37.Отмена и приостановление действия правовых актов управления

Отмена и приостановление актов управления

37.Отмена и приостановление действия правовых актов управления

⇐ Предыдущая23242526272829303132Следующая ⇒

. 1) признан судом (Конституционным Судом РФ, конституционными (уставными) судами субъектов РФ, судом общей юрисдикции, арбитражным судом) не соответствующим Конституции РФ и иным федеральным законам или признан недействительным (недействующим).

2) отменен органом, его издавшим, или вышестоящим органом, уполномоченным на совершение таких действий. Органы исполнительной власти имеют право пересмотра принятых ими административных актов, их изменения и отмены в связи с незаконностью, необоснованностью, отсутствием позитивного действия, нецелесообразностью.

Вместе с тем следует отметить, что в настоящее время в российском административном праве не существует четких правовых норм, предоставляющих возможность изменения органом (должностным лицом) принятых ими актов управления.

Сегодня лишь нарабатывается практика, в соответствии с которой административные акты, предоставившие права или установившие правовой статус физического или юридического лица, могут быть отменены только после принятия судом решения об их незаконности.

Сам орган управления (или должностное лицо) может отменить свое решение только в том случае, если будет подтверждено, что принятие этого решения было основано на незаконных основаниях (подделаны документы; недостоверная информация о лицах, в отношении которых принимался документ).

На наш взгляд, акты управления, которые установили административно-правовой статус лица (и если этот статус уже осуществляется), должны действовать до признания их незаконными полностью или частично судом.

Такое положение во многом дисциплинирует и органы исполнительной власти, ибо они должны принимать только позитивно действующие акты управления, учитывать все обстоятельства при разработке проекта решения акта, соблюдать процедуру принятия и вступления в силу актов управления.

Приостановление акта управления является официальным временным прекращением действия данного акта до момента рассмотрения и принятия по нему окончательного решения органом, имеющим право отменять или изменять правовой акт управления.

Приостановление действия акта управления происходит в тех случаях, когда специальный орган или должностное лицо, обнаружив несоответствие данного акта требованиям законности, обоснованности и целесообразности (т. е. считая акт управления незаконным, необоснованным, нецелесообразным), тем не менее не имеет законного права на его отмену или изменение.

Приостановление действия акта управления — это временное прекращение действия этого акта до рассмотрения его органом, который обладает правом отмены акта; в зависимости от результатов рассмотрения акт либо отменяется, либо продолжает действовать, если устранены все противоречия и дефекты, которые в нем имелись. Акт управления не подлежит применению, т. е.

временно не действует (не утрачивая однако своей юридической силы) в случаях, когда, например:1) Президент РФ приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ (актов высшего должностного лица субъекта РФ или актов органа исполнительной власти субъекта РФ) в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина — до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ; ст. 29 ФЗ от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»). Приостанавливая действие незаконных постановлений, Президент РФ может предложить руководителям органов исполнительной власти, высшим должностным лицам субъектов РФ (губернаторам, президентам субъектов РФ) отменить и привести незаконные постановления и распоряжения в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством. Правительство РФ в соответствии со ст. 44 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» вносит предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина;2) суд общей юрисдикции приостанавливает по жалобе гражданина на решение органа исполнительной власти или местного самоуправления (или должностного лица) исполнение обжалуемого решения (суд общей юрисдикции может приостановить исполнение акта управления и по собственной инициативе)3) принесение протеста прокурора на постановление о наложении административного взыскания приостанавливает его исполнение до рассмотрения протеста (ч. 2 ст. 270 КоАП РСФСР). Протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается правомочными на то органами (должностными лицами) в десятидневный срок со дня его поступления, и при этом ими проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления по делу. Прокурор может опротестовать акт управления, принятый органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, и направляет в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления протест, в котором указываются нарушения законности и требование отменить или изменить (привести в соответствии с законами) опротестованный акт управления.4) подача жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в течение установленного срока (десять дней со дня вынесения постановления) приостанавливает его исполнение до рассмотрения жалобы.

44) . Административный договор Административный договор — одна из правовых форм взаимодействия субъектов административного права и одновременно проявление управленческой деятельности субъектов исполнительной власти. Как правило, стороны а.д. заключают письменное соглашение. Одной из сторон — обязательным субъектом при заключении а.д.

— выступает орган государственной власти (должностное лицо). А.д.

представляет собой заключенное в публичных целях на основе норм административного права письменное соглашение органа (органов) исполнительной власти с другими субъектами управленческих отношений, правовой режим которого содержит административно-правовые элементы, выходящие за рамки частного права.

1) административный договор заключается непосредственно на основе норм действующего законодательства. (Например, о разграничении компетенции и предметов ведения, о делегировании полномочий между федеральными органами власти и органами субъектов Федерации.) В этом случае административный договор существует независимо от административных актов;

2) административный договор заключается на основе акта нормативного характера исполнительной власти. Например, постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 1995 г. «О взаимодействии Правительства Российской Федерации и Аграрного союза России»* признает необходимым (п.

2) заключение ежегодных соглашений между Правительством и Аграрным союзом России.

Проекты таких соглашений готовятся Аграрным союзом и дорабатываются Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации с участием заинтересованных министерств и ведомств, после чего предоставляются в Правительство для подписания

3) административный договор заключается на основании и во исполнение индивидуального административного акта.

Например, решение о предоставлении финансовых средств предприятию на компенсационные выплаты работникам принимается органами службы занятости и оформляется приказом, на основании которого орган службы занятости заключает с администрацией соответствующего предприятия договор о выделении финансовых средств;

4) административный договор может служить основанием для последующего принятия административных актов, причем как индивидуального, так и нормативного характера;

5) для реализации некоторых управленческих решений по усмотрению государственно-властного субъекта может быть выбран административный договор либо административный акт.

Выбор того или иного правового управленческого средства определяется по усмотрению соответствующего государственного органа и зависит от многих объективных и субъективных факторов.

Так, экспроприация и купля-продажа позволяют решить одинаковую управленческую цель – приобрести в государственную собственность некоторое имущество, но разными средствами.

45 Контроль и надзор в государственном управлении: понятие виды содержание В системах социального управления контроль – важнейший вид обратной связи, по каналам которой субъекты власти получают информацию о фактическом положении дел, о выполнении решений. Он используется для повышения исполнительской дисциплины, оценки работы, предотвращения нежелательных последствий, оперативного регулирования процесса.

контроля состоит из:

•наблюдения за функционированием подконтрольных объектов, получения объективной информации о выполнении ими правил и поручений, их состоянии. Формы сбора информации – изучение данных учета, отчетов, проверки документов, инвентаризации, ревизии, получение объяснений и др.;

• анализа собранной информации, выявления тенденций, причин, разработки прогнозов;

• принятия мер по предотвращению нарушений законности и дисциплины, вредных последствий, ущерба, несчастных случаев, нецелесообразных действий и расходов, и в том числе пресечения противоправной деятельности с целью недопущения вредных последствий, новых нарушений;

• учета конкретных нарушений, определения их причин и условий;

• выявления виновных, привлечения их к ответственности. В одних случаях контролирующие органы вправе сами решить вопрос о дисциплинарной, материальной, уголовной ответственности виновных, в других – обязаны ставить вопросы об этом перед компетентными органами, должностными лицами.

В зависимости от объема контроля различают собственно контроль, в процессе которого проверяется законность и целесообразность деятельности, и надзор, который ограничивается только проверкой законности. Надзор – это суженный контроль.

Внешний контроль за государственной администрацией осуществляется извне всеми иными государственными органами: Президентом, законодательными органами, судами, прокуратурой.

В самой государственной администрации существуют разные организационно-правовые формы внутреннего контроля, среди которых нужно различать осуществление соответствующих полномочий субъектами линейной власти (органами общей компетенции в отношении подведомственных им органов и внутриведомственный контроль) и субъектами функциональной власти (финансовый контроль и другие виды надведомственного контроля).

По времени осуществления различаются контроль предварительный (например, при лицензировании), текущий (в процессе деятельности) и последующий.

Используя разные критерии, необходимо различать контроль сплошной и выборочный, фактический (инвентаризация, например) и документальный, внутриведомственный и межведомственный.

Проверки могут проводиться по месту нахождения субъекта, осуществляющего контроль, и по месту нахождения проверяемых лиц, материальных ресурсов, сооружений, природных объектов. Поэтому ст.

87 НК РФ гласит: «Налоговые органы проводят камеральные или выездные налоговые проверки».

⇐ Предыдущая23242526272829303132Следующая ⇒

Дата добавления: 2015-05-08; просмотров: 1269 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник: https://lektsii.org/1-32813.html

Действие актов управления, утрата силы, приостановление действия и исполнения актов, субъекты отмены и приостановления актов

37.Отмена и приостановление действия правовых актов управления

1. Правовые акты управления только тогда выполняют свою служебную роль, когда они действуют, т.е.

вызывают те юридические последствия, ради достижения которых издаются (принимаются) исполнительными органами (должностными лицами).

Имеется в виду либо нормативное регулирование общественных отношений в сфере государственного управления, либо создание системы административно-правовых отношений.

Действующим в указанном смысле является акт, обладающий определенным правовым свойством, а именно — юридической силой, под которой понимается его способность выступать в роли административно-правовой формы реализации исполнительной власти (государственного управления).

На него распространяется презумпция действительности (правильности).

Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. определен порядок опубликования и вступления в силу актов Президента и Правительства РФ и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Официальному обязательному опубликованию подлежат все постановления и распоряжения Правительства, кроме актов или их отдельных положений, содержащих государственную тайну.

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, имеющие межведомственный характер, затрагивающие статус физических и юридических лиц и прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, подлежат обязательному официальному опубликованию (кроме содержащих государственную тайну) в газете «Российские вести» в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

2. соответствие установленным требованиям, предъявляемым как к его юридическому содержанию, так и к порядку принятия (издания). Сущность этих требований заключается в обеспечении законности правовых актов управления. это общее требование, вытекающее из подзаконности государственно-управленческой деятельности. Оно может быть конкретизировано.

а) соответствовать Конституции РФ, действующему законодательству, нормативным актам Президента РФ;

б) основываться на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между органами исполнительной власти РФ и аналогичными органами субъектов Федерации;

в) учитывать правовые акты вышестоящих исполнительных органов;

г) издаваться полномочным органом исполнительной власти (должностным лицом), т.е. в рамках закрепленной за ним компетенции;

д) издаваться с соблюдением установленной для него формы и процедуры подготовки, принятия и издания;

е) быть юридически обоснованным, так как его содержание составляют властные волеизъявления исполнительного органа (должностного лица). В силу этого в нем должны быть четко выражены цели издания, а также основания и юридические последствия;

ж) акт не должен ограничивать либо нарушать компетенцию и оперативную самостоятельность нижестоящих звеньев системы государственного управления;

з) акт не должен ограничивать либо нарушать установленные действующим законодательством права и законные интересы граждан и негосударственных формирований в сфере государственного управления.

К правовым актам управления могут предъявляться и иные требования, влияющие на их качество. Например, требования оптимальности, четкого и ясного изложения, соблюдения установленных реквизитов, соблюдение коллегиальности, если таковая официально предусмотрена для издания акта.

правовой акт нормативного характера, затрагивающий права, свободы и обязанности граждан, не может применяться, если он не был опубликован официально для всеобщего сведения (ст. 15 Конституции РФ).

3. Несоблюдение установленных требований к юридическому содержанию и к порядку издания правовых актов дает основания для признания их недействительными.

Отмена правового акта управления в любом варианте означает, что он перестает порождать те юридические последствия, ради достижения которых был издан. Налицо — его юридическая ничтожность.

В силу этого в научной литературе выделяют группу ничтожных актов, подлежащих безусловной отмене, ибо в них ничтожно само юридически властное волеизъявление соответствующего субъекта исполнительной власти.

Поэтому отмена правовых актов является, как правило, результатом оспаривания их юридического содержания.

На этой основе и выделяются оспоримые акты. Их оспаривание означает процедуру поиска доказательств, свидетельствующих о том, что юридическое содержание актов дефектно.

типичные варианты оспаривания правовых актов управления.

1. Опротестование.

2. Обжалование. Конституция РФ (ч. 2 ст. 46) закрепляет право граждан обжаловать в суд решения исполнительных органов (должностных лиц). Существует и административный порядок обжалования гражданами правовых актов управления, нарушающих их права и законные интересы.

Наиболее типичные случаи приостановления действия и исполнения правовых актов управления следующие.

1. Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам (ст. 85 Конституции).

2. Правительство РФ вносит предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

3. Принесение протеста прокурора на постановление о назначении административного наказания приостанавливает его исполнение до рассмотрения протеста.

Возможность и порядок отмены правовых актов управления, принятых органами исполнительной власти субъектов РФ, устанавливаются как федеральным законодательством, так и законами субъектов РФ.

            Акты Правительства РФ (постановления и распоряжения) в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ (ч. 3 ст. 115 Конституции РФ).

Правительство РФ вправе отменять решения органов исполнительной власти субъектов РФ, если они противоречат нормам российского законодательства (кроме актов органов исполнительной власти республик, входящих в состав РФ). Правительство РФ вправе также отменять акты федеральных органов исполнительной власти.

Если федеральные органы исполнительной власти, деятельностью которых руководит Президент РФ (например, органы внутренних дел, органы федеральной службы охраны РФ) приняли противозаконный акт управления, то он может быть отменен Президентом РФ.

Правовой акт утрачивает юридическую силу, когда он:

1) признан судом не соответствующим Конституции РФ и иным федеральным законам или признан недействительным (недействующим).

2) отменен органом, его издавшим, или вышестоящим органом, уполномоченным на совершение таких действий.

Основаниями для отмены акта управления или для внесения в него изменений и дополнений являются:

1) незаконность акта управления (противоречие нормам законодательства);

2) практическая нецелесообразность акта управления; отсутствие положительных результатов действия акта управления;

3) необходимость замены устаревшего акта управления новым или внесения в него многочисленных существенных изменений и дополнений;

4) истечение срока действия акта управления.

С проблемой отмены незаконного акта управления непосредственно связана и другая: ответственность органов власти за вред, причиненный актами, не соответствующими закону.

Статья 16 ГК РФ определяет, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

Источник: https://admin-laws.ru/ekzamenaczionnye-otvety-po-administrativnomu-pravu/316-dejstvie-aktov-upravleniya-utrata-sily-priostanovlenie-dejstviya-i-ispolneniya-aktov-subekty-otmeny-i-priostanovleniya-aktov.html

Вопрос 37. Отмена и приостановление действия правовых актов управления

37.Отмена и приостановление действия правовых актов управления

В качестве основания для отмены актауправления или длявнесения в них изменений и дополнениймогут выступать:

· несоответствие содержания акта действующему законодательству либо актам вышестоящих должностных лиц (органов);

· несоблюдение установленных требований к порядку принятия и вступления в силу актов (например, отказ в государственной регистрации);

· необходимость замены устаревшего акта управления новым или внесения в него многочисленных существенных изменений и дополнений;

· истечение срока действия акта управления.

· нецелесообразность правового акта управления.

Последнее из приведенных оснований может быть основанием для отмены только в том случае, когда решение об отмене принимается непосредственно издавшим органом или должностным лицом, а также вышестоящей инстанцией, наделенной соответствующими полномочиями. Так, акты Правительства РФ не могут быть отменены Президентом РФ иначе как по основанию их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ.

Решение об отмене акта государственного управления может быть принято:

· по инициативе самого органа, издавшего акт государственного управления;

· по инициативе вышестоящего органа государственного управления или должностного лица;

· в результате опротестования, т.е. по инициативе органов прокуратуры;

· в результате обжалования, т.е. по инициативе граждан, которым право обжаловать решения органов государственной власти и должностных лиц предоставлено ст.

46 Конституции РФ, либо по инициативе других субъектов административного права, наделенных соответствующими полномочиями по обжалованию актов государственного управления.

Принятие решения об отмене или приостановлении действия акта государственного управления может быть принято:

· органом, принявшим акт государственного управления;

· вышестоящим органом, имеющим на это специальные полномочия;

· судом (в том числе Конституционным Судом РФ).

В частности, Гражданским процессуальным кодексом РФ установлено, что гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. С заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться Президент РФ, Правительство РФ, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция. Не подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции заявления об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ. В соответствии с Конституцией РФ право отмены актов Правительства РФ предоставлено Президенту РФ. Со своей стороны, Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти. Отмена акта государственного управления влечет за собой утрату актом юридической силы с момента отмены или с момента издания.

Кроме отмены правовых актов, законодательство и административно-правовые нормы предусматривают возможность приостановления их действия или исполнения.

Приостановление действия (исполнения) правовых актов управленияне влечет автоматическую утрату юридической силы правового акта. Временно, т.е. до определенных выводов по причинам, вызвавшим приостановление, прекращается его действие или исполнение. Затем, уже в зависимости от результатов, акт продолжает действовать, если устранены содержащиеся в нем дефекты, либо отменяется.

Наиболее типичные случаи приостановления действия и исполнения правовых актов управления следующие.

· Президент РФ вправе приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод граждан.

· Правительство РФ может принять решение о приостановлении действия актов федеральных органов исполнительной власти или внести предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ;

· Органы законодательной власти субъектов РФ могут приостанавливать до рассмотрения судом или Правительством РФ действия актов федеральных органов исполнительной власти, противоречащих законодательству.

· Принесение протеста прокурором на постановление о наложении административного взыскания приостанавливает исполнение некоторых взысканий до рассмотрения протеста.

Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1119; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Источник: https://studopedia.net/5_23431_vopros--otmena-i-priostanovlenie-deystviya-pravovih-aktov-upravleniya.html

Прекращение, приостановление, отмена, изменение действия правовых актов управления

37.Отмена и приостановление действия правовых актов управления

33. прекращение, приостановление, отмена, изменение действия правовых актов управления.

Принятие, прекращение, изменение, приостановление и отмена актов управления — разновидности админи­стративного процесса.

Деятельность органов управления по этим вопросам определяется широким кругом нор­мативных актов всех уровней, а также организационны­ми традициями.

Было бы целесообразно урегулировать названную деятельность в Законе о порядке принятия, введения в действие, прекращения, изменение, приоста­новление и отмену актов управления или законодатель­но оформить эти процедуры в Административно-процес­суальном кодексе.

Кроме особенностей данного вида производства, в за­висимости от различных обстоятельств (коллегиально или единолично принимается акт, уровень органа, юри­дические свойства и т.п.) следует выделить и общие мо­менты (стадии).

Первая стадия — подготовка управленческого акта.

Значительное их количество готовится и издается по инициативе заинтересованного органа, но много и по инициативе субъектов административной власти по по­ручению высших органов управления, по протесту про­курора, жалобам, заявлениям граждан.

Решение об из­дании акта принимается, если в нем есть объективная необходимость и юридические основания. При подготов­ке проекта выбирается один из возможных вариантов регулирования, проект надлежащим образом оформля­ется, согласовывается.

Вторая стадия — принятие решения. В коллегиаль­ных актах возможно обсуждение актов и обязательное ание (кроме случаев принятия актов путем оп­росов, а также подписания). Если акт управления при­нимается единолично, его просто подписывают. При этом возможны изменения, дополнения, редактирование. Акту присваивается порядковый номер.

Третья стадия — доведение решения до исполните-• лей. Здесь также возможны варианты. Нормативные ак­ты центральных органов Украины публикуются: Каби­нета Министров Украины — в газете «Урядовий кур'ер»;

акты центральных органов, подлежащих регистрации в Министерстве юстиции, также публикуются в прессе. Другие акты могут рассылаться, или заинтересованные лица знакомятся с ними под расписку.

Акты местных органов публикуются в местных печатных изданиях, рас­сылаются, вывешиваются в общественных местах, о них сообщают сведения по радио, телевидению.

При приня­тии актов индивидуального характера заинтересованные лица знакомятся с ними под расписку или им высыла­ются их копии.

Прекращение, замена, приостановление, отмена пра­вовых актов связаны с формальностями, которые долж­ны помешать поспешной замене действующих актов, привести к их стабильности.

Прекращение действия акта может быть фактиче­ским и юридическим. Фактическое — это когда истек срок действия акта. Издание решения о его прекраще­нии в этом случае не требуется.

Юридическое прекращение действия акта происходит в случаях, когда издается акт о его отмене или новый акт, регулирующий соответствующие отношения и с началом действия которого старый акт утрачивает силу.

Замена акта как способ повышения его оптимально­сти применяется, когда существует потребность уточнить его положения, придать им другую редакцию или до­работать отдельные части. Замена положений акта, как правило, осуществляется тем же органом (должностным лицом), который издал акт в старой редакции.

Приостановление действия акта — временная право­вая мера. Оно применяется путем принятия решения. Автор акта или уполномоченный орган могут приоста­новить его действие по мотивам законности или целе­сообразности.

Допускается приостановка всего акта или его части, применение этого способа на всей или отдель­ной части территории государства.

Приостановление ак­тов может быть связано также с фактом подачи жало­бы, вынесением прокурором протеста (в деле об адми­нистративном правонарушении и т.п.).

По общему правилу акты управления могут быть от­менены тем, кто их принимал или высшим органом (должностным лицом). В некоторых случаях акты управления могут быть отменены судом.

Юридические последствия отмены или прекращения актов управления связаны с тем, что прекращаются от­ношения, созданные на их основе, а также должны быть отменены или прекращены акты, данные на их испол­нение.

37. Методы управления: понятие , назначение, соотношение форм и методов управленческой деятельности.

Метод управления – способ воздействия субъекта управления на объект (им может быть физическое лицо, группа лиц, соответствующие отношения).

Использующаяся власть воздействует на общественные отношения методами правового регулирования, запрещения, роординации, контроля. Каждая юридическая форма управления использует несколько методов.

Юр-е акты управления могут использовать методы: регламентации, единоначалия, административных. Каждый конкретный метод может применятся в необходимых формах управления.

Метод управления определяет содержание управлеенческой деятельности, а форма является средством реализации.

Использование методов построено на сбалансированности и их правовой энергии. Чаще всегго применяется «парность» методов.

Властное повелевание – рекомендация

Убеждение – принуждение

Разрешение – принуждение

Единоначалие – коллегиальность

Экономическое стимулирование – админ-е распорядительство

Субординация – координация

Централизация – самоуправление

Для сохранения стабильности и устойчивости системы органов управления необходимо применять противоположные методы управления.

… определения гражданско-правовой от­ветственности, то оно является предметом спора в юри­дической литературе уже не один десяток лет (см. об этом, например: Гражданское право Украины. X., 1996, ч.

1, с. 414-415; Цивільне право. Ч. 1. К., 1997, с. 204-205). Среди многочисленных вариантов наибольшую под­держку получило, пожалуй, определение гражданско-правовой ответственности, сформулированное О.С. …

… метод(юр-технич) имеетпрактическоезначение дляправотв, длясистемат нормактов; — системно-структурный;- социологичкский(статистический);- Сравнительный(конкретныеметоды в сревнениис общими приизучении ТГП.6.ПОН, ПРИЗН, СУЩНГОС-ВА. СОВРЕМПОДХОДЫ К СУЩНОСТИГОС-ВА. ГОс-воэто особаяорганизацияпубличнойвласти котвыражает интересывсего народаили доминирующейчасти. Своятерритория …

… положениязаконов.15.Договір купівлі- продажу.16.Договір оренди- юридичне значення.Во временноепользованиена условияхаренды земляпредоставляется:гражданамУкраины; предприятиям,учреждениями организациям;общественнымобъединениями религиозныморганизациям;общим предприятиям,предприятиям,которые полностьюпринадлежатиностранныминвесторам;иностраннымгосударствам; иностранным …

… ість Исходяиз особенностейпотребительскихсвойств некоторыхобъектовсобственности,источникових происхождения(преимущественноумственныйтруд человека),назначенияи использования,законодательвыделяет отдельноправо интеллектуальнойсобст­венности.Термин«интеллектуальнаясобственность»пришел в правовуюлитературуиз французскогоправа и полу­чилширокое международноепризнание всвязи с …

Источник: https://www.KazEdu.kz/referat/30651/12

Отмена и приостановление действия правовых актов управления (ПАУ)

37.Отмена и приостановление действия правовых актов управления

⇐ ПредыдущаяСтр 31 из 48Следующая ⇒

ПАУ – основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта ИВ, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функций государственно-управленческой деятельности.

ПАУ – основная юридическая (административно-правовая) форма реализации задач и функций ИВ.

Характерные черты ПАУ:

· издаются только полномочным субъектом с соблюдением установленных правил;

· являются его односторонним властным волеизъявлением;

· имеют императивный характер;

· подзаконны;

· направлены на установление АдП норм или возникновение, изменение, прекращение АдП отношений в целях реализации функций ИВ.

ПАУ вступает в силу:

· с момента принятия;

· по истечении 7 дней после дня первого опублико­вания. ПАУ, как правило, публикуются не позднее 15 дней со дня их принятия в Собрании законодательства РФ и в «Российской газете» (нормативные акты Президента РФ, Постановления Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан);

· со дня подписания;

· со дня получения адресатом (содержащие сведения, составляющие государственную тайну или имеющие конфи­денциальный характер);

· с наступлением срока, указанного в акте.

ПАУ может утрачивать свою силу:

· в случае отмены в установленном порядке;

· в случае признания недействительным;

· вследствие наступления события, которое влечет за собой прекращение действия правового акта;

· в случае окончания срока, на который был принят акт;

· вследствие волеизъявления заинтересованных сторон в случаях, когда акт обусловлен осуществлением данным ли­цом субъективных прав.

ПАУ признаются ничтожными, если:

· на то есть прямое указание закона;

· нарушена (превышена) компетенция издавшего субъекта;

· отсутствуют законные основания (заявление, указание, поручение и т.д.) для принятия акта;

· акт предписывает совершение противоправных дей­ствий;

· нарушен срок давности и т.д.

Способы оспаривания правовых актов:

опротестование – принесение протеста прокурором;

обжалование – обращение с жалобой в суд или в выше­стоящий орган, должностному лицу, по отношению к субъек­ту, вынесшему акт.

Приостановление действия (исполнения) ПАУ:

o не влечет автоматическую утрату юридической силы ПАУ;

o не действует (не исполняется) на протяжении решения вопроса о его законности;

o в зависимости от принятого решения утрачивает юридическую силу, продолжает действовать полностью либо в части.

Случаи приостановления действия (исполнения) ПАУ:

· Президент РФ вправе приостанавливать действия актов органов ИВ субъектов РФ в случае их противоречия КРФ и ФЗ, м/н обязательствам РФ или нарушения прав и сво­бод граждан;

· Правительство РФ в целях реализации своих постановле­ний и распоряжений на всей территории страны в пределах своей компетенции имеет право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений правительств республик;

· органы законодательной власти субъектов РФ могут при­останавливать до рассмотрения судом или Правительством РФ действия актов федеральных органов ИВ, противоречащих законодательству;

· принесение протеста прокурором на постановление о на­ложении административного взыскания приостанавливает ис­полнение некоторых взысканий до рассмотрения протеста;

· подача жалобы на постановление о наложении админи­стративного взыскания приостанавливает исполнение неко­торых взысканий до ее рассмотрения.

· руководители органов ИВ отменяют не­правомерные акты, принимаемые на нижестоящем уровне пору­ченных им сфер деятельности (например, акты своих территори­альных органов);

· Конституционный Суд РФ вправе признать правовой акт не­конституционным, что влечет за собой утрату им юридической силы, т.е. отмену;

· суды общей юрисдикции и арбитражные суды также могут признавать акты управления недействительными (только индиви­дуальные).

⇐ Предыдущая26272829303132333435Следующая ⇒

Date: 2016-01-20; view: 473; Нарушение авторских прав

Источник: https://mydocx.ru/10-83015.html

37. Отмена и приостановление действия правовых актов управления

37.Отмена и приостановление действия правовых актов управления

Отменаправового акта управленияможет быть осуществлена как органами(должностными лицами), которые принялиданный акт управления (а также вышестоящимиорганами или должностными лицами), таки органами, имеющими право отмены актауправления в случае обнаружения егонесоответствия принципу законности.

Особоезначение в системе современногоадминистративного права имеет возможностьпризнанияадминистративных актов недействующимиили незаконными в судах.

причина прекращения действияактов управления судом и федеральнымиорганами исполнительной власти обшейкомпетенции (по отношению к актамнижестоящих органов исполнительнойвласти) — нарушение принципа законностипри их подготовке и издании, а такженарушение законности в самом текстеадминистративных актов.

Органыисполнительной власти специальнойкомпетенции вправе отменять актыуправления нижестоящих органов илидолжностных лиц не только по причиненарушения актом управления законности,но и учитывая его полезность ицелесообразность для социальнойпрактики.

КонституционныйСуд РФрассматривает жалобы уполномоченныхсубъектов права (граждан и других лиц,а также органов государственной власти)и дела о соответствии Конституции РФнормативных актов Президента РФ иПравительства РФ, а также актов органовисполнительной власти субъектов РФ.Постановлениями Конституционного СудаРФ акты управления или отдельные ихчасти и положения могут быть признанынеконституционными; в этом случае ониутрачивают свою юридическую силу.

Судыобщей юрисдикции и арбитражные суды(в случае признания недействующимииндивидуальных актов управления)фактически обладают правомотмены правовых актов управления.

Законодательные(представительные) органыгосударственной власти края, областии других субъектов РФ в соответствии сдействующим федеральным и региональнымзаконодательством могутотменять правовые актыуправления соответствующих государственныхадминистраций.

Глава администрации субъектаРФ имеет право отменять приказы органови структурных подразделений даннойадминистрации. Глава администрации присоответствующем обращении к немуруководителей законодательных(представительных) органов государственнойвласти субъекта Федерации обязанотменить не соответствующие законодательствуакты органов администрации.

АдминистрациясубъектовРФ имеет право внесения в ПравительствоРФ представления о признаниинедействительными правовых актовфедеральных органов исполнительнойвласти (федеральных министерств,государственных комитетов, федеральныхслужб и т. д.).

В соответствии сзаконодательством республик, входящихв состав Российской Федерации, главыисполнительной власти этих республикимеют право отменять или приостанавливатьдействие нормативных и иных правовыхактов управления, принятых органамиисполнительной власти этих республик.

Правовойакт утрачивает юридическую силу, когдаон:

—признансудом (Конституционным Судом РФ,конституционными (уставными) судамисубъектов РФ, судом общей юрисдикции,арбитражным судом) не соответствующимКонституции РФ и иным федеральнымзаконам или признан незаконным(недействительным);

—отмененорганом, его издавшим, или вышестоящиморганом, уполномоченным на совершениетаких действий.

Органы исполнительнойвласти имеют право пересмотра принятыхими административных актов, их измененияи отмены в связи с их незаконностью,необоснованностью, отсутствиемпозитивного действия, нецелесообразностью.

Сам орган управления (или должностноелицо) может отменить свое решение тольков том случае, если будет подтверждено,что принятие этого решения опиралосьна незаконные основания (подделаныдокументы; недостоверная информация олицах, в отношении которых принималсядокумент).

Основаниямидля отмены акта управления или длявнесения в них изменений и дополненийявляются:

—незаконностьакта управления (противоречие нормамзаконодательства);

—практическаянецелесообразность; отсутствиеположительных результатов действияактов управления;

—необходимостьзамены устаревшего акта управленияновым или внесения в него многочисленныхсущественных изменений и дополнений;

—истечениесрока действия акта управления.

Приостановлениеакта управления— официальное временное прекращениедействия данного акта до моментарассмотрения и принятия по немуокончательного решения органом, имеющимправо отменять или изменять правовойакт управления. Акт управления неподлежит применению, т. е.временно не действует(однако он не утрачивает своей юридическойсилы), когда, например:

ПрезидентРФ приостанавливает действие актоворганов исполнительной власти субъектовРФ (актов высшего должностного лицасубъекта РФ или акта органа исполнительнойвласти субъекта РФ) в случае их противоречияКонституции РФ, федеральным законам,международным обязательствам Россииили нарушения прав и свобод человека игражданина до решения этого вопросасоответствующим судом (ч. 2 ст. 85 КонституцииРФ; ст. 29 Федерального закона «Об общихпринципах организации законодательных(представительных) и исполнительныхорганов государственной власти субъектовРоссийской Федерации»). В соответствиисо ст. 15 Федерального конституционногозакона от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайномположении» ПрезидентРФ вправе приостанавливать действиеправовых актоворганов государственной власти субъектовРф, правовых актов органов местногосамоуправления, Действующих на территории,на которой введено чрезвычайноеположение, в случае противоречия этихактов указу Президента РФ о введениина данной территории чрезвычайногоположения;

ПравительствоРФ может принять решение о приостановлениидействия актов федеральных органовисполнительной власти или внестипредложения Президенту РФ о приостановлениидействия актов органов исполнительнойвласти субъектов РФ;

судобщей юрисдикции вправе приостановитьдействие оспариваемого решения органагосударственной власти, органа местногосамоуправления, должностного лица,государственного или муниципальногослужащего до вступления в законную силурешения суда по заявлению гражданинаили организации (ч. 4 ст. 254 ГПК РФ). Вместес тем подача заявления об оспариваниинормативного правового акта в суд неприостанавливает действие оспариваемогонпа (ч.7 ст.251 ГПК РФ);

принесениепротеста прокурора на вступившее взаконную силу постановление по делу обадминистративном правонарушенииприостанавливает его исполнение дорассмотрения протеста (ч. 1 ст. 31.6 и ст.30.11 КоАП РФ).

Судья, орган, должностное лицо,вынесшие постановление о назначенииадминистративного наказания,приостанавливают исполнение постановленияв случае принесения протеста.

Оприостановлении исполнения постановлениявыносится определение, которое принеобходимости немедленно направляетсяв орган, должностному лицу, для исполнения.

Источник: https://studfile.net/preview/2094430/page:28/

Отмена и приостановление действия правовых актов управления

37.Отмена и приостановление действия правовых актов управления

Несоблюдение установленных требований к юридическому содержанию и к порядку издания правового акта управления является основанием для признания его недействительным и соответственно утраты им юридической силы. При этом утрата правовым актом управления юридической силы возможна лишь в результате отмены акта в установленном порядке.

В основном имеются три возможных варианта отмены таких актов:

1) отмена правовых актов управления в результате их оспаривания;

2) отмена правовых актов управления вышестоящими органами государственной власти по своей инициативе;

3) отмена правовых актов управления по инициативе субъектов, их издавших.

Оспаривание означает процедуру поиска дока­зательств, свидетельствующих о том, что правовой акт управления дефектен, т. е. что он не соответ­ствует установленным требованиям к его юриди­ческому содержанию или к порядку издания. На этой основе выделяются оспоримые акты. Вариан­тами оспаривания правовых актов управления яв­ляются обжалование и опротестование.

Существуют три варианта обжалования правовых актов управления.

Во-первых, подача жалобы гражданами на содержание акта, нарушающего их права и свободы.

Это может быть жалоба либо в вышестоящий орган исполнительной власти, в любой другой вы­шестоящий административный орган или вышестоящему должностному лицу (административное обжалование), либо в суд (судебное обжалование). Порядок обжалования гражданами действий и ре­шений, нарушающих их права и свободы, будет рассмотрен в теме 11.

Во-вторых, жалобу в суд вправе подать и обще­ственные объединения. Они могут обратиться с жалобой в судебном порядке, если их права, предусмотренные Федеральным законом «Об обще­ственных объединениях» и другими законами об отдельных видах общественных объединений, ока­зались нарушенными, в частности, в результате издания правового акта управления.

В-третьих, законодательство предусматривает случаи, когда правовые акты управления могут быть обжалованы в судебном порядке органами государственной власти и органами местного само­управления.

Так, решения Правительства РФ, нарушающие права органов исполнительной власти субъектов РФ, могут быть обжалованы законодательными (представительными) органами государственной власти этих субъектов РФ в Конститу­ционный Суд РФ или в Высший Арбитражный Суд РФ (в соответствии с их компетенцией).

Ре­шения краевой, областной администрации могут быть обжалованы в судебном порядке нижестоя­щими исполнительными органами (краевыми или областными комитетами, департаментами, службами, управлениями).

Также в судебном по­рядке могут быть обжалованы правовые акты этих нижестоящих органов исполнительной влас­ти субъекта РФ и правовые акты их должностных лиц, нарушающие права органов местного самоуп­равления.

Опротестование — это принесение протестов на акты органами прокуратуры. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд.

В частности, прокурор или его заместитель опротестовывают противоречащие Конституции РФ, федеральным законам, конституциям (уста­вам) и законам субъекта РФ правовые акты, из­данные: а) высшим должностным лицом субъекта РФ (например, губернатором); б) высшим органом исполнительной власти субъекта РФ (например, правительством); в) руководителем высшего орга­на исполнительной власти субъекта РФ (напри­мер, главой администрации); иными органами го­сударственной, в том числе исполнительной, вла­сти субъекта РФ, и их должностными лицами.

Как обжалование, так и опротестование право­вых актов управления сами по себе не влекут при­знания данных актов недействительными. Если жалоба или протест удовлетворены, то соответ­ствующий акт отменяется и теряет свою юриди­ческую силу. Но жалоба и протест могут быть ос­тавлены и без удовлетворения, тогда акт продол­жает действовать.

Законодательными и подзаконными актами в ряде случаев специально предусматривается поря­док отмены изданных органами исполнительной власти правовых актов вышестоящими органами государственной власти и должностными лицами.

При этом отмена правового акта далеко не во всех случаях является результатом его оспаривания (обжалования акта в данный вышестоящий орган или должностному лицу), а может быть осуществ­лена при наличии к тому оснований по собствен­ной инициативе вышестоящего органа государ­ственной власти или должностного лица.

Так, например, постановления и распоряжения Правительства РФ, если они противоречат Консти­туции РФ, федеральным законам и указам Пре­зидента РФ, могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115 Конституции РФ).

В ряде случаев пре­зиденты республик в составе России могут отме­нять акты правительств этих республик, а зако­нодательные органы краев и областей при нали­чии к тому оснований вправе либо отменить акты органов их администраций, либо обязать сделать это главу администрации (губернатора).

В соответ­ствии со ст. 12 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ вправе отменять акты феде­ральных органов исполнительной власти.

'Это мо­жет быть сделано, в частности, по предложению Министерства юстиции РФ в случае обнаружения в акте несоответствия его положений Конституции РФ, федеральным законам, актам Президента РФ и Правительства РФ.

Отмена правового акта управления возможна и по инициативе субъекта, его издавшего. Это мо­жет произойти как в силу того, что самим субъек­том в изданном акте обнаружены те или иные от­клонения от установленных требований, так и в силу того, что принятый акт оказался неудачным, нецелесообразным, преждевременным или по дан­ному вопросу издан новый акт.

Отмена правового акта управления в любом ва­рианте означает, что он перестает порождать те юридические последствия, ради достижения кото­рых он был издан.

Однако кроме такого вариан­та, влекущего за собой полную утрату актом юри­дической силы, возможны некоторые более «мяг­кие» решения по акту.

В основном это внесение соответствующих изменений и дополнений в его текст (что встречается довольно часто в управлен­ческой практике) или подготовка новой редакции данного акта.

Кроме отмены правовых актов действующее за­конодательство и административно-правовые нор­мы предусматривают возможность приостановле­ния их действия или исполнения.

Подобного рода юридическая акция не влечет за собой утрату при­остановленным правовым актом юридической силы. Временно, т. е. до определенных выводов по причинам, вызвавшим приостановление, прекра­щается его действие или исполнение.

Затем уже в зависимости от результатов акт продолжает дей­ствовать, если устранены содержащиеся в нем де­фекты, либо отменяется.

Так, Президент РФ вправе до решения вопроса соответствующим судом приостанавливать дей­ствие актов высшего должностного лица субъекта РФ (например, губернатора), органа исполнитель­ной власти субъекта РФ (например, правитель­ства), руководителя высшего органа исполнитель­ной власти субъекта РФ (например, главы адми­нистрации) в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным конституцион­ным законам, федеральным законам, междуна­родным обязательствам Российской Федерации или нарушения ими прав и свобод человека и гражданина.

Рассмотрим еще один пример. Правительство РФ вправе приостанавливать действие правовых актов федеральных органов исполнительной влас­ти в случае обнаружения в них несоответствий законодательству, нарушений процедуры приня­тия этих актов и правил юридической техники, нарушений в области реализации полномочий са­мих органов, а также по ряду других оснований.

Предыдущая78910111213141516171819202122Следующая

Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 4097; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/5-112540.html

Studio-pravo
Добавить комментарий