4. Негосударственный финансовый контроль: Отказ от административно-командных методов управления экономикой

1.4 Негосударственный контроль

4. Негосударственный финансовый контроль: Отказ от административно-командных методов управления экономикой

Отказ от административно-командных методов управления экономикой повысили роль тех видов финансового контроля, которые проводятся без участия государственных органов, но в соответствии с государственными законами и нормативными актами.

К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрихозяйственный и аудиторский контроль. Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами за финансово-хозяйственной деятельностью.

Новый вид финансового контроля, возникший в России в конце 80-х годов — аудиторский. В становлении и развитии в России аудиторского финансового контроля нашел отражение опыт зарубежных стран, где такая форма контроля широко распространена.

Порядок проведения аудиторского финансового контроля урегулирован Указом Президента Российской Федерации «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации». Согласно этим актам аудиторская деятельность определяется как независимый вневедомственный финансовый контроль.

Его могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию, так и аудиторские фирмы (в том числе, иностранные), которые могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную Российским законодательством.

После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Организация государственного регулирования аудиторской деятельностью возложена на комиссию по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.

Все услуги аудиторских организаций платные. Как правило отношения аудитора и клиента оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам. Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения. Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов.

Выделяют два вида аудита:

Внутрифирменный аудит осуществляется внутри фирм аудиторской службой, функционирующей, как на уровне центрального руководства фирмы, так и на уровне филиалов, дочерних компаний и т.п.

Внутрифирменный аудит направлен на повышение эффективности управленческого решения по совершенствованию финансовой и хозяйственной деятельности предприятия в целях максимизации рентабельности и прибыли.

В его задачи входит проверка соблюдения принципов и правил бухгалтерского учета при подготовке ежегодной отчетности, проработка рекомендаций внешних аудиторов; консультирование руководства фирмы по всем вопросам финансовой стратегии предприятия; проверка своевременности, надежности и точности финансовой информации.

Внешний аудит выполняют специальные аудиторские фирмы по договору с государственными, налоговыми и другими органами, предприятиями, другими пользователями — банками, иностранными партнерами, акционерами, страховыми обществами.

Основной их задачей является установление достоверности финансовой отчетности проверяемых объектов, а также разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков в деятельности хозорганов, улучшению их финансово хозяйственной деятельности и коммерческих результатов.

Для достижения поставленных задач и целей аудиторские фирмы осуществляют: финансовые экспертизы; проверки и ревизии финансово хозяйственной деятельности и коммерческой деятельности; контроль за правильностью определения доходов, подлежащих налогообложению; предотвращение их занижения и возможность избежания штрафных санкций.

В целом область аудиторских услуг весьма значительна. К ней можно отнести также постановку и организацию бухгалтерского учета; подготовку документов, необходимых при создании акционерных обществ, посредничество в заключении торговых сделок; и др.

Профессиональные услуги аудиторских фирм являются платными, это обеспечивает реализацию главного отличия института аудиторства от других форм организации финансового контроля, его полную, в том числе экономическую, независимость от государственных, ведомственных управленческих структур.

В нашей стране аудиторство, как принципиально новая форма организации финансового контроля, только начинает делать свои первые шаги. В развитых странах независимое аудиторство является ведущей формой внешнего финансового контроля.

Такая форма контроля получила широкое распространение, вплоть до создания международных аудиторских фирм. Международная ассоциация фирм дипломированных общественных бухгалтеров объединяет более 4,2 тыс. аудиторских фирм, функционирующих в 147 странах.

При ООН создана Международная организация высших органов государственного финансового контроля.

Во многих государствах действуют транснациональные аудиторско-консультационные фирмы с представительством в других странах. Кроме того, существуют малые аналогичные службы, а также структуры для оказания индивидуальных аудиторских услуг.

Во многих фирмах существует внутренний аудит для осуществления самоконтроля за уровнем затрат, рентабельности, соблюдением оптимального режима экономии и высокого качества оказываемых услуг.

Внутренний аудит используют и в транснациональных корпорациях.

Основная задача аудиторских служб состоит в контроле за соблюдением законодательства, регулирующего финансовую и хозяйственную деятельность предприятия, ведение бухгалтерского учета, составление отчетности и обеспечение государственных органов и собственников объективной информацией о финансовом положении. В условиях бизнеса никто в деловом мире не принимает всерьез предпринимателей, чьи отчетные данные не подтверждены аудиторскими заключениями.

Источник: https://fin.bobrodobro.ru/70018

Финансовый контроль

4. Негосударственный финансовый контроль: Отказ от административно-командных методов управления экономикой

воздействия в административном порядке. ЦБР осуществляет контроль за

соблюдением законодательства о валютном регулировании.

Впервые в законодательном плане решен вопрос об обязательности

ведомственного или внутреннего контроля. Главным распорядителем и

распорядителем бюджетных средств вменено в обязанность осуществлять

контроль за использованием этих средств.

Наряду со всеми перечисленными структурными подразделениями МФРФ

существует специальное контрольное подразделение, предназначенное именно

для проведения финансового контроля – это Контрольно-ревизионное

управление. С его территориальными органами на местах. Подробно порядок

организации контрольной работы органов КРУ их функции и задачи мы

рассмотрим в следующей главе. 

4. Негосударственный контроль. 

Отказ от административно-командных методов управления экономикой

повысили роль тех видов финансового контроля, которые проводятся без

участия государственных органов, но в соответствии с государственными

законами и нормативными актами. К негосударственным видам финансового

контроля относятся внутрихозяйственный и аудиторский контроль.

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится самим предприятием

, его экономическими службами за финансово-хозяйственной деятельностью

своего предприятия.

Новый вид финансового контроля , возникший в России в конце 80-х

годов – аудиторский. В становлении и развитии В России аудиторского

финансового контроля нашел отражение опыт зарубежных стран, где такая форма

контроля широко распространена.

Порядок проведения аудиторского финансового контроля урегулирован

Указом Президента Российской Федерации «Об аудиторской деятельности в

Российской Федерации». Согласно этим актам аудиторская деятельность

определяется как независимый вневедомственный финансовый контроль. Его

могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие государственную

аттестацию, так и аудиторские фирмы (в том числе, иностранные), которые

могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную Российским

законодательством. После получения лицензии на право осуществления

аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов

и аудиторских фирм. Организация государственного регулирования аудиторской

деятельностью возложена на комиссию по аудиторской деятельности при

Президенте Российской Федерации.

Все услуги аудиторских организаций платные. Как правило отношения

аудитора и клиента оформляются договором с оплатой услуг по договорным

ценам. Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения. Этот

документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц,

государственных и судебных органов.

Выделяют два вида: удита-внешний и внутрифирменный.

Внутрифирменный аудит осуществляется внутри фирм аудиторской службой,

функционирующей, как на уровне центрального руководства фирмы, так и на

уровне филиалов, дочерних компаний и т.п.

Внутрифирменный аудит направлен на повышение эффективности

управленческого решения по совершенствованию финансовой и хозяйственной

деятельности предприятия в целях максимизации рентабельности и прибыли. В

его задачи входит проверка соблюдения принципов и правил бухгалтерского

учета при подготовке ежегодной отчетности, проработка рекомендаций внешних

аудиторов; консультирование руководства фирмы по всем вопросам финансовой

стратегии предприятия; проверка своевременности, надежности и точности

финансовой информации.

Внешний аудит выполняют специальные аудиторские фирмы по договору с

государственными, налоговыми и другими органами, предприятиями, другими

пользователями – банками, иностранными партнерами, акционерами, страховыми

обществами т.д. Основной их задачей является установление достоверности

финансовой отчетности проверяемых объектов, а также разработка рекомендаций

по устранению имеющихся недостатков в деятельности хозорганов, улучшению их

финансово хозяйственной деятельности и коммерческих результатов.

Для достижения поставленных задач и целей аудиторские фирмы

осуществляют: финансовые экспертизы; проверки и ревизии финансово

хозяйственной деятельности и коммерческой деятельности предприятий и

организаций; контроль за правильностью определения доходов, подлежащих

налогообложению; предотвращение их занижения и возможность избежания

штрафных санкций.

В целом область аудиторских услуг весьма значительна. К ней можно

отнести также постановку и организацию бухгалтерского учета; подготовку

документов, необходимых при создании . акционерных обществ,

посредничество в заключении торговых сделок; и др.

Профессиональные услуги аудиторских фирм являются платными, это

обеспечивает реализацию главного отличия института аудиторства от других

форм организации финансового контроля, его полную, в том числе

экономическую, независимость от  государственных,  ведомственных

управленческих структур.

В нашей стране аудиторство, как принципиально новая форма организации

финансового контроля, только начинает делать свои первые шаги.

В развитых странах независимое аудитоство является ведущей формой

внешнего финансового контроля. Такая форма контроля получила широкое

распространение, вплоть до создания международных аудиторских фирм.

Международная ассоциация фирм дипломированных общественных бухгалтеров

объединяет более 4,2 тыс. аудиторских фирм, функционирующих в 147 странах.

При ООН создана Международная организация высших органов государственного

финансового контроля.

Во многих государствах действуют транснациональные аудиторско-

консультационные фирмы с представительством в других странах. Кроме того

существуют малые аналогичные службы, а также структуры для оказания

индивидуальных аудиторских услуг. Во многих фирмах существует внутренний

аудит для осуществления самоконтроля за уровнем затрат, рентабельности,

соблюдением оптимального режима экономии и высокого качества оказываемых

услуг. Внутренний аудит используют и в транснациональных корпорациях.

Основная задача аудиторских служб состоит в контроле за соблюдением

законодательства, регулирующего финансовую и хозяйственную деятельность

предприятия, ведение бухгалтерского учета, составление отчетности и

обеспечение государственных органов и собственников объективной информацией

о финансовом положении. В условиях бизнеса никто в деловом мире не

принимает всерьез предпринимателей, чьи отчетные данные не подтверждены

аудиторскими заключениями.

1. Организация контрольной работы органов Контрольно-ревизионного

Управления. 

1. Правовая и законодательная основа, порядок взаимодействия с другими

органами. 

Оперативный финансовый контроль в рамках Министерства финансов

Российской Федерации осуществляет Контрольно-ревизионное Управление.

В своей деятельности территориальные контрольно-ревизионные органы

руководствуются Конституцией Российской Федерации,  Федеральными

конституционными законами, указами и распоряжениями Президента Российской

Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской

Федерации, Положением о Министерстве финансов Российской Федерации,

приказами и инструкциями Министерства финансов Российской Федерации,

нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов

местного управления.

Документом, регламентирующим деятельность непосредственно органов КРУ

является «Положение о контрольно-ревизионном управлении Министерства

финансов Российской Федерации в субъекте Российской Федерации»,

утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от

06.08.98г. №888. Согласно данного постановления органы КРУ подверглись

реорганизации. На базе ранее действующих аппаратов главных контролеров-

ревизоров МФРФ образованы территориальные контрольно-ревизионные органы

МФРФ.

Основной задачей деятельности управления является осуществление в

пределах своей компетенции последующего государственного финансового

контроля на территории соответствующего объекта Российской Федерации или

региона Российской Федерации, что включает в себя:

— усиление контроля за целевым использованием средств федерального бюджета,

выделяемых объектами Российской Федерации;

— осуществление контроля за целевым и рациональным использованием

государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;

— проведение ревизий и проверок поступления и расходования средств

Источник: https://www.turboreferat.ru/financial-law/finansovyj-kontrol/75427-386274-page4.html

Лекция 2. Негосударственный финансовый контроль

4. Негосударственный финансовый контроль: Отказ от административно-командных методов управления экономикой

АУДИТ

Негосударственный финансовый контроль

Отказ от административно-командных методов управления экономикой повышает роль тех видов финансового контроля, которые проводятся без непосредственного участия государственных контрольных органов, но в соответствии с государственными законами и нормативными актами. К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрихозяйственный и аудиторский контроль

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами — бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента — за финансово-хозяйственной деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних предприятий.

Внутрихозяйственный контроль можно разделить на оперативный (текущий) и стратегический.

Оперативный производится главным бухгалтером в процессе повседневной хозяйственно-финансовой деятельности с помощью четкой организации бухгалтерского учета и контроля за движением денежных средств. Главный бухгалтер отвечает за соблюдение государственной финансовой дисциплины и финансового законодательства.

Стратегический финансовый контроль предполагает разработку оптимальных решений по использованию финансовых ресурсов и вложению капитала, обеспечивающих экономическую эффективность и максимизацию прибыли. Внутрихозяйственный контроль может быть произведен и при участии привлеченных со стороны специалистов — по инициативе руководства предприятия или его собственников — учредителей и акционеров.

Новый вид финансового контроля, возникший в Российской Федерации с конца 80-х гг., —аудиторский.

Аудит – независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Аудит регулируется федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Аудиторский контроль — независимый вневедомственный финансовый контроль

Основные задачи аудиторского контроля — установление достоверности финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации; проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов.

Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах финансово-хозяйственного законодательства; проработка рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Если инициативная проверка осуществляется по решению самого экономического субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных действующим законодательством.

.

Обязательный аудит проводится в случаях, если:

1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) организация является кредитной организацией, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей,

инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию

на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей.

4) в иных случаях, установленных федеральными законами.

Обязательный аудит проводится ежегодно.

Проводят аудит аудиторские организации и индивидуальные аудиторы.

Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы (индивидуальные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность) не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных законом.

Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с

аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с

аудиторской деятельностью услуги, в частности:

1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;

5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценочную деятельность;

8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

По итогам аудиторской проверки аудиторская организация оформляет и предоставляет организации аудиторское заключение.

Аудиторское заключение – официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/2_124739_lektsiya-.html

Финансовый контроль как метод управления (стр. 3 из 7)

4. Негосударственный финансовый контроль: Отказ от административно-командных методов управления экономикой

Однако, принимая во внимание принятый в 1998г.

Бюджетный кодекс, отметим, что на Минфин возложено осуществление финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов РК и местных бюджетов, если субъект РК получает помощь в объеме свыше 50% расходов его консолидированного бюджета.

Назначается ревизия и исполнение бюджета субъекта переходит под контроль Минфина и в случаях, когда субъект не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств.

Финансовый контроль осуществляют все структурные подразделения МФРК соответственно их компетенции. Так, органы казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения государственного бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.

В связи с повышением роли налогов в доходах государства стало необходимо выделение органов налоговой службы в особую систему. Деятельность налоговой службы направлена на обеспечение единой системы контроля за соблюдением казахстанского налогового законодательства, правомерности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и внебюджетные фонды.

Органы ГНС наделены широким кругом контрольных полномочий и прав по применению мер принудительного воздействия к нарушителям налогового законодательства.

Одновременно, для обеспечения безопасности РК и укрепления государственной дисциплины в области налогообложения были созданы органы налоговой полиции, которые включают в Государственную службу налоговой полиции, территориальные и местные органы.

Функции органов Государственного страхового надзора также ограничены особой сферой – страховой деятельностью. Они осуществляются в целях обеспечения соблюдения требований законодательства РК о страховании, развития страховых услуг, защиты прав и интересов участников страховых отношений.

Перестройка банковской системы и возникновение коммерческих банков в значительной мере изменили функции банков (кредитных органов) в области финансового контроля. Особая роль в его осуществлении принадлежит Центральному Банку Казахстана.

Он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение – Департамент банковского надзора.

При этом ЦБР вправе применить к банкам, нарушающим законодательство и установленные правила деятельности, принудительные меры воздействия в административном порядке. ЦБР осуществляет контроль за соблюдением законодательства о валютном регулировании.

Впервые в законодательном плане решен вопрос об обязательности ведомственного или внутреннего контроля. Главным распорядителем и распорядителем бюджетных средств вменено в обязанность осуществлять контроль за использованием этих средств.

Наряду со всеми перечисленными структурными подразделениями МФРК существует специальное контрольное подразделение, предназначенное именно для проведения финансового контроля – это Контрольно-ревизионное управление. С его территориальными органами на местах. Подробно порядок организации контрольной работы органов КРУ их функции и задачи мы рассмотрим в следующей главе.

1.4. Негосударственный контроль

Отказ от административно-командных методов управления экономикой повысили роль тех видов финансового контроля, которые проводятся без участия государственных органов, но в соответствии с государственными законами и нормативными актами. К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрихозяйственный и аудиторский контроль.

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится самим предприятием , его экономическими службами за финансово-хозяйственной деятельностью своего предприятия.

Порядок проведения аудиторского финансового контроля урегулирован Указом Президента РК «Об аудиторской деятельности в РК». Согласно этим актам аудиторская деятельность определяется как независимый вневедомственный финансовый контроль.

Его могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию, так и аудиторские фирмы (в том числе, иностранные), которые могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную Казахстанским законодательством.

После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Организация государственного регулирования аудиторской деятельностью возложена на комиссию по аудиторской деятельности при Президенте РК.

Все услуги аудиторских организаций платные. Как правило отношения аудитора и клиента оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам. Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения. Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов.

Выделяют два вида: удита-внешний и внутрифирменный.

Внутрифирменный аудит осуществляется внутри фирм аудиторской службой, функционирующей, как на уровне центрального руководства фирмы, так и на уровне филиалов, дочерних компаний и т.п.

Внутрифирменный аудит направлен на повышение эффективности управленческого решения по совершенствованию финансовой и хозяйственной деятельности предприятия в целях максимизации рентабельности и прибыли.

В его задачи входит проверка соблюдения принципов и правил бухгалтерского учета при подготовке ежегодной отчетности, проработка рекомендаций внешних аудиторов; консультирование руководства фирмы по всем вопросам финансовой стратегии предприятия; проверка своевременности, надежности и точности финансовой информации.

Внешний аудит выполняют специальные аудиторские фирмы по договору с государственными, налоговыми и другими органами, предприятиями, другими пользователями – банками, иностранными партнерами, акционерами, страховыми обществами т.д.

Основной их задачей является установление достоверности финансовой отчетности проверяемых объектов, а также разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков в деятельности хозорганов, улучшению их финансово хозяйственной деятельности и коммерческих результатов.

Для достижения поставленных задач и целей аудиторские фирмы осуществляют: финансовые экспертизы; проверки и ревизии финансово хозяйственной деятельности и коммерческой деятельности предприятий и организаций; контроль за правильностью определения доходов, подлежащих налогообложению; предотвращение их занижения и возможность избежания штрафных санкций.

В целом область аудиторских услуг весьма значительна. К ней можно отнести также постановку и организацию бухгалтерского учета; подготовку документов, необходимых при создании …….. акционерных обществ, посредничество в заключении торговых сделок; и др.

Профессиональные услуги аудиторских фирм являются платными, это обеспечивает реализацию главного отличия института аудиторства от других форм организации финансового контроля, его полную, в том числе экономическую, независимость от государственных, ведомственных управленческих структур.

В нашей стране аудиторство, как принципиально новая форма организации финансового контроля, только начинает делать свои первые шаги.

В развитых странах независимое аудитоство является ведущей формой внешнего финансового контроля. Такая форма контроля получила широкое распространение, вплоть до создания международных аудиторских фирм.

Международная ассоциация фирм дипломированных общественных бухгалтеров объединяет более 4,2 тыс. аудиторских фирм, функционирующих в 147 странах.

При ООН создана Международная организация высших органов государственного финансового контроля.

Во многих государствах действуют транснациональные аудиторско-консультационные фирмы с представительством в других странах. Кроме того существуют малые аналогичные службы, а также структуры для оказания индивидуальных аудиторских услуг.

Во многих фирмах существует внутренний аудит для осуществления самоконтроля за уровнем затрат, рентабельности, соблюдением оптимального режима экономии и высокого качества оказываемых услуг.

Внутренний аудит используют и в транснациональных корпорациях.

Основная задача аудиторских служб состоит в контроле за соблюдением законодательства, регулирующего финансовую и хозяйственную деятельность предприятия, ведение бухгалтерского учета, составление отчетности и обеспечение государственных органов и собственников объективной информацией о финансовом положении. В условиях бизнеса никто в деловом мире не принимает всерьез предпринимателей, чьи отчетные данные не подтверждены аудиторскими заключениями.

2. Организация контрольной работы органов Контрольно-ревизионного Управления

2.1. Правовая и законодательная основа, порядок взаимодействия с другими органами

Оперативный финансовый контроль в рамках Министерства финансов РК осуществляет Контрольно-ревизионное Управление.

В своей деятельности территориальные контрольно-ревизионные органы руководствуются Конституцией РК, конституционными законами, указами и распоряжениями Президента РК, постановлениями и распоряжениями Правительства РК, Положением о Министерстве финансов РК, приказами и инструкциями Министерства финансов РК, нормативно-правовыми актами субъектов РК и органов местного управления.

Документом, регламентирующим деятельность непосредственно органов КРУ является «Положение о контрольно-ревизионном управлении Министерства финансов РК в субъекте РК», утвержденное постановлением Правительства РК от 06.

08.98г. №888. Согласно данного постановления органы КРУ подверглись реорганизации. На базе ранее действующих аппаратов главных контролеров-ревизоров МФРК образованы территориальные контрольно-ревизионные органы МФРК.

Источник: https://mirznanii.com/a/242874-3/finansovyy-kontrol-kak-metod-upravleniya-3/

Негосударственный финансовый контроль

4. Негосударственный финансовый контроль: Отказ от административно-командных методов управления экономикой

Отказ от административно-командных методов управления экономикой повышает роль тех видов финансового контроля, которые проводятся без непосредственного участия государственных контрольных органов, но в соответствии с государственными законами и нормативными актами.

К негосударственным видам финансового контроля относятся:

Внутрихозяйственный контроль;

Аудиторский (независимый) контроль.

Внутрихозяйственный контроль

Внутрихозяйственный контроль — это контроль финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемый экономическими службами самого предприятия или организации. Объектом этого контроля выступают как предприятие в целом, так и отдельные его структурные подразделения.

Важнейшими функциями внутрихозяйственного контроля выступают:

  • 1. формирование учетной политики;
  • 2. ведение бухгалтерского учета;
  • 3. составление в установленные сроки достоверной бухгалтерской отчетности;
  • 4. контроль за движением имущества и выполнением обязательств;
  • 5. обеспечение соответствия всех осуществляемых предприятием (учреждением) хозяйственных операций законодательству.

Внутрихозяйственный контроль осуществляется бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими экономическими службами. Ключевым звеном в системе внутрихозяйственного контроля является главный (старший) бухгалтер. При осуществлении своих функций главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю предприятия (учреждения), чьим приказом он назначается и освобождается от должности.

Главный бухгалтер совместно с руководителем предприятия подписывает все документы, служащие основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, расчетные, кредитные, финансовые обязательства и хозяйственные договоры. Названные документы без подписи главного бухгалтера признаются недействительными и не принимаются к исполнению.

Главный бухгалтер не принимает к оформлению и исполнению документы по операциям, противоречащим действующему законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину.

При получении незаконного распоряжения он обязан до исполнения письменно заявить об этом первому руководителю. При получении письменного подтверждения об исполнении названных документов главный бухгалтер исполняет его.

В этом случае вся полнота ответственности за совершенную операцию ложится на руководителя предприятия.

Обязанностью главного бухгалтера является также осуществление предварительного финансового контроля за правильностью и законностью расходования средств.

Аудиторский (независимый) контроль — сравнительно новое направление финансового контроля.

Аудит — это форма предпринимательской деятельности аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйствующих субъектов, а также по оказанию им иных аудиторских услуг.

Основной целью деятельности аудиторов является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ.

Аудиторы и аудиторские фирмы имеют право на деятельность после профессиональной аттестации и государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности.

При этом они получают лицензию и регистрируются в государственном реестре аудиторов и аудиторских фирм.

В РФ аудиторская деятельность специализирована. Банковский аудит лицензируется Центральным банком РФ, аудит страховых организаций, общий аудит, а также аудит инвестиционных фондов — соответствующими подразделениями Минфина РФ.

При Президенте РФ создана Комиссия по аудиторской деятельности. Ее основная задача — организация разработки системы мер по государственной поддержке становления и развития рынка аудиторских услуг в РФ, а также защита интересов государства, хозяйствующих субъектов, аудиторов и аудиторских фирм. В положении о Комиссии сформулированы ее полномочия:

выдача генеральных лицензий на осуществление лицензирования аудиторской деятельности;

организация ведения государственных реестров аудиторов, аудиторских фирм и их объединений;

организация публикаций в СМИ сведений о выдаче и аннулировании лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также о зарегистрированных объединениях аудиторов и аудиторских фирм и т.д.;

Комиссия имеет право направлять аудиторам, аудиторским фирмам и их объединениям обязательные для исполнения предписания об устранениях ими нарушений законодательства РФ в области аудиторской деятельности.

При осуществлении своей деятельности аудиторы наделены широкими правами и одновременно имеют определенные обязанности. Аудиторы имеют право:

проверять у хозяйствующих субъектов в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей;

получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения для аудиторской проверки;

по письменному запросу получать необходимую для осуществления проверки информацию от третьих лиц, в том числе при содействии государственных органов, поручивших проверку;

самостоятельно определять формы и методы проведения аудиторской проверки исходя из требований нормативных актов, конкретных условий договора с хозяйствующим субъектом, а также содержания поручения органов суда, прокуратуры и т.д. При этом допускается привлечение на договорной основе к участию в проверке аудиторов, работающих в других аудиторских фирмах;

отказаться от проведения аудиторской проверки в случае не предоставления проверяемым хозяйствующим субъектом необходимой документации, а также в случае необеспечения государственными органами, поручившими проведение проверки, личной безопасности аудитора и членов его семьи при наличии такой необходимости.

Обязанности аудитора сводятся к следующему:

неукоснительно соблюдать законность в ходе проведения проверки;

квалифицированно предоставлять аудиторские услуги;

обеспечивать сохранность документов, получаемых в ходе проверки и не разглашать их содержание без согласия хозяйствующего субъекта, за исключением случаев, специально предусмотренных законом.

Существуют два вида аудиторских проверок в зависимости от субъектов, инициирующих их — обязательная и инициативная.

Обязательная проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, а также по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции прокурора, суда, арбитражного суда, при наличии в производстве возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Инициативная проверка проводится по решению самого хозяйствующего субъекта.

По результатам проверки оформляется аудиторское заключение (ревизионный сертификат), имеющее силу официального документа. Заключение аудитора по результатам обязательной проверки, инициированной государственным органом, имеет силу заключения экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством.

Текст аудиторского заключения состоит из вводной, аналитической и итоговой частей. Во вводной части приводится юридический адрес аудиторской фирмы, фамилии всех аудиторов, принимавших участие в проверке, номер и дата выдачи лицензии и т.п.

В аналитической части излагаются результаты экспертизы организации бухгалтерского учета, составления соответствующей отчетности и состояния внутреннего контроля, а также факты выявленных существенных нарушений в системе учета и отчетности, влияющих на достоверность, несоблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственников хозяйствующего субъекта, государства и третьих лиц. Итоговая часть содержит запись о подтверждении достоверности финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.

Источник: https://vuzlit.ru/1606858/negosudarstvennyy_finansovyy_kontrol

Studio-pravo
Добавить комментарий