36. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан

36. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

36. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан

иностранныйгражданин— физическое лицо, не являющеесягражданином РФ и имеющее доказательстваналичия гражданства (подданства)иностранного государства;

лицобез гражданства— физическое лицо, не являющеесягражданином РФ и не имеющее доказательствналичия гражданства (подданства)иностранного государства.

Правовоеположение иностранных граждан.

миграционнаякарта— документ, содержащий сведения овъезжающих или прибывших в РФ иностранномгражданине или лице без гражданства ио сроке их временного пребывания в РФ,подтверждающий право иностранногогражданина или лица без гражданства,прибывших в РФ в порядке, не требующемполучения визы, на временное пребываниев РФ, а также служащий для контроля завременным пребыванием в РФ иностранногогражданина или лица без гражданства;  

ПостановлениемПравительства РФ от 16 08 2004 г. N 413утверждены Правила использованиямиграционной карты, а также миграционнаякарта, которая введена в действие с 1 012005 г.

Временноепребывание иностранных граждан в РФ:

Сроквременного пребывания иностранногогражданина в РФ определяется срокомдействия выданной ему визы, за исключениемслучаев, предусмотренных Федеральнымзаконом от 25 июля 2002 г. «О правовомположении иностранных граждан в РФ».

Сроквременного пребывания в РФ иностранногогражданина, прибывшего в РФ в порядке,нетребующем получения визы,не может превышать девяносто суток, заисключением случаев, предусмотренныхнастоящим Федеральным законом.

Сроквременного пребывания в РФ иностранногогражданина, прибывшего в РФ в порядке,не требующем получения визы, и являющегосявысококвалифицированным специалистом,и срок временного пребывания в РФ членовего семьи определяются срокомдействия разрешения на работу,выданного такому высококвалифицированномуспециалисту в соответствии со статьей13.2 указанного Федерального закона.

Сроквременного пребывания иностранногогражданина продлевается при выдачеиностранному гражданину разрешения наработу или патента либо при продлениисрока действия разрешения на работуили патента в соответствии со статьей 13.1,13.2 или 13.3 настоящего Федеральногозакона.

Сроквременного пребывания в РФ иностранногогражданина, прибывшего в РФ в порядке,не требующем получения визы, заключившеготрудовойдоговорили гражданско-правовой договор навыполнение работ (оказание услуг) иполучившего разрешение на работу ссоблюдением требований настоящегоФедерального закона, продлевается насрок действия заключенного договора,но не более чем на один год, исчисляемыйсо дня въезда иностранного гражданинав РФ.

Разрешениена временное проживаниеможет быть выдано иностранному гражданинув пределах квоты, утвержденнойПравительством РФ, если иное не установленонастоящим Федеральным законом. Срокдействия разрешения на временноепроживание составляет три года.

Правилаопределения квоты на выдачу иностраннымгражданамразрешений на временное проживание вРФ,утвержденные постановлением ПравительстваРФ от 4 апреля 2003 г. N 193.

Квота на выдачуиностранным гражданам разрешений навременное проживание ежегодно утверждаетсяПравительством РФ по предложениямисполнительных органов государственнойвласти субъектов РФ с учетом демографическойситуации в соответствующем субъектеРФ и возможностей данного субъекта пообустройству иностранных граждан.

Временнопроживающий в РФ иностранный гражданинв течение двух месяцев со дня истеченияочередного года со дня получения имразрешения на временное проживаниеобязан лично или с использованиеминформационно-телекоммуникационныхсетей общего пользования, в том числесети Интернет, включая единый порталгосударственных и муниципальных услуг,подавать в территориальный органфедерального органа исполнительнойвласти в сфере миграции по месту полученияразрешения на временное проживаниеуведомление о подтверждении своегопроживания в РФ с приложением справкио доходах, копии налоговой декларацииили иного документа, подтверждающегоразмер и источник дохода данногоиностранного гражданина за очереднойгод со дня получения им разрешения навременное проживание. Указанноеуведомление и прилагаемые к немудокументы могут быть представлены вформе электронных документов. В случае,если иностранный гражданин желаетподтвердить размер и источник доходапосредством представления копииналоговой декларации, данный иностранныйгражданин вправе не представлятьуказанный документ в территориальныйорган федерального органа исполнительнойвласти в сфере миграции.

Иностранномугражданину, прибывшему в РФ в порядке,не требующем получения визы, заисключением иностранных граждан,указанных в пункте 3 статьи 6 настоящегоФедерального закона, разрешение навременное проживание выдается с учетомквоты, утвержденной Правительством РФ.

Дляполучения разрешения на временноепроживание иностранный гражданин,прибывший в РФ в порядке, не требующемполучения визы, подает в территориальныйорган федерального органа исполнительнойвласти в сфере миграции:

1)заявление о выдаче разрешения навременное проживание;

2)документ, удостоверяющий личностьданного иностранного гражданина ипризнаваемый РФ в этом качестве;

3)миграционную карту с отметкой органапограничного контроля о въезде данногоиностранного гражданина в РФ или сотметкой территориального органафедерального органа исполнительнойвласти в сфере миграции о выдаче данномуиностранному гражданину указанноймиграционной карты;

4)квитанцию об уплате государственнойпошлины за выдачу данному иностранномугражданину разрешения на временноепроживание.

Заявлениео выдаче разрешения на временноепроживание может быть подано в формеэлектронного документа с использованиеминформационно-телекоммуникационныхсетей общего пользования, в том числесети Интернет, включая единый порталгосударственных и муниципальных услуг.

Втечение срока действия разрешения навременное проживание и при наличиизаконных оснований иностранномугражданину по его заявлению можетбыть выдан вид на жительство.

Заявление о выдаче вида на жительствоподается иностранным гражданином втерриториальный орган федеральногооргана исполнительной власти в сферемиграции не позднее чем за шесть месяцевдо истечения срока действия разрешенияна временное проживание.

Заявление овыдаче вида на жительство может бытьподано в форме электронного документас использованием информационно-телекоммуникационныхсетей общего пользования, в том числесети Интернет, включая единый порталгосударственных и муниципальных услуг.

Дополучения вида на жительство иностранныйгражданин обязанпрожить в РФ не менее одного годана основании разрешения на временноепроживание.

Видна жительство выдается иностранномугражданину напять лет.По окончании срока действия вида нажительство данный срок по заявлениюиностранного гражданина может бытьпродлен на пять лет. Количество продленийсрока действия вида на жительство неограничено.

Источник: https://studfile.net/preview/6701163/page:27/

Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

36. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан

В административном праве существует ряд правоотношений между государственными органами Российской Федерации и иностранными гражданами, которые касаются исключительно вопросов определения правового положения иностранных граждан.

Эти правоотношения, обеспечивающие правовую связь иностранных граждан с Российской Федерацией, охватываются особым административно-правовым институтом легализации.

Специфический характер этих правоотношений не позволяет применить к ним регулирование, основанное на равенстве прав российских и иностранных граждан (национальный режим), поскольку между государственными органами Российской Федерации и российскими гражданами таких правоотношений не существует.

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства определяется Конституцией Российской Федерации (статьи 27, 62, 63), [19, с. 95]. ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г. и ФЗ «О правовом положении иностранных граждан» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Административная правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства, приезжающих в страну, имеет свои особенности по времени пребывания в стране и выезда или изменения гражданства.

Административная же дееспособность зависит от того, какие права и обязанности ими реализуются своими действиями на общих основаниях, а какие — на основании положений, указанных в международных договорах и соглашениях.

На основании статьи 62 Конституции Российской Федерации эта категория лиц пользуется всеми правами и выполняет обязанности, наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных ФЗ или международными соглашениями.

Иностранные граждане, в том числе и большинство граждан из стран СНГ, имеют меньший объем административной правосубъектности, чем граждане России. Они не могут занимать государственные должности, а также заниматься деятельностью, которая связана с принадлежностью к гражданству России или с государственной тайной.

В отношении этой категории лиц допускаются ограничения в передвижении и выборе места жительства в целях обеспечения государственной безопасности. На иностранных граждан и лиц без гражданства не распространяется действие законодательства о воинской обязанности и воинской службе. Нахождение этой категории лиц также различается в зависимости от цели: на постоянное проживание с получением документов на право жительства и на временно пребывающих или проезжающих через территорию России транзитом.

Иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Кроме этого, к ним могут быть применены меры административной ответственности за проживание без документов на право жительства в России или проживание по недействительным документам, несоблюдение установленного порядка регистрации либо передвижения и выбора места жительства, уклонение от выезда по истечению срока пребывания, несоблюдения правил транзитного проезда через территорию России. В соответствии со статьей 3.10 КоАП Российской Федерации эти лица могут быть выдворены за пределы Российской Федерации. Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства как мера административного наказания устанавливается и назначается судьей, а в случае совершения административного правонарушения при въезде в Россию — соответствующими уполномоченными должностными лицами.

Иностранные граждане, обладающие дипломатическим иммунитетом, в соответствии с международными договорами не подпадают под действие административной юрисдикции, а признанные в законном порядке беженцами или вынужденными переселенцами имеют особый административный статус.

Иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в Россию и выезде из Российской Федерации предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Россией в этом качестве, и визу, выданную соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации либо органами внутренних дел или Министерством иностранных дел Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Основанием для оформления въезда в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства является письменное обращение (лично или через представителя) в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации [23, с. 73].

Исследование административно-правового статуса иностранного гражданина с позиций системного административно-правового регулирования позволило определить его как комплексное двухуровневое образование.

Первый уровень в административно-правовом статусе иностранного гражданина образует основной административно-правовой статус, формирующийся на основе национального режима, распространяющего на иностранца общий конституционный правовой статус, за исключением тех групп прав и обязанностей, а также ответственности, которые непосредственно связаны с отношениями гражданства.

прав, обязанностей и ответственности в рамках этого блока для иностранного гражданина аналогичны правам, обязанностям и ответственности российских граждан.

Второй уровень в административно-правовом статусе иностранного гражданина образует легализационный (базовый) административно-правовой статус, который одновременно выступает в качестве основы всех последующих правоотношений под юрисдикцией Российской Федерации.

Легализационный административно-правовой статус иностранного гражданина связан с отношениями по установлению, поддержанию и прекращению правовых связей между иностранным гражданином и государством пребывания, направлен на повышение их устойчивости, формируется в рамках административно-правового режима легализации иностранных граждан. От степени устойчивости и характера возникающих в рамках режима легализации правовых отношений зависят правовые возможности иностранного гражданина, связанные с его участием в правоотношениях под юрисдикцией Российской Федерации.

Указанные административно-правовые блоки рассматриваются как различные по своему содержанию правовые образования, объединяемые в рамках общего административно-правового статуса лишь по признаку принадлежности к одному субъекту права (иностранному гражданину).

Попытки раскрыть и классифицировать содержание административно-правового статуса иностранного гражданина по аналогии с административно-правовым статусом российского гражданина искажают его суть.

В результате совершенно неясным оказывалось все содержание административно-правового статуса иностранного гражданина, связанное с легализационным административно-правовым статусом, что часто приводило исследователей к ошибочному заключению о специальном режиме в отношении иностранных граждан, либо эта часть содержания административно-правового статуса иностранного гражданина вообще опускалась. Между тем именно в легализационном административно-правовом статусе иностранного гражданина и отражается основная специфика административно-правового регулирования его положения.

В зависимости от условий и порядка возникновения различаются две основные разновидности легализационного административно-правового статуса: законно и незаконно пребывающего на территории Российской Федерации иностранного физического лица.

Административно-правовой статус законно пребывающего не территории Российской Федерации иностранного гражданина представляет собой совокупность прав, обязанностей и ответственности, возникающих при установлении позитивной правовой связи между иностранным гражданином и принимающим государством, приводящей к возникновению у иностранца статуса субъекта права под юрисдикцией Российской Федерации. Соответственно, административно-правовой статус незаконно пребывающего не территории Российской Федерации иностранного гражданина возникает в случаях незаконного проникновения на территорию государства пребывания или в результате грубых нарушений условий и порядка пребывания на территории принимающего государства (административно-правового режима легализации), когда отпадают законные основания его пребывания на территории принимающего государства.

Для классификации содержания основного административно-правового статуса наилучшим образом подходит общепризнанная, а также наиболее разработанная и целесообразная с теоретической и практической точек зрения классификация прав и обязанностей по их социальному назначению. В соответствии с данной классификацией по своему содержанию права и обязанности могут быть сведены в три группы: личные, социально-экономические и политические.

В связи с тем, что основной административно-правовой режим регулирования положения иностранных граждан является общедозволительным, ограничения в отношении иностранных граждан составляют исключительную группу, выделение и самостоятельное существование которой является обоснованным с научной точки зрения и необходимым в практических целях.

Источник: https://vuzlit.ru/1326922/osobennosti_administrativno_pravovogo_statusa_inostrannyh_grazhdan_grazhdanstva

Studio-pravo
Добавить комментарий