4. Экономическая политика государства: Экономическая политика — это совокупность предпринимае­мых

Экономическая политика государства

4. Экономическая политика государства: Экономическая политика — это совокупность предпринимае­мых

Государственный бюджет и государственный долг.

Фискальная политика. Налоги.

Показатели экономического развития государства.

Экономические циклы.

1.Цели и функции государства.

Государство – это политический институт общества, который на современном этапе выполняет экономические функции.

Современная экономика представляет собой смешанную экономическую систему, в которой рыночный механизм дополняется государственным регулированием хозяйственной деятельности в различных формах.

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые невозможно решить на основе частной собственности и капитала.

Необходимость предотвращения спада производства и смягчение экономических кризисов, сокращение масштаба безработицы, стимулирование экономического роста, устранение нарушений в денежном обращении, конкуренция на мировых рынках явились объективными причинами вмешательства государства в экономику.

Цели экономической политики государства:

— обеспечение макроэкономической стабильности: выравнивание экономического цикла и достижение экономического роста;

— поддержание определённого уровня занятости и повышение жизненного уровня населения;

— стабилизация уровня цен и инфляции;

— проведение политики поддержания равновесного сальдо платёжного баланса;

— регулирование внешнеэкономических отношений с зарубежными странами: государственный долг, валютный курс, торговые отношения;

— регулирование денежного обращения и движения платёжных средств;

— социальными целями является уменьшение неравенства в доходах и социальная защита населения, повышения жизненного уровня населения, производство общественных благ;

Функции государства:

— защита прав собственности и создание условий, способствующих эффективному функционированию рыночной системы, условий для развития конкуренции;

— производство общественных благ;

— перераспределение доходов и сокращение социального неравенства;

— обеспечение занятости и естественного уровня безработицы;

— проведение антиинфляционной политики при колебаниях рыночной коньюктуры, а также экономического роста;

— обеспечение национальной экономической безопасности;

— регулирование денежного хозяйства страны;

— формирование законодательной основы экономики, судебная защита граждан и фирм;

— охрана интересов потребителей, контроль за качеством товаров и услуг;

— охрана природных ресурсов и контроль за использованием природных ресурсов;

— контроль за внешней торговлей и валютными операциями, а также защита экономических интересов страны на международной арене;

— сбор и распространение достоверной экономической информации;

2.Экономическая политика государства.

Экономическая политика – это совокупность действий государства по обеспечению нормального функционирования хозяйственного комплекса страны, нормализации денежного обращения, поддерживания экономических отношений с другими странами.

Методы экономической политики:

— правовые: государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночных отношений. Особое место среди них занимает антимонопольное законодательство, законы, направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса;

— финансово-экономические: налоги, денежная политика (бюджет, кредиты, эмиссия), пошлины;

— экономическое программирование: государство составляет примерные планы развития на некоторый период, которые в условиях рыночной экономики носят рекомендательный характер;

Антимонопольное регулирование:

* установление антимонопольного законодательства:

— охрана и поощрение конкуренции;

— контроль над фирмами, занимающими доминирующее положение на рынке;

— контроль за процессом концентрации производства (слияниями, поглощениями фирм и т.п.);

— контроль над ценообразованием;

— защита интересов потребителей;

— защита интересов и содействие операциям мелкого и среднего бизнеса;

* методы антимонопольного регулирования:

— прямые методы: административные меры, устраняющие или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке (запретительные меры, экономические санкции, меры уголовной ответственности);

— косвенные методы: финансово-кредитные методы предупреждения и преодоления монопольных явлений в экономике (прямое регулирование цен, налогообложение);

* политика демонополизации;

* политика содействия конкуренции: налоговые и таможенные льготы, льготное кредитование предприятий, впервые вступающие на монополизированные рынки);

Государственная политика в области занятости:

— регулирование уровня занятости и устранение негативных последствий безработицы: создание центров занятости в каждом городе и районе, выплата пособий по безработице, помощь безработным найти работу, переобучение новым профессиям, психологическая помощь людям, оставшихся без работы;

— финансовая поддержка тем предприятиям, где планируется массовое увольнение, с целью сохранения или модернизации рабочих мест;

— налоговые льготы для тех предприятий, которые принимают на работу менее защищённые группы населения (инвалиды, многодетные матери, «чернобыльцы», «афганцы»);

Методы государственного регулирования доходов:

— государство устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы;

— государство использует методы добровольного согласия работодателей и работников;

— введение гарантированного минимума заработной платы;

— защита денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции, для этого проводится политика индексации – увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен;

— социальная поддержка малообеспеченных слоёв населения: предоставление различных выплат, льгот и компенсаций, поддержание размера доходов малообеспеченных групп населения на уровне прожиточного минимума, развитие системы охраны труда на производстве, страхование от безработицы (создание новых рабочих мест, стимулирование инвестиций);

Антиинфляционная политика государства:

— политика нейтрализации инфляции: индексация доходов, активная стратегия ликвидации инфляции (увеличение государственных расходов и удешевление кредита приводят к росту инвестиций и дальнейшему росту производства), конфискационная денежная реформа при сокращении бюджетного дефицита;

3.Государственный бюджет и государственный долг.

Государственный бюджет представляет собой важное звено финансовой системы любой страны, объединяя главные доходы и расходы страны.

Государственный бюджет – это основной финансовый план государства на текущий год, представляющий собой роспись его денежных доходов и расходов, имеющих силу закона (принимается парламентом, и правительство несёт ответственность за его выполнение).

Государственная бюджетная система России включает федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.

Бюджетный процесс в РФ регламентирован Конституцией и законодательством Российской Федерации. Он состоит из пяти стадий:

I стадия – составление проекта бюджета Правительством РФ;

II стадия – рассмотрение проекта бюджета Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ, Счётной палатой РФ;

III стадия – утверждение бюджета, принятие закона о бюджете Федеральным Собранием РФ, подписание его Президентом РФ;

IV стадия – исполнение бюджета, которое осуществляют органы исполнительной власти с 1 января по 31 декабря ежегодно (этот период называют бюджетным годом);

V стадия – составление отчёта об исполнении бюджета и его утверждение (обычно в течении первых 5 месяцев следующего года);

Доходная часть бюджета:

— налоги с физических и юридических лиц;

— доходы госпредприятий, сдача в аренду госимущества;

— продажа лицензий, концессий, валюты, сырья;

— эмиссия государственных ценных бумаг;

— займы;

Расходная часть бюджета:

— расходы на содержание государственного аппарата;

— военные расходы;

— расходы на социальную сферу;

— расходы по финансированию некоторых отраслей хозяйства;

— расходы по представлению субсидий и кредитов другим странам и обслуживание долгов государства (внутренний и внешний);

— охрана окружающей среды;

— государственное потребление (закупки);

— стабилизационный фонд;

Разновидности государственного бюджета:

* Сбалансированный бюджет;

* Профицитный бюджет при положительном сальдо, когда доходы превышают расходы;

* Дефицитный бюджет при отрицательном сальдо, когда расходы превышают доходы;

Бюджетный дефицит может возникнуть в результате экономической политики государства или быть вызван какими-либо чрезвычайными обстоятельствами. Преодолеть его можно несколькими способами:

— сократить (секвестировать) бюджетные расходы;

— изыскать дополнительные источники доходов (продажа ресурсов, повышение и введение новых налогов);

— организовать эмиссию денег;

— взять заём у населения (облигации, ГКО) или других государств и международных финансовых организаций;

Государственный долг – сумма непогашенных обязательств государства перед банками-кредиторами, физическими и юридическими лицами, владельцами государственных ценных бумаг, перед внебюджетными фондами, зарубежными правительствами или международными финансовыми институтами.

Государственный долг

Внутренний Внешний

задолженность государства долг гражданам, организациям и

гражданам, предприятиям и правительствам других стран

организациям своей страны

По срокам погашения государственный долг различают как краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет).

Международную кредитную политику контролирует Лондонский и Парижский клубы.

4.Фискальная политика. Налоги.

Фискальная политика – это политика в области доходов и расходов государства с целью повлиять на общее состояние хозяйства. Доходы государства – это, в основном, налоги, а расходы осуществляются через государственный бюджет. Поэтому фискальная политика включает налоговую и бюджетную политики государства.

Налоги — обязательные, безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и граждан в целях обеспечения деятельности государства (п.1 ст.8 НК РФ).

Сборы – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, как условие совершения государством юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав и выдачу разрешений (лицензий) (п.2 ст.8 НК РФ).

Объектами налогообложения являются операции по реализации товаров и услуг, имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров и услуг.

Функции налогов:

— фискальная (аккумуляция средств в госбюджет);

— регулирующая (стимулирование или торможение производства тех или иных товаров);

— контролирующая (наблюдение за деятельностью экономических субъектов);

— социальная (перераспределение);

— экономическая (стимулирование развития экономики, активизация предпринимательской деятельности за счёт ослабления налогового бремени);

Принципы налогообложения:

— равномерность, т.е. общность для всех налогоплательщиков правил и норм изъятия налога;

— определённость, означающая чёткость, ясность, стабильность норм и ставок налогообложения;

— простота и удобство взимания налогов для налогоплательщиков;

— неотягощённость, т.е. умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых не ложится тяжким бременем на налогоплательщика;

Основные виды налогов:

— по субъектам: налоги с юридических и налоги с физических лиц;

— по механизму формирования: прямые, взимаемые непосредственно с владельцев имущества, получателей доходов), и косвенные, взимаемые в сфере реализации или потребления товаров и услуг (акцизы, НДС);

— по источникам обложения: налоги с заработанных доходов, налоги с дивидендов (плата за землю, за право пользования недрами);

Налоговая ставка – величина налога, приходящегося на единицу обложения (рубль дохода, гектар земли).

* твёрдая налоговая ставка устанавливается в абсолютных суммах на единицу обложения независимо от размера дохода (подушный налог);

* пропорциональная ставка устанавливается как фиксированный процент с дохода независимо от его размера (подоходный налог – 13%);

* прогрессивная ставка – это увеличивающаяся ставка по мере роста облагаемого дохода;

* регрессивная ставка устанавливается как уменьшающаяся по мере роста облагаемого дохода;

В России существует трёхуровневая система налогообложения:

— федеральные налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль банков, от страховой деятельности, таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий);

— налоги республик в составе РФ и налоги краёв, областей, автономных округов (налог на имущество предприятий, лесной налог, плата за воду);

— местные налоги (налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор, сбор за право торговли, налог на рекламу, единый местный налог, налог на вменённый доход);

5.Показатели экономического развития государства.

Общим показателем динамики экономического роста обычно считается увеличение валового внутреннего продукта (ВВП), валового национального продукта (ВНП) и национального дохода (НД) за год.

Валовой внутренний продукт (ВВП) – сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), произведённых внутри страны в течение года и только национальными производителями. При расчёте реального ВВП вычитаются потери от инфляции. ВВП также рассчитывается на душу населения.

Валовой национальный продукт (ВНП) – представляет собой макроэкономический показатель, выражающий совокупную стоимость конечных материальных благ и услуг, созданных только национальными предприятиями в течение определённого времени как на территории своей страны, так и за рубежом.

Чистый национальный продукт – это часть валового национального продукта за вычетом амортизационных отчислений.

Национальный доход – совокупная, вновь созданная стоимость в сфере всего общественного производства конкретной страны.

Фактически НД – это сумма доходов всех юридических и физических лиц страны, полученных в сфере производства материальных благ и услуг.

НД складывается из заработной платы работников, ренты владельцев земли и других природных ресурсов производства, прибыли предпринимателей и процентных отчислений собственниками капитала.

Дополнительные показатели экономического роста – это производительность труда, рост энергопотребления, объёма грузоперевозок. Качественная сторона экономического роста определяется путём сравнения роста экономических показателей с ростом населения страны.

На микроэкономическом уровне используются другие измерители экономической активности: валовой доход, издержки и прибыль.

Факторы экономического роста:

— экстенсивные (количественные) факторы:

* увеличение числа занятых работников;

* увеличение объема инвестиций при использовании неизменных техники и технологий;

* увеличение объёмов потребляемого сырья, материалов, топлива, энергии и других ресурсов;

— интенсивные (качественные) факторы:

* использование новейших технологий и принципиально новой техники;

* повышение уровня образования и квалификации работников;

* повышение эффективности использования рабочей силы, капитала, всех экономических ресурсов;

* улучшение условий труда и производства;

* устранение потерь ресурсов (рабочего времени и др.) и улучшение их использования в рамках возможностей, заложенных в существующем качестве этих ресурсов;

6.Экономические циклы.

Экономика постоянно развивается, но развитие это происходит волнообразно, циклически.

Цикличность – всеобщая форма развития национальных и мирового хозяйств. Она представляет собой движение от одного устойчивого состояния экономики к другому. Фактически это один из способов саморегулирования рыночной экономики, в том числе и изменения её отраслевой структуры.

Циклы – периодические колебания экономической активности. Период между двумя одинаковыми состояниями, представляет собой последовательную смену подъёма экономической деятельности падением уровня основных макроэкономических переменных.

Экономический цикл – это повторяющиеся на протяжении ряда лет подъёмы и спады уровней экономической активности, отличающиеся друг от друга продолжительностью и интенсивностью при наличии долговременной тенденции к экономическому росту.

Классификация экономических циклов:

— по продолжительности: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;

— по сфере действия: промышленные, аграрные;

— по специфике проявления: нефтяные, продовольственные, энергетические, сырьевые, экологические, валютные;

— по формам развёртывания: структурные, отраслевые;

— по пространственному признаку: национальные, межнациональные;

Факторы цикличности:

— внешние факторы (экзогенные): миграция населения, периодичность географических открытий, научные открытия, периодичность солнечной активности;

— внутренние факторы (эндогенные): периодичность обновления основных производственных фондов, закономерности функционирования кредитно-денежной системы, колебания предложения труда и заработной платы, непредсказуемое поведение фондовых рынков и инвестиционной активности;

Фазы цикла:

— кризис;

— депрессия;

— оживление;

— подъём;

Цикличность – естественный, свойственный рыночной системе способ движения, развития производства.

Лекция № 21

Мировая экономика.

План.

Мировое хозяйство.



Источник: https://infopedia.su/10x20ae.html

Экономическая политика государства (стр. 1 из 4)

4. Экономическая политика государства: Экономическая политика — это совокупность предпринимае­мых

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ИНСТИТУТ

ТЕКСТИЛЬНОЙ И ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Кафедра экономической теории

Контрольная работа

по дисциплине: «Экономическая теория»

по теме: «Экономическая политика государства»

Выполнила:

студентка 1 курса ФЭМ

специальность: 080109

учебный шифр: № С409001

Голиченкова Т.А.

Серпухов

2010

1 Экономическая политика: принципы, цели, инструменты

2 Финансовая система и бюджетно-налоговая политика

3 Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика

Список использованной литературы

1 Экономическая политика: принципы, цели, инструменты

Экономическая политика — это система мероприятий государства по регулированию всех секторов национального хозяйства. В обществе существует несколько субъектов экономической политики (рис 1).

Рис 1. Субъекты исполнения экономической политики

Значимое место в формировании экономической политики отводится субъектам исполнения и влияния: общественным и политическим объединениям, средствам массовой информации, видным политическим деятелям.

Влияние на экономическую политику оказывает также каждая личность (в роли потребителя и избирателя). Очевидно, что роли субъектов экономической политики тесно переплетены и взаимосвязаны.

Сложная система субъектов экономической политики определяет три принципиальных положения ее формирования:

· Экономическая политика всегда испытывает на себе определяющее воздействие двух факторов: постоянно меняющейся хозяйственной ситуации и уровня экономического мышления.

· Эффект экономической политики выше в том случае, когда она увязана с реалиями данной страны: учтены политический расклад сил, производственно-технический потенциал, состояние социальной структуры, институциональный порядок общегосударственного и местного управления и т. д.

· Экономическая политика является решающим средством поддержания политического курса страны.

Для выработки экономической политики особое значение имеет выбор цели и соответствующей ей инструментов. К целям экономической политики предъявляются определенные требования. Во-первых, должны ставиться только те цели, реализацию которых не может обеспечить рынок.

Во-вторых, цель должна быть количественно измерима, что даст возможность контролировать ее выполнение. В процессе реализации основных целей общество вынуждено решать множество разных задач, которые образуют иерархическую соподчиненность – «пирамиду целей» (рис 2).

· Цели, не поддающиеся операционному решению, обуславливающие направленность общегосударственной политики.

· Цели, поддающиеся операционному решению, определяющие направленность экономической политики.

Рис 2 Пирамида целей

Реализация экономической политики предполагает использование совокупности мер, формирующих механизм государственного регулирования. Для умения рационально применять средства воздействия на экономику требуется знать их структуру. В самом общем виде совокупность всех инструментов можно представить в виде рис 3.

Совокупность административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые связаны с обеспечением правовой инфраструктуры. Задача принимаемых мер при этом – в создании наиболее разумных для частного сектора правовых рамочных условий.

В условиях развитой рыночной экономики складываются следующие предпосылки и характер экономической политики государства.

Такая политика прежде всего зависит от степени огосударствления национальной экономики (этому соответствует ответственность государства за состояние национального хозяйства). Важное значение также имеет характер развития рыночных отношений.

В условиях более или менее стихийного развития рынка неизбежно возникает нарушение устойчивости, нормального равновесия в важнейших пропорциях (соотношениях) макроэкономики (в общем равновесии спроса и предложения товаров, в денежном обращении, в занятости трудоспособного населения и др.).В силу этого политика государства направлена на достижение экономической стабилизации (лат. stabiles — устойчивость) и установление равновесия основных экономических пропорций.

Рис. 3

Главные цели политики стабилизации призваны преодолеть отрицательные последствия стихийного развития рынка и добиться следующих улучшений социально-экономического положения страны.

Во-первых, отрицательным последствием развитой рыночной экономики, каким является периодически повторяющийся кризис (спад) всего производства страны.

Он вызывает большие нарушения нормальных хозяйственных связей, увеличивает численность безработных и ведет к значительному уменьшению доходов общества.

В противовес этому правительство страны призвано проводить политику устойчивого экономического роста. Это улучшает благосостояние всех членов общества.

Во-вторых, даже при отсутствии экономического кризиса рыночная система порождает безработицу. Этим она обрекает часть трудоспособного населения на все тяготы, связанные с утратой средств существования и нормальной жизнедеятельности.

В-третьих, большим для населения страны является свойственная рынку инфляция. Стремительный рост цен подрывает нормальные хозяйственные связи, вызывает падение реальных доходов всех граждан.

В связи с этим постоянным долгом правительства является проведение политики стабилизации денежного обращения. Наконец, свободная, ничем не ограниченная внешняя торговля может привести к ухудшению экономического положения страны.

Это произойдет, если объем импорта (закупленных за рубежом товаров) существенно превысит объем экспорта (вывоза продукции за границу). В этом случае пострадают отечественные товаропроизводители. Поэтому важной целью государства является проведение успешной внешнеторговой политики.

Это достигается, если увеличивается показатель чистого экспорта (разница между объемом экспорта и объемом импорта). В данном случае в выгоде остается национальное производство.

Не трудно видеть, что наибольшего успеха правительство страны достигает, когда одновременно обеспечивает существенный рост национального дохода, наибольшую занятость трудоспособного населения, низкие темпы инфляции и увеличение чистого экспорта.

Научный подход к экономической политике означает прежде всего выяснение тех взаимозависимостей, которые существуют между рассмотренными основными параметрами (показателями) национального хозяйства.

Экономическая теория установила следующие виды взаимосвязей:

взаимодополняющие показатели. Между ними складывается прямая пропорциональная зависимость. Так, например, чем выше темпы экономического роста, тем больше занятость трудоспособного населения;

взаимозаменяемые параметры. Между ними существует обратная пропорциональная зависимость. Именно так взаимосвязаны, скажем, безработица и инфляция

нейтральные: изменение одного показателя никак не влияет на другой. Наверно трудно обнаружить взаимодействие таких параметров, как безработица и чистый экспорт.

Чтобы можно было регулировать все секторы национального хозяйства, знание количественных зависимостей между его отдельными процессами требуется дополнить современными научными представлениями о макроэкономических показателях.

Экономическая политика — это совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации общественно значимых целей.

Государственное регулирование экономики преследует следующие цели:

устойчивый рост национального производства;

поддержание эффективного размера занятости;

стабилизацию уровня цен;

обеспечение внешнеторгового баланса.

Можно выделить следующие направления государственного регулирования экономики:

регулирование капиталовложений;

регулирование сбыта;

регулирование рынка рабочей силы;

стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

Через регулирование капиталовложений государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного воспроизводства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизмы. Вложения осуществляются как за счет государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счет частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот.

Система сбыта регулируется государством через государственные закупки (государственное потребление) и через потребительский кредит, который довольно широко развит в странах Западной Европы. Система потребительского кредита расширяет емкость рынка, поскольку стимулирует рост совокупного спроса.

Регулирование рынка рабочей силы осуществляется по ряду направлений:

установление максимальной продолжительности рабочей недели;

установление минимальной величины заработной платы;

установление порядка взносов на нужды социального страхования;

государственное стимулирование профессионального обучения и переподготовки кадров.

Государственное регулирование сферы НИОКР позволяет поддерживать высокое государственное стимулирование профессионального обучения и переподготовки кадров.

Оно же позволяет поддерживать высокие темпы научно-технического прогресса, обеспечивать динамичное развитие экономики.

Государство в западных странах финансирует от 40 до 50% общих затрат на НИОКР, при этом финансовые ресурсы оно выделяет не под количество персонала, как в нашей стране, а под конкретный проект.

Источник: https://mirznanii.com/a/253170/ekonomicheskaya-politika-gosudarstva

4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА: Осуществление государственной экономической политики представляет

4. Экономическая политика государства: Экономическая политика — это совокупность предпринимае­мых
Осуществление государственной экономической политики представляет собой важную экономическую функцию государства в рыночной экономике.

Экономическая политика — это совокупность различных мер, предпринимаемых правительством с целью достижения конкретных целей экономического развития.

Процесс формирования экономической политики в рыночной экономике основан на относительно развитой системе политической демократии. Это система многопартийной и представительной демократии. Многопартийность является ключевым моментом в процессе формирования динамичной экономической политики.

Она — естественный результат существования различных экономических интересов в обществе. В то же время многопартийность создаёт заслоны для монополизации власти и застоя, позволяет контролировать деятельность государственных органов различными общественными организациями.

Всё это предполагает формирование экономической политики, отвечающей интересам большинства членов общества.

Формирование экономической политики осуществляется под воздействием многочисленных общественных сил, в том числе, электората, политических партий, научно-исследовательских организаций, различных объединений по социальным и профессиональным признакам, общественных движений, системы лоббизма, средств массовой информации, законодательных и исполнительных органов государственной власти.

Важнейшим элементом в этом процессе выступают органы государственной власти. Это правительство, специальные органы управления в сфере экономики (министерство финансов, центральный банк, министерство экономического развития и торговли, министерства

56

промышленности и сельского хозяйства, министерство внешней торговли), особые государственные структуры, типа президентского совета и совета экономических консультантов, парламент, постоянные комиссии и комитеты парламента. Все они обеспечивают как прямую, так и обратную связь между интересами различных слоёв общества и экономической политикой правительства.

В самом общем виде процесс формирования экономической политики может быть представлен схематично как взаимодействие между избирателями, законодательными органами власти и правительством. Избиратели отдают предпочтения тем или иным кандидатам в законодательные органы власти.

Кандидаты предлагают своим избирателям программы, включающие позицию кандидатов по вопросам экономической политики. Таким образом, путём ания избиратели выражают свои предпочтения по экономической политике в целом, а не по каждому её направлению.

Законодатели принимают основополагающие решения по государственным расходам и доходам, принимают новые законы и экономические программы, утверждают основные направления экономической политики.

В процессе принятия и исполнения решений по вопросам экономической политики заинтересованные избиратели и организации объединяются в группы, которые пытаются убедить законодателей и правительство принять нужное им решение. Действия этих заинтересованных групп называют лоббированием.

Правительственные органы на основе решений законодательных органов власти проводят в жизнь законы, контролируют их исполнение, предлагают конкретные меры по регулированию и реализуют экономическую политику.

В процессе формирования экономической политики определяются её важнейшие цели и направления. Среди целей экономической политики выделяются общие и особенные цели. Общие цели экономической политики в рыночной экономике мало меняются с течением времени или со сменой правительств. Этими целями являются:

формирование благоприятных условий для социально-экономического развития общества,

рост уровня жизни всех слоев населения страны.

повышение эффективности национальной экономики.

повышение конкурентоспособности национальной экономики в мировом хозяйстве.

Конкретные цели экономической политики меняются с течением времени, со сменой правительств, меняются приоритеты в экономической политике. Например, во второй половине ХХ века приоритеты в экономической политике развитых стран Запада менялись.

В частности, приоритеты 50-60-х годов отличались от 70-80-х годов.

Если на первом этапе главной целью экономической политики было поддержание полной занятости (борьба с безработицей), то на втором этапе — поддержание стабильных темпов роста денежной массы (борьба с инфляцией).

В ходе развития рыночной экономики сформировались различные направления экономической политики.

Существуют многочисленные классификации этих направлений. Все эти классификации достаточно условны, так как существует тесная взаимосвязь между всеми направлениями.

Например, политику занятости, направленную на сокращение безработицы, можно выделить как отдельное направление, а можно включить в состав социальной политики или в состав структурной политики.

В современных условиях выделяются следующие основные направления экономической политики правительства в рыночной экономике: бюджетно-финансовая (фискальная), денежно-кредитная (монетарная), внешнеэкономическая, структурная.

Каждое из основных направлений включает в себя разные виды или формы экономической политики, например, внешнеэкономическая политика включает в себя внешнеторговую политику, политику по отношению к иностранному капиталу, валютную политику. Некоторые конкретные виды экономической политики упоминались выше, когда рассматривалась вторая экономическая функция государства, то есть когда речь шла об устранении и компенсации недостатков рыночного хозяйственного механизма.

Характеристика тех или иных направлений экономической политики определяется многими факторами, зависит от того, каков «пакет» методов, или инструментов, для её реализации, в каком направлении используются эти инструменты в зависимости от экономической конъюнктуры, какова сфера действия тех или иных инструментов, от длительности периода, на который рассчитана экономическая политика, от её внутриэкономической или внешнеэкономической направленности. В зависимости от этих критериев могут использоваться, в частности, следующие характеристики экономической политики правительства:

стимулирующая (экспансионистская), сдерживающая (рестриктивная);

макроэкономическая, микроэкономическая;

краткосрочная, среднесрочная, долгосрочная;

внутренняя, внешняя.

Из приведённых выше характеристик необходимо остановиться на понятиях макроэкономической и микроэкономической политики. Макроэкономическая теория изучает экономику в целом, взаимодействие между такими общеэкономическими величинами как темпы экономического роста, норма безработицы, темпы инфляции, масштабы государственных расходов и доходов и др.

Макроэкономическая политика — это совокупность мер правительства, направленных на изменение общеэкономических величин и влияющих на экономику в целом.

Традиционно к макроэкономической политике относят бюджетно- финансовую и денежно-кредитную политику.

Микроэкономическая теория изучает поведение потребителей и отдельных производителей, формирование издержек производства и цен на товары и факторы производства.

Микроэкономическая политика — это совокупность мер правительства, направленных на изменение поведения отдельных производителей и потребителей на индивидуальных рынках и создающая благоприятные условия для действия механизма конкуренции.

Например, антимонопольная политика, политика дерегулирования, социальная и демографическая политика.

Методы микроэкономической политики могут быть общеэкономическими, действовать в рамках всей экономики, но они направлены на отдельные субъекты хозяйственной деятельности.

То же антимонопольное законодательство действует в рамках всего государства, но направлено только на те фирмы, которые ограничивают конкуренцию и взвинчивают цены.

Проведение определённой экономической политики предполагает существование в рыночной системе механизма её осуществления, или реализации.

Механизм реализации экономической политики — это механизм государственного регулирования экономики, включающий в себя систему административно-правового регулирования и систему экономических методов регулирования.

Соответственно все методы проведения в жизнь экономической политики можно объединить в две общие группы: • административно-правовые методы регулирования экономики, экономические методы регулирования экономики.

Административно-правовые методы регулирования экономики — это прежде всего хозяйственное законодательство, которое определяет правовые рамки и нормы при реализации экономической политики.

Это законодательство включает в себя такие разделы как законы о собственности и о компаниях, налоговое законодательство, закон о денежном обращении, банковское законодательство, антимонопольное, внешнеторговое и т.д. (см.

раздел об инфраструктуре рынков труда, капитала, земли, товаров и услуг, о макроэкономической инфраструктуре).

Экономические методы регулирования экономики условно можно объединить в несколько групп:

бюджетно-финансовые методы регулирования экономики, включая налоговые и бюджетные методы, например, изменение налога на прибыль корпораций и государственных расходов на приобретение вооружений;

денежно-кредитные методы регулирования экономики, например, изменение ставки процента по кредитам, которые государственный центральный банк предоставляет коммерческим банкам;

планирование и программирование экономического развития, в частности, разработка планов развития экономики и целевых программ развития отраслей, регионов, программ технической модернизации промышленности.

Позднее, в разделах учебного пособия, посвященных макроэкономике,

мы более подробно познакомимся с основными направлениями

экономической политики, с методами её осуществления.

Источник: https://knigi.news/ekonomika/ekonomicheskaya-politika-gosudarstva-37224.html

Studio-pravo
Добавить комментарий