4. Сопутствующие аудиту услуги, совместимые с проведением

Услуги, сопутствующие аудиту

4. Сопутствующие аудиту услуги, совместимые с проведением

Аудиторы наряду с проведением проверки могут оказывать клиентам прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги.

Перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается Федеральными стандартами аудиторской деятельности.

К сопутствующим аудиту услугам, оказание которых регулируется федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, относятся:

1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;

5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценочную деятельность( см. закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» (с послед. измен.);

8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг.

Услуги, перечисленные в п. 1 не совместимы с проведением аудиторской проверки.

В современной системе аудита выделяют особые услуги, которые регулируются отдельными федеральными правилами, стандартами аудиторской детальности (см. Табл. 4).

Например, обзорные проверки, согласованные процедуры и компиляция финансовой информации.

Таблица 4. — Взаимосвязь видов услуг, связанных с аудиторской деятельностью

Аудиторская деятельность Виды аудита
Аудит Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности Финансовый аудит
Сопутствующие аудиту услуги Обзорные проверки
Компиляция финансовой информации Налоговый аудит. Инвестиционный аудит. Маркетинговый аудит. Ценовой аудит. Операционный аудит. Организационный аудит. Управленческий аудит. Инвентаризационный аудит. Использования финансирования в условиях несостоятельности интеллектуальной собственности.
Согласованные процедуры
Прочие услуги, связанные с аудиторской деятельностью Налоговое консультирование. Ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности. Правовое консультирование. Оценка стоимости. Анализ. Автоматизация бухгалтерского учета. Проведение маркетинговых исследований. Экономическое и финансовое консультирование. Управленческое консультирование. Разработка инвестиционных проектов.

Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности:

Основная цель обзорной проверки — определить, что финансовая (бухгалтерская) отчетность составлена в соответствии с установленными требованиями к ее формированию. Если отчетность вызывает сомнения по каким-то конкретным позициям, а не в целом, то аудит можно не проводить и ограничиться обзорной проверкой.

Такая проверка включает запросы в бухгалтерскую службу организации и анализ полученных данных, общую проверку отчетности.

Оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, тестирование бухгалтерских записей и ответов на запросы с помощью сбора подтверждающих доказательств в ходе инспектирования, наблюдения, подтверждения и подсчета (то есть в ходе процедур, характерных для аудита), как правило, не проводится.

При обзорной проверке аудитор выясняет основные моменты, которые касаются организационной структуры, системы бухгалтерского учета, характера хозяйственных операций, активов, обязательств, доходов и расходов, способов производства (включая технологические процессы) и продажи, местонахождения производственных объектов, аффилированных лиц.

Особое внимание аудитор обращает на внесенные корректировки в информацию предыдущих периодов. Он сравнивает отчетность текущего и предыдущих периодов с предполагаемыми результатами и финансовым состоянием, изучает соотношение различных показателей отчетности на соответствие прогнозируемым показателям, характерным для данного хозяйствующего субъекта и для отрасли в целом.

Запросы сотрудникам бухгалтерии могут касаться, например, того, все ли операции отражены в учете, составлена ли финансовая (бухгалтерская) отчетность в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, имели ли место изменения в деятельности или в учетной политике, в чем они заключались.

Согласованные процедуры:

Суть согласованных процедур заключается в проведении аудитором действий аудиторского характера в отношении финансовой информации лица (организации, предпринимателя), заключившего договор оказания сопутствующих аудиту услуг (самого заказчика), и третьих лиц.

Этот вид сопутствующих аудиту услуг можно провести в том случае, если нет необходимости в полноценном аудите. Тогда аудитор сосредоточит свое внимание на том, что интересует вас больше всего на данный момент.

Согласованные процедуры аудитор обычно выполняет в отношении отдельных показателей финансовой информации: дебиторской или кредиторской задолженности, покупок у аффилированных лиц, объема продаж и прибыли подразделений, а также в отношении одного из элементов финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, бухгалтерского баланса) или отчетности в целом.

Согласованные процедуры проводят в случае, если нет необходимости в полноценном аудите.

Их выполняют в отношении отдельных показателей финансовой информации: дебиторской или кредиторской задолженности, покупок у аффилированных лиц, объема продаж и прибыли подразделений, а также в отношении одного из элементов финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, бухгалтерского баланса) или отчетности в целом.

Основные приемы, которые использует аудитор, — направление запросов и получение подтверждений, анализ, пересчет, проверка точности записей, сравнение (сверка). Затем аудитор формирует отчет о фактах, которые считает нужным отметить.

Необходимо учесть, что согласованные процедуры не являются аудитом или обзорной проверкой, так как в отчете аудитор не выражает мнение о достоверности финансовой отчетности и информации. Он может только подвести к пониманию необходимости провести полноценный аудит или сделать собственные выводы.

Компиляция финансовой информации:

При компиляции аудитор использует свои экспертные знания в области бухгалтерского учета (а не аудита) для сбора, классификации и обобщения финансовой информации. В этом случае аудитор также не выражает мнение о достоверности финансовой информации.

цель данной услуги — привести все представленные финансовые сведения и показатели в удобную и понятную обобщенную форму.

Задание по компиляции финансовой информации обычно включает составление финансовой (бухгалтерской) отчетности (всех финансовых отчетов или некоторых).

Аудитор обязательно уведомляет проверяемую фирму или предпринимателя, что компиляция финансовой информации не гарантирует выявления ошибок и недобросовестных действий (например, факты присвоения активов и т.п.). Однако в отчете аудитор указывает все выявленные факты отступления от принципов ведения бухгалтерского учета.

Аудитор должен получить от руководства проверяемой фирмы подтверждение ее ответственности за ненадлежащую подготовку и составление финансовой информации, а также удостовериться, что финансовая информация была утверждена.

Обычно аудитор запрашивает заявление от руководства о точности и полноте исходных бухгалтерских данных, а также полноте раскрытия всей представленной ему информации.

В рамках компиляции аудитор, как правило, объединяет и сопоставляет данные из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и отчета о движении денежных средств.

Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 1856; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-44159.html

4. Услуги, сопутствующие аудиту

4. Сопутствующие аудиту услуги, совместимые с проведением

Согласно Закону «Об аудиторскойдеятельности» аудиторские организациии индивидуальные аудиторы наряду спроведением аудиторских проверок могутоказывать сопутствующие аудиту услуги.

Под оказанием сопутствующих аудитууслуг понимается предпринимательскаядеятельность, осуществляемая аудиторскимиорганизациями помимо проведенияаудиторских проверок.

Оказание такихуслуг требует от исполнителей соблюденияв установленных случаях независимости,а также профессиональной компетентностив областях: аудита, бухгалтерскогоучета, налогообложения, хозяйственногоправа, экономического анализа и другихразделов экономики.

Перечень сопутствующих аудиту услугдан в п. б ст. 1 Федерального закона «Обаудиторской деятельности» № 307-ФЗ.Порядок оказания сопутствующих аудитууслуг определяется и следующимифедеральными правилами (стандартами)аудиторской деятельности:

— № 24 «Основные принципы федеральныхправил (стандартов) аудиторскойдеятельности, имеющих отношение куслугам, которые могут предоставлятьсяаудиторскими организациями и аудиторами»;

— № 30 «Выполнение согласованных процедурв отношении финансовой информации»;

— № 31 «Компиляция финансовой информации».

К сопутствующим аудиту услугам, оказаниекоторых регулируется данными федеральнымиправилами (стандартами) аудиторскойдеятельности, относятся только:

а) обзорные проверки;

б) согласованные процедуры;

в) компиляция финансовой информации.

При оказании иных видов услуг (например,налоговое консультирование, автоматизациябухгалтерского учета и внедрениеинформационных технологий, оценкастоимости имущества, и др.) аудиторамнадлежит выполнять общие требования ких качеству.

Для выполнения сопутствующих аудитуработ и оказания услуг аудиторскаяорганизация должна иметь:

— лицензии на те виды деятельности (повыполнению работ и услуг), которые позаконодательству подлежат лицензированию;

— материально-технические и методическиевозможности для качественного выполненияработ и оказания услуг.

При оказании аудиторами сопутствующихуслуг ответственность за соблюдениедействующего законодательства, заполноту и юридическое оформлениепредоставляемых документов, точностьи достоверность предоставляемойинформации, за своевременностьпредоставления документов, информации,сведений, а также за любые ограничениявозможности осуществления аудиторскойорганизацией своих обязательств несетэкономический субъект.

Сопутствующие аудиту услуги можноклассифицировать на:

— совместимые с проведением у этого жеклиента обязательной аудиторскойпроверки;

— несовместимые с проведением у этогоже клиента обязательной аудиторскойпроверки.

К услугам, совместимым с проведениемобязательной аудиторской проверки,относятся:

— постановка бухгалтерского учета;

— контроль за ведением учета и составлениемотчетности;

— контроль за начислением и уплатойналогов и иных обязательных платежей;

— анализ хозяйственной и финансовойдеятельности;

— оценка экономических и инвестиционныхпроектов, экономической безопасностисистем бухгалтерского учета и внутреннегоконтроля;

— представление интересов экономическогосубъекта перед третьими лицами;

— проведение семинаров, обучение иповышение квалификации в областиэкономики и права;

— разработка и издание методическихпособий и рекомендаций по вопросамэкономики и права;

— компьютеризация бухучета и смежныхвопросов;

— консультирование по вопросам бухучета,налогообложения, финансов, хозяйственногоправа и другим смежным вопросам;

— информационное и экспертноеобслуживание;

— подбор и тестирование бухгалтерскогоперсонала;

— другие услуги.

К услугам, несовместимым с проведениемобязательной аудиторской проверки,относятся: ведение бухгалтерскогоучета; восстановление бухгалтерскогоучета; составление налоговых деклараций;составление бухгалтерской отчетности.

В процессе оказания сопутствующихаудиту услуг аудиторская организациявправе привлекать к оказанию такихуслуг экспертов в соответствии с правилом(стандартом) «Использование работыэксперта». Использование работы экспертане снимает ответственности с аудиторскойорганизации за качество оказываемыхсопутствующих аудиту услуг.

Сопутствующие аудиту услуги подразделяютсяна услуги действия; услуги контроля;информационные услуги.

К услугам действия относятся услуги посозданию документов, состав которыхустановлен в договоре с экономическимсубъектом, ранее экономическим субъектомне созданных. Сопутствующие аудитууслуги действия, оказание которыхэкономический субъект возлагает нааудиторскую организацию, оформляютсядоговором. К договору может прилагатьсязадание на выполнение работ и оказаниеуслуг.

Задание должно содержать:

а) перечень вопросов, ответы на которыеэкономический субъект желает получитьот аудиторской организации;

б) перечень источников данных (первичныхдокументов), представляемых аудиторскойорганизации для обработки;

в) перечень документов, которые должныбыть созданы аудиторской организациейв результате обработки источниковданных с указанием носителя данных(например, бумажный, машинный).

К услугам контроля относятся услуги попроверке документов на предмет ихсоответствия критериям, согласованнымаудиторской организацией с экономическимсубъектом; контроль ведения учета исоставления отчетности; контрольначисления и уплаты налогов и иныхобязательных платежей; тестированиебухгалтерского персонала экономическогосубъекта.

К информационным услугам относятся:услуги по подготовке устных и письменныхконсультаций по различным вопросам;проведение обучения, семинаров, «круглыхстолов»; информационное обслуживание;издание методических рекомендаций ит.д.

При оказании сопутствующих аудиту услугаудитор обязан следовать тем же принципам,что и при оказании аудиторских услуг -честность, объективность, конфиденциальностьи т.п. Кроме того, необходимо выполнятьтребования соответствующих стандартоваудиторской деятельности по планированию,документированию, контролю качества ит.д.

Аудиторская организация может оформитьдополнительно письменную информациюруководству и (или) собственникуэкономического субъекта по результатамоказания сопутствующих аудиту услуг.При этом следует действовать в соответствиис Федеральным правилом (стандартом) №22 «Сообщение информации, полученной порезультатам аудита, руководствуаудируемого лица и представителямсобственника».

При необходимости, аудиторская организацияможет разрабатывать внутрифирменныестандарты сопутствующих работ и услугна каждый их вид.

Аудиторская организация несетответственность за качество и срокиоказания сопутствующих аудиту услугсогласно действующему законодательству,а также в соответствии с условиямидоговора, заключаемого между аудиторскойорганизацией и экономическим субъектом.

При этом аудиторская организацияполностью или частично освобождаетсяот ответственности за качество оказываемыхсопутствующих аудиту услуг и сроки ихвыполнения в случае предоставленияложной или неполной информации, а такжеза задержки в ее предоставлении состороны экономического субъекта.

Источник: https://studfile.net/preview/6226232/page:4/

Сопутствующие аудиту услуги, несовместимые с проведением обязательной аудиторской проверки

4. Сопутствующие аудиту услуги, совместимые с проведением

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Услуги, несовместимые с прове­дением у экономического субъекта обязательной аудиторской про­верки, включают в себя:

ведение бухгалтерского учета;

восстановление бухгалтерского учета;

составление налоговых деклараций;

составление бухгалтерской отчетности.

Ведение бухгалтерского учета осуществляется аудитором либо непосредственно на предприятии, либо в аудиторской фирме на основе регулярно пред­ставляемых клиентом первичных документов. Ведение бухгалтер­ского учета аудитором может быть комплексным, или можно зак­лючить договор по ведению учета на его отдельных, наиболее сложных участках.

Услуга по восстановлению бухгалтерского учета требуется в том случае, когда предприятие уже работало некоторое время, но учет либо совсем не велся, либо его ведение было ограниче­но, например, начальной обработкой первичных документов. Эта услуга носит разовый характер.

Услуги по составлению бухгалтерской (финансовой) отчет­ности могут быть либо самостоятельным видом услуг, либо вклю­чаться в договор о постановке, ведении или восстановлении уче­та. Эта услуга, как правило, сочетается с услугой по защите бух­галтерской (финансовой) отчетности в ГНИ.

Услуги по составлению налоговых деклараций могут потребо­ваться в том случае, если бухгалтерский аппарат предприятия-клиента в основном справляется с составлением отчетности, но не имеет достаточно квалификации, чтобы разобраться самосто­ятельно с отдельными ее формами.

Аудиторское заключение по специальным аудиторским заданиям.

Помимо осущ-я аудита фин отчет-ти в обязат или инициативном порядке аудиторы могут проводить ауд проверки по спец ауд заданиям. К ауд заданиям могут отн-ся:

а) составление заключений о правильности используемых схем бух записей принципов оценки, порядка н\о и формы ответ-ти по договорам

б) составление заключений о фин и правовых последствиях договоров по вложениям ден ср-в в недвижимость, цб

в) подготовка заключений о соблюдении аудируемым лицом условий кредитных договоров и иных спец договоров

г) подготовка заключений о достоверности фин отчет-ти, составленной в соот-и с принципами иными, чем принимаются в РФ и другие задания.

Аудиторы могут получать спец ауд задания от аудируемых лиц, гос органов, заинтересованных пользователей фин отчет-ти (пр. банков, партнеров по бизнесу). , хар-р и объемы работы аудиторов по спец заданиям зависят от конкретных целей и характера предстоящей проверки.

В соот-и со спец ауд заданием аудиторы могут выразить мнение отн-но 1 или нескольких статей бу, пр. о состояние деб и кред задол-ти, наличии и состоянии материально-произв запасов, осн ср-в. При проверке отдельных статей бух отчет-ти аудитору необх-мо учитывать, что каждый из них тесно связано с др статьями отчет-ти, пр.

сумма статьи по ТМЦ или сумма кред задол-ти тесно взаимосвязаны с пок-ми выручки от реал-и.

Ауд орг-я может выразить мнение отн-но договоров и контрактов, регулирующих гражданско-правовые отношения, правильность их исполнения. Если для проведения такого аудита необх-мо наличие спец знаний, то аудитор может привлечь к этой работе экспертов.

При проверки фин отчет-ти, составленной в соот-и с принципами, отличающимися от рос принципов бу. Аудиторы должны оценить возм-ть польз-ля фин отчет-ти по их применению. Заключение аудиторов в этом случае должно содержать указания на применявшиеся принципы учета.

В заключении дб указано подготовлена ли фин отчет-ть в соот-и с этими принципами во всех её существенных аспектах.

Аудиторы могут готовить ауд заключения по спец отчетам аудируемых лиц, составляемых за ряд смежных лет. Аудируемые лица готовят такие отчеты с целью информирования пользователей интересующихся осн данными дея-ти орг-и.

Обобщенный отчет менее детализирован, чем бытовые отчеты, поэтому в таких отчетах дб ясно обозначено, что они имеют сокращенный хар-р и каждому пользователю для лучшего понимая фин положения орг-и в дополнение к общему отчету необх-мо ис-ть и годовые отчеты.

Обобщенный отчет не содержит всей инфы, к-ая должна содержатся в бух отчет-ти, поэтому в заключении аудиторов не должна исп-ться фраза «достоверно во всех существенных аспектах».

При осущ-и заданий полученных от гос органов (пр. проведение судебной экспертизы, при проведении проверок по заданиям правоохранительных органов), аудиторы должны излагать свои выводы в той последовательности, в к-ой были поставлены опросы в ауд задании. При этом каждый вывод должен содержать установленные аудиторами факты со ссылкой на соот-ие правовые нормы.

В случае установления нарушений аудитор должен указать, какой именно нормативный акт нарушен за какой период, описать обстоятельства, способствующие нарушению. Если это представляется возможным, необх-мо указать должностных лиц, несущих отчет-т за нарушение и оценить сумму материального ущерба.

В своем заключении аудитор должен избегать выражений, к-ые мб истолкованы как совершение уголовного преступления (пр. халатность, хищение, растрата, присвоение и др.) Если бы аудиторы применяли такие термины, то они бы вышли за рамки совей компетенции, т.к. давать юридическую оценку действиям или бездействиям лиц вправе только судебные и следственные органы.

заключения аудиторов должно обеспечивать возм-ть, однозначно опред-ть обоснованность выводов аудиторов и доказательную ценность заключения.

Порядок составления ауд заключений по спец ауд заданиям регулируется правилом (стандартом) ауд дея-ти «Заключение ауд орг-и по спец ауд заданиям» (одобрено комиссией по ауд при президенте 20 окт 1999 г протокол №6), хотя с введением закона об ауд дея-ти ранее принятые стандарты утратили юр силу настоящий стандарт применяется вплоть до настоящего времени в связи с тем, что был введен новое правило (стандарт).

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-10-27; просмотров: 1383 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник: https://lektsii.org/8-6717.html

Аудит. ШпаргалкиТекст

4. Сопутствующие аудиту услуги, совместимые с проведением

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

К числу сопутствующих аудиторских услуг относятся:

– постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета;

– составление деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности;

– анализ финансово-хозяйственной деятельности;

– оценка активов и пассивов экономического субъекта;

– консультирование в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства;

– обучение и др.

Перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается Федеральными стандартами аудиторской деятельности.

Аудит – независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная Федеральным законом «О бухгалтерском учете», а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами.

Цель аудита – решение конкретной задачи, которая определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента.

В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с приемлемой уверенностью сделать выводы относительно:

а) соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;

б) соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.

2. Возникновение аудита. Сущность и содержание аудита

Родиной аудита считается Англия (с 1844 г.), где вышла серия законов, согласно которым правления акционерных компаний обязаны приглашать не реже одного раза в год специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами.

Слово «аудит» в разных переводах означает «он слышит», или «слушающий».

Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы).

Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались люди, которым, по мнению акционеров, можно было доверять.

Главными требованиями, предъявляемыми к аудитору, были его безупречная честность и независимость.

Знание бухгалтерского учета не имело сначала большого значения, однако с усложнением бухгалтерского учета необходимым условием стала и хорошая профессиональная подготовка аудитора.

В России звание аудитора было введено Петром I. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами. Последующие три попытки организации института аудита (в 1889, 1912 и 1928 гг.) оказались неудачными.

До конца 1940-х гг. аудит заключался в проверке документации, подтверждающей записанные денежные операции, и правильной группировке этих операций в финансовых отчетах – подтверждающий аудит. После 1949 г.

больше внимания стали уделять вопросам внутреннего контроля в компаниях.

Аудиторские фирмы больше начали заниматься консультационной деятельностью, чем непосредственно аудиторскими проверками – системно-ориентированный аудит.

Далее наступил этап ориентации аудита на возможный риск при проведении проверок и консультировании, предупреждение и избежание риска; аудит, при котором, исходя из условий бизнеса клиента, проверка проводится выборочно, в основном там, где риск ошибки или мошенничества максимальный. В начале 1970-х гг. началась разработка аудиторских стандартов.

3. Виды аудита. Сопутствующие аудиту услуги

Виды аудита:

– по отношению к пользователям: внешний (проводится аудиторскими фирмами), внутренний (проводится штатными аудиторами);

– по характеру заказа: инициированный (по решению руководства), обязательный (проводится согласно ФЗ);

– по объектам аудита: общий, банковский, страховой, государственный и пр.;

– по назначению: аудит финансовой отчетности (оценка достоверности); аудит на соответствие нормам закона, налоговый, специальный (экологический, операционный и др.);

– по времени осуществления: первоначальный, повторяющийся, оперативный;

– по характеру проверки: подтверждающий (проверка почти каждой хозяйствующей организации); системно-ориентированный; базирующийся на риске (углубленная проверка с высоким риском).

Аудиторы и аудиторские фирмы помимо проведения проверок могут оказывать услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского (финансового) учета, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализу хозяйственно-финансовой деятельности, оценке активов и пассивов экономического субъекта, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, а также проводить обучение и оказывать другие услуги по профилю своей деятельности.

Сопутствующие аудиту услуги можно разделить на две группы.

К первой группе относятся услуги, совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки.

Ко второй группе относятся услуги, несовместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки.

Сопутствующие аудиту услуги подразделяются также на:

а) услуги действия (услуги по созданию документов);

б) услуги контроля (услуги по проверке документов);

в) информационные услуги (услуги по подготовке устных и письменных консультаций по различным вопросам; проведение обучения, семинаров, «круглых столов»; информационное обслуживание; издание методических рекомендаций и т. д.).

4. Сопутствующие аудиту услуги, совместимые с проведением обязательной аудиторской проверки

Услуги, совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, оказывают по:

1) постановке бухгалтерского учета. При постановке бухгалтерского учета аудиторская фирма или аудитор разрабатывают для предприятия учетную политику, рабочий план счетов, определяют форму учета и, соответственно, регистры синтетического и аналитического учета, разрабатывают график документооборота, при желании клиента подбирают комплекс технических средств и их программное обеспечение;

2) контролю ведения учета и составлению отчетности;

3) контролю начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей;

4) анализу хозяйственной и финансовой деятельности (требуются для тех экономических субъектов, администрации которых хочет разобраться в причинах ухудшения финансовой состояния);

5) оценке экономических и инвестиционных проектов, экономической безопасности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта;

6) представлению интересов экономического субъекта по доверенности перед третьими лицами;

7) проведению семинаров, повышению квалификации и обучению персонала экономических субъектов, и в частности, аудиторских организаций;

8) научной разработке, изданию методических пособий и рекомендаций по бухгалтерскому учету, налогообложению, анализу финансово-хозяйственной деятельности, аудиту, хозяйственному праву и т. д.;

9) компьютеризации бухгалтерского учета, составления отчетности, расчетов по налогообложению, анализа хозяйственной деятельности, аудита и т. д.;

10) консультационным услугам по вопросам финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, инвестиционной деятельности, менеджменту, маркетингу, оптимизации налогообложения, регистрации, реорганизации и ликвидации предприятий;

11) информационному обслуживанию;

12) экспертному обслуживанию;

13) подбору и тестированию бухгалтерского персонала экономического субъекта;

14) некоторые другие.

5. Обязательный аудит. Критерии его проведения

Обязательный аудит – ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухучета и финансовой (бухгалтерской) проверки организаций и индивидуальных предпринимателей.

Основная цель – проверка и подтверждение законности хозяйственных операций, правильности их отражения в учете и достоверности финансовой отчетности субъектов, попадающих под обязательный аудит.

Регламентируется государством. Проводится аудиторскими организациями. Аудиторы-предприниматели проводить обязательный аудит не могут.

Критерии обязательной ежегодной аудиторской проверки:

1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 млн рублей, или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 млн рублей. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены;

4) в иных случаях, установленных федеральными законами.

Может осуществляться по поручениям органа дознания, прокурора, следователя суда и арбитражного суда.

Обязательный аудит проводится ежегодно.

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.

6. Аудиторские стандарты: общие понятия

Стандарты определяют требования к аудиторам, к общему подходу в отношении проведения аудиторской проверки, к отражению ее результатов.

Различают общие стандарты, рабочие, или специальные стандарты (стандарты процесса аудирования) и стандарты отчетности (стандарты аудиторского заключения).

Общие стандарты определяют, кто должен проводить проверку, необходимость независимости, профессионализма, добросовестности, профессионального внимания.

Специальные стандарты содержат требования планирования проверки, контроля за работой участников аудиторской группы, изучения системы внутреннего контроля, достаточного обоснования выводов, формирования на их основе убедительного заключения.

Стандарты отчетности требуют от аудитора указывать, соответствуют ли проверяемые финансовые отчеты общепринятым бухгалтерским принципам, выразить свое мнение о их достоверности или указать причины, по которым это мнение не может быть выражено.

Стандарты в РФ установлены Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» с последующими изменениями и дополнениями.

1. Федеральные стандарты:

1) определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные федеральным законом;

2) разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;

3) являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов.

2. Стандарты саморегулируемой организации аудиторов:

1) определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным Федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или оказания сопутствующих аудиту услуг;

2) не могут противоречить Федеральным стандартам аудиторской деятельности;

3) не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности;

4) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов.

Источник: https://www.litres.ru/n-a-samsonov/audit-shpargalki/chitat-onlayn/

Правило (стандарт) аудиторской деятельности

4. Сопутствующие аудиту услуги, совместимые с проведением

Одобрено

Комиссией по аудиторской

деятельности при Президенте РФ

18 марта 1999 г. Протокол N 2

ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ХАРАКТЕРИСТИКА СОПУТСТВУЮЩИХ АУДИТУ УСЛУГ

И ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НИМ

1. Общие положения

1.1. Настоящее правило (стандарт) подготовлено для регламентации аудиторской деятельности и соответствует Временным правилам аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации N 2263 от 22 декабря 1993 г.

1.2.

Целью правила (стандарта) является установление видов, правил и условий оказания услуг, которые могут выполнять аудиторские фирмы и аудиторы, работающие самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей , кроме аудиторских проверок с выдачей аудиторского заключения в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности».

———————————

В дальнейшем аудиторские фирмы и аудиторы, работающие самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей, именуются «аудиторские организации».

1.3. Задачами правила (стандарта) являются:

а) определение и классификация сопутствующих аудиту услуг;

б) изложение общего порядка оказания услуг, сопутствующих аудиту;

в) определение требований к аудиторским организациям по оказанию сопутствующих аудиту услуг;

г) распределение ответственности между аудиторской организацией и экономическим субъектом при оказании сопутствующих аудиту услуг;

д) особенности оформления оказания сопутствующих аудиту услуг и результатов их выполнения.

1.4. Требования данного правила (стандарта) являются обязательными для всех аудиторских организаций при оказании сопутствующих аудиту услуг, перечень которых представлен в настоящем стандарте, за исключением тех его положений, где прямо указано, что они носят рекомендательный характер.

1.5. Требования данного правила (стандарта) носят рекомендательный характер для всех аудиторских организаций при оказании сопутствующих аудиту услуг, не определенных настоящим стандартом.

2. Определение и классификация

сопутствующих аудиту услуг

2.1. Под оказанием сопутствующих аудиту услуг понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая аудиторскими организациями помимо проведения аудиторских проверок. Оказание таких услуг требует от исполнителей соблюдения в установленных случаях независимости, а также профессиональной компетентности в областях:

а) аудита;

б) бухгалтерского учета;

в) налогообложения;

г) хозяйственного права;

д) экономического анализа;

е) других разделов экономики.

2.2. Сопутствующие аудиту услуги можно классифицировать следующим образом:

а) услуги, совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки;

б) услуги, несовместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки.

2.3. Услуги, совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, оказывают по:

а) постановке бухгалтерского учета;

б) контролю ведения учета и составлению отчетности;

в) контролю начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей;

г) анализу хозяйственной и финансовой деятельности;

д) оценке экономических и инвестиционных проектов, экономической безопасности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта;

е) представлению интересов экономического субъекта по доверенности перед третьими лицами;

ж) проведению семинаров, повышению квалификации и обучению персонала экономических субъектов, и в частности аудиторских организаций;

з) научной разработке, изданию методических пособий и рекомендаций по бухгалтерскому учету, налогообложению, анализу финансово — хозяйственной деятельности, аудиту, хозяйственному праву и т.д.;

и) компьютеризации бухгалтерского учета, составления отчетности, расчетов по налогообложению, анализа хозяйственной деятельности, аудита и т.д.;

к) консультационным услугам по вопросам финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, инвестиционной деятельности, менеджменту, маркетингу, оптимизации налогообложения, регистрации, реорганизации и ликвидации предприятий;

л) информационному обслуживанию;

м) экспертному обслуживанию;

н) подбору и тестированию бухгалтерского персонала экономического субъекта;

о) другие.

2.4. Услуги, несовместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, оказывают по:

а) ведению бухгалтерского учета;

б) восстановлению бухгалтерского учета;

в) составлению налоговых деклараций;

г) составлению бухгалтерской отчетности.

2.5. Сопутствующие аудиту услуги подразделяются на:

а) услуги действия;

б) услуги контроля;

в) информационные услуги.

2.6. К услугам действия относятся услуги по созданию документов, состав которых установлен в договоре с экономическим субъектом, ранее экономическим субъектом не созданных.

2.7. К услугам контроля относятся услуги по проверке документов на предмет их соответствия критериям, согласованным аудиторской организацией с экономическим субъектом; контроль ведения учета и составления отчетности; контроль начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей; тестирование бухгалтерского персонала экономического субъекта.

2.8. К информационным услугам относятся: услуги по подготовке устных и письменных консультаций по различным вопросам; проведение обучения, семинаров, «круглых столов»; информационное обслуживание; издание методических рекомендаций и т.д.

2.9. Примерный перечень сопутствующих аудиту услуг дан в классификаторе, приведенном в приложении 1. Этот перечень не является обязательным и исчерпывающим, может дополняться новыми видами сопутствующих услуг. задача перечня состоит в том, чтобы помочь аудиторским организациям в понимании характера и видов сопутствующих аудиту услуг.

3. Общий порядок оказания услуг,

сопутствующих аудиту

3.1. Сопутствующие аудиту услуги должны быть оказаны аудиторской организацией экономическому субъекту с добросовестностью и тщательностью. При оказании сопутствующих аудиту услуг, где это возможно, аудиторская организация должна соблюдать порядок нахождения уровня существенности на основе системы базовых показателей.

3.2. Профессиональные сотрудники аудиторских организаций, которые принимают участие в выполнении работ или оказании услуг, сопутствующих аудиту, должны отвечать следующим профессиональным требованиям:

а) честность;

б) объективность;

в) профессиональная компетентность и прилежание;

г) следование правилам профессионального поведения;

д) выполнение правил (стандартов) аудиторской деятельности;

е) выполнение принципа конфиденциальности информации, ставшей известной сотрудникам в ходе выполнения ими своих профессиональных обязанностей.

3.3. Требование независимости специалиста аудиторской организации от экономического субъекта является обязательным при оказании сопутствующих аудиту услуг, несовместимых с проведением аудиторской проверки, а также в случаях, предусмотренных нормативными документами аудиторской деятельности и договорами с заказчиками таких услуг.

Ответственность за соблюдение принципа независимости возложена на аудиторскую организацию. Методы проверки независимости специалистов аудиторской организации разрабатываются аудиторской организацией самостоятельно.

3.4. Аудиторская организация может разрабатывать внутрифирменные стандарты сопутствующих работ и услуг на каждый их вид.

4. Требования, предъявляемые к аудиторским

организациям по выполнению работ и услуг,

сопутствующих аудиту

4.1. Оказание услуг, сопутствующих аудиту, требует от аудиторских организаций выполнения следующих положений:

а) действовать в соответствии с заданием, выполнения которого ждет от них заказчик, сформулированного в письменном виде (в форме договора, контракта, технического задания, письма — обязательства, письменного запроса и т.п.);

б) планировать порядок выполнения работ или оказания услуг;

в) документировать ход выполнения работ или оказания услуг;

г) при выполнении части задания сторонними организациями или сотрудниками, не входящими в штат аудиторской организации, следует четко разграничивать ответственность и функции исполнителей;

д) рекомендуется подготовить типовые формы отчетности по наиболее часто выполняемым видам работ или услуг; эти формы рекомендуется применять на постоянной основе;

е) в крупных аудиторских организациях рекомендуется иметь систему контроля качества выполненных работ или оказанных услуг, сопутствующих аудиту;

ж) по итогам выполнения работ (услуг) должен быть подготовлен документ, отражающий результаты выполнения задания и выводы аудиторской организации.

4.2. Специалисты, оказывающие сопутствующие аудиту услуги, должны обладать необходимым опытом работы и квалификацией.

4.3. В процессе оказания сопутствующих аудиту услуг аудиторская организация вправе привлекать к оказанию таких услуг экспертов в соответствии с правилом (стандартом) «Использование работы эксперта». Использование работы эксперта не снимает ответственности с аудиторской организации за качество оказываемых сопутствующих аудиту услуг.

4.4. Для выполнения сопутствующих аудиту работ и оказания услуг аудиторская организация должна иметь:

а) лицензии на те виды деятельности (по выполнению работ и услуг), которые по законодательству подлежат лицензированию;

б) материально — технические и методические возможности для качественного выполнения работ и оказания услуг.

5. Ответственность сторон

при оказании сопутствующих аудиту услуг

5.1. Аудиторская организация несет ответственность за качество и сроки оказания сопутствующих аудиту услуг согласно действующему законодательству, а также в соответствии с условиями договора, заключаемого между аудиторской организацией и экономическим субъектом.

5.2.

При оказании аудиторами сопутствующих услуг экономический субъект несет ответственность за соблюдение действующего законодательства, за полноту и юридическое оформление предоставляемых документов, точность и достоверность предоставляемой информации, за своевременность предоставления документов, информации, сведений, а также за любые ограничения возможности осуществления аудиторской организацией своих обязательств.

5.3. Аудиторская организация полностью или частично освобождается от ответственности за качество оказываемых сопутствующих аудиту услуг и сроки их выполнения в случае предоставления ложной или неполной информации, а также за задержки в ее предоставлении со стороны экономического субъекта.

6. Оформление оказания сопутствующих аудиту услуг

и результатов их выполнения

6.1. Сопутствующие аудиту услуги действия, оказание которых экономический субъект возлагает на аудиторскую организацию, оформляются договором. К договору может прилагаться задание на выполнение работ и оказание услуг (приложение 2).

Задание должно содержать:

а) перечень вопросов, ответы на которые экономический субъект желает получить от аудиторской организации;

б) перечень источников данных (первичных документов), представляемых аудиторской организации для обработки;

в) перечень документов, которые должны быть созданы аудиторской организацией в результате обработки источников данных с указанием носителя данных (например, бумажный, машинный).

6.2. Результатом оказания сопутствующих аудиту услуг являются документально оформленные результаты (например, расчеты, консультации) и документы (первичные документы, регистры учета, отчетность, справки).

6.3. Аудиторская организация может оформить дополнительно письменную информацию руководству и (или) собственнику экономического субъекта по результатам оказания сопутствующих аудиту услуг. При этом следует действовать в соответствии с правилом (стандартом) «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита».

Приложение 1

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ СОПУТСТВУЮЩИХ АУДИТУ УСЛУГ

———————————

Перечень дается в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, принятым и введенным в действие Постановлением Госстандарта России N 17 от 6 августа 1993 г.

7412000 Услуги в области составления счетов, бухгалтерского учета, ревизий и налогообложения

7412010 Услуги в области составления счетов

7412011 Услуги по составлению баланса

7412012 Услуги по проверке счетов

7412019 Услуги по составлению счетов прочие

7412020 Услуги по проведению финансовых ревизий

7412030 Услуги в области бухгалтерского учета, кроме налоговых деклараций

7412040 Услуги в области налогообложения, включая услуги аудиторских служб

7412041 Консультативные услуги в области налогообложения

7412042 Услуги по планированию корпоративного налога

7412043 Услуги по подготовке и обзору корпоративного налога

7412044 Услуги по планированию индивидуального налога

7412045 Услуги по подготовке индивидуального налога

7412046 Услуги по заполнению налоговых деклараций

7412090 Услуги, связанные с налогообложением, прочие

7414000 Консультативные услуги по вопросам управления коммерческой деятельностью

7414010 Консультативные услуги по общим вопросам управления

7414020 Консультативные услуги по вопросам финансового управления, кроме корпоративного налога

7414030 консультативные услуги по вопросам управления маркетингом

7414040 Консультативные услуги по вопросам управления трудовыми ресурсами

7414050 Консультативные услуги по вопросам управления производством

7414060 Консультативные услуги по связи с общественными организациям

7414070 Услуги по арбитражу и примирению

7414080 Услуги по руководству проектами, кроме услуг по руководству строительными проектами

7414090 Услуги в области управления коммерческой

деятельностью прочие, не включенные в другие группировки

8000000 УСЛУГИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

8040000 Услуги в области непрерывного образования для взрослых

8040020 Услуги курсов по повышению квалификации

8040030 Услуги курсов по профессиональной переориентации

8040055 Услуги курсов по программированию и обучению работе на электронно — вычислительных машинах

8040059 Услуги по повышению профессионального мастерства прочие

8090000 Услуги в области образования прочие

8090010 Обучение в частных специализированных платных учебных заведениях и семинарах

8090020 Обучение на курсах, в платных кружках

7200000 УСЛУГИ, СВЯЗАННЫЕ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КОМПЬЮТЕРОВ

7210010 Консультативные услуги по устройствам подготовки данных, ввода данных и управления работой компьютера

7210060 Консультационные услуги по включению компьютеров в информационные сети и работе в информационных сетях

7210070 Консультационные услуги по техническим комплексам на базе компьютеров, таким как настольные редакционно — издательские системы

7210090 Консультативные услуги по использованию компьютеров и связанным с ними техническим средствам прочие

7220000 Консультационные услуги по программному обеспечению

7220025 Консультационные услуги по программным средствам организации вычислительного процесса

7220026 Консультационные услуги по сервисным программам

7220030 Консультационные услуги по прикладному программному обеспечению

7220035 Консультационные услуги по прикладным программам для обучения

7230000 Консультационные услуги по информационному обеспечению и обработке данных; услуги по подготовке и вводу данных

7230010 Консультационные услуги по организации информационного обеспечения (системам сбора информации, входные и выходные формы, нормативно — техническое и правовое обеспечение)

7230030 Консультационные услуги по структуре построения баз данных и языкам запросов

7230040 Услуги по подготовке данных

7230050 Услуги по вводу данных

7230060 Услуги по организации загрузки данных и использованию машинного времени

Приложение 2

ЗАДАНИЕ НА ОКАЗАНИЕ

СОПУТСТВУЮЩИХ АУДИТУ РАБОТ И УСЛУГ

┌────────────────┬───────────────┬────────────────────┬──────────┐│Наименование со-│Перечень источ-│Перечень документов,│ Носитель ││путствующих │ников информа- │создаваемых при ока-│(бумажный,││аудиту услуг и │ции (данных), │зании услуг и вы- │машинный, ││работ (перечень │представленных │полнении работ │ иной) ││вопросов) │для обработки │ │ │├────────────────┼───────────────┼────────────────────┼──────────┤│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │├────────────────┼───────────────┼────────────────────┼──────────┤│ │ │ │ │└────────────────┴───────────────┴────────────────────┴──────────┘

Судебная практика и законодательство — Правило (стандарт) аудиторской деятельности»Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним»(одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 18.03.1999 Протокол N 2)

Источник: https://legalacts.ru/doc/pravilo-standart-auditorskoi-dejatelnosti-kharakteristika-soputstvuiushchikh-auditu/

Studio-pravo
Добавить комментарий