4.1. Понятие и классификация сопутствующих видов аудиторских услуг

Аудит, виды аудит, классификация сопутствующих аудиту услуг

4.1. Понятие и классификация сопутствующих видов аудиторских услуг

Аудит — это внешний независимый финансовый контроль деятельности предприятия, осуществляемый независимыми дипломированными аудиторами, не работающими в данной организации. Аудит: Учебник для вузов/ под ред. Ильенкова А.В. — М.: Альфа-М, 2001.

Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов по проведению проверок бухгалтерской и финансовой отчетности, отдельных хозяйственных операций, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также в оказании иных аудиторских услуг с целью установления достоверности этой отчетности и соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам.

Аудит не заменяет функций органов государственного финансового контроля над работой предприятий, учреждений и организаций.

Аудитор — это подсказчик, советник для экономических субъектов, защищающий, прежде всего, интересы собственника.

В то же время аудитор не имеет права скрывать нарушения, установленные при исчислении НДС, налога на прибыль и др.

, так как, в случае сокрытия этих фактов в аудиторском заключении, он может быть привлечен к дисциплинарной и материальной ответственности. Иванова Н.В., Адам В.И. Бухгалтерский учет в промышленности. М.: Академия, 2003.

Аудитор, ознакомившись с финансовым положением, с состоянием финансово-хозяйственной деятельности или со спорным вопросом, должен высказать независимое о компетентное мнение или заключение о фактическом положении дел и подтвердить правомерность или неправомерность совершаемых или совершенных действий клиента. При выявлении нарушений законодательных актов в процессе проверки объекта, аудитор должен своевременно предупредить клиента о незаконной его деятельности и об их возможных неблагоприятных действиях.

Аудит — независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству Российская Федерация, полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности предприятия. Экспертиза завершается составлением аудиторского заключения.

Цель аудита — решение конкретной задачи, которая определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорным обязательствам аудитора и клиента. Аудит. Учебник /Под ред. Подольского В.И. М.: ЮНИТИ, 2002.

Основными видами аудита являются внутренний и внешний аудит.

Внутренний аудит. Его основная задача — решение отдельных функциональных проблем управления, разработка и проверка информационных систем предприятия.

Внутренний аудит — неотъемлемая часть управленческого контроля предприятия. Он может быть и независимым, т.е. непосредственно подчиняться не исполнительному органу предприятия, а внешним учредителям. Лабынцев Н.Т.

Аудит. Теория и практика. М.: ПРИОР, 2004.

Правило (стандарт) аудиторской деятельности в РФ определяет внутренний аудит как организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и (или) собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля.

Внутренний аудит — один из способов контроля за эффективностью деятельности звеньев структуры экономического субъекта.

Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются самим экономическим субъектом, а именно его руководством и (или) собственниками в зависимости от:

  • * содержания и специфики деятельности экономического субъекта;
  • * объемов показателей финансово-экономической деятельности экономического субъекта;
  • * сложившейся системы управления экономического субъекта;
  • * состояния внутреннего контроля.

Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии (ревизоры), привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние организации и (или) внешние аудиторы.

К институтам внутреннего аудита относятся назначаемые собственниками и (или) руководством экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов.

Работа внутреннего аудита имеет для руководства и (или) собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение; она призвана содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства. Скобара В.В. Аудит: Методология и организация. — М.: Дело и сервис, 2005.

Объекты внутреннего аудита могут быть различными в зависимости от особенностей экономического субъекта и требований его руководства и (или) собственников. Как правило, функции внутреннего аудита включают:

  • * проверки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработку рекомендаций по улучшению этих систем;
  • * проверки бухгалтерской и оперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее! основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;
  • * проверки соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний I руководства и (или) собственников;
  • * проверку деятельности различных звеньев управления;
  • * оценку эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценку контрольных проверок в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;
  • * проверки наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта;
  • * работу над специальными проектами и контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;
  • * оценку используемого экономическим субъектом программного обеспечения;
  • * специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях;
  • * разработку и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.

Объективность внутреннего аудита обеспечивается степенью его независимости в структуре управления экономического субъекта.

Это требование к внутреннему аудиту, как правило, обеспечивается тем, что оп подчиняется и обязан представлять отчеты только назначившему его руководству и (или) собственникам и независим от руководителей проверяемых филиалов экономического субъекта, структурных подразделений, органов внутреннего контроля и т.п.

Институтом внутренних аудиторов США (Institut of Internal Auditors) было разработано следующее определение:

Внутренний аудит — это независимая деятельность в организации (на предприятии) по проверке и оценке ее работы в ее интересах. Цель внутреннего аудита — помочь членам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренние аудиторы предоставляют своей организации (предприятию) данные анализа и оценки, рекомендации и другую необходимую информацию, являющуюся результатом проверок.

Внутренними аудиторами являются сотрудники, находящиеся в штате предприятия и подчиненные его руководству. Задачи внутреннего аудита определяются руководством, исходя из потребностей управления как подразделениями предприятия, так и предприятием в целом.

Деятельность внутреннего аудитора заключается в выполнении широкого круга различных функций, входящих в его обязанности.

Эти функции включают:

  • * проверку систем контроля, направленную на выработку политики компании в рамках законодательства;
  • * оценку экономичности и эффективности операций компании;
  • * проверку уровня достижений программных целей;
  • * подтверждение достоверности информации, используемой руководством при принятии решений.

Внутренний аудит не только дает информацию о деятельности самой организации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов менеджеров. Используя информацию внутреннего аудита, руководство предприятия может оперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения внутри предприятия.

В определенной мере функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчиненные главному бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов шире.

Внутренний аудит решает следующие задачи:

  • 1. Контроль за состоянием активов и недопущение убытков.
  • 2. Подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур.
  • 3. Анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации.
  • 4. Оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.

Внутренний и внешний аудит дополняют друг друга и в то же время существенно отличаются.

В приложении «А» перечислены основные особенности и отличия внутреннего и внешнего аудита.

Некоторые виды аудита называются управленческим или производственным аудитом. Основной их задачей является проверка и совершенствование организации и управления предприятием, качественных сторон производственной деятельности, оценка эффективности производства и финансовых вложений, производительности, рациональности использования средств, их экономии.

Управленческий аудит, выполняемый независимыми аудиторами, является одним из видов консультационных услуг в помощь клиенту для повышения эффективности использования его мощностей и ресурсов и достижения намеченных целей.

Достаточно близок к управленческому аудиту аудит хозяйственной деятельности, который заключается в систематическом анализ хозяйственной деятельности организации, проводимом для определенных целей.

Этот вид аудита иногда называют аудитом эффективности работы или административного управления и организации.

При аудите хозяйственной деятельности предполагается, что аудитор должен провести объективное обследование и сделать всесторонний анализ определенных видов деятельности.

Проведение аудита хозяйственной деятельности может осуществляться как по заказу администрации, так и по требованию третьей стороны, в том числе и государственных органов.

Аудит на соответствие требованиям заключается в анализе определенной финансовой или хозяйственной деятельности субъекта в целях установления ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам.

Если такие условия (например, внутренние правила контроля) установлены администрацией, то этот вид аудита осуществляется сотрудниками предприятия, которые выполняют функцию внутреннего аудита.

Если условия устанавливаются кредиторами (например, требование поддержания определенного соотношения между оборотным капиталом и краткосрочными обязательствами), то, поскольку они часто связаны с финансовыми отчетами компании, этот вид аудита проводится вместе с аудитом финансовых отчетов.

Аудит на соответствие требованиям, установленным государственными актами, проводится ревизорами, работающими в государственном органе, осуществляющем контроль за исполнением этих актов, или сторонними аудиторами, которым поручается такой контроль. Результаты аудита докладываются соответствующему государственному органу.

Аудит финансовой отчетности и специальный аудит заключается в проверке отчетности субъекта с целью дачи заключения о правильности ее составления в соответствии с установленными критериями и общепринятыми правилами бухгалтерского учета.

Этот вид аудита проводится сторонними аудиторами, нанятыми компанией, отчеты которой проверяются.

Результаты аудита финансовой отчетности публикуются и рассылаются широкому кругу пользователей — владельцам акций, кредиторам, органам государственного регулирования и др.

Специальный аудит направлен на проверку конкретных вопросов деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил. Обычно имеет целью подтвердить законность, добросовестность и эффективность деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использования социальных фондов, другие цели.

Обязательный и инициативный аудит. Обязательный аудит регламентируется государством.

В Российской Федерации Правительством РФ утверждены основные критерии (система показателей), деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая)отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. В табл.3. представлены критерии, экономические субъекты, показатели отчетности и нормативы обязательного аудита.

Инициативный (добровольный) аудит проводится по решению экономического субъекта, на основе договора с аудитором (аудиторской фирмой). Характер и масштабы такой проверки определяет клиент.

Первоначальный аудит проводится аудитором или аудиторской фирмой впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск

и трудоемкость аудита, поскольку у аудиторов нет представления об особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контроля и т.д.

Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудиторской фирмой или аудитором не в первый раз.

Планирование и процесс аудита опирается на знание специфики клиента, его слабых и сильных сторон в организации бухгалтерского учета, а также на результаты длительного сотрудничества аудиторской фирмы (аудитора) с клиентом (консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля и т.д.).

Практика работы аудиторских фирм свидетельствует о преимуществах повторяющегося, согласованного аудита. Такое сотрудничество обоюдовыгодно как аудиторам, так и клиенту.

Более того, смена клиентом аудиторской фирмы зачастую вызывает настороженность как у потребителей информации, так и у новых аудиторов.

К перечисленным видам аудита необходимо добавить:

  • * налоговый аудит;
  • * ценовой аудит;
  • * экологический аудит.

В развитии аудита выделяются следующие три стадии и, соответственно, вида аудита:

  • а) подтверждающий аудит. Проверка и подтверждение достоверности бухгалтерских документов и отчетности;
  • б) системно ориентированный аудит. Аудиторская экспертиза па основе анализа системы внутреннего контроля. Доказано, что если система внутреннего контроля работает эффективно, то не нужно проводить детальную проверку, потому что в некоторой степени можно доверять системе внутреннего контроля в раскрытии ошибок и нарушений. Там, где контроль неэффективен, клиенту даются рекомендации, как улучшить систему;
  • в) аудит, в основе которого лежит риск. Сконцентрировав аудиторскую работу в областях, где риски выше, можно сократить время, затрачиваемое на проверку областей с низким риском и тем самым обеспечить более эффективную с точки зрения затрат услугу.

С точки зрения экономических субъектов аудит подразделяется на:

  • * общий аудит (предприятия и их объединения независимо от организационно-правовых форм и видов собственности, организации, учреждения);
  • * банковский аудит;
  • * аудит страховых организаций;
  • * аудит бирж;
  • * аудит внебюджетных фондов;
  • * аудит инвестиционных институтов.

В настоящее время аудиторская деятельность включает две компоненты: собственно аудит (обязательный аудит) и сопутствующие аудиту услуги.

При этом последние начинают занимать все больший удельный вес по количеству, видам и объемам реализации в аудиторских организациях.

Поэтому и был создан не имеющий аналогов в международных аудиторских стандартах российский стандарт «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним».

Данный стандарт был разработан в целях дальнейшей регламентации аудиторской деятельности, а так же оказания помощи аудиторским организациям в их практической деятельности. Этот стандарт соответствует Временным правилам аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации № 2263 от 22.12.93г.

Целью этого правила (стандарта) является установление видов, правил и условий оказания услуг, которые могут выполнять аудиторские организации, кроме аудиторских проверок с выдачей аудиторского заключения в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности».

Для выполнения этой цели должны быть решены следующие задачи:

  • а) определение и классификация сопутствующих аудиту услуг;
  • б) изложение общего порядка оказания услуг, сопутствующих аудиту;
  • в) определение требований к аудиторским организациям по оказанию сопутствующих аудиту услуг;
  • г) распределение ответственности между аудиторской организацией и экономическим субъектом при оказании сопутствующих аудиту услуг;
  • д) особенности оформления оказания сопутствующих аудиту услуг и результатов их выполнения.

Требования данного правила (стандарта) являются обязательными для всех аудиторских организаций при оказании сопутствующих аудиту услуг, за исключением тех его положений, где прямо указано, что они носят рекомендательный характер.

Требования данного правила (стандарта) носят рекомендательный характер для всех аудиторских организаций при оказании сопутствующих аудиту услуг, не определенных настоящим стандартом.

Аудиторские организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Для целей Федерального закона под сопутствующими аудиту услугами понимается оказание аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами следующих услуг:

  • 1) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;
  • 2) налоговое консультирование;
  • 3) анализ финансово — хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
  • 4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;
  • 5) правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;
  • 6) автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
  • 7) оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
  • 8) разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес — планов;
  • 9) проведение маркетинговых исследований;
  • 10) проведение научно — исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
  • 11) обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;
  • 12) оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

Под оказанием сопутствующих аудиту услуг понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая аудиторскими организациями помимо проведения аудиторских проверок. Оказание таких услуг требует от исполнителей соблюдения в установленных случаях независимости, а также профессиональной компетентности в областях:

  • а) аудита;
  • б) бухгалтерского учета;
  • в) налогообложения;
  • г) хозяйственного права;
  • д) экономического анализа;
  • е) других разделов экономики.

Сопутствующие аудиту услуги, можно классифицировать по принципу совместимости с различными видами аудита следующим образом:

  • 1) услуги, совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки;
  • 2) услуги, несовместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки.

К услугам, совместимым с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, относят услуги по:

  • · постановке бухгалтерского учета;
  • · контролю ведения учета и составлению отчетности;
  • · контролю начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей;
  • · анализу хозяйственной и финансовой деятельности;
  • · оценке экономических и инвестиционных проектов, экономической безопасности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта;
  • · представлению интересов экономического субъекта по доверенности перед третьими лицами;
  • · проведению семинаров, повышению квалификации и обучению персонала экономических субъектов, и в частности аудиторских организаций;
  • · научной разработке, изданию методических пособий и рекомендаций по бухгалтерскому учету, налогообложению, анализу финансово — хозяйственной деятельности, аудиту, хозяйственному праву и т.д.;
  • · компьютеризации бухгалтерского учета, составления отчетности, расчетов по налогообложению, анализа хозяйственной деятельности, аудита и т.д.;
  • · консультационным услугам по вопросам финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, инвестиционной деятельности, менеджменту, маркетингу, оптимизации налогообложения, регистрации, реорганизации и ликвидации предприятий;
  • · информационному обслуживанию;
  • · экспертному обслуживанию;
  • · подбору и тестированию бухгалтерского персонала экономического субъекта;
  • · другие.

Услуги, несовместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, оказывают по:

  • · ведению бухгалтерского учета;
  • · восстановлению бухгалтерского учета;
  • · составлению налоговых деклараций;
  • · составлению бухгалтерской отчетности.

Сопутствующие аудиту услуги подразделяются на:

  • а) услуги действия;
  • б) услуги контроля;
  • в) информационные услуги.

К услугам действия относятся услуги по созданию документов, состав которых установлен в договоре с экономическим субъектом, ранее экономическим субъектом не созданных.

К услугам контроля относятся услуги по проверке документов на предмет их соответствия критериям, согласованным аудиторской организацией с экономическим субъектом; контроль ведения учета и составления отчетности; контроль начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей; тестирование бухгалтерского персонала экономического субъекта и персонала аудиторских фирм.

К информационным услугам относятся: услуги по подготовке устных и письменных консультаций по различным вопросам; проведение обучения, семинаров, «круглых столов»; информационное обслуживание; издание методических рекомендаций и т.д.

Примерный перечень сопутствующих аудиту услуг дан в классификаторе, приведенном в приложении «Б». Этот перечень не является обязательным и исчерпывающим, может дополняться новыми видами сопутствующих услуг. задача перечня состоит в том, чтобы помочь аудиторским организациям в понимании характера и видов сопутствующих аудиту услуг.

Источник: https://vuzlit.ru/619807/audit_vidy_audit_klassifikatsiya_soputstvuyuschih_auditu_uslug

Аудиторские и сопутствующие услуги: понятия, виды

4.1. Понятие и классификация сопутствующих видов аудиторских услуг

Работа любого предприятия – сложный процесс, который требует постоянной поддержки и контроля. Неправильное функционирование финансовых процессов организации может привести к очень серьёзным последствиям, которые негативно скажутся на работе компании.

Поэтому темы перераспределения финансовых потоков, уплаты налогов и бухгалтерский учет нуждаются как в грамотно выстроенной системе работы, так и в качественном контроле. Этим и занимается аудит.

Рассмотрим более подробно, что же такое аудиторские услуги и сопутствующие аудиту услуги, а также изучим виды этих услуг.

Что такое аудиторские услуги

Определение 1

Аудит – это проверка финансово-экономической стороны фирмы, которая проводится аудитором на основе необходимых финансовых документов компании.

Определение 2

Аудиторские услуги – это перечень видов деятельности, который аудиторская компания осуществляет для своих клиентов на договорной основе. Это совокупность процедур, при помощи которых организация может максимально точно определить состояние своих финансово-экономических дел, а также получить рекомендации по дальнейшему улучшению своей работы.

Сегодня есть достаточное количество фирм, которые оказывают аудиторские и сопутствующие аудиту услуги.

Замечание 1

Для того чтобы начать осуществлять аудиторскую деятельность в соответствии с законодательством РФ, необходимо пройти обязательную аттестацию и вступить в организацию аудиторов.

Классификация аудиторских услуг

Можно выделить четыре основных вида аудиторских услуг:

  • Внешний аудит.
  • Внутренний аудит.
  • Инициативный аудит.
  • Обязательный аудит.

Рассмотрим каждый вид.

Определение 3

Внешний аудит – это вид аудиторской проверки, который осуществляет независимая аудиторская компания после подписания договора с клиентом. Этот вид аудита необходим для отражения общей картины финансово-экономической ситуации компании.

В ходе такой проверки руководству компании предоставляются рекомендации по улучшению работы финансовой стороны предприятия. Внутри самого вида внешнего аудита можно выделить еще отраслевые направления.

Это аудит финансовых учреждений (банки, кредитные организации), аудит бирж, страховых компаний, внебюджетных фондов и т.д.

Определение 4

Внутренний аудит – это вид аудиторской проверки, которая проводится силами сотрудников компании. В ходе внутреннего аудита также оценивается ситуация финансово-экономической стороны предприятия, а также формируются рекомендации по увеличению рентабельности бизнес-процессов.

Замечание 2

Проведение внутреннего аудита сопровождается рядом трудностей. Самая основная проблема – отсутствие объективности аудитора. Другой аспект – недостаточный профессионализм аудитора.

Определение 5

Инициативный аудит – это вид аудиторской проверки, когда инициатором аудита выступает кто-то из руководства или учредителей компании. Цель такой проверки такая же, как и в видах проверки, что рассматривали выше.

Определение 6

Обязательный аудит – это вид аудиторской проверки, который каждая компания в соответствии с законодательством страны обязана проходить ежегодно.

Виды аудита можно классифицировать по периодичности:

  • Первоначальный.
  • Периодический.
  • Оперативный.

Определение 7

Первоначальный аудит – это вид аудиторской проверки, которая проводится в компании первый раз.

Определение 8

Периодический аудит – это вид аудиторской проверки, который проводится в компании повторно на основании договора.

Определение 9

Оперативный аудит – это вид аудиторской проверки, которая проводится в краткие сроки. Целью данного аудита является формирование общей картины состояния учета, соблюдения законодательства, результативности внутреннего контроля, а также оценки деятельности компании.

По характеру аудиторской проверки существуют следующие виды:

  • Подтверждающий аудит
  • Системно-ориентированный аудит
  • Аудит, базирующийся на риске

Определение 10

Подтверждающий аудит – это вид аудиторской проверки, целью которого является подтверждение достоверности финансовой документации и отчетности предприятия

Определение 11

Системно-ориентированный аудит – это вид аудиторской проверки, основной целью которого является изучение системы внутреннего контроля компании.

Определение 12

Аудит, базирующийся на риске – это вид аудиторской проверки, основной целью которого является сосредоточение на факторах, представляющих опасность для финансово-бухгалтерской стороны компании.

Последняя классификация видов аудиторских услуг базируется на объекте изучения:

  • Финансовый аудит.
  • Операционный, или управленческий, аудит.
  • Аудит на соответствие.
  • Ценовой аудит.
  • Налоговый аудит.
  • Специальный аудит.

Рассмотрим каждый вид более подробно.

Определение 13

Финансовый аудит – это вид аудиторской проверки, которая проводится независимыми аудиторами, для определения подлинности финансовой информации по шкале общепринятых правил бухучета. Заключение аудитора возможно использовать в дальнейшем.

Определение 14

Операционный, или управленческий, аудит – это вид аудиторской проверки, основной целью которого является совокупный анализ эффективности и производительности компании.

Замечание 3

При операционном аудите внимание аудитора сосредоточено не только на финансовых документах компании, но и на методы производства компании, маркетинговая стратегия, организационное устройство предприятия.

Определение 15

Аудит на соответствие – это вид аудиторской проверки, основной целью которой является обозначение шкалы соблюдения определенных правил, которые важны для максимального достижения результата на предприятии. В этом случае рассматривается корректное выполнение правил, инструкций, законов, договоров и т.д.

Определение 16

Ценовой аудит – это вид аудиторской проверки, в ходе которой оценивается обоснованность установленной цены на заказ.

Определение 17

Налоговый аудит – это вид аудиторской проверки, целью которой является изучение корректность в ведении налоговой отчетности компании.

Определение 18

Специальный аудит – это вид аудиторской проверки, целью работы которой является изучение определенных сторон компании, изучение конкретных процедур и правил. Данный аудит проводится для того чтобы оценить уровень исполнительности и продуктивности руководства компании, а также корректность налоговой отчетности и т.д.

Сопутствующие аудиторские услуги. Понятие и классификация

Помимо проведения аудиторских проверок аудиторские компании оказывают ряд дополнительных услуг. Эти услуги и называются сопутствующими.

Есть два вида сопутствующих аудиторских услуг:

  1. Совместимые сопутствующие аудиторские услуги. Это случаи, когда в ходе обязательной аудиторской проверки имеют место сопутствующие услуги. К совместимым сопутствующим услугам можно отнести:
    • Отслеживание уплаты налогов и иных обязательных платежей
    • Оценка финансовой стороны предприятия
    • Представление интересов клиента по доверенности перед третьими лицами
    • Осуществление образовательных программ для клиентов (тренинги, курсы повышения квалификации)
    • Консультации экспертов
    • Информационное обслуживание
    • Подбор и обучение для предприятия бухгалтерских кадров
    • Подготовка отчетности, анализ хозяйственной деятельности и т.д.
  2. Несовместимые сопутствующие услуги. Это ситуации, когда аудиторская компания осуществляет исключительно обязательную аудиторскую проверку. К несовместимым сопутствующим услугам относятся:
    • Ведение бухучета
    • Восстановление бухучета
    • Подготовка налоговых деклараций
    • Подготовка финансовых отчетов

Также в сопутствующих аудиту услугах можно выделить:

Определение 19

Услуги действия – это вид услуг по подготовке документов, перечень которых обсуждается предварительно и закрепляется в договоре с клиентом.

Определение 20

Услуги контроля – это вид услуг по осуществлению контроля по велению отчетности, составления документов, уплаты налогов, а также осуществление контроля профессионализма бухгалтерского персонала.

Определение 21

Информационные услуги – это вид услуг по проведению образовательных мероприятий, подготовка методических рекомендаций, а также осуществление письменных и устных консультаций, по беспокоящим клиента вопросам.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/buhgalterskij-uchet-i-audit/audit/auditorskie-i-soputstvujuschie-uslugi/

Услуги, сопутствующие аудиту и их классификация

4.1. Понятие и классификация сопутствующих видов аудиторских услуг

В настоящее время аудиторская деятельность включает два компонента: собственно аудит (обязательный аудит) и сопутствующие аудиту услуги. При этом последние в аудиторских организациях начинают занимать все больший удельный вес по количеству, видам и объемам выполняемых услуг.

Для выполнения сопутствующих аудиту услуг от исполнителей требуется профессиональная компетентность в области аудита, бухгалтерского учета, экономического анализа, налогообложения, хозяйственного права и экономики.

В соответствии с Законом об аудиторской деятельности под сопутствующими аудиту услугами понимаются отличные от аудита услуги, связанные выражением в установленной форме независимого мнения об информации организаций, а также следующие услуги:

постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;

составление налоговых деклараций, налоговое консультирование;

анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей;

экономическое, финансовое и управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией и приватизацией организаций;

правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;

автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

проведение согласованных с аудируемым лицом процедур проверки финансовой информации, компиляции финансовой и (или) иной информации об организации;

проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, а также распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

обучение в установленном законодательством РФ порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;

оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы не вправе осуществлять деятельность, влекущую возникновение конфликта интересов с аудируемым лицом.

Сопутствующие аудиту услуги, можно классифицировать по принципу совместимости с разными видами аудита следующим образом:

1) услуги, совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки;

2) услуги, несовместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки.

К услугам, совместимым с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, относят услуги по:

· постановке бухгалтерского учета;

· контролю ведения учета и составлению отчетности;

· контролю начисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;

· анализу хозяйственной и финансовой деятельности;

· оценке экономических и инвестиционных проектов, экономической безопасности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта;

· представлению интересов экономического субъекта по доверенности перед третьими лицами;

· проведению семинаров, повышению квалификации и обучению персонала экономических субъектов, и в частности аудиторских предприятий;

· научной разработке, изданию методических пособий и рекомендаций по бухгалтерскому учету, налогообложению, анализу финансово — хозяйственной деятельности, аудиту, хозяйственному праву и так далее;

· компьютеризации бухгалтерского учета, составления отчетности, расчетов по налогообложению, анализа хозяйственной деятельности, аудита и так далее;

· консультационным услугам по вопросам финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, инвестиционной деятельности, менеджменту, маркетингу, оптимизации налогообложения, регистрации, реорганизации и ликвидации организаций;

· информационному обслуживанию;

· экспертному обслуживанию;

· подбору и тестированию бухгалтерского персонала экономического субъекта;

· иные.

Услуги, несовместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, оказывают по:

· ведению бухгалтерского учета;

· восстановлению бухгалтерского учета;

· составлению налоговых деклараций;

· составлению бухгалтерской отчетности.

При оказании совместимых услуг они могут быть выполнены одновременно или непосредственно перед проведением обязательной проверки; допускается также включение совместимых услуг в общий перечень работ по договору обязательного ежегодного аудита.

При оказании несовместимых аудиторских услуг необходимо учитывать, что обязательный аудит не может проводиться аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физическим и юридическим лицам. Это считается нарушением принципа независимости, так как в данном случае аудитор причастен к составлению отчетности. При этом ответственность за соблюдение принципа независимости возлагается на аудиторскую организацию. Методы проверки независимости специалистов аудиторской организации разрабатываются аудиторской организацией самостоятельно.

Сопутствующие аудиту услуги должны быть оказаны аудиторской организацией экономическому субъекту с особой добросовестностью и тщательностью.

Все вышеперечисленные сопутствующие аудиту услуги могут быть условно подразделены на три группы: услуги контроля, услуги действия и консультационные услуги.

Услуги контроля подразумевают, что аудитор контролирует правильность и обоснованность отражения фактов хозяйственной деятельности, начисление налоговых платежей и др.

К услугам действия относится, например, разработка инвестиционных проектов, постановка бухгалтерского учета, его ведение и восстановление.

С развитием рыночных отношений консультационные услуги становятся насущной необходимостью, что объясняется тем, что рыночная экономика предусматривает формирование здоровой конкурентной среды, а конкурентные преимущества таких фирм заключаются в нововведениях и квалифицированных советах.

Если на первых этапах экономического развития спрос и разнообразие консультационных услуг были ничтожны, то сегодня спектр консультационных услуг значительно расширился, представляя собой внешний финансовый аудит, бухгалтерское обслуживание, образовательные, юридические, рекрутинговые услуги, обеспечение информационными технологиями, инжиниринговые услуги, проектно-инвестиционное консультирование, услуги по антикризисному управлению и т. п. Спрос на консалтинговые услуги растет не только в России, но и во всем мире. В настоящее время на рынке консультационных услуг в России преобладают следующие тенденции:

рост объемов консультационной деятельности и увеличение количества работников консультационных фирм;

появление новых видов, форм консультирования и рынков консультационных услуг;

улучшение качества консультационных услуг;

увеличение числа фирм-клиентов.

При оказании аудиторами сопутствующих услуг экономический субъект несет ответственность:

за соблюдение действующего законодательства;

полноту и юридическое оформление документов;

точность, достоверность и своевременность предоставления документов, сведений, информации, а также любые ограничения возможности выполнения аудиторской организацией своих обязанностей.

Аудиторская организация несет ответственность за качество и сроки оказания сопутствующих аудиторских услуг согласно действующему законодательству, а также в соответствии с условиями договора, заключаемого между аудиторской организацией и экономическим субъектом. Она освобождается от ответственности за качество оказываемых сопутствующих аудиту услуг и сроки их выполнения в случае предоставления ложной или неполной информации, а также в случае задержки в ее предоставлении со стороны экономического субъекта.

Результатом оказания сопутствующих аудиту услуг являются документально оформленные результаты в виде расчетов, консультаций, письменных составленных первичных документов, регистров учета, отчетности и справок и т. п. Кроме того, аудиторская организация может оформить письменную информацию руководству и (или) собственнику экономического субъекта по результатам оказания сопутствующих аудиту услуг.

Дата добавления: 2014-12-19; просмотров: 37 | Нарушение авторских прав

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2020 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.net/1-73416.html

Сопутствующие аудиторские услуги: понятие и классификация

4.1. Понятие и классификация сопутствующих видов аудиторских услуг
В настоящее время аудиторская деятельность включает в себя собственно аудит (обязательный аудит) и сопутствующие аудиту услуги.

Сопутствующих услуг начинают оказывать все больше по количеству, видам и объемам продаж в аудиторских организациях.

В ст. 1 п.

6 Федерального закона «Об аудиторской деятель­ности» под сопутствующими аудиту услугами понимается оказа­ние аудиторскими организациями и индивидуальными аудито­рами следующих услуг:

• постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгал­терское консультирование;

• налоговое консультирование;

• анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и фи­нансовое консультирование;

• управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;

• правовое консультирование, а также представительство в су­дебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;

• автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информа­ционных технологий;

• оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имуще­ственных комплексов, а также предпринимательских рисков;

• разработка и анализ инвестиционных проектов, составле­ние бизнес-планов;

• проведение маркетинговых исследований;

• проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумаж­ных и электронных носителях;

• обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;

• оказание других услуг, связанных с аудиторской деятель­ностью.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О лицензирова­нии отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 8 августа 2001 г. аудиторская деятельность относится к видам деятельности, под­лежащим лицензированию.

По некоторым видам деятельности, определенным в Федераль­ном законе «Об аудиторской деятельности» как аудиторские, име­ются федеральные законы, устанавливающие порядок их лицен­зирования. К этим видам деятельности, в частности, относится оценочная деятельность.

В соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29 июля 1998 г. (ст.

23) лицензирование оценочной деятель­ности осуществляется в соответствии с Порядком лицензирова­ния оценочной деятельности, утверждаемым Правительством РФ.

Сюда также относится образовательная деятельность аудитор­ских организаций. Согласно Закону РФ «Об образовании» прово­дятся лицензирование образовательных учреждений по програм­мам послевузовского профессионального образования и выдача лицензий на право ведения образовательной деятельности по ука­занным программам.

Аудиторские и консалтинговые организации, среди видов дея­тельности которых — разработка новых информационных тех­нологий, формирование информационных баз для всех или отдель­ных своих клиентов, должны помнить о том, что в соответствии с Федеральным законом «Об информации, информатизации и за­щите информации» № 24-ФЗ подлежит обязательному лицензиро­ванию деятельность негосударственных организаций и частных лиц, связанная с обработкой и предоставлением пользователям персо­нальных данных (п. 4 ст. 11), и организаций, выполняющих ра­боты в области проектирования, производства средств защиты информации и обработки персональных данных (п. 3 ст. 19). По­рядок лицензирования определяется законодательством Россий­ской Федерации.

В российском правиле (стандарте) «Характеристика сопутст­вующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним» рас­смотрены требования к видам услуг, которые могут оказывать ауди­торы экономическим субъектам кроме аудиторских проверок с выдачей аудиторского заключения.

Для выполнения этой основной цели должны быть решены следующие задачи:

• определены и классифицированы сопутствующие аудитор­ские услуги;

• описан общий характер работ и услуг, сопутствующих аудиту;

• определены особенности оказания аудиторскими организа­циями сопутствующих аудиту работ, услуг и их оформления;

• выявлены особенности распределения ответственности ме­жду аудиторской организацией и экономическим субъектом при оказании услуг.

Согласно стандарту,

под оказанием сопутствующих аудиту услуг понимается предприни­мательская деятельность, осуществляемая аудиторами и аудиторски­ми организациями помимо обязательного аудита.

Таким образом, четко разграничиваются услуги организаций, называемых консалтинговыми (оказывающими сходные аудитор­ским услуги), и услуги аудиторских организаций. Это отличие оп­ределяется наличием лицензии на право заниматься аудиторской деятельностью.

Выполнение сопутствующих аудиту услуг требует от исполни­телей профессиональной компетентности в области аудита, бух­галтерского учета и экономического анализа, налогообложения, хозяйственного права, экономики.

Сопутствующие аудиту услуги можно классифицировать по их совместимости с различными видами аудита следующим образом.

К услугам, совместимым с проведением у экономического субъ­екта обязательной аудиторской проверки по поручению государст­венных органов, в частности, относятся услуги:

• по оценке активов и пассивов, экономических и инвести­ционных проектов, экономической безопасности, систем бух­галтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта;

• тестированию бухгалтерского персонала экономического субъ­екта;

• тестированию персонала аудиторских фирм.

К услугам, совместимым с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки на основе критери­ев (системы показателей) деятельности экономических субъектов, в частности, относятся услуги:

• по проведению инициативного аудита;

• постановке бухгалтерского учета;

• улучшению ведения учета и составления отчетности; кон­тролю ведения учета и составления отчетности;

• контролю начисления и уплаты налогов и иных обязатель­ных платежей;

• анализу хозяйственной деятельности; оценке активов и пас­сивов, экономических и инвестиционных проектов, эконо­мической безопасности, систем бухгалтерского учета и внут­реннего контроля экономического субъекта;

• представлению интересов экономического субъекта по до­веренности перед третьими лицами;

• проведению семинаров, повышению квалификации и обу­чению персонала экономических субъектов и, в частности, аудиторских организаций; научной разработке, изданию ме­тодических пособий и рекомендаций по бухгалтерскому уче­ту, налогообложению, анализу хозяйственной деятельности, аудиту, хозяйственному праву и т.д.;

• компьютеризации бухгалтерского учета, составления отчет­ности, расчетов по налогообложению, анализа хозяйствен­ной деятельности, аудита и т.д.;

• по вопросам финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, инвестиционной деятель­ности, менеджменту, маркетингу, оптимизации налогооб­ложения, регистрации, реорганизации и ликвидации пред­приятий; информационному обслуживанию; консультацион­ные услуги;

• экспертному обслуживанию;

• подбору и тестированию бухгалтерского персонала экономи­ческого субъекта;

• подбору и тестированию персонала аудиторских организа­ций и др.

К услугам, не совместимым с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки на основе критери­ев (системы показателей) деятельности экономических субъек­тов, относятся услуги:

• по ведению бухгалтерского учета;

• восстановлению бухгалтерского учета;

• составлению деклараций по налогам;

• составлению бухгалтерской отчетности.

По содержанию сопутствующие аудиту услуги могут быть ус­ловно подразделены на услуги действия, услуги контроля и инфор­мационные услуги.

Услуги действия — услуги по созданию документов, состав которых установлен в договоре с экономическим субъектом, ра­нее экономическим субъектом не созданных.

Услуги контроля — услуги по проверке документов на их со­ответствие критериям, согласованным аудиторской организаци­ей с экономическим субъектом; инициативный аудит; контроль ведения учета и составления отчетности; контроль начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей; тестирование бухгалтерского персонала экономического субъекта и персонала аудиторских фирм.

Информационные услуги — услуги по подготовке устных и пись­менных консультаций по различным вопросам: проведение обу­чения, семинаров, «круглых столов»; информационное обслужи­вание; издание методических рекомендаций и т.д.

В Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» иначе трактуются понятия «совместимость» и «несовместимость». Так, согласно ст. 12 аудит не может проводиться аудиторскими орга­низациями, оказывавшими в отношении этих лиц в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги:

• по восстановлению бухгалтерского учета;

• ведению бухгалтерского учета;

• составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Важным вопросом для аудируемых лиц является отнесение

затрат на сопутствующие аудиту услуги. Ответ на эти вопросы со­держится в Налоговом кодексе РФ. Согласно ст. 264 «Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией», на себе­стоимость продукции относятся расходы:

• на аудиторские услуги;

• юридические и информационные услуги;

• консультационные и иные аналогичные услуги.

4.1.

Источник: https://all-sci.net/audit/soputstvuyuschie-auditorskie-uslugi-ponyatie-60109.html

Studio-pravo
Добавить комментарий