответственности.

Какие меры являются административными, определяется в нормативно-правовых актах. Они предусматри­ваются в санкциях и диспозициях административно-правовых норм.

По своему характеру эти меры бывают моральными, ма­териальными и организационными. По общему правилу, их не­гативные последствия проявляются одновременно.

Например, моральное воздействие на физических лиц фактически присут­ствует при применении любых административных мер.

Сущность административного принуждения проявляется в административно-правовой природе применяемых мер. Поэто­му вряд ли можно принять безоговорочно достаточно распрос­траненную точку зрения, согласно которой суть административ­ного принуждения сводится к внесудебному, т. е.

администра­тивному, порядку его применения. Скорее, наоборот, природа административных мер предопределила их применение в адми­нистративном порядке.

В таком порядке при­меняются и меры дисциплинарной и, в установленных случа­ях, материальной ответственности, хотя они в законодательстве не квалифицируются как административные меры.

Особенности административного принуждения:

1) Административное принуждение применяется на осно­ве норм административного права. Административным законо­дательством регламентируются основания, условия и порядок применения его мер.

2) Административное принуждение применяется для охра­ны правоотношений, регулируемых не только административ­ным, но и государственным, гражданским, земельным, трудо­вым и другими отраслями российского права.

3) Административное принуждение может применяться как за административные правонарушения, так и в целях обеспече­ния общественной безопасности, т. е. к лицам, не совершившим правонарушения.

4) Система мер административного принуждения отлича­ется разносторонним характером, включая возможное приме­нение физического воздействия.

5) Административное принуждение имеет своей целью обеспечение правопорядка и общественной бе­зопасности, стимулирование добровольного исполненияфизи­ческими лицами и коллективными образованиями их обязан­ностей, предусмотренных правовыми нормами.

6) Административное принуждение характеризуется мно­жественностью субъектов его применения.

Это органы (комис­сии по делам несовершеннолетних и защите их прав, админист­ративные комиссии), действующие от имени органов управле­ния, организаций и учреждений, специально уполномоченные на то должностные лица.

Им принадлежит «монополия» в при­менении мер административного принуждения и пресечения.

Наряду с ними и административное принуждение в виде адми­нистративного наказания применяют (в соответствии с их под­ведомственностью и компетенцией) судьи, арбитражные судьи, мировые судьи. Однако пока за большинство видов админист­ративных правонарушений административные наказания при­меняют в административном порядке должностные лица орга­нов управления, организаций.

7) Административное принуждение применяется органами и должностными лицами в отношении не подчиненных им по службе лиц.

8) Меры административного принуждения применяютсяв порядке административных производств, регламентированных многими нормативными правовыми актами с учетом особенно­стей применяемых мер.

9) Для административного принуждения характерно опера­тивное и дифференцированное применение мер воздействия с учетом особенностей объектов (субъектов), условий и целей.

Виды административного принуждения. Администра­тивное принуждение включает разнообразные меры, адекватные потребностям обеспечения правопорядка и общественной безо­пасности. Они образуют систему, объединенную в конечном счете целями их установления. В ней выделяются различные виды мер административного принуждения.

Главными критериями, лежащими в основе их классифи­кации, являются следующие:

а) в зависимости от субъектов при­менения: внесудебные и судебные;

б) по основа­ниям применения: меры, применяемые за право­нарушения и не за правонарушения, а в силу возникновения экстремальных ситуаций, обеспечения безопасности и общественного порядка, предусмотренных нормативными правовыми актами;

в) в зависимости от целей установления и применения:

— административно-предуп­редительные меры,

— меры административного пресечения,

— меры обеспечения производства по делам об административных пра­вонарушениях,

— меры наказания.

Ø Административно-предупредительные меры применяются в целях профилактики правонарушений или обеспечения обще­ственной безопасности, локализации негативных последствий, наступивших независимо от воли лиц, к которым эти меры при­меняются: стихийных бедствий, пожаров, террористических ак­тов и т. п.

Особенности административно-предупредительных мер, ос­нований и порядка их применения:

o не являются мерами ответственности;

o применяются не за правонарушения;

o цель их применения — профилактика правонарушений или обеспечение общественной безопасности;

o не являются санкциями административно-правовых норм.

Правовым основанием применения административно-пре­дупредительных мер являются диспозиции правовых норм, за­крепляющих полномочия органов управления и должностных лиц на применение тех или иных их видов.

Обстоятельства, при которых такие нормы применяются, обозначены в гипотезах соответствующих норм. Гипотезы мо­гут быть абсолютно определенными и относительно определен­ными.

Органы, уполномоченные применять такие меры, обязаны действовать лишь в пределах своей ком­петенции, предполагающей их значительную степень усмотре­ния в оценке конкретных условий и обстоятельств, требующих или исключающих необходимость применения административ­но-предупредительных мер.

Административно-предупредительные меры многообразны, но все они предусмотрены нормативными правовыми актами, определяющими соответствующие полномочия органов и долж­ностных лиц на их применение.

Некоторые из них:

o проверка документов, удостове­ряющих личность;

o профилактический досмотр вещей и личный досмотр должностными лицами таможенных органов, органов внутренних дел и др.;

o введение карантина при эпидемиях и эпизоотиях;

o реквизиция имущества;

o контрольные проверки;

o оста­новка транспортных средств работниками ГИБДД и проверка ими документов;

o обследование налоговыми инспекторами производ­ственных, складских, торговых и иных помещений и занимаю­щихся предпринимательской деятельностью лиц, используемых для извлечения доходов (прибыли);

o отстранение водителя от уп­равления транспортным средством для его обследования на пред­мет алкогольного опьянения

o административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы и т.д.

Ø Меры административного пресечения за правонарушения имеют своей целью пресечение правонарушений; предупрежде­ние (устранение) их вредных последствий. Применяются такие меры ад­министративного принуждения в соответствии с нормативны­ми правовыми актами.

Они не являются административными наказаниями, в установленных случаях предшествуют их назначению. По своему характеру данные меры могут быть даже более суровыми, чем наказание.

Меры административного пресечения применяются лишь специально уполномоченными субъектами. Чаще всего ими явля­ются уполномоченные должностные лица контрольно-надзорных органов, выполняющие специфичес­кие функции в обеспечении правопорядка и общественной бе­зопасности.

Система мер административного пресечения адекватна мно­гообразию общеобязательных правил, защищаемых мерами ад­министративного принуждения. Например, к ним относятся:

o тре­бование работников милиции прекратить противоправное поведе­ние;

o непосредственное физическое воздействие в целях прекра­щения правонарушения;

o применение специальных средств (ре­зиновые палки, слезоточивый газ, наручники, водометы и др.) для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий и учреж­дений;

o применение оружия, например, для остановки транспор­тных средств, если водитель создает реальную опасность здоро­вью и жизни людей;

o запрещение эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установ­ленным требованиям;

o принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих;

o приостановление работ, деятельности предприятий и других объектов, функцио­нирующих с нарушением санитарных, противопожарных, эко­логических и других правил, и т. д.

Меры обеспечения производства выделяются среди других мер административного принуждения своим многоцелевым назначением.

Кроме пресечения административного принуж­дения они применяются для установления личности нарушителя, составления протокола о правонарушении и т. д.

Некоторые меры административного принуждения, различ­ные по своей природе, могут иметь одинаковое наименование. Например, личный досмотр может быть мерой предупреждения и пресечения административного правонарушения.

Админист­ративные наказания применяются за административные право­нарушения, представляя собой меры административной ответ­ственности.

В нормативных правовых актах и специальной литературе выделяются и иные виды мер административного принуждения. В литературе чаще всего среди них выделяют восстановительные меры— восстановления положения, существовавшего до нарушения права, они относятся к способам защиты гражданских прав.

Однако выделение восстановитель­ных мер по аналогии с гражданским правом уязвимо в методоло­гическом отношении. Для мер административного принуждения характерно то, что все они являются публичными, реализуемыми в публичных правоотношениях, основанных на юридическом неравенстве их участников.

Их публичный характер отражает­ся в самом содержании данных мер и правомочиях субъектов, уполномоченных их применять. Поэтому юридическая сущность мер административного принуждения не может быть сведена к последствиям их применения.

Последствия устранения право­нарушения административным способом, иногда именуемым восстановлением первоначального положения, имеют своим изначальным юридическим фактом публичное пресечение соответствую­щего правонарушения.

В литературе иногда по инерции к административному при­нуждению относят меры, которые ранее действительно приме­нялись в административном порядке, а теперь могут применяться лишь по решению суда (снос самовольно возведенных строений, выселение из самовольно занятых помещений и др.).

Однако имеет относительно самостоятельное значение при­нуждение в административном порядке в процессе исполнения судебных актовгосударственными органами, представителями административной власти: тот же снос самовольно возведенных строений, выселение из самовольно занятых жилых помещений, пресечение самовольного насильственного захвата объектов и т.д. Представляется, административное принуждение в порядке исполнения судебных актов, урегулированное специальным за­конодательством, следует рассматривать его особой разновидно­стью. Ибо оно:

а) обусловлено необходимостью обеспечения ис­полнения судебного акта;

б) реализуется в порядке, урегули­рованном нормативными правовыми актами или правовыми нормам об исполнении судебных актов по конкретным видам дел;

в) осуществляется специально уполномоченными субъекта­ми, в том числе и с применением в предусмотренных законом случаях оружия и других спецсредств;

г) выражается в специ­альных, непосредственно применяемых методах (фактическое изъятие имущества, выселение из помещений, проникновение в помещения и т.д.). Существенным является также то, что ини­циативное решение о применении соответствующих мер при­нуждения не относится к компетенции государственных испол­нительных органов.

Применение многообразных мер административного при­нуждения необходимо в интересах укрепления правопорядка, обеспечения общественной безопасности, усиления гарантий прав как физических, так и юридических лиц.

Однако это вовсе не означает, что методы прямо­го управляющего воздействия основаны исключительно на при­нуждении. С их помощью достигаются лишь правоохранитель­ные цели государственно-управленческой деятельности.

Источник: https://cyberpedia.su/4xa71f.html

Сущность и виды административного принуждения

43. Административное принуждение: его сущность и виды.

Административное принуждение — разновидность государственного принуждения, т.е. оно осуществляется от имени и в интересах государства, его официальными представителями, имеет юридическое оформление.

В собственном смысле это юридическое принуждение используется при игнорировании тех или иных обязательных велений (предписаний), исходящих от государства в лице его соответствующих органов. В подобных случаях возникает необходимость в принудительном обеспечении выполнения таких велений.

Применительно к сфере государственного управления принуждение есть средство обеспечения выполнения предписаний административно-правовых норм.

Вместе с тем принуждение является одним из атрибутов государственной власти. Создавая правовые нормы, государственная власть обязывает членов общества к их обязательному исполнению.

Принуждение в широком смысле слова необходимо учитывать при характеристике административного принуждения, которое не сводится лишь к применению соответствующих санкций к лицам, не исполняющим предписания административно-правовых норм, а также индивидуальных актов управления.

Органы исполнительной власти наделены самостоятельными полномочиями по применению в определенных законом случаях соответствующих мер принудительного обеспечения должного поведения без обращения к правоохранительным органам.

В рамках системы органов исполнительной власти могут быть сформированы специальные правоохранительные звенья с полномочиями принудительного характера, используемые ими в специфических областях управленческой деятельности (например, санитарный, пожарный надзор).

В управленческой практике могут возникать ситуации, требующие оперативного применения мер принудительного обеспечения общественной безопасности (например, при авариях, стихийных бедствиях), предотвращения возможных нарушений установленного правопорядка, а в необходимых случаях — и его восстановление.

Законодатель предоставляет органам исполнительной власти полномочия по применению соответствующих мер принудительного характера в целях оперативного обеспечения исполнения законов и подзаконных актов управления.

Это и есть принуждение,осуществляемое самим аппаратом государственного управления, или, как его обычно называют, — административное принуждение.

Для административного принуждения характерно:

а) внесудебное применение предусмотренных законом или подзаконными актами принудительных мер властью полномочного органа исполнительной власти. Лишь в случаях, специально предусмотренных законом, меры административного принуждения могут применяться судами (судьями), а иногда и общественными организациями или их представителями;

б) оно не сводится к любым проявлениям принудительного характера, имеющим место в принудительной практике. В широком смысле под административным принуждением понимается и применение дисциплинарных мер воздействия, поскольку соответствующие принудительные меры применяются во внесудебном порядке;

в) применение принудительных мер властью органа управления по отношению к третьим лицам, т.е. к лицам, которые не находятся с ним в государственно-служебных отношениях. Этоглавное в характеристике административного принуждения.

Таким образом, третьи лица — объект применения соответствующих мер, составляющих содержание административного принуждения в собственном смысле. Это означает, что не всякие юридически-властные проявления субъектов государственного управления можно квалифицировать как административное принуждение.

Отношения между гражданином и работником милиции могут дать основания для применения в отношении нарушителя административного принуждения, что исключается в отношениях между руководителем предприятия и его работником. В качестве третьих лиц выступают, как правило, граждане.

В определенном законом порядке в качестве таковых могут быть должностные лица, а также предприятия, учреждения и организации;

г) применение мер административного принуждения только теми органами управления и должностными лицами, которые наделены полномочиями представителей административной власти.

Они осуществляют в отношении неподчиненных им лиц и организаций контрольно-надзорные функции, вправе при этом предъявлять к ним требования об устранении обнаруженных нарушений установленного правопорядка в сфере управления, а также использовать и соответствующие меры административного принуждения. Следовательно, круг субъектов применения административного принуждения ограничен;

д) применение его полномочными органами управления только при нарушении общеобязательных правил поведения в сфере государственного управления, т.е. действующих за пределами ведомственных границ. Такого рода правила формулируются в правовых актах управления с административной санкцией и выражают административное принуждение;

е) проявление его прежде всего как юридической ответственности, которую несут лица, допустившие правонарушение перед государством в лице действующих от его имени полномочных органов управления.

В своем конкретном выражении административное принуждение выражается в применении административной ответственности.

Данному виду государственного принуждения соответствует особый вид юридической ответственности;

ж) практическое использование административно-принудительных мер в целях предупреждения правонарушений, их пресечения, а также обеспечение общественной безопасности вне связи с правонарушениями. Следовательно, цели административного принуждения различны.

Оно применяется не только за совершенное правонарушение, но и в целях его недопущения, пресечения, а иногда и при его отсутствии (например, введение карантина при эпидемиях).

Тем самым органы исполнительной власти и их должностные лица имеют возможность комплексно обеспечивать охрану управленческих общественных отношений, должный правопорядок в сфере государственного управления;

з) применение на строгих началах законности, т.е. только тех мер, которые прямо предусмотрены законом или административно-правовыми нормами; только органами, уполномоченными на это и только в отношении соответствующих лиц.

Данное положение чрезвычайно важно, поскольку соответствующие принудительные меры применяются большим числом органов и их должностных лиц, функционирующих на различных уровнях системы государственного управления, и в отношении широкого круга лиц и организаций;

и) осуществление в более простых, чем судебное принуждение, процессуальных формах, что обеспечивает оперативность применения принудительных мер, охрану правопорядка, общественную безопасность.

Процессуальной формой административного принуждения является административное производство— один из составных элементов административной юрисдикции.

Сфера административного принуждения имеет тенденцию к сокращению, ко все более тесному сочетанию юридических мер принуждения с общественным воздействием в рамках трудовых коллективов.

Административное принуждение преследует различные цели: все они органически связаны с обеспечением правопорядка в сфере государственного управления.

На этой основе выделяются определенные группы мер административного принуждения, преследующие цели либо предупреждение возможных правонарушений, либо пресечение правонарушений, либо наказание виновных в их совершении.

Соответственно, все меры административного принуждения можно подразделить на:

— административно-предупредительные меры;

— меры административного пресечения;

— административные наказания.

Административно-предупредительные меры применяются в целях предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления, а также обеспечения общественной безопасности при стихийных бедствиях, авариях, несчастных случаях. Чаще всего они используются при предотвращении опасности здоровью и жизни граждан в условиях, не связанных с правонарушениями.

Эти меры имеют ярко выраженный профилактический характер. Принудительный их характер выражается в том, что они применяются полномочными органами без согласия второй стороны, которая в силу административно-правовых норм обязана либо выполнить предписанные действия, либо воздержаться от каких-либо действий.

Полномочия органов исполнительной власти и их должностных лиц по применению административно-предупредительных мер точно определены законом или подзаконными административно-правовыми нормами, причем столь же точно определен и конкретный субъект применения той или иной меры.

Как правило, это контрольно-надзорные органы и их представители (работники милиции, органы санитарного надзора, пожарного надзора, таможенные органы, органы налоговой инспекции и т.п.).

Административно-предупредительные меры достаточно многообразны.

Наиболее типичными из них являются:

— проверка документов у граждан с целью предотвращения правонарушения;

— вхождение работников милиции в жилые и служебные помещения (например, для проверки соблюдения правил паспортного режима);

— досмотр вещей и личный досмотр, применяемый таможенными органами, с целью предупреждения контрабанды при пересечении таможенной и государственной границы, а также обнаружения для ввоза-вывоза предметов;

— прекращение либо ограничение движения транспортных средств и пешеходов при возникновении угрозы безопасности движения (например, при производстве ремонта дорог, газовых, электрических и иных коммуникаций);

— запрещение выпуска на линию технически неисправных транспортных средств;

— введение карантина при эпидемиях и эпизоотиях;

— освидетельствование состояния здоровья лиц (например, работников пищевой промышленности и детских учреждений) и санитарного состояния предприятий (например, предприятий общественного питания);

— административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (обязанность их являться в органы милиции, уведомлять их о перемене места работы и жительства);

— реквизиция имущества, т.е. принудительное возмездное его изъятие (например, личного транспорта в условиях военного положения).

Меры административного пресечения применяются в случаях, когда необходимо в принудительном порядке пресечь противоправные действия и предотвратить их вредные последствия, а также обеспечивают привлечение виновных лиц к ответственности и применяются специально уполномоченными органами.

К данным мерам относятся:

— требование прекратить противоправное поведение, исходящее от полномочного органа или должностного лица;

— доставление лица, совершившего административное правонарушение в помещение органов внутренних дел для выяснения обстоятельств совершенного правонарушения;

— непосредственное физическое воздействие;

— административное задержание — кратковременное лишение свободы лица, совершившего административное правонарушение;

— приостановление работы предприятия, например, при нарушении правил охраны труда, техники безопасности, правил пожарной безопасности, санитарных правил и т.д.;

— принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих, либо временное отстранение от работы инфекционных больных;

— прекращение эксплуатации транспортных и других технических средств, техническое состояние которых угрожает безопасности жизни и здоровья граждан;

— изъятие имущества у лиц, нарушающих те или иные правила (например, печатей и штампов, холодного оружия, радиопередатчиков, если нет разрешения на владение ими);

— применение оружия работниками милиции и военнослужащими внутренних войск;

— принудительные меры восстановительного характера (например, снос самовольно возведенного строения, административное выселение с самовольно занятой жилой площади).

Административно-предупредительные меры и меры административного пресечения связаны в основном с охраной общественного порядка и правопорядка в целом.

Поэтому их, главным образом, применяют органы внутренних дел и контрольно-ревизионные органы и службы, а также органы здравоохранения при выполнении своих контрольно-надзорных функций.

Право применения административного задержания принадлежит органам внутренних дел, пограничным органам, таможенным органам и некоторым другим категориям должностных лиц.

Административные наказания представляют собой вид юридической ответственности, которая именуется административной. Она применяется за совершение определенных правонарушений. Правом применения административно-принудительных мер пользуются не все, а только специально уполномоченные на это органы исполнительной власти.

Право наложения административных наказаний принадлежит государственным инспекциям, административно-надзорным органам, местной администрации и ее административным комиссиям, комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав, органам милиции, судам.

Глава 5. Ответственность по административному праву

Российской Федерации

Проблемы ответственности по административному праву имеют большое практическое значение, так как данный вид юридической ответственности является важным орудием государства в деле укрепления законности и правопорядка в обществе.

Конституция РФ в ст. 15 закрепила обязанность органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, граждан соблюдать законы государства.

Правомерность поведения присуща большинству российских граждан, но в отношении правонарушителей государство использует силу своего принуждения. В зависимости от характера правонарушения государство использует различные виды принуждения: уголовное, гражданско-правовое, административное.

Источник: https://studopedia.su/11_47826_sushchnost-i-vidi-administrativnogo-prinuzhdeniya.html

Studio-pravo
Добавить комментарий