4. Метод административного права.: Метод – совокупность приемов и способов. Выделяют следующие методы:

Центральная научная библиотека :: организационно-административные методы управления

4. Метод административного права.: Метод – совокупность приемов и способов. Выделяют следующие методы:

16

16

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

Факультет экономики и управления

Кафедра экономика и управление на предприятии

Контрольная работа по предмету Основы менеджмента

ОРГАНИЗАЦИОННО-АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

Гродно 2006 год

f

Введение1. Понятие, сущность организационно-административных методов управления2.Классификация организационно-административных методов управления3.

Нормативно-правовая база организационно-административных методов управленияЗаключениеСписок использованных источниковfВведениеОбщество с момента возникновения нуждается в управлении социальными процессами, воспроизводством социальной и духовной жизни. Управление производством связано с общественным характером труда.

Оно обособилось в самостоятельный вид деятельности в ходе разделения труда, кооперации и расширения масштабов производства. Это процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на его объект для достижения определенных результатов.Под субъектом управления понимают физическое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие.

Объектом управления, то есть тем, на что направлено властное воздействие субъекта управления, могут быть физические и юридические лица, а также социально-экономические системы и процессы.В системе менеджмента методы занимают особое положение ввиду того, что имеют сугубо практическое применение.

Именно с помощью методов менеджеры воздействуют на управляемые объекты для преобразования их из исходного состояния в желаемое.Метод(от греч. methodos — путь исследования, теория, учение) в общем смысле означает путь к цели, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.

Метод — совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания (комбинации). Следует отметить, что в экономической литературе нет единого толкования содержания, объекта воздействия и классификации методов управления.

Одни авторы классифицируютметоды управления в зависимости от их содержания, направленности и организационной формы, что отражает, по сути, административное, экономическое и социальное воздействие на управляемую систему. Другие характеризуют их по способам и приемам воздействия.

Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг друга, находятся в постоянном динамическом равновесии.Следует исходить из того, что в конкретном методе управления определенным образом сочетаются (взаимодействуют) и содержание, и направленность, и организационная форма.

В связи с этим можно выделить следующие методы управления:· организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;· экономические, обусловленные экономическими стимулами;· социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.

В ходе контрольной работы мы попытаемся проанализировать успешность применения организационно-административных методов управления, используя различные учебники по менеджменту.f1.

Понятие, сущность организационно-административных методов управленияКак мною было сказано во введении, под методами понимается совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.В экономической литературе можно встретить деление методов руководства на методы стимулирования и методы распорядительства.

Методы распорядительства (организационно-распорядительного воздействия) базируются на использовании «обязывания», то есть разрешения или запрета на определенные действия или нормы поведения субъекта. Эти методы представляют собой инструмент, посредством которого развивается и конкретизируется, облекается в определенную форму управленческое воздействие субъекта.

Они достаточно широко используются в организаторской деятельности руководителя на всех уровнях управления [2, стр. 98].Объективной основой использования организационно-административных (организационно-распорядительных) методов управления выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления.

Поскольку через их посредство реализуется одна из важнейших функций управления — функция организации, задача организационно-административной деятельности состоит в координации действий подчиненных. Никакие экономические методы не смогут существовать без организационно-административного воздействия, которое обеспечивает четкость, дисциплинированность и порядок работы коллектива.

Важно определить оптимальное сочетание, рациональное соотношение организационно-административных и экономических методов.

Подход, согласно которому сфера воздействия экономических методов расширяется только за счет вытеснения организационно-административных методов управления, нельзя признать правомерным ни с научной, ни с практической точки зрения, так как механизмы их действия принципиально различаются.

Организационно-административные методы в основном опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину и ответственность. Руководитель представляется здесь как администратор, субъект власти, опирающийся на предоставленное ему в этом право.

Организационно-административные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за их выполнением, систему административных средств поддержания трудовой дисциплины и другие. Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда.

Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства [4, стр. 95].Организационно-административные методы отличает от других четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, нарушение которых рассматривается как прямое нарушение трудовой дисциплины и влечет за собой определенные взыскания.

К характерным особенностям прямого воздействия относится непосредственно связь руководителя и подчиненного. Однако в целом, прямые методы воздействия ведут к усилению пассивности подчиненных, а иногда к скрытому неповиновению. Поэтому наиболее эффективны косвенные методы воздействия, которые осуществляются посредством постановки задачи и создания стимулирующих условий [3, стр. 83].

В практике управленческой деятельности административное воздействие связано, как правило, с тремя типами подчинения:1. вынужденное и внешне навязанное, которое сопровождается неприятным чувством зависимости и понимается подчиненными как нажим «сверху»;2. пассивное, для которого характерно удовлетворение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений;3. осознанное, внутренне обоснованное [4, стр. 98].Административные методы управления имеют следующие особенности:· они выражают отношения соподчиненности и действуют не через стимулирование (как экономические методы), а в принудительном порядке;· эти методы предписывают четкую программу действий исполнителя (задачи, порядок и сроки их выполнения, ресурсы, условия, ограничения);· они ограничивают свободу выбора исполнителя, за исключением самостоятельности, предоставляемой в рамках полученного задания;· с их использованием связано осуществление не только всех функций, но и других методов управления;· средства административного воздействия существенно отличаются по степени жесткости — от прямых приказов до рекомендаций и советов;· невыполнение административных предписаний рассматривается как нарушение трудовой дисциплины и влечет соответствующие меры взыскания [2, стр. 102].2.Классификация организационно-административных методов управленияОрганизационно-административные методы управления разнообразны. Их чаще определяют особенности личности управляющего и управляемых, их знания, практический опыт, а также соответствующая оценка ситуации. Они тесно связаны с индивидуальным стилем работы любого руководителя, но изменяются в зависимости от уровня управленческой деятельности. Выделяют три группы организационно-административных методов:· организационно-стабилизирующие;· распорядительные;· дисциплинирующие.f

16

16

Табл.1 Классификация организационно-административных методов управленияРаспорядительные и дисциплинирующие методы управления всегда используют вместе с организационно-стабилизирующими, обеспечивая регламентирование, нормирование и инструктирование.Направления их действия следующие:· обеспечение стабильности организационных структур социально-экономической системы и условий их функционирования;· подчинение каждого процесса, протекающего в социально-экономических системах, власти.При этом все организационно-административные (организационно-распорядительные) методы должны применяться в комплексе, способствуя стабилизации системы. Вопрос о взаимозаменяемости методов управления неправомочен, поскольку они имеют различную природу и различный спектр действия и поэтому они взаимодополняют.Регламентирование включает также методы управления: общеорганизационные (определяют принципы устройства предприятия и органов власти), структурные (определяют структуру органов власти, то есть набор звеньев и уровней управления), должностные (определяют должностной статус каждого лица, обладающего властью), функциональные (определяют порядок функционирования властных структур) [5, стр. 47]. Распорядительное воздействие может осуществляться как в устной форме (указания, установки), так и в виде документа (приказы, распоряжения). Последнее позволяет более четко учитывать и контролировать исполнение распоряжений [9, стр. 68]. Проблема использования регламентирующих методов заключается в том, что во многих сферах направления регламентации слишком жестко зафиксированы, что сковывает подвижность отдельных звеньев системы. В других сферах регламентация расплывчата, а иногда вообще отсутствует [5, стр. 48].Нормирование управления основано на использовании нормативов. Норматив — это условное распределение (закрепление) чего-либо на единицу. К нормирующим методам относятся нормативы времени, численности, величины, выработки, соотносительности. Использование нормативов является исключительно важным, их недооценка может привести к тяжелым последствиям.Инструктирование также образует широкую сферу действия организационно-административных (организационно-распорядительных) методов управления. Оно включает в себя различные виды информирования (предостережение, разъяснение, ознакомление, советы и другие). Инструктирование преследует цель ознакомить работников с последствиями необдуманных, неоправданных или непрофессиональных действий, способных повлечь за собой тяжкие последствия или судебную ответственность [5, стр. 50].Функциональное назначение организационно-стабилизирующих методов заключается в установлении долговременных организационных отношений и связей в системах управления между исполнителями управленческих работ (отдельными людьми и их группами), а также между самостоятельными субъектами хозяйствования на договорной основе.Функциональное назначение распорядительных методов заключается в действиях субъектов управления, направленных на устранение возникающих отклонений от запланированного, установленного режима функционирования организации-системы, выработку и осуществление реакции на внешние и внутренние изменения ситуации или среды, в которой протекает жизнедеятельность фирмы.Дисциплинирующие методы предназначаются для недопущения в будущей деятельности отклонений от установленного режима работы организации. При этом подбираются способы, которые призваны исключать несоблюдение трудовой, производственной и технологической дисциплин, режима трудового распорядка и других нарушений. Главное внимание здесь концентрируется не на определении меры вины и наказания работников, а на выявлении глубинных причин сложившейся ситуации, выработке действенных и реальных способов неповторения нарушений в дальнейшей работе.Успех использования организационно-административных методов управления определяется тем, что применяемое воздействие должно:· быть правомочным, предельно ясно и четко сформулированным;· не подавлять активности подчиненных, не сковывать их мелочной опекой;· учитывать предел загрузки сотрудника, не допуская избыточности адресуемых ему поручений, а также уровень его компетентности;· не оставлять сомнений в правильности отдаваемого распоряжения;· не противоречить ранее данным по тому же вопросу указаниям или распоряжениям вышестоящих субъектов управления (если они не противоречат закону);· подвергаться своевременной корректировке, если отданные ранее распоряжения оказались ошибочными или не совсем удачными [7, стр. 98].В любом случае указанные методы дают ощутимый результат только при соблюдении общих для них требований:1. объективности (с точки зрения объекта управления);2. научной обоснованности;3. конкретности (для объекта управления);4. системности;5. соответствия правовым и морально-нравственным нормам (с учетом моральных норм объекта управления);6. воспитательной направленности [2, 103].Таким образом, организационное воздействие руководителя на процесс управления — это, по сути, влияние руководителя на коллектив в целом и личность в частности. Чаще происходит подчинение одной воли другой. Однако формы такого подчинения должны носить самый благожелательный характер, способствовать прогрессу в коллективе и не вызывать нежелательных эмоций типа унижения, неловкости, досады, раздражения или стрессов, что исключает всякое взаимоотношение управляющей у управляемой систем [1, стр. 38].3. Нормативно-правовая база организационно-административных методов управления

Организационно-административные методы управления базируются на:

· системе законодательных актов страны;

· системе нормативных документов вышестоящих структур управления;

· системе разрабатываемых в организации, фирме и т.п. планов, программ, заданий;

· системе оперативного управления.

В систему законодательных актов страны входят государственные законы, указы, постановления, распоряжения, государственные стандарты, положения, инструкции, методы и другие документы, утвержденные высшими управленческими структурами (Президентом, парламентом, правительством) для обязательного применения на территории всей страны.

Система нормативных документов вышестоящих управленческих структур включает в себя стандарты, положения, инструкции, методики, постановления коллегий министерств и ведомств, а также приказы, распоряжения, утвержденные руководством этих государственных органов, и действующие во всех организациях, учреждениях и т.п., объединенных данным министерством или ведомством.

Система разрабатываемых в данной организации, фирме и т.п., планов, программ, заданий имеет нормативно-распорядительный характер для всех звеньев и работников данной организации, регламентирует их деятельность, направленную на достижение стоящих перед нею целей и задач и направлена на повышение эффективности ее функционирования [8, стр. 59].

В рамках организации возможны три формы проявления организационно-административных методов:

· обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.);

· согласительные (консультация, компромисс);

· рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т.п.).

Как правило, это прямые задания и распоряжения вышестоящих органов управления (волевое воздействие руководителя на подчиненных), которые направлены на соблюдение законов и постановлений, приказов и распоряжений руководителей в целях оптимизации производственных процессов [4, стр. 96].

Система оперативного регулирования включает в себя распоряжения, поощрения, санкции, участие в управлении и передачу полномочий и ответственности сверху вниз по служебной лестнице.

Например, распоряжение, даваемое руководителем подчиненному, обычно содержит в себе указание, что должен совершать или, напротив, не совершать подчиненный в тех или иных обстоятельствах или при изменении обстоятельств [8, стр. 59].

В рыночной экономике особое значение придается такому организационному способу долговременного объединения людей, как разработка концепций управления фирмами. Они представляют собой свод основных правил деятельности персонала, менеджеров, соблюдение которых обязательно для всех работников.

Невыполнение этих правил влечет за собой немедленное прекращение трудовых отношений между фирмой и наемным работником. Правовой основой такого подхода является факт подписания поступающим на работу в фирму контракта, в котором он обязуется неукоснительно соблюдать концепцию управления фирмой.

Такой организационный способ поддержания стабильности взаимоотношений наиболее эффективен там, где люди усвоили и готовы придерживаться единых ценностей и социально-психологических установок, которые, в свою очередь, гарантируют им высокие стандарты благополучия и социальной защищенности в период трудовой жизни и после завершения трудоспособного периода. Отечественная практика управления, менталитет постсоветских людей, их отношение к общественной собственности, как к ничейной или чужой, в нынешний переходный к рыночной экономике период в полной мере не позволяют, к сожалению, использовать столь действенный инструмент цивилизованной зарубежной управленческой культуры [9, стр. 68].

Искусство применения методов управления подразумевает поиск руководителем новых возможностей и пристального внимания к отклонениям в функционировании управляемого объекта. Самой распространенной ошибкой является шаблонность и стереотипность методов руководства, а в результате чего возникает так называемый эффект накопления погрешностей или эффект привыкания.

Длительное использование одного и того же метода, пусть даже полезного первоначально, постепенно ведет к тому, что управляемый объект адаптируется к нему и утрачивает нужную реакцию на управляющее воздействие. Поэтому только та система управления является эффективной, которая постоянно развивается и совершенствуется на основе использования накопленного опыта [2, стр.

 102].

fЗаключение

В ходе контрольной работы были сделаны следующие выводы:

1. Метод — это совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности.

2. Организационно-административное воздействие обеспечивает четкость, дисциплинированность, порядок работы коллектива.

3. Организационно-административные методы отличает от других четкая адресность директив, обязательств выполнения распоряжений и указаний, нарушение которых рассматривается как прямое нарушение трудовой дисциплины и влечет за собой определенные взыскания.

4. Выделяют три группы организационно-административных (организационно-распорядительных) методов: организационно-стабилизирующие, распорядительные и дисциплинирующие.

5. Данные методы дают ощутимый результат только при соблюдении общих требований: объективности, научной обоснованности, конкретности, системности, соответствия правовым и морально-нравственным нормам, воспитательной направленности.

fСписок использованных источников

1. Вершигора Е.Е., Ким С.А. Основы управления. — Мн.: Вышэйшая школа, 1984.

2. Воробьев Л.Н. Основы управления производством: учебное пособие — Мн.: НПЖ, Финансы. Учет. Аудит, 1997.

3. Завадский И.С. Управление сельскохозяйственным производством. — Киев: Вища школа, 1984.

4. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. — Мн.: Новое знание, 2002. — 336 с.

5. Князев С.Н. Управление: искусство, наука, практика: учебное пособие. — Мн.: Армита — Маркетинг, Менеджмент, 2002.

6. Менеджмент организаций, под ред. Румянцева З.П. — Мн.: Вышэйшая школа, 1987.

7. Основы менеджмента и маркетинга: учебное пособие, под ред. Седегова Р.С. — Мн.: Вышэйшая школа, 1995.

8. Уткин Э.А. Курс менеджмента. — М.: Зерцало, 1998.

9. Янчевский В.Г. Основы менеджмента: Учебное пособие. — Мн.: ТетраСистемс, 2004. — 224 с.

Источник: http://www.0ck.ru/menedzhment_i_trudovye_otnosheniya/organizacionno-administrativnye_metody.html

Метод административного права

4. Метод административного права.: Метод – совокупность приемов и способов. Выделяют следующие методы:

Если предмет отрасли права отвечает на вопрос, что регулирует данная отрасль, то метод — как, какими способами и средствами происходит это регулирование.

Метод административного права — это совокупность способов и средств, с помощью которых эта отрасль воздействует на общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления.

Основными (общими для всех отраслей права) способами правового регулирования являются предписания, запреты, дозволения.

Предписание — возложение обязанности действовать в соответствии с требованиями правовой нормы.

Запрет — возложение обязанности не совершать те или иные действия, запрещенные нормой.

Дозволение — предоставление лицу права действовать по своему усмотрению в рамках нормы права.

Особенностями метода административного права является то, что эти три юридические возможности воздействия на отношения реализуются в условиях неравенства сторон, отношений власти и подчинения. При этом между одноуровневыми субъектами исполнительной власти возможны и отношения равенства.

Неравенство сторон предполагает односторонность волеизъявлений субъекта власти и доминирование в механизме регулирования таких правовых средств, как предписание.

Причем дозволение в административном праве чаще всего имеет характер разрешения на совершение определенных действий (жесткий вариант дозволения).

Функции административного права определяют его функциональное предназначение как регулятора общественных отношений, которое проявляется в конкретных функциях, выступающих в качестве направлений регулятивного воздействия, в том числе:

— регулятивно-статическая функция, с помощью которой закрепляются основные права и свободы человека и гражданина, полномочия субъектов исполнительной власти, правосубъектность физических и юридических лиц;

— регулятивно-динамическая функция осуществляется с помощью норм, закрепляющих обязанности субъектов права (платить налог, соблюдать экологическое законодательство, соблюдать соответствующие правила и др.);

— охранная функция реализуется органами государства, решающими проблемы охраны правопорядка и имеющими полномочия применять меры административного принуждения;

— оценочная функция реализуется путем закрепления в административном праве юридических средств, выступающих в качестве критерия правомерности или неправомерности действий и решений;

— правоисполнительная функция указывает на то, что административное право является юридической формой исполнительной, подзаконной деятельности;

— правотворческая функция является юридическим выражением распорядительной деятельности органов исполнительной власти, имеющих полномочия издавать правовые акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы.

Система административного права представляет собой совокупность взаимосвязанных административно-правовых норм и институтов, основанную на единстве предмета, метода и принципов данной отрасли права.

Первичным и конечным структурным элементом системы административного права являются нормы права. Они регулируют определенную сторону общественных отношений, выступая во взаимосвязи с комплексом других норм (материальных, процессуальных и т.п.).

Институт административного права – это обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида (административная ответственность, субъекты административного права и т.п.)

По содержанию норм административного права их делят на нормы, регулирующие отношения общего характера, и нормы, регулирующие отношения, складывающиеся в сфере межотраслевого и отраслевого управления. Соответственно этому отрасль административного права принято делить на Общую часть (или первую) и Особенную (или вторую) часть.

Но есть и другие варианты деления данной отрасли на части. Так, А.П.Коренев предлагает выделить еще и третью часть — административно-юрисдикционная деятельность (Коренев А.П. Административное право России, часть 1, М., 1996, стр.31).

В состав общей части входят следующие правовые институты:

— предмет, метод, система, источники, функции, принципы административного права;

— административно-правовые нормы и отношения;

— субъекты административного права;

— административно-правовые формы и методы;

— административные правонарушения и административная ответственность;

— административный процесс и административные производства;

— обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении.

Особенная (вторая) часть включает в себя нормы права, регулирующие межотраслевое и отраслевое государственное управление:

— управление в сфере хозяйственной деятельности;

— управление в административно-политической сфере;

— управление в социально-культурной сфере.

Принципы административного права – это основополагающие идеи, выражающие содержание данной отрасли права, ее сущность и назначение. Выделяют общеправовые принципы и принципы, относящиеся к конкретной отрасли.

Общеправовые принципы:

— Принцип справедливости, принцип уважения прав человека и гражданина, принцип равноправия, законности и др.

— Принцип справедливости предполагает соответствие между действиями и решениями и их социально-правовыми последствиями, например, соразмерность правонарушения и ответственности за него,

— Принцип уважения прав человека и гражданина закреплен в ст.18 Конституции РФ, в соответствии с которой «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

— Принцип равноправия закреплен в ч. 2 ст.19 Конституции РФ.

В ней говорится, что «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина».

— Принцип законности указывает на то, что высшую юридическую силу имеет Конституция РФ.

«Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и Законы». (ст. 15, Конституции РФ).

Принципами, отражающими сущность административного права, кроме рассмотренных выше, являются демократизм нормотворчества и реализации права, взаимная ответственность государства и личности, федерализм.

— Принцип демократизма нормотворчества и реализации права указывают на возможность участия населения и его формирований в выработке административно-правовых норм, с одной стороны, и непосредственной их реализации – с другой.

— Принцип равенства граждан перед законом и правоприменителем конкретизирует принцип равноправия. Он выражается в том, что все граждане имеют равные права и обязанности в сфере управления. Так, имея равные права на государственную службу, все граждане обязаны отвечать за административные правонарушения, оставаясь при этом равными перед правоприменителем.

— Принцип взаимной ответственности государства и личности указывает на то, что они имеют взаимные права и обязанности и несут юридическую ответственность за нарушение этих прав и неисполнение своих обязанностей.

— Принцип федерализма реализуется в распределении предметов ведения (полномочий) между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов федерации.

Источники административного права.

Источники административного права – это внешние формы выражения административно-правовых норм, которые содержатся в различных юридических актах (источниках административного права).

Для административного права характерно многообразие его источников, в качестве которых выступают не только чисто административно-правовые акты, но и нормативные акты других отраслей права.

Все источники административного права можно подразделить на нормативные акты законодательных органов, нормативные акты органов исполнительной власти, акты органов бывшего СССР и международные акты.

1. Нормативные акты законодательных органов:

— Конституция РФ;

— Федеральные конституционные законы, федеральные законы;

— Постановления Государственной Думы;

— Постановления Совета Федерации;

— Законы субъектов РФ;

— Постановления представительных органов и субъектов РФ

2. Нормативные акты органов исполнительной власти:

— нормативные указы и распоряжения Президента РФ;

— Постановления и нормативные распоряжения Правительства РФ;

— нормативные приказы, инструкции, положения, постановления федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, а также городов федерального значения, автономной области и автономных округов;

— правовые акты органов местного управления при реализации ими государственных полномочий;

— нормативные акты руководителей государственных предприятий, организаций и учреждений.

3. Нормативные акты бывшего СССР.

Нормативные акты бывшего СССР действуют на территории России в том случае, если еще не приняты акты РФ и если они не противоречат российскому законодательству.

К ним относятся законы СССР, указы Президиума Верховного Совета СССР, постановления и распоряжения Совета Министров СССР и нормативные акты министерств и других центральных органов СССР.

4. Международные акты.

В соответствии со ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы, т. е. являются одним из источников административного права.

Многообразие источников административного права указывает на актуальность проблемы их систематизации.

Место административного права в правовой системе Российской Федерации

Административное право является самостоятельной отраслью российского права, взаимосвязанной с другими отраслями права.

Для развития и действия административного права основополагающее значение имеет Конституционное право.

Конституция РФ, конституции республик в составе России, конституционные законы закрепляют принципы организации и деятельности органов исполнительной власти, их систему, непосредственно регулируют общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного устройства, закрепляют права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти, определяют место исполнительной власти среди других ветвей власти и т.п.

Связь административного права и финансового права проявляется в том, что организация деятельности финансовых органов определяется административным правом, регулирующим управленческие отношения в сфере финансов, хотя финансовое право выступает регулятором финансовых отношений, как разновидности экономических.

С гражданским правом административное право взаимодействует по вопросам регулирования имущественных отношений. При этом различными остаются методы их регулирования. Административное право воздействует на отношения на основе предписаний, гражданское – на основе договоров, равенства сторон.

Часто правовые акты управления служат основанием заключения договоров. Так, наличие ордера на квартиру является правовым основанием заключения договора жилищного найма.

Аналогичные ситуации возникают по фактам регистрации, лицензирования, аттестации, аккредитации предприятий, организаций и учреждений.

С уголовным правом административное право взаимодействует в процессе определения степени общественной опасности правонарушений, позволяющей относить последних к административным проступкам или уголовным преступлениям.

Связь административного права с трудовым правом наиболее четко прослеживается в сфере государственной службы.

Так, нормы административного права определяют компетенцию органов исполнительной власти по регулированию трудовых отношений, в том числе государственно-служебных.

Правовому положению государственных служащих, их трудовым правам и обязанностям, регулированию прохождения государственной службы посвящен такой источник административного права как Федеральный закон РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации».

Четко прослеживается связь административного права с уголовно- процессуальным и гражданско-процессуальным правом.

Так, внутриорганизационная деятельность судов осуществляется на основе административно-правовых актов управления.

Рассматривая жалобы на действия и решения органов исполнительной власти и их должностных лиц, суды руководствуются в том числе административно-процессуальными нормами.

Таким образом, место административного права в системе права определяется тем, что оно регулирует управленческие отношения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/4_68062_metod-administrativnogo-prava.html

5. Понятие и виды методов государственного управление. Административно-правовые методы: общая характеристика

4. Метод административного права.: Метод – совокупность приемов и способов. Выделяют следующие методы:

Понятие.Наряду с формами в процессе практическойреализации исполнительной власти важнаяроль отводится методам государственногоуправления.

Методыгосударственного управления (МГУ)— это способы, приемы, средства практическойреализации задач и функций исполнительнойвласти в деятельности исполнительныхорганов (должностных лиц) на основезакрепленной за ними компетенции, вустановленных границах и в соответствующейформе.

Характерныечерты МГУ:

  1. они нацелены на практическую реализацию функций и решение задач государственного управления;

  2. они выражают управляющее (упорядочивающее) воздействие субъектов исполнительной власти на соответствующие объекты;

  3. в них непосредственно выражаются связи между субъектами и объектами государственного управления;

  4. они используются субъектами исполнительной власти в качестве средств реализации закрепленной за ними компетенции;

  5. своим конечным адресатом метод управления всегда имеет соответствующий объект (индивидуальный либо коллективный);

  6. в методах управления находит свое выражение государственный (публичный) интерес, управляющая воля государства;

  7. метод управления всегда непосредственно выражает принадлежащие государству и его исполнительному аппарату полномочия юридически-властного характера;

  8. методы управления взаимосвязаны с формами управления, в которых они находят свое выражение. МГУ характерна правовая форма практического выражения (в первую очередь – это правовые акты управления);

  9. выбор конкретных методов управляющего воздействия находится в прямой зависимости не только от особенностей организационно-правового статуса субъектов исполнительной власти, но прежде всего — от особенностей объекта управления (например, от формы собственности, от его индивидуального или коллективного характера и т.п.).

МГУбывают правовыми (АПМ) и неправовыми(методы идеологического воздействия,связанные с использованием различногорода призывов, лозунгов, политическихпрограмм, социальных концепций; методыпсихологического воздействия: повышениеобщественной репутации профессии,всевозможные психологические побужденияк выполнению гражданского долга,возбуждение патриотических чувств ит.п.). Неправовыми являются и такие методыуправления, которые представляют собойзлоупотребление должностным положением:например, меры, принимаемые с превышениемдолжностных полномочий, меры «телефонногоправа» и т.п.

Административно-правовыеметоды государственного управления(АПМ) – это определенные правом конкретныеприемы и способы деятельности органовисполнительной власти и их должностныхлиц, осуществленные в рамках их компетенциии вызывающие юридические последствия.

Видыадминистративно-правовых методов. Втеории административного праваадминистративно-правовые методыгосударственного управленияклассифицируются по различным основаниям.

Методыуправления в обобщенном виде могут бытьпредставлены только какадминистративно-правовые. Без правовойрегламентации и юридической формыневозможно осуществить эффективное,рациональное управление.

Всфере государственного управлениядействуют два универсальных метода —убеждениеи принуждение.Эти методы являются универсальнымиспособами воздействия на волю и поведениелюдей в любой сфере деятельности, в томчисле и в государственном управлении.

Спомощью методов убеждения стимулируетсядолжное поведение участников управленческихотношений. К этим методам относятсятакие определенные административнымправом приемы и способы государственногоуправления, как разъяснения, рекомендации,применение поощрений и др.

Кметодам принуждения относится привлечениелиц к административной ответственности,а также ряд иных мер административногопринуждения. Принуждение традиционнорассматривается в качестве вспомогательногометода воздействия, используемого всилу нерезультативности убеждения.

Вслучае нарушения требованийадминистративно-правовых норм оновыражается в применении дисциплинарнойили административной ответственности.

При необходимости в обеспеченииобщественной безопасности действуетособый комплекс принудительных мер, всовокупности с юридической ответственностьюобозначаемых как административноепринуждение.

Похарактеру воздействия на объектыуправлениявыделяют две группы методов, а именно- административных и экономических.

Административныеметодыобычно квалифицируются в качествеспособов или средств внеэкономическогоили прямого управляющего воздействиясо стороны субъектов государственно-управленческойдеятельности на соответствующие объектыуправления независимо от конкретнойобласти общественной жизни. Своевыражение они находят в совершениисубъектом управления таких управленческихдействий, в содержании которых проявляетсявластное обеспечение должного поведенияуправляемых объектов (команда).

Ониимеют прямойхарактер(субъект управления в рамках своейкомпетенции принимает управленческоерешение, юридически обязательное дляобъекта управления, т.е. адресата) ивнеэкономическийхарактер(реальным объектом управления являетсясознательно-волевое поведениеуправляемых).

Экономическиеметодыобычно характеризуются в качествеспособов или средств косвенноговоздействия субъектовгосударственно-управленческойдеятельности на соответствующие объектыуправления. Здесь субъект управлениядобивается должного поведения управляемыхвоздействуя на их материальные интересы(т.е. опосредованно).

Объектуправления ставится в такие условия,когда он сам начинает действоватьдолжным образом не под влиянием угрозы,страха наказания, директивных предписаний(команд) субъекта управления, а в силутого, что такое его поведение материальностимулируется. Чаще всего стимулирующиесредства сводятся к экономическим(например, материальное поощрение,предоставление имущественных льгот,налогов, пошлин, квот, тарифов и т.п.).

Посодержаниювыделяются следующие методы:

-установление правил поведенияобщеобязательного характера;

-предписание о совершении, запрещенииили разрешении определенных действий;

-государственная регистрация(лицензирование);

-установление стандартов;

-осуществление надзора и контроля;

-разрешение споров между участникамиуправленческих отношений;

-применение мер поощрения и административногопринуждения;

-приостановление или отмена правовыхактов подведомственных государственныхорганов и должностных лиц и др.

Поюридическим свойствамадминистративно-правовые методыгосударственного управления подразделяютсяна нормативные и индивидуальные. Кнормативным относится издание правовыхактов, регулирующих управленческиеотношения в определенных сферах, киндивидуальным — предписания в видепрямых распоряжений конкретным лицам.

Поспособу воздействия на поведениесубъектовадминистративно-правовые методыподразделяются на обязывающие ксовершению определенных действий,уполномочивающие совершать определенныедействия, а также запрещающие совершатькакие-либо действия.

Поформе предписанияони могут быть подразделены наимперативные, поручительные ирекомендательные.

Источник: https://studfile.net/preview/4332744/page:4/

Читать онлайн Административное право страница 2. Большая и бесплатная библиотека

4. Метод административного права.: Метод – совокупность приемов и способов. Выделяют следующие методы:

Регулятивная функция достигается различными способами:

а) разработка и реализация государственной политики, находящей свое выражение в программах общефедерального и регионального масштабов (приватизации, демонополизации, инвестиций, энергосбережения и т. п.);

б) установление и проведение в жизнь правовых и организационных основ всестороннего развития личности, удовлетворения ее запросов, охраны ее жизни и здоровья, должных условий для развития ее творческой инициативы и активности (например, в области малого предпринимательства);

в) создание прочной правовой базы хозяйственной, социально-культурной и иной деятельности в условиях самостоятельности объектов и ограничения вмешательства в их работу (например, государственное стимулирование коллективного предпринимательства, обеспечение равноправия всех форм собственности, защита прав собственника, охрана прав потребителей, пресечение монополизма и недобросовестной конкуренции и т. п.);

г) укрепление управленческих связей на базе взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления;

д) координация функционирования национализированного и денационализированного секторов хозяйственного, социально-культурного строительства;

е) обеспечение реализации прав и обязанностей, а также защиты законных интересов юридических лиц в сфере государственного управления и т. п.;

ж) организация управления предприятиями и учреждениями государственного сектора;

з) регулирование функционирования различных объектов негосударственного сектора;

и) осуществление государственного контроля и надзора за работой управляемой и регулируемой сфер деятельности.

Однако ограничиться данной констатацией недостаточно.

Можно выделить следующие функции:

– правоисполнительная. Предполагает, что административное право – юридическая форма реализации исполнительной власти;

– правотворческая. Наделяет субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству;

организационная. Происходит из организационного характера государственно-управленческой деятельности, который постоянно поддерживается нормами административного права;

координационная. Имеет целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой сферы государственного управления;

правоохранительная. Обеспечивает соблюдение установленного правового режима и защиту законных интересов и прав всех участников регулируемых отношений.

Понятие и метод административного права

Административное право представляет собой отрасль правовой системы Российской Федерации, представляющую собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти.

Нормы административного права:

– устанавливают формы и методы государственного управления, способы обеспечения законности в государственном управлении;

– регламентируют порядок образования органов исполнительной власти, их компетенцию, полномочия должностных лиц этих органов; взаимоотношения органов исполнительной власти с другими государственными органами, общественными объединениями, предприятиями и гражданами;

– определяют правовое положение граждан, местных органов самоуправления, общественных объединений и иных негосударственных формирований в сфере управления;

– регулируют управленческие отношения в социально-политической, социально-культурной и экономической сферах.

Предмет административного права – совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти.

При определении предмета административного права надо учитывать:

а) сферу государственного управления, охватывающую любые проявления государственно-управленческой деятельности;

б) наличие в ней действующего субъекта исполнительной власти или иного исполнительного органа;

в) практическую реализацию ими полномочий, предоставленных им для осуществления государственно-управленческой деятельности.

Метод правового регулирования – определенная совокупность правовых средств или способов регулирующего воздействия своих норм на управленческие отношения, на поведение их участников.

Для административного права характерны следующие методы правового регулирования:

1) метод власти-подчинения или метод прямого распорядительства (отношения в рамках административного права строятся на подчинении одного участника другому);

2) метод рекомендаций (рекомендации субъекта управления приобретают правовую силу при условии принятия ее другим участником управления);

3) метод согласования (этим методом регулируются отношения между участниками, не находящимися между собой в подчинении);

4) метод равенства (субъекты, находящиеся на одном уровне государственного механизма, предпринимают совместные действия в форме административного договора).

Суть методов административно-правового регулирования управленческих общественных отношений сводится к следующему:

а) установление определенного порядка действий – предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение этого порядка не влечет за собой юридических последствий, на соблюдение которых ориентирует норма;

б) запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или юридической ответственности). Запрещено направление жалоб граждан на рассмотрение тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы; виновные должностные лица несут за нарушение данного запрета дисциплинарную ответственность;

в) предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения. Этот метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц, которые не вправе уклоняться от такого выбора;

г) предоставление возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т. е. совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях.

Административное право в правовой системе России и соотношение его с другими отраслями права

Правовая система – органически целое правовое явление, которое включает в себя такие структурные элементы , как:

– отрасли права – это относительно самостоятельное подразделение системы права, которое состоит из правовых норм, регулирующих специфический вид общественных отношений.

Правовые нормы, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процессе осуществления исполнительной власти, образуют отрасль административного права.

Отрасль права подразделяется на правовые институты – обособленные комплексы правовых норм, которые регулируют общественные отношения конкретного вида;

– институты права;

– нормы права.

Административное право тесно взаимодействует с другими отраслями российского права.

Предмет административного права не охватывает все общественные отношения, которые возникают в сфере государственного управления. Эти отношения регулируются иными отраслями права. Возникает взаимодействие со следующими правовыми отраслями: конституционным, гражданским, уголовным, финансовым, земельным, трудовым, уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом.

Наиболее тесно административное право взаимодействует с конституционным правом .

Конституционное право закрепляет основные принципы организации и функционирования исполнительной власти, место ее субъектов в государственном механизме, правовые основы их формирования, их взаимоотношений с субъектами других ветвей государственной власти, права и свободы граждан, часть которых реализуется в сфере государственного управления. Административное право берет свои начала в нормах конституционного права, детализирует и конкретизирует их, определяя при этом правовой механизм реализации прав и свобод граждан, компетенции различных звеньев системы исполнительной власти, административно-правовой статус конкретных участников управленческих общественных отношений и административно-правовые средства его защиты, формы и методы государственно-управленческой деятельности, основы ее отраслевой и межотраслевой, региональной и местной организации и т. п.

Гражданское и административное право регулируют сходные общественные отношения имущественного характера. Нормами административного права регулируются правила движения имущества (передача, изъятие и другие) в сфере государственного управления. Нормы гражданского права регулируют отношения по владению, пользованию и распоряжению имуществом.

Границы действия норм уголовного и административного права определяются характером и направленностью соответствующих запретов.

Нормы административного права определяют, какие деяния являются административными правонарушениями, меры взыскания, применяемые к лицам, которые совершили их.

Уголовное право устанавливает, какие деяния являются преступлениями и виды наказания за их совершение.

Источник: https://dom-knig.com/read_239774-2

Studio-pravo
Добавить комментарий