41.Понятие и виды административно-правовых методов

Понятие и виды административно-правовых методов

41.Понятие и виды административно-правовых методов

⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 90Следующая ⇒

Метод управления является способом практического осуществления задач и за ключается в том, что находится во взаимодействии субъекта и объекта управления.

Методы управления:

  • реализуются в процессе государственно-управленческой деятельности, органически связаны с целевым назначением исполнительной ветви госу дарственной власти;
  • используются субъектами исполнительной власти в качестве средства реализации закреплен ной за ними компетенции;
  • в них находят свое непосредственное выражение юридически-властные полномочия субъектов исполнительной власти;
  • выбор конкретных методов управляющего воз действия находится в прямой зависимости от особенностей объекта управления (например, от формы собственности, индивидуального или коллективного характера, ведомственной принадлежности и т. п.);
  • поскольку управляющее воздействие осуществляется как нормативное либо индивидуальное юридически-властное волеизъявление субъекта управления, методы управления находят свое выражение в установлении обязательных для конкретных адресатов, иногда общеобязательных правил поведения либо в формулировании индивидуальных предписаний, вносящихся к конкретным объектам и по конкретным вопросам (распорядительство);
  • методы управления нуждаются в правовой форме их непосредственного выражения, которая придает им обязательный характер;
  • свое наиболее ощутимое проявление методы получают в правовых актах управления.

Следовательно, метод — практический инструмент управления, выраженный в используемых в повседневной деятельности субъектов управления административно-правовых формах.

Соот ношение метода управления с методом правового регулирования: методы правового регулирования распространяются на всех участников управленческих отношений, включая исполнительные органы (должностных лиц), а методы управления используются только ими; первые всегда нормативны, вторые же индивидуализированы.

Таким образом, метод правового регулирования есть функция административного права; метод управления есть функция субъекта административного права, являющегося одновременно субъектом исполнительной власти.

В повседневной работе исполнительные органы используют также различные способы принятия управленческ??х решений, но они не являются методами управления, так какие выражают управляющее воздействие и связи субъекта и объекта управления. Это — внутриорганизационные действия, не оказывающие влияния на объект управления. Они раз личаются:

  • методы управляющего воздействия: они всег да имеют внешнее юридически-властное значение и выражение, и поэтому являются методами управления;
  • методы организации работы аппарата управления;
  • методы совершения отдельных управленческих действий: это методы процедурного характера.

Административные методы обычно квалифицируются в качестве способов или средств прямого или внеэкономического управляющего воздействия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности на поведение объектов управления.

Внеэкономический характер данных методов означает, что реальным объектом управления является сознательно-волевое поведение управляемых (будь то гражданин или юридическое лицо), должное поведение в сфере государственного управления обеспечивается через волю и сознание управляемых (соподчинение воль). При этом используются сред ства убеждения и принуждения. Допускается воз-можность юридического принуждения, что, однако, не дает оснований для отождествления прямого управляющего воздействия с принуждением.

Характер и объем использования подобных методов прямо связаны с повышением роли государства в регулировании рыночной экономики.

В частности, без административных методов практически невозможно обеспечить в экономической сфере преодоление монополизма, защиту прав и законных интересов участников экономической деятельности, ответственность субъектов рынка за нарушение за конодательства, реальный контроль за законностью предпринимательства.

характеристика за ключается в том, что с их помощью субъекты упра-вления добиваются должного поведения управляемых путем воздействия на их материальные интересы, т. е. опосредованно, в отличие от спосо-бов прямого властного воздействия.

Средства прямого (административного) и кос венного (экономического) назначения используют ся с единой конечной целью — реализацией упра-вляющего воздействия субъекта управления на поведение объекта управления.

Прямые и косвенные средства используются в практической деятельности исполнительных орга нов в качестве одностороннего и властного воле изъявления субъекта управления. Для реализации прямого и косвенного управляющего воздействия требуется единая правовая форма. Методы управления в обобщенном виде могут быть представлены только как административно правовые.

В правовых актах управления можно заметить сочетание экономического содержания того или иного решения и его административно-правовой формы. Конкретное содержание административно-правовых методов управления достаточно разнообразно.

Без административных методов невозможно обеспечить упорядоченность управляемой сферы, быстрое и эффективное решение всех возникающих в ней индивидуальных проблем.

⇐ Предыдущая567891011121314Следующая ⇒

Date: 2015-07-22; view: 523; Нарушение авторских прав

Источник: https://mydocx.ru/3-10785.html

Понятия и виды административно-правовых методов

41.Понятие и виды административно-правовых методов

Метод есть способ, прием практической деятельности. Поскольку речь идет о государственно-управленческой деятельности, закономерен вопрос о способах и приемах ее осуществления.

В самом общем виде такого рода методы могут пониматься в качестве средств практического осуществления деятельности по реализации исполнительной власти.

Каково соотношение подобных методов с уже охарактеризованной в гл. 2 настоящего учебника категорией «метод административного права»? Конечно, между ними много общего, о чем свидетельствует и единообразное их наименование. Но это лишь чисто внешнее сходство. Различие же между ними заключается в следующем.

Метод административного права – средство правового регулирования управленческих общественных отношений, т.е. функция самого административного права.

Административно-правовой метод – средство практического решения всех задач, стоящих перед субъектами исполнительной власти, включая и регулирование. Это функция субъекта административного права» но не любого, а того, кто наделен полномочиями, необходимыми для практической реализации задач и функций исполнительной власти в порученной ему сфере деятельности.

Конечно, эти два понятия могут совпадать в тех случаях, когда полномочный орган исполнительной власти издает нормативные правовые акты. Но их изданием не исчерпывается весь управленческий «инструментарий», используемый в процессе государственно-управленческой деятельности.

Да, правовое регулирование всегда нормативно. Поэтому его методы (предписания, запреты, дозволения) распространяются на всех участников регулируемых общественных отношений.

Методы же управленческой деятельности используются только теми, кто ее уполномочен практически осуществлять, т.е. исполнительными органами (должностными лицами).

К тому же у них есть еще одна примечательная черта – они индивидуализированы. Что это означает?

То, что при их использовании учитываются конкретные особенности объектов управления в ситуации, в рамках которой возникает необходимость в таком, а не в другом средстве воздействие Наконец, для этих методов характерны повседневность их использования, а также их многообразие.

По существу, использована различных методов деятельности свидетельствует о том, что соответствующий субъект исполнительной власти самостоятельно выбирает из определенного набора имеющихся в его распоряжении средств то средство, которое представляется ему наиболее целесообразным.

А это, в свою очередь, означает, что их выбор является наиболее показательным проявлением действия дозволительные административно-правовых норм.

Таким образом, метод управления отвечает на вопрос: как действует тот или иной субъект исполнительной власти?

Для методов управления характерно:

  • прямая связь с целями практической реализации исполнительной власти;
  • в них находит свое непосредственное выражение связь между субъектами и объектами государственно-управленческой деятельности;
  • они используются исполнительными органами (должностными лицами) для реализации закрепленной за ними компетенции;
  • своим адресатом метод всегда имеет конкретный индивидуальный или коллективный объект;
  • в них воплощается управляющее (упорядочивающее) воздействие на поведение участников управленческих отношений;
  • они выражают публичный интерес в регулируемых административным правом общественных отношениях;
  • метод управления содержит в себе в силу этого ту или иную «долю» юридически властных полномочий.

Без труда на данной основе может быть сформулирован следующий вывод: метод управления представляет собой предоставленную субъектам государственно-управленческой деятельности нормами административного права возможность результативно решать стоящие перед ними задачи.

В силу этого обоснованно именовать их административно-правовыми методами.

А каково их соотношение с административно-правовыми формами, о которых речь шла ранее?

Самая прямая. Дело в том, что именно методы деятельности получают свое внешнее, т.е. реальное, выражение в административно-правовых формах – прежде всего в правовых актах управления.

Так, если полномочное должностное лицо рассматривает дело о совершении гражданином административного правонарушения и на основе оценки доказательств приходит к выводу о виновности данного гражданина, прямой обязанностью этого должностного лица является выбор одной из мер административной ответственности. Свое одностороннее решение он облекает в форму постановления о наложении административного взыскания.

Другой пример. Гражданин, изъявивший желание поступить на государственную службу, представляет руководителю того или иного исполнительного органа необходимые для этого документы.

И опять перед должностным лицом возможность либо положительно отреагировать на заявление гражданина, для чего необходимо издать приказ о назначении его на свободную должность, либо отказать ему.

И то, и другое его решение получает соответствующую юридическую форму.

Очевидно, что помимо правовых актов используется широкий круг иных средств, имеющих юридическое значение. Например, проводится регистрационный учет граждан по месту жительства и пребывания; осуществляется лицензирование определенных законом видов деятельности; ограничивается движение при автотранспортных нарушениях и т.п.

Все это свидетельствует о многообразном содержании административно-правовых методов, в которых находят свое отражение различные стороны государственно-управленческой деятельности. Все они так или иначе закрепляются в компетенции субъектов исполнительной власти.

Например, в Положении о Министерстве природных ресурсов РФ предусмотрено, что в соответствии с возложенными на него задачами, оно осуществляет государственный учет поверхностных и подземных вод; проводит государственную экспертизу проектной документации на строительство водохозяйственных объектов; обеспечивает наблюдение и контроль за уровнем загрязнения подземных вод; устанавливает режимы наполнения водохранилищ; осуществляет надзор за безопасной эксплуатацией гидротехнических сооружений; оформляет, выдает и регулирует лицензии на водопользование; руководит своими территориальными органами и подведомственными организациями; прекращает, приостанавливает или ограничивает пользование участками недр и водными объектами; организует подготовку и повышение квалификации кадров для своей системы и т.п.

Очевидно, что во всех вариантах перечисленные действия нуждаются в юридическом оформлении. Но как эти действия выглядят в управленческой действительности – вопрос не формы, а методов управления.

Методы управления – категория чрезвычайно актуальная. Именно по ним судят о состоянии и эффективности управленческого механизма. В связи с переходом к рыночным отношениям, с усилением самостоятельности регионов, с разгосударствлением множества хозяйственных и иных объектов возникла необходимость в сокращении базы прямого распорядительства сверху.

А ведь именно в управленческих методах такого рода распорядительство получает свое наглядное проявление. Действительно, в административно-правовых методах наиболее полно и откровенно воплощается односторонняя юридическая властность.

Может быть, в современных условиях она и не нужна? Может быть, все вопросы, возникающие в сфере государственного управления, можно решать по типу гражданско-правовых сделок, т.е. путем соглашений?

Сама жизнь, однако, не дает оснований для положительного ответа на эти злободневные вопросы, так как управлять, не администрируя, практически невозможно. Кто-то должен решать эти вопросы хотя бы ради того, чтобы не допустить анархии и беспорядка.

Поэтому все заключается в том, чтобы методы, используемые в процессе объективно необходимого в любом обществе государственного управления, были разумными. А для этого есть только один путь – очищение их от бюрократических извращений.

Этого тяжелого наследия безграничного обобществления и ничем не ограниченного командования, характерного для доперестроечных десятилетий. Правда, это достаточно долговременная задача.

Но уже сейчас очевидно, что возрастает удельный вес общерегулятивных средств воздействия на экономику и другие области жизни общества. И это характерно не только для законодательства, но и для управленческой деятельности.

Соответственно усиливаются гарантии, обеспечивающие права и законные интересы управляемых, их защиту от проявлений бюрократического администрирования.

Виды методов управления

Методы, используемые в процессе реализации исполнительной власти, разнообразны. Но в их основе два универсальных метода любой государственной или общественной работы – убеждение и принуждение.

Убеждение является главным методом деятельности. Проявляется оно в использовании средств воспитания, разъяснения, пропаганды лучших примеров, поощрения за добросовестную работу, материальное стимулирование.

Принуждение традиционно характеризуется как вспомогательный метод, используемый тогда, когда средства убеждения оказываются нерезультативными, т.е.

когда нарушаются требования правил, действующих в сфере государственного управления.

В административно-правовых методах получают свою конкретизацию средства убеждения и принуждения с учетом специфики государственно-управленческой деятельности.

Можно выделить следующие три вида методов в зависимости от конкретных целей соответствующих действий.

1. Методы управляющего воздействия; в них находят свое непосредственное выражение все качества, присущие отношениям между субъектами и объектами управления.

2. Методы организации работы исполнительных органов. Они имеют чисто аппаратное значение, так как создают условия, необходимые для эффективного управляющего воздействия.

Они включают как юридические средства (например, методы определения персональной ответственности между работниками центрального аппарата министерства, распределения компетенции между его структурными подразделениями и т.п.), так и средства неправового характера.

Это математические, графические, социологические, исследовательские методы и т.п. Главное в содержании такого рода методов – их использование вне рамок непосредственного управляющего воздействия.

3. Методы совершения управленческих действий. Они носят процедурный характер (например, существуют определенные методы принятия управленческих решений, совершения контрольно-надзорных действий и т.п.).

Наибольший интерес представляют методы первого вида, являющиеся собственно административно-правовыми методами. Их принято подразделять на административные и экономические. Что лежит в основе такой классификации?

Несмотря на то что до сих пор не преодолена противоречивость многих суждений на этот счет, возможно акцентировать внимание на следующем.

Административные методы характеризуются в качестве средств или способов внеэкономического или прямого управляющего (упорядочивающего) воздействия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности на поведение управляемых.

Поэтому они в максимальной степени выражают юридически властное обеспечение должного поведения в сфере государственного управления.

Полномочный субъект управления принимает управленческое решение, обязательное для тех, кто в данном отношении выступает в роли объекта управления.

Почему такие методы являются средствами внеэкономического воздействия? Да потому, что реальным объектом управления является сознательно-волевое поведение. Это означает, что должное поведение обеспечивается через сознание и волю управляемых.

Конечно, в необходимых случаях допускается возможность юридического принуждения к должному поведению. Но при этом нет никаких оснований отождествлять прямое управляющее воздействие с принуждением.

В подавляющем большинстве случаев такое воздействие рассчитано на достижение позитивных целей.

Экономические методы, как правило, характеризуются в качестве способов или средств экономического (материального) или косвенного воздействия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности на поведение управляемых.

Это предполагает, что управляющее воздействие осуществляется не прямо на поведение управляемых, а через их материальные интересы. Тем не менее непосредственным объектом управляющего воздействия остается сознательно-волевое поведение управляемых.

Его должный вариант достигается не путем прямых предписаний, а созданием экономических (материальных) условий, стимулирующих должное поведение. Достигается это, например, широким использованием мер материального поощрения, предоставлением налоговых и иных льгот и т.п.

Нельзя исключать из числа экономических методов и возможность применения к управляемым при их негативном поведении определенных материальных (экономических) санкций или угрозы их применения.

Иногда административные и экономические методы управления противопоставляются. Причем приоритет отдается вторым. Однако для этого нет убедительных оснований. Напротив, они не противоположны, поскольку их сближает единая цель – управляющее воздействие.

Использование их отнесено к компетенции одних и тех же органов исполнительной власти; их адресатом являются одни и те же объекты.

Наконец, самое главное – для административных и экономических методов установлена единая правовая форма: одностороннее и властное волеизъявление субъекта управления.

Действительно, что необходимо для того, чтобы тот или иной орган использовал такую экономическую меру, как премирование? Конечно, издание приказа руководителя этого органа о премировании.

Различного рода меры, связанные с материальной компенсацией заработной платы и пенсий в условиях инфляции, несомненно относятся к числу экономических рычагов управления. Но сами по себе реального значения они не приобретают без соответствующих административно-правовых средств (например, указы Президента РФ, акты Правительства РФ).

Поэтому деление методов управления на административные и экономические следует воспринимать как условное, так как и экономические средства воздействия входят в содержание административно-правовых методов.

Свое проявление административно-правовые методы (а иными они и не могут быть, так как администрирование и есть управление) получают в различных вариациях.

Это установление правил поведения (норм); утверждение конкретных заданий; предписания о совершении определенных действий; назначение на должности; удовлетворение законных притязаний участников управленческих отношений; запрещение определенных действий; выдача разрешений различного рода; осуществление регистрационных действий; проведение контроля и надзора; материальное и моральное поощрение; применение материальных санкций; разрешение административных споров; оформление государственных заказов; применение административно-принудительных мер и т.д.

Сущность и виды административного принуждения

В числе административно-правовых методов назывались, в частности, и средства принудительного характера, с помощью которых исполнительные органы (должностные лица) при необходимости обеспечивают должное поведение в сфере государственного управления. В своей совокупности они составляют самостоятельный правовой институт административного принуждения.

Что характерно для него?

Административное принуждение – не самоцель. Будучи разновидностью государственного принуждения, оно используется в качестве крайнего средства обеспечения и охраны правопорядка. В этом его карательное назначение (наказание за дисциплинарные и административные проступки).

Но его цели значительно шире принудительные меры используются как средство предупреждения и пресечения правонарушений, а также для процессуального обеспечения производства по административным правонарушениям. Следовательно, оно используется и для обеспечения общественной безопасности и общественного порядка.

В самом же широком смысле административное принуждение обеспечивает исполнение правил поведения, выражаемых в административно-правовых нормах.

Административное принуждение – это, как правило, принуждение внесудебное, т.е. осуществляемое исполнительными органами (должностными лицами) непосредственно в процессе их повседневной деятельности.

В предусмотренных законодательством случаях меры административного принуждения применяются и судами (судьями). Так, они применяют наиболее строгие административные взыскания за административные правонарушения; к их компетенции отнесено и аннулирование лицензий и т.п.

Меры административного принуждения применяются не всеми исполнительными органами (должностными лицами). Круг их определяется законом или подзаконными актами, поскольку, во-первых, речь идет о применении специальных полномочий и, во-вторых, в отношении третьих лиц, т.е.

тех, кто не находится в непосредственном подчинении (ведении) у полномочных субъектов управления. Это, как правило, граждане, а в некоторых случаях и физические лица независимо от формы собственности (например, в сфере борьбы с монополизмом и т.п.).

Поэтому руководители исполнительных органов не вправе применять такие меры в отношении подчиненных работников.

Тем не менее и у них есть полномочия по внесудебному принудительному воздействию на поведение подчиненных – дисциплинарная власть.

По своей сути меры дисциплинарного принуждения, конечно, можно рассматривать в качестве видового варианта административного принуждения в широком смысле. Но у них есть четкие границы – государственно-служебные отношения.

У мер административного принуждения в его собственном понимании таких границ нет. Точнее говоря, они применяются на любом участке сферы государственного управления.

Административное принуждение является функцией правоохранительных, как правило, органов, входящих в общую систему органов исполнительной власти. Например, это все органы, наделенные административно-надзорной компетенцией, органы внутренних дел и т.п.

Меры административного принуждения применяются в целях обеспечения соблюдения не всех административно-правовых норм, а только тех, в которых содержатся общеобязательные правила поведения (например, правила безопасности движения, природоохранные, противопожарные правила и т.п.).

Арсенал такого рода принудительных мер достаточно широк. При этом они используются не только в целях обеспечения исполнения норм, устанавливаемых административным правом. Они являются средством охраны норм многих других отраслей права (например, финансового, трудового и т.п.).

Административное принуждение, используемое в необходимых случаях, является проявлением административной власти, под которой предлагается понимать средства, используемые в процессе реализации исполнительной власти, т.е.

фактически юридически властные полномочия субъектов государственно-управленческой деятельности. Однако надо учитывать при этом ранее отмеченные ограничения (не все субъекты, не все нормы и т.п.).

Поэтому объем односторонних юридически властных полномочий таких субъектов, разумеется, шире, чем объем их же полномочий по применению мер административного принуждения.

Наличие средств административного принуждения в распоряжении исполнительных органов (должностных лиц) вовсе не свидетельствует о том, что методы управляющего воздействия основаны исключительно на принуждении.

Нельзя забывать о том, что такие средства нередко являются единственными, с помощью которых можно обеспечивать нормальные условия жизни (например, при стихийных бедствиях, иных чрезвычайных ситуациях);  что они служат правоохранительным, т.е.

позитивным, целям; что лишь в крайних случаях они применяются в качестве карательных мер, т.е. в буквальном смысле являются принудительными.

Виды, мер административного принуждения. Разнообразные меры административного принуждения подразделяются в зависимости от своего целевого назначения на три группы:

а) административно-предупредительные меры; б) административно-пресекательные меры;

в) административно-наказательные меры.

Рассмотрим особенности различных мер административного принуждения.

Административно-предупредительные меры. Они применяются с целью предупреждения возможных правонарушений и иных негативных проявлений в сфере государственного управления.

Так, их применяют для предотвращения опасности для жизни и здоровья граждан в условиях, которые не связаны непосредственно с правонарушениями (например, при несчастных случаях, стихийных бедствиях), а также для обеспечения нормальных условий работы юридических лиц и государственных органов.

В числе конкретных мер такого рода можно назвать: контрольные и надзорные проверки; досмотр вещей и личный досмотр (таможенный, милицейский); проверку документов, удостоверяющих личность; введение карантина (при эпидемиях и эпизоотиях); освидетельствование медицинского состояния лиц и санитарного состояния предприятий торговли и общественного питания; прекращение движения транспорта и пешеходов при возникновении угрозы общественной безопасности (например, обрыв электропроводов); закрытие участков государственной границы; административный надзор милиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы; лицензирование отдельных видов деятельности и т.д.

Иногда высказывается мнение, что в подобных мерах элемент принудительного характера якобы отсутствует. Но это неверно, так как все эти меры осуществляются в одностороннем юридически властном и обязательном для других сторон порядке и содержат определенные ограничения для них.

Административно-пресекательные меры. Их целевое назначение – прекращение в принудительном порядке противоправных действий и предотвращение их вредных последствий.

В их числе, например: требование прекратить противоправные действия (препятствующие осуществлению полномочий милиции, нарушающие правила противопожарной безопасности и т.п.); административное задержание (для составления протокола об административном правонарушении, для доставления нарушителя в суд, милицию и т.п.

); приостановление работы предприятия (при грубом нарушении правил охраны труда и техники безопасности и т.п.

); принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих; запрещение эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых угрожает безопасности движения; временное отстранение от работы инфекционных больных; непосредственное физическое воздействие; применение оружия и специальных средств (резиновые дубинки, слезоточивый газ и т.п.

); запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности; приостановление действия лицензии и т.п. К ним можно отнести и меры процессуального обеспечения административного производства, о которых будет сказано далее.

Административно-показательные меры или меры административной ответственности (административные взыскания) имеют самостоятельное значение и им посвящен следующий раздел настоящего учебника.

Источник: http://be5.biz/pravo/a020/11.html

Понятие и виды административно-правовых методов управления

41.Понятие и виды административно-правовых методов

Административно-правовые методы — это способы реализации задач и функций исполнительной власти, средства непосредственного воздействия органов исполнительной власти на управляемые объекты. Признаки метода административной деятельности:

 выражает управляющее воздействие органа государственной администрации на объект государственного управления;

 характеризует праксеологиченское и инструментальное содержание связей между органом государственной администрации и объектов государственного управления;

 представляет собой способ решения задач, стоящих перед исполнительной властью;

 носит конкретно-практический характер;

 облекается в одну из форм административной деятельности.

Виды По форме выражения:

— Правовые — Посредством правовых норм регулируют внешнее управление общественными отношениями.

— Организационные — Осуществляют внутреннюю организацию системы.

По административно-правовым признакам:

— Нормативные — Действуют посредством правовых норм на неопределенный круг субъектов.

— Индивидуальные — Определяют правоотношения определенного круга субъектов.

По управляющему воздействию :

— Императивные — Действуют на основе норм права, имеющих императивный характер.

— Уполномочивающие — Предоставляют возможность управляемому субъекту действовать в пределах возможных полномочий.

— Поощрительно-рекомендательные — Направлены на то, чтобы посредством применения этих норм создать заинтересованность управляемого субъекта на определенные действия.

По форме решения :

— Общие — Применяемые в равной степени ко всем субъектам административного права.

— Коллегиальные — Применяемые на основе совместного решения ряда представителей властных субъектов административного права.

— Единоначальные — Осуществляются на основе единолично принятого решения.

По форме воздействия:

— Идеологического воздействия — Связаны с использованием различного рода призывов, лозунгов, политических программ, социальных концепций и других идеологических средств группового воздействия.

— Психологического воздействия Различные организационно-психологические средства создают условия психологической предрасположенности к труду, проявлению социальной активности и выполнению каких-либо гражданских обязанностей.

— Экономического воздействия Воздействуют посредством экономических норм стимулирования.

— Организационно-властного воздействия Уполномоченные государственные органы властными действиями воздействуют на определенные общественные отношения.

По направленности:

— Личные — К ним относится, например, административный арест за организацию либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ, а также активное участие в таких акциях, если это осложнило выполнение персоналом указанных объектов служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды.

— Организационные — К ним относится, например, закрытие участка автомобильных дорог на время проведения ремонтных работ, приостановление деятельности организации в случае нарушения ими правил пожарной безопасности.

— Имущественные К ним относится, в частности, наложение на виновное лицо административного наказания в виде штрафа, конфискации.

Среди разнообразных методов, используемых в процессе реализации исполнительной власти, наиболее распространенными методами управления являются методы убеждения и методы принуждения.

Метод убеждения — это воздействие на сознание и поведение людей, проявляющееся в широком комплексе воспитательных, разъяснительных, организационных, поощрительных мероприятий, в целях обеспечения правомерности их поведения.

Метод убеждения должен быть основным методом деятельности органов исполнительной власти, что предполагает систематическую работу по убеждению масс, формированию общественного сознания в необходимости должного поведения участников управленческих общественных отношений, строгого соблюдения ими установленных государством правил.

Разъяснение целей государства, проектов законов, правительственных программ, проводимых властью мероприятий и т.п. необходимо потому, что они затрагивают интересы большинства граждан и должны быть им понятны. Убеждение выступает и как средство профилактики правонарушений и укрепления государственной дисциплины.

Убеждение — это процесс последовательно осуществляемых действий, который включает в себя следующие элементы: — овладение вниманием, внушение, воздействие на сознание, разжигание интереса, возбуждение желания и т. д.

Существуют различные формы убеждения, среди них можно выделить следующие: — обучение, правовая пропаганда, агитация, разъяснение, обмен опытом, своевременное реагирование на обращения, личный пример, моральное и материальное стимулирование. и т.д.

Вторым методом государственного управления является метод принуждения. В основном он применяется к тем людям, которые уклоняются от соблюдения требований законности и дисциплины, нарушают установленные правовые нормы, правила поведения. Принуждение, как правило, применяется в том случае, когда меры убеждения не дают должного результата.

Метод принуждения — это психическое или физическое воздействие на сознание и поведение людей, добровольно не желающих соблюдать установленные нормы поведения, в целях понуждения их к должному поведению, путем применения специальных мер.

В обществе существуют различные виды принуждения: уголовное, административное, экономическое, гражданско-правовое, дисциплинарное, медицинское, педагогическое и т.д.

Из всех видов принуждения нам предстоит рассмотреть лишь одно — административное принуждение, потому что именно административное принуждение в большинстве случаев применяется органами государственного управления. Именно административное принуждение может использоваться в отношении широкого круга объектов административного права.

Административное принуждение является вспомогательным методом осуществления исполнительной власти, сочетается с убеждением и применяется в тех случаях, когда убеждения оказывается недостаточно для достижения цели, поставленной перед органом исполнительной власти или его должностным лицом

Цель административного принуждения — заставить конкретных субъектов права соблюдать определенные предписания или воздержаться от тех или иных действий.

Являясь разновидностью государственного принуждения, административное принуждение используется главным образом как крайнее средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления, т.е.

выполняет карательную функцию. Однако его значение не исчерпывается только этим. Одновременно меры административного принуждения выполняют и другие функции, т.е.

применяются не только в качестве наказания, но и для их предупреждения, а также пресечения.

Источник: https://studopedia.su/15_61041_ponyatie-i-vidi-administrativno-pravovih-metodov-upravleniya.html

41.Понятие и виды административно-правовых методов

41.Понятие и виды административно-правовых методов

В общепринятомпонимании метод означает способ, приемпрактического осуществления чего-либо.

Применительно к государственно-управленческойдеятельности под ним понимается способ,прием практической реализации задач ифункций исполнительной власти вповседневной деятельности исполнительныхорганов (должностных лиц) на основезакрепленной за ними компетенции, вустановленных границах и в соответствующейформе. Следовательно, метод управленияесть средство практического осуществленияфункций государственно-управленческойдеятельности, достижения ее целей.Методы любой деятельности разнообразны.

Наиболее характернодля методов управления следующее.

1. Они органическисвязаны с целевым назначением этоговида государственной деятельности какособого варианта практической реализацииединой государственной власти.

2. Они выражаютуправляющее (упорядочивающее) воздействиесубъектов исполнительной власти насоответствующие объекты.

3. Они непосредственновыражаются в связях между субъектамии объектами государственного управления.

4. Они используютсясубъектами исполнительной власти вкачестве средств реализации закрепленнойза ними компетенции.

5. Метод управлениявсегда имеет своим адресатом соответствующийобъект (индивидуальный либо коллективный).

6. С учетоммногообразия приемов и способовреализации управленческой компетенцииметод управления есть определеннаявозможность решения управленческихзадач, стоящих перед субъектомисполнительной власти.

7. В методахуправления в соответствующем объеменаходит свое выражение государственный(публичный) интерес, управляющая волягосударства.

8. Метод управлениявсегда непосредственно выражаетпринадлежащие государству и егоисполнительному аппарату полномочияюридически властного характера.

9. Для методовуправления характерна правовая формаих непосредственного практическоговыражения. Свое наиболее ощутимоепроявление они получают в правовыхактах управления.

10. Выбор конкретныхметодов управляющего воздействиянаходится в прямой зависимости не толькоот особенностей организационно-правовогостатуса субъектов исполнительнойвласти, но прежде всего — от особенностейобъекта управления (например, от формысобственности, от его индивидуальногоили коллективного характера и т.п.).

По главным своимпоказателям метод управления естьсредство целенаправленного управляющеговоздействия. Это сближает его с методомправового регулирования управленческихобщественных отношений. Общее для них- и тот, и другой выступают в роли»носителей» административно-правовыхпредписаний, запретов и дозволений.

Однако акценты при этом различны: либоречь идет о механизме правовогорегулирования, в принципе едином длявсех отраслей права, либо об управленческом»инструментарии», используемомконкретными исполнительными органами(должностными лицами) для решения стоящихперед ними повседневных задач.

Методыправового регулирования распространяютсяна всех участников регулируемыхобщественных отношений, включая и этиорганы (должностных лиц), в то время какметоды управления используются толькоими.

Главный критерий,разграничения названных вариантов, вметодологическом смысле следующий:метод правового регулирования — функцияадминистративного права; метод управления- функция субъекта административногоправа, причем не всякого, а лишь того,который одновременно является субъектомисполнительной власти (государственногоуправления).

Метод управления,будучи способом непосредственногоуправляющего воздействия со стороныисполнительного органа (должностноголица) на соответствующий объект, несетв своем содержании определенный «заряд»юридически властных полномочий,совокупность которых непосредственнопредопределена сущностьюадминистративно-правового регулирования.

Следует различать:

а) методы управляющеговоздействия; они всегда имеют внешнееюридически властное значение и выражениеи являются собственно методами управления;

б) методы организацииработы аппарата управления; они имеютчисто внутриаппаратное значение;

в) методы совершенияотдельных управленческих действий; этометоды процедурного характера.

Первые из них -административно-правовые методы. В нихпроявляются все основные качества,присущие государственно-управленческойдеятельности, в рамках которой реализуетсяисполнительная власть.

Видыадминистративно-правовых методов

Из множестваклассификационных вариантов, какправило, наиболее распространеннымявляется выделение двух групп методов,а именно — административных и экономических.

Административныеметоды обычно квалифицируются в качествеспособов или средств внеэкономическогоили прямого управляющего воздействиясо стороны субъектов государственно-управленческойдеятельности на соответствующие объектыуправления независимо от конкретнойобласти общественной жизни.

Своевыражение они находят в совершениисубъектом управления таких управленческихдействий, в содержании которых проявляетсявластное обеспечение должного поведенияуправляемых объектов.

Прямой их характерозначает, что субъект управления врамках своей компетенции принимаетуправленческое решение (правовой актуправления), юридически обязательноедля объекта управления, т.е. адресата.Подразумевается реализация исполнительнойвласти.

Внеэкономическийхарактер данных методов означает, чтореальным объектом управления являетсясознательно-волевое поведение управляемых(будь то гражданин или предприятие ит.п.). Должное поведение в сферегосударственного управления обеспечиваетсячерез волю и сознание управляемых(«соподчинение воль»). При этомиспользуются в необходимой мере средстваубеждения и принуждения.

Очевидно, что безиспользования административных методовневозможно достижение целей упорядочивающеговоздействия на поведение различныхучастников управленческих общественныхотношений.

Кто-то должен решать повседневновозникающие в этой сфере вопросы, длячего и необходимы соответствующиерычаги юридического властвования. Иони находятся в руках субъектовгосударственно-управленческойдеятельности, которые осуществляютадминистрирование, т.е. управление.

Наэтой базе и возникло наименованиенаиболее характерных для этих субъектовметодов — административные.

Экономическиеметоды обычно характеризуются в качествеспособов или средств экономическогоили косвенного воздействия со сторонысубъектов государственно-управленческойдеятельности на соответствующие объектыуправления. Главное при этом заключаетсяв том, что с их помощью субъект управлениядобивается должного поведения управляемыхпутем воздействия на их материальныеинтересы.

Объект управленияначинает действовать должным образомв силу того, что такое его поведениематериально стимулируется. Чаще всегостимулирующие средства сводятся кэкономическим (например, материальноепоощрение, предоставление имущественныхльгот и т.п.). Управляющее воздействиеосуществляется не прямо на поведение,а косвенно через воздействие наматериальные (имущественные) интересыобъекта управления.

Должное поведениепоследнего достигается перспективамиматериальных выгод, равно как и угрозойматериальных санкций. Следовательно,экономические рычаги, используемые впроцессе решения управленческих задач,устанавливают систему материальныхстимулов. Однако управляющее воздействиесоставляет содержание и таких рычагов,что сближает их по конечной цели срычагами прямого (административного)характера.

Проблема методовуправления диалектична. Это означает,что недопустимо антагонистическоепротиворечие между методами прямого икосвенного воздействия. И для этогоимеются соответствующие причины.

Во-первых, посколькууправленческая деятельность по своейприроде административная («административное»суть «управленческое»), постолькулюбые методы, используемые в процессеее практического осуществления, немогут не быть административными.

В силуэтого выделение административных иэкономических методов управленияалогично; буквально имеются в виду»управленческие методы управления»,независимо от того, какое содержание вних вложено, т.е. единые по своей сутиметоды управления.

Во-вторых, средствапрямого (административного) и косвенного(экономического) назначения используютсяс единой конечной целью — реализацияуправленческого воздействия субъектауправления на поведение объектауправления.

В-третьих, этисредства практически используютсяодними и теми же, а не различнымисубъектами исполнительной власти.

В-четвертых, онииспользуются в отношении одних и техже объектов управления; не существуеттаких объектов, которые нуждаютсяисключительно в косвенном управляющемвоздействии.

В-пятых, прямые икосвенные средства используются впрактической деятельности соответствующихисполнительных органов (должностныхлиц) в рамках единого варианта, а именно- как одностороннее и властноеволеизъявление субъекта управления..

В-шестых, дляреализации прямого и косвенногоуправляющего воздействия требуется,как правило, единая правовая форма.Между тем нередко при выделенииадминистративных и экономическихметодов исходят из того, что первыерегламентированы правом, а вторыебазируются непосредственно на объективныхэкономических закономерностяхобщественного развития.

Подобнаяаргументация глубоко ошибочна. Методыуправления в обобщенном виде могут бытьпредставлены только какадминистративно-правовые. Без правовойрегламентации и юридической формыневозможно осуществлять эффективное,рациональное и грамотное управлениевообще.

Тем более, что речь идет о самомсущественном — о непосредственном (илиопосредованном) управляющем воздействиина объект управления.

В-седьмых, практическив правовых актах управления можнообнаружить органическое сочетаниеэкономического содержания иадминистративно-правовой формы.Экономические рычаги управляющеговоздействия, следовательно, приобретаютжизненность не сами по себе, а с помощьюадминистративно-правовых средств.

Конкретноесодержание административно-правовыхметодов достаточно разнообразно.

Это- установление правил поведения в сферегосударственного управленияобщеобязательного или частного характера;утверждение конкретных (адресных)заданий; предписания о совершенииопределенных действий; назначение надолжности; удовлетворение законныхпритязаний участников регулируемыхотношений; запрещение определенныхдействий; выдача разрешений различногорода; осуществление регистрационныхдействий; проведение контроля и надзора;материальное и моральное поощрение;применение материальных санкций;разрешение споров между участникамиуправленческих отношений; установлениестандартов; оформление государственныхзаказов; применение административно-принудительныхмер и т.п.

Источник: https://studfile.net/preview/7016262/page:35/

28.Понятие и виды административно – правовых методов

41.Понятие и виды административно-правовых методов

Административно-правовыеметоды— ϶ᴛᴏ способы реализации задач ифункций исполнительной власти, средстванепосредственного воздействия органовисполнительной власти на управляемыеобъекты(отрасли,сферы, органы управления различныхорганизаций, коллективы работников,граждан).Этиметоды показывают, как, каким образомгосударство решает задачи в областиуправления.

Методыосуществления исполнительной властиразнообразны. По функциям субъектовуправления они делятся на общие,используемые при выполнении всех функцийуправления на всех важнейших стадияхуправленческого процесса, и специальные,применяемые при осуществлении отдельныхфункций на отдельных стадиях управленческогопроцесса.

В качестве общих методов управлениявыделяют методы убеждения, принужденияи поощрения. Убеждение представляет собой способывоздействия на сознание и поведениелюдей, с помощью средств убеждениястимулируется должное поведениеучастников административно-правовыхотношений.

Граждане добровольноподчиняются юридическим нормам исознательно участвуют в их осуществлении,если понимают задачи и цели государства,одобряют их.Средствамиубеждения являются обучение, пропаганда,агитация, разъяснение, обмен опытом.Метод убеждения должен бытьосновным.

Поощрение– это способ воздействия через интерес,сознание, которые направляют волю людейна совершение полезных с точки зренияпоощрения дел.Поощрительноевоздействие способствует возникновениюинтереса, совершению определенных дел,получению моральных, материальных ииного одобрения.Поощрениеможет быть:

-моральным (грамота, благодарность), -материальным (премия, ценный подарок).-статусным, изменяющим правовой статусгражданина.Например,присвоение почетного звания «Заслуженныйюрист РФ» – смешанное, содержащееморальное и материальное поощрение,поощрение знака Герой РФ.

Принуждениезаключается в применении субъектамиисполнительной власти установленныхадминистративно-правовыми нормамипринудительных мер в связи с неправомернымидействиями (штраф).Похарактеру воздействия на волю и сознаниелюдей различаются экономические иадминистративные меры. Экономические – это методы косвенноговоздействия на объект управления.

С ихпомощью орган исполнительной властидостигает желаемого поведения объектауправления, воздействуя на его материальныеинтересы. Для этого используют цены,налоги, проценты, премии, льготы и т.д.

К методам административного прямоговоздействия со стороны органовисполнительной власти на соответствующиеобъекты управления относятся общие инепосредственные руководства,регулирования, контроль и т.д. Органисполнительной власти в пределах своейкомпетенции принимает управленческоерешение, юридически обязательное дляобъекта управления.

29.Административное принуждение как один из административно – правовых методов. Понятие и особенности административного принуждения

 Административноепринуждение является вспомогательнымметодом исполнительной власти, сочетаетсяс убеждением и применяется в тех случаях,когда убеждения недостаточно длядостижения цели, поставленной передорганом исполнительной власти.

Административноепринуждение как метод управления состоитв психическом, материальном или физическомвоздействии на сознание и поведениелюдей.Признакиадминистративного принуждения:1.применяется на основе закона.2.осуществляется посредствомправоприменительных актов (протокол).3.персонифицировано, т.

е. применяется кконкретным субъектам права, нарушившимадминистративно-правовые нормы.4.для административного принужденияхарактерен внесудебный характерприменения.5.применяется в целях обеспеченияадминистративно-правовых норм, которыеформулируют общеобязательные правилаповедения в сфере гос.

управления, неимеющие ведомственных границ (правиладорожного движения).

1. Какправило, административное принуждениеиспользуется в сфере государственногоуправления, для охраныгосударственно-управленческих отношений.

2.Применять меры административногопринуждения уполномочен достаточноширокий круг государственных органови должностных лиц.

3.Административное принуждение, в отличиеот уголовно-правового, применяется какк физическим, так и к юридическим лицам.

4.Административное принуждение, в отличиеот дисциплинарного, применяется в рамкахвнеслужебного подчинения, при отсутствииорганизационной подчиненности междусторонами правоотношения.

5.Применение мер административногопринуждения регулируется нормамиадминистративного права.

30.Видыадминистративного принуждения.1.

Меры административного принуждения –это способы и средства, направленныена предупреждение и предотвращениеправонарушений и обязательств, угрожающихжизни и безопасности граждан илинормальной деятельности гос.

органов,предприятий и организаций.Основаниемдля применения мер административногопредупреждения может служить предположениео намерении лица совершить административноеправонарушение либо другое противоправноедеяние.

2.Административнопредупредительные мерыне являются мерами наказания, носятпрофилактический характер и выражаются,как правило, в виде определенныхограничений и запретов.

Кадминистративно-предупредительныммерам относятся контроль и надзорныепроверки, введение карантина, остановкадвижения транспорта на отдельных улицахв случае аварии или иного происшествия,закрытие участков гос.

границы, проверкадокументов и досмотр вещей, принудительноедоставление физических лиц дляосвидетельствования в медицинскиеучреждения, принудительное выселениеграждан из домов, грозящих разрушением,санитарный осмотр грузов, техосмотртранспортных средств.3.

Административно пресекательные меры– это способы и средства принудительноговоздействия, применяемого в целяхпрекращения противоправного деяния ипредотвращения наступления вредныхпоследствий.

Ктаким мерам относятся административныезадержания для составления протоколаоб административном принуждении,применение оружия и других специальныхсредств, отказ в выдаче лицензии, изъятиеогнестрельного оружия, приостановлениеэксплуатации транспортных средств,техническое состояние которых неотвечает техническим требованиям,наложение ареста на банковские счетаорганизаций, привод в милицию.4.меры административной ответственности,административные взыскания– это наказания, применяемые вустановленном законом порядкеуполномоченным органом или должностнымлицом к виновному физическому илиюридическому лицу. Административноевзыскание может выражаться в моральномвоздействии (предупреждение), материальном(штраф) или во временном лишении егоспециального права. 

Источник: https://studfile.net/preview/5776994/page:15/

Понятие, признаки и виды административно-правовых методов государственного управления

41.Понятие и виды административно-правовых методов

Наряду со специальными формами административно-правовой направленности в ходе практической реализации власти исполнительного характера одна из самых важных ролей отводится административно-правовым методам государственного управления.

Определение 1

В общепринятом понимании метод обычно означает конкретный способ, прием практического осуществления чего-либо.

Относительно государственного управления под ним понимается определенный способ, прием той или ной практической реализации задач и функций власти исполнительного порядка в деятельности исполнительных органов (лиц при должности) на основе специальной закрепленной за ними компетенции в установленных границах, и в соответствующей форме.

Методы административного характера обычно квалифицируются в роли способов или средств внеэкономического или прямого управляющего воздействия со стороны субъектов деятельности государственно-управленческой направленности на соответствующие объекты управления независимо от конкретной области общественной жизни. Свое выражение они находят именно в совершении субъектом управления специальных действий управленческой направленности, в содержании которых в первую очередь проявляется именно властное обеспечение должного поведения тех или иных управляемых объектов.

Какие-либо административно-правовые методы управления находятся в единстве с конкретными формами государственного управления. Форма государственного управления обусловливает выбор того или иного метода государственного управления, что определяется специальными задачами управления.

Метод государственного управления всегда имеет своим адресатом соответствующий объект (коллективный или же индивидуальный).

В методах управления в соответствующем объеме находит свое выражение государственный (который также еще называется публичным) интерес, а также управляющая воля государства.

Вывод 1

Отсюда получается, что под государственными методами управления обычно понимаются определенные правовые способы и, что самое главное приемы деятельности органов власти исполнительной направленности, и их лиц при должности осуществленные в рамках их компетенции, и, которые вызывают определенные юридические последствия. Выбор тех или иных методов государственного управления по большей части определяется именно задачами, которые стоят перед органом исполнительной власти, или лицом при должности, а также их компетенцией.

Признаки административно-правовых методов

Методы административно-правового характера государственного управления обладают такими основными признаками:

  • они применяются в ходе определенной исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти, а также их должностных лиц с конкретной целью решения задач государственного управления;
  • они определены специальным правом и, что самое главное закреплены в законодательных, и других документах нормативного характера, которые определяют статус субъектов государственного управления. Этим методы административно-правовой направленности государственного управления отличаются от экономических, а также социально-психологических и совершенно иных методов, которые применяются в других сферах управленческой деятельности;
  • в свое время они выражаются в специальных методах, а также приемах реализации субъектами государственного управления задач в пределах своей личной компетенции, вызывая при этом определенные юридические последствия;
  • их выбор в свою очередь обусловлен компетенцией субъектов государственного управления.

Метод убеждения и принуждения

Замечание 1

В сфере государственного управления осуществляют свои действия два универсальных метода — принуждение, а также убеждение.

Данные методы по большей части являются именно универсальными способами воздействия на поведение и, что не менее важно волю граждан в любой сфере деятельности, в том числе, и в государственном управлении.

Это — два взаимосвязанных, взаимодополняющих «полюса» единого целого, то есть специального механизма обеспечения должного поведения, а также правового порядка.

При помощи методов убеждения происходит стимуляция должного поведения лиц, которые являются участниками управленческих отношений. К данным методам имеют отношение определенные конкретным правом административной направленности приемы и способы государственного управления как разъяснения, различного рода рекомендации, использование определенных поощрений и др.

К принудительным методам имеет отношение привлечение граждан к административной ответственности, а также ряд других мер административного принуждения. Принуждение обычно рассматривается в качестве вспомогательного метода воздействия, которое применяется в силу нерезультативности убеждения.

В ситуации же нарушения требований административно-правовых норм оно выражается в использовании дисциплинарной или административной ответственности.

При потребности для обеспечения общественной безопасности действует особый комплекс мер принудительного характера в совокупности с юридической ответственностью обозначаемых как принуждение административной направленности.

Классификация методов управления по основаниям

Замечание 2

В теории права административного порядка методы государственного управления классифицируются и по каким-либо иным основаниям.

Так, по содержанию отмечаются такие методы:

  • установление специальных правил поведения общеобязательного характера;
  • предписание о совершении тех или иных деяний, запрещение определенных действий или же наоборот разрешение определенных действий;
  • регистрация государственного характера (лицензирование);
  • установление определенных стандартов, а также квот;
  • разрешение возникающих между участниками управленческих отношений определенных споров;
  • использование мер поощрения и принуждения административного характера;
  • отмена или же приостановление документов правового характера подведомственных государственных органов и определенных лиц при должности.

По свойствам юридической направленности административно-правовые методы государственного управления подразделяются на индивидуальные, а также нормативные.

К методам нормативной направленности обычно относится издание документов правового характера, которые неким образом контролируют управленческие отношения в определенных сферах, к индивидуальным — предписания в виде прямых распоряжений в отношении каких-либо конкретных лип.

По способу воздействия на поведение субъектов методы административно-правовой направленности государственного управления подразделяются на обязывающие к совершению тех или иных деяний, уполномочивающие совершать те или иные деяния, а также запрещающие совершать какие-либо действия.

По специальной предписательной форме административно-правовые методы государственного управления могут подразделяться на императивные, а также рекомендательные и поручительные.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/ponjatie-priznaki-i-vidy-administrativno-pravovyh/

Studio-pravo
Добавить комментарий