4.2. Лицензирование деятельности кредитных организаций

4.2. Регистрация и лицензирование банка: нормативные требования и

4.2. Лицензирование деятельности кредитных организаций

Документы, необходимые для регистрации и получения лицензии

Перечень таких документов содержится в ст. 14 Закона «О банках и банковской деятельности» и включает в себя: 1)

заявление на имя руководителя Банка России с ходатайством о регистрации и выдаче банковской лицензии, с указанием адреса постоянно действующего исполнительного органа организации (должно быть составлено по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» от 19 июня 2002 г. №439); 2)

подлинник или нотариально удостоверенная копия учредительного договора (когда его подписание предусмотрено в законе); 3)

устай (подлинник или нотариально удостоверенная копия); 4)

протокол собрания учредителей; 5)

бизнес-план, утвержденный собранием учредителей; 6)

документы об уплате государственной пошлины (2 тыс. руб.) за предстоящую регистрацию банка и лицензионного сбора (0,1% размера объявленного УК банка) за рассмотрение вопроса о выдаче лицензии; 7)

копии документов о государственной регистрации учредителей — юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также справки из органов налоговой службы о выполнении учредителями — юридическими лицами обязательств перед бюджетами за последние три года (подробнее см. подп. 3.1.7 Инструкции № 109); 8)

документы, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых в УК банка учредителями — физическими лицами (в Инструкции № 109 данный пункт не упоминается); 9)

заполненные анкеты кандидатов на должности руководителя, главного бухгалтера и заместителей главного бухгалтера банка.

Перечисленные и некоторые другие документы (о них см. ниже) должны быть поданы в ТУ ЦБ по месту предполагаемого нахождения банка на имя руководителя ТУ.

Срок подачи документов в законе не установлен, но Инструкция № 109 требует, чтобы это было сделано в течение месяца с момента подписания учредителями учредительных документов и чтобы к пакету документов было приложено сопроводительное письмо (его содержание и назначение не объяснены).

Кроме того, в соответствии с Инструкцией № 109 учредители должны представить: •

документы, подтверждающие право собственности хотя бы одного из них на здание (помещение), в котором будет располагаться банк, или обязательство о предоставлении его в аренду (субаренду) в случае регистрации банка (имеется в виду вариант, когда такое здание не вносится в УК банка); •

сообщение в письменной форме, содержащее перечень членов совета директоров (наблюдательного совета) банка и информацию об отсутствии оснований, препятствующих избранию данных лиц в состав совета директоров (наблюдательного совета) банка.

Одновременно с заявлением с ходатайством о регистрации и выдаче лицензии должно быть представлено заявление о постановке на учет в налоговом органе (см. документ ЦБ оперативного характера от 29 апреля 2003 г. № 66-Т).

Закон требует, чтобы учредители — физические лица представили декларации о своих доходах, заверенные налоговыми органами. В Положении ЦБ «О приобретении физическими лицами долей (акций) в уставном капитале кредитной организации» от 26 марта 1999 г.

№ 72-П разъясняется, что в рассматриваемой ситуации вновь создаваемый банк должен представить в ТУ ЦБ документы, необходимые для проверки правомерности оплаты УК банка за счет средств физических лиц и подтверждающие их удовлетворительное финансовое положение.

К числу таких документов в Положении отнесены не только надлежаще оформленные декларации о доходах, но и справки о доходах с места работы, о наличии средств на счетах в кредитных организациях и т.п.

При этом указанные физические лица не должны представлять доказательства (справки) о том, что у них нет долгов перед бюджетами.

Инструкция № 109, «не останавливаясь на достигнутом», предписывает, чтобы учредители банка помимо всего перечисленного представили еще ряд документов (см. подп. 3.1.10—3.1.15). Можно даже не задаваться риторическим вопросом относительно того, не слишком ли много бумаг получается.

Порядок регистрации

В Законе о банках порядок регистрации вновь создаваемого банка прописан весьмд лаконично. Фактически здесь (ст.

15) содержится лишь две нормы, вторая из которых существенная: ТУ ЦБ, получив от учредителей все документы, необходимые для регистрации и лицензирования нового банка, должно выдать им справку о том, что документы приняты; Банк России должец принять решение о регистрации нового банка и выдаче ему лицензии в срок, не превышающий шесть месяцев. Думается, что срок этот явно великоват, особенно в нынешних условиях, когда новые банки учреждаются достаточно редко.

Более подробно порядок регистрации изложен в главе 6 Инструкции № 109. Здесь обращают на себя внимание такие пункты: •

срок рассмотрения документов в ТУ Банка России не должен превышать трех месяцев с даты их поступления; •

если к представленным документам имеются замечания, а также если комплект документов неполный, то они возвращаются учредителям с письменным заключением; исправленные и повторно представленные документы считаются вновь поступившими (такова, к сожалению, бюрократическая традиция); •

при отсутствии замечаний ТУ направляет в центральный аппарат Банка России свое положительное заключение, которое должно содержать полную информацию, на основании которой был сделан вывод о возможности регистрации банка и выдаче ему лицензии (см. п. 6.

10 Инструкции), причем к указанному заключению прилагается более чем солидный пакет подлинных документов, представленных учредителями (см. п. 6.11 Инструкции № 109). ТУ ЦБ проводит всю эту работу, придерживаясь также требований письма от 29 июля 1997 г.

№ 493; •

в центральном аппарате Банка России рассматривают полученные документы (в сроки, не превышающие шесть месяцев с момента поступления документов в ТУ ЦБ) и принимают решение о возможности регистрации банка (придерживаясь, в частности, процедур, расписанных в Положении от 26 мая 1997 г. № 454).

Банк подлежит регистрации в соответствии с Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 мая 2001 г. № 129-ФЗ с учетом специального порядка регистрации кредитных организаций, установленного в Законе «О банках и банковской деятельности». Практически это означает следующее.

В соответствии с Законом № 129 государственная регистрация юридических лиц возложена на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который ведет все соответствующие реестры.

Вновь создаваемый банк подает все необходимые для регистрации документы в Банк России (ТУ), который, не найдя причин для отказа, принимает решение о его регистрации.

Раньше процедура регистрации фактически завершалась тем, что ЦБ на основе собственного решения вписывал новый банк в Книгу государственной регистрации кредитных организаций.

Теперь процедура стала более бюрократической: Банк России, приняв положительное решение о регистрации нового банка, должен направить в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для ведения данным органом единого государственного реестра юридических лиц.

При этом взаимодействие Банка России с указанным органом по всем вопросам регистрации кредитных организаций от их возникновения до ликвидации осуществляется в порядке, согласованном этими двумя органами (см.

документ ЦБ «О порядке взаимодействия МНС России и Банка России по вопросам государственной регистрации кредитных организаций» от 27 июня 2002 г. № 82-Т, содержащий соответствующий регламент).

На основании указанного решения Банка России и представленных им сведений и документов уполномоченный орган в срок не более пяти рабочих дней вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись о новом юридическом лице и не позднее следующего рабочего дня сообщает об этом в Банк России.

Получив такое сообщение, Банк России вносит соответствующую запись в Книгу государственной регистрации кредитных организаций, которую он по- прежнему ведет сам, не позднее трех рабочих дней уведомляет об этом учредителей банка (выдает им документ, подтверждающий факт внесения записи о банке в единый государственный реестр юридических лиц) и предлагает им в месячный срок оплатить 100% объявленного банком УК.

После этого Банк России подписывает свидетельство о регистрации банка.

Далее соответствующий департамент ЦБ не позднее следующего рабочего дня: ставит на титульном листе каждого экземпляра учредительных документов штамп с датой регистрации банка и его регистрационным номером; направляет в соответствующее свое ТУ по два экземпляра свидетельства о регистрации банка и его учредительных документов. В итоге новое юридическое лицо получает два регистрационных номера: основной государственный (в уполномоченном регистрирующем органе) и порядковый (в Банке России), хотя смысла в этом явно немного.

С момента государственной регистрации банк получает статус юридического лица. Права проводить банковские операции у него пока нет; он также не может использовать средства, уже внесенные учредителями в УК.

В свою очередь, ТУ ЦБ: направляет учредителям уведомление о состоявшейся регистрации, в котором указывает также реквизиты корреспондентского счета, открываемого в РКЦ Банка России для оплаты теперь уже всех 100% объявленного УК банка (в соответствии со ст.

15 Закона о банках такая оплата должна быть завершена в месячный срок с момента получения уведомления.

Неоплата или неполная оплата УК в установленный срок является основанием для аннулирования решения о регистрации банка); вносит сведения о регистрации нового банка в реестр кредитных организаций, расположенных на подведомственной ему территории; выдает один экземпляр анкет кандидатов на! должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка с отметкой о согласовании, свидетельства о государственной регистрации банка и по одному экземпляру его учредительных документов председателю совета или другому уполномоченному лицу банка, письменно подтверждающему получение указанных документов.

После этого в банке могут пройти назначения согласованных кандидатов на должности руководителей и главного бухгалтера, о чем банк должен в течение трех рабочих дней в письменном виде уведомить ТУ ЦБ (необходимо указать номер и дату решения уполномоченного органа управления банка о назначении указанных лиц на должности и приложить к уведомлению заверенную копию такого решения).

ТУ ЦБ на следующш день после получения от банка указанного уведомления направляет: сообщение подведомственному РКЦ о возможности принять карточки с образцами подписей руководителей и главного бухгалтера нового банка; сообщение в центральный аппарат Банка России о состоявшемся назначении ранее согласованных кандидатов на должности руководителей и главного бухгалтера банка.

В Законе «О банках и банковской деятельности» (ст. 16) допускаются только следующие основания, по которым создаваемому банку может быть отказано в регистрации и соответственно выдаче лицензии: 1)

несоответствие предлагаемых кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и/или главного бухгалтера квалификационным требованиям; 2)

неудовлетворительное финансовое положение учредителей или невыполнение ими своих обязательств перед бюджетами за последние три года; 3)

несоответствие документов, поданных для регистрации и получения лицензии, требованиям законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных актов ЦБ, хотя в этом случае было бы вернее просто вернуть документы на доработку; 4)

несоответствие деловой репутации «кандидатов на должности членов совета» квалификационным требованиям, установленным в федеральных законах и принимаемых в соответствии с ними нормативных актах Банка России, наличие у них судимости за совершение преступления в сфере экономики (о спорности данной нормы уже говорилось ранее).

Решенце отказать в регистрации и соответственно выдать лицензию сообщается учредителям в письменной форме и должно быть мотивировано.

Получение лицензии

После регистрации основным условием получения лицензии остается 100процентное сформирование УК в месячный срок и документальное подтверждение этого факта. В ст.

15 Закона «О банках и банковской деятельности» записано: «При предъявлении документов, подтверждающих оплату 100% объявленного уставного капитала кредитной организации, Банк России в трехдневный срок выдает кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций».

Подтвердить тот факт, что УК фактически сформирован полностью, можно в следующем порядке (см. главу 7 Инструкции № 109). •

В срок, не превышающий одного месяца с даты, когда, по данным банка, его УК оплачен полностью, он представляет в ТУ ЦБ документы, удостоверяющие полноту и правомерность оплаты (их перечень приводится в п. 7.2 Инструкции). •

На основании документов, полученных от байка, создаваемого в форме ООО, ТУ ЦБ (его подразделение, занимающееся вопросами лицензирования) в срок, не превышающий 10 дней с даты их получения, направляет в центральный аппарат Банка России заключение о правомерности оплаты УК. •

Банк, создаваемый в форме АО, в месячный срок направляет в Банк России документы для регистрации отчета об итогах 1-го выпуска акций.

На основании тех же документов, что и в предыдущем случае, полученных от банка, создаваемого в форме АО, ТУ ЦБ (подразделение, занимающееся вопросами лицензирования) в срок, не превышающий 10 дней с даты их получения, проверяет правомерность оплаты УК и направляет свое заключение о возможности зарегистрировать отчет об итогах выпуска акций либо в подразделение, регистрирующее выпуски акций в данном ТУ, либо в выполняющий аналогичные функции департамент центрального аппарата Банка России. •

После регистрации отчета об итогах выпуска акций указанный департамент или соответствующее подразделение ТУ ЦБ направляет копию письма о регистрации отчета в ТУ ЦБ (подразделение, занимающееся вопросами лицензирования), после получения которого указанное подразделение направляет в центральный аппарат ЦБ заключение о правомерности оплаты УК нового банка.

Подтверждение своевременной и правомерной оплаты 100% УК является основанием для выдачи банку лицензии на осуществление банковских операций.

Получив заключение своего ТУ о правомерности оплаты всего УК, Банк России в течение трех рабочих дней принимает решение выдать новому банку лицензию и направляет территориальному учреждению два ее экземпляра.

ТУ ЦБ выдает один экземпляр лицензии председателю совета банка или другому уполномоченному лицу, письменно подтверждающему получение указанного документа.

Источник: https://economy-ru.com/bankovskoe-delo-rf/registratsiya-litsenzirovanie-banka-13518.html

Лицензирование банковской деятельности

4.2. Лицензирование деятельности кредитных организаций

Правовой базой лицензирования деятельности кредитных организаций являются ГК (ст. 49), Закон о банках (в частности, ст. 7, 12, 13), Закон о Банке России (ст. 4, 59, 74), п. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

Легальные определения понятий «лицензия», «лицензирование», «лицензируемый вид деятельности» применительно к лицензированию деятельности кредитных организаций в настоящее время отсутствуют.

Определения указанных понятий содержатся в Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности», действие которого не распространяется на деятельность кредитных организаций (п. 2 ст. 1).

В связи с этим были разработаны доктринальные определения, согласно которым лицензия на осуществление банковских операций – это специальное разрешение Банка России на осуществление банковских операций, выраженное в форме индивидуально определенного официального документа без ограничения срока действия, выданное кредитной организации и санкционирующее осуществление ею определенных видов банковских операций[1], а лицензирование банковской деятельности – форма ее легитимации, которая заключается в установлении возможности проведения банковских операций только при наличии специального разрешения (лицензии), выдаваемого Банком России при соблюдении определенных требований и условий[2]. При этом выделяют следующие функции института лицензирования банковской деятельности:

  • – легитимационная – посредством лицензирования кредитная организация наделяется соответствующим правовым статусом, а ее деятельности придается законный характер;
  • – элиминативная – производится отбор субъектов, предполагающих осуществлять банковские операции, посредством установления системы экономических и юридических требований для организаций, ходатайствующих о получении лицензии на осуществление банковских операций;
  • – регулирующая – устанавливает условия, которые кредитные организации обязаны соблюдать при осуществлении банковской деятельности;
  • – контрольно-надзорная – за соблюдением кредитными организациями лицензионных требований и условий в процессе их деятельности, с возможностью применения принудительных мер воздействия к нарушителям;
  • – защитно-обеспечительная – призвана гарантировать интересы клиентов кредитной организации в случае ее краха, тесно связана с процедурами отзыва банковской лицензии и процедурой банкротства;
  • – информационно-статистическая – подразумевает учет выданных (приостановленных, аннулированных и отозванных) лицензий в специальном реестре[3].

Ранее совершение любых банковских операций, указанных в ст. 5 Закона о банках, было исключительным правом кредитных организаций. В настоящее время согласно ст. 13 Закона о банках осуществление банковских операций производится на основании лицензии, выдаваемой Банком России, за исключением случаев, указанных в ч. 9 и 10 ст. 13 названного Закона, а также в Законе о НПС[4].

Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций, который подлежит публикации Банком России в официальном издании Банка России («Вестнике Банка России») не реже одного раза в год. Изменения и дополнения в указанный реестр публикуются Банком России в месячный срок со дня их внесения в реестр.

В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.

Одной из важных особенностей лицензии на осуществление банковских операций является то, что она выдается без ограничения сроков ее действия.

Законодательство предусматривает жесткие санкции за осуществление банковских операций без лицензии:

  • 1) за осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии, если ее получение является обязательным, следует взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке но иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России. При этом Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции, если ее получение является обязательным;
  • 2) граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, несут в установленном законом порядке гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность (п. 2, 3 ст. 835 ГК, ст. 14.1 КоАП, ст. 172 УК).

При получении заключения территориального учреждения Банка России о правомерности оплаты 100% уставного капитала кредитной организации (а также при регистрации отчета об итогах первого выпуска акций кредитной организации в форме АО) Банк России в трехдневный срок принимает решение о выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций и направляет в кредитную организацию и территориальное учреждение Банка России по одному экземпляру данной лицензии. Первый экземпляр лицензии на осуществление банковских операций может быть выдан председателю совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации или иному уполномоченному лицу.

Не позднее пяти рабочих дней с момента принятия решения о выдаче кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций Банк России направляет соответствующие сведения в территориальный орган ФНС России.

Основания для отказа в выдаче кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций закреплены в ст. 16 Закона о банках (см. § 2 настоящей главы).

Лицензии на осуществление банковских операций в литературе обычно подразделяются на две группы по следующим критериям:

  • 1) по виду кредитной организации, которой выдается лицензия, различают:
    • – лицензии, выдаваемые созданным путем учреждения банкам;
    • – лицензии, выдаваемые созданным путем учреждения небанковским кредитным организациям;
  • 2) по сроку существования кредитной организации различают:
    • – первичные лицензии, выдаваемые при создании кредитной организации после оплаты 100% ее уставного капитала;
    • – лицензии, выдаваемые банку в порядке расширения деятельности по истечении шести месяцев[5] с момента государственной регистрации и получения первой лицензии;
    • – лицензии, выдаваемые в порядке расширения деятельности банку, с даты регистрации которого прошло не менее двух лет;
    • – лицензии, выдаваемые в порядке расширения деятельности небанковской кредитной организации;
  • 3) по предмету банковских операций выделяют:
    • – лицензии на право совершения банковских операций в рублях;
    • – лицензии на право совершения банковских операций в рублях и иностранной валюте;
    • – лицензии на право совершения банковских операций в драгоценных металлах;
  • 4) в зависимости от наличия/отсутствия права привлекать во вклады денежные средства физических лиц различают;
  • – лицензии на право привлечения во вклады денежных средств физических лиц;
  • – лицензии без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц.

Рассмотрим указанные лицензии подробнее.

Глава 8 инструкции ЦБ РФ от 02.04.

2010 № 135-И устанавливает порядок выдачи лицензий на осуществление банковских операций кредитным организациям, созданным путем учреждения.

Банку, созданному путем учреждения, по общему правилу могут быть выданы лицензии пяти видов:

  • 1) лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);
  • 2) лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц и осуществления инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассового обслуживания физических и юридических лиц);
  • 3) лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);
  • 4) лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц и осуществления инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассового обслуживания физических и юридических лиц);
  • 5) лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, которая может быть выдана банку одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц).

Кроме того, на основании ч. 5 ст. 36 Закона о банках, если размер уставного капитала вновь регистрируемого банка составляет величину не менее 3 млрд 600 млн руб. и банк соблюдает установленную п. 7.2.1 инструкции ЦБ РФ от 02.

04.

2010 № 135-И обязанность раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банка[6], такому банку могут быть выданы:

  • 6) лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях[7];
  • 7) лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте[8].

Перечни банковских операций, право на осуществление которых предоставляется названными лицензиями (приложения 6–8, 16–17, 22–23 к инструкции ЦБ РФ от 02.04.

2010 № 135-И), представлены в виде таблицы (см. табл. 1).

Банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков, за исключением случая, когда в выданной ему лицензии на осуществление банковских операций имеется запись об ограничении на право установления корреспондентских отношений с иностранными банками.

Небанковской кредитной организации, созданной путем учреждения, в зависимости от ее вида могут быть выданы лицензии следующих видов:

  • 1) лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для РНКО, содержащая все банковские операции, перечисленные в приложении 9 к инструкции ЦБ РФ от 02.04.2010 № 135-И, или их часть;
  • 2) лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для НДКО, содержащая все банковские операции, перечисленные в приложении 10 к инструкции ЦБ РФ от 02.04.2010 № 135-И, или их часть.

Перечни банковских операций, право на осуществление которых предоставляется названными лицензиями, представлены в виде таблицы (см. табл. 2).

Возможность расширения деятельности кредитной организации путем получения лицензий на осуществление банковских операций предусмотрена разд. III инструкции ЦБ РФ от 02.04.

2010 № 135-И.

Таблица 1

1234
Вил лицензииНаличие нрава привлечения во вклады денежных средств физических лицВидвалюты, в которой разрешены банковские операцииПеречень банковских операций
Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц)ОтсутствуетВ рубляхПривлечение денежных средств юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок). Размещение привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срок) денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет. Открытие и ведение банковских счетов юридических лиц.Осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, но их банковским счетам.Инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц.Выдача банковских гарантий.Осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов)
Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц и осуществления инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассового обслуживания физических и юридических лиц)ОтсутствуетВ рубляхПривлечение денежных средств юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок). Размещение привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срок) денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет. Открытие и ведение банковских счетов юридических лиц.Осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам.Выдача банковских гарантий
Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц)В рублях и иностранной валютеБанковские операции, аналогичные перечисленным для лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц). Купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах
Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц и осуществления инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассового обслуживания физических и юридических лиц)В рублях и иностранной валютеБанковские операции, аналогичные перечисленным для лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц и осуществления инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассового обслуживания физических и юридических лиц). Купля-продажа иностранной валюты в безналичной форме
Лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металловОтсутствует[9]Привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов.Осуществление других операций с драгоценными металлами в соответствии с законодательством РФ[10]
Лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рубляхПрисутствуетВ рубляхПривлечение денежных средств физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок). Размещение привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срок) денежных средств физических лиц от своего имени и за свой счет. Открытие и ведение банковских счетов физических лиц.Осуществление расчетов по поручению физических лиц по их банковским счетам.
Лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валютеВ рублях и иностранной валютеПривлечение денежных средств физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок). Размещение привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срок) денежных средств физических лиц от своего имени и за свой счет. Открытие и ведение банковских счетов физических лиц.Осуществление расчетов по поручению физических лиц по их банковским счетам.

Таблица 2

Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для РНКОЛицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для НДКО
  • – открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;
  • – осуществление расчетов но поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по

их банковским счетам;

  • – инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц;
  • – купля-продажа иностранной валюты в безналичной форме;
  • – осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов)
  • – привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (на определенный срок);
  • – размещение привлеченных во вклады денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет;
  • – купля-продажа иностранной валюты в безналичной форме исключительно

от своего имени и за свой счет;– выдача банковских гарантий

Для расширения деятельности путем получения лицензий на осуществление банковских операций кредитная организация должна соответствовать определенным требованиям.

Так, кредитная организация в течение последних шести месяцев, предшествующих подаче соответствующего ходатайства в территориальное учреждение Банка России, а также до принятия Банком России решения о расширении деятельности кредитной организации должна:

  • – выполнять установленные федеральными законами и нормативными актами Банка России требования о предоставлении информации об участниках и их группах (аффилированных лицах), позволяющей однозначно идентифицировать лиц (в том числе не являющихся участниками кредитной организации), имеющих возможность прямо или косвенно (через третьих лиц) определять решения, принимаемые органами управления кредитной организации (см. Положение о порядке ведения учета и представления информации об аффилированных лицах кредитных организаций, утвержденное ЦБ РФ от 20.07.2007 № 307-П);
  • – не иметь задолженности перед федеральным бюджетом, бюджетом соответствующего субъекта РФ, соответствующим местным бюджетом и государственными внебюджетными фондами;
  • – иметь организационную структуру (включающую службу внутреннего контроля), адекватную масштабам проводимых кредитной организацией операций и принимаемым рискам;
  • – выполнять установленные федеральными законами и нормативными актами Банка России квалификационные требования к членам совета директоров (наблюдательного совета) и руководителям кредитной организации;
  • – соблюдать технические требования, установленные Банком России для осуществления банковских операций (при направлении ходатайства о выдаче лицензии на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов);
  • – выполнять обязательные резервные требования Банка России и не иметь просроченных денежных обязательств перед Банком России;
  • – относиться к классификационной группе 1 или 2 в соответствии с указанием ЦБ РФ от 30.04.2008 № 2005-У (для банка);

Источник: https://studme.org/75428/bankovskoe_delo/litsenzirovanie_bankovskoy_deyatelnosti

Инструкция Банка России от 2 апреля 2010 г. N 135-И

4.2. Лицензирование деятельности кредитных организаций

Инструкция Банка России от 2 апреля 2010 г. N 135-И
«О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций»

Настоящая Инструкция в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2003, N 2, ст. 157; N 52, ст. 5032; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 25, ст. 2426; N 30, ст. 3101; 2006, N 19, ст. 2061; N 25, ст. 2648; 2007, N 1, ст. 9, ст.

 10; N 10, ст. 1151; N 18, ст. 2117; 2008, N 42, ст. 4696, ст. 4699; N 44, ст. 4982; N 52, ст. 6229, ст. 6231; 2009, N 1, ст. 25; N 29, ст. 3629; N 48, ст.

 5731) (далее — Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»), Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 1998, N 31, ст.

 3829; 1999, N 28, ст. 3459, ст. 3469; 2001, N 26, ст. 2586; N 33, ст. 3424; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 27, ст. 2700; N 50, ст. 4855; N 52, ст. 5033, ст. 5037; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 1, ст. 18, ст. 45; N 30, ст. 3117; 2006, N 6, ст. 636; N 19, ст. 2061; N 31, ст. 3439; N 52, ст. 5497; 2007, N 1, ст. 9; N 22, ст. 2563; N 31, ст. 4011; N 41, ст. 4845; N 45, ст.

 5425; N 50, ст. 6238; 2008, N 10, ст. 895; N 15, ст. 1447; 2009, N 1, ст. 23; N 9, ст. 1043; N 18, ст. 2153; N 23, ст. 2776; N 30, ст. 3739; N 48, ст. 5731; N 52, ст. 6428; 2010, N 8, ст.

 775) (далее — Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»), Федеральным законом от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 785; N 28, ст. 3261; 1999, N 1, ст. 2; 2002, N 12, ст. 1093; 2005, N 1, ст. 18; 2006, N 31, ст. 3437; N 52, ст. 5497; 2008, N 18, ст. 1941; N 52, ст.

 6227; 2009, N 1, ст. 20; N 29, ст. 3642; N 31, ст. 3923; N 52, ст. 6428) (далее — Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью»), Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 1; N 25, ст. 2956; 1999, N 22, ст. 2672; 2001, N 33, ст. 3423; 2002, N 12, ст. 1093; N 45, ст.

 4436; 2003, N 9, ст. 805; 2004, N 11, ст. 913; N 15, ст. 1343; N 49, ст. 4852; 2005, N 1, ст. 18; 2006, N 1, ст. 5, ст. 19; N 2, ст. 172; N 31, ст. 3437, ст. 3445, ст. 3454; N 52, ст. 5497; 2007, N 7, ст. 834; N 31, ст. 4016; N 49, ст. 6079; 2008, N 18, ст. 1941; 2009, N 1, ст. 23; N 19, ст. 2279; N 23, ст. 2770; N 29, ст. 3642; N 52, ст.

 6428) (далее — Федеральный закон «Об акционерных обществах»), Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3431; 2003, N 26, ст. 2565; N 50, ст. 4855; N 52, ст. 5037; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 27, ст. 2722; 2007, N 7, ст. 834; N 30, ст.

 3754; N 49, ст. 6079; 2008, N 18, ст. 1942; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 19, ст. 20, ст. 23; N 29, ст. 3642; N 52, ст. 6428) (далее — Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 26 марта 2010 года N 6) устанавливает порядок принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций.

Порядок выдачи Банком России лицензии на осуществление банковских операций кредитной организации, производство по делу о банкротстве которой прекращено в связи с погашением ее обязательств по решению учредителей (участников) или третьего лица (третьих лиц), устанавливается Положением Банка России от 11 августа 2005 года N 275-П «О порядке выдачи Банком России лицензии на осуществление банковских операций кредитной организации, производство по делу о банкротстве которой прекращено в связи с погашением ее обязательств учредителями (участниками) или третьим лицом (третьими лицами)», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 2 сентября 2005 года N 6974, 23 июля 2009 года N 14379 («Вестник Банка России» от 22 сентября 2005 года N 50, от 5 августа 2009 года N 46).

Особенности государственной регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями устанавливаются иными нормативными актами Банка России.

* Под субъектами малого и среднего предпринимательства понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4006; N 43, ст. 5084; 2008, N 30, ст. 3615, ст. 3616; 2009, N 31, ст. 3923; N 52, ст. 6441), к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 апреля 2010 г.
Регистрационный N 16965

Источник: https://base.garant.ru/590359/

Studio-pravo
Добавить комментарий