38. Понятие правовых актов управления, характерные черты и их виды.

Нормативные правовые акты: понятие, характерные черты, виды

38. Понятие правовых актов управления, характерные черты и их виды.

Нормативный правовой акт (НПА) — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение.

Нормативный правовой акт — это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права.

Нормативный правовой акт в Российской Федерации (а также во многих других странах, относящихся к романо-германской правовой системе) является основным, доминирующим источником права.

Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правиламюридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.

По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Иной подход к понятию нормативного правового акта представляет коммуникативная теория права.

Она отходит от традиционного понимания НПА как акта гетерономного и включает в число таких актов и автономные нормативно-правовые акты.

Таким образом НПА — результат правомерных действий субъектов, направленных на достижение определённых правовых последствий путем текстуального закрепления правовой информации в письменной форме.

Признаки нормативных правовых актов:

— нормативный характер

— это правовой акт

— является результатом правотворчества

— общеобязательность

— оформление в виде официального документа

— определённый порядок группировки правовых норм.

1. Закон — обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Особый порядок — законотворчество.

По юридической силе и предназначению законы делятся на конституционные(закрепляют основы общественного и государственного строя и определяют основные правовые начала всего действующего законодательства) иобыкновенные (принимаются на основе конституционных законов и регулируют различные стороны жизни общества). Среди последних выделяются кодифицированные и текущие.

По характеру действия законы подразделяются на постоянные, временные и чрезвычайные. В Российской Федерации, как в любом федеративном государстве, действуют федеральные законы и законы субъектов. Действующие законы образуют систему законодательства.

Высшая юридическая сила предполагает, что никакой иной правовой акт не должен противоречить закону, не может его ни отменить, ни изменить; но закон может отменить или изменить любой другой правовой акт.

закона образует первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах.

2. Подзаконный правовой акт (нормативный) принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. По общему правилу подзаконные акты должны соответствовать законам.

К подзаконным актам России относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента России, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства России, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.

) федеральных министерств и ведомств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов.

Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления (именно поэтому подзаконный акт принимается не только государственными органами), издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействующие на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования.

3. Нормативные договоры. Источником права в России, а также и в большинстве стран мира, является нормативный договор. Самым распространённым видом нормативных договоров и соглашений являются коллективные договоры и соглашения, заключаемые сторонами социального партнёрства в трудовом праве.

В России установлена следующая иерархическая система нормативных правовых актов:

1. Конституция России.

2. Международные договоры и соглашения России, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, составляют особую группу, которая является составной частью правовой системы России.

3. Законы: Федеральные конституционные законы, Кодексы и Федеральные законы.

4. Подзаконные правовые акты:

5. Указы Президента России,

6. Постановления Правительства России.

7. Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб и агентств).

8. конституции (уставы) субъектов Российской Федерации;

9. законы субъектов Российской Федерации;

10. нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

11. нормативные правовые акты органов местного самоуправления

12. Локальные нормативно-правовые акты.

Источник: https://megaobuchalka.ru/12/34470.html

Понятие, основные черты и виды правовых актов управления

38. Понятие правовых актов управления, характерные черты и их виды.

Правовой акт управления – вид юридического акта, основанное на законе одностороннее юридически-властное волеизъявление органов государственного управления и их должностных лиц, принятое в установленном процессуальном порядке и направленное на установление либо возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений.

Основные черты правового акта управления:

1. является разновидностью юридического акта;

2. представляет собой юридический вариант управленческого решения;

3. носит подзаконный характер, основывается на Конституции и законах РФ, законах субъектов РФ;

4. исходит от компетентного субъекта государственного управления;

5. является результатом одностороннего юридического волеизъявления;

6. определяет правила поведения в сфере государственного управления или индивидуально определяет поведение адресата;

7. применяется в определенном процессуальном порядке;

8.

издается, как правило, в форме документа;

9. имеет определенную структуру;

10. обеспечивается системой правовых средств;

11. несоблюдение, неисполнение правового акта влечет наступление негативных юридических последствий.

Правовому акту управления (административному акту) присущи следующие характерные признаки.

1. Правовой акт представляет собой управленческое решение, подготовленное и принятое (утвержденное) по установленным правилам управленческого процесса для решения конкретных задач управления и реализации управленческих функций. Само управленческое решение является результатом спланированных и предпринятых действий со стороны уполномоченных субъектов публичного управления.

2. Правовой акт издается уполномоченным субъектом публичного управления (органом государственного управления, органом местного самоуправления, должностными лицами) в пределах предоставленной законом и иными нормативными актами компетенции.

3. Правовой акт управления принимается в одностороннем порядке, т. е. специальным органом публичного управления или должностным лицом, которые также контролируют его исполнение. Те субъекты, которым адресован правовой акт управления, не имеют возможности воздействовать на волеизъявление властвующего субъекта.

Вместе с тем лица или организации, в отношении которых был вынесен акт, могут в процессе его действия пытаться выяснить степень его обоснованности изаконности (например, путем оспаривания в суде). Правовой акт управления может быть в установленном законодательством административном и судебном порядке оспорен или признан недействующим, т. е.

незаконным или недействительным.

4. Правовой акт управления — юридически властное волеизъявление органа публичного управления, в котором проявляются его государственно-властные полномочия. Волеизъявление субъекта обнаруживается в акте управления как юридическом документе, который служит формой данного волеизъявления.

Правовой акт управления носит государственно-властный характер.

Это означает, что его появление обусловлено общественными и государственными интересами (публичными интересами) и направлено на урегулирование конкретных отношений, установление общеобязательных правил поведения или решение единичного вопроса, а также спора, возникающего в системе функционирования исполнительной власти и всего публичного управления.

5. Правовой акт управления определяет обязательные правила поведения, нормы права в сфере публичного управления либо регламентирует конкретные (единичные) управленческие отношения. Правовой акт содержит обязательное юридически властное предписание, подлежит безусловному исполнению, он императивен.

Таким образом, с одной стороны, административный акт может регламентировать абстрактные правовые отношения, т. е.

вводить общеобязательные правила поведения для неограниченного круга физических и юридических лиц (так называемое абстрактноеправовое регулирование), а с другой — разрешать возникший в управленческой практике спор или административное дело (так называемое индивидуальное правовое регулирование).

В последнем случае путем издания административного акта орган исполнительной власти или должностное лицо решает общий либо конкретный вопрос, возникающий в процессе его деятельности по осуществлению исполнительно-распорядительных властных полномочий.

6. Правовой акт управления определяет границы должного поведения субъектов в сфере государственного управления. Он создает юридическую основу для возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений либо служит юридическим фактом, который непосредственно порождает, изменяет, прекращает такие правоотношения.

7. Законность (правомерность или подзаконность) правового акта управления. Правовой акт управления подзаконен, т. е.

он может быть издан полномочным субъектом исполнительной власти в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, международными договорами и другими законодательными актами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, законодательными и иными нормативными актами субъектов РФ (уставами субъектов РФ, их законами), нормативными актами вышестоящих звеньев исполнительной власти в интересах обеспечения и исполнения содержащихся в них предписаний. Административный акт принимается на основе законов в порядке, установленном нормативными актами (управленческий процесс), и для исполнения или применения законов.

8.

Правовой акт управления представляет собой разновидность юридически значимых документов, используемых в процессе деятельности органов управления (должностных лиц) и представляющих собой справки, заключения, докладные записки, протоколы, акты ревизий, инвентаризаций, проверок и т. д., которые фиксируют определенные обстоятельства, имеют юридическую значимость, но не содержат (в отличие от правовых актов) односторонние государственно-властные обязательные к исполнению предписания;

9. Правовой акт управления имеет специальную форму и порядок принятия (утверждения).

Обычно он издается в письменной форме с соблюдением официально установленных процедур, предусматривающих порядок подготовки, согласования, обсуждения, экспертизы проекта акта управления, его утверждения, регистрации и опубликования.

Для некоторых актов управления (например, актов федеральных органов исполнительной власти) установлены правила подготовки, принятия, государственной регистрации и опубликования.

Отдельные положения порядка принятия актов управления содержатся, например, в регламенте заседаний Правительства РФ, в регламентах проведения заседания администраций субъектов РФ, ведомственных инструкциях отдельных министерств, государственных комитетов, федеральных служб и других органах федеральной исполнительной власти. Однако общие правила подготовки и утверждения правового акта пока не получили законодательного установления.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s14077t7.html

Понятие и виды правовых актов управления

38. Понятие правовых актов управления, характерные черты и их виды.

Правовой акт управления (административный акт) – одностороннее, основанное на законе юридически властное требование органа власти или его должностного лица, направленное на установление или изменение норм административного права, на возникновение или прекращение административно-правовых отношений в целях реализации функций и задач органов исполнительной власти.

  • Правовой акт управления – юридически властное волеизъявление органа государственного управления или его должностного лица;
  • Правовой акт управления имеет подзаконный характер;
  • Принимается в одностороннем порядке;
  • Устанавливает обязательные правила поведения субъектов в сфере государственного управления.
  • Целесообразность административного акта;
  • Законность (наличие компетенции на принятие соответствующего акта, соответствие законодательству в общем, соблюдение процессуальных правил издания);
  • Организационные требования (соблюдение грамматических норм, структура документа) и др.

По юридическим свойствам актов управления:

  • Нормативные – акты правления, которые устанавливают, изменяют или отменяют юридические нормы, то есть содержат общие правила, не обращенные к конкретным лицам. Нормативные акты могут издавать органы исполнительной власти различного уровня (постановления правительства).
  • Индивидуальные – юридические акты, направленные на возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений, носящие правоприменительный характер, издающиеся в отношении определенных указанных в акте лиц. Такие акты решают конкретные административные дела (приказ о назначении на должность, постановление о наложении административного взыскания)
  • Смешанные акты управления – акты, в которых содержатся нормы права и правоприменительные решения одновременно

По органу, издавшему акты:

  • Указы и распоряжения Президента, постановления и распоряжения Правительства
  • Нормативно-правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (постановления, распоряжения, приказы, инструкции и др.)
  • Акты органов исполнительной власти субъектов

По юридической силе:

  • Акты президента
  • Акты правительства
  • Ведомственные акты

По территории действия:

  • Федеральные акты
  • Акты субъектов федерации

По порядку принятия:

  • Акты принятые коллегиальным органом
  • Акты принятые единолично

По характеру компетенции:

  • Общей компетенции
  • Межотраслевой компетенции
  • Отраслевой компетенции

Создание правового акта управления осуществляется с помощью следующих стадий:

  • Подготовка проекта правового акта управления – на этой стадии определяется срок подготовки проекта и ведется разработка самого акта одним из органов исполнительной власти
  • Издание правового акта управления – издание правового акта управление различается в коллегиальных и единоличных органах. В коллегиальных органах моментом издания акта является принятие членами данного коллегиального органа решения об издании большинством . В единоначальных органах моментом принятия акта является момент его подписания (утверждения) его руководителем.
  • Официальное опубликование правового акта управления – опубликование акта в официальных источниках
  • Вступление в силу – правовой акт может вступить в силу со дня опубликования, по истечении определенного времени со дня опубликования либо с даты, указанной в данном акте.

Основанием для оспаривания актов управления является несоответствие акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и нарушение этим актом прав и свобод гражданина, прав и законных интересов организаций или неопределенного круга лиц.

Основными формами оспаривания актов управления являются:

  • Опротестование – причем опротестование может осуществлять только прокурор
  • Обжалование – обжалование гражданами (участниками производства по делам об административном правонарушении) правовых актов управления, нарушающих их права и законные интересы

Источник: https://okrainaruneta.ru/ponyatie-i-vidy-pravovyx-aktov-upravleniya/

Общая характеристика административно-правовых актов управления: их основные черты и виды

38. Понятие правовых актов управления, характерные черты и их виды.

Основной формой правовой управленческой деятельности является издание нормативных актов.

Само слово «акт» употребляется в различных значениях. В частности так обозначаются действия, поступки.

В таком термине можно все действия государственных органов при любой форме выражения признать актом этих органов.

В том случае, если акты — это действия, поступки, то они направлены на достижение определенного правового результата Административное право: /Учебник / Л.В. Акопов, М.Б. Смоленский — М. — 2008. С.141.

Следовательно, независимо кем они совершаются их можно считать правовым актом.

В науке административного права рассматриваются только правовые акты управления, издание которых вызывают юридические последствия в виде установления, изменения, прекращения конкретных правоотношений в сфере государственного управления. В данном случае рассматриваются акты государственного управлениятолько те, которые издаются органами исполнительной власти.

Таким образом, под правовыми актами органов исполнительной власти и местной администрации понимаются односторонние юридически властные предписания, влекущие юридически значимые последствия и обязательные к исполнению.

Необходимо помнить, что правовые акты государственного управления являются наиболее распространенной юридической (административно-правовой) формой реализации задач, целей и функций исполнительной власти, публичного управления (государственного управления и местного самоуправления).

Само понятие акта государственного управления можно определить с различных точек зрения. Следует пометить, что правовые акты управления является важнейшей формой управленческой деятельности (форма управления).

Одной из основных форм реализации исполнительной власти является принятие и исполнение административно-правовых актов. В ходе государственного управления возникает потребность в конкретизации норм законов, которая и осуществляется с помощью издания административных актов.

В ходе государственного управления эти акты служат для установления правовых норм или для разрешения индивидуальных юридических ситуаций с помощью применения правовых норм. Следует сказать, что издание и исполнение этих актов является важнейшей частью управленческого движения, непосредственно направленного на осуществления функций исполнительной власти.

Кроме того, правовой акт органов исполнительной власти и местной администрации — это односторонние юридически властные предписания, влекущие юридически значимые последствия и является обязательные к исполнению Там же. 141.

Следует знать, что административно-правовой акт — это основанное на законе официальное юридически-властное решение полномочного субъекта исполнительно-распорядительной деятельности, принимаемое в одностороннем волевом порядке с соблюдением определенной формы и процедуры и направленное на установление административно-правовых норм или на возникновение, изменение либо прекращение административно-правовых отношений в целях реализации управленческих задач и функций исполнительной власти.

Так, правовые акты государственного управления являются наиболее распространенной юридической (административно-правовой) формой реализации задач, целей и функций исполнительной власти, публичного управления (государственного управления и местного самоуправления):

  • — юридическая природа административного акта является правовой формой управленческого решения;
  • — издается в одностороннем порядке, то есть выражает волю только одной стороны — субъекта исполнительной власти;
  • — выражает юридически значимое волеизъявление субъекта исполнительной власти в виде предписания, обязательного для адресата;
  • — является решением полномочного органа исполнительной власти, принимаемым по вопросам и в пределах его компетенции определенной законом;
  • — носит подзаконный характер, т.е. должен издаваться в соответствии с законом;

принимается с соблюдением определенных установленных процедур;

  • — устанавливает в сфере ведения конкретного субъекта исполнительной власти обязательные правила поведения либо регулирует конкретные управленческие отношения и решает индивидуальные административные дела;
  • — несоблюдение содержащихся в нем юридически властных предписаний влечет ответственность виновной стороны;
  • — может быть в установленном законом порядке -опротестован или оспорен.

Необходимо помнить, что каждый отдельный административный акт имеет свое содержание и форму.

При этом, содержание административного акта состоит из трех основных элементов:

  • а) волеизъявление уполномоченного органа, то есть оно не должно выходить за пределы его компетенции (данное волеизъявление должно быть свободным, то есть не формироваться под влиянием заблуждения или принуждения, обмана);
  • б) юридическая сущность указанного волеизъявления (установить, назначить, разрешить, отозвать,предоставить, лишить, наказать и т.д.);
  • в) условия, обязательства и поручения, которые должны сопровождать основное решение.

Так, под формой административного акта понимается внешнее выражение содержащейся в нем воли, мотивов и целей его принятия Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов «Административное право», Учебник для Вузов,Изд. Норма, М- 2009. С. 289. Данная форма может быть представлена в виде указов, постановлений, распоряжений, указаний, положений, инструкций, приказов и т.д.

По своим юридическим свойствам административные акты делятся на:а) нормативные;

  • б) индивидуальные;
  • в) смешанные.

По способу выражения воли они подразделяются на:

  • — письменные;
  • — устные;
  • — символические(конклюдентные), (сигналы, жесты, знаки).

В зависимости от порядка принятия они могут быть:

  • — коллегиальными;
  • — единоличными.

Административные акты, имеющие дефекты содержания или формы, подразделяются на:

  • — ничтожные;
  • — оспоримые.

Под ничтожный административным актом понимается акт, который вследствие своей незаконности не может порождать и не порождает юридических последствий. При этом, ничтожность такого акта настолько очевидна, что этот акт не подлежит осуществлению (Так, содержащий предписание совершить противоправные действия).

Так, ничтожность административного акта проявляется в следующем:

  • — этот акт не может быть основанием для регистрации соответствующего правоотношения;
  • — отсутствует оснований для применения санкций за его исполнение;
  • — на данный акт нельзя ссылаться при рассмотрении споров в органах управления или в суде.

Таким образом, ничтожный акт не требует поиска доказательств его дефектности, то есть они неоспоримы (например, грубо нарушена компетенция, нет законного основания для его принятия и т.д.) В.Е. Сатышев «Административное право: учебное пособие», Омега-Л, 2009.С.237.

Так, оспоримый административный акт подлежит обязательному исполнению. Однако, вправе оспаривать заинтересованными лицами. Необходимо запомнить, что до факта его признания недействительным, этот акт должен исполняться. При этом, они требуют доказательств их дефектности.

В системе законодательства Российской Федерации Административно-правовые акты управления имеют свои особенности и общие характерные черты.

Некоторыми характерными для указанных актов являются следующие основные черты:

  • — имеют юридическую природу правовой формы исполнительно-распорядительной деятельности;
  • — исполнение акта управления гарантируется, а при необходимости и обеспечивается принудительной силой государства;
  • — обладают государственно-властным характером и обязательны для исполнения в отношении того круга лиц, кому они адресованы.
  • — по своей юридической силе имеют подзаконный характер.

Данная черта означает, что эти акты могут быть изданы уполномоченным на то должностным лицом или органом исполнительной власти, помимо этого, также органом местного самоуправления (юридически нет, но фактически — да) в соответствии и на основании Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов с целью обеспечения их исполнения.

  • — указанные акты устанавливают обязательные правила поведения либо регулируют конкретные отношения. При этом, выполнение содержащихся в них предписаний влечет за собой наступление определенных юридических последствий — возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений.
  • — данные акты должны носить творческий характер, так как содержащиеся в них предписания направлены на оптимальное решение управленческих вопросов.

Непосредственно для достижения указанного требования необходимы, прежде всего, творческий подход, предвидение, осмотрительность, учет и глубокий анализ фактических данных.

— кроме этого, административно-правовые акты управления издаются в одностороннем порядке. А при издании межведомственных управленческих актов следует говорить о выражении коллективной воли субъектов управления.

Таким образом, административно-правовой акт управления представляет собой подзаконное одностороннее юридически властное предписание, изданное компетентным субъектом в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности Административное право: /Учебник / А.П. Алехин, А.А. Кармалицкий. Изд. Зеркало. — М. — 2009.С.291.

Виды актов государственного управления, иначе говоря, их классификация, дает, как возможность определить юридическую силу и значение каждого акта управления, его отраслевое и пространственное действие, а также место среди других актовТам же 289.

Наука административного права чаще всего классифицирует акты государственного управления по пяти признакам:

  • — по юридическим свойствам;
  • — по органам, издающим акты;
  • — по действиям по пространстве;
  • — по форме выражения;
  • — по характеру компетенции органов, издающих акты.

Кроме того, правовые акты управления могут быть классифицированы по различным критериям, то есть по юридическим свойствам, как:

  • — нормативные и индивидуальные (административные);
  • — общего значения;
  • — смешанного характера.

Так, под нормативным правовым актом понимается акт, содержащий юридические нормы То же 289.

Следовательно, его сущность предопределяется юридическими свойствами правовой нормы, ее особыми регулятивными свойствами. Из данного тезиса вытекают важное и многогранное значения нормативных правовых актов в регулировании общественных отношений в различных сферах, ибо могут содержать нормы различных, а не только административного, отраслей права.

В частности, нормативным актам принадлежит важная роль в организации, Особенно эту роль возникает в непосредственном практическом осуществлении государственного управления.

С помощью этих актов конкретизируется или устанавливается административно-правовое положение субъектов управленческих отношений, регламентируются взаимоотношения между ними. При этом,данные акты выступают правовой основой для возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений и т. д.

Примером нормативных правовых актов являются правила приема в учебные заведения, а индивидуального акта — приказ о принятии на работу или зачислении конкретного лица в вуз.

Следует помнить, что юридическую природу нормативного правового акта определяет, как правило, наличие в нем правовых норм, обязательных для исполнения прежде всего теми, на кого распространяется их действие, а не его адресат Указ Президента РФ от 9 марта 2004г.

№314 в котором одним из признаков нормативного правового акта признается распространение его действия на не определенный круг лиц (п “a” cт.2), который может быть конкретным — индивидуальным.

Например, законы и положения об отдельных органах исполнительной власти имеют соответствующего конкретного (индивидуального) адресата, всегда являются нормативными правовыми актами.

По этой причине следует признать ошибочными, хотя и редко встречающимися случаи, когда к нормативным не относятся правовые акты, содержащие нормы права, на том основании, что они адресованы индивидуальному субъектуНаучно практическое пособие/ отв. ред. Р.Ф. Васильев. М., 2000. с. 29 .

Кроме этого, нормативные административно-правовые акты содержат в себе нормы права. Такие правовые акты принимаются с целью регулирования однотипных общественных отношений, рассчитаны на многократное применение.

Так, индивидуальные административные акты являются актами

применения правовых норм. Такие акты не содержат данных норм, представляют собой персонифицированные, принимаемые по конкретным вопросам, правовые предписания.

Указанные акты принимаются на основе общих правил, содержащихся в нормативных актах, и влекут возникновение, изменение или прекращение конкретных правовых отношений. В данном контексте они являются разновидностью юридических фактов.

Следует отметить, что индивидуальные правовые акты, как правило, в большей степени, чем нормативные, отвечают требованиям оперативного управления, однако надо помнить, что их использование не должно вести к необоснованному администрированию Административное право: /Учебник / А.П. Алехин, А.А. Кармалицкий. Изд. Зеркало. — М. — 2009.С.288-289.

Индивидуальные акты не содержат норм права. индивидуальных актов направлено на разрешение конкретного, носящего индивидуальный характер, вопроса управления. Такие акты принимаются на основе нормативных актов.

При этом, они будут являться актами применения норм права к конкретным случаям. Эти акты управления являются наиболее распространенным видом административно-правовых актов, с помощью которых оперативно решается значительное количество вопросов и дел, которые возникают в процессе осуществления управления.

Так, к правовым актам управления общего значения относятся: приказы, постановления, распоряжения, как правило, содержат какие-либо кратковременные предписания (о переносе выходного дня, об очередном призыве на военную службу и т.п.) либо общие требования (усилить внимание к определенным категориям дел, повысить требовательность, бережнее относиться к природе, экономить ресурсы и т.д.).

Что касается к актам смешанного характера, то они содержат как нормы права, так и решения по индивидуальным управленческим делам или содержат и общие требования. Данные акты управления принимаются по целому комплексу взаимосвязанных вопросов управления.

  • 1) По сроку действия, то есть с неопределенным сроком действия (бессрочные акты), срочные и временные.
  • 2) По органам, издающим правовые акты государственного управления.

Эти акты делятся на следующие: указы и распоряжения (издает Президент Российской Федерации или глава исполнительной власти субъекта Российской Федерации); постановления и распоряжения (принимаются органом государственного управления общей компетенции — Правительством Российской Федерации, правительствами субъектов Российской Федерации); приказы — издаются, как правило, руководителями всех уровней органов исполнительной власти, в том числе в милитаризованных структурах. По своему содержанию приказ может быть как нормативным, так и индивидуальным актом.

Следует знать, что инструкция, так же как и приказ, принимается, как правило, руководителем органа исполнительной власти. Сущность ее заключается в установлении порядка исполнения закона или акта вышестоящего органа управления.

По этой причине, в отличие от приказа, она всегда является нормативным актом.

Инструкция содержит правовые нормы, детализирующие законы или иные нормативные акты вышестоящих органов, которые определяют порядок выполнения работ либо совершения отдельных действий.

Следует помнить, что правовые акты управления также издаются государственными органами, не являющимися органами исполнительной власти Б.Н. Габричидзе «Административное право России», Учебник, М- 2010.С.455.

  • 3) По территории действия эти акты делятся на:
    • — акты, действующие в масштабе Российской Федерации, федерального округа, республики в составе Российской Федерации; акты, действующие в масштабе административно-территориальной единицы (края, области, города, района и т.д.);
    • — межтерриториальные акты (действуют в пределах нескольких административно-территориальных единиц, например при чрезвычайных ситуациях: землетрясениях, наводнениях, эпидемиях, эпизоотиях); локальные.
  • 4) По характеру компетенции они делятся на акты:
    • — общего;
    • — межотраслевого;
    • — отраслевого управления.

Так, акты общего управления принимаются органами управления общей компетенции (Президентом РФ, Правительством РФ, президентами и правительствами республик, входящих в состав РФ, главы администраций краев, областей и другими органами общей компетенции).

Акты межотраслевого (надведомственного) управления издаются органами межотраслевого, а в некоторых случаях и отраслевого государственного управления (Министерством финансов РФ, МВД России — ПДД).

Указанные акты обязательны для исполнения всеми министерствами, ведомствами, органами, организациями, должностными лицами независимо от ведомственной подчиненности, а также гражданами.

Что касается актов отраслевого управления, то они регулируют общественные отношения, а также разрешают управленческие дела в определенной отрасли управления. Эти акты издаются министрами, руководителями ведомств, управлений и т.п.

  • 5) По форме выражения акты управления подразделяются на:
    • — словесные;
    • — конклюдентные.

Так, под словесными актами подразумевается акты управления, выраженные посредством слов.

Словесные акты могут быть:

  • — письменными;
  • — устными.

При этом, письменный акт управления рассматривается как соответствующим образом оформленный официальный письменный документ. В своем большинстве такой акт имеет юридическую силу только тогда, когда надлежащим образом письменно оформлен.

Устные правовые акты — это, как правило, приказы, распоряжения, указания, команды и т.п. Эти приказы принимаются, чаще всего, в ходе оперативного решения вопросов управления, как правило, в силовых структурах. Наряду письменными, эти акты влекут юридические последствия.

Конклюдентные акты- это воля субъекта управления, которая может выражаться посредством сочетания определенных жестов, сигналов, движений, знаков, звуков и других конклюдентных действий Административное право в вопросах и ответах: /Учебное пособие / .2-е издание. Н.М. Конин. Изд. Проспект — М. — 2007.

С.318. Например, жесты милиционера, регулирующего движение транспорта и пешеходов, сигналы и специальные знаки, подаваемые работниками водного, железнодорожного, воздушного транспорта в целях регулирования и обеспечения безопасности движения, а также сигналы светофоров, дорожные знаки и разметка дорог.

Несоблюдение предписаний, выраженных конклюдентным способом, также может повлечь за собой определенные юридические последствия.

Так, письменным актом является служебный документ, признаваемый правовым актом управления.

Правовыми актами Правительства Российской Федерации являются постановления и распоряжения. Те акты, которые имеют нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ, а по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера издаются в форме распоряжений.

Следует помнить, что независимо от конкретного наименования нормативные правовые акты могут издавать не все органы управления Указ Президента РФ от 9 марта 2004г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»(п.

«а» ст. 2). Например, постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. содержит прямой запрет структурным подразделениям, территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, издавать нормативные правовые акты.

Кроме того, согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004г. №314 нормативные правовые акты издают федеральные министерства; а индивидуальные правовые акты издают федеральные службы, федеральные агентства.

В системе правовых актов также важное место занимают локальные правовые акты, то есть издаваемые органами, должностными лицами предприятий, учреждений, организаций и регулирующие здесь внутренние общественное отношения.

Источник: https://studwood.ru/867824/pravo/obschaya_harakteristika_administrativno_pravovyh_aktov_upravleniya_osnovnye_cherty_vidy

2. Правовые акты управления: понятие и виды

38. Понятие правовых актов управления, характерные черты и их виды.

2. Правовые акты управления: понятие и виды

   Издание правовых актов управления является одной из основных административно-правовых форм государственного управления.   Правовые акты управления имеют следующие характерные черты: подзаконность, правовой характер, авторитарность, императивность.

   Подзаконность акта управления означает, что издаваемый акт не должен противоречить требованиям действующего законодательства и издается в пределах компетенции данного органа управления.

Подзаконность акта управления в широком смысле понимается и как соответствие актов не только закону, но и актам Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и других органов исполнительной власти.   Правовой характер актов управления означает, что он может вызывать определенные юридические последствия.

Эти последствия могут выражаться в установлении соответствующих правил поведения (норм) общего характера или затрагивать административно-правовые отношения, связанные с конкретными лицами.

   Императивность акта управления означает обязательность его исполнения лицами и органами, на которые он распространяется, независимо от того, являются ли эти лица подчиненными органа, издавшего акт, или таковыми не являются.

   Авторитарность акта управления связана с государственно-властными полномочиями субъектов государственного управления и выражается в обязательности его исполнения, независимо от согласия исполнителей.

   Таким образом, правовой акт управления можно определить как основанное на законодательстве одностороннее юридически властное решение субъекта государственного управления, изданное в пределах его компетенции, регулирующее общественные отношения в сфере государственного управления либо направленное на возникновение, изменение или прекращение конкретных административно-правовых отношений.

   Правовые акты управления следует отличать от служебных документов, которые не имеют правового характера (протоколов, актов, справок, докладов, рапортов и др.). Служебные документы не устанавливают и не изменяют конкретные правовые отношения. Однако служебные документы могут выступать основанием для издания правовых актов управления.

   Правовые акты управления издаются, как правило, в письменной форме. Однако в отдельных случаях допускается и их устная форма, например, в военном управлении в случае отдания устных приказов и в ряде других случаев, определенных законодательством.   Правовые акты управления можно классифицировать по следующим критериям.

   По юридическому содержанию правовые акты управления подразделяются на нормативные и индивидуальные.   Нормативными являются те акты управления, которые содержат в себе нормы права, регулируют общественные отношения в сфере государственного управления, рассчитаны на длительный срок действия и не имеют конкретного персонифицированного характера.

В нормативных правовых актах управления находит свое выражение административное правотворчество. В них конкретизируются нормы законов и других актов высшей юридической силы и определяются типовые правила поведения в сфере государственного управления.

Этими актами закрепляется правовой статус органов исполнительной власти, определяется порядок совершения определенных действий и процедур государственно-управленческого характера, устанавливаются необходимые ограничения и запреты, а также регулируются другие вопросы в государственно-управленческой сфере.

Нормативные правовые акты управления являются одним из важнейших источников административного права.   Индивидуальные акты управления не содержат в себе норм права. Они разрешают конкретные вопросы управления на основе законов и иных нормативных правовых актов, т.е. являются актами применения норм права к конкретным случаям.

Эти акты вызывают юридические последствия в виде возникновения, изменения или прекращения конкретных административно-правовых отношений (например, Указ Президента Российской Федерации о присвоении воинского звания высшего офицера).

   По органам, их издающим, правовые акты управления подразделяются на:   — указы и распоряжения Президента Российской Федерации по вопросам, касающимся государственного управления;   — постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;   — постановления, приказы, распоряжения, положения, правила, инструкции, наставления федеральных органов исполнительной власти;   — постановления, приказы, распоряжения, положения, правила, инструкции, наставления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.   По территории действия правовые акты управления подразделяются на акты, действующие на всей территории Российской Федерации, территории субъекта Российской Федерации, межтерриториальные, охватывающие несколько субъектов Российской Федерации административно-территориальной единицы.   По характеру компетенции органов, их издающих, правовые акты управления делятся на акты общего, отраслевого и межотраслевого управления.   Акты общего управления издаются субъектами государственного управления общей компетенции — Правительством Российской Федерации, правительствами (администрациями) субъектов Российской Федерации.   Акты отраслевого управления регулируют общественные отношения и решают управленческие вопросы в определенной отрасли управления. Такие акты издаются субъектами государственного управления отраслевой компетенции (в частности министерствами) и обязательны для подчиненных им органов, организаций и должностных лиц, а также граждан, вступающих в общественные отношения в данной сфере государственного управления.   Акты межотраслевого управления издаются субъектами государственного управления межотраслевой компетенции (например, федеральными службами), которые решают вопросы, носящие межотраслевой характер. Эти акты обязательны для исполнения всеми органами исполнительной власти, организациями, должностными лицами, независимо от ведомственной подчиненности, а также гражданами.   К правовым актам управления предъявляются следующие требования.   1. Правовой акт управления должен быть издан в соответствии с законодательством полномочным органом в пределах его компетенции. Так, правовые акты Правительства Российской Федерации издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации.   Правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.   Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты. Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими.   2. Правовой акт должен издаваться в определенном порядке. По рядок издания актов управления определяется законодательными и иными нормативными актами, определяющими статус органов исполнительной власти. Так, Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации.   Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющим нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации. Порядок издания актов Правительства Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.   Нормативные правовые акты органов исполнительной власти издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Проект нормативного правового акта подлежит согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами, если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также если в нормативном правовом акте содержатся положения, нормы и поручения, касающиеся других министерств и ведомств. Согласование нормативного правового акта оформляется визами. Виза включает в себя наименование должности руководителя министерства (ведомства) или его заместителя и личную подпись визирующего, расшифровку подписи и дату. Визы проставляются в нижней части оборотной стороны последнего листа подлинника нормативного правового акта.   Подготовка проекта нормативного правового акта возлагается на одно или несколько структурных подразделений федерального органа исполнительной власти с учетом их функций и компетенции. При этом определяются круг должностных лиц, ответственных за подготовку указанного проекта, срок его подготовки, а при необходимости — организации, привлекаемые к этой работе.   В подготовке проекта нормативного правового акта участвует юридическая служба федерального органа исполнительной власти. Срок подготовки проекта и издания нормативного правового акта во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, как правило, не должен превышать одного месяца, если не установлен другой срок. Для подготовки проектов наиболее важных и сложных нормативных правовых актов, а также актов, издаваемых совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, могут создаваться рабочие группы.   В процессе работы над проектом нормативного правового акта должны быть изучены относящиеся к теме проекта законодательство Российской Федерации, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, практика применения соответствующих нормативных правовых актов, научная литература и материалы периодической печати по рассматриваемому вопросу, а также данные социологических и иных исследований, если таковые проводились.   3. Правовой акт управления издается по установленной форме и подписывается соответствующим должностным лицом. Форма акта (структура, реквизиты, язык) должна соответствовать принятым требованиям.   Так, структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования. Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия нормативного правового акта, то в проекте дается вступительная часть — преамбула. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются. Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию. Значительные по объему нормативные правовые акты могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки.   При необходимости для полноты изложения вопроса в нормативных правовых актах могут воспроизводиться отдельные положения законодательных актов Российской Федерации, которые должны иметь ссылки на эти акты и на официальный источник их опубликования. Если в нормативном правовом акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а соответствующие пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения.   Одновременно с разработкой проекта нормативного правового акта должны быть подготовлены предложения об изменении и дополнении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их частей. Нормативные правовые акты, изданные совместно или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, изменяются, дополняются или признаются утратившими силу по согласованию с этими федеральными органами исполнительной власти. Положения об изменении, дополнении или признании утратившими силу ранее изданных актов или их частей включаются в текст нормативного правового акта.   Если при подготовке нормативного правового акта выявились необходимость внесения существенных изменений и дополнений в ранее изданные нормативные правовые акты или наличие по одному и тому же вопросу нескольких актов, то в целях их упорядочения разрабатывается новый единый акт. В проект такого акта включаются новые, а также содержащиеся в ранее изданных актах нормативные предписания, которые сохраняют свою силу.   Подготовленный проект нормативного правового акта до его подписания (утверждения) должен быть проверен на соответствие законодательству Российской Федерации, а также правилам русского языка и завизирован руководителем юридической службы федерального органа исполнительной власти.   Нормативные правовые акты подписываются (утверждаются) руководителем федерального органа исполнительной власти или лицом, исполняющим его обязанности. Подписанный (утвержденный) нормативный правовой акт должен иметь следующие реквизиты:   — наименование органа (органов), издавшего акт;   — наименование вида акта и его название;   — дата подписания (утверждения) акта и его номер;   — наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.   4. Нормативные правовые акты управления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат государственной регистрации.   Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.   Государственная регистрация нормативного правового акта включает в себя:   — юридическую экспертизу соответствия этого акта законодательству Российской Федерации;   — принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта;   — присвоение регистрационного номера;   — занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.   Государственная регистрация нормативных правовых актов производится Министерством юстиции Российской Федерации в срок до 15 дней со дня получения акта. В случае необходимости срок регистрации может быть продлен Министерством юстиции Российской Федерации, но не более чем на 10 дней, а в исключительных случаях — до одного месяца.   В течение суток после государственной регистрации подлинник нормативного правового акта с присвоенным ему регистрационным номером направляется Министерством юстиции Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, представивший акт на государственную регистрацию.   В регистрации нормативного правового акта может быть отказано, если при проведении юридической экспертизы будет установлено несоответствие этого акта законодательству Российской Федерации. Нормативные правовые акты, в государственной регистрации которых отказано, возвращаются Министерством юстиции Российской Федерации издавшему их органу с указанием причин отказа.   В течение 10 дней со дня получения отказа в государственной регистрации руководитель федерального органа исполнительной власти или лицо, исполняющее его обязанности, издает соответствующий документ об отмене нормативного правового акта, в регистрации которого отказано, и направляет его копию в Министерство юстиции Российской Федерации.   Нормативный правовой акт может быть возвращен Министерством юстиции Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти без регистрации по просьбе федерального органа исполнительной власти, представившего этот акт на государственную регистрацию, а также если нарушен установленный порядок представления акта на государственную регистрацию. В случае возвращения нормативного правового акта без государственной регистрации при нарушении установленного порядка представления на государственную регистрацию нарушения должны быть устранены, а акт — повторно представлен на государственную регистрацию в течение месяца либо в Министерство юстиции Российской Федерации должна быть направлена копия документа об отмене нормативного правового акта.   5. Определенные требования установлены и к порядку опубликования нормативных правовых актов управления. Так, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Акты Президента Российской Федерации подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней после дня их подписания. Постановления Правительства Российской Федерации, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.   Официальным опубликованием актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации считается публикация их текстов в «Российской газете» или в Собрании законодательства Российской Федерации. Официальными являются также тексты актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система». Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи.   Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Президента Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.   Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их официального опубликования. Иные акты Правительства Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.   В актах Президента Российской Федерации и актах Правительства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу.   Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.   Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации.   Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.   Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

   Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу.

3. Административные договоры

   К числу административно-правовых форм государственного управления относятся и административно-правовые договоры. В теории административного права выделяются следующие признаки административного договора.

   — Заключение административного договора влечет возникновение правоотношений между его субъектами на основе добровольного согласия, чем административный договор отличается от актов управления.   — Административный договор заключается на основе норм административного права, которые регламентируют порядок его заключения и прекращения (расторжения). Так, согласно ст.

13 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации по соглашению (договору) с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному конституционному закону и федеральным законам.   — административно-правового договора составляют управленческие отношения. Целью указанного договора, в отличие, например, от гражданско-правового договора, является урегулирование отношений, складывающихся в сфере государственного управления, отношений управленческого характера. Так, в частности, ст. 28 Устава Московской области от 11 декабря 1996 г. N 55/96-ОЗ предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти Московской области могут по взаимному соглашению передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.   — Одной из сторон административного договора выступает орган исполнительной власти, являющийся субъектом государственного управления. Без его участия данный договор не может быть заключен.   Таким образом, административный договор — это основанное на нормах административного права соглашение, одним из обязательных участников которого является субъект государственного управления, заключаемое с целью урегулирования отношений управленческого характера.   Основным критерием классификации административных договоров является предмет договора, по которому выделяются:   — договоры компетенции;   — договоры о сотрудничестве;   — договоры о поступлении граждан на государственную службу.   К договорам о компетенции относятся договоры между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о разграничении компетенции, а также о делегировании полномочий.   Договоры о сотрудничестве определяют различные сферы управленческой деятельности, в частности, обмен информацией, проведение совместных мероприятий и ряд других.

   Договоры о поступлении граждан на государственную службу определяют в соответствии с законодательством условия поступления и прохождения различных видов государственной службы. Например, порядок поступления граждан на военную службу по контракту определяется разделом V «Поступление граждан на военную службу по контракту» Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и разделом II «Порядок заключения контракта и прекращения его действия» Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 «Вопросы прохождения военной службы», а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Page 3

Глава 14. Административно-правовые методы государственного управления
Глава 14. Административно-правовые методы государственного управления1. Понятие административно-правовых методов2. Виды административно-правовых методов

 

Источник: https://yourlib.net/content/view/2164/38/

Понятие, признаки и виды актов управления

38. Понятие правовых актов управления, характерные черты и их виды.

Административный акт (правовой акт управления) — правовой акт, регулирующий управленческие отношения или разрешающий конкретное управленческое дело (спор), устанавливающий новый правовой статус субъектов права, обладающий государственно-властным характером, издаваемый субъектами публичного управления в одностороннем административном порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами в соответствии с установленной процедурой (в рамках управленческого процесса) в целях достижения целей управления, решения его задач и осуществления управленческих функций.

Правовому акту управления (административному акту) присущи следующие характерные признаки.

1. Правовой акт — управленческое решение, подготовленное и принятое (утвержденное) по установленным правилам управленческого процесса для решения конкретных задач управления и реализации управленческих функций. Само управленческое решение является результатом спланированных и предпринятых действий со стороны уполномоченных субъектов публичного управления.

2. Правовой акт издается уполномоченным субъектом публичного управления (органом государственного управления, органом местного самоуправления, должностными лицами) в пределах предоставленной законом и иными нормативными актами компетенции.

3. Правовой акт управления принимается в одностороннем порядке, т. е. специальным органом публичного управления или должностным лицом, которые также контролируют его исполнение. Правовой акт управления может быть в установленном законодательством административном и судебном порядке оспорен или признан недействующим, т. е. незаконным или недействительным.

4. Правовой акт управления — юридически властное волеизъявление органа публичного управления, в котором проявляются его государственно-властные полномочия. Волеизъявление субъекта обнаруживается в акте управления как юридическом документе, который служит формой данного волеизъявления. Правовой акт управления носит государственно-властный характер.

5. Правовой акт управления определяет обязательные правила поведения, нормы права в сфере публичного управления либо регламентирует конкретные (единичные) управленческие отношения. Правовой акт содержит обязательное юридически властное предписание, подлежит безусловному исполнению, он императивен.

6. Правовой акт управления определяет границы должного поведения субъектов в сфере государственного управления. Он создает юридическую основу для возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений либо служит юридическим фактом, который непосредственно порождает, изменяет, прекращает такие правоотношения.

7. Законность (правомерность или подзаконность) правового акта управления.

Он может быть издан полномочным субъектом исполнительной власти в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ, международными договорами и другими законодательными актами, УП РФ, ПП РФ, законодательными и иными нормативными актами  СРФ (уставами, их законами), нормативными актами вышестоящих звеньев исполнительной власти в интересах обеспечения и исполнения содержащихся в них предписаний. Административный акт принимается на основе законов в порядке, установленном нормативными актами (управленческий процесс), и для исполнения или применения законов.

8.

Правовой акт управления представляет собой разновидность юридически значимых документов, используемых в процессе деятельности органов управления (должностных лиц) и представляющих собой справки, заключения, докладные записки, протоколы, акты ревизий, инвентаризаций, проверок и т. д., которые фиксируют определенные обстоятельства, имеют юридическую значимость, но не содержат (в отличие от правовых актов) односторонние государственно-властные обязательные к исполнению предписания;

9. Правовой акт управления имеет специальную форму и порядок принятия (утверждения). Обычно он издается в письменной форме с соблюдением официально установленных процедур, предусматривающих порядок подготовки, согласования, обсуждения, экспертизы проекта акта управления, его утверждения, регистрации и опубликования.

Классификация правовых актов управления.

1. В зависимости от юридических свойств (или по юридическому содержанию) правовые акты управления подразделяются на нормативные, индивидуальные и смешанные.

Нормативные административные акты — это акты подзаконного административного нормотворчества (или правоустановительные акты), в которых:

(содержатся нормы права и конкретизируются нормы актов высшей юридической силы, находящиеся в законодательных актах, а также предусматривается механизм их реализации;

определяются типовые правила поведения в сфере публичного управления; устанавливается организационно-правовой статус звеньев и органов исполнительной власти, непосредственно подведомственных Президенту РФ и Правительству РФ; реализуется механизм обеспечения конституционного статуса граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства, а также общественных объединений; устанавливаются необходимые запреты и ограничения; представляются специальные права и возлагаются специальные обязанности в сфере государственного управления; формируются условия взаимодействия и координации деятельности различных участников управленческих отношений; проводятся в жизнь социально-экономические программы (приватизации, демонополизации, конверсии оборонной промышленности и пр.).

К нормативным относятся акты: (изданные в установленном порядке управомоченным на то органом государственной власти, органом МСУ или должностным лицом; устанавливающие правовые нормы (правила поведения); обязательные для неопределенного круга лиц; рассчитанные на неоднократное применение; действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом).

Индивидуальные правовые акты управления в отличие от нормативных носят четко выраженный правоисполнительный (правоприменительный) характер (их иногда называют правоприменительными актами управления).

Они не содержат норм права, устанавливающих общеобязательные правила поведения для неограниченного круга лиц. Под правовым актом индивидуального характера понимается акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц.

Это решения, относящиеся к конкретным вопросам управленческой сферы; они принимаются для реализации нормативных правовых актов.

В смешанных актах могут содержаться как нормативное предписание, так и индивидуальное, адресованное конкретному субъекту управленческой деятельности распоряжение (в связи с допущенным, например, им нарушением) или решение по конкретному управленческому делу (спору).

2. В зависимости от функциональной роли и значения акта управления(или в зависимости от выполняемой функции) можно выделить акты управления:

а) направленные на информационное обеспечение деятельности государственных органов, т. е. сбор, получение, обработку, анализ информации, необходимой для осуществления государственной (управленческой) деятельности, т. е. для информационного обеспечения управления;

б) устанавливающие режимы прогнозирования и моделирования развития системы государственного управления, государственных органов, стандартов государственного управления;

в) определяющие вопросы планирования

г) посвященные реализации функции организации, т. е. формированию системы гос. управления;

д) содержащие элементы распорядительства, т. е. оперативного регулир-я управ-х отношений, возникающих по поводу осуществления полномочий гос. органов и должностных обязанностей.

е) вводящие руководящие правила, т. е. обеспечивающие руководство (закрепление правил и нормативов деятельности и отдельных действий гос. органов)

ж) выполняющие функцию координации — согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государственного управления;

з) регламентирующие порядок проведения надзора и контроля в различных отраслях или сферах,

и) выполняющие регулирующую функцию, т. е. использующие методы и способы управления в процессе организации системы государственного управления и ее функционирования;

3. В зависимости от области или сферы применения акты управления делятся на группы, относящиеся к конкретной сфере, отрасли или подотрасли публичного управления. Традиционно государственное управление подразделяется на несколько сфер: управление в области экономики, в социально-культурной области и в сфере административно-политической.

4. В зависимости от действия в пространстве (территории действия) можно выделить:

а) действие в пределах определенной территории (РФ, СРФ; МО);

б) локального характера (распространяются на часть территории, на одно административное учреждение, на конкретный трудовой коллектив и т. д.).

5. В зависимости от даты начала действия акта — на акты, которые вступают в силу:

а) немедленно, т. е. с момента их подписания;

б) с даты, указанной в самом акте;

в) в срок, указанный в другом административном акте;

г) с момента гос. регистрации и опубликования в нормативно установленном порядке.

6. В зависимости от действия во времени (срока действия) акты управления могут быть:

а) бессрочные, они действуют до того момента, пока не будут в законном порядке отменены;

б) срочные, По истечении данного срока акт управления утрачивает свою силу;

в) временные, действ. в течение неопределенного, но, как правило, непродолжительного времени.

7. В зависимости от формы выражения выделяются:

а) словесные (письменные и устные) акты управления;

б) конклюдентные акты управления (дорожные знаки, специальные сигналы и обозначения, звуковой и шумовые сигналы и т. д.)

8.

В зависимости от характера компетенции органов, принимающих правовые акты управления, выделяются:

а) акты управления органов общего управления (постановления Правительства РФ, правительств республик — субъектов РФ, областной или краевой администрации).

б) акты управления органов отраслевого управления (приказы федерального министра, председателя государственного комитета, руководителей фед. служб и федер. надзоров).

в) акты управления органов межотраслевого (надведомственного) управления (например, приказы Госстандарта России).

г) акты управления, издающиеся контрольно-надзорными органами (инструкции федеральных госгортехнадзора, госэнерго- надзора, санитарно-эпидемиологического надзора и т. д.).

9. В зависимости от уровня органов, принимающих акты управления, и их названия различают:

а) акты управления, издаваемые Президентом РФ. В соответствии с конституционными нормами Президент РФ принимает указы (ст. 83 Конституции РФ) и распоряжения (ст. 90 Конституции РФ);

б) акты Правительства РФ (постановления и распоряжения) (ст. 15 Конституции РФ);

в) федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты в виде приказа или в ином установленном законодательством РФ виде в соответствии с утверждаемыми Правительством РФ правилами подготовки нормативных правовых актов фед. органов исполнительной власти и их гос. регистрации.

Федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства) могут издавать: 1) постановления; 2) приказы; 3) распоряжения; 4) правила; 5) инструкции; 6) положения (издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается).

г) акты правительств республик, входящих в состав РФ (постановления и распоряжения);

д) акты губернаторов, глав администраций, председателей правительств СРФ (постановления и распоряжения,указы)

10. В зависимости от способа принятия акта выделяют:

а) коллегиальные акты;

б) единоличные акты.

11. В зависимости от степени соответствия законам (соблюдение требований принципа законности), юридической значимости и действительности административные акты можно разделить на:

а) правомерные, или законные (правильные, социально значимые, необходимые, обоснованные, приносящие обществу, государству и гражданам социальную пользу),

б) оспоримые акты управления — акты спорного характера, или неправомерные (незаконные).

в) ничтожные административные акты (противоправные; недействующие) — это акты, которые недействительны и незаконны с момента их издания или принятия, ибо абсурдность, неприемлемость и несоответствие публичным интересам, отсутствие юридической обработки акта настолько очевидны, что не требуют юридической квалификации и специального доказывания этого факта.

Источник: https://students-library.com/library/read/66799-ponatie-priznaki-i-vidy-aktov-upravlenia

Studio-pravo
Добавить комментарий