39. Понятие административного принуждения: Административное принуждение — особый вид государственного

Понятие и признаки административного принуждения

39. Понятие административного принуждения: Административное принуждение - особый вид государственного

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ

Лекция 10.

1. Понятие и признаки административного принуждения.

2. Классификация мер административного принуждения.

3. Меры административного предупреждения.

4. Мероприятия административного пресечения.

Административное принуждение – это особая разновидность государственно-правового принуждения, то есть определенные нормами административного права способы официального физического или психологического воздействия уполномоченных государственных органов, а в некоторых случаях и общественных организаций, на физических и юридических лиц в виде личных, имущественных, организационных ограничений их прав, свобод и интересов в случаях совершения этими лицами противоправных деяний (в сфере отношений публичного характера) или в условиях чрезвычайных обстоятельств с целью достижения четкого выполнения установленных обязанностей, развития общественных отношений в рамках закона, обеспечения правопорядка и законности.

Признаками административного принуждения являются:

— носит официальный, государственно властный характер,применение его осуществляется лишь от имени государства уполномоченными государственными органами и их должностными лицами в процессе реализации ими государственно властных полномочий, отсюда и возникает соответствующий характер принудительной деятельности. Субъектами применения административно принудительных мероприятий являются, как правило, органы исполнительной власти. С целью привлечения граждан к охране общественного правопорядка государство может предоставлять определенным общественным формированиям (например, по охране общественного правопорядка и государственной границы) право применять административно принудительные меры воздействия к физическим и юридическим лицам по поручению государства в установленных законодательством случаях и, как правило, под государственным контролем;

множественность и разнообразие субъектов примененияадминистративно принудительных мер, в противовес моносубъектному характеру применения мер всех других разновидностей государственно-правового принуждения. Количество соответствующих субъектов постоянно изменяется;

многочисленность лиц, относительно которых осуществляется применениеадминистративно принудительных мер. Среди них не только физические, но и юридические лица разнообразных форм собственности и организационно-правовых форм, в том числе и органы государственной исполнительной власти, местного самоуправления;

отсутствие служебного подчинениямежду субъектами применения административно принудительных мер (активными участниками) и лицами, относительно которых осуществляется применение отмеченных мер (их можно назвать пассивными участниками соответствующих правоотношений, поскольку именно их поведение является объектом определенного влияния);

специфика юридически-фактических оснований применения.Наличие этого признака административного принуждения следует особенно выделить, поскольку оно является характерным лишь для этого вида государственно-правового принуждения.

А именно, для любых других видов государственно-принудительной деятельности единственным юридически-фактическим основанием является противоправное деяние и при его отсутствии не существует вообще правовых оснований для применения государственного принуждения.

Административно-принудительные мероприятия могут применяться как при совершении противоправных деяний, так и при наступлении особых условий, предусмотренных в законодательстве (эпидемии, эпизоотии, стихийных бедствий, катастроф техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций), когда соответствующие мероприятия проводятся с целью предупреждения возникновения тех или иных вредных (опасных) последствий, их локализации, а также для профилактики противоправных деяний;

многоаспектная целевая направленностьадминистративного принуждения. Оно предусматривает не только реакцию на правонарушение, но и их превенцию, прекращение, предупреждение и борьбу с чрезвычайными ситуациями.

Цель административного принуждения сложна, включает у себя несколько составляющих, а именно: предупредительно-воспитательную, пресекающую и карательную, которые детализируются в предупреждении, пресечении противоправных деяний и чрезвычайных ситуаций, локализации их последствий, создании условий для возможного в будущем привлечения виновных лиц к ответственности, обеспечении производства в делах о правонарушении, наказании, перевоспитании правонарушителей;

— многовариантность внешних форм проявленияадминистративного принуждения – психическое или физическое влияние в виде ограничений личного, организационного, имущественного характера, то есть тех или иных неблагоприятных для лица последствий, которые достаточно разнообразны, что объясняется разнообразием отношений, которые охраняются с их помощью, целью, основаниями, компетенцией субъектов и тому подобное;

принудительный характер,на что указывает уже само название, то есть «принуждать» лицо, сознательно осуществлять те или иные действия, или же воздержаться от них, покорившись вопреки своим желаниям;

Применение мер административного принуждения осуществляется преимущественно во внесудебном порядке,который еще раз подтверждает его название. Невзирая на то, что некоторые административно принудительные мероприятия применяются исключительно судьями, подавляющее их большинство – прерогатива административных органов.

Процедура применения достаточно упрощена (не предусмотрены требования к осуществлению многочисленных процессуальных действий), оперативна(специфика оснований, субъектного состава применения, цели, обусловливают возможность немедленной реакции государства на появление соответствующих обстоятельств), экономна(существенных расходов не требуется). Применение административно принудительных мер осуществляется в порядке, регламентированном административно процессуальными нормами, в пределах административного производствас соответствующей фиксацией результатов в правопименительных (юрисдикционных) актах;

правовой характер.Применение административно принудительных мер осуществляется на основе норм права (административного права).

2. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ.

Традиционным в административно-правовой доктрине было и остается деление административно принудительных мер на средства физическогои психического (психологического) влияния,которое встречается как в работах ученых-юристов XIX века, так и в современных научных источниках. Однако следует отметить, что такое деление нельзя считать совершенным, поскольку оно имеет ограниченный характер, оставляя за пределами классификации значительное количество мер (например, те, которые наделены влиянием организационного характера).

Вообще в правовой литературе выделяется несколько вариантов классификации мер административного принуждения в зависимости от избранного критерия. До этого времени в литературе нет однозначного решения, какой критерий является основным, базовым.

Каждый научный работник избирает свой критерий и обосновывает целесообразность его использования.

Традиционно выделяются такие критерии для деления мер административного принуждения: наличие административно-правовой санкции, способ охраны правопорядка, непосредственная цель применения, субъект применения, срок действия, территория действия, специфика процедуры применения и тому подобное.

Так, например, в зависимости от наличия административно-правовой санкции,меры административного принуждения можно поделить на: административные взыскания и другие меры принуждения, которые называются по-разному: меры административного обеспечения, административно-правовые меры социального принуждения, меры пресечения, которые фактически имели принудительную природу, но были лишены характера наказания.

В зависимости от непосредственной цели применениямеры административного принуждения разделяются на: административные взыскания; меры административного пресечения; административно-возобновительные меры (российский ученый Д.М. Бахрах предлагает такую классификацию, у нас она также рассматривается).

В зависимости от цели применения административно-правовой нормы, выделяются:административные взыскания, которые применяются при привлечении лица к административной ответственности; меры административного пресечения, которые используются для прекращения соответствующего правонарушения; меры процессуального принуждения, которые обеспечивают возможность определения факта правонарушения, установления личности правонарушителя, сбора всех необходимых сведений об административном проступке и составлении соответствующих процессуальных документов; возобновительные меры для возобновления правопорядка; мер административно-принудительного характера, которые применяются с целью прекращения правонарушений (также российские разработки).

В зависимости от лица, относительно которого осуществляется применение административного принуждения,или же объекта влияния,принято выделять административно принудительные меры, которые применяются к физическим лицам, к юридическим лицам, а также смешанные.

По срокам действия– те, которые применяются путем выполнения определенных разовых действий и не связаны со сроком, и такие, которые характеризуются длительностью действия, и тому подобное.

(Обязательно читать)

В то же время наибольшее признание получила классификация мер административного принуждения, предложенная М.І. Еропкиним (советский российский ученый, один из разработчиков науки советского админ.

права), а позже заимствована Ю.П. Битяком, , А.Т. Комзюком и В.К.

Колпаковим (это наши украинские ученые современники), в основу которой положено использование непосредственной цели применения мер и способа охраны правопорядка.

Соответственно, принято выделять следующие группы мер административного принуждения:

1) меры административного предупреждения (предотвращения);

2) меры административного пресечения;

3) административные взыскания (меры ответственности за нарушение административно-правовых норм).

Источник: https://studopedia.su/9_87776_ponyatie-i-priznaki-administrativnogo-prinuzhdeniya.html

35. Административное принуждение: понятие, виды

39. Понятие административного принуждения: Административное принуждение - особый вид государственного

Административноепринуждениеявляется разновидностью государственногопринуждения.

В связи с этим ему присущитакие общие признаки государственногопринуждения, как государственно-властноевоздействие и регулирование нормамиправа.

Административное принуждениевыражается во внешнем государственно-правовомвоздействии на сознание и поведениелюдей в форме ограничений личного,организационного или имущественногохарактера.

Административноепринуждение обеспечивает исполнениеправил поведения, выраженных в правовыхнормах.

Это метод воздействия государствана сознание и поведение лиц, выражающийсяв установленных правовыми актамиотрицательных последствиях морального,материального и физического характера,имеющих целью исправление и перевоспитаниеправонарушителей, предупреждениеправонарушений, а также тяжких последствий,например, введение карантина приэпидемиях, досмотр пассажиров воздушныхсудов.

Административноепринуждение применяется для того, чтобызаставить субъекта совершить те илииные действия или воздержаться от нихлибо подчиниться установленнымправоограничениям.

Сущность и назначениеадминистративного принуждения заключаетсяв механизме обеспечения личнойбезопасности, в регулировании широкогокруга общественных отношений, включаяотношения, посягающие на права и здоровьеграждан, санитарно-эпидемиологическоеблагополучие населения и общественнуюнравственность, на институты государственнойвласти, общественный порядок и общественнуюбезопасность, на правонарушения вобласти дорожного движения, охранысобственности и многие другие.

Видыпринуждения.

Втеории административного права мерыадминистративного принужденияклассифицируются по следующим видам:

-меры административного предупреждения;

-меры административного пресечения;

-меры административной ответственности;

-меры обеспечения производства по делуоб административном правонарушении.

Мерыадминистративного предупрежденияпредставляют собой средства и способыадминистративно-правового характера,используемые соответствующими субъектамигосударственного управления в целяхпредупреждения правонарушений либо вчрезвычайных обстоятельствах или вцелях предупреждения угроз общественнойи личной безопасности.

Меры,осуществляемые в целях предупрежденияправонарушений, имеют профилактическуюнаправленность. Такими мерами являются,в частности, проверка документов, личныйдосмотр, контрольные и надзорные проверкии др.

Меры,осуществляемые в чрезвычайныхобстоятельствах или в целях предупрежденияугроз общественной и личной безопасности,включают в себя, в частности:

-установление ограничений на свободупередвижения по территории, на которойвведено чрезвычайное положение, а такжевведение особого режима въезда науказанную территорию и выезда из нее,включая установление ограничений навъезд на указанную территорию и пребываниена ней иностранных граждан и лиц безгражданства;

-введение карантина;

-принудительное выселение из домов,грозящих обвалом;

-меры противопожарной безопасности;

-технический осмотр транспортных средстви ряд других.

Всеадминистративно-предупредительныемеры характеризуются отсутствиемправонарушения как основания ихприменения и вины тех, в отношении когоони применяются. Основанием их примененияявляется наступление особых, иногдачрезвычайных обстоятельств, предусмотренныхправовой нормой.

Мерыадминистративного пресечения.Реальные правонарушения представляютнепосредственную угрозу охраняемымобщественным отношениям, причиняют имвред.

Интересы их защиты требуютнемедленного принятия мер органамиисполнительной власти и их должностнымилицами в целях пресечения действий,нарушающих правовые предписания.

Такимимерами являются, например, административноезадержание нарушителя, запрещениеэксплуатации неисправных машин имеханизмов, приостановление работымагазинов или предприятий общественногопитания при нарушении санитарных правили т.п.

Сутьподобных мер, несмотря на их многообразие,состоит в принудительном прекращениипротивоправных действий (деятельности)граждан, должностных лиц, предприятий,учреждений и организаций, нарушающихустановленный порядок.

Значениеэтих мер в системе правоохранительныхсредств особенно велико, поскольку входе их применения пресекаются наиболеераспространенные правонарушения -административные правонарушения,обеспечивается возможность привлечениянарушителей к ответственности.

Однаконазначение мер административногопресечения не исчерпывается борьбой садминистративными правонарушениями.Они могут применяться также и дляпрекращения преступных действий.

Так,органы Госгортехнадзора Россииприостанавливают работы, эксплуатациюмашин и механизмов, которые ведутся снарушением правил и норм безопасностии охраны недр независимо от того, явилосьли это следствием административногоправонарушения или преступления.

Такимобразом, меры административногопресечения являются одним из эффективныхсредств борьбы с правонарушениями.

Далеев соответствии с действующимзаконодательством органысанитарно-эпидемиологического надзораимеют право выносить постановления обуничтожении, переработке или иномиспользовании продуктов питания,признанных негодными к употреблению.

Между тем непригодными продукты могутстать в силу как правонарушения, так иестественных причин. Для примененияназванной меры принуждения важен самфакт непригодности продуктов, а не еепричины.

Поэтому меры административногопресечения являются средством защитыобщественных отношений от опасностинезависимо от того, возникла онавследствие правонарушения или иногодеяния или события.

Такимобразом, основаниями применения мерадминистративного пресечения являются:во-первых, совершение правонарушенияи, во-вторых, совершение объективнопротивоправных деяний или наступлениепредставляющих опасность противоправныхсостояний или событий. При такихобстоятельствах применение мер пресеченияобусловливается необходимостью быстрогои эффективного прекращения различногорода посягательств на личную безопасность,права и свободы граждан, интересыгосударственных, общественных организаций.

Многообразныемеры административного пресеченияможно сгруппировать в несколько видов.В частности, к ним относятся:

а)меры, применяемые непосредственно кличности правонарушителя (требованиепрекратить неправомерное поведение,непосредственное физическое воздействие,административное задержание, доставлениев милицию и др.);

б)меры имущественного характера (изъятиеогнестрельного охот ничьего оружия,снос самовольно возведенных строенийи др.);

в)меры технического характера (запрещениеэксплуатации неисправного транспорта,приостановление работы предприятийввиду нарушения правил техникибезопасности, правил пожарной безопасности,запрещение или ограничениеремонтно-строительных работ на улицахи дорогах, если не соблюдаются требованияпо обеспечению общественной безопасности,и др.);

г)меры финансового характера (прекращениекредитования, сокращение бюджетногофинансирования, отзыв лицензии, дающейправо осуществлять финансовые операции,изъятие (взимание) в доход бюджета сумм,полученных предприятиями, учреждениямии организациями в результате нарушенияфинансовой дисциплины, законодательствао ценах, о реализации нестандартнойпродукции и др.);

д)меры медико-санитарного характера(отстранение от работы инфекционныхбольных, запрещение эксплуатациипредприятий торговли или общественногопитания из-за их антисанитарногосостояния и др.);

е)меры, связанные с осуществлениемлицензионно-разрешительной системы(приостановление (аннулирование) действиялицензии и др.);

ж)меры специального или исключительногоназначения (применение огнестрельногооружия, химических слезоточивых веществ,водометов, резиновых палок, наручникови др.).

Мерыадминистративного пресечения тесносвязаны с мерами административнойответственности и нередко предшествуютим, обеспечивая возможность ее фактическойреализации.

Кмерам административного принужденияотносятся мерыадминистративной ответственности,которые определены КоАП и под которымиследует понимать меры наказания,назначаемые в соответствии с КоАП засовершение административных правонарушений.

Административное наказание являетсяустановленной государством меройответственности за совершениеадминистративного правонарушения иприменяется в целях предупреждениясовершения новых правонарушений каксамим правонарушителем, так и другимилицами.

Административное наказание неможет иметь своей целью унижениечеловеческого достоинства физическоголица, совершившего административноеправонарушение, или причинение емуфизических страданий, а также нанесениевреда деловой репутации юридическоголица.

Засовершение административных правонарушениймогут устанавливаться и применятьсяследующие административные наказания:

-предупреждение;

-административный штраф;

-возмездное изъятие орудия совершенияили предмета административногоправонарушения;

-конфискация орудия совершения илипредмета административного правонарушения;

-лишение специального права, предоставленногофизическому лицу;

-административный арест;

-административное выдворение за пределыРоссийской Федерации иностранногогражданина или лица без гражданства;

-дисквалификация;

-административное приостановлениедеятельности.

Источник: https://studfile.net/preview/5662473/page:27/

Государственное и административное принуждение: понятие, признаки, виды

39. Понятие административного принуждения: Административное принуждение - особый вид государственного
Определение 1

Государственное принуждение – одна из разновидностей социального принуждения, представляющая собой меры психического, физического, материального или организационного влияния, применяемые уполномоченными на это субъектами в установленном законодательством порядке независимо от воли субъекта с целью обеспечения общественного порядка и безопасности.

К признакам государственного принуждения следует отнести такие характерные особенности:

  • Разновидность социального принуждения;
  • На основании психомотивационной природе устанавливается конфликтом между государственной волей, выражаемой нормами законодательства и индивидуальной волей лица, нарушившего правовые предписания;
  • Правовая опосредованность, носит правовой характер;
  • Является актом психического, физического, материального или организационного воздействия на субъект;
  • Оказывает влияние на сознание, волю и поведение лица;
  • Предусматривается конфликтом между волей государства, которая выражается законодательными нормами и субъекта;
  • Реализация в рамках правовых отношений охранительного типа.

Видовая дифференциация подразумевает собой следующее:

  • Административное принуждение;
  • Уголовное принуждение;
  • Принуждение гражданско-правового характера;
  • Дисциплинарное принуждение.

Административное принуждение как один из основных видов государственного управления

Определение 2

Административное принуждение – способ государственного управления, который основывается на административно-правовых нормах, и представляют собой совокупность психических, физических или иных средств воздействия, которые используются уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Характерными чертами административного принуждения являются:

  • Основано на нормах административного права;
  • Применение как физическими лицами, так и юридическими;
  • Применение в сфере общественных отношений, которые регулируются как административно-правовыми нормами, так и нормами других правовых отраслей;
  • Регламентирование законными и подзаконными нормативно-правовыми актами;
  • Возможно применение широким кругом уполномоченных на это субъектов;
  • Разносторонность системы мер административного принуждения (широкий спектр воздействия);
  • Зачастую применение в административном, то не в судебном, порядке;
  • Порядок применения мер устанавливается нормами административно-процессуального кодекса, который формирует более упрощенную процедуру.

Классификация мер административного принуждения

Классификация административного принуждения разнообразна и представлена ниже.

К признакам, по которым можно классифицировать принуждения административного характера, относятся:

  • Характер и специфика воздействия;
  • Субъект применения;
  • Нормативные основания;
  • Сфере влияния;
  • Способ обеспечения общественного порядка и целевому предназначению.

По характеру и специфике воздействия различают меры психического воздействия, физического воздействия, имущественного воздействия и организационного воздействия.

В зависимости от субъекта применения различают меры, которые принимаются индивидуальными субъектами и меры, которыми субъектами коллективного типа.

Нормативные основания подразумевают собой меры, основанные на законодательных актах и подзаконных правовых нормах.

По сфере влияния административное принуждение делится на внутриорганизационные и внешние властные меры.

Меры административного предупреждения, пресечения, административно-процессуального обеспечения, а также защитные меры (правовосстановительные) и меры наказания относятся к такой категории, как способ обеспечения общественного порядка и целевого предназначения.

Меры административного принуждения, исходя от широкого спектра влияния, также классифицируются по своим целям.

Целевая категория включает в себя следующие составляющие:

  • Предотвращение правонарушений и наступления неблагоприятных последствий, не имеющих непосредственного отношения к правонарушению;
  • Предупреждение правовых нарушений;
  • Восстановление нарушенного состояния;
  • Обеспечение, имеющее процессуальный характер;
  • Возложение ответственности на правонарушителя за совершенное деяние.

Замечание 1

Административное принуждение также основываются как на правонарушениях, так и фактах, аномальных от правового содержания.

Поскольку процесс применения мер административного принуждения является довольно сложным, то его подразделяют на соответствующие стадии.

Стадиями меры принуждения являются:

  • Проведение анализа возникшей ситуации;
  • Выбор конкретной меры принуждения, исходя из обстоятельств;
  • Вынесение решения по принятию мер административного принуждения;
  • Применение меры административного принуждения на практике;
  • Проведение анализа в отношении эффективности применения мер;
  • Внесение корректировок в дальнейшую правоприменительную деятельность.

Вывод 1

Для правильного и эффективного применения мер, необходимо определить какой правовой отраслью законодательства эти нормы были установлены.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/gosudarstvennoe-i-administrativnoe-prinuzhdenie/

Studio-pravo
Добавить комментарий