32. Правовое положение предприятий и учреждений.: Административно-правовой статус предприятий, учреждений и иных

Административно-правовой статус предприятий, учреждений организаций

32. Правовое положение предприятий и учреждений.: Административно-правовой статус предприятий, учреждений и иных

Субъект административного права — лицо (организация), которое в соответствии с действующим законодательством является участником управления отношений, регулируемых нормами административного права, и наделенное определенными правами и обязанностями в сфе­ре государственного управления.

Среди субъектов административного права отдельно в качестве юридических лиц рассматривают различные организации, которые являются коллективными субъектами административного права. Орга­низации, создающие материальные и духовные ценности, как участники (стороны) административно-правовых отноше­ний различаются по своему правовому положению.

Под ор­ганизацией понимается коллектив работников разной численнос­ти (от нескольких человек до десятков тысяч), возглавляемый своим органом управления и имеющий в собственности, хозяйст­венном ведении или оперативном управлении обособленное иму­щество.

Органом управления организации является администрация. Это может быть единоличный руководитель (директор, генераль­ный директор) и его заместители, либо одновременно единолич­ный и коллективный (совет директоров, правление, дирекция) или другой назначенный орган, либо орган, которому коллектив работников делегировал право по управлению организацией.

Ад­министрация осуществляет управленческие функции внутри организации в пределах предоставленных ей полномочий по организации работы трудового коллектива, обеспече­нию трудовой и государственной дисциплины. В отношении коллектива работников администрация обладает дисциплинарной властью.

Что касается внешнего управления, то, в отличие от ор­ганов исполнительной власти, она его не осуществляет, так как не обладает соответствующими государственно-властными полномо­чиями.

Во внешние административно-правовые отношения с ор­ганами исполнительной власти администрация организации всту­пает в качестве объекта управления в связи с осуществлением функций организации. Она вправе обращаться к ним с соответствующими ходатайствами, обжаловать их действия, как в админи­стративном, так и в судебном порядке.

Чтобы быть субъектом административного права и участником административно-правовых отношений юридическое лицо должно обладать правосубъектностью, которая определяет административно-правовой статус организации.

Административно-правовой статус юридических лиц — совокупность предусмот­ренных законами, подзаконными актами, учредитель­ными документами прав и обязанностей юридических лиц в сфере государственного управления и админи­стративной ответственности.

Нормы права, устанавливающие административно-правовой статус организации, содержатся в ГК, федеральных законах «Об акционерных обществах», «О производственных кооперативах», «О некоммерческих организациях», «О садоводческих, огородни­ческих и дачных некоммерческих объединениях граждан», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об общественных объединениях», «О профессиональных союзах, их правах и гаран­тиях деятельности», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О свободе со­вести и о религиозных объединениях» и в иных нормативных правовых актах (положениях, уставах и т.п.).

Административная правосубъектность юридических лиц возникает с момента его государственной регистрации. Право заниматься деятельностью, подлежащей лицензированию, возни­кает с момента получения лицензии.

Правосубъектность предприятия — это его способность быть субъектом права и участником административно-правовых отношений.

Для этого предприятие должно обладать тремя элементами правосубъектности: правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью, которые в совокупности входят в административно-правовой статус предприятия.

В от­ношении общественных организаций запрещаются создание объединений, преследующих незаконные цели, и осуществление деятельности, посягающей на здоровье и нравственность населения, права и закон­ные интересы граждан.

Организационный блок элементов характеризуется тем, что юридическое лицо осуществляет права и обязанности через свои органы управления: — высший орган юридических лиц (общее собрание, съезд); — совет директоров (наблюдательный совет); — коллегиальные (правление, дирекция) или едино­личные (генеральный директор) исполнительные органы; — орган контроля за финансовой и хозяйственной деятельностью.

Права юридических лиц подразделяются:

= на общие, которые реализуются во всех сферах государственного управления (право на получение необходимой информации; на обращение в форме жалобы, заявления, ходатайства, уведомления и др.; право на защиту в административном и судеб­ном порядке);

= на специальные, которые реализуются лишь в кон­кретных сферах (напр., право на получение ин­формации о порядке исчисления и уплаты нало­гов).

Обязанности юридических лиц:

— общие (необходимость соблюдения требований законодательства в своей деятельности; обязан­ность государственной регистрации создания, ре­организации, ликвидации юридических лиц, внесе­ния изменений в уставные документы);

— специальные (регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выпуск ценных бумаг, обязанность постановки на учет в налоговых орга­нах и для ведения статистических данных, получе­ние лицензии на осуществление определенных видов деятельности и др.).

Классификация юридических лиц проводится в зависимости от формы собственности, по целям их деятельности, организационно-правовым формам, объе­му и характеру полномочий, по распоряжению принадлежащим им имуществом, по подчиненности или подведомствен­ности.

По цели своей деятельности организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие

Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяй­ственных товариществ и обществ, производственных коопера­тивов, государственных и муниципальных унитарных предпри­ятий.

В целях координации своей предпринима­тельской деятельности, а также представления и защиты имуще­ственных интересов коммерческие организации могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или со­юзов, являющихся некоммерческими организациями.

Члены ас­социации (союза) сохраняют самостоятельность и обладают права­ми юридического лица.

Некоммерческие организации могут осу­ществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они со­зданы, и соответствует этим целям.

Разновидностью коммерческих организаций являются унитарные предприятия – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущества.

Признаки унитарного предприятия:

♦ вид коммерческой организации;

♦ не наделено правом собственности на закрепленное за ним имуществом;

♦ имущество находится в государственной или муниципальной собственности;

♦ имущество может распределяться по вкладам, долям, паям;

♦ имущество принадлежит на праве оперативного управления или хозяйственного ведения;

♦ отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом;

♦ не несет ответственности по обязательствам собственника имущества;

♦ имеет фирменное наименование;

♦ органом управления является руководитель, назначаемый собственником имущества, которому он и подотчетен.

Унитарные предприятия могут быть:

А) по форме собственности: государственными и муниципальными.

Б) по объему прав на имущество:

= предприятия с правом оперативного управления имуществом;

= федеральные казенные предприятия;

= предприятия с правом хозяйственного веления.

Некоммерческие организации создаются в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), бла­готворительных и иных фондов, а также в других формах, пред­усмотренных законом.

Формой некоммерческих организаций являются ассо­циации, указанные в наименовании Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций эконо­мического взаимодействия субъектов Российской Федерации» от 17 декабря 1999 г.

Они создаются в целях межрегиональной ин­теграции и социально-экономического развития субъектов Феде­рации, совершенствования методов управления хозяйствующими субъектами в условиях рыночных отношений и повышения уров­ня жизни населения.

По роду деятельности (предназначению) различаются такие разновидности организаций, как: предприятия, учреждения, об­щественные объединения граждан и иные организации (междуна­родные, иностранные и т.д.).

По видам собственности организации подразделяются на го­сударственные и негосударственные (муниципальные, частные, общественные и религиозные). Различие между предприятиями и учреждениями содержится в резуль­татах их основной деятельности.

Предприятие— это хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Основу этой деятельности составляет его имущество.

Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Признаки предприятий:

~ организационное единство;

~ имущественная обособленность;

~ самостоятельная имущественная ответственность;

~ в гражданском обороте выступает от своего имени;

~ выполнение работ услуг на возмездной основе с целью получения прибыли.

Законодательство о предприятиях в равной степени распро­страняется на предприятия всех форм собственности. Это — выра­жение юридического равенства всех форм собственности, установ­ленного ч. 2 ст. 8 Конституции России.

Однако для государствен­ных предприятий законодательство предусматривает особые правила.

Например, только они могут осуществлять производство любых видов оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ и других предметов так называемой разрешительной системы.

Предприятие считается созданным с момента его государст­венной регистрации и действует на основе учредительных доку­ментов.

Административно-правовой статус предприятия (учреждения) — ком­плекс прав и обязанностей, которые предприятие (учреждение) при­обретает и реализует в процессе совершения следующих действий: — создание предприятия (учреждения) по решению собственника имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива предприятия; — государственная регистрация, осуществляемая по месту нахождения предприятия (учреждения) местным органом государственной власти; — получение разрешения на занятие определенными видами деятельно­сти, выдаваемого в административном порядке местным органом государственной власти; — формирование органа управления делами; — определение круга вопросов и полномочий вышестоящих государствен­ных органов в отношении предприятия (учреждения); — ведение и представление бухгалтерской и статистической отчетности. В число гарантий прав предприятия входят некоторые меры админис­тративно-правового характера: = недопущение отказа в регистрации предприятия (учреждения) по мо­тивам нецелесообразности; = запрет на вмешательство органов государства в деятельность предприя­тия (учреждения), за исключением случаев, предусмотренных законо­дательством; = защита имущества предприятия от незаконного изъятия; = недопущение монопольного положения на рынке отдельных предприятий и недобросовестной конкуренции. Предприятия и учреждения в зависимости от видов собственности разделяются на: — государственные (федеральные или субъектов Российской Федерации); — муниципальные (районного, городского, поселкового и сельского значения); — частные; — общественные; — смешанных форм собственности. В зависимости от организационно-правовых форм различают: • полные товарищества; • товарищества на вере; • общества с ограниченной ответственностью; • открытые и закрытые акционерные общества; • унитарные пред­приятия (государственные и муниципальные); • производственные кооперативы. В зависимости от отраслевой специализации различают: = промышленные (заводы, фабрики, шахты, рудники, комбинаты и др.); = сельскохозяйственные (совхозы, фермерские хозяйства и др.); = строительные (строительные управления, кооперативы и др.); = транспортные (предприятия железнодорожного транспорта, предпри­ятия водного транспорта, аэропорты, предприятия гражданской авиа­ции и др.); = связи (узлы связи, почтамты, телеграфы и др.); = торговли (универмаги, гастрономы и др.); = жилищно-коммунальные (жилищно-эксплутационные управления и др.). По мас­штабу и значению своей деятельности государственные предприятия и учреждения могут быть: федеральны­ми, субъектов Федерации и местными — районного, городского, поселкового и сельского значения. Предприятия могут создаваться государственными органами, органами местного самоуправления, учредителями (участника­ми), собственниками имущества либо органами, уполномоченны­ми на то собственниками имущества. Учредительным документом государственного и муниципаль­ного предприятия является устав, который утверждается учреди­телем предприятия.

Негосударственные предприятия действуют на основании устава либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В учредительных документах должны содержаться сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

Административная правосубъектность государственных и негосударственных предприятий различна. Государственные предприятия — это собственность государ­ства.

Поэтому к ведению государственных органов относится: со­здание государственных предприятий; определение целей их дея­тельности, а также их размещение; утверждение устава; управле­ние предприятиями; назначение на должность и освобождение от должности их руководителей; доведение до них в установленных случаях государственных заказов на продукцию; реорганизация и ликвидация государственных предприятий.

Государственные предприятия в зависимости от правового ре­жима их имущества подразделяются на два вида:

1) основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК);

2) основанные на праве оперативного управления, которые создаются в виде феде­ральных казенных предприятий (ст. 115 ГК).

Государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, обладают существенным объемом оперативно-производственной самостоятельности. Они самостоя­тельно планируют свою деятельность и перспективы развития. Основу планов составляют заключаемые ими хозяйственные до­говоры.

Разновидностью государственных унитарных предприятий яв­ляются федеральные казенные предприятия, основанные на праве оперативного управления, которые создаются в соответствии с Указом Президента «О реформе государственных предприятий» от 23 мая 1994 г.

Казенные предприятия могут быть образованы только на базе имущества, находящегося в федеральной собствен­ности. Поэтому они являются федеральными казенными предпри­ятиями, действующими на праве оперативного управления, т.е.

степень их хозяйственной самостоятельности значительно урезана по сравнению с государственными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения.

Федеральные государственные унитарные предприятия как имущественные комплексы могут передаваться в собственность субъектов Федерации. Управление предприятиями, находящимися в государствен­ной собственности субъектов Федерации, осуществляют исполни­тельные органы этих субъектов в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов.

Влияние со стороны государства на негосударственные пред­приятия ограничено. Управление осущест­вляют собственники (учредители) или уполномоченные ими органы, не обладающие государственно-властными полномочиями.

Роль государства по отношению к этим предприятиям заключается в установлении административ­но-правового режима, общего для всех предприятий независимо от их организационно-правовых форм, и в контроле за соблюдени­ем ими установленного режима.

Законода­тельство содержит лишь самые общие указания на этот счет.

В соответствии с законодательством ликвидация предприятия производится по решению его учредителей либо органа, уполно­моченного на то учредительными документами.

Основанием для такого решения могут быть: истечение срока, на который создано предприятие; достижение цели, ради которой оно создано; призна­ние в судебном порядке его регистрации недействительной; осу­ществление деятельности без лицензии; грубое нарушение закона; признание предприятия несостоятельным (банкротом).

Учреждение в отличие от предприятия выполняет только социально-культурные или административно-политические функции. Учреждения создают социальные ценности в основном непроизводственного характера (например, учреждения образования, здравоохранения).

Учреждением признается организация, созданная собственни­ком для осуществления управленческих, социально-культурных, административно-политических или иных функций некоммерческого характера и финансируемая собственником полностью или частично.

Социально-культурные функции выполняют учреждения образо­вания, науки, культуры, здравоохранения и др. Различия между предприятиями и учреждениями состоят в содержании их основ­ной деятельности.

К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся, напри­мер, аппараты законодательных, судебных органов, прокуратуры.

Признаки учреждения:

~ разновидность некоммерческих организаций;

~ обладает правом юридического лица;

~ полностью или частично финансируется собственником имущества;

~ обладает правом оперативного управление на закрепленное за ним имущество;

~ создается собственником имущества для некоммерческих целей;

~ отвечает по обязательствам денежными средствами, находящимися в его распоряжении;

~ собственник имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения при недостаточности имущества учреждения.

Правовое положение учреждений определено рядом правовых актов, регулирующих отношения в отдельных от­раслях и сферах управления, например, в федеральных законах «Об образовании», «О науке и государственной научно-техничес­кой политике», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «Основах законодательства Рос­сийской Федерации о культуре» и др.

Государственные учреждения, как и государственные пред­приятия, наделены достаточной самостоятельностью; их опера­тивная деятельность координируется и контролируется соответст­вующими органами исполнительной власти.

Что касается муниципальных предприятий и учреждений, то ряд вопросов их правового положения, взаимоотношений с орга­нами исполнительной власти разных уровней определен Феде­ральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г., Указом Президента «Об утверждении Основных положений госу­дарственной политики в области развития местного самоуправле­ния в Российской Федерации» от 15 октября 1999 г. и некоторы­ми другими правовыми актами.

Органы местного самоуправления вправе создавать предпри­ятия, учреждения и организации для осуществления хозяйствен­ной и иной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации.

Они определяют цели, условия и порядок деятель­ности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, на­значают и увольняют руководителей данных предприятий, уч­реждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятель­ности.

Органы местного самоуправления непосредственно управляют жилищно-коммунальным хозяйством населенных пунктов. Они решают вопросы организации, содержания и развития муници­пальных учреждений образования, здравоохранения, культуры и других сфер, отнесенных к предметам ведения местного самоуп­равления.

Органы местного самоуправления вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплекс­ном социально-экономическом развитии территории муници­пального образования.

Их долг — создавать благоприятные ус­ловия для предпринимательства, эффективного использования местных природных ресурсов и координации деятельности всех предприятий малого и среднего бизнеса по выполнению работ для населения и оказания ему услуг, обеспечению его продукта­ми питания и товарами народного потребления.

Но они не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности пред­приятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъек­тов Федерации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/11_3532_administrativno-pravovoy-status-predpriyatiy-uchrezhdeniy-organizatsiy.html

Административно-правовой статус предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений в Российской Федерации

32. Правовое положение предприятий и учреждений.: Административно-правовой статус предприятий, учреждений и иных

Предприятие — это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

В зависимости от видов производства предприятия делятся на следующие три группы.

1. Производящие продукцию определенного вида (заводы, фабрики).

2. Производящие работы определенной направленности (строительство социально-культурных объектов, производственных корпусов, жилья, дорог и т.д.).

3. Оказывающие различные, в том числе и хозяйственные, услуги (магазины, дома быта, прачечные, станции технического обслуживания и т.д.).

В свою очередь в каждой группе предприятий по видам производства осуществляется дальнейшее разделение их на более конкретные виды. Например, предприятия, которые производят продукцию, делятся на промышленные и сельскохозяйственные. Предприятия, производящие работы, делятся на строительные, проектные, изыскательные и др.

Предприятия, оказывающие хозяйственные услуги, делятся на транспортные, торговые, связи, бытового обслуживания населения и т.д.

В зависимости от формы собственности различают следующие предприятия.

По своему гражданско-правовому статусу различаются предприятия:

Особенностью унитарных предприятий является то, что их учредителями могут быть лишь органы государственной власти или муниципальные органы.

В случаях, предусмотренных законом, по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие).

Его Устав утверждается Правительством РФ, а собственность по обязательствам, кроме самого предприятия, несет Российская Федерация.

Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных (например, административно-политических) функций некоммерческого характера. Оно может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение).

Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Частные или муниципальные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества (например, учреждения образования, культуры, здравоохранения).

В зависимости от взятых за основу критериев учреждения также делятся на определенные виды. Например, по характеру своей деятельности они делятся:

  • на учреждения социальной сферы (образовательные, культурные, социальной защиты, научные, здравоохранения и др.);
  • внешнеполитические учреждения (системы МИДа России — консульства, посольства, миссии);
  • учреждения правоохранительных органов (высшие и среднеспециальные образовательные учреждения, научно-исследовательские и иные).

Учреждения также могут быть классифицированы по формам собственности и другим критериям.

Федеральным законом предусмотрено создание «Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта» автономных учреждений в форме некоммерческих организаций. Как на разновидность юридических лиц на них распространяется действие норм Гражданского кодекса РФ.

Органами автономного учреждения являются: наблюдательный совет, руководитель, общее собрание или конференция работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и другие.

Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.

Наблюдательный совет — создается не более чем на пять лет в составе не менее пяти и не более одиннадцати членов. В его состав входят представители учредителя, исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления.

Кратность нахождения лиц в составе наблюдательного совета законодательством не ограничивается.

В компетенцию наблюдательного совета входит широкий круг вопросов, предусматривающий рассмотрение целесообразности реализации поступающих предложений по организации работы автономного учреждения.

Руководитель автономного учреждения (директор, генеральный директор, ректор, главный вран, художественный руководитель и т.д.) уполномочен решать вопросы осуществления текущего руководства деятельностью автономного учреждения в определенных границах.

От имени автономного учреждения руководитель действует без доверенности. Представляет интересы и совершает сделки от имени автономного учреждения. Утверждает штатное расписание. Контролирует документооборот.

Издает «приказы и дает указания, являющиеся обязательными для исполнения всеми работниками автономного учреждения».

В соответствии с Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» Правительство РФ утвердило порядок ведения соответствующего государственного реестра. В нем определены: состав сведений, вносимых в реестр; порядок внесения сведений в реестр и исключения сведений из реестра; предоставление сведений, содержащихся в реестре.

Основы административно-правового положения предприятий и учреждений

Законодательные акты, предназначенные устанавливать административно-правовой статус предприятий и учреждений, могут быть поделены на следующие четыре основные группы.

1. Закрепляющие принципиальные положения в вопросах их взаимоотношений с органами исполнительной власти.

Они устанавливают: запрет на вмешательство государства и его органов в деятельность предприятий; обязательную государственную регистрацию предприятий; обязательность для предприятий ведения бухгалтерской и статистической отчетности; военно-учетной работы; обязательность предоставления государственным органам информации, необходимой для налогообложения и некоторые другие положения.

К этой же группе относятся нормы, которые предусматривают обязанность предприятия соблюдать экологическое законодательство, земельное законодательство, эпидемиологическую безопасность, санитарногигиенические требования и т.д.

Уполномоченные государственные органы, осуществляющие надзор за соблюдением законодательства, могут в этой части вмешиваться в деятельность предприятий. Они наделены правом применения мер административного принуждения вплоть до привлечения предприятий и учреждений как юридических лиц к административной ответственности.

В некоторых случаях предприятия и учреждения обязаны получить лицензии на занятие определенным видом деятельности.

2. Нормы, закрепляющие административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений.

Поскольку государство является собственником таких предприятий и учреждений, поэтому его полномочия здесь наибольшие. Органы государственной власти обладают следующими правами: образуют предприятия; определяют их местонахождение и юридический адрес; утверждают устав; назначают руководителей; реорганизуют и ликвидируют их.

В силу особой значимости для безопасности государства, личности и общества некоторые виды деятельности разрешаются только государственным предприятиям, на которые распространяется разрешительная система: производство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, изготовление и реализация наркотических средств. Определенные виды деятельности подлежат лицензированию со стороны государства (фармацевтика, банковская и иная деятельность).

Особо важные объекты (телерадиоцентры, мобилизационные (в том числе лекарственные) склады; объекты Центробанка и др.) подлежат обязательной государственной охране.

Должностные лица государственных предприятий и учреждений наделены полномочиями государственно-властного характера, в том числе административной и дисциплинарной властью.

3. Нормы, закрепляющие административно-правовой статус муниципальных предприятий и учреждений. В целом административно-правовой статус муниципальных предприятий и учреждений аналогиченстатусу государственных. Особенностью является то, что он реализуется в отношениях с органами местного самоуправления.

4. Нормы, закрепляющие административно-правовой статус негосударственных предприятий и учреждений. В целом на данные предприятия и учреждения распространяется административноправовой режим, характерный для других предприятий, независимо от их организационно-правовых форм (т.е. нормы первой группы, устанавливающие правовой режим их деятельности и надзор за их соблюдением).

Государственные корпорации как субъекты административного права Российской Федерации

Во второй половине 2007 г. в Российской Федерации стали активно создаваться государственные корпорации, которые следует рассматривать как новую форму взаимодействия государства и бизнеса по решению важных для экономики страны задач.

Государственная корпорация — это одна из организационно-правовых форм некоммерческих организаций в Российской Федерации.

Правовой статус госкорпораций устанавливается отдельным законодательством.

Как правило, их руководители назначаются надолжность указами Президента РФ.

В отличие от акционерных обществ и государственных унитарных предприятий (ФГУПы) в государственных корпорациях преобладает доля участия государства.

На госкорпорации не распространяются положения о необходимости раскрытия информации, обязательные для акционерных обществ. На них не распространяет свое действие и законодательство о несостоятельности (банкротстве).

Собственность госкорпорации не является государственной собственностью. Тем самым они выведены из-под надзора Счетной палаты РФ.

Госкорпорации не обязаны представлять в государственные органы отчетные документы о своей деятельности, за исключением документов, представляемых непосредственно в Правительство РФ.

Контрольно-надзорные органы государства без согласия самих госкорпораций не могут:

  • запрашивать у органов управления корпорации их распорядительные документы;
  • запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности корпорации у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области взимания налогов и сборов и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
  • направлять представителей для участия в проводимых госкорпорацией мероприятиях;
  • проводить проверки соответствия деятельности госкорпораций, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию;
  • в случае выявления нарушений законодательства РФ или совершения госкорпорацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения;
  • устанавливать соответствие расходования денежных средств и использования иного имущества госкорпорациями целям, предусмотренным их учредительными документами.

Основы административно-правового статуса общественных и иных негосударственных объединений

В целях реализации провозглашенного Конституцией РФ права граждан на объединение 19 мая 1995 г. был принят Федеральный закон «Об общественных объединениях». Его действие распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан.

Исключение составляют религиозные и коммерческие организации, а также создаваемые ими некоммерческие союзы (ассоциации).

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Добровольность формирования — это важнейший признак общественного объединения. При этом граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов исполнительной власти или органов местного самоуправления.

Отличие государственных органов от общественных объединений заключается в том, что государственные органы действуют от имени и по поручению государства. Издаваемые ими правовые акты обязательны для всех граждан. Общественные объединения являются негосударственными формированиями. Поэтому принимаемые ими нормативные акты обязательны только для членов соответствующих общественных объединений.

Государство по общему правилу не должно вмешиваться в деятельность общественных объединений, а также в их внутриорганизационные отношения. Исключения предусмотрены лишь в связи с необходимостью обеспечения защиты прав и интересов граждан, общественной и государственной безопасности, а также соблюдения законодательства РФ. Общественные объединения могут быть:

1) с государственной регистрацией в органах юстиции и приобретением прав юридического лица. В этом случае общественное объединение имеет счет в банке, может от своего имени приобретать или арендовать объекты недвижимости, транспорт, средства связи, организационную технику или, например, типографию;

2) без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. В этом случае все это при необходимости осуществляют входящие в состав общественного объединения физические или юридические лица (законом предусмотрена возможность вхождения в состав общественного объединения не только физических, но и юридических лиц).

В соответствии с действующим законодательством общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм.

1. Общественная организация — основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов объединившихся граждан и достижения уставных целей (политическая партия, общество охотников и рыболовов, профсоюз, союз журналистов, общество филателистов, союз казаков России и т.д.).

2. Общественное движение — состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение преследующее социальные, политические и иные, общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения (движение казачества, движение «зеленых», движение за права женщин, движение ветеранов афганской войны и т.д.).

3. Общественный фонд — не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов и иных, не запрещенных законом поступлений, и использовании данного имущества на общественно полезные цели.

4. Общественное учреждение — не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих целям этого объединения. (Некоторые юридические вузы создают общественные юридические консультации, комиссия по правам человека при администрации района, города, области.)

5.

Орган общественной самодеятельности — не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ общества общественной самодеятельности по месту его создания. (Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций. Например: общественные инспекции; добровольные народные дружины; домовые или уличные комитеты и т.д.)

Основы административно-правового статуса профсоюзных организаций определяются Федеральным законом от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Регламентация их полномочий в сфере трудовых отношений отражена в Трудовом кодексе РФ.

Профсоюзы — это добровольные общественные объединения граждан, связанные общими производственными, профессиональными интересами, создаваемые в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Они независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, местного самоуправления, работодателей и им не подотчетны.

Нормативные правовые акты, касающиеся социально-трудовой сферы, принимаются с учетом мнения профсоюзов. Учредительные документы профсоюзов подлежат регистрации в обязательном порядке и в случае соответствия законодательству отклонены быть не могут.

Приостановить или прекратить деятельность профсоюзов возможно только в судебном порядке.

Статья 14 Конституции РФ определяет, что «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Религиозные объединения отделены от государства». Административно-правовой статус религиозных объединений регулируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 г.

«О свободе совести и религиозных объединениях», а также Постановлением Правительства РФ «О порядке регистрации, открытии и закрытии в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций» и другими нормативными правовыми актами.

Религиозным объединением признается добровольное объединение граждан России, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на ее территории, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

В Российской Федерации установлен специальный порядок создания религиозных объединений. Оно может быть создано при обязательном соблюдении следующих условий: совершеннолетними гражданами; в количестве не менее Ючеловек; имеющих устав и другие учредительные документы, зарегистрированные в Министерстве юстиции России или его органах на местах.

С момента регистрации религиозное объединение получает права юридического лица. Устав регистрируется в течение месяца со дня подачи документов. Отказ в государственной регистрации создаваемого религиозного объединения может быть лишь в следующих основных случаях:

  • если цели и деятельность религиозной организации противоречат законодательству России;
  • если организация не может быть признана в качестве религиозной;
  • если устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства.

За религиозными объединениями в России признается право собственности (на здания, сооружения, предметы культа (иконы, свечи, церковную утварь), денежные средства, а также на предприятия, производящие предметы культа или издающие богослужебную литературу).

Законом закреплено право религиозных объединений на совершение религиозных обрядов и церемоний в молитвенных домах и на принадлежащих им территориях, в местах паломничества, на кладбищах, в квартирах и домах граждан. В других местах религиозные обряды и церемонии осуществляются в соответствии с порядком, установленным для проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций, т.е. в уведомительном порядке.

Религиозным организациям предоставлено право на благотворительную деятельность, а также право создавать культурные и просветительные организации (в том числе церковно-приходские школы), учреждать органы массовой информации, включая радио и телевидение (ст. 24).

Особенностями административно-правового статуса религиозных организаций являются следующие: а) с 1997 г. впервые в законодательном порядке регулируется деятельность иностранных миссионеров. При этом иностранные религиозные организации обязаны получить сертификат.

Он выдается только по ходатайству российской религиозной организации соответствующего вероисповедания. Дополнительно для нетрадиционных вероисповеданий предусмотрен временной ценз — деятельность в России в течение не менее 15 лет; б) в Федеральном законе от 27 мая 1998 г.

«О статусе военнослужащих» (с последующими изменениями и дополнениями) говорится, что создание религиозной организации в воинской части не допускается. В свободное от военной службы время военнослужащие вправе участвовать в богослужениях, иных религиозных ритуалах как частные лица.

Это правило действует и в других силовых структурах (МВД России, ФСБ, МЧС России).

Религиозные объединения могут быть ликвидированы по решению их учредителей или суда. Список оснований для ликвидации и запрета деятельности религиозного объединения в судебном порядке составлен с учетом печального опыта последних лет. В частности, такими основаниями являются:

  1. действия, представляющие угрозу для общественной безопасности;
  2. действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя России;
  3. принуждение к разрушению семьи;
  4. посягательства на личность, права и свободы граждан: нанесение ущерба их нравственности и здоровью, воспрепятствование получению обязательного образования, склонение к самоубийству или отказу от получения медицинской помощи, принуждение к отчуждению имущества в пользу религиозного объединения;
  5. побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом обязанностей.

Надзор за исполнением законодательства о свободе совести и религиозных объединений осуществляют органы прокуратуры.

Контроль за соблюдением уставов религиозных объединений (относительно целей и порядка деятельности) осуществляет зарегистрировавший религиозное объединение орган Министерства юстиции России.

Источник: http://be5.biz/pravo/a009/8.html

Административно-правовое положение предприятий, учреждений и иных

32. Правовое положение предприятий и учреждений.: Административно-правовой статус предприятий, учреждений и иных
Правовое положение предприятий, учреждений и иных организаций определяется законами, нормами ряда отраслей права (гражданского, административного, трудового) и иными нормативными актами (поло­жениями, уставами) Нормы права, устанавливающие административно­правовой статус предприятий и учреждений, могут быть подразделены на четыре основные группы

1. Нормы, относящиеся к предприятиям и учреждениям всех видов собственности

2. Нормы, адресуемые государственным предприятиям и учрежде­ниям

3 . Нормы, относящиеся к муниципальным предприятиям и учреж­

дениям

4 . Нормы, относящиеся к негосударственным предприятиям и уч­

реждениям

Независимо от форм собственности данные нормы права устанав­ливают:

♦ общий порядок взаимоотношений организаций с органами испол­нительной власти государства;

♦ государственную регистрацию предприятий, учреждений и дру­гих организаций (порядок производства регистрации, основания отказа в регистрации и т д );

♦ общеобязательный порядок ведения бухгалтерской и статисти­ческой отчетности государственным органом, необходимой для налогообложения и ведения общегосударственной экономиче­ской информации;

♦ обязанность соблюдать законодательство об охране окружающей среды, земельное законодательство, правовой режим природополь­зования, правила безопасности на производстве, санитарно-гигие­нические нормы и требования по защите работников предприятий и учреждений, населения и потребителей продукции, о пожарной безопасности, антимонопольное законодательство и т д

Компетентные органы исполнительной власти осуществляют кон­троль и надзор за соблюдением соответствующего законодательства.

Им предоставлено право применять к нарушителям меры административ­ного принуждения, предусмотренные законодательством В определен­ных случаях предприятия обязаны получать разрешение на занятие тем или иным видом хозяйственной деятельности .

Наличие общего в содер­жании административно-правового статуса предприятий и учреждений сочетается с его особенностями, имеющимися прежде всего в статусе государственных, муниципальных и негосударственных организаций

Особенности административно-правового статуса государственных предприятий вытекают из того, что государство является собственником таких предприятий Государство в лице своих органов образует пред­приятия и учреждения; определяет предмет и цели их деятельности, их дислокацию, утверждает устав о них; осуществляет управление, назначает на должность и освобождает от должности руководителей, проводит реорганизацию и ликвидацию государственных предприятий

Должностные лица государственных предприятий наделены полномо­чиями государственного характера На них распространяется дисципли­нарная власть уполномоченных государственных органов и должностных лиц Некоторые виды деятельности разрешаются только государствен­ным предприятиям, функционирование которых подчиняется режиму лицензионно-разрешительной системы, — производство любых видов оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, приготовление и реализация наркотических средств и т . д . Кроме того, на административно-правовой статус государственных предприятий существенным образом влияет правовой режим их имущества С этой точки зрения они подразделяют­ся на два вида

1. Основанные на праве хозяйственного ведения дел (государствен­ные предприятия)

2. Основанные на праве оперативного управления (казенные пред­приятия) Правовое положение казенных предприятий характе­ризуется меньшей степенью самостоятельности по сравнению с государственными.

Административно-правовой статус муниципальных предприятий практически аналогичен статусу государственных предприятий .

Глав­ная особенность в том, что их статус реализуется в основном в отноше­ниях с органами местного самоуправления Органам местного само­управления предоставлено право создавать предприятия и учреждения для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации Органы местного самоуправления опре­деляют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреж­дений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, регулируют цены и тарифы на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей, заслушивают отчеты об их деятельности

Отношения между органами местного самоуправления и руково­дителями муниципальных предприятий, учреждений и организаций строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законода­тельством Особенностью административно-правового статуса негосу­дарственных предприятий, учреждений и организаций является то, что влияние на них со стороны государства ограниченно Роль государства по отношению к ним проявляется в установлении правовых норм и кон­троле за их соблюдением

Управление негосударственными предприятиями осуществляют их собственники или уполномоченные ими органы, не обладающие госу­дарственно-властными полномочиями Порядок их образования или ликвидации регламентируется законодательством .

Учредительным до­кументом является устав или положение о предприятии, учреждении, организации, которые утверждаются его учредителями и регистриру­ются в государственном органе Данные о регистрации включаются в Единый государственный реестр .

Предприятие, учреждение или другая организация считаются соз­данными с момента их государственной регистрации Их ликвидация производится по решению учредителей либо по решению суда (в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения-лицензии, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона, либо при осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям) Предприятия и учреждения могут быть ликвидированы и в случае при­знания их банкротами

Неправомерные действия государственных органов в отношении ор­ганизаций могут быть обжалованы в установленном законом порядке

Предприятие, учреждение считается ликвидированным после вне­сения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц Государственный контроль за созданием, реорганизацией и лик­видацией предприятий осуществляет федеральный антимонопольный комитет

Управление предприятиями, учреждениями и другими организа­циями организует собственник или учредитель Собственник может сам вести управление либо поручить его доверенному лицу (совету ди­ректоров) Независимо от этого на предприятии, в учреждении форми­руется орган управления — администрация Особенности этого органа управления следующие

♦ Он является органом внутреннего управления. В отношениях с другими предприятиями выступает в качестве юридического лица на равных правах

♦ Т ерриториальные масштабы его деятельности ограничены терри­торией предприятия (учреждения)

♦ Орган управления может быть государственным, муниципальным и т . д . Руководящие должности в органе управления предприяти­ем замещаются способом, определяемым собственником, — по выборам, конкурсу, назначению и т п

9.2.

Источник: https://all-sci.net/administrativnoe-pravo_717/administrativno-pravovoe-polojenie-61835.html

Российское административное право

32. Правовое положение предприятий и учреждений.: Административно-правовой статус предприятий, учреждений и иных

Предприятие — это разновидность организации, созданной собственником для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятия являются самостоятельными хозяйствующими субъектами. Их можно разделить по организационно-правовой форме и по отраслевой производственно-технологической специализации.

По организационно-правовой форме различаются:

  • полное товарищество;
  • товарищество на вере;
  • общество с ограниченной ответственностью;
  • общество с дополнительной ответственностью;
  • акционерное общество;
  • производственный кооператив;
  • потребительский кооператив;
  • унитарные предприятия и др.

По отраслевой производственно-технологической специализации принято выделять:

промышленные предприятия (заводы, фабрики, шахты, рудники, комбинаты и др.);

сельскохозяйственные предприятия (фермерские хозяйства, крестьянские хозяйства, сельскохозяйственные кооперативы и артели, рыболовецкие артели, предприятия переработки сельскохозяйственной продукции и др.);

строительные предприятия (строительные и строительно-монтажные объединения, например строительные управления; строительные предприятия, в том числе строительные комбинаты; строительные кооперативы; дорожно-строительные предприятия; мостостроительные поезда и др.);

транспортные предприятия (железные дороги, отделения железных дорог, станции, депо, товарные склады, ремонтные предприятия железнодорожного транспорта; пароходства, порты, ремонтные предприятия водного транспорта; объединения гражданской авиации, аэропорты, авиационные отряды, ремонтные и другие предприятия гражданской авиации; автотранспортные объединения, автопредприятия, автокомбинаты, авторемонтные предприятия; объединения и предприятия трубопроводного транспорта и др.);

предприятия связи (узлы связи, почтамты, почтовые отделения, телеграфы, телефонные узлы, автоматические телефонные станции, компании сотовой телефонной связи, пейджинговые компании и др.);

предприятия торговли (универмаги, гастрономы, универсамы, иные магазины, торговые базы и склады, овощные базы, хладокомбинаты и др.);

предприятия общественного питания (столовые, кафе, рестораны, закусочные, буфеты, бары и др.);

жилищно-коммунальные предприятия (жилищно-эксплуатационные конторы, дирекции по эксплуатации зданий, комендатуры, гостиницы, общежития, ремонтно-эксплуатационные предприятия, дорожно-ремонтные предприятия, котельные, теплоэнергоцентрали, энергосети и др.); другие виды предприятий.

По общему правилу предприятия не входят в систему каких- либо отраслевых органов исполнительной власти в качестве их составных элементов.

Исключения составляют предприятия отдельных отраслей, органично связанные между собой технологически в едином производственном процессе.

Например, отдельные предприятия железнодорожного транспорта находятся в иерархическом подчинении органов системы Федерального агентства железнодорожного транспорта, осуществляющих по определенным вопросам оперативное руководство этими предприятиями.

В соответствии со ст. 121 ГК РФ коммерческим организациям разрешается по договору между собой создавать объединения в форме союзов или ассоциаций, являющихся некоммерческими организациями. Союзы и ассоциации создаются в целях координации предпринимательской деятельности коммерческих организаций, а также представления и защиты их общих имущественных интересов.

Более четкой структурированной формой объединения юридических лиц и управления ими являются финансово-промышленные группы. Их статус регулируется Федеральным законом «О финансово-промышленных группах». Входящие в объединения коммерческие организации сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

Предприятия независимо от видов собственности и организационно-правовых форм обязаны соблюдать законодательство об охране окружающей среды, земельное законодательство, правовой режим природопользования, правила безопасности на производстве, санитарно-гигиенические нормы и требования по защите здоровья работников предприятий, населения и потребителей продукции, антимонопольное законодательство и т.д.

Уполномоченные государственные органы осуществляют контроль за соблюдением этого законодательства и при наличии соответствующих нарушений могут вмешиваться в деятельность организаций, применять необходимые меры административного принуждения.

Предприятие создается его собственником. Учредительным документом предприятия является устав или учредительный договор. Предприятие считается созданным с момента его государственной регистрации в качестве юридического лица. Для осуществления отдельных видов деятельности предприятию необходимо получение специального разрешения государства — лицензии.

Ликвидация предприятия производится по решению его учредителей либо их органа; по истечении срока, на который оно было создано; по решению суда (в случае признания его банкротом, деятельности, запрещенной законом, недействительной регистрации и др.). Контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией предприятий осуществляет специальный государственный орган — Федеральная антимонопольная служба.

Административно-правовой статус предприятия определяется не только нормами административного права, но и нормами гражданского, трудового, финансового, муниципального и других отраслей права. И с этих позиций, в частности, имеются существенные различия в административно-правовом статусе государственных и негосударственных предприятий.

Государственные предприятия являются собственностью государства, поэтому и влияние государства на их деятельность больше, чем на негосударственные предприятия.

Так, соответствующие государственные органы выступают учредителями государственного предприятия; определяют предмет и цели его деятельности; утверждают устав; управляют госпредприятием; назначают на должность и освобождают от должности их руководителей; в установленных случаях доводят государственные заказы; реорганизуют и ликвидируют государственные предприятия.

Некоторые виды деятельности разрешены только государственным предприятиям, например производство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, изготовление и реализация наркотических веществ.

По смыслу ГК РФ государственное предприятие является унитарным. Государство передает государственным предприятиям свою собственность: на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

При этом государственные предприятия второго типа, так называемые казенные предприятия (фабрики, хозяйства), обладают меньшей степенью хозяйственной самостоятельности по сравнению с государственными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения.

Собственник имущества унитарного предприятия:

  • принимает решение о создании унитарного предприятия;
  • определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия;
  • определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;
  • утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения;
  • принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия;
  • формирует уставный фонд государственного или муниципального предприятия;
  • назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор;
  • утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;
  • осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;
  • дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;
  • имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством РФ.

Собственник имущества казенного предприятия помимо этого вправе: изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество; доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд; утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия.

Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия.

Руководитель действует от имени предприятия без доверенности, представляет его интересы, совершает сделки от имени унитарного предприятия, утверждает его структуру и штаты, осуществляет прием на работу сотрудников предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы и др.

Административно-правовой статус негосударственных предприятий также имеет свои особенности.

Такие предприятия действуют в пределах административно-правового режима, характерного для всех предприятий независимо от их организационно-правовых форм.

Роль государства по отношению к ним проявляется в установлении правовых норм и контроле за их соблюдением. Влияние государства на данные предприятия более ограничено, чем на государственные.

Роль государства заключается в создании административно- правового режима, связанного с регистрацией, лицензированием, налогообложением, и контроле за соблюдением этого режима.

В вопросы направления работы предприятия (его профиля), организации управления, персонального состава руководителей и во многие другие проблемы деятельности предприятия государство не вмешивается (за исключением особых случаев, установленных законодательством).

По этим и многим другим вопросам решения принимаются учредителями или уполномоченными ими органами.

В негосударственных коммерческих организациях устанавливается и действует система органов внутреннего управления и контроля. Так, например, согласно ст. 103 ГК РФ высшим органом в акционерном обществе является общее собрание акционеров.

К его исключительной компетенции относится: изменение устава общества, в том числе изменение размера его уставного капитала; избрание совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии; образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий (если уставом решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров); утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибылей и убытков; принятие решения о реорганизации или ликвидации общества.

Статьей 48 Федерального закона «Об акционерных обществах» к компетенции общего собрания акционеров отнесено более 20 вопросов. Для общего руководства деятельностью общества и для решения вопросов, кроме отнесенных к исключительной компетенции общего собрания, создается коллегиальный орган. Это совет директоров (наблюдательный совет).

Руководство текущей деятельностью общества или кооператива осуществляет как единоличный исполнительный орган, так и совместно с ним коллегиальный исполнительный орган. Предусмотрено участие (по договору) управляющей организации или управляющего.

Одним из каналов управления компаниями является участие представителей государства в акционерных обществах, акции которых находятся в федеральной собственности.

Отраслевые федеральные органы исполнительной власти представляют кандидатуры для назначения их представителями государства.

Правительство РФ назначает представителей государства в акционерных обществах из числа руководящих работников федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, крупных хозяйственных структур и др.

Обеспечивается в установленном порядке избрание этих лиц в совет директоров акционерного общества. В отдельных случаях предусматривается введение института арбитражного управляющего (в условиях банкротства) и временной администрации для кредитных организаций.

На каждом предприятии есть система структурных подразделений, предназначенных для выполнения организационно- управленческих и нормативно-информационных функций. Это различные службы, управления, отделы.

Организация управления предприятием предполагает четкую схему действий всех его работников.

Разрабатываемые в организации должностные инструкции и характеристики, регламенты заседаний, нормативные документы, определяющие распорядок работы, порядок подготовки передачи информации, принятия решений и др., служат достижению этой цели.

Коммерческие организации наделяются широкими правами для осуществления своей деятельности и могут принимать не противоречащие законодательству решения по всем экономическим, производственным и социальным вопросам.

Задачи, возникающие в процессе реализации функций организации, разрешаются путем подготовки, принятия и исполнения локальных актов. В каждой коммерческой организации принимается несколько видов локальных актов.

Их использование предопределяется статусом организации и ее внутренней структурой. Не случайно локальные акты нередко характеризуются в законодательстве как внутренние документы. Но при этом должна обеспечиваться своеобразная иерархия локальных актов, основным среди которых является устав коммерческой организации.

В уставе определяются цели и предмет деятельности коммерческой организации; ее структура, компетенция, организация управления; порядок реорганизации и ликвидации и многое другое. В уставе, в частности, закрепляются виды локальных актов, издаваемых организацией, основания их принятия и круг разрешаемых вопросов, органы или должностные лица, принимающие акты.

Традиционно для решения задач, стоящих перед предприятием, принимаются следующие виды локальных актов:

  • комплексные акты по основным вопросам (целевые комплексные программы ит.п.); положения; инструкции;
  • приказы директора (иного руководителя) предприятия; указания директора (иного руководителя) предприятия, его заместителей, главного инженера;
  • распоряжения директора (иного руководителя) предприятия, его заместителей, главного инженера;
  • указания и распоряжения руководителей структурных подразделений предприятия;
  • приказы, указания и распоряжения директоров (иных руководителей) заводов-филиалов;
  • совместные решения администраций и общественных организаций;
  • протоколы совета бригадиров предприятия; протоколы совета мастеров предприятия; указания начальников отделов и служб предприятия; распоряжения начальников цехов; решения административно-общественных комиссий; документы, принятые на собрании трудового коллектива; решения совета трудового коллектива; договоры (хозяйственные договоры) и др.

Учреждение — это разновидность организации, образованной собственником для создания социальных ценностей в основном непроизводственного характера, а также для осуществления управленческих, социально-культурных и административно-политических функций.

К учреждениям, создающим социальные ценности непроизводственного характера, относятся учреждения образования, культуры, здравоохранения и др. Учреждения, осуществляющие управленческие функции, — аппараты законодательных, судебных органов, прокуратуры и т.д.

В зависимости от вида выполняемой ими социально-культурной или административно-политической деятельности различаются учреждения:

  • здравоохранения (поликлиники, больницы, амбулаторные медицинские консультации и др.);
  • образования (школы, гимназии, лицеи, детские сады, курсы, колледжи, институты, университеты и др.);
  • культуры (дома и дворцы культуры, дома творчества, театры, кинотеатры, филармонии, концертные залы, библиотеки, музеи, выставки и др.);
  • науки (научно-исследовательские институты, лаборатории, научные центры, экспериментальные и испытательные полигоны, опытные производства, научные станции и др.);
  • иностранных дел (посольства, консульства, торговые представительства) и др.;
  • другие виды учреждений.

Как уже отмечалось выше, учреждение представляет собой вид некоммерческой организации. Оно не является собственником имущества и закрепляется за учреждением на праве оперативного управления.

Различия между предприятиями и учреждениями заключаются в результатах их основной деятельности: первые производят материальные блага и получают прибыль; вторые создают ценности в основном непроизводственного характера или осуществляют управленческие функции.

В реальной действительности такое разделение достаточно условно, так как нередко деятельности предприятий сопутствует выполнение отдельных функций, характерных для учреждений, и наоборот, учреждения часто выполняют работу, свойственную предприятиям.

Эти обстоятельства делают во многом похожими административно-правовые статусы предприятий и учреждений. Учредительным документом на создание учреждения являются устав или положение. Так же, как и предприятие, учреждение подлежит государственной регистрации, а на осуществление некоторых видов деятельности необходимо получение лицензии (например, на образовательную, медицинскую и др.).

Однако в отличие от предприятий некоторые учреждения подлежат государственной аттестации и аккредитации. Например, образовательные учреждения проходят аттестацию один раз в пять лет.

Для того чтобы образовательное учреждение имело право выдавать своим выпускникам документы государственного образца о соответствующем образовании, оно должно иметь от государства (в данном случае от Федерального агентства по образованию) свидетельство о государственной аккредитации.

Государственная аккредитация гарантирует качество образовательных услуг не ниже требований государственного стандарта.

Государственные учреждения имеют большую зависимость от государства, чем негосударственные. На работу учреждений, в том числе и негосударственных, влияние государства сильнее, чем на деятельность предприятий. Государство обеспечивает проведение единой политики во всех учреждениях, относящихся к той или иной сфере, например в области образования, медицины, культуры и др.

В учреждениях, как правило, издаются следующие акты:

  • положения;
  • инструкции;
  • приказы директора (иного руководителя) учреждения;
  • указания директора (иного руководителя) учреждения, его заместителей;
  • распоряжения директора (иного руководителя) учреждения, его заместителей;
  • указания и распоряжения руководителей структурных подразделений учреждения;
  • приказы, указания и распоряжения руководителей филиалов учреждения;
  • совместные решения администрации и общественных организаций;
  • документы, принятые на собрании трудового коллектива;
  • решения совета трудового коллектива;
  • договоры (хозяйственные договоры и др.).

Источник: https://isfic.info/admis/nelis81.htm

18. Административно-правовой статус предприятий и учреждений

32. Правовое положение предприятий и учреждений.: Административно-правовой статус предприятий, учреждений и иных

Коллективными субъектамиадминистративного права являютсяразнообразные по своему правовомуположению организации, осуществляющиехозяйственные, социально-культурные ииные функции, обеспечивающие материальныеи духовные потребности граждан, обществаи государства. Их административно-правовойстатус определяется Гражданским кодексомРоссийской Федерации, законами и иныминормативными актами (положениями,уставами и т.п.).

Под организацией понимаютсяорганизованные коллективы людей,возглавляемые своим органом управленияи имеющие в собственности, хозяйственномведении или оперативном управленииобособленное имущество. Их разновидностямиявляются коммерческие и некоммерческиеорганизации.

В соответствии со ст. 50 ГКРФ коммерческими организациями считаютсяорганизации, преследующие извлечениеприбыли в качестве основной цели своейдеятельности (хозяйственные товариществаи объединения, производственныекооперативы, государственные имуниципальные унитарные предприятия).

Некоммерческими являютсяорганизации, не имеющие своей основнойцелью извлечение прибыли и не распределяющиеполученную прибыль между участниками(потребительские кооперативы,общественные ирелигиозные объединения,благотворительные ииные фонды). Некоммерческие организациимогут осуществлять предпринимательскуюдеятельность лишь постольку, посколькуона служит достижению основной цели,ради которой они созданы.

Органом управления организацииявляется коллегиальный орган(исполнительный комитет, правление,дирекция) либо назначенный учредителеморганизации единоначальный руководитель(заведующий, управляющий, директор),осуществляющий оперативное управлениевнутри данной организации, руководствоее производственно-хозяйственной,социально-культурной и иной деятельностью,распоряжение имуществом, денежнымисредствами и представляющий бездоверенности данную организацию вовнешних сношениях с органами государственнойвласти, местного самоуправления и инымисубъектами административного права.Указанные органы управления организаций,в отличие от государственных органовисполнительной власти, не являютсясубъектами государственной власти, необладают государственно-властнымиполномочиями и действуют от имени даннойорганизации. Личный состав органауправления организации не являетсягосударственными служащими.

Разновидностями организацийявляются предприятия и учреждения,которые также, как иные организации, вотличие от государственных органовисполнительной власти, осуществляютне руководство, а экономические,социально-культурные и иные функции вцелях удовлетворения материальных,духовных и иных потребностей граждан,общества и государства. Предприятия иучреждения различаются между собой поих назначению.

Предприятие —это хозяйственная организация,образованная для производства продукции,выполнения работ и оказания услуг вцелях удовлетворения общественныхпотребностей и получения прибыли.

В зависимости от видовсобственности предприятия подразделяютсяна:

государственные;

муниципальные;

находящиеся в собственностиобщественных объединений, иностранныхгосударств, юридических и физическихлиц;

образованные на базесмешанных форм собственности.

По значению и организационнойформе государственные предприятияподразделяются на:

общефедеральные (в том числеказенные, унитарные и др.);

предприятия субъектовфедерации.

По характеру (виду) выпускаемойпродукции и оказанию услуг, то есть поотраслевой специализации, предприятияподразделяются на:

промышленные (заводы,фабрики, шахты, комбинаты и др.);

сельскохозяйственные(кооперативы, объединения, фермерскиехозяйства и др.);

строительные (строительно-монтажныеуправления, строительные кооперативыи др.);

транспортные (железнодорожныестанции, вагоноремонтные заводы, депо,пароходства, аэропорты и др.);

предприятия связи (телеграфы,почтамты, узлы связи и др.);

предприятия торговли(универмаги, специализированные магазины,торговые базы и др.);

жилищно-коммунальные(ремонтно-эксплуатационные управления,предприятия по благоустройству,энергосети, газоснабжения и др.).

Предприятия могут объединятьсяв концерны, союзы, ассоциации и другиеобъединения на договорной основе.

Учреждением признаетсяорганизация, созданная собственникомдля осуществления управленческих,социально-культурных или иных функцийнекоммерческого характера и финансируемаяим полностью или частично.

К учреждениям, осуществляющимуправленческие функции, относятсяорганы государственной власти (аппаратыпредставительных органов, органыисполнительной власти, министерства,комитеты, управления, отделы и т.п.,аппараты судебных органов, прокуратурыи др.).

Учреждения, так же как ипредприятия, подразделяются на виды поразным основаниям:

по форме собственности(государственные, муниципальные,негосударственные, частные и др.);

по масштабу и значению своейдеятельности (общефедеральные, субъектовфедерации, местные (муниципальные);

по характеру и сфередеятельности.

По характеру и сфередеятельности выделяются учреждения:

образования (школы и иныеобразовательные учреждения);

науки (академии наук,научно-исследовательские институты идр.);

культуры (театры, музеи,библиотеки и др.);

здравоохранения (больницы,поликлиники и др.);

социальной защиты (интернатыдля престарелых, школы-интернаты и др.).

Предприятия и учрежденияявляются субъектами административногоправа. Они вступают в административно-правовыеотношения с органами исполнительнойвласти и иными субъектами административногоправа в связи с осуществлением своихфункций.

Административно-правовойстатус государственных предприятий иучреждений имеет свои особенности. Кособенностям административно-правовогостатуса предприятий и учрежденийотносится, прежде всего, то, что ониявляются собственностью государства.

Руководство государственнымипредприятиями и учреждениями осуществляютдолжностные лица, назначаемые компетентнымигосударственными органами и обладающиегосударственно-властными полномочиями.Порядок образования и ликвидациипредприятий и учреждений регламентируетсязаконодательством. Они могут бытьсозданы по решению собственника илиуполномоченного органа.

Муниципальные предприятияи учреждения — основанные на собственностимуниципальной, т.е. органов местногосамоуправления.

Источник: https://studfile.net/preview/6196310/page:15/

Studio-pravo
Добавить комментарий