33. Общее понятие управления и его виды: В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или

Общее понятие управления. Управление как социальное явление. Виды и категории управления

33. Общее понятие управления и его виды: В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или

Термин управление происходит от латинского слова administracio и имеет много значений. В самом широком смысле оно означает руководство чем-либо или кем-либо.

Управление означает руководство чем-либо или кем-либо. Оно осуществляется в организованных системах любой природы в целях обеспечения долж­ной организации системы и необходимого режи­ма ее функционирования, а в конечном счете— достижения задач, стоящих перед системой. Уп­равление осуществляется в технических, биологи­ческих и социальных системах.

Несмотря на многие коренные различия техни­ческих, биологических и социальных систем, ме­ханизм управления этими системами одинаков и связан с определенным воздействиемуправляюще­го субъекта (субъекта управления) на управляемый объект (объект управления).Управление будет реально только тогда когда объект подчиняется субъекту (либо добровольно, либо принудительно).

В настоящее время общепризнанны следующие виды управляемых систем:

1) механические (управление машинами, технологическими процессами и пр.);

2) биологические (управление процессами в живых организмах);

3) социальные (управление поведением людей и их коллективов).

Наиболее сложным видом управления являет­ся управление социальными системами.

Под соци­альным управлением (управлением социальными системами) понимается воздействие на общ­ность людей в целях упорядочения общества, его совершенствования и развития, достижения стоящих перед людьми задач. Объективная не­обходимость в социальном управлении обусловле­на общественным характером существования лю­дей: их труда, иных отношений, общения, взаи­модействия.

ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Социальное управление необходимо всегда, когда осуществляется совместная деятельность людей, для обеспечения ее координации и регулирования, согласованности индивидуальных действий.

Действия человека носят сознательный характер. И существенным признаком социального управления – это воздействие на волю. Отсюда объектом социального управления является поведение участников коллективной деятельности людей, взаимоотношения между ними.

Управление возможно как по вертикали, так и по горизонтали.

Социальное управление подразделяется на госу­дарственное управление и негосударственное уп­равление.

Негосударственное управление осуществ­ляется органами местного самоуправления, адми­нистрацией негосударственных организаций и общественными объединениями граждан.

В курсе административного права основное вни­мание уделяется государственному управлению.

К категориям управления относится: объект, субъект и содержание управления.

Объект управления – различные системы и их составляющие (люди, явления, события и т. д.).

Субъекты управления – это всегда люди. Выделяют две группы субъектов управления:

Единоличные; 2) коллегиальные (группы людей).

управления – правоотношения, возникающие в ходе управленческой деятельности, включающие в себя воздействие на объекты путем согласования, направления различных действий, процессов субъектом управления путем применения соответствующих методов и механизмов. 3.Государственное управление, публичное управление и исполнительная власть как категории, определяющие сущность административного права.

Государственное управление – в широком понимании – деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий, в узком понимании – подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий.

Признаки государственного управления:

• это вид государственной управленческой деятельности;

• деятельность носит юридически властный, исполнительно-распорядительный характер;

• деятельность осуществляется постоянно, непрерывно и планово;

• деятельность осуществляется на основании и во исполнение законов (подзаконодательная деятельность);

• характеризуется наличием вертикальных (иерархических) и горизонтальных связей;

• осуществляется в различных формах (правовых и неправовых);

• обеспечивается посредством системы гарантий;

• нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий (правоограничений).

Цель государственного управления – предполагаемые результаты, к которым стремится субъект при осуществлении управленческой деятельности. Различают следующие цели управления:

1) социально-экономические– упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичного интереса; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений;

2) политические – участие в управлении всех политических сил в стране, выработка позитивных предложений и процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека;

3) обеспечительные – обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и общественной безопасности, необходимого уровня благосостояния;

Источник: https://cyberpedia.su/14x6940.html

Управление в широком смысле слова — Энциклопедия по экономике

33. Общее понятие управления и его виды: В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или
Управление в широком смысле слова понимается как целенаправленное воздействие для достижения поставленной цели. Управление — особый вид человеческой деятельности, осуществляемый людьми и связанный с воздействием на людей, ведущих производственный процесс.
 [c.

151]
Под управлением в широком смысле слова следует подразумевать совокупность постоянных и временных (разовых) целенаправленных воздействий центра управления системой — командного пункта — -на управляемые объекты, т. е.

на соответствующие элементы системы для получения желаемых, запрограммированных результатов от ее функционирования (работы).
 [c.5]

Провозгласив своим принципом ориентацию на требования рынка, предприятие должно подчинить этому всю свою систему управления.

В широком смысле слова управление коммерческой деятельностью необходимо понимать как стратегию предприятия на рынке. По мнению П. Друкера, можно выделить четыре предпринимательских стратегии .
 [c.221]

Управление в широком смысле слова реализуется в рамках биологических, социальных и технических систем и обеспечивает их сохранение и нормальное функционирование. Между управлением в социальных системах, с одной стороны, и управлением в биологических и технических системах — с другой, имеются существенные различия.

В отличие от управления в технических и биологических системах, социальное управление — это в первую очередь управление людьми. Оно может осуществляться как на уровне государства и общества, так и на уровне определенной группы людей, которые объединены общими целями и интересами.

Его основная цель состоит в упорядочивании действий людей, которое необходимо для сохранения общества или группы людей как самостоятельной и жизнеспособной системы.
 [c.4]

Определение. Управлением в широком смысле слова будем называть совокупность функций и параметров, задание
 [c.61]

Предприятие — сложная динамическая система, включающая различные технологические объекты, машины, станки, внутризаводской (внутрипроизводственный) транспорт, склады, энергетические устройства, предметы труда и располагающая необходимыми кадрами рабочих, инженерно-технических работников и служащих.

Пропорциональность всех его частей достигается с помощью организации производственных процессов и труда. Для сохранения этой пропорциональности, соблюдения заданного ритма работы, обеспечения непрерывной деятельности необходимо управление. Управление в широком смысле слова понимается как целенаправленное воздействие для достижения поставленной цели.

При этом различают управление машинами, механизмами, процессами (управление вещами, по выражению Ф. Энгельса) и управление людьми.
 [c.276]

Под управлением в широком смысле слова понимается целенаправленное воздействие.
 [c.9]

Управление производством обязательно связано с конкретными календарными датами начала и окончания отдельных операций. В этом динамика управления.

Основная задача его в широком смысле слова — поддержание производственного процесса в заданных параметрах исходя из общей цели производства.

Для этого существует целый арсенал средств и методов, объединенных понятием система управления наблюдение, подача команд, контроль за их исполнением.
 [c.5]

СТИМУЛИРОВАНИЕ — способ управления трудовым поведением работника, состоящий в целенаправленном воздействии на поведение персонала посредством влияния на условия его жизнедеятельности, используя мотивы, движущие его деятельностью. В широком смысле слова С. — совокупность требований и соответствующая им система поощрений и наказаний. С. как тактика решения проблемы кризиса труда предполагает наличие у орга-
 [c.362]

Координация деятельности предприятия, обеспечивающая целенаправленность и ритмичность его работы, осуществляется путем формирования некоторой системы управления.

Управление, понимаемое в широком смысле слова, представляет собой процесс целенаправленного, систематического и непрерывного воздействия управляющей подсистемы на управляемую с помощью так называемых общих функций управления, образующих замкнутый и бесконечно повторяющийся управленческий цикл.

Обособление, взаимосвязь и взаимодействие этих функций могут быть представлены различными способами один из достаточно распространенных вариантов представления, когда общие функции в известном смысле олицетворяются с отдельными этапами процесса управления, приведен на рис. 13.1.
 [c.330]

Традиционно любое научное направление в наиболее концентрированном виде характеризуется путем формулирования и идентификации его предмета и метода. Предметом финансового менеджмента, т. е. того, что изучается в рамках данной науки, являются финансовые отношения, финансовые ресурсы и их потоки.

В широком смысле слова метод финансового менеджмента как науки представляет собой систему теоретико-познавательных категорий, базовых (фундаментальных) концепций, научного инструментария (аппарата) и регулятивных принципов управления финансовой деятельности субъектов хозяйствования.
 [c.

44]

Управление, понимаемое в широком смысле слова, представляет собой процесс целенаправленного, систематического и непрерывного воздействия управляющей подсистемы на управляемую с помощью так называемы общих функций управления, образующих замкнутый и бесконечно повторяющийся управленческий цикл. Обособление, взаимосвязь и взаимодействие этих функций могут быть представлены различными способами один из достаточно распространенных вариантов представления, когда общие функции в известном смысле олицетворяются с отдельными этапами процесса управления, приведен на рис. 1.1.
 [c.16]

Организация в широком смысле слова система (результат упорядочения) структура (объект упорядочения) процесс (деятельность по упорядочению) в более узком (функциональном) понимании О. рассматривается как организационная деятельность, являющаяся одной из функций управления.
 [c.523]

При определении доли выручки от указанных видов деятельности в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг) в общую сумму не включается выручка по видам деятельности, для доходов по которым применяется особый порядок налогообложения (раздел 6 Инструкции ГНС РФ № 4 О налоге на прибыль ).

МАРКЕТИНГ — современная методология деятельности предприятия, ориентированная на удовлетворение потребностей и получение прибыли в условиях конкуренции. Формирует образ мышления в управлении предприятием и образ действия предприятия на рынке. Как методология М. раскрывает принципы, организацию и методы рыночной деятельности предприятия. Современные толкования М.

основаны на его понимании в широком смысле слова как философии бизнеса.
 [c.128]

Управление производством в широком смысле слова понимается как процесс целенаправленного воздействия для достижения поставленной цели.
 [c.149]

В литературе обычно на микроуровне выделяют три основных фактора производства труд, землю и капитал. Труд — это работники фирмы, которые непосредственно заняты в производстве. Земля, в широком смысле слова, означает все используемые в производстве естественные ресурсы.

Капитал — это материальные и финансовые ресурсы, используемые в производстве. В экономической литературе XX в. появились теории, которые к указанным выше трем видам факторов производства добавляют еще два фактора -менеджмент, т. е.

организацию производства, труда и управления и информацию, владение которой придает фирме особую роль в условиях постиндустриального общества. Все указанные выше факторы производства — труд, земля, капитал, менеджмент и информация — в рамках фирмы, предприятия объединяются предпринимательской деятельностью.

Эта последняя представляет собой такую производственную деятельность, которая подчинена коммерческому успеху фирмы на рынке.
 [c.21]

Успех работы производственного коллектива в значительной степени зависит от того, насколько рационально установлены в нем функциональные связи и взаимоотношения между всеми участниками трудового процесса, обусловленные принятой системой хозяйствования, формирования плана производства, его подготовки и обслуживания, оперативного учета, контроля и регулирования работы, иначе говоря — от качества управления в широком смысле этого слова.
 [c.4]

В широком смысле слова общие принципы процесса организации обладают качеством социальной нормативности, т.е. указывают, что нужно, можно и чего не следует делать в процессе организации в сфере управления производством.

Если в системе управления организацией происходят отклонения от принципов организации, если они нарушаются, то этим неизбежно наносится ущерб решению практических задач, снижая показатели хозяйственной деятельности организации.

 [c.167]

В широком смысле слова реструктуризация означает изменение структуры, способа организации системы. Реструктуризация системы управления компанией — это изменение  [c.243]

В широком смысле слова контроллинг представляет собой систему обеспечения выживаемости фирмы на уровне стратегического и тактического управления.

В схематичном виде концепция контроллинга показана на рис.7.

2 и представляет собой непрерывную цепь инициируемых и контролируемых действий по достижению стратегических и тактических целей функционирования и развития организации [6, с.218].
 [c.423]

Финансовая политика (в широком смысле слова) — это определение конечных целей, конкретных задач и организация управления финансами с целью выполнения ими своих функций с учетом действия экономических законов развития общества.
 [c.16]

В широком смысле слова бюджет — это система отношений, формируемых общегосударственным органом управления и обязательных к исполнению, по поводу формирования и использования средств общегосударственного фонда денежных средств в соответствии с функциями категории и государства.
 [c.48]

Государственный кредит (в широком смысле слова) представляет собой совокупность экономических денежных отношений, возникающих в процессе перераспределения свободных денежных средств, формирования средств централизованного денежного фонда государства на условиях срочности, платности и возвратности и его использования с целью реализации функций государственного управления.
 [c.93]

В широком смысле слова финансы предприятия — это система экономических денежных отношений, регулируемых общегосударственным органом управления и обязательных к исполнению, по поводу формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов и средств в соответствии с функциями категории и функциями предприятия.
 [c.104]

Принципы управления финансами зависят от финансовой политики предприятия, принятой на стратегический и оперативный период деятельности.

Финансовая политика предприятия (в широком смысле слова) — это определение конечных целей, конкретных задач и организация управления финансами с целью выполнения ими своих функций с учетом действия экономических законов и действующего законодательства.
 [c.119]

Вместо разветвленной кредитной системы остались три банка и система сберкасс. За рамки кредитной системы была вынесена система страхования. Такие преобразования отразили ликвидацию рыночных отношений в широком смысле слова и переход на административную систему управления.
 [c.35]

Особенностью является то, что кризисные ситуации возникают на всех стадиях жизненного цикла предприятия.

Реализация всей совокупности антикризисных процедур (банкротство в широком смысле слова) начинается лишь на определенном этапе жизненного цикла в условиях резкого спада, характеризующегося, как правило, неплатежеспособностью предприятия.

В то же время меры антикризисного управления, находящиеся за рамками процедур банкротства и призванные нейтрализовать последствия возникновения кризисных ситуаций, применяются на всех стадиях жизненного цикла компании.
 [c.12]

Когда определены цели развития и пути их достижения, решающим звеном становится организация, то есть дальнейшее совершенствование управления экономикой в самом широком смысле слова .  [c.14]

Не следует забывать, что слово управленческий в сочетании управленческий учет более значимо. Нельзя ограничивать рассмотрение проблемы управленческого учета только бухгалтерским учетом.

Проблема значительно шире в управленческом учете используются элементы таких дисциплин, как экономический анализ, контроль, планирование и управление на предприятии, экономика предприятия, математические методы, статистика.

Учитывая это и все ранее изложенное, можно сделать вывод речь должна идти об адаптации западного управленческого учета к российской теории и практике (учета в широком смысле как основы управления), а не о проблемах внедрения западного учета как чего-то доселе невиданного.
 [c.509]

Потребности самовыражения. Данная группа объединяет потребности, выражающиеся в стремлении человека к наиболее полному использованию своих знаний, способностей, умений и навыков. Данные потребности в гораздо большей степени, чем потребности других групп, носят индивидуальный характер. Это потребности человека в творчестве в широком смысле этого слова.

Люди с данной потребностью открыты к восприятию себя и окружения, созидательны и независимы. При управлении людьми данного рода надо стремиться давать им оригинальные задания, позволяющие претворять в жизнь способности, предоставлять большую свободу в выборе средств решения задач и привлекать к работе, требующей изобретательности и созидательности.
 [c.

145]

В докладе Л. И. Брежнева на XXV съезде КПСС в числе узловых проблем развития экономики на современном этапе названа необходимость дальнейшего совершенствования управления экономикой. Л. И. Брежнев отметил следующее В. И.

Ленин указывал, что, когда выработана правильная политика, верная линия, успех дела зависит прежде всего от организации. Такая политика, такая линия у нас есть.

Значит, решающим звеном становится организация, то есть дальнейшее совершенствование управления экономикой в самом широком смысле слова 1.
 [c.7]

Общие вопросы управления экономикой (в широком смысле этого слова), не регламентированные в рамках мирового сообщества, каждой стране приходится решать самостоятельно, что, кроме несения дополнительных затрат, не обеспечивает высокого качества решения и затрудняет интеграцию между странами. Если на федеральном уровне не регламентирован какой-либо вопрос управления глобальной системой, то каждый регион самостоятельно, по-своему и с большими затратами решает этот вопрос, и так до уровня фирмы.
 [c.249]

Операторы бывают двух видов арифметические и логические. Арифметические выполняют вычисления в широком смысле этого слова и обычно передают управление какому-то другому оператору. Например, запись Л10 означает, что оператор с арифметическим номером 10 передает управление другому оператору с индексом 26.
 [c.244]

Управление в широком смысле слова понимается к направленное воздействие для достижения поставлена Управление — особый вид человеческой деятельности, с вляемый людьми и связанный с воздействием на люде щих производственный процесс.
 [c.23]

При разработке тематических планов особо важно добиться преодоления цеховой ограниченности руководителей, ибо издержки их неоправданно узкой специализации значительны. Бернард Шоу говорил Узкая специализация в широком смысле слова ведет к широкой идиотиза-цни в узком смысле слова . Вспоминается и такая шутка, по в обиду пожарникам будь вспомянута.

В ответ на вопрос, чем отличается контрабас от скрипки, пожарник отвечает Контрабас дольше горит . Столь высокий профессионализм руководителю, надо полагать, противопоказан.

Между тем опасения на этот счет не всегда лишены оснований — хотя бы потому, что подавляющее большинство директоров предприятий выросли из главных инженеров, а до этого росли по конструкторской или технологической линии. Мудрено ли, что должны пройти годы, пока они научатся разбираться в экономике, хозяйственном праве и других важных аспектах руководящей деятельности.

Чего же можно ожидать от профессионально не подготовленного руководителя, когда, будучи даже специально обучен управлению, он не ранее как через год с момента назначения на должность в состоянии принимать полноценные решения  [c.308]

В широком смысле слова СОММР можно рассматривать как комплексную систему управления материальными потоками и запасами продукции производственного назначения.

С общетеоретических позиций правомерно еще большее расширение контура системы.

Регулирование материальных потоков и запасов товарно-материальных ценностей может быть объединено с мероприятиями по управлению производством и потреблением отдельных видов продукции.
 [c.137]

Под учетом в широком смысле слова следует понимать отражение, обобщение и соизмерение экономических процессов и явлений. Первичному учету в этой формуле отводится только отражение, которое представляет собой процесс наблюдения фактов экономической действительности, их измерения и регистрации в определенных символах на машинных носителях информации или в документах.

Регистрация первичных данных на машинных носителях предполагает, что они сразу попадают в соответствующий информационный массив — банк данных. Регистрация первичных данных в документах требует их предварительной перезаписи на машинные носители, после чего они также попадают в банк данных АСУ.

Таким образом, банк данных выступает промежуточным организационным звеном между первичным учетом и другими подсистемами АСУП. Первичный учет завершается передачей информации в банк данных, где она уже выступает вторичной информацией, преобразованной в системе ЭВМ по специальным программам формирования основного информационного массива. Таким образом, нельзя согласиться с утверждениями 3. И.

Кирьяновой и А. Д. Трусова о том, что система обработки первичных данных и их передачи на другие уровни управления может и
 [c.209]

АДМИНИСТРАТИВНАЯ (КЛАССИЧЕСКАЯ) ШКОЛА (1900-1950). Первая статья Анри Файоля, посвященная теории администрирования, вышла в 1900 г., а книга Общее и промышленное управление — в 1916 г. Главной заботой Файоля и других представителей этой школы (Л. Урвик, Д. Муни и др.

) была эффективность управления в более широком смысле слова — применительно к работе всей организации, в отличие от авторов школы научного управления, которые занимались повышением эффективности на уровне ниже административного управления, т. е. управлением производством. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления.

При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам (14 принципов управления Анри Файоля), несомненно, приведет организации к успеху.

В то же самое время Файоль выделил шесть групп операций технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные, административные, по его мнению производимых на любом (простом или сложном, небольшом или крупном) предприятии и являющихся взаимозависимыми. Административные операции Файоль разделил на предвидение, организацию, распорядительство, координирование и контроль.
 [c.16]

В отличие от создателей школы научного управления, главной заботой представителей административной (классической) школы менеджмента (А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни) была эффективность управления в более широком смысле слова» — применительно к работе всей организации.

Тейлор предлагал устанавливать рациональное управление предприятиями снизу , а Файоль — сверху . Файоль неоднократно подчеркивал, что никакого противоречия между его теорией и теорией Тейлора нет, просто они рассматривают разные уровни организации производства Тейлор — цеховое управление, а он — высшее административное.

Основной вклад представителей административной школы в теорию менеджмента состоит в том, что они рассматривали управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, и изложили основные принципы управления.

Они сформулировали систематизированную теорию управления всей организации, выделив управление как особый вид деятельности.
 [c.16]

Иными словами, успех в конкурентной борьбе зависит не столько от производства, сколько от управления, его качества и эффективности в широком смысле. Компании третьего уровня конкурентоспособ-
 [c.20]

За рубежом при формировании стратегии управления предприятием все большее внимание отводится показателю качества продукции, что связано с разработкой многими компаниями в наукоемких отраслях технологий, ориентированных на количественный рост продукции.

В сложившихся рыночных условиях предлагается ориентировать управление, в первую очередь, на продукцию, рынок и технологию.

Для этого необходима система прогнозирования и информации, позволяющие руководству предприятия определить более широкий спектр изменений, чем технологические и финансовые аспекты, являющиеся типичными для многих однопрофильных производств.

К таким аспектам следует отнести перспективную конкурентоспособную обстановку, новые технологии, которые могут появиться в промышленности, а также социально-политическую ситуацию в широком смысле этого слова. Этим аспектам, как части организационной системы прогнозирования, не всегда уделялось должное внимание.

Требуется развитие стратегического мышления у руководителей, что позволило бы им анализировать финансовое положение предприятия в радикально изменившейся экономической обстановке, выбирать оптимальную стратегию для новых условий и правильно комплектовать портфель заказов с учетом имеющихся возможностей предприятия. Больше внимания должно быть уделено вопросам распределения ресурсов и развития соответствующей системы пла-
 [c.218]

Источник: https://economy-ru.info/info/44290/

Общее понятие управления и его виды

33. Общее понятие управления и его виды: В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или

Билет № 1

1. Общее понятие управления и его виды.

2. Прохождение государственной гражданской службы: поступление на службу, аттестация, прекращение службы.

Общее понятие управления и его виды

Управление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате которого достигается ее упорядоченность, развитие в соответствии с поставленными целями.

По своему содержанию — это постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления.

Объектами управления могут быть вещи (управление вещами), явления и процессы (управление процессами), люди (управление людьми), а субъектом управления всегда выступает человек (оператор, распорядитель, руководитель и т.д.) или коллективное образование—администрация (дирекция, руководство, командование и т. д.).

Видыуправления: механическое, технологическое, биологическое, социальное.

Социальное управление — это управление многочисленными и разнообразными социальными процессами, протекающими в человеческих общностях (социумах): племени, роде, семье, различного рода общественных объединениях людей, наконец, в государстве как самой широкой и сложной устойчивой человеческой общности.

Предпосылкой и одновременно движущей силой процесса социального управления выступает власть. В современных условиях ныне действующей Конституции РФ в системе управления всеми делами общества и государства можно выделить три основных, так или иначе связанных с административно-правовым регулированием разновидности социального управления: общественное, муниципальное и государственное.

Государственное управление как форма реализации прерогатив государства его органами и должностными лицами в общей системе социального публичного управления является основной сферой действия и применения норм административного права.

В широком смысле под государственным управлением понимается деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти, поскольку обшей целью и содержанием деятельности как всего государства в целом, так и любых его органов, является какая-либо организация, определенное упорядочение общественных отношений.

В узком, организационно-правовом смысле под государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти, осуществляемой системой специальных государственных органов исполнительной власти или органов государственного управления.

Государственное управление в узком организационно-правовом смысле и является основным объектом административно-правового регулирования и сферой действия норм административного права.

Билет № 2

1. Исполнительная власть: понятие, соотношение с государственным управлением.

2. Понятие административного принуждения.

Исполнительная власть

Исполни́тельная вла́сть — один из видов самостоятельной и независимой[1] публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Исполнительная власть:

1) относительно самостоятельная ветвь единой государственной власти РФ (тесно взаимодействует с законодательной и судебной ветвями);

2) самостоятельна (в функционально-компетенционном смысле, ее функции связаны с практической реализацией законов в общегосударственном масштабе – используются государственно-властные полномочия) (она – подсистема системы единой государственной власти, ее механизма);

3) всегда существует наряду с законодательной и судебной властями;

4) способна и имеет возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение, имеет право и возможность подчинять своей воле (отличительный признак – реализуется в отношении к различным элементам государственно-организованного общества (в общегосударственном масштабе, в качестве специфической государственной функции правоприменительного характера));

5) не может отождествляться с видом государственной деятельности (соответствующий вид деятельности – только форма практической реализации власти) (исполнительная власть не тождественна исполнительной деятельности, власть – сущностное выражение этой деятельности, ее функциональной направленности и компетенционной определенности – исполнительная власть не тождественна государственному управлению, характеризуемому как вид государственно-властной деятельности);

6) выражается в особом виде государственной деятельности, по сути правоприменительна (для нее характерно правоприменение позитивного характера (прямое исполнение требований законодательства в целях организации нормальной эффективной работы всех объектов);

7) имеет субъектное выражение (олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией) (представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти);

8) в ее распоряжении – все наиболее существенные атрибуты государственной власти (финансы, коммуникации, армия, милиция, уголовно-исполнительные учреждения);

9) в процессе реализации выступает как организованный институт (весь ее механизм организует исполнение законов, этот механизм необходимым образом организован).

Исполнительная власть – категория политико-правовая, государственное управление – организационно-правовая.

Государственное управление – вид государственной деятельности, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть. Понятие государственное управление более широкое, чем исполнительная власть, которая определяет объем и характер государственно-властных полномочий, реализуемых в процессе государственно-управленческой деятельности.

Государственное управление – вид деятельности, направленный на практическую реализацию исполнительной власти, составляющей содержание деятельности по государственному управлению.

Все субъекты исполнительной власти – одновременно звенья системы государственного управления (но не все эти звенья – субъекты исполнительной власти в ее конституционном смысле).

Билет № 3

1. Место исполнительной власти в системе разделения властей.

2. Виды правовых актов управления.

Билет № 4

1. Федеральные службы и агентства.

2. Административная ответственность юридических лиц.

Федеральные службы, руководство которыми осуществляет Правительство РФ

§ Федеральная антимонопольная служба

§ Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка

§ Федеральная служба по тарифам

§ Федеральная служба по финансовому мониторингу

§ Федеральная служба по финансовым рынкам

§ Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

§ Федеральная таможенная служба

Федера́льное аге́нтство — разновидность федеральных органов исполнительной власти России. Основные функции — правоприменение, оказание государственных услуг, управление государственным имуществом.

Статус федеральных агентств упорядочен в 2004 в результате административной реформы.

Большинство федеральных агентств находятся в ведении соответствующих федеральных министерств, но некоторые напрямую подчиняются Президенту или Правительству России (см. шаблон). 22 шт

Билет № 6

1. Предмет административного права.

2. Административная ответственность военнослужащих.

Билет № 7

1. Метод административного права: понятие, особенности.

2. Административно-процедурная деятельность: понятие, особенности, виды.

Билет № 8

1. Источники административного права: понятие, система.

2. Административно-предупредительные меры.

Билет № 9

1. Административно-правовые отношения: понятие, особенности.

2. Административно-правовой статус государственных и негосударственных предприятий и учреждений.

Билет № 10

1. Поощрение и ответственность государственных гражданских служащих.

2. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

Поощрение и ответственность государственных гражданских служащих.

Поощрение – это форма общественного признания его заслуг, оказания ему почета, имеющего большое моральное значение и влекущего определенные правовые, в том числе материальные, преимущества

Поощрения и награждения за гос.службу:

Поощрение и награждение государственных служащих Меры поощрения и награждения государственных служащих

• благодарность с выплатой единовременного поощрения (выплата гражданскому служащему единовременного поощрения производится в порядке и размерах, утверждаемых представителем нанимателя в пределах установленного фонда оплаты труда гражданских служащих);

• награда почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;

• выплата единовременного пособия в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;

• поощрение Правительства РФ;

• присвоение почетных званий Российской Федерации, награждение знаками отличия Российской Федерации, награждение орденами и медалями Российской Федерации;

• досрочное присвоение специального звания, классного чина, перевод на государственную должность более высокой категории.

Решение о поощрении или награждении

• принимается представителем нанимателя (объявление благодарности, награждение почетной грамотой) или по его представлению в соответствии с законодательством Российской Федерации (поощрение Президента РФ или Правительства РФ);

• оформляется соответствующим правовым актом государственного органа или нормативными правовыми актами Российской Федерации;

• соответствующая запись о поощрении или награждении вносится в трудовую книжку и личное дело гражданского служащего.

Законодательством РФ предусмотрена юридическая ответственность (дисциплинарная, материальная, административная, уголовная, гражданско-правовая).

— дисциплинарная : основание — Неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей. Виды

1) замечание;

2) выговор;

3) строгий выговор;

4) предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации;

5) увольнение

Особенности

• за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание;

• до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме;

• при применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых, совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей;

• дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка;

• перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.

Служебная проверка Служебная должна быть завершена не позднее чем через месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.

Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

Материальная ответственность наступает за неправомерные действия (бездействие), в результате которых причинен материальный ущерб государству (выражается в возмещении имущественного вреда).

Она наступает (в административном порядке или по суду) (при наличии прямого действительного ущерба, непосредственной связи между действиями и вредными последствиями, вины правонарушителя в причинении ущерба, если противоправные действия допущены им при исполнении служебных обязанностей).

Материальная ответственность исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости, необходимой обороны.

Взыскание суммы ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению представителя нанимателя не позднее 1 месяца со дня установления причиненного ущерба (если больше – взыскание осуществляется в судебном порядке).

Два вида материальной ответственности военнослужащих (ограниченная и полная – в зависимости от служебно-правового положения военнослужащих, формы вины, размеров ущерба, других факторов).

Административная ответственность – применение судьями, органами и должностными лицами установленных государством мер административного наказания к физическим и юридическим лицам за совершение административных правонарушений.

Законодательство об административных правонарушениях (КоАП и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов РФ об административных правонарушениях).

Государственные служащие несут административную ответственность на общих основаниях.

Особенности, касающиеся государственных служащих, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине:

1) военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарным уставом;

2) сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, органов наркоконтроля, государственной противопожарной службы и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с НПА, регламентирующими порядок прохождения службы в этих органах;

3) за нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ПДД, требования пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил, правил режима государственной границы, пограничного режима, административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении – несут ответственность на общих основаниях;

4) к указанным лицам не может быть применено административно наказание в виде административного ареста;

5) к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, не может быть применено административное наказание в виде административного штрафа.

Билет № 1

1. Общее понятие управления и его виды.

2. Прохождение государственной гражданской службы: поступление на службу, аттестация, прекращение службы.

Общее понятие управления и его виды

Управление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате которого достигается ее упорядоченность, развитие в соответствии с поставленными целями.

По своему содержанию — это постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления.

Объектами управления могут быть вещи (управление вещами), явления и процессы (управление процессами), люди (управление людьми), а субъектом управления всегда выступает человек (оператор, распорядитель, руководитель и т.д.) или коллективное образование—администрация (дирекция, руководство, командование и т. д.).

Видыуправления: механическое, технологическое, биологическое, социальное.

Социальное управление — это управление многочисленными и разнообразными социальными процессами, протекающими в человеческих общностях (социумах): племени, роде, семье, различного рода общественных объединениях людей, наконец, в государстве как самой широкой и сложной устойчивой человеческой общности.

Предпосылкой и одновременно движущей силой процесса социального управления выступает власть. В современных условиях ныне действующей Конституции РФ в системе управления всеми делами общества и государства можно выделить три основных, так или иначе связанных с административно-правовым регулированием разновидности социального управления: общественное, муниципальное и государственное.

Государственное управление как форма реализации прерогатив государства его органами и должностными лицами в общей системе социального публичного управления является основной сферой действия и применения норм административного права.

В широком смысле под государственным управлением понимается деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти, поскольку обшей целью и содержанием деятельности как всего государства в целом, так и любых его органов, является какая-либо организация, определенное упорядочение общественных отношений.

В узком, организационно-правовом смысле под государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти, осуществляемой системой специальных государственных органов исполнительной власти или органов государственного управления.

Государственное управление в узком организационно-правовом смысле и является основным объектом административно-правового регулирования и сферой действия норм административного права.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/3xd0.html

33. Общее понятие управления и его виды

33. Общее понятие управления и его виды: В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или

Управлениерассматривается в нескольких контекстах:

1.Управление– это всегда деятельность по руководствукем либо или чем либо, или по направляющемувоздействию на что либо или кого либо.Эта деятельность направляющая ирегулирующая;

2.Управление–это функция систем различной природы,исходя из видов которых, выделяютсявиды управления, где управляющим всегдаявляется человек (индивид): биологическое,техническое (механическое) и социальное.При этом:

-биологическое управление– это целенаправленное воздействие наземлю, животный и растительный мир(например, полив, подкормка и пересадкарастения для того, чтобы оно цвело иплодоносило; удобрение земель для болееактивного роста растений, посадкалесонасаждений после вырубки; выгулживотных на поводке и др.);

-техническое (механическое) управление– это целенаправленное воздействие наразличные машины, механизмы, приборы,технические устройства (например,управление транспортным средством,станком и т.д.);

-социальное управление— это целенаправленное воздействие,возникающее между людьми. Здесьприсутствуют управляющий и управляемыйучастники управленческих отношений.

Очень часто участников управленческихотношений делят на субъекты (управляющие)и объекты (управляемые), однако,представляется более верной точказрения, что оба участника управленческихотношений являются субъектами (управляющими управляемым), а объектом регулированияявляется воля управляемого субъектауправленческого отношения. Такиеотношения являются типичными (основными)для административного права, так какдля них характерно неравенство сторон.Нетипичными (неосновными) дляадминистративного права отношениямиявляются отношения характеризующиесяравенством сторон (например, процессуальноеравенство при производстве по делам обадминистративных правонарушениях).

признакисоциального управления: 1.это общественно необходимая функция,проявляемая там, где налицо совместнаядеятельность людей;

2.назначением является организация людейдля совместной деятельности людей вопределенные коллективы, их оформление,а также упорядочивающее воздействиена участников совместной деятельности,придающее их взаимодействиюорганизованность;

3.это воздействие на субъективнуюдеятельность людей, индивидуальную иликоллективную, то есть это руководствосознательно-волевым поведением людей;

4.через социальное управление обеспечиваетсяреализация общих функций, объективнонеобходимых для упорядочения илирегулирования совместной деятельностилюдей, таких как планирование, координация,надзор. Все эти функции являютсяуправленческими;

5.социальное управление характеризуетединая управляющая воля;

6.это вид деятельности, который нуждаетсяв особом механизме его реализациисубъектами управления, который традиционнооформляется в виде органов управления;

7.социальное управление реализуется вдеятельности органов управления поосновным направлениям, которыеодновременно можно назвать функциямиуказанных органов:

-прогнозирование;

-планирование;

-организация (формирование системыуправления и обеспечение ее нормальногофункционирования);

-регулирование (определение режимоввзаимодействия);

-распорядительство (властное решениеконкретных вопросов);

-координация (обеспечение согласованностидеятельности участников отношений);

-контроль (наблюдение за функционированиемуправляемых участников управленческихотношений);

8.социальное управление как процесс имеетструктуру, то есть складывается из трёхстадий: 1) формирование и принятиеуправленческого решения; 2) реализацияпринятого решения – его исполнение; 3)проверка принятого решения – контроль.

двавида социального управления:

1.государственное управление;

2. негосударственное управление, в томчисле семейное, коллективное, корпоративное,муниципальное и т.д

Гос.Управление— имеет ряд отличий от других формгосударственной власти. При этом оноосуществляется всеми ветвями власти.Признаками государственного управленияв широком смысле являются:

1.это конкретный вид деятельности поосуществлению единой государственнойвласти, имеющий функциональную специфику;

2.государственное управление характеризуетсяв качестве деятельностиисполнительно-распорядительногохарактера, где исполнение – это проведениев жизнь законов и подзаконных нормативныхправовых актов, а распорядительство –это уточнение норм и издание собственныхнормативных правовых актов на основеи во исполнение законов;

3.это всегда подзаконная деятельность,осуществляемая на основании и воисполнение законов;

4.выделяются специальные субъектыгосударственного управления – этоисполнительно-распорядительные органыгосударственной власти и их должностныелица;

5.государственное управление рассматриваетсякак деятельность, осуществляемая впроцессе повседневного и непосредственногоруководства сферами жизни общества.Непосредственность реализуется вфункциональном организационномподчинении конкретному органу конкретнойсферы управления.

Источник: https://studfile.net/preview/6701163/page:24/

Studio-pravo
Добавить комментарий