31. Опрос граждан: 1. Опрос граждан проводится на всей территории муниципального

Содержание
  1. Проведение опросов граждан
  2. Понятие и порядок проведения опроса граждан
  3. Об утверждении Положения
  4. Приложение. Положение о порядке назначения и проведения опроса граждан в муниципальном образовании «Город Майкоп»
  5. Статья 1. Опрос граждан
  6. Статья 2. Право граждан на участие в опросе
  7. Статья 3. Принципы опроса
  8. Статья 4. Территория проведения опроса
  9. Статья 5. Вопросы, выносимые на опрос
  10. Статья 6. Виды опроса
  11. Статья 7. Инициатива проведения опроса
  12. Статья 8. Принятие решения о назначении опроса
  13. Статья 9. Комиссия по проведению опроса
  14. Статья 10. Списки граждан, имеющих право на участие в опросе
  15. Статья 11. Опросный лист
  16. Статья 12. Проведение опроса
  17. Статья 13. Гласность при подготовке и проведении опроса
  18. Статья 14. Открытое ание на собраниях жителей муниципального образования
  19. Статья 15. Тайное ание при опросе
  20. Статья 16. Поименное ание при опросе
  21. Статья 17. Установление результатов опроса
  22. Статья 18. Результаты опроса
  23. Статья 19. Финансовое обеспечение проведения опроса
  24. Приложение. Опросный лист для поименного опроса граждан
  25. 29. Опрос граждан (Статья 31 фз от 06.10.2003)
  26. 30. Обращения граждан в органы мсу и другие формы непосредственного осуществления населением мсу и участия в его осуществлении (Статьи 32 – 33 фз от 06.10.2003)

Проведение опросов граждан

31. Опрос граждан: 1. Опрос граждан проводится на всей территории муниципального

Согласно ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 06.10.

2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.

Опрос граждан является одной из форм участия населения муниципального образования в осуществлении местного самоуправления. Косвенно данную форму предусматривает и Конституция РФ, согласно ст.

130 которой местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления (одной из которых и является опрос граждан) через выборные и другие органы местного самоуправления.

Если говорить о федеральном законодательстве, то здесь все то, что связано с проведением опроса граждан, регламентируется лишь ст. 31 Федерального закона от 06.10.

2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

 В остальном (если что-то не урегулировано данной статьей в части опроса граждан) следует руководствоваться региональными и муниципальными нормативными правовыми актами.

Статья 31 Федерального закона 131-ФЗ в отношении организации и проведения опросов граждан предусматривает следующие положения:

  • результаты опроса граждан носят рекомендательный характер. Данное положение означает, что результаты опроса граждан не обязательны для органов государственной власти и органов местного самоуправления: ими можно руководствоваться, можно принять их во внимание частично, а можно и вовсе проигнорировать. Участники опроса не вправе требовать от органов государственной власти или местного самоуправления обязательной реализации тех рекомендаций, требований и пожеланий, которые были высказаны по результатам опроса;
  • в опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.Согласно п. 28 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) под избирательным правом граждан следует понимать конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов и списков кандидатов, в предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов ания и определение результатов выборов, в других избирательных действиях.

По общему правилу активное избирательное право наступает у гражданина по достижении 18-летнего возраста (ст. 4 Федерального закона № 67-ФЗ ), следовательно, все жители муниципального образования, достигшие совершеннолетия, вправе участвовать в опросе граждан.

При этом опрос граждан должен производиться с соблюдением следующих принципов, вытекающих из положенийи Конституции РФ, и действующего законодательства:

 1.жители муниципального образования участвуют в опросах на равных основаниях. Каждый участник опроса обладает одним голосом и участвует в опросе непосредственно;

2.какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в опросе в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям запрещаются;

3.участие в опросе является свободным и добровольным. В ходе опроса никто не может быть принужден к выражению своего мнения и убеждений или отказу от них;

4.подготовка, проведение и установление результатов опроса осуществляются на основе принципов законности, открытости и гласности;

  • опрос граждан проводится по инициативе:

1.представительного органа или главы муниципального образования ‒ по вопросам местного значения. Вопросы местного значения поселений, муниципальных районов и городских округов представлены в ст. 14‒16 Федерального закона 131-ФЗ.

Следует иметь в виду, что вопросы, перечисленные в ст. 14.1‒16.

1 указанного закона не могут служить основанием для проведения опросов граждан, поскольку хоть и находятся потенциально в компетенции органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов, но к вопросам местного значения не относятся;

2.органов государственной власти субъектов РФ – для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.

Сам порядок изменения целевого назначения земель предусмотрен Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую” и иными нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровней;

  • решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования. В нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан устанавливаются: 

1.дата и сроки проведения опроса;

2.формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;

3.методика проведения опроса;

4.форма опросного листа;

5.минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе;

  • жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса гражданне менее чем за 10 дней до его проведения путем официального опубликования информации (или) ее обнародования.

В целях официального опубликования п. 7 ч. 1 ст.

17 Федерального закона 131-ФЗ наделяет органы местного самоуправления правом на учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.

Обнародование официальной информации производится в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования, например через муниципальные средства массовой информации, путем размещения объявлений и т. д.

Неисполнение требований о предварительном информировании жителей о предстоящем проведении опроса влечет за собой недействительность самого опроса, поэтому заинтересованным органам следует обращать на это самое пристальное внимание;

  • финансирование мероприятийсвязанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется: 

1.за счет средств местного бюджета – при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления;

2.за счет средств бюджета субъекта РФ – при проведении опроса по инициативе органов государственной власти соответствующего субъекта РФ.

Расходы местных бюджетов (в т. ч. связанные с подготовкой и проведением опроса граждан) осуществляются в соответствии сБюджетным кодексом РФ (ч. 1 ст. 53 Федерального закона № 131-ФЗ).

В связи с этим возникает вопрос о том, должен ли оплачиваться труд тех лиц, которые заняты непосредственно в процессе проведения опроса граждан (члены комиссии по проведению опроса, лица, непосредственно проводящие опрос, и т. д.).Федерального закона 131-ФЗ никак не регламентирует данный вопрос, однако исходя из положений ч. 3 ст.

23 Всеобщей декларации прав человека можно сделать вывод о том, что труд лиц, занятых в процессе проведения опроса граждан, должен вознаграждаться (оплачиваться). Исключение могут составлять т. н. добровольные помощники (члены общественных организаций, товариществ собственников жилья, территориального общественного самоуправления и т. д.

), выразившие желание работать на безвозмездной основе.

Порядок назначения и проведения опроса граждан согласно ч. 4 ст. 31 Федерального закона 131-ФЗ определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Как правило, в целях недопущения излишнего загромождения устава во многих муниципальных образованиях порядок назначения и проведения опроса граждан детально предусматривается в специальном решении представительного органа муниципального образования, что наиболее целесообразно.

Пример

На территории Артемовского городского округа Приморского края опрос граждан производится на основании Положения о порядке проведения опроса граждан в Артемовском городском округе, утв. решением Думы г. Артема Приморского края от 31.05.2005 № 120.

Согласно указанному Положению подготовку и проведение опроса на территории Артемовского городского округа осуществляет Комиссия по проведению опроса (далее – Комиссия). Комиссия назначается Думой г.

Артема в количестве 3–15 человек в зависимости от территории проведения опроса, на основе предложений инициаторов проведения опроса, общественных объединений, жителей Артемовского городского округа. В состав Комиссии в обязательном порядке включаются представители Думы г.

Артема, городской администрации, а также общественности. Комиссия в рамках своей компетенции:

  • организует исполнение закона при проведении опроса и обеспечивает его соблюдение;
  • осуществляет контроль за соблюдением права жителей Артемовского городского округа на участие в опросе;
  • не позднее чем за 10 дней до проведения опроса информирует жителей Артемовского городского округа о дате и сроках (периоде), времени, методике проведения опроса, вопросе (вопросах), предлагаемых при проведении опроса, форме подписного листа, своем местонахождении, номере телефона;
  • обеспечивает изготовление опросных листов;
  • оборудует пункты опроса;
  • организует сбор подписей при проведении опроса;
  • составляет списки участников опроса и лиц, осуществляющих сбор подписей;
  • подводит итоги опроса и обнародует их;
  • осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством и Положением.

Администрация г. Артема обеспечивает Комиссию необходимыми помещениями, материально-техническими и финансовыми средствами, осуществляет контроль за расходованием выделенных средств.

Мнение жителей по вопросу (вопросам), выносимому (выносимым) на опрос, фиксируется в опросных листах, изготовленных по форме, утвержденной Положением. При вынесении на опрос нескольких вопросов опросные листы составляются отдельно по каждому вопросу.

Опрос проводится по месту жительства опрашиваемых путем заполнения опросного листа в период и время, определенные в решении Думы г. Артема о назначении опроса.

В первый день после даты окончания опроса члены Комиссии подсчитывают результаты опроса путем суммирования данных, содержащихся в опросных листах. На основании полученных результатов составляется протокол в трех экземплярах по форме, установленной Положением.

В течение трех дней после дня окончания опроса Комиссия направляет по одному экземпляру протокола в Думу г. Артема и главе г. Артема, а также публикует результаты опроса в средствах массовой информации. Вместе с экземпляром протокола в Думу г. Артема также предоставляются сшитые и пронумерованные опросные листы.

Многие решения представительных органов, определяющие порядок назначе­ния и проведения опросов граждан, содержат положение о том, что в опросе не име­ют права участвовать лица, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Данное правило не вызывает сомнений, поскольку согласно действующему законодательству указанные категории лиц дей­ствительно лишены возможности выражать свое мнение в рамках опроса граждан.

Опрос граждан не обязательно должен проводиться на территории всего муни­ципального образования.

Действующее законодательство не запрещает органам государственной власти или местного самоуправления проводить опрос граждан на части муниципальной территории, в т. ч.

в подъезде многоквартирного жилого дома, в многоквартирном жилом доме, на территории группы жилых домов, жилого микрорайона, квартала, улицы, сельского населенного пункта, не являющегося по­селением, на иной территории проживания граждан.

Некоторые муниципальные правовые акты предусматривают и такую форму про­ведения опроса граждан, как открытое ание на собраниях жителей.

Пример

Подобная форма проведения опроса граждан закреплена в Положении об опросе граждан Пограничного муниципального района, утв. решением Думы Пограничного муниципаль­ного района Приморского края от 30.03.2005 № 34. Однако это не совсем правильно, по­скольку ст.

29 Федерального закона № 131 -ФЗ предусматривает собрание граждан в каче­стве самостоятельной формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления, а опрос все же необходимо проводить путем получения от каждого гражданина ответов на поставленные вопросы с соблюдением установленных требований.

С другой стороны, запретить такую форму проведения опроса, как ание на собраниях граждан, также нельзя.

По мнению отдельных авторов, опрос граждан признается несостоявшимся в слу­чае, если число граждан, принявших участие в опросе, меньше минимального числа граждан, установленного в решении представительного органа местного самоуправ­ления о назначении опроса граждан, а недействительным опрос признается тогда, когда допущенные при его проведении нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты ания граждан, принявших участие в опросе.

Поспорить с этим трудно, однако следует отметить, что представительные орга­ны местного самоуправления далеко не всегда устанавливают минимальное число граждан, принимающих участие в опросе.

Во избежание данной ошибки необходимо в уставе муниципального образования или решении представительного органа, устанавливающем порядок организации и проведения опроса граждан, определить ми­нимальное число таких граждан.

В заключение хотелось бы остановиться на ответственности за нарушение за­конодательства о проведении опроса граждан.

Пример

Действующие на сегодняшний день решения представительных органов городских окру­гов и муниципальных районов Приморского края содержат единственное для всех по­ложение в части ответственности за нарушение законодательства о проведении опросаграждан.

В них, в частности, указывается, что лица, препятствующие путем насилия, под­купа, угроз, подлога документов или иным способом свободному осуществлению гражда­нином Российской Федерации права на участие в опросе либо работе комиссии или членовкомиссии, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федеоаиии.

Объясняется это тем, что на сегодняшний день ни один нормативно-правовой акт федерального уровня не устанавливает прямой ответственности за нарушение правил организации и проведения опроса граждан. Однако в действующем законо­дательстве можно найти основания для привлечения виновных лиц к ответствен­ности за указанные выше нарушения.

Так, деятельность лиц, организующих или проводящих опрос граждан, сопря­женная с самовольными действиями, выходящими за рамки закона, может быть ква­лифицирована по ст. 19.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях как самоуправство. Это влечет за собой административную ответственность в виде штра­фа в размере от 100 до 500 руб.

Естественно, что более серьезные нарушения могут привести и к более серьез­ной ответственности.

Например, половая или расовая дискриминация при про­ведении опроса граждан может повлечь за собой уголовную ответственность по ст.

136 Уголовного кодекса РФ, а это уже предполагает штраф в размере 200 тыс. руб., не говоря уже о более серьезных наказаниях (вплоть до лишения свободы на срок до двух лет).

Подводя итог, хочется отметить, что современная российская демократия, к со­жалению, пока еще очень далека от того, чтобы опросы граждан стали в муниципа­литетах явлением привычным.

На сегодняшний день опросы граждан лучше проде­кларированы и нормативно закреплены, нежели реализованы на практике, поэтому говорить о каком-либо опыте подобной деятельности еще преждевременно.

Однако,если данная форма участия населения в осуществлении местного самоуправления все-таки в будущем будет набирать обороты, органам местного самоуправления не­обходимо организовать и проводить все таким образом, чтобы у граждан не возни­кало того недоверия и разочарованности, которые сегодня испытывают многие, когда речь идет о выборах.

Источник: http://cmokhv.ru/materials/mat20120603/

Понятие и порядок проведения опроса граждан

31. Опрос граждан: 1. Опрос граждан проводится на всей территории муниципального

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Перейти к загрузке файла

ПОЛОЖЕНИЕ «о порядке проведения опроса граждан в муниципальном образовании»Настоящее Положение в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законодательством субъекта Российской Федерации, Уставом муниципального образования определяет порядок подготовки, проведения, установления и рассмотрения результатов опроса граждан в муниципальном образовании, как одну из форм непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления.I. Общие положения
  • 1. Понятие опроса граждан
  • 1.1. Под опросом граждан в настоящем Положении понимается способ выявления мнения населения муниципального образования по вопросам местного значения для его учета при принятии решений органами и должностными лицами местного самоуправления.
  • 1.2. Результаты опроса носят рекомендательный характер.
  • 2. Принципы проведения опроса и участия граждан в опросе
  • 2.1. В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом и проживающие в границах территории, на которой проводится опрос.
  • 2.2. Жители муниципального образования участвуют в опросе на равных основаниях. Каждый участник опроса обладает одним голосом и участвует в опросе непосредственно.
  • 2.3. Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в опросе в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям запрещаются.
  • 2.4. Участие в опросе граждан является свободным и добровольным. В ходе опроса никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
  • 2.5. Подготовка, проведение и установление результатов опроса осуществляется на основе принципов законности, открытости и гласности.
  • 2.6. Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны содействовать населению в реализации права на участие в опросе.
  • 3. Вопросы, предлагаемые при проведении опроса граждан
  • 3.1. На опрос граждан могут быть вынесены вопросы, непосредственно затрагивающие интересы жителей муниципального образования по месту их проживания и отнесенные законодательством Российской Федерации, Ставропольского края, Уставом муниципального образования к вопросам местного значения.
  • 3.2. вопроса (вопросов), выносимого (выносимых) на опрос, не должно противоречить федеральному законодательству, законодательству Ставропольского края и нормативным правовым актам муниципального образования.
  • 3.3. Вопрос, выносимый на опрос, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключить его множественное толкование.
  • 4. Территория проведения опроса граждан
  • 4.1. Опрос граждан может проводиться одновременно на всей территории муниципального образования, а также на части его территории (в подъезде многоквартирного жилого дома, в многоквартирном жилом доме, на территории группы жилых домов, жилого микрорайона, сельского населенного пункта, не являющегося поселением, на иной территории проживания граждан).
  • 5. Финансирование опроса

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса, осуществляется за счет средств местного бюджета.II. Порядок проведения опроса и установления его результатов

  • 6. Инициатива проведения опроса
  • 6.1. Инициатива проведения опроса принадлежит:
    • — Совету депутатов муниципального образования;
    • — главе муниципального образования.
  • 6.2. Инициатива Совета депутатов муниципального образования о проведении опроса может исходить от депутата или постоянных комиссий Совета депутатов муниципального образования.
  • 6.3. Инициатива главы муниципального образования о проведении опроса оформляется постановлением, к которому прилагается проект решения Совета депутатов муниципального образования о назначении опроса, и рассматривается Советом депутатов муниципального образования на очередном заседании.
  • 6.4. Граждане и их объединения вправе обратиться в Совет депутатов муниципального образования или к главе муниципального образования с предложением о проведении опроса, которое рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 32 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  • 7. Назначение опроса
  • 7.1. Назначение опроса осуществляется Совета депутатов муниципального образования в порядке, предусмотренном Регламентом.
  • 7.2. Решение о назначении опроса считается принятым, если за него проало более половины депутатов Совета депутатов муниципального образования.
  • 7.3. В нормативном правовом акте Совета депутатов муниципального образования о назначении опроса граждан указываются:
    • — обоснование необходимости проведения опроса;
    • — инициатор (инициаторы) проведения опроса;
    • — дата и сроки проведения опроса (в случае, если опрос проводится в течение нескольких дней, в нормативном правовом акте о назначении опроса указываются даты начала и окончания проведения опроса и время ежедневного заполнения опросных листов);
    • — территория опроса (если опрос проводится на части территории муниципального образования, указываются наименования микрорайона, сельского населенного пункта, не являющегося поселением, иной территории проживания граждан, улиц, номера домов);
    • — формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;
    • — методика проведения опроса;
    • — форма опросного листа;
    • — минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе;
    • — состав Комиссии по проведению опроса;
    • — дата первого заседания Комиссии по проведению опроса (не позднее 3 дней с момента принятия решения);
    • — адрес местонахождения Комиссии.
  • 7.4. Решение о назначении опроса подлежит обязательному опубликованию.
  • 8. Комиссия по проведению опроса
  • 8.1. Подготовку и проведения опроса граждан осуществляет Комиссия по проведению опроса (далее — Комиссия).
  • 8.2. Комиссия назначается Советом депутатов муниципального образования в количестве 3 — 15 человек в зависимости от территории проведения опроса на основе предложений инициаторов, общественных объединений, жителей муниципального образования.
  • 8.3. В состав Комиссии в обязательном порядке включаются представители администрации, Совета депутатов муниципального образования, а также представители общественности территории, на которой проводится опрос.
  • 8.4. Председатель Комиссии избирается открытым анием на первом заседании из числа членов Комиссии.
  • 8.5. Деятельность комиссии осуществляется на основе коллегиальности. Заседание Комиссии считается правомочным, если в нем приняли участие не менее половины от установленного числа членов Комиссии.
  • 8.6. Комиссия:
  • 8.6.1 организует исполнение настоящего Положения при проведении опроса и обеспечивает его соблюдение;
  • 8.6.2 осуществляет контроль за соблюдением права жителей муниципального образования на участие в опросе;
  • 8.6.3 не позднее чем за 10 дней до проведения опроса оповещает жителей муниципального образования о дате и сроках, времени, методике проведения опроса, вопросе (вопросах), предлагаемом (предлагаемых) при проведении опроса, форме опросного листа, своем местонахождении, номере телефона и иных необходимых сведениях;
  • 8.6.4 обеспечивает изготовление опросных листов по форме, указанной в решении Совета депутатов муниципального образования;
  • 8.6.5 совместно с органами территориального общественного самоуправления организует сбор подписей при опросе;
  • 8.6.6 составляет списки участников опроса при проведении открытого поименного опроса; составляет список лиц, осуществляющих сбор подписей;
  • 8.6.7 устанавливает итоги опроса и обнародует их;
  • 8.6.8 по вопросам материально-технического и организационного обеспечения сотрудничает с ответственным структурным подразделением исполнительно-распорядительным органом муниципального образования;
  • 8.6.9 осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Положением.
  • 8.7. Комиссия в рамках своей компетенции взаимодействует с органами и должностными лицами муниципального образования, общественными объединениями, территориальным общественным самоуправлением, средствами массовой информации.
  • 8.8. Деятельность членов Комиссии осуществляется на общественных началах.
  • 8.9. Материально-техническое и организационное обеспечение деятельности Комиссии осуществляется администрацией муниципального образования.
  • 8.10. Полномочия Комиссии прекращаются после официального опубликования результатов рассмотрения опроса уполномоченным должностным лицом или органом местного самоуправления.
  • 9. Процедура проведения опроса
  • 9.1. Опрос проводится путем заполнения опросного листа в период и время, определенные в решении Совета депутатов муниципального образования о назначении опроса.
  • 9.2. Лицо, осуществляющее опрос, обязано ознакомить опрашиваемого с вопросом (вопросами), предлагаемым (предлагаемыми) при проведении опроса.
  • 9.4. В конце каждого дня в течение всего срока проведения опроса заполненные опросные листы доставляются лицами, осуществляющими опрос, в Комиссию.
  • 10. Установление результатов опроса
  • 10.1. В первый день после даты окончания опроса члены Комиссии подсчитывают результаты опроса путем обработки полученных данных, содержащихся в опросных листах. На основании полученных результатов составляется протокол. В протоколе указываются:
  • 10.1.1 номер экземпляра протокола;
  • 10.1.2. дата составления протокола;
  • 10.1.3. сроки проведения опроса: дата начала и окончания;
  • 10.1.4. территория опроса (если опрос проводился на части территории муниципального образования, обязательно указываются наименования микрорайонов, улиц, номера домов);
  • 10.1.5. формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;
  • 10.1.6. число граждан, обладающих правом на участие в опросе и проживающих на соответствующей территории, на которой проводился опрос;
  • 10.1.7. число граждан, принявших участие в опросе;
  • 10.1.8. результаты опроса;
  • 10.1.9. Ф.И.О. и подпись председателя Комиссии.
  • 10.2. Если опрос проводился по нескольким вопросам, то подсчет результатов и составление протокола по каждому вопросу производится отдельно.
  • 10.3. Если число граждан, принявших участие в опросе, меньше минимального числа граждан, установленных в решении Совета депутатов муниципального образования о назначении опроса, Комиссия признает опрос несостоявшимся.
  • 10.4. В течении 7 дней со дня окончания опроса Комиссия направляет по одному экземпляру протокола Совету депутатов муниципального образования, главе муниципального образования, иным органам местного самоуправления, предусмотренным Уставом муниципального образования, а также публикует результаты опроса в средствах массовой информации. Вместе с экземпляром протокола Совету депутатов муниципального образования также представляются сшитые и пронумерованные опросные листы.
  • 10.5. Один экземпляр протокола остается в Комиссии.
  • 11. Рассмотрение результатов опроса
  • 11.1. Мнение населения, выявленное в ходе опроса, носит рекомендательный характер, рассматривается органами и должностными лицами муниципального образования в соответствии с их компетенцией, закрепленной в Уставе муниципального образования и учитывается при принятии решений, в течение двух месяцев после завершения опроса населения.
  • 11.2. В случае невозможности принятия решения в том варианте, за который высказалось большинство при опросе, глава муниципального образования или Совет депутатов муниципального образования должны принять аргументированное решение и опубликовать его в средствах массовой информации.

III. Заключительные положения

  • 12. Вступление в силу Положения
  • 12.1. Настоящее Положение вступает в силу со дня его официального опубликования.

  Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Источник: https://studwood.ru/888953/pravo/ponyatie_poryadok_provedeniya_oprosa_grazhdan

Об утверждении Положения

31. Опрос граждан: 1. Опрос граждан проводится на всей территории муниципального

1. Утвердить Положение «О порядке назначения и проведения опроса граждан в муниципальном образовании «Город Майкоп» (Приложение).

2.

Признать утратившим силу Постановление Совета народных депутатов муниципального образования «Город Майкоп» от 22.06.2005 N 664 «О Положении «Об опросе граждан в муниципальном образовании «Город Майкоп».

3. Опубликовать настоящее Решение в газете «Майкопские новости».

4. Настоящее Решение вступает в силу со дня его опубликования.

ПредседательСовета народных депутатовмуниципального образования»Город Майкоп»

А.Е.ДЖАРИМОК

Главамуниципального образования»Город Майкоп»

А.Л.ГЕТМАНОВ

Приложение. Положение о порядке назначения и проведения опроса граждан в муниципальном образовании «Город Майкоп»

Приложениек РешениюСовета народных депутатовмуниципального образования»Город Майкоп»

от 22 октября 2018 г. N 18-рс

Положение о порядке назначения и проведения опроса граждан в муниципальном образовании «Город Майкоп» (далее — Положение) подготовлено в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования «Город Майкоп» (далее — Уставом муниципального образования) и устанавливает порядок назначения и проведения опроса граждан на территории муниципального образования «Город Майкоп».

Статья 1. Опрос граждан

1. Опрос граждан (далее — опрос) является одной из форм участия населения муниципального образования «Город Майкоп» в осуществлении местного самоуправления.

2.

Опрос проводится для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования «Город Майкоп», а также органами государственной власти Республики Адыгея.

Статья 2. Право граждан на участие в опросе

1. В опросе имеют право участвовать жители муниципального образования «Город Майкоп» (далее — жители муниципального образования), обладающие избирательным правом и проживающие на территории (части территории) муниципального образования «Город Майкоп», на которой проводится опрос.

2.

Участник опроса обладает одним голосом и участвует в опросе непосредственно.

Статья 3. Принципы опроса

1. Участие в опросе является свободным и добровольным.

2.

В ходе опроса никто не может быть принужден к выражению своего мнения и убеждений или отказу от них.

3. Подготовка, проведение и установление результатов опроса осуществляются открыто и гласно.

4. Результаты опроса носят для органов местного самоуправления муниципального образования «Город Майкоп» и органов государственной власти Республики Адыгея рекомендательный характер.

Статья 4. Территория проведения опроса

Опрос проводится на всей территории муниципального образования «Город Майкоп» либо на определенной части территории.

Статья 5. Вопросы, выносимые на опрос

1. Опрос проводится:

— по вопросам местного значения, определенным Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

— по вопросам изменения целевого назначения земель муниципального образования «Город Майкоп» для объектов регионального и межрегионального значения.

2.

Вопросы, выносимые на опрос, должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключить возможность их двоякого толкования.

При формулировании вопросов не допускается употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

Статья 6. Виды опроса

1. Опрос проводится путем тайного, поименного или открытого ания в течение одного или нескольких дней.

2.

Тайное ание проводится по опросным листам в пунктах проведения опроса.

3. Поименное ание проводится по опросным листам в пунктах проведения опроса и (или) по месту жительства участников опроса.

4. Опрос может также проводиться в форме открытого ания на собраниях жителей муниципального образования.

Статья 7. Инициатива проведения опроса

1. Опрос по вопросам местного значения проводится по инициативе Совета народных депутатов муниципального образования «Город Майкоп» (далее — Совет народных депутатов) или Главы муниципального образования «Город Майкоп» (далее — Глава муниципального образования).

2.

Опрос по вопросам изменения целевого назначения земель муниципального образования «Город Майкоп» для объектов регионального и межрегионального значения проводится по инициативе органов государственной власти Республики Адыгея.

Статья 8. Принятие решения о назначении опроса

1. Решение о назначении опроса принимается Советом народных депутатов и оформляется нормативным правовым актом в порядке, предусмотренном его регламентом, со дня поступления инициативы, указанной в статье 7 Положения.

2.

В решении Совета народных депутатов о назначении опроса должно быть указано:

1) дата и сроки проведения опроса;

2) инициатор проведения опроса;

3) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;

4) методика проведения опроса;

5) форма опросного листа;

6) минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе;

7) территория проведения опроса;

8) порядок и сроки формирования комиссии по проведению опроса, состав, полномочия и порядок ее деятельности.

3. Решение Совета народных депутатов о назначении опроса подлежит опубликованию в порядке, предусмотренном Уставом муниципального образования, не менее чем за десять дней до дня проведения опроса.

4. Опрос проводится не позднее трех месяцев со дня принятия решения о назначении опроса.

Статья 9. Комиссия по проведению опроса

1. В целях организации проведения опроса инициатором формируется комиссия по проведению опроса (далее — комиссия) в порядке и сроки, установленные решением Советом народных депутатов о проведении опроса.

Деятельность членов комиссии осуществляется на общественных началах.

2.

В состав комиссии могут входить депутаты Совет народных депутатов, представители Администрации муниципального образования «Город Майкоп» (далее — Администрация муниципального образования) и органов государственной власти Республики Адыгея, общественных организаций, уполномоченные представители инициативных групп по проведению опроса. В работе комиссии также могут принимать участие граждане с правом совещательного голоса.

Деятельность комиссии по проведению опроса осуществляется коллегиально.

3. Комиссия:

— осуществляет контроль за соблюдением права жителей муниципального образования на участие в опросе;

— организует оповещение жителей о вопросе (вопросах), выносимом (выносимых) на опрос, порядке, месте, периоде (дате) проведения опроса не менее чем за 10 дней до его проведения;

— в случае проведения опроса в пунктах опроса утверждает их количество и местонахождение, после чего обнародует указанную информацию не позднее чем за 10 дней до дня проведения опроса;

— обеспечивает изготовление опросных листов по форме, указанной в решении представительного органа о назначении опроса;

— организует проведение ания жителей при опросе в соответствии с настоящим Положением;

— устанавливает результаты опроса;

— взаимодействует с органами местного самоуправления, органами государственной власти, общественными объединениями и представителями средств массовой информации;

— осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Положением.

4. Полномочия комиссии прекращаются после официальной передачи результатов опроса его инициатору.

5. Материально-техническое и организационное обеспечение деятельности комиссии осуществляется Администрацией муниципального образования.

Статья 10. Списки граждан, имеющих право на участие в опросе

1. В список участников опроса включаются жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.

В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет дополнительно день и месяц) и адрес регистрации по месту жительства участника опроса.

2.

Список участников опроса составляется в двух экземплярах не позднее чем за 7 дней до дня (периода) проведения опроса.

В случае создания нескольких пунктов проведения опроса список участников составляется по каждому пункту отдельно.

3. Дополнительное включение в список жителей, имеющих право на участие в опросе в соответствии с настоящим Положением, допускается в любое время, в том числе и в день его проведения.

Статья 11. Опросный лист

1. Мнение жителей муниципального образования по вопросу (вопросам), выносимому (выносимым) на опрос, фиксируется в опросных листах, изготовленных по форме, приведенной в приложении к настоящему Положению.

2.

В опросном листе должен содержаться точно воспроизведенный текст вопроса (вопросов), и указываются варианты волеизъявления голосующего словами «За» или «Против», напротив которых помещаются пустые квадраты.

3. В опросный лист для поименного ания дополнительно вводится графа для внесения данных об участнике опроса.

4. При вынесении нескольких вопросов они включаются в один опросный лист, последовательно нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями.

Альтернативные редакции какой-либо статьи или какого-либо пункта вынесенного проекта нормативного правового акта также последовательно нумеруются.

5. Опросный лист должен содержать разъяснения о порядке его заполнения.

Статья 12. Проведение опроса

Дата (период) и время проведения опроса определяются Советом народных депутатов.

Статья 13. Гласность при подготовке и проведении опроса

1. Заинтересованным сторонам должно быть предоставлено равное право на изложение своих взглядов по выносимому вопросу (вопросам).

2.

Способы проведения агитации устанавливаются комиссией.

3. В период проведения опроса агитация запрещается.

Статья 14. Открытое ание на собраниях жителей муниципального образования

1. При проведении опроса на определенной части территории муниципального образования комиссия вправе провести опрос в форме общего собрания участников опроса, на котором вопрос (вопросы) выносится на открытое ание.

2.

Регистрация участников собрания проводится по списку участников опроса.

3. На собрании допускаются выступления заинтересованных сторон по вопросу (вопросам), вынесенному (вынесенным) на опрос, их ответы на вопросы граждан, при этом обсуждение вопроса (вопросов) не проводится.

4. Голосование на собрании проводится открыто по каждому вопросу отдельно «За» и отдельно «Против». В ании участвуют только участники опроса, внесенные в список и зарегистрированные на собрании.

5. Результаты ания заносятся в протокол, который подписывается всеми членами комиссии, присутствовавшими на собрании.

Статья 15. Тайное ание при опросе

1. Тайное ание проводится в пунктах проведения опроса, где для этих целей оборудуются специальные места для тайного ания и устанавливаются ящики для ания.

2.

При проведении тайного ания комиссия по проведению опроса вправе сформировать комиссии по проведению тайного ания в количестве, равном количеству пунктов опроса.

Порядок и сроки формирования комиссий по проведению тайного ания при опросе, их количество, состав, полномочия и порядок их деятельности определяются комиссией по проведению опроса.

3. Комиссии по проведению тайного ания размещаются в день проведения опроса в пунктах опроса и осуществляют:

— выдачу опросных листов участникам опроса;

— дополнение списка участников опроса путем включения в список жителей, имеющих право на участие в опросе;

— подсчет и определение результатов опроса в соответствующем пункте опроса, который заносится в протокол, подписываемый всеми членами комиссии по проведению тайного ания.

4. Опросный лист выдается жителю муниципального образования по списку участников опроса.

Для получения опросного листа участник опроса в пункте проведения опроса предъявляет паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность и адрес регистрации по месту жительства.

При получении опросного листа гражданин расписывается в списке участников опроса.

5. Опросный лист заполняется участником опроса в специально оборудованном месте (кабине для ания), в котором не допускается присутствие иных лиц.

При ании участник опроса ставит любой знак в квадрате напротив слова «За» или «Против» в соответствии со своим волеизъявлением.

6. Заполненные опросные листы опускаются участниками опроса в ящик для ания, который на время ания опечатывается и должен находиться в поле зрения членов комиссии.

Статья 16. Поименное ание при опросе

1. Поименное ание может проводиться по опросным листам в пунктах проведения опроса ания либо по месту жительства участников опроса.

2.

При поименном ании при выдаче опросного листа участнику опроса членом комиссии в специально отведенную графу в опросном листе вносятся фамилия, имя, отчество участника опроса и адрес его регистрации по месту жительства.

3. Участник опроса собственноручно проставляет в опросном листе любой знак в квадрате напротив графы «За» или «Против» в соответствии со своим волеизъявлением и ставит свою подпись.

Статья 17. Установление результатов опроса

1. В первый день после даты окончания опроса члены комиссии подсчитывают результаты опроса путем обработки полученных данных, содержащихся в опросных листах.

При проведении опроса путем тайного ания комиссия определяет результаты опроса на основании протоколов, составленных комиссиями по проведению тайного ания по итогам проведения ания в соответствующем пункте опроса.

На основании полученных результатов составляется протокол. В протоколе указываются:

а) номер экземпляра протокола, дата и место составления протокола;

б) территория и сроки проведения опроса (дата начала и окончания);

в) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;

г) общее число жителей муниципального образования, имеющих право на участие в опросе;

д) число жителей муниципального образования, принявших участие в опросе;

е) число опросных листов, признанных недействительными;

ж) количество , поданных «За»;

з) количество , поданных «Против»;

и) результаты опроса (вопрос считается одобренным, если за него проало более половины участников опроса, принявших участие в ании).

2.

Если опрос проводился по нескольким вопросам, то подсчет и составление протокола по каждому вопросу производятся отдельно.

3. Недействительными признаются записи в опросном листе, по которым невозможно достоверно установить мнение участников опроса или не содержащие данных о авшем или его подписи (при поименном ании), а также повторяющиеся записи.

Недействительными признаются опросные листы неустановленного образца.

4. Если число жителей муниципального образования, принявших участие в опросе, меньше минимального числа жителей муниципального образования, установленных в решении Совета народных депутатов о назначении опроса, комиссия признает опрос несостоявшимся.

5. Комиссия признает результаты опроса недействительными, если допущенные при проведении опроса нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты ания.

6. В течение 7 дней со дня окончания опроса комиссия направляет по одному экземпляру протокола в Совет народных депутатов и Главе муниципального образования.

Один экземпляр протокола остается в комиссии.

7. Первый экземпляр протокола направляется инициатору проведения опроса.

К первому экземпляру протокола прилагаются поступившие в комиссию письменные жалобы, заявления и принятые по ним решения.

Вместе с экземпляром протокола инициатору проведения опроса также представляются сшитые и пронумерованные опросные листы.

8. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельными его положениями, вправе изложить в письменной форме особое мнение, которое прилагается к протоколу.

9. Срок хранения первого экземпляра протокола и прилагаемых к нему материалов определяется Советом народных депутатов и составляет три года.

Статья 18. Результаты опроса

1. Результаты опроса доводятся инициатором проведения опроса до сведения населения через средства массовой информации не позднее 20 дней со дня окончания проведения опроса.

2.

Результаты опроса учитываются при принятии решений органами местного самоуправления.

В случае невозможности принятия решения в том варианте, за который высказалось большинство при опросе, органы местного самоуправления должны принять аргументированное решение и в течение 10 дней после принятия решения опубликовать его в средствах массовой информации.

Статья 19. Финансовое обеспечение проведения опроса

1. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса, осуществляется:

1) за счет средств местного бюджета — при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления муниципального образования;

2) за счет средств бюджета Республики Адыгея — при проведении опроса по инициативе органов государственной власти Республики Адыгея.

Приложение. Опросный лист для поименного опроса граждан

Приложениек Положениюо порядке назначения ипроведения опроса граждан вмуниципальном образовании

«Город Майкоп»

__________________________________________________

инициатор проведения опроса

__________________________________________________

наименование населенного пункта

__________________________________________________

место, адрес проведения опроса

__________________________________________________

дата проведения опроса

N п/пФ.И.О. участника опросаГод (дата) рождения (в возрасте 18 лет — число и месяц рождения)Регистрация по месту жительства или по месту пребывания гражданинаДатаПодписьТекст вопроса
За (ставится любой знак)Против (ставится любой знак)
1.

Лист N ___

Член комиссии по проведению опроса граждан______________________________________
(подпись)(Ф.И.О.)(дата заполнения опросного листа)

Источник: http://docs.cntd.ru/document/550263201

29. Опрос граждан (Статья 31 фз от 06.10.2003)

31. Опрос граждан: 1. Опрос граждан проводится на всей территории муниципального

Опросграждан –проводится на всей территориимуниципального образования или на частиего территории для выявления мнениянаселения и его учета при принятиирешений органами МСУ и должностнымилицами, а также органами государственнойвласти. Результаты опроса носятрекомендательный характер.

Вопросе имеютправо принимать участие жителимуниципального образования, обладающиеизбирательным правом.

Инициаторамиопроса могут быть:

  • представительный орган и глава муниципального образования по вопросам местного значения;

  • органы государственной власти субъекта РФ для учета мнения при принятии решения об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального или межрегионального значения.

Порядокназначения и проведения опросаграждан определяетсяУставом муниципального образования и/ или нормативно-правовыми актамипредставительного органа.

Решениео назначении опроса граждан принимаетсяпредставительным органом МСУ. Внормативно-правовом акте представительногооргана о назначении опроса устанавливается:

  • дата и сроки проведения;

  • формулировка вопроса;

  • методика проведения опроса;

  • форма опросного листа;

  • минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.

Жителимуниципального образования должны бытьпроинформированы о проведении опросане менее, чем за 10 дней до его проведения.Финансирование осуществляется либо засчет местного бюджета субъекта РФ(инициатор – орган государственнойвласти субъекта РФ).

30. Обращения граждан в органы мсу и другие формы непосредственного осуществления населением мсу и участия в его осуществлении (Статьи 32 – 33 фз от 06.10.2003)

Правограждан на индивидуальные и коллективныеобращения в органы государственнойвласти и органы МСУ относится кконституционно гарантированным.

Обращения –изложенные в устной или письменнойформе предложения, заявления, жалобы,ходатайства, в том числе коллективныеобращения граждан.

Предложение –обращение гражданина, не связанное снарушением его прав (направлено наулучшение организации и деятельностиорганов МСУ, предприятий, организаций,учреждений в решении вопросов различныхсфер местной жизни).

Заявление –обращение гражданина по поводу реализациипринадлежащих ему прав.

Жалоба –обращение гражданина по поводувосстановления прав или законныхинтересов, нарушенных действиями(бездействием), решениями органов МСУ,их должностными или выборными лицами,руководителями предприятий, учреждений,организаций.

Ходатайство –письменное обращение гражданина спросьбой о признании за ним определенногостатуса, прав, гарантий, льгот (спредоставлением документов, ихподтверждающих).

Коллективноеобращение –обращение нескольких граждан в письменномвиде, содержащее частный интерес (илиобращение, принятое на митинге, собрании,подписанное организаторами и (или) егоучастниками).

ФЗ»Об общих принципах организации МСУв РФ» определено, что должностныелица МСУ обязаны дать письменный ответпо существу обращений граждан в органыМСУ в течение одного месяца.

Порядоки сроки рассмотрения обращений граждан ворганы МСУ устанавливаются законамисубъектов РФ и принимаемыми в соответствиис ними представительными органамимуниципальных образований муниципальныминормативными правовыми актами.

Традиционнов указанных муниципальных нормативныхправовых актах наряду с месячным срокомрассмотрения обращения должны бытьустановлены правилаработы с обращениями:

  • обязательность ответа по существу обращения;

  • право на поручение о подготовке ответа на обращение должностному лицу, курирующему соответствующее направление деятельности МСУ, а также право подписи ответа названного должностного лица МСУ вне зависимости от того, кому адресовано обращение;

  • запрет на переадресовку обращения лицам, чья деятельность критикуется в обращении;

  • обязанность направления обращения по принадлежности, если оно адресовано органу (должностному лицу) МСУ, в чьи функциональные обязанности соответствующий вопрос не входит.

Занарушение должностным лицом МСУ порядкаи сроков ответа на обращения граждан ворганы МСУ законом субъекта РФ можетбыть установлена административнаяответственность.

Существуютситуации, когда обращение может бытьоставлено без ответа. Так, в актах,регламентирующих порядок работы собращениями, может быть установлено  право  неотвечать на обращение:

  • если оно содержит оскорбительные выражения с применением ненормативной лексики в адрес отдельных лиц или учреждений, а также государства, органов государственной власти и МСУ;

  • если ответ по существу обращения тому же адресанту уже был дан ранее.

Анонимныеобращения неподлежат рассмотрению (устные обращениярассматриваются, когда изложенные вних факты не требуют дополнительнойпроверки).

Руководителиорганов и должностные лица МСУ обязаныобеспечить необходимые условия длярассмотрения обращений граждан (принеобходимости должны быть истребованыдокументы, организованы проверки).

Законысубъектов предусматривают административнуюответственность за нарушение сроков ипорядка ответов на обращения.

Обращениеграждан позволяет им участвовать вопределении задач и направленийдеятельности органов МСУ, в контролеза деятельностью  муниципальных  органов(они – важнейший источник информации,необходимой органам МСУ для принятиярешений, отвечающих интересам населения).

Статья33. Другие формы непосредственногоосуществления населением МСУ и участияв его осуществлении

1.Наряду с предусмотренными настоящимФЗ формами непосредственного осуществлениянаселением МСУ и участия населения восуществлении МСУ граждане вправеучаствовать в осуществлении МСУ в иныхформах, не противоречащих КонституцииРФ, настоящему ФЗ и иным ФЗ, законамсубъектов РФ.

2.Непосредственное осуществлениенаселением МСУ и участие населения восуществлении МСУ основываются напринципах законности,добровольности.

Государственныеорганы и их должностные лица, органыМСУ и должностные лица МСУ обязанысодействовать населению в непосредственномосуществлении населением МСУ и участиинаселения в осуществлении МСУ.

Источник: https://studfile.net/preview/5551754/page:28/

Studio-pravo
Добавить комментарий