4.1. Правовое положение и статус Центрального банка Российской

Правовой статус Центрального Банка России (стр. 1 из 4)

4.1. Правовое положение и статус Центрального банка Российской

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Правовой статус Центрального Банка России………………………………………………………………………………5

1.2 Правовое регулирование организации деятельности Центрального Банка

………………………………………………………………………………………7

Глава 2. Функции Центрального банка…………………………………………10

2.1 Операции Центрального Банка………………………………………………14

Глава 3. Органы управления Центрального Банка России……………………16

3.1 Председатель Центрального Банка…………………………………………16 3.2 Совет директоров Центрального Банка …………………………………….17

3.3 Национальный банковский совет……………………………………………21

Глава 4. Взаимоотношения Центрального Банка с коммерческими банками……………………………………………………………………………24

4.1 Контроль Центрального Банка за коммерческими банками………………24

4.2 Отзыв лицензии у коммерческих банков…………………………………..25

Заключение……………………………………………………………………….27

Список литературы………………………………………………………………27

Введение.

Банки — это атрибут не отдельно взятого региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет ни географических, ни национальных границ: это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом.

Банком является учреждение, созданное для привлечения денежных средств

и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности.

Банки принимают и размещают денежные вклады, привлекают и

предоставляют кредиты, осуществляют расчеты по поручению клиентов и банков-корреспондентов и их кассовое обслуживание, совершают иные, не противоречащие законодательству и предусмотренные их уставами операции, начиная от ведения счетов и кончая оказанием консультационных услуг. Эти операции могут проводиться как в рублях, так и в иностранной валюте. В то же время необходимо иметь в виду, что закон запрещает банкам осуществлять деятельность в сфере материального производства, торговли материальными ценностями, всех видов страхования.

Как и в других странах, банки в РФ не отвечают по обязательствам

государства, а государство по обязательствам банков, кроме случаев,

предусмотренных законодательством, или когда банки и государство принимают на себя такую ответственность.

Банковская система состоит их двух блоков. Первый — Государственный

банк РФ. Второй блок — коммерческие банки.

Виды банков

Различают: коммерческие банки, осуществляющие предпринимательскую банковскую деятельность; инвестиционные банки, осуществляющие операции с ценными бумагами.

Центральные банки, осуществляющие государственное регулирование.

Центральный Банк Российской Федерации является мощнейшим центром кредитной системы нашей страны. Его роль очень велика и в условиях нынешней экономики она продолжает возрастать.

Достаточно сказать, что Банк России является регулирующим центром в вопросах налично-денежного оборота, список его функций и задач огромен, однако наиболее важными задачами среди всех прочих является обеспечение устойчивости национальной валюты, снижение темпов инфляции, а также разработка единой государственной денежно-кредитной политики.

В настоящее время деятельность ЦБ РФ приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.

Целью данной работы является определение правового статуса Центрального Банка Российской Федерации, рассмотрение функций Банка России и взаимоотношения Центрального Банка с коммерческими банками и иными кредитными организациями.

Глава 1. Правовой статус Центрального банка России.

Центральный банк — регулятор денежно-кредитных отношений. Они имеют сложную структуру, которая включает системно взаимосвязанные элементы:

— предмет регулирования (валюта и валютные ценности);

— субъектов денежных отношений (физических и юридических лиц, в том числе кредитные организации, государство);

— основания денежного обращения (эмиссия наличных денег, сделки, банковские операции);

— нормы, регулирующие денежное обращение и кредит.

Денежно-кредитные отношения регулируются нормами различных отраслей права. Например, сделки регулируются гражданским правом, а порядок осуществления банковских операций — банковским правом.

В гражданском праве Банк России является равноправным субъектом с другими субъектами денежно-кредитных отношений, в частности с кредитными организациями.

Ему не предоставлено право регулировать гражданские правоотношения.

Он не вправе вмешиваться в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Но в банковском праве такого равенства нет.

В банковском праве Банк России обладает властными полномочиями по отношению к кредитным организациям. Его правовые акты (нормативные акты и акты применения права) по вопросам регулирования денежно-кредитных отношений и банковской деятельности обязательны к исполнению.

Банк России обладает общим и отраслевыми правовыми статусами.

В методологическом аспекте общий правовой статус может рассматриваться как категория, которая развертывается в понятиях отраслевых статусов. Соответственно общий правовой статус Банка России как результат системного анализа и обобщения, т.е. как категория, охватывает конкретные отраслевые правовые статусы.

Конституционный статус Банка России — его основной, но не единственный правовой статус. Есть и другие (отраслевые) правовые статусы, которые подчинены его конституционному статусу.

Конституция Российской Федерации закрепляет основы правового статуса Центрального банка Российской Федерации.

В развитие этих норм правовой статус Банка России регулируется нормами других отраслей российского права, которые конкретизируют конституционный статус применительно к той или иной сфере денежно-кредитных отношений.

Общий (межотраслевой), или, иными словами, комплексный, правовой статус Банка России, рассматриваемый как система, объединяющая все отраслевые статусы, включает следующие элементы:

— организационно-правовую форму;

— компетенцию и полномочия;

— функции и систему (структуру).

Все эти основные составляющие в большей или меньшей степени, но, так или иначе, закреплены законом.

1.2 Правовое регулирование организации деятельности Центрального банка России.

Правовое регулирование организации деятельности Центрального банка Российской Федерации, как и банковской системы в целом, осуществляется нормами различных отраслей российской системы права. Среди них наибольшее значение имеют нормы государственного права, банковского права и гражданского права.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии с требованиями Конституции РФ правовое регулирование банковской системы и банковской деятельности осуществляется только на федеральном уровне. В п. «ж» ст.

71 Конституции РФ закреплено, что в ведении Российской Федерации находится «установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки».

Валютное регулирование, кредитное регулирование, денежная эмиссия составляют содержание банковской деятельности. Органы государственной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления регулировать банковскую деятельность не могут.

Поскольку Центральный банк Российской Федерации — составная часть банковской системы, нормативные акты, регулирующие банковскую систему и банковскую деятельность, в целом исчерпывающие и определены не только в федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», но и в федеральном законе «О банках и банковской деятельности». Конституция Российской Федерации содержит три группы норм, которые имеют непосредственное отношение к организации и деятельности Банка России.

Первая группа — нормы, содержащиеся в ч. 1 ст. 75 Конституции РФ, которая предусматривает, что «денежной единицей в Российской Федерации является рубль.

Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускается».

Таким образом, на конституционном уровне закрепляется монопольное право Центрального банка Российской Федерации осуществлять денежную эмиссию.

Вторая группа — нормы, содержащиеся в ч. 2 ст. 75 Конституции РФ, в которой предусмотрено, что «защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти». Здесь две нормы.

Первая норма закрепляет защиту и обеспечение устойчивости рубля. В Конституции РФ говорится об этом как о функции Центрального банка.

Вторая норма ч. 2 ст. 75 Конституции РФ закрепляет независимое осуществление Центральным банком Российской Федерации своей основной функции. Причем, как установлено в данной статье, независимо от других органов государственной власти.

Банк России взаимодействует с Правительством Российской Федерации. Это взаимодействие построено таким образом, что оно само по себе свидетельствует о независимости Банка России и о том, что он не является органом исполнительной власти.

Его нельзя считать и органом государственного управления. Однако в Конституции России этот термин не употребляется, так как он не соответствует принципу разделения властей. Все органы государства объединяются понятием «орган государственной власти».

Государственные органы делятся на органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Такое деление отражает принцип правового государства — принцип разделения властей.

Соответственно термин «орган государственного управления» вообще не применим к Банку России.

Источник: https://mirznanii.com/a/184455/pravovoy-status-tsentralnogo-banka-rossii

Правовой статус и полномочия Центрального банка РФ

4.1. Правовое положение и статус Центрального банка Российской

Правовой статус Банка России (Центрального банка РФ, ЦБ России, Центробанка) необходимо рассматривать в его статусе посредника, который объединяет государство и субъекты экономической деятельности. Банк является проводником финансовой политики публичного субъекта с помощью регулирования денежных и кредитных потоков и посредством законодательных инструментов.

Замечание 1

Центробанк представляет собой орган регулирования, который сочетает черты банка и государственного органа.

Этот орган помимо решения задач обеспечения покупательной способности и устойчивости национальной денежной валюты в государстве и на международном рынке, эффективного развития кредитной системы государства, имеет право вести банковские операции и сделки с международными и национальными организациями.

Правовой статус Центрального Банка РФ регулирует Закон о Банке России. Во второй статье этого закона указано, что сумма уставного капитала и иного имущества ЦБ РФ является федеральной собственностью.

Центробанк работает в процессе осуществления своих функций в соответствии с конституционными нормами, нормами Закона о Банке России и другими ФЗ. Статья 75 Конституции РФ в качестве основной функции этого учреждения рассматривает защиту и обеспечение устойчивого положения российской валюты. При этом исключительной прерогативой рассматриваемого учреждения является денежная эмиссия.

Правовое регулирование работы ЦБ РФ

Если рассматривать основные направления работы ЦБ РФ, то их закрепляет ст. 4 Закона о Банке России. Некоторые полномочия отражены в других статьях этого закона. Так, ст. 7 закрепляет нормотворческую функцию Центробанка.

Также Закон о Банке России рассматривает ЦБ РФ в качестве органа банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций и их объединений.

Он должен осуществлять непрерывный контроль соблюдения ими банковского законодательства, нормативно-правовых актов Банка России, нормативов ЦБ РФ.

Это необходимо для стабильной работы системы банков и защиты потребительских интересов как государства в целом, так и кредитных организаций в частности. Это является проявлением основной публичной функции Центробанка. Ее реализация происходит за счет норм финансового права.

Рассматривают 2 группы законодательных полномочий ЦБ РФ. Это полномочия, которые связаны с:

  1. исполнением функций государства, включая разработку и осуществление вместе с Правительством РФ единой государственной денежно-кредитной политики; эмиссию наличности, организацию движения наличных денежных средств и рефинансирование кредитных предприятий; установку правил проведения расчетов и операций банков в государстве, управление золотовалютными резервами, регистрацию кредитных организаций и контроль их работы;
  2. ведением операций и сделок банка, включая предоставление кредитов, покупку и реализацию ценных бумаг государства, зарубежной валюты, драгоценных металлов на открытом рынке, осуществление расчетов, кассовых и депозитных операций и др.

Замечание 2

Центральный банк РФ наделяется и полномочиями, которые характерны только для органов власти в государства.

Центробанк вправе по вопросам, которые отнесены к его компетенции, издавать указания, положения, нормативные акты, инструкции.

Они обязательны к исполнению федеральными органами государственной власти, органами субъектов РФ и местного самоуправления, а также всеми физическими и юридическими лицами.

ЦБ РФ занимается осуществлением надзора в банковской сфере, проверяя кредитные организации и их филиалы, направляя в их адрес обязательные для исполнения предписания, касающиеся устранения нарушений их работы, применяет санкции в отношении нарушителей.

Закон о Банке России установил и определенные аспекты изъятия имущества Центробанком, включая положение, что изъятие и обременение обязательствами имущества ЦБ РФ недопустимо без его согласия.

Эта норма представляет собой средство права, которое способно обеспечить соблюдение устанавливаемых запретов на предоставление ЦБ РФ кредитов Правительству РФ с целью финансировать бюджетный дефицит, а также кредитов для финансирования дефицитов бюджетов субъектов РФ, бюджетов государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов (ст. 22 Закона о Банке Российской Федерации). Это установление считается правовой гарантией, которая позволяет соблюдать конституционную норму о проведении эмиссии денег в качестве базовой функции исключительно Центробанком, вне зависимости от других органов власти в государстве.

Установление нормативов ЦБ РФ

В число важных правомочий ЦБ РФ необходимо включить установку обязательных нормативов, включая:

  1. минимум уставного капитала для созданной, сумму собственных средств для действующей кредитной организации как условие создания на территории зарубежных стран их дочерних организаций (открытие филиалов), получение небанковскими кредитными организациями статуса банка и статуса дочернего банка для зарубежного банка;
  2. максимальную сумму имущественного (неденежного) вклада в уставный капитал кредитных организаций;
  3. предельный размер риска по одному заемщику или группе связанных заемщиков;
  4. максимум крупных кредитных рисков;
  5. норматив ликвидности для кредитных организаций;
  6. нормативы достаточной суммы собственных средств;
  7. сумму валютного, процентного и прочих типов финансовых рисков;
  8. минимум резервов, формируемых под риски;
  9. норматив использования собственных средств кредитных организаций с целью покупки акций (долей) прочих юридических лиц;
  10. предельную сумму кредитов, банковских гарантий и поручительств, которые предоставляет кредитная организация (банковская группа) своим участникам (акционерам).

Замечание 3

Все нормы права, которые устанавливают рассмотренные нормативы, обладают финансово-правовым характером.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/finansovoe-pravo/pravovoj-status-i-polnomochija-tsb-rf/

26. Правовое положение Центрального банка рф

4.1. Правовое положение и статус Центрального банка Российской

ЦБРФ (БанкРоссии) — главный банк первого уровня,главный эмиссионный, денежно-кредитныйинститут Российской Федерации,разрабатывающий и реализующий совместнос ПравительствомРоссии единую государственнуюкредитно-денежную политику инаделённый особыми полномочиями, вчастности, правом эмиссииденежных знаков ирегулирования деятельности банков.Банк России, выполняя роль главногокоординирующего и регулирующего органавсей кредитной системы страны, выступаеторганом экономического управления.

Банк Россииконтролирует деятельность кредитныхорганизаций, выдаёт и отзывает уних лицензии на осуществлениебанковских операций, а уже кредитныеорганизации работают с прочимиюридическими и физическими лицами.

Статьей 75 КонституцииРФ установлен особый конституционно-правовойстатус Центрального Банка России,определено его исключительное правона осуществление денежной эмиссии(часть 1) и в качестве основной функции —защита и обеспечение устойчивости рубля(часть 2). Статус, цели деятельности,функции и полномочия Банка Россииопределяются также Федеральным законом10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральномбанке Российской Федерации (БанкеРоссии)» и другими федеральными законами.

В соответствии сФедеральным законом РФ «О Центральномбанке Российской Федерации (БанкеРоссии)» Банк России является юридическимлицом. Уставный капитал и иное имуществоБанка России являются федеральнойсобственностью, при этом Банк Россиинаделён имущественной и финансовойсамостоятельностью.

Полномочия повладению, пользованию и распоряжениюимуществом Банка России, включаязолотовалютные резервы Банка России,осуществляются самим Банком России всоответствии с целями и в порядке,которые установлены.

Финансоваянезависимость Банка России выражаетсяв том, что он осуществляет свои расходыза счет собственных доходов.

Государство неотвечает по обязательствам Банка России,так же, как и Банк России — пообязательствам государства.

Банк России выполняетследующие функции:

во взаимодействиис Правительством РоссийскойФедерации разрабатывает и проводитединую денежно-кредитную политику;

монопольноосуществляет эмиссию (выпуск) наличныхденег и организует наличное денежноеобращение, а также утверждает графическоеобозначение рубля в виде знака;

является кредиторомпоследней инстанции для кредитныхорганизаций, организует системуих рефинансирования;

устанавливаетправила осуществления расчётов вРоссийской Федерации;

устанавливаетправила проведения банковских операций;

осуществляет надзор задеятельностью кредитных организацийи банковских групп;

осуществляетвыплаты Банка России по вкладам физическихлиц в признанных банкротами банках

27. Договоры поручения и комиссии

Договор поручения(поручение) — договор, по которомуодна сторона (поверенный) обязуетсясовершить от имени и за счет другойстороны (доверителя) определенныеюридические действия. (п.1 ст. 971 ГК РФ). 

Основаниемвозникновения прав и обязанностей удоверителя по отношению к третьему лицуслужит не договор поручения как таковой,а сделка, которую заключает поверенныйот имени доверителя.

 Функциядоговора поручения заключается в том,что он призван урегулировать отношениямежду поверенным и доверителем, образуявнутреннюю сторону отношений.

Внешняясторона отношений отражается в полномочияхповеренного, зафиксированных в договоре. 

характерные признакидоговора поручения: — договоромпоручения опосредствуется предоставлениеуслуг по совершению юридических значимыхдействий. — фактические действия неявляются предметом договора поручения,однако, (они играют только вспомогательнуюроль); 

Срок действиядоговора зависит от характера данногодоверителем поручения. Срок можетвыражаться в каком-либо периоде времени,в течение которого поверенный долженисполнить данное ему поручение, либоопределяться конкретной датой.

Доверитель вправеотменить поручение, а поверенный —отказаться от него во всякое время (п.2 ст. 977 ГК). Таким образом, договорпоручения может быть в любой момент, поусмотрению каждой из сторон, расторгнутв одностороннем порядке. При этом отказот договора поручения является правомернымдействием и не рассматривается какнарушение обязательства.

Договор комиссии(комиссия, комиссионный договор) -гражданско-правовой договор, по которомуодна сторона (комиссионер) обязуетсяпо поручению другой стороны (комитента)за вознаграждение совершить одну илинесколько сделок от своего имени, но засчет комитента.

По сделке, совершеннойв рамках договора комиссионером стретьим лицом, приобретает права истановится обязанным комиссионер, хотябы комитент и был назван в сделке иливступил с третьим лицом в непосредственныеотношения по исполнению сделки(п.1 ст.990 ГК РФ).

Принятое на себяпоручение комиссионер обязан исполнитьна наиболее выгодных для комитентаусловиях в соответствии с указаниямикомитента, а при отсутствии в договорекомиссии таких указаний — в соответствиис обычаями делового оборота или инымиобычно предъявляемыми требованиями.

Характернымипризнаками договора комиссии являются:

-комиссионервыполняет поручение комитента, выступаяот своего имени; -комиссионервыполняет юридические действия за счеткомитента; -комитент обязан выплатитькомиссионеру вознаграждение за оказанныеуслуги. 

Комитентом являетсягражданин или организация, в интересахкоторых совершаются сделки по приобретениюимущества или по продаже принадлежащегоим имущества.

Комиссионеромявляется лицо, совершающее соответствующиесделки в интересах комитента.

Предметом договоракомиссии является оказание комиссионеромпосреднических услуг по совершениюсделок в интересах и по поручениюкомитента. 

Основной обязанностьюкомиссионера является заключениеобусловленной договором сделки в точномсоответствии с указаниями комитента ина наиболее выгодных для него условиях(п. 1ст. 990 ГК).

Комитент вправе влюбое время в одностороннем порядке ибезмотивно отказаться от исполнениядоговора (ст.1002 ГК РФ), отменив данноекомиссионеру поручение.

В этом случаедоговор комиссии прекращается, обязанностькомитента возместить комиссионеру всепричиненные этим убытки, включаянеполученные доходы в форме причитавшегосявознаграждения за услуги.

Комиссионер же невправе отказываться от исполненияпоручения комитента в одностороннемпорядке, если только такое право прямоне предусмотрено для него в договоре.

Источник: https://studfile.net/preview/5369065/page:14/

О территориальных учреждениях банка россии, положение банка россии от 11 апреля 2016 года №538-п

4.1. Правовое положение и статус Центрального банка Российской

Настоящее Положение в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст.2790; 2003, N 2, ст.157; N 52, ст.5032; 2004, N 27, ст.2711; N 31, ст.3233; 2005, N 25, ст.

2426; N 30, ст.3101; 2006, N 19, ст.2061; N 25, ст.2648; 2007, N 1, ст.9, ст.10; N 10, ст.1151; N 18, ст.2117; 2008, N 42, ст.4696, ст.4699; N 44, ст.4982; N 52, ст.6229, ст.6231; 2009, N 1, ст.25; N 29, ст.3629; N 48, ст.5731; 2010, N 45, ст.5756; 2011, N 7, ст.907; N 27, ст.3873; N 43, ст.5973; N 48, ст.

6728; 2012, N 50, ст.6954; N 53, ст.7591, ст.7607; 2013, N 11, ст.1076; N 14, ст.1649; N 19, ст.2329; N 27, ст.3438, ст.3476, ст.3477; N 30, ст.4084; N 49, ст.6336; N 51, ст.6695, ст.6699; N 52, ст.6975; 2014, N 19, ст.2311, ст.2317; N 27, ст.3634; N 30, ст.4219; N 40, ст.5318; N 45, ст.6154; N 52, ст.

7543; 2015, N 1, ст.4, ст.37; N 27, ст.3958, ст.4001; N 29, ст.4348, ст.4357; N 41, ст.5639; N 48, ст.6699; 2016, N 1, ст.23, ст.

46) и решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 4 апреля 2016 года N 9) определяет правовой статус территориального учреждения Банка России, его задачи и функции.

Глава 1. Правовой статус, задачи и полномочия территориального учреждения Банка России

1.1. Территориальное учреждение Банка России (далее — территориальное учреждение) — обособленное подразделение Банка России, осуществляющее часть его функций на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации и входящее в единую централизованную систему Банка России с вертикальной структурой управления.

Территориальное учреждение не имеет статуса юридического лица.

Территориальное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», иными законодательными актами Российской Федерации, настоящим Положением, другими нормативными и иными актами Банка России.

1.2. Создание, реорганизация и ликвидация территориального учреждения, структурных и иных подразделений в составе территориального учреждения осуществляются на основании решения Совета директоров Банка России.

1.3.

Территориальными учреждениями являются главные управления Центрального банка Российской Федерации, отделения Центрального банка Российской Федерации, отделения и отделения — национальные банки главных управлений Центрального банка Российской Федерации, за исключением отделений Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу г. Москва, расположенных в городе Москве.

Главное управление Центрального банка Российской Федерации — обособленное подразделение Банка России, осуществляющее часть его функций в регионе, объединяющем территории нескольких субъектов Российской Федерации, в том числе в субъекте Российской Федерации, являющемся местом его нахождения.

Отделение Центрального банка Российской Федерации — обособленное подразделение Банка России, осуществляющее часть его функций на территории субъекта Российской Федерации.

Отделение, отделение — национальный банк главного управления Центрального банка Российской Федерации — обособленное подразделение Банка России, действующее в составе главного управления Центрального банка Российской Федерации и осуществляющее часть функций Банка России на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации.

1.4.

Задачами территориального учреждения являются участие в проведении единой государственной денежно-кредитной политики, развитии и укреплении банковской системы Российской Федерации, организации наличного денежного обращения, обеспечении стабильности и развитии национальной платежной системы, а также развитии и обеспечении стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации в субъекте (субъектах) Российской Федерации.

1.5. Территориальное учреждение в рамках предоставленных ему полномочий независимо в своей деятельности от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

1.6. Территориальное учреждение не имеет права принимать решения нормативного характера и выдавать без разрешения Совета директоров Банка России банковские гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства.

1.7. Территориальное учреждение осуществляет операции с денежными средствами в валюте Российской Федерации, по поручению руководства Банка России может осуществлять операции по счетам в иностранной валюте и драгоценных металлах.

1.8. Территориальное учреждение является участником расчетов, осуществляющим перевод денежных средств в рамках платежной системы Банка России, и имеет банковский идентификационный код, если иное не установлено Банком России.

1.9. Территориальное учреждение взаимодействует и представляет Банк России в отношениях с территориальными органами федеральных органов государственной власти, органами государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, органами местного самоуправления, средствами массовой информации, юридическими и физическими лицами.

1.10.

В составе главного управления Центрального банка Российской Федерации действуют: отделения, отделения — национальные банки главного управления Центрального банка Российской Федерации; расчетно-кассовые центры Банка России, кассовые центры Банка России, Межрегиональное хранилище; центры внутреннего аудита службы главного аудитора Банка России (далее — центры внутреннего аудита); подразделения социально-бытового назначения.

В структуру главного управления Центрального банка Российской Федерации входят управления, отделы, секторы, иные структурные подразделения.

В составе Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу г.Москва также действуют отделения, расположенные в городе Москве, которые не являются территориальными учреждениями.

1.11.

Главное управление Центрального банка Российской Федерации организует, координирует и контролирует деятельность входящих в его состав отделений, отделений — национальных банков главного управления Центрального банка Российской Федерации, расчетно-кассовых центров Банка России, кассовых центров Банка России, Межрегионального хранилища, подразделений социально-бытового назначения и вправе:

определять отдельные полномочия отделений, отделений — национальных банков главного управления Центрального банка Российской Федерации, а также осуществляемые ими функции путем издания организационно-распорядительных документов в рамках предоставленных главному управлению Центрального банка Российской Федерации полномочий;

устанавливать порядок реализации отделениями, отделениями — национальными банками главного управления Центрального банка Российской Федерации предоставленных полномочий;

устанавливать процедуры, формы и методы управленческого, аналитического и иных видов контроля в отношении отделений, отделений — национальных банков главного управления Центрального банка Российской Федерации.

1.12. В структуру отделения Центрального банка Российской Федерации входят отделы, секторы, иные структурные подразделения.

1.13.

В составе отделения, отделения — национального банка главного управления Центрального банка Российской Федерации действуют: расчетно-кассовые центры Банка России; учебно-методические и межрегиональные учебные центры Банка России; центры внутреннего аудита; подразделения социально-бытового назначения.

В структуру отделения, отделения — национального банка главного управления Центрального банка Российской Федерации входят отделы, секторы, иные структурные подразделения.

1.14. Отделение, отделение — национальный банк главного управления Центрального банка Российской Федерации подчиняется главному управлению Центрального банка Российской Федерации, в составе которого оно действует, и осуществляет контроль за деятельностью входящих в его состав расчетно-кассовых центров Банка России, подразделений социально-бытового назначения.

1.15. Контроль за деятельностью территориальных учреждений, внутренний аудит территориальных учреждений осуществляются в порядке, установленном Банком России.

Контроль за деятельностью учебно-методических и межрегиональных учебных центров Банка России осуществляет соответствующее структурное подразделение центрального аппарата Банка России.

Контроль за деятельностью центров внутреннего аудита осуществляет главный аудитор Банка России.

1.16.

В целях настоящего Положения используются следующие термины:

Главное управление — главное управление Центрального банка Российской Федерации;

структурные подразделения Главного управления — управления, отделы, секторы, иные структурные подразделения Главного управления, являющиеся внутренними структурными единицами Главного управления;

структурные подразделения в составе Главного управления — расчетно-кассовые центры Банка России, кассовые центры Банка России, Межрегиональное хранилище;

иные подразделения в составе Главного управления — подразделения социально-бытового назначения;

Отделение Банка России — отделение Центрального банка Российской Федерации;

структурные подразделения Отделения Банка России — отделы, секторы, иные структурные подразделения, являющиеся внутренними структурными единицами Отделения Банка России;

Отделение — отделение, отделение — национальный банк главного управления Центрального банка Российской Федерации;

структурные подразделения Отделения — отделы, секторы, иные структурные подразделения, являющиеся внутренними структурными единицами Отделения;

структурные подразделения в составе Отделения — расчетно-кассовые центры Банка России;

иные подразделения в составе Отделения — подразделения социально-бытового назначения;

руководитель территориального учреждения — начальник Главного управления, управляющий Отделением Банка России, управляющий Отделением (при совместном упоминании);

территория, подведомственная территориальному учреждению — регион, состоящий из территории одного субъекта Российской Федерации или объединяющий территории нескольких субъектов Российской Федерации, в том числе субъект Российской Федерации, являющийся местом нахождения территориального учреждения, на территории которого соответствующее территориальное учреждение осуществляет часть функций Банка России.

Глава 2. Руководство деятельностью и полномочия руководителя территориального учреждения

2.1. Главное управление возглавляет начальник Главного управления, Отделение Банка России возглавляет управляющий Отделением Банка России (далее при совместном упоминании — руководитель Главного управления (Отделения Банка России), которые назначаются на должность и освобождаются от должности приказом Банка России.

Руководитель Главного управления (Отделения Банка России) осуществляет общее руководство деятельностью Главного управления (Отделения Банка России), обеспечивает выполнение задач и функций, возложенных на Главное управление (Отделение Банка России).

Руководитель Главного управления (Отделения Банка России) действует от имени Банка России на основании настоящего Положения и доверенности, выдаваемой в порядке, установленном Банком России.

2.2. Отделение возглавляет управляющий Отделением, который назначается на должность и освобождается от должности приказом Банка России.

Управляющий Отделением осуществляет общее руководство деятельностью Отделения, обеспечивает выполнение задач и функций, возложенных на Отделение.

Управляющий Отделением действует от имени Банка России на основании настоящего Положения и доверенности, выдаваемой в порядке, установленном Банком России.

2.3. Руководитель Главного управления (Отделения Банка России) в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными и иными актами Банка России осуществляет следующие полномочия.

2.3.1. Осуществляет координацию и контроль деятельности входящих в состав Главного управления структурных и иных подразделений, Отделений.

2.3.2. Обеспечивает организацию работы по вопросам принятия решений о государственной регистрации и лицензирования деятельности кредитных организаций.

Обеспечивает участие Главного управления (Отделения Банка России) в деятельности по выдаче лицензий профессиональных участников рынка ценных бумаг, отзыву (аннулированию) лицензий на осуществление деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг (в том числе в части осуществления контроля после отзыва (аннулирования) лицензии).

2.3.3.

Организует надзор и контроль за деятельностью кредитных организаций, банковских групп, некредитных финансовых организаций, эмитентов, иных участников корпоративных отношений, субъектов национальной платежной системы, в том числе применяет меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Обеспечивает участие Главного управления (Отделения Банка России) в деятельности по предупреждению несостоятельности (банкротства) и ликвидации кредитных организаций, некредитных финансовых организаций.

2.3.4. Определяет целесообразность составления, объем и структуру сводного по итогам года отчета Главного управления (Отделения Банка России) в целях осуществления координации и контроля деятельности входящих в состав Главного управления структурных и иных подразделений, Отделений.

2.3.5. Вносит в центральный аппарат Банка России на рассмотрение предложения о создании, реорганизации, ликвидации структурных и иных подразделений в составе Главного управления, Отделений, структурных подразделений Отделения Банка России.

2.3.6. Распоряжается денежными средствами в пределах утвержденных в установленном Банком России порядке смет расходов на содержание, капитальных затрат и расходов Социального фонда Главного управления (Отделения Банка России).

Утверждает сметы расходов на содержание, сметы капитальных затрат, сметы расходов Социального фонда структурных и иных подразделений в составе Главного управления, Отделений в порядке, установленном нормативными и иными актами Банка России, организационно-распорядительными документами Главного управления.

2.3.7. Вносит в центральный аппарат Банка России на рассмотрение предложения о корректировке сметы расходов на содержание, сметы капитальных затрат, сметы расходов Социального фонда Главного управления (Отделения Банка России), предельной численности и предельного фонда заработной платы, утвержденных Банком России.

2.3.8. Организует контроль за целевым и эффективным использованием доведенных до Главного управления (Отделения Банка России) сметных ассигнований, лимита капитальных затрат, лимита расходов Социального фонда.

2.3.9.

Организует работу по контролю за состоянием объектов недвижимости, оформлению, рассмотрению, утверждению и представлению разрешительной и проектной документации для планирования текущего и капитального ремонтов, строительства и реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов. Вносит в центральный аппарат Банка России на рассмотрение предложения о включении работ в годовой и среднесрочный планы капитальных затрат по направлениям деятельности, а также в план капитального ремонта объектов Банка России.

2.3.10. Реализует полномочия, установленные пунктом 2.4 настоящего Положения, в отношении Главного управления (Отделения Банка России) и Отделений.

2.4. Руководитель территориального учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными и иными актами Банка России осуществляет следующие полномочия.

2.4.1.

Представляет интересы Банка России в отношениях с территориальными органами федеральных органов государственной власти, органами государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, органами местного самоуправления, с физическими лицами и юридическими лицами, расположенными на территории, подведомственной территориальному учреждению. В отдельных случаях представляет интересы Банка России в отношениях с иными юридическими и физическими лицами.

2.4.2. Заключает договоры в рамках предоставленных полномочий.

2.4.3. Подписывает организационно-распорядительные и иные документы территориального учреждения.

2.4.4. Организует работу по выполнению функций территориального учреждения, связанных с участием в проведении единой государственной денежно-кредитной политики.

2.4.5. Организует работу по выполнению функций территориального учреждения, связанных с развитием и укреплением банковской системы Российской Федерации.

2.4.6. Организует работу по выполнению функций территориального учреждения, связанных с организацией наличного денежного обращения, в том числе по ведению эмиссионных и кассовых операций.

2.4.7. Осуществляет распоряжение резервными фондами банкнот и монеты в структурных подразделениях в составе Главного управления, Отделений.

Обеспечивает сохранность банкнот и монеты резервных фондов, денежной наличности, ценностей, драгоценных металлов.

2.4.8. Организует работу по выполнению функций территориального учреждения, связанных с обеспечением стабильности и развитием национальной платежной системы, реализации операционных функций.

2.4.9. Организует работу по выполнению функций территориального учреждения, связанных с развитием и обеспечением стабильности финансового рынка Российской Федерации.

2.4.10.

Осуществляет работу по надзору и контролю за деятельностью кредитных организаций (их филиалов), банковских групп, некредитных финансовых организаций, эмитентов, иных участников корпоративных отношений, субъектов национальной платежной системы.

В целях реализации функций территориального учреждения подписывает документы, направляемые в адрес указанных, а также иных организаций и лиц.

Источник: http://docs.cntd.ru/document/420347885

Правовое положение центрального банка Российской Федерации (Банка России): проблемы правового статус…

4.1. Правовое положение и статус Центрального банка Российской

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКА РОССИИ):

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО
СТАТУСА

Санкт-Петербург

2002

Введение21.         Исторические особенности генезиса банковской системы России.32.         Гражданско-правовой статус Центрального Банка РФ.1).       Проблема определения организационно-правовой формы Центрального банка РФ, как юридического лица.62).       Определение имущественных прав Банка России в отношении закрепленного за ним имущества.93.         Двойственность правовой природы Банка России.1).       Дискуссия о соотношении публичных и частно-правовых начал в сфере регулирования банковскойдеятельности в России.102).       Особенности правового статуса Центрального банка Российской Федерации.11Заключение17Библиография18

Введение

Вопрос о правовом статусе Банка России имеет практическое значение и поэтому его решение может существенно повлиять на организацию и эффективность функционирования банковской системы, а возможно, и на весь ход экономической реформы.  И здесь нет преувеличения.

  Достаточно вспомнить о том, какую роль играет денежно-кредитная система в любой экономике.  Тем более это справедливо для переходной экономики с ее спецификой.

  Скоротечность экономических преобразований, переход от огосударствленной экономики к экономике, построенной на различных формах собственности, отсутствие концепции реформ – все это стало причиной для воспроизводства той конструкции Центрального банка, которая закреплена в законодательстве и обнаруживает ряд недостатков.  Процесс создания Центрального банка не мог не сказаться на его целях, организационно-правовой форме, структуре и функциях, вследствие чего ему уделяется внимание в настоящей

работе.

            Как правильно отмечает Я.А.Гейвандов, «Централизованное управление денежно-кредитной системой Российской Федерации является одним из основополагающих элементов ее государственности.

  Вместе с тем правовое регулирование банковской системы и системы Банка России нельзя признать совершенным, в связи с чем их организация и функционирование порождают больше вопросов, чем ответов»[1].

  Отсутствием сколько-нибудь значительных достижений на пути укрепления и развития банковской системы можно объяснить неослабевающий интерес ученых и практиков к этому вопросу.  Проблема правового статуса Банка России вызывает

многочисленные споры.

При изучении проблемы определения правого статуса Центрального банка акцент ставится на различных ее аспектах.

  Особое внимание уделяется таким вопросам как соотношение «независимости» и «подотчетности» Центрального Банка в рамках рассмотрения более общего вопроса о правовом статусе и месте Центрального банка в системе органов государственной власти.

  Часто в литературе поднимается вопрос о гражданско-правовом статусе Центрального банка как юридического лица, делаются попытки определить его организационно-правовую форму, а также дать характеристику прав на закрепленное

за ним имущество.

В рамках небольшого исследования невозможно подробно остановиться на абсолютно всех аспектах существующей проблемы определения правового статуса Банка России, в связи с чем автор остановился на наиболее, по

его мнению, актуальных и интересных.

 

1.         Исторические
особенности генезиса банковской системы России.

Как уже указывалось, на целях, организационно-правовой форме, структуре и функциях Центрального банка РФ в современном его состоянии в

значительной мере сказался процесс его создания.

Макарова Я.М.

, исследуя вопрос о том, какой статус – публично-правовой или частно-правовой, был присущ центральным банкам (и в частности, отечественному) изначально, рассматривает исторические особенности генезиса банковской системы России, послужившие предпосылками для формирования основных черт отечественного Центрального банка, отнеся к ним такие как, во-первых, более позднее становление банковской системы, чем в ведущих зарубежных странах; во-вторых, создание ее (системы) преимущественно за счет государства (большинство кредитных организаций были казенными).  Анализ функционирования центрального банка в различные исторические периоды (в дореволюционной России, в советское время, на современном этапе) позволили выделить Макаровой Я.М. две генетические особенности отечественного

Центрального Банка:

1.         изначально создан государством в распорядительном порядке;

2.         превалирование публично-правовых функций над частно-правовыми[2], то есть выступление Банка в качестве одного из органов государственного

управления.

Соответственно, как указывает Макарова Я.М., отечественный Центральный Банк со времени своего создания в 1860 году, до недавнего времени характеризовался более как государственная структура, непосредственно кредитующая правительство, а также прямо кредитующая промышленность и сельское хозяйство, и лишенная в своей деятельности какой-либо

самостоятельности.

Государственный Банк Российской Империи был образован в 1860 году в процессе реорганизации банковской системы.

  По Уставу 1860 года Банк являлся органом, подведомственным Министерству финансов, и находился под наблюдением Совета государственных кредитных установлений с возложением на него функций, относившихся к аппарату Министерства финансов (проведение выкупных операций, предоставление краткосрочных коммерческих кредитов и прочее).

  Затем в ходе реформы 1895-1898 годов Банк приобрел право денежной эмиссии.  Накануне первой мировой войны он стал одним из влиятельнейших европейских кредитных

учреждений, обладая при этом огромным золотым запасом.

История советского государственного банка началась сразу после Октябрьской революции.  Согласно Декрету о национализации Банков от 27.12.

1917 года, банковское дело объявлялось государственной монополией, а различные банковские учреждения присоединялись к государственному банку, который спустя месяц стал называться Народным банком Российской республики, а позднее – Народным Банком РСФСР.

  Основной задачей Банка была эмиссия бумажных

денег.  С осени 1918 года Народный банк стал финансировать народное хозяйство.

В 1921 году банк получил название Государственного Банка РСФСР и с этого времени перешел в непосредственное подчинение Народному комитету финансов[3].

  Госбанку РСФСР, а с 1923 года – Госбанку СССР было дано монопольное право на проведение операций с валютой и валютными ценностями, а в результате предоставления ему права выпуска в обращение червонцев (банковских билетов в

1923 году) Госбанк превратился в эмиссионный центр.

В связи с ускоренными темпами индустриализации страны была проведена кредитная реформа, после чего деятельность Госбанка окончательно утратила коммерческий характер, предпосылки которого сложились в период проведения новой экономической политики.

  К началу 1930-х годов сформировались основные функции государственного банка советского типа: плановое кредитование хозяйства, организация денежного обращения и расчетов, кассовое исполнение

государственного бюджета и осуществление международных расчетов.

До 1954 года Госбанк не являлся самостоятельной организацией.  Он входил в состав Министерства финансов СССР.  Министерство финансов осуществляло руководство деятельностью Банка, утверждало правила и инструкции обязательные для последнего.  В 1954 году Госбанк вышел из состава

Министерства финансов и перешел в непосредственное ведение Совета министров.

Период «оттепели» стал пиковым этапом в реформировании банковской системы.  В этот период Госбанк СССР приобрел неограниченное

монопольное право на кредитные ресурсы и статус общегосударственного фонда.

В ноябре 1991 года Госбанк РСФСР стал единственным органом государственного денежно-кредитного валютного регулирования экономики страны.  На него были возложены функции Госбанка СССР по эмиссии и определению

курса рубля, передано все его имущество на территории РСФСР, активы и пассивы[4].

Таким образом, как показывает история развития и реформирования банковской системы в России, главный Банк страны всегда был необходимым элементом в механизме регулирования

денежно-кредитных отношений, выполняя отведенную ему государством функцию.

Становление Банка России как независимого кредитно-финансового института начинается с приятия Закона РФ «О Центральном

банке РСФСР (Банке России)» от 02.12.1990 года[5].

Источник: https://rectorate.ru/2019/10/pravovoe-polozhenie-centralnogo-banka-rossijskoj-federacii-banka-rossii-problemy-pravovogo-status/

Правовое положение Центрального Банка РФ в банковской системе

4.1. Правовое положение и статус Центрального банка Российской

Определение 1

Центральный банк России — это особый правовой публичный институт Российской Федерации, который наделен функциями по эмиссии и денежно-кредитному регулированию деятельности банков страны.

Учреждение Центрального Банка в России приходится на 1990-й год. До его появления в стране действовал Российский республиканский банк Госбанка СССР. Устав нового ЦБ (тогда еще РСФСР) был введен в действие в 1991-м году. Он явился главным банком государства — “Банком всех банков”.

ЦБ в Российской Федерации выступает в качестве особого правового публичного института.

Он обладает исключительными привилегиями в области эмиссии денежных средств, а также организации обращения денег страны.

В добавок к этому Банк, на основании положений Федерального закона № 161-ФЗ 2011 года “О национальной платежной системе”, является оператором в переводе денежных средств.

Для ЦБ РФ в Конституции РФ и Законе о “Центральном Банке” предусмотрены определенные полномочия и функции, которые он реализует независимо от государственных органов власти всех уровней (федеральных, субъектов и местных). Исполнение указанных функций, которые относятся по правовой природе к государственным, сопровождается применением мер принуждения на государственном уровне.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В судебной практике дел об административных правонарушениях Центральный Банк РФ упоминается в качестве административного органа.

Ст. 1 Закона о ЦБ РФ рассматривает Банк РФ как юридическое лицо, статус которого определен в Конституции РФ, в данном Законе и других федеральных законах.

ЦБ РФ не относится к бюджетным организациям, так как государство не финансирует его деятельность. Осуществление расходов ЦБ происходит, согласно ч.3 ст.2 Закона “О Центральном Банке”, путем реализации личных доходов Банка.

Определение прибыли Банка заключается в подсчете разницы между сделками, доходами от операций, доходами от участия в капиталах организаций, а также расходами, которые связаны с функциями, осуществляемыми Банком РФ, т.е. Центральный Банк расходует средства за счет тех доходов, которые сам и получает.

Закон предусматривает обязанность Банка перечислить 50% своей годовой прибыли, которая осталась в результате уплаты сборов и налогов по Налоговому кодексу РФ, в бюджет страны. Это действие должно быть совершено сразу после того, как Советом директоров Банка будет утверждена годовая финансовая отчетность.

Прибыль, которая остается в результате, направляется в фонды и резервы, имеющие различное назначение. При этом стоит отметить, что как правило, для нашей страны нехарактерным является процесс перевода прибыли государству некоммерческой организацией, что еще раз подчеркивает особый статус Центрального Банка РФ.

Ст. 12 Гражданского кодекса РФ закрепляет положение, согласно которому учреждение несет ответственность по обязательствам теми денежными средствами, которые находятся в его распоряжении.

Если их недостаточно, субсидиарной ответственности по долгам, образовавшимся в учреждении, подлежит собственник этого имущества.

В то же время в Законе о ЦБ РФ указано, что государство не несет ответственности в области обязательств Центрального Банка РФ, а сам Банк не отвечает по обязательствам РФ.

Замечание 1

Приведенные аргументы свидетельствуют о том, что Центральный Банк России нельзя отнести к государственным учреждениям.

В правоприменительной и нормотворческой деятельности ЦБ России особо важную роль играет принцип независимости. От него же зависит положение Банка в структуре государственных органов и его место в развитии современной российской системы банков.

Банк России на сегодняшний день выступает в качестве ключевого элемента кредитно-финансовой системы страны. Его рассматривают как проводника официальной кредитно-денежной политики, которая в свою очередь составляет, на одном уровне с бюджетной политикой, базу для всего экономического регулирования.

Основы правового положения Банка России

Правовое положение Центрального Банка в Российской Федерации определяется действующим на сегодняшний день законодательством.

В первую очередь ЦБ РФ руководствуется при выполнении своих функций следующими актами:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон “О Центральном банке Российской Федерации”.

Основные функции Банка РФ закрепила ст. 75 Конституции РФ:

  1. Рубль предусматривается в РФ как единственная денежная единица. Эмиссию денежных средств производит исключительно Центральный Банк РФ. Не допустимо вводить и производить эмиссию других денег в РФ.
  2. Основной функцией ЦБ РФ является обеспечение устойчивости и защита рубля. При этом данная функция выполняется им независимо от иных государственных органов.

Следующий ряд функций Центрального Банка России предусмотрен ст. 4 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации”, к которым относятся следующие:

  • разработка и проведение единой государственной кредитно-денежной политики;
  • монопольное осуществление эмиссии наличных денежных средств и организация их обращения;
  • выступление в качестве кредитора для кредитных организаций в последней инстанции, организация системы рефинансирования;
  • установка правил по осуществлению расчетов в России;
  • установка правил по проведению операций банками, бухгалтерской отчетности и учета для системы банков;
  • осуществление государственной регистрации, выдача и отзыв лицензий кредитным организациям, которые занимаются аудитом;
  • осуществление надзора в сфере деятельности кредитных организаций;
  • регистрация эмиссии кредитными организациями ценных бумаг, ссылаясь на федеральные законы;
  • осуществление всех видов банковских операций, которые необходимы для реализации своих функций, с поручением Правительства РФ или самостоятельно;
  • осуществление валютного регулирования, в том числе и операций, связанных с покупкой и продажей иностранной валюты;
  • определение порядка расчетов с другими странами;
  • осуществление и организация валютного контроля при взаимодействии с уполномоченными банками и непосредственно, опираясь на законодательство Российской Федерации;
  • принятие участия в процессе разработки прогноза платежного баланса РФ и организация его составления;
  • проведение анализа и прогнозирования экономического состояния России на региональном уровне, в первую очередь кредитно-денежных, финансово-валютных отношений;
  • публикация соответствующих материалов и статистических данных;
  • выполнение иных функций в соответствии с федеральным законодательством.

Замечание 2

Помимо обозначенных актов, правовую основу деятельности ЦБ РФ составляют и другие нормативно-правовые документы, которые не должны противоречить Конституции и другим ФЗ.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/pravovoe_polozhenie_centralnogo_banka_rf_v_bankovskoy_sisteme/

Studio-pravo
Добавить комментарий