4.1.1. Расчеты и клиринг в Российской Федерации: Традиционно в нашем сознании международные платежи в России

Клиринг

4.1.1. Расчеты и клиринг в Российской Федерации:  Традиционно в нашем сознании международные платежи в России

Одним из эффективных механизмов расчетов является их проведение в форме клиринга. Экономической основой клиринга является высокий уровень специализации и кооперации хозяйственных субъектов и обусловленные ими широкие взаимопоставки.

Клиринг (от англ. clearing — расчищать) — это способ регулярных безналичных расчетов, основанный на зачете взаимных денежных требований и обязательств юридических лиц за товары, ценный бумаги, оказанные услуги с последующим переводом сальдо.

Банковское дело является наиболее распространенной областью применения клиринга. Первые клиринговые центры с участием банков возникли в Англии еще в XVIII веке. В России клиринг в виде расчетных палат при учреждениях Госбанка был организован в 1898 г.

, а перед первой мировой войной в стране функционировало 45 клиринговых палат.

Значение клиринга:

  • * ускоряет платежи;
  • * снижает количество реальных денег, необходимых для обращения;
  • * сокращает неплатежи.

Для банков клиринг важен прежде всего как способ уменьшения потребности в средствах платежа и упрощения обмена встречными обязательствами.

Расчеты по платежам могут производиться на валовой, либо на чистой основе (сальдовый способ расчетов). В первом случае (брутто-платежи) расчет по каждой сделке осуществляется отдельно.

Во втором случае (нетто-платежи) банки дают возможность требованиям и обязательствам накопиться на протяжении определенного периода времени (как правило, одного операционного дня), в конце которого проводят расчеты по взаимопогашающимся обязательствам.

Для этого определяется позиция сделки, то есть соотношение требований и обязательств участника сделки. Если требования и обязательства равны, то позиция называется закрытой, если не равны, — открытой.

Открытая позиция считается длинной, если требования данного участника превышают его обязательства (он имеет на своем счете больше средств, чем ему нужно для исполнения своих обязательств по сделкам).

В противоположном случае открытая позиция называется короткой.

Если получаются закрытые (нулевые) позиции, то процесс расчетов можно считать завершенным.

Если же позиция открытая, то остается подсчитать чистый (незачтенный или непогашенный) остаток по счету, и в этом размере перечислить средства на счет участника, требование которого осталось неисполненным (урегулирование платежей). Именно этот случай и означает клиринг. В результате клиринга сумма обязательств всех участников должна равняться нулю.

Процесс взаимозачета обязательств сторон — участников клиринговой системы называется клиринговым сеансом. Он может проводиться несколько раз в течение дня в заранее установленное время и служит для подсчета промежуточного или итогового сальдо каждого участника системы.

Классификация клиринга

В зависимости от состава участников:

двухсторонний;

многосторонний.

В зависимости от периодичности проведения:

разовый (проводится периодически по мере накопления дебиторско-кредиторской задолженности);

постоянно действующий (осуществляется периодически независимо от состояния требований и обязательств участников клиринга).

Наиболее эффективным считается многосторонний (три и более участника) постоянно действующий клиринг.

Межбанковские клиринговые расчеты могут проводить:

Центральный банк Российской Федерации;

клиринговые (расчетные) палаты или центры;

специальные клиринговые банки;

крупнейшие коммерческие банки;

клиринговые отделы головных офисов банков (для расчетов между филиалами банка).

В 1992 г. БР совместно с группой коммерческих банков провел исследование возможностей организации межбанковского клиринга в условиях двухуровневой банковской системы.

С этой целью при Департаменте информатизации БР была создана рабочая группа по клирингу. В результате в феврале 1993 г.

, Департамент информатизации утвердил два документа, давших негосударственным клиринговым структурам официальное право на существование:

  • · Временное положение о клиринговом учреждении.
  • · Временное положение о порядке выдачи лицензий клиринговым учреждениям.

В соответствии с вышеуказанными документами клиринговое учреждение — это организация, являющаяся юридическим лицом, заявившей себя в качестве центра взаимных расчетов, которой на основании лицензии, выданной Центральным Банком, предоставлено право осуществлять расчетные (клиринговые) операции, а также ограниченное количество банковских операций, поддерживающих выполнение клиринга.

Учредителями клирингового учреждения могут быть коммерческий банки, Центральный банк Российской Федерации и его учреждения, другие юридические и физические лица за исключением органов власти, политических организаций и специализированный общественных фондов. Клиринговое учреждение может создаваться на основе любой формы собственности и осуществляет свою деятельность на коммерческой основе. Надзор за деятельностью клиринговых учреждений осуществляет Центральный банк России и его территориальные учреждения.

К клиринговым учреждениям в Российской Федерации предъявляются повышенные требования в части их технической оснащенности и пруденциальных норм деятельности. Это объясняется прежде всего многократным возрастанием различных видов рисков, в том числе системного, для участников клиринговых расчетов.

Департамент информационных систем (ранее Департамент информатизации) проводит экспертизу документов, представленных для выдачи лицензии на совершение расчетных (клиринговых) операций электронными средствами, определяет степень готовности данного клирингового учреждения к включению в систему электронных расчетов РФ и выдает заключение в виде технической лицензии или мотивированный отказ. Наличие технической лицензии является обязательным условием для выдачи клиринговому учреждению лицензии на совершение расчетных (клиринговых) операций. Техническая лицензия действительна в течение одного года и подлежит дальнейшему продлению или пересмотру.

В 1993 г. четыре организации (Межбанковский финансовый дом — МФД, Московский клиринговый центр — МКЦ, Банковские информационные технологии — БИТ и Финансовая группа Урала — ФГУ) получили первые лицензии на проведение клиринговых операций. В настоящее время получили постоянную лицензию в качестве небанковской кредитной организации семь клиринговых учреждений.

В основу проведения клиринговых операций положены две возможные модели. Согласно первой модели клиринг осуществляется без депонирования средств на счетах участников расчетов. По второй модели клиринг производится с предварительным депонированием средств на счетах участников.

Из четырех клиринговых организаций, первыми получивших лицензии, только МФД работал по первой модели, представляющей собой чистый (классический) клиринг. Каждому участнику открывался лицевой счет (транзитный счет-позиция), существовавший только для учета обязательств.

На основании поступивших и обработанных документов велся учет взаимных обязательств банков-участников системы, затем рассчитывалось итоговое сальдо, которое передавалось на основные корреспондентские счета банков-участников в расчетно-кассовых центрах.

Окончательный расчет в этом случае осуществлял ЦБ РФ.

В настоящее время все клиринговые учреждения, получившие постоянную лицензию, работают по второй модели. Расчеты через них осуществляют около 900 кредитных организаций, их филиалов и юридических лиц.

Согласно этой модели на начало операционного дня все участники должны иметь средства на счетах в клиринговом учреждении в необходимом для клиринга объеме. Расчетные операции производятся в пределах кредитового остатка на счете участника. Участникам расчетов может предоставляться овердрафт за счет средств резервного фонда.

Цели, порядок создания и управления средствами фонда содержится в Положении Банка России от 18.12.95 «О порядке формирования и использования клиринговым учреждением объединенного фонда поддержания ликвидности».

Создание таких фондов связано с повышением устойчивости расчетов между участниками клирингового учреждения и предотвращением системных рисков, а также направлено на частичное преодоление недостатков, связанных с проведением расчетов по такой схеме.

Дело в том, что когда расчеты проводятся только в пределах задепонированных средств, исключается возможность даже краткосрочного дебетового сальдо. Это сводит на нет достоинство клиринговых расчетов и заменяет их платежами с использованием реальных денег.

Итак, при осуществлении клиринга с предварительным депонированием средств расчетным агентом выступает само клиринговое учреждение.

Несмотря на несомненные достоинства осуществления расчетов через клиринговые учреждения, объем осуществляемых ими платежей в общем платежном обороте пока незначителен. Это связано с рядом проблем, с которыми сталкивается развитие клиринга в России, а именно:

  • · Участники клиринговых систем подвергаются нескольким видам риска (кредитный, риск ликвидности, системный, технический др.). Системный риск связан с неспособностью одного из участников выполнить свои обязательства, что может привести к нарушению функционирования других участников, вызвав цепную реакцию. Системный риск может стать причиной o6щего кризиса банковской системы, когда неплатежи одного участника вызывают подобные затруднения у многих других.
  • · Не полностью сформирована законодательная и нормативная база клиринга.
  • · Не до конца разработан механизм контроля за деятельностью клиринговых (расчетных) учреждений.
  • · Низкое качество связи в стране.
  • · Высокая стоимость аппаратно-программного оснащения клирингового учреждения и т.п.

БР стремится создать такие условия для проведения платежей и расчетов, которые минимизировали бы системный риск. ЦБ непосредственно участвует в организации межбанковских расчетов, а также осуществляет контроль за негосударственными расчетно-клиринговыми системами.

Функции Центрального банка в области клиринга:

  • · участие в работе расчетно-клиринговых палат;
  • · общий контроль и надзор за деятельностью расчетно-клиринговых палат;
  • · выполнение отдельных платежных операций;
  • · предоставление кредитов для завершения расчетов (внутридневные кредиты и кредиты «овернайт»).

БР придает большое значение развитию негосударственных расчетных (клиринговых) организаций. Вместе с тем, БР уделяет самое серьезное внимание регламентации и надзору за этой деятельностью.

Сюда относится лицензирование БР клиринговых (расчетных) учреждений, установление для них жестких обязательных нормативов, в том числе по достаточности капитала, наличия конкретных технических возможностей, установления объективных критериев допуска каждой кредитной организации к участию в многостороннем клиринге. [27]

Источник: https://vuzlit.ru/1994567/kliring

Клиринговые расчеты в России

4.1.1. Расчеты и клиринг в Российской Федерации:  Традиционно в нашем сознании международные платежи в России

                                                  Оренбург 2011 г. 

      ПЛАН   

      ВВЕДЕНИЕ

 

      Клиринг  (от англ. clearing — очищать, вносить ясность) — система безналичных денежных расчетов за товары, ценные бумаги и оказанные услуги путем взаимного зачета сторонами требований и обязательств.

      Клиринг бывает внутренний (межбанковский), когда расчеты между банками производятся путем зачета взаимных денежных требований юридических лиц данной страны, и международный (валютный), когда расчеты по внешней торговле осуществляются на основе международных платежных соглашений.

     Процесс клиринга очень важен для развития биржевой деятельности. Чем выше степень организации рынка, тем важнее роль клиринговых систем для его участника.

     Процесс клиринга важен тем, что он обеспечивает не только расчеты между участниками клиринга, но и содержит в себе механизм гарантии выполнения обязательств сторон на биржевом рынке, тем самым улучшает качество рынка, повышает его ликвидность и сохраняет целостность.

     Клиринговая палата выступает гарантом выполнения обязательств по сделкам. Контрактные обязательства заключаются с клиринговой палатой, а не друг с другом. Это уменьшает затраты на совершение сделок и позволяет рынкам эффективно действовать.

     Процесс клиринга обеспечивают клиринговые палаты, которые могут быть организованы в структуре самой биржи или как отдельные организации. Статус клиринговой палаты определяется тем, какие функции она будет выполнять.

     Клиринговая деятельность — деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним.

     Валютный клиринг применяется при межгосударственных расчетах на основе соглашения правительств этих государств. Отношения сторон строятся на взаимном зачете встречных требований и обязательств, вытекающем из стоимостного равенства товарных поставок и оказываемых услуг.

     Валютный клиринг включает набор обязательных элементов, таких как:

     — система клиринговых счетов,

     — объем клиринга (все платежи по товарообороту или только их часть подлежит учету),

     — валюта клиринга,

     — объем технического кредита (предельно допустимое сальдо задолженности одной стороны другой, рассчитываемое как процент от оборота или в виде абсолютной величины),

     — система выравнивания платежей,

     — схема окончательного выравнивания сальдо по окончании действия межправительственного соглашения.

      Цель данной работы — изучение валютных клиринговых расчетов.

      Для этого необходимо решить ряд задач, таких как:

      — определить понятие, формы и цели валютного клиринга;

      — выявить отличия валютного клиринга от внутреннего межбанковского клиринга;

      — рассмотреть международную валютную клиринговую систему, а также проанализировать становление и развитие системы валютного клиринга в России.

      1 СУЩНОСТЬ ВАЛЮТНОГО КЛИРИНГА

      Вмешательство государства в сферу международных расчетов проявляется в периодическом использовании валютных клирингов — соглашений между правительством двух и более стран об обязательном взаимном зачете международных требований и задолженностей. 

      Валютный клиринг отличается от внутреннего межбанковского клиринга.

      Во-первых, зачеты по внутреннему клирингу между банками производятся в добровольном порядке, а по валютному клирингу — в обязательном: при наличии клирингового соглашения между странами экспортеры и импортеры не имеют права уклоняться от расчетов по клирингу.

      Во-вторых, по внутреннему клирингу сальдо зачета немедленно превращается в деньги, а при валютном клиринге возникает проблема погашения сальдо.

      Причинами введения валютных клирингов в 30-х годах явились: нестабильность экономики, неуравновешенность платежных балансов, неравномерное распределение резервов золота и валюты, отмена золотого стандарта во внутреннем денежном обращении, инфляция, валютные ограничения, обострение конкурентной борьбы.

      Цели валютного клиринга зависят от валютно-экономического положения страны:

      — выравнивание платежного баланса без затрат резервов золота и валюты;

      — получение льготного займа от контрагента, который имеет активный платежный баланс;

      — соответствующие мероприятия на дискриминационные действия другого государства (Англия ввела клиринг в ответ на приостановление платежей германии английским кредиторам в 30-х годах);

      — безвозвратное финансирование страной с активным платежным балансом страны с пассивным платежным балансом.

      Характерной особенностью валютных клирингов является замена валютного оборота за границей расчетами в национальной валюте с клиринговыми банками, которые осуществляют конечный зачет взаимных требований и займов.

      Клиринг — главный, но не единый вид платежного соглашения. Платежные соглашения между государствами регулируют разнообразные вопросы международных расчетов, в частности порядок использования валютных поступлений, состояние платежного баланса и его отдельных статей, взаимное предоставление валют для текущих платежей, режим ограниченной конвертируемости валют.                    

      1.2 ФОРМЫ ВАЛЮТНОГО КЛИРИНГА

 

      В международных соглашениях о валютном клиринге предусматривается:

      — система клиринговых расчетов и банки, уполномоченные их вести;

      — объем клиринга, то есть перечень товаров или услуг, поставки которых будут оплачиваться по клирингу;

      — валюта клиринга, то есть валюта, в которой будет проводиться учет взаимных требований и определяться сальдо задолженности;

      — объем технического кредита, в пределах которого по сальдо клиринга страна-должник не выплачивает процентов другой стране;

    — механизм выравнивания платежей и окончательного погашения сальдо.

      Формы валютного клиринга разнообразны и могут быть классифицированы по следующим основным признакам:

      1. По способу погашения сальдо: со свободной конверсией в другие конвертируемые валюты, с ограниченной конверсией и без права конверсии.

      2. По волеизъявлению сторон: договорные и принудительные.

      3. В зависимости от числа стран-участниц: двусторонний и многосторонний (три и больше стран).

      4. По объему операций:

      — полный, который охватывает все виды товаров, услуг на полную сумму расчета;

    — клиринг, который охватывает 95 % платежного оборота;

      — частичный клиринг, который распространяется на определенные операции.

      5. По способу регулирования сальдо:

      — со свободно конвертированным сальдо и с условной конверсией;

      — неконвертируемый, сальдо по которому не может быть обменено на иностранную валюту и погашается встречными поставками товаров.

      Неконвертируемое сальдо по клирингу имеет двойное значение:

  1. Является регулятором товарных поставок, так как достижение лимита даёт право кредитору приостановить отгрузку товаров. Иногда экспортёрам приходится ждать, когда появится свободный лимит на клиринговом счёте.
  2. Определяет сумму, выше которой начисляются проценты разными средствами: на всю сумму задолженности; на сумму, которая превышает лимит: дифференцированно в меру роста; иногда применяется ставка с прогрессивной шкалой, для того чтобы экспортёр был заинтересован не допускать большего долга по клирингу.

      Валюта клиринга может быть любой. Иногда применяются две валюты или международную расчетную валютную единицу (например, эпунит в Европейском платежном союзе).

      С экономической точки зрения нет значения, в какой валюте осуществляются клиринговые расчеты, если используется одна валюта.

      При расчетах через валютный клиринг деньги выполняют функции: меры стоимости и средства платежа.

      При взаимном зачете требований без образования сальдо деньги выступают как идеальные.

      При клиринговых расчетах возникают две категории валютного риска:

      — замораживание валютной выручки в случае неконвертируемого клиринга;

      — потери при изменении курса.

      Объемы товарооборота и клиринга практически никогда не совпадает в случаях:

      — при частичном клиринге, если товарооборот превышает объем клиринговых расчетов;

      — при полном клиринге — наоборот, так как по клирингу проходят текущие и финансовые операции платежного баланса, в том числе соглашения с ценными бумагами.

Источник: https://www.freepapers.ru/75/kliringovye-raschety-v-rossii/120406.776526.list1.html

Международный клиринг – наш ответ на валютно-финансовый диктат США

4.1.1. Расчеты и клиринг в Российской Федерации:  Традиционно в нашем сознании международные платежи в России

В предыдущей статье у нас шел разговор об альтернативах нынешней системе международных расчетов Российской Федерации. Мы отметили, что альтернативная система международных расчетов должна строиться на государственной валютной монополии (ГВМ). ГВМ – необходимое, но не достаточное условие  оптимальной  системы международных расчетов России.

Желательно, чтобы эта система не только обеспечивала   мобилизацию и эффективное использование иностранной валюты  в рамках внешнеэкономической деятельности страны, но также сводила к минимуму зависимость страны от доллара США и других резервных валют, которые так или иначе контролируются Вашингтоном.

  Для решения такой задачи следует использовать проверенный временем метод – клиринги.

Валютные клиринги: определение, виды.

Клиринги – понятие широкое. Клиринг – это система взаимных безналичных расчетов за товары, ценные бумаги и оказанные услуги, основанная на учете взаимных финансовых требований и долгов (обязательств). Бывают разные  виды клирингов: товарный, банковский, биржевой, валютный.

Например, банковский клиринг представляет собой систему межбанковских безналичных расчётов, осуществляемых через расчётные палаты и основанных на взаимном зачёте равных платежей друг другу.   Банковский клиринг имеет место практически во всякой стране с развитой банковской инфраструктурой.

Товарный клиринг имеет признаки встречной торговли, о которой у нас уже был разговор раньше. 

Нас интересует клиринг, который обеспечивает расчеты в сфере международной торговли. Он называется валютным клирингом.  Валютный клиринг – система расчетов между участниками внешней торговли на основе межгосударственных соглашений. Т.е.

он становится обязательным для всех экспортеров и импортеров стран-участниц клирингового соглашения.  В результате зачетов встречных требований и обязательств возникает сальдо клиринга.

 Важным элементом валютных клирингов являются клиринговые банки, которые занимаются учетом и зачетом упомянутых требований и обязательств, также могут кредитовать участников клиринговых операций.

 В межгосударственных соглашениях оговариваются условия формирования сальдо и способы его погашения.

 Лимит задолженности по сальдо клирингового счета зависит от размера товарооборота и обычно фиксируется на уровне 5 — 10% его объема, а также от сезонных колебаний товарных поста­вок (в ϶ᴛᴏм случае лимит выше).

   Соглашения определяют вид используемой для погашения валюты, сроки погашения, возможности и способы кредитования возникающего долга (сальдо).

Кредит по клирингу в принципе взаимный, но на практике преобладает одностороннее кредитование странами с активным платежным балансом стран с пассивным сальдо баланса международных расчетов. Клиринги могут предусматривать свободную конвертацию сальдо в деньги страной-кредитором (конвертируемые клиринги).

Но такой способ применяется достаточно редко. Может быть вариант, предусматривающий погашение сальдо не только деньгами, но и  поставками товаров. Такой клиринг напоминает механизм встречной торговли, о которой мы уже говорили.

 Если предусматривается 100-процентное покрытие сальдо товарами, то это уже будет в чистом виде встречная торговля.

В зависимости от числа стран-участниц различаются односто­ронние, двухсторонние, многосторонние и международные клири­нги. По объему операций различаются полный клиринг, охватыва­ющий до 95% платежного оборота, и частичный, распространя­ющийся на определенные операции.   

Опыт применения валютных клирингов за рубежом.

Бум валютных клирингов пришелся на период 30-50-х годов ХХ века. Толчок развитию валютных клирингов дал экономический кризис, который начался в 1929 году.

  По мере развития кризиса  начала рушиться система золотого стандарта, который с большим трудом удалось восстановить после первой мировой войны.  Стала сворачиваться международная торговля. Валюты для оплаты жизненно необходимого импорта стало не хватать.

Были введены жесткие валютные ограничения.  Реакцией на эту сложную ситуацию стало появление клирингов, которые позволяли экономить валюту. Отношения между участниками внешнеторговых сделок и клиринговыми банками выстраивались на основе национальной валюты. Т.е.

  экспортеры получали на свои счета от клиринговых банков национальную валюту, а импортеры, наоборот, зачисляли  в клиринговые банки национальную валюту.

   Первое  клиринговое соглашение было заключено   в 1931 г. между Швейцарией и Венгрией. В марте 1935 г. было подписа­но 74 клиринговых соглашения, в 1937 г. — 169.  Они охватывали 12% объема международной торговли.

 На клирингах держалась значительная часть международной торговли в годы второй мировой войны.

После второй мировой войны в связи с кризисом платежных балансов, «долларовым голодом», усилением инфляции и валютных ограничений, истоще­нием золотовалютных резервов большинства стран Западной Ев­ропы количество двухсторонних клирингов увеличилось с 200 в 1947 г.

до 400 в 1950 г. На них приходилось 2/3   товарооборота между европейскими государствами[1]. В целом  в системе мирового капиталистического хозяйства  в середине 1950-х гг. с помощью валютных клирингов обслуживалось 50% всех международных расчетов[2].

В 1950-е годы многие страны стали переходить к созданию   многосторонних клирингов. В Западной Европе это был  Европейский платежный союз (ЕПС) в составе 17 стран, который был создан в  июне 1950 г. и просуществовал до декабря 1958 г.

  ЕПС  был создан по инициативе и при поддержке США, кᴏᴛᴏᴩые рассматривали этот многосторонний клиринг как средство скорейшего преодоления валютных ограничений и создания в Западной Европе единого экономического и валютного пространства для более активного проникновения американского капитала и навязывания Европе доллара, получившего на Бреттон-Вудской конференции статус международной валюты. Отметим, что существование в Европе многочисленных двухсторонних валютных клирингов не давало Вашингтону возможности в полной мере реализовать те преимущества, которые доллар США получил на упомянутой конференции в 1944 году.  За счет средств по «плану Маршалла» были профинансированы основной капитал ЕПС (350 млн. долл.) и дефицит платежных балансов ряда стран (189 млн. долл.). С июня 1950 г. по июль 1954 г. США внесли в ЕПС 1050 млн. долл., а затем прекратили прямые вложения капитала, ограничиваясь оказанием помощи и оплатой военных заказов. Американский представитель участвовал в администра­тивном комитете ЕПС с правом совещательного голоса. Между прочим, в рамках ЕПС появилась наднациональная валюта. Это была  международная счетная валютная единица, получившая название «эпунит» Примечательно, что эта европейская платежная единица имела  золотое содержание,   эквивалентное  содержанию доллара США  (0,888671 г  чистого  металла). ЕПС был создан как региональная организация стран Западной Европы, на базе которой позднее возник Европейский валютный союз.

Функционирование ЕПС обеспечивалось Банком международных расчетов (БМР) в Базеле. В рамках ЕПС   ежеме­сячно происходил многосторонний зачет всех платежей стран-участниц с ограниченным кредитованием должников за счет стран с актив­ным сальдо. Вначале по итогам поступлений и платежей выводи­лось сальдо каждой страны.

Затем данные сведения передавались БМР, и каждая страна вступала с ним в кредитные отношения. Поскольку сумма положительных и отрицательных сальдо совпа­дала, то в итоге БМР выполнял исключительно роль агента (посредника) в многостороннем клиринге.

 На финальной стадии осущест­влялось регулирование пассивных и активных сальдо по клиринговым счетам стран-участниц в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с квотами. Общая сумма квот в ЕПС составляла более 4 млрд. эпунитов.  Квоты  устанавливались в зависимости от объема международного пла­тежного оборота страны: для Великобритании — 1 млрд.

эпунитов, Франции — 520 млн. и т. д. В отличие от МВФ квоты в ЕПС не оплачивались и служили для регулирования сальдо стран — участ­ниц многостороннего клиринга. В их пределах определялись доля платежей золотом и доля кредитов, кᴏᴛᴏᴩые страны с активными платежными балансами предоставляли должникам[3].

На смену ЕПС пришло Европейское валютное соглашение (ЕВС), которое также предусматривало клиринговые расчеты между странами-участницами.

Но если через ЕПС проходили все требования и обязательства стран-участниц, то через ЕВС стала  проводиться  лишь часть взаимных расчетов, причем она неуклонно уменьшалась в виду отмены валютных ограничений большинством стран Западной Европы. Отмена ЕПС дала толчок резкой долларизации европейской экономики.

Валютные клиринги в международных расчетах СССР.

В первые послевоенные годы СССР выстраивал расчеты со многими соседними странами на основе двухсторонних клирингов.  Существование в Советском Союзе планового хозяйства и государственной монополии в сфере внешней торговли и валютных операций способствовало организации   клиринговых расчетов.

Кстати, такие клиринговые соглашения «подтягивали» наших соседей до понимания того, что условием успешного торгово-экономического сотрудничества является организация плановой экономики и государственной монополии в сфере внешнеэкономической деятельности.

Конечно, какое-то сальдо по клирингам всегда существовало, но его погашение производилось преимущественно не золотом или валютой, а товарными поставками. То есть клиринги 1940-х гг. имели признаки встречной торговли.

Клиринги фактически были неотъемлемой частью двухсторонних торговых соглашений между СССР и  государствами, которые в те годы было принято называть «странами демократии» (социалистические страны Восточной Европы). Сначала эти соглашения заключались на один год, а затем они стали заключаться на 3-5 лет.

         В 1949-1951 гг. появилось большое количество трехсторонних клирингов с участием СССР.

Одной из модификаций таких клирингов стал перенос сальдо со счета с одного двухстороннего клиринга на счет другого двухстороннего клиринга (естественно, на основе трехсторонней договоренности СССР с двумя другими странами).

Затем стали появляться соглашения, которые изначально предусматривали организацию трехсторонних клиринговых расчетов. В разных комбинациях такие соглашения СССР заключал с Польшей, Чехословакией, Болгарией и Финляндией.

         Наконец, в 1957 году в  Варшаве во время восьмой сессии Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) было подписано соглашение об организации многостороннего валютного клиринга.

Практическая работа по расчетам возлагалась на Расчетную палату, в которой уполномоченные банки стран-участниц открывали свои клиринговые счета.

Лимит возможной задолженности каждого банка Расчетной палате определялся в 3% суммы общего экспорта товаров по двусторонним торговым соглашениям (или от суммы экспорта товаров за предыдущий год в случае отсутствия соглашений). 

В рамках клиринговых расчетов СССР с другими социалистическими странами использовался клиринговый рубль, который выступал в качестве расчетной денежной единицы и  региональной валюты.

В начале 1964 года на смену клиринговому рублю пришел переводной рубль – наднациональная денежная единица международных расчетов стран-участниц СЭВ.

    Клиринговый рубль и переводной рубль были безналичными деньгами,   причем они не  использовались для обслуживания внутренних расчетов стран-участниц.  Клиринговый рубль в расчётах с третьими странами не применялся.

    Клиринговые (как и переводные) рубли обменивались на национальные валюты  по официальному курсу. Движение клиринговых рублей отражалось в виде  записей на счетах в уполномоченных банках. Сумма записей на счетах в клиринговых рублях определялась взаимными поставками товаров и оказанием услуг стран-участниц соглашения.

   У клирингового и переводного рублей много сходного. Так,  у обеих денежных единиц было одинаковое золотое содержание — 0,987412 г. чистого  металла (естественно, что ни клиринговый, ни переводной рубль на золото не разменивались).

  Отличие   клирингового от переводного рубля заключалось в том, что первый применялся на основе двухсторонних соглашений между странами, а второй  — на основе многостороннего международного соглашения между странами-членами  СЭВ.

Если расчёты в клиринговых рублях производились только через   национальные  банки, то   расчёты в переводных рублях осуществлялись через единый центр — Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС).

Клиринговый рубль в расчетах между странами СЭВ с 1 января 1964 года был заменен переводным рублем.  Но  клиринговый рубль не исчез, он продолжал использоваться в расчетах с КНДР.  Более того, в 1970-е гг.

действовал двусторонний валютный клиринг СССР — Финляндия, в котором валютой был все тот же клиринговой рубль. Мы торговали с капиталистической страной без использования американского доллара и иных свободно конвертируемых валют.

  Этот прецедент очень раздражал нашего геополитического противника – США.

Надо сказать, что СССР использовал клиринговые расчеты   для обеспечения торговли также со странами, которые не были членами СЭВ или  даже не входили в состав социалистического лагеря. Там использовались иные клиринговые валюты. Прежде всего, это страны «третьего мира». Например, существовал двухсторонний клиринг с Индией, валютой клиринга была индийская рупия.

  Аналогичное соглашение было заключено с Пакистаном, клиринговой валютой была пакистанская рупия. Кстати, ряд других социалистических стран торговал с Индией и Пакистаном, используя клиринговые расчеты с помощью индийской и пакистанской рупий. Югославия среди социалистических стран занимала особое место.

Она не была членом СЭВ, не присоединилась к соглашению об использовании переводного рубля, имела достаточно ярко выраженную экономическую ориентацию на Запад. У Советского Союза с Югославией в 1970-е гг. торгово-экономические отношения строились на базе клиринговых расчетов, а валютой был доллар США. Непростыми в это время были у нас отношения и с Китаем.

Тем не менее, наши страны заключили соглашение о клиринговых расчетах, в которых клиринговой валютой выступал швейцарский франк.

Федеральный резерв: «классовая ненависть» к международным клирингам.

По примеру СССР и других социалистических стран клиринговые соглашения заключали между собой многие страны «третьего мира». Следует иметь в виду, что клиринговые расчеты в послевоенные десятилетия были   важным способом сбережения социалистическими и развивающимися странами резервных валют, в первую очередь,  доллара США.

Наряду с такими способами, как бартерная торговля и «компенсационные сделки» (примером «компенсационной сделки» может служить соглашение «трубы – газ», которое Советский Союз заключил с рядом западноевропейских стран в конце 1970-х гг.). Такие формы международного   сотрудничества затрудняли проведение Соединенными Штатами экономических санкций против СССР и его партнеров.

  Ведь сотрудничество обходилось без долларовых расчетов, которые  всегда проходят через банковскую систему США и которые Вашингтону нетрудно заблокировать.  Кроме того, подобного рода клиринговые расчеты и  иные валютосберегающие схемы  резко снижали спрос со стороны участников сделок на доллары США.

А ведь это сильно било по интересам хозяев Федеральной резервной системы США, которые «печатали» эти самые доллары и получали с каждой «зеленой бумажки» большой эмиссионный доход.

В 1970-е гг. США в одностороннем порядке отказались от своих обязательств по обмену долларов на золото, фактически демонтировали послевоенную Бреттон-вудскую систему.

Тем самым был снят «золотой тормоз» с «печатного станка» ФРС. Но этого было мало. Надо было еще создать спрос на «зеленую бумагу» — продукцию «печатного станка».

Клиринговые соглашения – как двухсторонние, так и многосторонние мешали экспансии американского доллара.

После победы США в «холодной войне» началась активная глобализация и экономическая либерализация во всем мире. В 1990-е гг.

под натиском США и МВФ  международные клиринговые  соглашения  стали демонтироваться, страны в «добровольно-принудительном» порядке стали переходить на прямые расчеты в долларах США.

Клиринги оказались несовместимыми с интересами хозяев ФРС и целями глобальной долларизации.

 Клиринговые расчеты как наш ответ на экономические санкции.

Сегодня Россия пытается восстанавливать свои экономические позиции в мире. Одно из важных направлений – создание интеграционных союзов со странами ближнего зарубежья.  Между прочим, примерно два десятилетия тому назад, в 1994 году Россия и ряд других стран ближнего зарубежья заключили соглашение о создании Платежного союза СНГ.

  Фактически речь шла о создании многостороннего клиринга.  К сожалению, соглашение оказалось «мертворожденным», о нем сегодня помнят только специалисты. Наверное, тогда не было достаточных политических и экономических условий для создания Платежного союза.

 Сегодня в условиях ужесточения экономических санкций против России крайне актуальным становится  интеграция с соседними странами. Делаются шаги по созданию Таможенного союза, Евразийского экономического союза.  Правда, к сожалению, шаги очень робкие.

Одним из факторов, тормозящих развитие торгово-экономических отношений между странами СНГ, является несбалансированность их взаимной торговли, а также высокий удельный вес доллара  и евро во взаимных расчетах.  Напрашиваются очевидные шаги по исправлению этой ненормальной ситуации.

  Прежде всего,  очевидной является необходимость заключения между странами соглашений о торговле с примерными объемами экспорта и импорта, причем желательно не на год, а более длительную перспективу. Но реализация такой меры возможна лишь при ведении хозяйства на плановых началах и существовании государственной монополии внешней торговли.

Или, по крайней мере, жесткого государственного регулирования сферы внешнеторгового обмена. Наверное, назрело время восстановления министерства внешней торговли, которые было уничтожено в пылу «демократических реформ» как напоминание о государственной монополии внешней торговли.

А после такой подготовительной работы России можно и даже нужно возвращаться к хорошо зарекомендовавшей себя практике валютных клирингов. Для начала хотя бы двухсторонних клирингов.

  Желательно, чтобы они были «привязаны» не к доллару или евро, а к национальным валютам стран-участниц клиринговых соглашений.

А в более отдаленной перспективе можно было бы перейти к системе многосторонних расчетов с использованием наднациональной региональной валюты типа «переводного рубля».

В.Ю. Катасонов, проф., д.э.н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова

[1] Международные валютно-кредитные отношения. – М.: Финансы и статистика, 1994, с. 232.

[2] Экономическая энциклопедия «Политическая экономия». Том 2. – М.: Советская энциклопедия, 1975, с. 162 (статья «Клиринги»).

[3] Подробнее о ЕПС см.: Международные валютно-кредитные отношения. – М.: Финансы и статистика, 1994, с.  235-238.

Источник: http://pereprava.org/knowledge/2868-mezhdunarodnyy-kliring-nash-otvet-na-valyutno-finansovyy-diktat-ssha.html

Российский клиринг сближают с международными стандартами

4.1.1. Расчеты и клиринг в Российской Федерации:  Традиционно в нашем сознании международные платежи в России

Власти меняют закон о клиринге и клиринговой деятельности. Поправки призваны сблизить российское законодательство с международными стандартами. Впрочем, на российском рынке для одних участников правила игры они ужесточают, а для других, наоборот, ослабляют по сравнению с текущей ситуацией.

Сегодня на заседании «Открытого правительства» обсуждаются изменения в закон «О клиринге и клиринговой деятельности», касающиеся статуса центрального контрагента (ЦК). Понятие центрального контрагента, как и физические исполнители данной функции, существуют на российском рынке давно.

Сейчас их три — Национальный клиринговый центр (НКЦ) при Московской бирже, Клиринговый центр МФБ (Санкт-Петербургская биржа) и ЗАО РДК, работающий на Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу (СПбМТСБ). Однако крупнейшая организация этого сектора, НКЦ, в отличие от всех остальных, имеет банковскую лицензию.

И как следствие, подчиняется нормам банковского регулирования. В то время как его конкуренты подлежат регулированию в рамках бирж. С одной стороны, регулирование банков заметно жестче. Но и возможности этих институтов очень различны.

В отличие от «молодых» клиринговых центров при питерских биржах, НКЦ, будучи банком, имеет значительные преференции по части доступа к денежному рынку. И это много лет было поводом для обвинений в монополизме.

Поправки выравнивают ситуацию. Одинаковыми для всех станут как обязанности, так и права. Изменения в законе ликвидируют банковскую лицензию НКЦ. Вместо нее он получит, как и остальные участники рынка, две специализированные лицензии.

Одна из них будет базовой (это лицензия на осуществление клиринговой деятельности, она уже есть у всех трех российских клиринговых центров). Вторая — лицензия небанковской кредитной организации, регулирование которых гораздо мягче, чем регулирование банков.

При этом возможности по рефинансированию в ЦБ для всех участников рынка сравняются. «Мы намерены обеспечить для других центральных контрагентов такие же условия и возможности, которые есть у ЦК на Московской бирже»,— рассказал журналистам куратор проекта, глава департамента финансовой стабильности Банка России Сергей Моисеев.

Регулятор предоставит всем ЦК выход в платежную систему Банка России, возможность рефинансироваться в центральном банке, возможность открывать корсчета в ЦБ и в клиринговых банках.

«Мы понимаем, что должна возникнуть некая унификация правил, гармонизация законодательства, чтобы правила игры были одни для всех,— прокомментировал нововведения председатель правления Банка НКЦ Алексей Хавин.— Новый закон и призван создать эту систему правил, единую для всех. Ради этого мы готовы отказаться от статуса банка и получить статус НКО. Психологически это не очень просто, но мы к этому готовы».

По сути, изменения больше всего выгодны НКЦ. Его регулирование облегчается по сравнению с текущим. Для прочих же участников рынка оно несколько ужесточается. «Концептуально мы полностью поддерживаем идею регулирования ЦК как отдельного института.

Но дьявол кроется в деталях,— говорит первый вице-президент НП РТС Андрей Салащенко.— Пока мы не можем сказать, насколько будут тяжелы финансовые обязательства, которые наложит на нас этот закон.

Мы еще не знаем требований по нормативам, не знаем, как нужно будет изменить систему риск-менеджмента».

По мнению представителей Банка России, разрабатывающих проект закона, все эти меры должны послужить цели «обеспечения непрерывности деятельности ЦК».

«Пруденциальный режим, включающий надзор и наблюдение, будет носить круглосуточный характер с ежедневным выполнением нормативов,— отметил господин Моисеев.— Таким образом, не должно создаваться прецедентов, когда требуется восстанавливать финансовую устойчивость ЦК».

По его словам, основная ставка будет делаться на консервативном размещении активов, минимальных требованиях к клиринговому обеспечению и гарантийным фондам, выделенному капиталу и достаточности совокупных ресурсов для покрытия рисков.

Проект закона также предъявляет серьезные требования к технической устойчивости IT-платформ клиринговых организаций. Главное требование — наличие резервных систем на случай форс-мажора.

Данные новшества, считают в ЦБ, стимулируют развитие российского рынка и помогают приблизиться к мировым стандартам.

Эта идея во многом связана с темой международной реформы рынка внебиржевых деривативов, промежуточные итоги которой будут подводиться 1 января 2017 года.

«Мы не хотим, чтобы клиринг по российским инструментам переместился в Лондон, Чикаго или куда-то еще, для чего и гармонизируем российские требования с международными»,— отметил господин Моисеев.

Мария Сарычева

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/2827905

Studio-pravo
Добавить комментарий