33. Создание и прекращение деятельности предприятий и учреждений.

Создание и прекращение деятельности предприятий и учреждений

33. Создание и прекращение деятельности предприятий и учреждений.

Решения по этим вопросам принимаются в соответствии с действующим законодательством и реализуются под государственным контролем. Предпри­ятия и учреждения могут создаваться: собственником, уполномоченным собст­венником, государственными органами или органами местного самоуправле­ния; учредителями (участниками) негосударственных коммерческих организа­ций.

Учредительным документом государственного и муниципального пред­приятия является Устав в котором определяется общий правовой статус(вид) предприятия: его название, и род деятельности, органы управления, адрес, органы контроля, порядок распределение прибыли и образования доходов, условия реорганизации и ликвидации. Устав, утверждается учредителем предприятия.

Учредительными документами государственных учреждений в одних случаях могут быть устав, в других — положение о данном учреждении (например, «Положение о федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям»; «Положение о федеральном агентстве по рыболовству»).

Учредительными документами негосударственных коммерческих пред­приятий являются:

-заявление учредителя;

-решение о создании предприятия или договор учредителей:

а) хозяйственных товариществ — учредительный договор;

б) хозяйственных обществ — учредительный договор и устав;

в) акционерных обществ — устав;

г) производственных кооперативов — устав.

-свидетельство об уплате государственной пошлины.

Для некоторых видов деятельности требуются дополнительные документы установленные законодательством(частных детективных и охранных структур, с иностранными инвестициями).

Разрешение (лицензию) на занятие хозяйственной (или другой) деятельностью, выдаётся то же в административном порядке соответственным органом уполномоченным производить лицензирование данного вида деятельности в соответствии ФЗ в редакции от 13.3.

02г «О лицензировании отдельных видов деятельности» «Положениях о федеральных органах исполнительной власти».

Например, лицензию на занятие внешнеторговой деятельности ОАО «Банк внешней торговли» (ВНЕШТОРГБАНК) выдаёт Центральный Банк России; об учреждении учебного заведения- Федеральное агентство по образованию, на занятие космической деятельностью Федеральное космическое агентство и т.д.

Предприятия и учреждения подлежат государственной регистрации, ко­торая возложена на органы местной администрации в органах «Росрегистрации» Министерства юстиции РФ в соответствии ФЗ от 20.7.01г « О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»( гл.

3 ФЗ –«порядок государственной регистрации» и гл.8 -отказ в регистрации) и «Положением о порядке государственной регистрации субъек­тов предпринимательской деятельности»; Постановлением Правительства от 10. 2. 2004г №71 «О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений».

В этом постановлении говорится, что проекты по отраслям (сферам управления) согласовываются с Министерством экономического развития и торговли; Министерством здравоохранением и социального развития, Министерством финансов. Устав учреждения утверждается федеральным органом исполнительной власти, по согласованию с Минэкономразвития и Минфином РФ.

Регистрация производится в срок не более чем 5 рабочих дней со дня предоставления документов

Предприятие и учреждение считается созданным с момента его государ­ственной регистрации в качестве юридического лица и занесение данных государственной регистрации включённых в Единый реестр юридических лиц (см.гл.2 ФЗ –«государственный реестр»).

Формирование органа управления делами предприятия организует собственник или учредитель. Собственник сам может вести дело по управлению ,либо поручить доверенному лицу(совет директоров, дирекция, правление, собрание). Однако не зависимо от этого в предприятии и учреждении формируется орган управления -администрация. Он (орган) характеризуется тем, что :

-является органом внутреннего управления делами предприятия и учреждения. А в отношении с другими организациями выступает в качестве полномочного представителя юридического лица;

-территориальные пределы действия органа ограничены территорией предприятия;

-орган управления в зависимости от вида предприятия может быть государственным органом (на государственном предприятии и учреждении) и муниципальным (на муниципальном предприятии и учреждении).

Другие должности определяются собственником по своему усмотрению, так как законодательство не предусматривает, конкретные способы формирования штатов. В управлении делами принимает участие трудовой коллектив. Разрабатываются штаты и должностные оклады.

Хотя для государственных структур предусмотрены способы поступления на государственную должность (службу) : выборы, назначение, контракт и конкурс на замещения вакантных должностей в соответствии ФЗ от 27.5.

2003г «О системе государственной службы РФ»и других законов по видам службы ( «о государственной гражданской службе», «военной службе», «службе в правоохранительных органах») .

Ликвидация предприятия, учреждения производится:

а) по решению его учредителей, либо их органа, уполномоченного на то учредительными документами. Основанием такого решения могут быть истече­ние срока, достижение цели, ради которой создано предприятие; признание су­дом недействительной его регистрации;

б) по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежа­щего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными грубыми нарушениями закона;

в) в случае признания его несостоятельным (банкротом) (по этому ос­нованию не подлежат ликвидации государственные предприятия).

Предприятие, учреждение считается ликвидированным после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

За созданием, реорганизацией и ликвидацией предприятий установлен государственный контроль, который возложен на федеральный антимонопольный орган, то есть Федеральную антимонопольную службу РФ при Правительстве РФ.

Источник: https://studopedia.org/1-87756.html

Создание и ликвидация предприятий и учреждений

33. Создание и прекращение деятельности предприятий и учреждений.

Решения по этим вопросам принимаются в соответствии с дей­ствующим законодательством и реализуются под государственным контролем. Предприятия и учреждения могут создаваться собствен­ником; уполномоченным собственником государственными органа­ми или органами местного самоуправления; учредителями (участ­никами) негосударственных коммерческих организаций.

Учредительным документом государственного и муниципаль­ного предприятия является устав, который утверждается учреди­телем предприятия.

Учредительными документами государственных учреждений в одних случаях может быть устав, в других — положение о данном учреждении. Естественно, что различен и порядок их утверждения.

Учредительными документами негосударственных коммерчес­ких предприятий являются: а) хозяйственных товариществ — уч­редительный договор; б) хозяйственных обществ; кроме акционер­ных — учредительный договор и устав; в) акционерных обществ — устав; г) производственных кооперативов — устав. Особенности порядка утверждения учредительных документов каждого вида этих организаций определены ГК РФ и законами о них1.

1 Предприятия и учреждения подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральными законами: от 8 августа 2001 г. «О государствен­ной регистрации юридических лиц», от 21 марта 2002 г.

«О приведении зако­нодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государствен­ной регистрации юридических лиц», предусматривающим особенности регис­трации определенных видов юридических лиц» // СЗ РФ. 2001. № 33. Ч. 1.

ct. 3431; 2002. № 12. Ст. 1093.

Раздел II. Субъекты административного права!

Глава 9. Предприятия, организации и учреждения

1 См.: постановления Правительства РФ от 17 мая 2002 г. «Об уполномо- | ченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем госу- | дарственную регистрацию юридических лиц» (СЗ РФ. 2002. № 20. Ст. 1872); от | 19 июня 2002 г. «Об утверждении Правил ведения государственного реестра | юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений» (СЗ РФ. 2002. № 26. Ст. 2585).

Данные государственной регистрации включаются в единый! реестр юридических лиц1.

Предприятие и учреждение считается созданным с момента! внесения в государственный реестр юридических лиц записи о егоз

регистрации. .

Отказ в регистрации возможен в случае нарушения установ-j ленного законодательством порядка создания предприятия, учреж-' дения, а также несоответствия учредительных документов его тре­бованиям.

Федеральный закон «О государственной регистрации юриди­ческих лиц» предназначен для регулирования отношений, возника­ющих в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении измене­ний в их учредительные документы и при ведении Единого госу­дарственного реестра юридических лиц.

Ликвидация предприятия, учреждения производится по реше­нию его учредителей либо их органа, уполномоченного на то учре­дительными документами. Основаниями для такого решения могут быть истечение срока, на который создано предприятие, учрежде­ние; достижение цели, ради которой оно создано; признание судом недействительной его регистрации.

Предприятие, учреждение может быть ликвидировано по ре­шению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего : разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом,; либо с иными грубыми нарушениями закона или иных правовых; актов. Требование о ликвидации их по этим основаниям может быть ; предъявлено в суд государственным органом или органом местно-,' го самоуправления, которому право на предъявление такого требо­вания предоставлено Законом (ст. 61 ГК РФ).

Предприятие может быть ликвидировано также в случае при- -знания его несостоятельным (банкротом). По этому основанию не подлежат ликвидации казенные предприятия.

Предприятие, учреждение считается ликвидированным после, внесения об этом записи в Единый государственный реестр юриди­ческих лиц.

За созданием, реорганизацией и ликвидацией предприятий установлен государственный контроль, который возложен на феде­ральный антимонопольный орган. Такой контроль имеет целью пре-

дотвращение злоупотребления доминирующим положением пред­приятиями или ограничения конкуренции.

Поэтому требуется согла­сие указанного органа на: а) создание, слияние и присоединение объ­единений коммерческих организаций (союзов, ассоциаций); б) сли­яние и присоединение коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тыс.

минимальных размеров оплат труда; в) ликвидацию, разделение, выделение госу­дарственных и муниципальных унитарных предприятий, размер активов которых превышает 50 тыс.

минимальных размеров опла­ты труда, если это приводит к появлению хозяйствующего субъ­екта, доля которого на соответствующем товарном рынке будет пре­вышать 35%. Согласие не требуется, если ликвидация осуществля­ется по вступившему в законную силу решению арбитражного суда.

Федеральный антимонопольный орган вправе отклонить хода­тайство о даче согласия на создание, реорганизацию и ликвидацию предприятия, если его удовлетворение может привести к возник­новению или усилению доминирующего положения соответствую­щей организации, или ограничению конкуренции, или представлен­ная документация недостаточна для принятия решения.

Порядок и условия прекращения деятельности отдельных ви­дов предприятий, учреждений регулируются соответствующими законодательными актами РФ.

Административно-правовой статус структурных подразделений государственных предприятий, учреждений может определяться правовыми актами общефедерального значения (например, бухгал­терий); актами, общими для отдельных видов структурных подраз­делений предприятий, учреждений данной отрасли, сферы деятель­ности (например, подразделений, ведающих вопросами кадров); локальными актами, издаваемыми руководителями предприятий, учреждений, ибо предприятия, учреждения самостоятельно опре­деляют структуру своих органов управления.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/5_82720_sozdanie-i-likvidatsiya-predpriyatiy-i-uchrezhdeniy.html

Экономика фирмы. Вопрос №2

33. Создание и прекращение деятельности предприятий и учреждений.

Создание нового предприятия проходит ряд последовательных этапов (иногда они бывают параллельными) на примере ООО:

Первый этап. Первоначально возникает идея о создании нового предприятия. Далее – определяется количество учредителей, выбирается организационно-правовая форма, определяется размер уставного капитала и формы внесения вклада в уставный капитал (денежная, материальная).

Второй этап – подготовка учредительных документов. Необходимо подготовить следующие уставные документы:• Решение о создании юридического лица;• Устав;• Протокол о назначении генерального директора.

• Отчет независимого оценщика по оценки рыночной стоимости имущества, вносимого в качестве вклада в уставной капитал.

Третий этап – взнос в уставный капитал. Открывается счет, и к моменту регистрации взнос должен быть оплачен наполовину. Следующая половина оплачивается в течение года.

Четвертый этап – оплата государственной пошлины за регистрацию.

Пятый этап – подача документов в регистрирующий орган –в налоговую инспекцию. Изготовление печати.
Шестой этап – открывается расчетный счет в банке, о чем необходимо уведомить в течение десяти дней налоговую инспекцию. Иначе следуют штрафные санкции.

Государственная регистрация является обязательным условием для осуществления предпринимательской деятельности и различается для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.Физические лица также имеют право заниматься предпринимательством без образования юридического лица, но после государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей.

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя (ИП) осуществляется регистрирующим органом по месту постоянной прописки в срок не более 5ти рабочих дней с момента подачи соответствующих документов или с момента получения документов по почте.

Предпринимателю выдается свидетельство о его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также ему присваивается идентификационный номер в налоговых органах. Этот номер не меняется при смене места жительства.

ИП обязан уплачивать подоходный налог по аналогии с налогом на прибыль, уплачиваемый юридическими лицами (подоходный налог – 13%, налог на прибыль — 27%).При привлечении наемных работников с сумм начисленной им заработной платы уплачивается ЕСН (единый социальный налог, 26%).

Регистрация ИП утрачивает силу в случае его признания банкротом или в день получения регистрирующим органом его заявления об аннулировании свидетельства.

Предприятие считается созданным и приобретает статус юридического лица с момента его государственной регистрации.

Государственная регистрация юридических лиц осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае его отсутствия по месту нахождения иного органа или лица, имеющих права действовать от имени юридического лица без доверенности.

Для юридического лица с одновременной постановке на учет в налоговом органе в регистрирующий орган необходимо предоставить следующие документы:• Подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной правительством РФ;• Решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством;• Учредительные документы юридического лица (как подлинники, так и нотариально заверенные копии);• Свидетельство об оплате госпошлины;

• Если в качестве учредителей привлекаются иностранные юридические лица – выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательства юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя.

Отказ в государственной регистрации допускается в случае нарушения установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствие учредительных документов закону.

В случае государственной регистрации юридического лица вносится соответствующая запись в государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган в течение 1 дня с момента регистрации выдает документ, подтверждающий внесение записи в реестр.

Предприятие действует на основании двух учредительных документов: устава и учредительного договора. Они представляют собой свод условий функционирования прав и обязанностей предприятия.

Некоммерческие организации руководствуются в своей деятельности соответствующими положениями об этих организациях.

Хозяйственные товарищества действуют на основании учредительного договора.
Хозяйственные общества (ЗАО и ОАО) действуют на основании учредительного договора и устава.

На основании устава действуют ООО (с одним учредителем, если два учредителя и выше – учредительный договор и устав), АО, производственные кооперативы и унитарные предприятия.Предприятие как юридическое лицо должно иметь свое фирменное наименование.

Фирменное наименование хозяйственных товариществ содержит либо имя одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания» и указанием, какое это именно товарищество, либо имена всех его участников и слова «полное товарищество» или «товарищество на вере» (в последнем случае указываются имена только полных товарищей).

Фирменные наименования других юридических лиц содержат их наименования и указание на организационно-правовую форму.

Размер уставного капитала регламентируется законодательством.

Практически для всех организационно-правовых форм установлена нижняя граница – 100 МРОТ.

Для ОАО, унитарных предприятий и совместных предприятий (независимо от их организационно-правовой формы) установлена нижняя граница допустимого размера уставного капитала в 1000 МРОТ.

Для государственного унитарного предприятия установлена граница – 5000 МРОТ, для муниципальных – 1000 МРОТ, казенные предприятия не формируют устав.

50% от размера уставного капитала вносится на момент государственной регистрации, оставшиеся 50% должны быть уплачены в течение года после государственной регистрации, за исключением производственных кооперативов (10% на момент регистрации) и АО (50% уставного капитала выплачивают в течение 3 месяцев с момента государственной регистрации).
Количество участников создаваемого предприятия не ограничивается законодательством, за исключением ЗАО – не более 50 человек. Если их становится 51, необходимо преобразовываться в ОАО.

В полном товариществе кол-во участников неограниченно, но если в полном товариществе остается 1 участник, оно должно быть в течение полугода преобразовано в хозяйственное общество.

Число участников ООО не должно превышать установленных законом пределов в 50 человек. В противном случае его в течение года необходимо преобразовать в ОАО.

АО и ООО не могут иметь в качестве единственного участника хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

В производственных кооперативах не должно быть менее 5-ти человек.

{PAGEBREAK}

В РФ предприятия и предприниматели имеют право заниматься любым видом деятельности, не запрещенной законом, при условии, что отдельные виды деятельности могут осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии).

К лицензируемым относятся те виды деятельности, осуществление которых не влечет за собой нанесение вреда или ущерба здоровью, жизни, правам, нравственности граждан, обороне и безопасности страны.
В законе перечислено более 100 видов деятельности: проектные работы, производство хлебобулочных изделий, релторская деятельность и т. д.

https://www.youtube.com/watch?v=3nSjRMIYbRc

Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности.Срок действия лицензии – не менее 3х лет. (раньше лицензия выдавалась на год) По истечение этого срока лицензия получается в том же порядке, что и изначально. Продления лицензии не может быть.

В Москве лицензирование осуществляет комитет лицензирования г. Москвы (Новый Арбат, 15).

В лицензирующий орган необходимо предоставить следующие документы:• Заявление на получение лицензии;• Копия учредительных документов;• Копия свидетельства о государственной регистрации;• Справка о постановке на учет в налоговом органе;• Справка об оплате услуг за рассмотрение заявления (пошлина);

• Сведения о квалификации работников-соискателей лицензии.

Заявление рассматривается в течение 30 дней.
При получении отказа его можно обжаловать и требовать проведения независимой экспертизы.

Действие лицензии может быть приостановлено в следующих случаях:Выявлении нарушений лицензионных требований и условий;

Не устранение выявленных нарушений.

Лицензия аннулируется решением суда на основании следующих факторов:• Незаконности решения о выдаче лицензии;• При обнаружении недостоверных данных в документах, предоставленных в лицензирующий орган для получения лицензии;

• При неоднократном нарушении лицензионных требований и условий.

В РФ лицензирование осуществляется на федеральном и региональном уровне.
На федеральном уровне лицензируется деятельность, связанная с соблюдением экономических интересов и обороноспособности страны. Субъекты федерации лицензируют деятельность, связанную со здоровьем, безопасностью, нравственностью своего населения.

{PAGEBREAK}

Деятельность предприятия прекращается с момента его реорганизации или ликвидации.Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Различают несколько форм реорганизации:• Преобразование;• Слияние;• Присоединение;• Разделение;

• Выделение по решению его учредителей, либо органа юридического уполномоченного на том учредительными документами.

В некоторых случаях, предусмотренных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава других юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов, либо по решению суда. (например, в случае борьбы с монополиями) – антимонопольный комитет.

• Преобразование – это изменение организационно-правовой формы предприятия. Права и обязанности реорганизованного юридического лица (право приемства) переходит к новому лицу на основании передаточного акта.• Слияние предприятий приводит к образованию нового предприятия, т.е.

юридического лица, также на основании передаточного акта. • При присоединении одного юридического лица к другому права и обязанности присоединенного предприятия переходят к последнему на основании передаточного акта.

Первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи о прекращении деятельности присоединенного лица.

• Выделение – это выход из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц, к которым права и обязанности переходят в соответствии с разделительным балансом (без прекращения последнего).• Разделение юридического лица происходит также на основании разделительного баланса.

В соответствии с ним права и обязанности реорганизуемого предприятия переходят к вновь возникшим юридическим лицам (при этом реорганизуемое предприятие прекращает свою деятельность).Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о праве приемствия по всем обязательствам реорганизации юридического лица по отношению всех должников и кредиторов.

Ликвидация юридического лица, в отличие от реорганизации, влечет за собой прекращение его прав и обязанностей юридического лица без перехода к другим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано принудительно и в обычном порядке.Принудительно по решению суда предприятие ликвидируется в следующих случаях:• При осуществлении деятельности без лицензии;• При осуществлении деятельности, запрещенной законом;• При неоднократном и грубом нарушении закона и других правовых актов;• Вследствие признания его несостоятельным (т.е., банкротом).

В обычном порядке юридическое лицо может быть ликвидировано в связи со следующими причинами:• В связи с истечением срока, на который оно создавалось;• В связи с достижением цели создания;• В случае признания судом недействительной его регистрации.

Обязанности по проведению процедуры ликвидации юридического лица возлагаются на его учредителей, либо орган, уполномоченный на том учредительными документами.

Решение о ликвидации предприятия незамедлительно доводится до регистрирующего органа, по согласованию с которым назначается ликвидационная комиссия.

Процедура ликвидации юридического лица проводится в следующем порядке ликвидационной комиссией:

1 этап: в органах печати, публикующих данные о государственной регистрации юридических лиц, помещается информация о ликвидации, порядке и сроках подачи требований кредиторам (не менее 2х месяцев).

2 этап: по окончании этого срока составляется промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого предприятия, перечень требований кредиторов, а также результаты их рассмотрения.

3 этап: удовлетворение требований кредиторов в порядке, предусмотренном законодательством в соответствии с промежуточным ликвидационном балансом.

Порядок удовлетворения требований кредиторов:В первую очередь удовлетворяются требования граждан за причиненный вред их жизни или здоровью.

Во вторую очередь производятся выплаты (расчеты по выплате) выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, расчеты по выплате вознаграждений авторам по результатам интеллектуальной деятельности.

В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого предприятия.В четвертую очередь удовлетворяется задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами.

В пятую очередь – перед остальными кредиторами.

4 этап: по завершении расчета с кредиторами составляется окончательный ликвидационный баланс (до этого составлялся промежуточный).5 этап: имущество, оставшееся после расчета с кредиторами, передается учредителям юридического лица и делится между ними.

6 этап: ликвидация завершается после внесения соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Источник: http://e-educ.ru/ecfi2.html

Порядок образования и прекращения деятельности предприятий и учреждений

33. Создание и прекращение деятельности предприятий и учреждений.

Законодательные основы административно правового статуса государственных предприятий и учреждений

Особенности административно-правового статуса негосударственных предприятий и учреждений

Порядок образования и прекращения деятельности предприятий и учреждений

Административно-правовой статус предприятия включает в себя действия по созданию предприятия и управлению его деятельностью.К числу таких действий следует отнести:создание (учреждение) предприятия. Учредительным документом предприятия является устав предприятия;государственная регистрация.

Осуществляется по месту нахождения предприятия местным органом государственной власти;получение разрешение на занятие хозяйственной деятельностью (выдает местный орган государственной власти);формирование органа управления делами предприятия.

Органом управления предприятия или учреждения является администрация, возглавляемая руководителем и осуществляющая функции оперативного управления этим предприятием (это касается государственного предприятия, в негосударственных предприятиях органом управления может быть и коллегиальный орган, например, общее собрание, совет директоров и т.д.);определение круга вопросов и полномочий вышестоящих государственных органов в отношении предприятия (если предприятие государственное, то вышестоящие органы гос. управления осуществляют управление предприятием. Если же предприятие не государственное, государство осуществляет в отношении него государственный контроль);ведение и представление бухгалтерской и статистической отчетности.В учредительных документах некоммерческих организации и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях — и других коммерческих организации должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.

В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности.

Договором устанавливаются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава, сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного Фонда предприятия, порядке и источниках его формирования.

Административно-правовой статус федеральных казенных предприятий имеет выраженные специфические черты.Федеральные казенные предприятия создаются по решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Учредительным документом казенного предприятия является устав, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

Оно же вправе принимать решения и о реорганизации и ликвидации такого предприятия.В отношении федеральных казенных предприятий предусмотрен режим директивного планирования. Он установлен постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994г. № 1138 «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)»'.

Казенные предприятия осуществляют свою деятельность в соответствии с планами-заказами и планами их развития. Они вправе заниматься только той деятельностью, которая разрешена уполномоченным государственным органом.

Последний утверждает и доводит до казенного предприятия обязательный для исполнения план-заказ по установленным показателям с учетом плана развития предприятия.По согласованию с уполномоченным органом формируется план развития казенного предприятия, предусматривающий определенные мероприятия и задания.

Постановлением установлен особый порядок финансирования выполнения, как плана-заказа, так и плана развития казенного предприятия. Таким образом, казенными предприятиями осуществляется непосредственное государственное управление с использованием способов, элементов, рычагов директивного планирования.

Предприятия могут входить по их собственному волеизъявлению в объединения различных видов. Для предприятий это производственные объединения, научно-производственные объединения, союзы, ассоциации, концерны, которые, в свою очередь, делятся на отраслевые, межотраслевые, региональные и др.

Объединения создаются их учредителями для того, чтобы совместными усилиями входящих в объединение предприятий добиться наилучших результатов по какому-либо участку производства — материально-техническому обеспечению, сбыту продукции, организации транспортных перевозок и т.д. Входящие в объединение предприятия не теряют своей самостоятельности.

Порядок ликвидации предприятий в форме акционерного общества регламентируется статьями 61 — 65 ГК РФ, статьями 21 — 23 Федерального закона “Об акционерных обществах“ от 24.12.1995г. № 208-ФЗ.Ликвидация акционерного общества влечет за собой прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Общество может быть ликвидировано по двум основаниям: добровольно в порядке, установленном ГК РФ, с учетом требований Закона об акционерных обществах и устава общества; по решению суда по основаниям, предусмотренным ГК РФ.Гарантии прав предприятий:недопущение отказа в регистрации предприятия по мотивам нецелесообразности;запрет на вмешательство органов государства в деятельность предприятия, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;защита имущества предприятия от незаконного изъятия;недопущение монопольного положения на рынке отдельных предприятий и недобросовестной конкуренции.

41.

Понятие и виды общественных объединений Под общественным объединением понимается добровольное, само­управляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициати­ве граждан, объединившихся на основе общности интересов для реа­лизации общих целей, указанных в уставе общественного объедине­ния, что способствует реализации прав и законных интересов граждан.Общественные объединения могут создаваться в одной из следую­щих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учрежде­ние; орган общественной самодеятельности. Организационно-право­выми формами политических общественных объединений являются общественная организация (для политической организации, в том числе политической партии) и общественное движение (для полити­ческого движения). Каждое из этих объединений имеет свои особен­ности.Так, общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное в общих интересах для дости­жения уставных целей объединившихся граждан.Общественное движение — объединение участников, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели.Общественный фонд — один из видов некоммерческих объедине­ний, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов и иных не запрещенных законом поступлений для его использования на общественно полезные цели Общественное учреждение создается с целью оказания конкретного вида услуг, отвечающих интересам его участников и соответствующих целям объединения.Орган общественной самодеятельности — орган, созданный обще­ственностью для совместного решения различных социальных про­блем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, удовлетворения потребностей неограниченного круга лиц, чьи инте­ресы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ данного органа общественной самодеятельности по месту его соз­дания. Политическим общественным объединением признается обществен­ное объединение, в уставе которого в числе основных целей закрепле­ны участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в орга­ны государственной власти и органы местного самоуправления посред­ством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агита­ции, участие в организации и деятельности указанных органов.Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.Государство, не вмешиваясь в деятельность общественных объеди­нений, обеспечивает соблюдение их прав и законных интересов, оказывает им поддержку, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ.Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании членов (участников). С момента принятия этих решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную дея­тельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя соответствующие обязанности. Правоспо­собность общественного объединения как юридического лица возни­кает с момента его государственной регистрации в органах юстиции, о чем ему выдается соответствующее свидетельство. Регистрация обще­ственных объединений — форма государственного контроля за их це­левым назначением, однако при этом государство не вмешивается в их текущую деятельность.Политическое общественное объединение подлежит обязательной государственной регистрации, которая осуществляется в соответствии со специальными условиями, установленными Федеральным законом от 19 июля 1998 г.*

42 Правовые основы административно – правового статуса общественных объединений Административная правосубъектность общественных объедине­ний включает комплекс принадлежащих им прав и обязанностей, реализуемых во взаимоотношениях с субъектами исполнительной власти и гражданами.

Государство, закрепляя административную пра­восубъектность общественных объединений, тем самым определяет виды административных правоотношений, в которых они могут вы­ступать в качестве субъектов.Наиболее важные вопросы, связанные с общественными объеди­нениями, как уже отмечалось, решены в законе о них.

Он определяет содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации.

Исходным в определении статуса общественных объединений является запрет на создание объединений, преследующих незаконные цели, и осуществление деятельности, посягающей на здоровье и нрав­ственность населения, права и законные интересы граждан.

Законом определены важнейшие требования уста­ва общественного объединения, в силу чего он является важным доку­ментом, регламентирующим организацию и деятельность объедине­ния, а также порядок его реорганизации и ликвидации.Государство не руководит деятельностью общественных объеди­нений.

Действует принцип взаимного невмешательства: не допускает­ся вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, а последних — в дея­тельность указанных органов и их должностных лиц.

Государство проникает во внутреннюю жизнь общественных объ­единений в той мере, в какой определяет требования устава, то есть к тому, что в нем должно быть отражено: кто может быть их членами и участниками, объекты их собственности, взаимоот­ношения с бюджетом, источники их средств и т.п. Их деятельность как юридических лиц регламентируется гражданским законодательст­вом.

На работников аппаратов общественных объединений, работа­ющих по найму, распространяется законодательство Российской Фе­дерации о труде и социальном страховании.Во всех случаях, когда отношения между общественными объеди­нениями и государством регулируются правом, они не носят характе­ра подчинения или субординации.

Форма взаимодействия между ними — согласование либо участие в обсуждении и решении вопросов.Вместе с тем законом закреплены определенные полномочия по конкретным вопросам взаимодействия государства и общественных объединений.

Общественные объединения вправе участвовать в выработке ре­шений органов государственной власти и органов местного самоуправ­ления; проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; представлять и защищать свои права, своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объеди­нениях; вносить предложения в органы государственной власти и др. Важной гарантией прав общественных объединений является норма закона, согласно которой они вправе осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объеди­нениях.Общественные объединения не могут самостоятельно заниматься правотворчеством, но в установленных законом случаях и формах участвуют в этом процессе. При этом влияние их может быть весьма существенным. Например, органы государственной власти обязаны привлекать полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих инте­ресы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, мо­гут быть признаны недействительными в судебном порядке.Помимо установления общих правовых основ статуса обществен­ных объединений государство влияет на них и иными способами.Органы юстиции осуществляют государственную регистрацию общественных объединений. Правда, общественное объединение впра­ве не регистрироваться, но в таком случае оно не приобретает прав юридического лица.Орган, регистрирующий общественные объединения, контроли­рует соответствие их деятельности уставным целям. Он может запра­шивать у руководящих органов общественных объединений их распо­рядительные документы; направлять своих представителей для учас­тия в проводимых общественными объединениями мероприятиях; в установленных случаях может вынести руководящим органам объ­единений письменное предупреждение с указанием конкретных осно­ваний вынесения предупреждения.Финансовые органы контролируют источники доходов обществен­ных объединений, размеры получаемыхими средств и уплату налогов.Надзор и контроль за выполнением общественными объедине­ниями существующих норм и стандартов могут осуществлять органы надзора за соблюдением законодательства об охране окружающей сре­ды, противопожарных, санитарно-эпидемиологических правил и иные органы государственного надзора.Важнейшей обязанностью общественных объединений является соблюдение законодательства Российской Федерации. Их деятель­ность может быть приостановлена по решению суда в случае наруше­ния Конституции Российской Федерации, конституций, уставов субъ­ектов Российской Федерации, законодательства Российской Феде­рации.Порядок приостановления устанавливается федеральными зако­нами.Общественное объединение может быть ликвидировано по реше­нию суда при совершении действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, наци­ональной или религиозной розни; при нарушении своими действиями прав и свобод граждан; неоднократных или грубых нарушениях зако­на или иных правовых актов либо при систематическом осуществ­лении общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

43 Особенности административно — правового положения религиозных объединений Правовое положение религиозных организаций определено Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.

, постановлением Правительства РФ «О порядке регистрации, открытии и закрытии в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций» от 2 февраля 1998 г. и другими нормативными правовыми актами.1 Федеральный закон от 26 сентября 1997 г.

регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений. Закона соответствует Конституции России, иным российским законам и общепризнанным принципам и нормам по вопросам защиты прав и свобод человека, а также взаимоотношений государства и религиозных организаций.

В Законе подтверждаются конституционные положения о том, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Поэтому государство не вмешивается в законную деятельность религиозных объединений.

Но и они в свою очередь не имеют права вмешиваться в дела государства, участвовать в выборах в органы государственной власти и, в органы местного самоуправления, в деятельность политических партий и политических движений, а также оказывать им материальную и иную помощь.

Религиозное объединение создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям. В Законе дается четкое юридическое определение религиозным объединениям, группам и организациям.

Так, религиозным объединением признается добровольное объединение граждан России, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на ее территории, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.1 Религиозные организации подлежат государственной регистрации федеральным органом юстиции и органами юстиции субъектов Федерации. Отказано в государственной регистрации может быть в случаях, если: цели и деятельность религиозной организации противоречат законодательству России; организация не признана в качестве религиозной; устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства и др. Религиозные организации могут быть ликвидированы по решению их учредителей или суда. Список оснований для ликвидации и запрета деятельности религиозного объединения в судебном порядке составлен с учетом печального опыта последних лет. Кроме нарушения общественной безопасности и действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя России, сюда включены принуждение к разрушению семьи, посягательство на личность, права и свободы граждан, нанесение ущерба нравственности и здоровью граждан, воспрепятствование получению обязательного образования, склонение к самоубийству или отказу от получения медицинской помощи, принуждение к отчуждению имущества в пользу религиозного объединения, побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом обязанностей. Впервые в законодательном порядке регулируется деятельность иностранных миссионеров. Иностранные религиозные организации обязаны получить сертификат, а он, в свою очередь, выдается по ходатайству российской религиозной организации соответствующего вероисповедания. Некоторые иностранные религиозные деятели нередко нарушают нормы российского законодательства о статусе иностранных граждан, порядке их регистрации и передвижения по стране. Поэтому постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. утверждено Положение о порядке регистрации, открытия и закрытия в Российский Федерации представительств иностранных религиозных организаций. Министерство юстиции РФ ведет реестр указанных представительств, открытых в РФ. Свидетельство о регистрации представительства является основанием для обращения открывшей его иностранной религиозной организации в дипломатические представительства или консульские учреждения РФ за получением визы на въезд в Россию иностранных граждан для работы в представительстве и в органы внутренних дел РФ для оформления регистрации этих граждан и членов их семей в РФ.1 Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. определены права и условия деятельности российских религиозных организаций, а также порядок осуществления надзора и контроля за исполнением ими законодательства в данной сфере. Надзор за исполнением законодательства РФ о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры. Орган юстиции, зарегистрировавший религиозную организацию, осуществляет контроль за соблюдением ею устава относительно целей и порядка ее деятельности. Впервые в нашем законодательстве закреплены положения, касающиеся права военнослужащих на свободу совести и свободу вероисповедания. В Федеральном законе «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. указано, что создание религиозных объединений в воинской части не допускается. Религиозные обряды на территории воинской части могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с разрешения командира. Военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица. Однако военнослужащие не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии.1

Таким образом, органы исполнительной власти контролируют соответствие федеральному законодательству внутренних установлений религиозных организаций, прежде всего уставов. Так же исполнительная власть взаимодействует с конфессиональными объединениями при определении статуса учреждений религиозного образования. Религиозное образование или его основы могут быть получены не только в учреждениях конфессионального образования, но и в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Дата добавления: 2015-05-08; просмотров: 1754 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник: https://lektsii.org/1-33155.html

Studio-pravo
Добавить комментарий